Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭКС"-"ЭЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭКС"-"ЭЛЬ")

ЭКСИЛИУМ

ЭКСИЛИУМ - Exsilium, φυγή (αειφυγία - пожизненное), отлучение от родины (ex solo). Кроме остракизма, изгнание в виде законного наказания является при делах об убийстве, φοίνικα, но собственное применение оно имело по политическим причинам и в особенности часто являлось во время междоусобных смут. В этом случае оно нередко связано было с атимией и конфискацией имущества, см. Όστρακισμός, Остракизм. В Риме Э. в период царей и Республики обозначало и добровольное, и принужденное отлучение из родины. Первоначально не было, собственно, изгнания из пределов государства, а существовала лишь опала, aquae et ignis interdictio, запрещение общей воды и общего огня, вследствие чего подверженным этой каре делалось невозможным оставаться в Риме. Эта опала произносилась и над такими, которые удалились добровольно, чтобы воспрепятствовать их возвращению (Cic. Саес. 34), и над такими, которых этою опалою желали заставить выселиться из Рима; оставаясь в Риме, они считались стоящими вне покровительства законов, и никто не смел принимать или защищать их. Разные преступления подвергались этой каре, которую произносили комиции, а впоследствии quaestiones perpetuae, напр. преступления против величия народа (crimen maiestatis), veneficium, incendium, vis publica и т. д., a наказываемый терял права гражданина (capitis deminutio media, см. Capitis deminutio). Обвиняемому дозволялось, во всяком случае до приговора суда, оставить Рим и приобрести право гражданства в другом городе; так, напр., в то время, когда oppida Latina были еще независимы, можно было удаляться в iustum exsilium в Тибур, Пренесту и др. Liv. 26, 3. Cic. de or. 1, 39. Конфискация имущества сама по себе не была сопряжена с этим наказанием, но первоначально конфискация имущества применялась лишь в случае таких преступлений, для которых в древнейшие времена государства назначалась в наказание sacratio capitis. см. подробности под сл. Publicatio. Под конец Республики aquae et ignes interdictio являлась почти только в виде изгнания из пределов государства, напр. в делах Т. Анния Милона, П. Рутилия Руфа, А. Габиния, Л. Меммия, Т. Мунация Планка Бурзы и др. В 1 и 2 столетии Империи это наказание заменено было ссылкой, deportatio (см. сл.), рядом с которой образовался самый легкий вид изгнания, см. Relegatio.

ЭКСИТЕРИИ

ЭКСИТЕРИИ - Έξιτήρια, см. Βουλή, Буле, 2.

ЭКСКУБЫ

ЭКСКУБЫ - Excubīae, см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 7.

ЭКСОД

ЭКСОД - Exodium, εςόδιον, собственно исход, заключение театрального представления; у римлян так называлось веселая пьеса, дававшаяся после серьезных драм в конце представления, вроде того как у греков сатирская драма следовала за трагедиями. Уже в древнее время игрались такие фарсы; когда ателланы (см. Atellanae fabulae, Аттеланы) вошли в употребление, они вместе с мимами (mimi) обыкновенно служили для этой цели, почему часто выражения exodia и Atellanae fabulae употребляются без различия; встречается даже обозначение exodium Atellanicum (Suel. Tib. 45). Балагур, играющий главную роль в этих добавочных пьесах, назывался exodiarius.

ЭКСОМОСИЯ

ЭКСОМОСИЯ - Έξωμοσία, в Афинах назывался

1. отказ принять на себя какую-либо должность или повинность λειτουργία, Литургия, с подтвержденным клятвою приведением причин, напр. слабости, болезни и т. п. (отказываться значит εξομνύνοα, εξόμνυσται);

2. клятва свидетеля в том, что он ничего не знает о деле;

3. протест относительно законности обвинения.

ЭКСОСТРА

ЭКСОСТРА - Έξώστρα, (от εξωθέω, выталкиваю),

1. театральная машина, имевшая подобную цель, как и εκκύκλημα (см. это слово в Театр), а именно показать, что произошло внутри дома. Это, кажется, был своего рода балкон, устроенный в верхнем этаже представляемого на сцене здания;

2. см. Πολιορκία, Осада, 14.

ЭКСТРАОРДИНАРИИ

ЭКСТРАОРДИНАРИИ - Extraordinarii, см. Legio, Легион; и Castra, Кастра, 5.

ЭКСУПЕРАНЦИЙ, ЮЛИЙ

ЭКСУПЕРАНЦИЙ, ЮЛИЙ - Exuperantius, Iulius,

4 или 5 в. от Р. X., автор сохранившейся в одной лишь рукописи epitome, основанного на рассказе Саллюстия краткого и поверхностного изложения первой междоусобной войны, 1-е изд. Sylbury (1588), затем в виде прибавления к многим изданиям Саллюстия, наконец - Bursian (1868).

ЭКСУПЕРАНЦИЙ ЮЛИЙ

ЭКСУПЕРАНЦИЙ ЮЛИЙ - Exuperantius, Iulius, 4 или 5 в. от Р. X., автор сохранившейся в одной лишь рукописи epitome, основанного на рассказе Саллюстия краткого и поверхностного изложения первой междоусобной войны, 1-е изд. Sylbury (1588), затем в виде прибавления к многим изданиям Саллюстия, наконец - Bursian (1868).

ЭКСХЕРЕДАЦИО

ЭКСХЕРЕДАЦИО - Exheredatio, см. Hereditas, Наследства право.

ЭКФАНТ

ЭКФАНТ - Ecphantus, 'Έκφαντος,

1. предводитель демократической партии на Фасосе, освободил в 409 г. Фасос от навязанного спартанцами правления и передал остров афинянам. Demosth. in. Lept. p. 474;

2. пифагореец из Сиракуз, упоминаемый несколько раз Стобеем.

ЭКФАНТИД

ЭКФАНТИД - Ecphantĭdes, Έκφαντίδης, один из древнейших поэтов древней аттической комедии, старше Кратина, который, как и младший современник, осмеивал его и дал ему прозвище Καπνίας (дымный человек), потому что его изображения не имели λαμπρόν χαρακτη̃ρα; про него же Кратин говорил, якобы ему помогал его раб Хойрил. Сохранилось лишь немного фрагментов, известно заглавие одной лишь пьесы, Σάτυροι. Schol. Arist. Vesp. 151; см. Meineke, corn. Graec. frgm. I, стр. 12.

ЭКФИЛЛОФОРИЯ

ЭКФИЛЛОФОРИЯ - Έκφυλλοφορία (εκφυλλοφορει̃ν), предварительное исключение недостойных членов афинского совета через их сочленов; имя удалявшегося от должности писалось подававшими против него голос булевтами на листьях оливкового дерева. За сим следовало более точное расследование. Aeschin. Timarch. 129.

ЭЛАВР

ЭЛАВР - Elăver, н. Allier, приток Лигера (Луары), вытекает из Mons Cevenna и образует в северном течении границу между битуригами и боями. (Caes. b. g. 7, 34. 35. 53.), позже между Aquitania и Gallia Lugdunensis. При Новиодуне (Nouan) он впадал в Лигер.

ЭЛАЙ

ЭЛАЙ - Elaus, 'Έλαος, крепость близ Калидона в Этолии, завоеванная Филиппом III Македонским в 219 г. до Р. X. Polib. 4, 65.

ЭЛАТ

ЭЛАТ - Elătus, 'Έλατoς,

1. кентавр;

2. сын Аркада и Леаниры, царь Аркадии, супруг Лаодики, отец Стимфала, Эпита, Киллена, Перея. (Apollod. 3, 9; 1. 10, 3.), переселился из Киллены в Фокиду и основал Элатею. Paus. 10, 34, 3;

3. царь лапифов в Лариссе в Фессалии, отец аргонавтов Кенея, Полифема и Исхиса, часто смешивается с аркадийским Элатом.

ЭЛАТЕЯ

ЭЛАТЕЯ - Elatēa, см. Phocis, Фокида.

ЭЛАФЕБОЛИОН

ЭЛАФЕБОЛИОН - Έλαφηβολιών, см. Annus Год, I, 9.

ЭЛЕВСИНСКИЙ КУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЕВТЕРА

ЭЛЕВТЕРА - Eleuthĕras, см. Attica, Аттика, 16.

ЭЛЕВТЕРИЯ

ЭЛЕВТЕРИЯ - Έλευθέρια, τα, 1. бывший первоначально в связи с древней спартанской симмахией праздник всех греческих племен, воевавших против персов. Он был учрежден в честь Зевса Έλευθέριος и праздновался ежегодно в Платеях. Но скоро из него развился местный праздник. Strab. 9, 632. Plut. Arist. 21;

2. праздник на Самосе в честь Эрота, который возбуждает мужей твердо стоять вместе в борьбе за честь и свободу;

3. праздник отпущенных на свободу рабов.

ЭЛЕВТЕРОЛАКОНЫ

ЭЛЕВТЕРОЛАКОНЫ - Έλευθερολάκωνες, так назывались в период римского владычества жители Лаконии, илоты и периэки, занимавшие лишь среднюю часть всех области и образовавшие общину, устройство которой, впрочем, нам мало известно. Август ограничил количество городов, принадлежащих к этому государству, числом 21. Strab. 8, 365. Paus. 3, 21, 6.

ЭЛЕВТЕТЫ

ЭЛЕВТЕТЫ - Eleuteti (сомнительное чтение), одно из галльских племен, qui sub imperio Arvernorum esse consuerunt. (Caes. b. g. 7, 75.).

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ - Elegīa, τα ελεγει̃α, позже ή ελεγεία, род лирической поэзии. Έλεγει̃ον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под τα ελεγει̃α или ή ελεγεία греки понимали всякое написанное двустишиями стихотворение, без всякого отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ε́λεγος (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ε́λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но т. к. Э. сначала не пелась, но читалась нараспев, то является вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ε́λεγος, получила от него свое имя. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос; она была первым робким шагом от эпоса к лирике; в ней поэт, скрывающийся в эпической поэзии за самым сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались; сюжеты, в которых они вращались, не охватывающие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но избранные из ближайшей окружности, из отечества во более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. Также и по языку и диалекту Э. примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект. Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. Первое начало принадлежит ионийцам, за ними последовали аттики и в заключение явились александрийцы. Основателем Э. у греков считался обыкновенно Каллин Эфесский ок. ол. 1 (776 до Р. X.) или, по мнению других, несколько позже. О жизни его нам не известно ничего; до нас дошла еще от него одна Э. воинственного характера, в которой он пробуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, и его остальные Э. имели воинственный или политический характер, как Э. его ближайших последователей, Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Iambographi, Ямбографы), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Parodia, Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и мифического характера, как добытые результаты житейской мудрости; поэтому вышеназванные поэты, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политической жизни в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Начатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выдавались Александр Этолийский, Гермесинакт, Фанокл, Эратофен, Филета и Каллимах. Э. сделалась более ученым родом поэзии и имела большое влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., особенно политические, читались отчасти в больших публичных собраниях, но большинство - на праздничных пирушках (симпосиях). На последних громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и тою же игрою оно прерывалось время от времени. В позднейшие времена, вероятно, френетические Э. сочинялись для пения с аккомпанементом флейт. Лучшее собрание фрагментов греческих элегиков: Bergk, poet. lyr. Graeci, p. II (4-e изд., 1882); Хрестоматия; Schneidewin (1838) и в Антологиях Stoll'я и Buchholz'a. В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Катулл первый между элегиками, за ним следует Корнелий Галл; особенно выдаются Тибулл, Проперций и Овидий, и еще в 1 в. от Р. X. Э. была модным родом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.

ЭЛЕЙ

ЭЛЕЙ - I.

Elaeūs или Elĕūs,

Έλαιου̃ς, Έλεου̃ς,

1. древняя колония теосцев у мыса Мастусии на фракийском Херсонесе, известная благодаря могиле Протесилая. Hdt. 6, 140. 7, 33. Thuc. 8, 102. 107.;

2. дем в Аттике;

3. город на острове Теносе;

4. маленький остров на севере от Родоса, близ материка, называвшийся также Έλαιου̃σσα, н. Cavaliere. Strab. 14, 651.

II.

Elēus,

Ήλει̃ος, герой, элидский:

1. сын Посейдона и отец Авгея, царь эпеев. Paus. 5, 1, 6. 7;

2. сын Тантала, давший по сказанию имя Элиде;

3. сын Амфимаха, царь в Элиде во время переселения дорян. Paus. 5, 3, 4.

ЭЛЕЙФИЯ

ЭЛЕЙФИЯ - см. Илифия.

ЭЛЕКТРА

ЭЛЕКТРА - Electra, Ήλέκτρα (светлая),

1. дочь Океана и Тефиды, от Фавманта мать Ириды и гарпий. Hesiod. theog. 265;

2. одна из плеяд, от Зевса мать Иасиона и Дардана, по позднейшему сказанию, супруга италийского царя Корифа, которому она и родила Иасиона. Она принесла Палладий в Илион и вручила его своему сыну Дардану;

3. сестра Кадма, по имени которой назывались элекринские ворота в Фивах;

4. дочь Латина родила, по преданию, от Итала, царя энотров или сицилийцев, Рема, основателя Рима.

ЭЛЕКТРЫ

ЭЛЕКТРЫ - Electrum, η́λεκτρον, уже в древности имело двоякое значение: смесь металла из 4-х приблизительно частей золота и одной части серебра (Рlin. 33, 4. 23; по словам Onken'a, добываемое в Змеиных горах в Сибири «electrum» содержит золото с примесью 36% серебра) и янтарь (Рlin. 37, 11, 1 сл.). Даже относительно Гомера вопрос о том, что из двух следует разуметь по этим словом, остается нерешенным: Millin, Voss и Buttmann высказываются за янтарь, Nitzsch, Wachsmuth и Hoffmann - за металлическую смесь. Вопрос решить нелегко, и может быть, что в трех местах, в которых это слово встречается у Гомера, оно обозначает то одно, то другое. Так, Ноm. Od. 4, 73, где Телемах восхищается сокровищами дома и где оно названо в связи с медью, золотом и серебром, можно подразумевать только металлическую смесь; наоборот, Ноm. Od. 15, 460 и 18, 296, где упоминается украшенная electrum'ом золотая повязка, можно легко (уже вследствие множественного числа ηλέκτροισιν) понимать под этим словом янтарь и именно янтарные кораллы, которые могли служить в виде жемчужных украшений. Соединить и то и другое (по Hüllmann'y) можно, предположив, что под electrum понимаются вообще драгоценные камни вследствие их блеска (ηλέκτωρ, солнце), так как, кроме этого, у Гомера не упоминается драгоценных камней. У Гесиода (Scut. 141 слл.) оно встречается на щите Геркулеса. Янтарь, особенно его прозрачный блеск, неоднократно упоминается аттическими трагиками; так, Софокл (Ant. 1037.) называет η́λεκτρον - светлое золото, серебристое золото из Сард. По Филемону, в некоторых местах Скифии находился Э. разных цветов, белый, цвета воска и красноватый; Каллистрат называет особый род его, цветом похожий на золото и легко воспламеняющийся; Павсаний упоминает о находящемся в храме Зевса Олимпийского изображении Августа из Э., которое он противопоставляет Э. как металлу; у Вергилия в Энеиде, при описании вооружения Энея, под этим словом разумеется металл, который вместе с железом и золотом обрабатывает Гефест. Янтарь древние употребляли для курения в храмах и как женское украшение, особенно для ожерелий и браслетов, колец, небольших сосудов, украшений для оружия, амулетов. Выше всего ценился темный (темно-желтый или красноватый) янтарь, особенно так называемый фалернский, вследствие сходства с вином, менее всего белый и цвета желтого воска. Торговля им была первоначально в руках финикян; но к южным народам он перешел главнейше сухим путем от Балтийского моря через Паннонию и Верхнюю Италию. Этруски особенно доставляли его от устьев По через свои города Гадрию и Спину в Грецию и на Восток. Поэтому По принимается за Эридана (см. Eridanos, Эридан), на берегах которого, по сказанию, сестры Фаэтона, обращенные в тополей, проливают о брате слезы, превращающиеся в янтарь. Ov. met. 2, 364 слл. Во время Римской империи янтарь появился в Риме в таком количестве, что совершенно упал в цене. Германцы называли его glesum (стекло) (Tac. Germ. 45), почему римляне открытый или богатый янтарем остров, называвшийся Austeraria или Austrania, назвали Glessaria (может быть, н. Ameland).

ЭЛЕОС

ЭЛЕОС - 'Έλεος, сострадание, как божество имело в Афинах на площади алтарь, у которого искали защиты беглецы, искавшие у афинян помощи, как, напр., Адраст и Гераклиды. Афиняне были единственным народом из эллинов, которые почитали сострадание как божество. Paus. 1, 17, 1 Apollod. 2, 8, 1. 3, 7, 1. Fabricius к Sext. Emp., p. 592.

ЭЛЕФАНТИДА

ЭЛЕФАНТИДА - Elephantis, Έλεφαντίς, писательница во время первых римских императоров, отличалась распутным и сладострастным тоном своих сочинений в прозе и стихах. Suet. Tib. 43.

ЭЛЕФАНТИНА

ЭЛЕФАНТИНА - Elephantīne, Έλεφαντίνη, н. Джесирет Ассуан, остров Нила лишь в 7 стадиях вниз от порогов, против города Сиены, с храмом Кнуфиса у города того же имени. Здесь была граница с Эфиопией. Hdt. 2, 17. 29. 30.

ЭЛЕФЕНОР

ЭЛЕФЕНОР - Elephēnor, Έλεφήνωρ, сын Халкодонта, властелин Абантов на Эвбее, участвовал Агенором. Ноm. Il. 2, 540. 4, 462.

ЭЛЕЯ

ЭЛЕЯ - I.

Elaea,

см. Aeolis, Эолида.

II.

Elĕa,

см. Velia, Велия.

ЭЛИАН

ЭЛИАН - Aelianus, Αιλιανός,

1. по прозванию ó τακτικός, жил в Риме ок. 100-140 гг. от Р. X., в царствования Траяна и Адриана, из которых последнему он посвятил свое сочинение об устройстве боевого порядка у греков, τακτική θεωρία. По исследованиям Кехли, «Тактика», издававшаяся до сих пор под именем Арриана, есть Элианово произведение в его первоначальном виде, а та, которая до сих пор известна была под именем Элиановой, есть позднейшая редакция того же сочинения, распространенная вставками из Асклепиодота, который, ок. 50 г. от Р. X., написал τακτικά κεφάλαια. Сочинение Э. (изд. Köchly и Rüstow, 1855) есть лучший источник сведений о македонской тактике;

2. Клавдий-софист, родом из Пренесты, при Северах был в Риме учителем красноречия. Очерк его жизни дает Филострат (vit. soph. 2, 31). Написал кроме нескольких других сочинений, известных нам только по заглавиям, собрание различных историй (ποικίλη ίστορία, varia historia) разнообразного, отчасти ценного содержания, в 14 книгах, которые, впрочем, начиная с 3-13, сохранились только в сокращенном виде (пространнейшее объяснительное издание сделал Abr. Gronov, Лейден, 1731, 4); кроме того, К. Э. принадлежат рассказы о животных в 17 книгах (περί ζώων), сочинение, как видно имевшее большой круг читателей (изд. Schneider, 1784, Fr. Iacobs, 1832). Однако достоинство обоих этих сочинений, которых отдельные части не всегда составлены с должной осмотрительностью и строгой разборчивостью, заключается главным образом в многочисленности сообщений, заимствованных у писателей, для нас утраченных. Что оба сочинения принадлежат одному и тому же автору, с вероятностью доказал Якобе в своем издании «Рассказов о животных». Э., хотя и родился в Италии, но настолько владел греческим языком, что был восхваляем как μελίγλωσσος, μελίφθογγος (сладкоречивый). Изд. обоих сочинений и фрагментов Э.: Hercher (Париж, 1858, Лейпциг, 1864-1866).

ЭЛИДА

ЭЛИДА - Elis, Ήλις или Ήλεία, на местном диалекте Валис, Валея, Fα̃λις, Fαλεία, «низменность», западная область Пелопоннеса, граничила на севере с Ахайей, на востоке во всю длину с Аркадией, на юг с Мессенией, на западе с Ионийским морем и распадалась на 3 части:

1. Э. в узком смысле на севере, западная часть коей называлась ή κοίλη Ήλις, восточная гористая - Акрория;

2. Писатида или Писея в середине, 3) Трифилия, гористая часть, на юге. Это первоначально политическое деление было позже чисто местным. Горы Ахеи и Аркадии занимают на севере и востоке также часть Э.: скалистая Сколлида (н. Сайта Мэри) на севере, вероятно, гомеровская πέτρη Ώλενίη, Ериманф (н. Олон, 6800'), Лампея (н. Астрас) с блестящими снежными вершинами; на юге с этими горами соприкасается в 2000' вышиной горная равнина Фолоя, н. Лала (на границе с Аркадией), восточные побеги которой суть Κρόνιον и Σαύρου δειράς (проход); по Трифилии идут в западном направлении горы Феллон (н. Палатия), образующие границу с Писой, Минфа (н. Алвена) и Лапиф, 3700', образующий продолжение Ликеона на запад. Берега большею частью ровны, даже болотисты; лишь в двух местах выдаются возвышенность, мыс Хелонат (н. Хлемуци), западная окраина Пелопоннеса и на юг мыс Ихфий (н. Катаколо). в древнее время, вероятно, небольшие острова, соединившиеся с материком посредством наносов и образовавшие полуострова. Воды в стране обильны. Пеней (н. река Вервени и по соединении с Ладоном река Гастуни), течет с Ериманфа и протекает по направлению на запад по Ήλις κοίλη, принимая с юга елейский Ладон (н. Челеби), называвшийся также Селлеис, на юг от мыса Ихтия впадает текущий из Аркадии Алфей, н. Руфия (см. Άλφειός, Алфей), притоки коего: направо Ериманф (Доана), отчасти пограничная река с Аркадией, Кладей, Енипей; налево Диагон (на границе с Аркадией), Далион, Ахерон, Селинунт. В Трифилии следует упомянуть Апигр (река Св. Исидора), гомеровский Μινυήϊος (Il. 11, 722) с притоком Акидом или Иорданом, образующим при впадении зловонные лагуны Каяффа; еще южнее пограничная с Мессенией реак Неда (н. Бузи). Килленский залив, названный по портовому городу Киллене, идет на юг до мыса Хелоната; между ним и Ихтием лежит Хелонатский залив, к которому с юга примыкает Кипарисский. Гаваней на берегу почти нет. Климат здоров и приятен, где его не портят сырые низменности. В равнинах процветает виноделие и земледелие и растут великолепные кустарники висса (из всех греческих земель лишь в Э. выделывался травянистый хлопчатник), на возвышенностях были прекрасные пастбища; все это в соединении со священной тишиной доставило стране имя вечного плодового сада. К древним автохтонам Эномая и Пелопа присоединились, по преданию, еще в догомеровские времена два родственных фессалийских народа, епейцы и этолийцы (около города Э.); Трифилию занимали кавконы и минийцы из Лаконии; многие города в последней были разрушены елейцами. Hdt. 4, 148. Население было многочисленно, по Clinton'у, приблизительно 186 000 человек на 46 (по другим на 60) кв. милях. Города в собственной Э.: Бупрасион, у Гомера называется «богатый пшеницей» (Il. 11, 756), вероятно, не город, но хорошо застроенная местность, теперь она почти не заселена; Мирсин, позже Миртунтий, Киллена, укрепленный портовый город Э., через который протекает Пеней, основан Оксилом, но возник лишь ол. 77, 2. (471 до Р. X.), с акрополем и тремя большими гимназиями; Пилос, называемый елейским, в отличие от трифилийского и мессеноского, на Ладоне, в 70 стадиях на северо-западе от Олимпии при слиянии Ладона и Пенея; Эфира, древний город пеласгов у Селлеиса. В Акрории находились укрепленные пограничные места Ласий, Фравст или Фрэст, Фаламы, Алий, Евпагий и Опунт. В Писатиде Писа (ή Πίσα), древний главный город Пелопова царства, до такой степени разрушенный спартанцами после 3-й Мессенской войны (455), что уже в древности сомневались в его существовании. Олимпия, на правом берегу Алфея, не город, но обширная местность с храмами; рощами и т. п. при впадении Кладея в Алфей (см. Olimpia, Олимпия), известная своими играми. Из Олимпии в Э. у подошвы горы вдоль берега шла священная дорога, при которой лежал Диспонтий, разрушенный в войне между элейцами и писейцами; Гарпинна, Кикесий, значительный город, Летрины, Фия. В Трифилии: Епиталий, гомеровская Триоэсса, на юг от Алфея близ устья, н. Агуленица; Скиллунт у Селинунта; подаренный спартанцами Ксенофонту (Paus. 5, 6, 4. Хеn. Anab. 5, 3, 7. Hell. 6, 5, 2). На север от него скала Типай, с которой бросали женщин, смотревших на Олимпийские игры Самик или Самос, важен как военный пункт, т. к. он господствует над узким проходом между горой Минфой и лагунами берега. Трифилийский Пилос (на место жительства Нестора) на реке Мамае, Лепрей (н. Стровици), Эпей, гомеровский εΰκτιτον Αιπύ, Пирг и др. ср.: Curtius, Peloponnesos, II, 3 слл. Bursian, Georgr. von Griecheland II, 267 слл.

ЭЛИЗИИ

ЭЛИЗИИ - Elysii или правильнее Elisii, Тацитом (Tac. Germ. 43) причисляются к числу народов лигийского племени. Из сравнения с Птолемеем, который называет селение Lugidunum (по определению градусов нынешний Лигниц), местожительством этого племени принимают местность нынешнего Oels'a в Силезии.

ЭЛИЗИУМ

ЭЛИЗИУМ - см. Елизий.

ЭЛИИ

ЭЛИИ - Aelia gens, знатный плебейский род в Риме, между фамилиями, на которые он распадался, особенно замечательны: Paeti (см. Пет) Galli, Lamiae и Tuberones. Aelia lex, см. Lex, Закон Элия.

ЭЛИМ

ЭЛИМ - ElСћmus или Helymus, 'Έλυμος, троянец, побочный сын Анхиза, брат Ерикса, который от Энея вместе с Сегестом или Эгестом, Ацестом (см. Aeneas, Эней) переселился в Сицилию, в область Сиканцев на реке Кримизе. Поселившиеся здесь троянцы называли себя по его имени элимийцами.

ЭЛИМАИДА

ЭЛИМАИДА - Elymaïs, Έλυμαΐς, местность в Сусиане на границе с Персией (в Ветхом Завете вся Сусиана называется Элим), населенная могущественным и воинственным, но вместе с тем разбойническим народом элимеями, которые особенно отличались в стрельбе из лука. Liv. 37, 40. Strab. 16, 744 сл.

ЭЛИМЕЯ

ЭЛИМЕЯ - Elimea, или Elimiotis, Έλίμεια, Έλιμιω̃τις, (или Элимиотида), юго-западная часть Македонии, по обеим сторонам Галиакмона (н. река Быстрина), с городом Элимой и проходом Колустаном (н., вероятно, Сервия). Arr. 1, 7, 5. Thuc. 2, 99. Liv. 31, 40. 42, 53. 45, 30. Strab. 7, 326. Жители назывались Έλιμιω̃ται. Thuc. 2, 99.

ЭЛИСАТЫ

ЭЛИСАТЫ - Elusātes, галльское племя в Аквитании с главным городом Elisa, н. руины Ciutat при Eauze. Caes. b. g. 3, 27.

ЭЛИССА

ЭЛИССА - Elīsa (Elissa), см. Dido, Дидона.

ЭЛИЦИЙ

ЭЛИЦИЙ - Elicius, см. Iupiter, Юпитер, под Ζεύς, Зевс, 9.

ЭЛЛАДА

ЭЛЛАДА - Έλλάς, город во Фтиотиде (Фессалии), по преданию, построенный Гелленом, принадлежал к области Ахиллея; вся область этого города, между реками Епинеем и Асопом, носила это название. Ноm. Il. 2, 683. 9, 395. Ноm. Od. 11, 496. Эллада и Аргос (Пелопоннес) вместе, καθ' Έλλάδα καὶ μέσον 'Άργoς (Ноm. Od. 1, 344, 15, 80), обозначали как бы пределы страны, обитаемой одноплеменными ахейцами с севера до Пелопоннеса. О позднейшем распространении имени см. Graecia, Греция, 8.

ЭЛЛАНОДИКИ

ЭЛЛАНОДИКИ - Έλλανοδίκαι, см. Olympia, Олимпия, 5.

ЭЛЛИМЕНИОН

ЭЛЛИМЕНИОН - Έλλιμένιον, портовый налог в Афинах, размер которого нельзя точно определить и который не следует смешивать с пошлиной при вывозе и ввозе, равнявшейся 1/50 стоимости (πεντηκοστή). Лица, занимавшиеся взиманием этого налога, назывались ελλιμενισταί. Они состояли на службе у откупщиков пошлин (τελω̃ναι, см. Телоны) и должны были особенно заботиться о том, чтобы не было никаких уклонений.

ЭЛЛИН

ЭЛЛИН - Έλλην, см. Deucalion, Девкалион.

ЭЛЛИНОТАМИИ

ЭЛЛИНОТАМИИ - Έλληνοταμίαι, были афинские чиновники, должность которых состояла в собирании денежных взносов (φόροι) с союзников (сначала в размере 460 талантов; налог этот во время Пелопоннесской войны дошел до 1.300 талантов) и в управлении общей союзной казной, хранившейся на острове Делос, но в 460 г. до Р. X. перенесенной в Афины по предложению самосцев. ср. Συμμαχία, Симмахия.

ЭЛЛОПИЯ

ЭЛЛОПИЯ - Ellopia, Έλλοπία,

1. небольшая местность на Северной Эвбее у мыса Кенея. Hdt. 8, 23;

2. древнее имя населенной еллопами или гелилопами местности около Додоны и города того же имени.

ЭЛОГИИ

ЭЛОГИИ - Elogia, происходит не от ελεγει̃ον, т. к. римский обычай не имел ничего общего с этим греческим именем, но от eligere, и означает прежде всего исторические надписи, которые имели в генеалогическом дереве (stemmata) родов те члены фамилии, которые занимали курульные должности. Позже подобные фамильные памятники выставлялись в храмах, сохранившиеся примеры таковых собрал Моммзен (CIL. I. р. 277 слл.). Реже, по-видимому, они бывали на статуях и гермах. Лишь Август приказал выставить на названном по его имени форуме статуи знаменитых римлян, начиная с Энея и Ромула (Suet. Oct. 31. Horat. Od. 4, 8. 13), и снабдить их элогиями, из которых одна, на Мария, сохранилась несомненно, а другие - вероятно; также в других городах, как Ареццо, Помпеях, были найдены подобные Э. см. Mommsen в указ, местах, стр. 283. Лишь вследствие этих находок значение таких памятников выяснилось; Zell (die röm. Elogien, 1847) и Göttling (opusc. p. 139) имеют о нем самые смутные понятия.

ЭЛЬБО

ЭЛЬБО - Elbo, Έλβώ, остров на дельте Нила между фатнийским и танитским рукавами, на нынешнем озере Мензале. Здесь нашел защиту слепой царь Анисис против эфиоплянина Сабакона и позже - Амиртей против персов. Hdt. 2, 140. Thuc. 1, 110.

ЭЛЬПЕНОР

ЭЛЬПЕНОР - Elpēnor, Έλπήνωρ, спутник Одиссея, молодой и легкомысленный. При пребывании у Цирцеи вечером, накануне отъезда в подземное царство, он лег пьяный спать на крыше дома, упал и сломал себе шею. В аде Одиссей обещал ему похоронить его, что и исполнил, возвратившись на остров к Цирцее. Ноm. Od. 10, 552 11, 51 слл. 12, 10.

Предыдущая страница Следующая страница