Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ABS"-"DET")
ABSTINENDI BENEFICIUM - Abstinendi beneficium Привелегия отказа от наследства, см. Hereditas II, 5 слл., Наследства право. |
ACCUMBERE - Accumbere, см. Cibus, H., Пища. |
ADDICTUS - Addictus Несостоятельный должник, Nexum. |
AESTIMATIO LITIS - Aestimatio litis, см. Litis aestimatio и Iudicium, Судопроизводство, 23. |
AFFINITAS - Affinĭtas, свойство, т. е. происшедшее через брак родство одного из супругов с родными другого. С расторжением брака прекращалась и affmitas. Cic. Sest.4. Quint, 1, 6, 24. |
AFRICA PROPRIA - Africa propria. Этим именем означалась часть северного берега, которая, после покорения Карфагена, обращена была в провинцию; она граничила на западе с Нумидией (граница река Туска), на востоке с Киренаикой или великим Сиртом и распадалась на две области: южную, Byzacium, и северную, Zeugitana regio. Mela. 1, 7. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
AMBULATIO - Ambulatio, означает как прогулку, так и место, где гуляют, подобно тому, как cenatio означает и столовую. В военном деле ambulatio называлось упражнение пехоты в маршировке под такт, с соблюдением строя, ровным (plenus gradus) и ускоренным шагом; ср. Decursio и Exercitia armorum, Военные упражнения. |
AMPLIATIO - Ampliatio, отсрочка процесса, имевшая место, когда судьи постановляли решение: N. L. (non liquet; это значило, что для них дело недостаточно выяснилось). Т. к. в этом случае претор - председатель объявлял: «Amplius cognoscedum», то отсюда и произошло это название. Отложенное, таким образом, дело должно было быть разбираемо опять сначала. Примеры у Cic. Саес. 10. Val. Max. 8, 1, 11. ср. Comperendinatio. |
ANATOCISMUS - Anatocismus, ανατοκισμός, usurarum usurae, причисление неуплаченных годовых процентов к капиталу; во времена римской Республики оно не было запрещаемо и только при императорах неоднократно подвергалось ограничениям, а Юстианом и совсем было воспрещено. Cic. ad Att. 5, 21.6, 1 слл. |
ANQUISITIO - Anquisitio, в римском уголовном процессе называется та часть обвинительного акта (rogatio), которая заключала в себе предложение наказания. Liv. 26, 3. Но anquisitio и anquirere иногда употребляется и в смысле обвинения вообще, особенно в те времена, когда комиции уже не имели судебной власти. Tac. ann. 3, 12. |
ANTECESSORES - Antecessōres, 1. (antecursores, Caes. b. g. 5, 47) небольшие отряды войска или отдельные лица, которых полководец во время похода посылал вперед для собирания необходимых сведений. Они были или пешие или конные, antecessores equites (Caes. b. Afr. 12, вместе со speculatores); ср. Suet. Vitell. 17; 2. y юристов antetcessores (как бы путеводители, εξηγηταί) назывались лучшие учителя юриспруденции, особенно в высших юридических школах в Риме, Константинополе и Берите. |
ANTESIGNANI - Antesignāni, прежде всего те, которые сражаются впереди знамен. Из Veget. 2, 2 видно, что А. были тяжело вооруженные. В древнейшие времена это название носили одни hastati, a т. к. при построении манипулами знамя легиона находилось в третьем ряду, т. е. у триариев, то так могли называться затем и principes вместе с hastati. Liv. 30, 33. 8, 11. Во времена Цезаря А. назывались отборные люди в каждом легионе; они имели то же назначение, какое прежде extraordinarii, т. е. оберегали авангард и арьергард. Хотя эти 300 сильных, храбрых воинов в каждом легионе, свободных от всякой поклажи (поэтому они назывались expediti), всегда принадлежали к известному легиону и имели определенное в нем место, но часто им были поручаемы отдельные наступательные или оборонительные операции, и тогда они сражались не при легионном знамени, как остальные, а впереди него. |
ANTESTANS - Antestāns, называлось лицо, которое при заключении акта передачи в собственность (Mancipatio) приглашалось (сверх 5 свидетелей) для того, чтобы в случае надобности подтвердить, что манцинация совершена была правильно. Во времена Империи уже не требовалось призыва такого лица. Впрочем, значение слова А. представляет еще очень спорный вопрос. |
ANTESTARI - Antestâri, Antestatio, постоянное выражение о призывании свидетелей. Истец не имел права силою привести ответчика в суд, не призвав наперед свидетелей, которые бы видели, что ответчику сделано было в надлежащей форме приглашение явиться в суд. Этот призыв свидетелей происходил так: обвинитель спрашивал лицо, имеющее право быть свидетелем: licet (te) antestari? - ив случае согласия того лица трижды притрагивался к мочке его уха (auricula), говоря: memento (Plin. п. h. 11, 45, 103) est in aure ima memoriae locus, quem tangentes antestamur. После этого обвиняемый мог оградить себя от насильственного привода в суд, только выставив поручителей; иначе обвинитель мог его oborto collo rapere in ius. С людьми, лишенными чести (infames, intestabeles), так поступали и без предварительного призыва свидетелей. ср.: Verg. Ecl. 6, 3 сл. Horat. Sat. 1, 9, 74 слл. |
AQUAE DUCTUS - Aquae ductus, предиальный сервитут (см. Servitutes, Сервитуты), в силу которого дозволялось проводить к себе воду (устраивать rivum) через чужую землю или из источников, находящихся на чужой земле. Cic. Саес. 26. Cic. ad Qu. fr. 3, 1, 2. |
AQUAE ET IGNIS INTERDICTIO - Aquae et ignis interdictio, см. Exsilium, Эксилиум |
AQUAE HAUSTUS - Aquae haustus, сервитут, дававший право брать воду из колодца, принадлежащего соседу. Cic. Саес. 26. |
ARA - Ara, 1. жертвенник; отличается от altare, как βωμός от έσχάρα: altare (высокий алтарь) назначался для жертв в честь вышних богов, ara (низкий алтарь) и для жертв в честь богов подземных. Жертвенник устраивался из земли или камней, большей же частью из дерна; имели то круглую, то продолговатую, то четырехугольную форму; при каждом храме были обыкновенно два жертвенника: один - ara для молитв и возжигания фимиама ставился внутри храма по направлению к востоку непосредственно перед статуей божества, другой - высокий алтарь (altare) для сжигания жертв - перед храмом. Их украшали древесной листвой, цветами и травами (verbenae, Horat. Od. 4, 11, 7. Ov. trist. 3, 13, 15) и шерстяными повязками. Чтобы придать большую выразительность молитве или клятве, произносящие их касались алтаря. (Plant. Rud. 5, 2, 46 слл. Cic. Planc. 36); у жертвенников преследуемые находили убежище. Nep. Paus. 4. Cic. de n. d. 3, 10. Впрочем, агае воздвигались не только в святилищах богов и на открытых местах, между прочим и в лагерях (см. Castra, 3, Кастра), но и в частных домах, особенно в домашних молельнях римских вельмож; отсюда часто встречающееся соединение: аrае et. foci. Алтари иногда имели большие размеры и благодаря скульптурным и архитектурным добавлениям принимали монументальный характер. У алтаря Зевса олимпийского нижний помост имел в окружности 125 футов, а на нем уже возвышался собственно алтарь в 22 фута вышиной (Paus. 5, 13). Жертвенных животных закалывали на нижнем помосте и затем предназначавшиеся для жертвы куски мяса возносили по каменным ступеням на самый алтарь. Высота алтаря от года к году возрастала от пепла жертвенного огня и сжигаемых в нем жертв, к этому присоединялся еще пепел, приносимый с очага пританея; 2. созвездие, называемое также turibulum или sacrarium, θυμιατήιον или θυτήριον, находится в южной гемисфере под жалом Скорпиона, на юго-запад от созвездия Стрельца (Arat. phaen. 402 слл. Cic. de n. d. 2, 44. Ov. met. 2, 139) и состоит из 4 или 7 звезд. |
ARAE PHILAENORUM - οί Φιλαίνων βωμοί, местечко у Великого Сирта, на границе между владениями Кирены и Карфагена, может быть, близ н. Эльбении, прославленное патриотизмом двух карфагенян, которые здесь, во время спора между Карфагеном и Киреной из-за этого местечка, дали зарыть себя живыми в землю, чтобы доставить родному городу обладание спорной землей. Sali. Jug. 19. Val. Max. 5, 6, 4. |
ARMARIUM - Armarium, шкаф для хранения дорогих вещей; в особенности шкафы в атриуме, в которых хранились изображения предков (imagines); так же называются книжные шкафы. |
ASAROTUM - Asarōtum, ασάρωτον, мозаичный пол, на котором изображен сор, обыкновенно бывавший на полах после пиров, так что пол как будто был «не выметен». Пергаменец Сосос с особым изяществом приготовлял такие полы из разноцветных камешков. Plin. 36, 60. Император Адриан велел украсить такими полами одну из своих вилл. |
ASSERTOR - Assertor, назывался судебный поручитель какого-нибудь лица в liberaus causa, т. е. в таком процессе, где дело шло о личной свободе этого лица. Fest. s. v. sertorum p. 340. M. A. прикасался рукой к этому лицу точно так же, как в процессе de vindicatione, и утверждал его свободу; отсюда выражение manu asserere in libertatem (см. Liv. 3, 44-50) Ter. Ad. 2, 1, 40 и часто у Плавта. В противоположность этому говорилось asserere in servitutem, когда кто-нибудь объявлял рабом человека, считавшегося свободным. Liv. m. ж. и 34, 18. |
AUCTORAMENTUM - Auctoramentum, 1. контракт, которым кто-либо обязывается выполнить известную работу, дело, напр. солдат - военную службу, свободный гладиатор - турнир или бой с дикими животными. По истечении установленного срока службы оба называются ехаuсtorati; 2. плата, которую гладиатор выговаривал себе за участие в турнире. Suet. Tib. 7. |
AUGURIUM SALUTIS - Augurium salutis Гадание о благополучии государства, см. Salus, Салюс. |
BONORUM CESSIO - Bonorum cessio, есть введенная Цезарем или Августом уступка имущества несостоятельным должником своему кредитору, благодаря которой должник избавлялся от тяжкой для него bonorum emptio и бесславия (infamia). |
BONORUM EMPTIO - Bonorum emptio, или взыскание долгов экзекуционным порядком, т. е. наложение запрещения на чье-нибудь имущество и продажа его; мера эта приводилась в исполнение по эдикту претора и при известных условиях. Именно если кто-нибудь скрывался обманным образом, чтобы избежать преследования кредитора или истца, или кто-нибудь уехал, не оставив защитника, далее если кто-нибудь был приговорен судом к уплате известной суммы и не заплатил в течении 30 дней, то кредиторы или вообще заинтересованные лица получали от претора missio in bona, т. е. позволение наложить на имущество запрещение. После этого давался еще 30-дневный срок, прежде чем приступали к приготовлениям к продаже (proscriptio) описанного имущества. Продажа производилась затем по истечении нового 30-дневного срока выбранным кредиторами распорядителем (magister). Продажа была с аукциона и происходила таким образом, что желавшие купить предлагали кредиторам цену в процентах долга на все имущество с активами и пассивами. Пока имущество не осталось еще ни за кем (addicere), прежний владелец мог остановить продажу, обещая уплату. Если этого не случалось, то имущество уступалось и покупщик вступал в полное владение им. Такого рода взыскание долгов влекло за собой бесславие. Cic. ad Qu. fr. 6-9. 19 слл. |
BONORUM POSSESSIO - Bonorum possessio. Наряду с древним, строгим наследственным правом (см. hereditas, Наследства право, 2), которое было довольно круто и неудобно, развилась вследствие все более выдающейся aequitas преторского права более свободная система наследственного права. Так, напр., по новому праву и cognati были допускаемы к наследству, тогда как прежде наследовали лишь agnati. Претендовавшие на bonorum possessio заявляли об этом в течение известного времени претору, который давал им владение имуществом, и possessores оставались во владении, пока не явились другие с более законными претензиями. Различается a) Б. П. contra tabulas se. testamenti, т. е. если дети были несправедливо обойдены в завещании отца, то претор помогал им посредством Б. П.; b) Б. П. secundum tabulas. Означенные в завещании наследники получали Б. П., если не было детей, и завещание имело силу, даже если оно составлено было не по всем формальностям, которых требовал закон. Cic. Verr. 1, 45. 47; c) Б. П. intestati. В том случае, если не было завещания, претор делил наследников на разряды, которые поочередно могли высказывать претензии на имущество. Произошло это, по мнению одних, из дополнений и изменений гражданского наследственного права, по мнению других - из желания ускорить введение во владение наследника в интересах кредиторов. Монография Leist'a в 2 т. (1844 и 1848). |
BOOTES - Bootes, см. Sidéra, Созвездия, 3. |
CAECUBUM - Caecubum, область в Южном Лации, близ Каетанского залива и Фунданского озера, местность болотистая, но славившаяся своим превосходным вином (Horat. Od. 1, 20, 9. 5. 3, 28, 3), производство которого уже во времена Плиния пришло в упадок. Plin. 14, 6. |
CALIX - Calix, см. Pocula, Бокал. |
CANDIDATUS PRINCIPIS - Candidatus principis, см. Quaestor, Квестор, 5. |
CAPITA AUT NAVIM - Capita aut navim, римская игра, состоявшая в том, что бросалась вверх монета (as sextantarius) и упавшими сторонами, из которых на одной было изображение головы Венеры, а на другой - носа корабля, показывали выигрыш или проигрыш. Ov. fast, 1, 239. Macrob. sat. 1, 7, 22. |
CAPITE CENSI - Capite censi, см. Centuria, Центурия. |
CAPITIS DEMINUTIO - Capitis deminutio. Caput, как и status, означает совокупность прав и охватывает собой все, что делает человека гражданином. Это состояние рассматривается в трех отношениях: свободы, права гражданства и семьи. Поэтому различали 1. status libertatis, по которому люди бывают или свободными или рабами. Кто из свободного состояния переходил в рабство, напр. вследствие плена и уголовного наказания, тот подвергался самому большому лишению прав, capitis deminutio maxima; 2. status civitatis. Каждый, живший в Римском государстве, был или гражданином, или латином, или перегрином (см. Civitas, Цивитас, Latium, Лациум, II; Peregrinus). Кто лишался права гражданства, напр. вследствие изгнания, тот подвергался capitis deminutio media; 3. status familiae. Каждый человек бывает или sui iuris, или alieni iuris, т. е. он или pater familias, или подчиненный отцу семейства. Людьми sui iuris были и те, которые, не будучи отцами семейства, стояли вне всякой зависимости от других, напр. дети, не имевшие родителей, братьев и родственников, от которых могли бы зависеть. Если кто-нибудь из одной семьи переходил в другую и через это терял права своей прежней семьи, то это называлось capitis deminutio minima, напр. при усыновлении или при выходе девицы замуж на основании in manum conventio. |
CAVEA - Cavĕa, 1. места для зрителей в римском театре, амфитеатре и цирке (во время римской Республики, конечно, только в театре), в особенности различные отделения по ярусу. Отсюда выражения cav. prima или ima - передние ряды, cav. media, ultima, summa - средние и задние или последние места; 2. хорошо охраняемое помещение в амфитеатре для предназначавшихся к бою диких зверей; 3. метонимически это слово означало весь театр. см. Theatrum, Театр. |
CEDRIUM - Cedrium, κέδριον, кедровое масло, добывающееся из сока, отделявшегося из кедрового дерева, когда его укладывали вокруг огня. Plin. 16, 11, 21. Намазываемые им книжные свитки предохранились от моли, отсюда выражение у Горация (а. р. 332): carmina linenda cedro. |
CENTESIMA - Centesima, см. Usura, 3. |
CESSIO - Cessio, вообще уступка вещи или права другому лицу; юридически существовали: a) уступка торжественная, совершавшаяся в присутствии властей - in iure cessio, - которая, как особый способ приобретения и отчуждения, встречается уже в древнейшее время; b) более свободная cessio, уступка, которая первоначально была не что иное, как данное другому лицу позволение пользоваться известною вещью или известным правом; во времена императоров она получила более обширное приложение и юридическую силу; так, напр., bonorum cessio, однако только с соблюдением формальностей, требуемых при cessio in iure. |
CHARTA - Charta, ό χάρτης, см. Βίβλος, Библ. |
CIMINIUS MONS - Ciminius mons, называемый также saltus Cim. и silva Ciminia, н. M. Cimino, поросший лесом горный хребет в Этрурии между Бользинским озером (Bolsena) и Циминским озером (Lago di Rouciglione). Liv. 9, 11. 36. 10, 24. |
CIRCUITIO - Circuitio, 1. наружный, в 3 фута ширины, с брустверами ход вокруг осадных башен. ср.: Πολιορκία, Осада, 9; 2. дозорный обход, патруль (ср. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 8), почему лица, на которых возлагалась трибунами эта обязанность, именно всадники, а во времена императоров центурионы, назывались circuitorts или circitores. |
CIRCUMSCRIPTOR - Circumscriptor, плут, обманщик, в особенности тот, кто пользуется неопытностью юношей и состоявших под опекой сирот. Cic. Cat. m. 2, 4, 7. Plin. 14, 3, 7. Juv. 15, 135, где Heinrich (стр. 511.) точно разъясняет значение этого слова. |
CIRCUMVALLARE - Circumvallare, см. Πολιορκία, Осада, 2. |
CLIVUS CAPITOLINUS - Clivus Capitolinus или sacer, см. Roma, Рим, 10. |
COEMPTIO - Coëmptio, см. Mancipatio, и Manus. |
COENA - Coena, см. Cibus, Пища, 8. |
COGNATIO - Cognatio, есть естественное, на общем происхождении основанное родство по женской линии, в противоположность agnatio (см. это слово). |
COGNITIO - Cognitio, в обширнейшем смысле есть судебное расследование и решение правительства, в противоположность расследованию и решению судьи; оно обыкновенно отмечалось словами: extra ordinem. |
COGNITOR - Cognĭtor, 1. лицо, заступающее место той или другой стороны на суде. В древнейшие времена заступать чье-либо место на суде дозволялось только в немногих делах, впоследствии же этот обычай сделался более распространенным, см. Procurator, Прокуратор; 2. свидетель, удостоверяющий тождество имени и личности. Cic. Verr. 1, 5. 5, 65. |
COGNOMEN - Cognōmen, см. Nomen, Имя, II. |
COLLINA PORTA - Collīna porta, см. Roma, Рим, 5. |
COLLIS HORTORUM - Collis hortorum, см. Roma, Рим, 11. |
COLUM - Colum, ситечко или цедилка, обыкновенно из металла, с небольшими отверстиями; цедилка эта употреблялась для процеживания жидкостей, в особенности вина. |
COLUS - Colus, ηλακάτη, прялка для шерсти, т. е. валик, обыкновенно сделанный из тростника, вокруг которого укреплялась чесаная, назначенная для пряжи, шерсть (τολύπη, mollis lana, tractus). Пряха брала левой рукой прялку, а правой вытаскивала из шерсти прядь (στήμονα κατάγειν, filum deducere), крепко крутила ее концами пальцев, прикрепляла ее к крючку (άγκιστρον) веретена (άτρακτος, fusus) и обматывала ей веретено. В то время как она большим и указательным пальцами вертела (άτρακτον έλίσσειν, fusum versare) кружок или кольцо (σφόνδυλος, verticillus turbo), вращающееся туда и сюда около валика веретена, и вместе с тем все далее оттягивала от прялки прядь; прядь эта (στήμων, filum) закручивалась (στρέφειν, versare или torquere) и наматывалась на веретено, которое теперь висело на пряди. Когда веретено наполнялось, то прядь отрывали (stamen abrumpere), a приготовленную пряжу (κλωστήρ, glomus) стаскивали с веретена (fusos evolvere) и клали в особую, обыкновенно плетеную корзинку (κάλαθος, τάλαρος, calathus, quasillus). см. также Fusus, Веретено. |
COMISSATIO - Comissatio, попойка, которая справлялась после Coena или обеда. Такие попойки продолжались часто целую ночь и не пользовались хорошей славой, потому что проводились шумно и даже буйно. |
COMMEATUS - Commeatus, отпуск, который получали солдаты на известное время или для улажения своих дел, или просто для развлечения. Tac. Agr. 5. Злоупотребление этим обычаем мало-помалу вело римскую дисциплину к упадку. см. Beneficiarius, Бенефициарий. |
COMMODATUM - Commodātum, договор при ссуде, по которому вещь, под условием возвращения ее в целости, давалась другому лицу для употребления, без всякого за то вознаграждения. |
COMPERENDINATIO - Comperendinatio, называлась отсрочка суда до третьего дня (dies perendinus); она могла быть испрашиваема сторонами, равно как и назначаема самим судьею. В формулярных процессах К. назывался новый срок, назначавшийся в том случае, если дело не решалось в первоначальный срок. К. отличается от Ampliatio тем, что в К. должно было последовать решение дела. К. могла применяться и к уголовным процессам. |
CONDICTIO - Condictio, 1. общий уговор (в силу его возникший процесс назывался actio stricti iuris), затем извещение и приглашение в суд; 2. всякая личная жалоба, получившая свое имя от древнего legis actio per condictionem (т. е. приглашения явиться в суд на 30-й день). К. имела в виду всегда certum, т. е. определенную сумму денег. |
CONFARREATIO - Confarreatio, древнейший, религиозный обряд при браке между патрициями, которым завершалось вступление жены в законное и социальное сожительство с мужем. Жена по отношению к мужу становилась filiae loco, т. к. она из рук отца переходила in manum мужа (Cic. top. 4, 23: mulier viro in manum convenit); ее приданое имущество поступало во владение мужа; для себя она ничего не могла приобретать, только для мужа. Эти постановления становились мало-помалу стеснительными для жен, стремившихся все более и более к эмансипации; вот почему уже во времена Тиберия этот вид вступления в брак сделался настолько редким, что возникли затруднения в поддержании законного выбора на места весталок и flamines Diales, которые могли быть избираемы только из лиц, родившихся от такого брака (последние и сами должны были жить в браке, совершенном через К.). Поэтому Тиберий, понимая истинную причину нерасположения к такому браку, для поддержания его постановил законом, чтобы и flaminicae Diales, вступившие в брак через К, оставались во власти мужа только in sacris (sacrorum causa), в остальном же стояли в обыкновенных законных отношениях других жен. Tac. ann. 4, 16. К. получили свое название от farreum libum, т. к. характеристическим элементом при совершении такого брака было принесение в жертву пшеничного (farreum) пирога; перед этим жертвоприношением ради ауспиций приносилась в жертву овца, а после нее - свинья, которую новобрачная приносила вместе с мужем в качестве хозяйки, mater familias. Gai. 1, § 112. см. Diffarreatio и Matrimonium, Брак, II. |
CONIURATIO - Coniuratio (coniurare), первоначально общая присяга солдат при внезапно вспыхнувшей войне, tumultus (sese non abituros esse); также быстрая вербовка солдат (evocatio) посредством призыва словами: qui rem publicam salvam esse vult. |
CONSENTES DII - Consentes Dii назывались 12 греческих богов, которые составляли совет Юпитера и поддерживали существующий мировой порядок, 6 мужского и 6 женского пола: Iuppiter, Neptunus, Vulcanus, Apollo, Mercurius, Mars, Iuno, Minerva, Ceres, Venus, Vesta, Diana. Кроме этого совета Юпитер имел еще высший совет, состоявший из сокровенных и безыменных божеств. Dû consentes вместе с dii selecti (Saturnus, Ianus, Rhea, Orcus или Pluto, Liber, Sol, Luna, Genius) составляли у римлян так называемых dii magni (неправильно у новейших авторов dû maiorum gentium), напротив dii minores (неправильно minorum gentium) охватывали так называемых dii indigetes (туземных, причисленных к богам героев, каковы Эней, Ромул) и dii Semones (от semi, полубогов?). К этим dû magni и minores присоединяются, как третий класс богов, иноземные божества, dii peregrini. |
CONSTITUTUM - Constitutum, договор, который заключает в себе обещание исполнять уже существующее обязательство. Нарушение такого договора преследовалось посредством pecuniae constitutae actio. |
CONTIO - Contio (из conventio), народное собрание, созванное магистратом с целью объявления или доклада о чем-нибудь народу, в отличие от comitia, где народ собирался для постановления решения (Gell. 13, 14); также собрание войска, если оно собиралось в лагере, чтобы выслушать речь полководца. Собрания эти созывались перед комициями для рекомендации или отклонения нового законопроекта (suadere и dissuadere) или для объявления народу результатов оконченной войны и т. п. Все чиновники могли созывать такие собрания (contiones), но чаще всего это делалось консулами и народными трибунами. Место для подобных собраний избиралось произвольно, чаще всего форум. |
CONTUBERNIUM - Contubernium, 1. В военном деле - товарищество по палаткам в лагере, обыкновенно по 10 человек, под начальством десятника, decanus, см. Castra, Кастра, 6; 2. называлось так отношение к полководцу (imperator) молодых благородных римлян, которые добровольно присоединялись к нему для получения военного образования (comites). Они сами обыкновенно назывались contubernales и обедали вместе с полководцем в претории. Cic. Planc. 11. Cic. Cael. 30; 3. сожительство между рабами, не имевшее значения законного брака. Также и неравный брак между свободным и рабой, который также не считался законным браком. |
CORVI - corvi абордажные мостки (см. Морское сражение). |
CUBITAL - Cubital, род удобной подушки, которую подкладывали под руку во время еды и вообще при возлежании; иногда она служила для более удобного положения головы, как у греков προσκεφάλαιον. Horat. Sat. 2, 3, 255. |
CULCITA - Culcĭta, собственно мешок, набитый перьями, шерстью, соломой или другими веществами, употреблявшийся иногда на войне, чтобы противодействовать удару неприятельского тарана; особенно же перина или тюфяк, часто очень изящный и дорогой, который во время еды полагался на обеденный диван или lectus. Cic. tusс. 3, 19, 46. Suet. Tib. 54 и в др. местах. |
CUNEUS - Cunĕus, 1. клинообразное отделение помещения для зрителей в театре, амфитеатр и цирк, образованное лестницами и проходами, которые шли от самого нижнего до самого верхнего ряда сидений; κερκίς, см. Theatrum, Театр, 4; 2. клинообразный боевой строй, употреблявшийся, чтобы сосредоточить напор и прорвать неприятельскую линию. Veg. 3, 19. Caes. b. g. 6, 40. На простом солдатском языке такой клин, по сходству своему со свиною головою, назывался caput porcinum. Veg. 3, 19. Подобного удара избегали посредством так называемых forceps, щипцов, т. е. обращенного К. в виде буквы V; сперва клину давали проникнуть через отверстие и потом нападали с боков. Liv. 39, 41. В битве при Каннах (Liv. 22, 47) римляне отразили нападение одного такого клина; но когда они слишком горячо преследовали его и он наконец отступил за боевую линию остальных неприятельских отрядов, римляне были окружены ими. Иногда К. значит то же, что и phalanx (Liv. 32, 17), отряд с узким фронтом, построенный во много рядов (ibid. 8, 19), а также вообще плотное каре. Tac. hist. 4, 20. |
CUPA - Cupa, большой глиняный сосуд для вина, который находился в погребе, как и dolia, и seriae. Эти сосуды до употребления высмаливались. |
DAMNUM - Damnum, вред, убыток в юридическом смысле, причиненный или угрожающий кому-либо вследствие незаконного действия другого лица, за который виновный должен дать вознаграждение. Встречаются следующие случаи: 1. damnum iniuria datum, т. е. убыток, причиненный повреждением животных пли рабов, принадлежащих другому лицу; такой убыток уже по законам XII таблиц подлежал вознаграждению. Lex Aquilia (во 2 или 3 в. до Р. X.) видоизменила постановления XII таблиц и введена была actio legis Aquiliae. Cic. Brut. 34. 131. Tull. 8, 11, 41 сл.; 2. damnum infectum, убыток еще не причиненный, но предстоящий вследствие угрожающего обрушения или нового возведения соседних зданий. Страдающая сторона, в случае отказа соседа дать обеспечение, имела право подать на него в суд. Cic. top. 4. Yerr. 1, 56. ср.: Cautio, Кауто. |
DECOCTOR - Decoctor, мот, расточивший свое имущество. Такие люди в Риме были весьма презираемы и подвергались замечанию со стороны цензоров. По lex Roscia (см. это слово), обанкротившиеся люди занимали в театре отдельные, менее приличные места. |
DECURSIO - Decursio, decursus, 1. военное упражнение, маневр, производившийся всему войску с целью приучить новобранцев не отставать от знамен и не выходить из рядов и шеренги. Liv. 23. 35. 24. 48. Во времена Республики это упражнение устраивалось именно тогда, когда войско состояло преимущественно из рекрутов (tirones), a неприятель еще не тревожил его, и было весьма утомительно, потому что кроме соблюдения порядка требовалась быстрота движений под тяжестью поклажи. Август предписал производить подобные упражнения три раза в месяц (Veg. 1, 9. 27. 3, 4), и кроме того, они назначались при чрезвычайных торжественных случаях (Suet. Nero. 7). От этого надо отличать 2. decursio funebris, περιδρομή, торжественный обход вокруг могилы павшего на поле битвы воина, каковой описывается уже у Гомера (Il. 23, 13) и Вергилием (А. 11, 188), особенно же Стацием (Stat. Theb. 6, 213) и представлен на базисе Антониновой колонны, columna Antonini Pii. ср.: Liv. 25, 17, 5. Tac. ann. 2, 7. |
DEDITICII - Dediticii, 1. подданные римлян, покоренные с оружием в руках и вследствие того, принужденные подчиняться самым тяжким условиям; они, между прочим, должны были сдать оружие. Д. назывались и те, которые добровольно подчинялись власти римлян и участь которых относительно свободы, податей и военных тягостей вполне зависела от произвола римлян. Постановление, определяющее подробно их положение, называлось lex, между тем как условия, заключенные с союзниками (socii), обозначались словом foedus; 2. низший класс вольноотпущенников со времен Элиева закона (lex Aelia Sentia, 4 г. от Р. X.) назывался dediticii. Они не могли получить ни римского гражданства, ни латинского права, потому что будучи еще рабами подвергались позорному наказанию (Suet. Oct. 40); вообще они были лишены многих прав состояния. |
DEDUCTIO - Deductio, 1. провожание патрона клиентами и друзьями на форум или на марсовое поле; 2. проводы невесты в дом жениха, см. Nuptiae, Свадьба, 3. |
DEIECTUM - Deiectum, неосторожное выбрасывание или выливание (effusum) на улицу; за могущий от этого произойти вред виновный должен был дать двойное вознаграждение потерпевшему убыток. |
DELATIO NOMINIS - Delatio nominis, представление уголовного обвинения, когда были quaestiones perpetuae. см. Iudicium, Судопроизводство, II, 27. |
DELATOR - Delātor, доносчик о преступлениях, влекших за собой имущественное взыскание. Бессовестные люди во времена римских императоров занимались такими доносами как доходным ремеслом, т. к. они получали определенную часть взыскиваемой с виновного пени, и, несмотря на наказания, грозившие за ложный донос на невинного, этот гнусный обычай не прекращался. Даже Тиберий часто наказывал ложных доносчиков, но не был расположен искоренить эту язву, а, напротив, называл доносчиков custodes iurum. Иначе судит о них Тацит (ann. 4, 30), называя их genus hominum publico exitio repertum et poenis quidem nunquam satis coërcitum. |
DELEGATIO - Delegatio, уплата денежной сумму через перевод на третье лицо, см. Litterarum obligatio. |
DELICTUM - Delictum, проступок не против государства (в этом случае это называется crimen, а также crimen publicum), но против частного лица (напр., грабеж, воровство, оскорбление), дающий потерпевшему право преследовать виновного гражданским иском (поэтому называется и delictum privatum). |
DELUBRUM - Delūbrum (luere), собственно место искупления или очищения, храм, в особенности тихое, священное жилище богов, а потому, как ναός у греков, место, где стоял кумир и принадлежащий к нему жертвенник. Древние объясняют это название весьма различным образом. Macrob. sat. 3, 4, 1. |
DENUNCIATIO - Denunciatio, в гражданском процессе называется сообщение истцом ответчику предполагаемого к подаче в суд иска (Cic. Саес. 32), частный уговор сторон явиться в суд, приглашение свидетелей и, наконец, со времен Марка Аврелия вызов в суд самого ответчика. В уголовных делах denunciatio обозначает донос о преступлении без обвинения в собственном смысле (accusatio). |
DETESTATIO SACRORUM - Detestatio sacrorum, см. Sacra, Священнодействия. |