Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 8, "АМИ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АМИ"-"АНА")

АМИНТОР

АМИНТОР - Amyntor, Άμύντωρ, y Гомера царь в фессалийском Елеопе, по Овидию - царь долонов, отец Фойника; последний за то, что вступил в связь с наложницей своего отца, был проклят Аминтором и бежал к Пелею. Ноm. Il. 9, 432 слл. 10, 266 слл. Ov. met. 12, 364 (см. Achilles, Ахиллес). Впоследствии А. был убит Гераклом, которого не хотел пропустить через свои владения. Apollod. 2, 7, 7.

АМИС

АМИС - Amīsus, Άμισός, н. Самсун, укрепленный город в Понте у залива того же имени, основан был, может быть, афинянами (App. Mithr. 8. 83). При Митридате, который расширил этот город, основав при нем Евпаторию, А. попеременно с Синопом был резиденцией. Cic. de imp. Pomp. 8. Strab. 12, 547.

АМИСИЯ

АМИСИЯ - Amisia, -ius, Άμάσιος или Άμασίας, н. Емс, судоходная река в стране бруктеров, у своего устья образующая большие болота. Tac. ann. 1, 43. 60 и в др. местах. На ней Друз сражался с бруктерами в 12 г. до Р. X. Strab. 7, 290.

АМИСОДАР

АМИСОДАР - Άμισώδαρος, ликийский царь, сыновья которого, Атимний и Марис, участвуя в Троянской войне, были убиты сыновьями Нестора. Он же воспитал баснословное чудовище Химеру. Ноm. Il. 16, 328.

АМИТЕРН

АМИТЕРН - Amiternum, древний, прежде довольно значительный город в стране сабинов на Атерне (н. развалины, называемые Torre d'Amiterno или Castello di S.-Vittorino), родина Саллюстия. Liv. 10, 39. 21, 62. 28, 45.

АМИФАОН

АМИФАОН - Amythaon, Άμυθάων, см. Aeolus, 1., Эол.

АММЕНТУМ

АММЕНТУМ - Ammentum, αγκύλη, ремень, прикреплявшийся посередине метательного копья (hasta ammentata), чтобы при метании придавать большую силу размаху руки. Koechly, Würzburg. Phil. Verh. стр. 226.

АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН - Ammiānus Marcellīnus, (из Антиохии на Оронте), из благородной фамилии греческого происхождения, родился ок. 330 г. от Р. X.; время его деятельности падает на царствование Валента и Валентиниана. Научное образование получил в Антиохии, затем вступил в военную службу, сражался при Юлиане в Галлии против аллеманов и участвовал в войне против персов. По смерти Иовиана удалился в свой родной город, а отсюда в 376 г. отправился в Рим, где ок. 390 г. начал свое большое историческое сочинение, озаглавленное rerum gestarum libri XXXI. Из этого труда до нас дошли последние 18 книг, содержащие историю 352-378 гг. от Р. X. Сочинение начиналось историей правления Нервы и, таким образом, может считаться продолжением трудов Тацита и Светония. В сохранившихся книгах, кроме истории своего времени, которую А. излагает правдиво, как очевидец и соучастник событий, он дает еще интересные очерки нравов и географические описания, тем более важные, что А. ознакомился с некоторыми странами, напр. с Германией и Галлией, путем собственных наблюдений, подолгу живя там. На свои отношения к христианству он указывает 21, 16, 18. 25, 4, 20. «Аммиан по натуре - солдат, обладающий здравым смыслом, честный и прямой, суеверный и однако веротерпимый; он любит похваляться своей ученостью, но в уменье владеть пером, очевидно, не силен. Едва можно понимать его язык, разукрашенный и напыщенный, составляющий мученье для читателя» (Teuffel). Изд. (с примеч. Lindenbrog'a и обоих Valois): Wagner и Erfurdt (1808, в 3-х кн.); Eyssenhardt (1871);Gardthausen (1874).

АММИАН МАРЦЕЛЛИН ИЗ АНТИОХИИ НА ОРОНТЕ

АММИАН МАРЦЕЛЛИН ИЗ АНТИОХИИ НА ОРОНТЕ - Ammiānus Marcellīnus,

из благородной фамилии греческого происхождения, родился ок. 330 г. от Р. X.; время его деятельности падает на царствование Валента и Валентиниана. Научное образование получил в Антиохии, затем вступил в военную службу, сражался при Юлиане в Галлии против аллеманов и участвовал в войне против персов. По смерти Иовиана удалился в свой родной город, а отсюда в 376 г. отправился в Рим, где ок. 390 г. начал свое большое историческое сочинение, озаглавленное rerum gestarum libri XXXI. Из этого труда до нас дошли последние 18 книг, содержащие историю 352-378 гг. от Р. X. Сочинение начиналось историей правления Нервы и, таким образом, может считаться продолжением трудов Тацита и Светония. В сохранившихся книгах, кроме истории своего времени, которую А. излагает правдиво, как очевидец и соучастник событий, он дает еще интересные очерки нравов и географические описания, тем более важные, что А. ознакомился с некоторыми странами, напр. с Германией и Галлией, путем собственных наблюдений, подолгу живя там. На свои отношения к христианству он указывает 21, 16, 18. 25, 4, 20. "Аммиан по натуре - солдат, обладающий здравым смыслом, честный и прямой, суеверный и однако веротерпимый; он любит похваляться своей ученостью, но в уменье владеть пером, очевидно, не силен. Едва можно понимать его язык, разукрашенный и напыщенный, составляющий мученье для читателя" (Teuffel). Изд. (с примеч. Lindenbrog'a и обоих Valois): Wagner и Erfurdt (1808, в 3-х кн.); Eyssenhardt (1871);Gardthausen (1874).

АММОН

АММОН - Ammon или Hammon, 'Άμμων, бог, почитавшийся в Ливии и Египте, а позднейшими греками отождествленный с Зевсом вследствие некоторого сходства оракулов Аммонова и додонского. Ему воздвигнуты были храмы или алтари у лакедемонян, в Фивах, в Беотии, в Афите на Паллене, в Олимпии и др. местах. [ср.: Латышев «К вопросу о культе Аммона» в Сб. статей по классич. филологии, 1881, стр. 24 слл.] Почитание А. перешло и к римлянам (Catull. 7, 5. Lucan. 9, 511). Древнейшим местом почитания А., насколько можно определить, были Фивы (Диосполь) в Верхнем Египте, отсюда оно распространилось в Эфиопию, Ливию, Киренаику и Нумидию. А. представляли в образе барана или человека с головой барана с закрученными рогами; по объяснению Минутоли, это - знак зодиака, соответствующий времени весеннего равноденствия, так что сам А. считался, следовательно, владыкой и начинателем года и его времен. Геродот (2, 42) объясняет происхождение таких изображений этого бога так: Геракл непременно желал увидеть Зевса, тот долго не соглашался исполнить этого желания, но наконец показался Гераклу, головой барана, отрезанной от туловища, закрыв себе лицо и надев на себя баранью шкуру. С тех пор будто бы египтяне стали делать изображения бога с бараньей головой. Главнейший храм А. со знаменитым оракулом находился на прекрасном посвященном богу оазисе Аммонии (см. Ammonium, Аммона оазис). Оракул давал ответы только знаками; Александр Великий посетил его и был им признан за сына Зевса-Аммона (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). Новооткрытые памятники искусства подтверждают следующее описание Курция (4, 31, 24): при обращении к оракулу жрецы носили сделанное из смарагда и драгоценных камней изображение бога на золотом корабле, по обеим сторонам которого висело много серебряных чаш; позади следовали женщины и девушки с безыскусственными песнями, умоляя бога, чтобы он дал верный ответ.

АММОНА ОАЗИС

АММОНА ОАЗИС - Ammonium, το Άμμώνιον, оазис среди ливийской пустыни, н. Сивах, в 12 днях пути к западу от Мемфиса, в 5 - к югу от Парайтония, имел 40 стадий в длину и столько же в ширину. Здесь существовало сильное жреческое и торговое государство. Достопримечательности оазиса, на котором и теперь еще сохранились развалины, составляли: знаменитый храм Аммона с оракулом, священный источник солнца и обильные соляные залежи (Sal Ammoniacum). ср.: Parthey, über das Orakel und die Oase des lupp. А. в Abhandlungen der Berl. Akad. 1862.

АММОНИЙ

АММОНИЙ - Ammonius, Άμμώνιος,

1. по прозванию Σακκα̃ς, родом из Александрии, умер в 243 или 244 гг. от Р. X.; был первоначально христианином, но затем перешел в язычество и сделался основателем неоплатонической философии, пытаясь, в противодействие все более распространявшемуся христианству, слить воедино различные философские системы, особенно Платонову и Аристотелеву. Отличался красноречием и редким талантом преподавания и потому, действуя не столько как писатель, сколько как учитель, собрал вокруг себя кружок замечательных учеников, каковы были, напр., Плотин, Лонгин и др.;

2. А.-грамматик, как некоторые полагают, александриец, живший ок. 400 г. от Р. X., составил лексикологический труд: περί όμοίων καί διαφόρων λέξεων, об употреблении синонимов и слов созвучных. Изд. Valckenaer (L. B. 1739);

3. сын Гермия, ок. 500 г. от Р. X. преподавал в Александрии философию и был известен также как математик; принадлежал к школе неоплатоников. Между прочим, писал и толкования к сочинениям Порфирия и Аристотеля.

АМНИС

АМНИС - Αμνι̃σός, портовый пригород Кносса на Крите на реке того же имени, упоминается уже у Гомера Ноm. Od. 19, 188, в исторические времена назывался Ήράκλειον.

АМНИСТИЯ

АМНИСТИЯ - I.

Abolitio,

см. Judicia В., 17 слл., Судопроизводство.

II.

Άμνηστία,

позднейшее название для политической меры, состоявшей в том, что после государственных переворотов, соединявшихся обыкновенно с большими жестокостями, партия, одержавшая верх, обещала не помнить зла, нанесенного ей противной партией (τοι̃ς δ' α́λλοις ου μνησικακου̃ντες, δημοκρατούμενοι το λοιπον ξυνεπολίτευον, говорит Thuc. 8, 73 о самосцах), так что никто не мог быть привлечен к ответственности за политическое преступление, совершенное до провозглашения А.; иногда она распространялась и на совершивших противозаконные поступки другого рода. Своего рода А. постановлена была уже Солоном; но самая знаменитая, которой по преимуществу усвояется это название, это А. (у Nep. Thras. 3 lex oblivionis) Фрасибула, данная после изгнания тридцати и вполне восстановившая до тех пор все еще непрочный внутренний мир в Афинском государстве (в 403 г. в архонтство Евклида). Исключены из А. были только сами 30, десять их преемников и коллегия одиннадцати, впрочем, и этим исключенным предоставлено было право воспользоваться А. под условием дать отчет в своих действиях (ευθύνη). Клятва, которой утверждена была амнистия, сохранилась у Андокида (de myster. § 90): καί ου μνησικακήσω τω̃ν πολιτω̃ν ουδένί, πλην τω̃ν τριάκοντα καί τω̃ν ε́νδεκα, ουδε τούτων ο́ς α́ν εθέλη ευθύνας διδόναι τη̃ς αρχη̃ς η̃ρξεν.

АМОР

АМОР - Amor, см. 'Έρως, Эрос.

АМОРГОС

АМОРГОС - Amorgos (us), Άμοργός, н. Аморго, маленький остров из числа Спорадских; известен как местопребывание поэта Симония (см. lambici); славились, между прочим, выделывавшиеся на Аморге тонкие материи. Во времена Империи остров служил местом ссылки. Tac. ann. 4, 30. Важнейшими поселениями острова были: Миноа, Айгиала и Аркесина.

АМПЕЛИЙ

АМПЕЛИЙ - Ampelius, Lucius, Луций, жил, вероятно, в 3 в. от Р. X, написал сочинение «liber memorialis», скудный изборник замечательнейших сведений по астрономии, географии и особенно по истории. Написанная простым языком и прежде часто употреблявшаяся в школах, книга эта издавалась большей частью вместе с сочинением Флора; отдельно изд. Tzschucke (1793); новую рецензию текста дал Wölfin в приложении к изданию Флора, сделанному Halm'oм (1854).

АМПСАНКТСКОЕ ОЗЕРО

АМПСАНКТСКОЕ ОЗЕРО - Ampsancti lacus, небольшое озеро при Экулане в Самнии (н. Lago d'Ansante или Mofette); из него поднимались вредные испарения, поэтому верили, что там находится вход в подземное царство. Verg. Aen. 7, 563. Cic. div. 1, 36.

АМПСИВАРИИ

АМПСИВАРИИ - Ampsivarii, германский народ на Эмсе. Tac. ann. 13, 55. Вероятно, он же разумеется в Tac. ann. 2, 8. 22, где в тексте ошибочно поставлено Angrivarii.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ - I.

Amulius,

см. Numitor, Нумитор.

II.

Προβασκάνιον,

предохранительное средство против околдования (сглаза), образки на шее детей, кольца с таинственными знаками и т. п. ср. Ephesiae literae, Эфесские знаки.

АМФИАРАЙ

АМФИАРАЙ - Amphiarāus, Άμφιάραος, аргивянин, сын Оикла (или Аполлона) и Гипермнестры, с отцовской стороны происходил от предсказателя Мелампа (Ноm. Od. 15, 244) и сам был великим предсказателем и толкователем снов, а вместе с тем и героем; принимал участие в калидонской охоте, походе аргонавтов и первой фиванской войне (см. 'Άδραστος, Адраст). Изгнал из Аргоса Адраста, с которым сперва совместно царствовал, а впоследствии опять примирился с ним и женился на сестре его Ерифиле. Детьми от этого брака были Алкмеон и Амфилох. Когда Адраст предпринимал первую войну против Фив, А. не хотел участвовать в ней, потому что предвидел ее печальный исход. Но Ерифила, подкупленная Полиником, который подарил ей злосчастное ожерелье Гармонии, уговорила мужа принять участие в походе. Ноm. Od. 11, 326. Когда побежденные аргивские герои бежали из-под Фив, А. со своей боевой колесницей (см. рис. на стр. 79) был поглощен близ Йемена землей и ему даровано бессмертие. Он был почитаем как бог сперва в Оропе, затем в Аргосе и других местах. Вблизи Оропа, на том месте, где А., уже сделавшийся богом, снова восстал из недр земли, ему воздвигнут был храм, Άμφιάρειον, фундамент которого открыт в 1850 г.; при храме давались предсказания посредством сновидений, тут же находился источник А.

АМФИДРОМИЯ

АМФИДРОМИЯ - Άμφιδρόμια, τα, у позднейших ή Άμφιδρομία, ceмейный праздник у афинян, в который новорожденное дитя на 5, 7 или 10 день после рождения (отсюда и обозначения: ε́βδομάι или εβδομάς, έβδομάδα α́γειν, δεκάτην θύειν, έστια̃σαι), посредством особого обряда, состоявшего в том, что ребенка обносили вокруг домашнего очага, принималось в семью и поручалось попечениям домашних богов; при этом давалось и имя новорожденному. Название праздника, по мнению одних, происходит от указанного обряда (от αμφιδραμει̃ν), по мнению других - от того, что родные при нарицании имени ходили вокруг ребенка. Двери дома в этот день украшались масличными ветвями, если ребенок был мальчик, или венками из шерсти, если это была девочка; для родных и друзей дома устраивалась праздничная трапеза, а они приносили подарки (γενέθλιοι δόσεις). Совершение этого праздника даже на суде служило доказательством того, что отец признал ребенка законным (γνήσιος). Это был собственно праздник очищения матери и ребенка посредством священного огня домашнего очага.

АМФИК-

АМФИК- - Άμφικ-, см. Amphic-.

АМФИКЛЕЯ

АМФИКЛЕЯ - Άμφίκλεια, также Άμφίκαια, город, после священной войны некоторое время называвшийся Όφιτεία (н. развалины близ деревни Дади), в Северной Фокиде (Hdt. 8, 33); тут был не имевший входа и ни для кого не доступный заповедный храм (α́δυτον) Диониса: этот бог дал будто бы жителям способность во сне указывать нужные для излечения болезней лекарства. Paus. 10, 33, 9 слл.

АМФИКТИОНЫ

АМФИКТИОНЫ - Amphictyones, Άμφικτύονες (собственно Άμφικτίονες, как часто и пишется это слово в надписях, от αμφί и χτίω, κτίζω, как περικτίονες = «вокруг живущие»; впоследствии слово изменено по образцу имени героя Άμφικτύων), назывались у греков народы, живущие вблизи какого-либо святилища и, несмотря на племенные различия, составившие между собой союз (амфиктионию, Άμφικτυονία) для защиты святилища, для совместного отправления празднеств и для того, чтобы во взаимных отношениях членов союза соблюдались известные законы международного права. Это не были оборонительные союзы для действий против какого-нибудь общего внешнего врага; нельзя их смешивать и с союзами родственных по происхождению общин, которые, в силу своей единоплеменности, сходились для совместного чествования своих национальных божеств и, оставаясь независимыми друг от друга, общие свои интересы обсуждали в общих советах. Самая знаменитая из амфиктионий дельфийско-пилейская или дельфийско-фермопильская, по преимуществу называемая союзом А. Она была основана еще в доисторические времена и заключала в себе 12 племен, которые в древнейшие времена обитали в Фессалии или странах прилежащих, а во времена исторические весьма сильно различались одно от другого по силе и могуществу. Это были: фессалийцы, беотяне, доряне, ионяне, перребы, магнеты, локры, ойтейцы или эниане, фиотидские ахейцы, малийцы или мелийцы, фокейцы, долопы. Все колонии союзников также участвовали в союзе, все же остальные эллины, как, напр., аркадяне, этолийцы до их усиления, стояли вне его, хотя он иногда и называется το κοινον τω̃ν Έλλήνων συνέδριον или το τω̃ν Έλλ. συνέδριον, commune Graeciae concilium (Cic. inv. 2, 23, 69). Таковым ему трудно было быть, потому что у него, как показывают фокейская война и священная война против Амфиссы, не было внешней силы, которой бы он мог заставить себе повиноваться. Первоначальные отношения союза сохранялись до 346 г. до Р. X., когда, по окончании фокейской войны, Филипп Македонский занял в союзе место фокейцев, а лакедемоняне утратили прежде принадлежавшую им долю в праве голоса, предоставленном дворянам (может быть, тогда эта доля перешла к дельфийцам). Главная цель союза заключалась в охране дельфийского святилища и связанных с ним культов и праздничных собраний, особенно в охране дельфийского оракула, а с 586 г. до Р. X. и Пифийских игр, отчасти же и в том, чтобы придать более человечный характер международным отношениям греков как в мирное время, так и в военное. (Иногда деятельность амфиктионий имела панэллинский патриотический характер, напр. при заботах об украшении памятника павшим при Фермопилах спартанцам. Hdt. 7, 228). Это видно из присяги А., приводимой у Aeschin. de. f. leg. § 115: «Не разрушать никогда до основания ни одного из амфиктионийских городов, не отводить ни у одного из них воды ни в военное, ни в мирное время, всеми силами охранять святилище дельфийского бога». Союз А., по основным принципам своим, не должен был вмешиваться в собственно политические дела союзников, хотя иногда, напр. Филипп и Александр Македонские, и злоупотребляли им как орудием для достижения своих личных политических целей (Diod. Sic. 17, 4. Paus. 7, 10, 2). Союз вел следующие священные войны:

1. 596-586 г. до Р. X. - против Криссы, 2) 355-346 гг. до Р. X. - против Фокиды, 3) 340 - 339 гг. до Р. X. - против Амфиссы, 4) в 280 г. до Р. X. против этолийцев (так называемая вторая священная война 448 г. амфиктионии не касалась). Что касается внутреннего устройства союза, которое возводили к Акрисию, мифическому царю фессалийской Лариссы (Strab. 9, 420), то ежегодно происходило два союзных собрания: весной обыкновенно, но не исключительно, в Дельфах, а осенью обыкновенно при Фермопилах, у храма Деметры Амфиктиониды в Анфеле, где находилось и святилище мифического основателя союза Амфиктиона, который будто бы царствовал в Фермопилах или над локрами и некоторыми отождествляем был с аттическим царем того же имени. Вероятно, союз составился из слияния двух амфиктионии: пилейской, покровительницей которой была Деметра, и дельфийской, покровителем которой был Аполлон. Составлявшие союзный совет уполномоченные отдельных городов, называвшиеся так же А., разделялись на ίερομνήμονες и πυλαγόραι (οι); взаимные отношения двух этих разрядов представителей, за отсутствием надлежащих указаний у древних, и теперь еще недостаточно разъяснены; Афины посылали одного иеромнемона и трех пилагоров, притом в Афинах первые были назначаемы по жребию, вторые по выбору. Может быть, иеромнемоны первоначально принадлежали дельфийской амфиктионии, пилагоры - пилейской, а после слияния обеих удержаны были оба рода представителей, - один для культа Деметры, другой для культа Аполлона. Собрание иеромнемонов, равно как и общее собрание совета, называлось συνέδριον. Принимавшие участие в союзе 12 племен имели в общем совете каждое по два голоса, следовательно, всего 24 голоса (ψη̃φοι), и именно так, что те племена, которые распадались на несколько самостоятельных государств, или пользовались правом голоса поочередно, или же навсегда должны были уступить его одному какому-нибудь государству. Август изменил эти отношения так, что теперь в совете А. оказалось 30 голосов, которые распределены были между отдельными государствами, частью вовсе прежде не принадлежавшими к союзу, совершенно произвольно (напр., городу Акцию было дано 6 голосов). Рядом с советом А. упоминается еще εκκλησία, союзное вече, в состав которого могли входить все присутствующие на месте собрания граждане союзных городов. ср.: Bürgel, die pyläisch-delphische Amphiktyonie (1877). Кроме пилейской амфиктионии упоминаются еще: амфиктиония калаврийская на острове Калаврии (к ней принадлежали Гермиона, Епидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплия и минийский Орхомен), амфиктиония онхестская в Беотии (средоточиями обеих служили местные храмы Посейдона) и амфиктиония делосская при храме Аполлона на Делосе, включавшая и вокруг лежащие Кикладские острова; в связи с ней находилась и делосская феория афинян. Но были ли эти союзы с самого начала собственно амфиктиониями, это еще вопрос. ср.: Hermann, griech. Staatsalterthümer § 12 слл. [Латышев, Очерк греч. древностей, стр. 30 слл.].

АМФИЛОХ

АМФИЛОХ - Amphilochus, см. Alcmaeo, Алкмеон.

АМФИОН

АМФИОН - Amphio (n), Άμφίων, όνος,

1. сын Зевса и Антиопы, дочери (Асопа или) Никтея, фивского царя. Близнецы А. и Зет родились в Елевферах; по рождении брошенные на произвол судьбы, они были воспитаны пастухами. По изображению Еврипида, характеры братьев были различны: Зет любил только практически полезные занятия, был пастухом и охотником, А. же был предан искусству муз, любил песни и игру на лире. Лик, по смерти своего брата Никтея воцарившийся в Фивах, и жена Лика Дирка держали мать А. и Зета в заключении и жестоко обращались с ней. Она бежала к сыновьям; те пошли тогда на Фивы, убили Лика, а Дирку привязали к рогам быка, которого затем пустили на волю; истерзанное тело Дирки они бросили в источник, получивший потом название Δίρκη. Казнь Дирки изображена в античной мраморной группе, самой большой из сохранившихся античных. Это так называемый Фарнезский бык, произведение Аполлония и Тавриска Траллийских, ныне находящееся в Неаполе. Братья захватили власть над Фивами и обнесли стенами нижний город (Od. 11, 260, где Антиона названа дочерью Асона). Говорили, будто камни стены соединялись сами собою под звуки лиры А. Зет женился на Фебе, дочери Асона, А. на Ниобе (см, Nioba). По преданию, А. и Зет покоятся в Фивах в одной общей могиле. Оба они называются белоконными Диоскурами Беотии (Eur. Phoen. 609) и во многих местах Беотии являются основателями городов и победоносными завоевателями. По имени А. было названо Άμφείον, его святилище в Фивах. Хеn. Hell. 5, 4, 8. Никтей и Лик, сыновья Гирея, сына Посейдона и Алкионы, называются опекунами Кадмидов Лабдака и Лаия, из которых последний был, говорят, прогнан из Фив Зетом и А.; т. е. все это семейство изображается как воинственный род владык фивских, существующий одновременно с родом Кадмидов и представляющий противоположность последнему;

2. царь в беотийском Орхомене. Ноm. Od. 11, 283;

3. предводитель епеев в Троянскую войну. Ноm. Il. 13, 692.

АМФИПОЛЬ

АМФИПОЛЬ - Amphipolis, Άμφίπολις, город в восточной Македонии, названный так по своему положению между двумя рукавами Стримона (н. Развалины у Неохория), назывался в древности Έννέα όδοί, 9 дорог. Hdt. 7, 114. Thuc, 1, 100. Первоначально в этой местности жили воинственные едоны: они уничтожили поселение, заложенное там Аристагором Милетским (Hdt. 5, 124) и долгое время делали тщетными попытки афинян основать там колонию (т. ж. 9, 75. Thuc. 4, 102). Только в 437 г. удалось Агнону, сыну Никия, одолеть едонов и основать А. Но т. к. в составе населения города афинян было немного, а большинство переселенцев состояло из греков других племен, то когда спартанец Брасид в 424 г. занял этот город, жители охотно приняли сторону спартанцев и даже по заключении Никиева мира не захотели подчиниться своей метрополии. Thuc. 4, 103. 5, 18. Все попытки Афин снова покорить своей власти этот город были безуспешны; даже храбрый Ификрат ничего не мог сделать против амфипольцев. Филипп Македонский в 358 г. взял город, ранее уже раз бывший под властью македонян, и удержал его за собою, несмотря на усиленное противодействие афинян. И при наследниках Филиппа А. оставался за Македонией. Во времена римского владычества он стал главным городом одной из частей Македонии. Государственное устройство до Брасида было демократическое, затем аристократическое, а позднее демократия опять одержала верх. Положение Амфиполя у устья Стримона было очень благоприятно для обширной торговли, поддерживавшей благосостояние города; важный источник богатства представляли также разработка множества рудников, находившихся в окрестностях (Thuc. 1, 108. Hdt. 5, 23. Liv. 45, 30), и производство вина и оливкового масла.

АМФИС

АМФИС - 'Άμφις, писатель средней комедии, в своих 26 пьесах разрабатывал сюжеты, заимствованные частью из мифологии, частью из области литературы, частью из общественной жизни афинян; изложение их было довольно прозаично. Сохранилось несколько частей значительных отрывков. см. Меinеке, fragm. Соm. Graec. III, р. 301 слл.

АМФИССА

АМФИССА - Amphissa, 'Άμφισσα, весьма древний город в озольской Локриде на окруженной лесами горной равнине (Hdt. 8, 32), в трех часах пути к северо-западу от Дельф, н. Салона. Strab. 9, 427. Paus. 10, 38, 4. Жители осмелились обрабатывать пограничный заповедный участок земли, который прежде принадлежал крисейцам, некогда провинившимся пред дельфийской амфиктионией, основали на участке поселение и брали пошлину с богомольцев, направляющихся в Дельфы. За это амфиктионы, по предложению афинян, объявили против амфиссцев священную войну, в которой Филипп Македонский получил верховное предводительство и (в 339 г.) разрушил A. Strab. 9, 419. 427. Впоследствии город, по своему почти неприступному акрополю (Liv. 37, 6) представлявший важную военную позицию, снова возвысился и в римские времена пользовался автономией. Paus. 10, 38, 4.

АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР - Amphitheatrum, см. Theatrum, Театр.

АМФИТРИОН

АМФИТРИОН - Amphitruo, Άμφιτρύων, сын царя Алкея Тиринфского, внук Персея; нечаянно убил своего дядю Электриона, царя микенского, который на время похода против Птерелая и тафийцев передал А. на попечение царство и свою дочь Алкмену (см. Hercules, 2, Геркулес). Вследствие своего нечаянного проступка А. должен был бежать вместе с Алкменой в Фивы к своему дяде с материнской стороны, Креонту, который и очистил А. от греха крови. По требованию Алкмены А. должен был воевать с Птерелаем; Креонт обещал помочь в этой войне, если А. сначала освободит фивскую землю от свирепой тевмесской лисицы. Так как было предсказание, что этой лисицы никто не догонит, то А. выпросил у афинянина Кефала (см. Cephalus, Кефал) собаку, о которой было предсказано, что от нее ни один зверь не уйдет. Во время охоты и лисица и собака были обращены Зевсом в камни; у Птерелая дочь похитила его золотой волос, от которого зависело его бессмертие, и А. завладел Тафом, но предоставил его своим сподвижникам Кефалу и Гелейю. Возвратясь в Фивы, он женился на Алкмене, которая родила ему сына Ификла, а от Зевса ею рожден был Геракл. А. был убит в войну с минийцами. Hdt. 5, 59. Apollod. 2, 4, 10.

АМФИТРИТА

АМФИТРИТА - Amphitrlte, Άμφιτρίτη (вокруг оглашающая шумом волн), дочь Нерея и Дориды, одной из нереид. Hesiod. theog. 243. Она хотела оставаться девою и потому, когда Посейдон домогался ее любви, бежала к Атланту; но посланный Посейдоном в погоню за нею дельфин нашел ее, привел к Посейдону, и она сделалась супругой этого бога. Hes. Th. 930. Гомер упоминает о ней как о богине волн, которой подвластны морские чудовища, но у него она еще не является супругой Посейдона. А. родила владыке морей троих детей, имена которых означают свойства моря: Тритона (шумящий, Hesiod. theog. 930); Роду (шумящая?), Бенфесикиму (волнующая глубину). А. не пользовалась особенным почитанием, и в мифологии о ней мало сказаний. Рассказывали, что она, приревновав Посейдона к Скилле, обратила последнюю в морское чудовище. Имя А. у поэтов часто употребляется для обозначения моря. Искусство изображало ее подобною Афродите, в сеткообразном головном уборе и с клещами рака на темени, едущею на дельфинах и морских конях или в колеснице из раковины, которую везут дельфины. Римляне отождествляли с А. Салацию (Salacia, от salum=α́λς).

АМФИЯ

АМФИЯ - 'Άμφεια, ή, город в Мессении на юго-востоке от Андании на реке Амфите. Здесь, у храма Артемиды Лимнатиды, мессенские юноши похитили лаконских девушек, что послужило поводом к первой мессенской войне. Paus. 4, 5, 9.

АМФОРА

АМФОРА - Amphŏra, сосуд с двумя ручками (ansae) - отсюда diota (δίωτος) (Horat. Od. 1, 9, 8) - круглый, посередине выпуклый, кверху суживающийся в горлышко (collum), обыкновенно глиняный, изготовленный на гончарном станке (Ноr. а. р. 21), реже из стекла или желтого мрамора (оникса), иногда с носком (ansiterna) для выливания (Cat. r. r. 11, 3), иногда и с ножкой внизу, а иногда с заостренным дном. А. служили для хранения не только вина (Ноm. Od. 9, 204), но также оливкового масла, меда и т. п., даже золота (Nep. Напп. 3). Перебродившее в бочках вино разливалось (diffundi) в амфоры и ставилось до употребления в кладовые (horreum или apotheca); амфоры крепко закупоривались пробками (cortex или suber, Horat. Od. 3, 8, 9) или заливались еще гипсом, глиной, смолой. На самих сосудах или на особых этикетах (tesserae) означались год и сорт (nota) вина. А. была также крупной мерой (как прежде quadranta) для жидких тел и делилась на 2 urnae 8 congii, 48 sextarii, 576 cyathi (см. табл. IX в Приложении). Перевод на новые меры дает Becker, Gallus 3, 280. слл. [ср.: Велишский. Быт греков и римлян, стр. 397].

АМФОТЕР

АМФОТЕР - Amphoterus, Άμφότερος,

1. см. Acarnan, Акарнан;

2. троянец, убитый Патроклом. Нот Il. 16, 415;

3. брат Кратера, один из начальников флота Александра Великого. Curt. 3, 3, 19. 4, 23, 14 сл. Arr. 3, 2, 3 слл.

АМФРИСОС

АМФРИСОС - Amphrysos, Άμφρυσός, речка на Фессалийском побережье, впадающая в Пагасийский залив; на ее берегах Аполлон 9 лет пас стада Адмета. Verg. Georg. 3, 2. Apoll. Rh. 1, 54. Иногда ее смешивали с фокидским городом Амбрисом близ Дельф. ср. Verg. Aen. 6, 398 Ambrysia vates вместо Delphica.

АНАБАТ

АНАБАТ - Άναβάτης, αποβάτης. При одном из видов колесничных состязаний, кроме состязающегося, на колеснице стоял еще и ήνίοχος. На последнем кругу, делаемом колесницею, состязающийся спрыгивал, бежал рядом с нею и почти у самой меты, при помощи своего ήνίοχος, опять вскакивал на колесницу. Этот очень древний вид состязаний, называвшийся αποβάτης, особенно был употребляем на Панафинеях (ср.: Desultores, Десульторы).

АНАВА

АНАВА - Άνάυα, τά, город во Фригии между Келайнами и Колоссом у соляного озера (н. Хардак Гиель). Мимо А. прошел Ксеркс со своим войском. Hdt. 7, 30.

АНАГНИЯ

АНАГНИЯ - Anagnia, Άναγνία, н. Анагни, главный город герников в Лации, на горе у соединения дорог Via Praenestina и Via Lavicana, в плодородной местности. Lio. 26, 23. 27, 4. 29, 14 и в др. местах. Verg. Aen. 7, 684. Здесь в так называемом curcus maritimus происходили собрания герников. Liv. 9, 42. В 305 г. до Р. X. город получил civitatem sine suffragio (Liv. 9, 43), a y Цицерона (pro domo 30), имевшего здесь поместье, называется municipium.

АНАГНОСТ

АНАГНОСТ - Anagnostes, αναγνώστης, также lector, чтец, раб из класса servi (см. Сервы) litterati. Образованные римляне в часы своего досуга, напр. за обедом или в бане, слушали чтение таких рабов. Так делали: Август, между прочим - когда страдал бессонницею, Аттик, Плиний Старший и др. Suet. Oct. 78. Nep. Att. 14. Plin. ep. 3, 5.9, 36.

АНАГОГИЯ

АНАГОГИЯ - Άναγώγια, τά, праздник отъезда, как Καταγώγια - праздник возвращения. Жертвоприношения по этим поводам совершали особенно на Эрике в Сицилии, где существовало верование, что почитаемая там Афродита удаляется вместе с посвященными ей голубями в известное время в Ливию и через 9 дней возвращается обратно. Подобные празднества устраивались и на Делосе в честь Аполлона.

АНАДИОМЕНА

АНАДИОМЕНА - Άναδυόμενη, Anadyomene, см. Άφροδίτη, Афродита.

АНАЗАРБ

АНАЗАРБ - Anazarbus или Anazarba, Άνάζαρβος, Άναζαρβά, значительный город в Киликии у горы того же названия на реке Пираме, позднее Caesarea ad Anaz., родина знаменитого врача Диоскорида; в царствование Юстиниана и Юстина часто подвергался землетрясениям.

АНАИТА

АНАИТА - Anaitis, Άναΐτις, персидское божество (Анахид), олицетворение производительной силы природы; сладострастный культ этой богини был распространен в Армении, Каппадокии, Мидии и др. странах; богиня была отожествляема с греческою Афродитой или с Артемидой, как богиней луны.

АНАЙЯ

АНАЙЯ - Άναία, город в Ионии, напротив Самоса; сюда в Пелопоннесскую войну бежали изгнанные с Самоса олигархи. Thuc. 3, 19. 32. 4, 75. 8, 61. Софокл был стратегом εν τφ̃ προς Άναίους πολέμφ, т. е., вероятно, в походе афинян против самосцев, укрепившихся в А. и действовавших оттуда.

АНАК

АНАК - Άνακ, см. Аnас-.

АНАКАЛИПТЕРИЯ

АНАКАЛИПТЕРИЯ - Άνακαλυπήρια, на третий (или второй?) день после свадьбы, когда невеста в первый раз показывалась без покрывала, отсюда и название (ανακαλύπτειν). Новобрачная получала от мужа, а оба они от родственников и друзей подарки, называвшиеся так же ανακαλυπτήρια и в торжественной процессии приносившиеся в дом новобрачных. На Сицилии и других местах совершался праздник Анакалиптерии в честь брака Коры с Аидом.

АНАКРЕОН(Т)

АНАКРЕОН(Т) - Anacreon, Άνακρέων, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ó Τήιος, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые Άνακρεόντεια, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.

АНАКРЕОН (Т)

АНАКРЕОН (Т) - Anacreon,

Άνακρέων, знаменитый греческий лирик из Теоса в Ионии, отсюда ó Τήιος, Teius; был уже в возрасте мужества, когда Гарпаг, полководец Кира, покорил Ионию (545 г. до Р. X.). А. переселился тогда на Самос, ко двору Поликрата, где и жил до смерти этого тирана (522 г. до Р. X.); отсюда отправился по приглашению Гиппарха в Афины ко двору Писистратидов и там оставался до их изгнания. Некоторые полагают, что из Афин он возвратился в Теос, а после восстания ионян, поднятого Гистиеем, переселился в Абдеру. Умер он 85 лет, как говорит предание, подавившись виноградною ягодой. Поэзия А., как по внешним своим формам, так и по духу и содержанию, сродна с поэзией эолян: подобно последней и она служит выражению личных чувств; но в силе и глубине чувства А. много уступает Алкею и Сапфо. Подчиняясь тому настроению, которое было обычным для роскошных дворов самосских и других тиранов, покровителей Анакреонта, он не высказывает серьезного нравственного воззрения на жизнь, а весь отдается наслаждению настоящим и относится ко всему окружающему легко, беззаботно и игриво. Любовь и вино, пляска и веселье были любимыми сюжетами песен А. Эти песни знамениты были по своему изяществу, но им чужд был высокий полет мысли и слова. Стихотворные размеры А. также отражают на себе ионийскую изнеженность. Диалект его ионический. Слог очень прост и близок к безыскусственному строю обыденной речи. Отрывки произведений А. изд. Bergk отдельно (1834) и в сборнике Poetae lyrici Grassi. Так называемые Άνακρεόντεια, анакреонтические песни, собрание которых дошло до нас, не принадлежат А.; это слабые подражания Анакреонтовой поэзии, принадлежащие различным, частью очень поздним временам. Изд. Moebius (1826), Melhhorn (1825), Val. Rose (3-е изд., 1876). [Мартынов. Греч. клас. Ч. 26.] Ср.: Welcker. Kl. Schriften, I, стр. 251; II, стр. 356.

АНАКРИСИС

АНАКРИСИС - Άνάκρισις, см. Iudicia, 6., Судопроизводство

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР - Anaxagoras, Άναξαγόρας, философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии; обыкновенно А. причисляли к древнейшей ионийской школе и потому называли учеником Гермотима и (ошибочно) Анаксимена. Cic. de n. d. 1, 11. Родился он в Клазоменах в Лидии ок. 70 ол.=500 г. до Р. X. и был приблизительно современником философов Эмпедокла, Парменида, Зенона, Демокрита; рано устранился от общественных дел и посвятил себя науке; после продолжительных путешествий, на 30 году жизни, по словам других - на 45-м, прибыл в Афины (456 г. до Р. X.) в самую блестящую пору деятельности Перикла и близко с ним сошелся. Cic. de or. 3, 34. Эврипида и Фукидида также называют учениками Анаксагора. Cic. tusс. 3, 14. Впоследствии, вероятно за свои космологические мнения, он был обвинен в безбожии (ασέβεια), но Перикл избавил его от смертной казни, тем ли, что выхлопотал для него оправдание, или тем, что помог ему бежать, а может быть, и в самом судебном приговоре постановлялось только изгнание. По некоторым свидетельствам, А., хотя и был оправдан, все-таки, оскорбившись обвинением, покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. до Р. X. Заслуга его как философа состоит не только в том, что он первый перенес философию из Малой Азии в Афины, но и в том, что он первый ввел учение о духовном начале всего сущего. Это начало для него νους, стоящий в известных отношениях к деятельности, созидающей мир: όμου̃ πάντων οντων και ήρεμούντων τον άπειρον χρόνον, κίνησιν εμποιη̃σαι τον νουν και διακριναι (Aristot. phys. 8, 1). А. отличал этот формальный принцип (ενέργεια) от материи (δύναμις); а материя каждого отдельного существа состоит, по учению А., из подобных одна другой частиц, недоступных внешним чувствам (αΐδια); это так называемое όμοιομερη̃, позднее обозначавшееся термином όμοιομέρειαι. Только νους, по мнению философа, прост, не смешан и чист (άπλούς, αμιγής, καθαρός). А. не соглашался также с ходячими в то время астрономическими теориями: Солнце, по его мнению, огненная масса (μύδρος διάπυρς), Луна - темное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое Солнцем. Сочинение Α. περί, φύσεως, написанное прозой и восхваляемое древними, между прочим, и за достоинства формы, не дошло до нас. Отрывки изд. Myllach, frgm. philos. Gr., т. I.

Предыдущая страница Следующая страница