Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 5, "ЭНН"-"ЭПИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 5, "ЭНН"-"ЭПИ")

ЭННОМИЯ

ЭННОМИЯ - Eunomia, см. Ноrае, Гермы.

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ - Oenomăus, см. Pelops, Пелопс.

ЭНОМОТИЯ

ЭНОМОТИЯ - Ένωμοτία, было у спартанцев учрежденное Ликургом подразделение войска. Hdt. 1, 65. По Фукидиду (5, 68), отряд состоял из 32, по Ксенофонту (Hell. 6, 4, 12) из 36 человек (пехоты). Две Э. составляли πεντηκοστός (50 человек, поэтому и принимают, что ένωμοτία, вопреки обоим определенным свидетельствам, состояла только из 25 человек, что, может быть, первоначально и было так, потому что политика спартанцев старалась скрывать от врагов численность войска, Tinte. 5, 68), 2 πεντηκοστύες составляли λόχος; четыре λόχοι - μόρα. Хеn. Laced. 11, 4. Геродот, сведения которого были в данном случае (по указанной причине) не точны, называет триакады (встречаемые только у него) как подразделение Э.

ЭНОН

ЭНОН - Oenōne, см. Aegina, Эгина, и Paris, Парис.

ЭНОПА,

ЭНОПА, - Enŏpe,

Ένόπη, город Лаконии близ мессенской границы, который Агамемнон обещал дать Ахиллею в приданое за дочерью; позже имя это исчезло, а употреблялось Геренея. Il. 10, 150. 292.

ЭНОПА

ЭНОПА - Enŏpe, Ένόπη, город Лаконии близ мессенской границы, который Агамемнон обещал дать Ахиллею в приданое за дочерью; позже имя это исчезло, а употреблялось Геренея. Il. 10, 150. 292.

ЭНОПИОН

ЭНОПИОН - Oenopĭon, Οι̉νοπίων (пьющий вино), сын Диониса и Ариадны (или Радаманфа и Ариадны), муж нимфы Гелики, отец Тала, Еванфа, Мелана, Салага, Афаманта и Меропы или Геро или Аеропы. Из Крита он переселился в Хиос. Здесь он ослепил великана Ориона, который сделал насилие над его дочерью. Когда Орион, исцеленный солнечными лучами, хотел отомстить ему, то его дети спрятали его в колодец. На Хиосе показывали его могилу. Apollod. 1, 4, 3.

ЭНОС

ЭНОС - Aenus, Αίνος ή,

1. древний фракийский город эолического происхождения (Hdt. 7, 58. Thuc. 7, 57), недалеко от восточного устья Гебра (Ноm. Il. 4, 520; Αίνόθεν). Позднее это был римский вольный город, ведший богатую торговлю, н. Енос. Вергилий (А. 3, 17), следуя поэтическому вымыслу, называет основателем этого города Энея;

2. город в Этолии. Hdt. 4, 90;

3. город в Фессалии у горы Оссы;

4. ó Αίνος, горная цепь на Кефаллении в 4000 футов высотой; на вершине ее стоял алтарь Зевса Айнесийского (Ζευς Αίνήσιος, Strab. 10, 456); н. Елатовуни, по-итальянски Монте Неро.

ЭНОТР

ЭНОТР - Oenōtrus, Ο'ίνωτρος, младший сын Ликаона, переселившийся из Аркадии в Италию и поселившийся в Энотрии. Verg. Aen. 7, 85. 1, 532. 3, 165. По свидетельству Дионисия Галикарнасского (1, 11. 2, 1), его сопровождал брат его Певкетий, от которого и местность получила название Певкетии.

ЭНОТРИЯ

ЭНОТРИЯ - Oenotria, см. Italia, Италия, 1. 9 сл.

ЭНОТРОПЫ

ЭНОТРОПЫ - Oenotrŏpi, Οι̉νότροποι, превратительницы вина, так назывались дочери Ания на Делосе, потому что они воду превращали в вино и все, что хотели, могли превратить в зерновой хлеб и оливы. Когда Агамемнон хотел отнять их у отца, то Дионис обратил их в голубей. Ov. met. 13, 650 слл.

ЭНОФИТА

ЭНОФИТА - OenophСћta, Οι̉νόφυτα, местность в Южной Беотии, вероятно, в Асопской долине, на восток от Танагры, известна победой афинян над беотийцами (456 г. до Р. X.) Thuc. 1, 108. 4, 95. Plat. Menex. 242 В.

ЭНОЯ

ЭНОЯ - Оеnŏе, Οι̉νόη,

1. аттический дем гиппофоонтской филы, пограничная крепость против Беотии, о которой часто упоминается в Пелопоннесской войне. Thuc. 2, 18. 8, 98. Hdt. 5, 74. Другой дем того же имени в эантийской филе находился близ Марафона.;

2. укрепленный город коринфян, находившийся у Коринфского залива, недалеко от Паг. Хеn. Hell. 4, 5, 5. 19;

3. местечко в Арголиде у подошвы Артемизия на правом берегу Инаха, называемое также Ο'ίνη, возле нынешнего Катовелисы. Paus. 1, 15, 1. 10, 10, 4;

4. местность в Элиде, на 2 часа расстояния южнее от Пилоса, на левом берегу Ладона. Strab. 8, 338.

ЭНТЕЛЛА

ЭНТЕЛЛА - Entella, 'Έντελλα, древний город на западе Сицилии на Кримиссе, имеет значение для истории острова во время Дионисов. Diod. Sic. 14, 9. 15, 73. 16, 67. Sic. Verr. 3, 43. 103. Птолемей называет реку того же имени в Этрурии.

ЭНТОРИЯ

ЭНТОРИЯ - Entoria, дочь римского поселянина, родила Сатурну, который посещал ее отца, 4 сыновей: Яна, Гимна, Фавста и Феликса, который Сатурн научил виноделию; в опьянении они убили деда, а затем и себя. При наступившем позже голоде, который объясняли как наказание богов, Лутаций Катулл основал алтарь с четырьмя лицами у Тарпейской скалы. ср. Icarius, Икарий.

ЭНУС

ЭНУС - I.

Aenus,

правый приток Дуная, составлявший границу между Винделицией и Нориком, н. Инн. Tac. hist. 3, 5.

II.

Oenūs,

Οι̉νου̃ς, река Лаконии, берущая начало в северо-восточной части арголидской границы, откуда течет она в юго-восточном направлении между горами Олимпом и Евантом мимо Селласии и изливается в Еврот повыше Спарты; н. Келефина. Polib. 2, 65. 66. Liv. 43, 28.

ЭНУССЫ

ЭНУССЫ - Oenussae, Οι̉νου̃σσαι,

1. 5 островов между Хиосом и материком, н. Спальмадорес. Hdt. 1, 165. Thuc. 8, 24;

2. острова у южной оконечности Мессении; два самых больших называются н. Саниенца и Кабрера. Plin. 4, 12.

ЭОЛ

ЭОЛ - Aeolus, Αίολος,

1. старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона или Зевса, брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один из прародителей эллинского народа. Эолийское племя из всех греческих занимало наибольшее пространство, а именно большую часть Северной и Западной Греции, южную и западную стороны Пелопоннеса. Отсюда и сказание о множестве детей у Э., которые считались государями-основателями различных поселений, что повело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асопом и Енипеем, тогда как братья отправились в чужие земли; он - представитель древнегреческого элемента. Жена Э., Епарета, родила ему 7 сыновей: Крефея, Сисифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера и 5 дочерей: Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду. Apollod. 1, 7, 3. Крефей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь города Иолка, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец Бианта и Мелампа). Apoll, 1, 9, 11. Сисиф построил город Ефиру (Коринф), имел сына Главка, отца Беллерофонтова. Apollod. 1, 9, 3. Афамант (см. Athamas, Афамант) владычествовал в Орхомене. Apollod. 1, 9, 1. Салмоней, отец Тиры, построил Салмону в Элиде. Apollod. 1, 9, 7. Деион был царем Фокиды, отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Apoll. 1, 9, 4. Магнет - отец Диктия и Полидекта, заселивших остров Сериф. Apoll. 1, 9, 6. Периер сделался царем Мессены и был отцом Афарея и Левкиппа. Apoll. 1, 9, 5;

2. Э. Ίπποτάδης, т. е. сын Гиппота, всадника, управитель над ветрами (ταμίης ανέμων), демон ветров в дальнем западном море, на острове, окруженном медными стенами и высокими скалами. Здесь счастливо живет он, любимец богов, в своем богатом доме, с женой, 6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой. Принимает радушно Одиссея и дает ему в кожаном мешке противные ветры, а попутному ветру велит дуть в паруса Одиссея. Но товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам, во время сна Одиссея развязывают мешок; ветры вырываются и гонят корабль опять к Эолову острову; но Э. уже не принимает Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны богам. Ноm. Od. 10, 1 слл. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается, и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились; не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова, Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему с просьбой (Аеп. 1, 53. 8, 416: rex ventorum); позднейшие поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых островов, и называют его царем ветров. Со скипетром в руке Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении заключенные в пещере ветры. Verg. Aen. 1, 52. 140. 8, 416. Ov. met. 1, 262. С родоначальником эолян этот Э. первоначально не имел ничего общего, но позднее писатели часто всячески смешивали их или приводили в связь друг с другом. Предполагали, что были: Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды (Thuc. 3, 102) в Этолии и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота, поэтому Гиппотад), который с матерью своей Арной и братом Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику и потому бежал на названные по его имени Эоловы острова, что на Тирренском море, где будто бы и основал город Липару.

ЭОЛИДА

ЭОЛИДА - Aeolis, Αίολίς, местность в Малой Азии, на север от реки Герма к Геллеспонту, особенно вокруг Элайского или Кимского залива; эолийские греки выстроили тут много городов; страна была замечательна по торговле и плодородию почвы. Hdt. 7, 95. Двенадцать (а после 11) из этих городов: Кима, Ларисса, Неонтейхос, Теми, Килла, Нотий, Питана, Айги, Гринейя, Мирина, Айгироесса (Hdt. 1, 149. Страбон называл Елайю) и некоторое время Смирна составляли союз государств (додекархию), послы которых собирались на мысе Кане, на праздник союза, Panaeolium. Позднее здесь владычествовали персы, Александр, сирийские Селевкиды и наконец римляне, которые присоединили Э. к провинции Азии; короткое время здесь властвовал и Митридат. Другая эолийская додекархия находилась в Троадской области.

ЭОЛИЙЦЫ

ЭОЛИЙЦЫ - Aeōles, Αίολείς, см. Aeolus, Эол и Graecia, Греция, 10).

ЭОЛИЯ

ЭОЛИЯ - Aeolia, Αίολία (Αίολίη sc. γη̃), y Гомера под этим именем (Ноm. Od. 10, 1 слл.) разумеется один остров, местопребывание владыки ветров, Эола Гиппотада (также у Вергилия А. 1, 32. 8, 415), а который именно из эоловых островов, неизвестно (Vcelker, Hom. Geogr. 114 разумеет один из эгатских островов). Aeoliae insulac (Αίóλου νη̃σοι, Thuc. 3, 115) назывались у римлян нынешние Липарские или Вулканические острова, на север от Сицилии, имеющие вулканическое происхождение (Verg. Aen. 8, 416), числом 10: Гиера, Ίερά, или Фермисса (Волкано), местопребывание Вулкана; Липара (отсюда и вся группа: Liparenses), Λιπάρα (Липари) больший из всех, с городом того же имени; Стронгила, Στρογγύλη (Стромболи), по мнению древних - местопребывание Эола; другие: Фойникуса, Ерикуса, Евопим, Дидима, Гикесия, Басилидия и Остеод - незначительны. Strab. 6, 275.

ЭОН

ЭОН - Oeōnus, Οι̉ωνός, из Мидеи в Арголиде, сын Ликимния, двоюродного брата Алкмены, спутник Геракла и первый победитель на Олимпийских играх (Plind. ol. 11, 64). В сопровождении Геракла он пришел в Спарту, где сыновья Гиппокоонта напали на него и убили. Впоследствии ему поставлен был в Спарте памятник рядом с памятником Геракла.

ЭОНИСТЫ

ЭОНИСТЫ - Οι̉ωνισταί, οι̉ωνοπόλοι, см. Divinatio, Дивинация, 11 сл.

ЭОРДЕЯ

ЭОРДЕЯ - Eordaea или Eordia, Έορδαία или Έορδία, населенная иллирийскими эордами местность Южной Македонии у горы Бермия и реки Галиакмона, через которую шла Эгнатская дорога, с городами Келлою, Арниссою, Фискою и Галадрами. Hdt. 7, 185. Thuc. 2, 99. Polib. 18, 16, 3. 34, 12, 8. Liv. 31, 39 сл. 33, 8. 42, 53. 45, 30.

ЭОС

ЭОС - Ήώς, Aurora, богиня утренней зари, дочь Гипериона и Фии, сестра Гелия и Селены. Hesiod. theog. 371. Имя ηώς, эолическое αυ́ως, происходит от α́ημι, αυ́ω, «вею», т. к. с началом зари соединен обыкновенно ветерок; так и Aurora происходит от aura. Розоперстая (ρ́οδοδάκτυλος, «вследствие пяти бледно-розовых, идущих перпендикулярно к горизонту лучей, которые заметны в Малой Азии и Греции, вообще на юге перед восходом солнца», Ameis к Ноm. Od. 2, 1), блестящая богиня в шафранном одеянии (κροκόπεπλος, ср. Verg. Aen. 7, 26. Aurora in roseis fulgebat lutea bigis) поднимается рано утром с ложа из Океана и приносит людям и богам дневной свет, являясь на небе перед своим братом Гелием на колеснице, запряженной белыми и розовыми лошадьми. Таким образом, у Гомера она богиня начала дня, дневного света вообще, но не богиня всего дня; лишь у трагиков она приравнивается с Ήμερα, которая у Гесиода, отличаясь от Эои, является дочерью Ночи и Эреба (Theod. 124, ср. 748). Богиня утренней зари, поднимающаяся еще при мерцании звезд, при дуновении ветерка, родила звездоносцу Астрею ветры: Аргеста, Зефира, Борея и Нота, равно как Эосфора и остальные звезды (Hesiod. theog. 378); подобно все похищающим богиням бури, Гарпиям, уводит она и людей, но только для того, чтобы насладиться их любовью, так. напр., Тифона, сына троянского царя Лаомедонта. Зевс дал ему в угоду ей вечную жизнь. Но она не попросила для него вечной юности, поэтому члены его высохли, а голос пропал. Она заключила его в свою комнату (hymn. in Yen. 3, 219-238) или обратила его в кобылку. Преходящая красота Еои переносится на ее седого супруга. Она родила Тифону Емафиона и Мемнона (Hesiod. theog. 984), царя Эфиопии, который сражался под Троей и был убит Ахиллеем. Также и Ориона увела она, далее Клита, сына Мантия (Ноm. Od. 5, 121. 15, 250) и с вершины Гиметта в Аттике Кефала, супруга Прокриды. Ov. met. 7, 700. Культа Еоя не имела. Представляют ее или на колеснице, в виде прелестной богини, или как управительницу конями Солнца, с факелом в руке. У римских поэтов А. совершенно тождественна с Еоей.

ЭОС, АВРОРА

ЭОС, АВРОРА - Ήώς,

Aurora, богиня утренней зари, дочь Гипериона и Фии, сестра Гелия и Селены. Hesiod. theod. 371. Имя ηώς, эолическое αυως, происходит от αημι, αυω, "вею", т. к. с началом зари соединен обыкновенно ветерок; так и Aurora происходит от aura. Розоперстая (ροδοδάκτυλος, "вследствие пяти бледно-розовых, идущих перпендикулярно к горизонту лучей, которые заметны в Малой Азии и Греции, вообще на юге перед восходом солнца", Ameis к Нот. Od. 2, 1), блестящая богиня в шафранном одеянии (κροκόπεπλος, ср. Verg. A. 7, 26. Aurora in roseis fulgebat lutea bigis) поднимается рано утром с ложа из Океана и приносит людям и богам дневной свет, являясь на небе перед своим братом Гелием на колеснице, запряженной белыми и розовыми лошадьми. Таким образом, у Гомера она богиня начала дня, дневного света вообще, но не богиня всего дня; лишь у трагиков она приравнивается с Ήμερα, которая у Гесиода, отличаясь от Эои, является дочерью Ночи и Эреба (Theod. 124, ср. 748). Богиня утренней зари, поднимающаяся еще при мерцании звезд, при дуновении ветерка, родила звездоносцу Астрею ветры: Аргеста, Зефира, Борея и Нота, равно как Эосфора и остальные звезды (Hesiod. theod. 378); подобно все похищающим богиням бури, Гарпиям, уводит она и людей, но только для того, чтобы насладиться их любовью, так. напр., Тифона, сына троянского царя Лаомедонта. Зевс дал ему в угоду ей вечную жизнь. Но она не попросила для него вечной юности, поэтому члены его высохли, а голос пропал. Она заключила его в свою комнату (hymn. in Yen. 3, 219-238) или обратила его в кобылку. Преходящая красота Еои переносится на ее седого супруга. Она родила Тифону Емафиона и Мемнона (Hesiod. theod. 984), царя Эфиопии, который сражался под Троей и был убит Ахиллеем. Также и Ориона увела она, далее Клита, сына Мантия (Od. 5, 121. 15, 250) и с вершины Гиметта в Аттике Кефала, супруга Прокриды. Ov. met. 7, 700. Культа Еоя не имела. Представляют ее или на колеснице, в виде прелестной богини, или как управительницу конями Солнца, с факелом в руке. У римских поэтов А. совершенно тождественна с Еоей.

Έπαγγελία,

называлось в Афинах высказанное в народном собрании, иногда подкрепленное клятвою заявление о желании начать против кого-нибудь уголовный процесс (δοκιμασίαν τινι επαγγέλλειν) - особенно против ораторов и государственных людей, желавших выступить публично, чтобы заранее поколебать к ним доверие народа.

ЭПАГГЕЛИЯ

ЭПАГГЕЛИЯ - Έπαγγελία, называлось в Афинах высказанное в народном собрании, иногда подкрепленное клятвою заявление о желании начать против кого-нибудь уголовный процесс (δοκιμασίαν τινι επαγγέλλειν) - особенно против ораторов и государственных людей, желавших выступить публично, чтобы заранее поколебать к ним доверие народа.

ЭПАГОГЭ

ЭПАГОГЭ - Έπαγωγή, называлось

1. магическое заговаривание, которым заклинали особенно подземных богов об оказании помощи людям, или злых духов, чтобы они напугали другого человека, часто в соединении с επωδή;

2. в логике и риторике - индуктивный экспериментальный способ доказательства, ведущий от частного к общему, в противоположность к собственному силлогизму.

ЭПАКРИЯ

ЭПАКРИЯ - Έπακρία, см. Attica, Аттика, 6. 17.

ЭПАКТЫ

ЭПАКТЫ - Έπακταί (ήμέραι), лишние дни, получаемые при сравнении двух неравных промежутков времени, особенно те 11 дней, на которые солнечный год больше лунного.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД - Epam inondas, Έπαμεινώνδας, по-беотийски Έπαμιν., фивянин, сын Полимниса, из знатной, но бедной семьи, родился ок. 418 г. до Р. X. До 40-летнего возраста он посвятил себя физическому и умственному развитию; особенное влияние имело на него знакомство с пифагорейцем Лисисом тарентским, который нашел в его доме убежище. Plut. mus. 21. Cic. de or. 3, 34. Paus. 9, 13, 1. Nep. Epam. 2. Политическое направление тогдашних пифагорейцев не дало ему посвятить себя созерцательной философской службы. Целью его гимнастических упражнений было - развить себя для военной жизни; наряду с философией, выражавшейся в отказывании себе в чувственных наслаждениях, в презрении богатства и всякой изнеженности, в самоотвержении и скромности, высшею задачей его жизни была деятельность и самопожертвование за отечество и сограждан. Но именно потому, что он, может быть, один из всех греков сознавал вполне ясно высокую задачу Республики, он держался вдали от политических партий, хотя и был соединен тесною дружбою с Пелопидом и др. Поэтому его пощадили, когда Леонтиад сверг с помощью спартанцев демократическую партию и ввел олигархию, 383; его бедности и философского уединения, казалось, нечего было опасаться. Но он работал для будущего, привлек с помощью Горгида к себе толпу юношей, воспитывал ее в республиканской доблести и заставлял ее часто состязаться со спартанским гарнизоном. Plut. Pel. 18. Polyaen. 2, 5, 1. Он не участвовал в заговоре Пелопида и Меллона, которые свергли в 379 г. олигархов (Plut. gen. Socr. 24), т. к. считал несправедливым убивать без суда гражданина и боялся злоупотребления насильно приобретенной свободой. Выступивши со своей толпой, он достиг того, что граждане высказались за новый порядок вещей, что с другой стороны взрывы мести против сверженной партии были подавлены и что все силы соединились для борьбы с внешним врагом. Снова явилось народное собрание, наряду с ним - совет, а во главе государства стояли 7 беотархов. Спартанский гарнизон в Кадмее был вынужден отступить, большинство городов Беотии высказалось за Фивы и демократию, афиняне сделались их союзниками против Спарты. Еще в 379 г. Клеомброт сделал попытку вооруженной демонстрации против Фив. В 378 и 377 гг. Агесилай вел войну главнейше около Феспии, в 376 г. снова явился Клеомброт, но, дойдя до Киферона, повернул назад; тогда спартанцы перенесли войну на море. Ничего решительного не было сделано; правда, Беотия было опустошена, но сила и самосознание фивян возросло. Последующим временем они воспользовались, чтобы соединить по своей гегемонией беотийские города; города, стоявшие за Спарту, Платеи, Фессии, Орхомен, были с суровостью и жестокостью вынуждены присоединиться к симмахии и позже разрушены за отпадение, Платеи в 373 г., Феспии в 372 г., Орхомен в 364 г. В этот период времени Э. не занимал выдающегося места; без сомнения, он был занят образованием войска; часто уговаривал он своих сограждан быть мягкими и гуманными по отношению к побежденным. Но то, что он до сих пор действовал в основном как государственный человек, следует, по-видимому, из того, что впервые он выступил как фиванский посол на конгрессе по поводу мира, 371 г. Уже в 374 г. Афины заключили мир со Спартой, который был, впрочем, непродолжителен; теперь Э. вновь достиг того, что начались переговоры о мире. Условиями было поставлено отозвание спартанских гармостов и автономия греческих городов. Но когда Э., обнаруживший большой оратоский талант уже во время переговоров, потребовал, чтобы ему дозволили произнести клятву за беотийские города и объявил, что Фивы откажутся от гегемонии над ними только в том случае, если Спарта даст свободу городам Лаконии, Агесилай вычеркнул имя фивян из таблицы с условиями мира и объявил им войну (в июне 371 г.). Клеомброт двинулся тотчас со своим войском из Фокиды через Амбрис, Фисбу и Кревсиду в долину Левктр. В Фивах было полное уныние; Епаминонд еще не выказывал своих стратегических талантов, но он привлек на свою сторону трех беотархов, выступил против суеверия народа - скоро были объявлены лучшие предзнаменования - и двинулся против 24 000 (?) врагов с войском, имевшим после отпущения ненадежных феспийцев лишь 6 000 человек; дело шло о свободе и отечестве. В своей проницательности он понял, что важно прорвать замкнутую фалангу спартанцев посредством построения в элевационном угле; таким образом образовался косой боевой строй (λοξη φάλαγξ); он построил левый фланг на 50 человек выше, а слабо занятый правый отодвинул назад. Беотийская конница скоро опрокинула спартанскую; между тем как Пелопид со священным отрядом мешал врагам развернуться, Э. прорвал с неудержимой силой фалангу; царь Клеомброт и 1000 спартанцев были убиты 5-го Гекатомбеона (июля) 371 г. Хеn. Hell. 6, 4, 4. 12. 15. 7, 1, 35. Diod. Sic. 15, 51-56. После сражения фивяне стали хлопотать о приобретениии союзников, в Афинах посольство с вестью о победе было принято холодно; Язон, тиран в Ферах, заключил союз, но старался как посредник между партиями приобрести влияние в Греции и заставить фивян дать спартанскому войску свободное отступление. Э. по своей мягкости сочувствовал этому. Следствием этой победы было отпадение большей части пелопоннесцев от спартанского союза, в том числе аргивян, елейцев и аркадян, которые основали Мегалополь. Призванный ими Э. двинулся в Пелопоннес, собрал войско в 50-70 тысяч человек, проник в Лаконию, но не сделал нападение на Спарту, а обратился в Мессению, основал Мессену у подошвы Ифомы и восстановил Мессению как государство. На обратном пути он обошел шедшего на помощь к спартанцам ификрата, принял на одного себя ответственность то, что беотархи остались за 4 лишних месяца в своих должностях, и пристыдил в суде своих противников, в 369 г. Diod. Sic. 15, 62 сл. Летом он предпринял второй поход против лакедемонян, победил их войско, занявшее Онейские горы (у Истма), и проникнул в Пелопоннес; но когда Дионисий из Сиракуз прислал помощь спартанцам, война пошла несчастливо, и единственным выигрышем было завоевание Сикиона. Фивяне, раздраженные казавшеюся безуспешностью похода, отрешили Э. от должности. На некоторое время все усилия фивян были направлены на север. Когда Пелопид был коварным образом захвачен Александром Ферским, они послали войско под предводительством Клеомена в Фессалию. Э. служил в войске простым солдатом; но когда оно вследствие неумелости начальника подверглось сильной опасности, он принял на себя, по общему требованию, главное начальство и повел войско назад; во втором походе он принудил Александра выдать Пелопида и Исмения, 368 г. Diod. Sic. 15, 71 сл. После неудачной попытки персидского царя заключить всеобщий мир, Э. двинулся в третий раз в Пелопоннес и привлек Ахаю к фиванской симмахии, 367 г. Но настоящим образом и надолго привести в порядок расстроенное положение он не был в силах. Силы фивян были истощены постоянными войнами, пелопоннесцы снова отделились от союза, Пелопид пал в Фессалии, 364 г., и Э. был, по-видимому, оттеснен партиями на некоторое время от ведения дел. В следующие годы он старался сделать из Фив могущественное на море государство, убедил своих сограждан построить 100 триер, выехал с флотом и достиг Византии, но возвратился вскоре назад, не сделавши ничего важного; при отвращении фивян к мореплавание, предприятие это не имело успеха, но оно дало, быть может, повод к позднейшему отпадению союзников от Афин. Inst. 16, 4. Diod. Sic. 15, 78. Когда в Пелопоннесе обстоятельства складывались все более и более несчастливо, ахеяне и елейцы отпали, в Аркадии начались междоусобия, то Э. в четвертый раз (362 г.) двинулся в Пелопоннес на помощь верным еще союзникам (Аргос, Мессена, Тегея, Мегалополь и др.). Ему не удалось напасть на Спарту неожиданно (Неп. Hell. 7, 5, 9. Polib. 9, 8, 3); однако он проник на площадь, но, понявши опасность своего положения, повернул в Мантинею, где и произошла битва (в июне 362 г.). Когда конница врагов была отброшена конницею фивян, построенною клином и смешанною с пехотой, Э. сам бросился в бой, фаланга была прорвана, все войско врагов обратилось в бегство, но в самую минуту победы Э. был смертельно ранен. Еще живым он был вынесен из свалки боя; но когда ему принесли его щит и он узнал, что фивяне победили, он велел вынуть острые копья из раны и спокойно и весело умер. Далекий от всякого тщеславия, он не мог скрывать от себя, что величие Фив зависело от ею личности. Поэтому он, услышав перед смертью, что Иоллид и Диофант пали, советовал своим согражданам заключить мир, что было равносильно полному отказу от преследовавшейся до тех пор цели. ср. Хеn. Hell. 7, 5 сл. Plut. Pelop. и Ages. Paus. 9, 13-15. Nep. Epam. Bauch, Epam. und Thebens Kampf um die Hegemonie (1834). Pomtow, das Leben des Epam., sein Charakter und seine Politik (1870). W. Vischer, kl. Schrift. 1.

ЭПАРИТЫ

ЭПАРИТЫ - Έπάριτοι, военная сила, образовавшаяся по соединении отдельных городов Аркадии в один большой союз (οι μύριοι) вследствие ослабления лакедемонян битвой при Левктрах, из аркадских контингентов (5000 человек); она должна была исполнять приказания общих властей. Хеn. Hell. 7, 4, 22. 33. 36. 5, 3.

ЭПАФ

ЭПАФ - Epăphus, см. Ιο, Ио.

ЭПАФРОДИТ

ЭПАФРОДИТ - Epaphrodītus, Έπαφρόδιτος,

1. ученый грамматик, пришедший из Египта в Рим как вольноотпущенник во время Нерона и живший там до царствования Нервы, автор (потерянных) комментариев к Гомеру, Гесиоду, Пиндару и другим поэтам;

2. тайный секретарь и доверенное лицо Нерона; философ Епиктет был его рабом. Tac. ann. 15, 55. Suet. Nero. 49. Dom. 14.

ЭПЕЙ

ЭПЕЙ - Epēus, Έπειός, 1. см. Endymion, Эндимион;

2. сын Панопея, опытный в искусстве герой, выстроивший с помощью Афины илионского коня и отличающийся вместе с тем в кулачном бою. Ноm. Od. 8, 492. 11, 523. Il. 23, 664. 840. Verg. Aen. 2, 264. Он пришел с Цикладских островов в Трою и основал позже, по преданию, Пизу в Италии и Метапонт. Позднейшие сказания изображают его трусом, так что трусость его вошла даже в пословицу.

ЭПЕЙНАКТЫ

ЭПЕЙНАКТЫ - Έπευνάκται, см. Ει́λωτες, Илоты.

ЭПЕН

ЭПЕН - Epēi, Έπειοί, издревле жители Северной Элиды, производившие свое имя от Эпея, сына Эндимиона (Il. 2, 619.); по сказанию, они пришли из Фессалии. По Ефору (Strab. 10, 464.), они за 6 поколений до Троянской войны пришли под предводительством Этола в Этолию, изгнали куретов и смешались с ними, «очевидное извращение фактов, вызываемое желанием дать завоевателям знать, каковыми были этолийцы и эпеи в Элиде, мифическое право на завоеванную ими землю» (Bursian). Их следует вместе с этолийцами и локрами причислять к племени лелегов.

ЭПЕРАТ

ЭПЕРАТ - Epēratus, Έπήρατος,

1. спартанский эфор во время Пелопоннесской войны. Хеn. Hell. 2, 3, 10;

2. из Фар в Ахае, преданный македонянам полководец Ахейского союза и противник Арата, который мало пользовался средствами союза для настоящих его целей. Polib. 4, 82, 8. 5, 91, 4.

ЭПИБАТЫ

ЭПИБАТЫ - Έπιβάται, называются вообще все находящиеся на корабле и не принадлежащие к экипажу путешественники, и особенно морские солдаты. В Афинах они набирались главнейше из последнего класса, фетов, и лишь в исключительных случаях из высших классов. Thuc. 3, 16. 8, 24. В Спарте так назывались граждане, которые прикомандировывались к навархам, чтобы совещаться с ними. Thuc. 8, 61.

ЭПИБОЛА

ЭПИБОЛА - Έπιβολη, означает денежный штраф, который могло своею властью наложить должностное лицо в пределах извесного размера при проступках, касавшихся его круга обязанностей (επιβολας επιβάλλειν), тогда как при более важных проступках лицо это должно было преследовать виновного судом. Так, напр., тот, кто обижал сирот, был самостоятельно оштрафовываем архонтом, на попечении коего были сироты, если обида не была велика или же в случае сильной обиды привлекался им к суду. То же право имели все остальные должностные лица при всех проступках, касавшихся их круга деятельности. Если оштрафованный был недоволен, то он мог апеллировать к суду, который тогда разбирал дело.

ЭПИБОМИЙ

ЭПИБОМИЙ - Έπιβώμιος, см. Eleusinia, Элевсинский культ, 6.

ЭПИГАМИЯ

ЭПИГАМИЯ - Έπιγαμία, римское conubium, право вступления в брак, которое как в греческой, так и в римской древности (стоит лишь вспомнить борьбу плебеев о достижении conubium'a с патрициями) считалось за выражение политического единства, т. к. древние обращали большое внимание на чистоту происхождения. Вообще Э. существовала между всеми гражданами одного государства; лишь в немногих олигархиях мы видим в этом отношении подобное же деление между знатью и чернью, как в Риме до lex Canuleia, так что Э. существовала только между лицами, принадлежавшими к господствующему классу; наоборот неграждане, также и метэки, были исключены из Э. даже в Афинах, которые вообще были очень гуманны относительно иностранцев; только в особых случаях Э. даровалась по постановлению народа вместе с правом гражданства, как отдельным лицам, так иногда и целым государствам, напр., платейцам. По Лисию (ύπερ τη̃ς πολιτ. §. 3), по-видимому, эвбейцы также получили Э., не будучи, впрочем, афинскими гражданами.

ЭПИГЕЙ

ЭПИГЕЙ - Έπειγεύς, сын Агакла, мирмидон, должен был бежать за убиение своего двоюродного брата из родины своей Будея к Пелею, отправился с Ахиллеем против Трои и был убит в бою с Гектором. Il. 16, 571.

ЭПИГЕН

ЭПИГЕН - Epigĕnes, Έπιγένης,

1. из Сикиона, древний греческий трагик, жил еще до Фесписа и принадлежит к самым первым временам греческой трагедии. Только о нем и известно;

2. поэт периода средней аттической комедии, современник Антифана. Пять пьес его известны по заглавиям, сохранилось и несколько отрывков;

3. сын Критона и ученик Сократа. Хеn. Socrat. 3, 12, 1;

4. сын Антифонта афинского и ученик Сократа;

5. Е. с острова Родоса, написал потерянное теперь сочинение о земледелии;

6. Э. Гномоник из Византии, астроном; труды его потеряны; о нем упоминают Плиний (п. h. 7, 5, 56. и 57) и Сенека (nat. qu. 7, 3. 6); он почерпнул свои знания у халдеев.

ЭПИГОНЫ

ЭПИГОНЫ - Έπίγονοι, 1. см. Adrastus, Адраст;

2. название одного киклического стихотворения (см. Epos, Эпос, 4.), которое приписывалось некоторыми Гомеру. Hdt. 4, 32.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА - Epigramma, επίγραμμα, в буквальном смысле, и по происхождению своему - поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты - Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср. Antkologia Graeca, Греческая антология. У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в 7 столетии республики и в Августове веке. При Домициане выступает Марциалий, потом Авзоний. О сборниках ср. Anthologia latina, Латинская антология. Наиболее встречающийся стихотворный размер Э. - дистих; но употреблялись иногда и другие размеры. Диалект греческих эпиграмм обыкновенно ионийский, но, смотря по местности, делались и отступления от него.

ЭПИГРАФЫ

ЭПИГРАФЫ - Έπιγραφει̃ς

или διαγραφει̃ς, επιγνώμονεσ, афинские чрезвычайные чиновники, облагавшие отдельных плательщиков взносами, имеющими составить целую сумму налога, напр. симморитов (в этом случае - εκλογει̃ς), граждан (εισφορά) и т. д., они должны были также привлекать к суду неисправных плательщиков.

ЭПИДАВР

ЭПИДАВР - Epidaurus, см. Argos, Аргос, 7.

ЭПИДАВРИИ

ЭПИДАВРИИ - Έπιδαύρια, τα, праздник в Афинах, праздновавшийся, вероятно, на 4 день елевсинских мистерий в честь Асклепия (Paus. 2, 26, 7.)

ЭПИДАМН

ЭПИДАМН - Epidamnus, Έπίδαμνος, значительный торговый город у Адриатического моря на полуострове в греческой Иллирии, колония коркирян. Ссоры эпадамнейцев с коркирянами были, между прочим, причиной Пелопоннесской войны. Thuc. 1, 24 след. Здесь начиналась Егнатская дорога в Византию, продолжение Аппиевой дороги в Италии, примыкавшей к морю у Брундизия. Римляне переименовали город, напоминавший damnum (Plant. Men. 2, 1, 39), в Dyrrhachium (Liv. 29, 12. Caes. b. c. 3, 13 слл. Cic. ad. fam. 14, 1. 3).

ЭПИДОСЕИ

ЭПИДОСЕИ - Έπιδόσεις, в Афинах - добровольные приношения граждан и метэков в государственную кассу, прямо или, напр., посредством литургии вне законной очереди. Demosth. Mid. 13. 160-165. Phorm. 38. Lyc. Leocr. 110. Им противополагается εισφορά, предписанная государством обыкновенная подать.

ЭПИЗЕФИРИИ

ЭПИЗЕФИРИИ - Epizephyrii, см. Locris, Локры, 6.

ЭПИКАСТА

ЭПИКАСТА - Έπικάστη, см. Oedipus, Эдип.

Предыдущая страница Следующая страница