Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР")

ГЕЛЛИЙ

ГЕЛЛИЙ - Gellĭas, Γελλίας, богатый и знатный житель Агригента в период процветания города, около середины 5 в. до Р. X. Он может служить типом характера жителей Агригента. Своим огромным богатством он пользовался бескорыстным образом в пользу своих сограждан, угощая их, выдавая бедных девиц замуж, принимая у себя странников, помогая бедным. Val. Max. 4, 8. Diod. Sic. 13, 83. Хотя невзрачной наружности, он обладал светлым умом и метким остроумием. Когда он однажды в качестве посланника представлялся народному собранию небольшого города и все засмеялись на него, он спокойно просил не удивляться ему: у жителей Агригента в обычае-де посылать к могущественным городам посланников высокого роста, к мелким же городам - маленьких людей. Когда в 406 г. при взятии города карфагеняне не щадили даже храмов, он сам поджег храм Паллады и таким образом спас себя и святилище от позора и осквернения. Diod. Sic. 13, 90.

ГЕЛЛЫ

ГЕЛЛЫ - Έλλοί, см. Ζεύς, Зевс, 4.

ГЕЛОН

ГЕЛОН - Gelon, Γέλων, родом из Гелы в Сицилии, сын Дейномена, имевшего 4 сына: Гелона, Гиерона, Полизела и Фрасибула, был за отличие сделан предводителем конницы в войске тирана Гиппократа, успевшего покорить соседние города. Hdt. 7, 154. По смерти его в 491 г. до Р. X. Г. управлял государством сперва от имени сыновей Гиппократа, затем - от своего имени. Когда гаморы, т. е. богатые землевладельцы в Сиракузах, изгнанные народом и рабами, бежали в Касмену, он возвратил их в Сиракузы; город сдался ему, он туда перенес свое владычество (485 и 484 г.) и предоставил правление Гелою брату своему Гиерону. Diod. Sic. 11, 73. В короткое время он распространил свою власть на большую часть Сицилии, укрепил ее за собою браком с дочерью Ферона агригенсткого, и увеличил город Сиракузы переселением туда всех жителей Камарины, а также части граждан Гелы и завоеванных им Мегар. Греки, ввиду угрожавшей им от Ксеркса опасности, просили его о помощи, но т. к. ему не хотели предоставить предводительства собою, он не только не помог им, но даже был готов подчиниться персам в случае одержания ими победы. Hdt. 7, 157-165. В то же время карфагеняне, призванные Анаксилаем, зятем Терилла, изгнанного Фероном властителя города Гимеры, с большим войском под предводительством Гамилькара напали на Сицилию, но были в 470 г. разбиты и на море и на суше, близ города Гимеры, главным образом благодаря военному таланту Г. Pind. pyth. 1, 146. Hdt. 7, 163. 166. Впоследствии сицилийцы рассказывали, что битва случилась в тот же день с сражением при Саламине. Рассказ, будто бы карфагеняне напали на Сицилию по просьбе персов и будто мир был заключен на том основании, что карфагеняне обещали отказаться от приношения в жертву людей, вероятно - выдумка позднейших писателей, желавших оправдать отказ сицилийских колоний в оказании помощи своей старой родине и выставить на вид их гуманные нравы. Diod. Sic. 11, 20. После победы Г., прославившись мягким своим обращением с союзниками и побежденными, восхвалялся как спаситель страны и единогласно был провозглашен царем. Diod. Sic. 11, 26, 27. Сицилия процветала, наслаждаясь миром и порядком. Несколько лет спустя Гелон умер в 478 г. и ему поклонялись как полубогу. Diod. Sic. 11, 38. Гиерон наследовал ему на престоле. ср. Lübbert, Syrakus zur Zeit des Gelon und Hieron (1875).

ГЕЛОНЫ

ГЕЛОНЫ - Gelōni, Γελωνοί сарматское племя на реке Борисфене, родственное с будинами (Hdt. 4, 108. 123), главный город был Гелон. У них было в обычае татуироваться, поэтому - picti Geloni y Вергилия (G. 2, 115. 3, 461). Гораций (Od. 2, 9, 23. 20, 19. 3, 4, 35) их именем выражает отдаленность и суровость нравов. Они жили в нынешней Украине.

ГЕЛОР

ГЕЛОР - Helōrus, -um, 'Έλωρος, -ον, н. развалины Colisseo S. Filippo, древний укрепленный город на восточном берегу Сицилии, близ устья реки того же имени (н. Tellaro), между Сиракузами и мысом Пахиноном. Красивая местность называлась также иногда «гелорское Темпе». Cic. Verr. 5, 34. Liv. 24, 35. Hdt. 7, 154. Pind. nem. 9, 40.

ГЕЛОС

ГЕЛОС - Helos, τò 'Έλος, 1 ) селение в Лаконии на берегу моря (на востоке от реки Еврота), в болотистой низменности, которая еще и теперь называется Г. У Гомера (Il. 2, 584) город приморский, έφαλον πτολίεθρον. Постепенное превращение морского берега в болото было причиною упадка города. Страбон (8, 363) знает его только как деревню. О производстве названия илотов от имени этого города см. Helotes, Илоты. Во время Павсания город был уже в развалинах. Paus. 3, 22, 3;

2. селение в Элиде при реке Алфее, неизвестное во время Страбона. Strab. 7, 350.

ГЕЛЬВЕТЫ

ГЕЛЬВЕТЫ - Helvētii, Έλουήτιοι, кельтское племя, обитали первоначально на земле между Майном и Некаром до Альп, а в 1 в. до Р. X. были вытеснены более на юг. В истории они появляются впервые во время цимбрской войны, когда отряд тигуринцев под начальством Дивикона победил на берегу Женевского озера консула Луция Кассия, а затем, после поражения цимбров, возвратился невредимым на родину. Caes. b. g. 1, 7. 12. По Страбону (4, 192) и Цезарю (Caes. b. g. 1, 2). Г. жили между Юрою, Женевским озером, Роною, Рейном до Леманского озера и на юг простирались отчасти до Сен-Готарда. У них было 400 селений (vici) и разделялись они на 4 области (pagi, Caes. b. g. 1, 5. 12), в числе которых замечательнейший был pagus Tigurinus; кроме того, еще упоминается pagus Verbigenus. B 58 г. до Р. X. один из их князей, Оргеториг (сам он погиб до осуществления своего плана), устроил поход Г. в Южную Галлию. Поход этот описан Цезарем (Caes. b. g. 1, 6 слл.); приготовления к нему возбудили в Риме сильные опасения (Cic. ad Att. 1, 19); всего было 368.000 человек с 92.000 воинами. 6.000 вербигенской области (pagus) погибло; 110.000 человек по приказанию Цезаря возвратилось на свою старую родину (Caes. b. g. 1, 2. 30; другие числа - Strab. 4, 139). С тех пор ager Helvetiorum должен был служить пограничною плотиною против напора германцев; в этих видах были устроены в 45 г. Цезарем - colonia equestris в Новиодуне (н. Nyon) на Женевском озере (Cic. Balb. 14), а затем Августом - Augusta Rauracorum (н. Augst); одновременно возникли города Авентик (н. Avenche и Wiflisburg) (Tac. hist. 1, 68) и Виндонисса (н. Windisch) на реке Арурие (н. Aare), недалеко от впадения ее в Рейн. Край сохранил за собою немало прав и лишь постепенно был обращен в провинцию, благосостояние которой было потрясено впоследствии жестоким наказанием, которому Г. подверглись за то, что не хотели признать провозглашенного на Рейне императора Вителлиия. Tac. hist. 1, 67 слл. Со времен Веспасиана называние Г. мало-помалу исчезает; алеманны, подвигавшиеся в 3 в. на юг, некоторое время занимали часть страны.

ГЕЛЬВИДИИ

ГЕЛЬВИДИИ - Helvidii.

Семейство этого имени, вероятно, происходило из Самния. Первым называется

1. P. Helvid. Rufus, римский всадник, друг Клуенция Cic. Cluent. 70;

2. Helvid. Priscus устранил в 51 г. от P. X. возникшие в Каппадокии и Армении беспорядки главным образом посредством доброго и умного обращения. Tac. ann. 12, 49;

3. Helvid. Priscus, сын примипиляра Клувия Тарраконского, человек республиканского убеждения, жил в правление императора Нерона и, по усыновлении своем неким Гельвидием Приском, в юном возрасте занимался научными исследованиями, преимущественно изучением стоической философии. Tac. hist. 4, 5. В правление императора Нерона он был сперва квестором, затем претором, наконец народным трибуном в 56 г. от Р. X. Tac. ann. 13, 28. Но т. к. он, подобно своему тестю Фрасее Пету, не скрывал своего сочувствия к Республике и ее последним защитникам, он был выслан Нероном в 66 г. из Италии и жил до падения императора в Аполлонии. Tac. ann. 16, 28 слл. Plin. ep. 7, 19. Возвратившись по приглашению Гальбы в 68 г., он принимал участие в междоусобиях, возникших в правление этого императора и его приемников, мужественно восстал в сенате против развратного Вителлия (Tac. hist. 2, 91) и также в правление императора Веспасиана в 70 г. доказал непреклонность своих республиканских убеждений. Т. к. он восставал против императора не только в сенате, но и вне сената (Tac. hist. 4, 53), он был сослан, а когда и тут еще не переставал действовать против Веспасиана, он был казнен, быть может, против воли императора. Suet. Vesp. 15. Dio Cass. 66, 12. По просьбе его жены Фаннии Геренний Сенецион описал его жизнь. Tac. Agr. 2. Plin. ep. 7, 19, 5;

4. Helvid., сын предыдущего, был в 87 г. от Р. X. consul suffectus, жил затем в сельском уединении, но все-таки памфлетным стихотворением возбудил гнев Домициана и умер в темнице в 93 г. Suet. Dom. 10. Plin. ep. 9, 13. Его род продолжен был сыном (Plin. ep. 4, 21, 4), и есть доказательства, что семейство существовало еще в конце 2 в.

ГЕЛЬВИИ

ГЕЛЬВИИ - Helvĭi, I. галльский народ на правой стороне Роны, приблизительно напротив устья реки Исары, занимавшийся с успехом виноделием. Главный город гельвиев назывался Alba Augusta (н. Alps), Caes. b. g. 7, 8. b. с. 1, 36;

II. имя плебейского рода:

1. M. Helv., военный трибун в 209 г. до Р. X., под начальством Марцелла пал в сражении против Ганнибала. Liv. 27, 12;

2. Cn. Helv., военный трибун в 203 г. до Р. X., пал в сражении с инсубрами. Liv. 30, 18;

3. С. Helv., в 199 г. до Р. X. претор вместе с Катоном, в 198 г. управлял Галлиею, Liv. 32, 8;

4. M. Helv. Blasio, эдил в 198 г. до Р. X., затем претор в так называемой заречной Испании (Hispania ulterior) (Liv. 32, 27), вел ожесточенную борьбу с испанцами. На обратном пути из своей провинции он победил кельтиберов при Иллитургисе в 195 г. Liv. 34, 10;

5. Helv. Mancia, замечательный своей уродливостью, за что его публично осмеивали Гай Юлий Цезарь Страбон. Cic. de or. 2, 66, 266. 68, 274. Quint. 6, 3, 38;

6. С. Helv. Cinna, в 44 г. до Р. X. трибун, сторонник Цезаря, на похоронах которого он погиб от рук раздраженной черни, вследствие недоразумения, т. к. его приняли за Корнелия Цинну. Plut. Brut. 20. Он же, вероятно, и есть поэт Гельвий, друг Катулла и Вергилия и автор сочиненного по образцу александрийских поэтов эпоса Smyrna, предметом для которого служил миф о противоестественной любви Мирры к своему отцу Киниру (Cinyras). Он трудился над сочинением 10 лет (Catull. 95, 9) и через это сделал свое произведение совершенно непонятным. Подвизался он и в других отделах стихотворства. О нем ср. A. Weichert. Poëtar. lat. reliq., стр. 147 слл.;

7. Helv. Blasio, друг Деция Брута, сам убил себя;

8. M. Helv. известен походом, предпринятым на один из паннонских народов в 34 г. до Р. X.;

9. Helv. Rufus, в правление императора Тиберия получил гражданский венец за спасение гражданина в войне против Такфарината в Нумидии. Tac. ann. 3, 21;

10. Helvia из древнего семейства в Кордубе, мать философа Сенеки, который из места ссылки написал ей утешительное послание, сохранившееся в числе его сочинений.

ГЕМ

ГЕМ - Haemus, ο̉ Άέμον όρός, н. по-болгарски Стара-Планина, по-турецки Коджа-Балкан или просто Былкан, замечательный горный хребет во Фракии, простирающийся от Скомийских гор (н. Курбетска-Планина) на востоке до Черного моря, где он кончается мысом (н. мыс Эминэ) севернее города Месембрии. Хотя эти горы не особенно высоки (преувеличенные показания древних опровергнуты уже Страбоном) и вершины их достигают лишь 2300 м., то все-таки они часто и надолго покрываются снегом. Из семи перевалов наибольшее значение в древности имел самый западный перевал, Succorum angustiae или Porta Traiani, между Филиппополем и Сердикою, н. Сулу-Дербенд. Геродот (4, 49), впрочем, дает названию более обширное значение; точно так же и карфагенянин Ганнон в своем географическом сочинении (periplus, περίπλους) и Аммиан Марцеллин. Thuc. 2, 96. Strab. 7, 313. Amm. Marc. 21, 10.

ГЕМЕЛЛЬСКИЕ ГОРЫ

ГЕМЕЛЛЬСКИЕ ГОРЫ - Gemelli colles, горный хребет в Сицилии, простирающийся от сeредины острова (при истоках северной реки Гимеры, Fiume Grande) в направлении к юго-западу до моря, которого он достигает в окрестностях селинунтских теплых вод. Plin. 3, 8, 14.

ГЕМЕРА

ГЕМЕРА - Ήμέρα, см. Ήώς, Эос.

ГЕМИКЛ

ГЕМИКЛ - Gemellus, см. Catullus, Катулл, 1; и Memmii, Меммии, 2.

ГЕМИНИИ

ГЕМИНИИ - Geminii, происходили, вероятно, подобно многим другим римским семействам из Тускула:

1. Gem. Mettius, латинский magister equitum в войне с Римом в 340 г. до Р. X., вышел на поединок с Манлием, сыном римского консула. Liv. 8, 7;

2. приверженец Помпея, убил М. Брута, друга Лепида. Plut. Pomp. 16;

3.. Известен тем, что он прямо указал своему другу М. Антонию на вред, который происходил для него из связи с Клеопатрой, 31 г. до Р. X. Plut. Ant. 59;

4. С. Gem. Rufus, член римского сената, был обвинен Тиберием в изменe и приговорен к смертной казни. Он старался спастись завещанием императору части своего имущества, но когда это не удалось, сам лишил себя жизни. Tac. ann. 6, 14. Dio Cass. 58,4.

ГЕМИНЫ

ГЕМИНЫ - Gemĭni, см. Servilii, Сервилии, 6. 8. 9. 10.

ГЕММА

ГЕММА - Gemma, λίθος, искусно резанный драгоценный камень. Уже в глубокой древности занимались искусством гравировки и полировки благородных камней; они привозились из Индии и Египта в Малую Азию и Грецию. Но здесь они были усовершенствованы и доведены до высшей степени законченности, допускаемой в узких пределах, назначенных им самою природою. Выбирали для отделки самые прекрасные, разноцветные и менее хрупкие камни, а именно: агат, аметист, сердолик, яшму и оникс, реже - аквамарин (beryllus или smaragdus scythicus), сапфир (синий яхонт hyacinthus), топаз (chrysolitus), реже всего алмаз (adamas) и рубин (красный яхонт, carbunculus). Обработка, судя по описанию древних (Plin. 37, 4. 15, 16.), мало отличалась от нынешней обработки. Когда шлифовальщик (politor) обточил камень и дал ему плоскую или выпуклую форму, гранильщик (scalptor или sculptor, cavarius) резал его намазанными наксосским порошком и маслом железными инструментами, то круглыми, то острыми и буравообразными, иногда и алмазным осколком, вставленным в железную оправу. Употреблялись ли при этом художником увеличительные стекла - неизвестно. Большею частью такие камни носились в оправе перстня. В таком случае гранильщик их передавал золотых дел мастеру (aurifex или anularius), который оправлял их золотом. Изображения были или врезаны в камень (gemmae sculptae exculptae, α̉νάγλυφα, intaglio) или выдавались на поверхности его (caelatae, έκτυπα, cameo), то каждое отдельно, то одно за другим в связи или рядом (capita iugata), либо обращены друг к другу (adversa), либо отвращены одно от другого (aversa). Первого рода камни служили обыкновенно печатью, другого рода - украшением. Перстень назывался δάκτυλος, anulus; врезанное изображение, возле которого обыкновенно читалось и имя владельца - σφραγίς (см. Перстень-печатка) σφραγίδιον, художники, работавшие таковые - δακτυλιογλύφοι, scalptores anulorum, anularii. Когда Сулла, Лукулл, Помпеи и др. привезли из Греции и Малой Азии коллекции прекрасных резанных камней (δακτυλιοθη̃και) в Рим, то и здесь скоро возбудилась и распространилась охота до них, и пасынок Суллы, Скавр, сам Помпей, Цезарь и др., собрали коллекции гемм, хотя Рим никогда не произвел выдающихся художников по этой части. Таким образом, это искусство, переходя от двора Птолемеев ко двору Августа, для которого работал Диоскорид, утратило в значительной мере чистоту стиля, но зато получило особенный римский отпечаток. Из всех памятников искусства в самом большом количестве дошли до нас геммы, но они тогда именно начали производиться в большом количестве, когда высокий стиль искусства начинал уже опускаться. И в этом отношении гемма имеет большое сходство с эпиграммою греческой антологии, и обе они могут служить друг другу объяснением. Первый всеми признанный художник-гранильщик был Пирготел, имевший один только право вырезать на камне изображение Александра; но верх совершенства в этом искусстве представляет гемма, названная cameo Gonzaga и ныне принадлежащая русскому императору; на ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и в то же время супруги, Арсинои (по мнению других - Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного нам художника, самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из числа всего дошедшего до нас в этом роде; в сравнении с ним другая прекрасная венская гемма (cameo) является слабым подражанием. Другое отличное произведение - сердолик времен первых императоров, был привезен в Европу неким храмовым рыцарем, пропал во Франции, но под конец 16 в. был куплен императором Рудольфом II за 12 000 червонцев и с тех пор находится в коллекции древностей в Вене. Менее прекрасен и драгоценен агат времен Тиберия, находящийся в Париже (25 фигур, представляющих семейство Августа и побежденные им народы), подаренный графом Бальдуином Фландрским св. Людовику, из византийского императорского сокровища. Эти два - самые большие из всех нам известных резанный камней. Один агатониск, находившийся прежде в герцогском музее в Брауншвейге, содержащий 12 фигур на 3 полях, изображает, вероятно, мистерии Диониса и Деметры. Гемма, принадлежавшая художнику Микеланджело с изображением из сельского быта (собирание винограда), едва ли относится к древности. Были также gemmae astriferae, со знаками рождения и констелляцией планет, которые носились в виде амулета на шее.

ГЕМОДЫ

ГЕМОДЫ - Haemodae, или Aemodae, семь германских островов близ Коданского залива (Категата), может быть, Шетландские острова, если не принять их за то же самое, что и Haebudae insulae (Έβουδαι νη̃σοι) у Плиния и Птолемея, признаваемые обыкновенно за нынешние гибриды. Mela. 3, 6, 7. Plin. 4, 16, 30.

ГЕМОН

ГЕМОН - Haemon, Άίμων, 1 ) сын Пеласга, отец Фессала; от него Фессалия получила свое древнее название Наеmоnia. Plin. 4, 7, 14;

2. сын Ликаона, основатель аркадского города Гемонии. Paus. 8, 44, 2;

3. прекрасный сын фиванца Креонта, убитый сфинксом. По Софоклу, он жених Антигоны, дочери Эдина, и когда она, присужденная его отцом к смерти, повесилась, Г. около ее трупа лишил себя жизни. Soph. Ant. 1236. По Гигину (Hygin. fab. 72). Креонт передает Антигону своему сыну для убиения; он же скрывает невесту у пастухов и убивает ее и себя, когда Креонт узнает об этом;

4. рутулец. Verg. Aen. 9, 685.

ГЕМОНИИ

ГЕМОНИИ - Gemonĭae.

Названием scalae Gemoniae или, как их называет Плиний, gradus gemitorii (ступени вздохов) обозначалась лестница, спускавшаяся со скалы к реке Тиберу, по которой трупы казненных в карцере стаскивались в реку посредством крюков. Местоположение этой лестницы различно определяется учеными на скате или Авентина или Капитолина. Два места (Val. Max. 6, 33. и Dio Cass. 58, 5), по-видимому, указывают на Капитолийскую гору; другие места не дают никакого указания.

ГЕНАВА

ГЕНАВА - Genāva (н. Geneva или Genua), н. Genève, город аллоброгов при истоке Роны из Лемана (Женевского озера), по дороге из Виенны в Авентик. Здесь был мост на реке. Caes. b. g. 1, 6.

ГЕНАВА (ЖЕНЕВА)

ГЕНАВА (ЖЕНЕВА) - Genāva (н. Geneva или Genua),

н. Genève, город аллоброгов при истоке Роны из Лемана (Женевского озера), по дороге из Виенны в Авентик. Здесь был мост на реке. Caes. b. g. 1, 6.

ГЕНАВНЫ

ГЕНАВНЫ - Genauni, Γεναυ̃νοι, племя в Реции, жившее на правом берегу реки Athesis (Adige, Эч) между племенами Venostes, Triumpilini и Euganei; они убивали всех пленных мужского пола, даже плод во чреве матери, если они полагали, что он мужского пола; поэтому Гораций (Od. 4. 14, 10) называет их implacidum genus. Друз покорил их в одно время с бреннами. Hor. в указ. месте. Plin. 3, 29. Strab. 4, 206.

ГЕНЕСИИ

ГЕНЕСИИ - Γενέσια, τὰ, в общем смысле - дни для чествования умерших, в частном смысле - общественный праздник в Афинах, праздновавшийся на 5-й день месяца Боедромиона в память умерших. Настоящее название этого праздника, вероятно, было Νεκύσια или Νεμέσεια.

ГЕНЕТЛИИ

ГЕНЕТЛИИ - Γενέθλιος η̉μέρα

и τὰ γενέθλια, назывался день рождения и ежегодное празднование его при жизни лица; поминание же в этот день умерших называлось γενεσια (см. это слово). Θεοὶ γενέθλιοι - боги, покровительствующие рождению, вероятно, Зевс, Гера и Артемида, равно и родовые боги семейств, колен и племен, т. е. πατρω̃οι. Θεοὶ παι̃ρω̃οιώ ι̉ερὰ πατρωα в Афинах относились к частному богослужению (сюда принадлежит и поклонение Аполлону Πατρω̃ω); на общественное же богослужение указывает выражение ι̉ερὰ πάτρια, θεοὶ πάτριοι.

ГЕНЕФЛИАКИ

ГЕНЕФЛИАКИ - Genethliăci, см. Chaldaei, Халдеи.

ГЕНИЙ

ГЕНИЙ - Genĭus, от глагола geno = gigno, y римлян, собственно, бог животворения. У каждого человека свой гений, как бы лучшая часть его личности, и представитель высших качеств его души; он сопровождает человека в виде хранителя от колыбели до могилы и различным образом влияет на него в продолжение жизни. Оттого каждый римлянин приносил своему Г. жертвы и курения, вино и цветы, преимущественно в дни рождения, в день свадьбы и в другие важные дни жизни и в честь его предавался веселию и радости. Г. ведь желает, чтоб наслаждались дарованною им жизнию и продлили ее, умеренно пользуясь ею. Веселиться поэтому значит: угождать своему Г. (indulgere Genio), а утруждать свою жизнь - обижать Г. (defraudare Genium). Horat. ер. 2, 1, 144. 2, 187. По смерти человека Г. остается на земле и охотно пребывает около могилы своего любимца. Г. - это преимущественно добрый дух человека; но подобно тому, как греки предполагали, что существует не только α̉γαθοδαίμων, но и κακοδαίμων, то и римляне веровали в злых Г. Гении женщин назывались Iunones. Однако не только у отдельного человека был свой Г., но и у каждого семейства и общества, города и государства (Γενιus pubλicus, Г. ρορuλι Rομανι. Liv. 21, 62). Были и Г. местностей и стран (Genii locorum), бань, театров и т. д. Местные гении представлялись обыкновенно под видом змей, которые пожирали приносимые им плоды (Verg. Aen. 5, 84 слл.); Г. же человека изображался под видом юноши, одетого в тогу, с покрытой головою, с чашей и рогом обилия. Г. отождествляли с греческим демоном (δαίμων).

ГЕНИОХИ

ГЕНИОХИ - Heniŏchi, Ήνίοχοι, народ на северо-восточном берегу Понта Евксинского, в азиатской Сарматии, у Геркулесова мыса, между племенами ахеян и кораксов, у подошвы Коракских гор. Во время Митридата они управлялись 4-мя царями. Strab. 11, 496. Vell. Pat. 2, 40. Tac. ann. 2, 68. Еще ныне одно лезгинское племя называется гайнухами.

ГЕННА

ГЕННА - Henna, см. Еnnа, Энна.

ГЕНС

ГЕНС - Gens.

Цицерон определяeт понятие слова gentiles (Cic. top. 6) следующим образом: qui inter se eodem nomine sunt, ab ingenuis oriundi, quorum maiorum nemo servitutem servivit et qui capite non sunt deminuti. Поэтому выражение Г. само по себе не выражает происхождение, первоначально кровное родство членов между собою, но обозначает установленное при основании Римского государства соединение семейств по десяти в одну курию, с общими sαcρα, одним и тем же именем (взятым или от выдающегося семейства этой курии или от одного храброго военачальника, происшедшего из ее среды) и общим уделом земли. Таково мнение Нибура, изложенное в его римской истории. Но т. к. в одинаковом смысле с словом gens употреблялось и слово genus (Liv. 2, 46. 10, 3. 5. Gell. 15, 27), то обыкновенно полагают, что этим словом обозначается общее происхождение и первоначальное родство. Уже у самих римлян понимание слова Г. допускало сомнение; это явствует из тяжбы патрицианских Клавдиев с плебейскими Марцеллами (оба они принадлежали к gens Claudia) о наследстве вольноотпущенного; первые основывали свои притязания на gens, а последние - на stirps (Cic. de or. 1, 39). Во всяком случае, в позднейшее время к одной и той же gens принадлежало много семейств, которые или никогда не были в родстве друг с другом или у которых нельзя было более проследить кровного родства. Familiae были подразделены одной gens, хотя слово familia иногда неточно употреблялось вместо слова gens (ср. Familia, Фамилия). В каждой gens следует различать полноправных, настоящих гентилов и второстепенных гентилов, вольноотпущенных и клиентов, носивших имя этой gens, но не пользовавшихся никакими правами, кроме покровительства этой gens и той familia, к которым они принадлежали. Cic. в указ. месте. В древнейшие времена gentes могли только быть у патрициев, т. к. они были единственные полноправные граждане, и, вероятно, когда-нибудь существовало известное, определенное число таких gentes в трех коренных трибах Ramnes, Tities и Luceres. Плебейские семейства, возвышенные Тарквинием Приском в звание патрициев, назывались gentes minores, в противоположность родам Рамнов, Тициев и Луцеров, названным gentes maiores. На место вымерших gentes, в период царей и позже, неоднократно принимались новые, но это стало делаться все реже и реже, вследствие чего число коренных патрицианских gentes сильно уменьшилось (см. Patres, Патриции). Начиная с Сервия Туллия явились и плебейские семейства, пользовавшиеся между собою правами гентилов; но они не имели участия в куриях, ауспициях и т. п. Часто в одной и той же gens находились familiae и патрициев и плебеев, напр., в gens Claudia, Cornelia, Iunia и т. д. Это происходило оттого, что одна плебейская фамилия была принята в число патрициев, между тем как родственные ей фамилии оставались плебеями, или оттого, что патриций в неравном браке (до lex Canuleia) приживал детей плебейского состояния, или же оттого, что вновь принятые в число граждан получали имя того, кто исходатайствовал им право гражданства, напр., Корнелии, названные по Сулле. Права гентилов:

1. права отдельных лиц относительно самой gens. Сюда относится право на помощь, поддержку и заступничество во всякой нужде и всяком затруднении, напр., при судебном обвинении, аресте, несовершеннолетии (см. Tutela, Опека). Каждый член имел право на общее имущество, которым владела gens, на sepulcrum, в котором хоронились все гентилы, на общие sacra, на которые, однако, можно смотреть как на обязанность;

2. права самой Г. относительно отдельных членов. Отдельные члены в интересах своей gens были ограничены в своих личных правах. Так, напр., Г. была обеспечена относительно опасности потерять имущество своего члена и поэтому никакое духовное завещание, никакое усыновление (arrogatio) не могли совершаться без согласия на то гентилов (см. Adoptio, Усыновление). Равным образом gentiles пользовались правом на наследство своего сочлена, умершего, не оставивши духовного завещания или не оставляя ближайших родственников (sui и agnati). Из заботы об общем имуществе gentis объснясняется cura furiosi и prodigi, если не было агната (см. Tutela, Опека). Наконец, следует еще сказать, что для отдельных членов решения (decreta) всей gens были обязательны, напр., gens Manlia запретила носить имя Marcus, a gens Claudia имя Lucius;

3. отношения gentis к государству касаются только патрицианских родов. При своем основании государство состояло только из gentes и только те пользовались гражданскими правами (напр., правом голоса в комициях), которые принадлежали к какой-либо gens. Сервием Туллием был положен конец этой исключительности, т. к. нашлось другое основание для развития гражданской и военной жизни римлян, а именно ценз. Оставшиеся за патрицианскими родами преимущества ограничивались обрядными отношениями касательно авспиций и некоторых почетных должностей, доступных одним лишь патрициям. Что касается до sacra отдельных gentes, то надо заметить, что некоторые были просто sacra privata, между тем как другие были sacra publica, a именно те, заведования которыми государство поручило известным gentes, как наследственное право. Такого рода sacra имели: gens Aurelia, Iulia, Pinaria, Fabia и т. д. В период императоров древние gentes потеряли всякое значение и понятие слова все более и более стало равняться слову familia.

ГЕНС (РОД)

ГЕНС (РОД) - Gens.

Цицерон определяeт понятие слова gentiles (top. 6) следующим образом: qui inter se eodem nomine sunt, ab ingenuis oriundi, quorum maiorum nemo servitutem servivit et qui capite non sunt deminuti. Поэтому выражение Г. само по себе не выражает происхождение, первоначально кровное родство членов между собою, но обозначает установленное при основании Римского государства соединение семейств по десяти в одну курию, с общими sαcρα, одним и тем же именем (взятым или от выдающегося семейства этой курии или от одного храброго военачальника, происшедшего из ее среды) и общим уделом земли. Таково мнение Нибура, изложенное в его римской истории. Но т. к. в одинаковом смысле с словом gens употреблялось и слово genus (Liv. 2, 46. 10, 3. 5. Gell. 15, 27), то обыкновенно полагают, что этим словом обозначается общее происхождение и первоначальное родство. Уже у самих римлян понимание слова Г. допускало сомнение; это явствует из тяжбы патрицианских Клавдиев с плебейскими Марцеллами (оба они принадлежали к gens Claudia) о наследстве вольноотпущенного; первые основывали свои притязания на gens, а последние - на stirps (Cic. de orat. 1, 39). Во всяком случае, в позднейшее время к одной и той же gens принадлежало много семейств, которые или никогда не были в родстве друг с другом или у которых нельзя было более проследить кровного родства. Familiae были подразделены одной gens, хотя слово familia иногда неточно употреблялось вместо слова gens (ср. Familia). В каждой gens следует различать полноправных, настоящих гентилов и второстепенных гентилов, вольноотпущенных и клиентов, носивших имя этой gens, но не пользовавшихся никакими правами, кроме покровительства этой gens и той familia, к которым они принадлежали. Cic. в указ. месте. В древнейшие времена gentes могли только быть у патрициев, т. к. они были единственные полноправные граждане, и, вероятно, когда-нибудь существовало известное, определенное число таких gentes в трех коренных трибах Ramnes, Tities и Luceres. Плебейские семейства, возвышенные Тарквинием Приском в звание патрициев, назывались gentes minores, в противоположность родам Рамнов, Тициев и Луцеров, названным gentes maiores. На место вымерших gentes, в период царей и позже, неоднократно принимались новые, но это стало делаться все реже и реже, вследствие чего число коренных патрицианских gentes сильно уменьшилось (см. Patres). Начиная с Сервия Туллия явились и плебейские семейства, пользовавшиеся между собою правами гентилов; но они не имели участия в куриях, ауспициях и т. п. Часто в одной и той же gens находились familiae и патрициев и плебеев, напр., в gens Claudia, Cornelia, Iunia и т. д. Это происходило оттого, что одна плебейская фамилия была принята в число патрициев, между тем как родственные ей фамилии оставались плебеями, или оттого, что патриций в неравном браке (до lex Canuleia) приживал детей плебейского состояния, или же оттого, что вновь принятые в число граждан получали имя того, кто исходатайствовал им право гражданства, напр., Корнелии, названные по Сулле. Права гентилов: 1) права отдельных лиц относительно самой gens. Сюда относится право на помощь, поддержку и заступничество во всякой нужде и всяком затруднении, напр., при судебном обвинении, аресте, несовершеннолетии (см. Tutela). Каждый член имел право на общее имущество, которым владела gens, на sepulcrum, в котором хоронились все гентилы, на общие sacra, на которые, однако, можно смотреть как на обязанность; 2) права самой Г. относительно отдельных членов. Отдельные члены в интересах своей gens были ограничены в своих личных правах. Так, напр., Г. была обеспечена относительно опасности потерять имущество своего члена и поэтому никакое духовное завещание, никакое усыновление (arrogatio) не могли совершаться без согласия на то гентилов (см. Adoptio). Равным образом gentiles пользовались правом на наследство своего сочлена, умершего, не оставивши духовного завещания или не оставляя ближайших родственников (sui и agnati). Из заботы об общем имуществе gentis объснясняется cura furiosi и prodigi, если не было агната (см. Tutela). Наконец, следует еще сказать, что для отдельных членов решения (decreta) всей gens были обязательны, напр., gens Manlia запретила носить имя Marcus, a gens Claudia имя Lucius; 3) отношения gentis к государству касаются только патрицианских родов. При своем основании государство состояло только из gentes и только те пользовались гражданскими правами (напр., правом голоса в комициях), которые принадлежали к какой-либо gens. Сервием Туллием был положен конец этой исключительности, т. к. нашлось другое основание для развития гражданской и военной жизни римлян, а именно ценз. Оставшиеся за патрицианскими родами преимущества ограничивались обрядными отношениями касательно авспиций и некоторых почетных должностей, доступных одним лишь патрициям. Что касается до sacra отдельных gentes, то надо заметить, что некоторые были просто sacra privata, между тем как другие были sacra publica, a именно те, заведования которыми государство поручило известным gentes, как наследственное право. Такого рода sacra имели: gens Aurelia, Iulia, Pinaria, Fabia и т. д. В период императоров древние gentes потеряли всякое значение и понятие слова все более и более стало равняться слову familia.

ГЕНТИЙ

ГЕНТИЙ - Gentĭus, Γένθιος и Γέντιος, царь иллирийский (племени лабеатов) и союзник македонянского царя Персея в борьбе с римлянами. Он вступил на престол весьма юных лет, но отличался дикостью и пьянством, бывшим причиною убиения им своего брата Платора или Плеврата и притеснения подданных. Polib. 29, 5. Liv. 4, 30. Он обратил на себя внимание римлян морским разбойничеством и союзом с Персеем уже в 180 и 172 г. до Р. X., когда послы жителей острова Иссы донесли римлянам о его предприятиях, так что римляне в 170 г. послали флот, состоявший из 8 кораблей и 4000 сухопутного войска, для защиты соседних с Иллириею жителей. Liv. 40, 42. 42, 26. 43, 9. Союз между обоими царями окончательно был заключен только в 168 г., после чего Г., подстрекаемый Персеем, арестовал двух римских послов: М. Перперну и Л. Петилия. Liv. 44, 27. Plut. Aemil. Paul. 13. По совету македонского посла Пантавха он сделал нападение на города Бассанию, бывший в союзе с римлянами и с помощью своей флотилии, состоявшей из лодок, опустошил окрестности городов Диррахия и Аполлония. Liv. 44, 30. Претор Л. Аниций, которому римляне поручили ведение войны, без труда победил иллирийский флот и поспешил затем с сухопутным войском к обороне Бассании. Г. бежал в свою столицу Скодру и, когда его войско было разбито, должен был сдаться на волю победителя, который послал его с семейством в Рим. Аниций совершил поход в 30 дней (Liv. 44, 30-32), и в следующем году он праздновал триумф, при котором пленники были проведены в торжественном шествии. Тогда Г. был передан сполетинцам и, когда эти не хотели сторожить его, игувинцам. Иллирия, по определению сената, была провозглашена свободною, но, несмотря на то, обращена в римскую провинцию. Liv. 45, 26. 43. Plut. Aemil. Paul. 29. Herba gentiana от Генция получила свое название Plin. 25, 7.

ГЕНУС

ГЕНУС - Genūsus, Γενουσός, река в Иллирии, впадающая в море в трех географических милях к югу от Диррахия, н. Шкумби; здесь Цезарь имел удачную для него конную стычку с помпеянцами. Caes. b. c. 3, 75, Liv. 44, 30.

ГЕНУЦИИ

ГЕНУЦИИ - Genucii, патрицианский род, принадлежавший к древнейшим родам Рима:

1. T. Genucius, в 476 г. до Р. X. народный трибун и виновник поземельного закона. Такое же предложение сделал

2. Cn. Gen., народный трибун 473 г. до Р. X.; он был убит подосланным убийцею. Liv. 2, 54. Dion. Hal. 9, 38;

3. M. Gen. Augurinus, консул в 445 г. до Р. X., противник требований Канулея. Liv. 4, 1 слл.; брат его

4. Т. Gen., женатый, может быть, на плебейке, в 445 г. до Р. X. предложил назначить 6 военных трибунов (consularii potestate) вместо бывших до тех пор консулов, с тем, чтобы три были из патрициев и три - из плебеев; цель его была сделать недействительным закон Канулея. Dion. Hal. 11. 56. 60;

5. Cn. Gen. Augurinus, сын M. Ген. Авгурина, военный трибун в 399 и 396 гг. до Р. X., пал в войне с фалисками, Liv. 5, 18;

6. L. Gen. Aventinensis, внук предыдущего, плебей, консул в 365 г. до Р. X., второй раз в 362 г., был убит в войне с герниками, заманившими его в засаду. Liv. 7, 1. 6. Diod. Sic. 16, 4;

7. L. Gen., народный трибун (342 г. до Р. X.), издал lех de fenore, закон, воспрещавший брать рост с ссуды. Liv. 7, 42;

8. С. Gen., один из первых авгуров из плебейского сословия, 300 г. до Р. X. Liv. 10, 9;

9. С. Gen. Clepsina, плебейский консул в 276 г. до Р. X., вторично в 270 г. и 10) вероятно, брат его L. Gen. Clepsina, консул 271 г. Один из них, вероятно первый (Mommsen определяет время события 270 г.), выступил против взбунтовавшего в Регии кампанского легиона, после продолжительной осады взял город приступом, высек и казнил находившихся там кампанцев и прочих италийцев, а римских граждан отослал в Рим для наказания. Polib. 1, 7. Val. Max. 2, 7, 15. App. Samn, 9;

11. народный трибун в 241 г. до Р. X., был опозорен фалисками, за что против них предпринята была война. Plut. С. Gracch. 3. Может быть, он то же лицо, как и претор (Gen. Cippus, у которого по возвращении из битвы выросли на лбу рога (Ov. met. 15, 564-620); вследствие ответа оракула, что он сделается царем, как только он возвратится в Рим, он на всю жизнь удалился из отечества, ср. Val. Max. 5, 6, 3. Plin. 11, 37;

12. M. Gen., будучи военным трибуном в 193 г. до Р. X., пал в сражении против бойских галлов. Liv. 35, 5.

ГЕНУЯ

ГЕНУЯ - Genŭa, Γένουα, н. Genova, Генуа, важный торговый город лигурийцев, при Лигурийском заливе; римляне заняли его уже в начале 2-й Пунической войны. В эту же войну карфагенянин Магон взял и разрушил город (Liv. 21, 32. 28, 46), а римляне впоследствии отстроили его вновь. Liv. 30, 1. Strab. 4, 201 слл. 211. 215 слл.

ГЕОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОМЕТРИЯ

ГЕОМЕТРИЯ - Geometria, см. Mathematica, Математика.

ГЕОМОРЫ

ГЕОМОРЫ - Γεωμόροι, в Афинах одна из так называемых тесейских фил (см. Φυλή, Фила, 1). В некоторых государствах, а именно в дорийских, напр., в Сиракузах, это название (дорическое γαμόροι) обозначает землевладельцев-аристократов, которые, живя сами в городе, как центре государства, имели в своих поместьях крестьян. Подобное отношение является последствием переселений, после которых коренные владельцы земли стали притесняться пришельцами или, по крайней мере, были ограничены в своих правах.

ГЕОПОНИКИ

ГЕОПОНИКИ - Geoponĭci, называются древние авторы, писавшие о земледелии и сельском хозяйстве. Из греческих сочинений этого рода сохранилось немного: Οι̉κονομικòς λόγος Ксенофонта, кое-что в сочинениях Аристотеля и ученика его Теофраста. Из этих и из целого ряда утраченных сочинений других авторов Кассиан Басс Бифинский составил по приказанию императора Константина VII в 950 г. сохранившуюся до нас компиляцию в 20 книгах под заглавием Γεωπονικά. Изд. I. N. Niclas (1781, в 4 т.). Гораздо богаче произведениями эта отрасль литературы у римлян, потому что в период Республики Римское государство особенно признавало земледелие и заботилось о нем. Сенат приказал перевести сочинение карфагенянина Магона. Так и M. Porсius Cato Censorius является автором книги de re rustica, сохранившейся в переделанном виде; за ним Saserna, отец и сын и Cn. Scrota Tremellius, сочинения которых утрачены. Лучшее сочинение этого рода - три книги de re rustica Варрона (M. Terentius Varro Reatinus) сохранились; это сочинение отличается ученостью, образованным, хотя и однообразным слогом, и порядком в распределении материала. Georgica Вергилия представляют сельское хозяйство в поэтическом виде. В период императоров Iulius Hyginus, Cornelius Celsus, Iulius Atticus и Iulius Graecinus усовершенствовали эту науку; L. Iunius Moderatus Columella ok. 50 г. от Р. X. написал прекрасным слогом сочинение de re rustica в 12 книгах, 10-ю книгу, о садоводстве, даже в стихах, таким образом, он ввел сельское хозяйство в область общей литературы. Сочинение встретило сочувствие, преимущественно в Южной Галлии и Испании, и с тех пор земледелие стало учебным предметом в высших учебных заведениях. В 3 в. Gargilius Martialis (см. Гаргилий Марциал), писал об этом предмете, в 4 в. Palladius (Rutilius Taurus Aemilianus) составил учебник для употребления в школах. Сборники: scriptores rei rusticae latini I. M. Gesner (1735 и 1773, в 2 т.) и Schneider (1791-1797, в 4 т.).

ГЕР

ГЕР - Ger, Γείρ, река во Внутренней Африке, берущая (по известиям Птолемея) начало на горном хребте Усаргале и затем разделяющаяся в своем восточном течении на два рукава, из которых один на северо-западе впадает в озеро Chelonides (ныне, может быть, Барэль-Газаль, втекающий в Титтенское озеро), а другой теряется под землей, снова выходит наружу и впадает в озеро Nuba (ныне, может быть, Гау и озеро Гад?) Plin. 5, 1, 1.

ГЕРА

ГЕРА - 'Ήρα, 'Ήρη, Iuno, старшая дочь Кроноса и Реи, поэтому Saturnia (Hesiod. theog. 453), воспитанные в доме Океана и Тефии (Ноm. Il. 14, 200), сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своею супругою и царицею богов. Однако у Гомера она представляется царицею неба и богов не в том полном смысле, как Зевс - властителем неба и земли; она только в качестве супруги и старшей сестры Зевса занимает между богинями самое высокое и почетное место. Зевс сам чтит ее высоко и сообщает ей свои умыслы; но он все-таки удерживает ее в пределах ее подвластного положения. Часто она зазнается, гордясь своим высоким достоинством и своими супружескими правами, и требует более, чем Зевс может позволить ей; оттого часто происходит спор и разлад между супругами. Ноm. Il. 1, 536 слл. В особенности в «Илиаде» Г. выказывает свою сварливость, строптивое упрямство, строгость и ревность, черты характера, пришедшие в «Илиаду» Гомера, вероятно, из древних песен, прославлявших Геракла; как и всех любимцев и детей Зевса, так в особенности она ненавидит и преследует Геракла. Когда Геракл однажды возвращался на корабль из Трои, она уговорила Гипноса (сон) усыпить Зевса, а сама возбудила бурю против героя, так что он чуть не погиб. Когда Зевс проснулся и узрел случившееся несчастие, он непременно бросил бы Гипноса в море, если бы тот не бежал к почтенной матери Ночи; а Г. Зевс в страшном гневе привязал неразрешимыми золотыми цепями к эфиру и повесил ей на ноги две тяжелые наковальни, и когда боги пришли ей на помощь, он бросил, кого мог схватить, через порог неба на землю. Ноm. Il. 14, 249 слл. 15, 18 слл. Т. к. Г. силою ничего не может сделать против могучего небесного царя, она часто прибегает к хитрости. Il. 19, 97. 14, 215 слл. В борьбе за Илион она страстно становится на сторону врагов Трои и покровительствует любимым ахейцам; ахейские города, Аргос, Микены и Спарта - ее любимые места пребывания; троянцев же она ненавидит за суд Париса, на которого она гневается также в качестве богини брака. Il. 4, 7 слл. 50, 24, 25. Брак ее с Зевсом - первоначально обозначавший связь между небом и землею, затем получивший отношение к гражданскому учреждению брака, составляет существенную черту ее характера и под названием ι̉ερòς γάμος выступает более всего на первый план в совершавшихся в честь ее обрядах; как единственная настоящая законная жена на Олимпе, она - покровительница браков и родов (τελεία, γαμήλια, ζυγία, ει̉λείθυια), и богини родов, элифии, называются ее дочерьми (Ноm. Il. 11, 270). Поэтому ей были посвящены гранатное яблоко, символ брака и любви, и кукушка, вестник весны, той части года, в которую богиня вышла за Зевса. Кроме того, ей посвящены были павлин и ворона. Главные места ее культа были Аргос (поэтому 'Αργεία, Argiva), где между Аргосом и Микенами находился главный ее храм, с прекрасным колоссальным изображением ее, сделанным Поликлитом из золота и слоновой кости, и где праздновались через 5 лет Гереи (Ήραι̃α) с состязаниями; далее - Микены, Коринф, Спарта, где она имела храм под названием αι̉γοφάγος (козоядная, по причине приношения ей в жертву коз), Самос, Платеи (см. Deadala), Сикион и др. Искусство представляет Г. как высокую супругу Зевса, с благородною величественною осанкою, зрелою, цветущею красотою, округленным лицом, имеющим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми глазами (βοω̃πις). Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлита в Аргосе; она сидела на престоле, имела на голове уборку вроде короны (στέφανος) с изображениями харит и гор (τΩραι), держала в одной руке гранатное яблоко, в другой - скипетр с кукушкой на оконечности; сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, был наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. Strab. 8, 372. Paus. 2, 17, 4. Брачное покрывало обыкновенно отброшено к затылку. Римская Юнона, Iuno (того же корня как и Iovis), была отождествляема с Г. и вследствие того называется дочерью Сатурна и Опы (Ops) и сестрою Юпитера. Она была супругою Юпитера и царицею неба и богов, даже с большею властью и в более полном смысле, нежели греческая Г. Она соединялась с Капитолийским Юпитером, властвуя и даруя власть, как и он, под названием Capitolina и Regina (Liv. 5, 22. 22, 1) и вместе с ним и с Минервою образовала тройственность богов, могущественно покровительствующую Римскому государству. Политическое значение имела также и Iuno Sospita, главный культ который был в Ланувие. Liv. 22, 1. 8, 14. Другая сторона, особенно выдающаяся в характере римской Юноны, это - отношение ее к женскому полу и браку. Она принимала участие во всех положениях женщины и руководила ею в жизни, как мужчиною руководил его гений, почему и гении женщин называются Iunones. Сюда относящиеся имена ее суть: Virginalis и Matronalis, покровительница девицы и замужней женщины: в качестве богини брака она называется Iugalis, Domiduca и Unxia (оттого что косяки дверей мазались мазями, когда невеста входила в дом мужа); Lucina называется она как богиня родов. Замужние женщины праздновали в честь ее 1 марта (Kalendae feminarum) Матроналии, причем они с венками шествовали к храму Юноны Луцины на Эсквилинском холме и с молениями о счастье в браке приносили в жертву цветы. Это празднество, по преданию, было установлено Ромулом в память учреждения браков Ov. fast. 3, 179 слл. Подобный праздник праздновался замужними женщинами вместе с рабынями 7 июля в честь «Козьей Юноны» (Iuno Caprotina), на Козьем болоте, так называемые капротинские ноны (nоnае caprotinae. Plut. Camill. 33), см. Caprotina, Капротина. Гусь был посвящен римской Юноне, а не греческой Г.

ГЕРАКЛ

ГЕРАКЛ - Ήρακλη̃ς, см. Hercules, Геркулес.

ГЕРАКЛЕЙОН

ГЕРАКЛЕЙОН - Ήράκλειον, название всякого храма, посвященного Гераклу, но, кроме того, и имя нескольких городов и мысов:

1. город в Кампании, см. Herculaneum, Геркуланум;

2. город на юге Македонии при Фермейском заливе. Liv. 44, 8;

3. город близ Гиндара в сирийской области Киррестике, где Вентидий победил парфянина Пакора;

4. город в Египте близ Канопа, от которого Гераклейское (Канопское) устье Нила получило свое название. Hdt. 2, 113. Tac. ann. 2, 60;

5. самый южный мыс Италии в области бруттиев, н. С. Spartivento.

ГЕРАКЛЕОПОЛИС

ГЕРАКЛЕОПОЛИС - Heracleopŏlis, Ήρακλέους πόλις.

1. Ήρ. μεγάλη, в Ветхом Завете Ганес, город в Среднем Египте, на юго-востоке от Арсинои и озера Мериса, между главным руслом Нила и левым рукавом его, главный город области (νομός) и место поклонения Ихневмону, н. Ahnas. Strab. 17, 789. 809, 812;

2. Ήρ. μικρά или Сефроя, город в Нижнем Египте между Танисом и Пелусием, ныне эта местность покрыта озером Mensaleh.

ГЕРАКЛЕЯ

ГЕРАКЛЕЯ - Heraclea, Ήράκλεια, название города, встречающееся весьма часто (около 40 раз):

1. город в Медии (в Рагиане), построенный македонянами;

2. Ή. Πόντου или η̉ ε̉ν Πόντω, н. Эрегли, могущественный город в Бифинии, в области мариандинов, близ реки Лика (Λύκος), при впадении ее в Понт, основанный ок. 540 г. до Р. X. мегарскими поселенцами, с отличною гаванью, доставившей ему вскоре обширную торговлю и могущество, которое при управлении города тиранами все еще возвышалось в период непосредственно предшествовавший Персидским войнам, пока войны Митридата не уничтожили процветание города. Здесь родился философ и полиистор Гераклид. Хеn. Anab. 6, 2. Strab. 12. 542;

3. город в Македонии (в Линкестиде) на запад от Еригона на Егнатской дороге, недалеко от перевалов, ведущих в Иллирию, н. Битолия. Caes. b. c. 3, 79;

4. Ή. Σιντική, город во Фракии, в области Синтике, на реке Стримоне, на северо-запад от Крестона. Liv. 42, 51. 45, 29;

5. Ή. Πέρινθος, город во Фракии на берегу Пропонтиды, с отличною гаванью, древняя колония самосцов, ныне Эрегли;

6. η̉ ε̉ν Τραχι̃νι, город в Южной Фессалии, в области Малиде, весьма близко к Фермопилам, основанный на 6-м году Пелопоннесской войны спартанцами (в 6-ти стадиях от Трахина), взятый и разрушенный в 371 г. до Р. X. фессалийцами; в нем был знаменитый храм Артемиды. Вновь отстроенный в 280 г., город вступил в Этолийский союз, а в 189-146 г. был членом Ахейского союза; впоследствии он был завоеван и опустошен римлянами. Его называли также H. Phtiotidis, потому что все тамошнее прибрежье составляло часть Фтиотиды. Liv. 36, 12. 22, 24. Justin. 13, 5;

7. город в Элиде (Писатиде), на северо-западе от Олимпии, на реке Киферие, с целебным источником и святилищем нимф;

8. название острова из группы островов, находящейся между Иосом, Наксосом и Аморгом, н. Раклия, где сохранились следы небольшого укрепленного селения;

9. колония тарентинцев (432 г. до Р. X. на месте древнего ионийского города Сириса) в Лукании при впадении реки Акириса в Тарентский залив, н. Policora. В этом значительном морском и торговом городе происходили съезды греческих городов Нижней Италии, здесь в 280 г. до Р. X. произошла битва между Пирром и римлянами. Plut. Pyrrh. 16, 17. Гераклея - место рождения живописца Зевксиса. ср. Liv. 1, 18. 8, 24. Cic. Arch. 4, называет ее civitas aequissimo iure ас foedere;

10. Ή. η̉ Μινώα, город на южном берегу Сицилии, при устье реки Большого Галика, первоначально финикийское поселение по имени Рус-Мелькарт (т. е. мыс Мелькарта, так называемого Тирского Геркулеса), ок. 500 г. до Р. X. занят был спартанцами и переименован в Г. Hdt. 5, 46. Ок. 460 г. до Р. X. карфагеняне разрушили город (Diod. Sic. 4, 23), но сами его отстроили вновь, т. к. он им был важен по своему местоположению, и действительно он служил им во 2-й Пунической войне исходною точкою для их военных операций. Liv. 24, 35. 25, 40. С 133 г. город был римской колонией. Cic. Verr. 2, 50. 3, 43. Теперь остались лишь развалины у Саро Bianco. Strab. 6, 264. Другие менее важные города этого имени были в Индии, Ливии и Карии.

ГЕРАКЛИДЫ

ГЕРАКЛИДЫ - Heraclīdes, Ήρακλείδης.

1. Начальник конницы у Дионисия Младшего, впоследствии бежал из отечества, участвовал в предприятиях Диона, но наконец был убит как зачинщик смут, см. Dio, Дион, 1;

2. имя нескольких знаменитых врачей, его носили:

a) отец Гиппократа;

b) Гераклид из Тарента, в 3 в. до Р. X. человек большой учености; хвалят его добросовестность в том, что он не писал ничего, чего сам не проверил опытом. Он писал περὶ σκευασίας καὶ δοκιμασίας φαρμάκων;

c) Гераклид из Ерифр, около Р. X. Обработал сочинения Гиппократа;

3. Гераклид Понтийский (Ποντικός), из Гераклеи на Понте, человек богатый и знатного происхождения, процветал ок. 340 г. до Р. X. Он был в Афинах слушателем Платона и Спевсиппа; в родном городе он принял деятельное участие в низвержении тирана Клеарха, но впоследствии заслужил общее презрение обманом и надувательством и, говорят, умер от удара, когда представлением подложного изречения оракула убедил своих сограждан отличить его золотым венком. Более 50-ти сочинений приписывается ему; содержание их относится к ифике, физике, грамматике, истории и географии, они были привлекательны ученостью, но примесь невероятных рассказов и нелепых сказок показывала недостаток в критике. Сохранились еще отрывки ε̉κ τω̃ν Ήρακλείδου περὶ πολιτειω̃ν; но т. к. никем не упоминается сочинение этого названия, то это, вероятно, сборник отрывков и сочинений Гераклида, составленный в средние века. Изд. Schneidewin (1847). Монографии: Roulez (1828) и Deswert (1830). Различен от этого 4) автор толкований гомеровских мифов в смысле стоической школы, α̉λληγορίαι Όμηρηρικαί, имеющие целью оправдать стихотворца против обвинения в безбожии, и сочинения περὶ α̉πίστων, объяснения древних чудесных сказаний естественным образом; он действительно также имеет прозвище Ποντικός, но называется и Гераклитом (Ήράκλειτος). Он жил, вероятно, в начале периода Римской империи.

ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ - Heraclītus, Ήράκλειτος, процветал ок. 500 г. до Р. X., следовательно, отчасти был современник Парменида. Он удалился от государственных дел, посвятил себя вполне науке и жил в уединении, занимаясь только философией. Про его жизнь нам чрезвычайно мало известно; рассказывают, что он отклонил просьбу своих сограждан о принятии участия в управлении государства и ответил отказом на приглашение Дария Гистаспа приехать в Персию и познакомить его с греческою философиею. Г. написал, по известиям древних писателей, только одно сочинение, которое, по некоторым, имело заглавие Μου̃σαι, а по другим - περὶ φύσεως; он сложил это сочинение в храме Артемиды в Эфесе, и оно, как кажется, находилось там еще впоследствии. Г. уже в древности был известен своей темностью и поэтому назывался σκοτεινός, выражение, которое Цицерон (Cic. de n. d. 1, 26, 74. Cic. fin. 2, 5, 15) неправильно толкует как намек на умышленную темность; она, напротив, вытекала из пренебрежения к сочетанию слов и из неразвитости языка, а главным образом из глубокомысленности его спекуляции; поэтому он в Платоне и Гиппократе нашел усердных последователей своей системы. Некоторые главные черты его учения следующие: πάντα εΐναι καὶ μὴ εΐναι, ου̉δὲν μãλλον τò 'òν του̃ μὴ 'òντος εΐναι. Он, следовательно, выходит еще за пределы учения элеатов об отвлеченном быте. Абсолютное он понимает как единство бытия и небытия, суть состоит в перемене, истина и основание всего бытия - происхождение. В этом смысле он говорит, что все течет (πάνταρ̉ει̃), ничего не существует и никогда не остается тем же самым; он сравнивает предметы c течением реки, прибавляя, что нельзя два раза опуститься в ту же самую реку. Только одно есть, говорит он у Аристотеля, что остается; из этого одного все другое преобразовывается. Он, однако, не ограничился областью логики, но дал своей идее реальное выражение. По причине этого естественно-философского направления Г. иногда причисляется к ионийской школе, от которой он, однако, замечательно различается. Он говорит, между прочим: время есть первое телесное (вернее, чувственное) существо; он видит в нем первую форму происхождения: в видимом мире - время является самым первым. Но, желая определить процесс времени ближе, физикальным образом, он находит огонь как первое существо: это - физикальное время, абсолютное беспокойстве, абсолютное разрешение существующего, постоянная гибель и непребывание. Разбирая далее явления этой стихии, он находит, что свойственное ей преобразование определенного есть испарение (α̉ναθυμίασις); поэтому он и в этом реальном процессе описывает две различные стороны; огонь сгущается влагою и, останавливаясь, превращается в воду; твердеющая вода - в землю; это - дорога вниз (ο̉δòς άνω). Земля затем опять плавится, из нее делается влага, а из влаги - испарение моря, из которого затем все происходит; это дорога вверх (ο̉δòς 'άνω). Он называл глаза и уши плохими свидетелями (но считал глаза надежнее ушей), а ум (λόγος) - судьей истины; познавание общего признавалось им единственным познаванием истины, причину заблуждения он видел в объединении мышления, зло - в отлучении от общего. Душу он признавал бессмертною ('òτε η̉μει̃ς α̉ποθνήσκεν, τὰς ψυχὰς α̉ναβιου̃ν καὶ ζη̃ν) и самую сухую (пламенную) - наилучшею. Он хотя и говорил, что Вселенная не сотворена ни Богом, ни человеком и есть и остается постоянно живой огонь, воспламеняющийся и потухающий по своей мере, но учение об общем пожаре Вселенной, вероятно, нечто иное, как выдумка. Монографии: Schleiermacher в Wolf's Museum der Altermumsw, т. 1. Schuster, Heraklit von Ephesos (1873).

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ - Heraclītus,

Ήράκλειτος, процветал ок. 500 г. до Р. X., следовательно, отчасти был современник Парменида. Он удалился от государственных дел, посвятил себя вполне науке и жил в уединении, занимаясь только философией. Про его жизнь нам чрезвычайно мало известно; рассказывают, что он отклонил просьбу своих сограждан о принятии участия в управлении государства и ответил отказом на приглашение Дария Гистаспа приехать в Персию и познакомить его с греческою философиею. Г. написал, по известиям древних писателей, только одно сочинение, которое, по некоторым, имело заглавие Μου̃σαι, а по другим - περὶ φύσεως; он сложил это сочинение в храме Артемиды в Эфесе, и оно, как кажется, находилось там еще впоследствии. Г. уже в древности был известен своей темностью и поэтому назывался σκοτεινός, выражение, которое Цицерон (п. d. 1, 26, 74. fin. 2, 5, 15) неправильно толкует как намек на умышленную темность; она, напротив, вытекала из пренебрежения к сочетанию слов и из неразвитости языка, а главным образом из глубокомысленности его спекуляции; поэтому он в Платоне и Гиппократе нашел усердных последователей своей системы. Некоторые главные черты его учения следующие: πάντα εΐναι καὶ μὴ εΐναι, ου̉δὲν μãλλον τò 'òν του̃ μὴ 'òντος εΐναι. Он, следовательно, выходит еще за пределы учения элеатов об отвлеченном быте. Абсолютное он понимает как единство бытия и небытия, суть состоит в перемене, истина и основание всего бытия - происхождение. В этом смысле он говорит, что все течет (πάνταρ̉ει̃), ничего не существует и никогда не остается тем же самым; он сравнивает предметы c течением реки, прибавляя, что нельзя два раза опуститься в ту же самую реку. Только одно есть, говорит он у Аристотеля, что остается; из этого одного все другое преобразовывается. Он, однако, не ограничился областью логики, но дал своей идее реальное выражение. По причине этого естественно-философского направления Г. иногда причисляется к ионийской школе, от которой он, однако, замечательно различается. Он говорит, между прочим: время есть первое телесное (вернее, чувственное) существо; он видит в нем первую форму происхождения: в видимом мире - время является самым первым. Но, желая определить процесс времени ближе, физикальным образом, он находит огонь как первое существо: это - физикальное время, абсолютное беспокойстве, абсолютное разрешение существующего, постоянная гибель и непребывание. Разбирая далее явления этой стихии, он находит, что свойственное ей преобразование определенного есть испарение (α̉ναθυμίασις); поэтому он и в этом реальном процессе описывает две различные стороны; огонь сгущается влагою и, останавливаясь, превращается в воду; твердеющая вода - в землю; это - дорога вниз (ο̉δòς άνω). Земля затем опять плавится, из нее делается влага, а из влаги - испарение моря, из которого затем все происходит; это дорога вверх (ο̉δòς 'άνω). Он называл глаза и уши плохими свидетелями (но считал глаза надежнее ушей), а ум (λόγος) - судьей истины; познавание общего признавалось им единственным познаванием истины, причину заблуждения он видел в объединении мышления, зло - в отлучении от общего. Душу он признавал бессмертною ('òτε η̉μει̃ς α̉ποθνήσκεν, τὰς ψυχὰς α̉ναβιου̃ν καὶ ζη̃ν) и самую сухую (пламенную) - наилучшею. Он хотя и говорил, что Вселенная не сотворена ни Богом, ни человеком и есть и остается постоянно живой огонь, воспламеняющийся и потухающий по своей мере, но учение об общем пожаре Вселенной, вероятно, нечто иное, как выдумка. Монографии: Schleiermacher в Wolf's Museum der Altermumsw, т. 1. Schuster, Heraklit von Ephesos (1873).

ГЕРАН

ГЕРАН - Γέρανoς, 1. кран для подъема груза из кораблей или для выкачивания воды; употребляется это название также для обозначения полетной машины в театре, посредством которой боги и полубоги спускались на сцену и подымались в воздух;

2. род танцев, исполнявшийся преимущественно на острове Делосе мальчиками и девочками, причем они держались рука об руку, вероятно, весной, когда улетали журавли. Этот танец, говорят, относится ко временам Тесея, который исполнил его с освобожденными из лабиринта отроками, и искусные завивания этого хоровода представляли будто бы извилистые проходы лабиринта; но скорее это - подражание полету журавлей.

Предыдущая страница Следующая страница