Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС"-"МЫС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС"-"МЫС")

МОСТЫ

МОСТЫ - Pontes, 1. когда при подаче голосов в центуриатных комициях были введены дощечки (tabellae), то оказалось необходимым учредить также большой контроль над передачей их для предупреждения обмана (см. Leges tabellariae). В этом отношении известны мостки, через которые каждая центурия проходила в Septa или Ovile, место, окруженное перилами; при входе каждый получал от дирибитора или дивизора необходимые таблички для подачи голоса. На другой стороне такие же мостки вели обратно из Ovile;

2. M. для переправы через реку при малом уровне воды устраивались прямо на козлах. Caes. b. g. 8, 24. Именно деревянные козлы (как каждый их видел при пилении досок) ставились в воду; к ним сверху прибивались перекладины и пластины и покрывались фашинником и землей. Прославленный подвигом Горация Коклеса М. был свайный M. (pons sublicius), который соединял Яникул с городом. Из М. на сваях наиболее замечателен построенный Цезарем в 10 дней на Рейне (Caes. b. g. 4, 17). Чтобы предохранить такие М. от напора неприятельских кораблей, брандеров (зажигательных судов) или также от толстых бревен, которые неприятели бросали в воду выше М., перед М. вбивали рядами сваи (defensores), которые, как кажется, имели сходство с нашими обыкновенными ледорезами. Из обыкновенных М. на судах Геродот описывает тот (7, 34), который Ксеркс велел проложить из Херсонеса Фракийского к Абиду (на противоположном азиатском берегу) через пролив длиной в 7 стадий (4116 футов), по новейшим измерениям 7141 фут. Другой М., устроенный через По во время битвы Огона и Вителлия, описывает Тацит (Tac. hist. 2, 34). Траян построил во 2-ю войну против Децебала каменный М. через Дунай, сваи под которым были, однако, деревянные. Дион (86, 13) описывает это великолепное сооружение; кроме других, упоминает о нем также Плиний (ер. 8, 4). Наглядно представлен он на Траяновой колонне.

МОСХ

МОСХ - Moschus, см. Theocritus, Феокрит.

МОСХИ

МОСХИ - Moshi, Μόσχοι, народ в Южной Колхиде у истоков Фасиса (Hdt. 3, 94. 4, 77. Strab. 11, 497); от них получила имя одна часть Кавказа - τὰ Μοσχικὰ 'όρη, Moschius Mons, н. Месьиди. Plut. Pomp. 34. Plin. 5, 27, 27. Strab. 1, 61. 11, 492 и в других местах.

МОСХИОН

МОСХИОН - Moschĭon, Μοσχίων,

1. трагик в Афинах, немного моложе Еврипида; его осмеивали комики за его роскошь и чувственность. От него сохранились только отдельные стихи (Nauck, trag. Graec. fragm., p. 631 слл.), которые отличаются меткостью выражения и тщательною обработкою; в языке и изложении он подражал, кажется, Еврипиду;

2. врач неизвестного времени, о котором часто упоминает Гален; написал περὶ τω̃ν γυναικείων παθω̃ν;

3. скульптор в Афинах, изваявший вместе с братьями своими Адамантом и Дионисодором статую Исиды, вероятно, во время взятия Коринфа. Базис этой статуи сохранился.

МОТ

МОТ - см. Расточитель.

МОТАКИ

МОТАКИ - Μόθακες, Μόθωνες, (или мотоны), см. Helotes, Илоты.

МОТИЯ

МОТИЯ - MotСћa, Μοτύη, древний, прежде очень замечательный город у северо-западного берега Сицилии на маленьком острове (н. Сан-Панталео), который отстоял на 6 стадиев от берега и был соединен мостом с Сицилией. По Фукидиду (6, 2), этот город основали финикийцы в области лимийцев. Дионисий отнял его у карфагенян (397 г.); Гимилькон позже снова овладел им, но пересeлил жителей в Лилибей; после этого город более не упоминается в истории. Diod. Sic. 13, 54. 14, 48. 52. 22, 14.

МОФОН

МОФОН - Mothōne, см. Methone, Метона, 1.

МРАМОР

МРАМОР - Marmor, встречается, кажется, уже у Гомера в выражении μάρμαρος, хотя обыкновенно это название принимают за белый блестящий кремень. Между тем М. был, может быть, известен и Гомеру, т. к. в Малой Азии и на Кикладских островах находились залежи М.; только тогда он еще не имел особенного значения ни для архитектуры, ни для пластики и получил таковое в Греции лишь впоследствии. Употреблению его при постройках научились и римляне после завоевания Греции. Метелл Македонский впервые приказал построить в Риме мраморный храм; но скоро М. стал служить для украшения частных жилищ, частью для полов, потолков, стен, частью же для скульптурных работ. Многие из роскошнейших произведений этого рода были привезены из Греции. Лучшим М. считался паросский, ослепительно белый и замечательный своим блеском, пентелийский, особенно ценивший и легко добывавшийся в Афинах, и тайгетский, отличавшийся белизною и крепостью; гиметский М. был с серыми жилами, коринфский - пестрый, большею частью желтый, фригийский (синнадский) - белый с ярко-красными пятнами, фессалийский - с зелеными, белыми и черными жилами, каристский (на острове Эвбее) частью зеленый, частью - пестрый, фасосский - белый, лесбосский - желтовато-белый, проконесский (добывавшийся недалеко от мыса Сигея) - белый с черными жилами; в Малой Азии в Нисе добывался также М. с пестрыми жилами. Кроме того, привозился различного рода М. из Азии и Африки превосходного качества, особенно нумидийский (желтый с ярко-красными пятнами) и аравийский, не уступавший ионийскому. Позже открыли также некоторые сорта М. в Западной Европе, преимущественно в Италии, в горе Луне в Этрурии (н. каррасские мраморные ломки).

МСТИТЕЛЬНОСТЬ

МСТИТЕЛЬНОСТЬ - Μνησικακει̃ν, см. Αμνηστία, Амнистия.

МУГИЛЛАН

МУГИЛЛАН - Mugillānus, см. Papirii, Папирии, II, D.

МУЗА

МУЗА - Musa, см. Antonii, Антонии, 9.

МУЗЕЙ

МУЗЕЙ - Musēum, Μουσει̃ον, см. Alexandria, Александрия, 9.

МУЗОНИИ

МУЗОНИИ - Musonii, 1. С. Muson Rufus, сын римского всадника Капитона из города Вольсиниев, жил в правление императоров Тиберия и Нерона, был ревностным последователем стоической философии. Его чистый характер обнаружился при обвинении Егнатия Целера. Tac. hist. 4, 10. При Нероне (65 г. от Р. X.) он был сослан на пустынный остров в Архипелаге (Tac. ann. 15, 71) по подозрению в участии в заговоре Пизона. Туда последовали за ним многие юноши, чтобы слушать его философские беседы. Когда Веспасиан вступил на престол, Музоний находился уже в Риме, и он один был изъят от действия указа, по которому все философы были высланы из Рима. Tac. hist. 3, 81. Dίο Cass. 66, 13. Из его сочинений, которые он писал по-гречески, осталось мало; дошли до нас только отрывки; из них видно, что он следовал сократическому методу, разработанному Ксенофонтом. Статью о нем написал Baltzer (1871);

2. Musonius Bassus, о котором с похвалой отзывается в своих письмах Плиний Младший (7, 31).

МУЗОНЫ

МУЗОНЫ - Musōnes, см. Mauritania, Мавритания.

МУЗЫ

МУЗЫ - Musae, Μου̃σαι, богини пения, позднее также представительницы различных родов поэзии, искусств и наук. Гомер упоминает то об одной М., то о нескольких, но не определяя ни их числа, ни имен их. Только Ноm. Od. 24, 60 (место позднейшего происхождения) число их определяется девятью. Гесиод первый называет девять М. по именам (Hesiod. theog. 77); они следующие: Клио, провозвестница славы, Эвтерпа, радующая, Талия, цветущая, Мельпомена, поющая, Терпсихора, любящая танцы, Эрато, любезная, милая, Полигимния, богатая песнями, Урания, небесная, Каллиопа, сладкозвучная. Он называет их дочерьми Зевса и Мнемозины, рожденными в Пиерии близ Олимпа, по другим, они то дочери Урана и Геи, то Пиера и цимлейской нимфы и т. д. Само число их различно; называются, напр., три: Мелета, раздумье, Мнема, память и Аойда, песнь, культ которых будто бы учредили на Геликоне От и Эфиалт. Но обозначенное Гесиодом число (9), имена и происхождение их были, однако, общепринятыми. У Гомера М. только богини пения, которые вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. Они живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Il. 2, 484. 1, 604. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он только им обязан всем, и, напротив, наказывают того дерзновенного, который смеет думать, что может превзойти их в искусстве пения. Так, они ослепили фракийского певца, Фамирида, сына Филаммона и нимфы Аргионы и лишили его дара пения за то, что он дерзнул состязаться с ними. Il. 2, 594 слл. У Гесиода М. имеют уже отношение к танцам, на что указывает имя Терпсихоры. Позднее распространили влияние М. на все отрасли искусств и наук и каждой из них отвели определенный круг деятельности. Каллиопа была М. эпоса; она держала в руках навощенные дощечки и грифель; Эвтерпа, с флейтой, была М. лирической поэзии; Мельпомена, с трагической маской в руках и плющом вокруг головы - М. трагедии; Эрато - любовной поэзии и мимики; Полимния или Полигимния - гимнов; Талия - веселой и сельской поэзии, комедии и т. п., с комической маской, пастушьим посохом и плющeвым венком; Терпсихора - М. танцев, с лирою; Клио, со свертком бумаги - М. истории; Урания, с глобусом - М. астрономии. Пластическое искусство изображает их юными, цветущими существами с тонкими, одушевленными мыслью лицами. Почитание М. первоначально явилось у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиерии у Олимпа и потом переселились в Беотию на Геликон. Эта гора, равно как и соседние Парнас и Лейбефрон, была любимым местопребыванием М. Здесь они проводили время в пещерах, рощах и у прохладных источников. Особенно они любили источники Аганиппу и Гиппокрену у Геликона и Касталию у подошвы Парнаса, недалеко от Дельф; а на Лейбефроне была их священная пещера. Близ Геликона, где жители Феспии праздновали большой праздник Μουσει̃α, был храм М. с их статуями, а другой храм - у Кастальского источника. Из Беотии культ М. мало-помалу распространился по всей Греции; храмы, посвященные им, и алтари находились в Афинах, Олимпии, Трэзене, Коринфе и т.д. Поэты дали М. множество названий или по главным местам их почитания или по тем, где они охотнее всего собирались; такие прозвания, напр.: Пиериды, Пимлеиды, Геликониады, Феспиады, Парнассиды, Касталиды, Аониды, Лейбефриады, Гиппокрениды и т. д. М., как богини пения, находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения; он называется предводителем Μ., Μουσαγέτης. Благодаря отношениям к Аполлону и в силу того, что они первоначально были одушевляющими нимфами источников, они владеют также даром предсказания. Как богини драматического искусства, они стоят близко к Дионису, на праздниках которого исполнялись драматические произведения; поэтому они называются его кормилицами и спутницами. Римские Camenae (древняя форма Casmenae) то же, что греческие М. Имя их, произведенное от саnо, означает: поющие, предсказывающие. Подобно М. и камены были первоначально нимфами, имевшими дар предсказания. Carmenta, Carmentis то же, что Camena.

МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЛ

МУЛ - Mulus, mula, η̉μίονος, лошак по причине его большой рабочей силы был любимым животным древних. Ноm. Il. 23, 654. 17, 742. Его употребляли не только для перевозки и переноски тяжестей, но и для верховой езды. Начиная с 70 ол., впрочем, в течение короткого времени устраивались в Олимпии скачки мулов, в Риме также во время консуалий. Хотя у некоторых древних писателей говорится о глупости этого животного (напр., Plaut. Cistell. 4, 2, 12, mulo inscitior), но вообще в Италии и Греции ценили его высоко.

МУЛИБРИС

МУЛИБРИС - Muliĕbris, эпитет Фортуны (Fortuna); в благодарное воспоминание о Ветурии и Волимнии, которые своим просьбами освободили Рим от осады Кориоланом, был, как говорят, построен храм Fortunae Miliebris на том месте, где Кориолан уступил наконец просьбам матери и жены. Liv. 2, 40. Val. Max. 1, 8, 4. 5, 2, 1.

МУЛИЙ

МУЛИЙ - Mulĭus, Μούλιος,

1. зять Авгия, муж Агамеды, был убит Нестором. Ноm. Il. 11, 739;

2. два троянца; один из них убит Патроклом, другой Ахилеем. Ноm. Il. 16, 696. 20, 472;

3. глашатай Амфиона Дулихийского, одного из женихов Пенелопы. Ноm. Od. 18, 423.

МУЛЛЕЙ

МУЛЛЕЙ - Mullĕus, красная обувь, которую, кажется, носили курульные магистраты. Fest., p. 241.

МУЛЛУС

МУЛЛУС - Mullus, дорогая рыба, краснорыбица, краснобородка. Римские гастрономы платили за нее громадные деньги.

МУЛЬВИЙСКИЙ МОСТ

МУЛЬВИЙСКИЙ МОСТ - Mulvius pons, см. Roma, Рим.

МУЛЬТА

МУЛЬТА - Multa (не mulcta), первоначально штраф, выплачиваемый скотом, позже - особый род денежного штрафа. Этот штраф налагался либо магистратами в силу их imperium или potestas, либо по определению закона, либо по решению народа в комициях. Обыкновенно этот штраф назначался за неповиновение или преступление законов. Право налагать штраф принадлежало царям, потом консулам. Произвол, с которым они пользовались этим правом, кажется, был главною причиною, почему народ потребовал составления писаных законов, так что в течение короткого времени один за другим были изданы 3 leges de multis, об отношении которых между собою источники дают различные показания. По мнению Рейна, следующее предположение самое вероятное: lex Aternia Tarpeia, 454 г. до Р. X., распространила это право и на остальных магистратов. Величина пени определена была таким образом, что должностное лицо назначало сперва пеню в одну овцу, а в случае упорного неповиновения могло повысить постепенно до двух овец и 30 быков (suprema multa). Содержание относящегося сюда lex Menenia Sestia 452 г. до Р. X. неизвестно. По Lex Iulia Papiria 430 г. до Р. X. вместо скота можно было вносить деньги: за овцу - 10 asses, за быка - 100 asses; таким образом, прекращена была возможность произвольной оценки. Магистраты часто пользовались своим правом налагать денежные штрафы, напр., цензоры, преторы, эдилы (большею частью в виде полицейских штрафов), и главным образом народные трибуны, все более и более увеличивающие размеры пени. Однако тот, на кого был наложен штраф, превышающий высший размер пени (suprema multa), мог подать апелляцию в трибы, которые в комициях правильным судом (multae certatio) или утверждали наложенную пеню, или сокращали ее (remittere). Так, напр., прибегали к апелляции полководцы, которым назначена была денежная пеня за плохое ведение войны или превышение власти, откупщики, подвергнутые этому строгому взысканию за обман, и т. п. Муниципальные магистраты и наместники в провинциях также могли налагать денежный штраф. Из числа штрафов, определенных законом, следует назвать назначавшийся по lex Licinia Sestia за владение большим количеством земли, чем дозволялось иметь по законам (см. Ager publicus), по lex Duilia Maenia, за ростовщичество (см. Fenus, Фенус) и т. п. В этих случаях законной пени должностное лицо выступало обвинителем против нарушителя закона (petere multam); впрочем, это могло делать и частное лицо. В случае утверждения судом этой пени тотчас деньги взыскивались или с имущества путем экзекуции (bonorum venditio), или с личности обвиненного. Штрафные деньги первоначально употреблялись на религиозные цели, на сооружение изображений богов, священных даров, празднование игр и т. д.; впоследствии они поступали в государственную казну (aerarium) и наконец в суммы императорского кабинета (fiscus).

МУЛЬЦИБЕР

МУЛЬЦИБЕР - Mulcĭber, см. Vulcanus, Вулкан, под словом 'Ήφαιστος, Гефест.

МУММИИ

МУММИИ - Mummii, плебейский род, из членов которого известны:

1. Q. и L. Mummii, народные трибуны в 187 г. до Р. X., были противниками Катона Старшего, когда он преследовал своею ненавистью фамилию Сципионов. Liv. 38, 54. Луций был впоследствии претором в Сардинии (177 г.), но скоро был заменен более воинственным человеком. Liv. 41, 8;

2. L. Mum., завоеватель Коринфа, человек добрый, рассудительный и честный, но грубый и необразованный: людям, которым поручен был транспорт награбленных в Ахее произведений искусства, он грозил, что заставит их вновь изготовить эти предметы, если они их испортят. Vell. Pat. 1, 13. 14. В 146 г. он послан был консулом в Ахею, где его предшественник Метелл почти уже окончил войну. Муммий, не будучи сам замечательным полководцем, победил ахеян на Истме только благодаря неспособности их вождя Диея и подступил к Коринфу, но лишь после некоторого колебания вошел в открытые ворота почти оставленного жителями города и предал его грабежу. Многие из оставшихся жителей были убиты, другие проданы в рабство, а сам город, прекраснейший из городов Греции, разрушен. Впоследствии Муммий получил за это триумф и прозвание Achaïcus. Polib. 40, 7. Cic. Mur. 14. Cic. off. 2, 22. Paus. 7, 16. В 142 г. он был сотоварищем Сципиона Младшего по должности цензора, но, расходясь с ним в нравах, по своей неповоротливости и неуступчивости не мог ужиться со Сципионом;

3. Sp. Mumm., брат предыдущего, был его легатом в ахейской войне и вместе с ним одним из 10-ти организаторов провинции Ахеи. Он изложил в шутливых стихах свои тамошние приключения и стал, таким образом, изобретателем поэтических посланий. Cic. ad Att. 13, 6, 4. Будучи другом Сципиона Младшего, он сопровождал его в 132 г. в Азию. Он был умнее и образованнее своего брата. Цицерон (Cic. Brut. 25, 94) называет его последователем стоической философии и оратором. По всей вероятности, о нем говорится Cic. de or. 2, 67, 271. Mummium cuivis tempori hominem esse, хотя в рукописях здесь стоит большею частью Р. вместо Sp.

МУНАЦИИ

МУНАЦИИ - Munatii, плебейский род, сделавшийся известным только в последнее время Республики. Из членов его замечательны:

1. Munatius, легат Суллы, победитель в 86 г. до Р. X. Неоптолема, полководца Митридата. App. Mithr. 34. Другого Мунация, человека совершенно незначительного, Катилина оставил в Риме при отъезде своем к войску. Cic. Cat. m. 2, 2, 4;

2. L. Mun. Plancus, приверженец и доверенное лицо Цезаря, легатом которого он был в Галлии и которому не изменил и в войне против Помпея. После смерти своего покровителя он держался сначала вдали от политических партий, желал амнистии для убийц Цезаря и стремился, вопреки желанию Цицерона, с которым он был в постоянной переписке, устроить примирение Брута с триумвирами (Cic. ad. fam. 10, 6). Впоследствии он присоединился к партии сената, к чему склонили его похвалы Цицерона и надежда играть роль. Из своей провинции Галлии, которая была поручена ему еще Цезарем, он пошел с войском против Мутины, но, получив известие о снятии осады с этого города, остановился в Южной Галлии, несмотря на требование Цицерона напасть и уничтожить Антония. Cic. ad. fam. 10, 13. Ни просьбы Цицерона, ни увещания и ободрения со стороны сената не могли побудить его двинуться вперед. Нерешительность и недоверие находившимся в его войске солдатам Лепида (которые скоро действительно присоединились к Антонию и, быть может, приготовили переход самого Планка на сторону Антония) и неудовлетворенное тщеславие удерживали его на одном месте. Скоро он сам присоединился к Антонию, при посредстве Азиния Поллиона, и тем показал неискренность своего служения Республике. Plut. Ant. 18. App. b. с. 3, 97. Он даже пожертвовал имуществом и жизнью одного из своих братьев (№ 5) и в 42 г. получил вместе с Лепидом консульство, которого он так долго домогался. App. b. с. 4, 37. Vell. Pat. 2, 67. Опасаясь мести Октавиана, он бежал после Перузинской битвы в Грецию; управлял (40 г.) за Антония Сирией, причем своими притеснениями и жадностью возбудил ненависть к себе в жителях; за это он был холодно принят Антонием при свидании их в Александрии. В решительную минуту перед битвой при Акции он опять изменил своей партии: оставив Антония, не решающегося отпустить Клеопатру, он тайно помирился с Октавианом. Plut. Ant. 56. В 27 г. он же подал мысль о поднесении Октавиану титула Augustus. После частой перемены своиx политических воззрений он оставался уже верным Октавиану. «Он руководствовался только своими личными выгодами, говорит Друманн, возбуждал надежды, но не осуществлял их и выдавал тайны своих друзей, чтобы получить за это награду от их противников». О его характере ср. Vell Pat. 2, 83. Как бесхарактерен он был в политической жизни, так же мало почтенна и не безупречна была и частная его жизнь. Умер он, не пользуясь уважением и осмеянный современниками. Plin. 7, 10, 12. Цицерон хвалит его речи и слог его писем (Cic. ad. fam. 10, 3 и 16), а Гораций написал к нему 7-ю оду 1-й книги;

3. T. Mun. Plancus Bursa, брат предыдущего, народный трибун в 52 г. до Р. X., был после убийства Клодия рьяным противником Милона и пытался склонить Цицерона от его защиты. Помпей, которому он ревностно служил, оставил его без всякого внимания, как только перестал нуждаться в его услугах, и не защитил его как от взведенного против него Цицероном обвинения за поступки против Милона, так и от последовавшего затем осуждения. Цезарь, к которому он перешел, восстановил его впоследствии в правах. В войне за Мутину он служил под начальством Антония. Cic. Phil. 6, 4. 10, 10. 11, 6. 13, 12;

4. Cn. Mun. Plancus, его брат, служил Цезарю (44 г.), был претором в следующем году, а после ревностно служил во главе конницы, под начальством старшего брата Луция (№ 2), но по болезни должен был возвратиться в Рим. Cic. ad. fam. 10, 15 сл. ad Att 15, 29;

5. С. Mun. Plancus (чeрез усыновление L. Plautius Plancus), брат трех предыдущих, погиб, спасаясь бегством, от проскрипций Антония. Val. Max. 6, 8, 5;

6. T. Mun., человек, восхваляемый Цицероном за его prudentia и fides. Cic. ad. fam. 10, 12;

7. Munatia Plancina, жена Гнея Пизона (см. Calpurnii, Кальпурнии, 14), знала о мнимом отравлении Германика (19 г. от Р. X.). Ввиду угрожавшего ей обвинения, она сама лишила себя жизни в 33 г. Tac. ann. 6, 26;

8. Mun. Rufus, друг Катона Младшего, с которым он разошелся в 58 г. до Р. X., но скоро опять примирился. Plut. Cat. min. 36.

МУНД

МУНД - Mundus, см. Manes, Маны, и Inferi, Подземный мир.

МУНДА

МУНДА - Munda, 1. город и римская колония в Hispania Baetica, недалеко от Кордубы, известен двумя битвами, победой Гнея Сципиона над карфагенянами в 214 г. до Р. X. (Liv. 24, 42) и кровопролитною битвою между Цезарeм и сыновьями Гнея Помпея, 17 марта 45 г. до Р. X. Caes. b. Hisp. 31. Strab. 3, 141. 160;

2. город кельтиберов в Hispania Tarraconensis. Liv. 40, 47;

3. река в Лузитании между Tagus и Durius, н. Mondego.

МУНИЙ

МУНИЙ - Munĭus, (некоторые неправильно называют его Mummius) Lupercus, служил в 69 г. от Р. X. легатом в войне против батавов, сражавшихся под начальством Клавдия Цивилиса; Цивилис разбил М. в сражении, окружил и принудил сдаться. М. был убит на пути к предсказательнице Велледе, к которой Цивилис послал его в виде подарка в 68 г. от Р. X. Tac. hist. 4, 18, 61.

МУНИХ

МУНИХ - MunСћchus, Μούνυχος,

1. сын Пантакла, по имени которого назван был холм Мунихия (см. Attica, Аттика, 15), вождь изгнанных фракийцами из Орхомена минийцев, переселившихся в Пирей. По другому сказанию, он был туземным царем Аттики (вероятно, одно лицо с № 2), который предоставил минийцам это место;

2. сын Акаманта, сына Тесеева, и дочери Приама Лаодики, воспитанный в Трое Эфрою, матерью Тесея, ср. Laodice, Лаодика, 2;

3. сын Дрианта, царь молоссов, муж Леланты, благочестивый предсказатель; будучи окружен в крепости разбойниками, он с детьми своими был превращен в птиц. Ant, Lib. 14.

МУНИХИЙ

МУНИХИЙ - Mūnychĭa, η̉ Μουνυχία, правильнее Μουνιχία,

1. см. Attica, Аттика, 15;

2. τὰ Μουνύχια, праздник Артемиды Мунихии, богини луны (Гекаты), праздновавшейся в Афинах 16 Мунихиона. Значение богини, как богини луны, символически изображалось жертвенными пирогами, которые имели форму полной луны и были обставлены свечами. Вместе с этим праздником на острове Кипре праздновалась и память битвы при Саламине, потому что во время этой битвы богиня светила грекам полным светом.

МУНИЦЕПС

МУНИЦЕПС - Munĭceps, гражданин муниципии. Этимологически слово происходит от munia capere - принимать участие в повинностях.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭДИЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭДИЛЫ - Aediles municipales, с древнейших времен, как кажется, в латинских городах (позднее почти во всех муниципиях) существовали Э., которые, подобно римским, устраивали игры, поддерживали общественные здания, надзирали за хлебной торговлей и заведовали полицией. В некоторых городах Э. вместе с тем занимали положение высших должностных лиц (так называемых duumviri или quattuorviri) и производили суд, напр. в Арпине (Cic. ad. fam. 13, 11. 15, 15. Spart. Hadr. 19). Их называли также Aediles juri dicundo. Когда Э. в то же время были и цензорами, то они назывались Aed. quinquennales.

МУНИЦИПИЙ

МУНИЦИПИЙ - Municipium, город, населенный муниципалами, municipes, община их. В древнейшие времена М. назывались города, связанные с Римом теснейшим союзом, так что жители их, когда переселялись в Рим, имели здесь conubium и commercium, напр., Tusculum, Lanuvium, Cumae, Formiae. Это положение изменилось после латинской войны, в 338 г. до Р. X.; М. были наделены правами римского гражданства и название municipes стало обозначать римские общины, устройство которых было весьма различно, смотря по положению, данному им Римом. Некоторые удержали свое прежнее общинное устройство (Cumae, Acerrae, Atella), другие же были лишены его (Caere, Anagnia, Capua и др.); некоторые имели полное право гражданства (cum suffragio), напр., Lanuvium, Aricia, Nomentum, Pedum, Tusculum и др., у других не было права голоса (sine suffagio), но с течением времени они получили право подавать голос в римских комициях. Те города, которые удержали свое общинное устройство (магистраты, сенат и т. п.), пользовались прежним местным правом и могли издавать для себя законы, насколько они не противоречили римским законам. Но те М., общинное самоуправление которых было упразднено, сделались совершенно римскими подданными и были подчинены не своим, а римским начальникам, см. Praefectura, Префектура. Они мало-помалу пустели, и наконец жители их совсем переселились в Рим. Municipia cum suffragio (независимо от того, имели ли они собственное общинное устройство или нет) имели полные права римских граждан. Они принадлежали к одной из римских триб, подвергались цензу в Риме, служили в римских легионах, пользовались правом голоса и избрания в почетные должности, но удерживали свой прежний национальный культ и имели свои особенные жреческие должности. По lех Iulia, 90 г. до Р. X., все италийские города (именно coloniae latinae и oppida foederata) возведены были в М. с полным правом гражданства, так что municipium стал называться в тесном смысле каждый небольшой (уездный) римский город. Даже прежние римские колонии начали называться этим именем. Но по закону Юлиеву города потеряли свою независимость, и, чтобы внести некоторое единство в их устройство, начали издаваться особые leges municipales. Повсюду граждане муниципальных городов разделялись на 3 класса: decuriones (см. Декурион и Senatus municipalis), Augustales (соответствовали римским всадникам) и plebs или populus. Они избирали своих чиновников, имели свои сенаты и комиции, права и обязанности которых все более и более переходили к сенатам, и свою казну (aerarium), находившуюся в ведении квестора или эрария. Процветание М. доказало годность римского общинного устава; эти города представляли собою само ядро государства, и римские императоры делали все для свободного и быстрого развития М.; они украсились великолепными зданиями, хотя подати были весьма умеренны. Мало-помалу эти порядки были распространены и на провинции, и многие города были возведены в М., особенно в западных провинциях, пока наконец Каракалла не сделал все города империи М. С этой поры началось их падение под гнетом деспотизма и непомерной роскоши императоров, благосостояние их исчезло, и наконец эти общины расстроились вследствие обеднения, равнодушия и беспорядка. ср. Höck, Röm. Gesch. I, 2, стр. 148 слл., 234 слл.

МУНУС

МУНУС - Munus, см. Magistrates, Магистрат, и Ludi, Игры.

МУРЕКС

МУРЕКС - Murex, см. Purpura, Пурпур.

МУРЕНА

МУРЕНА - I.

Muraena,

род рыбы, которая в Риме дорого ценилась как лакомое блюдо. Plin. 9, 55, 81.

II.

Murēna,

см. Licinii, Лицинии.

МУРЕНА, (I)

МУРЕНА, (I) - Muraena, род рыбы, которая в Риме дорого ценилась как лакомое блюдо. Plin. 9, 55, 81.

МУРЕНА, (II)

МУРЕНА, (II) - Murēna, см. Licinii.

МУРИЯ

МУРИЯ - Murĭa, вообще рассол или же очень лакомый соус из морских рыб, почти то же, что garum (см. Гарум). Horat. Sat. 1, 4, 65 сл.

МУРРИНА

МУРРИНА - Murrĭna vasa, так назывались дорогие сосуды из murra или murrha, вещества, о котором сами древние были различного мнения, вероятно, нечто вроде плавикового шпата, белого цвета и матового лоска. Plin. 37, 2, 7. Рrор. 4, 4, 26. За бокалы, ковши и т. п., сделанные из этой массы и замечательные только дороговизной, а не искусною работой, платились огромные суммы.

МУС

МУС - Mus, см. Decii, Деции, 1-3.

МУСАГЕТ

МУСАГЕТ - Musagĕtes, Μουσαγέτης, см. Musae, Музы, 5, и Apollo, Аполлон, 3.

МУСЕЙ

МУСЕЙ - Musaeus, Μουσαι̃ος,

1. мифический певец (ε̉ποποιός), предсказатель и жрец в Аттике, который, говорят, в догомеровское время ввел и распространил в Аттике жреческую поэзию. Его называют то учеником Орфея, то его сыном, то сыном Лина, то Антифема (Евмолпа) и Селены. В числе его поэтических творений упоминаются разные священные песнопения, гимны и пророческие изречения (Μουσαίου χρησμοί), а также сочинения о посвящении и очищении, см. Hdt. 7, 6. 8, 96. 9, 43. Plat. r. p. 2, 7. Apol. p. 41. B. Ion. p. 536. В. Эти предсказания впоследствии были приведены в порядок Ономакритом, который, впрочем, подмешал к ним и много своих. То, что было потом в обращении из этих χρησμοί, было большею частью подделкой Ономакрита и др. За стихотворения М. выдаются: Εύμολπία, Έξακέσεις νόσων, Θεογονία, Τιτανογραφία и т. п. ср. Kinkel, fragm. ер. Graec. Ι, p. 218 слл.;

2. сын Фамирида, внук Филаммона, древнейший фиванский (или афинский) лирический поэт (μελοποιός);

3. эпический поэт, родом из Эфеса, который в александрийский период написал «Персеиду» в 10 книгах, и стихотворения в честь Евмена и Аттала Пергамского;

4. М., прозванный грамматиком, в начале 6 в. от Р. X., автор небольшой поэмы τὰ καθ' Ήρώ καὶ Λέανδρον в 340 стихах, которая отличается живым чувством, увлекательным слогом, самое изящное эпическое стихотворение времен Римской империи, хотя автор рабски подражал Нонну, см. Epos, Эпос, 6. Изд. Passow (1810), Möbius (1814), Dilthey (1871), новое изд. Schwabe, в сочинении de Musaeo Nonni imitatore (1876).

МУСИКАН

МУСИКАН - Musicānus, Μουσικανός, индийский царь, добровольно сдавшийся Александру Македонскому и за то оставленный на престоле. Arr. 6, 15. 5 л. сл. Strab. 15, 694. 701.

МУСИКАНЫ

МУСИКАНЫ - Musicāni, народ, живший на берегах Инда, покоренный Александром Македонским. Curt. 9, 31, 8. 32, 16.

МУСКУЛ

МУСКУЛ - Muscŭlus, см. Πολιορκία, Осада, 10.

МУСТИЙ

МУСТИЙ - Mustius, Gaius, римский всадник, бывший в дружеских отношениях с Цицероном, который успешно вел его процесс, от исхода которого зависело все состояние М. Cic. Verr. 1, 53, 139. Процесса против Верреса, которого он знал по его спору с П. Юнием (пасынком М.), он уже не пережил.

МУСУЛАМИИ

МУСУЛАМИИ - Musulamii, по Тациту (Tac. ann. 2, 52. и 4, 24), могущественное нумидийское племя, храбро сражавшееся против римлян, под предводительством Такфарината, вероятно, тот же народ, который Плинием и Птолемеем называется Misulani. B 1 г. до Р. X. они были покорены Лентулом Коссом; жили они на юг от Цирты.

МУТИЛ

МУТИЛ - Mutĭlus, см. Papii, Папии, 2.

МУТИНА

МУТИНА - Mutĭna, Μουτίνη, н. Модена, город в цизпаданской Галлии, в прежней области боев, на дороге, ведущей от Медиолана через Италию; с 184 г. до Р. X. - цветущая римская колония (Liv. 39, 55). После смерти Цезаря во время междоусобной войны Антоний в продолжение 4 месяцев (44-43 гг. до Р. X.) осаждал запершегося здесь Д. Брута; война эта носит имя bellum Mutinense. Suet. Oct. 9, 84. Окрестности этого прекрасного и богатого города (Cic. Phil. 5, 9) производили лучшую во всей Италии овечью шерсть и хорошее вино; кроме того, славились мутинские сосуды из глины.

МУТУЛ

МУТУЛ - Muthul, река в Нумидии, отделявшая, по Саллюстию (Iug. 48), владения Югурты от Владений Адгербала; вероятно, то же, что Rubricatus; н. Зейбуза.

МУЦИАН

МУЦИАН - Muciānus, см. Licinii, Лицинии, 19.

МУЦИИ

МУЦИИ - Mucii, древний, знаменитый плебейский род, давший своему родному городу Риму много отличных юристов:

1. С. Мuс. Cordus, римский юноша, отправившийся с согласия сената в 508 г. до Р. X. во время войны с царем Порсеною в неприятельский лагерь с тем, чтобы убить царя и этим освободить родной город. Здесь он заколол секретаря Порсены, занятого раздачею солдатам жалованья, приняв его за самого царя, которого он не знал в лицо. Его схватили и угрожали ему смертью, а он, по словам древнего предания, положил свою правую руку на стоявшую вблизи жаровню, чтобы показать разгневанному царю, что он не боится смерти, и не издал не единого звука, его рука медленно истлела. Он сказал удивленному царю, что 300 юношей поклялись убить его и что ему первому выпал жребий. Порсена испугался, заключил мир с римлянами и отступил от Рима. С тех пор Муций получил название Scaevola, т. е. левша. Liv. 2, 12 сл. Val. Max. 3, 3, 1;

2. P. Muc., народный трибун в 485 г. до Р. X., говорят, сжег живыми своих товарищей за нарушение мира; по другим (Fest. p. 174, 22), девять военных трибунов, которые пали в битве с вольсками (487 г.) и среди которых упоминается какой-то Муций, были публично сожжены, или же Муций, один оставшийся в живых, сжег своих павших товарищей. Val. Max. 6, 3, 2.;

3. Q. Muc. Scaevola, получил в управление провинцию остров Сардинию, но заболел и не мог поэтому исправлять этой должности. Liv. 23, 24. 40. Сын его,

4. P. Muc. Scaevola, консул в 175 г. до Р. X., удачно вел войну против лигурийцев и получил над ними триумф. Liv. 41, 49. 58.;

5. другой Q. Muc. Scaevola был в 174 г. до Р. X. консулом и служил военным трибуном под начальством Красса в битве против Персея, в 171 г. Liv. 42, 19.;

6. P. Muc. Scaevola, сын упомянутого под № 4, консул в 133 г. до Р. X.; когда Тиберий Гракх был народным трибуном, он был сторонником его планов (Plut. Tib. Gracch. 9), по смерти же Гракха перешел на сторону оптиматов. Cic. Planc. 36, 88. Он не был особенно расположен к Сципионам, за что на него нападал в своих стихотворениях сатирик Луцилий. Juv. 1, 154. Вероятно, он отнял у понтифика максима, занимая эту должность, право вести государственную летопись; по крайней мере, эта летопись доходит только до его времени. Cic. de or. 2, 12. Благодаря превосходному знанию римского права и замечательному красноречию, которым он обладал, он занимал видное место среди юристов того времени. Cic. de or. 1, 36, 166. 37, 170. 2, 70, 285. Он придавал большое значение знанию права для понтифика максима. Cic. legg. 2, 19. 21. Он искусно играл в мяч и шашки (duodecim scriptis), о чем мы узнаем из Cic. de or. 1, 50, 217.;

7. Q. Muс. Scaevola, сын упомянутого под № 5, с прозвищем Augur, в 121 г. до Р. X. управлял Азией и был обвинен в лихоимстве Альбуцием, служившим для него предметом насмешки. Cic. Brut. 26, 102. Cic. fin. 1, 3, 9. Он сам защищался и достиг своего оправдания. В 117 г. он получил консульство. В междоусобных распрях он не принимал деятельного участия, не любил насилия и несправедливости, и потому не сочувствовал начинаниям Гая Гракха. Cic. de or. 2, 67. Он желал упрочения и продолжения существующего положения дел. Как по отношению к Сулле он выказал отвагу в сенате, отказываясь объявить Мария, спасителя Рима, врагом отечества, так точно в затруднительном положении государства он выказал верную и ненарушимую приверженность к отечеству. К тому же он с готовностью давал советы тем, которые обращались к нему, и даже с самоотвержением заступался за них, никому не отказывая в своей помощи. Cic. Lael. 1, 1. Он был другом и зятем Лелия, по ходатайству которого был зачислен в коллегию авгуров, и тестем оратора Л. Лициния Красса. Plut. Маr. 35. Сын его двоюродного брата (№ 6);

8. Q. Muc. Scaevola, называемый обыкновенно pontifex maximus; большую часть занимаемых им должностей он исправлял вместе с оратором Крассом, за исключением трибуната и цензуры, так как в родy М. было принято за правило не домогаться этой последней должности. Cic. Brut. 43, 161. Как человек честный и бескорыстный, занимая должность наместника Азии, он обходился очень строго с жадными и плутоватыми откупщиками, за что жители этой провинции очень его уважали, а Цицерон, сделанный позже правителем Азии, поставил его себе за образец. Озлобленные на него откупщики отомстили за это другу его Рутилию, бывшему вместе с ним в Азии, и обвинили его, т. к. против самого Муция они ничего не могли поделать. Cic. de or. 1, 53. Cic. ad Att. 6, 1, 15. Cic. Brut. 30. Муций защищал обвиняемого, но не имел успеха. В 95 г. до Р. X. он получил консульство и издал вместе со своим товарищем Крассом lех Licinia Mucia de civibus regundis (см. сл.). Когда Красc получил в следующем году в управление провинцию Галлию цизальпинскую, то Муций в силу своей строгой честности помешал получить ему желанный триумф. Скоро затем он сделался противником Красса в споре по поводу наследства между Манием Курием и М. Капонием. Муций защищал Капония по букве закона, Красс же успешно защищал интересы Курия с замечательным остроумием на основании здравого рассудка (aequum et bonum). Cic. de or. 1, 57. Cic. Brut. 52, 195. 57, 243. После неудачной попытки Фимбрии убить его он наконец в 82 г. пал от руки убийцы, посланного Марием Младшим. Cic. ad Att. 9, 15, 2. Он оставил себе не только славу в высшей степени честного и горячо любившего свое отечество мужа (Cic. ad Att. 8, 3, 6), но и замечательного юриста, соединявшего в себе основательные знания с громадным красноречием. Cic. de or. 1, 39. 53. Cic. Brut. 39. Cic. off. 1, 32. У него было много учеников, к числу их принадлежал Сульниций и после смерти Муция Авгура и Цицерон (ср. Cic. Brut. 89, 306). Его сочинения, на которые сделано было много комментариев, часто упоминаются в пандектах. Gell. 4, 1, 20;

9. дочь его Mucia Tertia, третья жена Помпея Великого; когда Помпей был в Азии, она вступила в преступную связь с Цезарем, за что Помпей развелся с нею. Plut. Pomp. 42. Позже она вышла замуж за Эмилия Скавра, а во время междоусобной войны была посредницею между Августом и сыном своим С. Помпеем. App. b. с. 5, 69 слл.;

10. Q. Muс. Scaevola, сын Муция Авгура (7), сопровождал в 59 г. до Р. X. Гая Цезаря в Азию и был в дружбе с братом его Марком. В 54 г. он был народным трибуном. Он был, кажется, понтификом, как и большая часть членов его фамилии; по крайней мере Цицерон (Cic. ad Att. 9, 9) обращался к нему за советом по поводу какого-то государственного дела. Cic. ad Att. 5, 5. Cic. ad. fam. 4, 9.

МЫС

МЫС - Promontorium, см. под отдельными определительными заглавиями.

МЫС CETT

МЫС CETT - Setiŭs mons (Sette),

τò Σήτιον 'όρoς, мыс на южном берегу нарбонской Галлии, вблизи острова Бласкона, н. Brescon. Strab. 4, 181.

МЫС СЕТТ

МЫС СЕТТ - Setiŭs mons (Sette), τò Σήτιον 'όρoς, мыс на южном берегу нарбонской Галлии, вблизи острова Бласкона, н. Brescon. Strab. 4, 181.

Предыдущая страница Следующая страница