Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 13, "АРД"-"АРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 13, "АРД"-"АРИ")

АРДЕРИККА

АРДЕРИККА - Ardericca, Άρδέρικκα,

1. по Hdt. 1, 185, местечко близ Вавилона, через которое трижды проходило измененное шлюзовыми сооружениями русло Евфрата;

2. местечко близ Суз, куда Дарий переселил взятых в плен эретрийцев. Hdt. 6, 119.

АРДЕСК

АРДЕСК - 'Άρδησκος, сын Океана и Тефии (Hesiod. theog. 345), приток Истра в европейской Сарматии.

АРДЕТТ

АРДЕТТ - Άρδηττός, холм близ Афин на левом берегу Илиса, вероятно, у южной продольной стороны стадия; здесь ежегодно приносили свою присягу гелиасты (см. Attica, 14, Аттика).

АРДЕЯ

АРДЕЯ - Ardĕa, Άρδέα,

1. древняя столица рутулов, с 442 г. до Р. X. ставшая римской колонией, а в самнитские войны опустошенная; здесь будто бы жил Турн и был погребен Эней. Город лежал на горе в нездоровой местности, в 18 римских милях от Рима. Liv. 1, 57. 4, 11. Verg. Aen. 7, 409. H. Ардеа;

2. город в Персии к юго-западу от Персеполя.

АРЕА

АРЕА - Аrĕа, (в надписях и ариа), может быть, от arere, быть сухим, следовательно, всякое сухое или осушенное свободное пространство земли, особенно площадка, предназначенная для возведения на ней каких-нибудь построек (Liv. 1, 55. Horat. ер. 1, 10, 13), а также и намеренно оставляемое свободным пространство между домами и улицей, двор, площадка для игр (Liv. 23, 3. Plin. ep. 2, 17, 4. Horat. Od. 1, 9, 18). Преимущественно же так называлась сухая, плотно утрамбованная (иногда и вымощенная), расположенная вблизи усадебного двора на овеваемом ветрами возвышении и большей часть покатая площадка, служившая для сушки и молотьбы хлеба, ток, гумно, αλωά, поэт, α́λως. Молотьба, как это и теперь еще часто делается в Египте, Греции и Италии, производилась таким образом, что по срезанным колосьям гоняли волов или лошадей или возили молотильные телеги, tribulae (от terere) или дровни, trahae; но иногда употребляли также палки и цепи (baculi, fustes, perticae). Мякину удаляли посредством веяния, подбрасывания на ветер (ventilare). ср. Voss к Verg. Georg. 1, 176 слл.

АРЕИФОЙ

АРЕИФОЙ - Areithŏus, Άρηΐθοος, царь беотийского города Арны, сильный воитель, прозванный Наличником (κορυνήτης), потому что вместо всякого оружия пользовался железной палицей. Аркадский царь Ликург напал на него в одном ущелье, убил его и взял себе его оружие, а потом, сам умирая, оставил последнее своему служителю Эревфалиону, который впоследствии был убит Нестором. Могила А. находилась будто бы в том ущелье, где победил его Ликург. Paus. 8, 11, 3. Филомедуса родила А. Менестия, одного из героев Троянской войны. Ноm. Il. 7, 8. 136 ссл.

АРЕЙ

АРЕЙ - I.

Areus,

Άρεύς, спартанский царь 310-265 гг. до Р. X., вел войну в союзе с Птолемеем II Египетским против этолийцев, но при Кирре потерпел полнейшее поражение. В 272 г. он отразил нападение Пирра на Спарту и помогал против того же Пирра аргосцам. Пытался помочь и афинянам во время войны с Антигоном Гонатом, но был убит близ Коринфа в 265 г. Justin. 24, 1. Plut. Pyrrh. 27 слл. Agis 3.

II.

см. Арес.

АРЕЛАТ

АРЕЛАТ - Arĕlas или Arelate, Arelatum, Άρελάτη, (н. Arles, где сохранились еще значительные развалины) в Gallia Norbonensis, по обоим берегам Родана цветущий торговый город, с 46 г. до Р. X. ставший римской колонией и тогда получивший название colonia A. Sextanorum (т. е. ветеранов 6-го легиона); был расширен Константином Великим. Сaes. b. с. 1, 36. Suet. Tib. 4.

АРЕНА

АРЕНА - Arēna, площадь амфитеатра, на которой бились гладиаторы, усыпанная песком (иногда и опилками) для того, чтобы ноги бойцов (arenarii) не скользили. Этим именем называется и весь амфитеатр, а также и самый бой, особенно для отличия от ludi scaenici (Suet. Tib. 35. Calig. 30). В переносном смысле arena обозначает и всякое место боя, напр. поле сражения. Plin. ep. 6, 12. Flor. 4, 2, 18.

АРЕОПАГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕС

АРЕС - 'Άρης, Mars, сын Зевса и Геры (Hesiod. theog. 922), у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери. Il. 5, 889. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от одной воюющей стороны к другой (αλλοπρόσαλλος) в сопутствии своей сестры Эриды и сыновей Дейма и Фоба (страх и смятение). Он - ненавистнейший из богов даже для отца своего Зевса, и Афина, богиня правильного боя - непримиримая противница А., постоянно одерживающая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гомеровским представлениям об этом боге следуют, вообще говоря, и греки последующих времен. Он по-прежнему понимается как бог-губитель, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться. Напротив, в позднейшем гомеровском гимне А., отождествляющем этого бога с планетой того же имени, А. называется защитой Олимпа, отцом доблестью добытой победы, пособником Фемиды; здесь он, следовательно, является борцом за высшие интересы. В древнейшее, гомеровское время А. был, может быть, хтоническим, стихийным божеством, способным причинять и благо, и гибель, и только впоследствии в представлениях об этом божестве получила преобладание губительная сторона его характера. Об этом хтоническом А., насылающем на грешных людей войну и мор, говорилось, кажется, особенно много в древних фиванских преданиях, и, может быть, именно древние, догомеровские творцы Фиваид, воспевавшие бедственные войны, ниспосланные на Фивы А., впервые выработали одностороннее представление об этом божестве как об истребительном боге войны. Сага о заключении А. в оковы Алоадами (см. Άλωάδαι, Алоады) относится, надо полагать, к древнейшему, стихийному А. Арей, могучий бог войны, был и возлюбленным Афродиты, с ней прижил он Гармонию (Согласие), Эрота и Антерота, Дейма и Фоба. Культ А. был вообще мало распространен в Греции; редки были здесь и статуи этого бога, чаще они встречались у римлян. Вообще, его изображали в виде сильного юноши, с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. С А. отождествлен был римский бог войны Марс (Mamers, Maors). Это было одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее, вместе с Юпитером и Квирином, триаду воинственных богов - хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула, Марс был отцом воинственного римского народа (Mars pater, Marspiter) и помог ему приобрести счастливыми войнами господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел к храму Марса и, потрясая там священный щит и копье бога, говорил: «Бодрствуй, Марс!» Как бог войны, Марс имел прозвания Gradivus (выступающий на бой) и Quirinus (копьеносный). Так как конь - помощник человека на войне, то естественно, что Марс же был покровителем конских состязаний. Так, 27 февраля и в первые дни марта месяца совершались в честь его Equiria. Как греческий А. из божества, олицетворяющего собой известные силы природы, постепенно превратился в бога войны, так и у римлян представление о Марсе как боге войны возникло из другого, более широкого. Марс с древнейших времен был также богом, стоявшим в разнообразных отношениях к природе, охранявшим не только людей от всего вредоносного, но также и поля - от опустошения, стада - от чумы и волков. Этого-то покровителя полей призывали Арвальские братья в праздник богини Dea Dia и земледельцы во время своих Амбарвалий; напротив, в честь воинственного покровителя города совершалось 1 марта шествие Салиев в самом городе. Спутниками Марса были: супруга его Нериена (сила), Молы (боевые труды), Паллор и Павор (Δει̃μος и Φόβος). Марсу посвящены были волк и дятел.

АРЕС, АРЕЙ

АРЕС, АРЕЙ - 'Άρης,

Mars, сын Зевса и Геры (Hesiod. theog. 922), у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери. Il. 5, 889. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от одной воюющей стороны к другой (αλλοπρόσαλλος) в сопутствии своей сестры Эриды и сыновей Дейма и Фоба (страх и смятение). Он - ненавистнейший из богов даже для отца своего Зевса, и Афина, богиня правильного боя - непримиримая противница А., постоянно одерживающая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гомеровским представлениям об этом боге следуют, вообще говоря, и греки последующих времен. Он по-прежнему понимается как бог-губитель, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться. Напротив, в позднейшем гомеровском гимне А., отождествляющем этого бога с планетой того же имени, А. называется защитой Олимпа, отцом доблестью добытой победы, пособником Фемиды; здесь он, следовательно, является борцом за высшие интересы. В древнейшее, гомеровское время А. был, может быть, хтоническим, стихийным божеством, способным причинять и благо, и гибель, и только впоследствии в представлениях об этом божестве получила преобладание губительная сторона его характера. Об этом хтоническом А., насылающем на грешных людей войну и мор, говорилось, кажется, особенно много в древних фиванских преданиях, и, может быть, именно древние, догомеровские творцы Фиваид, воспевавшие бедственные войны, ниспосланные на Фивы А., впервые выработали одностороннее представление об этом божестве как об истребительном боге войны. Сага о заключении А. в оковы Алоадами (см. Άλωάδαι) относится, надо полагать, к древнейшему, стихийному А. Арей, могучий бог войны, был и возлюбленным Афродиты, с ней прижил он Гармонию (Согласие), Эрота и Антерота, Дейма и Фоба. Культ А. был вообще мало распространен в Греции; редки были здесь и статуи этого бога, чаще они встречались у римлян. Вообще, его изображали в виде сильного юноши, с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. С А. отождествлен был римский бог войны Марс (Mamers, Maors). Это было одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее, вместе с Юпитером и Квирином, триаду воинственных богов - хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула, Марс был отцом воинственного римского народа (Mars pater, Marspiter) и помог ему приобрести счастливыми войнами господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел к храму Марса и, потрясая там священный щит и копье бога, говорил: "Бодрствуй, Марс!" Как бог войны, Марс имел прозвания Gradivus (выступающий на бой) и Quirinus (копьеносный). Так как конь - помощник человека на войне, то естественно, что Марс же был покровителем конских состязаний. Так, 27 февраля и в первые дни марта месяца совершались в честь его Equiria. Как греческий А. из божества, олицетворяющего собой известные силы природы, постепенно превратился в бога войны, так и у римлян представление о Марсе как боге войны возникло из другого, более широкого. Марс с древнейших времен был также богом, стоявшим в разнообразных отношениях к природе, охранявшим не только людей от всего вредоносного, но также и поля - от опустошения, стада - от чумы и волков. Этого-то покровителя полей призывали Арвальские братья в праздник богини Dea Dia и земледельцы во время своих Амбарвалий; напротив, в честь воинственного покровителя города совершалось 1 марта шествие Салиев в самом городе. Спутниками Марса были: супруга его Нериена (сила), Молы (боевые труды), Паллор и Павор (Δει̃μος и Φόβος). Марсу посвящены были волк и дятел.

АРЕТА

АРЕТА - I.

Arĕtas,

Άρέτας,

1. царь набатеев в Аравии, а потом царь Койлесирии, умер в 79 г. до Р. X;

2. набатейский царь, воевавший с римлянами в Сирии и в 64 г. разбитый Помпеем (Plut. Pomp. 41); снова начав войну, А. был осаждаем легатом Помпея Скавром в городе Петре, пока не дал денежного выкупа; но и после того еще не раз нападал на римские владения. App. Syr. 51;

3. набатейский царь, враждовал с Иродом II Антипой; последний жаловался Тиберию, и была уже решена война против А., но она не состоялась, так как император в это самое время умер.

II.

Arēte, Άρήτη,

1. см. Alcinous, Алкиной;

2. дочь Дионисия Сиракузского Старшего, бывшая замужем сначала за Феоридом, потом за дядей своим Дионом и наконец принужденная выйти за Демократа. В 355 г. Дион взял ее снова к себе; когда он был убит, она сперва содержалась в заключении, а потом была утоплена в море. Plut. Dion. 6. 21. 51. 57. 58.

АРЕТЕЙ

АРЕТЕЙ - Aretaeus, Άρεται̃ος, по прозванию Cappadox, греческий врач, живший в Риме в конце 2 в. от Р. X., замечательный по своей наблюдательности и глубине мыслей; от него дошли до нас не совсем в полном виде:

1. 4 книги περι αιτιω̃ν και σημείων 'οξέων και χρονίών παθω̃ν и 2) 4 книги περι θεραπείας οξέων και χρονίων παθω̃ν Изд. Ermerins (1874).

АРЕТУСА

АРЕТУСА - Arethūsa, Άρέθουσα,

1. источник на острове Ортигии (Ηα̃σος), составлявшем часть города Сиракуз; по верованию древних, источник имел подземное сообщение с рекой Алфеем (см. Άλφειός, Алфей). Из множества других источников того же имени наиболее замечательны находившиеся;

2. на Итаке (Ноm. Od. 13, 406 слл.);

3. на Эвбее у Халкиды (Eur. Iph. A. 168);

4. близ Фив в Беотии (Plin. 4, 7, 9);

5. у Аргоса в Пелопоннесе;

6. в Элиде в Пелопоннесе у низовьев Алфея. По мифам, когда нимфа А., утомившись на охоте, купалась в Алфее, речной бог влюбился в нее и стал ее преследовать; Артемида разверзла перед ней недра земли, нимфа скрылась туда и вновь появилась на поверхности земли уже в виде источника на острове Ортигии; здесь наконец Алфей соединился с A. Ver g. G. 4, 344 слл. (см. 1). Из городов этого имени один лежал в Македонии в окрестностях Амфиполя, другой - в Сирии между Епифанией и Эмесой (н. Рестан).

АРИАБИГН

АРИАБИГН - Ariabignes, Άριαβίγνης, сын Дария и брат Ксеркеса, во 2-ю Персидскую войну командовал флотом (Hdt. 7, 97), погиб в Саламинском сражении (т. ж. 8, 99).

АРИАДНА,

АРИАДНА, - Ariadna (-е), см. Theseus и Dionysus, 3.

АРИАДНА

АРИАДНА - Ariadna (-е), см. Theseus и Dionysus, 3., Тесей и Дионис.

АРИАНА

АРИАНА - Ariāna, ή Άριανή, (отсюда нынешнее название Иран), заключала в себе восточные провинции Персидского царства: Гедросию, Дрангиану, Арахосию, Арию, Парфию, Карманию и область Паронамисадов; иногда понимается в еще более обширном смысле; жители назывались Ariani, Άριανοί. Strab, 14, 720 слл.

АРИАРАТ

АРИАРАТ - Ariarāthes, Άριαράθης. Это имя носили многие каппадокийские цари; из них должны быть упомянуты:

1. современник Александра Великого; по смерти последнего подвергся нападению со стороны Пердикки, был разбит, попал в плен к македонянам и по приказанию Пердикки был казнен. Plut. Eum. 3;

2. его сын, спасся от смерти, бежав в Армению, и в 301 г. до Р. X. с помощью армянского царя Ардоата завладел царством своего отца Diod. Sic. 31, 19;

3. пятый царь этого имени, вступил на престол еще в очень молодые годы (220-163 гг. до Р. X.), воевал вместе с Антиохом III Сирийским, своим тестем, против римлян (Liv. 37, 31), после в союзе с Римом против Персея Македонского. Polib. 31, 14;

4. сын его (шестой) получил (по Liv. 42, 19, в Риме) хорошее образование; прогнанный из своего царства Олоферном, который, ложно считаясь сыном А. V, пользовался поддержкой Димитрия Сотера Сирийского, бежал в Рим. Здесь Каппадокию поделили между обоими претендентами. Умер А. VI в 130 г. до Р. X. Justin. 35, 1;

5. брат Ариобарзана III Каппадокийского, в 47 г. до Р. X. был подчинен Цезарем Ариобарзану, а в 45 г. явился в Рим, чтобы выпросить для себя у Цезаря особое владение. Caes. b. Alex. 66. Cic. ad Att. 3, 2, 1. Сделался впоследствии каппадокийским царем, но был прогнан Антонием. Dio Cass. 49, 32.

АРИАСПЫ

АРИАСПЫ - Ariaspae, Άριάσπαι, по толкованию Риттера (Erdkunde 8, 66), «конный народ из Арии»; иногда называются Άριμασποί. Жили в южной части Дрангианы на границе Гедросии. Прозвище Εύεργέται было отличием тех, которые оказали личную услугу царю: а именно А. спасли войско Кира при походе через Карманскую пустыню от голодной смерти. Arr. 3, 27, 4. Curt. 7, 3, 1. Diod. Sic. 17, 81.

АРИБА

АРИБА - Arybbas, (или Arybas), Άρύβας, князь молоссов в Эпире, дядя Олимпиады, жены Филиппа, своим племянником Александром Эпирским при помощи Филиппа был выгнан из своего государства (в 343 г. до Р. X.); тогда А. обратился к афинянам, и те обещали помощь; однако ему пришлось и умереть в изгнании. Justin. 8, 6. 17, 3. Paus. 1, 11.

АРИЕС

АРИЕС - Arĭes, κριός, таран, машина для разбивания стен осажденного города. Между двумя высокими бревнами привешивали горизонтально третье, очень толстое, на цепах или канатах. Эту машину придвигали на такое расстояние к неприятельской стене, что висящее бревно, будучи оттянуто назад и затем пущено вперед, сильно ударяло в стену. Чтобы такие удары действовали разрушительнее, на бревно насаживали спереди железный наконечник, и именно в форме бараньей головы с одним или двумя рогами. Сзади к бревну, для усиления удара, привешивали какой-нибудь тяжелый груз. Впрочем, вообще размеры и сила таких машин были различны, смотры по свойствам стен, которые хотели разрушить. Обыкновенно для действия машиной требовалось ок. 1500 человек. Иногда А. помещался в нижнем этаже осадной башни (см. Turris ambulatoria, Башня под сл. Πολιορκία, 12). После того как стена была повреждена тараном, к железной бараньей голове прикрепляли железный крюк (faix) и им выдергивали из стены расшатанные камни. Т. к. А. стоял близ стены и осажденные обыкновенно старались разрушить его, действуя огнем, или убить камнями работавших при машине солдат, то для защиты над тараном устраивали крышу (testudo arietaria) и старались обезопасить ее от огня, застилая влажными воловьими шкурами и грубыми шерстяными покрывалами (см. Πολιορκία, 11, Осада). Средства обороны против действий таранов состояли в том, что осажденные спускали со стены наполненные песком мешки или покрывала на то место, в которое ожидали удара, или старались поймать таран веревочными петлями или железными зубчатыми клещами (luri) и направить его в сторону или на воздух (Liv. 28, 3. Veg. 4, 23); иногда при этом вся машина теряла равновесие и опрокидывалась, а иногда удавалось разрушить ее огнем. Если стена была уже так повреждена тараном, что не могла быть более обороняема, то спешили возвести позади нее новую стену. Если город хотел сдаться, то для того, чтобы получить пощаду от осаждающих, должен был приступить к сдаче прежде, чем те начали действовать тараном. Во время войны с галлами Цезарь, вследствие своеобразного устройства городских стен не мог пользоваться для осад тараном, хотя и готовился действовать им (b. g. 2, 32).

АРИИ

АРИИ - Arii, 1. обитатели персидской провинции Арии (см. Aria, Ария);

2. правильнее Harii (по готски Harjos), т. е. «воины», германский народец из племени лигиев, живший, вероятно, в нынешней Польше. Tac. Germ. 43.

АРИМАЗ

АРИМАЗ - Arimazes, (Ariomazes), Άριμάζης, властитель Согдианы, долго оборонялся против Александра Великого в своем сильно укрепленном, расположенном на высокой скале замке, пока один македонский отряд не взобрался на самую крутую сторону скалы; тогда (в 328 г. до Р. X.) А. должен был сдаться и, как передает Curt. 7, 11, был распят по приказанию Александра; но Арриан (4, 19) ничего не знает о подобной казни.

АРИМАСПЫ

АРИМАСПЫ - Arimaspi, Άριμασποί, (Neumann, Hellenen im Scythenlande, 1, 195 производит имя из монгольского языка и переводит «горцы»), сказочный народ, живший будто бы на крайнем северо-востоке, у Ринейских гор, т. е., вероятно, у золотоносного Алтая; много говорил об А. Аристей Проконнесский (см. Aristaes, Аристей) ; они вели будто бы войны из-за золота с грифами. Hdt. 3, 116. 4, 13, 27. Происхождение показания, по которому они были будто бы одноглазы (по Hdt. α́ριμα=ε́ν и σπου̃=όφθαλμός), одни объясняют тем, что стрелки, когда метятся, зажмуривают один глаз, другие - тем, что у этого народа существовал обычай татуирования. По изображению Эсхила (Aesch. Prom. 805 слл.), А. живут в Африке.

АРИМИНУМ

АРИМИНУМ - Arimĭnum, Άρίμινον, н. Римини, очень древний, цветущий приморский город в Умбрии, к югу от устья Рубикона между устьями речки Аримина (н. Marecchia) и Апрузы (н. Ausa), на Via Flaminia. После изгнания галлов вернулось в город умбрское население, и к нему присоединились еще римские колонисты (в 269 г. до Р. X.). Liv. 21, 51. Cic. Verr. 1, 14. Это был первый город, занятый Цезарем после обильного последствиями перехода через Рубикон.

АРИМЫ

АРИМЫ - Arĭmi, οί 'Άριμοι, народ, в стране которого (или τα 'Άριμα - место, в котором) лежит под землей скованный Тифоей, Ноm. Il. 2, 783. Большей частью древние полагали, что это место находится в горах Киликии. Римские поэты принимали гомеровское выражение είν Άρίμοις за одно слово и разумели под ним остров Энарию (см. Aenaria, Энария).

АРИОБАРЗАН

АРИОБАРЗАН - Ariobazanes, Άριοβαρζάνης, 1. сатрап, подначальный Фарнабазу, в 368 г. до Р. X. через своего посла Филиска старался установить мир между спартанцами и фиванской коалицией, впоследствии открыто восстал против великого царя и затем до своей смерти (336 г. до Р. X.) удерживал за собой свое Каппадокийско-Понтийское царство. Diod. Sic. 16, 90;

2. один из последних полководцев Дария, оказавших сопротивление Александру Великому. Собрал 40 000 человек на границах своей сатрапии Персиды, но был обойден македонянами, разбит и спасся лишь с незначительными остатками своего войска. Curt. 5, 3, 4. Arr. 3, 18. Diod. Sic. 17, 68;

3. А. по прозванию Φιλορώμαιος; в 92 г. до Р. X. сенат назначил его царем Каппадокии и Сулла водворил на престол. Plut. Sull. 5. App. Mithr. 10. Несколько раз изгоняемый из своего царства Митридатом Великим, А. снова был водворен Аквиллием и Суллой в 90 и 85 гг. App. Mithr. 11. 15. Но Митридат не переставал тревожить Каппадокию и склонил своего зятя Тиграна Армянского сделать в нее вторжение. Под предводительством Лукулла заняли ее римляне; когда последний оставил командование, снова завладел ею Митридат, наконец Помпеи, преемник Лукулла, разбив Митридата в нескольких сражениях, возвратил ее A. App. Mithr. 80 сл. Plut. Lucull. 35. Plut. Sull. 5. 22. 24. Justin. 38, 2 слл.;

4. сын его, по прозванию Φιλάτορ, умер в 57 г. до Р. X., вероятно, от руки тайного убийцы после царствования, омраченного постоянными волнениями и мятежами. ср.: Cic. de prov. cons. 4;

5. сын его был признан римским сенатом в сан царя и пользовался расположением Цицерона, который тогда, в 51 г. до Р. X., находился в качестве претора в Киликии (Cic. ad. fam. 2, 17. 15, 2) и спас его от заговорщиков. А. поддерживал Помпея в борьбе против Цезаря, но был милостиво принят и последним (в 47 г. до Р. X.). В 43 г. до Р. X. Кассий приказал убить А. за то, что тот не хотел помогать ему Caes. b. c. 3, 4. Dio Cass. 47, 33.

АРИОВИСТ

АРИОВИСТ - Ariovistus, т. е., «полководец», предводитель свебов (Mela. 3, 1. Plin. 6, 67, 170), в 72 г. до Р. X. с 15 000 германцами проник за Рейн, чтобы помочь арвернам и секванам в войне против эдуев. Caes. b. g. 1, 31. Разбив их, утвердился в Галлии и перевел за Рейн еще множество своих земляков (до 120 000 в 58 г.). У Адмагетобриги он победил эдуев, заставил их дать заложников и платить дань (в 61 г.) и сделался союзником и другом римлян (в 59 г.). Caes. b. g. 1, 40. 42. Plut. Caes. 19. Dio Cass. 38, 34. Эдуи, по прибытии в Галлию Цезаря, призвали его к себе на помощь. Личные переговоры между А. и Цезарем не имели результатов, началась война, и в 58 г. А. потерпел полное поражение. Caes. b. g. 1, 39 сл. 47-53. Dio Cass. 38, 48 слл. Лишь немноие из германцев, в том числе их предводитель, спаслись бегством за Рейн.

АРИОН

АРИОН - Arīo (n), Άρίων, замечательный поэт и музыкант из лесбосского города Мефимны; деятельность его относится к 628-585 гг. до Р. X. Особенное значение имеет в истории поэзии потому, что художественным образом разработал вакхическую праздничную песню-дифирамб и дал правильное устройство исполнявшим ее хорам (κύκλιοι χοροί). Из произведений А. ничего не дошло до нас; сохраненный под его именем гимн (Aelian. hist. an. 12, 45) подложен. Долгое время А. жил у своего друга, коринфского тирана Периандра. Когда однажды А. возвращался на корабль в Коринф из артистического путешествия по Сицилии и Италии, матросы коринфяне, задумав завладеть богатствами знаменитого музыканта, решили бросить его в море. Он выпросил у них позволение спеть перед смертью в полном костюме певца свою последнюю песню; исполнив ее, он бросился в море. Тогда дельфин, привлеченный звуками песни, подхватил певца к себе на спину и принес его к Тенару, откуда затем А. пришел в Коринф. Приплывают сюда и матросы и заявляют Периандру, что оставили певца в добром здравии в Таренте; но вдруг является перед ними А., тогда они, пораженные изумлением, сознаются в своей вине. На мысе Тенар стояло бронзовое изображение, представлявшее какую-то человеческую фигуру (вероятно, Посейдона) и под ней дельфина; думали, что это памятник, поставленный А. в благодарность богам за чудесное спасение. Hdt. 1, 23 сл. Cic. tusс. 2, 27, 67. Ov. fast. 2, 83-118. ср.: Lehrs, popul. Aufsätze aus dem Alterthum, ст. 385 слл. (2 изд.)

АРИСБА

АРИСБА - Arisba (-e), Άρίσβη,

1. один из пяти значительнейших троянских городов у реки Селлеента. Ноm. Il. 2, 836. Здесь расположилось лагерем войско Александра по переходе через Геллеспонт (Arr. 1, 12, 6); во времена 2-й Пунической войны А. была взята галлами. Polib. 5, 111;

2. город на Лесбосе (Hdt. 1, 151), по Плинию (5, 39) разрушенный землетрясением;

3. см. Aesacus, Эсак.

АРИСТ

АРИСТ - Aristus, 'Άριστος,

1. историк Александра Великого, происходил из кипрского Саламина;

2. академический философ; родился в Аскалоне, учил в Афинах, был другом Цицерона и учителем М. Брута Cic. Brut. 97, 332, Cic. ad Att. 5, 10. Cic. fin. 5, 3, 8. Plut. Brut. 2.

АРИСТАГОР

АРИСТАГОР - Aristagoras, Άρισταγόρας, зять Гистиея, наследовавший от него тиранию над Милетом, после того как Гистией отправился в Сусы к царю Дарию. По совету А. Дарий снарядил флот для завоевания Наксоса и для возвращения на этот остров некоторых аристократов, изгнанных демократической партией; однако поход не состоялся, т. к. А. поссорился с персидским полководцем и тот дал знать о готовившемся предприятии наксосцам, до тех пор и не подозревавшим опасности. Опасаясь гнева Дария и подстрекаемый из Сус братом, А. поднял (ок. 500 г. до Р. X.) восстание в Милете, возмутил других ионян против персов, обратился за помощью к афинянам и получил от них 20 кораблей; напротив, спартанцы отказали ему в своем содействии. Вместе с афинскими пришли еще 5 кораблей от эвбейского города Эретрии. Сперва счастье благоприятствовало ионянам: они взяли и сожгли столицу Лидии Сарды; но затем были разбиты скоро подоспевшим персидским войском и покинуты афинянами. Хотя к милетцам примкнули почти все греческие колонии Малой Азии, однако уже в 498 г. до Р. X. восстание было усмирено персами, и А., сам не принимавший участия в военных действиях, малодушно оставив свое отечество, удалился в Миркон во Фракии; здесь в 497 г. до Р. X. он погиб, воюя с дикими фракийскими народами. Hdt. 5, 97-126. Thuc. 4, 102.

АРИСТАРХ

АРИСТАРХ - Aristarchus, Άρίσταρχος,

1. из Тегеи, трагический поэт, современник Еврипида; дожил, как говорят, до 100 лет; поставил 70 драм и одержал 2 победы на состязаниях трагиков (Suid.). ср. Nauck, trag. Graes. fragm. p. 564 sq.;

2. А. с Самоса, александрийский математик и астроном, жил ок. 260 г. до Р. X., внимательно наблюдал небесные явления и первый стал учить, что Земля движется вокруг Солнца и своей собственной оси. Благодаря А. и его ученику Гиппарху Никейскому, астрономия была доведена до совершенства, вызывающего удивление и в новых ученых. Сохранилось сочинение Α. περί μεγευω̃ν και αποστημάτων ήλίου και σελήνης. Изд. Wallis (1688) и Nizze (1856);

3. А. с Самофракии, знаменитейший грамматик и критик, ученик Аристофана Византийского, жил и учил в Александрии при Птолемее Филометоре (ок. 170 г.). Был учителем нескольких сыновей этого царя, однако, когда воспитанник Аристарха же Птолемей Фискон поднял гонение на ученых, должен был оставить Александрию, удалился на Кипр и умер там в глубокой старости, в последние годы жизни заболев водянкой. Он посвящал свою деятельность не только толкованию греческих поэтов, особенно Гомера, Пиндара, Аристофана, трагиков и пр., к которым написал, как свидетельствует Свида, около 800 книг комментариев (большое число объясняется тем, что отдельные книги поэм Гомера и пьесы драматических поэтов считались каждая особо), но и составлению многочисленных грамматических сочинений. Однако из всех этих трудов сохранились лишь отрывки, главным образом, в схолиях к Гомеру. Особенно важное значение имели его работы по толкованию и критике гомеровского текста: и содержание, и язык гомеровских песен нашли в нем равно внимательного толкователя; благодаря его критическим διορθώσεις, гомеровский текст принял тот приблизительно вид, в каком читается обыкновенно и теперь; посредством особых критических знаков А. отметил в своих изданиях Гомера много мест, подложность которых считал доказанной или вероятной. ср. мастерское исследование Лерса (Lehrs): de A. studiis Homericis (2-е изд., 1865). Проницательностью мысли и многообъемностью знания А. превосходит всех других грамматиков; он положил то основание, на котором стоят работы позднейших толкователей. Ожесточенной противницей А. была Пергамская школа Кратеса Маллота, старавшаяся толковать Гомера аллегорически.

АРИСТЕЙ

АРИСТЕЙ - I.

Aristaeus,

Άρισται̃ος, сын Урана и Геи или Аполлона и Кирены, благодетельный бог древнейших обитателей Греции, которого отождествляли с Зевсом и Аполлоном и в различных местностях, в Фессалии, Беотии, Аркадии, на Кеосе, почитали как охранителя стад, дичи, пчел (Verg. Georg. 4, 283. 317 слл.), земледелия, виноделия и масличных насаждений (Νόμιος, Άγρεύς, Μελισσεύς. Pind. pyth. 9, 5-65). Welcker, griech. Götterlehre I, 489, видит в А. одно из порождений

простейшего сельского культа Гелиоса, сохранившее, подобно Пану и Аполлону, свое особое имя, между тем как имена других подобных местных божеств, представлявших также видоизменения Гелиоса, были поглощены одним всеобъемлющим именем - Άπόλλων.

II.

Aristĕas,

Άριστέας.

1. проконнесец, который, по некоторым показаниям, жил уже в 9 в. до Р. X. или был даже древнее Гомера, через 7 лет после своей смерти снова появился в Проконнесе, потом опять исчез, и через 340 лет после второго исчезновения явился в Метанонтии (в Италии). Под именем этого А. существовала поэма об аримаспах (см. Arimaspi, Аримаспы), в которой излагались известия о крайнем северо-востоке древнего мира, добытые будто бы лично самим автором во время собственных путешествий;

2. другой А. был послан Птолемеем Филадельфом в Иерусалим и пригласил оттуда 70 переводчиков Ветхого Завета.

АРИСТЕНЕТ

АРИСТЕНЕТ - Aristaenetus, Άρισταίνετος, родом из вифинской Никеи, грамматик и ритор, друг Либания, погиб во время землетрясения в Никомидии в 358 г. от Р. X. Под именем А. существует собрание эротических писем (50 г.), в которых с большой напыщенностью и пустословием изображаются необычайные любовные приключения. По всей вероятности, это бесталанное подражание Алкифрону не принадлежит известному нам А., а появилось в конце 5 или начале 6 в. Изд. Hercher, epistolographi Graeci (1873).

АРИСТИД

АРИСТИД - Aristīdes, Άριστείδης,

1. сын Лисимаха, родился ок. 540 г., участвовал в преобразованиях Клисфена Plut. Arist. 2) вместе с Ксантиппом и с тех пор принадлежал к числу влиятельнейших людей в Афинах. В 1-ю Персидскую войну был одним из 10 стратегов и принимал славное участие в Марафонской битве. Plut. Arist. 5. Hdt. 6, 110. После отражения персидского нашествия, будучи архонтом, деятельно заботился о благе родного города, но возбудил к себе зависть в беспокойном, стремившемся к славе и влиянию Фемистокле, который тяготился тем, что из-за А., получившего у народа прозвище Справедливый, сам остается в тени, и который, кроме того, расходился с А. во мнениях относительно талаттократии афинян. Он старался избавиться от сильного противника, и в 483 г. А. был удален из Афин остракизмом. Plut. Arist. 1. Фемистокл сумел некоторыми доводами расположить изменчивое настроение народа в пользу этой меры, между тем как честный, полагающийся только на силу правды А. ничего не сделал для предупреждения несправедливого приговора. Только незадолго перед саламинской битвой последний был отменен; А. добровольно стал в ряды защитников отечества и покрыл себя в этой битве новой славой. Plut. Arist. 8 (иначе Nep. Arist. 2. Hdt. 8, 79). Он принимал участие и в битве при Платее, как мужественный предводитель афинского отряда, а вскоре потом кротость А. и Кимона, командовавших афинским флотом, была причиной того, что союзники, возмущенные своеволием и надменностью Павсания, передали управление союзом афинянам. Hdt. 9, 18-70. Plut. Arist. 11 слл. Α., внушавший к себе всеобщее доверие, определил размеры взносов, требовавшихся с отдельных сочленов союза для содержания флота, и назначил Делос местом для совещаний и для хранения союзной казны. В Аттике он доставил гражданам четвертого класса, выказавшим во время войны много мужества и самоотвержения, полное пользование гражданскими правами и равенство с гражданами других классов. Plut. Arist. 22. Если впоследствии участь изгнанника выпала на долю Аристидова соперника Фемистокла, то А. вовсе не был этому виной. Он охотно предоставил управление государством более молодому и сильному, чем он сам, Кимону. Умер он в бедности в 467 г. (Plut. Arist. 26. Nep. Arist. 3. Plat. Gorg. 81); его дочерям, в уважение к заслугам отца, афинское государство назначило от себя приданое, а сына щедро одарило, и еще в позднейшие времена в память А. его потомки пользовались особенными почестями;

2. см. Pictores, 6, Живопись.

3. А. Милетский, жил во 2 или 1 в. до Р. X., основатель греческого романа, написал «Милетские истории или сказки», Μιλησιακά, fabulae Milesiae, в которых в форме рассказов с эротическими сюжетами изображал сцены из жизни Милета. Это произведение было много читаемо в древности (Plut. Crass. 32); римский анналист Сизенна перевел его на латинский язык. Немногие сохранившиеся отрывки изд. Müller, fragm. bist. Graec., IV;

4. P. Aelius Aristides, греческий ритор 2 в. от Р. X., родился в мисийском городе Адрианы. В Смирне учился у Полемона, в Афинах у Ирода Аттика, слушал и других знаменитых риторов и на подражании образцам, данным в произведениях Платона, Исократа, Демосфена, выработал свой природный ораторский талант; много путешествовал, и даже тяжкая многолетняя болезнь не препятствовала ему с усердием служить своему искусству. Он по справедливости пользовался широко распространенной известностью и был высоко чтим Марком Аврелием, которого склонил к восстановлению разрушенной в 178 г. землетрясением Смирны, за что жители поставили в честь А., как «строителя» города, бронзовую статую. Умер он в Смирне в 190 г. Из множества его речей, служивших предметом усердного изучения и толкования для поздних греческих грамматиков, до нас дошло 55; замечательнейшие из них: πρός Λεπτίνην (подражание Демосфену), Παναθηναϊκός (подражание Исократу), 'Ρώμης εγκώμιον, 'Ροδιακός. Речи А. отличаются вообще большим обилием и глубиною мыслей, чем произведения других софистов 2 в., язык показывает большую тщательность в выборе слов, но часто неудобопонятен и не всегда даже правилен. Изд. Dindorf (1829). ср.: Baumgart, Aelius Aristides als Repräsentant der sophistischen Rhetorik (1874).

АРИСТИЙ ФУСК

АРИСТИЙ ФУСК - Aristius Fuscus, грамматик и драматический поэт, современник и друг Горация, который в ер. 1, 10, обращаясь к А., может быть избалованному городской жизнью, восхваляет радости и преимущества жизни сельской; тому же своему другу Гораций посвятил известное стихотворение: Integer vitae (Od. 1, 22).

АРИСТИПП

АРИСТИПП - Aristippus, Άρίστιππος, из Кирены, основатель школы киренаиков (или гедоников), получившей и свое название от имени его родного города; провел свою юность в Афинах в обществе Сократа (αφιγμένος Άθήναζε κατα κλέος Σωκράτους), а затем, по некоторым показаниям, еще при жизни Сократа и сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из одной страны в другую; был, напр., на Эгине, в Сиракузах при дворе Дионисия Младшего (Plut. Dion 19. Diog. Laert. 2, 8, 56) и наконец на своей родине. Он же, говорят, первый между сократиками стал брать плату за учение. Из сочинений Аристиппа, число которых было, может быть, довольно значительно, ничего до нас не дошло. Его учение было, вероятно, приведено в систему лишь его учениками, может быть, его соименным ему внуком. Внешние обстоятельства жизни А., родившегося в богатом роскошном городе от состоятельных родителей, наверное, не остались без влияния на его философию. В его школе признавалось, говорят, деление философии на 5 частей: περι τω̃ν αίρετών και φευκτω̃ν, περι τω̃ν παίθω̃ν, περι τω̃ν πράξεων, περι τω̃ν αιτίων, περι τω̃ν πίστεων, но частями физической и диалектической он пренебрегал. Его философия сходилась с философией Антисфена в том отношении, что, отрицая возможность познания абсолютной, безотносительной истины, своей конечной целью ставила вопрос о счастье человека, но вместе с тем и существенно отличалась от антисфеновской, противополагая принципу пренебрежения к потребностям принцип наслаждения; несколько видоизменившись, она продолжала впоследствии свое существование в эпикуреизме, так же как антисфеновская в стоицизме. Благо, по мнению А., есть приятное ощущение, и высшего счастья человек достигает, когда отдается вполне такому ощущению, не смущаясь ни воспоминаниями прошедшего, ни заботами о будущем (в этом смысле приятное ощущение должно быть μονόχρονον). А. различал два πάθη: πόνος и ήδονή, первое называлось у него τραχει̃α, второе λεία κίνησις; в душевных настроениях он принимал три различных состояния: удовольствие, неудовольствие и третье - среднее между теми двумя; первое он сравнивал с тихим движением морских волн при легком ветре, второе с порывистым движением их в бурю, третье с тишиной штиля. ср. Хеn. Socrat. 2, 1. 3, 8. Cic. acad. 2, 131. Cic. fin. 1, 7, 23. Cic. tusс. 2, 6, 15. Horat. ер. I, I, 18. 17, 17 сл. Между представителями киренаической школы после А. наиболее замечательны: Гегесий, Анникерид и Феодор.

АРИСТОБУЛ

АРИСТОБУЛ - Aristobūlus, Άριστόβουλος,

1. сын иудейского царя Александра Ианнея, находился во вражде с своей матерью Александрой, которая в продолжение 9 лет (79-70 гг. до Р. X.) правила Иудеей. По ее смерти он оспаривал власть у своего брата Гиркана; на помощь последнему явился набатейский царь Арета, и они вдвоем осаждали своего противника в Иерусалимском храме, пока не освободил А. римский легат М. Скавр. Когда в 64 г. прибыл в Сирию Помпеи, А. желал расположить его в свою пользу богатыми подарками, но, не достигнув своей цели, пытался затем собственными силами удержаться в Иудее. Помпеи, обманутый А., двинулся на него с войском, взял его в плен, передал власть Гиркану, а А. (в 63 г.) отвел в Рим. Plut. Pomp. 39. Flor. 3, 5. В 56 г. А. бежал в Иудею, но подвергся нападению со стороны римлян и снова был взят в плен. Plut. Ant. 3. Только уже Цезарь возвратил ему свободу и дал войска, чтобы он мог опять завладеть Иудеей; но вскоре А. умер от отравы;

2. спутник Александра Великого в его походах, в преклонных уже летах написал сочинение о подвигах Александра, часто восхваляемое древними и послужившее главным источником как для Плутарха в жизнеописании Александра, так в особенности для Арриана. Отрывки изд. Müller, fragm. scriptt. Alex. M. p. 94 sqq.

АРИСТОГИТОН

АРИСТОГИТОН - Aristogīton, Άριστογείτων,

1. см. Harmodius, Гармодий;

2. аттический оратор или, вернее, сикофант, по прозванию ó κύων, современник и противник Демосфена; древним было известно 7 или 8 его речей, не отличавшихся особенным изяществом и переполненных неприличной бранью; в некоторых из них он являлся обвинителем (напр., Демосфена, Гиперида и др.), в некоторых сам защищался от обвинений (напр., Демосфена, Ликурга, Динарха). Отрывки изд. Baiter et Sauppe, oratt. Attici, II.

АРИСТОДЕМ

АРИСТОДЕМ - Aristodēmus, Άριστόδημος,

1. гераклид, отец Еврисфена и Прокла, по преданию, сообщаемому Геродотом (6, 52), покорил Пелопоннес и царствовал в Лаконии, а по другим сказаниям, в начале своего похода близ Навпакта был убит молнией;

2. мессенец. В 1-ю Мессенскую войну мессенцы получили, говорят, предсказание, что они победят, если принесут в жертву богам непорочную деву. А. предложил для жертвы свою собственную дочь, а когда один мессенский юноша, чтобы спасти ее, заявил, что был любим ею, разгневанный отец сам убил ее. Впоследствии (729 г. до Р. X.), по смерти царя Евфая, мессенцы избрали царем А., хотя некоторые и противились этому выбору, потому что А. был запятнан кровью дочери. После блестящей победы над спартанцами он сам убил себя на гробе дочери (724 г. до Р. X.), узнав, что спартанцам суждено одолеть наконец мессенцев. Paus. 4, 9 слл.;

3. единственный из 300 спартанцев, переживший Фермопильское сражение и наказанный за это в отечестве лишением чести; он смыл с себя этот позор славной смертью в Платейской битве. Hdt. 7, 229 сл. 9, 71.

АРИСТОКЛ

АРИСТОКЛ - Aristocles, см. Sculptures, 3., Скульпторы.

АРИСТОКРАТ

АРИСТОКРАТ - Aristocrătes, Άριστοκράτης,

1. последний царь Аркадии, во 2-ю Мессенскую войну пришел на помощь к мессенцам, но изменил им, приняв подкуп от спартанцев. В 668 г. аркадяне за измену побили А. камнями и отменили царскую власть Polib. 4, 33. Paus. 4, 17, 2. 8, 5, 9;

2. афинянин из очень знатного рода, принадлежал к числу «четырехсот», в 406 г. в качестве стратега участвовал в битве при Аргинусах и по возвращении в Афины вместе с другими стратегами был приговорен к смерти. Thuc. 8, 89. Lys. 12, 66. Хеn. Hell. 1, 4, 5. 7, 8;

3. спартанский писатель, автор сочинения Λακωνικά, послужившего источником для Плутарха. Отрывки изд. Müller, fragm. hist. Graes., IV, 332 сл;

4. афинянин, в 352 г. до Р. X. сделавший предложение в пользу полководца Харидема, за которое подвергся γραφη̃ παρανόμων со стороны Евфикла; для последнего Демосфен написал свою знаменитую речь против А.

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ - Ά̃ριστοκρατία, см. Πολιτεία, 4., Правления формы.

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН - Aristixĕnus, Άριστόξενος, тарентинец, философ и теоретик музыки, жил ок. 318 г. до Р. X.; ученик Аристотеля, автор многих (453) сочинений; из них сохранились, но не вполне: Άρμονικά στοιχει̃α περι αρχω̃ν и 'Ρυθμικα στοιχει̃α. А. первый пытался дать научную основу теории музыки. ср.: Marquard, die harmonischen Fragm. des Ar. (1868) и Ruelle, Eléments harmoniques d'Aristoxène, traduites en français (1870).

АРИСТОМАХ

АРИСТОМАХ - Aristomachus, см. Hercules, 16., Геркулес.

АРИСТОМЕН

АРИСТОМЕН - Aristomĕnes, Άριστομένης,

1. мессенский юноша, выказал необычайную храбрость во 2-ю Мессенскую войну, вызванную его негодованием на притеснения, которым спартанцы подвергали мессенцев. Уже в первой битве при Дерахе он сражался с таким мужеством, что соплеменники хотели выбрать его царем, но он предпочел быть только их вождем. Трижды попадался он в плен к спартанцам, еще чаще подвергался опасности быть убитым, но каждый раз чудесным образом спасался. Paus. 4, 15. После несчастного исхода войны, не пожелав принять участия в переселении на Сицилию, отправился на Родос, чтобы оттуда просить помощи у ликийцев и мидян, но, не осуществив своих намерений, умер в родосском городе Иалисе, где по смерти удостоился почестей героя. Paus. 4, 23 слл. Vol. Max. 1, 8, 15;

2. поэт древней аттической комедии, соперник А., с которым состязался еще в 388 г. Известны 3 заглавия его пьес. ср.: Meineke, fragm. com. Gr., II, 730 слл.;

3. спартанец, пользовался большим расположением Агафокла, министра Птолемея Филопатора, а после того как Агафокл был убит (в 202 г. до Р. Χ.), Α., оттеснив нового министра Тлеполема, искусно и талантливо управлял Египтом. Polib. 15, 31. 18, 36 сл. В 192 г. должен был выпить яд, своей откровенностью и прямотой сделавшись в тягость молодому царю Птолемею V Эпифану.

АРИСТОН

АРИСТОН - I.

Aristo (n),

Άρίστων,

1. с Хиоса (по прозванию Σειρήν, Сирена или Φάλανθος, Плешивый), греческий философ стоической школы, учил в Афинах ок. 275 г. до Р. X.; хотя он был непосредственным учеником Зенона, однако не остался верен системе этого философа в полном ее объеме, а отвергал ее физическую и диалектическую части, может быть поддаваясь в этом отношении влиянию академика Полемона, которого он также одно время слушал. А. не признавал никаких средних степеней между добродетелью и пороком; добродетель, по его учению, есть высшее и единственное благо, все остальное для мудреца безразлично;

2. из города Иулиды на острове Кеосе (поэтому Κει̃ος или Ίουλιήτης), перипатетик, ученик Ликоно и по смерти последнего (ок. 226 г.) его премник по управлению перипатетической школой. Как автор произведений очень многочисленных и тщательно обработанных, А. обнаруживал достаточно хорошего вкуса (concinnus et elegans), но мало серьезности и силы убеждения. Cic. fin. 5, 5. Cic. Cat. m. 1, 3. Из этих произведений ничего не сохранилось, кроме только, может быть, трех эпиграмм в антологии.

II.

Άρίστων,

см. Aristo., Аристон

АРИСТОНИК

АРИСТОНИК - Aristonīcus, Άριστόνικος,

1. марафонец, оратор и государственный человек, современник Демосфена, вместе с Гиперидом (см. Hyperides, Гиперид), по приказанию Антипатра, был казнен в 322 г. до Р. X.;

2. жестокий тиран лесбосского города Мефимны, на Хиосе был взят в плен адмиралами Александра Великого, выдан Александром мефимнейцам и ими подвергнут жестокой казни. Arr. 3, 2, 4. Curt. 4, 5, 19;

3. побочный сын царя Эвмена II Пергамского. Когда другой сын последнего, царь Аттал III, предоставил по завещанию свои владения римлянам (133 г. до Р. X.), А. пытался силой завладеть Пергамским царством. В 131 г. он разбил посланного против него П. Лициния Красса, но в следующем году был побежден М. Перперной, а затем Аквиллий довершил покорение царства Атталов. А. был с триумфом отвезен в Рим и там казнен в 129 г. Strab. 14, 646. Justin. 36, 4. 33, 5;

4. из Александрии, современник Страбона, ученый-грамматик, написавший несколько сочинений, в числе которых особую важность имели исследования по критике и толкованию Гомера. Многочисленные отрывки из сочинения περι σημείων сохранились в гомеровских схолиях. Остатки книги περι σημείων сохранились в гомеровских схолиях. Остатки книги περι σημείων Ίλιάδος изд. Friedländer (1853), а книги περι σημείων Όδύσσείας - Garnuth (1869);

5. из Тарента, автор сочинений мифолого-исторического содержания. ср.: Müller, fragm. bist. Graec., IV, 337.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница