Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")

ТАБЕЛЛА

ТАБЕЛЛА - Tabella, 1. дощечка для письма, натертая воском; смотря по цели употребления, может означать записную книжку (Quint. 10, 3), письмо (см. Epistula, Письмо), долговую расписку, завещание, протокол;

2. дощечка для подачи голоса, баллотировочная (см. Leges tabellariae);

3. игорная дощечка, шахматная, шашечная и т. п. (см. Ludus, Игры, 8); такая дощечка употребляется у древних даже при игре в кости.

ТАБЕЛЛАРИУС

ТАБЕЛЛАРИУС - Tabellarĭus, письмоносец из рабов, разносивший письма своего господина. Cic. Phil. 2, 31. Во времена Империи было много также публичных письмоносцев или курьеров от правительства, tabellarii publici.

ТАБЕЛЛИОН

ТАБЕЛЛИОН - Tabellĭo, писец, составлявший нотариальные и другого рода форменные записи для всякого, нуждавшегося в этом; находился он обыкновенно на форуме.

ТАБЕРНАКУЛУМ

ТАБЕРНАКУЛУМ - Tabernacŭlum, 1. см. Castra, Кастра, 6;

2. иногда слово это означает вместе с templum наблюдательный пункт авгуров, их седалище.

ТАБУЛА

ТАБУЛА - Tabŭla, деревянная доска, покрытая воском или гипсом и употреблявшаяся для письма, в более обширном смысле также каменная или металлическая доска, даже папирус (бумага). Поэтому все общественные документы назывались tabulae publicae, а объявления о продаже tabulae, то же, что libellus или titulus; известны tabulae proscriptionum и tabulae или письменные доски школьников у Горация (Horat. Sat. 1, 6, 72 слл.). В общем смысле tabulae называются вообще все письменные доказательства, представляемые суду, как-то письменные свидетельские показания (testimonia), письменные документы (ипотечные записи, домовые книги, письма и т. п.). Они были одинаково важны как в гражданском, так и в уголовном процессе и часто упоминаются в речах Цицерона (Verr., Cic. Rosc. cоm. 2 слл., Cic. Cluent. и др.).

ТАБУЛАРИУМ

ТАБУЛАРИУМ - Tabularĭum.

Первоначально в Риме законы, сенатские постановления и договоры (leges, S. Consulta и foedera) выставлялись на форуме или в Капитолии. Необходимость в архивах явилась только тогда, когда число государственных актов значительно возросло. Для договоров (foedera) учрежден был особый архив на Капитолии, затем другой архив в храме Сатурна у Капитолийского холма, где находилось казнохранилище (aerarium) и где поэтому хранились все акты, относящиеся к финансовому управлению, счета и т. п. Сенатские постановления и плебисциты хранились (в интересах плебеев) в храме Цереры. Другие акты, особенно законы, по-прежнему выставлялись публично. После капитолийского пожара в 83 г. до Р. X. был построен Кв. Лутацием Катулом (см. Lutatii, Лутации, 5) общий государственный архив позади храма Сатурна (оттого aerarium Saturni), сохранившийся до позднейших времен. Впрочем, императоры имели свой собственный архив, tabularium Caesaris. Кроме того, были архивы в отдельных городах, а также у некоторых духовных и светских корпораций (напр., у корпорации авгуров).

ТАБУЛАРИУМ, АРХИВ

ТАБУЛАРИУМ, АРХИВ - Tabularĭum.

Первоначально в Риме законы, сенатские постановления и договоры (leges, S. Consulta и foedera) выставлялись на форуме или в Капитолии. Необходимость в архивах явилась только тогда, когда число государственных актов значительно возросло. Для договоров (foedera) учрежден был особый архив на Капитолии, затем другой архив в храме Сатурна у Капитолийского холма, где находилось казнохранилище (aerarium) и где поэтому хранились все акты, относящиеся к финансовому управлению, счета и т. п. Сенатские постановления и плебисциты хранились (в интересах плебеев) в храме Цереры. Другие акты, особенно законы, по-прежнему выставлялись публично. После капитолийского пожара в 83 г. до Р. X. был построен Кв. Лутацием Катулом (см. Lutatii, 5) общий государственный архив позади храма Сатурна (оттого aerarium Saturni), сохранившийся до позднейших времен. Впрочем, императоры имели свой собственный архив, tabularium Caesaris. Кроме того, были архивы в отдельных городах, а также у некоторых духовных и светских корпораций (напр., у корпорации авгуров).

ТАБУЛАРИУС

ТАБУЛАРИУС - Tabularĭus, назывался во времена Империи архиварий и счетчик или бухгалтер в муниципиях и провинциях, позже этим именем назывались также императорские счетчики в Риме и Италии.

ТАБУЛИНУМ

ТАБУЛИНУМ - Tablīnum, см. Domus, Дом, 5.

ТАБУЛЫ

ТАБУЛЫ - Tabŭlae, 1. accepti et expensi, приходно-расходная книга, то же, что codex или домовая книга, в которую записывались все статьи (nomina) как прихода, так и расхода. см. Literarum obligatio;

2. T. Caeritum, см. Caerites, Цериты;

3. T. Ceratae, см. Schola, Школа;

4. T. Censorum см. Censor, Цензор;

5. T. Duodecim. XII таблиц законов, изданных децемвирами в 451 и 450 гг. до Р. X. (см. Decemviri, Децемвиры), заключали в себе ius publicum, privatum и sacrum. В отношении частного права они до самых позднейших времен служили основанием для римского законодательства, т. к. преторские эдикты и толкования юристов опирались на них. От этих XII таблиц дошли до нас только отрывки, благодаря комментариям юристов и другим упоминаниям (см. Legum latio, Законы власти); от подлинных же таблиц, стоявших на форуме до 3 в. от Р. X., ничего не сохранилось. С большой похвалой говорит о них Цицерон (Cic. de or. 1, 43. 44), Ливий называет их fons publici privatique iuris (3, 34), Тацит - finis aequi iuris (ann. 3, 27). Отрывки изданы Шёллем: Schöll. Legis duodecim tabb. reliquiae, 1866; ученое исследование о них Дирксена, 1824;

6. T. honestae missionis, императорские дипломы или приказы о почетном увольнении ветеранов от службы или о награждении их разными привилегиями (civitas, connubium); см. Missio. Таких дипломов сохранилось до 500, не в оригиналах, а в копиях, сделанных для лиц заинтересованных. Они состоят большей частью из двух медных дощечек, исписанных снаружи и внутри и удобно складывающихся (tabulae duplices, см. Diploma, Диплом).

ТАБУРН

ТАБУРН - Taburnus, τò Τάβυρνον 'όρoς, горный кряж на границах Самниума и Кампании, к северу от Нолы, дикий и суровый на северной своей стороне, но в южной дающий всякого рода плоды, даже маслины. Т. (н. Monte Taburno или Monte Vergine) образовал южную границу Кавдинского ущелья. Polib. 3, 100. Verg. Georg. 2, 33.

ТАБЫ

ТАБЫ - Tabae, Τάβαι,

1. город в Сицилии, внутри страны, н. Тави;

2. город в Карии, на границе Фригии. Liv. 28, 13. Strab. 12, 570;

3. город в Киликии;

4. город в Персиде у северного склона горы Парахоафрас, на дороге из Экбатан в Персеполь. Curt. 5, 13.

ТАВЕРНА

ТАВЕРНА - Taberna, собственно сколоченный из досок (tabulae) домик или будка; такого рода строения принадлежали к самым древним у римлян (Horat. Od. 1, 4, 13). Затем слово это получило специальное значение лавки, магазина, мастерской, трактира и т. п. Когда вместо деревянных домов стали строить каменные, то нижние этажи обыкновенно отдавались под таверны или лавки. Менялы имели в Риме свои особенные таверны на форуме. Другие купцы и ремесленники торговали в лавках, помещавшихся в домах или принадлежавших к ареалу дома, и эти лавки, хотя и не составляли отдельных строений, назывались tabernae. Книжные торговцы (Horat. Sat. 1, 4, 71), торговцы рыбой, цирюльники, трактирщики (см. Caupona, Каупона) имели также свои таверны. Владелец Т. назывался tabernarius (почти то же, что negotiator, Негоциатор). Таверны очень часто пристраивались к домам и стесняли движение по улице; поэтому Домициан приказал такие таверны сломать. Mart, 7, 60.

ТАВЕРНЫ

ТАВЕРНЫ - Tabernae, название различных стоянок, находившихся на военных римских дорогах, напр., в Галлии между Argentoratum (Страсбургом) и Colonia Agrippina (Кельном), н. Саверн или Цаберн; между Argentoratum и Moguntiacum (Майнцом), н. Рейнцаберн; наконец, в области Тревиров на Мозеле. Tres tabernae называлось местечко в Лациуме на Аппиевой дороге, между Арицией и Forum Appii (Cic. ad Att. 2, 12); также местечко в Умбрии и цизальпинской Галлии между Плаценцией и Медиоланом.

ТАВЛАНТИИ

ТАВЛАНТИИ - Taulantĭi, Ταυλάντιοι, иллирийское племя, жившее около Эпидамна, некогда сильное, впоследствии весьма ослабленное. Thuc. 1, 24. Arr. 1, 5, 1 слл. Liv. 45, 26.

ТАВМАНТ

ТАВМАНТ - Thaumas, Θαύμας (чудесный),

1. сын Понта и Геи; от него и океаниды Электры (блестящей морской волны) произошли Гарпии и Ирида, называвшаяся по отцу Θαυμαντιάς и Θαυμαντίς. Hesiod. theog. 237. 265 слл. Verg. Aen. 9, 5 Ov. met. 4, 480;

2. кентавр. Ov. met. 12, 304.

ТАВР

ТАВР - Taurus, ο̉ Ταυ̃ρος,

1. горный хребет в Малой Азии, берущий начало в Ликии у мыса Хелидония или Священного (н. Хелидони) и идущий сначала к северу между Ликией и Памфилией, затем к востоку через Писидию и Исаврию до границ Ликаонии и Киликии, где он делится на два отрога:

a) северный, Антитавр, идущий через Каппадокию (под именем Аргея) и через Армению (под именем Капотес) до Кавказа, с которым он находится в соединении посредством Мосхийских гор;

b) южный, называвшийся Тавром. Последний образует в Киликии проход, называемый Киликийскими воротами, и дает от себя южный отрог, гору Аман, затем проходит через Каппадокию и, перескакиваемый Евфратом, простирается далее в Армению, где южную ветвь его образует гора Масий (Μάσιος), и оканчивается у озера Арсиссы. Этот горный хребет, покрытый лесом до самой вершины, и ныне называется Тавром, но, кроме того, еще Курун или Ала-Даг. Strab. 11, 520 слл.;

2. см. Sidera, Созвездия, 8.

ТАВРИЙСКАЯ БОГИНЯ

ТАВРИЙСКАЯ БОГИНЯ - Taurĭca dea, см. Artemis, Артемида.

ТАВРИЙСКИЕ ИГРЫ

ТАВРИЙСКИЕ ИГРЫ - Taurĭi ludi, игры в честь подземных богов, учрежденные в Риме Тарквинием Гордым по поводу заразы и после того несколько раз повторенные. Подобно тарентинским играм (Tarentini ludi), они имели целью примирить подземных богов и умилостивить их гнев. Призывались во время этого празднества особенно Плутон (Dis) и Прозерпина, также Юпитер и Юнона, позже также спасители от зараз: Аполлон и Диана Луцина. Жертвоприношение совершалось ночью на Фламинском лугу у Карментальских ворот.

ТАВРИНЫ

ТАВРИНЫ - Taurīni, Ταυρινοί, Ταυρι̃νοι, лигурийское племя в верховьях Пада (или По), главный город которых был Augusta Taurinorum (н. Турин). В их землях находились Taurini Saltus, Тауринские горные леса, через которые проходили в Италию галлы, а позже также и Ганнибал. Liv. 21, 38. Polib. 3, 6. Strab. 4, 204. 209. Tac. hist. 2, 66.

ТАВРИОНА

ТАВРИОНА - Ταυριώνη, Ταυρώ, Ταυροπόλος, прозвище таврической Артемиды, см, Artemis, Артемида.

ТАВРИСК

ТАВРИСК - Tauriscus, Ταυρίσκος, скульптор из города Тралл в Карии, изваял вместе со своим братом Аполлонием группу Фарнесианского быка (см. Amphion, Амфион) и вообще отличался в своем искусстве. Plin. 36, 5 в конце.

ТАВРОБОЛИЯ

ТАВРОБОЛИЯ - Taurobolĭa, см. Rhea, Рея.

ТАВРОМЕНИЙ

ТАВРОМЕНИЙ - Ταυρομένιον, у римлян Taurominium, н. Таормина, значительный город на восточном берегу Сицилии. Основан он был сикулами (Σικελοί) у горы Тавра (отсюда его название), в 396 г. до Р. X. город этот возрос, когда в 358 г. Андромах, отец историка Тимея, привел туда жителей близлежащего города Накса, разрушенного Дионисием. Во время Цицерона он был civitas foederata (Cic. Verr. 5, 22). Т. сильно пострадал от войны с рабами и войны Октавиана с С. Помпеем и сделался второстепенным городом. Нынешний город Таормин замечателен тем, что в нем почти вполне сохранился древний театр, отчасти высеченный в скале и могущий вмещать 30-40 тысяч человек.

ТАВРЫ

ТАВРЫ - Tauri, Ταυ̃ροι, жители Таврического Херсонеса (н. Крыма), народ дикий, занимавшийся грабежом и войной и находившийся под властью одного царя. Hdt. 4, 99, 102 слл. Tac. ann. 12, 16. 29. Т. разделялись на кочующих, живших к северу, и земледельцев, живших к югу; последние отличались несколько высшей культурой. Они поклонялись девственной богине Орсилохе, которую греки отождествляли с Артемидой и называли Таурополос и приносили ей в жертву людей, особенно выброшенных к ним кораблекрушением или вообще всех чужеземцев, попадавших к ним в руки. Hdt. 4, 103. Ov. ex Pont. 3, 2, 45. Ov. trist. 4, 4, 63. Умершего царя своего они хоронили вместе со всеми, которые были всего дороже ему при жизни. Strab. 7, 308 слл.

ТАВХИРА

ТАВХИРА - Tauchīra, Ταύχειρα, н. Токра, город на берегу Киренаики, к западу от Птолемаиды, известный культом Кибелы. Hdt. 4, 171. Strab. 17, 836.

ТАГ

ТАГ - I.

Tages,

сын Юпитерова Гения (Genius Iovialis), внук Юпитера, научивший этрусков искусству прорицания. Миф гласит, что, когда близ города Тарквиний какой-то пахарь пахал землю, вдруг из борозды выскочил Т., по наружности мальчик, по уму старик. Когда на крик пахаря сбежались этруски, Т. преподал им искусство предсказывать по внутренностям животных и тотчас после этого умер. Его слова были записаны и переданы потомству в пророческих книгах этрусков. Cic. div. 2, 23. Ov. met. 15, 558.

II.

Tagus,

Ταγός, н. Техо или Тахо, значительная река в Испании, источники которой находились в земле кельтиберов между горами Ороспедой и Идубедой. По свидетельству древних, она изобиловала золотым песком, от которого ныне остались только незначительные следы. Ov. met. 2. 251. Juv. 3, 55. 14, 291. Течет она почти в прямом направлении к западу и в устье своем имеет ширину до 20 стадий и доступна для самых больших морских кораблей. Из притоков его упоминается только Ταγώνιος (Plut. Sertor. 17), н. Тахуна или Хенарес, к востоку от Мадрида. Strab. 3, 151 сл.

ТАГ, (I)

ТАГ, (I) - Tages,

сын Юпитерова Гения (Genius Iovialis), внук Юпитера, научивший этрусков искусству прорицания. Миф гласит, что, когда близ города Тарквиний какой-то пахарь пахал землю, вдруг из борозды выскочил Т., по наружности мальчик, по уму старик. Когда на крик пахаря сбежались этруски, Т. преподал им искусство предсказывать по внутренностям животных и тотчас после этого умер. Его слова были записаны и переданы потомству в пророческих книгах этрусков. Cic. div. 2, 23. Ον. met. 15, 558.

ТАГ, (II)

ТАГ, (II) - Tagus,

Ταγός, н. Техо или Тахо, значительная река в Испании, источники которой находились в земле кельтиберов между горами Ороспедой и Идубедой. По свидетельству древних, она изобиловала золотым песком, от которого ныне остались только незначительные следы. Ov. met. 2. 251. Iuv. 3, 55. 14, 291. Течет она почти в прямом направлении к западу и в устье своем имеет ширину до 20 стадий и доступна для самых больших морских кораблей. Из притоков его упоминается только Ταγώνιος (Plut. Sert. 17), н. Тахуна или Хенарес, к востоку от Мадрида. Strab. 3, 151 сл.

ТАГОС

ТАГОС - Ταγός, название у фессалийцев главного военачальника (Хеn. Hell. 6, 1, 8), позже вообще высшего правительственного лица.

ТАДИИ

ТАДИИ - Tadĭi, 1. Q. Tadius, Квинт Тадий, бывший в дружбе с семейством Верреса, ссужал Верресу деньги для награждения его помощников, а затем подкупил и самого его, по случаю каких-то подрядов на постройки, в 74 г. до Р. X. Cic. Verr. 1, 49. 4, 13;

2. P. Tad., Публий Тадий, взял на хранение деньги Верреса, награбленные последним в Киликии, и был впоследствии легатом при нем в Сицилии. Cic. Verr. 1, 39. 2, 20.

ТАИС

ТАИС - Thaïs, см. Έται̃ραι, Гетеры.

ТАЙГЕТ

ТАЙГЕТ - Ταΰγετον, и -ος, гора в Лаконии, см. Laconica, Лаконика, 2.

ТАЙГЕТА

ТАЙГЕТА - Ταϋγέτη, см. Πλειάδες, Плеяды.

ТАКСИЛА

ТАКСИЛА - Taxĭla, Τάξιλα τά, столица индийского царя Таксила, Ταξίλης, по мнению Ритгера, лежавшая между Аттоком и Равиль-Пинди на дороге через Пенджаб. Arr. 5, 3, 6. 7, 2, 2.

ТАКФАРИН

ТАКФАРИН - Tacfarĭnas, нумидиец, сначала служил при Тиберии в римском войске, затем бежал в Нумидию и собрал вокруг себя шайку, которую обучил военному делу, в 17 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 52. С ней он поднял восстание, которое, однако, было подавлено римлянами в 19 г. от Р. X. Впрочем, в следующем году он опять возобновил борьбу (Tac. ann. 3, 20 слл.), которую вел наподобие кабилов: именно, заманив римлян, внезапно нападал на них и затем опять скрывался в степи. Он одержал победу над римским отрядом, благодаря трусости последнего (Plin. 36, 15), но при Фале был сам разбит и требовал, чтобы император дал ему земли для поселения в стране гетулов (в 21 г.). После этого Тиберий послал в Африку Юния Блеса (Tac. ann. 3, 32 слл.), который склонил на свою сторону многих приверженцев Т., но его самого не мог одолеть. Наконец, П. Долабелла разбил его в 24 г. от Р. X. Т. пал в битве, мужественно защищаясь. Tac. ann. 4, 23 слл.

ТАЛ

ТАЛ - Talus, четырехгранная игральная кость, см. Ludus, Игры, 7.

ТАЛА

ТАЛА - Thala, Θάλα, значительный город Нумидии, вероятно тождественный с Телептой, крайний юго-западный пункт страны у пустыни. Sall. Iug. 75. 77. 80. Tac. ann. 3. 21. Strab. 17, 831.

ТАЛАЙ

ТАЛАЙ - Talăus, Ταλαός, один из аргонавтов, сын Бианта и Перо из Аргоса, брат Арея, супруг Лисимахи, отец Адраста, Парфенопея, Пронакта, Мекистея, Аристомаха и Эрифилы. Его могилу показывали в Аргосе. Paus. 2, 6, 6. 21, 2.

ТАЛАМЫ

ТАЛАМЫ - Thalămae, Θαλάμαι, название трех местностей в Пелопоннесе:

1. на западе Лаконии между Этилом и Пефном, сo святилищем Инои и прорицалищем по снам (Strab. 8, 360);

2. в Мессении близ Фер - там жил изгнанный Тиндарей;

3. в Северной Элиде. Хеn. Hell. 7, 4, 26.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ - Talentum, τάλαντον,

1. собственно весы (Ноm. Il. 8, 69), затем взвешенное, вес, равнявшийся у греков 26,20 кг;

2. определенная денежная сумма, соответствовавшая первоначально этому весу. Стоимость ее в различных государствах была различна. Аттический талант, принятый также в Коринфе, Таренте, Сицилии, Фессалии и со времен Александра Великого в Македонии равнялся 60 минам или примерно 1.500 рублям. Кроме того, был еще вавилонский талант, равнявшийся 100 аттическим минам или 10.000 драхм (следовательно, относился к аттическому таланту как 5:3). То же самое стоил эгинский талант. Весьма распространен был также эвбейский талант, относившийся к предыдущему как 5:6. Впоследствии были также и медные таланты.

ТАЛАССИЙ

ТАЛАССИЙ - Talassĭo, Talassĭus, римский бог свадьбы, соответствующий греческому Гименею, которого призывали при вступлении брачной процессии в дом молодого супруга (см. Nuptiae, Свадьба, 5). Ливий приводит сказание, объясняющее происхождение обычая призывать Т. в этом случае (1, 9).

ТАЛЕТ

ТАЛЕТ - Ταλετόν, см. Laconica, Лаконика, 2.

ТАЛОС

ТАЛОС - Talos, Τάλως,

1. см. Daedalus, Дедал;

2. медный великан с единственной жилой, шедшей с головы до пяток, где она была закрыта гвоздем. Он был подарен Зевсом или Гефестом Миносу (или Европе) и сторожил Крит, обегая его три раза в день. При приближении чужеземцев он накалялся и умерщвлял их в своих объятьях. Когда аргонавты прибыли на остров Крит, Медея сделала его сумасшедшим или же умертвила его, вытащив гвоздь из жилы; по другому сказанию, Пэант убил его, поразив стрелою в пятку. Apollod. 1, 9, 26.

ТАЛФИБИЙ

ТАЛФИБИЙ - Talthybĭus, Ταλθύβιος, глашатай Агамемнона. В Спарте и Аргосе был его храм, где ему приносили жертву как герою. Ноm. Il. 1, 320. Hdt. 7, 134. Ov. her. 3, 9.

ТАМАС

ТАМАС - Tamăsus, Ταμασός, город в середине острова Крита, к северо-востоку от Олимпа, вблизи медных рудников. Гомеровская Τεμέση (Ноm. Od. 1, 184), вероятно, тождественна с этим городом, а не с Темесой, городом Бруттии. Strab. 14, 684.

ТАМЕЗА

ТАМЕЗА - Tamĕsa или Tamēsis, Τάμεσα, н. Темза, река в Британнии; на ней лежал город Londinium, н. Лондон. Caes. b. g. 5, 11. 18. Tac. ann. 14, 32.

ТАМИАИ

ТАМИАИ - Ταμίαι, казначей, см. Πρόσοδοι Доходы государства, Ι, 13.

ТАМИНЫ

ТАМИНЫ - TamСћnae, Ταμυ̃ναι, Τάμυναι, н. Аливери, город на острове Эвбее в области Эретрии, близ которого афиняне под предводительством Фокиона разбили Каллиаса, в 350 г. до Р. X. Plut. Phoc. 12. Aeschin. de f. leg. 169. В городе этом был храм Зевса Таминейского, также храм Аполлона, в честь которого праздновались игры, так называемые Ταμυναι̃α. Hdt. 6. 101.

ТАМОС

ТАМОС - Tamos, Ταμώς, из Египта, наместник Ионии в бытность Тиссаферна сатрапом, командовал флотом Кира Младшего в 401 г. до Р. X. и после его падения погиб в Египте. Хеn. Anab. 1, 4, 2. Diod. Sic. 14, 35.

ТАН

ТАН - Tanus, Τάνος или Τάναος, речка в Пелопоннесской области Фиреатис или Кинурия, текущая из горы Парнон и впадающая в Фиреатский залив, образовала границу между Арголидой и Кинурией; н. ручей Луку.

ТАНАГР

ТАНАГР - Tanăger, река в Лукании, скрывающаяся в землю, затем опять выступающая наружу несколько миль к северу у нынешнего города Пертосы и впадающая в Силар против города Forum Popilii; н. Танагро. Verg. Georg. 3, 131.

ТАНАГРА

ТАНАГРА - Tanăgra, Τάναγρα, значительный город в Беотии на левом берегу Асопа, близ ручья Фермодонта (н. Ларис), впадающего в Асоп, на крутой высоте, часто упоминаемый в войнах между Афинами и Фивами. Вино этого города было самое лучшее из беотийских вин. Жители отличались своей промышленностью и торговой деятельностью. Thuc. 1, 108. Земля их охватывала в позднейшие времена все восточное прибрежье от границ Аттики до Еврипа. Strab. 9, 403 слл. 409 сл. Paus. 9, 22, 1 слл.

ТАНАИС

ТАНАИС - Tanaïs, Τάναϊς, н. Дон, река в Скифии, считавшаяся границей между Европой и Азией. Об истоках его мнения были различны: по Геродоту (4, 57), он вытекал из большого озера, по мнению позднейших, из гор Кавказа. Он принимал в себя приток Гиргис или Сюргис ('Ύργις) и впадал несколькими устьями в Меотидское озеро (Hdt. 4, 58). На южном устье его находился город Танаис, цветущая своей торговлей колония милетская (Strab. 11, 492 сл.). По Дону жили скифы, которых поэтому Гораций называет Tanain prope flumen orti (Od. 4, 15, 24. ер. 3, 4, 36);

2. см. Iaxartes, Яксарт.

ТАНАКВИЛ

ТАНАКВИЛ - Tanăquil,

супруга Тарквиния Приска, из знатного этрусского рода, предсказала своему мужу, что он сделается царем в Риме, и после его умерщвления доставила своим мудрым поведением престол зятю своему Сервию. Liv. 1, 34. 41. Как говорят, в Риме она получила название Гаи Цецилии (Gaia Caecilia) и, по-видимому, отождествлялась с римской богиней пряжи и была обожаема как богиня. Plin. 7, 48.

ТАНАКВИЛА

ТАНАКВИЛА - Tanăquil, супруга Тарквиния Приска, из знатного этрусского рода, предсказала своему мужу, что он сделается царем в Риме, и после его умерщвления доставила своим мудрым поведением престол зятю своему Сервию. Liv. 1, 34. 41. Как говорят, в Риме она получила название Гаи Цецилии (Gaia Caecilia) и, по-видимому, отождествлялась с римской богиней пряжи и была обожаема как богиня. Plin. 7, 48.

ТАНАТОС

ТАНАТОС - Θάνατος, Mors, олицетворение смерти. У Гомера бог смерти не имеет еще определенной формы. Чаще всего смерть называется θάνατος; к этому названию иногда прибавляются определения, так, напр., для выражения смерти как естественного закона природы употребляется μόρος, μοι̃ρα, πότμος. Ноm. Il. 2. 359. 3, 101. Страх, внушаемый смертью, выражается прилагательными τανηλεγής, δυσηλεγής, θυμοραϊστής, πορφύρεος, δυσηχής. Для обозначения причины смерти и особых видов ее употребляются κήρ и κη̃ρες. Смерть, в смысле отсутствия жизни, представляется менее страшной и у Гомера считается братом близнецом сновидения. Ноm. Od. 16, 672. 14, 231. У Гесиода ночь производит керу, смерть, сон и сны; сон и смерть живут в подземном царстве (Hesiod. theog. 211. 758. ср. Verg. Aen. 6, 277). Сон - друг и благодетель людей, смерть же имеет безжалостное сердце. Еврипид в «Алкестиде» представляет Θάνατος мрачным жрецом подземелья, одетым в черное платье, с жертвенным ножом в руке, которым он отрезает у каждого усопшего по пряди волос. 'Ύπνος и Θάνατος, часто изображались вместе в виде спящих юношей или гениев, с опущенным факелом. На ящике Кипсела (см. Кипсел) в Олимпии была изображена ночь, держащая в объятьях двух спящих мальчиков, черного и белого, с обозначением - 'Ύπνος и Θάνατος. О художественном воспроизведении смерти см. 'Ύπνος, Гипнос.

ТАНЕТ

ТАНЕТ - Tanētum, Τάνητον, местечко бойев между Мутиной и Пармой в цизальпинской Галлии; н. Тането. Liv. 21, 25. 30, 19. Polib. 3, 40.

ТАНЕЦ

ТАНЕЦ - Όρχηστική, 'όρχησις, Saltatio, y Гомера ο̉ρχηστύς, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (ο̉., κίθαρις καὶ α̉οιδὴ, Il. 13, 721; μολπή есть общее название того же самого). По большей части танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также мимическими телодвижениями. Гармоническое развитие тела, о котором греки так много заботились, обнаруживалось преимущественно в их орхестике или танцевальном искусстве, которое было сначала исключительно мимикой, т. е. выражением мыслей и чувств посредством телодвижений. Таким образом, Т., вместе с поэзией и музыкой, принадлежали к области изящных искусств и отличались от этих двух видов искусства только средством выражения. Состоя в движениях тела, Т. находятся в тесном отношении с гимнастикой, отличаясь от нее тем, что цель гимнастики - развитие и укрепление тела - в Т. уже предполагается достигнутой, и, основываясь на этом, они имеют целью красоту и изящество движений. Греческое танцевальное искусство, подобно современному балету, состояло преимущественно в движении рук и ног и начало его восходит от отдаленной древности; во времена Гомера оно играет уже важную роль. Ноm. Od. 1, 152. 17, 605. 6, 65. 8, 261 слл. Il. 13, 637. 18, 569 слл. 590 слл. Орхестика, как искусство, с течением времени все более и более развивалось, ясные доказательства чему находятся у Лукиана (de salt. 25. 34). Материал для мимического выражения в Т. доставляла обыкновенно мифология (ibid. 37-61. 63. 67. 80. 83). Т. были весьма различны, и Полидевк дает их перечисление (4, 99-105). Крупные виды Т. были: мужские, военные и мирные, затем было множество мелких видов, особенности которых обусловливались местными условиями. Так, Аристоксен у Афенея (1, р. 22 В.) называет Т. лаконские, трэзенские, епизефирские, критские, ионийские, мантинейские; эти, конечно, в свою очередь, имели несколько различных подразделений. Т. применялись:

1. как воспитательное средство, именно у спартанцев, эфебы которых, по Лукиану (de salt. 10), ου̉ μει̃ον ο̉ρχει̃σθαι 'ή ο̉πλομαχει̃ν μανθάνουσιν;

2. в общественной жизни, преимущественно на пирах, где зрителей занимали Т. профессиональные танцоры, занимавшиеся Т. как ремеслом, а не искусством, т. к. мало-помалу образовался предрассудок, осуждавший публичные Т. Танцы не составляли также принадлежности народного гулянья. Hdt. 6, 129. Хеn. Hiero. 6, 2. Увлечение Т. считалось признаком нескромности. Athen. 4, р. 134 А. Совместные Т. взрослых лиц обоего пола были также не в обычае. Римляне еще строже смотрели на Т. в общественной жизни. Cic. Mur. 6. Cic. Deiot. 9. Macrob. sat. 2, 10. Sall. Cat. 26. Corn. Nep. praef. и Epam. 1. Напротив, 3) религиозные Т. были необходимою принадлежностью культа и вместе со светскими Т. составляли существенную часть многочисленных праздников. Религиозные Т., простые и хороводами вокруг алтаря, были особенно употребительны на праздниках Диониса и Аполлона на острове Делос. Хороводы, за исключением вакхических и пляски корибаитов, состояли в медленных ритмических движениях. Такой хоровой Т. на острове Делос назывался γέρανоς и исполнялся в честь Тесея по лабиринту. Athen. 10, 424. С. Plut. Thes. 21. Военные Т., бывшие в особенном употреблении в дорических государствах, преимущественно в Спарте, имели более оживленный характер. Исполнялись они преимущественно на празднике гимнопедии. Важнейший военный Т. назывался πυρρίχη (см. Пирриха). Военные Т. существовали также у других народов, напр., фракийцев, миссян, персов, пафлагонцев и особенно фессалийцев. На пирах также исполнялись военные Т. для развлечения гостей. Хеп. conv. 2, 11. Платон обозначает все рода военных Т. именем πυρρίχη (legg. 7, 816 В. С.), так же как все мирные Т. он называет ε̉μμέλεια (см. Эммелия). Эти последние были весьма разнообразны, и в число их входили театральные Т. Некоторые из них перечислены у Поллукса (4, 99. 105) и Афинея (1, 20 Е. 15, 631 А.). ср. Hdt. 6, 129. Luc. de salt. 22. 26. Athen. 14, 629 D. Кроме того, при полевых праздниках происходили различные деревенские Т., имевшие частью мифический, частью ритмический характер. Έπιλήνιος был Т., в котором представлялись все действия, совершаемые при собирании и выжимании винограда. Гимнастический танец назывался βίβασις и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били себя сзади ногами, причем зрители считали скачки. Т., называвшийся 'όρμος (ожерелье), танцевали вместе девочки и мальчики, составляя из себя кружок (греки таких совместных Т. мальчиков и девочек вообще не одобряли). У римлян танцевальное искусство редко было применяемо помимо театра. Ливий упоминает, что в 209 г. до Р. X. девушки равномерным шагом ходили вокруг жертвенного алтаря. (27, 37). К танцевальному искусству следует причислить и пляску Салиев, как первоначальный вид Saltatio. Horat. Od. 1, 36, 12. 4, 1, 26. Во времена Августа девушки любили ионийские Т. с плавными жестами (ibid. 3, 6, 22), а во времена Империи танцевальное искусство сделало вообще успехи с присоединением к Т. мимики. Vopisc. Aurelian. 6. Но особенного развития достигло танцевальное искусство на театральной сцене. Из числа театральных танцоров пользовались известностью Пилад, отличившийся в важных и патетических трагических Т., и Бафилл, танцор легкого комического Т., жившие оба во времена Августа. На стенных картинах сохранились многочисленные изображения различных Т. Кроме Рима и Греции танцевальное искусство было развито в Испании и на Востоке. Из Гадеса приезжали в Рим искусные танцовщицы, которые привлекали на свои представления многих посетителей (Mart. 14, 203. Juv. 11, 162). Со времени Александра Великого греческие Т. перенесены были на Восток, по крайней мере они, несомненно, были в употреблении в Сирии при дворе Селевкидов и в Египте при дворе Птолемеев.

ТАНИС

ТАНИС - Tanis, Τανίς, в Ветхом Завете Зоан, город в Нижнем Египте, к востоку от Дельты, у озера, названного по его имени (н. Мензалех), резиденция древней династии фараонов; по преданию, здесь Моисей был воспитан дочерью Фараона; н. Сенн. Hdt. 2, 66. Strab. 17, 802.

ТАНТАЛ

ТАНТАЛ - Tantălus, Τάνταλος,

1. богатый царь фригийский, царствовавший в стране у горы Сипила (называемый также царем лидийским, пафлагонским, коринфским, аргосским), сын Зевса (или Тмола) и Плуто, богини богатства, отец Пелопса, Бротея и Ниобы (которых от него родила Еврианаса или же Плеяда Тайгета или же Гиада Диона). Он был любимец Зевса и богов и часто участвовал в их пирах; но, будучи смертным, оказался недостойным такого счастья. Он согрешил перед богами и был за это тяжко наказан. О его вине рассказывается различно. По одному сказанию, он похитил на пиру богов амбросию и нектар и принес их людям; по другому, он открыл вверенные ему тайны Зевса и, разрубив сына своего Пелопса, предложил его в пищу богам (см. Pelops, Пелопс); наконец, рассказывается еще, что он Пандарею не возвратил собаки, вверенной ему, утверждая с клятвой, что он не получал ее. По словам Гомера (Ноm. Od. 11, 582 слл.), наказание его состояло в том, что он в аду стоял по горло в воде, между тем как над его головой висели прекраснейшие плоды. Когда он, мучимый жаждой и голодом, наклонялся к воде, чтобы напиться, она уходила под ним; когда же он хотел достать плоды, они поднимались на воздух. Другое сказание заставляет Т., вместо жажды и голода среди изобилия, испытывать вечную тревогу, рассказывая, что над его головой висела скала, готовая ежеминутно обрушиться, а сам он висел на воздухе. По некоторым мифам можно предполагать, что первоначально Тантал подвергся наказанию не в аду, а на земле. В родy Т. или Пелопидов продолжали господствовать дикие страсти и преступления их отца. Богатство и наказания Т. обратились в поговорку; отсюда речения: Ταντάλου τάλαντα, χρήματα, πλου̃τος, Ταντάλου δίψα, Ταντάλειαι δίκαι;

2. сын Фиеста, закланный Атреем (см. Atreus, Атрей); или сын Бротея, убитый Агамемноном до женитьбы с Клитемнестрой и погребенный в Аргосе;

3. сын Амфиона и Ниобы. Ov. met. 6, 240.

ТАНУЗИИ

ТАНУЗИИ - Tanusĭi, малоизвестный род:

1. L. Tanusius, Лупий Танузий, убитый Катилиной во времена Суллы. Q. Cic. pet. cons. 2, 9;

2. Tanusius Geminus, написал исторический труд о заговоре Катилины, в котором говорилось также о Цезаре как об участнике заговора, предшествовавшего заговору Катилины (Suet. Caes. 9. Sen. ep. 93); вероятно, тот самый, которого осмеял Катулл (36, 1. 20, annales Volusi, cacata charta).

ТАНФАНА

ТАНФАНА - Tanfāna, священная роща с храмом или, вероятно, название богини. Германик разрушил храм ее, находившийся в земле марсов, в 14 г. от Р. X. Tac. ann. 1, 51. Этимологию этого слова толкуют различно.

ТАПРОБАНА

ТАПРОБАНА - Taprobăne, Ταπροβάνη, н. Цейлон (прежде называвшийся Симунду или Салика, санскритское Sinhala Dvipa, т. е. львиный остров), большой остров у южной оконечности Передней Индии, от которой он отделяется широким проливом (по Страбону, более чем в 3.000 стадий). Горы: на севере Γάλιβα 'όρη, на юге Μαλέα 'όρη, н. Адамспик, и мысы: Βόρειον (н. С. Pedroe) и Κήταιον. Реки: Фасис (н. Awerin), Гангес (н. Mahawelle Ganga), Баракес (н. Pavapa Yalle) и др. Жители, называвшиеся Σάλαι, вели торговлю произведениями страны (металлами, драгоценными камнями, жемчугом, сахаром, рисом) и распадались на несколько племен. Из городов замечательнейшие: Анурограммон (н. разрушенный Анурадапура) и Мааграммон (н. Магама). По преданию, в древности остров был гораздо больше, а именно тянулся дальше к югу. Народ находился под властью царей, впрочем весьма ограниченной. Нынешний главный продукт острова, корица, был, кажется, древним неизвестен. Древние получили первые сведения об этом острове через Онесикрита и послов Селевка к Палибофру. В царствование императора Клавдия прибыли послы оттуда в Рим. Strab. 15, 690. Plin. 6, 22, 24.

ТАПС

ТАПС - Thapsus, Θάψος,

1. город на восточном берегу Сицилии, на полуострове того же имени, построенный мегарскими дорянами, но впоследствии покинутый ими; н. Isola degli Magnisi. Thuc. 6, 97. Verg. Aen. 3, 698;

2. приморский город африканской провинции Бизация, известный победой Цезаря в 46 г. до Р. X., н. Димас с развалинами. Caes. b. Afr. 28 слл.

ТАПУРЫ

ТАПУРЫ - Τάπσυροι, сильное племя, жившее в Мидии, со стороны Парфии и каспийских проходов, в нынешнем Табристане, в горной стране у Каспийского моря. Arr. 3, 8, 4. 11. 4 и др. Strab. 11, 514 сл. 520.

ТАРАКСИПП

ТАРАКСИПП - Ταράξιππος, собственно - пугающий лошадей. Так назывался круглый алтарь в ристалище олимпийском, стоявший в том месте, где лошади особенно пугались. В лице Т., пугавшего лошадей, олицетворяли дух Миртилла, Эномая, Алкафоя, Оления и др., которые, по преданию, были погребены в этом месте. Павсаний считает Т. прозвищем Посейдона Конного (Ποσειδω̃ν 'Ίππιος). В Истме Т. считался Главк (см. Glaucus, Главк), сын Сисифа.

ТАРАС

ТАРАС - Τάρας, см. Tarentum, Тарент.

ТАРБЕЛЛЫ

ТАРБЕЛЛЫ - Tarbelli, Τάρβελλοι, народ в Аквитании, между Адуром и Пиренеями. Земля их изобиловала минеральными источниками и золотом. Город их был Aquae Tarbellicae, н. Докc-на-Адуре. Caes. b. g. 3, 27. Tibull. 1, 8, 9. Strab. 4, 190.

ТАРГЕЛИИ

ТАРГЕЛИИ - Thargelĭa, Θαργήλια, праздник Аполлона, главное торжество его культа в Афинах, праздновавшееся в месяце таргелионе (май-июнь), который и получил от него свое название. Название этого праздника показывает, что он сначала относился к созреванию плодов (Θαργήλια ει̉σι πάντες οι̉ α̉πò γη̃ς καρποί), для чего 6 таргелиона приносилась также жертва Деметре Хлое. Но когда представление об Аполлоне как о солнечном боге, изгладилось и он стал считаться преимущественно богом нравственной чистоты, тогда этот праздник принял характер очистительного и искупительного праздника для всего города и его жителей. Очищение производилось, как 6 таргелиона, в день рождения Артемиды, так 7-го, когда родился Аполлон. Средством искупления в этот праздник иногда служило принесение в жертву людей: при звуках флейт выводились два и без того уже приговоренных к смерти преступника (φαρμακοί), обвешанные фиговыми гирляндами, и сбрасывались со скалы или побивались каменьями. Но, может быть, действительного умерщвления и не происходило (см. Mommsen, Heortologie, стр. 414 слл.). Вообще, в эти дни, согласно характеру культа Аполлона, по-видимому, преобладало веселье. Весь культ имел связь с мифом о дани, которую афиняне платили Миносу, и с избавлением их от этой дани Тесеем. Ежегодно, вероятно, во время Т., на корабле, везшем некогда Тесея в Крит, отправлялось в Делос священное посольство афинян, чтобы принести Аполлону на месте его родины установленные жертвы. Т. праздновались также в основанных афинянами ионических колониях и в Массалии, основанной ионянами.

ТАРЕНТ

ТАРЕНТ - Tarentum, ο̉ Τάρας, город в Южной Италии у Тарентского залива, в красивой и плодородной местности (Horat. Sat. 1, 6, 105. ер. 1, 16, 11), к югу от горы Авлона и к западу от устья реки Галеса. По мифическому сказанию, город был основан сыном Посейдона, и сам Посейдон считался покровителем его (πολιου̃χος; ср. Horat. Od. 1, 28, 29), а по обыкновенному преданию, его основали лаконские юноши под предводительством Фаланфа (см. Фалант), в 707 г. до Р. X. Благодаря своей торговле и промышленности, Т. был богат и силен и долго отстаивал свою независимость против римлян, но в 272 г. должен был покориться им, после того как Пирр, помогавший ему, ушел назад в Грецию. Во 2-й Пунической войне Ганнибал занял город, но акрополь его остался во власти римлян. Liv. 24, 45-47. Когда римляне опять овладели городом, они продали 30.000 человек в рабство. Liv. 27, 16. В 123 г. до Р. X. римляне отправили в Т. колонию (colonia Neptunia); после того он опять поднялся и разбогател от торговли и мореходства, но, предавшись самой утонченной роскоши и неге (molle T., Horat. Sat. 2, 4, 34), потерял всякую воинственность и служил образцом для римских кутил. Horat. ер. 1, 7, 45. На северо-западной оконечности города (построенного на косе), тотчас при входе в гавань, находился на скале акрополь, отделенный от города стенами и рвом (Liv. 25, 11); сама коса соединялась с материком посредством моста. Главная часть города находилась на юго-западной стороне Истма или косы; там был форум, театр, музей и главная широкая улица, шедшая по всей косе. Liv. 25, 11. Другая главная улица, так называемая Глубокая, шла от широкой улицы на восток. Liv. 27, 15. Strab. 6, 227 слл. Ныне город называется Taranto. ср. две монографии Р. Лоренца (1827 и 1835). Dohle, Geschichte Tarents bis auf seine Unterwerfung unter Rom (1877).

ТАРЕНТСКИЙ ЗАЛИВ

ТАРЕНТСКИЙ ЗАЛИВ - Tarentīnus sinus, Ταρεντι̃νος κόλπος, в Италии между Бруттией, Луканией и Калабрией, названный от города Тарента, между мысами Япигием на востоке и Лацинием на юго-западе, находящимися на расстоянии 700 стадий друг от друга; еще н. Golfo di Taranto.

ТАРИХЕИ

ТАРИХЕИ - Tarichēa или -еае, Ταριχαι̃αι, город в Палестине, на южном берегу Тивериадского озера, близ того места, откуда вытекает из него река Иордан; он лежал на высоте и был хорошо укреплен. Название свое город получил от находившихся там прекрасных заводов для соления морской рыбы. Suet. Tit. 4. Strab. 16, 764. Η. Кан-Мине (Khan-Minie).

Предыдущая страница Следующая страница