Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")

РЕУДИГНЫ

РЕУДИГНЫ - Reudigni, народ в Северной Германии, к северу от лангобардов, на правом берегу Эльбы. По объяснению одних, их имя принадлежит к oдному корню со словом Ried, камыш, болотная трава; другие объясняют готским riuds, gariuds (σεμνός), т. е. почтенные. Место их жительства полагают в южных частях Голштинии и Мекленбурга до реки Гавел. Tac. Germ. 40.

РЕЦИЙ

РЕЦИЙ - Raecĭus, Marcus, получил в 208 г. до Р. X. поручение в Массилии доставить в Рим верные сведения о походе карфагенского полководца Гасдрубала. Liv. 27, 36.

РЕЦИЯ

РЕЦИЯ - Raetĭa, (лучше чем Rhaetia), ΄Ραιτία, самая западная из южнодунайских земель, граничила на севере с Винделикией (соединенной с Римом с конца 1 в. от Р. X.), на западе с землей гельветов в Галлии, на юге с Альпами (от М. Adula-Сен-Готтард до M. Ocra-Terglou) и с цизальпинской Галлией, на востоке с землей венетов и с Нориком, следовательно, теперешний Граубюнден, Тироль и часть Ломбардии. Эта страна пересекалась отрогами Альп, Ретийскими Альпами. Из рек нужно назвать: Aenus (Инн), пограничная река на востоке, Athesis (Эч) и низвергающиеся с Альп притоки реки По: Тичино, Аддуя, Сарий, Оллий, Минций и т. д. Страна представляла более удобств для скотоводства, чем для земледелия, но также производила прекрасное вино. Жители, Raeti, ΄Ραιτοί, т. е. горные жители (от кельтского raiti), по-видимому, были родственны с выселившимся, вероятно, отсюда в Италию разенами или этрусками; с тех пор как они делаются известными, земля уже была во владении кельтских племен. Из отдельных народностей следует заметить: лепонтиев, на южном склоне Сен-Готарда, древнеретийского племени, мезиатов, веннонов, сарунетов, бриксентов, генавнов, тридентинцев (около Триента на Эче) и некельтов евганеев (между Патавием и Вероной), камунов и триумпилинов. Городов было мало: самым замечательным был Tridentum (н. Триент); другие: Curia (Чур), Clavenna (Чиавенна), Bauzanum (Ботцен) и многие другие. Plot. 2, 12. Strab. 4, 206.

РЕЯ

РЕЯ - Rhea, Cybĕle, ΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη, дочь Урана и Геи, сестра Океана, Кэя, Крея, Гипериона, Япета, Кроноса, Феи, Фемиды и Мнемозины, супруга Кроноса, была великой матерью богов (Μήτης, Μεγάλη θεά, Magna mater), матерью олимпийского семейства богов, Зевса, Гадеса, Посейдона, Гестии, Деметры, Геры; только в этом отношении о ней упоминает Гомер (Il. 14. 203. 15, 187) и Гесиод (Hesiod. theog. 453 сл.). Она в Греции имеет только второстепенное почитание, всегда в соединении со своими детьми. На острове Крите она, по преданию, родила Зевса на горе Дикте или Иде или (Гесиод) в Ликте и спрятала его здесь от преследований Кроноса (см. Ζεύς, Зевс, 5), и, по всей вероятности, греческая Р. пользовалась здесь, на Крите, одним из древнейших культов. Т. к. на этом острове очень рано смешались азиатский и греческий культы, то греческая многопроизводящая мать богов слилась здесь с азиатской Кибелой или Кибебой, Κυβήβη, великой матерью, более или менее почитаемой во многих местностях Малой Азии оргиями, так что совершенно отождествилась с этим представлением и сделалась мистическим, все производящим божеством земли, великой, распространяющей жизнь богиней, культ которой в Греции повсеместно получил азиатскую окраску. Мало-помалу она смешивалась с другими богинями того же рода, с Геей Деметрой (Eur. Hd. 1304), с фракийской Котисой или Бендисой, даже с египетской Исидой. Главные места ее культа. Азиатская Кибела особенно почиталась в Галатии, а именно в городе Пессинунте, где находилось старинное ее святилище и сохранялась ее статуя, упавшая с неба. Здесь она носила имя Агдистис или Ангдистис (ήΑγγδιστις). Ей противопоставлялось в преданиях чудовищное, двуполое существо Агдист или Ангдист, оспаривавшее у нее обладание ее любимцем Атисом (Аттис, Аттин, Attes). Этот Атис, сын Наны, дочери речного бога Сангария, был красивый юноша, любимец и жрец Кибелы. Он лишился жизни жестоким образом (см. Ov. fast. 4, 221 слл.); скорбь по нему выражалась диким образом. В честь его и Кибелы праздновали в начале весны праздник, продолжавшийся несколько дней, причем предавались при шумной музыке чрезмерной скорби и бешеной радости, и даже изувечивали себя. В других местностях место Атиса заступал отождествлявшийся с Дионисом Сабаций. Оскопленные жрецы назывались Galli и имели некоторую власть над страной. Над храмом, вне города возвышалась гора Диндим, от которой пессинунтская богиня носила имя Диндимены. Во Фригии эта богиня, почтение к которой выражали в шумном торжестве, была окружена корибантами, которые так же, как и ее жрецы, называвшиеся тоже корибантами, должны были сопровождать богиню через леса и горы с оргиеподобными танцами, при диких криках и оглушительной музыке литавр, цимбалов, рожков и флейт. В Троаде, где она почиталась как Идейская мать, на горе Иде, ее спутниками были идейские дактилы (см. Дактили). Кроме того, главными местами ее культа в Малой Азии были: Кизик, гора Сипил, Сарды (Hdt. 5, 102), Комана в Понте и в кападокийской местности Катаонии, где она является под именем Ένυώ. В Греции главным местом ее культа был остров Крит. Ее спутниками были здесь куреты, смешавшиеся впоследствии с азиатскими корибантами; Р., по преданию, передала им своего ребенка Зевса на сохранение и вскормление. Чтобы Кронос не услышал крика мальчика, спрятанного в гроте Иды, они производили шум, ударяя копьями о щиты. Жрецы Р. и идейского Зевса также назывались куретами и танцевали в честь богини и ее сына шумный танец с оружием, πρύλις или πυρρίχη. Из местностей Греции, в которых почиталась Р.-Кибела, мы приведем еще Фивы, где Пиндар воздвиг ей храм, Афины, Аркадию, Элиду, Спарту. У фракийцев культ Р. рано нашел сочувствие, а благодаря их влиянию в служение азиатской богини вошел элемент Дионисова культа. В Рим вошел культ Кибелы во время Ганнибала, в 204 г. до Р. X.; в это время перевезли изображение богини, грубо обтесанный камень, из Пессинунта и построили ей на Палатинском холме храм. Liv. 29, 11. 14. Ov. fast. 4, 265 слл. Ее праздник, Megalesia (от μεγάλη μήτηρ), праздновался за несколько дней до Цереалий, наподобие их, женами патрициев, тогда как Цереалии принадлежали плебейским женщинам; но оргиастическое азиатское служение тем не менее оставалось всегда чуждым в Риме и для него брали жрецами фригийских галлов. Галлы проходили по улицам Рима с пением, при аккомпанементе шумной фригийской музыки, и просили милостыню для своей богини. Taurоbolia (приношение в жертву быков), приносимые, с жертвами баранов и коз, в честь Кибелы и Атиса, при которых жрец напитывал свою одежду кровью жертвенного быка, начались в Риме, вероятно, при Антонинах. Они подражали крещению и имели смысл возрождения. В Греции оргиастические вырождения культа Кибелы, с их разнообразнейшим фиглярством, проделываемым уродливыми жрецами богини, μητραγύρται, также имели свой круг поклонников только в низших классах населения. Р.-Кибела, имела множество прозваний, в особенности по местностям ее культа. На острове Крит она называлась Πανδώρα, затем называлась Φρυγία θεά, Phrygia mater (Verg. Aen. 7, 39), θεὰ Ίδαία, alma parens Idaea deűm (Verg. Aen. 10, 252), mater Idaea (Liv. 29, 10), Berecynthia (Verg. Aen. 7, 784. 9, 82), Κυμαία, Πεσσινουντία, Σιπυληνή и т. д. Ее священным зверем был лев (львы тащат колесницу едущей через горы матери богов, или она едет верхом на льве); дуб и пиния также были посвящены ей. Ее обыкновенно представляли на престоле, как матрону и властительницу, с изображающей башню короной на голове (turrigera Ov. fast. 4, 224. turrita Verg. Aen. 6, 786), из-под которой ниспадало покрывало со львами по обеим сторонам ее трона.

РЕЯ СИЛЬВИЯ

РЕЯ СИЛЬВИЯ - Rea Silvĭa

Rhea Silvia, (Rea, обвиняемая, лучшее чтение, чем Rhea), называвшаяся также Ilia, мать Ромула и Рема. Liv. 1, 3 сл. Plut. Romul. 3. Justin. 43, 2. По мнению тех, которые считают основание Рима вскоре после прибытия Энея, она была дочерью Энея; по обыкновенному, позже принятому сказанию, она была дочерью потомка Энея, албанского царя Нумитора, сверженного с престола своим братом Амулием. Чтобы отнять у его дочери надежду иметь потомство, Амулий сделал ее весталкой; но весталка родила от Марса близнецов, Ромула и Рема, и была за это брошена Амулием в темницу и убита или освобождена после его падения. У поэтов находится предание, что она была брошена или сама бросилась в Тибр, но была спасена богом реки и сделалась его женой. Horat. Od. 1, 2, 17 слл. Ov. fast. 2, 598. 3, 1 слл.

РИАН

РИАН - Rhiānus, ΄Ριανός, из Бены на острове Крите, друг и товарищ Эратосфена, эпический поэт и грамматик, ок. 276-195 гг. до Р. X., в молодых годах раб и сторож в школе борьбы. Из его произведений упоминаются Ήράκλεια, Άχαϊκά, Θεσσαλικά и в особенности Μεσσηνιακά, в 6 книгах, излагавшее историю 2-й Мессенской войны; из этого сочинения почерпал сведения Павсаний, служащий нам главным источником для ее истории. Мы имеем еще довольно большой отрывок и 11 эпиграмм в греческой антологии (изд. Saal'я, 1831). Он писал стихи александрийским размером. Как грамматик, он издал критику Гомера. ср.: Меinеке, analecta Alexandrina (1843 ).

РИГОДУЛУМ

РИГОДУЛУМ - Rigodūlum, местность в бельгийской Галлии, в области тревиров, н. Реол при Мозеле на севере от Трира. Tac. hist. 4, 71.

РИГОМАГ

РИГОМАГ - Rigomăgus, город убиев в Gallia Belgica (н. Ремажан). Amm. Marc. 16, 2.

РИЗОН

РИЗОН - Rhizon, ΄Ρίζων, укрепленный далматский город, внутри залива того же названия (н. залив Cattaro); н. Ризано (Risano), Liv. 45, 26. Polib. 2, 11. Strab. 7, 316.

РИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИНДАКОС

РИНДАКОС - Rhyndăcus, ΄Ρύνδακος и ΄Ρυνδακόν, речка в Азии, берущая начало на фригийском Олимпе; протекает через озеро Аполлонийское и впадает в Пропонтиду; она составляла границу между Мизией и Вифинией. Strab. 12, 576. Теперь Риндак называется Лупадом и в соединении с Макестом (ныне Susurli) - Могалидж или Микалица. На берегах его Лукулл победил в 73 г. войско Митридата. Plut. Lucull. 11.

РИНОКОЛУРА

РИНОКОЛУРА - Rhinocolūra, τά Ρινοκόλουρα, η̉ ΄Ρινοκολούρα, город на берегу Средиземного моря, причисляемый то к Египту, то к Сирии, важнейшее место на песчаном берегу, как складочный пункт для арабской торговли; н. Казр-эль-Ариш. Liv. 45, 11. Strab. 16, 741. 759.

РИНТОН

РИНТОН - Rhinthon, ΄Ρίνθων, изобретатель, так называемый Hilarotragoedia, считается одними - сиракузцем, другими - тарентинцем. Из его жизни нам известно, что он был сын горшечника и жил во время первого Птолемея (320-305 гг. до Р. X.). Он написал 38 трагикомических драм, содержание которых он брал из аттических трагиков, но нам неизвестны образ изложения и тон его сочинений. Можно только догадываться, что он брал историю и форму пародируемых им трагедий для рамок, сцены же и диалоги брал из обыденной жизни и таким образом имел обыкновение создавать пеструю игру фантазии, составленную из смешных и серьезных частей. Шутливый тон и веселое настроение духа обнаруживают немногие уцелевшие отрывки. Полагают, что Άμφιτρύων был образцом пьесы Плавта того же названия. Из его пьес сохранились только 8 мифических названий и несколько стихов. Обычным стихом был ямбический триметр.

РИОН

РИОН - ΄Ρίον или ΄Ρίον τò Άχαϊκόν, мыс в Ахее, который, вместе с лежащим на противоположном локрийском берегу ΄Ρίον τò Μολυκρικόν или Άντίρ̉ρ̉ιον, образовал вход в Коринфский залив. Расстояние было 7 стадий, а по Плинию - римская миля; н. Малые Дарданеллы. Относительно всей этой местности, ставшей знаменитой вследствие морского сражения в 429 г. до Р. X., ср. Thuc. 2, 84 слл. 5, 52. На мысе находился храм Посейдона. Thuc. 2, 84. Strab. 8, 335. Paus. 7, 22, 10.

РИПАРОГРАФИЯ

РИПАРОГРАФИЯ - Rhyparographĭa, см. Pictores, Живопись, 8.

РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ

РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ - Rhipaei montes, τὰ ΄Ριπαι̃α 'όρη, ΄Ρίπαια, горы на севере земного шара, представления древних о которых были весьма разнообразны. Название они получили скорее от татарского rifaet (высокий), чем от веяния (ρ̉ίπτειν) северного ветра. Эсхил полагает, что там находятся источники Истра, следственно, переносит эти горы на северо-запад; большая же часть авторов переносят их на дальний север. Soph. О. С. 1247. Verg. Georg. 1, 240. Некоторые видят в этих горах даже Альпы. Под Рипеями можно, кажется, подразумевать западные отроги Урала.

РИПЫ

РИПЫ - Rhypes, ΄Ρύπες, древний ахейский союзнический город между Эгионом и Патрами (Hdt. 1, 145); в его области лежали Эриней (Thuc. 7, 34) и Леватры. Р., пришедшие уже рано в упадок отчасти вследствие опустошительных явлений природы, отчасти вследствие неудобного местоположения, были разрушены Августом, а жители переведены в Патры. Strab. 8, 387. Paus. 7, 18, 7.

РИТИЙ

РИТИЙ - Rhytium, ΄Ρύτιον, город на юге Крита (Ноm. Il. 2, 648), присоединенный гортинийцами к их области (Strab. 10, 479).

РИТОРЫ

РИТОРЫ - Rhetŏres, 'ρήτορες, назывались у греков как действительные ораторы, так и учителя красноречия, у римлян же только последние, а не действительные ораторы (oratores). Исключения из употребления этого названия являются только во времена Империи, когда искусство говорить и красноречие по большей части сделалось не общественным делом, а долгом школьного обучения. Потому оратор и ритор сделались одним и тем же и это слово приобрело, как и в греческом, значение учителя красноречия и оратора. Но между тем случалось, что в позднейшие времена и учителя красноречия назывались oratores, и адвокаты в написанных по-гречески постановлениях (Constitutiones) назывались 'ρήτορες, что в позднейшие времена было синонимом с σοφισταί. Искусство красноречия у греков в особенности было выработано в Афинах. Софисты создали для него полную теорию. Все желавшие достигнуть политического влияния и почестей занимались изучением красноречия. Наряду с Аттикой риторическими школами были известны некоторые города в Азии и некоторые острова, особенно Родос. Их образцовые речи назывались ε̉πιδείξεις или ε̉πιδεικτικοί λόγοι: они не предназначались для какого-нибудь действительного государственного и судебного дела, но должны были выставить на удивление опытность и дарование оратора в стиле и произношении. Кроме того, выражение ε̉πίδειξις встречается для обозначения произношения, декламации, чтения, α̉νάγνωσις, как они производились в собраниях греков историками, поэтами и т. д. для более скорого ознакомления с их произведениями. Впоследствии из трех родов красноречия (γένη), наряду с συμβου-λευτικόν, deliberativum, δικανικόν iudiciale, третий род получил название ε̉πιδεικτικόν, demonstrativum, образцами которого Цицерон (Cic. or. 11, 13. 61) считает Исократа и Феопомпа. В Риме красноречие явилось только после 155 г. до Р. X., через известное посольство афинян, состоявшее из перипатетика Критолая, стоика Диогена и академика Карнеада. Cic. de or. 2, 37, 155. Cic. tusс. 4, 3, 5. Вначале греческие ораторы считались опасными людьми, которых изгоняли из города. Но раз воспринятое искусство могло быть совершенно признано, т. к. знатные римляне скоро стали ездить в Афины, Азию и Родос для методического изучения этого искусства. Первым искусно сочинявшим свои речи был Серв. Сульпиций Гальба (консул в 144 г. до Р. X.), и уже младший Гракх, благодаря природному искусству, был выдающимся оратором. В Риме также прилежно упражнялись, под руководством своих собственных учителей (declamatores), в искусстве произношения речей (declamare); эти ученические упражнения, как и образцы, даваемые учителями, назывались declamationes, как мы их встречаем под именами Квинтилиана и ритора Сенеки. Темы были обыкновенно из политических и юридических наук. (ср. Quint. 2, 10, 12. 4, 2, 29). Лучшие риторические сочинения у греков написали: Аристотель, Дионисий Галикарнасский, Афтоний, Гермоген, Сонатр, Деметрий, Аристид и др.; у римлян первое место занимают сочинения Цицерона de inventione, de oratore, Brutus и orator. Сборники: Rhetores graeci ed. Walz (1831-1836, 9 т.) и Spengel (1853-1856, 3 т.); rhetores Latini minores ed. Halm (1863).

РОБИГ

РОБИГ - Robīgus, бог огня, защищавший хлеб от порчи огнем (robigo). В честь его и богини Robigo праздновался установленный Нумой Помпилием праздник Робигалий 25 апреля. Ov. fast. 4, 905 слл. Plin. 18, 29. Народ, в белых одеждах отправлялся в этот день в рощу обоих божеств на Collis hortulorum, где Flamen Quirinalis приносит им в жертву ладон, вино, ощенившихся незадолго перед тем рыжих собак, сосуна или также овцу или барана. Иногда приносились в жертву также три рыжие супороси. Праздник имел отношение к восходу Сирия.

РОБУР

РОБУР - Robur.

Так называемый Carcer Mamertinus, государственная темница в Риме, построенная, по не вполне доказанным известиям, на откосе Капитолийского холма в эпоху царей, распадалась на несколько отделений. Особенно страшным описывают подземное Tullianum (tullius равнозначаще источнику или ручью), где были казнены приверженцы Катилины (описание см. у Sall. Cat. 55). Первоначально там находился колодец, над которым затем устроили подземелье (новейшие раскопки это подтвердили). Лежавшее повыше Р. получило название от забора из дубовых досок, которым оно было огорожено.

РОД

РОД - см. Генс.

РОДА

РОДА - Rhoda, ΄Ρόδη, греческий торговый порт в стране Индигетов в тарраконcкой Испании (н. Розас). Liv. 34, 8.

РОДАН,

РОДАН, - Rhodănus,

ο̉ ΄Ροδανός, (н. Rodden, Рона), главная река Галлии; она берет начало в Пеннинийских Альпах, протекает на восток через Lacus Lemanus, и, начиная с Лугдуна (н. Лион), после южного течения, в особенности с Исарой (н. Isure) и Друенцией (н. Durance) с левой стороны, а с правой - с Араром (н. Saone), впадает в Тирренское или Сардинское море. Liv. 21, 26. Древние знают 1, 2, 3, даже 7 устьев этой реки, каковое разногласие происходит оттого, что русло реки часто изменялось вследствие бурного течения реки. У восточного устья, по известию древних, находились Fossae Marianae (Μαριαναί φόσσαι), заложенные Марием во время войны с кимврами. Plut. Mar. 15. Strab. 4, 183. Судоходная на большом расстоянии Рона составляла в то же время границу между Gallia Provincia и гельветами. Strab. 4, 183 189. 204.

РОДАН

РОДАН - Rhodănus, ο̉ ΄Ροδανός, (н. Rodden, Рона), главная река Галлии; она берет начало в Пеннинийских Альпах, протекает на восток через Lacus Lemanus, и, начиная с Лугдуна (н. Лион), после южного течения, в особенности с Исарой (н. Isure) и Друенцией (н. Durance) с левой стороны, а с правой - с Араром (н. Saone), впадает в Тирренское или Сардинское море. Liv. 21, 26. Древние знают 1, 2, 3, даже 7 устьев этой реки, каковое разногласие происходит оттого, что русло реки часто изменялось вследствие бурного течения реки. У восточного устья, по известию древних, находились Fossae Marianae (Μαριαναί φόσσαι), заложенные Марием во время войны с кимврами. Plut. Mar. 15. Strab. 4, 183. Судоходная на большом расстоянии Рона составляла в то же время границу между Gallia Provincia и гельветами. Strab. 4, 183 189. 204.

РОДИЙ

РОДИЙ - Rhodĭus, ΄Ρόδιος, река в мизийской области Троаде. Она берет начало на горе Иде и впадает, слившись с Селлеентом (Σελληείς) между Абидом и Дарданом, в Геллеспонт; это, кажется, нынешний Дарданельский ручей со многими устьями в болотах. Ноm. Il. 12, 20. 25, 215. Hesiod. theog. 311. Strab. 12, 554. 13, 595.

РОДОПА

РОДОПА - Rhodŏpe,

η̉ ΄Ροδόπη (н. Деспото-Даг), высокая горная цепь во Фракии, которая в западной части страны (на востоке от реки Неста) тянулась с севера на юг, считалась после Гема самой значительной горной цепью страны, по которой бродили всегда вакханки. Hdt. 6, 49. Thuc. 2, 96. Strab. 7, 319. Hor. od. 3, 25, 12.

РОДОПЫ

РОДОПЫ - Rhodŏpe, η̉ ΄Ροδόπη (н. Деспото-Даг), высокая горная цепь во Фракии, которая в западной части страны (на востоке от реки Неста) тянулась с севера на юг, считалась после Гема самой значительной горной цепью страны, по которой бродили всегда вакханки. Hdt. 6, 49. Thuc. 2, 96. Strab. 7, 319. Horat. Od. 3, 25, 12.

РОДОС

РОДОС - Rhodus, ΄Ρόδος (назывался также Офиуса, Астерия, Тринакрия, Коримбия и различали другими именами), остров у берегов Карии, отделенный от материка проливом в 6 миль ширины и имевший в окружности 21 кв. милю; его перерезает цепь гор, из которых особенно выдается Атабирий. Берег имел несколько удобных гаваней; остров отличался здоровым климатом и вечно ясным небом: не проходило дня без того, чтобы солнце не освещало остров (Plin. 2, 87. Suet. Tib. 11); он был богат прекрасными продуктами, как-то: мрамором, особым родом чистого мела, корабельным лесом, вином, черными смоквами и чрезвычайно приятной на вкус рыбой ('έλοψ). Весь остров был посвящен Гелиосу, который почитался там вместе со своей дочерью Электрионой; кроме того, там был распространен культ Зевса Атабирия и героев Геракла и Тлеполема. Миф называет первыми древнейшими обитателями острова телхинов, с которыми, как верили, остров поднялся из моря, а впоследствии - гелиадов. После того как финикийские колонисты заняли остров, его завоевали доряне, переселившиеся под предводительством Алфемена из Аргоса в Крит. Главным основателем колонии миф называл Гераклида Тлеполема и перенес время основания 3 городов, Линда, Иалиса и Камейра, в период боле отдаленный, чем Троянская война. Ноm. Il. 2, 653. Большая часть дорийских городов на близлежащих островах и на берегу материка были, кажется, колониями Родоса; с последним они составляли союз 6 городов (дорийский гексаполис), центром которых служил храм Аполлона Триопийского (Hdt. 1, 144). По мере того как родосцы с самого начала выдавались торговлей и мореходством и колонии их простирались до самого отдаленного запада, одной из наиважнейших была Гела, основанная Антифемом в 690 г. Hdt. 7, 153. На самом острове отличалось могуществом семейство Эратидов, к которым принадлежал Диагор. Во времена Персидских войн Родос стал на стороне господствующей партии, а впоследствии сделался членом афинской симмахии. В 411 г. аристократы произвели восстание и призвали на помощь пелопоннесский флот; сын Диагора, благородный Дорией, некогда изгнанный афинянами, был призван назад в отечество и подавил волнение в народе; затем ему удалось соединить 3 города в один, по имени Р., который был построен амфитеатром на северо-западе острова, с хорошей гаванью. Но вскоре опять началась борьба между аристократами и демом, испорченность которого проявлялась в демагогии самого плохого качества и в ожесточенной борьбе за права. Хеn. Hell. 4, 8, 20 слл. Потом, однако, демократическая партия доставила своим достойным и умеренным поведением государству могущество и уважение. В скором времени Р. восстановил также союз с Афинами; но когда затем Афины переступили в своих действиях положенные границы, Родос во время союзнической войны, 358 - 356 г., окончательно отошел от Афин. Тогда с помощью карийских деспотов стала там властвовать сильная олигархия (Demosth. de lib. Rhod.) и вскоре Р. пришел в зависимость от Идриея, правителя Галикарнасса. Во времена Александра в Родос был отправлен македонский гарнизон, который, впрочем, после смерти царя был изгнан, и, таким образом, свобода была снова возвращена; только после этого остров достиг высшей степени процветания. Родосцы удачно защищали свой город против Деметрия Полиоркета в 304 г., приобрели владения на карийском берегу, помогли малоазиатским городам удержать свободу, хотя и стали соблюдать с тех пор нейтралитет между воевавшими государствами, служили посредниками между ними и первые издали торговые и морские законы, имевшие везде силу. Как на доказательство важности их города, можно указать на те грандиозные подарки, которые прислали различные правители для восстановления города после землетрясения в 227 г., которое разрушило также и колоссальную статую Солнца (см. Sculptores, Скульпторы, 12). В союзе с римлянами родосцы сражались против Антиоха и Прузия и получили от них власть над Карией и Ликией; но когда они, уверенные в том, что окончательное решение зависит от них, послали, в 168 г., в Рим надменного посла, то поплатились за дерзкое требование потерей своих владений на материке и значительными ограничениями тех торговых привилегий, которыми они доселе пользовались. Liv. 44, 14. Хотя они и могли защищаться против Митридата, однако междоусобные войны после смерти Цезаря уничтожили их процветание. Они все-таки удержали за собой внешнюю свободу, которой лишил их окончательно Веспасиан, после того как она была несколько раз отнимаема у них и снова им возвращаема. Suet. Vesp. 8. Р. заботился также о распространении наук и искусств. Изгнанный из Афин Эсхин основал там собственную школу риторики, еще долго процветавшую после политического упадка острова (Cic. Brut. 13); родосское красноречие, подобно азиатскому, отличалось напыщенностью. Выдающимися представителями этого рода красноречия были поэт Аполлоний Родосский и Аполлоний Мол (см. Apollinis, Аполлона мыс, 1 и 5). Существовала также родосская школа искусств, получившая начало в Сикионе. Основателем ее считается Харет, родом из Линда, и к ней принадлежали, между прочим, Агезандр, Полидор и Афенодор, творцы лаокооновой группы, так же как и Аполлоний и Тавриск из Тралл, ваятели так называемого фарнезского быка; см. Sculptores, Скульпторы, 12. 13. Strab. 14, 652 сл.

РОДСТВО

РОДСТВО - Άγχιστεία, ближайшее кровное родство, как основание права наследования; круг такого родства простирался включительно до детей двоюродных братьев лица, оставляющего наследство.

РОЗА

РОЗА - Rǒsa, ρ̉όδον, роза, весьма любимый уже древними цветок, употреблявшийся особенно в виде украшения не только на пирах в форме венков на головах пировавших (от этого potare или iacere in rosa, redimitus rosa и пр.), но и в знак любви и воспоминания, на могилах, монетах и т. п. Hor. od 1, 36, 15. 2, 11, 14 и в других местах. Prop. 1, 17, 22.

РОЙКОС

РОЙКОС - Rhoecus, ΄Ροι̃κος,

1. центавр, который с центавром Гилеем преследовал в Аркадии Аталанту, но был ранен стрелой, ею пущенной. Apollod. 3, 9, 2;

2. см. Sculptores, Скульптуры 3.

РОЙТ

РОЙТ - Rhoetēum, τò ΄Ροίτειον 'άκρον, τò ΄Ροίτιον, скалистая приморская местность с несколькими вершинами при Геллеспонте, вблизи Эантия. Местечко с тем же названием лежало на холме. Ныне это мыс Intepeh, a по мнению некоторых, мыс Барбиери. Hdt. 7, 43. Strab. 13, 595.

РОКСАНА

РОКСАНА - ΄Ρωξάνη, дочь бактрийского князя Оксиарта, была после взятия сильной горной крепости, в которой защищался ее отец, взята в плен Александром Великим и избрана им вследствие ее замечательной красоты в супруги. После его смерти она попала во власть Кассандра, приказавшего ее убить вместе с ее сыном Александром Эгеем (в 311 г. до Р. X.), Arr. 4, 6. 15 сл.

РОКСОЛАНЫ

РОКСОЛАНЫ - Roxolāni, ΄Ρωξολανοί, могущественный сарматский народ при Меотидском озере, между Борисфеном и Танаисом. Они были так могущественны, что их войско, состоявшее из 50.000 человек, сражалось против Митридата Евпатора. Впоследствии они стали так опасны для римских придунайских провинций, что Адриан платил им ежегодно дань; еще позже они, напротив, являются римскими вспомогательными войсками. Сила их заключалась в коннице. Tac. hist. 1, 79. Strab. 7, 306. 312.

РОМАН

РОМАН - Romānus, прозвание нескольких людей из низшего сословия:

1. Servius Romanus, бывший раб, получил свободу в награду за передачу артепского замка римлянам. Liv. 4, 62;

2. Hispo Romanus, доносчик во времена Тиберия, считался знатоком своего дела и пытался особенно вредить доносами Сенеке. Tac. ann. 1, 74. 14, 65. Судя по известию ритора Сенеки (Controv. 17. 26), он также был ритором;

3. Romanus, был в правление Иовиана и первого Валентиана наместником в Африке, где заслужил всеобщую ненависть своими притеснениями и был причиной мятежа. Amm. Marc. 28, 6.

РОМИЛИИ

РОМИЛИИ - Romilĭi, 1. Т. Rom. Rocus Vatianus, консул в 455 г. до Р. X., победил эквов, но был, по возвращении из похода, обвинен вместе со своим товарищем в продаже богатой добычи в пользу казны и приговорен к денежному штрафу. Liv. 3, 31. Dion. Hal. 10, 43 слл. Своим усердием в составлении новых законов он приобрел в 452 г. расположение народа и был избран в 451 г. в коллегию децемвиров;

2. Rom. Marcellus, римский центурион, был убит в 69 г. от Р. X. вследствие своей привязанности к Гальбе. Tac. hist. 1, 56. 59.

РОМУЛ

РОМУЛ - Romŭlus, ΄Ρωμύλος,

1. основатель Рима и первый царь римский (753-716 гг. до Р. X.), сын Реи Сильвии (см. Рея Сильвия) и внук Нумитора. По преданию, царь Амулий приказал бросить в Тибр происшедших от связи бога Марса с Илией, дочерью бывшего царя Нумитора, близнецов. Слуги отнесли детей из Альбы к Тибру, но нашли реку выступившей из берегов. Поэтому они спустили корзину с детьми в неглубокое береговое место. Вскоре река вошла в свое русло, корзина ударилась о камень, опрокинулась, и близнецы очутились в иле. На крик детей прибежала волчица, покормила их и облизала языком. Братьев-близнецов охранял также дятел, приносивший им пищу. Когда это заметил один из царских пастухов, он призвал своих товарищей, которые принесли мальчиков к главному царскому свинопасу, Фавстулу, и жена его, Акка Лавренция, взяла на воспитание близнецов, получивших имена Р. и Рема. Живя среди пастухов, мальчики стали бодрыми юношами. Когда однажды между ними и пастухами Нумитора произошла ссора, последние привели связанного Рема к своему господину, который, после того как по его приказанию явился к нему и Фавстул с Р., признал по рассказам пастухов и по чертам юношей в последних своих внуков. Вскоре затем они убили Амулея и возвратили Нумитору престол, вследствие чего дед позволил им основать город на том месте, где они некогда были брошены. Оба брата имели своих приверженцев: товарищи Р. назывались Квинктилиями, а товарищи Рема - Фабиями. Более многочисленный состав приверженцев первого доставил ему честь основания города. Когда Рем стал насмехаться над поспешно возведенными, низкими стенами, он был убит братом, а дело это было смягчено учреждением праздника Лемурий. Р. открыл убежище, но соседние народы не хотели допустить брачного права (ius connubii); то, в чем ему отказали, он добыл себе на Нептуновом празднике консуалий (consualia) силой (похищение сабинянок). Ценинский (см. С. Caenina, Ценина) царь Акрон, хотевший отомстить за это насилие, был побежден, а вооружение его (spolia opima) повешено в храме Юпитера Феретрия (Iupiter Feretrius). Такова же была участь Антемн (Antemnae; см. Антемны) и Крустумерия (см. Crustumerium, Крустумерия). Только царю Кур, Титу Тацию (см. Таций Тит), улыбнулось счастье, и римляне должны были бежать; кремль же холма Mons Capitolinus, на котором позднее и поселились сабиняне, попал благодаря измене (Тарцея) в руки врагов, однако похищенные женщины послужили посредницами в заключении мира, и оба царя соединились для совместного правления. После смерти Тита Тация Р. продолжал править один, счастливо вел войну с жителями городов Фиден и Веев, но был во время смотра войск на Марсовом поле и начинавшегося тогда же солнечного затмения внезапно унесен с земли на небо, и, по объяснению сенатора Юлия Прокула, римляне должны были с тех пор почитать его под именем бога Квирина (рассказ о войне с городом Фиденами повторяется почти таким жe образом в 424 г., а борьба с веями имеет чудесный характер вследствие убитых Р. 8.000 этрусков);

2. R. Momyllus, последний римский император, прозванный после свержения с престола также Августулом; он был сыном паннонца Ореста, который служил у Аттилы, был послан им в качестве посланника в Константинополь и впоследствии был на службе у западноримских императоров. Он сделался римским патрицием и наместником в Галлии в 475 г. от Р. X. и оттуда направился в Италию, где добыл своему только 16-летнему сыну Р. престол, хотя правил сам вместо него. Но уже в следующем году ругиец Одоакр уничтожил слабую Римскую империю, чтобы основать на ее месте королевство Итальянское, и предоставил молодому императору, которому он даровал жизнь и свободу, ежегодный доход из Кампании. Рrосор. b. g. 1, 1, Iord. r. Get. 45 слл.

РОМУЛА ДОМ

РОМУЛА ДОМ - Casa Rumuli, древняя, крытая соломой хижина над Луперкалом, наверху Гермала (Germalum); в ней, по преданию, жил Ромул у Фавстула. Она тщательно была оберегаема до времен императоров, но сгорела при Августе. Dio Cass. 48, 43. V erg. A. 8, 654.

РОМУЛЕЯ

РОМУЛЕЯ - Romulĕa, древний город гирпинов в Самнии, построенный в горах между Eclаnum и Pons Aufidi, при дороге, ведшей из Беневента в Тарент; в 3-ю Самнитскую войну этот город был разграблен и уничтожен римлянами; н. Bisaceia. Liv. 10, 47.

РОРАРИИ

РОРАРИИ - Rorarĭi, см. Acies, Боевой строй.

РОСТРЫ

РОСТРЫ - Rostra, 1. 'έμβολα, т. е. две большие, сильно выступавшие балки, снабженные железными остриями, они прикреплялись к передней части военного корабля под самым уровнем моря и назывались клювами. Ими старались попасть неприятельским кораблям в бок, чтобы пробить их и пустить ко дну. ср. Maritimum bellum, Морское сражение, 4. Отнятые у антиатов Р. были повешены в Риме на форуме в виде трофеев, и с тех пор слово Р. обозначает 2) ораторскую кафедру и окружавшую ее часть форума; см. Roma, Рим, 15.

РОСЦИИ

РОСЦИИ - Roscĭi, 1. L. Roscius, посланный в качестве посла в город Фидены, был убит жителями этого города. Liv. 4, 17;

2. Sext Roscius из Америи в Умбрии, после умерщвления его отца Секста, конфискации имения во времена Сулловых проскрипций, покупки его вольноотпущенником Суллы, Хрисогоном, и разделения добычи с двумя Р., был изгнан из отцовских поместий и даже обвинен впоследствии К. Еруцием в отцеубийстве; однако Цицерон с большим умением и успехом защитил его речью в 80 г. до Р. X. Plut. Cic. 3. Cic. off. 2, 14, 51. Gell. 15, 28;

3. один из знаменитейших и любимых публикой римских актеров. Рожденный в рабстве, он происходил из деревушки Селония при Ланувье, впоследствии выкупил себя на волю и стал носить имя Квинта Росция Галла. Одаренный от природы стройным, гибким станом, он сумел посредством тщательного изучения мимики, а в особенности тем, что наблюдал за мимикой самых значительных ораторов на форуме, придать этому дару природы столько стройности и привлекательности, что его venustas была всеми признана и восхваляема. Будучи уже актером, он все-таки не оставлял занятия мимикой, так что о нем рассказывают, будто он не сделал на сцене ни одного жеста, о котором дома не подумал и которого не изучил. Cic. de or. 1, 59. Cic. Arch. 8. Он занимался своим искусством также теоретически и написал сравнение между ораторским и сценическим искусством, почему и был назван Горацием (ер. 2, 1, 82) doctus Roscius (ср. также Aesopus, Эзоп). Он был наиболее уважаемый любимец римской публики, и величайшие государственные мужи, как, напр., Сулла и Цицерон, вели с ним дружбу, тем более что он был велик также как человек. Он содержал также театральную школу, пребывание в которой, служило рекомендацией каждого воспитанного в ней молодого актера. Cic. Rosc. cоm. 10. 11. Р. играл более всего в комедиях, а именно, против обычая тогдашних актеров, чаще всего без маски и был неподражаем в представлении страстей и таких ролей, которые требовали живой жестикуляции. Cic. de or. 2, 57. 3, 26. За свои труды он получал довольно значительное вознаграждение. Plin. 7, 40. Как кажется, он покинул сцену только незадолго до смерти. Умер он в 62 г. до Р. X. Цицерон защищал его против обвинения К. Фанния Хереи из-за преданного ему раба (по имени Панурга), которого он должен был обучить сценическому искусству. Между тем раб был убит неким Флавием. В процессе дело шло о том, как разделить вознаграждение, данное Флавием сперва Росцию, а потом Фаннию;

4. Луций Росций Оттон, народный трибун в 67 г. до Р. X., издал закон о театральных представлениях;

5. Л. Росций Фабат, приверженец Цецаря, пал в 43 г. до Р. X. в битве при Мутине. Cic. ad. fam. 10, 33.

РОТОМАГ

РОТОМАГ - Rotomăgus (у Птолемея ΄Ρατόμαγος), главный город велиокассов в Gallia Lugdunensis, на правом берегу Секваны; н. Руан.

РУБЕЛЛИИ

РУБЕЛЛИИ - Rubellĭi, 1. (С.) Rubelius Blandus, предложил в 20 г. от Р. X. сослать (aqua et igni interdicere) Эмилию Лепиду за то, что она спросила предсказателей о семействе Цезаря. Tac. ann. 3, 23. 51. Он пользовался таким уважением в глазах Тиберия, что тот выдал за него Юлию, вдову Нерона и внучку Тиберия. Tac. ann. 6, 27;

2. Rub. Plautus, сын предыдущего; за него хотела выйти замуж и возвести на престол Агриппина. Tac. ann. 13, 19. Это обстоятельство и другие обстоятельства, которыми Нерон воспользовался против него, повлекли за собой его изгнание в Азию в 62 г. от Р. X. (Tac. ann. 14, 22). Там он был умерщвлен по приказанию тирана, когда возросло недоверие Нерона благодаря подстрекательствам Тигеллина. Tac. ann. 14, 57 слл. Р. был приверженцем стоической философии и человеком твердого характера;

3. Rub. Blandus, является у Ювенала (8, 39 слл.) человеком тщеславным и чрезвычайно гордившимся своим знатным происхождением.

РУБИКОН

РУБИКОН - Rubĭco, ο̉ ΄Ρουβίκων, пограничная речка между собственно Италией и Галлией цизальпинской; впадает в Адриатическое море (н. Pisatello). P. замечателен в истории переходом через него Цезаря. Cic. Phil. 6, 3. Suet. Caes. 31.

РУБРА САКСА

РУБРА САКСА - Rubra Saxa, скалы в Этрурии при речке Кремере у Фламиннийской дороги. Cic. Phil. 2, 31; Liv. 2, 49. Tac. hist. 3, 79. Там в 312 г. от Р. X. Константин Великий победил Максенция.

РУБРИИ

РУБРИИ - Rubrĭi, 1. Р., народный трибун, вместе с К. Гракхом был виновником издания названного его именем закона об основании колонии на месте разрушенного Карфагена (в 123 или 122 г. до Р. X.). Plut. С. Gracch. 10;

2. помощник и товарищ известного Верреса. Cic. Verr. 1, 25;

3. Q. Rubr., весьма честный муж, которого одарял Веррес. Cic. Verr. 3, 80;

4. L. Rubr., римский сенатор и приверженец Помпея, был взят в 49 г. Цезарем при Корфинии в плен и отпущен на волю. Caes. b. c. 1, 23;

5. M. Rubr., известен тем, что исправлял должность младшего Катона в Утике (46 г. до Р. X.). Plut. Cat. min. 62;

6. P. Rubrius, был обвинен в 15 г. от Р. X. в оскорблении имени Августа, но оставлен Тиберием без наказания. Tac. ann. 1, 73;

7. Rubr. Fabatus, избег в 32 г. от Р. X. наказания за участие в заговоре против Тиберия. Tac. ann. 6, 14;

8. Rubr. Gallus, римский полководец при Нероне, перешел впоследствии к Оттону и противодействовал по побуждению Сабина Вителлию в пользу Веспасиана. Под начальством последнего он с отличием сражался против сарматов. Р. жил еще во времена Домициана. Tac. hist. 2, 51. 99;

9. Rubr., Gallus, может быть, сын предыдущего, издал закон об обеспечении свободы вольноотпущенников даже против желания наследников завещателя. Plin. ep. 4, 9.

РУБРИКАТ

РУБРИКАТ - Rubricātus, ΄Ρουβρίκατος,

1. река в северо-восточной части тарраконской Испании, впадающая ниже Барчино; н. Льобрегат. Mela. 2, 6, 5;

2. нумидийская река, берущая начало в горах Тамбесских и впадающая на восток от Гиппона; н. Sebűs.

РУБЫ

РУБЫ - Rubi, небольшой город Певцетов в Апулии, отдаленный, по одним, на 23, по другим - на 30 римских миль от Канузия; н. Ruvo. Horat. Sat. 1, 5, 94.

РУГИИ

РУГИИ - Rugĭi, значительное племя на берегу Северной Германии, между Виадром и Вистулой, где оно сохранилось еще в именах Рюген, Рюгенвальде, Рега и в названии города этого народа, Регенвальде, ΄Ρούγιον. Tac. Germ. 43. Исчезнув на долгое время, Ругии внезапно появляются при нашествии Аттилы.

РУДИИ

РУДИИ - Rudĭae, ΄Ρουδία, н. Ротильяно (Rotigliano), город в Апулии, находившийся между Венузией и Брундузием, родина поэта Енния. Эта часть страны, область певцетов, стала впоследствии считаться принадлежащей к Калабрии; этим объясняется то, что Енней называется калабрийцем (Calabrae Pierides, Horat. Od. 4, 8, 20).

РУЗЕЛЛЫ

РУЗЕЛЛЫ - Rusellae, ΄Ρουσέλλαι, был прежде довольно значительный город в Этрурии (один из 12 союзных городов), лежавший на вершине горы при Аврелиевой дороге, на восток от Прелийского озера, и завоеванный и колонизированный римлянами, хотя и не получил большого значения. Liv. 10, 4. 37. 28, 45. Еще поныне почти совсем сохранились у деревни Москоне, недалеко от Розелло, колоссальные стены, состоящие из неправильно отесанного плитняка и имеющие в окружности 10.000 футов.

РУМИНА

РУМИНА - Rumīna (Rumina), богиня-покровительница молодых стад у римлян; она же доставляет детям пишу из материнской груди (Ромул и Рем были вскормлены волчицей при ficus Ruminalis). Как божеству пастухов, ей приносили в Луперкале жертвы, состоявшие из молока; ее святилище находилось при Луперкале, рядом с ficus Ruminalis. Невдалеке на Велабре, при Forum boarium, стояло также святилище ларов и находилась могила Акки Лавренции, которая в позднейшее время отождествялась с Руминой. Ruminus было прозвище Юпитера.

РУПИЛИИ

РУПИЛИИ - Rupilĭi, 1. P. Rup., бывший первоначально простым работником, при помощи дружественного ему Сципиона Младшего достиг в 132 г. до Р. X. консульства. Cic. Lael. 20, 73. Против приверженцев старшего Гракха он действовал с большой строгостью. Впоследствии он отправился в свою провинцию Сицилию и счастливо окончил там войну рабов, предводительствуемых Евном. Он оказал большие услуги Сицилии устройством внутреннего управления. Val. Max. 2, 7, 3. Oros. 5, 9;

2. его брат, L. Rup., несмотря на поддержку Сципиона, безуспешно домогался консульства;

3. P. Rup. Rex из Пренесты, бежал к Бруту, будучи приговорен в 43 г. Октавианом к опале, и поссорился в лагере Брута с Горацием, который, как говорят, отомстил ему веселой сатирой (1, 7).

РУС

РУС - Rhus, ΄Ρου̃ς, город в Мегариде к северу от Мегары, названный, может быть, именем дерева ρου̃ς (из коры которой приготовляли кожу); в нем было несколько храмов и гробниц героев. Pint. Thes. 27. Paus. 1, 41, 2.

РУСКИНОН

РУСКИНОН - Ruscĭno, ο̉ ΄Ρουσκίνων, река в нарбонской Галлии, берущая начало в Пиренейских горах и впадающая на востоке в Галльский залив. Она называлась также Телис, откуда произошло нынешнее имя ее Тет. При ней лежал город Русцинон; н. Castel Roussillon. Liv. 21, 24. Strab. 4, 182.

РУСТИК

РУСТИК - Rustĭcus, римское прозвание, которое находим отчасти у Фабиев, отчасти у Юниев (преимущественно у последних). Самый главный

1. стоик Iunius Rusticus, наставник и друг Марка Аврелия, от которого он несколько раз (вторично в 162 г. от Р. X.) получал консульство. Рустик занимал также должность городского префекта;

2. см. Iunii, Юнии, II, с. 7;

3. см. Fabii, Фабии, 27.

РУТЕНЫ

РУТЕНЫ - Rutēni, ΄Ρουτηνοί, галльское племя, жившее отчасти в Аквитании (Арверны), отчасти в провинции. Главный их город был Сегодун (Rhodez) при реке Веронии (Aveyron). Caes. b. g. 1, 45. 7, 7. 75. Strab. 4, 191.

РУТИЛИИ

РУТИЛИИ - Rutilĭi, род, состоявший из одной патрицианркой и одной плебейской ветви:

1. P. Rut., народный трибун и противник цензора Тиб. Семпрония Гракха в 169 г., который перевел его в низший класс граждан. Liv. 44;

2. P. Rut. Rufus, воспитанник Панэтия, который наставлял его в учении стоиков, друг Лелия и Сципиона (Cic. off. 3, 2, 10. Cic. Lael. 27, 101), участвовал в нумантийской войне в качестве трибуна, служил легатом под начальством Метелла в Югуртинской войне, в 109 г. до P. X. (Sall. Iug. 50), потерпел в 108 г. неудачу в домогательстве консульства, но был избран впоследствии (в 105 г.) и отличался справедливой строгостью к солдатам. Val. Max. 2, 3, 2. Он был противником Сатурнина, отправился в 99 г. с понтификом Сцеволой в Азию, управлял затем этой провинцией и отличался также тут справедливым и строгим правлением, что заставило откупщиков податей обвинить его перед судом. Он был осужден и провел остальную часть жизни в Смирне, занимаясь науками. Cic. Brut. 22, 85. Cic. Rab. Post. 10, 27. Cic. fin. 1, 3, 7. Он был отличный оратор и возбуждал даже в позднейшее время удивление своими речами. Suet. Oct. 89. В Смирне он, кажется, составил сочинение о событиях своей жизни (Tac. Agr. 1); написал по-гречески римскую историю; он же считается автором нескольких юридических сочинений. О нем ср. Peter, hist. Rom. reliqu., I, 187 слл.;

3. P. Rut., будучи консулом 90 г. до Р. X., проиграл битву против союзников, под начальством Веттия Катона, и вскоре затем умер от ран. App. b. с. 1, 40 слл.;

4. P. Rut. Lupus, народный трибун в 56 г. до Р. X. и приверженец Помпея, бежал от Цезаря из Италии и управлял в 48 г., по поручению Помпея, провинцией Ахеей. Caes. b. c. 3, 55. Cic. ad Att. 9, 1, 2. Cic. ad. fam. 1, 2, 2;

5. L. Rut. Lupus, римский ритор; см. Lupus, Лупус;

6. Clauius Rut. Namatianus, см. Namatianus, Намациан.

РУТУЛЫ

РУТУЛЫ - Rutŭli, ΄Ρούτουλοι, италийское племя в позднейшем Лациуме, с главным городом Ардеей, были покорены римлянами; с тех пор их имя исчезло в истории. Liv. 1, 57. Verg. Aen. 7, 409. 791. 10, 108 и в других местах. Strab. 5, 228 сл. 231 сл.

РУФ

РУФ - Rufus, 1. врач из Эфеса во времена Трояна, оставивший нам, кроме нескольких других сочинений, также сочинение по анатомии;

2. писатель, к которому Плиний написал несколько писем (ср. Plin. ep. 5, 21. 9, 38);

3. Sext. Rufus (вернее, Rufus Festus), живший во времена императора Валента, ок. 369 г. от Р. X., составил обзор римской истории (названный breviarium и назначенный быть, вероятно, учебником), который не заслуживает внимания ни по своему содержанию, ни по своему языку. Главными его источниками были для древнейшего периода извлечения из Ливия и Евтропия; а для истории своего времени он, вероятно, воспользовался официальными известиями, газетами и военными рапортами. Замечательные издания: Verheyk (1762), Tzschucke (1793) и Wend. Foerster (1874) и трактат Jacobi (1874). Кроме того, слово Р. часто служит cognomen, особенно в семействах Цециллиев, Минуциев и Помпеев.

РУФИЙ

РУФИЙ - Rufĭus, см. Avienus, Авиен.

РУФИН

РУФИН - Rufīnus, 1. галл, поступивший во времена Феодосия Великого в римское войско; он сделался начальником телохранителей и в 394 г. от Р. X. получил во время борьбы Феодосия с Евгением в управление Восток. После смерти Феодосия ему была поручена опека над несовершеннолетним Аркадием; однако он властвовал с такой суровостью и жестокостью и до того предался своей скупости и корыстолюбию; что вскоре подвергся общественной ненависти. Подобно тому как он проложил себе интригами дорогу к своему высокому положению, он точно так же старался выдачей замуж своей дочери за слабохарактерного императора упрочить его еще более; между тем, однако, Евтроний воспользовался путешествием на Восток, чтобы расстроить сватовство. Тогда Р. вошел в сношения с гуннами; но когда Стилихон, министр Западной империи, стал приближаться с войском, Руфин был убит публично на глазах Аркадия посланным от Стилихона готом Гайнасом (395 г. от Р. X.). Zos. 4, 51 слл. 5, 7;

2. грамматик из Антиохии, составитель commentarii in mеtra Terentiana и трактата о метрах ораторов, изданы Кейлем: Keil, gramm., Lat.,VI, p. 547 слл.

РУФРИЙ

РУФРИЙ - Rufrĭum, город гирпинов в Самнии, н. Ruvo (Liv. 8, 25); его не должно смешивать с Rufrae, городом в Кампании, н. Lacostа Rufaria. Verg. Aen. 7, 739.

РУЧАТЕЛЬСТВО

РУЧАТЕЛЬСТВО - 'Άδεια, ручательство, даваемое государством какому-нибудь лицу в том, что последнее безопасно и безнаказанно может совершить известные действия (venia, fides publica). Демосфен сопоставляет α́δειαν с особыми почетными отличиями, напр. с правом носить венок (Mid. 525, 2). В α́δεια нуждались, напр., рабы и чужестранцы, когда хотели сделать донос (μήνυσις) о каком-либо преступлении, угрожающем государственной безопасности (Lys. Agor. 55. Andoe. myst. 12. 15. Plut. Pericl. 31). Также и для внесения предложения о снятии с государственного должника его долга и атимии необходимо было предварительно получить αδειαν. Кроме того, сам государственный должник, не получив такой α́δεια, не мог участвовать в государственных делах. Обыкновенно α́δειαν давало вече, в некоторых особых случаях - совет.

Предыдущая страница Следующая страница