Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")

САЛМОНЕЙ

САЛМОНЕЙ - Salmōneus, Σαλμωνεύς, сын Эола (см. Эол), муж Алкидики, потом Сидеро, имевший от первого брака дочь Тиро (Туrо). Ноm. Od. 11, 235. Из Фессалии он переселился в Элиду и там основал город Салмону. Т. к. он осмелился ставить себя наравне с Зевсом и пытался подражать его грому кожами и котлами или своей колесницей и молниям-факелами, то Зевс убил его молнией и наказал в подземном царстве, город же его был разрушен. Verg. Aen. 6, 585 слл. Apollod. 1, 9, 7.

САЛМОНИОН

САЛМОНИОН - Salmonĭum, Σαλμώνιον, восточный мыс на Крите, н. мыс Salmon. Strab. 2, 106. 10. 472. 474.

САЛОНИИ

САЛОНИИ - Salonĭi, 1. P. Salonius, участвовал в 342 г. до Р. X. в качестве военного трибуна в восстании войска, расположенного лагерем при Капуе. Liv. 7, 41;

2. Salonia, дочь писца, вторая жена Катона Старшего и мать Катона Салонийского.

САЛОНЫ

САЛОНЫ - Salōnae или -na, Σαλω̃ναι, Σάλων, главный город Далмации, при заливе, который и теперь еще называется тем же именем, необыкновенно важный пункт для римлян вследствие своего стратегического положения и своей гавани, своими предместьями простиравшийся до горного прохода Клиссуры, через который был единственный доступ с суши в Далмацию. Этот город - родина императора Диоклетиана; на три римские мили южнее находилась его великолепная вилла, от которой уцелели значительные остатки. После того как готы разрушили С., жители поселились в Спалате. Caes. b. c. 3, 8, 9. Strab. 7, 315. Eutr. 9, 27, 16.

САЛТАЦИОН

САЛТАЦИОН - Saltatĭo, см. Όρχηστική, Танец.

САЛЬВИИ

САЛЬВИИ - Salvĭi.

К роду Сальвиев принадлежали:

1. Salvius, который в 43 г. в качестве народного трибуна своим veto не позволил сенату изгнать Антония и впоследствии был убит во время проскрипций. App. b. с. 4, 17;

2. чтец и библиотекарь Аттика. Cic. ad Att. 16, 2;

3. M. Salv. Otho, дед императора Оттона, родом из Этрурии, попал в число сенаторов благодаря влиянию Ливии. Suet. Oth. 1;

4. его сын, L. Salv. Otho, временщик Тиберия, человек очень строгий, особенно к солдатам в Иллирии, был некоторое время наместником в Африке и открыл заговор, составленный против жизни императора Клавдия. Suet. Oth. 1. Plut. Oth. 13. Tac. hist. 2, 23;

5. его старший сын L. Salv. Otho Titianus был два раза консулом (в 52 и 69 гг. от Р. X.), потерпел поражение при Бедриаке (см. Бедриакум) в 69 г. в борьбе с Вителлием, после чего он был взят в плен врагами, которые, однако, пощадили его. Suet. Oth. 1. Plut. Oth. 13. Tac. hist. 2, 23;

6. M. Salv. Otho, младший брат предыдущего, родившийся в 32 г. от P. X., участвовал в оргиях Нерона, с которым он часто проводил время в молодости, был послан им в Лузитанию в качестве наместника, сперва перешел на сторону Гальбы, при его возведении на престол, потом был виновником его убиения (69) и на короткое время вступил на императорский престол, которым он пожертвовал после поражения своих отрядов при Бедриаке, лишив себя добровольно жизни (16 апреля 69 г.). Suet. и Plut. в жизнеописании Отона. Tac. hist. l. 1 и 2. Juv. 2, 99 слл. Dio Cass. 64, 7 слл;

7. С. Salv. Liberalis, оратор, особенно восхваляемый Плинием (ер. 2, 11. 3, 9).

САЛЮС

САЛЮС - Salus, олицетворение здоровья и благополучия у римлян. Она означала или здоровье, наравне с греческой Гигиеей (Ύγίεια), особенно здоровье римского народа, или общественное благополучие государства. В 180 г. до Р. X., когда город прстигла моровая язва, ей, как олицетворению здоровья римского народа, обещали наравне с Аполлоном и Эскулапом подарки и золотые статуи (Liv. 40, 37). Salus publica с 302 г. до Р. X. имела храм на Квиринале. Liv. 9, 43. 10, 1. В более древние времена ежегодно, приблизительно около времени вступления в должность консулов, устраивалось augurium salutis, при котором вопрошали богов, можно ли их просить о благополучии государства. Этот обряд был возобновлен Августом и продержался после него еще несколько столетий. С., как и Фортуна, изображалась с рулем, с шаром у ног, с жертвенной чашей в правой руке, совершая возлияние на жертвенник, по которому взвивалась змея.

САЛЮТ

САЛЮТ - см. Салютация.

САЛЮТАЦИЯ

САЛЮТАЦИЯ - Salutatĭo, обычное утреннее приветствие или хождение на поклон, с которым обыкновенно клиенты являлись в первые два утренних часа к своим патронам, после чего они сопровождали их при выходе. Вообще знатные мужи принимали каждое утро многочисленные посещения своих друзей и почитателей, желавших засвидетельствовать им свое почтение. Они собирались в vestibulum (переднем дворе), когда еще было темно и после того. Как произносили своему патрону утренний привет «ave», им подавали закуску в корзинках (sportulae, см. Спортула), за которой впоследствии следовали горячие блюда и наконец раздача денег. Относительно утренних приемов у императоров ср. Friedländer, Sittengeschichte Roms I., стр. 120 слл. ср. также рассуждение Heuermann'а (1875).

САЛЮТАЦИЯ, САЛЮТ

САЛЮТАЦИЯ, САЛЮТ - Salutatĭo,

обычное утреннее приветствие или хождение на поклон, с которым обыкновенно клиенты являлись в первые два утренних часа к своим патронам, после чего они сопровождали их при выходе. Вообще знатные мужи принимали каждое утро многочисленные посещения своих друзей и почитателей, желавших засвидетельствовать им свое почтение. Они собирались в vestibulum (переднем дворе), когда еще было темно и после того. Как произносили своему патрону утренний привет "ave", им подавали закуску в корзинках (sportulae, см. это слово), за которой впоследствии следовали горячие блюда и наконец раздача денег. Относительно утренних приемов у императоров ср. Friedländer, Sittengeschichte Roms I., стр. 120 слл. Ср. также рассуждение Heuermann'а (1875).

САМА

САМА - Same, Σάμη, см. Cephallenia, Кефалления.

САМАРИЯ

САМАРИЯ - Samarea, см. Palaestina, Палестина.

САМАРОБРИВА

САМАРОБРИВА - Samarobrīva, Σαμαροβρίουα, т. е. мост через Самару, позднее Ambiani, главный город амбианов на реке Самаре (н. Сом) в Gallia Belgica, нынешний Амьен; некоторые ошибочно принимают этот город за St. Quentin или St. Bray sur Somme. Caes. b. g. 5, 24. 46. 53. Cic. ad. fam. 7, 11. 12. 16.

САМБУКА

САМБУКА - Sambūca, 1. см. Πολιορκία, Осада, 14;

2. см. Musica, Музыка, 9.

САМНИЙ

САМНИЙ - Samnĭum, см. Sabini, Сабины.

САМОННИК

САМОННИК - Samonnĭcus, см. Serenus, Серен, 1.

САМОС

САМОС - Samus, Σάμος,

1. н. Само или (по-турецки) Сусам Адасси, остров близ берега Лидии, отделенный проливом шириной в 7 стадий от Микальского мыса, продолжение которого проходит через остров под названием 'Άμπελος. С. имеет 600 стадий в окружности; на западной стороне он защищен страшными утесами, на северо-западе имеет естественную гавань, на юго-западе верфь, которая некогда была защищена каменной стеной. На этом острове в древности не было хороших вин, как можно было бы ожидать, судя по названиям тамошних гор, но вообще он был богат прекраснейшими изделиями, особенно славились на С. гончарные изделия и так называемые самосские камни, служившие для полировки. Главной богиней была там Гера, в честь которой праздновались. 'Ήραια и Τόνεια, и храм, который еще во времена римлян считался священным. Cic. Verr. 2, 1, 19. Город С. был единственным значительным пунктом на острове. Расположенный на южном берегу, он был защищен стенами и крепостью Астиналеей и славился великолепными постройками в гавани и многочисленными пышными храмами. Сперва здесь жили лелеги под начальством потомков Анкея, потом ионийцы под предводительством эпидаврийца Прокла заняли остров, который между ионийскими городами первый достиг значительной степени процветания мореходством, торговлей и промыслами. Hdt. 4, 152. Самосцы первые ок. 704 г. до Р. X. построили триеры. Thuc. 1, 13. После убиения тирана Дометела геоморы управляли под персидским владычеством, но в раздоре с демом, пока Поликрат ок. 500 г. до Р. X. не сделался тираном, распространив свою власть на Циклады. Немного спустя после его смерти остров, жестоко опустошенный, был передан Дарием Гистаспом его брату Силосону, который управлял им под персидским владычеством. Hdt. 3, 129 слл. Самосцы участвовали в восстании ионийцев, но в сражении при маленьком острове Ладе (против Милета) они перешли на сторону врагов, склоненные к этому Эаком (Αι̉άκης), сыном Силосона; многие же покинули остров. Hdt. 6, 8. Нет сомнения, что именно они в греко-персидские войны в 479 г. до Р. X. призвали греческий флот к малоазиатским берегам для борьбы с персами. Her. 8, 132. 9, 91. Как союзники афинян самосцы удерживали свою независимость; но когда в их споре с Милетом из-за города Приены афиняне начальнически вмешались в это дело, самосцы в 441 г. до Р. X. подняли знамя свободы и, сражаясь храбро под предводительством философа Мелисса, одержали даже победу на море; однако после девятимесячной осады город должен был уступить превосходству силы и таланта Перикла, бывшего тогда полководцем, и зависимость острова была в значительной степени усилена, особенно посредством раздачи полей афинским гражданам. Thuc. 1, 115. Plut. Per. 26. Однако геоморы все еще удерживали свое могущество, пока их попытка ввести олигархию (414 г. до Р. X.) не повлекла за собой окончательного удаления их от участия в управлении островом и полного господства дема. Thuc. 8, 21. 73. Вскоре после завоевания Афин Лизандр покорил и С. (Хеn. Hell. 2, 3, 6), изгнал афинских жителей и образовал новый состав граждан из олигархических беглецов. Plut. Lys. 14. Позднее, в 365 г. до Р. X., С. был вынужден присоединиться к афинскому морскому союзу; однако афиняне вскоре стали выказывать свою гегемонию, клерухи снова возвратились, но после ламийской войны должны были оставить остров, который был передан ионийцам, но затем опять Полисперхоном присужден афинянам. Вследствие войны с Митридатом и с морскими разбойниками остров пришел в большой упадок, его главный город стал незначительным городишком, но еще долго, хотя только по имени, удерживал свою свободу. Остров С. имел значительное влияние на развитие эллинского искусства и наук: Рэк и Феодор основали там школу литейщиков и лепщиков, циклический поэт Теофил, философ Пифагор, эпический поэт Херил родились там, Анакреонт жил там при дворе Поликрата. ср. Panofka, res Samiorum (1822);

2. город в Трифилии, см. Macistus, Макист.

САМОСАТА

САМОСАТА - Samosăta, τὰ Σαμόσατα, главный укрепленный город сирийской провинции Коммагены, на западном берегу Евфрата, с сильной крепостью. Прежде он был столицей местных царей, затем местом постоянного пребывания одного римского легиона. Здесь родился Лукиан. Незначительные остатки находятся при местечке Самсате. Strab. 14, 664. 16, 749.

САМОФРАКИЯ

САМОФРАКИЯ - Samothrāce, Σαμοθράκη, Σάμος Θρηϊκίη, остров в Эгейском море, в 52,5 версте от фракийского берега, против устья реки Гебры. Находящаяся там гора, вышиной в 5.000 футов, называлась Σαώκη или Σάμος. Жители этого острова считаются многими автохтонами, по Геродоту (2, 51), это были пеласги, по другому преданию - дарданы и аркадяне или троянцы. Название острова объясняют различно: или тем, что самосцы и фракийцы поселились там, или тем, что царица амазонок Мирина во время своего похода прибыла туда и торжественно посвятила этот остров матери богов (поэтому он называется ι̉ερὴ νη̃σος). Особенно же известным сделалась С. благодаря своим таинственным богослужениям так называемых кабиров; тамошние мистерии почитались наравне с елевсинскими; даже Филипп Македонский и Олимпиада были посвящены в тайны этого служения. Plut. Alex. 2. Curl. 8, 3, 26. В политическом отношении этот остров не имел особенного значения. В битве при Саламине самофракийцы стояли на стороне персов (Hdt. 8, 90); тогда им принадлежали на материке Сала (Hdt. 7, 59), Серрион, Месамбрия (Hdt. 7, 108) и Темпира. Во времена Суллы морские разбойники ограбили остров и храм, богатый приношениями. Plut. Marc. 30. Plut. Pomp. 24. Ныне остров называется С. Об уцелевших памятниках древности см. роскошное издание: Conze, Hauser, Hiemann: Archäolog. Untersuchungen auf Samothrake с 72 табл. (1875); Neue archäolog. Untersuchungen, с 76 табл. (1880).

САМФОР И КОППАТИЙ

САМФОР И КОППАТИЙ - Σαμφόρας и Κοππατίας, две весьма высоко ценившиеся конские породы, получившие название от выжженных на бедрах знаков букв Сан и Коппа. Arist. Nub. 23, 122. Были еще и другие подобные знаки пород (χαράγματα, καυστήρια - клейма); так, напр., название Буцефал, говорят, происходит от такого знака. В Греции, особенно богатые молодые люди, с большой охотой занимались коннозаводством, и страсть гиппотрофов до красивых лошадей доходила часто до самой бессмысленной расточительности (μανικαὶ ι̉ππώνειαι). Цены на лошадей были высокие. Охота до животных простиралась и на собак, и любители охоты усердно заботились о поддержании хороших пород. Больше всего славились лаконские, молосские и фракийские породы. Μελιται̃α κυνίδια (названные именем острова Мелита у иллирийского берега) были маленькие собачки, которых держали для развлечения.

САНА

САНА - Sane, Σάνη,

1. город на западном берегу македонского полуострова Паллены, на юг от Потидеи, колония андросцев. Hdt. 7, 123. Thuc. 4, 109. 5, 118;

2. город на Македонском полуострове Акте, на самом узком месте, там, где Ксеркс велел прокопать полуостров и устроить канал для флота. Hdt. 7, 22.

САНГАРИЙ

САНГАРИЙ - Sangarĭus, Σαγγάριος, н. Sakarja, после Галиса самая значительная река в Малой Азии, вытекает из горы Адорея на границе Галатии; сперва течет на северо-восток, затем, принимая северо-западное направление, образует границу со стороны Вифинии и на северо-запад от Прусы впадает в Эвксинский Понт; она была очень богата рыбой. Ноm. Il. 3, 187. 16, 719. Strab. 12, 543.

САНДАЛИИ

САНДАЛИИ - Σανδάλιον, см. Vestis, Одежда, 6.

САНДОН

САНДОН - Sandon, Σάνδων, см. Hercules, Геркулес, 17.

САНК

САНК - Sancus, Semo Sancus (от sancire), сабинское божество, перенесенное в Рим, которое первоначально должно было означать небо; оно отождествлялось с Dius Fidius (Ζεὺς πίστιος) как божество договоров и супружества. Позднее его сравнивали и смешивали с Геркулесом. Его почитали на тибрском острове под названиями Sancus, Sanchus, Sangus, Sanctus, и на Квиринале у него было святилище, построенное Титом Тацием. Ему были посвящены июньские ноны. Ov. fast. 6, 213. Liv. 8, 20. 32, 1. Prop. 4, 9, 71.

САНКВИНИИ

САНКВИНИИ - Sanquinĭi, 1. Sanqu. Maximus, достиг консульства при Калигуле в 39 г. от Р. X., позднее был сделан наместником в Нижней Германии и умер в 47 г. Tac. ann. 6, 4. 11, 18;

2. один из обвинителей Арунция, за что он после свержения с престола Сеяна был привлечен к ответственности. Tac. ann. 6, 7.

САНТОНЫ

САНТОНЫ - Santŏnes, -ni, Σάντονες, - ωνες, - νοι, могущественный и многочисленный народ в аквитанской Галлии, живший на севере от Гарумны (Гаронна) между пиктонами и битуригами-вифисками до Атлантического океана, с главным городом Медиоланом, н. Сент (Saintes). Caes. b. g. 1, 10. 3, 11. 7, 75.

САНТРА

САНТРА - Santra, древний римский грамматик, имя которого часто упоминается; он написал несколько сочинений, особенно одно de verborum antiquitate и другие исторического и антикварного содержания. Кажется, он объяснял также и древних римских поэтов. Quint. 12, 10, 16. Gell. 7, 15. Suet. gramm. 14. Время его жизни нельзя определить с точностью.

САНХУНИАФОН

САНХУНИАФОН - Sanchuniāthon, Σαγχουνιάθων, происходил, как полагают, из Берита в Финикии и, по мнению одних, жил во времена Семирамиды, по другим же во время Троянской войны и написал историю Финикии, которую Филон из Библа перевел на греческий язык и издал, разделив ее на 8 или на 9 книг. Некоторые отрывки из этого сочинения сообщает Евсевий (рrаер. ev. 1, 6. 7). Эти отрывки носят отпечаток восточного происхождения; но уже рано стали подозревать в подделке их Филона; другие, напротив того, видят в этих остатках древние предания, хотя и измененные местами Филоном и дополненные им. (Отрывки собраны И. Э. Орелли, 1826.) Movers полагает, что С. есть не что иное, как название всех священных книг финикийцев и что Филон не без цели поставил в заглавии своего сочинения это имя, из которого он сделал историка старше себя, чтобы таким образом придать больше значения своему произведению, как будто в нем содержится древнефиникийское учение; в сущности же, это была книга, сложенная из финикийских, египетских и эллинских частей, которая, однако, если бы сохранилась, пролила бы много света на историю этих народов. Новые исследования дали в результате подлинную форму этого имени Sanchônjathon, и первая часть сводится к имени финикийского божества, называвшегося Санхоном. Рукопись Санхона, найденная будто бы в португальском монастыре (издал ее и перевел Wagenfeld, 1836), оказалась поддельной.

САПЕЙЦЫ

САПЕЙЦЫ - Sapaei, Σαπαι̃οι, фракийский народ, живший на горах Пангейских, между озером Бистонийским и морским берегом, у сапейских ущелий и дальше по ту сторону гор. Hdt. 7, 110. Strab. 10, 457. 12, 549.

САПОЖНИК

САПОЖНИК - Sutor, σκυτοτόμος, шорник; sutor cerdo или s. veteramentarius, С. или башмачник, занимавшийся особенно починкой обуви. С. работали, как и сейчас, сидя. Для резанья кожи они употребляли разного рода ножи: нож режущий по прямой линии - scalprum, σμίλη, σμιλίον, по кривой или круглой линии - culter crepidarius, τομεύς, περιτομεύς. Сшивали они кожу вместо дратвы жилами животных, проколов предварительно дырочки с помощью шила, subula, fistula sutoria, ο̉πήτιον, ο̉πεύς, κεντητήριον. Шили они обувь на колодках, forma calcei, καλάπους, καλόπους, καλοπόδιον; на них же они выравнивали ее и чернили ваксой. ср.: Blümner, Technologie und Terminologie, I, стр. 268 слл.

САПРИПОРТ

САПРИПОРТ - Sapriportus, см. Sacriportus, Сакрипорт, 2.

САПФО

САПФО - Sappho, Σαπφώ, в эолийском наречии Ψάπφα, величайшая поэтесса у греков, родилась в Митилене на Лесбосе или в маленьком лесбосском городке Ересе и жила между 628 и 568 гг. до Р. X. О ее жизни мы знаем немного. Она была замужем за богатым человеком из Андроса, от которого у нее была дочь по имени Клайда. Бежав с Лесбоса, она некоторое время жила в Сицилии, а в позднейшие свои годы в Митилене в кругу молодых, преданных ей девиц, которых она обучала музыке и поэзии. По принципам, высказанным ею в ее стихотворениях, и по самым достоверным свидетельствам древности, она была почтенная женщина беспорочного и строгого образа жизни; однако в позднейшее время не приминули набросить тень на ее доброе имя и истолковывать в дурную сторону ее отношения к младшим подругам. Сочинили также, будто она была в преступной связи с одним юношей по имени Фаоном и будто, отвергнутая и покинутая им, в отчаянии бросилась в море с Левкадских скал. Такая клевета произошла большей частью от аттических писателей комедий и имела основание в ее стихотворениях, в которых преимущественно воспевалась любовь. см. Welker, Sappho, Von einem herrschenden Vorurtheile befreit (Kl. Schriften, II, p. 80 слл.). Между ее эротическими (= любовными) стихотворениями особенно отличались эпиталамии (см. Лирики); она также сочиняла гимны в честь богов, и, если верить сообщению Свида, эпиграммы, элегии и ямбы. Подлинность трех эпиграмм, сохранившихся под ее именем, сомнительна. Из ее лирических стихотворений, написанных на эолийском наречии и по большей части в размере сапфическом, названном по ее имени, хотя и не изобретенном ею, к сожалению, кроме нескольких небольших отрывков, уцелели только две полные оды. В этих незначительных остатках мы и теперь еще узнаем восхваляемые в ней достоинства: глубину и задушевность чувств, нежность и грациозность, с которой она, при величайшей откровенности и наивности, выражает горячие чувства своего сердца, известный, благозвучный язык, приятную мягкость ритмов. Из римских поэтов Катулл удачно подражал ей. Отрывки собрали: Volger (1810) и Neue (1827), лучше всего Bergk в poet. lyr. Graec., p. 874 слл.

САРАНГИ

САРАНГИ - Sarangae, Σαράγγαι, - γει̃ς, народ в персидской провинции Согдиане. Hdt. 3, 93. 117. 7, 67.

САРАПИС

САРАПИС - Sarāpis, Σάραπις, египетское божество душ усопших, к которому взывали об исцелении, как к имеющему власть над жизнью и смертью, почему многие принимали его за Асклепия (Эскулапа). В Египте его культ появился только во времена Птолемеев после того, как первый Птолемей велел принести его изображение из Синовы. Tac. hist. 4, 83. Его культ перешел также в Грецию и в Рим и сильно распространился, несмотря на гонения со стороны государства. Его изображали подобно Плутону.

САРАЦИНЫ

САРАЦИНЫ - Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле.

САРДАНАПАЛ

САРДАНАПАЛ - Sardanapālus, Σαρδανάπαλος или Коносконколер, назывался обыкновенно (по Ктесию) последним царем так называемого Древнеассирийского царства, которое будто уничтожено мидийцем Арбаком и вавилонянином Белесисом в 9 в. до Р. X. Но т. к. доказано, что царство Нина тогда не погибло, то вероятно, что имя и дела предпоследнего ассирийского царя, при котором (647-625 гг.) начался упадок государства, перенесены на более раннее время, т. к. Ниневия была разрушена только при его приемнике Сараке Набополассаром и Киаксаром (606 г. до Р. X.). Этот последний царь, побежденный врагами после храброго сопротивления, называется также С. Но, исключая это действительно историческое событие, С. почти совсем мифическая личность. На него перенесен миф о боге солнца Сандоне или Сардоне, предавшем себя сожжению, чтобы очиститься. В этом мифе находит себе выражение высшая сила природы, именно соединение силы мужской и женской. С другой стороны, к С. относят особенности восточного образа жизни: одежду, гаремную жизнь и т. п. По понятиям обитателей восточных стран, в лице его соединена могучая героическая сила и сладострастная изнеженность, вследствие чего он является контрастом Семирамиды. Lucian. dial. mort. 2 слл. Ov. Ib. 312.

САРДИНИЯ

САРДИНИЯ - Sardinĭa, Σαρδώ или Σαρδών, после Сицилии самый большой остров (у древних он считался даже больше Сицилии, Hdt. 5, 106), хотя указания относительно его величины (по Strab. 5, 223 он имел 4.000 стадий в окружности, по Plin. 3, 7, 13 - около 565 миль) были весьма различны. По ней с севера на юг тянулись montes insani (Liv. 30, 39), τὰ μαινόμενα 'όρη (ныне не имеющие общего названия, но подразумевалась тут, главным образом, юго-западная часть, нынешние Monte Santo и Monleone), от которых тянутся несколько отрогов к морскому берегу, которые и кончаются мысами, напр., Promunt. Ursi (н. Capo del Orso) на юго-восток при Fretum Taphros, проливе, отделяющем Сардинию от Корсики, рядом с ним к западу Errebantium (н. Punta S. Reparata), Gorditanum (н. С. Falcone), составляющее северо-западную оконечность острова; южная оконечность называлась Chersonesus (н. С. Teulada). Важнейшие, хотя и небольшие, речки были Терм (Termus, н. Теrmо), Цедрис Caedris, н. Cedro, и Фирс (Thyrsus, н. Oristano). Страна была нездорова, но плодородна и богата хлебными растениями, особенно пшеницей, южными фруктами (Cic. de imp. Pomp. 12), овцами особенной породы, во многом похожими на коз, солью, серебром и минеральными источниками; море из рыбных пород доставляло особенно тунцов, ловлей которых у берегов занимаются и в настоящее время. Сардинский мед отзывался особенной горечью, поэтому amarior melle Sardo (Hor. а. р. 376). Растущая там трава, род сельдерея, имела будто свойство искажать черты лица при смехе (Verg. Ecl. 7, 41); отсюда, вероятно, «сардонический смех», risus Sardonicus (Cic. ad. fam. 7, 25). Жители, по мнению одних, переселились из Африки, по другим - они составляли смесь из тирренцев, финикийцев, пунийцев и греков, к которым после Пунических войн присоединились еще римские колонисты. ср. Justin. 18, 7. Hdt. 1, 170. Они носили общее название сардов (Cic. ad. fam. 7, 24), распадались еще и в позднейшее время на разные племена и считались вероломными, злыми и ленивыми, так что даже и в качестве рабов пользовались в Риме дурной славой; отсюда название Sardes venales (Liv. 41, 26. ср. Horat. Sat. 1, 3, 3), за которых не давали большой цены. Они вели совсем дикую жизнь, одевались в шкуры, занимались больше скотоводством, чем земледелием, но с большой храбростью и упорством отстаивали свою независимость как против карфагенян, под властью которых они находились приблизительно до 239 г., так и против превосходных сил римлян (Liv. 23, 40. 41, 21. Tac. ann. 2, 35), и римлянам удалось вполне завладеть одним только прибрежьем. Ок. 450 г. от Р. X. они должны были уступить остров вандалам. Важнейшие города, которые, конечно, никогда не достигали значительного могущества, были: на юге Caralis, н. Cagliari, при заливе того же названия, на севере Olbia, внутри страны Nora, н. Effisio. Strab. 5, 224 сл. Mela. 2, 7, 19.

САРДОНИЙСКОЕ МОРЕ

САРДОНИЙСКОЕ МОРЕ - Sardōum, Sardonĭcum mare, Σαρδω̃ον, Σαρδώνιον πέλαγος, так называлось море, окружающее остров Сардинию; оно считалось самой глубокой частью Средиземного моря. Hdt. 1, 166. Strab. 2, 166.

САРДЫ

САРДЫ - Sardes, αι̉ Σάρδεις (Σάρδιες, Σάρδις), древняя богатая столица Лидии (в первый раз упоминаемая Aesch. Pers. 45. Hdt. 1, 84) и резиденция царей, позднее персидских сатрапов, на северном склоне Тмола и на берегах Пактола. Легкий род построек и соломенные крыши были причинами частых и значительных пожаров, так, напр., жгли этот город киммерийцы (Strab. 1, 61. 13, 627), греки (Hdt. 5, 100), Антиох Великий (Polib. 7, 15 слл.), пока наконец Тамерлан совсем не разрушил его. Во время Тиберия С. лишились большей части своих домов вследствие землетрясения. Strab. 13, 627. Tac. ann. 2, 47. Очень крепок был замок, в котором находилась и сокровищница; к достопримечательностям принадлежали еще могила Алиатта (Hdt. 1, 193) и древний храм Кибелы (Hdt. 5, 102).

САРЕПТА

САРЕПТА - Sarepta, Σάραπτα, город в Финикии, славившийся своим вином, между Сидоном и Тиром. Plin. 5, 19, 17.

САРКОФАГ

САРКОФАГ - Sarcophăgus, σαρκοφάγος,

1. камень, с примесью квасцового сланца, который выкапывали и ломали при Ассе в Мизии, имевший будто то свойство, что ускорял разложение, почему им выкладывали гробы. Plin. 2, 98. 36, 17. Таких гробов находится еще много при Ассе;

2. в переносном значении всякий другой каменный гроб. Самые древние каменные гробы или саркофаги суть египетские, сделанные из известкового камня, реже из базальта или мрамора, обыкновенно украшенные внутри и снаружи иероглифами и изображениями, относившимися к культу. Самые большие и самые красивые состоят из красного или черного гранита; в них хоронили царей или жрецов. В Афинах часто находили гробы, вытесанные в скале и покрытые каменной крышкой, также сделанные из глиняных кирпичей; в Этрурии же встречались особенно длинные гробы из жженой земли, на крышках которых были изображены во весь рост похороненные в них люди. Часто встречаются при этих гробах также урны. Римские саркофаги были четырехугольные ящики с рельефными изображениями и ставились на могилах. Искусство воспользовалось этими каменными гробами для самых разнообразных изображений из области религии, мифологии и сказаний о героях; особенно часто встречаются изображения из цикла мифов о Дионисе и Прометее; часто также попадаются изображения охоты, состязаний, битв, триумфальных шествий и других сцен. С этими каменными гробами как по своему назначению, так и по форме очень сходны египетские ящики для мумий, т. е. деревянные вместилища для набальзамированных трупов. Именно египетские мумии не покоились прямо в саркофагах, но клались в ящики из дерева сикоморы (египетской смоковницы) или в особенного рода обертку из клеенчатого холста. Эти вместилища были как раз пригнаны к телу, но лицо, вырезанное на крышке, не представляло покойника, а Осириса или Изиду. Этими масками обозначали пол покойного. Кроме того, эти ящики покрывались также гипсом, окрашивались внутри и снаружи красками и покрывались иероглифами или иератическим письмом. Живописные изображения относились обыкновенно к похоронным обрядам и к великим божествам подземного царства; особенной роскошью отличались шейные и нагрудные украшения, испещренные разными красками; под этими украшениями до самых ног, снабженных пестрыми повязками и сандалиями, находятся фигуры и иероглифы. Часто эти погребальные ящики клали один в другой и даже в третий, но все они внутри и снаружи покрыты бесчисленными фигурами, надписями, цветами и другими украшениями, исполненными богатейшим набором красок.

САРМАТИЯ

САРМАТИЯ - Sarmatĭa, Σαρματία, так называлась со времен Мелы (3, 4) страна на запад от Вислы, от Балтийского моря, вдоль Истра (нижней части Дуная) до Танаиса (н. Дона); у Птолемея это страна от Вислы до Волги, разделенная Танаисом (Доном) на

1. Sarmatia Euroреае (η̉ ε̉ν Ευ̉ρώπη Σαρματία), имевшая границами: на западе Вистулу (Вислу), на юге Карпатские горы и реку Тирас (Днестр), на востоке Меотийское озеро (Азовское море), на севере Океан и неизвестную страну. В этой стране была гора Певка (Πεύκη), горы: Амадока (цепь холмов близ Харькова и Киева), Алавнон или Аланон, τò Βωδινòν 'όρoς (Валдай), Montes Venedici и Rhipaei или Hyperborei. По мнению древнейших греков, Рипейские горы составляли северную границу известной тогда земли, и поэтому чем больше расширялся круг географических познаний, тем все дальше на север их отодвигали; у Птолемея их должно искать на юг и на запад от нынешней Москвы. Из многочисленных рек (Hdt. 4, 47. 82) изливаются в Эвксинский Понт: Borysthenes (Днепр) с притоком Нуpanis (Бугом) и Tyras (Днестр); в Азовское море (Palus Maeotis): Tanais (Дон) со своими притоками: Poritus (Calmius), Lycus (Бердой) и т. д.; в Сарматский океан: Vistula (Висла), Gastalus (Прегель?), Chronus (Неман?), Rhubon (Двина?). Жители Σαυρομάται или Συρμάται, уже упоминаемые Геродотом (4, 21), распадались, по Птолемею, на: Venedae, при Венедском заливе, от Вислы до Немана, Puecini, Bastarnae, Iazyges, Roxolani, на западной стороне Меотийского озера, Alauni или Alani внутри страны. Между этими большими народами жило несколько меньших, напр., gothones, Finni, Burgundiones и т. д. За исключением южной полосы, страна была сурова, холодна, от природы мало способна для земледелия, но весьма удобна для скотоводства;

2. Sarmatia Asiatica (η̉ ε̉ν Άσία Σ.) простиралась от Дона (Tanaïs) до устьев Волги (Rha), от Кавказа до северных неизвестных стран. На юго-восток от Дона изливались: Marabius, Theophanius, Atticites, Vardanus (н. Кубань); Ра (Волга) впадает в Каспийское море. Главные горы были: Hippici и Сеrauni Montes, Кораксийские и Гениохийские горы. У истока Волги жили Βασιλικαι̃οι; на западном берегу Волги жили: модаки, гиппофаги, закаты и суардены.

САРМАТСКИЕ ВОРОТА

САРМАТСКИЕ ВОРОТА - Sarmatĭcae Portae, αι̉ Σαρματικαὶ πύλαι, тесное кавказское ущелье, единственный проход из Сарматии в Иберию, называвшийся также Portae Caucasiae (Plin. 6, 12. 13); этого ущелья, однако, не должно смешивать с собственно Каспийскими воротами; н. Дербентские ворота. Suet. Nero. 19. Tac. hist. 1, 6.

САРМАТСКОЕ МОРЕ

САРМАТСКОЕ МОРЕ - Sarmatĭcum mare, Σαρματικòς ω̉κεανός, море на севере Европы, нынешнее Балтийское море. Tac. Germ. 45. Поэты, напр., Овидий (ex Pont. 4, 11, 38) употребляли это название и для Черного моря.

САРМИЗЕГЕТУЗА

САРМИЗЕГЕТУЗА - Sarmizegethūsa, так назывались город и резиденция дакийских царей; позднее это была римская колония, имевшая название Col, Ulpia Traiana Aug., главный город этой провинции и вместе с тем стоянка 13 легиона. Обширные развалины находятся близ нынешнего Градища.

САРН

САРН - Sarnus, Σάρνος, река в Кампании, изливалась при Помпеях в Путеоланский залив. Нынешняя река Сарно получила вследствие извержения Везувия в 79 г. от Р. X. другое направление. Verg. Aen. 7, 738. Strab. 5, 247.

САРОНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ

САРОНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ - Saronĭcus sinus, Σαρωνικός κόλπος, н. залив Эгинский, та чaсть Эгейского моря, которая находится между берегами Аттики, Мегариды, Коринфии, Эпидаврии, Трэзении; в нем, кроме других меньших островов, находятся особенно Саламин и Эгина. Название этого залива производится или от царя Сарона, утонувшего там во время охоты за оленями (Paus. 2, 30, 7), или от трэзенского ручья Сарона, или от σαρωνίς = дуб. Aesch. Agam. 291. Strab. 335. 369.

САРОС

САРОС - Σάρος, ο̉, Cap. Sarus, н. Sarissu и Sihum, значительная река в Малой Азии, которая берет свое начало на Тавре; после южного течения через Киликию она изливается в море на юго-запад от Тарса. У устья С. имел 3 плефра (300) ср. ширины. Хеn. Anab. 1, 4, 1. Liv. 33, 41. Strab. 12, 535.

САРПЕДОН

САРПЕДОН - Sarреdоn, Σαρπηδών,

1. сын Зевса и Европы, брат Миноса, и Радаманфа. Он поспорил с Миносом (см. Miletus, Милет) и убежал к Килику, которому он помогал против ликийцев, вследствие чего сделался ликийским царем. Зевс оказал ему милость прожить три человеческих века. Hdt. 1, 173. Apollod. 3, 1, 2;

2. сын Зевса и Лаодамеи, внук Беллерофонта, двоюродный брат Главка, правитель ликийцев, храбрый союзник троянцев (Ноm. Il. 2, 876. 5, 479 и сл., 6, 199. 12, 292 слл.), был убит Патроклом. Ноm. Il. 16, 480 слл. Зевс велел Сну и Смерти перенести труп своего сына в Ликию для почетного погребения;

3. сын Посейдона, брат Полтия (Poltys) Фракийского, убитый Гераклом. Apollod. 2, 5, 9.

САРПЕДОНСКИЙ МЫС

САРПЕДОНСКИЙ МЫС - Σαρπηδονίη 'άκρα, фракийский мыс между устьями рек Мелана и Эргина, напротив острова Имбра, н. Gremia. Hdt. 7, 58.

САРРACT

САРРACT - Sarrastes, см. Sarnus.

САРРAСТ

САРРAСТ - Sarrastes, см. Sarnus, Сарн.

САРСИНА

САРСИНА - Sarsĭna или Sassĭna, η̉ Σάρσινα, древний город в Умбрии при реке Саписе, родина писателя комедий Плавта; город носит до сих пор то же название. Strab. 5, 227.

САРТА

САРТА - Σάρτη, город в Македонии на южной оконечности полуострова Сифонии, н. Sykia. Hdt. 7, 121.

САСОН

САСОН - Saso, Σασώ, Σάσων, небольшой каменистый остров напротив Акрокеравния, с которым он, вероятно, некогда был соединен; место причаливания морских разбойников; н. Sasso, Saseno. Polib. 5, 110.

САСПИРЫ

САСПИРЫ - Σάσπειρες,.

скифский народ между Колхидой и Мидией, носивший одинаковое оружие с колхидцами. Hdt. 1, 2. 104. 3, 97. 4, 40. 7, 79.

САССАНИДЫ

САССАНИДЫ - Sassanīdes, цари новоперсов. После того как в продолжительной борьбе с римлянами силы парфян истощились, в собственной Персии, где, по старым воспоминаниям, народные чувства высказывались всего сильнее, вспыхнуло восстание. Ардшин Бабекан (Артаксеркс) из магийского семейства сассанов, производившего свое начало от древних повелителей Персии, стал во главе борьбы против царя Артабана и принял в 226 г. от Р. X. название «царь царей». После двух сражений последний царь был взят в плен и убит и царство парфян было уничтожено; только в Армении и Бактрии продолжали существовать побочные линии арсакидов; но и остальные части Персидского государства были покорены только после продолжительной борьбы. С основанием господства С. наступила вместе с тем реакция против всего иноземного и, насколько возможно было, полнейшее восстановление древнеперсидского быта; особенно вновь оживилась религия Зороастра: в большом собрании магов, образовавших в новоперсидском государстве могущественную знать, это учение было вновь утверждено. Для римлян С. скоро сделались столь же опасными врагами, какими были прежде арсакиды. Уже Александр Север должен был воевать против них, затем Валериан - ок. 260 г. против Сапореса I; Галерий - ок. 300 г. против Нарсеса; Констанций и Юлиан - ок. 360 г. против Сапореса II. В 651 г. со смертью царя Есдегерда II царству сассанидов положили конец арабы. Dio Cass. 80, 3. Agath. 2, 26 слл. Amm. Marc. 23, 6.

Предыдущая страница Следующая страница