Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 1, "СAB"-"САЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "СAB"-"САЛ")

СABO

СABO - Savo,

медленно текущая река в Кампании, которая 7-ю милями южнее Синуессы изливается между Волтурном и Лирисом; н. Saona. Plin. 3, 5, 9.

СAВO

СAВO - Savo, медленно текущая река в Кампании, которая 7-ю милями южнее Синуессы изливается между Волтурном и Лирисом; н. Saona. Plin. 3, 5, 9.

САБА

САБА - Saba, Σάβα, главный город сабейцев в счастливой Аравии, находящийся на высокой, покрытой лесом, горе; позднее Mariaba (это название, как утверждают, означает только «столица»); н. развалины при Маребе. До этого места проник Элий Галл в своей экспедиции и разрушил этот город. Diod. Sic. 3, 46. Strab. 16, 768. 778.

САБАКОН

САБАКОН - Σαβάκων, -ω̃ς, Sabacon или Sabacos, эфиопский царь, завоевавший царство Мероэ (см. Aegyptus, Египет, 3), но покинувший его после пятидесятилетнего правления вследствие сновидения. Как говорят, он заменил смертную казнь тяжелой барщиной. По Геродоту (2, 137. 139), он пал ок. 1000 г. до Р. X., хотя, может быть, составляет одну и ту же личность с библейским царем Со во 2 царстве, 17, 4, и жил во времена Осии, т. е. в 720 г. до Р. X.

САБАСИЙ

САБАСИЙ - Σαβάζιος, см. Διόνυσος, Дионис, 5, и Cybele, Рея.

САБАТИНЫ

САБАТИНЫ - Sabatīni, племя в Кампании, при реке Сабате (н. Sabbato), притоке впадающего в Волтурн Калора. Liv. 26, 33. 34.

САББАТА

САББАТА - Sabbăta, Σάββατα или Savo, город на лигурийском берегу, находившийся на западе от Генуи и считавшийся границей приморских Альп и Апеннин; н. Savona. Strab. 4, 201 сл. Liv. 28, 46. На расстоянии географической мили на юго-запад от него лежал порт Vada Sabbatia (еще н. Porto di Vado). Strab. 4, 202. Цицерон (ad Cic. Brut. 2, 10) знает только Vada.

САБЕИ

САБЕИ - Sabaei, Σαβαι̃οι, значительный народ в счастливой Аравии, живший в юго-западной части страны, собственно в «земле бальзама», в нынешней провинции Йемена. Они торговали продуктами своей страны и считались самым богатым и гордым народом в мире. Все у них было украшено драгоценными камнями, золотом, серебром и слоновой костью. Царь их не смел никогда выйти из своего дворца; достоинство его не было наследственно, но переходило на того сына одного из знатных семейств, который родился первым после вступления царя на престол. Благоухание ароматных трав было, по словам древних, до того сильно в стране, что люди старались предохранить себя от него окуриванием себя асфальтом. Но это, должно быть, как и все описание у Диодора (3, 38. 46), преувеличено. Strab. 16, 768, 778. ср. Horat. Od. 1, 29, 3.

САБЕЛЛЫ

САБЕЛЛЫ - Sabelli, см. Sabini, Сабины.

САБИН

САБИН - Sabīnus, имя нескольких римских писателей, из которых

1. Aulus Sab., известен нам как современник поэта Овидия по двум местам последнего. Из Ov. am. 2, 18, 27 видно, что С., побуждаемый примером своего друга, занимался сочинением ответов на написанные Овидием послания героинь (Героид), которые он издал; поэтому его и считали составителем последних шести Овидиевых посланий. По Овидию (ex Pont. 4, 16, 13 слл.), ему приписывают также стихотворение Troezen, элегию, прославляющую одну девушку того же имени, и opus dierum, подобно 'Έργα Гесиода или Georgica Вергилия. Первое крайне недостоверно, ибо в указанном месте Troezena составляет только конъюнктуру Гейнзия вместо рукописного Trisemen и, может быть, должно вернее предполагать эпическую поэму; второе следует скорее считать за продолжение Овидиевых Fasti; оно, однако, не было окончено. Умер он еще в цветущем возрасте, после 11 г. до Р. X. Прежде приписывали ему еще три сохранившиеся письма, написанные элегическим размером, и изданные впервые в ed. princ. Овидия, но теперь уже нет сомнения, что эти письма составлены одним ученым 2-й половины 15 в. (ок. 1467 г.), неким Ангелом Квирином Сабином;

2. Iulius Sab., ритор и современник Сенеки Старшего (controv. 4, 27);

3. Masurius Sab. из Вероны, ученик Капитона (см. Ateii, Атейи, 2 и Iuris consulti), жил во времена Тиберия и Нерона, написал массу книг юридического и антикварного содержания и дал имя школе правоведов Сабинианов; его часто упоминают Плиний в источниках к 15 книге nat. hist. и Геллий в весьма многих местах своих noctes Atticae. Кроме того, должно еще назвать

4. Iulius Sab., см. Iulii, Юлии, 17.

САБИНА

САБИНА - Sabīna, 1. супруга императора Адриана, см. Hadrianus, Адриан;

2. см. Poppaei, Поппеи, 3, 4.

САБИНИАНЫ

САБИНИАНЫ - Sabiniāni, см. Sabinus, Сабин, 3.

САБИНЫ

САБИНЫ - Sabīni, упоминаются как имение Горация лишь Horat. Od. 2, 18, 14. 3, 4, 21, притом с названием во множественном числе (ср. Tusci, поместье Плиния Младшего, Plin. ep. 7, 6), между тем как коренное Sabinum нигде не встречается. С. Горация был подарок Мецената; они лежали в земле сабинян к северу от Тибура. Гораций их описывает в Horat. ер. 1, 16, 1-14; он имел там управляющего и 8 рабов для обработки земли, Horat. Sat. 2, 7, 218. Кроме того, к поместью принадлежали еще 5 дворов (coloni, Horat. ер. 1, 14, clientes, Horat. Od. 2, 18, 24). Эти coloni жили в деревне (pagus, Horat. Od. 3, 18, 9), которая лежала на одной стороне долины Дигенции и называлась Ustica (Horat. Od. 1, 17, 9). К поместью принадлежал также лес (Haedilia, Horat. Od. 1, 17, 9 Horat. Od. 1, 22, 9). Вблизи виллы (Horat. Sat. 2, 6, 2) бил из земли прозрачный холодный ключ, ер. 1, 16, 12 (н. fonte bello), который вместе с другими, меньшими ключами, составлял ручей Дигенцию (н. Licenza), Horat. ер. 1, 18, 104, у берегов которого, у выхода его из долины, лежала деревушка Мандела (н. Бандела или Бардела), Horat. ер. 1, 18, 105. Этот источник, по схоласту Круквию, был предметом прекрасной оды 3, 13 (fons Bandusiae); но т. к. из одного документа 1103 г. явствует, что названный источник брал начало вблизи Венузии, родины поэта, то новые комментаторы делают предположение, что Гораций перенес это имя на свой источник. Близлежащие горы, особенно Лукретил, делали Sabini приятным местом для летнего пребывания, Horat. ер. 1, 10, 15. 1, 16, 8. Horat. Od. 1, 17.

САБИНЯНЕ

САБИНЯНЕ - Sabīni

Σαβτίνοι, принадлежали к коренному населению Средней Италии и составляли ветвь италийского племени индоевропейцев, к которым принадлежали, с одной стороны, латины, с другой - умбры и самниты с родственными им народами (напр., сабеллами). Древнейшая их известная родина находилась в высоких долинах самой высокой цепи Апеннин, у Атерна, близ Амитерна, откуда они отправились в Пицен, Реате и т. д. через долину Велина до Тибра и Аньепа, на юго-восток (заняли местности латинов, эквов, вольсков) до Лириса, где производится от них племя герников. К сабинскому же племени принадлежали племена марсов, марруцинов, пелигнов, вестинов, которые все вместе известны под общим именем сабеллов. Собственно С. стали распространяться с 450 г. до Р. X. под именем самнитов (Σαυνι̃ται-Savinitae) победоносно по осской части Южной Италии, где они приняли осский язык и соединились в одно целое с жителями. Эти южные племена эмигрантов позднее приняли имя сабеллов, каковое название новейшими учеными очень кстати дается всему народу, для которого менее подходит исторически тесное название сабинов. Несмотря на разные переселения, они все-таки сохранили некоторые общие черты народного характера. С. были крепкий, усердно занимавшийся земледелием народ, который укреплял себя тяжелым трудом земледельца и воина, так что Цицерон (Lig. 11, 32) называет их fortissimos viros, florem Italiae ас robur reipublicae; cp. Horat. Od. 3, 6, 38. С этим соединялся простой образ жизни, связанный с религиозностью (Horat. Od. 3, 6, 73. ер: 2, 1, 25); сабелльские предвещательницы пользовались известностью (Sabella anus, Horat. Sat. 1, 9, 29. epod. 17, 28). С переселением народа был связан обычай «Священной весны» (ver sacrum). Только во время войны этот любивший свободу народ избирал общего предводителя - эмбратура. Следующий из этого недостаток государственного единства сделал римлянам борьбу с этим племенем гораздо легче, чем это было бы в другом случае при храбрости его. После того как уже во времена Ромула (похищение сабинянок) отдельные части народа соединились с римлянами (Liv. 1, 9), остальные сабиняне, менее воинственные, чем сабеллы и самниты, были после нескольких битв уже в 448 г. до Р. X. на долгое время (на 158 лет) побеждены, а затем в 290 г. до Р. X. покорены Манием Курием Дентатом (Liv. 1, 30. 2, 16. 31. 53. 3, 26. epit. 11) и получили право римского гражданства sine suffragio. Также и остальные сабелльские племена заключили вскоре союз с Римом, которому они опять изменили в союзнической войне (91-88 гг. до Р. X.), окончившейся покорением сабелльских племен и дарованием им права гражданства. Только самниты продолжали почти беспрерывно войну (Liv. в 7, 8, 9 кн.), пока, наконец, после 24 триумфов Сулла не уничтожил, в 82 г. до Р. X., навсегда их свободу победой перед стенами Рима, одержанной над Понцием Телезином; опустевшие местности были населены римскими вольноотпущенниками. Во времена Страбона название С. и самнитов почти совсем исчезло. Занимаемая ими страна не имела, собственно, никогда общего имени, т. к. Самний (Liv. 7, 32, 34), Самнис (Liv. 24, 20; Σαυνι̃τις, Polib. 3, 90) Обозначало только отдельные области, особенно же юго-западную часть в сторону от Сагра и Лириса; Сабина (η̉ Σαβίνη) - часть между Лациумом и Умбрею на северо-западе до границы вестинов. Страна была сурова и гориста (Апеннины) и орошалась названными при обзоре Италии (см. Италия) реками. Хотя она и была густо населена, однако имела мало городов, большей же частью незащищенные местечки. В стране собственно сабинян лежали города: Амитерн, родина Саллюстия, Реате, родной город Варрона, Нурсия, Кутилии, Куры, Ерет, Номент, Фалакрина, родина Веспасиана. В Самнии на севере жили: Saricini или Caraceni в городах Ауфидены и Аквилонии (см. Аквилония); Pentri, (см. Пентры), с городами: Эзерния, Венафрум, Бовианум, Тиферн; Caudini, (см. Кавдий), с Кавдиумом, Аллифами, (см. Алифы), Телезией, (см. Телесия), Малевентом (см. Беневен); Hirpini, (см. Гирпины), с Еквом, Тутиком, (см. Эвкус Тутикус), Экланом, Аквилонией, (см. Аквилония), и Компсой, (см. Компса).

САБИС

САБИС - Sabis, Σάβις (н. Sambre), левый приток Мозы (н. Маас) в области Амбианов в Галлии. Caes. b. g. 2, 16, 18.

САБРАТА

САБРАТА - Sabrăta, Σαβράτα, финикийская колония в Regio Syrtica, на расстоянии 49 римских миль к западу от Эи (Оеа), н. Триполи, составлявшая с Эею и Leptis Magna Триполитанскую область (regio Tripolitana), н. Zoara или Tripoli Vecchio. Suet. Vesp. 3.

САБРИНА

САБРИНА - Sabrīna, река на западном берегу Британнии; н. Северн. Tac. ann. 12, 31.

САБЫ

САБЫ - Sabi, Σάμβου βασιλεία, небольшое, лежавшее по эту сторону Ганга в северной части гористой Индии царство, названное именем своего князя. Curt. 9, 8, 13. 17. По Arr. 6, 16, 4 столица называлась Sindimana.

САВ

САВ - Savus, Σάος, Σάουος,

1. правый приток Данувия (Дуная), берущий начало в карнийских Альпах и текущий параллельно с Дравой. Она в верхнем своем течении образовала границу между Нориком и Паннонией, н. Сава или Cay. Strab. 4, 207. 7, 314. Plin. 3, 18, 22;

2. река на берегу Мавритании (Mauritania Caesarensis), Wed-Arasch.

САВРОМАТЫ

САВРОМАТЫ - Sauromătae, см. Sarmatia, Сарматия.

САГАЛАСС

САГАЛАСС - Sagalassus, Σαγαλασσός, значительный писидийский город, находившийся на расстоянии дневного перехода к югу от Апамеи; его жители были известны как храбрейшие воины страны. Развалины на склоне горы находятся при Аглазуне. Liv. 38, 15. Strab. 12, 569 сл.

САГАРТИИ

САГАРТИИ - Σαγάρτιοι, азиатский народ, живший, по Геродоту (1, 125), в собственной Персии, а по Птолемею, в Мидии у Загрийских проходов.

САГМИНА

САГМИНА - Sagmĭna, см. Verbena, Вербена.

САГР

САГР - Sagrus, Σάγρος, река в Средней Италии, отделявшая страну френтанов от земли пелингов; н. Sangro. Strab. 5, 242.

Sagum, длинный шерстяной солдатский плащ, составлявший противоположность мирной тоге (от чего sagati и togati). ср. Vestis, Одежда, 10.

САГРАС

САГРАС - Sagras, Σάγρας, н. Sagriano, приморская река в Бруттии, впадающая между Локрами и Кавлоном в Ионийское море; она знаменита стычкой, в которой 120.000 кротонцам нанесли поражение 10,000 локрян. Вследствие этого образовалась упоминаемая Цицероном (Cic. de n. d. 3, 5) пословица. ср. там же 2, 2. Justin. 20, 3. Strab. 6, 261,

САД

САД - Hortus, κη̃πος. Уже Гомер упоминает С. Алкиноя на острове Схерии и сады Лаерта на острове Итаке, насаженные разными плодоносными деревьями. Греки сравнительно мало обращали внимания на садоводство, потому что у них почти не было домашней семейной жизни (ср. Domus, Дом, 3 в конце). Персидские сатрапы (Кир Младший любил это) устраивали для себя сады и парки (παράδεισοι) из лесных деревьев. В древнейшие времена славились висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Римляне разумели под словом hortus, в единственном числе, обыкновенно огород, все равно, находился ли он при жилом доме в городе, или за городом, или в деревне (villa), которая на старинном языке (Plin. 19, 4, 19) сама носила это название. Обрабатывавший такой сад огородник назывался holitor (Horat. ер. 1, 18, 36), часто и vilicus, потому что он (раб) имел вместе с тем надзор за садовым производством, (Juv. 3, 228. Sen. ер. 12); hortulanus, напротив того, - позднейшее название. Слово horti или hortuli во множественном числе обозначает парк или С. для гулянья. Причина этого обозначения лежит в желании выразить разнообразие как отдельных гряд, так и различных частей С., имеющих каждая свое особенное назначение, напр., pomaria, rosaria, topiaria, viridaria, platanones, murteta и т. д. Подобные сады находились большей частью при виллах (поэтому смешиваются выражения horti, hortuli и villa, Cic. off. 3, 14), см. Plin. ep. 5, 6. Ученый садовник, к обязанностям которого принадлежало покрывать террасы всякого рода вьющимися растениями, напр., плющом, борщевиком (акантом), прыщенцом (непогибом), и искусно обрезать деревья в разные формы, назывался topiarius (Cic. parad. 5, 2. Cic. ad Qu. fr. 3, 1, 2). Понятно, что большие парки преимущественно называются horti. К числу самых известных принадлежали: парк Гортензия в его поместье Laurentinum, состоявший из рощи в 12,5 десятины, в которой содержалась разного рода дичь (Columella 3, 13); далее большой С. Лукулла, разведенный им в Риме на горе Pincius (названном collis hortorum). Впоследствии этот сад перешел во владение императорской фамилии. Tac. ann. 11, 1. 32. 37. Plut. Lucull. 37. 39. 81. Лукулл, кажется, перенес в Рим восточный вкус в устройстве садов. Его примеру последовал Помпей; его пространные сады (на северо-западе от Лукуллова С.) были затем куплены М. Антонием (Plut. Pomp. 42. 44), у которого был еще и другой С. возле С. Цезаря (Dio Cass. 47, 40). Сады Цезаря лежали за рекой Тибром (Horat. Sat. 1, 9, 18). В них на время поместились Клеопатра и ее муж, что возбудило негодование патриотов (Cic. ad Att. 15, 15. Dio Cass. 43, 27), а Цезарь завещанием отказал эти сады народу (Suet. Caes. 83. Tac. ann. 2, 41); Август употребил часть их для постройки навмахии, желая дать любопытному народу зрелище морского сражения. В долине, отделяющей гору Quirinalis от горы Pincius, находились великолепные horti Sallustiani, перешедшие от племянника историка Саллюстия во владение императорской фамилии (Tac. ann. 13, 47). Также на горе Esquilinus Меценат развел парк; из находящегося в нем замка (turris Maecenatiana) представлялся далекий и прекрасный вид. После смерти владельца и этот С. перешел во владение императоров (Tac. ann. 15, 39. Suet. Nero. 31). Особенной известностью во времена императоров пользовались horti Gai, названные впоследствии horti Gai et Neronis, находившиеся в Ватиканской долине. Гай Калигула получил их в наследство от матери своей Агриппины и устроил там небольшой цирк, украшенный египетским обелиском (третьим в Риме) (Plin. 36, 11, 15). Когда Калигула был убит, парк перешел к императору Клавдию и от него через посредство младшей Агриппины к ее сыну Нерону, который открыл эти прелестные С. народу, оставляя их, однако, в частном владении императорской фамилии (Tac. ann. 15, 44). К этим С. примыкали вверх по течению реки С. Домиции, тетки Нерона, который получил их после ее смерти. Это было любимое место императора Адриана, построившего здесь названный по его имени мавзолей, который, однако, окончен был лишь Антонином Пием. О внутреннем устройстве всех этих великолепных С., исключая разве обе дачи Плиния (ер. 2, 18 и 5, 6), мы не имеем подробных известий. Вообще только можно сказать, что С., разводившиеся непосредственно при городе, принадлежали богачам, которые, смотря по своему вкусу, любили или искусственную, или изящную природу. Домашних садов в собственном смысле почти не было у римлян, если не считать старинное время. Этот недостаток был менее чувствителен, так как внутри дома было два помещения, похожие на сады, а именно cavaedium, находившееся позади атриума, и примыкавшее к нему peristylium, в виде продолговатого четырехугольника. В первом находилось viridarium, терновая гряда, окруженная свежей зеленью, среди которой стоял водоем; старое дерево, соединенное с преданиями семейства, большею частью лавровое (laurus), осеняло это уютное место, которое, смотря по местным обстоятельствам, было украшено живыми цветами. В более просторном перистилие, окруженном рядом колонн, было уже нечто похожее на настоящий С. В середине бил фонтан, розы распространяли свое благоухание, тенистые миртовые кусты колыхались на ветру, который шумел в высоких вершинах платанов, пиний и лотосовых деревьев. Это прохладное местечко было святилищем семенной жизни. И между тем как эксцентрический вкус римских вельмож устраивал сады с деревьями и цветами даже на крышах (solaria Sen. ер. 122), бедняк любовался своим С., устроенным на подоконнике, где он разводил садовый салат, петрушку, руту, укроп и иногда некоторые цветы. Если простые граждане в Риме должны были отказывать себе в наслаждении природой, то жители провинции в этом отношении были счастливее. Доказательством служат раскопки в Помпеях, где внутри домов и вокруг них были разбиты С. в симметрических формах вроде французского вкуса. Гряды и рабаты обыкновенно окружались буксом. Цветы, которые преимущественно разводились в С., едва ли различались от нынешних пород. Преимущество перед всеми отдавалось розе, которую растили и зимой и привозили из Египта и Нового Карфагена. Зимой растения сохранялись в крытых стеклом оранжереях (Mart. 8, 14). На столе богачей и зимой не было недостатка в винограде, а садовники Тиберия имели круглый год наготове огурцы и дыни. Список цветов и овощей находится у Колумеллы (10 книга de cultu hortorum) и у него же садовый и хозяйственный календарь (11, 3).

САДИATT

САДИATT - Σαδυάττης,

сын Ардия, царь лидийский в 628-616 гг. до Р. X., вытеснил киммерийцев и вел войну с мидийским царем Киаксаром и (в 623 г.) с Милетом; последнюю войну окончил лишь его сын Алиатт (Alyattes; см. это слово). Hdt. 1, 16 сл.

САДИАТТ

САДИАТТ - Σαδυάττης, сын Ардия, царь лидийский в 628-616 гг. до Р. X., вытеснил киммерийцев и вел войну с мидийским царем Киаксаром и (в 623 г.) с Милетом; последнюю войну окончил лишь его сын Алиатт (Alyattes). Hdt. 1, 16 сл.

САДОК

САДОК - Σάδοκος, сын фракийского царя Ситалка, был одарен правом афинского гражданства за то, что в 481 г. до Р. X. служил посредником в заключении союза Афин с его отцом. Когда в следующем году коринфяне пытались уничтожить этот союз, он выдал послов афинянам. Thuc. 2, 29. 67.

САИС

САИС - Săïs, Σάϊς, замечательный город Нижнего Египта, на Нильской дельте, к северу от Навкратии; это была древняя столица Нижнего Египта, резиденция древних царей с прекрасным храмом Ненфы, в котором были гробницы Осириса и фараонов. Hdt. 2, 169 сл. Strab. 17, 802 сл. Вся страна участвовала в праздновавшемся у храма празднике ламп. Hdt. 2, 59. 62. С., вероятно, находился близ деревни Sa-el-Hagar.

САКАДА

САКАДА - Sacădas, Σακάδας, родом из Аргоса, знаменитый музыкант (см. Musica, Музыка, 4), одержавший три раза победу в Пифийских играх и сочинявший элегии, из которых ничего не сохранилось.

САКЕЛЛУМ

САКЕЛЛУМ - Sacellum, небольшое, закрытое со всех сторон, кроме верха, место, посвященное какому-нибудь божеству и снабженное жертвенником.

САКИ

САКИ - Σάκαι, могущественный, но грубый, кочующий народ в Скифии, живший на востоке от массагетов, до Серики, в нынешних киргизских степях. Часто под этим названием подразумеваются все скифы. Hdt. 4, 6. 7, 64. Они управлялись своими собственными царями, но в продолжение долгого времени должны были платить дань персам. Будучи хорошо вооружены, они доставляли прекрасную конницу (Hdt. 5, 113. 7, 64. 9, 71. Arr. 3, 8, 11. 11, 4. 7, 10, 5) и не менее хороших стрелков. Хеn. Суr. 5, 3, 22. Strab. 11, 511 сл.

САККОС

САККОС - Saccus, называется вообще полотняный мешок для хлеба или муки, а в частности обозначает большой денежный котел, и этим словом обозначают часто огромное богатство (Horat. Sat. 2, 3, 149. 1, 1, 70), между тем как слово sacculus заключает в себе понятие малого состояния (Catull. 13, 7. Juv. 14, 138). Saccus vinarius была корзина, сито или решето из прутьев, в форме опрокинутого конуса, для процеживания вина; для того же служило и Colum. Saccus nivarius был кусок грубой материи, который употреблялся беднейшими вместо colum nivarium; материю вместе с комом снега клали над сосудом и лили затем на снег вино, которое таким образом процеживалось в сосуд через материю. Mart. 14, 104.

САКРАЛЬНОЕ ПРАВО

САКРАЛЬНОЕ ПРАВО - Ius pontificium, в более широком смысле то же, что ius sacrum или divinam (культ, сакральное устройство и прорицание), знание и исполнение которого принадлежало жрецам (Liv. 1, 10. 20); в более тесном смысле - право, касающееся жрецов в их отношении к государству и его институтам.

САКРИПОРТ

САКРИПОРТ - Sacriportus, место в Лациуме (положение его точнее неизвестно), где Марий Младший потерпел поражение. Vell. Pat. 2, 26. Flor. 3, 21. App. b. с. 1, 87. Другое место того же имени лежало при Тарентинском заливе; однако более верное название его будет, кажется, Sapriportus. Liv. 26, 39.

САКРИФИКУЛ

САКРИФИКУЛ - Sacrificŭlus, см. Rex sacrificulus.

САКСА РУБРА

САКСА РУБРА - Saxa rubra, см. Rubra saxa, Рубра Сакса.

САКСОНЫ

САКСОНЫ - Saxŏnes, Σάξονες, народ, появившийся в истории впервые в конце 3 в. от Р. X., который Тацит еще не отличал от общего племени кимврoв; название их произошло, вероятно, или от особенного рода оружия (Sax, мясной нож), или от Seax (седалище, земля), стало быть - туземцы, в противоположность франкам (свободным). Впоследствии они образовали союз, в состав которого входило несколько племен.

САЛА

САЛА - I.

Sala,

Σάλας,

1. река в Германии, нынешняя саксонская С. (Saale), составляющая приток Эльбы; между ней и Рейном погиб Друз. Strab. 7, 291. Dio Cass. 55, 1;

2. у Тацита (Tac. ann. 13, 57) это не названная им река flumen gignendo sali fecundum, именно нынешняя франкская С., составлявшая границу между гермундурами и хаттами;

3. название двух рек в тингитанской Мавритании, на западном берегу, обе изливаются в океан: одна по эту сторону Атласа, н. Бураграт, другая по ту сторону, н. Бени-Тамер. Недалеко от устья первой реки находился город того же названия, близ нынешнего города Селлы, составлявший самый южный пограничный город во владениях римлян;

4. река в Hispania Baetica, между Барбесулой и рекой при городе Малаке;

5. город там же, между Серией и Нертобригой, н. Сетида;

6. город во Фракии, на берегу Эгейского моря, к юго-западу от устья Гебра. Hdt. 7, 59. Кроме того, находились города, носившие название С., также в Паннонии и Фригии.

II.

Σάλη,

фракийский город на морском берегу, недалеко от Дориска. Hdt. 7, 59.

САЛАКИЯ

САЛАКИЯ - Salacĭa, римская богиня морской воды и открытого моря (от salum = 'άλς), родившая от Нептуна Тритона. Кроме того, это название встречается как эпитет Венеры, родившейся из морской пены.

САЛАМИН

САЛАМИН - Salămis, Σαλαμίς,

1. остров близ Аттики (см. Άττική, Аттика, 19);

2. самый важный, большой и укрепленный город на Кипре, посередине восточного берега, при реке Педиее, основанный, по преданию, Тевкром, сыном Теламона, и названный по имени острова и города, откуда тот приехал. Horat. Od. 1, 7, 29. Tac. ann. 3, 62. Этот город, разрушенный почти до основания землетрясением при Константине, был снова построен этим императором и, под названием Констанции, сделан столицей острова. Его обширная гавань вмещала в себя целый флот. Diod. Sic. 20, 21. Strab. 14, 682.

САЛАПИЯ

САЛАПИЯ - Salapĭa, Σαλαπία, весьма древний город в апулийской области Давнии, на северо-запад от Канн, основанный, по словам одного предания, Диомедом, а по словам другого - родосцем Елтием. Во 2-ю Пуническую войну он вместе с гарнизоном сдался римлянам. Liv. 24, 20. Во время союзнической войны он был сожжен (App. b. с. 1, 52), после чего оставался незначительным, чему немало содействовало нездоровое положение в болотистой местности, нередко заставлявшее жителей покидать этот город (Cic. legg. agr. 2, 27). Развалины находятся теперь при деревне Сальпи. Поблизости С. находилось довольно большое озеро, palus Salapina, которое Т. Гостилий велел соединить посредством канала с Адриатическим морем, чтобы оно таким образом служило портом этого города, н. Lago di Salpi. Strab. 6, 284.

САЛАРИЙ

САЛАРИЙ - Salarĭum, собственно, порция соли, выдаваемая солдатам и чиновникам, первоначально натурой, впоследствии деньгами; в более обширном смысле оно означало то же, что stipendium и жалованье (франц. salaire) наместников, врачей и др.

САЛАССЫ

САЛАССЫ - Salassi, Σαλασσοί, кельтско-лигурийское племя при Дурии в Галлии по ту сторону По, так упорно защищавшее свои горные местности, что Август наконец совсем уничтожил его, одних продав в рабство, других переселив в другие страны. В этой области находились богатые золотые прииски. Liv. 21, 28. ер. 53. Strab. 4, 203 слл. 208.

САЛВИДИЕНЫ

САЛВИДИЕНЫ - Salvidiēni, 1. Q. Salvid. Rufus, из незнатного рода, сопровождал Октавиана в его молодости как близкий его друг в Аполлонию, прогнал в качестве легата во время междоусобной войны младшего Помпея от берегов Италии, сражался в 41 г. до Р. X. против него же в Испании и со славой участвовал в борьбе за Перузию. App. b. с. 4, 85. 5, 31 слл. Vell. Pat. 2, 76. Октавиан назначил его затем консулом (Suet. Oct. 66), но впоследствии, когда он завязал из Галлии, где начальствовал войском, тайные сношения с Антонием, o которых Октавиан узнал от Антония, он, по приказанию Октавиана, был привлечен к суду в сенат и казнен, или сам лишил себя жизни (Liv. ер. 127);

2. Salvid. Orfidus, был прежде консулом и по приказанию Домициана был казнен. Suet. Dom. 10.

САЛГАНЕЙ

САЛГАНЕЙ - Salgăneus, Σαλγανεύς или Salgănĕa, укрепленное селение в Беотии, на юго-запад от Анфедона, расположенное на возвышенности на северном склоне Мессания, у самого морского берега. Liv. 35, 37. 51. Strab. 9. 400. 403.

САЛДЫ

САЛДЫ - Saldae, Σάλδαι, значительный город в Мавритании, прежде восточный пограничный город царства Бокха и Юбы, позднее западный пограничный город провинции Ситифензиса, возведенный Августом на степень колонии, н. Бужи на мысе Карбоне. Strab. 18, 831.

САЛЕНТИНЫ

САЛЕНТИНЫ - Salentīni (или Sall.), Σαλεντι̃νοι, народ на южной оконечности Калабрии, около Япигийского мыса, который назывался также η̉ Σαλεντίνων 'άκρα. Cic. Rosc. Am. 46. С покорением салентинцев (266 г. до Р. X.) закончилось покорение всей Италии римлянами. Strab. 6, 277. 281.

САЛЕРА

САЛЕРА - Salĕra, город, находившийся недалеко от северного берега собственно Африки (Africa propria), отстоявший на 15 римских миль от Castra Cornelii. Он был завоеван Сципионом. Liv. 29, 34.

САЛЕРН

САЛЕРН - Salernum, Σάλερνον, город в южной части Кампании при Пестском заливе. На холме, у подошвы которого был построен С., находилась небольшая крепость - castrum Salerni. Liv. 32, 29. В 194 г. до Р. X. С. сделался римской провинцией (Liv. 34, 45), но потом пришел в упадок и только в средние века (с 8 в.) достиг значительного могущества, н. Salerno (Cornific.) ad Horenn. 4, 51. Horat. ер. 1, 15, 1. Strab. 5, 251.

САЛИИ

САЛИИ - I.

Sallĭi,

1. плясуны, коллегия жрецов Марса Градива у римлян; она разделялась на две группы, каждая по 12 человек. Более древние С., которые, по преданию, были учреждены Нумой Помпилием (см. Ancile, Анкил; ср. Ov. fast. 3, 259 слл.), назывались Palatini, т. к. они приносили жертвы на Палатинском холме; позднейшие же, учрежденные Туллом Гостилием, назывались Agonales или Collini, потому что место, где они приносили жертвы, находилось на Квиринале, близ porta Collina. Во главе коллегии стоял magister, за ним по достоинству следовали praesul (передовой плясун), vates или praecensor. С. избирались только из патрициев и пользовались большим почетом. Они носили вышитую тунику и сверху медный панцирь, toga praetexta была у них подобрана по-габински, на голове они имели apex (см. Апекс), кроме того, носили меч, копье, в правой руке медную палочку, которой при своих шествиях, совершаемых по городу и сопровождаемых пением и пляской, ударяли в ancile, бывшее у них в левой руке. Liv. 1, 20. Эти шествия с анцилиями, совершаемые в честь бога войны, покровителя города (см. 'Άρης, Арес, Mars, Марс), происходили в марте. 1 марта pontifex maximus приносил жертву Марсу в регии (regia), где находились священные копья и анцилии, а на следующий день происходило шествие через форум, комиции и другие общественные места - до Капитолия. Обходили все жертвенники и храмы, вознося молитвы к богам - покровителям города на местах их почитания, и приносили им жертвы. Каждый день праздника заканчивался богатым пиршеством. 14 и 15 марта праздновались так называемые Мамуралии в честь Мамурия, который, по преданию, изготовил анцилии. Его имя родственно с именем Марса, с Marmar и со словом Mamertinus. В этот день во главе процессии носили его изображение и ударяли в него большими палками, самого же Мамурия прославляли в песнях. 19 марта, в день feriae fortis Deae (Минервы или Нериены), праздновалась с песнями и танцами на комиции борьба этой богини с Марсом. В песнях (axamenta), которые пелись при процессиях, молились, главным образом, Марсу и прославляли его, равно как и Яна, Юпитера, Луцеция, Аполлона, Юнону, Минерву, Геркулеса, Манию и др. Эти песни были сложены в сатурнийском размере и распевались старшими С., между тем как младшие исполняли танцы. Verg. Aen. 8, 285 слл. Вследствие своей древности они уже во времена Цицерона были непонятны, и поэтому их стали объяснять, напр., Элий Стилон (Varr. l. l. 7, 2). Так называемые virgines Saliae не составляли отдельной, своей коллегии; а были только conductitiae и привлекались к участию во многих священнодействиях саллиев;

2. отрасль франков, которую в первый раз встречаем на Батавском острове при городе Токсандрии, где их разбил Юлиан. Позднее они появляются при Маасе у хамавов.

II.

SalСћes,

Σάλυες или Salyi и Salenvii, так называлось самое могущественное из лигурийских племен; они были перемешаны с кельтскими элементами и жили во всей стране между Роданом и Морскими Альпами, так что Массилия, Арелата и другие значительные города находились в их области. После продолжительной и кровопролитной войны этот народ, разделявшийся на разные племена (напр., коммонов, аватиков, десувиатов, альбиенсов и т. д.), был побежден К. Секстием в 123 г. до Р. X. и покорен римлянами, которые потом основали там город Aquae Sextiae. ср. Liv. 31, 10. Strab. 4, 178. 180 сл.

САЛИНЫ

САЛИНЫ - см. Соль.

САЛЛЮСТИИ

САЛЛЮСТИИ - Sallustĭi (не Salustii), плебейский род, к которому принадлежали:

1. С. Sall. Crispus, знаменитый историк из Амитерна в стране сабинской, родился 1 октября 86 г. до Р. X., беспечно провел молодость в удовольствиях, предаваясь большой расточительности и даже грубому разврату. Gell. 17, 18. В 52 г. он сделался народным трибуном и в этой должности открыто нападал на Милона, который был обвинен в насилии, и на его защитника Цицерона. Цензор Аппий Клавдий Пульхер исключил его в 50 г. из сената будто бы за безнравственность, в действительности же, вероятно, из политических причин, т. к. он был сторонником Цезаря, который в 49 г. сделал его квестором и возвратил ему сенаторское достоинство. Он вверил ему после сражения при Фарсале предводительство в Иллирии, где он, однако, потерпел поражение; позднее (в 47 г.) ему более посчастливилось в качестве пропретора в Африке (Caes. b. Afr. 8, 34. 97) и был сделан Цезарем проконсулом, получив в управление провинцию Нумидию, где он для поправления своего расстроенного состояния делал насильственные поборы, так что только с помощью Цезаря избег обвинения в вымогательстве. На добытые таким образом деньги он устроил на Квиринале так называемые horti Sallustiani и построил forum Sallustianum. После смерти Цезаря С. всецело предался литературным занятиям, совершенно удалившись от государственных дел и живя в поместье близ Рима, где умер в 35 г. до Р. X., 13 мая. Древние упрекали его в том, что его жизнь не согласна с его взглядами, высказанными в его сочинениях, и весьма строго осуждают его. Судя по тому, каким он выказывает себя в своих сочинениях, кажется, что он под старость исправился. Таким образом, объясняется его раздражение против испорченности знати (особенно Помпея) и некоторого рода склонность видеть во всем дурное. До нас дошло несколько его сочинений. Первое и прежде всех других написанное - его Catilina или de coniuratione Catilinае, сочинение, изданное после смерти Цезаря; в нем он, вероятно воспользовавшись, главным образом, разными сочинениями других авторов, сообщает то, что он, как современник, видел и испытал, хотя, впрочем, его сочинение не заключает в себе всех необходимых сведений. Его язык полон выразительных мыслей, хотя и отличается местами неровностью. Больше закругленности и отделки, равно как и большую привлекательность в форме и изложении представляет второе сочинение Саллюстия - Iugurtha или bellum Iugurthinum, в котором он не только описывает события Югуртинской войны, частью по своим собственным наблюдениям, частью воспользовавшись добросовестно более древними источниками (напр., записками Суллы, Скавра и Рутилия), но и близко знакомит нас с жизнью римского света и выдающихся вождей в своих резких, но вполне справедливых и местами мастерски написанных характеристиках. К этому сочинению примыкает третье, самое основательное, historiae в 5 книгах, обнимающее период от смерти Суллы в 78 г., вероятно, до 67 г. и представляющее вместе с тем продолжение истории Рима Сизенны. Кроме нескольких замечательных речей и писем, к сожалению, уцелело только значительное число отрывков из этого сочинения. Другие приписываемые Саллюстию сочинения подложны, особенно duae orationes ad Caesarem de republica ordinanda, которая, без сомнения, не что иное, как декламация какого-нибудь ритора, сочиненная не позже 2 в., «обе эти вещи неумело сложены с подражанием языку Саллюстия и притом сo слишком архаистической орфографией»; сюда же принадлежат краткая и грубая declamatio in Ciceronem, которую знал Квинтилиан и считал подлинной, с мнимым и также подложным ответом Цицерона. Вообще достойны похвалы добросовестность и правдолюбие, с которыми С. приступил к своему труду; свои мысли и взгляды он высказывает больше в речах, которые, будучи приноровлены к характеру говорящего лица, вплетены им в рассказ. Но это и есть единственная цель этих речей; С. вовсе не хотел выдавать их за действительно сказанные разными лицами. Местами их у него уже слишком много. Образцом в изложении служил ему Фукидид (Quint. 10, 1, 101), которому он подражал не без успеха даже в отрывистых оборотах. Его язык выразителен и нередко с оттенком архаизма (Sen. ер. 1, 114) в выражениях и формах; он напоминает нам особенно Катона и должен придавать изложению некоторую торжественность; речь его часто мрачна и тяжела, соответственно описываемым им событиям в клонившейся к погибели республике и также его собственным воззрениям. За это, равно как и за введение многих новых слов, его язык еще в древности был многими порицаем (Август у Suet. Oct. 86 gramm. 10); однако он был оценен по достоинству как древними, так и новейшими учеными. Издания: Cortte (1724; перепечатано в 1825 слл.), Havercamp (1742; перепеч. в 1828 и сл. г.), Gerlach (1823-1841, 3 т., и несколько меньших изданий), Kritz (1828, 1834, 1856, 3 т., с отличным комментарием; малое издание, 1856), Dietsch (1843, 1846; критическое изд. 1859); Fabri (2-е изд., 1845); школьное издание: Jacobs (7-е изд., 1878), Dietsch (1 т., 1864), Lange, Hinzpeter и др.; издания текста: Bojesen (2-е изд., 1852), Linker (1855), Gerlach (1856), Dietsch (4-е изд., 1872) и Jordan (2-е изд., 1876, заключающее в себе самый лучший текст). Из немецких переводов хорош: Cless (1855 слл.). Из русских изданий со словарем: I. Smirnov С. Sall. Cr. libri dua Mosquae 1860;

2. Cn. Sall., друг Цицерона, с которым он пошел в изгнание (Cic. ad. fam. 14, 4, 6); он и после имел на него некоторое влияние (Cic. ad Qu. fr. 3, 4, 2. Cic. ad Att. 1, 11. 11, 11. 17. div. 1, 28, 59) и уговорил его написать книги de republica (Cic. ad Qu. fr. 5, 1);

3. Sall. Crispus, племянник историка С., усыновленный им (Tac. ann. 3, 30), из сословия всадников, в своей молодости известный своей расточительностью и своим знакомством с вольноотпущенницами. Horat. Od. 2, 2. Horat. Sat. 1, 2, 48. Обладая большим богатством, состоявшим в рудниках и прелестных поместьях, он впоследствии отличался деятельностью, щедростью и роскошью; он пользовался уважением как Августа, так и Тиберия и умер в 20 г. от Р. X. Tac. ann. 1, 6. 2, 40. 3, 30;

4. воспитатель императора Юлиана, был сделан в 361 г. от Р. X. начальником телохранителей и консулом. Amm. Marc. 21, 8;

5. Saturninus Sall. Secundus, сопровождал Юлиана в его Персидском походе в качестве praefectus praet. orientis и после смерти его и Иовиана отказался как сам, так и за своего сына от императорского престола. Хотя он сам не перешел в христианство, но говорят, что он удерживал Юлиана от преследования христиан. Впоследствии он был главной опорой Валентиана;

6. философ, живший около половины 4 в. от Р. X., проживал в Афинах и Александрии и написал сохранившееся сочинение περὶ θεω̃ν καὶ κòσμου, состоящее из 21 главы; в нем он старается доказать бессмертие души и вечность Вселенной, восставая против учения эпикурейцев (изд. Orelli, 1821 г.).

САЛМАКИДА

САЛМАКИДА - Σαλμακίς, 1. см. Halicarnassus, Галикарнас;

2. Hermahhroditus (Έρμαφρόδιτος), Гермафродит.

САЛМАНАССАР

САЛМАНАССАР - Salmanassar, Σαλμανασάρης, царь Ассирии. После того как в Ассирии пресеклась династия Деркетадов (см. Ninus, Нин) и вместе с тем наступило ослабление, но не полное ослабление государства, последовала новая династия Велетара (Новоассирийское царство), под управлением которого Ассирия стала распространяться на запад. Так было уже при Фуле и Тиглате Пилесаре, которые покорили Сирию и Израильское царство и заставили платить дань. Но, по иудейским известиям, самым замечательным был С. (739-713 гг. до Р. X.), который на памятниках в Ниневии называется Саргиной (другие считают его преемником С.). Он направился против Сирии и покорил финикийские города; однако город Тир, лежавший на острове, остался незавоеванным и его флот был разбит. Когда Израильское царство, может быть ободренное этим и поддерживаемое Египтом, отказалось платить дань, он завоевал Самарию, уничтожил совершенно это государство и одну часть жителей увел в Ассирию, 712 г. За ним следовал Синахерим (713-695 гг.), который довел Иудею до весьма бедственного положения и предпринял завоевание Египта. Но при Иерусалиме, как и при Пелусии (Hdt. 2, 141), он потерпел тяжкое поражение и на обратном пути был убит своими сыновьями. Мидия вследствие этого отделилась, и Вавилон с трудом был снова покорен. Его сын Асаргаддон задержал еще на некоторое время падение Ассирийского царства (693-675 гг.); после его смерти оно, приходя мало-помалу в упадок, было уничтожено окончательно в 606 г., после того как Ниневия была взята мидийцами и халдейцами (см. Sardanapalus, Сарданапал). Maspero, Gesch. d. Oriental. Völker, стр. 338 немецкого перевода.

САЛМИДЕСС

САЛМИДЕСС - Σαλμυδησσός (также Άλμυδησσός с производством от 'άλς), Салмидеес; так называлось собственно все фракийское прибережье при Понте Эвксинском от Финийского мыса до фракийского Босфора, где хищные фракийцы при помощи отмелей и мелководья пользовались береговым правом (Хеn. Anab. 7, 5, 8. 12. Hdt. 4, 93. Strab. 7, 319); позднее здесь упоминается город Салмидеcс, который считают нынешней Миджей. Уже Эсхил (Prom. 725) называет его ε̉χθρόξενος ναύταισι (относя его, конечно, неверно к Фермодонту при Понте); ср. также Soph. Antig. 969.

САЛМОНА

САЛМОНА - Σαλμώνη, древний город пелопоннесской области Писатиды, при источнике реки Енисея, недалеко от Гераклеи. Strab. 8, 356.

Предыдущая страница Следующая страница