Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")

САССУЛА

САССУЛА - Sassŭla, город в Лациуме, в области Тибурской; к нему, вероятно, относятся остатки циклопических стен при реке Арчи близ Siciglano. Liv. 7, 19.

САТИКУЛА

САТИКУЛА - Saticŭla, Σατικόλα, город на горе близ Самния, недалеко от кампанской границы; с 313 г. до Р. X. он был римской колонией. Этот город, по всей вероятности, лежал на высотах Cajazzo. Liv. 7, 32. 9, 21. 23, 14. 27, 10. Verg. Aen. 7, 729.

САТИР

САТИР - SatСћrus, Σάτυρος,

1. из аттического дома Кефиссии, член совета после битвы при Эгоспотаме, державший сторону олигархов и известный своим влиянием, наглостью и бесстыдством. После казни Ферамена он, как кажется, находился в числе 30 тиранов. Хеn. Hell. 2, 3, 54 слл;

2. Sat. I, царь Босфорского царства (407-393 гг. до Р. X.), находился в близких, дружественных отношениях к афинянам и погиб при осаде Феодосии. Diod. Sic. 14, 93. Demosth. Lept. 5, 33;

3. Sat. II, после непродолжительного царствования пал ок. 310 г. в войне против своего брата. Diod. Sic. 20, 22;

4. третий С., принадлежавший к тому же княжескому дому, но не вступавший на престол;

5. греческий поэт, принимаемый в греческих сборниках за автора нескольких эпиграмм. Может быть, эти, приписываемые одному поэту эпиграммы, принадлежат двум разным авторам;

6. актер, друг Демосфена. Plut. Demosth. 7;

7. греческий ученый лекарь, учитель Галена и составитель объяснительных примечаний к сочинениям Гиппократа;

8. перипатетик 2 в. до Р. X., автор нескольких сочинений, особенно одного более обширного, βίοι, т. е. жизнеописания мужей, отличившихся на политическом и литературном поприще, напр., Пифагора, Софокла, Алкивиада и др.

САТИРА

САТИРА - Satĭra, старинное satura scil. lanx, означало собственно блюдо, которое referta variis multisque primitiis sacris Cereris inferebatur (Diomedes, Диомед), но затем и другие предметы, состоящие из разных специй и частей, равно как и песни разнообразного, не приведенного в порядок содержания. Поэтому это название подходит только к старейшей форме и свойству С. Самая древняя satira состояла из веселых представлений латинской молодежи, комических рассказов и песен, сопровождаемых игрой на флейте и танцами с пантомимой; таким образом, она, будучи наполовину драматической, образовала затем переходную форму от древних фесценнинских фарсов (carmina Fescennina, они были перенесены из местечка Ферценнии в Южной Этрурии в Рим и состояли из насмешек и ругательств, котрыми молодые римляне, опьяненные наслаждениями и вином, осыпали друг друга в форме попеременных стихов, которые хотя и были ритмическими, но не имели определенного размера, см. Horat. ер. 2, 1, 145 слл. и также толкователей этого места) к настоящим драмам, какие создавал и вводил Ливий Андроник. Эти драматические С. были экспромтами без единства содержания, плана и связи мыслей. Когда драма развивалась все более самостоятельно и по правилам искусства, народная драматическая поэзия перешла отчасти в ателланы, отчасти же продолжали существовать старинные народные шутки-водевили (saturae) и со временем, вероятно, стали также записываться на бумаге и достигли известной степени совершенства. Поэтому писатель ателлан Помпоний и драматические писатели Невий (Naevius) и Пакувий называются сочинителями С. (saturae). Однако мало-помалу первоначальное свойство С. значительно изменилось. Енний принялся первый за дальнейшее преобразование ее; его не драматические С., предназначенные только для читателей, имели с древними С. общими только единство содержания, формы и размера, но отличались от них большей серьезностью. Поэтому Гораций справедливо считает его изобретателем (inventor) С. (sаt. 1, 10, 48) и Graecis intacti carminis auctor (ib. 66). Но переход от древней С. (satura) к новой дидактической С. (satira) образовали стихотворения Луцилия, которые, хотя все еще представляли пеструю смесь по содержанию и по форме, но уже давали критические очерки современной жизни и приняли такое направление, которое вполне соответствовало сложившимся тогда обстоятельствам и которому следовали и другие, напр., Варрон Атацинский (Hor. sаt. 1, 10, 47); Гораций затем довел этот род поэзии до совершенства. Его примеру следовали сатирики Персий и Ювенал, С. которых сохранились. В этой новой С. мы замечаем два явления: с одной стороны, идеал, витающий в душе поэта, а с другой стороны, действительность, противящуюся этому идеалу. Выражение этого разногласия между идеалом и действительностью и производимое им впечатление у различных поэтов различны: Луцилий и Гораций остаются при этом в веселом расположении духа, Персий делается язвительным, Ювенал негодует и карает, Марциалу все это кажется забавным, Петронию комичным. Скоро после Луцилия выступил М. Теренций Варрон со своими С., которые не только возвратились к способу Енния, но зашли даже еще дальше, т. к. в них не только соединялись разные размеры, но и перемешивалась проза со стихами и в содержании была такая же пестрота с переходом от одного предмета к другому и возвращением к первому. Эта формальная особенность Варроновой С. нашла подражание в Apocolocyntosis Сенеки, в Satiricon Петрония, в Caesares Юлиана. С. Варрона примыкали к сочинениям циника Мениппа (см. Менипп, 5) из Гадары в Палестине, и поэтому некоторыми назывались satirae Cyniсае, а им самим - satirae Menippeae. Cic. acad. 1, 2, 8. Но Варрон не нашел себе подражателей; С. осталась верной тому пути, который избрал Луцилий и по которому вел и усовершенствовал ее Гораций. К главным писателям этого нового направления, кроме Горация, принадлежал, может быть, Юлий Флор; затем между Персием и Ювеналом по времени следуют Турн и Сульпиция, одновременно с Ювеналом жил Юлий Руф. К ним причисляют еще Рабирия, Силия, Габия Басса, Манлия Вописка, Деция Албина, Рустика Ельпидия и Евхерию. Сюда же до некоторой степени принадлежат метаморфозы Л. Аппулея, сочинение Тертуллиана de pallio, произведение Марциана Капеллы, стихотворения Клавдиана in Eutropium и in Rufïnum. Поэтому Квинтилиан (10, 1, 93) говорит справедливо о С.: satira quidem tota nostra est, ибо весь этот род поэзии чужд грекам и есть истинно римское произведение. ср.: Fritzsche, Einl. z. Ausg. d. Sermonen des Horaz, I, p. 7 слл.

САТИРОВА ДРАМА

САТИРОВА ДРАМА - Σατυρικòν δρα̃μα, fabula satyrica. Сатирические драмы или игры составляют третий род аттической драмы; они существовали рядом с трагедией и комедией и со времен Эсхила встречаются в соединении с 3 трагедиями, образуя как будто заключительную арию; но их не следует смешивать с теми сатирическими играми или сатирическими дифирамбами, которым Арион дал определенную форму и внешнюю обстановку и которые вообще должны считаться первым началом драматической поэзии (см. Tragoedia, Трагедия). Изобретение и первая разработка сатирической драмы связаны с именем Пратина (Pratinas), которого причисляют к трагическим поэтам; ок. 70 ол. он выступил вместе с Эсхилом и Хэрилом (Χοίριλος) в трагическом состязании. Происхождение сатирической драмы, по-видимому, должно отнести к тому времени, когда трагедия, с которой она тесно связана, получила в Афинах уже свой определенный характер, и, в сущности, ничто не мешает признать справедливость известия, что Пратин первый писал, т. е. сочинял сатиры. Именно во Флиунте, откуда происходил Пратин, сатирические дифирамбы, как создал их впервые Арион, т. е. в виде дифирамбических хоров, к которым были присоединены сатиры, сохранились без существенной перемены, между тем как в Афинах они получили уже драматическую форму и приближались более или менее к (позднейшей) трагедии. Пратин отправился из Флиунта в Афины и познакомился там с образовавшейся из дифирамбов молодой трагедией, которая как раз находилась на степени драматического развития. Счастливый успех этого преобразования навел его на мысль попытаться преобразовать и далее развить драматическую обработку сатирических игр своей родины, быть может, совсем неизвестных в Аттике или совсем вытесненных новой трагедией, подобно тому, как и Феспид (Θέσπις) переделал прежние дифирамбы. Может быть, некоторое неудовольствие народа по поводу серьезного характера новой трагедии, на что, как кажется, указывает известная пословица ου̉δὲν πρòς τòν Διόνυσον, поддерживало его в его решении и попытке. Таким образом, флиасийские сатирические хоры получили при Пратине внешнюю обстановку дифирамбических хоров, причем, однако, они не лишались ни своего веселого характера, в чем заключалась их сущность, ни всех своих особенностей. Выдумка Пратина, кажется, скоро понравилась в Афинах, по крайней мере, в Хэриле и Эсхиле он нашел двух ревностных сотрудников в этой новой области поэзии; к серьезной трагедии присоединяли веселую игру с той же целью, с которой прежде Арион прибавил сатиров к дифирамбическому хору, чтобы поэзии, возведенной на степень трагедии, сохранить или снова придать часть прежней веселости Дионисова культа. Сочинителями сатирических драм могут быть названы еще следующие: Фриних (Φρύνιχος), Аристий (Άριστίας), Хэрил, Эсхил, Софокл, Еврипид, Иофонт, Ахей (Άχαι̃оς) из Эретрии, Ион из Хиоса, Ксенокл, Астидамонт Младший, Херемонт, Тимесифей. Из сатирических драм всех этих поэтов уцелела только одна полная пьеса, именно Κύκλοψ (Циклон) Еврипида; кроме этого только заглавия и весьма незначительные отрывки. Поэтому характеристика этой сценической игры может быть только весьма неопределенной, недостаточной и односторонней. Вообще действие имело оттенок трагедии, но действующие лица являются перенесенными в уединение лесной глуши, окруженные сатирами, постоянными спутниками Диониса. Одобрение, которое встречали эти постоянные хоры сатиров, зависело главным образом от того, какое положение занимали эти сатиры при каждом отдельном действии или как относились к нему и какой вид принимала демонская свита бога между действующими лицами среди самих событий. Герои, действующие лица мифа, совершавшие подвиги и вращавшиеся между богами и чудовищами, оставались в сатирической драме такими же, какими были в эпосе или в трагедии, только их серьезный и осанистый вид сглаживался более или менее; герои, как будто, снисходили к Силену и сатирам, шутовские выходки которых соблазняли и их проронить иные слова, соответствовавшие среде, в которой они находились, а не их собственному характеру. Эпос, таким образом, пересыпался шутками, исходившими от хора; но сделать из героев шутников и весельчаков вовсе не было целью этого рода игры. Большая часть мифов, употребляемых для этого рода драмы, были сами по себе веселого свойства, как, напр., мифы о Дионисе и любовные похождения богов и героев; также и сказки, и сказочные народные предания местного или иноземного происхождения служили содержанием многих сатирических драм. От комедии сатирическая драма отличается тем, что она сплошь наивна. Сатиры не знают ничего другого, кроме того, что они высказывают; как они рассуждают, таковы они сами; они не подшучивают над людьми, но высказываются так, как смотрят на вещи и понимают их. Комедия всегда исходит от веселости и шутки, которая простодушно и без задних мыслей обращает все в смех, именно с целью исправлять и наставлять; сатирической же драме такая цель совсем чужда. ср. Hor. а. р. 220 сл. Хору сатирической драмы недостает всякой патетичности и всякого участия, потому что у самих сатиров и следа всего этого нет. Не действие влияет через хор на зрителя, но зритель видит только влияние действия на ум и настроение сатиров. С хором в трагедии мы, в общем, соглашаемся, но к сатирам мы не можем и не должны питать такой симпатии. О внешней обстановке сатирического хора нам известно немногое; даже о числе хоревтов мы не имеем никаких определенных свидетельств, но, по всей вероятности, их было пятнадцать, как и в трагедии. Костюм сатиров и силенов сохранял все внешние признаки их природы. Сатиры являлись голыми, набросив на себя только козьи шкуры; также оленья или барсова шкура служила им одеянием. Кроме того, хоревты, чтобы казаться более похожими на козлов, имели взъерошенные волосы (Hor. а. р. 220), они были безобразны, испиты, распутны и сладострастны, постоянно скакали и прыгали, были надменны и дерзки, настолько трусливы, насколько герои были храбрыми, были неблагонадежны, без принципов и нравственности, даже просто гнусны. ср. Еиr. Суcl. 268. 271. Пляска в сатирической драме называлась сикиннисом σίκιννις; поэтому сатиры назывались также сикиннистами (σικιννισταί). Она была быстра, дика, сладострастна и без пафоса. ср. также Τετραλογία, Тетралогия; относительно сцены ср. Theatrum, Театр. В метрической отделке стихов сатирической драмы поэты позволяли себе больше вольностей, чем в трагедии, но, впрочем, как кажется, только в тех партиях, которые назначались сатирам или Силену. Отрывки сатирических драм (за исключением Эсхила, Софокла и Еврипида) собрал Friebel, 1837. ср.: Welcker, ueber das Satyrspiel в его Nachtrag zur Aeschyl. Tragödie (1826). Fritzsche, de scriptoribus satyricis (5 статей, 1863 слл.). У римлян в их драматической литературе не было сатирической драмы, хотя это неоднократно утверждалось. Доводы, выставляемые в пользу этого, не выдерживают критики.

САТИРЫ

САТИРЫ - I.

SatСћri,

сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.

II.

SatСћri,

спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (φήρεα) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их γένος ου̉τιδανω̃ν Σατύρων καὶ α̉μηχανοεργω̃ν, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино - их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты - фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались Σατυρίσκοι. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

САТИРЫ, (I)

САТИРЫ, (I) - SatСћri,

сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.

САТИРЫ, (II)

САТИРЫ, (II) - SatСћri,

спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (φήρεα) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их γένος ου̉τιδανω̃ν Σατύρων καὶ α̉μηχανοεργω̃ν, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино - их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты - фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались Σατυρίσκοι. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

САТНИОЕНТ

САТНИОЕНТ - Σατνιόεις, речка в Троаде, вытекающая с Иды; после западного течения она изливается между Гамакситом и Ларисой; н. Tuzla. Horn. Il. 6, 34. 14, 445. Strab. 13, 605.

САТРАП

САТРАП - Satrăpa, σατράπης, по-древнеперсидски «shoitrapaiti», т. е. господин провинции, персидское название наместников провинций, которое римские писатели переводят словами praetor (Cic. fin. 5, 30) или praefectus (Мер. Dat. 2. Justin. 5, 1).

САТРИИ

САТРИИ - Satrĭi, 1. Satr. Secundus, предал Сеяна, у которого был в большой милости. Tac. ann. 6, 47;

2. Satr. Rufus, оратор времен Плиния Младшего, жил еще в царствование Нервы. Plin. ep. 1, 5. 9, 13.

САТРИКУМ

САТРИКУМ - Satrĭcum, латинский город близ Анция. Близ нынешнего Casale di Conca находятся еще остатки древних стен. Liv. 2, 39. 6, 8. 33. 7, 27 и т. д. Сic. аd Qи. fr. 3. 1.

САТРЫ

САТРЫ - Σάτραι, фракийский народ между Нестом и Стримоном на горах Пангейских (Παγγαι̃ος), отличавшийся храбростью и любивший свободу. В их пределах находился оракул Дионисия, которым заведовали бессы. Hdt. 7, 110 слл.

САТУР

САТУР - Satŭrum (Serv. к Verg. Georg. 2, 197 и 4, 335), Σατύριον (Steph. Byz.), Σατύρεον (Strab. 6, 279), город и местность вблизи Тарента с превосходным коннозаводством; отсюда Satureianus caballus (Horat. Sat. 1, 6, 59, по этому месту название города будет также Saturеium); н. Torre di Saturo.

САТУРА

САТУРА - Satŭra, см. Satira, Сатира.

САТУРЕУМ

САТУРЕУМ - Saturēium, см. Saturum, Сатур.

САТУРИЙ

САТУРИЙ - Saturĭus, Publius, Публий, противник Росция Комэда, несколько раз упоминаемый Цицероном (Cic. Rosc. cоm. 1, 4. 6, 18, 8. 22).

САТУРИЙСКОЕ БОЛОТО

САТУРИЙСКОЕ БОЛОТО - Satŭrae palus, болотное озеро в Лациуме, южнее и в сторону от Помптинских болот, н. Lago di Paola. Verg. Aen. 7, 801.

САТУРН

САТУРН - Saturnus, см. Κρόνος, Кронос.

САТУРНАЛИИ

САТУРНАЛИИ - Saturnalĭa, см. Κρόνος, Кронос.

САТУРНИН

САТУРНИН - Saturnīnus, римское прозвище

1. L. Appuleius Sat., был народным трибуном в 101 г. до Р. X. и предложил закон о раздаче солдатам Мария полей в Галлии. Этот предложенный закон должен был быть утвержден сенатом в пять дней, что с тех пор стало правилом. Через это авторитет сената в трибутных комициях был подорван; поэтому С., по истечении срока его трибунства был исключен цензором Метеллом Нумидийским из сената, за что он, будучи избран вторично трибуном, заставил Метелла в 100 г. отправиться в изгнание. После этого он возобновил закoны Гракхов, пользуясь поддержкой Мария, с которым он близко сошелся (Cic. Rab. 7, 20 Cic. de or. 2, 49, 201), равно как и своего товарища К. Гракха (Cic. Sest. 47, 101), который выдавал себя за сына Тиб. Гракха. Flor. 3, 16. Говорят, что прежняя обида, нанесенная ему знатью (указом сената у него было отнято заведование провиантом (res frumentaria), заставила его перейти на сторону народа. Cic. Sest. 45, 96. Но совершенное им и его сообщниками убиение Меммия, домогавшегося консульства, восстановило против него даже народ; подвергнутые сенатом опале, покинутые Марием, они должны были сдаться на Капитолии, куда они убежали, но были перебиты раздраженным народом. App. b. с. 1, 32 сл. Cic. Brut. 62, 224. Cat. 1, 2, 4. Vell. Pat. 2, 12;

2. L. App. Sаt., предводительствовал в 68 г. на Крите войском под начальством Метелла и управлял Македонией в 58 г. Cic. Planc. 11, 27 слл.;

3. его сын, Cn. Sat., приверженец Антония, за что и был обвинен в 50 г. Cic. ad. fam. 8, 14;

4. Aelius Sat., был брошен с Капитолия за то, что сочинил пасквильные стихи на императора Тиберия. Dio Cass. 57, 22;

5. Aponius Sat., победил при Отоне роксоланов при Азовском море, служил потом при Веспасиане и впоследствии только с трудом избежал смерти от возмутившихся солдат. Tac. hist. 1, 79. 3, 11. 5, 26;

6. Aemilius (Avulnius) Sat., полководец Валериана, позднее Галлиена, принял от возмутившихся солдат правление, но вскоре после этого (ок. 260 г. от Р. X.) был убит ими;

7. Sat., из Галлии, отличался при Аврелиане как полководец и был очень уважаем Пробом. В 280 г. от Р. X. он в Египте был провозглашен императором и только после ожесточенных стычек был побежден Пробом и убит его солдатами. Vopisc. Sat. 7 слл. см. также Sentii, Сенции, 2-5.

САТУРНИЯ

САТУРНИЯ - Saturnĭa, 1. название Италии у поэтов (напр., Verg. Georg. 2, 173. A. 1, 569. 8, 329. Ov. fast. 1, 238);

2. древний город в Этрурии, прежде называвшийся Авринеей, при дороге в Козу; в 185 г. до Р. X. сделан римской колонией. Значительные развалины находятся при деревне Сараlliо в Maremma di Sovana. Liv. 24, 45;

3. прозвище Юноны как дочери Сатурна (Verg. Aen. 1, 23) и Весты (Ov. fast. 6, 383).

САУКОНА

САУКОНА - Saucōna, см. Аrar, Арар.

САУФЕИ

САУФЕИ - Saufēii, 1. С. Sauf., был в 105 г. до Р. X. квестором и погиб вместе с Сатурнином, планы которого он поддерживал. Cic. Rab. Post. 7. App. b. с. 1, 32;

2. L. Sauf., друг ученого Аттика, по ходатайству которого он получил обратно свои имения, проданные триумвирами. Nep. Att. 12. Cic. ad Att. 7, 1. 15, 4.

СБОРЩИК НАЛОГОВ

СБОРЩИК НАЛОГОВ - Συλλογει̃ς, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 13.

СВАДА

СВАДА - Suada, см. Πειθώ, Пейфо.

СВАДЕБНЫЕ ФАКЕЛЫ

СВАДЕБНЫЕ ФАКЕЛЫ - Δα̃δες νυμφικαί, свадебные факелы, которые зажигались матерью невесты и неслись вслед за свадебной колесницей, на которой невеста ехала в дом жениха. Все провожавшие ее несли факелы и мать жениха встречала молодую чету у дверей дома тоже с факелами.

СВАДЬБА

СВАДЬБА - Nuptiae, свадебные обычаи, см. Matrimonium, Брак, 4, Δα̃δες νυμφικαί, Свадебные факелы, и Άνακαλυπτήρια, Анакалиптерия.

Для празднования свадеб избирали вообще зиму, как самое удобное время, и отсюда произошло название месяца Гамелион, который соответствует у нас январю. У спартанцев сохранялся древний обычай, по которому невесту с согласия отца насильно уводили. Жених брал невесту из круга подруг и уводил в дом родственницы, которая в качестве νυμφεύτρια принимала ее и приготовляла брачную комнату. После некоторого времени тайных сношений жениха с невестой брак объявляли и праздновали свадьбу. Римские свадебные обряды хотя имели свои особенности, но вообще были сходны с греческими. Прежде всего римляне, так же как и греки, придавали большое значение счастливым и несчастливым для свадьбы дням. Несчастливым для свадеб временем считалось: май, первая половина июня, все календы, иды и ноны, dies nefasti, время паренталий, время mundus patens и других праздников, на которые, впрочем, вдовы не обращали внимания. Особенно счастливой для браков считалась вторая половина июня. Брачные формальности и обряды были различны, смотря по тому, заключался ли брак в строгом смысле, при котором жена переходила под manus мужа и делалась mater familias, или заключался свободный брак, при котором жена была только uxor и оставалась при patria potestas или sui iuris. При этой последней форме брака особенные церемонии не составляли существенной необходимости и дело ограничивалось только deductio in domum mariti. Напротив, другая форма брака изобиловала символическими обрядностями. В самый день свадьбы невеста снимала toga praetexta и посвящала ее богине Fortuna virginalis; она носила пояс, сотканный из овечьей шерсти, а на лице покрывало (flammeum) красного и желтого цвета, т. к. эти цвета считались праздничными. Переход в дом жениха совершался или в форме увода, или был торжественным шествием, что выражали относительно жениха через uxorem ducere (сокращено из uxorem domum ducere), а относительно невесты - viro nubere. Это шествие совершалось обыкновенно вечером и было многочисленнее, составляясь не только из родных той и другой стороны, но также из любопытной и праздной толпы. В сопровождении факелов и под звуки флейты невеста шла пешком, неся в руках веретено и прялку. За ней шли два мальчика, родители которых были еще живы - patrimi et matrimi, - и мальчик, приносивший жертву. Дом жениха был торжественно убран и освещен. Ter. Adelph. 5, 7, 6. Suv. 6, 51. Невеста обвивала дверные косяки шерстяной повязкой, чтобы показать символически свою невинность и намазывала их свиным жиром, чтобы отвратить чародейства. Plin. 2, 28. 9, 37. Ее поднимали через порог дома (Plut. Rom. 15. Catull. 61, 166), и затем она становилась на разостланную овечью шкуру. При этом раздавался возглас: «Talassio!» Liv. 1, 9. При входе в дом ее спрашивали, кто она, на что она отвечала: «Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia»; после этого ей передавали ключи от дома. Далее происходил торжественный ужин (coena nuptialis), устраиваемый женихом, с музыкой и пением; особенно часто повторялась под звуки флейты свадебная песнь (epithalamium, hymenaeus). На устройство этого ужина законами разрешались непомерно большие издержки. При этом жених должен был разбрасывать орехи собравшейся перед домом молодежи. Catull. 61, 128. Verg. Ecl. 8, 30. После ужина замужняя женщина, заступавшая место Iuno pronuba, вводила молодую в спальню и клала на брачную кровать (lecto collocare), которая была покрыта тогой; после этого в спальню входил к ней муж. На дворе распевались в это время не только свадебные гимны, но и грубые шутливые песни. На другой день жених опять давал пир, называемый repotia (Horat. Sat. 2, 2, 60), а гости и родственники подносили молодой чете подарки. Потом молодая хозяйка приносила первую жертву в новом доме. ср.: Becker, Gallus, II, стр. 20 слл. Rossbach, römische Hochzeits und Ehendekmäler (1871).

СВАРДОНЫ

СВАРДОНЫ - Svardŏnes, севское племя в Северной Германии, вправо от реки Альбис (Эльбы), между саксонцами и лангобардами, может быть, на реке Швартау, выше устья Травы. Tac. Germ. 40.

СВЕВСКОЕ (БАЛТИЙСКОЕ) МОРЕ

СВЕВСКОЕ (БАЛТИЙСКОЕ) МОРЕ - Suevĭcum mare,

так называется у Тацита (Germ. 45) Балтийское море, обычно именуемое Sarmaticum mare.

Suffectus, назывался выбранный на место лица, выбывшего по каким-либо причинам раньше окончания срока своей службы. См. Consul.

СВЕВСКОЕ МОРЕ

СВЕВСКОЕ МОРЕ - Suevĭcum mare, так называется у Тацита (Tac. Germ. 45) Балтийское море, обычно именуемое Sarmaticum mare.

СВЕВЫ

СВЕВЫ - Suēvi, Σουη̃βοι, так называлась совокупность нескольких германских племен, которые по своему бродячему или кочующему образу жизни составляли противоположность к оседлым племенам (ингевонам). Они, может быть, отчасти были смешаны с чужими элементами. Римлянам они уже рано стали известны (123 г. до Р. X.) и считались самым сильным и воинствующим германским племенем. Caes. b. g. 1, 7. 4, 1. По Тациту (Tac. Germ. 2. 45), они жили во всей восточной части Германии, от Дуная до Балтийского моря; Цезарь, однако (Caes. b. g. 6, 10), считает их, как кажется, ближе к Рейну. По его словам (Caes. b. g. 4, 3. 19), они жили к востоку от сагамбров и убиев; горный лес Баценис отделял их от херусков, живших дальше на восток (Caes. b. g. 6, 10). Страна их разделялась на 100 округов и имела несколько городов. Об отдельных племенах см. Germania, Германия. Об их своеобразных обычаях ср. Caes. b. g. 4, 1-3. Tac. Germ. 38. 41. 43. 45. После того как варвары (свевы), последовавшие за Марбодом и Катуальдом, вступили в 19 г. от Р. X. на римскую территорию (Tac. ann. 2, 63. 12, 29), они поселились по ту сторону Дуная (около реки Тиссы); следует различать войны свевов (bellum Suebicum) от войн против сарматов и свевов, соседей со стороны Паннонии (Sarmaticum et Suebicum bellum).

СВЕННЕСИС

СВЕННЕСИС - Syennĕsis, Συέννεσις (т. е. именитый князь), титул (не имя) наследственных князей Киликии, еще во времена персидского владычества. Aesch. Pers. 320. Hdt. 1, 74. 5. 118. 7, 98. Хеn. Anab. 1, 2, 12 и в других местах.

СВЕТОНИИ

СВЕТОНИИ - Suetonĭi

1. С. Suetonius Paulinus, К. Светоний Павлин, один из славнейших полководцев времен Римской империи, управлял Мавританией, в 42 г. от Р. X., и в своих походах дошел до внутренней части Африки. Plin. 5, 1. В 59 г. он получил провинцию Британнию и заслужил себе большую славу своим управлением и своими военными подвигами. Он завоевал остров Мону, н. Энглиси (Tac. ann. 14, 30), где он уничтожил культ друидов, и усмирил восставших бриттов, которые под предводительством своей воинствующей царицы Боудикки оказывали мужественное сопротивление (Tac. ann. 14, 31 слл. Tac. Agr. 14 сл.). Однако в 61 г. он вследствие клеветы был отозван Нероном. После смерти Нерона он сражался за Отона в битве при Кремоне, но по старости не имел уже прежней бодрости (Plut. Oth. 7. 8) и после смерти Отона подчинился победоносному Вителлию не очень почетным образом. Tac. hist. 2, 31. 60;

2. С. Suetonius Tranquillus, К. Светоний Транквилл, жил во времена Домициана, Траяна и Адриана (приблизительно от 75 до 160 г. от Р. X.). Он находился в сношениях с Плинием Младшим, который своим влиянием у Траяна доставил ему несколько должностей. При Адриане он был некоторое время секретарем императора, epistularum magister, но потом впал в немилость. Plin. ep. 3, 8. 10, 95. Spart. Hadr. 11. Своим удалением от дела он воспользовался для составления литературных трудов. Первое место между ними занимают его 12 биографий (XII vitae imperatorum), написанных простым и ясным слогом и дающих нам подробные и верные сведения об общественной и частной жизни императоров, начиная с Цезаря и оканчивая смертью Домициана. Их и в позднейшие времена много читали, а в средние века им часто подражали. Кроме того, он написал еще следующие сочинения: de illustribus grammaticis, дошедшее до нас не в полном объеме (в полном, как говорят, существовало оно еще в 15 в.); de claris rhetoribus; vita Terentii, vita Horatii, Persii, Lucani, Iuvenalis, Plinii. Другие сочинения, как-то: prata, de regibus и другие, утрачены. Editio princeps вышло в Риме в 1470 г. Основные издания: Касаубона (1596 и 1610, вновь изданное Ф. А. Вольфом в 1802 г.), Гревия (1672 сл.), Удендорпа (1751), Ернести (1748 сл.), Баумгартен-Крусиуса (1816), Газе (Hase, 1828), К. Рота (С. L. Roth, 1858); школьное издание Бреми (1800, 1820). Мелкие сочинения: A. Reifferscheid, Suet, reliquiae, 1860.

СВЕЧА

СВЕЧА - см. Кандела.

СВИДА

СВИДА - Suidas, Σουίδας,

1. историк, живший раньше Страбона, написал: «Фессалийские истории» (не менее как в 2 книгах, если не более), «Генеалогии» (γενεαλογίαι) и был один из тех, которые, кроме Аристотеля, занимались историей Эвбеи (περὶ Ευ̉βοίας πεπραγματευμένοι). Несколько отрывков помещено у Миллера, fragm. histor. Graec., II, стр. 464;

2. лексикограф, о личности и времени жизни которого ничего не известно. Полагают, что он жил раньше Евстафия, ок. 960 г. от Р. X. Дошедший до нас лексикон С. составлен на основании более старинных словарей, схолий и сочинений грамматиков. В нем, кроме объяснения слов, сообщаются еще фактические заметки, особенно биографические сведения о древних писателях. Конечно, в нем недостает тщательности и критики, т. к. разнородное в нем смешано, перепутано или стоит не на своем месте; но для нас все-таки он составляет истинный клад и источник. Издали его: Küster (1705), Gaisford (1834), особенно тщательно G. Bernhardy (1834-1853); один текст Bekker (1854).

СВИДЕТЕЛИ

СВИДЕТЕЛИ - Testis.

С. не могли быть: рабы, несовершеннолетние, умалишенные, женщины (в более древние времена), так называемые Intestabilis, дети против родителей или наоборот, наконец, никто в своем собственном деле. С. были или добровольные (voluntarii), или вызванные, когда призывались вследствие testimonii denuntiatio, по крайней мере, в уголовных делах. Cic. Flacc. 6. 8. 37. Число С. в уголовных делах было очень велико, в гражданских требовалось их меньше, но, во всяком случае, не менее двух. С. приглашались (citare) преконом и после подачи показания должны были отвечать на вопросы ораторов и той и другой стороны (interrogatio testium. Cic. Verr. часто). Но какую веру должны были придавать судьи показаниям С., зависело, разумеется, от различных обстоятельств.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

СВИДЕТЕЛЬСТВО - Testimonĭum, свидетельское показание, считавшееся у римлян одним из важнейших доказательств в суде; оно было устное или письменное. Первое давалось лично перед судом и подтверждалось клятвой, второе (testim. per tabellas datum), менее важное по значению, записывалось на деревянных таблицах, которые складывались и запечатывались (obsignare) 7 свидетелями (число, вошедшее в употребление по примеру 7 лиц, необходимых при mancipatio, (см. Mancipatio). Без этих формальностей показание не имело силы доказательства. Свидетели служили также поручителями за верность копии с какого-нибудь документа (напр., при сохранившихся еще доныне tabulae honestae missionis) или удостоверяли сделанное кем-либо в их присутствии показание и т. п. Кроме упомянутых двух видов существовали еще testimonium publica, показания, даваемые целыми корпорациями или общинами в пользу кого-либо, так называемые laudationes (см. Laudatio), или против него. Laudationes назывались также показания влиятельных лиц в пользу подсудимого. Testimonium falsum, см. Falsum, Подлог.

СВИЛИИ

СВИЛИИ - Suillĭi, 1. P. Suillius, П. Суиллий, служил в Германии квестором при Германике, был взят в 24 г. от Р. X. и изгнан из Рима за взятку (Tac. ann. 4, 31), но при Клавдии опять возвратился в Рим и был человеком влиятельным, но в то же время и взяточником. В особенности он старался обогатиться доносами на людей знатных и честных. Нерон, однако, по совету Сенеки, предал его суду, во-первых, за разные неисправности его во время управления Азией, а во-вторых, за множество ложных обвинений и доносов (Tac. ann. 13, 42 сл.) и наказал его конфискацией частью имущества и изгнанием, в 58 г.;

2. сын его, М. Suillius Nerulinus, M. Суиллий Нерулин, был в 50 г. консулом, а в 58 г., после изгнания своего отца, был обвинен отчасти из ненависти к его отцу, отчасти за взяточничество и вымогательство; впрочем, был оправдан самим Нероном. Tac. ann. 12, 25. 13, 43.

СВИОНЫ

СВИОНЫ - Suiōnes, древнейшие обитатели Скандинавии или Швеции, отличавшиеся уже во времена Тацита мореплаванием (Tac. Germ. 44). Их имя родственно с именем свевов.

СВИРЕЛЬ

СВИРЕЛЬ - Tibĭa, αυ̉λός, обыкновеннейший музыкальный инструмент греков и римлян, был первоначально простой конструкции, имел только одно отверстие и изготовлялся из камыша (μόναυλος, καλάμινος), впоследствии же из разного дерева, у фригийцев из самшита, у либийцев и финикийцев из лота, у египтян из плюща; тирренцы первые стали изготовлять металлические флейты, реже для них брались кости и слоновая кость. Из простых видов замечательны были волынка (игральщик назывался α̉σκαύλης, utricularius) и дудка, похожая на наш фагот, αυ̉λòς πλάγιος или πλαγίαυλυς. У нее мундштук (дульце) был приделан сбоку, ее держали косо, так что верхний конец ее почти касался правого уха (Apul. met. 11. p. 245). Изобретателем ее считается Мид (Plin. 7, 57); она была принадлежностью сатиров и спутников Вакха (Serv. ad. Verg. Aen. 11, 737). Пану приписывали изобретение семиствольной пастушеской С. (συ̃ριγξ, fistula), 7 тонов которой фригиец Марсий, или Гиагн, или Олимп перенес на две соединенные С., имевшие один мундштук, причем каждому отверстию на С. соответствовал особый тон. Подобно Геродоту, который лидийские флейты делил на мужские и женские, римляне различали tibias dextras и sinistras, смотря по тому, правой рукой или левой играли на ней, правой ли стороной рта или левой дули в нее. Особенно же этим выражением обозначали разницу в высоком или низком тоне. Tibia dextra (бас) имела 3 или больше отверстий, sinistra (дискант) по меньшей мере 4. Различали также tibias pares и impares; paribus tibiis canеre означало играть на двух правых или на двух левых, imparibus - на одной правой или одной левой за раз. Tibia употреблялась часто: при культе богов (sacrifiсае), особенно Кибелы, в шумные праздники которой брали двойную С., кроме того, при свадьбах, похоронах, на пирах (ludicrae), на сцене, в разные годичные праздники и т. д. Ею часто сопровождали пение и игру на лире, давали такт гребцам на судах, войскам сигнал к выступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т. д. Поэты упоминают преимущественно о лидийских, фригийских и берескинфских флейтах. Играли на них не только мужчины, но довольно часто говорится также об αυ̉λητρίδες. ср. Musica, Музыка.

СВИРЕЛЬ, ФЛЕЙТА

СВИРЕЛЬ, ФЛЕЙТА - Tibĭa,

αυ̉λός, обыкновеннейший музыкальный инструмент греков и римлян, был первоначально простой конструкции, имел только одно отверстие и изготовлялся из камыша (μόναυλος, καλάμινος), впоследствии же из разного дерева, у фригийцев из самшита, у либийцев и финикийцев из лота, у египтян из плюща; тирренцы первые стали изготовлять металлические флейты, реже для них брались кости и слоновая кость. Из простых видов замечательны были волынка (игральщик назывался α̉σκαύλης, utricularius) и дудка, похожая на наш фагот, αυ̉λòς πλάγιος или πλαγίαυλυς. У нее мундштук (дульце) был приделан сбоку, ее держали косо, так что верхний конец ее почти касался правого уха (Apul. Met. 11. p. 245). Изобретателем ее считается Мид (Plin. 7, 57); она была принадлежностью сатиров и спутников Вакха (Serv. ad. Verg. А. 11, 737). Пану приписывали изобретение семиствольной пастушеской С. (συ̃ριγξ, fistula), 7 тонов которой фригиец Марсий, или Гиагн, или Олимп перенес на две соединенные С., имевшие один мундштук, причем каждому отверстию на С. соответствовал особый тон. Подобно Геродоту, который лидийские флейты делил на мужские и женские, римляне различали tibias dextras и sinistras, смотря по тому, правой рукой или левой играли на ней, правой ли стороной рта или левой дули в нее. Особенно же этим выражением обозначали разницу в высоком или низком тоне. Tibia dextra (бас) имела 3 или больше отверстий, sinistra (дискант) по меньшей мере 4. Различали также tibias pares и impares; paribus tibiis canеre означало играть на двух правых или на двух левых, imparibus - на одной правой или одной левой за раз. Tibia употреблялась часто: при культе богов (sacrifiсае), особенно Кибелы, в шумные праздники которой брали двойную С., кроме того, при свадьбах, похоронах, на пирах (ludicrae), на сцене, в разные годичные праздники и т. д. Ею часто сопровождали пение и игру на лире, давали такт гребцам на судах, войскам сигнал к выступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т. д. Поэты упоминают преимущественно о лидийских, фригийских и берескинфских флейтах. Играли на них не только мужчины, но довольно часто говорится также об αυ̉λητρίδες. Ср. Musica.

Tibīcen, флейтисты существовали в Риме с древнейших времен и составляли отдельную коллегию. Многие находились на государственной службе, (напр., для жертвоприношений, Liv. 9, 30), другие были доступны каждому.

СВОБОДНОЕ ПОСОЛЬСТВО

СВОБОДНОЕ ПОСОЛЬСТВО - Legatio libĕra, собственно свободное, ничем не связанное посольство (почетная командировка). Часто сенаторы, желавшие на время отлучиться из Рима по частным делам или вследствие политических обстоятельств, получали по своей просьбе от сената титул легата, т. к. этот титул давал им больше авторитета и, кроме того, разные выгоды, какими пользовались настоящие легаты, как-то: даровое содержание и даровую поездку. Cic. legg. 3, 8. Cic. ad Att. 15, 11. Особенный вид составляла legatio votiva, даваемая сенатору для исполнения обета. Этого рода милость оказывалась еще и во времена императоров. Suet. Tib. 31.

СВЯТОТАТСТВО

СВЯТОТАТСТВО - Sacrilegĭum (от sacra и legere, т. е. furari), но во времена Империи это слово получило более обширное значение, означая вообще преступление, особенно же презрение к императору, нарушение культа и т. д. В древнейшее время преступление С. судилось тем же судом, который разбирал дела об убийстве родственников. Cic. legg. 2, 9. По lex Iulia de peculatu за С., подобно peculatus, назначалось так называемое «запрещение воды и огня» (aquae et ignis interdictio), что впоследствии было заменено опалой (deportatio). В период императоров налагаемы были всевозможные другие наказания.

СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА

СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА - Ver sacrum.

У римлян и италийцев был обычай в больших опасностях давать обет Юпитеру принести в жертву все живое (особенно коз, свиней, овец, рогатый скот), что родится предстоящей весной. Это жертвоприношение называлось ver sacrum. Liv. 22, 10. В более древние времена иногда давали такой обет также относительно всех детей, родившихся в одну и ту же весну, они не приносились в жертву, но по достижении определенного возраста высылались из отечества и селились в чужих землях. Многие приводили основание Рима в связи с таким ver sacrum.

СВЯЩЕННАЯ ГОРА

СВЯЩЕННАЯ ГОРА - Sacer mons, отдельно возвышающийся холм на правом берегу Аньена перед его соединением с Тибром, находящийся на расстоянии 3 миль от Рима при Номентанийской дороге и знаменитый удалением в 494 и 449 гг. до Р. X. римского народа (см. Secessio, Сецессия). Liv. 2, 32. 3, 52. Dion. Hal. 6, 45. App. b. с. 1, 1. Теперь гора эта не имеет названия, но на ее вершине стоит Torre di Specchio; она круто спускается к реке.

СВЯЩЕННАЯ ДОРОГА

СВЯЩЕННАЯ ДОРОГА - Sacra via, см. Roma, Рим, 2.

СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ

СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ - Sacra, церемонии, особенно жертвоприношения (sacrificia) в известные празднества и при известных святилищах. Надзор за их исполнением, за продолжением их существования, за их учреждением и упразднением принадлежал понтификам и сенату. Они делились на sacra publica и s. privata. S. publica были такие церемонии, которые производились для всего римского народа жрецами, магистратами, сенатом или, по крайней мере, частью народа и совершались под непосредственным надзором понтификов; расходы на них покрывались из средств государства. К ним принадлежали sacra курий, а именно празднуемые в куриях и под ведением курионов, как, напр., Форканалии, Квириналии, Паганалии и торжество «Семихолмия» (Septimontia). Te sacra publica, которые праздновались всем народом, а не частью его от имени всего народа, назывались sacra popularia. Sacra privata, особенно празднества и святилища, принадлежавшие частным корпорациям, не совершались за счет общественной казны и их жертвенные места были vix sacri (sacer = посвященный богам с общего согласия), но одобрялись и признавались понтификами. К ним принадлежали:

1. sacra gentilicia, т. е. такие празднества, которые праздновались целым родом за его счет. Понтифики должны были смотреть за тем, чтобы к этим церемониям не относились с пренебрежением или чтобы они даже не упразднялись совсем, вследствие чего и происходило, в том случае, если вымирал род, усыновление (arrogatio) перед куриями в присутствии понтификов или перед претором, причем усыновленное лицо принимало вместе с родовым именем также sacra gentilicia. Эти совершаемые самими представителями рода sacra состояли в жертвоприношениях и празднествах, которые должны были производиться ежегодно в известные дни и в известных местах и в которых были обязаны принимать участие все члены рода. Взносы к таким sacra и к сохранению священных зданий могли сделать родовые sacra дорогими, почему и старались в позднейшее, менее религиозное время, избавиться от них всевозможным образом, напр., дарованием свободы рабам или их усыновлением, заключением браков, мнимой продажей обязательств и предоставления своего наследства старикам, а в особенности так называемым detestatio sacrorum, т. е. когда кто-нибудь покидал вследствие усыновления свой род, чем и освобождался от его sacra. S. gentil. становились отчасти и s. gentil. publica, a именно в том случае, если само государство принимало на себя sacra рода, предоставив, однако, последнему жреческую должность. Такое жречество было таким образом наследственное sacerdotium publicum; так, напр., роду Аврелиев принадлежало общественное жречество бога солнца, роду невтиев - жречество Минервы, роду Юлиев -жречество Аполлона;

2. sacra familiarum, состоявшие в службе Ларам, Пенатам, Манам, Гениям или образовавшиеся вследствие сделанных для блага семейства обетов. Ближайший за ними надзор принадлежал отцу семейства;

3. sacra singulorum hominum, которые относились к особым событиям отдельных лиц или всего семейства, как, напр., дни рождения, бракосочетания, похорон, дни посева и жатвы и т. п. По времени празднования sacra делились или на annua, или на menstrua, stativa, non stata или indictiva (conceptiva imperativa), repentina и т. д.

СВЯЩЕННОЕ (БОЖЕСТВЕННОЕ) ПРАВО

СВЯЩЕННОЕ (БОЖЕСТВЕННОЕ) ПРАВО - Ius sacrum и divinum, см. ius Pontificium.

Ius scriptum и non scriptum. Первое охватывает все право, выступающее в письменной форме, следовательно, народные законы, senatus consulta, императорские законы, эдикты магистратов, responsa юристов. Non scriptum называется лишь обычай, quod usus comprobavit.

Ius stricum, старое неприкосновенное гражданское право в противоположность к принципу справедливости (aequitas). Поэтому различали actiones stricti и bonae fidei, см. Actio.

СВЯЩЕННОЕ ПРАВО

СВЯЩЕННОЕ ПРАВО - Ius sacrum и divinum, см. ius Pontificium, Сакральное право.

СВЯЩЕННЫЙ МЫС

СВЯЩЕННЫЙ МЫС - Sacrum Promunturĭum, τò ι̉ερòν α̉κρωτήριον, название нескольких мысов:

1. юго-западная оконечность Испании; н. мыс Св. Винсента. Strab. 3, 148;

2. юго-восточная оконечность Ибернии, н. Carasore Point;

3. северо-восточная оконечность Корсики; н. мыс Корсо;

4. западная оконечность крага в Липии, между Ксанфом и Телмиссом, н. мыс Iria или Jedi Burun;

5. мыс в Ликии на границе Памфилии, напротив Хелидонских островов (Гиерон или Хелидонион), н. мыс Khelidoni. Strab. 14, 666;

6. мыс в Понте, между Керасунтом и Кордилой (Cordyle), н. мыс YOros.

СЕБАСТА

СЕБАСТА - Sebaste, Σεβαστὴ, город на близком к киликийскому берегу острове, Элеузе, основанный и названный так в честь Августа Каппадокийского царем Архелаем, которому римляне дали в управление суровую Киликию. Strab. 14, 671. Другие одноименные с этим города лежали во Фригии и Самарии.

СЕБАСТЕЯ

СЕБАСТЕЯ - Sebastēa, Σεβάστεια, город в Понте, находившийся недалеко от истоков Галиса. Уже раньше существовавшее местечко этого имени было возвышено Помпеем до положения города под названием Мегалополя. Strab. 12, 560. Позже его значение и влияние увеличилось, так что он стал главным городом в Armenia prima. Развалины при Сивасе. Некоторые города позднейшего времени назывались также Σεβαστόπολις.

СЕБЕНИТ

СЕБЕНИТ - Σεβέννυτος, находящийся в дельте Нижнего Египта город и резиденция одного нома при названном его именем рукаве Нила; прежде он имел некоторое значение, затем пал; н. Самнуд. Hdt. 2, 166. Strab. 17, 802. Plin. 5, 9, 9. 13, 11, 21.

СЕБЕТ

СЕБЕТ - Sebēthus, маленькая река в Кампании, которая брала начало выше Нолы и Абеллы и, огибая Везувий, впадала к востоку от Неаполя в Путеоланский залив; н. Fiume della Maddalena. Verg. Aen. 7, 734.

СЕБИНСКОЕ ОЗЕРО

СЕБИНСКОЕ ОЗЕРО - Sebīnus lacus, озеро в цизальпинской Галлии, между озерами Ларием (L. di Come) и Бенаком (L. di Garda), образованное рекой Оллием; н. Lago d'Iseo.

СЕВЕРСКАЯ ГОРА

СЕВЕРСКАЯ ГОРА - Sevērus mons, скала, упоминаемая Вергилием (А. 7. 713), в земле сабинской, на границе Пицена, вероятно, принадлежит к Mons Fiscellus (H. Grau Sasso?).

СЕВЕРЫ

СЕВЕРЫ - Sevēri, 1. Corn. Sev., друг Овидия, который адресовал ему несколько писем с Понта, и эпический поэт, по Квинтилиану (10, 1, 89), versificator quam poëta melior, написал bellum Siculum (войну против С. Помпея в 38 слл. гг. до Р. X.). Мы имеем от этого стихотворения один отрывок, где рассказывается о смерти Цицерона (Sen. suas. 7); приписываемое ему описание извержения вулкана Везувия (Sen. ер. 79), по-видимому, представляет эпизодическую часть того же самого стихотворения;

2. Iulius Sev., при Адриане был начальником в войне против возмутившихся иудеев, а впоследствии управлял с большим умением провинцией Вифинией;

3. L. Septimius Sev., император в 193-211 гг. от Р. X., происходил из всаднической фамилии, жившей в Африке; отправился в Рим, чтобы завершить там свое образование, вступил в сенат с помощью Марка Аврелия, затем управлял поочередно Галлией, Паннонией и Сицилией и от Коммода получил главное начальство в Германии. Dio Cass. 73, 4. Затем он был провозглашен солдатами императором в Карнунте в Верхней Паннонии как мститель за убитого Пертинакса; утвержденный сенатом, он победил своего соперника Песцения Нигра на Востоке, взял Византию после отчаянной обороны, затем разбил второго соперника - Клодия Албина (197 г.) при Лугдуне в Галлии, после своего возвращения очистил сенат, окружил себя новыми телохранителями и положил основание истинному господству солдат (Spart. Sev. 5. Her. Od. 3, 1 слл. Dio Cass. 74, 6 слл. 75, 7). После этого он разбил в 195 г. парфян и завоевал их главный город Ктезифонт. После своего возвращения он долгое время пробыл в Риме и здесь в 204 г. казнил своего любимца Плавтиана, гнусные дела и бесстыдство которого превзошли всякую меру. Он украсил Рим прекрасными зданиями, издал превосходные законы, чем отчасти загладил свое прежнее жестокое поведение и старался уничтожить нерасположение к себе. В 208 г. он отправился со своими сыновьями Каракаллой и Гетой в Британнию, победил каледонян, удержал их от новых вторжений постройкой большой стены и умер в 211 г. в Эбораке (Йорк), может быть, от яда, который поднес ему старший сын Каракалла. Eutr. 8, 19. Spart. Sev. 18 сл. Принятием в свою гвардию многочисленных варваров он дал ближайший повод к падению римской дисциплины. ср.: Hoefner; Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers L. Septimius Severus (1872 слл.);

4. Alexader Sev., из Финикии, сын Юлии Маммеи, племянник Септимия Севера, родился в 205 г. от Р. X., был провозглашен цезарем своим двоюродным братом Гелиогабалом, однако вскоре навлек на себя ненависть и недоверие тирана, потому что был очень любим солдатами. Многие попытки безумного Гелиобала убить Александра не удались и окончились его собственной насильственной смертью, в 222 г. от Р. X., после чего сенат, народ и войско с большим торжеством объявили Александра императором. Lampr. Al. Sev. 1. Dio Cass. 78, 30. Тщательно воспитанный и одаренный от природы умом, он отдал себя в распоряжение своей умной бабки, матери и образованных мужей, среди которых находился знаменитый юрист Улпиан. Между тем как Александр посвящал большую часть дня государственным делам, в свободные часы он читал сочинения великих философов и поэтов, особенно Цицерона и Горация. Кроме того, он прекратил развращающее сирийское богослужение, которое ввели его предшественники, но почитал, наряду со своими отечественными богами, также Авраама и Христа как героев. Он старался поддерживать более строгую дисциплину; возмущенные этим преторианцы умертвили на его глазах его министра Ульпиана. Lampr. Al. Sev. 29. Herod. 6. 1. В 232-234 гг. он вел войну против новоперсов; затем в 235 г. выступил в Германию для защиты границ, но здесь был убит вместе со своей матерью солдатами, недовольными его строгой дисциплиной;

5. Flavius Valerius Sev., иллириец, назначенный в 305 г. Галерием в цезари, в 306 г. он отправился в поход против Максенция, но был оставлен своими солдатами и в 307 г. убит в Равенне;

6. Sulpicius Sev. (около 400 г. от Р. X.), христианин, написал священную историю (historia sacra) от начала мира до своего времени, которая обнаруживает в авторе историческое чувство и изложена литературным языком, подражающим лучшим образцам.

Предыдущая страница Следующая страница