Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВБ"-"ЕВР")

ЕВБУЛ

ЕВБУЛ - Eubūlus, Ευ́βουλος,

1. сын Эвфранора, поэт средней греческой комедии, жил ок. 376 г. до Р. X. и, по преданию, написал 104 комедии. Отрывки и заглавия более 50 комедий уцелели. Он разрабатывал, главным образом, мифические сюжеты и пародировал более древних трагиков, главным образом Еврипида. Многие сентенции по части житейской мудрости уцелели; они отличаются тонкостью и изяществом слога;

2. родом из аттического дема Анафлиста, замечательный оратор и демагог, любимец народа; он имел очень вредное влияние (особенно в финансовом отношении) проведением закона, по которому остаточные суммы из всех касс должны были употребляться на Θεωρικόν (см. Теорикон), и всякий, кто вздумал бы предложить изменение закона, должен был быть подвергнут смертной казни. Лишь незадолго до сражения при Херонее остаточные суммы получили опять свое первоначальное назначение, т. е. были присоединены к военной кассе. Э. был ожесточенным противником Демосфена, против которого он говорил при защите Мидия и Эсхина (de falsa legatione), бывшего прежде его писцом; благодаря его влиянию жалоба на последнего приняла благоприятный для подсудимого оборот. Был назначен послом к Филиппу и подкуплен последним, он заключил очень невыгодный для Афин мир в 346 г. Он умер ранее Демосфена в 330 г. до Р. X. Феопомп описывает его характер с невыгодной стороны. Кое-что из слов Феопомпа находится у Свиды s. v., кое-что также у Athen. p. 166. ср.: Schaefer, Demosthenes I, 164 слл.;

3. из Александрии, философ скептической школы;

4. пифагореец, из Мессаны в Сицилии.

ЕВБУЛ, ЭВБУЛ

ЕВБУЛ, ЭВБУЛ - Eubūlus,

Ευβουλος, 1) сын Эвфранора, поэт средней греческой комедии, жил ок. 376 г. до Р. X. и, по преданию, написал 104 комедии. Отрывки и заглавия более 50 комедий уцелели. Он разрабатывал, главным образом, мифические сюжеты и пародировал более древних трагиков, главным образом Еврипида. Многие сентенции по части житейской мудрости уцелели; они отличаются тонкостью и изяществом слога; 2) родом из аттического дема Анафлиста, замечательный оратор и демагог, любимец народа; он имел очень вредное влияние (особенно в финансовом отношении) проведением закона, по которому остаточные суммы из всех касс должны были употребляться на Οεωρικόν (см. это слово), и всякий, кто вздумал бы предложить изменение закона, должен был быть подвергнут смертной казни. Лишь незадолго до сражения при Херонее остаточные суммы получили опять свое первоначальное назначение, т. е. были присоединены к военной кассе. Э. был ожесточенным противником Демосфена, против которого он говорил при защите Мидия и Эсхина (de falsa legatione), бывшего прежде его писцом; благодаря его влиянию жалоба на последнего приняла благоприятный для подсудимого оборот. Был назначен послом к Филиппу и подкуплен последним, он заключил очень невыгодный для Афин мир в 346 г. Он умер ранее Демосфена в 330 г. до Р. X. Феопомп описывает его характер с невыгодной стороны. Кое-что из слов Феопомпа находится у Свиды s. v., кое-что также у Athen. p. 166. Ср.: Schaefer, Demosthenes I, 164 слл.; 3) из Александрии, философ скептической школы; 4) пифагореец, из Мессаны в Сицилии.

ЕВГАНЕИ

ЕВГАНЕИ - Euganĕi, некельтское племя в ретийских Альпах, которое на юге заселяло местность до Вероны и Падуи, где и теперь горы сохранили название Евганейских. К ним, кажется, принадлежали также Camuni (в теперешней долине Камоники) и Triumpilini (в теперешней долине Тромпии). Ливий (1, 1) говорит, что они жили от Ларийского озера и Атезиса вплоть до Адриатического моря, откуда они были вытеснена енетами.

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР - Euhemĕrus, Ευήμερος, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ιερα αναγραφή или священных храмовых надписей, где он рассказывал, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. Облекая свою мысль в такой образ, он развил воззрение, будто мифология не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своею силою и умом люди, которым по их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Cic. de n. d. 1, 41, 119. Sext. Emp. adv. math. 9, 17. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особливо же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Уже ионийский историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Ефор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. они были проведены последовательно, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обыкновенному; система эта называлась евгемеризмом. Благоразумные писатели, как Каллимах и Эратосфен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания; однако в такое время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор вполне проникнут этим направлением. Енний разработал это сочинение на латинском языке (Cic. de n. d. 1, 41, 1 19. Augustin. civ. d. 7, 26), неизвестно только, в трохаических ли тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергать языческую веру в богов. ср.: Krahner, Grundlinien zur Gesch. der röm. Staatsreligion (1837), стр. 37.

ЕВГРАФИЙ

ЕВГРАФИЙ - Eugraphius, от которого мы имеем commentum к Теренцию, жил, вероятно, раньше 10-го столетия. Он только компилировал более древние схолии и поэтому самостоятельного значения не имеет.

ЕВДАМИД

ЕВДАМИД - Eudamĭdas, Ευδαμίδας, предводительствовал в 383 г. до Р. X. спартанским войском, посланным против Олинфа. Т. к. его брат Фойбид остался в Фивах вместо того чтобы прийти к нему на помощь, то он и не мог достигнуть больших успехов. Хеn. Hell. 5, 2, 24. По показанию Диодора (15, 21), он был побежден в сражении против олинфийцев, а по показанию Демосфена он пал в этом сражении.

ЕВДОКС

ЕВДОКС - Eudoxus, Ευ́δοξος,

1. из Книда, родился в 408 г. до Р. X., ученик Платона, от учений которого он отступил как в физике, так и в ифике, более соглашаясь со взглядами Анаксагора и Аристиппа; он жил некоторое время в Египте и в 370 г. ввел новый государственный строй в своем родном городе. Кроме того, он был врачом, особенно же замечателен он был как математик, астроном и географ, первый математически доказал шарообразность земли и разделил ее на поясы. Он выстроил обсерватории, где делал наблюдения и исправил введенную Клеостратом в 540 г. октаетериду (восьмилетний цикл) для согласования солнечного и лунного года. Ему приписывают многочисленные сочинения; его Φαινόμενα και Διοσημει̃α Арат переделал в стихотворение;

2. из Кизика ок. 100 г. до Р. X. Его путевыми очерками пользовался Страбон.

ЕВДОКСИЯ

ЕВДОКСИЯ - Eudoxia, Ευδοξία или Ευδοκία,

1. дочь вождя франков Баутона, супруга императора Аркадия и мать Феодосия Младшего, главная противница Иоанна Златоуста. Умерла в 404 г. от Р. X.;

2. Афенаида, родившаяся в 401 г. от Р. X., дочь философа Леонтия, названная Е. после того, как она перешла в христианство и сделалась в 421 г. супругой императора Феодосия II. В 445 г. она переселилась в Иерусалим, где и умерла в 460 г. Ее стихотворения имели сюжетом священные предметы;

3. супруга императора Константина X Дуки, позднее Романа Диогена, поступившая в 1071 г. в монастырь; она составила историко-мифологический словарь Ίωνιά (Violarium), изд. Villoison в 1781 г. в Anecd. graeca. Новое изд. Flach (1880).

ЕВКЛЕИ

ЕВКЛЕИ - Ευ́κλεια, праздник Артемиды, имевшей прозвище Ευ́κλεια. Хеn. Hell. 4, 4, 2.

ЕВКЛИД

ЕВКЛИД - Euclīdes, Ευκλείδης,

1. архонт, епоним в 403 г. до Р. X., сл. 94. 2. С его архонтством должна была начаться новая эра объявлением амнистии и восстановлением солоновских законов, просмотр которых был поручен Никомаху (Lys. in. Nicom.). И в литературе также этот год составляет эпоху вследствие введения ионийской азбуки в 24 буквы. Plut. Arist. 1;

2. основатель мегарской школы, Μεγαρικοί, из своей родины Мегар ночью, переодетый в женское платье, навещал Сократа, несмотря на угрожавшую его жизни опасность (Gell. 6, 10); он предоставил по смерти Сократа ученикам его, главным образом Платону, убежище в Мегарах, вследствие чего между обоими завязалась постоянная дружба, несмотря на полное различие взглядов. Он старался соединить учение элеатов, которое он изучал прежде (Cic. acad. 2, 42), с учением Сократа, причем он оживил отвлеченное учение первых об единстве Вселенной и дал ему нравственное содержание, утверждая, что существует только одно истинное, а именно добро, но что оно может быть названо и другими именами, θεός, φρόνησις, νου̃ς; при этом он отрицает разнообразие и возникновение вещества. При защите этого учения против результатов опыта обнаружилась вторая сторона Евклидова направления, софистическая диалектика, которой его преемники Эбулид и Диодор Кронос, менее обращая внимание на ифику и физику, дали дальнейшее развитие, что и доставило этой школе имя Έριστικοί или Διαλεκτικοί. Ε., говорят, сочинил 6 диалогов (Diog. Laert. 2, 108), которые не уцелели;

3. знаменитый математик, живший в Александрии ок. 300 г. до Р. X.; о его жизни ничего не известно. Он написал:

1. Στοιχει̃α (elementa matheseos) в 13 книгах, к которым Гипсикл в 170 г. до Р. X. прибавил 14-ю и 15-ю книги (изд. Camerer и Hauber в 2 т., 1524 слл., Neide, 1825, August в 2 т., 1829). Его сочинение заставило забыть прежние попытки и, несмотря на кое-какие неправильности, до новейших времен считалось образцом учебника. Прокл и Феон Александрийские написали к нему комментарии: и Боеций также следует главным образом этому сочинению. По арабским переводам изданы первые лат. обработки, по которым в средние века сделалось известным это сочинение;

2. Δεδομένα (data), сопоставление данных для отдельных случаев геометрического анализа, в 90 (95) теоремах;

3. Πορίσματα, сохранившиеся у Паппоса в отрывках. Другие математические сочинения не уцелели. Ему приписывают также 2 сочинения по теории музыки. Менее подлежит сомнению подлинность сохранившегося астрономического сочинения, носящего заглавие Φαινόμενα. Последние полные издания его сочинений вышли под редакцией Grégory (1703) и Peyrard (1814).

ЕВКРАТ

ЕВКРАТ - Eucrătes, Ευκράτης, современник Клеона, своего противника, один из демагогов, пользовавшихся большим значением в Афинах. В борьбе с Клеоном сын его Диодот был ему сильной поддержкой. Thuc. 3, 41 сл.

ЕВМЕЙ

ЕВМЕЙ - Eumaeus, см. Όδυσσεύς, Одиссей, 7.

ЕВМЕН

ЕВМЕН - Eumenes, Ευμένης,

1. из Кардии во Фракии, родился в 363 г. до Р. X., происходил (Nep. Eum. 1) из знатной фамилии. Т. к. его отец находился в очень дружеских отношениях с царем Филиппом Македонским, то Евмен 20-летним юношей получил уже место при дворе и сделан был секретарем царя (в каковой должности он и оставался до смерти последнего, 336 г.). Одинаковым почетом он пользовался также у Александра Великого, который сумел по заслугам оценить его способности, верность и ум. Тем сильнее македонское дворянство ненавидело его как грека и в обхождении с ним выказывало большое нерасположение; однако его ум, принимаемый македонянами за хитрость и лукавство, сумел сделать это нерасположение безвредным. Сам Александр нередко бывал вынужден вмешиваться, чтобы умерять ненависть дворянства к Е. и главным образом склонять к миролюбию относительно последнего любимца своего Гефестиона. Впрочем, македоняне не без основания упрекали Е. в любостяжании и скупости. Как высоко он был ценим царем, было доказано Александром на свадьбе в Сузах, где он сочетал его браком с сестрою своей персидской супруги Барсиною Plut. Eum. 2 Curt. 10, 4. При жизни Александра Е. выказал, кажется, способности скорее государственного человека, нежели полководца. Последнее качество в соединении с первым обнаружилось блестящим образом лишь по смерти Александра, когда ужасные беспорядки стали угрожать государству, лишенному главы. При вскоре затем возникшем споре о господстве Е., как грек, не принимал никакого участия; когда же дело стало доходить до насилия, то он старался вызвать примирение (Plut. Eum. 3) и держал сторону наместника Пердикки и царского семейства, им защищаемого. При последовавшем затем разделе провинций он получил Каппадокию и прилегавшие к ней земли, которые им, однако, сперва должны были быть завоеваны. Curt. 10, 10. Принять участие в походе Леонната в Европу в 322 г. он отказался и покорил его сатрапию, в которой он образовал хорошее войско из туземцев (Plut. Eum. 4); перед походом против Птолемея Пердикка увеличил его сатрапию (Nep. Eum. 3); во время отсутствия последнего Е. взял на себя защиту Азии против Антинатра и Кратера. В этой войне он победил сперва Неоптолема, сатрапа Армении, а после того, как переговоры с Антинатором и Кратером не удались, он и над последним одержал победу в 321 г. Plut. Eum. 8. Diod. Sic. 18, 29. В этом же сражении Е. лично убил Неоптолема, примкнувшего к Кратеру, который тоже пал от руки одного фракийца. Nep. Eum. 3 сл. Diod. Sic. 18, 30 cл. Justin. 13, 8. Но т. к. македоняне, служившие в войске Е. были очень опечалены смертью сильно ими любимого Кратер, то Е. приказал торжественно передать погребению тело прежнего своего друга. Тем не менее нерасположение македонян к Е. с той поры стало все более и более усиливаться, и он даже вместе со многими другими приверженцами наместника Пердикки подпал опале по убиении последнего и после того как в Египте узнал о смерти Кратера; однако Е. и далее продолжал защищать с умением и успехом дела царского дома и, собрав в своих владениях надежное войско, с помощью его держался против все более и более с тех пор усиливавшегося Антигона и от 319-316 г. поддерживал с ним славную и отчасти удачную борьбу. Самым блестящим образом Е. выказал свой талант полководца не только в более крупных сражениях, но также и при защите недоступной горной крепости в Каппадокии, Норы, из которой он в конце концов тайно убежал. Во время осады крепости Норы он выказал величайшее мужество, хитрость, находчивость и вместе с тем ненарушимую привязанность к семейству Александра Великого, которую никакие обещания противников не могли поколебать. Когда, наконец, в 313 г. Антигон не мог одержать верх над ловким противником (см. Antigonus, Антигон), то он пытался привлечь на свою сторону македонян, служивших в войске Е. Этим путем ему и удалось завладеть своим врагом. Е. умер насильственной смертью 45 лет от роду. С ним пала последняя опора царского дома. Е. был известен тоже как писатель; он сочинил εφημερίδες Άλεξάνδρου, дневники о походах Александра; эти дневники были очень восхваляемы писателями. Ael. var. hist. 2, 23. ср. Droysen. Gesch. des Hellenismus II;

2. E. I, царь Пергама 263-241 гг. до Р. X., племянник Филетера, расширил свое государство, победил Антиоха I (Сотера) в битве при Сардах и покровительствовал искусствам и наукам. Другой царь Пергама был 3) Е. II, сын Аталла I, царствовал от 197-159 г. до Р. X. и был верным другом римлян почти в продолжение всей своей жизни. Этой дружбе он обязан значительным расширением своего маленького царства. Он принимал участие в низвержении тирана Набиса Спартанского, в 195 г. (Liv. 23, 26 слл.) оказывал помощь Риму в сражении против Антиоха Великого Сирийского (Liv. 35. 39. 36. 42 слл. Polib. 21, 8) и своим явлением в Риме достиг того, что получил большую часть Передней Азии до Тавра. Liv. 38, 39. В войне с Прусием бифинийским, которому содействовал советами Ганнибал, он был побежден и спасся лишь благодаря вмешательству Рима в 183 г. Nep. Hann. 10. Liv. 39, 51. Таким же образом, благодаря содействию Рима, он одержал победу над Фарнаком понтийским (Polib. 25, 4 сл.); после этого у него возник спор с жителями Родоса, которые на него подали жалобу в Рим. Liv. 42, 14. Несмотря, однако, на то, что эти распри между Е. и его соседями были вызваны самими римлянами с целью не допустить его до слишком сильного могущества, они все-таки оказали ему поддержку, и когда он в 172 г. явился в Рим, то был принят с большими почестями. Plut. Cat. maj. 8. На обратном пути, проезжая через Грецию, он, вероятно вследствие подстрекательства Персея Македонского, подвергся большой опасности и лишь с трудом избегнул ее. Слух о его смерти уже проник в Азии и брат его Аттал уже собирался вступить на престол, как вдруг явился сам Е. В войне римлян против Персея он хотя и принимал участие (Liv. 42, 55 сл.), однако далеко не с прежним усердием для Рима; его зависимость от римлян тяготила его, так что он даже вступил в переговоры с Персеем. Этого ему не простили римляне; они стали всячески притеснять его, возбуждали, раздражали против него, хотя и безуспешно, даже родного его брата, отказали ему в дозволении являться в Рим (Polib. 30, 17) и наконец побудили всех врагов Е. подать на него жалобу. Брат его Аттал, посланный им в Рим для защиты, был принят там с большим почетом. С братьями своими Е. жил вообще очень согласно. Он также поощрял искусства и науки, имел при своем дворе немало отличных писателей и значительно увеличил основанную его отцом библиотеку. Он умер в 159 г. Polib. 32, 3.

ЕВМЕНИДЫ

ЕВМЕНИДЫ - Ευμενιδες, см. Έρινύες, Эринии.

ЕВМЕНИЯ

ЕВМЕНИЯ - Eumenia, Ευμένεια или Ευμενία, город во Фригии по дороге из Дорплея в Апамею, основанный Атталом II и названный по имени брата его и предшественника Евмена II, н. Ишикли Eutr. 4, 2. Strab. 12, 576.

ЕВМЕН, ЭВМЕН

ЕВМЕН, ЭВМЕН - Eumenes,

Ευμένης, 1) из Кардии во Фракии, родился в 363 г. до Р. X., происходил (Nep. Eum. 1) из знатной фамилии. Т. к. его отец находился в очень дружеских отношениях с царем Филиппом Македонским, то Евмен 20-летним юношей получил уже место при дворе и сделан был секретарем царя (в каковой должности он и оставался до смерти последнего, 336 г.). Одинаковым почетом он пользовался также у Александра Великого, который сумел по заслугам оценить его способности, верность и ум. Тем сильнее македонское дворянство ненавидело его как грека и в обхождении с ним выказывало большое нерасположение; однако его ум, принимаемый македонянами за хитрость и лукавство, сумел сделать это нерасположение безвредным. Сам Александр нередко бывал вынужден вмешиваться, чтобы умерять ненависть дворянства к Е. и главным образом склонять к миролюбию относительно последнего любимца своего Гефестиона. Впрочем, македоняне не без основания упрекали Е. в любостяжании и скупости. Как высоко он был ценим царем, было доказано Александром на свадьбе в Сузах, где он сочетал его браком с сестрою своей персидской супруги Барсиною Plut. Eum. 2 Curt. 10, 4. При жизни Александра Е. выказал, кажется, способности скорее государственного человека, нежели полководца. Последнее качество в соединении с первым обнаружилось блестящим образом лишь по смерти Александра, когда ужасные беспорядки стали угрожать государству, лишенному главы. При вскоре затем возникшем споре о господстве Е., как грек, не принимал никакого участия; когда же дело стало доходить до насилия, то он старался вызвать примирение (Plut. Eит. 3) и держал сторону наместника Пердикки и царского семейства, им защищаемого. При последовавшем затем разделе провинций он получил Каппадокию и прилегавшие к ней земли, которые им, однако, сперва должны были быть завоеваны. Curt. 10, 10. Принять участие в походе Леонната в Европу в 322 г. он отказался и покорил его сатрапию, в которой он образовал хорошее войско из туземцев (Plut. Еит. 4); перед походом против Птолемея Пердикка увеличил его сатрапию (Nep. Еит. 3); во время отсутствия последнего Е. взял на себя защиту Азии против Антинатра и Кратера. В этой войне он победил сперва Неоптолема, сатрапа Армении, а после того, как переговоры с Антинатором и Кратером не удались, он и над последним одержал победу в 321 г. Роut. Еит. 8. Diod. Sic. 18, 29. В этом же сражении Е. лично убил Неоптолема, примкнувшего к Кратеру, который тоже пал от руки одного фракийца. Nep. Еит. 3 сл. Diod. Sic. 18, 30 cл. Iust. 13, 8. Но т. к. македоняне, служившие в войске Е. были очень опечалены смертью сильно ими любимого Кратер, то Е. приказал торжественно передать погребению тело прежнего своего друга. Тем не менее нерасположение македонян к Е. с той поры стало все более и более усиливаться, и он даже вместе со многими другими приверженцами наместника Пердикки подпал опале по убиении последнего и после того как в Египте узнал о смерти Кратера; однако Е. и далее продолжал защищать с умением и успехом дела царского дома и, собрав в своих владениях надежное войско, с помощью его держался против все более и более с тех пор усиливавшегося Антигона и от 319-316 г. поддерживал с ним славную и отчасти удачную борьбу. Самым блестящим образом Е. выказал свой талант полководца не только в более крупных сражениях, но также и при защите недоступной горной крепости в Каппадокии, Норы, из которой он в конце концов тайно убежал. Во время осады крепости Норы он выказал величайшее мужество, хитрость, находчивость и вместе с тем ненарушимую привязанность к семейству Александра Великого, которую никакие обещания противников не могли поколебать. Когда, наконец, в 313 г. Антигон не мог одержать верх над ловким противником (см. Antigonus), то он пытался привлечь на свою сторону македонян, служивших в войске Е. Этим путем ему и удалось завладеть своим врагом. Е. умер насильственной смертью 45 лет от роду. С ним пала последняя опора царского дома. Е. был известен тоже как писатель; он сочинил εφημερίδες Άλεξάνδρου, дневники о походах Александра; эти дневники были очень восхваляемы писателями. Ael. var. hist. 2, 23. Ср. Droysen. Gesch. des Hellenismus II; 2) E. I, царь Пергама 263-241 гг. до Р. X., племянник Филетера, расширил свое государство, победил Антиоха I (Сотера) в битве при Сардах и покровительствовал искусствам и наукам. Другой царь Пергама был 3) Е. II, сын Аталла I, царствовал от 197-159 г. до Р. X. и был верным другом римлян почти в продолжение всей своей жизни. Этой дружбе он обязан значительным расширением своего маленького царства. Он принимал участие в низвержении тирана Набиса Спартанского, в 195 г. (Liv. 23, 26 слл.) оказывал помощь Риму в сражении против Антиоха Великого Сирийского (Liv. 35. 39. 36. 42 слл. Pol. 21, 8) и своим явлением в Риме достиг того, что получил большую часть Передней Азии до Тавра. Liv. 38, 39. В войне с Прусием бифинийским, которому содействовал советами Ганнибал, он был побежден и спасся лишь благодаря вмешательству Рима в 183 г. Nep. Hann. 10. Liv. 39, 51. Таким же образом, благодаря содействию Рима, он одержал победу над Фарнаком понтийским (Pol. 25, 4 сл.); после этого у него возник спор с жителями Родоса, которые на него подали жалобу в Рим. Liv. 42, 14. Несмотря, однако, на то, что эти распри между Е. и его соседями были вызваны самими римлянами с целью не допустить его до слишком сильного могущества, они все-таки оказали ему поддержку, и когда он в 172 г. явился в Рим, то был принят с большими почестями. Plut. Cat. mai. 8. На обратном пути, проезжая через Грецию, он, вероятно вследствие подстрекательства Персея Македонского, подвергся большой опасности и лишь с трудом избегнул ее. Слух о его смерти уже проник в Азии и брат его Аттал уже собирался вступить на престол, как вдруг явился сам Е. В войне римлян против Персея он хотя и принимал участие (Liv. 42, 55 сл.), однако далеко не с прежним усердием для Рима; его зависимость от римлян тяготила его, так что он даже вступил в переговоры с Персеем. Этого ему не простили римляне; они стали всячески притеснять его, возбуждали, раздражали против него, хотя и безуспешно, даже родного его брата, отказали ему в дозволении являться в Рим (Pol. 30, 17) и наконец побудили всех врагов Е. подать на него жалобу. Брат его Аттал, посланный им в Рим для защиты, был принят там с большим почетом. С братьями своими Е. жил вообще очень согласно. Он также поощрял искусства и науки, имел при своем дворе немало отличных писателей и значительно увеличил основанную его отцом библиотеку. Он умер в 159 г. Pol. 32, 3.

ЕВМОЛП

ЕВМОЛП - Eumolpus, Ευ́μολπος, переселившийся в Элевсин фракиец, воин, жрец Деметры и певец, сын Посейдона и Хионы, дочери Борея. Он помогал элевсинцам в войне с афинянами, в которой Эрехфей убил как его, так и сыновей его Форбанта и Иммарада. Или же Эрехфей и Иммарад падают в сражении и заключается мир на том условии, чтобы елевсинцы подчинись афинянам, но празднованием мистерии управляли бы одни. Говорят, что этим мистериям Деметры и Диониса положил начало E. (hymn. in Cerer. 154. 475), который и управлял ими при содействии дочерей Келея. Служение то и осталось при его роде, т. е. при Евмолпидах. Одному из Евмолидов приписывают посвятительные песни (τελεται) и изобретение виноделия и разведения дерев. Вследствие его разнообразной деятельности предполагали существование нескольких Е.:

1. фракийца, сын которого Керик был праотцом рода Κήρυκες;

2. сына Керика;

3. сына Мусея, основателя мистерий;

4. Е. - бездарный поэт, которому у Петрония вложены в уста Troiae halosis (с. 89) в сенариях и bellum civile (с. 110-124) в гекзаметрах.

ЕВМОЛПИДЫ

ЕВМОЛПИДЫ - Ermolpĭdae, Ευμολπίδαι, одно из двух древних поколений жрецов в Афинах - другое был род Кериков - которые под надзором архонта-басилевса управляли элевсинскими мистериями. Члены этого рода вместе со жрицею великих богинь Деметры и Коры, многочисленной прислугой не только посвящали отдельных посетителей, но также принимали участие главным образом в мимическо-орхестическом представлении судеб обеих богинь. Уже название их указывает на гимны и молитвы. В процессах касательно нарушения мистерий они имели власть судейскую. Andoc. myst. 28. 31. Demosth. Androt. 21. В прочем см. Eleusinia, Элевсинский культ, 6.

ЕВН

ЕВН - Eunūs, Ευ́νους, сириец и невольник в сицилийском городе Енне, привлек на свою сторону своих собратьев, как говорили, посредством колдовства и, став во главе их, произвел первое сицилийское восстание невольников. В скором времени избранный невольниками в цари, Е. собрал многочисленное войско, к которому присоединилось другое войско под предводительством Клеона, так что несколько сотен тысяч стояло под оружием. Восстание, подготовленное, может быть, еще в 141 или в 140 г. до Р. X., вспыхнуло в 135 г. После многих поражений, нанесенных римским полководцам, консулу Рупилию удалось наконец победить рабов. Бежавший Е. был найден в одной пещере; умер, однако, до своей казни в 132 г. Plut. Sull. 36. Liv. ер. 56, 59. Flor. 2, 7. Diod. Sic. fragm. 34.

ЕВНАПИЙ

ЕВНАПИЙ - Eunapius, Ευνάπιος, греческий ритор во второй половине 4 в. от Р. X., враг христианства, написал напыщенным слогом βίοι φιλοσόφων και σοφιστω̃ν, биографии 23 софистов своего времени (лучшее издание Буассоннада в 1822 г., в 2-х т.) и продолжение истории П. Геренния Дексина (270 г. от Р. Χ.) χρονικη ιστορία μετα Δέξιππον в 14 книгах, из которых сохранились значительные отрывки (изданные Беккером и Нибуром в 1829 г. и Л. Диндофом hist. Graec. min. I, 205 сл.).

ЕВНЕН

ЕВНЕН - Eunēus, Ευ́νηος (по-ионически), Ευνεύς, Ευ́νεως (хороший мореплаватель), сын Язона и Гипсипилы, царицы Лемноса, царь Лемноса, находился в торговых сношениях с греками под Троей. Ноm. Il. 7, 468. 23, 747.

ЕВНОМ

ЕВНОМ - Eunomus, Ευ́νομος, царь Спарты из дома Еврипонтидов, отец царя Полидекта и Ликурга, был убит во время восстания. Plut. Lyc. 2.

ЕВПАЛАМ

ЕВПАЛАМ - Eupalămus, см. Daedaius, Дедал.

ЕВПАЛИУМ

ЕВПАЛИУМ - Eupalium, Ευπάλιον, город озолийских локров на северо-западе от Антикиры, с гаванью Erythrae. Thuc. 3, 95. 96. Strab. 9, 427. Liv. 28, 8.

ЕВПАТРИДЫ

ЕВПАТРИДЫ - Ευπατρίδαι, см. Φυλή, Фила, I.

ЕВПЕЙТ

ЕВПЕЙТ - Ευπείθης, знаменитый ифакиец, отец Антония; желая отомстить за смерть своего сына Одиссею, он повел возмутившихся ифакийцев против него, но был убит Лаертом. Ноm. Od. 1, 388. 16, 426. 24, 469. 523.

ЕВПОЛИД

ЕВПОЛИД - Eupŏlis, Ευ́πολις, один из лучших поэтов древней аттической комедии, современник Кратина и Аристофана, с которыми совместно он часто называется представителем древней комедии (как, напр., Horat. Sat. 1, 4, 1). Он был сын афинянина Сосиполида, выступил на сцену уже 17-ти лет, вероятно под чужим именем, как и Аристофан, и семь раз одерживал победу. Он кончил жизнь до прекращения Пелопоннесской войны. О его смерти существуют самые противоречивые предания; могилу его показывал в разных местах. Естественно, что Е. и Аристофан, столь схожие по таланту, смелости и остроумию, некоторое время шли рука об руку, потом, при столь частых поводах к соревнованию, разошлись и под впечатлением неприязни подвергали взаимно свои поэтические и нравственные недостатки едкой критике. Древние воздавали большую похвалу Е., они восхваляют его пластический талант и богатую фантазию, удивляются его благородному гневу и высокому патриотизму, его тонким шуткам, его метким насмешкам и грациозной форме его произведений; с другой стороны, как на темные стороны его они указывают на его склонность к злословию и к чувственности. Число его пьес определяют различно, до 20; не подлежат сомнению 15 заглавий; от 12 комедий сохранились отрывки (собр. Runkel, 1829, Meuneke, fragm. com. graec. т. 2; ed. min. том 1, p. 158 слл. Kock comicorum atticorum fragm. Ι, стр. 258 сл.). Замечательнейшие комедии были: Δη̃μοι, осмеивавшая превратное управление Афинским государством и превышение власти со стороны демократии; Πόλεις, касавшаяся притеснений союзных государств; Βάπται, направленная против распущенной частной жизни Алкибиада и его товарищей; Κόλακες, осмеивавшая богатого и невоздержанного Каллия и его блюдолизов (одержала победу в 422 г. до Р. X. над «Ειρήνη» Аристофана); Μαρικα̃ς (победила в 421 г.), направленная против демагога Гипербола, который хотел в Афинах играть роль Клеона.

ЕВПОМП

ЕВПОМП - Eupompus, см. Pictores, Живопись, 4.

ЕВР

ЕВР - Eurus, см. Venti, Ветры, 3.

ЕВРИАЛ

ЕВРИАЛ - Euryālus, см. Adrastus, Адраст, Diomedes, Диомед, и Nisus, Нис, 2.

ЕВРИАЛА

ЕВРИАЛА - Euryăle, см. Γοργώ, Горгона.

ЕВРИАНАКТ

ЕВРИАНАКТ - Euryănax, Ευρυάναξ, спартанец и сын Дориея, с Павсанием предводитель спартанцев в битве при Платеях. Hdt. 9, 10. 53.

ЕВРИБАТ

ЕВРИБАТ - I.

Eurybătes,

Ευρυβάτης,

1. итакиец, глашатай Одиссея под Троей, некрасивый, но верно преданный Одиссею, которым он был очень уважаем. Ноm. Il. 2, 184. Od 19, 246;

2. глашатай Агамемнона. Ноm. Il. 1, 320. 9, 170.

II.

Eurybătus,

Ευρύβατος,

1. эфисиец, имя которого, равно как и имя Фринонда, вошло в поговорку для обозначения изменника (Plat. Protag. 327); он изменил Крезу, пославшему его в Грецию для вербовки войска, и перешел на сторону Кира;

2. лакедемонянин, первый победитель в борьбе при Олимпийских играх, ол. 18;

3. керкириец, капитан корабля (Thuc. 1, 47) во время морского сражения против коринфян при острове Сиботе.

ЕВРИБИАД

ЕВРИБИАД - Eurybiădes, Ευρυβιάδης, сын Евриклида, главнокомандующий греческим флотом в войне против Ксеркса. Несмотря на то что как полководец он оказался мало годным и обнаружил мало присутствия духа и мужества, спартанцы после победы при Саламине выдали ему награду за храбрость, а Фемистоклу - за мудрость.

ЕВРИБИЯ

ЕВРИБИЯ - Eurybia, Ευρυβία,

1. дочь Понта и Земли (Γαι̃α), супруга Титана Койа (Koι̃oç). Hesiod. theog. 239. 375;

2. дочь Фестия, родившая от Геракла Пилилая;

3. амазонка, убитая Гераклом.

ЕВРИКЛЕЯ

ЕВРИКЛЕЯ - Euryclēa, Ευρύκγεια, дочь Опса, верная невольница в доме Одиссея, купленная Лаертом во время ее детства, кормилица Одиссея и воспитательница Телемаха. Она первая узнала возвратившегося на родину Одиссея по ране при обмывании ног и уведомила Пенелопу о возвращении супруга. Ноm. Od. 1, 429. 4, 742. 19, 353 слл. 22, 391 сл. 23. 1 слл.

ЕВРИНОМА

ЕВРИНОМА - Eurynŏme, 1. см. Χάρις, Хариты;

2. вторая ключница Одиссея. Ноm. Od. 17, 495. 19, 96.

ЕВРИП

ЕВРИП - Eurīpus, см. Euboea, Эвбея.

ЕВРИПИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница