Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")

ГОРГИЙ ЛЕОНТИНСКИЙ

ГОРГИЙ ЛЕОНТИНСКИЙ - Gordĭas, Γοργίας, по мнению некоторых писателей, ученик Эмпедокла, уже преклонных лет, в 427 г. до Р. X. вместе с Тисием приехал в Афины в качестве посла от своей родины, чтобы попросить помощи против Сиракуз. Здесь он обратил на себя внимание новизной своего образа речи; немного спустя он приехал навсегда в Грецию, странствовал по греческим городам и приобрел много славы и денег своими напыщенными речами в частных собраниях (ε̉πιδείξεις) и преподаванием. Наконец, мы встречаем его в фессалийском городе Лариссе, где он и умер после Сократа, может быть, не раньше 375 г., более чем 100 лет от роду. В своем сочинении περὶ του̃ μὴ όντος ή περὶ φύσεως он берет исходной точкой учение элеатов, что истина есть совершенно разное единство без противоречия, и, противопоставляя философским доводам убедительность представлений, образующихся из опыта, хитро пользуясь также различным значением слов (напр., είναι), он приходит к следующим скептическим результатам:

1. ничего не существует;

2. если что и существует, то оно не может быть познаваемо;

3. если что и существует и может быть познаваемо, то оно не может быть сообщаемо другим. От названия учителя добродетели он отказывался, не вникал в существо добродетели, но описывал только, в чем состоит добродетель мужа, женщины и т. д.; в безнравственных основах учения его не упрекают. Учение о том, что нет истины, он перенес на область красноречия; красноречие ему представлялось диалектическим искусством, служащим произвольному утверждению или отрицанию, - искусством убеждать человека независимо от понимания дела, следовательно, мнимым искусством. Plut. Gorg. 447. Men. 73. При этом он много помог формальному развитию красноречия. По примеру Корака и Тисия, которые уже учили красноречию и писали наставления в этом искусстве, он явился в Греции учителем красноречия. Но т. к. греки в то время главным образом привыкли слушать поэтические произведения, то его теория основывалась на связности и ритмическом построении речи; его главная сила состояла в риторических фигурах, антитезах, исоколах (γοργιάζειν, Γοργίεια σχήματα). Его учение молодежи сводилось к художественному различию способности владеть и разговорной, и продолжительной речью; метод был весьма ненаучный и состоял в преподавании известных приемов, упражнений в таких оборотах, ложных заключениях и т. д., которые чаще всего были применимы. Платон в своих диалогах обращается против Г. только в его качестве ритора. Монографию написал Foss (1828), ср. еще Frei, Rhein, Mus. 7, стр. 527. Blass, die attische Beredsamkeit von Gorgias bis Lysias, стр. 44 слл. Речи, сохранившиеся под именем Г.: Encomium Helenae и Apologia Palamedis (напечатаны в Oratt. Attici, изд. Bekker, т. 5, также Baiter и Sauppe, т. 2), по всей вероятности, не подлинны;

2. следует различать от него ритора афинского (Quint. 9, 2, 102), преподаванием которого пользовался молодой М. Цицерон (Cic. ad. fam. 16, 21, 6), но от которого он впоследствии отказался по совету отца. Он автор 4 книг περὶ σχημάτων διανοίας καὶ λέξεως, которые сохранились отчасти в сокращенной передаче Рутилия Лупа, см. Lupus, Лупус.

ГОРГОБИНА

ГОРГОБИНА - Gorgobĭna (a не Gergovia), город покинувших свою родину галльских бойев, между реками Лигером и Элавером; место его нельзя точно определить, быть может, н. Charlieu на Лоаре или St. Parize-le-Chatel между реками Алльэ (Allier) и Лоарой. Caes. b. g. 7, 9.

ГОРГОНА

ГОРГОНА - Γοργώ.

Гомер говорил только о главе Г. (Γοργείη κεφαλή), страшилище с ужасающим взором, находящемся в аде и на эгиде Зевса. Ноm. Od. 11, 634. Il. 5, 741. 8, 349. У Гесиода (Hesiod. theog. 210) упоминаются три горгоны, Σθενώ (могучая), Συ̉ρυάλη (широко блуждающая) и Μέδουσα (властительница), дочери Форкиса и Кетоны (Φορκίδες). Они жили на западном пределе земли, недалеко от гесиперид, крылатые, страшные существа, с ужасающим, окаменяющим взором, с змеями вместо волос и опоясанные змеями. Впоследствии они, в особенности Медуза, представлялись искусством под видом прекрасных дев. С Медузой сошелся Посейдон и прижил с ней Хрисаора (отца Гериона и Ехидны, Hesiod. theog. 287) и Пегаса, которые вышли из нее в то мгновение, когда Персей (см. Perseus, Персей) отрубил ей голову. Hesiod. theog. 278. Вероятно, горгоны представляют страшную сторону Афины, которая сама иногда называется Горгоной. Сестры горгон - граи (Γραι̃αι), олицетворения старости. У Гесиода (Hesiod. theog. 270) называются две, Πεφρηδώ и Ένυώ, краснощекие и седые от роду; впоследствии прибавляется еще третья - Δεινώ). У Эсхила (Рrот. 793) граи имеют лебединый вид и владеют одним общим глазом и одним общим зубом; они живут в Горгонской равнине в Кисфене (в Ливии), не озаряемые ни солнцем, ни луной, вблизи от горгон, которых они сторожат (см. также Empusa, Эмпуса).

ГОРГОФОНА

ГОРГОФОНА - Gorgophŏne, см. Perseus, Персей.

ГОРДИАНЫ

ГОРДИАНЫ - Gordiāni, отец, сын и внук: M. Antonius Gord. Africanus (по-другому Antoninus), 158-238 гг. от Р. Χ., близкий родственник M. Аврелия Антонина, по отцу в родстве с Гракхами (Capit. Gord. 2), был богат и образован, даже поэт, заведовал должностью эдила с большим блеском, сделался претором и консулом (229 г.) и был любим за свою щедрость не только в Риме, но и во всей Италии. Capit. Gord. 3. 4, 5. Проконсулом в 232 г. он приобрел расположение африканцев и в 237 г. был провозглашен императором против жестокого императора Максимина, но только в 238 г. вступил на престол. Сначала он - 80-летний старец - не хотел было согласиться на принятие власти, но вскоре ему понравился его новый сан, он был призван в Рим и принял своего сына в соправители. Но в борьбе с обиженным им наместником в Мавритании сын потерпел поражение и пал в битве, после чего отец сам лишил себя жизни. Capit, Gord. 15. Неrod. 7, 9;

2. M. Antonius Gord. Africanus, 193-238 гг. от Р. X., сын предыдущего, был человек изнеженный, но красивый и даровитый; будучи провозглашен после восшествия отца на престол авгуром, он скоро потерял жизнь. Оба они только 36 дней были императорами;

3. M. Antonius Gord. Pius Felix, внук старшего Гордиана, после смерти обоих предыдущих в 16-летнем возрасте был провозглашен цезарем, рядом с императорами Пупиеном и Бальбином; после их смерти он сделался августом и женился в 241 г. на дочери своего замечательного министра Мисифея, мудрыми советами которого он охотно пользовался. Он покорил готов и сарматов, сражался затем с персидским царем Сапором в нескольких битвах, перешел через Евфрат, но во время войны лишился Мисифея в 244 г., после чего он был убит новым префектом охраны, Филиппом, в феврале 244 г. Жизнь этих трех императоров описана Калитолином. Атт. Mark. 23, 5, 7 слл. Zos. 1, 18. Eutr. 9, 2. Аur. Vict. Caes. 27.

ГОРДИОН

ГОРДИОН - Gordium, Γόρδιον, древняя столица фригийских царей, на правом берегу реки Сангария, по предположению Риттера, позднейший город Iuliopolis (в чем не соглашается с ним Mordtmann), по преданию, выстроен Гордием. Когда Гордий простым земледельцем пахал землю на своем поле, орел сел на ярмо волов, а девушка из г. Тельмисса, имевшая дар предсказания, объявила, что это предвещает получение царского сана. И так и случилось: фригийцы, которым оракул приказал выбрать того в цари, кто первый попадет им навстречу в повозке на дороге к храму Зевса, встретили Гордия и провозгласили его царем. Он сделался родоначальником династии. Hdt, 1, 14. 35, 45. Счастливая повозка была поставлена в храме; находившийся на ярме ее искусно закрученный узел был разрезан Александром; по другому преданию, Александр его действительно развязал, вытащив затычку. Arr. 2, 3, 1. Curt. 3, 1, 15. Plut. Alex. 18.

ГОРОД

ГОРОД - см. Урбс.

ГОРСИППИЙ

ГОРСИППИЙ - Gossypĭam, по Плитию (19, 14. 12, 39), кустарник, растущий в Верхнем Египте, из которого изготовлялись тонкие, мягкие и белые одежды, служившие преимущественно для священного одеяния жрецов. Некоторые принимают эту ткань за льняную, другие (напр., Blümner), вернее, - за род хлопчатки (βύσσος).

ГОРТЕНЗИИ

ГОРТЕНЗИИ - Hortensii, плебейский род:

1. Q. Hortensius, диктатор в 286 г. до Р. X., убедил народ, удалившийся из Рима, возвратиться. Он умер во время исполнения своей должности. Gell. 15, 27. Liv, ep. 11;

2. L. Hortensius, подвергся, как претор, доносу и выговору сената за свое хищничество во Фракии и Греции. Liv. 43, 4 и 7;

3. Q. Hort. Hortalus, великий римский оратор, родился в 114 г. до Р. X., следовательно, 8 годами раньше своего знаменитого современника Цицерона. Уже на 19 году выступил он адвокатом и оставался им в течение 44 лет. В Марсийской войне в 91 г. участвовал он в качестве легионера, в 90 г. в качестве военного трибуна; из государственных должностей он получил квестуру (Cic. Verr. 1, 14, 39), в 75 г. эдильство, причем он не упустил случая расположить к себе народ блестящими играми (Cic. off. 2, 16) и раздачей хлеба; в 72 г. он был сделан претором, после чего он отказался от управления провинцией, чтобы оставаться на глазах народа и подготавливать дорогу к консульству. В 70 г. он был избран в консулы и достиг апогея своей славы, с которого он быстро бы спустился, если бы консульство его соперника Цицерона не побудило его к новому домогательству и соревнованию, которое окончилось его смертью, последовавшей в апреле 50 г. Таким образом, он умер на 64 году жизни, прежде чем над Римом разразилась страшная гроза, которая могла бы уничтожить его счастье. Cic. Brut. 1. Обладая большим имуществом, он устроил со вкусом свои дома и поместья и не упускал ничего, что могло способствовать не только приятной, но даже роскошной жизни. Его домашняя утварь, картины, статуи, собрание художественных произведений всякого рода были драгоценны; богатство его винного погреба, доброкачественность его дичи и его рыбы славились, и заботливость, с которой он, как истинный piscinarius, относился к уходу за рыбой, часто вызывала насмешку. На его авгурском пиршестве, говорят, в первый раз на стол подавались павлины. Он разделял в этом отношении всю испорченность своего времени. Как адвокат он подкупал других и сам давал подкупать себя, продавая свое показание с целью обмана. В своей политической роли оставался он всегда оптиматом, стараясь воспрепятствовать всему, что могло поколебать существующий порядок вещей. Хотя он недостаточно решительно выступал и при серьезных опасностях быстро удалялся, но ораторский талант и мудрая осторожность делали его выдающимся членом его партии, хотя наклонность к комфорту не давала ему принимать более живое участие в ее действиях. О ходе его ораторского образования мы ничего не знаем; возможно, что он пользовался руководством Архия (Cic. Arch. 3), как и Молона Родосского, который часто бывал в Риме. Cic. Brut. 89, 307. Его талант и его прилежание (Cic. Brut. 88, 302) обеспечили ему с самого начала, даже наряду с Крассом и Антонием, Коттой и Сульпицием, высокое значение, в котором после его превзошел еще более даровитый и более ревностный Цицерон. Новые стремления Гортензия не имели успеха; по своему добросердечию он радовался триумфу Цицерона, он сделался socius et consors gloriosi laboris. Его силой было словесное изложение. Кроме того, ему много помогала блестящая память (Cic. Brut. 88, 301. Cic. de or. 3, 61. Sen. controv. 1. p. 66), которая позволяла ему рельефно составлять распределение плана (partitiones, Cic. Brut. 88, 302. Quint. 10, 35) и в заключении речи соединять в верном перечне все пункты доказательства (collectiones). Изложение было тщательно изучаемо им (vox сапога et suavis, motus et gestus etiam plus artis habebat quam erat oratori satis, Cic. Brut. 88, 303) и отличалось почти театральным характером Gell, 1, 5, Val. Max. 8, 10, 2. Блестящая, богатая словами и мыслями манера азианских ораторов очаровывала молодежь и толпу, но в более поздние годы уже не производила прежнего впечатления. Cic. Brut. 95. 325. Вследствие этого он чаще прибегал к импровизации, чем к письменному изложению речей. Cic. or. 37, 132. Quint. 11, 38. Этим объясняется, почему ни одна из его речей не дошла до нас, и только уцелели скудные заметки о приблизительно 20 речах. Против Цицерона говорил он в P. Quintium, с Цицероном pro С. Rabirio, pro L. Murena, pro L. Sulla, pro L. Valerio Flacco, pro P. Sestio. Он написал статью о oci communes (Quint. 2, 1, 11) и испытывал свои силы как дилетант и в других областях литературы. Его стихотворения Овидий (trist, 1, 441) называет improba за их непристойность, Геллий - invenusta, rudia и absona, Катулл (95, 3), очевидно, осмеял его как борзописца. Что касается до его annales, то Цицерон называет их (Cic. ad Att. 12, 5, 3) bonus auctor in rebus ad historiam pertinentibus, a Веллей хвалит ясность изложения (2, 16, 3). Монография о нем С. Luzac (1810);

4. Q. Hortensius Hortalus, недостойный сын предыдущего, расточивший его имущество. Cic. ad Att. 6, 3. В начале гражданской войны он был сторонником Цезаря, начальствовал над флотом у берега Этрурии; Цезарь назначил его наместником Македонии; по смерти Цезаря он передал эту должность Бруту. Когда этот последний был побежден, Гортензий погиб вследствие проскрипций. Plut. Caes. 32, Cic. Brut. 25. 28. Cic. Phil. 10, 6. Dio Cass. 47, 21;

5. Hortensia, дочь оратора, считается образцом женского красноречия. Она говорила в 42 г. за себя и за других богатых женщин и наследниц, которых триумвиры хотели обложить податью, и отчасти достигла своей цели. Quint. 1, 1, 6. Val. Max. 8, 3, 3.

ГОРТИНА

ГОРТИНА - Gortys, GortСћna, см. Creta, Крит, 5.

ГОСТЕПРИИМСТВО

ГОСТЕПРИИМСТВО - Hospitium.

Греческий национальный характер был склонен вообще к гостеприимству и хорошему обращению с чужестранцами; даже убийцы, если они просили защиты в чужих городах, становились под защиту Ζεὺς φύξιος и ι̉κετήσιος и пользовались правом на Г., будь они знатные или нищие. Этот обычай всецело сохранился до позднейшего времени. Цезарь (Caes. b. g. 6, 23) и Тацит (Genn. 21) хвалят необыкновенное Г. германцев; у них считалось преступлением отказать в убежище. Напротив, в Риме чужестранец вообще был вне защиты (см. Hostis), но существовали foedera и hospitia, при заключении которых обменивались tesserae hospitales; эти tesserae сохраняли свою силу как отличительные знаки для позднейших потомков. Это учреждение обязывало не только ко взаимному дружескому приему, но также и к защите, и к помощи во всех политических и частных делах, напр., к защите перед судом и т. д. Это отношение переходило также и к потомкам и было постоянно свято оберегаемо (Cic. div. 20. Gell. 5, 13), пока не последовало уничтожения союза (renuntiatio). Cic. Verr. 2, 36. Поэтому очень часто встречается название paternus amicus et hospes. Но не только отдельные фамилии различных городов заключали дружественные союзы; подобное hospitium могло быть оказываемо Римом от имени государства (hospitium publicum) отдельным лицам за особенные заслуги, напр., Тимасифею Липарскому в 391 г. до Р. X., который спас от морских разбойников римское посольство в Дельфы (Liv. 5, 28). Эта заслуга была принята во внимание еще и по отношению к его потомкам при покорении острова Липары (в 252 г. до Р. X.) (Diod. Sic. 14, 94, τω̃ν τε ει̉σφορω̃ν α̉τελει̃ς άφη̃κε καὶ ε̉λευθέρους ε̉ποίηδεν). Также этруcский город Цере за то, что дал приют римским святыням при разграблении Рима галлами в 389 г. до Р. X., получает hospitium (Liv. 5, 50), с которым (Gell. 16, 13 и Strab. 5, 210) было соединено право гражданства sine suffragii iure (ср. Caerites, Цериты). Чужеземных царей Рим чествовал титулом amicus et socius, а также оказывал им hospitium publicum; когда они являлись в Рим, то принимались от имени государства и были угощаемы на счет государства. В свою очередь, чужеземные города заключали со знатными римлянами hospitium, с чем обыкновенно было соединяемо избрание римлянина в патроны, как доказывают многие надписи; см. Patronus, Патрон.

ГОСТИЙ

ГОСТИЙ - Hostius, римский эпик в начале 7 в. от основания Рима, воспевал, как продолжатель «Аннал» Энния, bellum istricum по крайней мере в 3 книгах.

ГОСТИЛИИ

ГОСТИЛИИ - Hostilii, древний знатный род, выдающимися членами которого были следующие лица:

1. L. Hostilius Mancinus, пал во время рекогносцировки во 2-ю Пуническую войну (217 г.) со всем своим войском. Liv. 22, 15;

2. С. Hostilius Tubulus, усмирил в 208 г., в качестве пропретора, в Арреции восстание в пользу Ганнибала (Liv. 27, 22) и разбил сильные войска карфагенян в блестящем сражении. Liv. 27. 40;

3. А. и L. Hostilius Cato, были заняты в 201 г. разделом земель в Средней Италии, сражались под начальством Сципиона против Антиоха и за казнокрадство были присуждены к денежному штрафу (187 г.). Liv. 31, 4. 38, 65;

4. A. Hostilius Mancinus вел в качестве консула в 170 г. войну против Персея Македонского без особенного счастья и более оборонительно, но все-таки он защищал союзников и держал войско в строгой дисциплине. Liv. 43, 4 и cл. 17. 44, 1;

5. L. Hostilius Mancinus, служил начальником флота и легатом в 3-ю Пуническую войну (148 г.). Тщетно осаждал он несколько крепостей, напр., Аспиду, однако покорил лежащую близ Карфагена крепость Магалию. Liv. epit. 51. App. Ρun. 110 и cл. По взятии Карфагена он представил римлянам город и его положение на картине, которую объяснял им на форуме. Plin. 35, 4;

6. С. Hostilius Mancinus, консул в 137 г., потерпел несколько поражений от воинственных нумантийцев в Испании и после этого заключил с ними договор, который был отвергнут в Риме, потому что его считали позорным. Тиберий Гракх был тогда квестором в его войске, и благодаря ему нумантийцы заключили договор. Нарушение его сенат хотел искупить выдачей консула, но нумантийцы не согласились на это. Позже цензоры даже исключили Гостилия из сената; но он был потом опять избран. Plut. Tib. Gracch. 5. V ell. Pat. 2, 1. Cic. off. 3, 30, 109. Cic. de or. 1, 40.

ГОСТИЛИЯ

ГОСТИЛИЯ - Hostilia, н. Остилья, город в Верхней Италии на реке По, на юг от Вероны, на юго-восток от Мантуи, на дороге из Вероны в Болонью, с важной переправой через По. Tac. hist. 2, 100. 3, 9. 14. 21. 40.

ГОСТИНИЦЫ

ГОСТИНИЦЫ - Deversoria, καπηλει̃α, в которых можно было найти за деньги пристанище, не были известны в гомеровские времена, потому что, при сравнительно незначительных сношениях, чужеземцы всегда могли найти гостеприимный прием в частных домах; этот прекрасный обычай встречается еще в исторические времена. ср. Hdt. 6, 35. Но когда усилились сношения как внутри государства, так и с чужеземными краями и большие города, напр. Коринф, Афины и др., были переполнены иностранцами, тогда потребность в гостиницах (πανδοκει̃α, καταγώγια, καταλύσεις) как для бедных, так и для богатых сделалась ощутительной. В местах, где происходили общественные празднества, и поблизости от знаменитых многопосещаемых храмов, как, напр., в Олимпии, возле храма Афродиты, на острове Книде и возле Герея в Платеях (Thuc. 3, 68), устроены были на государственный счет σκηναί и καταγώγια, пристанища для многочисленных посетителей, которые о содержании своем должны были сами заботиться. Не воспрещались в этих местах и частные заведения подобного рода; но содержание гостиниц, по мнению греков, не было почетным ремеслом. Само собою разумеется, что в этих гостиницах останавливались люди всех сословий, доказательством чему может служить то известие, что посольство афинян к Филиппу Македонскому останавливалось в подобных πανδοκει̃οις. Aesch. de fals. leg. p. 272. ср. Arist. Ran. 112. Cic. div. 1, 27. Удостоверение личности требовалось для путешественников лишь в военное время. Для этого служили паспорты (σύγγραφοι или συγγραφαί, вероятно, также σφραγίδες, т. к. к ним прикладывалась государственная печать) или же обычные семейные марки (σύμβολα). У римлян hospitium также было распространено; тем не менее у них также рано появились разные deversoria, cauponae (см. Каупона), popinae (см. Попины) и др., доставлявшие путешественникам приют и угощение. Указание на существование подобных гостиниц у проезжих дорог дает путешествие Горация, сопровождавшего Мецената в Брундизий (Horat. Sat. 1, 5); Гораций останавливался в них даже после того, как соединился с Меценатом, который, впрочем, вместе со своею свитой большей частью пользовался гостеприимством на государственный счет. ср.: Caupona, Каупона, и К. Zell, Ferienschriften I, стр. 3-52, где, впрочем, говорится преимущественно o cauponis и popinis и менее о настоящих гостиницах для путешественников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАБЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАБЫ - Servi publĭci, это рабы, принадлежавшие Римскому государству или обществу (колонии, муниципальному городу), которых купила община. Также военнопленные, которых государство не продавало, но удерживало для общественной службы, делались servi publici. В сравнении с положением рабов частных лиц, положение Г. рабов было гораздо лучше, потому что последние всегда могли приобретать peculium. Пищу и помещение они получали, конечно, от общины. Их обязанности были весьма разнообразны:

a) некоторые помогали служителям высших сановников (accensi и apparitores) или даже замещали их;

b) многие состояли служителями при храмах и помогали приносящим жертвы (Liv. 9, 29);

c) иные исполняли разные работы для государства, напр., при кассе (servus aerarius) или при зданиях и при других учреждениях, напр., aquarii, см. Aquae ductus, Акведук. Положение рабов, работавших при рудниках, каменоломнях и т. п. местах, было самое тяжелое. Нередко случалось, что servi publici, как бы в вознаграждение за свои труды, получали свободу.

ГОТЫ

ГОТЫ - Gothi, Gothōnes, (Tac. ann. 2, 62), также и Guttones, Γύθωνες (Plin. 37, 2) первоначально, по всей вероятности, жили по нижнему течению Вислы до реки Прегеля. Мнение, высказанное, главным образом, Я. Гриммом, что они тождественны с фракийскими гетами, опровергается многими доводами (Holtzmann, Kelten und Germanen, ст. 14-18). Эти Gothones Тацита добывали в заливе (aestuarium) океана янтарь и продавали его тевтонам. Совершенно различны от них Gothi, которые, кажется, тождественны с бастарнами. Позже, в 3 в. от Р. X., они являются могучим народом у прибрежья Черного моря, откуда они беспокоили окраины Римской империи и часто воевали с римлянами, в особенности начиная с времен Каракаллы. Понемногу они проникли на юго-запад в Дацию, в правление императора Филиппа (244 г.), перешли через Дунай в Мезию, взяли после поражения римского войска город Адрианополь, отсюда двинулись на юг в Македонию и разбили императора Деция в 251 г. при Абруте в Мезии. Поселение их на берегах Черного моря дало им повод предпринимать дальние морские набеги, и они ездили с одной стороны до Трапезунта, а с другой стороны, через пролив в Архипелаг, опустошая много замечательных приморских городов на берегах Азии. Zosim. 1, 32 слл. Oros. 7, 22. Самая дальняя морская экспедиция в 269 г. простиралась до острова Кипра. В том же году они побеждены были Клавдием II, но вскоре возобновили свои набеги. Аврелиан в 272 г. предоставил им Дацию. Ок. 330 г. они перешли через Дунай и жестоко боролись с Константином Великим, но, наконец, принуждены были заключить мир. Eutr. 10, 4. Во время княжения Германриха они держались вдали от римлян. Тем опаснее для римлян была кровавая война готов против Валента III, который в битве под Адрианополем лишился и победы, и жизни в 378 г. Опустошения восточных провинций империи продолжались. Когда со времен переселения народов готы разделились по занимаемым ими местностям на восточных и западных, остготов и вестготов, они, под предводительством Алариха, делали набеги даже на Италию, продолжавшиеся до смерти этого молодого, храброго вождя (400-410 гг.). В позднейший период они основали в Италии (остготы) и в Испании (вестготы) могущественные государства. Они разделялись на множество мелких племен, во главе которых стояли особые предводители. Начиная со времени Константина частые сношения с Римом оказали большое влияние на смягчение их нравов и на распространение между ними христианства (Ульфилас), а именно пребывание между ними римских военнопленных, равно как и частые набеги их на греческие провинции способствовали ознакомлению готов с греческим языком и с Евангелием, написанным по-гречески.

ГРАБЕЖ

ГРАБЕЖ - Rapīna, первоначально наказывался как воровство (furtum); претор М. Лукулл установил для него во времена междоусобных войн особенное обвинение, так что при усугубляющих вину обстоятельствах Г. мог быть судим как crimen publicum.

ГРАВИСКИ

ГРАВИСКИ - Graviscae, древнейший город этрусков в области города Тарквиниев, в Мареммах, с 183 г. до Р. X. римская колония, известен своим отличным вином, но и сырым воздухом (gravis aër), откуда, по предположению Катона, происходило его название. Liv. 40, 29. P lin. 14, 8.

ГРАВПИЙСКАЯ ГОРА

ГРАВПИЙСКАЯ ГОРА - Graupĭus mons, гора или горный кряж в Каледонии, близ которого Агрикола разбил британцев под предводительством их вождя Кальгака. Tac. Agr. 29 слл. «Неверное чтение Grampius подало в прошлом столетии местным ученым мысль назвать центральные горы высокой Шотландии Grampian mountains» (Kiepert).

ГРАДИВ

ГРАДИВ - Gradivus, см. Mars, Марс, под cл. 'Άρης, Арес.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - Ius civile, 1. положительное право римского народа в противоположность к ius gentium и ius naturae, занесенное на XII таблиц и в их комментарии. Cic. top. 2;

2. гражданское право в противоположность к уголовному. Cic. Саес. 2. Cic. Verr. 1, 42;

3. право, образовавшееся под влиянием юристов, auctoritas iuris peritorum, см. Iuris consulti.

ГРАЙИ

ГРАЙИ - Γραι̃αι, см. Γοργώ, Горгона, и Perseus, Персей.

ГРАКХ

ГРАКХ - Gracchus, см. Sempronii, Семпронии, Е, 11-18.

ГРАММАТЕВС

ГРАММАТЕВС - Γραμματεύς.

Каждое учреждение в Афинах имело своего писца, который или назначался ему властями или избирался самими чиновниками. Большая часть этого многочисленного сословия занимала весьма низкое положение и не пользовалась особым почетом, почему эти писцы и брались из низшего класса народа, отчасти из числа государственных рабов. Более почетное место занимали следующие:

1. γραμματεὺς κατὰ πρυτανείαν, который для каждой притании избирался из числа булевтов по жребию и которому было вверено хранение общественных документов, составленных им во время его притании; вероятно, он и есть тот, имя которого писалось во главе псефисмом старинной формы (см. Έκκλησία, Экклесия, 5);

2. γραμματεὺς τη̃ς βουλη̃ς (или τω̃ν. βουλευτω̃ν), избиравшийся советом посредством хиротонии и имевший поручение хранить законы;

3. γραμματεὺς τη̃ς πόλεως (или γρ. του̃ δήμου или υ̉πογραμματεύς), избиравшийся народом. Здесь должны быть упомянуты еще оба α̉ντιγραφει̃ς, которые обязаны были проверять и скреплять представляемые счета:

a) α̉ντιγραφεὺς τὴς βουλη̃ς, который должен был скреплять финансовые бумаги совета и в каждой притании один раз давать народу отчет о поступивших суммах, избирался посредством хиротонии и лишь впоследствии - по жребию;

b) α̉ντιγραφεὺς τη̃ς διοικὴσεως, вероятно, также избиравшийся народом, был приставлен к казначею (ταμίας τη̃ς διοικήσεως) в качестве контролера, скрепляющего его счета. В Этолийском союзе γραμματεύς, вместе со стратегом и гиппархом, принадлежал к числу высших союзнических чиновников, избираемых от имени союза; точно так и в Ахейском союзе.

ГРАММАТЕВС, ГРАММАТЕЙ

ГРАММАТЕВС, ГРАММАТЕЙ - Γραμματεύς.

Каждое учреждение в Афинах имело своего писца, который или назначался ему властями или избирался самими чиновниками. Большая часть этого многочисленного сословия занимала весьма низкое положение и не пользовалась особым почетом, почему эти писцы и брались из низшего класса народа, отчасти из числа государственных рабов. Более почетное место занимали следующие: 1) γραμματεὺς κατὰ πρυτανείαν, который для каждой притании избирался из числа булевтов по жребию и которому было вверено хранение общественных документов, составленных им во время его притании; вероятно, он и есть тот, имя которого писалось во главе псефисмом старинной формы (см. Έκκλησία, 5); 2) γραμματεὺς τη̃ς βουλη̃ς (или τω̃ν. βουλευτω̃ν), избиравшийся советом посредством хиротонии и имевший поручение хранить законы; 3) γραμματεὺς τη̃ς πόλεως (или γρ. του̃ δήμου или υ̉πογραμματεύς), избиравшийся народом. Здесь должны быть упомянуты еще оба α̉ντιγραφει̃ς, которые обязаны были проверять и скреплять представляемые счета: 1) α̉ντιγραφεὺς τὴς βουλη̃ς, который должен был скреплять финансовые бумаги совета и в каждой притании один раз давать народу отчет о поступивших суммах, избирался посредством хиротонии и лишь впоследствии - по жребию; 2) α̉ντιγραφεὺς τη̃ς διοικὴσεως, вероятно, также избиравшийся народом, был приставлен к казначею (ταμίας τη̃ς διοικήσεως) в качестве контролера, скрепляющего его счета. В Этолийском союзе γραμματεύς, вместе со стратегом и гиппархом, принадлежал к числу высших союзнических чиновников, избираемых от имени союза; точно так и в Ахейском союзе.

ГРАММАТЕЙ

ГРАММАТЕЙ - см. Грамматевс.

ГРАММАТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАМПИЙСКАЯ ГОРА

ГРАМПИЙСКАЯ ГОРА - Grampĭus mons, см. Graupius, Гравпийская гора.

ГРАНИИ

ГРАНИИ - Granii, плебейский род:

1. Q. Granius по своему занятию рrаесо, остроумный человек, которого Цицерон особенно хвалит за его древнеримские остроты (Cic. Brut. 46) и называет рядом с Луцилием. Он не щадил знатных людей и был в дружбе с Крассом, трибуном Ливнем Друзом и другими замечательными людьми. Cic. Planc. 14, Cic. ad. fam. 9, 15. Его сыновья: 2) Cn. Gran, и 3) Q. Gran., из которых один, вероятно, впоследствии был пасынком Мария и спасся из Минтурн на корабле от приверженцев Суллы. Plut. Маr. 37. 40;

4. Gran. Flaccus in libro quem ad Caesarem de indigitamentis scriptum reliquit (Censorin. de die nat. 3, 2). Он жил в 1 в. до Р. Χ.;

5. Gran. Marcellus, в правление императора Тиберия правитель Бифинии, обвиненный в вымогательстве в 15 г. от Р. X. Tac. ann. 1, 74;

6. Gran. (Gavius) Silvanus, соучастник Лизона в заговоре против Нерона (65 г. от Р. X.), в качестве трибуна принужден был вести дознание против Сенеки и впоследствии совершил самоубийство, хотя был помилован. Tac. ann. 15, 60. 71;

7. Gran. Serenus, в правление императора Адриана с успехом защищал христиан против императора. Oros. 7, 13;

8. Gran. Licinianus, римский историк времен Антонинов или позже. Отрывки его летописи, части 26, 28 и 36-й книг, были найдены в 1853 г. в Лондоне де Лагардом и Перцом (de Lagarde, Pertz) на так называемом codex palimpsestus; они относятся к истории 163 и 78 гг. до Р. X. Первое издание Pertz (1857), критическое издание - сделано молодыми филологами, последователями бонской школы (1858); они неправильно принимают Г. за современника Цицеронова и Салюстиева, полагая, что его сочинение впоследствии было искажено.

ГРАНИК

ГРАНИК - Granīcus, Γρανικός, река Мисии, берет свое начало на Котиле, одной из вершин Иды и впадает в Пропонтиду между Прианом и Кизиком; известна первой битвой Александра против персов и победой Лукулла над Митридатом; н. Коджа-Су. Strab. 13, 587. Art: 1, 13, 1. Diod. Sic. 17, 18 сд. Plut. Alex. 16 слл. Lucull. 11.

ГРАТИДИИ

ГРАТИДИИ - Gratidii, родом из Арпина:

1. M. Gratidius, предложил закон lex tabellaria в пользу своей родины, против которого дед Цицерон восставал с успехом. Cic. legg. 3, 16. Это был человек высокого образования и отличный оратор (Cic. Brut. 45); под предводительством М. Антония (оратора) он участвовал в походе против каликийских морских разбойников и пал в этой войне 103 г. до Р. X. Дочь его, Гратидия, была замужем за дедом Цицерона;

2. M. Gratid., под начальством Квинта Цицерона служил в Азии в качестве легата 61-59 г. до Р. X. Cic. Flacc. 21;

3. Gratidianus, M. Marius, был сыном первого Марка Гратидия и усыновлен братом Гая Мария; в 86 г. до Р. X. он был претором. Сулла произнес над ним опалу, а Катилина убил его. Cic. Brut. 45, Cic. legg. 3, 16.

ГРАЦИАН

ГРАЦИАН - Gratiānus, см. Valentinianus, Валентиниан, I.

ГРАЦИИ

ГРАЦИИ - см. Хариты.

ГРАЦИЙ

ГРАЦИЙ - Gratius, с прозванием Faliscus, обозначающим его происхождение из города Фалериев, современник Овидия, который упоминает его с уважением (ex Pont. 4, 16. 34). Обстоятельства его жизни нам неизвестны; что он не был из сословия рабов, явствует из одного места стихотворения на охоту, Cynegetica, носящего его имя. Слог и язык этого сочинения носят несомненный отпечаток Августовского периода. Оно состоит из 536 гексаметров и под конец искажено. Это стихотворение образовало один сборник вместе с Halieutica Овидия и Cynegetica Немезиана и отличается ясным распределением содержания, подходящим слогом, сильными и меткими выражениями, богатым и благородным языком, чуждым всякого чванства, гармоническим построением стихов и оригинальным приемом и взглядом на дело. Догадываются, что он сочинил еще стихотворение de aucupio, которое потеряно. Изд. Haupt (с Halieutica Овидия и соч. Немезиана, 1838 и Bährens, poet. Latini minores, 1879, 1 т., стр. 29 слл.).

ГРАЦИЯ

ГРАЦИЯ - Gratia, 1. см. Χάρις, Хариты;

2. супруга ритора Фронтона, от которой он имел пять детей;

3. дочь ее, того же имени, была замужем за Гаем Авфидим Викторином; у нее было два сына, из которых один, Викторин Фронтон, воспитывался у деда, а другой юных лет умер в Германии.

ГРЕКОСТАСИС

ГРЕКОСТАСИС - Graecostăsis, см. Roma, Рим, 8.

ГРЕЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ

ГРЕЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ - Anthologia graeca, собственно собрание цветов греческой поэзии. Именем Ανθολογία греки обозначали сборники небольших, особенно эпиграмматических стихотворений. Древнейший сборник этого рода был составлен поэтом Мелеагром гадарским ок. 60 г. до Р. X. и назван στέφανος, венок; он заключал кроме собственных стихотворений Мелеагра еще произведения 46, как современных Мелеагру, так и древнейших поэтов, напр., Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Симонида и др. Филипп Фессалоникский, живший, вероятно, при Траяне, присоединил к этому сборнику еще избранные эпиграммы, кажется, 13 поэтов, прославившихся после Мелеагра. Подобные же А. составлены были впоследствии Диогенианом Гераклейским, Стратоном Сардийским (при Адриане) и Агафием Миринским (при Юстиниане). Эти сборники не дошли до нас. Но из них в 10 в. при Константине Порфирородном Константин Кефала составил новую обширную А. и притом расположил пьесы своего сборника не в алфавитном порядке, как это делали Мелеагр и Филипп, а по сродству содержания, в 15 книгах. Кроме эпиграмм древнейшего времени сюда вошли и некоторые новейшие дополнения. Из этой А. в 14 в. монах Максим Плануда сделал извлечение в 7 книгах, которое и было в эпоху возрождения наук впервые напечатано во Флоренции в 1494 г. под наблюдением ученого грека Иоанна Ласкариса под заглавием: Άνθολογία διαφόρων επιγραμμάτων; позднее появился прекрасный латинский перевод этой А., сделанный Гуго Гроцием. В 1606 г. Salmasius открыл в гейдельбергской библиотеке рукопись А. Константина Кефалы. Наконец, в 1772-1776 гг. вышел сборник R. F. Ph. Brunck-a, заключающий в себе А. Кефалы (за исключением некоторых бессодержательных эпиграмм из христианских времен), а также все известные по другим источникам эпиграммы и отрывки лирических произведений различных древнейших поэтов, напр., Архилоха, Солона, Симонида и пр., распределенные по авторам. Новое издание этого сборника сделал Fr. Jacobs в 13 томах (1794-1814). Позднее (1813-1817) он же по одной копии издал (в 3 томах) текст гейдельсбергской рукописи с сохранением и порядка, в каком расположены в ней эпиграммы, и сделал прекрасное извлечение из А. под заглавием Delectus epigrammatum Graecorum (1826). Вновь издал греческую А. по палатинскому (гейдельбергскому) списку с прибавлением эпиграмм, заимствованных из других источников, Dübner (Paris, 1864-1872). Эпиграммы, содержащиеся в Anthologia graeca, принадлежат различным векам и весьма различны по своему достоинству; но большая часть их относится к числу лучших остатков греческой поэзии. В них мы видим неисчерпаемую разносторонность и поэтический склад греческого духа, который умел остроумно и в высшей степени изящно изображать самые разнообразные отношения и направления внутренней и внешней жизни человека. Из авторов помещенных в А. эпиграмм особенно замечательны: Симонид Кеосский, собственно основатель эпиграмматического искусства (559-462 гг. до Р. X.), Анакреонт, Каллимах Киренский, Феокрит Сиракузский, Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский (ок. 125 ол. 280), Мнасалк Сикионский (ок. 133 ол. 248), Риан из Βήνη (ок. 139 ол. 226), Диоскорид (ок. 145 ол. 200), Антипатр Сидонский, Мелеагр Гадарский, Антипатр Фессалоникский, Кринагор Митиленский, Леонид Александрийский, Луциллий, Филипп Фессалоникский, Леонтий, Руфин, Павел Силеантиарий, Агафий Миринский.

ГРИБЫ

ГРИБЫ - Fungus, любимое кушанье, особенно boleti, сморчки (tubera) и др. Horat. Sat. 2, 4, 20 гл.

ГРИЛЛ

ГРИЛЛ - Gryllus, Γρύλλος, 1 ) отец историка Ксенофонта;

2. сын Ксенофонта, павший, храбро сражаясь во вспомогательном афинском войске в битве при Мантинее; афиняне славили его за то, что он будто бы нанес смертельную рану Эпаминонду. Paus. 8, 9, 5, 10, 8, 11.

ГРИНЕЯ

ГРИНЕЯ - Grynea или Grynium, Γρύνεια, Γρύνιον, укрепленный портовый город в Мисии (Эолиде) в 50 стадиях на юг от Елеи, на Елаитском заливе, известный храмом и знаменитым оракулом Аполлона. Парменион взял его приступом и продал жителей в рабство. Hdt. 1, 149. Diod. Sic. 17, 7. Хеn. Hell. 3, 1, 6. Вероятно, это тоже самое castrum Gryvium, которое Фарнабаз, сатрап Фригии, подарил Алкивиаду, с доходом в 50 талантов. Nep. Alcib. 9.

ГРИФ

ГРИФ - Gryphus, -gryps, -phis, Γρύψ, -πός гриф, баснословный род зверей, с львиным туловищем и орлиною головою, по сказанию живущих в Рипейских горах, где они между гипербореями и одноглазыми аримаснами стерегут золото Севера. Аримасны приезжают верхом на конях и сражаются с ними из-за золота; отсюда происходит вражда между конем и Г. Представление о Г. пришло с Востока, где оно существовало в самый древний период; у греков о них заговорили, кажется, сперва Гесиод и Аристей в своем стихотворении об аримаснах, затем - Геродот. В позднейшее время они переносятся в качестве сторожей золота в Индию, Эфиопию и т. п. Их часто изображали в скульптурных произведениях, придавая сосудам форму их голов, образуя из них арабески, представляя их в упряже перед колесницами богов и т. д. Hdt. 3, 116. 4, 13. 27. 79. 152.

ГРИФЫ

ГРИФЫ - Griphi, γρι̃φοι, собственно «сети»; в переносном смысле в позднейший греческий период александрийских ученых это слово обозначало трудный род загадок в прозе и стихах, требующих для разрешения особенного напряжения ума; этим свойством он, вероятно, отличается от так называемых αι̉νγματα. Афеней приводит много Г.; они имеют сходство с французскими каламбурами. Примером может служить следующий: 'Έκτορα τòν Πριάμου Διομήδης έκτανεν α̉νήρ, а этот Διομήδης, конечно, Ахиллей, «о котором печется Зевс», или также - гриф, приведенный Платоном: «Мужчина - не мужчина, увидев птицу - не птицу, сидящую на дереве - не дереве, убил ее камнем - не камнем», т. е. евнух увидел летучую мышь, сидящую на дурнопахучнике (νάρθηξ), и убил ее, бросив в нее пемзой.

ГРОМА

ГРОМА - Groma, простой снаряд, служивший для измерения полей; вероятно, это слово латинское искажение греческого γνω̃μα, в смысле γνώμων, norma, прямоугольный масштаб. Он состоял из двух рукавов, соединенных крест-накрест под прямым углом; на оконечностях их были прикреплены тонкие нити, с привешанными к ним гирями, так что землемер, присматриваясь от одной нити к другой, мог точно определить направление, в котором должны быть поставлены межевые шесты. Крест на подставке (ferramentum) был подвижной. У римлян первоначально (лишь впоследствии существовали особые agrimensores) не основывалось города, не закладывалось храма, не разделялось поле без предшествовавшего измерения под руководством авгуров, ср. Castra, Кастра, 2. Но при этом, смотря по различным элементам, из которых образовался римский народ, были в обычае и различные обряды, которые, однако, только внешними особенностями различались между собой, напр., обращением авгура на восток (сабинский обряд), на юг (этрусский обычай), названием линий, проводившихся сохою, и т. п., а в сущности имели один и тот же смысл. По тому и другому обряду, сабинскому и этрусскому, проводились две линии: decumanus limes с запада на восток (называемый также prorsus limes по отношению к месту, занимаемому при этом сабинским авгуром) и cardo или transversus с севера на юг. Точка пересечения называлась mundus. От этих способов измерения различался латино-греческий способ: в четырехугольном так называемом pomoerium (от чего начало Рима на Палатинской горе и называлось Roma quadrata. Dion. Hal. 1, 88. 2, 65) проводился decumanus с севера на юг, a cardo - с востока на запад; упомянутый же выше mondus, точка пересечения, назывался groma или gruma. Только под конец Республики грамматическое искусство получило значение самостоятельной профессии. К Августовскому периоду относятся начала подлежащей литературы; первый из сохранившихся до нашего времени писателей - Фронтин, времен Диоклетиана, который занимается исключительно юридической стороной грамматики; немного позже - Гигин (Hyginus), от которого сохранилась только меньшая часть его сочинений, и Бальб. К этому присоединяется книга Сикулла Флакка de conditionibus agrorum. Бальб, офицер императора Траяна, изложил, под заглавием expositio et ratio omnium formarum, результаты научных геометрических исследований, вероятно, по греческому подлиннику Герона. Много также сохранилось из позднейших времен, отчасти с именами авторов, отчасти без имен. По догадке Моммзена, существующий сборник грамматических авторов произошел из канцелярии викария города Рима, имевшего в своем распоряжении известное число землемеров (mensores), в 5 в. Изд. Rigault (1614), Goes (1674) и особенно Lachmann (1848-1852, 2 т.).

ГРУМЕНТУМ

ГРУМЕНТУМ - Grumentum, замечательный город, часто упоминаемый в истории 2-й Пунической войны (напр., Liv. 23, 37. 27, 41), во внутренней части Лукании, при соединении рек Sora и Aciris, н. Saponara. Strab. 6, 254.

ГУБЕРНАКУЛУМ

ГУБЕРНАКУЛУМ - Gubernacŭlum, πηδάλιον, см. Navigatio, Навигация.

ГУГЕРНЫ

ГУГЕРНЫ - Gugerni, германское племя, жившее на левом берегу Рейна по нижнему его течению, на севере от убиев; города: Castra vetera (н. Xanten) и Colonia Traiana.

ГУЛУССА

ГУЛУССА - Gulussa, Γολόσσης, сын Массинисы, царя нумидийского, в 172 г. до Р. X. защищал своего отца в Риме против обвинений карфагенян и в 151 г. был его посланником в Карфаген. Но т. к. здесь к нему отнеслись враждебно, он отомстил за обиду поражением карфагенян. Liv. 42, 23 слл. 43, 3. После смерти отца он сделался царем Нумидии вместе с братьями своими Мицинсою и Мастапабалом и в Пунической войне участвовал на стороне римлян. Polib. 39, 1. Он умер вскоре после того и оставил сына по имени Массива. Sall. Iug. 5, 35. App. Pun. 70 слл. 106 слл.

Предыдущая страница Следующая страница