Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕН"-"ПЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕН"-"ПЕР")

ПЕННИНСКИЕ АЛЬПЫ

ПЕННИНСКИЕ АЛЬПЫ - Pennīnae Alpes, см. Alpes, Альпы.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - Πεντακοσιομέδιμνοι, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, 1, 11, и Φυλή, Фила, 6.

ПЕНТАПОЛИС

ПЕНТАПОЛИС - Pentapŏlis, Πενντάπολις, часто встречающееся название союза 5 городов:

1. в Киренаике (Ливии): Кирена, Береника, Арсиноя, Птолемаида и Аполлония;

2. 5 замечательных городов в земле филистимлян;

3. 5 городов на Иордане в Палестине: Содом, Гоморра, Адаим, Зебоим и Зоар, из которых первые четыре были уничтожены огнем, последний же уцелел ради Лота.

ПЕНТАТЛОН

ПЕНТАТЛОН - Πένταθλον, см. Gymnasium, Гимнасий.

ПЕНТАЭТЕРИДА

ПЕНТАЭТЕРИДА - Πενταετηρίς, см. Ένναετηρίς, Эннаэтерида.

ПЕНТЕЛЕЙОН

ПЕНТЕЛЕЙОН - Pentelium, Πεντέλειον, укрепленное место в Северной Аркадии недалеко от Пенея, получившее название от цепи гор - Πεντέλεια (н. Дурдована), южного продолжения Ароанийских гор, на восточных склонах которого берет начало Ладон. Plut. Cleon. 17. Arat. 39.

ПЕНТЕЛИКОН

ПЕНТЕЛИКОН - Pentelicus mons, Πεντελικòν 'όρoς, см. Attica, Аттика, 2.

ПЕНТИСИЛЕЯ

ПЕНТИСИЛЕЯ - Penthesilea, Πενθεσίλεια, дочь Арея и Отреры, царица амазонок; во время Троянской войны она пришла на помощь троянцам и была убита Ахиллом. Когда Ахилл увидел прекрасную и молодую героиню умирающей, он воспылал любовью к ней. Quint. Smyrn. 1. Justin. 2, 4. Ov. her. 21, 118. Verg. Aen. 1, 490.

ПЕНТРЫ

ПЕНТРЫ - Pentri, самнитское племя, главным городом которого был Бовиан, н. Бояно (Liv. 9, 31); они одни из самнитян не перешли на сторону Ганнибала. Liv. 22, 61.

ПЕНУЛА

ПЕНУЛА - Paenŭla, см. Vestimentum, Одежда, 10.

ПЕНФЕЙ

ПЕНФЕЙ - Pentheus, Πενθεύς, сын Эхиона и Агавы, дочери Кадма, наследовал Кадму во власти над Фивами. Т. к. он желал запретить женщинам своей страны чествовать Диониса и преследовал в горах вакханок, то был убит своей матерью Агавой, которая в своей вакхической ярости приняла его за дикого зверя или оленя, и был растерзан ею и другими вакханками, именно сестрами ее - Ино и Автоноей. Eur. Bacch. 1142. Ov. met. 5, 513 слл.

ПЕНФИЛ

ПЕНФИЛ - I.

Penthĭlus,

см. Orestes, Орест.

II.

Peparēthus,

Πεπάρηθος, н. Скопелос, один из Цикладских островов, лежащий у фессалийского берега на восток от Скиафа, с городом того же имени и еще двумя городами - Панормом и Селинунтом, известен по виноделию. Когда жители, побуждаемые афинянками, напали на Галлоннес, то Филипп Македонский опустошил остров, в 342 г. Demosth. de cor. 248.

ПЕНЯ

ПЕНЯ - Poena, назывался первоначально выкуп за какую-либо вину, а впоследствии вообще всякое наказание. Poena capitalis в более обширном смысле есть наказание, которое уничтожает жизнь, свободу, право гражданства и доброе имя, а в теснейшем смысле означает наказание, только грозящее жизни, свободе и праву гражданства, но не лишающее чести. Poenae irrogatio есть предложение правительственному учреждению меры наказания со стороны обвинителя.

ПЕОН

ПЕОН - Paeon, Παίων, см. Endymion, Эндимион.

ПЕОНИЙ

ПЕОНИЙ - Paeonĭus, Παιώνιος,

1. архитектор из Эфеса, закончил вместе с Деметрием постройку храма Артемиды (ок. 400 г. до Р. X.) и построил Дидимей в Милете, в 436 г. до Р. X.;

2. ваятель из Менды, ионической колонии на реке Гебр во Фракии, делал скульптурные украшения для восточного фронтона Зевсова храма в Олимпии. Paus. 5, 20, 6. При раскопках, производимых с декабря 1875 г. немцами в Олимпии, найдены значительные, частью хорошо сохранившиеся остатки высокого художественного достоинства как этих изваяний, так и сделанной тем же П. статуи Ники, которую поселенные афинянами в Навпакте мессенцы пожертвовали в Олимпию. Paus. 5, 26, 1.

ПЕОНИЯ

ПЕОНИЯ - Paeŏnes, Paeonĭa, см. Macedonia, Македония, и Thracia, Фракия.

ПЕПЛОС

ПЕПЛОС - Πέπλος, см. Vestimenta, Одежда, 2.

ПЕРВИГИЛИЙ

ПЕРВИГИЛИЙ - Pervigilĭum, в широком смысле - вообще ночная стража, в более тесном - ночное богослужение, совершавшееся у греков в честь Деметры и Персефоны, а также Диониса, у римлян - во время праздника в честь Bona Dea, причем у последних мужчины на это богослужение не допускались (Cic. legg. 2, 9, 21, ср. Claudii, Клавдии, 20), а присутствовали при нем одни замужние женщины. Позднее, во времена императоров, когда был открыт доступ лицам обоих полов, было устроено еще другое ночное празднество в честь Venus Noctiluca или Noctivigila. До нас дошло стихотворение Pervigilium Veneris, написанное специально для этого праздника; оно состоит из 93 трохаических каталектических тетраметров и имеет припев: сras amet, qui numquam amavit, quique amavit, eras amet. Стихотворение это, содержащее описание праздника весны и прославляющее с риторическим воодушевлением Венеру как всеоживляющую силу, было прежде приписываемо Катуллу, но относится только к 2 или 3 в. от Р. X. Лучшее издание Фр. Бюхелера (1859).

ПЕРГА

ПЕРГА - Perge или -а, Πέργη, значительный город Памфилии на правом берегу Кестра, в 60 стадиях от его устья, тем не менее благодаря судоходству реки - торговый город; родина великого математика Аполлония Пергского (см. Apollonius, Аполлоний, 2). Здесь апостол Петр впервые вступил на азиатский берег. Вблизи находился знаменитый храм Артемиды. Значительные развалины лежат в 3 милях к северо-востоку от Адалии. Strab. 14, 667.

ПЕРГАМ

ПЕРГАМ - I.

Pergăma,

Πέργαμα, см. Troia, Троя.

II.

Pergămum,

Πέργαμον,

1. город в Мисии, в прекраснейшей части области Тевфрании на Канке (Хеn. Anab. 7, 8, 8. Strab. 13, 623 слл. Liv. 37, 18), с которым в этом месте соединяются Селинунт и Кетей. На крутой высоте над городом лежал акрополь. Жители П. производили себя от аркадян; во всяком случае, во времена Ксенофонта здесь жило много греков. Впервые П. сделался значительным городом в правление Лисимаха и в особенности Филетера (см. Φιλέταιρος, Филетер, 2), основателя особого Пергамского царства, которое было весьма расширено римлянами, подарившими большую часть Передней Азии Евмену II. Евмен расширил город и основала в нем значительную библиотеку; при ней возникла особая грамматическая школа, основателем которой был известный Кратет Маллот (см. Crates, Кратет, 2). И после присоединения Пергамского царства к Римской империи П. оставался значительным городом, от которого в нынешнем Bergama сохранилось еще много остатков, напр., части храма, построенного в коринфском стиле, базилика, театр, амфитеатр, стадий, величественные могилы конической формы. В высшей степени важные скульптуры, представляющие в огромных размерах борьбу гигантов, и также другие рельефные работы меньших размеров, находившиеся в акрополе, украшали огромный храм, сооруженный царем Евменом II в виде жертвенника (Ampel. 8, 14) в память победы над галлами. Эти названия найдены при раскопках в 1875 и последующих годах и находятся в настоящее время в Берлинском музее; они представляют собой великолепные произведения пергамской школы художников (см. Sculptоres, Скульпторы, 14). ср.: Curtius, Beiträge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens (1872), стр. 45 слл. Conze и др. Результаты раскопок в П. Предварительный отчет (1880);

2. см. Troas, Троада.

III.

Pergămus,

Πέργαμος, город на острове Крите, в западной части острова, около Кидонии; здесь скончался Ликург спартанский. Plut. Lyc. 32.

ПЕРГАМ, (I)

ПЕРГАМ, (I) - Pergăma, Πέργαμα, см. Troia.

ПЕРГАМ, (II)

ПЕРГАМ, (II) - Pergămum,

Πέργαμον, 1) город в Мисии, в прекраснейшей части области Тевфрании на Канке (Хеп. Anab. 7, 8, 8. Strab. 13, 623 слл. Liv. 37, 18), с которым в этом месте соединяются Селинунт и Кетей. На крутой высоте над городом лежал акрополь. Жители П. производили себя от аркадян; во всяком случае, во времена Ксенофонта здесь жило много греков. Впервые П. сделался значительным городом в правление Лисимаха и в особенности Филетера (см. Φιλέταιρος, 2), основателя особого Пергамского царства, которое было весьма расширено римлянами, подарившими большую часть Передней Азии Евмену II. Евмен расширил город и основала в нем значительную библиотеку; при ней возникла особая грамматическая школа, основателем которой был известный Кратет Маллот (см. Crates, 2). И после присоединения Пергамского царства к Римской империи П. оставался значительным городом, от которого в нынешнем Bergama сохранилось еще много остатков, напр., части храма, построенного в коринфском стиле, базилика, театр, амфитеатр, стадий, величественные могилы конической формы. В высшей степени важные скульптуры, представляющие в огромных размерах борьбу гигантов, и также другие рельефные работы меньших размеров, находившиеся в акрополе, украшали огромный храм, сооруженный царем Евменом II в виде жертвенника (Ampel. 8, 14) в память победы над галлами. Эти названия найдены при раскопках в 1875 и последующих годах и находятся в настоящее время в Берлинском музее; они представляют собой великолепные произведения пергамской школы художников (см. Sculptоres, 14). Ср.: Curtius, Beiträge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens (1872), стр. 45 слл. Conze и др. Результаты раскопок в П. Предварительный отчет (1880); 2) см. Troas.

ПЕРГАМ, (III)

ПЕРГАМ, (III) - Pergămus,

Πέργαμος, город на острове Крите, в западной части острова, около Кидонии; здесь скончался Ликург спартанский. Plut. Lyc. 32.

ПЕРДИККА

ПЕРДИККА - Perdiccas, Περδίκκας, имя многих македонских царей:

1. П. I, основатель государства, который происходил, по Геродоту (8, 137-139), из аргивского рода Теменидов. Он переселился с двумя братьями из Иллирии, куда они бежали, в Македонию и после многих переворотов в своей судьбе сделался правителем, около 700 г. до Р. X. Другие считают его только преемником основателя государства Карана. Justin. 7, 2;

2. П. II, сын Александра, друга греков, царствовал по смерти своего отца (451 г.), вероятно, вместе с братьями - Алкетом и Филиппом, а потом один, 436-413 гг. Многие претенденты на престол, а равно и распространение афинян в приморских частях государства сделали его царствование очень тяжелым. Он думал утвердиться и укрепить свою власть хитростью и постоянными переходами от одной партии к другой. Хотя отпадение Потидеи от Афин было делом его лукавого ума, но поневоле он должен был заключить союз с афинянами. Thuc. 2, 20. Скоро затем он снова ищет случая вредить афинянам и старается отторгнуть фракийца Ситалка от союза с ними. Thuc. 2, 95 - 100. В 424 г. он открыто объявляет себя на стороне Спарты и оказывает помощь Брасиду; однако он оказался ненадежным союзником Спарты и еще чаще переходил от одной партии к другой. Thuc. 4. 78 слл. 7. 9. Исследование W. Vischer'a (в его Kleine Schriften, т. I);

3. П. III, сын Аминта II, старший брат Филиппа, царствовал в 365-360 гг., после того как убил алорянина Птолемея; он пал в сражении против иллирийцев. Justin. 1, 5;

4. один из диадохов, происходивший из области Орестиды, был сродни царской фамилии. Он отличился впервые при завоевании Фив, а потом был в числе телохранителей Александра Великого, принимал участие в битве при Гранике, Иссе и Гавгамеле (Arr. 1, 14. 2, 8. 3, 11. 5, 11 слл. 6. 6 слл.); в походе на Индию он командовал частью фаланги и выказал как свою храбрость, так и привязанность к Александру, соединенную с честным образом мыслей. Умирая, Александр передал ему свой перстень с печатью, в знак доверия к нему. Justin. 12, 15 слл. Curt. 10, 4 слл. Когда в собрании полководцев, после соглашения с фалангой, которую подстрекали к борьбе с благородной конницей Мелеагр и другие вожди, было решено, что Арридей и еще не родившийся сын Роксаны будут царями, П. был назначен регентом (ε̉πιμελετὴς τη̃ς βασιλείας) и провинции Македонского государства разделены между полководцами Александра. Забрав Арридея в свои руки, П. приказал умертвить Мелеагра с 300 его сторонников, назначил Селевка хилиархом и всеми силами старался воспользоваться правами доставшейся ему власти. Великие планы Александра были оставлены. Восстание военных греческих поселений в Верхней Азии он поручил усмирить Пифону. Он женился на дочери Антипатра, Никее, хотя уже помышлял о более тесной связи с царским домом, чтобы укрепить свою власть. Последняя не была вполне прочна; скоро поколебали ее стремления полководцев к самостоятельности. Только Эвмен остался на стороне П. и царского дома. Антигон, которому он приказал завоевать Пафлагонию и Каппадокию вместо Евмена, не послушался его, и он сам должен был выполнить это. Justin. 13, 6. Plut. Eum. 3. Когда затем Антигону приказано было явиться на македонский суд по обвинению в непослушании, он не явился, а бежал в Европу и устроил против П. союз с Антипатром и Кратером; к ним присоединился и Птолемей. Тогда П. прогнал от себя Никею и женился на Клеопатре, дочери Филиппа, которая после его гибели удалилась в Азию. Поручив Евмену вести войну в Малой Азии, сам он направился против Птолемея. Благодаря своей кротости и уму, Птолемей не только укрепился в Египте, но имел также много приверженцев и в македонском войске, между тем как П. отвращал от себя войско своей гордостью и строгостью. Из Дамаска он направился в Египет с обоими царями и остановился лагерем у Пелусия. После многих тщетных попыток переправиться с частью войск через Нил ему удалось переправиться с частью войск через рукав Нила у Мемфиса, но во время переправы у него погибло до 2.000 человек, т. к. пески были размыты и русло реки углубилось. Он должен был отказаться от переправы и отступить. Войско, недовольное трудностями переправы, подняло бунт, и многие вожди, с Пифоном во главе, отделились от него: некоторые из более свирепых бунтовщиков проникли в его палатку и закололи его, в 321 г. Diod. Sic. 18, 31. Когда переговоры, завязавшиеся с Птолемеем касательно регентства, не состоялись, войско возвратилось в Азию. Diod. Sic. 17, 57 слл., 18, 4 слл.

ПЕРЕГРИН ПРОТЕЙ

ПЕРЕГРИН ПРОТЕЙ - Peregrīnus Proteus, Περεγρι̃νος Πρωτεύς, цинический философ, родившийся в начале 2 в. от Р. X. в Парионе, мисийском городе при входе в Геллеспонт. Он вел скитальческую жизнь, которая привела его, между прочим, в Палестину к христианам и навлекла на него всяческие гонения. Наконец он поселился в Афинах, где в числе его слушателей был Авл Геллий (12, 11) и где его нападки на уважаемого Ирода Аттика должны были возбудить всеобщее внимание. Т. к. последним он очень дорожил, то объявил о своем решении сжечь себя во время олимпийского празднества. Хотя впоследствии он и раскаялся в том, что слишком громко возвестил о своем решении, однако, побуждаемый своими приверженцами, не мог избавиться от его выполнения, которое и последовало в 165 г. Так об этом говорит Лукиан (de morte Peregrini). Из сочинений об этом цинике упоминается только одно ε̉γκώμιον Πρωτέως του̃ κυνός, которое едва ли может считаться его собственным произведением. В сатирическом романе Виланда, озаглавленном именем этого циника, этот скоморох является в виде благородного фанатика в духе Лафатера и христианской мистики.

ПЕРЕДЕРЕЯ

ПЕРЕДЕРЕЯ - Περιδέραια, см. Δέραια, Дерайа.

ПЕРЕПОЛ

ПЕРЕПОЛ - Περίπολος, см. 'Έφηβος, Эфеб, и Exercitus, Войско, 4.

ПЕРЕЧЕНЬ

ПЕРЕЧЕНЬ - Γραμματει̃ον, 1. с приставкой слова ληξιαρχικόν назывался в Афинах список граждан, ведшийся каждым демархом в своем деме. Всякий совершеннолетний гражданин (название ληξιαρχικόν производится от λη̃ξις, наследство; совершеннолетние могли сами управлять своим имением) вносился в эти списки через посредство отца или родственника, после предварительной проверки его прав. Внесение в списки производилось один раз в год, в определенный день, когда происходили выборы на должности в деме, в конце года или начале нового года. Lycurg. Leocr. 76. Aeschin. Timarch. 18. На основании этих метрических книг составлялись все остальные списки граждан, которые нужны были правительственным учреждениям для разных целей;

2. κοινόν или φρατορικόν γραμμ была родословная членов фратрий. Harpocrat. s. v.

ПЕРЕЯ

ПЕРЕЯ - Peraea, Περαία, название многих стран, лежащих на противоположной стороне водного пространства:

1. η̉ περαία τω̃ν ΄Ροδίων, южный берег Карии на протяжении 1.500 стадий по берегу моря (против острова Родоса): этим берегом уже с давних времен владели родосцы. Strab. 11, 420;

2. η̉ περαία Τενεδίων, береговая полоса Мисии против Тенедоса между Сигейоном и Троадской Александрией. Strab. 13, 596;

3. город митиленян на берегу Мисии близ Адрамиттия. Liv. 37, 22;

4. Палестина заиорданская, особенно часть, лежащая между Иорданом на западе, Пеллою на севере, Филадельфией и Каменистой Аравией на востоке и землей моавитян на юге.

ПЕРИАКТЫ

ПЕРИАКТЫ - Περίακτοι, см. Theatrum, Театр, 10.

ПЕРИАНДР

ПЕРИАНДР - Periander, Περίανδρος, коринфский тиран, сын Кипсела из рода Гераклидов, родился в 668 г. до Р. X., наследовал своему отцу в 628 г. и умер, как полагают, в 584 г., после 44-хлетнего правления, имея от роду 84 года. Впрочем, хронология его деятельности представляет некоторые затруднения, ср. Plass: Tyrannis, I, 153. По характеристике, сделанной К. Мюллером, это был «человек дальновидный, питавший высокие замыслы, храбрый на войне, мудрый в управлении государством, хотя и склоняемый постоянной подозрительностью к низким мерам, просвещенный покровитель искусств, не спасший, однако, себя и свою семью от помрачающего влияния страсти; не зная покоя совести и не питая страха перед святыней, он, однако, иногда поддавался самому мрачному суеверию». Вначале правление его было столь же кроткое, как и правление его отца, но в скором времени он стал проявлять насильственный образ действий, именно с тех пор как тиран милетский Фрасибул убедил его стараться всеми силами искоренить туземные знатные рода. В то же время П. прилагал всяческие старания к уничтожению дорических племенных особенностей, уничтожил общие трапезы и многие другие особенности старинного воспитания; далее, вопреки демократическим принципам своего отца, он изгонял народ из города, но, с другой стороны, он ввел некоторые полезные меры, касавшиеся ограничения мотовства, роскоши и всякого разврата.

Постепенную перемену в его характере, дошедшем до величайшей жестокости, объясняют обыкновенно психологически из его домашних обстоятельств, именно из его грубого поступка, бывшего причиной смерти его жены Мелиссы (Лисиды), дочери Прокла, тирана эпидаврского; дальнейшими последствиями ее смерти было мрачное настроение и страсть к вину, овладевшие П. Женщин, которые склонили его к этой жестокости против Мелиссы, он приказал сжечь, а для искупления убийства - лишить коринфянок, приглашенных им на праздник Геры, драгоценнейших украшений. Он имел 200 человек телохранителей и держал триеры на обоих морях; он любил военный блеск, но не вел, кажется, другой войны, кроме как со своим тестем Проклом, которому сделалась известна причина смерти дочери. Обоих сыновей последней, Кипсела и Ликофрона, дед пригласил к себе, приобрел их любовь и впоследствии отослал их, объяснив им, что в отце они должны видеть убийцу матери. Старший, Кипсел, юноша ограниченный, не был поражен этим открытием, Ликофрон же возвратился домой в страшном раздражении и начал резко заявлять свое негодование. Тогда отец в гневе выгнал его из дома и под страхом тяжкого наказания запретил принимать его в дом кому бы то ни было. Под видом сумасшедшего нищего Ликофрон скитался по городским портикам. Это огорчало отца, и он обратился к сыну, приглашая его к себе, но сын ответил только, что П. подлежит теперь наказанию, т. к. заговорил с Ликофроном. Тогда П. велел отправить сына на остров Керкиру, где тот и жил несколько лет, всеми забытый; но отец, все сильнее чувствуя одиночество в своем доме, отправил свою дочь, чтобы она выставила на вид брату одинокую старость отца и опасность, угрожающую династии. Но Ликофрон не желал возвращаться домой до тех пор, пока он должен там видать убийцу своей матери. Тогда П. решился на крайнюю жертву: он решился отказаться от власти в пользу младшего сына, а самому отправиться на остров Керкиру. Когда керкиряне услышали об этом, то, вследствие сильной боязни увидеть у себя П., умертвили Ликофрона; П. в отмщение за это велел 300 мальчиков из местных знатных семейств отправить в Сарды к лидийскому царю Алиатту для оскопления по восточному обычаю. Впрочем, мальчики избавились от грозившей им участи, будучи освобождены и возвращены на родину самосцами. Правитель, которого поэты прославляли как самого богатого, мудрейшего и счастливейшего из всех эллинов, лежал, полный скорби и терзаемый мучениями совести, на своем одиноком смертном одре. Его недостойный племянник Псамметих в продолжение лишь немногих лет после смерти П. мог еще удержать в своих руках власть. Впрочем, еще в последние годы жизни П. афиняне и митиленцы избрали его своим посредником в споре относительно Сигея и покорились его приговору, по которому каждая сторона должна была сохранить то, чем владела в данный момент. Коринфяне в надгробной надписи (Diog. Laert. 1, 7) прославили мудрость повелителя, а также и его роскошь и великолепие. Периандр не только содействовал торговле и мореходству посредством больших предприятий - устройства каналов (от прорытия Истма он должен был отказаться), колоний и т. д., но покровительствовал также искусствам и наукам, преимущественно тем, что возводил блестящие художественные сооружения, которые служили ему поводом налагать контрибуцию на богатых, средством давать работу бедным, а также доставляли наслаждение его собственному уму (см., между прочим, Arion, Арион). Справедливо ли считают его в числе 7 мудрецов (см. Septem sapientes, Семь мудрецов) - это, конечно, вопрос спорный; уже древние оспаривали это, и некоторые из них думали, что к числу этих мудрецов принадлежит какой-нибудь другой П. Главные места о нем Hdt. 3, 48 слл. 5, 92 слл.

ПЕРИБЕЯ

ПЕРИБЕЯ - Periboea, Περίβοια,

1. см. Aeacus, Эак;

2. дочь Эвримедонта, имевшая от Посейдона сына Павсифоя. Ноm. Od. 7, 57;

3. дочь Акессамена, имевшая от речного бога Аксия сына Пелагона. Ноm. Il. 21, 142;

4. см. Oedipus, Эдип;

5. см. Tydeus, Тидей;

6. Odysseus, Одиссей, 1.

ПЕРИКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИКЛИМЕН

ПЕРИКЛИМЕН - Periclymĕnus, Περικλύμενος,

1. сын Нелея и Хлориды, брат Нестора, аргонавт, убитый Гераклом при разрушении Пилоса, несмотря на то что Посейдон даровал ему большую силу и дар превращения. Ноm. Od. 11, 285. Ov. met. 13, 556 слл.;

2. сын Посейдона и Хлориды, дочери Тиресия, фиванец, убивший в 1-ю Фиванскую войну Парфенонея и преследовавший Амфиарая, причем последний был внезапно поглощен землей. Eur. Phoen. 1157. Pind. nem. 9, 26.

ПЕРИЛЛ

ПЕРИЛЛ - Perillus, Πέριλλος (или Περίλαος), агригентский медник, который, по преданию, предложил тирану Фаларису (см. Фаларис) за значительную сумму медного быка, в которого можно было положить человека и, подложив огонь, сжечь, причем стоны сжигаемого, вследствие устройства этого орудия казни, должны были походить на мычание быка; но П. сам же, говорят, сделался первой жертвой своего изобретения. Ov. a. a. 1, 653, Plin. 34, 89. Luc. Phal. 11. 12.

ПЕРИНФ

ПЕРИНФ - Perinthus, η̉ Πέρινθος, цветущая самосская колония во Фракии на берегу Пропонтиды, расположенная у подошвы горы, при заливе того же названия; особенно прославилась она своим упорным сопротивлением Филиппу Македонскому, сознававшему ее важность; с 4 в. от Р. X. она называлась также Гераклеей. Plut. Phoc. 14. Diod. Sic. 16, 74 слл.; н. Eski Eregli.

ПЕРИПАТЕТИКИ

ПЕРИПАТЕТИКИ - Peripatetĭci, см. Aristoteles, Аристотель, и Theophrastus, Феофраст.

ПЕРИСКЕЛИС

ПЕРИСКЕЛИС - Περισκελίς, periscelis (Horat. ер. 1, 17, 56), украшение нижней части ног (лодыжек) у вольноотпущенников, туника которых доходила только до колен, драгоценная повязка, цепочка или пряжка, служившая вместе с тем для прикрепления сандалий.

ПЕРИСТИЛИЙ

ПЕРИСТИЛИЙ - Περιστύλιον, см. Domus, Дом, 2.

ПЕРИСТРОМАТА

ПЕРИСТРОМАТА - Περιστρώματα, peristromata, дорогие одеяла или матрацы, постилавшиеся на диванах или на полу, очень искусно изготовлявшиеся большей частью на Востоке, особенно в Индии и Египте. Plaut. Pseud. 1, 2, 12. Cic. Phil. 2, 27, 67.

ПЕРИФАС

ПЕРИФАС - Perĭphas, Περίφας,

1. аттический автохтон, живший еще во времена Кекропа, служитель Аполлона, избранный в цари за свои добродетели и удостоенный равного почитания с Зевсом, за что последний хотел его уничтожить, но, по просьбе Аполлона, превратил в орла. Ov. met. 7, 400;

2. один из лапифов. Ov. met. 12, 449;

3. сын этолийца Охесия, убитый Ареем перед Илионом. Ноm. Il. 5, 842;

4. сын Епита, герольд Энея. Ноm. Il. 17, 323;

5. грек, участвовавший в завоевании Илиона. Verg. Aen. 2, 476.

ПЕРИФЕТ

ПЕРИФЕТ - Periphētes, Περιφήτης, см. Theseus, Тесей.

ПЕРИЭКИ

ПЕРИЭКИ - Περίοικοι, см. Helotes, Илоты.

ПЕРМЕСС

ПЕРМЕСС - Permessus, Περμησσός, также Τερμησσός, река в Беотии, берущая начало на Геликоне и впадающая на северо-востоке от Галиарта в Копаидское озеро. Hesiod. theog. 5. Strab. 9, 407.

ПЕРО

ПЕРО - Реrо, Πηρώ, см. Melampus, Мелампод, и Neleus, Нелей.

ПЕРПЕРНЫ

ПЕРПЕРНЫ - Perpernae или Perpennae, вероятно, этрусского происхождения:

1. М. Реrр., был заточен в тюрьму иллирийским царем Гентием, к которому был отправлен послом, и выпущен на свободу уже Анцием, в 168 г. до Р. X. Liv. 44, 27 слл.;

2. М. Реrр., победил в 130 г., будучи консулом, Аристоника. Умер в Пергаме, возвращаясь в Италию. Justin. 36, 4;

3. M. Реrр., родился в 147 г. до Р. X., был консулом в 92 г. и цензором в 86 г. (Cic. Verr. 1, 55);

4. M. Реrр., отличавшийся большим высокомерием, во время войны между Суллой и Марием находился на стороне последнего и после его поражения занял Сицилию. Помпей принудил его в 82 г. до Р. X. оставить остров. Plut. Pomp. 10. После это он повел часть войска, которое консул Эмилий Лепид в 78 г. склонил к восстанию, в Испанию и там, принужденный своими солдатами, соединился в 77 г. с Серторием. В войнах последнего П. ничем особенно не выдавался. App. b. с. 1, 110. Когда Серторий в 72 г. погиб вследствие заговора, в котором принимал участие и П., то последний принял начальство над его войском, но раздражил его своей неспособностью; вскоре затем, потерпев поражение от Помпея, попал в его руки, после чего тот велел казнить его, прежде чем П. успел своим доносом навлечь беду на многих знатных римлян, как участников планов Сертория. Plut. Sertor. 15 сл.

ПЕРРАНФ

ПЕРРАНФ - Perranthes, крутой холм кранейской горной цепи в Эпире; у северного склона этого холма лежала Амбракия (н. Arta). Liv. 38, 4.

ПЕРРЕБЫ

ПЕРРЕБЫ - Perrhaebi, Πε(ρ)ραιβοί, т. е. περαι̃οι, сильное, воинственное пеласгическое племя, населявшее фессалийские области Гестиеотиду и Пеласгиотиду, которым оно отчасти передало свое имя. Ноm. Il. 2, 749. iν. 31, 43. 33, 15. Thuc. 4, 78. В их странах лежали города: Киретии, Маллея, Фаланна, Долиха, Азор и др. и горные крепости Олоосс, Кондил, Гонн у Олимпа и Пенея.

ПЕРС

ПЕРС - Perses, Πέρσης,

1. сын Крия и Еврибии; от него Астерия родила Гекату (Hesiod. theog. 377. 409), называется также Περσαι̃ος;

2. см. Perse, Перса;

3. сын Персея и Андромеды, мифический родоначальник персов. Hdt. 7, 61;

4. см. Hesiodus, Гесиод;

5. см. Perseus, Персей, 2.

ПЕРСА

ПЕРСА - Perse, Πέρση, также Περσηι̃ς, дочь Океана, супруга Гелиоса, мать Эета (Αι̉ήτης) и Кирки (Цирцеи - Ноm. Od. 10, 139. Hesiod. theog. 356. 956), Пасифаи, Персеса, Алоея.

ПЕРСЕЙ

ПЕРСЕЙ - I.

Persaeus,

Περσαι̃ος, из города Киттия, сын Деметрия, первоначально раб, затем сделался учеником Зенона и стоическим философом, жил во время правления Антигона Гоната и умер, вероятно, ок. 243 г. до Р. X. Вместе с Аратом, Александром Этолийским и другими учеными он при дворе Антигона, который его сделал полководцем. Cic. de n. d. 1, 15, 38. Diog. Laert. 7, 6. 13 и в других местах. Plut. Aral. 18. 23;

II.

Perseus,

Περσεύς,

1. сын Зевса и Данаи, внук Акрисия, правнук Абанта (поэтому Абантиад); см. Acrisius. Акрисий бросил его вместе с матерью в море в ящике; ящик прибило к одному из Цикладских островов, Серифу, здесь его вытащил на берег Диктис, и Даная вместе с П. была отведена к царю этого острова Полидекту, брату Диктиса. Когда П. подрос, Полидект, желая без помехи овладеть Данаей, поручил ему добыть голову горгоны Медузы. П., при содействии Гермеса и Афины, явился к Граям, которые втроем имели один зуб и один общий глаз, и, отняв у них зуб и глаз, заставил показать дорогу к нимфам; последние дали ему сандалии-самолеты, сумку и шлем-невидимку Гадеса, между тем как от Гермеса он получил серп, а от Афины зеркало. Вооруженный таким образом, он добрался до горгон, живших у Океана, около Тартеса. Он нашел их спящими; т. к. взор их окаменял людей, то П., обернувшись к ним задом и смотря на изображение Медузы в зеркало Афины, отрубил чудовищу голову и спрятал ее в сумке нимф. Из тела Медузы выпрыгнул конь Пегас и Хрисаор. Преследуемый двумя другими Горгонами, П. спасся от них при помощи шлема-невидимки Гадеса. Затем он прибыл на берег Эфиопии, где спас Андромеду (см. Andromeda, Андромеда) и женился на ней. Вместе с ней он возвратился на остров Сериф и посредством головы Медузы превратил в камень Полидекта, который принуждал его мать вступить с ним в брак. После этого П. сделал Диктиса царем острова, а сам вместе с Данаей и Андромедой возвратился в Аргос, см. Acrisius, Акрисий. Господство над Аргусом он передал Мегапену, сыну Пройта, брата Акрисия, взамен чего получил Теринф и затем основал Мидею и Микены. От Андромеды он имел сыновей: Алкея (отца Амфитриона), Сфенела (отца Еврисфея), Гелея, Местора, Электриона (отца Алкмены, см. Аmphitruo, Амфитрион) и дочь Горгофону. Ноm. Il. 14, 320. Hesiod. theog. 280. Soph. Ant. 944 слл. Ov. met. 4, 606 слл. В честь П. были выстроены героопы (η̉ρω̃ον) между Аргосом и Микенами, на острове Сериф и в Афинах; в последних с алтарем в честь Диктиса и Климены, спасших П. По римскому преданию, Даная и П., плывя в ящике, были прибиты к берегу Италии, где царь Пелумн женился на Данае и основал Ардею. Таким образом, происхождение рутульского князя Турна возводилась к Акрисию. Verg. Aen. 7, 372. 410;

2. Perseus или Perses, царь Македонский, сын Филиппа III, родился в 212 г. до Р. X. от наложницы (Liv. 39, 53. ср. 40, 6) или от рабыни, но был подменен женой Филиппа. Plut. Arat. 54. Уже в ранней молодости он был отправлен своим отцом под руководством благонадежных людей сражаться с иллирийцами, которые тогда держали сторону Рима (201 г. Liv. 31, 28); однако позже он должен был вместе с отцом сражаться в качестве союзника римлян против этолийцев во время войны Рима с Антиохом. Liv. 38, 5 слл. После этой войны несогласия с Римом заставили Филиппа послать своего сына Деметрия в Рим, чтобы уладить их. Liv. 39, 27 сл. Деметрию, который уже раньше был в Риме в качестве заложника и приобрел там друзей, удалось склонить римлян на сторону своего отца; но как этим своим успехом, так и почетным приемом, которым удостоили его римляне, он возбудил недоверие отца и ненависть П., опасавшегося, что он будет иметь в лице брата соперника, которому покровительствовал бы Рим. Зависть и страх побудили обоих лишить Деметрия жизни, в 181 г. Liv. 40, 24; ср. 39, 35. 40, 5. Plut. Aemil. Paul. 8. Терзаемый горем и видя очевидное стремление П. завладеть престолом, Филипп умер, в 179 г., и ему наследовал П. Начало своего царствования он ознаменовал благоразумными и гуманными мерами и облегчением тяжести налогов. Полагая, что не пришло еще удобное время для разрыва с римлянами, П. вымаливал у них себе союз и дружбу и пользовался временем для вооружений к предстоящей войне с ненавистным Римом; впрочем, уже отец его сделал почти все приготовления, увеличив войско и население, наполнив хлебные магазины и собрав богатую казну. С иллирийским царем Гентием, фракийским князем Котисом и с бастарнами П. заключил союз; в Беотии и Этолии он образовал приверженную себе партию, сирийского царя он пытался привязать к себе вступлением в родство посредством женитьбы; с другой стороны, римляне, приготовясь к войне, привлекли на свою сторону Эвмена Пергамского и принудили многие государства Африки и Азии к нейтралитету. В 171 г. началась война. П. со своим хорошим и обученным войском одержал победу над необученными римскими легионами при Сикурии у Оссы в Фессалии; но вместо того чтобы воспользоваться победой, он стал просить о мире и получил унизительный ответ, что должен положиться на милость римлян. Liv. 41, 31-54. После второго нерешительного сражения П. возвратился в Македонию, между тем как римляне подвергли жестокому притеснению Грецию. В 179 г. они были не более счастливы, т. к. флот их был разбит П. при Орее у берегов Эвбеи (Liv. 43, 3) и на суше они потерпели несколько поражений; после этого П. проник в Фессалию, разбил дарданцев, союзников римлян (Liv. 43, 3. 14, 18 слл. 45, 3) и достиг бы еще больших результатов, если бы скупость не помешала употребить достаточную сумму на вербовку наемных солдат. В 169 г. римляне, обманув П., вторглись в Македонию; это навело ужас на П. и лишило его почти всякого присутствия духа. Аппиан (Маc. 11) говорит по этому поводу, что царь ослеплен богами. Но когда римляне вскоре удалились из Македонии, он последовал за ними и разбил их в нескольких сражениях в Фессалии (Liv. 44, 1-13); в то же время за него в Риме ревностно ходатайствовали Прусий, Евмен и родосцы (Liv. 44, 14. 45, 3), а Гентий Иллирийский открыто встал на его сторону. Бастарнцы также прислали вспомогательные войска, но т. к. П. из скупости не хотел платить условленного жалованья, они не оказали никакой действительной помощи. Liv. 43, 11. 44, 23 слл. В 168 г. главное командование в войне против П. получил консул Л. Эмилий Павел, который поднял дисциплину, упавшую в римским войске, оттеснил П. в Македонию и разбил в сражении при Пидне (22 июня - по юлианскому календарю, 4 сентября - по Ливию 45, 1). Justin. 28, 1, 1. Prop. 4, 11, 39. Разбитый царь бежал с семейством и сокровищами в храм Диоскуров на острове Самофракии, где, высказав позорное малодушие, отдался в руки преследовавших его римлян; консул обошелся с ним, однако, весьма почтительно, хотя этого и не заслуживало недостойное поведение П. в несчастии, резко противоречившее его прежней гордости. Независимости Македонии был положен конец. П. должен был послужить украшением триумфального поезда победителя и затем был заточен в погреб в Альбе-Фуценции, где и умер 2 года спустя, предварительно добившись смягчения своей участи, благодаря заступничеству своего победителя. Самый младший сын П. еще долго жил после его смерти в Альбе писцом. Liv. 45, 42. П. являлся храбрым солдатом на поле битвы, образ жизни его был прост и воздержан; он обнаруживал известного рода упрямство и твердость, пока не надо было еще действовать, но как только приближалась решительная минута, вся его сила исчезала и он терзался мучительной нерешительностью, не будучи в состоянии выполнить то, к чему часто готовился в продолжение нескольких лет. Такое отсутствие решительности в характере вместе с постыдной скупостью низвергло его с высоты престола и было причиной того, что его потомство умерло в полной неизвестности. Polib. 13. 26. 17. 29. 30.

ПЕРСЕЙ, (I)

ПЕРСЕЙ, (I) - Persaeus,

Περσαι̃ος, 1) из города Киттия, сын Деметрия, первоначально раб, затем сделался учеником Зенона и стоическим философом, жил во время правления Антигона Гоната и умер, вероятно, ок. 243 г. до Р. X. Вместе с Аратом, Александром Этолийским и другими учеными он при дворе Антигона, который его сделал полководцем. Cic. п. d. 1, 15, 38. Diog. Laert. 7, 6. 13 и в других местах. Plut. Aral. 18. 23; 2) Perses.

ПЕРСЕЙ, (II)

ПЕРСЕЙ, (II) - Perseus,

Περσεύς, 1) сын Зевса и Данаи, внук Акрисия, правнук Абанта (поэтому Абантиад); см. Acrisius. Акрисий бросил его вместе с матерью в море в ящике; ящик прибило к одному из Цикладских островов, Серифу, здесь его вытащил на берег Диктис, и Даная вместе с П. была отведена к царю этого острова Полидекту, брату Диктиса. Когда П. подрос, Полидект, желая без помехи овладеть Данаей, поручил ему добыть голову горгоны Медузы. П., при содействии Гермеса и Афины, явился к Граям, которые втроем имели один зуб и один общий глаз, и, отняв у них зуб и глаз, заставил показать дорогу к нимфам; последние дали ему сандалии-самолеты, сумку и шлем-невидимку Гадеса, между тем как от Гермеса он получил серп, а от Афины зеркало. Вооруженный таким образом, он добрался до горгон, живших у Океана, около Тартеса. Он нашел их спящими; т. к. взор их окаменял людей, то П., обернувшись к ним задом и смотря на изображение Медузы в зеркало Афины, отрубил чудовищу голову и спрятал ее в сумке нимф. Из тела Медузы выпрыгнул конь Пегас и Хрисаор. Преследуемый двумя другими Горгонами, П. спасся от них при помощи шлема-невидимки Гадеса. Затем он прибыл на берег Эфиопии, где спас Андромеду (см. Andromeda) и женился на ней. Вместе с ней он возвратился на остров Сериф и посредством головы Медузы превратил в камень Полидекта, который принуждал его мать вступить с ним в брак. После этого П. сделал Диктиса царем острова, а сам вместе с Данаей и Андромедой возвратился в Аргос, см. Acrisius. Господство над Аргусом он передал Мегапену, сыну Пройта, брата Акрисия, взамен чего получил Теринф и затем основал Мидею и Микены. От Андромеды он имел сыновей: Алкея (отца Амфитриона), Сфенела (отца Еврисфея), Гелея, Местора, Электриона (отца Алкмены, см. Аmphitruo) и дочь Горгофону. Нот. Il. 14, 320. Hesiod. theog. 280. Soph. Ant. 944 слл. Ον. met. 4, 606 слл. В честь П. были выстроены героопы (η̉ρω̃ον) между Аргосом и Микенами, на острове Сериф и в Афинах; в последних с алтарем в честь Диктиса и Климены, спасших П. По римскому преданию, Даная и П., плывя в ящике, были прибиты к берегу Италии, где царь Пелумн женился на Данае и основал Ардею. Таким образом, происхождение рутульского князя Турна возводилась к Акрисию. Verg. A. 7, 372. 410; 2) Perseus или Perses, царь Македонский, сын Филиппа III, родился в 212 г. до Р. X. от наложницы (Liv. 39, 53. ср. 40, 6) или от рабыни, но был подменен женой Филиппа. Plut. Arat. 54. Уже в ранней молодости он был отправлен своим отцом под руководством благонадежных людей сражаться с иллирийцами, которые тогда держали сторону Рима (201 г. Liv. 31, 28); однако позже он должен был вместе с отцом сражаться в качестве союзника римлян против этолийцев во время войны Рима с Антиохом. Liv. 38, 5 слл. После этой войны несогласия с Римом заставили Филиппа послать своего сына Деметрия в Рим, чтобы уладить их. Liv. 39, 27 сл. Деметрию, который уже раньше был в Риме в качестве заложника и приобрел там друзей, удалось склонить римлян на сторону своего отца; но как этим своим успехом, так и почетным приемом, которым удостоили его римляне, он возбудил недоверие отца и ненависть П., опасавшегося, что он будет иметь в лице брата соперника, которому покровительствовал бы Рим. Зависть и страх побудили обоих лишить Деметрия жизни, в 181 г. Liv. 40, 24; ср. 39, 35. 40, 5. Plut. Aemil. Paul. 8. Терзаемый горем и видя очевидное стремление П. завладеть престолом, Филипп умер, в 179 г., и ему наследовал П. Начало своего царствования он ознаменовал благоразумными и гуманными мерами и облегчением тяжести налогов. Полагая, что не пришло еще удобное время для разрыва с римлянами, П. вымаливал у них себе союз и дружбу и пользовался временем для вооружений к предстоящей войне с ненавистным Римом; впрочем, уже отец его сделал почти все приготовления, увеличив войско и население, наполнив хлебные магазины и собрав богатую казну. С иллирийским царем Гентием, фракийским князем Котисом и с бастарнами П. заключил союз; в Беотии и Этолии он образовал приверженную себе партию, сирийского царя он пытался привязать к себе вступлением в родство посредством женитьбы; с другой стороны, римляне, приготовясь к войне, привлекли на свою сторону Эвмена Пергамского и принудили многие государства Африки и Азии к нейтралитету. В 171 г. началась война. П. со своим хорошим и обученным войском одержал победу над необученными римскими легионами при Сикурии у Оссы в Фессалии; но вместо того чтобы воспользоваться победой, он стал просить о мире и получил унизительный ответ, что должен положиться на милость римлян. Liv. 41, 31-54. После второго нерешительного сражения П. возвратился в Македонию, между тем как римляне подвергли жестокому притеснению Грецию. В 179 г. они были не более счастливы, т. к. флот их был разбит П. при Орее у берегов Эвбеи (Liv. 43, 3) и на суше они потерпели несколько поражений; после этого П. проник в Фессалию, разбил дарданцев, союзников римлян (Liv. 43, 3. 14, 18 слл. 45, 3) и достиг бы еще больших результатов, если бы скупость не помешала употребить достаточную сумму на вербовку наемных солдат. В 169 г. римляне, обманув П., вторглись в Македонию; это навело ужас на П. и лишило его почти всякого присутствия духа. Аппиан (Маc. 11) говорит по этому поводу, что царь ослеплен богами. Но когда римляне вскоре удалились из Македонии, он последовал за ними и разбил их в нескольких сражениях в Фессалии (Liv. 44, 1-13); в то же время за него в Риме ревностно ходатайствовали Прусий, Евмен и родосцы (Liv. 44, 14. 45, 3), а Гентий Иллирийский открыто встал на его сторону. Бастарнцы также прислали вспомогательные войска, но т. к. П. из скупости не хотел платить условленного жалованья, они не оказали никакой действительной помощи. Liv. 43, 11. 44, 23 слл. В 168 г. главное командование в войне против П. получил консул Л. Эмилий Павел, который поднял дисциплину, упавшую в римским войске, оттеснил П. в Македонию и разбил в сражении при Пидне (22 июня - по юлианскому календарю, 4 сентября - по Ливию 45, 1). Iust. 28, 1, 1. Prop. 4, 11, 39. Разбитый царь бежал с семейством и сокровищами в храм Диоскуров на острове Самофракии, где, высказав позорное малодушие, отдался в руки преследовавших его римлян; консул обошелся с ним, однако, весьма почтительно, хотя этого и не заслуживало недостойное поведение П. в несчастии, резко противоречившее его прежней гордости. Независимости Македонии был положен конец. П. должен был послужить украшением триумфального поезда победителя и затем был заточен в погреб в Альбе-Фуценции, где и умер 2 года спустя, предварительно добившись смягчения своей участи, благодаря заступничеству своего победителя. Самый младший сын П. еще долго жил после его смерти в Альбе писцом. Liv. 45, 42. П. являлся храбрым солдатом на поле битвы, образ жизни его был прост и воздержан; он обнаруживал известного рода упрямство и твердость, пока не надо было еще действовать, но как только приближалась решительная минута, вся его сила исчезала и он терзался мучительной нерешительностью, не будучи в состоянии выполнить то, к чему часто готовился в продолжение нескольких лет. Такое отсутствие решительности в характере вместе с постыдной скупостью низвергло его с высоты престола и было причиной того, что его потомство умерло в полной неизвестности. Pol. 13. 26. 17. 29. 30.

ПЕРСЕПОЛЬ

ПЕРСЕПОЛЬ - Persepŏlis, Περσέπολις, т. е. город персов, столица Персии, в 20 стадиях от реки Аракса, в средние века Истахар, н. развалины Такати-Джемшид. Замок этого города был окружен тройной стеной (в 16, 48 и 60 локтей вышиной) и заключал внутри себя царский дворец, казнохранилище и усыпальницу. Александр разграбил и сжег город, но, вероятно, не вполне, т. к. он находит еще Персеполь существующим при возвращении из Индии, и, кроме того, город этот известен и позднейшим писателям. Развалины его, распадающиеся на 3 главные группы, принадлежат к величественнейшим и интереснейшим остаткам древности. Strab. 15, 729. Arr. 3, 8, 10. 7, 1, 1. Curt. 5, 7.

ПЕРСЕФОНА

ПЕРСЕФОНА - Περσεφόνη, Περσεφόνεια, Περσέφασσα, Φερσέφασσα, Κόρη, Proserpina, дочь Зевса и Деметры (Ноm. Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217), почтенная супруга Аида, грозная повелительница теней, владычествующая над душами мертвых (Ноm. Od. 11, 213 слл. 226. 385) и чудовищами преисподней (Ноm. Od. 11, 633), внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. Ноm. Il. 9, 457. 569. По изображению римских поэтов, она срезает с головы умирающего прядь волос и посвящает смерти. Verg. Aen. 4, 698. И в послегомеровское время П. является еще владычицей подземного мира рядом со своим мрачным супругом, но благодаря тесной связи со своей матерью Деметрой она является с более мягким характером. Когда однажды девственная П.-Кора, удалившись от матери, вместе с подругами собирала цветы на нисейском лугу (по позднейшему сказанию, около Энны в Сицилии), она, с дозволения Зевса, была увезена Аидом на колеснице, запряженной конями, в преисподнюю. Чтобы успокоить гнев матери, которая долго искала свою дочь тщетно по всей земле, Гермес по приказанию Зевса возвращает П. из ада матери; но т. к. Аид (Гадес), прежде чем отпустить ее, дал ей вкусить гранатовое зернышко (символ брака), то Зевс решил, чтобы П. попеременно 2 части года пребывала у матери на поверхности земли, а третью часть у своего супруга в преисподней. Нот. h. in Ger. Ov. fast. 4, 419 слл. Ov. met. 5, 385 слл. О праздниках Коры Κόρεια и Κούρεια ср. Plut. Dion. 56. В этом мифе, на который у Гомера нет еще ни малейшего намека, П. является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли и как бы обратно удаляется в глубину ее, символом хлебного зерна, которое, будучи опущено в мрак земли, вырастает для новой жизни. Поэтому-то П. в мистериях Деметры становится символом бессмертия души. В мистериях П. является в связи с Иакхом, сыном Деметры и Зевса, как сестра и невеста Иакха или даже как его мать. У позднейших орфиков она является всюду действующим божеством природы, всесозидающим и всеуничтожающим и часто смешивается с другими мифическими божествами, как Геката, Гея, Рея, Исида. Прозвищами Δέσποινα, владычица, Μεγάη θεά она пользовалась наравне со своей матерью, с которой часто была вместе почитаема, особенно в Беотии, в Елевсине, на острове Сицилии. Изображалась она или в виде суровой супруги Гадеса (Аида) подобно Гере, или в виде юной дочери Деметры, или же в виде мистической невесты Иакха с венком из плюща, с факелом в руке и т. п. У римлян она носит имя Прозерпины, супруг же ее называется Dis, Pluto - божество отнюдь не древнеиталийское, а перенесенное из Греции вместе с самим именем, звучавшим по-римски.

ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница