Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")

ДАВЛИДА

ДАВЛИДА - Daulis, Δαυλίς, н. Давлия, город в Фокиде на пути от Орхомена в Дельфы, построенный амфитеатром на восточном скате горы Парнаса, с киклопским замком, куда древнее предание переносило миф о Терее, Прокне и Филомеле (называемой поэтому ή Δαυλιάς, Daulias, Thuc. 2, 39 и Catull. 65, 14). Ноm. Il. 2, 520. Thuc. 2, 24. Город, разоренный сперва Ксерксом, а потом снова разрушенный в конце фокейской войны, тем не менее еще во времена римлян по своему положению считался сильною крепостью. Liv. 32, 18.

ДАВН

ДАВН - Daunus, Δαυ̃νος, см. Diomedes, Диомед.

ДАВНЫ И ДАВНИЯ

ДАВНЫ И ДАВНИЯ - Dauni и Daunia, см. Apulia, Апулия и Italia, Италия, 10.

ДАДИКИ

ДАДИКИ - Dadīcae, Δαδίκαι, персидское племя на границе с Согдианой, которое вместе с саттагидами, анаритами и гандариями составляло седьмую сатрапию и по вооружению походило на жителей Бактрианы и Согдианы. Hdt. 3, 91. 7. 66.

ДАДУХИ

ДАДУХИ - Δαδου̃χοι, см. Eleusinia, Элевсинский культ, 6.

ДАКИЯ

ДАКИЯ - Dacia, нынешняя Валахия, Молдавия, Буковина и Семиградская область или Трансильвания, была богата хлебом, лесом и металлами и к югу была более плоска, а к северу весьма гориста. Главные реки ее, кроме пограничных Дуная и Прута (Hierasus), были Aluta (н. Алюта) и Marisia (н. Марош). Жители, Δα̃κοι, Daci, несомненно фракийского происхождения, были сильны и воинственны, а вместе с тем отличались чистотою нравов. Владения их к югу от Дуная в Мезии завоевал Август, но только Траян, после упорной борьбы против могущественного и храброго царя их Децебала (101-107 г. от Р. X.), подчинил их своей власти и ввел в Д. римских поселенцев, которые скоро распространили между жителями римский язык и культуру; и ныне еще они называются румынами. Адриан разделил страну на две провинции: D. superior - на западе и D. inferior - на востоке. Начиная со времени императора Галлиена (257 г.) римляне стали выходить из края и предоставили его вторгавшимся в него германским народам, а именно во время великого переселения народов - готам, с которыми коренные жители были родственного племени. Главным городом края во время завоевания римлянами были Sarmizegetusa, столица Децебала; главный военный город римлян - Apulum, н. Карлсбург. Horat. Od. 3, 6, 13. Tac. hist. 1, 79. Dio Cass. 51, 22 слл. Plin. 4. 12. Eutr. 8, 6. ср.: С. Goos, Studien zur Geogr. & Gesch. des traianischen Daciens (1874).

ДАКТИЛИ

ДАКТИЛИ - Dactyli Idaei, Ίδαι̃οι Δάκτυλοι, весьма древние фригийские демоны на горе Иде, которым приписывалось открытие и первая обработка железа. Мнение о том, что демоны занимаются искусною обработкою металлов, мало-помалу до того распространилось, что их вообще начали считать художниками и даже волшебниками. Как фригийские демоны, они стали в близкое отношение к фригийской же богине Рее-Кибеле, в качестве искусных ее служителей, и впоследствии были сопоставляемы с Куретами и Корибантами; их смешивали даже с самофракскими Кабирами и Тельхинами. Именем своим - Δάκτυλοι - они обязаны своему искусству и своей ловкости; Цицерон (Cic. de n. d. 3, 16) передает их имя словом Digiti. Фригийских дактилов - трое: Кельмис (от глагола κηλεΐν плавить), Дамнаменей (молоть - от глагола δαμαν укрощать) и Акмон (наковальник). С перенесением культа Реи-Кибелы на остров Крит на гору Иду переселены были сюда и Дактилы. Число их здесь простиралось до пяти - шестым был идейский Геракл. Насчитывали их и 10 (5 мужчин и 5 женщин), 52 и 100, соображаясь, может быть, с числом городов острова Крита.

ДАКТИЛИОТЕКА

ДАКТИЛИОТЕКА - Dactyliothēca, ларчик изящной работы для хранения в нем перстней. ср. также Gemma, Гемма.

ДАЛМАЦИЙ

ДАЛМАЦИЙ - Dalmatius, 1. сводный брат Константина Великого, сын Констанция Хлора и Феодоры (ошибочно некоторые принимают его за одно и то же лицо с братом его Ганнибалианом), умер еще при жизни Константина, который возвел его в звание цензора;

2. сын предыдущего, человек, по-видимому, весьма даровитый и ученый, за что Константин Великий оценил его высоко и назначил его цезарем в 335 г. Д. смирил восставший Кипр, получил от Константина при разделе империи фракийские земли и по его смерти погиб при случае военного бунта. Eutr. 10, 9. Aur. Vict. Caes. 41.

ДАЛМАЦИЯ

ДАЛМАЦИЯ - Dalmatia, Δαλματία, часть Древней Иллирии, почти соответствующая нынешней Далматии, узкое прибрежье от самого северного угла Адриатического моря и реки Тита до границ Эпира. Главный город назывался Дельминием. (Δελμίνιον или Δάλμιον); между остальными 10-тью городами выдавались: Салона (н. Спалятро) и Скодра, столица Генция. Бебийские горы пересекали страну, а близ берегов ее, изрезанных бухтами, находилось много больших и меньших островов. Страна изобиловала вином, маслом и хлебом. Далматы занимались охотой, рыболовством, скотоводством и в особенности морским разбоем, чему благоприятствовало свойство берегов их страны. Упоминаются они в первый раз в 156 г. до Р. X., когда римский консул Фигул вел с ними войну; они были побеждены и страна была разорена. Так же кончился и поход, предпринятый на них Цецилием Метеллом, который при этом случае завоевал и город Салону. Во времена Цезаря далматы, защищаемые горами, разбили несколько римских войск, впоследствии покорились Цезарю, а по его смерти опять восстали и укротились лишь Августом (23 г. до Р. X.), после того как уже раньше (39 г. до Р. X.) Азиний Поллион сражался с ними удачно. Horat. Od. 2, 1, 16. В восстании паннонцев (5 г. от Р. X.) под предводительством Батона далматы тоже приняли участие, но после усмирения бунта окончательно были покорены и вошли в состав провинции Illyricum. Strab. 7, 315 слл. Liv. 44, 31. Plin. 3, 22. Appian. Ill. 11. Vell. Pat. 2. 110 слл.

ДАМАЛИС

ДАМАЛИС - Damălis, Δάμαλις или Βου̃ς, мыс и селение при въезде в фракийский Босфор, напротив Византии, н. деревня Карак-Сарай. Здесь, по преданию, переплыла через пролив Ио (Ίώ), в честь которой калхедонцы воздвигли медную корову (Polib. 5. 45); здесь же погребена была и Дамалиа (Δάμαλις), супруга афинского полководца Хареса.

ДАМАРЕТА

ДАМАРЕТА - Damarēte, Δαμαρέτη, супруга тирана Гелона. Diod. Sic. 11, 26. По имени ее названа сицилийская монета, Δαμαρέτειον, равная ценностью четырем аттическим драхмам, которую, по Диодору, она первая велела чеканить в 480 г. до Р. X.

ДАМАСИПП

ДАМАСИПП - Damasippus, 1. L. Licinius, приверженец Мария, осквернивший свою память опалами и убийствами, которым он подвергал сторонников Суллы, между прочим Корбона, Сцеволу (понтифика), Антистия и др. Когда Сулла одержал победу над Марием, Д. поплатился жизнью за свои жестокости. Sall. Car. 51. Cic. ad. fam. 9, 21, 3. Vell. Pat. 2, 26. Val. Max. 9, 2, 3;

2. другой Licinius D. является у Цицерона (Cic. ad. fam. 7. 23, 2. Cic. ad Att. 12. 29, 2. 33, 1) любителем статуй, покупателем и продавцом парков: это, может быть, одно лицо с встречающимся у Горация (Horat. Sat. 2. 3), пустым моралистом, который, промотав свое имущество, бросился в объятия стоической философии.

ДАМАСИТИМ

ДАМАСИТИМ - DamasithСћmus, Δαμασίθυμος, сын Кандавла, владетель карийского города Калинды в походе Ксеркса на Грецию пал в битве при Саламине. Hdt. 7. 98. 8, 87.

ДАМАСК

ДАМАСК - Damascus, Δαμασκός, в Ветхом Завете Дамесек, н. Димешк, древнейший, знаменитый главный город области ή κοίλη Συρία, на реке Хрисоррое, в прекрасной местности, недалеко от границ Палестины, получил особенное значение со времени римского владычества. Покоренный некогда Давидом, Д. скоро сделался опасным для царств Иудейского и Израильского, но потом перешел во власть ассирян, персов и Александра. Arr. 5, 11, 9. 15, 1. Curt. 3, 12 слл. Strab. 16, 755 слл. Римские императоры, особенно Диоклетиан, способствовали возвышению города устройством в нем больших оружейных заводов; и ныне еще славятся дамасские сабли.

ДАМАСТ

ДАМАСТ - Damastes, Δαμάστης.

1. см. Theseus, Тесей, 2;

2. Д. из города Сигея, греческий историк, младший современник Геродота и Гелланика, учеником которого он называется; как полагают, он, между прочим, написал греческую историю. ср.: Müller, Fragm. hisn. Graec., II, p. 84 сл.

ДАМИЯ

ДАМИЯ - Damĭa, Δαμία, см. Auxesia, Авксесия.

ДАМОКЛ

ДАМОКЛ - Damŏcles, Δαμοκλη̃ς, любимец Дионисия Старшего. который, чтобы показать Д. наглядным образом непрочность и опасность земного величия, повесил над его головою меч, когда он сидел за роскошным обедом при самой богатой и блестящей обстановке. Cic. tusс. 5, 21, 61. ср.: Horat. Od. 3, i, 17. Pers. 3, 40. Amm. Marc. 29, 2.

ДАМОН

ДАМОН - I.

Damon,

Δάμων, см. Phintias, Финтий.

II.

см. Финтий.

ДАМОСИЯ

ДАМОСИЯ - Δαμοσία, свита лакедемонских царей на войне (οί περι δαμοσίαν Хеn. Hell. 4, 5, 8. 6, 14), состоявшая из полемархов, прорицателей, врачей и т. д.

ДАНА

ДАНА - Dana, Δάνα, значительный город в Каппадокии, может быть, тот же, который называется и Тианой (Τυάνη), Хеn. Anab. 1, 2, 20.

ДАНАИ

ДАНАИ - I.

Dahae,

Δάαι, весьма распространенный народ скифского племени, особенно на восточном берегу Каспийского моря, при реках Оксе и Марге (Μάργος), в нынешнем Дагестане. Мы встречаем их всадниками в войсках Дария, Александра и Антиоха. Arr. 3, 11, 3. 28, 9. 5, 12, 2. Сип, 7, 3. Liv. 35, 38. 37, 38. По Тацигу (ann. 11, 10), река Синд (Sindes) отделяла дагов от ариев.

II.

Danai,

Δαναοί, см. Graecia, Греция, 10.

ДАНАИДЫ

ДАНАИДЫ - Danaĭdes, Δαναΐδες, см. Danaus, Данай.

ДАНАЙ

ДАНАЙ - Danaus, Δαναός, сын египетского царя Бела (родившегося от Посейдона и Либии) и Анхинои, представитель ахейских данайцев. Предание обыкновенно представляет Д. египтянином и рассказывает, что он со своими 50 дочерьми, Данаидами (называемыми по имени деда также Белидами), спасся от 50 сыновей брата своего Египта из города Хемниса в Верхнем Египте, в городе Аргосе и по приговору аргивян получил там царство. см. Gelanor, Геланор. Он построил аргосский кремль и научил рыть колодцы. Сыновья Египта последовали за ним и сватались за его дочерей. Д. выдал за них своих дочерей, но приказал дочерям ночью во время сна убить своих двоюродных братьев. Данаиды исполнили это приказание и погребли головы убитых в Лерне; одна Гипермнестра пощадила своего мужа Линкея (ср. Ног. сапп. 3, 11, 25 слл.). За это преступление Данаида была наказана в преисподней тем, что должна была вечно наливать воду в дырявую бочку - образ нескончаемого и бесплодного труда. Толкуя сказание о Данаидах в смысле естественного мифа, полагают, что они олицетворяют источники и реки сухой аргивской земли, высыхающие ежегодно летом. Данаиды в Аргосе были предметом почитания за то, что снабдили страну колодцами, и им были посвящены четыре колодца. Одна из них, Амимона (Άμυμώνη), была любимицей Посейдона, который из любви к ней создал источник, названный по ее имени. Д. был убит Линкеем или умер естественною смертью и оставил Линкею владычество в Аргосе. Когда Абант, сын Линкея и Гипермнестры, основавший впоследствии город Абы в Фокиде, принес отцу известие о смерти Даная, то получил от него в дар щит Д., имевший чудесную силу - укрощать мятежи народа. Абант повесил его в храме Геры, и в честь богини установили игры, Ήραι̃α. Надгробный памятник Д. находился на главной площади города Аргоса. В честь Линкея и Гипермнестры, родоначальников рода Персидов, также существовало в Аргосе общее для обоих святилище. Сказание о Д. и Данаидах послужило предметом трагедии Эсхила Ίκέτιδες.

ДАНАКА

ДАНАКА - Δανάκη, обол, который вкладывался в рот покойнику, в виде платы за перевоз (ναυ̃λον) Харону; первоначально мелкая персидская монета.

ДАНАСТР

ДАНАСТР - Danaster, -ris (прежнее название Τύρας), н. Днестр, берет начало в Карпатских горах, протекает в юго-восточном направлении между Сарматией и Дацией и впадает к северо-востоку от Дуная в Эвксинский Понт при городе Тире, н. Аккерман. Днестр - река судоходная уже в верхнем своем течении. Hdt. 5, 51 и чаще.

ДАНАЯ

ДАНАЯ - Danăe, Δαναή, см. Perseus, Персей.

ДАНДАРИЙЦЫ

ДАНДАРИЙЦЫ - Dandarii, Δανδάριοι, или Dandaridae, народ, живший на берегах Меотийского озера (Азовского моря) и северного рукава реки Кубани. Tac. ann. 12, 15.

ДАНУВИЙ

ДАНУВИЙ - Danuvius (но не Danubius), Δανούβιος (от кельтского слова dann=fortis), Дунай, прежде Ister, о 'Ίστρος. Последнее название было в употреблении и позже для обозначения нижнего течения реки между Паннонией и Мезией. По мнению древних, Д. был величайшей рекой в Европе. Она брала свое начало на горе Абнобе в Германии (Tac. Germ. 1.), затем, направляясь к востоку, отделяла Германию от Реции и Норика, Паннонию от Дации и Дацию от Мезии и наконец впадала в Понт следующими семью устьями: ιερoν στόμα, Νάρακον στ., το καλoν στ. Ψευδόστομα, Βορει̃ον στ., Θιαγόλα или Ψιλόν στ., (считая с юга к северу; ныне устья реки значительно изменились). Начало реки и ее течение сделались более известными лишь со времен римского владычества, а прежде представления о ней были весьма смутны. Уже Гесиод (Hesiod. theog. 338) упоминает о Д., который, по Эсхилу, выходит из стран гиперборейских и ринейских, а по Геродоту (2, 33, 4, 50. 99) из земли кельтов от Пирены (Πυρήνη) и протекает через всю Европу. По некоторым данным, река эта отчасти впадает даже в Адриатическое море. Srtab. 7, 305.

ДАНУВИЙ, ДУНАЙ

ДАНУВИЙ, ДУНАЙ - Danuvius (но не Danubius),

Δανούβιος (от кельтского слова dann=fortis), Дунай, прежде Ister, о 'Ίστρος. Последнее название было в употреблении и позже для обозначения нижнего течения реки между Паннонией и Мезией. По мнению древних, Д. был величайшей рекой в Европе. Она брала свое начало на горе Абнобе в Германии (Tac. Germ. 1.), затем, направляясь к востоку, отделяла Германию от Реции и Норика, Паннонию от Дации и Дацию от Мезии и наконец впадала в Понт следующими семью устьями: ιερoν στόμα, Νάρακον στ., το καλoν στ. Ψευδόστομα, Βορει̃ον στ., Θιαγόλα или Ψιλόν στ., (считая с юга к северу; ныне устья реки значительно изменились). Начало реки и ее течение сделались более известными лишь со времен римского владычества, а прежде представления о ней были весьма смутны. Уже Гесиод (theog. 338) упоминает о Д., который, по Эсхилу, выходит из стран гиперборейских и ринейских, а по Геродоту (2, 33, 4, 50. 99) из земли кельтов от Пирены (Πυρήνη) и протекает через всю Европу. По некоторым данным, река эта отчасти впадает даже в Адриатическое море. Srtab. 7, 305.

ДАРА

ДАРА - Dara или Daras, сильная крепость в Северной Месопотамии, на границе с Персией, недалеко от Нисибиса, основанная в 507 г. по Р. X. императором Анастасием, а потому названная также Анастосиполем, часто упоминается в истории того времени.

ДАРДАН

ДАРДАН - Dardănus, ó Δάρδανος,

1. сын Зевса и Электры, дочери Атланта, баснословный родоначальник троянцев (а через Энея и римлян). Он переселился из Аркадии на остров Самофракию, а отсюда во Фригию. Царь фригийский, Тевкр, отвел ему землю для основания города Дардании. Первая супруга его, Хриса, получила при бракосочетании от Афины в виде приданого палладий и кумиры великих богов. Д. учредил культ этих богов на острове Самофраке и изображения их взял с собою в Дарданию, а отсюда впоследствии они перенесены были потомками его в Трою. Вторая супруга Д. была Батея, дочь Тевкра, которая родила от него сына Эрихтония, богатейшего человека на свете, отца Троева (Τρώς) Il. 20, 215 слл. По другим преданиям, Д. происходил с острова Крит, или из Италии, или даже из самой окрестности Трои. ср. Plut. Cam. 20. Д. называется у Гомера внук его Приам, а кроме того, и Ил и Анхис;

2. ή Δάρδανος, город на берегу Геллеспонта близ мыса того же имени, к югу от Абида. Здесь в Пелопоннесскую войну произошло удачное для афинян морское сражение. Thuc. 8, 106 слл. Из уважения к своим мнимым предкам римляне объявили город свободным вместе с Илионом при заключении мира с Антиохом Великого. Liv. 38, 39. Здесь же, наконец, была окончена миром 1-я Митридатская война, см. Mithridates, Митридат, 3.

ДАРДАНИЯ

ДАРДАНИЯ - Dardanĭa, Δαρδανία,

1. см. Dardani, Дарданы, 1;

2. город в Малой Азии близ Геллеспонта у подошвы горы Иды, основанный древним царем Дарданом и бывший его столицею. Ноm. Il. 20, 216;

3. небольшая область выше Троады, владение Энея. У Гомера встречается лишь название обитателей, Δάρδανοι, и употребляется в одинаковом значении с именем Τρω̃ες.

ДАРДАНЫ

ДАРДАНЫ - Dardăni, Δαρδανοι,

1. народ, живший в Дардании в Верхней Мезии, нынешней Сербии, к северу от горы Скарда до реки Марга (Маровы); народ нечистоплотный, но любящий музыку. Liv. 40, 57. Caes. b. c. 3, 4. Strab. 7, 315-316;

2. см. Dardania, Дардания, 3.

ДАРЕС

ДАРЕС - Dăres, Δάρης, жрец при храме Гефеста в Трое (Ноm. Il. 5, 9 слл.). Слывет сочинителем догомеровской «Илиады», написанной на пальмовых листьях. Если верить Элиану (var. hist. 11, 2), он сам видел это произведение; но, вероятно, оно никогда не существовало. Под именем Дареса (Dares Phrygius) существует переведенное на латинском языке сочинение de excidio Troiae, автор которого выдает себя за Корнелия Непота; но, судя по сухому тону и плохому слогу, это в действительности - произведение средних веков, хотя заимствованное из утраченных ныне источников. Оно служило основанием для средневековых поэтических рассказов о гибели Трои. Изд. Dederich, 1835 и вместе с Диктисом, 1837; лучшее изд. Meister, 1873. ср.: Dunger, die Sage vom trojanischen Kriege in den Bearb. d. Mittelalters, 1869.

ДАРИЙ

ДАРИЙ - Darīus (Dareus), Δαρει̃ος, древнеперсидское Дарьявуш, имя нескольких персидских царей, означающее, по Геродоту (6, 98), «сильный».

1. Д. I, сын Гистаспа, участвовал в походе на Египет под начальством Камбиса и по убиении Лже-Смердиса (Гуматы), наследовавшего Камбису, взошел на персидский престол благодаря хитрости своего конюха и употребительному у персов гаданию по ржанию коней. Hdt. 3, 70. 84. Посредством брака он еще ближе соединился с родом Кира, к которому сам принадлежал уже по своему происхождению. Усилия его были направлены на увеличение царства и на введение в нем хорошего управления. Сначала поднялось было против него общее возмущение и подвластные народы пытались возвратить себе прежнюю независимость, так что Д. мог положиться почти только на войско, стоявшее под мятежным Вавилоном; но после покорения этого огромного города (в 517 г. до Р. X.), чему способствовало самоотвержение Зопира (Hdt. 3, 150. tust, 1, 10), ему удалось снова завоевать отделившиеся провинции, и в 513 г. он с 700-тысячным войском предпринял поход на скифов. Переправившись через Фракию, с помощью малоазиатских греков он навел понтонный мост на Дунае и, следуя за скифами, проник в их степи, но должен был отступить, только после больших потерь добрался обратно до Дуная, где между тем Гистий успел спасти мост от разрушения греками, настроенными к тому Мильтиадом (см. Miltiades, Мильтиад), и возвратился в Азию. Hdt. 4, 87 слл. Полководец Мегабаз, оставленный с войском во Фракии, покорил земли, лежащие у Босфора, тогда как сам Дарий распространял свое владычество в других краях, на западе завоеванием Барки в Африке, на востоке покорением земель по ту сторону реки Инда. Восстание ионийских греков, которое он успел подавить после морской битвы при Ладе (Λαδή в 494 г. до Р. X.), несмотря на помощь, оказанную ионянам Афинами и Эретрией, дало ему повод заняться приготовлениями к походу в Европу для покорения греков. В 492 г. он послал против них войско под предводительством зятя своего Мардония. Большая часть персидского флота погибла при Афинском мысе, а сухопутное войско хотя и завоевало Македонию, но потерпело большие потери и должно было возвратиться назад. Теперь Д. потребовал через своих послов покорности от греков, в чем ему отказали только Афины и Спарта, оскорбив в добавок его послов. Тогда Д. отправил в Грецию Датиса и Артаферна с большим войском и флотом. Эретрия, город на острове Эвбее, был разрушен, а жители его переселены в Азию, в окрестности Суз. Наказание афинян не состоялось вследствие поражения персидского войска при Марафоне (в 490 г.). Plut. Arist. 5. Hdt. 6, 94 слл. 102 слл. Nep. Melt. 5. Дальнейшим предприятиям царя, возмущенного этим поражением, воспрепятствовала его смерть в 486 г. Hdt. 7, 1;

2. Д. II, Νόθος (собственно Οx, Ώχος), побочный сын Артаксеркса Долгорукого, открыл себе путь к престолу убиением своих братьев в 424 г. до Р. X., должен был бороться с постоянными восстаниями и находился под управлением умной своей супруги Парисатиды. Большую часть волнений в государстве он усмирил хитростью и подкупами и не мог возвратить под свою власть лишь Египет, где Амиртей объявил себя царем. В Пелопоннесской войне он не принимал непосредственного участия и умер в 404 г., не назначив своим наследником, вопреки желанию Парисатиды, любимого сына ее Кира. Хеn. Anab. 1, 1;

3. Д. III, Кодоман, внук Артаксеркса II от его дочери Сисигамбиды, в первый раз отличился в войне против кадусиев и был возведен на престол египетским евнухом Багоем (Βαγώας), после насильственной смерти Арсеса ('Άρσης) Justin. 10, 3. Diod. Sic. 17, 5. Д. был наделен благородными качествами души и приятною наружностью, но отличался более добродетелями частного человека, а не государя, которому приходилось управлять столь расстроенным государством, каким было в то время государство Персидское. Хотя он энергично действовал против Багоя, которого приказал казнить, когда тот стал посягать на его жизнь, но в борьбе с Александром Великим не мог уже спасти своего царства. После битвы при Гавгамелах он был изменнически убит Бессом и его сообщниками в 330 г. до Р. X. Arr. 3, 19 слл. Curt. 5, 8 слл. Diod. Sic. 17. 73.

ДАРИК

ДАРИК - Darīcus, δαρεικός, см. Nummus, Монеты.

ДАССАРЕТЫ

ДАССАРЕТЫ - Dassarētae, Δασσαρη̃ται, жители области Дассаретии в греческой Иллирии, на западной границе Македонии, с городом Лихнидом (Λύχνιδος), расположенным на берегу озера (н. Охриды). Liv. 27, 32. 45, 26, Strab. 7, 316. 318.

ДАТ

ДАТ - Datum, Δα̃τον, прибрежная область Македонии при Стримонском заливе, напротив острова Фасоса, прославленная золотыми и серебряными рудниками горы Пангея. Hdt. 9, 75.

ДАТАМ

ДАТАМ - Datămes, Δατάμης, сын карийца Камиссара, за храбрость, обнаруженную в войне против кадусиев, получил Капподокию в виде сатрапии от Артаксеркса Мнемона, который вообще отличал и ценил его за его большие заслуги. Такое предпочтение навлекло на него неприязнь остальных любимцев Артаксеркса, а эти отношения побудили его к восстанию против царя. Долго он удачно сражался с царскими войсками, но наконец сделался жертвою измены. Nep. Dat. Diod. Sic. 15, 91.

ДАТАФЕРН

ДАТАФЕРН - Dataphernes, Δαταφέρνης, сообщник Бесса, которого он впоследствии времени выдал Александру. (Arr. 3, 30). После того, восставши против Александра, он сам был ему выдан. Curt. 7, 5. 8, 3.

ДАТИС

ДАТИС - Datis, Δα̃τις, известный полководец Дария I Гистаспа в войне его против греков, который совместно с Артаферном (см. Artaphernes, Артаферн) завоевал и разорил несколько островов в Эгейском море и в 490 г. разбит был при Марафоне. Hdt. 6, 94.

ДАФНА

ДАФНА - Daphne, Δάφνη,

1. см. Apollo, Аполлон, 4;

2. см. Delphicum oraculum, Дельфийский оракул;

3. предместье Антиохии (см. Antiochia, Антиохия, 1.), посвященное Аполлону Селевком Никатором, царем сирийским, с замечательным храмом Аполлона и Артемиды, который сгорел в 362 г. от Р. X.; за ним было право убежища и при нем совершались игры. Liv. 33, 49. Находившаяся вблизи в прелестной местности роща кипарисовых и лавровых деревьев, имевшая 80 стадий в окружности, делала город любимым местопребыванием для Селевкидов, Помпея и позднейших римлян. Однако город пользовался дурною славою вследствие господствовавшей в нем распущенности нравов (Daphnici mores).

ДАФНЕФОРИИ

ДАФНЕФОРИИ - Δαφνηφόρια, τα, праздник в честь Аполлона, совершавшийся в Дельфах, в Темпейской долине и в Беотии, в память его очищения после убиения им Пифона (см. Delphicum oraculum, Дельфийский оракул). В Фивах этот праздник совершался через 9 лет в честь Аполлона Йеменского (Ίσμήνιος); красивый мальчик (δαφνηφόρος) несет в торжественной процессии к храму бога жезл из масличного дерева, убранный лаврами, цветами и шерстяными повязками; жезл этот, кроме того, на верхней оконечности снабжен был медным шаром, к которому были привешены более мелкие шары, а пониже - подобным же, но несколько меньшим шаром. Шары означали солнце, луну и звезды; таким образом, праздник имел астрономическо-хронологическое значение. Paus. 9, 10, 4.

ДАФНИС

ДАФНИС - Daphnis, Δάφνις, красивый юный герой - покровитель сицилийских (а также и критских) пастухов. Он был сын Гермеса и нимфы, охотник и волопас, искусный игрок на свирели. Мать высадила его в долине Герейских гор, в лавровой роще (отчего он и получил свое имя, производное от слова δάφνη), а нимфы или пастухи воспитали его. Наида, или Номия, или Ксения полюбила его, и он обещал ей отказаться от любви ко всякой другой женщине. Но когда он не сдержал своего обещания, прежняя его возлюбленная наказала его слепотою или превратила в камень. Гемес вознес его на небо и на месте, где случилось это, создал источник Д., у которого сицилийцы ежегодно приносили жертвы. Судьба Д. была одним из главных предметов буколических стихотворений. Д. сам, по преданию, пел первые пастушеские песни. У Феокрита (id. 1 и 7) сказание передается иначе: Д. умирает, как жертва гнева Афродиты, от любви к недостижимой для него красавице, за то, что бежал от девушки, которую должен был любить по воле Афродиты. Вергилий в 5-й эклоге под именем Д. прославляет Цезаря, обоготворенного триумвирами.

ДЕА ДИА

ДЕА ДИА - Dea Dia, см. Arvales fratres, Авральские братья.

ДЕВА

ДЕВА - Virginālis, Virginiensis, Virgo, прозвище

1. Юноны;

2. Фортуны;

3. Дианы;

4. Минервы;

5. Виктории;

6. Весты.

ДЕВЕРРА

ДЕВЕРРА - Deverra (от deverrere - выметать). Дом роженицы в Риме ночью обходили три человека; один рубил порог топором, другой ударял в него пестом, а третий мел его метлою. Эти символы культуры (рубка деревьев топором, приготовление пищи посредством песта и собирание плодов в кучу метлою) должны были удержать Сильвана, лесного жителя, чтобы он не проник в дом и не мучил родильницу. Боги-хранители, обозначавшиеся этими обрядами, были: Deverra, Intercidona (от intercidere) и Pilumnis (oTpilum, песть). Avgust. civ. d. 6, 9.

ДЕВКАЛИОН

ДЕВКАЛИОН - Deucalion, Δευκαλίων, сын Прометея и Климены, властитель фессалийского города Феи, супруг Пирры, дочери Епимефеевой. Когда Зевс истребил потоком преступный человеческий род медного века, Д., согласно его воле, вместе с женою спасся на корабле, построенном им по совету Прометея. По истечении 9 дней он высадился на горе Парнасе (или Офрии, Афоне, Этне) и принес жертву Зевсу Спасителю (Φύξιος). На вопрос Девкалиона, каким образом может произойти новый человеческий род, оракул Фемиды в Дельфах ответил следующими словами: «Облачите главу, развяжите пояс одежды и метайте за тыл великие матери кости». Д. под костями великой матери уразумел камни земли, и они оба стали бросать их позади себя. Из камней, брошенных Д., вышли мужчины, а из камней, брошенных Пиррою, - женщины (λα̃ας, камень, λαός, народ). Apoll. Rh. 3, 1085 слл. Apollod. 1, 7, 2. Ov. met. 1, 260 слл. Д. спустился с горы Парнаса в Опунт или Кинос в Локриде; по преданию, он жил также и в Афинах и построил там святилище олимпийского Зевса. Вблизи этого храма показывали его могилу; могила Пирры находилась в Киносе. Дети Д. и Пирры были: Геллен (родоначальник Эллинов, властитель Фии, имевший от нимфы Орсеиды сыновей: Эола, Дора и Ксуфа), Амфиктион, Протогения и др.;

2. сын Миноя и Пасифаи (Hot. Il. 13, 451), аргонавт и участник в охоте на калидонского вепря, отец Идоменея.

ДЕВОЦИО

ДЕВОЦИО - Devotio, посвящение в жертву богам, особенно подземным, происходившее таким образом, что или кто-нибудь сам торжественно обрекал себя на смерть за отечество, как, напр., это сделали Деции (Liv. 8, 9, где сообщается и формула; ср. 7, 6), или с проклятием предавали богам смерти другое лицо, неприятельскую страну или город, как, напр., Габии или Фрегеллы (формула у Macrob. sat. 3, 9). Corp. Inscr. Lat. 1, p. 208.

Предыдущая страница Следующая страница