Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 4, "КАС"-"КВИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КАС"-"КВИ")

КАСПИЙСКИЕ ВОРОТА

КАСПИЙСКИЕ ВОРОТА - см. Албанские ворота.

КАСПИЙСКИЕ ГОРЫ

КАСПИЙСКИЕ ГОРЫ - Caspii montes, Κάσπια o́ρη, пограничные горы между Арменией и Мидией (н. Siah-Koh, т. е. Черные горы), а в обширнейшем смысле под ними разумеется вся цепь гор, идущая от Кавказа на юг до Каспийского моря. Здесь находятся так называемые Каспийские ворота (Κάσπιαιπύλαι), узкий горный проход в 8 римских миль длиною и шириною в одну колесницу (н. перевал Chamar между Harca-Koh и Siah-Koh), единственный путь из Северо-Западной Азии в северо-восточную часть Персидского государства, и потому проход этот персами был заперт железными воротами и охранялся стражей (claustra Caspiarum) Tac. hist. 1, 6. Arr. 3, 19, 2. 20, 2. 4. 7, 10, 6.

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - Caspium mare, ή Κασπία θάλασσα, также Hurcanum mare, по имени живших поблизости его народов между Scythia intra Imaum, Гирканией, Атропатеной, Албанией и Северной Сарматией. По общему, еще при Эротесфене и Страбоне господствовавшему заблуждению оно считалось за залив океана, хотя уже Геродот (1, 102 и 103) заметил, что это есть самостоятельное море, и Птолемей обозначил его как Средиземное море. Arr. 5, 5, 4. 7, 16, 1 слл.

КАССАНДР

КАССАНДР - Cassander, Κάσσανδροσ, сын Антипатра, человек бурного, горячего характера и необузданного честолюбия. Он родился в 355 г. до Р. X. и, когда Александр предпринял поход в Персию, остался со своим отцом в Македонии. Только в 323 г. мы находим его в Вавилоне, куда он был послан для защиты своего отца, оклеветанного пред Александром. По своему вспыльчивому характеру он оскорбил царя. Plut. Alex. 74. В 321 г. после его смерти он сделался хилиархом Антигона, но в 319 г. вернулся в Македонию, чтобы овладеть правлением, которое его умирающий отец поручил старику Полисперхонту, причем Антигон поддерживал его, так что К. в 318 г. утвердился в Греции (Plut. Phoc. 31) и получил от царицы Эвридики управление государством. Но в 317 г. Полисперхонт в союзе с Олимпиадой в борьбе против Эвридики и ее мужа Филиппа Арридея одержал верх; последние оба пали от руки убийц; тогда вдруг явился из Греции К., привлек на свою сторону солдат Полисперхонта, захватил в плен Олимпиаду, жену Александра Роксану с ее маленьким сыном Александром и сестру Александра Великого Фессалонику; первую приказал казнить, двух других заточить и женился на Фессалонике (316 г.). Затем он снова отправился в Грецию, восстановил Фивы, опять вернулся в Македонию и примкнул к союзу многих полководцев против Антигона. По восстановлении в 311 г. мира К. вместо того чтобы управлять Македонией за сына Роксаны, приказал его умертвить заодно с матерью. Diod. Sic. 20, 26 слл. Единственного оставшегося еще в живых сына Александра, Геракла, Полисперхонт хотел сначала защищать, но потом, подкупленный К., решился умертвить (309 г.). Теперь К. снова и уже более прочно вступил в управление Македонией; ни попытки Птолемея Египетского, ни действия Димитрия Полиоркета (308-307 гг.) не причинили ему никакой опасности (Diod. Sic. 20, 37). Царского титула, однако, он не принял открыто, но охотно позволял другим именовать себя царем. Plut. Demetr. 18. В 305 и 304 гг. К. снова пытался овладеть Грецией, но встретил искусного противника в лице Димитрия, отец которого требовал от К. покорности, когда тот просил о мире. Поэтому К. соединился с Лисимахом, Птолемеем и Селевком против Антигона, который и был в 301 г. побежден и убит в сражении при Ипсе, во Фригии. К. при разделе земель Антигона выхлопотал для своего брата Плейстарха Киликию, а сам удовольствовался одной Македонией, которую и удержал в своих руках до самой своей смерти в 296 г. Diod. Sic. 20, 121. Plut. Demetr. 31.

КАССАНДРА,

КАССАНДРА, - Cassandra,

Κασσάνδρα, называемая также Александрой, прекраснейшая из дочерей Приама (Нот. Il. 13, 365), которая по разрушении Трои досталась в добычу Агамемнону и была убита в Микенах Клитемнестрой, в то время как Эгисф убил Агамемнона. Нот. Od. 11, 421 слл. (см. Agamemnon). Она получила от Аполлона дар прорицания, обещав ему отвечать на его любовь; но так как она не сдержала своего слова, бог наказал ее несчастным жребием: никто не верил ее прорицаниям. Поэтому, когда при прибытии Елены и затем во время войны она предсказывала троянцам несчастье, все смеялись над ней как над безумной (Гомер ничего не знает о пророческом даре К.). Во время войны за нее сватались Офрионей из Кабеса (Нот. Il. 13, 363) и Коройб, сын Мигдона (Verg. A. 2, 341), помогавшие в борьбе Приаму, но оба пали в битве. При взятии города К. искала спасения в храме Афины, но Аянт, сын Оилея, оттащил ее от статуи богини и оскорбил, но Агамемнон вырвал добычу у Аянта (см. Αιας). Статуя К. стояла в Амиклах; в Лаконии, в городе Левктрах, в честь ее был храм и статуя. Гробница ее находилась в Микенах или в Амиклах.

КАССАНДРА

КАССАНДРА - Cassandra, Κασσάνδρα, называемая также Александрой, прекраснейшая из дочерей Приама (Ноm. Il. 13, 365), которая по разрушении Трои досталась в добычу Агамемнону и была убита в Микенах Клитемнестрой, в то время как Эгисф убил Агамемнона. Ноm. Od. 11, 421 слл. (см. Agamemnon, Агамемнон). Она получила от Аполлона дар прорицания, обещав ему отвечать на его любовь; но так как она не сдержала своего слова, бог наказал ее несчастным жребием: никто не верил ее прорицаниям. Поэтому, когда при прибытии Елены и затем во время войны она предсказывала троянцам несчастье, все смеялись над ней как над безумной (Гомер ничего не знает о пророческом даре К.). Во время войны за нее сватались Офрионей из Кабеса (Ноm. Il. 13, 363) и Коройб, сын Мигдона (Verg. Aen. 2, 341), помогавшие в борьбе Приаму, но оба пали в битве. При взятии города К. искала спасения в храме Афины, но Аянт, сын Оилея, оттащил ее от статуи богини и оскорбил, но Агамемнон вырвал добычу у Аянта (см. Αι́ας, Аякс). Статуя К. стояла в Амиклах; в Лаконии, в городе Левктрах, в честь ее был храм и статуя. Гробница ее находилась в Микенах или в Амиклах.

КАССИВЕЛАН

КАССИВЕЛАН - Cassivelaunus, князь британский, предводительствовал народами Британнии, когда Цезарь в другой раз сделал нападение из Галлии на остров. Caes. b. g. 5, 11. Так как британцы не могли оказать никакого сопротивления римлянам в открытом поле, то Cassivelaunus отступил в непроходимые леса и оттуда теснил неприятеля. Ibid. 5. 18 слл. Dio Cass. 40, 3. По покорении многих народов Цезарь завоевал главный город Кассивелавна, так что он принужден был заключить мир и дать заложников, с которыми Цезарь удалился из Британнии. Caes. b. g. 5, 22 сл. Eutr. 6, 17. Oros. 6, 9.

КАССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАССИОДОР

КАССИОДОР - Cassiodorius (обыкновенно Cassiodorus), Magnus Aurelius Cass., Магн Аврелий, родился в Сциллации (Scyllacium), в Брутии между 460 и 465 гг. от Р. X., происходил из древней знаменитой римской фамилии; при Одоакре и, позднее, при остготском короле Теодорихе и его наследниках Аталарихе и Витигесе выплднял важные государственные должности, был даже первым министром и государственным секретарем. Ок. 540 г. он удалился в построенный им в Калабрии монастырь Vivarese (Vivarium), и здесь он частью занимался богословскими науками и частью принимал постоянные и деятельные меры к сохранению и распространению научных знаний, для чего он, между прочим, распорядился сделать множество списков с древних авторов. Он умер здесь в 575 г., прожив более ста лет. Большая часть его многочисленных сочинений написана в последний период его жизни; сочинения эти частью исторического содержания, как Chronica, простирающаяся от Адама до 519 г. от Р. X. История готов, сохранившаяся для нас только в обработке Иордана, и Variarum libri XII, собрание написанных им при выполнении государственных должностей бумаг и документов; частью богословского и энциклопедического характера, как institutiones divinarum et saecularium litterarum и de artubus et disciplinis liberalium artium, где представлен обзор septem artium liberalium для духовных. Риторику изд. Halm. Rhetores lat. p. 495. До нас дошла еще компиляция de orthographia. С замечательным знанием древней литературы и высоким уважением к ней К. соединяет в себе и сильный характер; слог его высокопарен. В деле сохранения древних писателей он оказал большую услугу. Монография о нем: A. Thorbecke (Heidelberg, 1867).

КАССИОДОР, МАГН АВРЕЛИЙ

КАССИОДОР, МАГН АВРЕЛИЙ - Cassiodorius (обыкновенно Cassiodorus),

Magnus Aurelius Cass., родился в Сциллации (Scyllacium), в Брутии между 460 и 465 гг. от Р. X., происходил из древней знаменитой римской фамилии; при Одоакре и, позднее, при остготском короле Теодорихе и его наследниках Аталарихе и Витигесе выплднял важные государственные должности, был даже первым министром и государственным секретарем. Ок. 540 г. он удалился в построенный им в Калабрии монастырь Vivarese (Vivarium), и здесь он частью занимался богословскими науками и частью принимал постоянные и деятельные меры к сохранению и распространению научных знаний, для чего он, между прочим, распорядился сделать множество списков с древних авторов. Он умер здесь в 575 г., прожив более ста лет. Большая часть его многочисленных сочинений написана в последний период его жизни; сочинения эти частью исторического содержания, как Chronica, простирающаяся от Адама до 519 г. от Р. X. История готов, сохранившаяся для нас только в обработке Иордана, и Variarum libri XII, собрание написанных им при выполнении государственных должностей бумаг и документов; частью богословского и энциклопедического характера, как institutiones divinarum et saecularium litterarum и de artubus et disciplinis liberalium artium, где представлен обзор septem artium liberalium для духовных. Риторику изд. Halm. Rhetores lat. p. 495. До нас дошла еще компиляция de orthographia. С замечательным знанием древней литературы и высоким уважением к ней К. соединяет в себе и сильный характер; слог его высокопарен. В деле сохранения древних писателей он оказал большую услугу. Монография о нем: A. Thorbecke (Heidelberg, 1867).

КАССИОПЕЯ

КАССИОПЕЯ - Cassiopēa, Κασσιόπεια, Κασσιέπεια, Κασσιόπη, супруга Кефея Эфиопского, мать Андромеды (см. Andromeda, Андромеда). Ее именем названо было одно созвездие в Млечном Пути.

КАССИТЕРИДЫ

КАССИТЕРИДЫ - Cassiterĭdes insulae, Κασσιτερίδες νη̃σοι. Так назывались первоначально вообще Британские острова, откуда финикияне вывозили олово и свинец (Plin. 34, 16, 47), а потом лежащие к западу от Британнии острова Scilly и Surling. Hdt. 3, 115. Strab. 2, 120 сл. Mela. 3, 6, 2.

КАССИТЕРИДЫ (ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА)

КАССИТЕРИДЫ (ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА) - Cassiterĭdes insulae,

Κασσιτερίδες νη̃σοι. Так назывались первоначально вообще Британские острова, откуда финикияне вывозили олово и свинец (Plin. 34, 16, 47), а потом лежащие к западу от Британнии острова Scilly и Surling. Hdt. 3, 115. Strab. 2, 120 сл. Mela 3, 6, 2.

КАССОПЕИ

КАССОПЕИ - Cassopaei, Κασσωπαι̃οί, феспротийский народ в Эпире с 4 городами: Елатрией, Пандосией, Битией и Бухетой. Лишь после Филиппа Македонского, который 3 из них покорил для молосского царя Александра, возник, кажется, город Κασσωπία или Κασσώπη. Diod. Sic. 19, 88. Strab. 7, 324.

КАСТАЛИЯ

КАСТАЛИЯ - Castalia, Κασταλία, источник, посвященный Аполлону и Музам, на Парнассе, пенившийся у подошвы Гиампейской скалы, водами которого пользовались пифийские пилигримы для очищения себя, прежде чем войти в дельфийский храм. см. Phocis, Фокида.

КАСТОР

КАСТОР - Castor, Κάστωρ см. Διόσκουροι, Диоскуры.

КАСТРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТУЛОН

КАСТУЛОН - Castŭlo, Κασταλών, город оретанов в тарраконской Испании на границе Бетики, на правом берегу Бетиса, неподалеку от его истоков, в новокарфагенском судебном округе, римская муниципия. Лежащие вблиз него горы содержали в себе богатые серебряные копи. Из этого города была жена Ганнибала; н. Cazlona. Castulonensis saltus называется теперь Castona la Vinja и составляет часть Сьерры Морены.

КАСЦЕЛИЙ, АВЛ

КАСЦЕЛИЙ, АВЛ - Cascellius, Aulus,

ученик Волькация, современник Цицерона, принадлежал к замечательнейшим юристам своего времени. Это был человек с республиканским образом мыслей, неустрашимо выступавший против произвола Цезаря и триумвиров. Он написал сочинение под названием liber bene dictorum. Ср.: Dirksen. Schriften, II, стр. 435 слл.

КАСЦЕЛИЙ АВЛ

КАСЦЕЛИЙ АВЛ - Cascellius, Aulus, ученик Волькация, современник Цицерона, принадлежал к замечательнейшим юристам своего времени. Это был человек с республиканским образом мыслей, неустрашимо выступавший против произвола Цезаря и триумвиров. Он написал сочинение под названием liber bene dictorum. ср.: Dirksen. Schriften, II, стр. 435 слл.

КАТАБАТМОС

КАТАБАТМОС - Catabathmus, Καταβαθμός, долина, образованная по направлению к берегу Баскскими горами (н. Akabah), a также лежащее на севере прибрежное местечко, составлявшее границу между Египтом и Киренаикой. Sall. Jug. 17. 19. Далее к востоку от этого большого Катабафма находится при Парайтонии малый Катабафм.

КАТАБЛЕМАТА

КАТАБЛЕМАТА - Καταβλήματα, опущенные сверху ковры, или соффиты, на греческой сцене скрывавшие от глаз зрителей промежутки между кулисами и помещавшиеся там машины. На кораблях так называли намет, накинутый на верхнюю палубу, для защиты от лучей солнца и т. п.

КАТАГОГИЯ

КАТАГОГИЯ - Καταγώγια (καταλύσεις, πανδοκει̃α), Хотя иностранцы обыкновенно останавливались у своих гостеприимных друзей, тем не менее существовали, особенно в переполняемых посетителями местах, как, напр., в Олимпии и др., дома, доставлявшие убежище приезжим. Подобное καταγώγιον больших размеров устроили спартанцы на месте разрушенных Платей. Thuc. 3, 68.

КАТАКЛЕСИИ

КАТАКЛЕСИИ - Κατακλησίαι, κατάκλητοι εκκληίαι, см. Έκκλησία, Экклесия.

КАТАЛАУНЫ

КАТАЛАУНЫ - Catalauni (Catelauni), галльский народ (в нынешней Champagne) на реке Марне. Атт. Mark. 15, 11. Eutr. 9, 9. На каталаунских полях в 451 г. были разбиты Аэцием полчища Аттилы.

КАТАЛИЗ

КАТАЛИЗ - Κατάλυσις του̃ δήμου, так называлось в Афинах ниспровержение существующего строя государства в пользу какой-нибудь другой формы правления. Даже покушение на это преступление, наравне с покушением на государственную измену (προδοσία), преследовалось судом посредством εισαγγελία, Эйсангелия, (προδοσία, также посредством γραφή) и наказывалось так же, как если бы покушение было приведено в исполнение: государственная измена постоянно смертью, преступления κατ. τ. δ. и τυραννίς - по оценке со стороны обвинителя и самого обвиняемого (см. Άγων τιμητός, Судебное определение), но, конечно, чаще всего смертью, потому что каждый мог безнаказанно убить виновного в этом преступлении. Судебная инстанция - фесмофеты; когда ареопаг разбирал дела о государственной измене, он действовал, вероятно, по особому на это полномочию.

КАТАЛОГ

КАТАЛОГ - Κατάλογος, εκ καταλόγον στρατεύειν. В умеренной демократии, которая установила различные степени участия в государственном управлении на основании большей или меньшей зажиточности, точно так же и правила об отправлении военной службы были поставлены в зависимость от состояния. Вот это-то и называлось εκ καταλόγον στρ. (κατάλογος - список военных людей). Беднейшие граждане в Афинах, принадлежавшие по законам Солона к 4-му классу, феты, служили только в случае крайности и тогда в качестве легковооруженных.

КАТАНА

КАТАНА - Catăna, Κατάνη, может быть, еще чаще Catina, древний город на восточном берегу Сицилии, при подошве Этны, при речке Amena или Anenanus, н. Catania. Город этот, основанный халкидцами с о. Наксоса в 729 или 730 г. до Р. X. благодаря плодородию своих окрестностей скоро сделался цветущим. Гиерон Сиракузский в 476 г. переселил жителей его в Леонтины, а на место их перевел 10 000 сиракузян и пелопоннесцев и дал городу имя Αι́τνη. Но по смерти его прежние жители опять овладели своим городом и возвратили ему прежнее имя. Дионисий и потом Агафокл снова покорили город, а в 1-ю Пуническую войну он попал в руки римлян. Liv. 27, 8. К., однако, и в позднейшее время оставалась цветущим и многолюдным городом (ср. Cic. Verr. 3, 83, 192. 4, 23. 50), а в царствование Августа город был усилен еще поселением в нем ветеранов, так что Страбон называет его наряду с Мессаной многолюднейшим городом острова (6, 268. 272). В древности, как и теперь, город должен был страдать от извержений Этны.

КАТАОНИЯ

КАТАОНИЯ - Cataonia, см. Cappadocia, Каппадокия.

КАТАПУЛЬТА

КАТАПУЛЬТА - Catapulta, см. Tormenta, Тормента, 5.

КАТАРМЫ

КАТАРМЫ - Καθαρμοί, см. Lustratio, Очищение.

КАТАСТАСИС

КАТАСТАСИС - Κατάστασις, поручные деньги, получавшиеся афинскими всадниками, помимо жалованья, на свое вооружение.

КАТЕЛЛЫ

КАТЕЛЛЫ - Catellae, род золотого или серебряного ожерелья, состоявшего из маленьких цепочек и свешивавшегося на грудь. Его носили женщины и мужчины для украшения (Нор. ер. 1, 17, 55), а также его жаловал полководец воинам за оказанную храбрость, как низший знак отличия. Liv. 39, 31. ср. Dona militaria, Награды военные, 6.

КАТЕРВАРИИ

КАТЕРВАРИИ - Catervarii, Так назывались обе стороны сражающихся гладиаторов, если не два только противника, а целые толпы их выступали на арену и представляли зрелище настоящего сражения.

КАТИЙ

КАТИЙ - Catius, эпикурийский философ в Риме; Цицерон (аd fam. 15, 16) упоминает об нем как о недавно умершем (45 г. до Р. X.), а Квинтилиан отзывается о нем так: «...in Epicures levis quidem, sed non iniucundus auctor» (10, 1, 124). Без сомнения, другую личность представляет Catius, который у Горация (Horat. Sat. 2, 4) с торжественной важностью преподает наставления в поваренном искусстве и правила устройства стола.

КАТИЛИЙ

КАТИЛИЙ - Catilius, L. Cat. Severus, был консулом в Риме в 120 г. от Р. X. и в провинциях занимал высокие государственные должности. Он был проконсулом в Азии, легатом в Сирии (Spart. Hadr. 5), префектом в Риме (ibid. 24). Последней должности он лишен был Адрианом за то, что высказал свое мнение против усыновления Антонина Пия (Spart. Hadr. 15, 24). Он был в дружбе с Плинием Младшим. Plin. ep. 1, 22. 3, 12.

КАТИЛИНА

КАТИЛИНА - Catilīna, см. Sergii, Сергии, 8.

КАТИЛЛ

КАТИЛЛ - Catilius или Catilus, сын Амфиарая; по преданию, он вместе со своими братьями Coras и Tiburtus переселился из Аргоса в Италию и построил Тибур. Horat. Od. 1, 18, 2, ср. 2, 6, 5. Verg. Aen. 7, 670 слл., ср. 11. 640.

КАТИНУМ

КАТИНУМ - Catinum или catinus, в Сицилии κάτινον, чаша или блюдо (ср, Patina), то мелкое, то глубокое, принадлежавшее к кухонной или столовой посуде (Horat. Sat. 2, 4, 77), а также правильный горшок из фарфоровой глины. Plin. 33, 4, 69.

КАТОН

КАТОН - Cato, см. Porcii, Порции, III.

КАТОНИЙ ЮСТ

КАТОНИЙ ЮСТ - Catonius Justus, при восшествии Тиберия на престол в 14 г. от Р. X. был послан к нему возмутившимися паннонскими легионами (Tac. ann. 1, 29.), а в царствование Клавдия, по приказанию Мессалины, был убит. Dio Cass. 60, 18.

КАТРЕЙ

КАТРЕЙ - Catreus, Κατρεύς, сын Миноя и Пасифаи (или Креты), отец Алфемена, Аеропы, Климены и Апемосины. Его дочери Аеропа и Климена были переданы им Навплию с поручением продать их в чужие земли. Одна из них, Аеропа, вышла замуж за Плейсфена и родила ему или Атрею Агамемнона (см. Agamemnon, Агамемнон) и Менелая; Климена вышла замуж за Навилия и родила ему Эака и Паламеда. Алфемен с сестрой Апемосиной бежал в Родос, т. к. боялся исполнения воли оракула, что он убъет своего отца. Он убил пинком ноги свою сестру, опозоренную Гермесом, и, когда позднее престарелый Катрей прибыл на Родос, чтобы передать ему правление, сын по незнанию убил отца.

КАТУЛЛ

КАТУЛЛ - I.

Catullus,

1. Caius (по другим Quintus) Valerius Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677 г. после основания Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних пор он общался с образованнейшими людьми своего времени в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. саrт. 50), с Корнелием Непотом (см. саrm. 1), с оратором Гортензием (см. саrm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области, на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и 13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке, которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было Ciodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii, Клавдии, 21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций (см. с. 29. 57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла были немногие годы его безмятежных отношений к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до 20-го года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить на две группы:

a) стихотворения ямбические и полемические и

b) лирические стихотворения. Первые - частью политического содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Между лирическими произведениями есть стихотворения большего и меньшего объема; первые - элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig (1823), С. Lachmann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis (1867) и L. Müller (1870). Переводы на немецкий язык: Th. Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck (Kiel., 1863);

2. L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii, Валерии, 41;

3. Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от P. X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему приписывают два произведения: Phasma - привидение и Laureolus - распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре. Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.

II.

Catulus, см. Lutatii, Лутации.

КАТУРИГИ

КАТУРИГИ - Caturiges, лигурийское племя в Gallia Narbonensis с главным городом Eburodunum. Caes. b. c. 1, 10.

КАУЗИЯ

КАУЗИЯ - Causia, шляпа с широкими полями для защиты от солнца; она надевалась в особенности при посещении амфитеатра, когда он по случаю ветра оставался без прикрытия. Plant. Mil. 4, 4, 41 слл. Mart. 14, 29. Val. Max. 5, 1, 4. Кроме того, так назывался (καυσία) у македонян род шлема из кожи для защиты от холода. Наконец на военном языке под этим именем известен был навес для защиты осаждающих, vinea. Veg. de re mil. 4, 15.

КАУЛОНИЯ

КАУЛОНИЯ - Caulonĭa, Καυλωνία, или Caulon, город в Bruttium; вероятно, он прежде назывался Aulon или Aulonia и основан был кротонцами, на что указывает также бывший здесь в большом уважении культ дельфийского Аполлона. Дионисий Сиракузский разрушил город (Strab. 6, 261), однако он был снова отстроен, но во время войны с Пирром и во 2-ю Пуническую войну он опять был разрушен и с этого времени был совсем покинут. Liv. 27, 12, 15. Одноименный город (или Calloniana) был построен в Сицилии, по всей вероятности, изгнанными из Кавлонии жителями.

КАУПОНА

КАУПОНА - Caupōna, 1. так назывались гостиницы, существовавшие в городах и на больших дорогах (deversorium) для приюта путешественников, хотя потребность в таких заведениях, вследствие распространенного права гостеприимства (hospitium), не была так настоятельна, как в наше время. ср.: Becker, Gallus, III, стр. 18, слл. Friedländer, Darstellungen, a. d. Sittengesch. Roms, II, стр. 19 слл.;

2. питейные дома и съестные лавки также назывались cauponae или tabernae, которые торговали преимущественно на улицах. Собственно трактирами или харчевнями были popinae, но только для рабов и простого народа. Порядочные люди таких мест не посещали, но собирались для беседы в лавочках tonsorum и librariorum или в банях.

КАУТО

КАУТО - Cautio, от cavere, означает вообще такое действие, посредством которого человек ставит себя в безопасное положение. В юридическом отношении достигнуть этого можно различными способами:

1. реальным образом, напр., посредством поручительства и залога;

2. посредством письменных документов, напр. долговых обязательств, условий, квитанций и т. д. Наконец, cautio называется даже простое обещание. Важна была cautio de dolo (Cic. off. 3, 14) или обещание, что при предположенных сделках не имеется в виду никакого обмана, dolus. Cautio damni infecti (Cic. top. 4.) относится к потребованному и данному поручительству в том, что новая постройка (над или под землей) не причинит никакого вреда собственности соседа.

КАФАРЕЙ

КАФАРЕЙ - Caphāreus, Καφηρεύς, большой мыс, напоминающий собой крупный корабельный нос, в юго-восточной части острова Эвбеи (н. Капо-Доро); известен крушением флота, возвращавшегося из-под Трои, и позднее крушением 200 персидских кораблей. Hdt. 8, 7. Strab. 8, 368. Paus. 4, 36, 6. Verg. Aen. ll, 260. Sen. Agam. 558.

КАФЕДРА

КАФЕДРА - Καθέδρα, cathedra,

1. стул с подушкою и ручками, употреблявшийся римскими женщинами, а также служивший носилками, наподобие lectica (Hor. Satir. 1, 10, 91);

2. впоследствии кафедра риторов и философов. Juv. 7, 203.

КВАДРАНТ

КВАДРАНТ - Quadrans, см. Nummi, Монеты, II.

КВАДРИГАЛ

КВАДРИГАЛ - Quadrīgal, см. Currus, Колесница.

КВАДРИГАРИЙ

КВАДРИГАРИЙ - Quadrigarĭus, см. Claudii, Клавдии, 30.

КВАДЫ

КВАДЫ - Quadi, Κουάδοι, народ племени свевов, в Юго-Восточной Германии, к северу от Дуная, в нынешней Богемии и Моравии; упоминается обыкновенно вместе с маркоманнами. Часть их пристала к изгнанному из своего отечества Марбоду (Tac. ann. 2, 63), назначенного им Римом царя Ванния из племени квадов, и была в дружественных с Римом отношениях. Когда же в 167 г. от Р. X. открылась в правление Марка Аврелия и продолжавшаяся до его смерти война с маркоманнами, квады снова с ними соединились и причиняли много вреда римлянам. Впоследствии император заключил с ними мир, но и темницами не мог сдержать их свободного духа. Dio Cass. 71, 8, 11, 13, 20. Они беспокоили римские пограничные провинции и при императорах более позднего времени. Eutr. 10, 9. Vopisc. Aurel. 18. Amm. Marc. 17, 12, 29, 6. Имя К. исчезает со времени Феодосия. Они, как кажется, были лихие наездники, быть может, сарматского происхождения.

КВАТТУОРВИРЫ

КВАТТУОРВИРЫ - Quattuorvĭri, 1. после duumviru высшие власти в муниципиях и колониях;

2. состоявшая из четырех человек комиссия для исправления дорог (viarum curandarum) в Риме.

КВЕЗИТОР

КВЕЗИТОР - Quaesītor, назначаемый в исключительных случаях сенатом или народом следователь по делам уголовным. Медленное делопроизводство в народных или государственных судах вызвало необходимость в отдельных случаях поручать дело особому лицу, которому в помощь давали и судью. Когда к концу Республики случаи уголовных дел умножились, пришлось учредить постоянные суды (см. Quaestiones perpetuae) сперва lege Calpurnia (см. Repetundarum crimen), а потом их число умножил Сулла. Тем не менее назначение чрезвычайного quaesitor не прекратилось; так, например, против Милона была назначена Помпеем quaestio de caede Clodii.

КВЕСТОР

КВЕСТОР - Quaestor, бесспорно названный a quaerendo, следовaтeльнo = quaesitor, первоначально был уголовным судьей, при царях в делах об отцеубийстве, Parricidium. Вследствие закона Валерия (lex Valeria, Закон Валерия), передавшего уголовную судебную власть собранию центурий, К. потеряли свое истинное значение и сделались финансовыми чиновниками; но они еще выступали и обвинителями, quaestores parricidii. Во времена Республики отличались quaestores aerarii или urbani от военных или провинциальных. Уже при Ромуле и Нуме было 2 К., и Тацит (Tac. ann. 11, 22) говорит, что К. были приняты Республикой от времен царства; в 421 г. до Р. X. к 2-м К. прибавилось еще 2, так что 2 смотрели за казной, quaestores urbani, 2 же сопровождали консулов на войну, ad ministeria belli (Liv. 4, 43. Tac. ann. 11, 22); в 267 г. до Р. X. число их увеличилось до 8, Сулла увеличил число их до 20, Цезарь (44 г. до Р. X.) назначил 40 К.; позднее число их было произвольно. Тотчас по вступлении в должность в декабрьские ноны (6 декабря) они бросали жребий относительно provinciae quaestoriae; двое оставались в Риме, urbani, другие же по жребию управляли финансами в Италии и вне ее. Август учредил в Италии несколько квестур (Dio Cass. 55, 4), но из них нам известны только три. Одна из них, в Остии, существовала уже прежде (Cic. Mur. 8. negotiosa et molesta) и была весьма важна вследствие ввоза хлеба, а также и прочей морской торговли; вторую называет Suet. Claud. 34 в цизальпинской Галлии, о третьей упоминает Тацит (Tac. ann. 4, 27: quaestor, cui provincia vetere ex more calles evenerat), т. е. наблюдающий и за лесами и нагорными пастбищами Лукании и Апулии (Suet. Caes. 19. silvae callesque). Предполагаемая и нередко признаваемая квестура, находившаяся будто бы в Калах, Cales, город Кампании, обязана своим происхождением догадке Липсия, переделавшего рукописное чтение calles на Cales (Tac. ann. 4, 27). см. у комментаторов. На четвертую квестуру в Италии указывает, может быть, Плиний, (Plin. pan. 70). Клавдий уничтожил все эти квестуры в Италии. Dio Cass. 60, 24. Suet. Claud. 24. Только lex Titia, упомянутый Цицероном (Cic. Mur. 8), заключает ближайшие узаконения о разделение квестур. Quaestores urbani или aerarii стояли во главе казначейства, соединенного с храмом Сатурна, и заведовали всеми приходами и расходами. Они заботились о правильном взносе в казну всех следуемых денег (дани, податей, выручки за проданные земли): они не должны были по предписанию сената производить нужные уплаты. Они должны были заботиться об отдаче в подряд работ по постановке общественных памятников, и о продовольствии послов, в чем они, понятно, должны были отдавать отчет. У них же были на сохранении находившиеся в казнохранилище воинские знамена. Quaestores provinciales сопровождали по жребию консулов и т. д. в провинции; каждый наместник имел 1 К., только в Сицилии было двое, в Лилибее и в Сиракузах. Cic. Verr. 2, 4. Деятельность их была преимущественно финансовая, они управляли общественной кассой (pecuniam publicam tractare) и выдавали из нее деньги, нужные на содержание войска, наместника и его свиты. К. естественно должны были вести точные счеты и отдавать отчет за себя и от имени наместника (rationem referre); остаток возвращался в Рим. К. часто доверяли и другие важные дела, т. к. между ним и наместником устанавливались интимные отношения, продолжавшиеся и после служебного года (Cic. div. in Caec. 14, 18 слл. Verr. 1, 4). С 421 г. до Р. X. плебеи также могли быть К., но в действительности они получили квестуру только через 12 лет после того. Liv. 4, 43. 54. Для избрания в К. по закону требовался возраст не менее 27 лет (так предполагает Рейн), по Беккеру же 30-ти. К. избирались в трибутных комициях, вероятно, с 447 г. до Р. X. (Cic. ad. fam. 7, 30. Tac. ann. 11, 22 неверно). По прошествии года они слагали с себя свою должность. К. не имели знаков отличий высших сановников, однако Тацит (Tac. ann. 11, 38. 16, 33) говорит об insignia quaestoria. Во время своего служебного года они имели доступ в сенат, и цензоры имели обыкновение при lectio принимать в сенат бывших К. Liv. 33, 23. К. продолжали существовать и при императорах, как низшие чиновники, но главный надзор перешел к praefectus aerarii; у К. сохранялись решения сената, они же смотрели за уличными постройками. Им поручали также объявлять смертный приговор высокопоставленным лицам. Tac. ann. 16, 34. Dio Cass. 58, 4. Провинциальные К. оставались в прежних отношениях к своим проконсулам, как финансовые чиновники. Пропреторам, т. е. правителям императорских провинций, подчинены были procuratores, как счетоводы императорских имений (см. Procurator, Прокуратор). Меньшие императорские провинции управлялись даже просто прокуратором, и если он носил даже высший титул претора (см. Provincia, Провинция), то он все-таки сам должен был заниматься финансовой частью, напр., в Hispania citerior (Tac. ann. 4, 45). Если же было необходимо в сенатских провинциях (см. Procurator, Прокуратор, и Provincia, Провинция) возвысить прокуратора в чин претора, напр., в Вифинии (Tac. ann. 1, 74), то кажется, что ему был подчиняем не прокуратор (которым он был сам, только с высшим титулом и властью), но К. В то же время создался новый вид К., quaestores Caesaris, principis (Tac. ann. 16, 27), избираемых императором, имевших надежду на высшие должности, на что указывает их название candidati principis. Они должны были читать в сенате указы императора. Suet. Oct. 65. Tib. 6. Ner. 15. Tacitus ann. 16, 27. Их сменил при Константине quaestor sacri Palatii, государственный канцлер, через руки которого проходило все законодательство и все прошения. Quaestor parricidii назывался при царях судья, решавший дела об отцеубийстве, как и обо всяком убийстве; итак, это был древнейший уголовный судья до тех пор, пока еще не судил народ, они являлись не судьями, а обвинителями. Впоследствии из них вышли quaestores urbani и aerarii.

КВЕСТОРИЙ

КВЕСТОРИЙ - Quaestorĭum, см. Castra, Кастра, 3.

КВИЕТА

КВИЕТА - Quies, римское олицетворение спокойствия, имевшее в Риме храм в Лавиканской улице. Liv. 4, 41.

КВИНДЕЦИМВИРЫ

КВИНДЕЦИМВИРЫ - Quindecimvĭri, 1. sacrorum или sacris faciundis, см, Divinatio, Дивинация, 15;

2. agris dividundis или dandis, комиссары, которым поручали раздел земель вследствие аграрного закона или при отведении колонии в назначенное место.

КВИНКВАТРИЯ

КВИНКВАТРИЯ - Quinquātrus (-ĭa), см. под именем Παλλὰς Άθήνη, Афина Паллада, 6.

КВИНКВЕВИРЫ

КВИНКВЕВИРЫ - Quinquevĭri, со специальным определением, напр., agris dandis, muris turribusque reficiendis, чрезвычайный совет из 5 человек, назначаемый для известной цели.

КВИНКВЕННАЛЫ

КВИНКВЕННАЛЫ - Quinquennāles, 1. цензоры как в муниципиях (Spart. Hadr. 19), так и в некоторых городах (Plin. ep. 10, 83. 113), имевшие, кроме ведения ценза, также надзор за oбщественными зданиями; название свое они получили от выборов, повторявшихся каждые пять лет;

2. ludi quinqennales (πενταετηρίδες). Уже в древности ввиду трудных государственных предприятий или при больших несчастиях и т. д. римляне имели религиозный обычай, кроме устраиваемых supplicationes, давать обет Юпитеру устроить в честь него игры. Высшие сановники (диктатор, консул, претор) побуждались к этому обету сенатом (Liv. 5, 19). Обыкновенно Ливий называет ludi magni, которых не нужно смешивать с постоянными ludi Magni (см. Ludi; ср. Liv. 1, 35). Верховный жрец, pontifex maximus, произносил перед сановником формулу, как она означена у Liv. 36, 2, заставляя его повторять за собой; каждый раз прибавлялось условие, чтобы государство в продолжение 5 лет не терпело убытка (Liv. 30, 2. 27). Такие quinquennalia vota справлялись в пятый год после обета за счет государства, т. к. верховный жрец не хотел и слышать про добычу, ожидавшуюся в предстоящую войну, считая ее неверным капиталом (Liv. 31, 9). Если полководцы на поле битвы давали за себя обет устроить такие игры, то и он справлялся за счет государства (Liv. 31, 49); впрочем, иногда казна отказывала в денежной помощи (Liv. 36, 36). Все такие ludi magni обещались только на один раз, на пятый год, но при особенно радостных обстоятельствах председательствующий возобновлял повторение их снова по прошествии пятилетия (lustrum), и даже разрешал еще в третий раз (Liv. 27, 33). Эти ludi quinquennales были чисто римским учреждением, имевшим основание во всем религиозном направлении народного характера; числом пять, они подражали играм, которые устраивали цензоры через каждые пять лет и которые комментаторы ошибочно часто смешивали с означенными ludi quinquennales. Когда же римляне ближе познакомились с греческой жизнью, то они с удовольствием стали также смотреть (Tac. ann. 14, 21) греческие игры (также quinquennalia certamina) с их переменяющимися состязаниями (musicum, gymnicum, еquestre ), и уже Муммий перенес их в измененном виде в Рим. Также в честь Ю. Цезаря, как героя, за его государственные заслуги были справляемы особенные quinquennalia (Dio Cass. 44, 6). Август учредил в ознаменование победы при Акции в нововыстроенном городе Никополе, в прибавление к прежним играм в честь Аполлона, quinquennales ludi (Suet. Oct. 18. Tac. ann. 15, 23). Многие провинциальные города учредили в честь Августа quinquennalia certamina (Suet. Oct. 59), в особенности Неаполь (Suet. Oct. 98. Claud. 11. Vell. Pat. 2, 123. Dio Cass. 56, 29), a также иудейский царь Ирод в Иерусалиме (Ioseph. ant. Iud. 15, 8, 1) и в Кесарии (Ioseph. 16, 5, 1). В 30 г. до Р. X. сенат также решил ввести Актийские игры в Риме, также quinquennales (Dio Cass. 53, 1); при этом на арену выступали также атлеты. На этих играх председательствовал, вместо заболевшего Августа, вместе с Агриппой и 13 -летний Тиберий (Suet. Tib. 6). Эдиктом Августа (Suet. Oct. 44) женщинам запрещалось смотреть на битвы атлетов. Да и вообще игры более или менее с греческим оттенком не совсем соответствовали римскому духу; они продолжались недолго; еще в 16 г. до Р. X. упоминается о 4 празднованиях их (Dio Cass. 54, 19); Калигула уничтожил Актийские игры в восьми государствах (Suet. Claud. 23), но Нерон еще раз учредил их по образцу в 63 г. от Р. X. (Tac. ann. 15, 23) при одном счастливом семейном обстоятельстве, certamen (ad exempla Actiacae religionis).

Предыдущая страница Следующая страница