Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")

АКИПЕНСЕР

АКИПЕНСЕР - Acipenser, неизвестная нам, ошибочно сравниваемая с осетром морская рыба. Во времена Пунических войн она считалась у римлян таким лакомым блюдом, что ее вносили в триклиний увенчанные рабы под звуки флейты (Macrob. sat. 2, 12. Athen. 7, p. 297. f), но в позднейшие времена она совершенно вышла из моды. Horat. Sat. 2, 2, 47. Plin. n. h. 9, 26.

АККА ЛАРЕНЦИЯ

АККА ЛАРЕНЦИЯ - Асса Larentia (неправильно Laurentia), по одному сказанию, жена пастуха Фавстула и кормилица Ромула и Рема. Liv. 1, 4. Ov. fast. 3, 55 (nutrix romanae gentis). У нее было 12 сыновей, с которыми она ежегодно приносила жертву за плодородие полей, почему сыновья назывались будто бы fratres arvales (от arva). Когда один из них умер, Ромул заступил его место и учредил жреческую коллегию Арвальских братьев. По другому сказанию, А. была женщина вольного поведения во времена Анка Марция, вышла замуж за богатого этрусского землевладельца Тарутия или Таррунтия и в своем завещании назначила своим наследником римский народ. Поэтому ее почитали как благодетельницу римского народа и 23 декабря, в праздник Larentalia или Larentinalia (Gell. 7, .7), фламин Квирина приносил в честь ее поминальную жертву. Почитание ее находилось в связи с почитанием Лар. Асса L. значит: Ларова мать; первоначально это была благодетельная богиня земли, покровительству которой поручались посевы и прах умерших, а в тесном смысле - богиня, покровительница полей города Рима. Она стала кормилицей Ромула и Рема, Лар старого Палатинского Рима, и была женой Фавстула, т. е. Фавна, поэтому и сама - Фавна, Луперка, Лупа.

АККЛАМАЦИЯ

АККЛАМАЦИЯ - Acclamatio, возглас, особенно одобрения, благожелания и радости, обыкновенно соединенный с рукоплесканиями (plausus) и различными восклицаниями; напр. при бракосочетаниях: Talassio (Liv. 1, 9) или io hymen hymenaee, при триумфальных шествиях: io triumphe (Horat. Od. 4, 2, 49 сл.); при одобрении ораторам: bene, praeclare, belle, festive, non potest melius (Cic. de or. 3, 26, 101), при объявлении новых законов, при выборе новых императоров, при появлении знаменитых государственных людей в театре (Horat. Od. 2, 17, 25 сл.), позднее преимущественно при появлении императоров (Plin. pan. 3, 72. Suet. Caes. 79); тем же именем назывались и (отчасти раболепные) декреты сената в честь императоров. Это слово встречается иногда и в смысле выражения неудовольствия и неодобрения (adversa) (Cic. de or. 2, 83, 339. Cic. ad Qu. fr. 2, 1, 3. Suet. Dom. 23).

АКОЙТ

АКОЙТ - Acoetes, Άκοίτης,

1. греческий лоцман, о котором в Дионисовских мифах рассказывалось следующее: однажды матросы, товарищи А., высадились на Хиосе, встретили там прекрасного мальчика, находившегося в состоянии опьянения, и захотели его похитить к себе на корабль; А. воспротивился этому, принимая мальчика (Диониса) за какого-нибудь бога. Проснувшись, мальчик потребовал, чтобы моряки везли его на Наксос, его родину (Ov. met. 3, 582-630); те обещали сделать это, но не исполнили обещания. Вдруг корабль обвивается плющом, бог является во всем своем величии; на голове его венок из виноградной листвы, у ног его лежат тигры и пантеры; моряки, обезумев от страха, кидаются в море и там обращаются в дельфинов (т. ж. 3, 630-690). А. один остался невредим и с этих пор стал жрецом Диониса в Дионисовом храме на Наксосе. Так рассказывает у Овидия сам Дионис, приняв на себя вид А., Пенфею. Источник этого сказания Hom. hymn. 7. in Dion.;

2. оруженосец Евандра, позднее сподвижник и спутник Палланта, сына Евандрова (Verg. Aen. 11, 30. 85).

АКОЙТ, АКЕТ

АКОЙТ, АКЕТ - Acoetes,

Άκοίτης, 1) греческий лоцман, о котором в Дионисовских мифах рассказывалось следующее: однажды матросы, товарищи А., высадились на Хиосе, встретили там прекрасного мальчика, находившегося в состоянии опьянения, и захотели его похитить к себе на корабль; А. воспротивился этому, принимая мальчика (Диониса) за какого-нибудь бога. Проснувшись, мальчик потребовал, чтобы моряки везли его на Наксос, его родину (Ov. met. 3, 582-630); те обещали сделать это, но не исполнили обещания. Вдруг корабль обвивается плющом, бог является во всем своем величии; на голове его венок из виноградной листвы, у ног его лежат тигры и пантеры; моряки, обезумев от страха, кидаются в море и там обращаются в дельфинов (т. ж. 3, 630-690). А. один остался невредим и с этих пор стал жрецом Диониса в Дионисовом храме на Наксосе. Так рассказывает у Овидия сам Дионис, приняв на себя вид А., Пенфею. Источник этого сказания Нот. hymn. 7. in Dion.; 2) оруженосец Евандра, позднее сподвижник и спутник Палланта, сына Евандрова (Verg. A. 11, 30. 85).

АКОНТИЙ

АКОНТИЙ - Acontius, Άκόντιος, юноша родом с острова Кеоса, богатый, но незнатного происхождения, влюбился на Делосе, куда приехал на праздник, в дочь знатного афинянина Кидиппу. Когда она однажды сидела в храме богини, А., в том убеждении, что каждая клятва, произнесенная в храме Артемиды, должна быть непременно исполнена, бросил к ногам Кидиппы яблоко, на котором написал следующие слова: «Клянусь святилищем Артемиды, что выйду замуж за А.». Кидиппа вслух прочла эти слова, но затем отбросила яблоко. А., убитый горем, вернулся к себе на родину. После того отец Кидиппы хотел выдать ее замуж, но перед свадьбой она заболела; так повторялось три раза. Отец спросил у дельфийского оракула о причине несчастья и получил в ответ, что это Кидиппу наказывает богиня, слышавшая произнесенные Кидиппой в храме слова. Кидиппа открывает все матери, и тогда отец соглашается на ее брак с A. Ov. her. 20, 21. Ближайший источник этого сказания - утраченное стихотворение Каллимаха (Κυδίππη); тот же сюжет встречается, впрочем, и с другими именами действующих лиц. Anton. Lib. 1. ср.: Buttmann, Mythol. 2, стр. 115 слл.

АКРА

АКРА - 'Άκρα, из множества называвшихся так по своему положению городов и мысов особенно замечательны:

1. 'Άκρα Λευκή в Тарраконской Испании, основанная Гамилькаром Барка. Diod. Sic. 25, 2;

2. город у Киммерийского Босфора. Strab. 11, 494;

3. холм в Иерусалиме, на котором Антиох Епифан построил крепость, см. Hierosolyma.

АКРАГАНТ

АКРАГАНТ - I.

Άκράγας,

см. Agrigentum., Агригент.

II.

Agrigentum,

ό ή, Άκράγας, н. Girgenti, город на южном берегу Сицилии, в нескольких стадиях от моря, между двумя реками, Акрагантом (н. S. Biagio) и Гипсом ('Ύψας, н. Drago), расположенный на значительной возвышенности; основан был дворянами-родосцами, пришедшими из Гелы в ол. 49, 3 (582 г. до Р. X.), и быстро достиг процветания, благодаря природным богатствам страны и торговым сношениям, которые акрагантцы вели даже с Африкой, но вследствие тех же причин население постепенно утратило первоначальную дорийскую простоту нравов. А. вместе с Сиракузами называли «оком Сицилии». Здесь в продолжении 16 лет, с ол. 52, 3 (570-554 гг. до Р. X.) властвовал жестокий Фаларид, а позднее - прославляемый Пиндаром за доброту и доблесть Оерон (488-472 гг. до Р. X.), который вместе с Гелоном одержал при Гимере (480 г. до Р. X.) блистательную победу над карфагенянами. Затем в А. была республика, установленная преимущественно стараниями философа Эмпедокла, акрагантского уроженца. Бедствия Пелопоннесской войны не коснулись Акраганта, остававшегося тогда нейтральным; но карфагеняне, разрушив Селинунт и Гимеру, подвергли той же участи и А., взяв его после восьмимесячной осады в ол. 93, 3 (406 г. до Р. X.) Diod. Sic. 13, 82-90. После он был восстановлен Тимолеонтом, но уже не мог достигнуть прежнего величия, хотя еще и сохранял свою независимость. Взятый римлянами в 1-ю Пуническую войну (262 г., Polib. 1, 17-19), он вступил с победителями в отношения союзничества (societas), удержав свое государственное устройство. Акрагантцы славились гостеприимством и остроумием (Cic. Verr. 4, 43). От знаменитых в древности акрагантских храмов сохранились значительные остатки, особенно от храмов Зевса Олимпийского, Геракла и так называемого (неправильно, впрочем) храма Конкордии; последний сохранился почти вполне. ср.: Schubring, histor. Topographie von Akragas (1870).

АКРАГАНТ, АГРИГЕНТ

АКРАГАНТ, АГРИГЕНТ - Άκράγας, см. Agrigentum.

АКРЕФИЯ

АКРЕФИЯ - Άκραιφία, город на северо-востоке от озера Копанды в Беотии, у подошвы Птоя. Paus. 9, 23. Corp. I. Gr. I p. 769.

АКРИСИЙ

АКРИСИЙ - Acrisius, Άκρίσιος, из рода Даная, сын Абанта и Аглаи (Окалеи), дочери царя аргосского, Мантинея. Изгнал своего двойничного брата Пройта, но потом тесть последнего Иобат, лидийский царь, заставил А. поделиться царством с братом. А. получил Аргос, а Пройт - Тиринф. Первому было предсказано, что дочь его Даная родит сына, который убьет его; поэтому он заключил ее в башню или подземелье. Но Зевс спустился к ней в виде золотого дождя, и она родила Персея. А. велел и мать и ребенка заключить в ящик и бросить в море; их спас Диктий, вытащив на берег острова Серифа. Позднее Персей с матерью возвратился в Аргос, чтобы отыскать А., который между тем, опасаясь исполнения предсказания, бежал оттуда и находился в Лариссе в Фессалии. При одном состязании Персей нечаянно убил его диском. Apollod. 2, 2, 1.4, 1, 4. Несколько иначе Hygin. fab. 63.

АКРИТАС

АКРИТАС - Acrītas, Άκρίτας,

1. самая южная горная цепь Мессении, в более тесном смысле - крайняя оконечность ее на юге, мыс Акрит, н. мыс Галло. Strab. 8, 359. Paus. 4, 34, 12;

2. мыс в Вифинии у северной оконечности Астакского залива (залив Исмидский); еще и ныне называется Акрита.

АКРОАМА

АКРОАМА - Acroāma, Ακρόαμα, декламация, пение, музыка и т. п. развлечения, особенно во время пира, одним словом - все то, что доставляет наслаждение слуху; встречается иногда в соединении с θεώρημα (наслаждение для зрения). Хеn. Sympos. 2, 2. Hier, 1, 14. Но выражения эти часто переносятся у греков и постоянно у римлян на лиц, доставляющих эти развлечения, т. е. чтецов (аногностов), декламаторов, акробатов и фокусников, скоморохов и шутов, scurvae и moriones. Plut. Galb. 16. Polib. 16, 21, 12. Cic. Sest. 54. Cic. Verr. 2, 2, 4. Nep. Att. 14. Plin. ep. 9, 17.

АКРОКЕРАВНИЯ

АКРОКЕРАВНИЯ - Acroceraunia, τα Άκροκεραύνια, мыс, составляющий западную оконечность Керавнских гор у Адриатического моря, вследствие своего языкообразного вида н. наз. Кап Глосса, у итальянцев С. Linguetta. Ceraunii montes τα Κεραύνια o́ρη (н. вообще называемые Химара), получившие свое название от часто собирающихся там грозовых туч, тянутся между Эпиром и Иллирией. Тамошний берег опасен для мореплавателей. Horat. Od. 1, 3, 20, см. Ceraunia., Керавнийские горы.

АКРОТАТ

АКРОТАТ - Άκρότατος, 1. сын царя Клеомена II Спартанского, противился постановлению, по которому спартанцы, бежавшие с поля битвы при Мегалополе (330 г. до Р. X.), освобождались от всякого наказания и от атимии. Этим он возбудил против себя всеобщее негодование и потому, когда агригентцы просили у Спарты полководца для войны с Агафоклом Сиракузским, охотно занял этот пост, но оттуда, вследствие своих насильственных действий и преступлений, должен был бежать на родину, где вскоре и умер. Paus. 3, 6, 2. Plut. Agis. 3. Diod. Sic. 19, 70;

2. внук его; наследовал в 265 г. престол своего отца Арея I, но в том же году (ср. Droysen, geschichte der Epigonen, стр. 326) был убит в сражении против Аристодема, мегалопольского тирана. Paus. 3, 6. Plut. Pyrrh. 26. Plut. Ages. 3.

АКРЫ

АКРЫ - Acrae, 'Άκραι,

1. город в Этолии, лежавший, вероятно, на одном из предгорий Аракинфа. Polib. 5, 13;

2. город в Сицилии на реке Анапе, сиракузская колония, построенная в 663 г. до Р. X., н. Acremonte, близ Palazzolo. Thuc. 6, 5. Diod. Sic. 23, 6.

АКСАЛАФ

АКСАЛАФ - Ascalăphus, Άσκάλαφος,

1. сын Арея и Астиохи, брат Иалмена, царь орхоменский, аргонавт, один из женихов Елены, сражался под Троей и там был убит. Ноm. Il. 2, 511. 13, 518. По другому сказанию, после разрушения Трои он (или его брат) сделался властителем острова Аретиады на Понте Эвксинском;

2. сын Ахеронта, видел, как Персефона съела несколько гранатовых зерен, и заявил об этом; за это Деметрой или Персефоной он был превращен в сову (ασκάλαφος). Ov. met. 5, 538.

АКСАМЕНТЫ

АКСАМЕНТЫ - Axamenta, см. Salii., Салии.

АКСАНА

АКСАНА - Ахаnа, н. Aisne, приток Исары (н. Oise) в Галлии, в прежнем Иль-де-Франсе. Caes. b. g. 2, 5, 9.

АКСИНОМАНТИЯ

АКСИНОМАНТИЯ - Axinomantīa (от αξίνη, секира и μαντεία), предсказание посредством секиры, употреблявшееся для открытия настоящего виновника между подозреваемыми в каком-либо преступлении. Секира втыкалась в столб, произносились имена заподозренных: при чьем имени секира поворачивалась, тот и считался виновным.

АКСИОС

АКСИОС - Axios, 'Άξιος или Άξιός, н. Вардар, главная река Македонии, берет начало на Скарде, протекает через всю Македонию в юго-восточном направлении и, приняв несколько притоков (Эригон с правой стороны), впадает в фермайский залив между Пеллой и Фессалоникой.

АКСОНЫ

АКСОНЫ - 'Άξονες, 4-угольные деревянные колонны, на которых были написаны законы Солона. Со времени Эфиалта они стояли на рынке и их можно было поворачивать на осях. По словам Аристотеля (Plut. Sol. 25), они назывались также κύρβεις; по другим - на κύρβεις написаны были только религиозные правила. 'Ένιοι δέ φασιν ιδίως, εν οι̃ς ίερα και θυσίαι περιέχονται, κύρβεις, α́ξονας δε τους α́λλους ωνομάσθαι. Plut, в упоминаемом месте.

АКТ

АКТ - Actio, в обширном смысле слова - всякое юридическое действие, в частности - формула процесса и самое средство судебной защиты своего права, именно иск гражданский, в противоположность уголовной accusatio. Иски разделялись весьма разнообразно:

1. по их происхождению - на act. civiles и honorariae; первые выходили из строгого jus civile, вторые из эдиктов преторов и эдилов;

2. по лежащему в их основании праву - на act. in rem и act. in personam; первые могли быть направляемы лицом, имеющим на то право против каждого, оспаривающего его права (res здесь означает не только вещь, но вообще все, за исключением личных отношений), вторые же можно было начинать только против известных лиц, в силу особых обязательств;

3. по правоспособности к начинанию иска - на act. privata и publica или popularis; первый мог быть заявлен только тем лицом, которого дело касалось, второй же - каким угодно лицом;

4. по способу судебного решения - на act. stricti juris и bonae fidei (в сущности, это то же, что arbitrium, но точнее говоря, arbitria - общее понятие, a act. bon. fid. только главный разряд так называемых arbitria); иск первого рода решается согласно строгим постановлениям права, иск второго рода дает право судье (arbiter) принимать во внимание общие соображения справедливости (aequitas) и потому действовать при решении дела с большой свободой (Cic. off. 3, 17, 70. Rose. com. 4. Cic. top. 6, 17. Sen. de clem. 2, 7. de ben. 3, 7);

5. по форме судебного разбирательства - на act. ordinaria и extraordinaria: иск первого рода решался судьей, которого назначало должностное лицо (magistratus), и таков был обыкновенный порядок; иск второго рода решался самим должностным лицом. О формулах исков см.: Formula и Legis actio

АКТА

АКТА - Acta, 1. diurna urbis, или populi, или только diurna (υπομνήματα), нечто вроде поденной хроники - дневника. Сообщение отсутствующим новостей из Рима было вначале делом доброй воли частных лиц. Цезарь (Suet. Caes. 20) в 59 г. первый придал собиранию и обнародованию известий правильность и значение официального действия. Содержание известий было отчасти официальное, отчасти заключало в себе частные заявления, какие присылались в редакцию. После составления оригинал вывешивался и многочисленные scribae заботились о распространении и пересылке копий в провинции с позволения praefectus urbi. Оригинал затем поступал в государственный архив, и им можно было пользоваться как историческим источником. Подлинных остатков этих А. не сохранилось; 11 отрывков, так называемые fragm. Dodwelliаnа, сфабрикованы в 15 в.;

2. A. senatus или patrum, также commentarii senatus или actorum (Tac. ann. 5, 4. 15, 74), официальные протоколы совещаний римского сената. Сначала записывались, кажется, только состоявшиеся решения (senatus consulta, decreta, auctoritates); постепенно, однако, оказалось желательным или даже необходимым записывать полный ход прений: стали вносить в А. мнения главных ораторов, в важных же случаях и показания свидетелей (ср. Cic. Sull. 14, 40 слл.). Цезарь в свое 1-е консульство, 59 г., дал этим А. полнейшую гласность (Suet. Caes. 20), Август снова уничтожил ее; но впоследствии она была, однако, восстановлена. Ведение протокола поручалось, по определению председательствующего консула, некоторым сменявшим друг друга сенаторам; во времена императоров эта cura actorum (отсюда a cura actorum или ab actis senatus) возлагалась императором, как постоянная обязанность, на одного из сенаторов, который должен был быть посвящен в самые сокровенные намерения императора (Tac. ann. 5, 4). У этого редактора, вероятно, были помощники (actuarii), которые, впрочем, при решениях, требовавших соблюдения тайны, тоже должны были быть из сенаторов. Прежде эти А. хранились в храме Цереры, позднее в aerarium Saturni или в тайниках публичных библиотек, так что читать их и пользоваться ими можно было лишь с особого разрешения; впрочем, может быть, особо одобренные извлечения из них поступали в acta publiса. см. Cic. ad Att. 6, 2, 6. Tac. ann. 13, 31. 16, 22. ср.: Hübner в Fleckeisens Jahrb. Suppl. III, стр. 564-594.

АКТЕОН

АКТЕОН - Actaeon, Άκταίων,

1. сын Аристея и Автонои, дочери Кадма, знаменитый фивский герой, обученный Хейроном охоте; во время охоты на горе Кифероне был превращен Артемидой в оленя и растерзан своими 50 псами. Артемида разгневалась на него за то, что он видел ее купающейся, или за то, что хвалился, будто превосходит ее в искусстве охоты. После того как собаки разорвали своего господина, с воем ища его, они забежали в пещеру Хейрона, который усмирил их, показав изображение A. Ov. met. 3, 131-252. Еще в поздние времена указывали между Мегарой и Платеей скалу А., с которой он будто бы увидел богиню, и источник А., где она купалась. Paus. 9, 2, 3. Смерть А. изображала собой умирание природы от зноя в дни утреннего восхода созвездия Пса. Изображения А., ставившиеся на скалах и горах, должны были предотвращать разрушительные действия этого зноя. Такое изображение около Орхомена видел еще Павсаний (9, 38, 4). Приложенное изображение, представляющее А. в тот момент, когда началось его превращение и на него уже напали собаки, есть снимок с небольшой мраморной статуи, находящейся в Британском музее;

2. мальчик коринфянин, сын Мелиссов, погибший от преследований влюбленного в него Архия (см. Archias, Архий): своеобразное видоизменение только что изложенного мифа. Plut. narr. am. 2.

АКТОР

АКТОР - Actor, 1. истец, см. Judicia, 21 сл.; Судопроизводство;

2. раб или вольноотпущенник, которому господин, по особому доверию, поручал управление имуществом; в городе и на вилле он должен был вести приход и расход, был actor summarum, кассир; поэтому он принадлежал к числу ordinarii, надзирателей за другими рабами, и имел почти то же значение, что vilicus, несколько меньшее, чем procurator. Colum. 1, 7. 8. Plin. ep. 3, 19. Во времена императоров actores publici заведовали кассами городских общин. Упоминается actor publ. и для Рима, но область его ведения неизвестна. Tac. ann. 2, 30. 3, 67;

3. актер, см. ludi scaenici, Театральные представления

АКТОРИДЫ

АКТОРИДЫ - Actoridae, Άκτορίωνες, см. Μολίονες, Молионы.

АКТУАРИИ

АКТУАРИИ - Actuarii, писцы, служившие таким лицам, которые должны были составлять официальные бумаги. В войске это были низшие чиновники, состоявшие при магазинах для выдачи оттуда провианта. см. также Acta (в конце).

АКТЭ

АКТЭ - Acte, Άκτή,

1. древнее наименование Аттики;

2. восточный берег Пелопоннеса между Тройзеном и Епидавром;

3. прибрежная область Магнессии в Фессалии;

4. полуостров у горы Афона между заливами Сингским и Стримонским. Thuc. 4, 109;

5. Καλή α., Hdt. 6, 22, северный берег Сицилии.

АКУЛЕО

АКУЛЕО - Aculeo, прозвище в gens Furia; более всех известен Гай А., остроумный знаток права, друг оратора Л. Лициния Красса. Cic. de or. 1, 43, 191. 2, 1, 2. 65, 262. Cic. Brut. 76, 264.

АКУСИЛАИ

АКУСИЛАИ - Άκουσίλαος, см. Λογογράφοι, Логографы.

АКЦЕНЗЫ

АКЦЕНЗЫ - Accensi, 1. известный класс народа в центуриатских комициях, см. Comitia, Комиции;

2. известный отдел войска, см. Acies, Боевой строй.

3. помощники, дававшиеся центурионам военными трибунами, они же optiones (см. это сл.);

4. в гражданском быту accensi назывались служители консула. По древнему обычаю, accensus шел перед консулом, если последний не имел fasces, a ликторы за консулом (Suet. Caes. 20). Также преторы приглашали в суд через своих accensi и поручали им во время заседаний выкрикивать (Varr. l. l. 6, 89. Plin. 7, 60) часы дня (9 час. утра, полдень и 3 ч. пополудни).

АКЦИЙ

АКЦИЙ - I.

Accius,

см. Atii, Аттии.

II.

Actium,

'Άκτιον (также ή Άκτή), коса при входе в амбракийский залив, с знаменитым храмом Аполлона, н. Акри или Ла Пунта. Август после победы над Антонием (31 г. до Р. X.) увеличил и украсил этот храм; учрежденные им же в честь Аполлона τα 'Άκτια праздновались, однако, на противолежащей оконечности Эпира вблизи Никополя (см. Nicopolis, Никополь). Verg. Aen. 3, 275. Suet. Oct. 18. Tib. 6. Strab. 7, 325. 10, 451.

АЛА

АЛА - Ala.

Войска, поставлявшиеся для римлян союзниками, а по прекращении союзнических отношений набиравшиеся, как auxiliares, в провинциях, разделялись на две половины, каждая из которых становилась на один из двух флангов, крыльев. Потому они, как пехота, так и конница, в противоположность к солдатам легионов (legionarii), назывались alarii или alae: отличны от них носившие то же название (alae) вспомогательные конные отряды, которые в императорские времена не причислялись к какому-нибудь определенному легиону, а образовывали самостоятельный род войск и назывались по народностям, из которых набирались; напр., ala Batavprum и т. п. (встречается, однако, и ala singularium, Tac. hist. 4, 70). Эти alae распадались на turmae и decuriae и обыкновенно состояли из 500 всадников, впрочем, некоторые имели вдвое больший состав. Они находились под начальством своих туземных предводителей (Caes. b. g. 1, 18), между тем как equites auxiliarii имели римских префектов.

АЛАБАНДА

АЛАБАНДА - Alabanda, τα и ή Άλάβανδα, город в Карий (Hdt. 7, 195; по 8, 136 - во Фригии), невдалеке от Меандра и Марсия, известен был торговлей и художественной производительностью, но также и распущенностью нравов своих жителей. В римские времена здесь был conventus (см. это сл.) iuridicus. Cic. de n. d. 3, 15. 19. Cic. ad. fam. 13, 56. Liv. 33, 18.

АЛАЛКОМЕНЫ

АЛАЛКОМЕНЫ - Άλαλκομεναί, 1. город в Беотии, между горой Τιλφώσιον и озером Копаидой, с древним храмом Афины. Верование, что здесь родилась эта богиня (отсюда будто бы названная Άλαλκομενηίς), спасло город от насилий со стороны врагов. Ноm. Il. 4, 3. Paus. 9, 33;

2. город на Итаке или, по Страбону (10, 457), на острове Астерии близ Итаки.

АЛАНЫ

АЛАНЫ - Alāni, Άλανοί, Άλαυνοί, сарматский народ, быть может, то же, что албанцы (см. Albania, Албания); первоначально жили на Кавказе, впоследствии проникли на равнины России, а во времена Веспасиана через касийские ворота вторгались также и в Мидию и Армению. Позднее, в 3 в., они разбили при Филиппах в Македонии императора Гордиана, но сами были вытеснены гуннами: со свебами и вандалами опустошили Галлию и Испанию, наконец были разбиты готами и франками и затем исчезли из истории, слившись с другими народами.

АЛАРИХ

АЛАРИХ - Alarīcus, Άλάριχος, царь вестготов, ок. 376 г. со своими соплеменниками перешел в римские владения и принимал участие в войнах готов с римлянами, особенно в 379 г. в борьбе против Феодосия Великого. Выдающееся значение А. приобретает с 394 г. Предводительствуя одним германским отрядом, он участвует в сражении с Евгением у реки Фригида (Zosim. 5, 5), а отосланный по смерти Феодосия (395 г.) Стилихоном, опекуном и министром Гонория, обратно на восток, с тех пор становится врагом римлян. В том же году А., теперь предводитель всех вестготов, осадил Руфина в Константинополе, затем опустошил Македонию, Мезию, западный Иллирик, спустился вдоль Адриатического моря к Никополю и вторгся в Фессалию; здесь его настиг и запер Стилихон. Но император Аркадий принудил Стилихона возвратиться в Италию, тогда А. проник в Грецию и страшно опустошил ее. Claudian. in Rufin. 2, 180 слл. de lande Stilich, 1, 170 слл. Снова, теперь морем, является Стилихон в Грецию, но А. ускользает опять от него Zosim. 5, 7. В 401 г. он вторгся в Верхнюю Италию и дошел до Лигурии, там опять встретил его Стилихон и, победив при Поллепции и Вероне, заставил отступить в Иллирик (403 г.). Стилихон думал воспользоваться помощью А. для действий против Византийской империи, но был умерщвлен прежде, чем успел осуществить этот план. В 408 г. А. опять появился в Италии и уже больше не оставлял ее. Дважды осаждал он Рим, провозгласил Аттала императором, а когда тот отказался исполнить его требования, 24 августа 410 г. взял столицу мира, с которой обошелся, впрочем, довольно милостиво. Zosim. 6, 12. Oros. 7, 39 слл. Пробыв три дня в Риме, А. отправился в Нижнюю Италию. Здесь он, еще во цвете лет, скоропостижно умер и был погребен горько оплакавшими его готами при Козенце (Consentia) в реке Барентине в Калабрии. Claudian. b. get. 498. ср.: Pallmann, Gesch. der Völkerwanderung I, стр. 202-317. Aschbach, Gesch. der Westgothen, стр. 66-92. Wietersheim, Gesch. d. Völkerwanderung IV, стр. 182 слл. 198 слл. 227 слл.

АЛАСТОР

АЛАСТОР - Άλάστωρ, «дух мщения» - представление, возникшее в народном веровании, но особенно развитое трагиками. У Эсхила А. является как δαίμων γέννας, как демон искуситель, непрерывно действующий в судьбах известного рода: так, в роде Атридов из одного основного греха выходит целый ряд преступлений; А., мстя за одно преступление, вызывает другое, новое, за которым опять в свою очередь следует месть и еще новое преступление. Aesch. Ag. 1497 - 1508. У Софокла и Еврипида А. также дух мщения, преследующий преступление, но уже не δαίμων γέννας. Soph. О. С. 785. Trach. 1215. Eur. Orest. 1556. У Еврипида иногда А. - не дух-мститель за преступление, прежде совершенное, а просто злой дух, соблазняющий к преступлению (Electr. 978), а затем и вообще дух беды, гибели (Iph. Aul. 952). Второе главное значение слова: ненавистный богам преступник, всюду, куда ни является, приносящий с собой несчастье (Aesch. Еит. 227. Soph. Ai. 364). «A.» было также прозвищем Эриний и Зевса, как богов мстителей и карателей.

АЛБАНИЯ

АЛБАНИЯ - Albania, Άλβανία, (Strab. 11, 500) область Азии, граничившая с севера Кавказом (Керавнскими горами), с востока - Каспийским морем, с юга - реками Киром и Араксом, с запада - Иберией, н. Ширван или Дагестан; изобиловала хлебом, виноградом, имела прекрасные пастбища; жители были народ, любивший охоту и войну. Arr. 3, 8. 11. 13. В понтийскую войну они выставили против Помпея сильное войско, особенно многочисленную конницу, но были покорены. Plut. Pomp. 34. Их отождествляют с аланами Amm. Marc. 31, 2. 23, 5.

АЛБАНСКИЕ ВОРОТА

АЛБАНСКИЕ ВОРОТА - Albaniae или Caspiae portae, узкий проход у Каспийского моря, еще и доныне единственный путь в Ширван.

АЛБАНСКИЕ (КАСПИЙСКИЕ) ВОРОТА

АЛБАНСКИЕ (КАСПИЙСКИЕ) ВОРОТА - Albaniae или Caspiae portae,

узкий проход у Каспийского моря, еще и доныне единственный путь в Ширван.

АЛБИНТИМИЛИЙ

АЛБИНТИМИЛИЙ - Albintimilium, правильнее Albium Intemelium, 'Άλβιον Ίντεμέλιον, муниципия в Лигурии, в 69 от Р. X. была разграблена флотом Отона, причем погибла мать Агриколы (см. Agricola); н. Vintimiglia. Strab. 4, 202. Tac. Agr. 7. hist. 2, 13.

АЛЕВАДЫ

АЛЕВАДЫ - Aleuădae, Άλευάδαι, аристократический род в Лариссе, долго властвовавший над Фессалией (θεσσαλίης βασιλέες, Hdt. 1, 6) и бывший в славе еще в македонские времена. Происходил от Гераклида Алевы, который своевольно захватил власть и был жестоким правителем; его убили собственные же его люди. Pind. pyth. 10, 5. Ov. Ib. 323. А. были скорее наследственными старшинами (ταγοί) союза фессалийцев, чем царями. При вторжении Ксеркса они, вопреки желанию народа, присоединились к персам отчасти из жажды обогащения, отчасти для того, чтобы иметь на стороне опору для борьбы против других влиятельных знатных родов (Hdt. 7, 6. 172. 9, 1. 58). Могущество А. впоследствии было поколеблено ферейскими тиранами; чтобы сокрушить власть последних, А. обратились к Александру II Македонскому; но тот, вмешавшись в дела Фессалии, позаботился только о своих выгодах. Тогда они прибегли к Фивам; отсюда в Фессалию послан был Пелопид, который изгнал македонян (Plut. Pel. 26), но имел все-таки в виду только интересы Фив; начались новые раздоры, и в 356 г. А. призвали на помощь Филиппа Македонского; он сделал Фессалию македонской провинцией, расположив к себе А. предоставлением им почетнейших должностей. Diod. Sic. 16, 14. 35. Plut. Demosth. 18 сл. Buttmann, Mythol., II, стр. 246 слл. Plass, die Tyrannis bei den Griechen, ч. II, стр. 46 слл.

АЛЕЗИЯ

АЛЕЗИЯ - Alesia, Άλεσία, укрепленный, лежавший на возвышенности город мандубов в Gallia Lugdunensis, при реках Лутозе и Озере; по преданию, построен был Гераклом (Diod. Sic. 4, 19). Здесь знаменитой осадой решен был исход борьбы Цезаря с Верцингеторигом. Caes. b. g. 7, 68 сл. Большинство исследователей отождествляют А. с Alise S-te Reine y горы Оксуа, близ Флавиньи.

АЛЕЙСКАЯ РАВНИНА

АЛЕЙСКАЯ РАВНИНА - Aleius campus, Άλήιον πεδίον, весьма хлебородная равнина в Киликии, между реками Пирамом и Сэром, Hdt. 6, 95. Arr. 2, 5, 8. ср. Ноm. Il. 6, 201, где она представляется пустынным невозделанным полем.

АЛЕК

АЛЕК - Alec, allée или halec, hallex, по обыкновенному толкованию, род соуса, отвара, приготовлявшегося в различных сортах из внутренностей мелкой рыбы (Plin. 31, 8). W. E. Weber (к Horat. Sat. стр. 386) разумеет под этим словом сушеные остатки мясистых частей рыбы, а под словом garum (см. Гарум) собственно рыбный отвар.

АЛЕКСАНДР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА

АЛЕКСАНДРА - Alexandra, см. Cassandra, Кассандра.

АЛЕКСАНДРИЯ

АЛЕКСАНДРИЯ - Alexandrea, Alexandria, Άλεξάνδρεια. Множество городов этого имени основано Александром Великим; они служат как бы указателями пути по необъятному пространству его завоеваний. Замечательнейшие из них:

1. A. Troas, Ά. ή Τρωάς, у Эгейского моря на юг от Трои, называвшаяся одно время Антигонией, особенно процветала во времена римского владычества (Liv. 35, 42. 37, 35); Цезарь думал перенести сюда столицу государства (Suet. Caes. 79), Август и Адриан также заботились об этом городе. Ныне на его месте развалины Ескистамбуль (т. е. старый Константинополь);

2. в Сирии между Иссом и Антиохией, н. Александретта или Скандерун;

3. в персидской области Арахосии, н. Кандагар;

4. в Ариане, н. Герат, на большом индийском караванном пути;

5. в Бактриане, может быть, н. Хуллум;

6. Ά. προς Καυκάσω или εν Παραπαμισάδαις, вероятно, вблизи Кабула; Александр провел там одну зиму (Arr. 3, 28, 4);

7. в Сусиане недалеко от устья Тигра, позднее называлась Антиохией;

8. Ά. προς Τανάιδι (Αrr. 4, 1, 3), н. Ходжент на Яксарте; она же, вероятно, называлась Άλεξανδρέσχατα;

9. на Инде (Arr. 6, 15, 2);

10. Αλεξάνδρεια εν Αίγύπτω, н. Искендерие, основана для утверждения греческого владычества в Египте (331 г. до Р. X.) по плану Дейнохара, на косе между Средиземным морем и озером Мареотидой (Arr. 3, 1, 5 слл. Plut. Al. 26. Diod. Sic. 17, 52. Strab. 17, 791). Город имел форму параллелограмма в 30 стадий длины и 10 ширины (15 миль в окружности), широкие его улицы расположены были правильно, пересекая одна другую под прямым углом; он состоял из двух главных частей:

a) Брухия, на северо-востоке, где находились: царский дворец, σω̃μα или ση̃μα, куда было перевезено и тело Александра, Музей, гимназия и стадий;

b) Ракоти с акрополем и Серапеем, в котором находилась библиотека. Город, занимавший крепкую позицию, был еще укреплен и искусством. Из гаваней одна, на Мареотиде, была предназначена только для нильских судов. Большая гавань образовывалась полуостровом Лохиадой на северо-востоке и плотиной в 7 стадий (Έπταστάδιον) на юго-западе; последняя соединяла остров Фарос с городом; самая внутренняя, отделенная от других часть гавани называлась Малой гаванью и предназначалась для царских кораблей. На западной стороне Гептастадия находилась гавань «счастливого возвращения» (Ευ́νοστος): она образовывалась Гептастадием, островами Фаросом и Ракотью. Особенный бассейн у городского берега, соединявшийся каналом с Мареотидой, носил название «Ящика» (κιβωτός). У наружной северозападной стороны острова Фароса находилась «Гавань пиратов»; на возвышенной северо-восточной оконечности острова стоял великолепный маяк. Вне укреплений города на юго-западе от Ракоти находился Некрополь (город мертвых), на северо-востоке, близ Брухия, перед канобскими воротами - гипподром. Население, в котором насчитывалось до 300 тысяч свободных и, может быть, вдвое более рабов, состояло из разнороднейших элементов (Polib. 39, 14); дерзость, легкомыслие, своеволие, распутство были его характеристическими чертами (Caes. b. c. 3, 110). О прежнем блеске древней столицы Птолемеев, завоеванной в половине 7 в. калифом Омаром, свидетельствуют теперь только развалины. Среди них еще стоит Помпеева колонна в 114 футов высоты и до последнего времени стоял обелиск, «игла Клеопатры», ныне перевезенный в Англию. С Серапеем и Музеем связано высокое значение А. для греческой литературы: первые Птолемеи, Лагов, Филадельф и Эвергет, возвысили этот город на степень метрополии учености и литературы того времени. Библиотека в Брухии, собранная в особенности Птолемеем Филадельфом, содержала в себе вместе с дублетами (συμμιγη̃) 400 000 томов или свитков, а без дублетов (αμιγη̃ και άπλα̃) 90 000. (Так, Ричль, по объяснению Бернгарди, συμμιγη̃ - это произведения одного и того же автора, напр. 500 книг Аристотеля; αμιγη̃ και άπλα̃ - сборники из сочинений одного и того же рода литературы, напр. сборники трагедий и т. п.) Позднее подобное же собрание из 42 800 томов основано было в Ракоти при храме Сераписа; но оно при осаде города Цезарем сгорело, а потом было заменено пергамской библиотекой в 200 тысяч томов, которую Антоний подарил Клеопатре. И эта библиотека была уничтожена во времена Феодосия Великого, в 389 г., архиепископом Феофилом; некоторые, впрочем, приписывают это варварство Амру, полководцу Омара (651 г.). ср.: Ritschi, Opuscula, т. I, стр. 1 слл. Музей служил местопребыванием ученых, которые заботились о приведении в порядок и пополнении библиотеки и об исправлении ее рукописей, пользуясь готовым содержанием от царских щедрот (ή εν Μουσείω αίτησις); это был центр тогдашней учености. В царствование Аврелиана, во время беспорядков, Музей также был разрушен. ср.: Parthey, das alex. Museum (1838). Собирание и критический пересмотр существующих литературных сокровищ, равно как и стремление приобрести все необходимые для уяснения их сведения, составляют характеристический признак александрийского периода греческой литературы. За собиранием и приведением в порядок библиотеки наблюдали библиотекари: Зенодот, Каллимах, Ератосфен, Аполлоний, Аристофан, Аристарх. Грамматика в обширнейшем смысле, какой ей придавался в древности, составляла главный предмет разработки, но александрийцы оказали также значительные услуги математике и астрономии. В А. же во времена Птолемеев сделан был перевод Библии на греческий язык; древнейшие части составленных еврейскими авторами сивиллинских оракулов восходят к тому же времени; из грамматиков, посвящавших себя изучению отдельных писателей, наиболее достойны упоминания критики и толкователи Гомера: Зенодот, Аристофан Византийский и особенно Аристарх. Плодом стремления привести в систему и порядок все образцовое в литературе явились, как прежде думали, уже при Аристофане и Аристархе так называемые κανόνες, т. е. перечни лучших писателей для каждого литературного вида. Канон эпических поэтов, обязанный будто бы своим происхождением Аристофану византийскому и Аристарху, заключал в себе Гомера, Гесиода, Паниасиса, Антимаха, Пейсандра; канон ямбографов: Архилоха, Гиппонакта, Симонида Аморгинского; канон элегиков: Каллимаха, Филета, Каллина, Мимнерма; канон лириков: Алкмана, Алкея, Сапфо, Стесихора, Пиндара, Бакхилида, Ивика, Анакреонта, Симонида Кеосского; канон трагиков: Эсхила, Софокла, Еврипида, Иона и Ахея; канон комиков: Епихарма, Кратина, Евполида, Аристофана, Ферекрата, Платона (древние комики), Антифана и Алексида (средние комики), Менандра, Филиппида, Дифила, Филемона, Аполлодора (новые комики). Из прозаических писателей к числу канонических относились будто бы историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Феопомп, Ефор, Анаксимен, Каллисфен; ораторы: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Ликург, Демосфен, Гиперид, Дипарх. Однако этот каталог оказывается до того лишенным плана, полным пробелов, а отчасти даже ошибок, что правы, конечно, те ученые, которые совершенно устраняют из истории литературы этот «Александрийский канон», как фикцию, вышедшую из неправильного понимания некоторых мест писателей (напр., Quintil. 10, 1, 54. 59). ср.: Steifen, de canone qui dicitur Aristophanis et Aristarchi (1876). Поэзия александрийской школы носит на себе отпечаток учености; ей свойственны чистота языка, гладкое изложение, тонкая обработка мелких подробностей, строгая правильность стихосложения, но эти достоинства не могут вознаградить за часто чувствующися недостаток живости фантазии, свежести и естественности изображения. Аполлоний Родосский, Арат, Каллимах, Никандр, Филет принадлежат к значительнейшим поэтам этой школы. В А. же сложился особый александрийский диалект.

АЛЕКСИД

АЛЕКСИД - 'Άλεξις, из Фурий в Великой Греции, поэт так называемой средней комедии, родился ок. 390 г., дожил до 106 лет. Продолжительностью деятельности А. объясняется многочисленность его пьес (по Свиде - 245), употребление у него некоторых мотивов и характеров (роль паразита), принадлежащих собственно уже новой комедии, и различие слога в отрывках различных его комедий. Многочисленные отрывки показывают в А. остроумного и наблюдательного поэта, легко и изящно владевшего языком. Отрывки изд. Hirschig (1840), Meineke, fragm. coin. Gr. I стр. 374 слл. и III стр. 382 слл.

АЛЕКТО

АЛЕКТО - Alecto, см. Έρινύες, Эринии.

Предыдущая страница Следующая страница