Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 9, "АНА"-"АНН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АНА"-"АНН")

АНАКСАНДР

АНАКСАНДР - Anaxander, Άνάξανδρος, спартанский царь времен 2-й Мессенской войны, из рода Агиадов. Hdt. 7, 204.

АНАКСАНДРИД

АНАКСАНДРИД - Anaxandrĭdes, Άναξανδρίδης (дор. -ας),

1. спартанский царь, сын Леонта из рода Агиадов, отец Леонида. Hdt. 5, 39 слл. 7, 204;

2. спартанский царь, сын Феопомпа, отец Архидама, Проклид. Hdt. 8, 131;

3. А. из Камира (на Родосе), писатель средней комедии, жил в Афинах ок. 375 г. до Р. X.; это был веселый, умный и тонкий наблюдатель; он первый стал избирать сюжетами комедий любовные приключения; написал 65 пьес. Сохранилось несколько отрывков и около 30 заглавий. см.: Метеке, fragm. сот. Gr., III, 161 слл. А. приписывались и дифирамбы.

АНАКСАРХ

АНАКСАРХ - Anaxarchus, Άνάξαρχος, из Абдеры, ученик Демокрита, сопровождал Александра Великого в его походах, получил прозвище εύδαιμονιός. Рассказывали, что кипрский тиран Никокреонт, мстя за нанесенное ему Анаксархом оскорбление, велел истолочь философа в ступе. Cic. tusс. 2, 21. de n. d. 3, 33.

АНАКСИБИЙ

АНАКСИБИЙ - Άναξίβιος, командовал спартанским флотом в Византии, когда Ксенофонт привел туда остатки 10 тысяч. Хеn. Anab. 5, 1, 4. 7, 1, 3 и 11. В 389 г. несчастливо сражался у Абидоса против афинян, предводимых Ификратом (Хеn. Hell. 4, 8, 32 слл.), и в следующем году был убит.

АНАКСИЛАЙ

АНАКСИЛАЙ - Anaxilāus, Άναξίλαος, также Άναξίλας,

1. тиран регинский, родом из Мессении; при помощи изгнанных с родины самосцев и милетцев овладел (между 497 и 494 гг. до Р. X.) Занклой в Сицилии, населил этот город мессенцами и назвал его Мессеной. Hdt. 6, 23. Thuc. 6, 5. По смерти Анаксилая (в 476 г. до Р. X.) его сыновья сперва находились под опекой Микифа, а в 467 г. до Р. X. сами вступили в управление государством, но через 6 лет были изгнаны. Diod. Sic. 11, 48. 66, 76;

2. писатель средней аттической комедии. Отрывки его произведений дает Meieneke, fragm. com. Gr. III, 341 слл.;

3. философ-пифагореец из Лариссы, во времена Агуста (в 28 г. до Р. X.) был изгнан из Италии за колдовство.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР - Anaximander, Άναξίμανδρος, сын Праксиада, родился в Милете ок. 610 г. до Р. X., был другом или учеником Фалеса; жил при дворе Поликрата на Самосе; умер несколько позже 546 г. В сочинении, которое у позднейших авторов называется περι φύσεως, он образным поэтическим языком кратко излагал свое учение. Вероятно, только отделами этого сочинения были приписывавшиеся также Анаксимандру книги о неподвижных звездах (περι τω̃ν απλανω̃ν) и описание земли (γη̃ς περίοδος); а может быть, последнее относится к географической карте. Землю он считал цилиндрическим телом, находящимся в середине мира и держащимся на равном расстоянии от всех точек окружности. Он первый старался научно доказать мысль, что космос есть нечто постоянно созидающееся. Ему же приписывают изобретение солнечных часов, небесного глобуса и т. п.; ср.: Cic. div. 1, 50, 112. Началом (αρχή) сущего А. признавал бесконечное (το α́πειρον). Относительно этого το α́πειρον он утверждал, что оно πάντα περιέχειν και πάντα κοβερνάυ, και του̃το είναι το θει̃ον αθάνατον γαρ και ανώλεθρον.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН - Anaximenes, Άναξιμένης,

1. милетец, сын Евристрата, называемый другом или учеником Анаксимандра, родился между 560 и 548 гг. до Р. X. В своем философском учении снова поставил на место неопределенного анаксимандровского «бесконечного» определенный элемент природы, а именно воздух, как начало, все окружающее и все поддерживающее. Из этого начала происходит все путем разжижения (αραίωσις) или сгущения (πύκνωσις); воздух же есть и принцип жизни отдельных существ: εκ τούτουτα πάντα γίγνεσθαι και εις αυτόν πάλιν αναλύεσθαιοι̃ον ι̃ ψυχη ή ήμετέρα αηρ ούσα συγκρατει̃ ήμα̃ς, και ο́λον τον κόσμον πνευ̃μα και αηρ περιέχει. Plut, de plac. phil. 1, 3. ср. Cic. de n. d. 1, 10 acad. 4, 37, 118;

2. историк из Лампсака, родился ок. 385 г. до Р. X., находился в свите Александра Великого, написал нечто вроде всеобщей истории, Έλληνικά, и, кроме того, историю царствований Филиппа и Александра под заглавиями Φιλιππικα и τα περι Άλέξανδρον. Отрывки этих сочинений дает С. Müller, script, rer. Alex, magni, 33 слл. Собственно, призванием А. была риторика; в этой области он оспаривал теорию Исократа. А. приписывают сохранившуюся между произведениями Аристотеля ρητορικη προς Άλέξανδρον; это самая древняя из дошедших до нас риторик: здесь теория непосредственно выводится из практики красноречия и подтверждается примерами. Изд. L. Spengel (1847 г.), который и доказал принадлежность этой риторики А.

АНАКТОРИЙ

АНАКТОРИЙ - Anactorium, Άνακτόριον, мыс в Акарнании у входа в Амбракийский залив с портовым городом того же имени, основанным ок. 630 г. коринфянами (Theo, 1, 55); жителей этого города Август перевел в Никополь.

АНАНИЙ

АНАНИЙ - Άνάνιoς, см. Lambici.

АНАП

АНАП - 'Άναπος, Anapus,

1. приток Ахелоя в Акарнании. Thuc. 2, 82;

2. река в Сицилии; протекая через болота, впадает в море южнее Сиракуз, н. Анапо. Гимилкон поставил здесь свой лагерь, чтобы принудить Марцелла снять осаду Сиракуз. Liv. 24, 36. Как олицетворение, А. часто является у поэтов любовником водной нимфы Кианы. Ov. met. 5, 412. Theocr. 1, 68.

АНАРТЫ

АНАРТЫ - Anartes, (Ptolem. 3, 8, 5 'Άναρτοι), по Цезарю (b. g. 6, 25), народ в Дакии, до владений которого доходил Герцинский лес. А. жили на север от даков, т. е. в нынешней Венгрии около Тиссы.

АНАС

АНАС - Anas, н. Guadiana, т. е. «река Ана», одна из значительных рек Испании. Вытекая из Ламитанской области, она со времен Августа составляла границу между Бетикой и Лузитанией и впадала при городе Esuris двумя устьями (ныне одним) в Атлантический океан. Судоходна не на очень большом протяжении.

АНАФА

АНАФА - Anăphe, Άνάφη, н. Нафи, Намфио, спорадский остров на востоке от Феры, гористый и мало плодородный. Strab. 10, 484. Apollod. 1, 9, 26. Apoll. Rh. 4, 1709 слл.

АНАФЛИСТ

АНАФЛИСТ - Anaphlystus, Άνάφλυστος, η. Άνάβυσο, дем в западной части Аттики, с хорошей гаванью и укреплениями, защищавшими близлежащие лаврийские рудники (Hdt. 4, 99), родина известного оратора и демагога Евбула (см. Eubulus, Евбул).

АНАХАРСИС

АНАХАРСИС - Anacharsis, Άνάχαρσις, скиф из царского рода. Предприняв для своего образования путешествие в Грецию, А. удивлял греков своим умом, простотою нравов и образа жизни. Некоторые считали его даже в числе семи мудрецов. Рассказывали, будто в Афинах он познакомился с Солоном и посвятил себя изучению философии; возвратясь в отечество, хотел ввести там греческое богопочитание, но был убит братом своим, царем Савлием. Hdt. 4, 76. Cic. tusс. 5, 32, 90. Plut. Sol. 5. Приписываемые А. 9 писем, без сомнения, подложны.

АНАХИТА

АНАХИТА - см. Анаита.

АНА (Х)ИТА

АНА (Х)ИТА - Anaitis,

Άναΐτις, персидское божество (Анахид), олицетворение производительной силы природы; сладострастный культ этой богини был распространен в Армении, Каппадокии, Мидии и др. странах; богиня была отожествляема с греческою Афродитой или с Артемидой, как богиней луны.

АНАЯ

АНАЯ - Άναι, см. Аnае-.

АНГЕРОНА

АНГЕРОНА - Angerōna, римское божество, значение которого неизвестно; одни полагали, что это богиня молчания, другие - что это богиня тревоги и беспокойства, не только возбуждающая такие душевные настроения, но и освобождающая от них (Macrob. sat. 1, 10); изображение ее стояло на алтаре Волупии, божества, совершенно противоположного по своему значению. В праздник Angeronalia (21 декабря) понтифики приносили А. жертву в святилище Волупии. Varro l. l. 6, 3, 58.

АНГИЦИЯ

АНГИЦИЯ - Anguitia или Angitia, богиня змей у марсов и маррубиев, живших вокруг озера Фуцина, волшебница и богиня-целительница. Она будто бы жила некогда в роще близ этого озера, научила людей употреблению противоядий и заклинаниями убивала змей. Впоследствии ее стали считать сестрою Медеи и Кирки. Nemus Anguitiae, Verg. Aen. 7, 759.

АНГЛЫ

АНГЛЫ - Angli, германское племя, занимавшее середину Северо-Западной Германии и часть Кимбрского полуострова, откуда впоследствии (ок. 430 г. до Р. Х.) вместе с саксами перешло в Британнию; ср. Tac. Germ. 40.

АНГРИВАРИИ

АНГРИВАРИИ - Angrivarii, позднее ангры, енгры, немецкое племя на юг от хауков, между бруктерами (на юго-запад) и фозами (на юго-восток), по обоим берегам реки Visurgis (Везер), отделенное от херусков земляным валом. Tac. ann. 2, 19. Большею частью ангры были друзьями римлян (m. ж. 2, 8. 22, где, впрочем, нужно читать, вероятно, Ampsivarii). По Тациту, Tac. Germ. 33, они заняли впоследствии и страну бруктеров.

АНДАНИЯ

АНДАНИЯ - Andania, Άνδανία, город на Харадре, недалеко от Неды, резиденция древнейших лелегийских царей Мессении, родина Аристомена. В конце 2-й Мессенской войны был покинут жителями и во времена Эпаминонда еще не был вновь заселен; у Liv. 36, 31 называется parvum oppidum, во времена Павсания (4, 33, 6) лежал в развалинах. Замечательна была находившаяся вблизи него кипарисовая роща (Καρνάσιον α́λσος), в которой совершались имевшие характер таинств богослужебные обряды в честь Аполлона, Гермия, Деметры и Коры, а равно и Кабиров.

АНДОКИД

АНДОКИД - Άνδοκίδης, афинянин, второй по времени жизни в ряду 10 аттических ораторов. Принадлежа по самому происхождению своему к партии аристократов, он замешан был в процессе гермоконидов (см. Alcibiades, Алкивиад) и хотя, назвав виновных (в 414 г. до Р. X.) , был выпущен из тюрьмы, причем спас также своего отца, попавшего по тому же обвинению, но все-таки подвергся атимии. Plut. Alcib, 18 слл. Thuc. 6, 60. Пробыв некоторое время у Архелая Македонского, он отправился на Кипр для торговых предприятий, отсюда в 411 г. до Р. X. во время правления четырехсот возвратился в Афины, но был заключен в тюрьму, а потом опять был вынужден удалиться на Кипр. Только объявленная после падения тридцати всеобщая амнистия сделала возможным для А. пребывание в Афинах. Поселившись здесь ок. 400 г. до Р. X., он снова приобрел политическое значение, но неудача его посольства (394 г. до Р. X.) в Спарту, по некоторым известиям, имела опять последствием изгнание. Дошло до нас под именем А. четыре речи, простые и безыскусственные по своему изложению, но местами несколько растянутые, а именно:

1. κατ' Άλκιβιάδου (415), наверное - подложная (Meier орusс. I, р. 74. II, р. 1);

2. περί τη̃ς έαυτου̃ καθόδου (ο возвращении из изгнания; подлинность этой речи некоторыми также была повергаема сомнению);

3. περι τω̃ν μυστηρίων;

4. περι τη̃ς προς Λακεδαιμονίους είρήνης (речь по поводу посольства в Спарту; некоторыми считается подложною). Изд.: Schiller (1853) и Blass (1871).

АНДРЕМОН

АНДРЕМОН - Andraemon, Άνδραίμων,

1. отец Фоанта, предводительствовавшего этолийцами в Троянскую войну (Ноm. Il. 2, 638), зять Ойнея, царя калидонского. Диомед, освободив Ойнея из заключения, в котором держали его племянники, сыновья Агрия, передал Калидонское царство Андраймону. Apollod. 1, 8, 1;

2. сын Оксила, муж Дрионы. Ov. met. 9, 363.

АНДРИИ

АНДРИИ - Άνδρει̃α.

Так назывались общие трапезы взрослых мужчин у критян; юноши же собирались в αγέλας (ср. Συσσίτια, Сисситии). За этими трапезами господствовала умеренность, предметами застольной беседы были прославление подвигов предков и поощрение к доброй нравственности. В каждом городе было особое, предназначенное для таких собраний здание. Иностранцев принимали здесь с большим радушием, сажали на почетные места (ξενικαι τράπεζαι); но квартиры отводили им в других зданиях (κοιμητήριοv). Athen. 4, 22.

АНДРИСК

АНДРИСК - Andriscus, 'Άνδρισκος, человек низкого происхождения, выдавал себя за сына последнего царя македонского Персея и возмутил македонян против римлян в 149 г. до Р. X. Приняв имя Филиппа, он около года сопротивлялся римским полководцам, пока не был разбит Цецилием Метеллом; тогда бежал во Фракию, но был выдан одним фракийским князем и должен был идти в триумфальном шествии Метелла. Vell. Pat. 1, 11. Flor. 2, 14. Amm. Marc. 14, 11, 31.

АНДРОГЕЙ

АНДРОГЕЙ - Androgeos, (-us), Άνδρόγεως, сын Миноса, критского царя; участвуя в только что учрежденном празднестве Панафиней в Афинах и одержав победы во всех состязаниях, он возбудил к себе зависть Эгея, и тот его погубил. Тогда Минос начал войну и, победив афинян, наложил на них позорную дань: они должны были посылать 7 юношей и 7 девушек для Минотавра (см. Theseus, Тесей). В честь А. по воле Миноса были учреждены в Керамике ежегодные поминальные игры, причем А. был чествуем под именем Ευρυγύης. Apollod. 3, 1, 2. 15, 4 сл. Diod. Sic. 4, 60. Ov. met. 7, 456 слл. 8, 153.

АНДРОКЛ

АНДРОКЛ - I.

Άνδροκλη̃ς,

афинский демагог, после падения своего главнейшего противника Алкивиада ставший во главе народной партии, был тайно убит приверженцами олигархии. Thuc. 8, 65. Arist. Vesp. 1187. Andoc. 1, 28. Plut. Alc. 19.

II.

Androclus,

'Άνδροκλος, раб одного римского проконсула в Африке, известный по рассказам у Sen. benef. 2, 19, 1. Aclian. v. h. 7, 48 и Gell. 5, 14, 10 слл. Бежав от своего господина в пустыню, он встретил там льва, который мучился от занозы, попавшей ему в лапу; А. вынул занозу, лев, как бы выражая свою благодарность, не только пощадил его, но и стал приносить ему пищу. Оставив через несколько времени логовище льва, раб снова попал во власть своего господина и за побег был осужден на бой со зверями. Лев, вместо того чтобы растерзать человека, стал ласкаться к нему, узнав в нем своего благодетеля. Тогда раба отпустили на волю и подарили ему этого льва. А. водил его по городу и этим способом собирал щедрые подаяния; таким образом, лев опять сделался его кормильцем.

АНДРОКЛИД

АНДРОКЛИД - Άνδροκλείδας, фиванец; будучи подкуплен Тиссаферном, побудил Фивы начать войну против Спарты в 395 г. до Р. X., вследствие чего Агесилай должен был оставить Азию. Plut. Lys. 27. Хеn. Hell. 3, 5, 1. 5, 2, 31.

АНДРОМАХА

АНДРОМАХА - Andromäche, Άνδρομάχη, жена троянца Гектора, дочь Этиона (см. Eetion, Эетион), царя гипоплакийских Фив, киликийского города в Мисии. Hot. Il. 6, 395. У Гомера А. изображается как одна из благороднейших женщин; она питает к своему столь же благородному супругу самую нежную и верную любовь, с глубокой скорбью оплакивает его смерть и свято чтит его память. Hot. Il. 6, 414. 22, 460. После взятия Трои увезенная во Фею или в Эпир сыном Ахилла Неоптолемом, она родила ему 3 сыновей. Впоследствии Неоптолем отдал ее сыну Приама, Гелену. Verg. Aen. 3, 294 слл. Умерла А. в Азии, куда последовала за Пергамом, своим третьим сыном от Неоптолема.

АНДРОМЕДА

АНДРОМЕДА - Andromeda, Άνδρομέδα, дочь Кефея, царя Эфиопии. Жена этого царя Кассиопея, возгордившись своею красотою, оскорбила нереид; тогда в наказание за это Посейдон посылает на царство Кефея морское чудовище; по предсказаниям, А. должна достаться на добычу этому чудовищу; для того она уже прикована к прибрежному утесу; но является Персей (см. Perseus, Персей) и спасает ее. Отец, ранее обещавший руку дочери своему брату Финею, теперь выдает А. замуж за Персея. Вступив вследствие этого в борьбу с Финеем, Персей посредством головы Горгоны обратил его в камень. Apoll. 2, 4, 5. Ov. met. 4, 670 слл. 5, 1-235. Паллада Афина поместила А. в число созвездий.

АНДРОНИК

АНДРОНИК - Andronĩcus, Άνδρόνικος, перипатетик, родом с Родоса, учил философии в Риме в веке Августа. Написал сочинение об Аристотеле (Gell. 10, 5) и привел в порядок произведения как этого философа, так и Теофраста. Сочинения, печатавшиеся прежде под именем А., принадлежат эпохе Возрождения. Имя А. носили многие византийские императоры и государственные люди.

АНДРОС

АНДРОС - Andros (-us), ή 'Άνδρος, н. Андро, самый северный из кикладских островов, только на 1, 5 мили отстоящий от южной оконечности Эвбеи; поверхность его равняется приблизительно 6 кв. м; он посвящен был Дионису. В древнейшие времена андросцы были так могущественны, что уже ок. 650 г. до Р. X. основали колонии Аканф, Стагиру и др. Thuc. 4, 84. 88. На острове находился город того же имени, а в 2, 5 часах пути от города к юго-западу превосходная гавань Γαύριον (порт Гаврио), в которой может поместиться целый флот. После Персидских войн, во время которых андросцы держали сторону Персии, они были покорены афинянами и подверглись жестоким притеснениям. Впоследствии остров подпал власти македонян, потом Аттала (Liv. 31, 45) и наконец вместе с Пергамским царством перешел во владение римлян.

АНДРОСФЕН

АНДРОСФЕН - Androsthenes, Άνδροσθένης, сын Каллистрата, родом с Фасоса или из Амфиполя, принимал участие в походах Александра и написал сочинение τη̃ς Ίνδικη̃ς παράπλους, от которого сохранилось несколько отрывков.

АНДРОТИОН

АНДРОТИОН - Androtion, Άνδροτίων, афинянин, сын Андрона, ученик Исократа. Жестокость его при взыскании недоимок побудила Эвктемона и Диодора подать на него жалобу παρανόμων, Демосфен написал доныне сохранившуюся речь для второго из этих обвинителей. Он же написал и речь против Тимократа, участвовавшего с А. в захвате одного египетского торгового судна. А. удалился в Мегару и там написал сочинение Άτθίς, т. е. историю Афин от древнейших времен до 108 ол. Отрывки изд. Siebeiis (1811) и Müller (fragm. hist. Graec., I, 371 слл.).

АНДЫ

АНДЫ - Andes, 1. Andi, Andegavi, Andecavi, галльский народ по низовьям Лоары; главный город андов также назывался Andes или Iuliomagus (н. Анжер). Caes b. g. 2, 35. 3, 7. 7, 4. Tac. ann. 3, 41;

2. селение близ Мантуи, где родился поэт Вергилий, н. Pietola.

АНЕМУРИЙ

АНЕМУРИЙ - Anemurium, Άνεμούριον, н. мыс Анемур, крайняя южная оконечность Киликии. На северо-востоке от мыса находится город того же имени. Liv. 33, 20 Tac. ann. 12, 55.

АНИЕН

АНИЕН - Anio (раньше Anien), Άνίων, н. в верхнем течение Аниене, а в нижнем Тевероне, река в Италии, берет начало близ Требы в горах герников, образует знаменитые водопады близ Тибура (отсюда praeceps, Horat. Od. 1, 7, 13) и составляет границу между Лацием и страною сабинян, а в 3 милях к северу от Рима впадает в Тибр. От Тибура шел один из древнейших водопроводов, доставлявший воду в Рим; он был заложен в 265 г. до Р. X. Манием Курием Дентатом на средства, полученные из добычи, отнятой в войну против Пирра; другой водопровод был устроен Калигулой и Клавдием. В А. впадал также Горациев ручей Дигенциа (ер. 1, 18, 104).

АНИЙ

АНИЙ - Anius, Άνιος, сын Аполлона и Креусы или Ройо, которую разгневанный отец в ящике бросил в море; ящик пригнало к Делосу, и здесь она родила А. Аполлон, научив его искусству прорицания, сделал его своим жрецом и царем острова. А. помогал грекам во время похода их на Трою (Ov. met. 13, 650 сл., см. Oenotropae). Эней во время своих странствований был принят на Делосе A. (Verg. Aen. 3, 80) и женился на дочери его Лавинии, знаменитой пророчице, которую взял с собою в Италию (Dion. Hal. 1, 59).

АНИТ

АНИТ - Anytus, 'Άνυτος, сын Анфемиона, богатый торговец кожами в Афиннах, достигший постепенно самых высших должностей; вместе с Фрасибулом и Архином он стоял во главе демократов, низвергших правление тридцати. Долгое время был близок к Сократу, но впоследствии стал его врагом и был одним из трех его обвинителей (см. Plat. Men. Xenoph. apοl; ср. Socrates, Сократ). Когда афиняне стали раскаиваться в том, что казнили Сократа, А. был изгнан и удалился в Гераклею, что в Понте. Но, говорят, Геркалеоты также его изгнали или даже побили камнями. Хеn. Hell. 2, 3, 42.

АНИЦИЙ

АНИЦИЙ - Anicius, L. An. Gallus, в звании претора победил союзника Персеева Гентия, царя иллирийского, взял его в плен и в своем триумфальном шествии привел в Рим. Liv. 44, 21 слл. 45, 43.

АНКЕЙ

АНКЕЙ - Ancaeus, Άγκαι̃ος,

1. сын Ликурга, аркадянин, аргонавт и участник калидонской охоты. Сын его Агапенор, предводитель аркадян (Il. 2, 609), на пути из-под Трои домой был занесен на Кипр и основал там город Пафь со святилищем Афродиты;

2. сын Посейдона, царь лелегов на Самосе, куда он будто бы привел колонию из кефалленского Самоса. Раз, в то время как А. сажал виноградные лозы, один прорицатель предсказал, что А. не суждено пить вина от этих лоз. Прошло довольно времени; из винограда, выросшего на тех лозах, было уже приготовлено вино, и А., держа в руках наполненный вином кубок, издевался над прорицателем; но прорицатель сказал эти ставшие потом пословицею слова: πολλα μεταξυ πέλει κύλικος και χείλεος α́κρου, multa cadunt inter calicem supremaque labra. В ту же минуту приходит известие, что свирепый вепрь опустошает страну; А. оставляет кубок и спешит идти убить вепря, но тот убивает его самого. Так сбылись слова пророка. Paus. 7, 4, 2.

АНКИЛ

АНКИЛ - Ancīle, щит эллиптической формы, по мнению некоторых названный так потому, что по обеим продольным сторонам он имел продолговато-круглые вырезки (ancisile от amb и caedo, Varro. l. l. 7, 43). Правильнее Кореей сводит это слово к корню cil (clupeus). Ancile было главным оружием салийских жрецов. По сказанию, одно такое ancile упало с неба, и Нума, узнав от нимфы Егерии, что этот щит необходимо всячески сохранять, как залог спасения для Рима, велел сделать еще 11 точно таких же щитов для того, чтобы подлинное ancile не могло быть узнано и похищено. Ov. fast. 3, 377. Plut. Num. 13. Салии, которым были вверены эти щиты для сохранения в одном святилище на Палатинском холме, раз в год с песнями и воинственными плясками проносили их по городу.

АНКИРА

АНКИРА - AncСћra, 'Άγκυρα, н. Ангора,

1. город в Великой Фригии, основанный будто бы Мидасом, впоследствии столица галлов-тектосагов, а в римские времена главный город в Galatia prima. Находясь на большом караванном пути, А. сделалась чрезвычайно богатым промышленным и торговым (ангорские козы, шерсть) городом. Arr. 2, 4, 1. Curt. 3, 1. Liv. 38, 24. В благодарность за значительное содействие украшению города жители выстроили в честь Августа великолепный храм, у входа в который на колоннах был вырезан греческий и латинский текст составленного самим Августом обозрения его государственных дел. От этого Monumentum или Marmor Ancyranum сохранились значительные фрагменты. Изд. Th. Mommsen (1865; и в I т. Corp. inscr. Lat.) и Bergk (1873);

2. город во Фригии у верховьев реки Макеста.

АНК МАРЦИЙ

АНК МАРЦИЙ - Ancus Martius, (служитель Марса), вероятно, внук Нумы с материнской стороны, четвертый царь Рима. Время его правления 640-616 гг. до Р. X. (114-138 u. с.). Более всего он заботился о том, чтобы возвысить значение обрядов богопочитания в римской общественной жизни, а также о развитии земледелия и торговли и в видах содействия последней основал Остию на устье Тибра. Он же, чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, укрепил Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил деревянный мост. Воюя с латинами, которые, зная его любовь к миру, осмелились напасть на римские владения, он, покорив несколько латинских городов, их жителями заселил авентинскии холм и разбил союзное войско латинов в сражении при городе Медуллии (Liv. 1. 32 слл. Cic. r. р. 2, 18). Так рассказывалось об А. М. в предании, точно так же противополагающем этого червертого римского царя третьему, воинственному Туллу Гостилию, как оно противополагает второго царя, миролюбивого Нуму, первому - Ромулу. ср.: Schwegler, röm. Gesch., I, стр. 580 слл. Ihne, röm. Gesch. I, стр. 35 слл.

АНКОНА

АНКОНА - Ancōna, ή Άγκών (и н. Анкона), город в Пицене у Адриатического моря, на юго-восток от устья реки Aesis, на двух выдающихся в море, имеющих изогнутые очертания косах (отсюда и название); этот единственный греческий город Средней Италии основан был сиракузцами ок. 394 г., но приобрел значение цветущего приморского торгового города, только сделавшись римской колонией, и особенно со времен Траяна, когда здесь устроена была прекрасная гавань. Достопримечательностями города были: храм Венеры, триумфальная арка Траяна, пурпуровые красильни; окрестности славились прекрасной пшеницей и вином.

АНКСУР

АНКСУР - Anxur, у римских прозаиков обыкновенно Tarracinа, н. Terracina, очень древний, вероятно, пеласгический город, в исторические времена принадлежавший вольскам и названный так от имени бога Вольского Анксура (Юпитера); лежал несколько восточнее устья Уфента при Via Appia; на крутой известковой скале находилась цитадель, а сам город простирался до равнины помптинских болот (Horat. Sat. 1, 5, 26. Liv. 4, 59, 5, 22); с 396 г. до Р. X. А. был римской колонией. Liv. 8, 21.

АННАЛЫ

АННАЛЫ - Annales, sc. libri. Как вообще у древних народов, так и у римлян в древнейшие времена жрецы, и у римлян особенно понтифики или великий понтифик, заносили в А., т. е. летописи, важнейшие события года; поэтому летописи римлян называются annales pontifïcum. Они простирались до понтификата Муция Сцеволы (130 г. до Р. X.) и в позднейшее время делились на 80 книг. Cic. de or. 2, 12, 52. Serv. in Verg. A. 1, 337. Gell. 2, 28, 6. Назывались они maximi по своему официальному характеру (а как толкует Фест, потому что ими заведовал pontifex maximus). B 389 г., когда Рим сгорел, погибли и летописи, поэтому части, относившиеся к древнейшим временам, могли быть восстановлены впоследствии только по воспоминаниям и, следовательно, были менее достоверными. Рядом с официальной летописью существовали и семейные хроники. Слияние этих частных известий с официальными началось со времен литературной обработки истории, т. е. со времен Фабиев. Сперва излагается современная история членами знатнейших родов в виде мемуаров, притом вначале на греческом языке и больше в интересах известной личности или партии. Так было начиная от Фабия до Суллы и Катулла. Противоположность этим аристократическим мемуарам представляет латинская стихотворная хроника (Невий, Энний). На латинском языке писали Кассий, Гемина и Кальпурний Пизон Вруги. Со времени Гракхов возрастает число исторических писателей и объем исторической литературы: аристократические вожди партий писали теперь также по-латыни с политической тенденцией; этому времени принадлежат: Корнелий Сизенна (ок. 80 г.; доводивший свою историю до времен Суллы включительно), один из замечательнейших анналистов; Кв. Клавдий Квадригарий (писавший о времени от галльского пожара 389 г. до Суллы), Валерий Антиат, которого Ливий неоднократно упрекает в недостоверности, и др. Хотя с этого времени исторические сочинения принимали все более и более художественную форму, все-таки удерживалось за ними название А., особенно тогда, когда материал, взятый из эпохи, не современной автору, излагался преимущественно в хронологическом порядке. Так и сочинение Тацита Ab excessu divi Augusti долгое время означалось названием А. на основании Tac. ann. 3, 65. С упадком древнеримской литературы историография вырождается опять в анналистику (или Chronica).

АННА ПЕРЕННА

АННА ПЕРЕННА - Anna Perenna, богиня года; в ее праздник, совершавшийся весною, 15 марта, на Марсовом поле, римляне чествовали ее веселыми шутками и пирушками. Молили богиню: ut annare perennareque commode liceat. Она давала долгую жизнь, счастье, здоровье и достаток. На этих свойствах богини основано также следующее сказание: когда римский народ удалился на Священную гору, одна старуха, по имени А., ежедневно приносила ему из предместья Бовилль множество свежеиспеченного хлеба; возвратясь в город, благодарный народ воздвиг ей святилище. Во времена Овидия эту богиню смешивали с А., сестрою Дионы, и рассказывали, что она из Карфагена бежала в Италию к Энею и здесь, преследуемая ревностью Лавинии, бросилась в реку Нумиций, на берегу которой позднее исчез и Эней (см. Aeneas, Эней); как нимфу этой реки, ее впоследствии будто бы стали почитать под именем Перенны. Ov. fast. 3, 523 слл. Mommsen (Unterit. Dial., стр. 238) объясняет имя А. П. как тождественное с amnis perennis на том основании, что богиню чествовали на берегах рек в половине марта, следовательно, в то время, когда реки вновь наполняются водой.

АННИИ

АННИИ - Annii, римский род, разветвлявшийся на множество фамилий. Из лиц, к нему принадлежавших, особенно достойны упоминания:

1. L. Annius родом из Сетии; был латинским претором в 340 г. до Р. X. и требовал от Рима равноправности для латинов с римлянами, особенно же выбора одного консула и половины сенаторов из латинов. Liv. 8, 3 слл.;

2. Т. Annius Luscus, противник Тиберия Гракха (Plut. 77. Gr. 14), консул 153 г. до Р. X. (Cic. Brut. 20) и оратор;

3. С. Annius Luscus, участвовал в войнах против Югурты (Sall. Iug. 77) и Сертория (в 81 г.). Plut. Sertor. 7;

4. T. Annius Milo, см. Milo; 5, Милон) С. Annius Cimber, римский оратор; был приверженцем Антония и через него сделался претором; у Цицерона (Cic. Phil. 11, 6. 13, 12) он иронически называется Philadelphus, причем намекается на то, что он убил своего брата. Вообще о нем отзываются как о человеке недостойном;

6. Annius Gallus, полководец императора Отона; в 69 г. от Р. X. принимал участие в борьбе против Витлелия, освободил от осады Плаценцию и сражался при Бедриаке. Plut. Oth. 5-8. Tac. hist. 2, 11. 23, 44. Он служил также Веспасиану в борьбе против Клавдия Цивиля. Tac. hist. 5, 19;

7. P. Annius Florus, еще мальчиком при Домициане участвовал в капитолийском состязании, затем отправился путешествовать и в Тарраконе посвятил себя professioni litterarum. При Адриане был опять в Риме. Сохранился его диалог на тему Vergilius orator an poeta. Изд.: Ritschi (Rhein. Mus., I, стр. 302 - 314), O. lahn и Halm (в их изданиях истории Флора, см. Florus, 2, Флор). Ему принадлежат, кажется, и некоторые стихотворения;

8. Ania, супруга Цинвы, по смерти его в 84 г. вышедшая за М. Пизона Кальпуриана. Vell. Pat. 2, 41.

АННИКЕРИД

АННИКЕРИД - Άννίκερις, киренец, философ из гедонической школы Аристиппа, преемник Гегесия (см. Hegesias, Гегесий), старавшийся облагородить учение о наслаждении и распространить его и на нравственные отношения: χαίρειν γαρ ήμάς μη μόνον επι ήδοναι̃ς, άλλα και επι όμιλίαις και επι φιλοτιμίαις (Clem. Al. strom. 3, 417. В). Приверженцы его назывались Άννικέρειοι.

Предыдущая страница Следующая страница