Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")

КИКЛАДЫ

КИКЛАДЫ - Cyclădes, αί Κυκλάδες, группа островов в Эгейском море, названная так потому, что острова эти расположены кругом, quia in orbem jacent (Mela. 2, 7, 10), или, по позднейшему объяснению (Strab. 10, 485), потому, что они лежали вокруг (εν κύκλω) священного средоточия, т. е. острова Делоса. К. составляли как бы контраст с рассеянными островами, Спорадами, у азиатского берега. Все они вулканического происхождения. Древние первоначально насчитывали 12 Кикладских островов, оттого нынешнее название их Додеканисия; к ним относятся: Андрос, Тенос, Миконос, Делос, Кеос, Кифнос, Парос, Наксос, Мелос, Иос, Фера и Сифнос.

КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ

КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ - Cyclici poëtae, см. Epos, Эпос, 4.

КИКЛОПЫ

КИКЛОПЫ - Cyclōpes, Κύκλωπες, Κύκλωψ, (от κύκλος и ω́ψ, круглоглазый). По Гесиоду (Hesiod. theog. 139 слл.), К. - дети Урана и Гайи, числом три: Бронт, Стероп и Арг (Βρóντης, Στερόπης, 'Άργης), страшные великаны с одним глазом, дававшие Зевсу гром и ковавшие для него молнию, существа, олицетворявшие стихийную силу грозы. Уран заточил их, как и всех своих детей, в недрах земли, и Кронос, которому они помогли достигнуть господства, также держал их в узах, пока наконец Зевс не освободил их и не сделал своими послушными слугами. Hesiod. theog. 503. Впоследствии они были убиты Аполлоном за то, что Зевс убил молнией сына его Асклепия. У Гомера К. являются совершенно в другом виде. Оставляя в стороне отношения их к Зевсу, Гомер представляет их грубым и сильным племенем великанов, живущим далеко на западе в диком состоянии и не знающим ни законов, ни государственного порядка. Они не обрабатывают землю, хотя она весьма плодородна, но занимаются скотоводством и живут отдельно друг от друга, всякий со своею семьею, в пещерах; в своей надменности они нисколько не заботятся о богах. Своими разбойничьими нападениями они заставили феаков, своих соседей, выселиться из страны и поселиться подальше от них. Представителем этих грубых и диких существ является людоед Полифем (см. Οδυσσεύς, Одиссей, 3). Ноm. Od. 9, 106 слл. 231 слл. Verg. Aen. 3, 616 слл. Когда в позднейшие времена стали считать Сицилию и особенно Этну за местопребывание гомеровских К., то и сами К., в которых опять выступило приписываемое им Гесиодом качество ковальщиков молнии для Зевса, преобразовались в помощников бога-кузнеца Гефеста, которые внутри Этны или на соседнем вулканическом острове Липаре ковали для Зевса гром и молнию, для богов и героев оружие. Verg. Georg. 4, 170 слл. А. 8, 416 слл. Из этих К. упоминаются Бронт, Стерон, Пиракмон, Акамант. От этих К. отличают других К., которым, как сильным великанам, приписывали сооружение древнейших громадных построек, так называемых киклоповых стен (см. Architecti, Архитекторы, 1). Эти К., по преданию, пришли с Пройтом из Ликии в Арголиду и построили киклоповы стены в Тиринфе и Микенах; поэтому Арголида называется у Еврипида (Or. 965) Киклоповою страной. И в Эпире, Аркадии и в Лации встречаются подобные киклоповы стены. Искусство представляло К. великанами с одним глазом на лбу, впрочем, так, что под ним, по крайней мере, намечались глаза в обыкновенном их месте.

КИКЛОПЫ, ЦИКЛОПЫ

КИКЛОПЫ, ЦИКЛОПЫ - Cyclōpes,

Κύκλωπες, Κύκλωψ, (от κύκλος и ωψ, круглоглазый). По Гесиоду (theog. 139 слл.), К. - дети Урана и Гайи, числом три: Бронт, Стероп и Арг (Βρóντης, Στερόπης, 'Άργης), страшные великаны с одним глазом, дававшие Зевсу гром и ковавшие для него молнию, существа, олицетворявшие стихийную силу грозы. Уран заточил их, как и всех своих детей, в недрах земли, и Кронос, которому они помогли достигнуть господства, также держал их в узах, пока наконец Зевс не освободил их и не сделал своими послушными слугами. Hesiod. theog. 503. Впоследствии они были убиты Аполлоном за то, что Зевс убил молнией сына его Асклепия. У Гомера К. являются совершенно в другом виде. Оставляя в стороне отношения их к Зевсу, Гомер представляет их грубым и сильным племенем великанов, живущим далеко на западе в диком состоянии и не знающим ни законов, ни государственного порядка. Они не обрабатывают землю, хотя она весьма плодородна, но занимаются скотоводством и живут отдельно друг от друга, всякий со своею семьею, в пещерах; в своей надменности они нисколько не заботятся о богах. Своими разбойничьими нападениями они заставили феаков, своих соседей, выселиться из страны и поселиться подальше от них. Представителем этих грубых и диких существ является людоед Полифем (см. Οδυσσεύς, 3). Нот. Od. 9, 106 слл. 231 слл. Verg. A. 3, 616 слл. Когда в позднейшие времена стали считать Сицилию и особенно Этну за местопребывание гомеровских К., то и сами К., в которых опять выступило приписываемое им Гесиодом качество ковальщиков молнии для Зевса, преобразовались в помощников бога-кузнеца Гефеста, которые внутри Этны или на соседнем вулканическом острове Липаре ковали для Зевса гром и молнию, для богов и героев оружие. Verg. G. 4, 170 слл. А. 8, 416 слл. Из этих К. упоминаются Бронт, Стерон, Пиракмон, Акамант. От этих К. отличают других К., которым, как сильным великанам, приписывали сооружение древнейших громадных построек, так называемых киклоповых стен (см. Architecti, 1). Эти К., по преданию, пришли с Пройтом из Ликии в Арголиду и построили киклоповы стены в Тиринфе и Микенах; поэтому Арголида называется у Еврипида (Or. 965) Киклоповою страной. И в Эпире, Аркадии и в Лации встречаются подобные киклоповы стены. Искусство представляло К. великанами с одним глазом на лбу, впрочем, так, что под ним, по крайней мере, намечались глаза в обыкновенном их месте.

КИКН

КИКН - I.

Cycnus,

Κύκνος,

1. сын Аполлона и Фирии (Θυρία или Hyria Ov. met. 7, 371.), красавец охотник, живший между Плевром и Калидоном, который своим надменным обращением отталкивал от себя всех друзей. Один только Фшуш (Φύλιος) выдержал при нем; но когда и тот после многих трудов, наложенных на него К., отказался наконец выдать ему быка, которого он поймал по его приказанию, тогда К., раздосадованный этим отказом, бросился вместе со своею матерью в озеро Конопское (Κωνώπη), названное по его имени Кикновым, после чего оба они были превращены Аполлоном в поющих лебедей (птиц, посвященных этому богу). По рассказу Овидия, Гирия истекает слезами и образует озеро, названное по его имени;

2. сын Посейдона и Калики, прозванный К. рыбаками, которые нашли его брошенного на морском берегу, потому что они увидели, как лебедь спускался на него. Он сделался царем Колон (Κολωναί) в Троаде. Обоих детей своих от первого брака, Тена (Τένης) и Гемифею (Ήμίθεα), по клевете мачехи, запер он в ящик и бросил в море; их выкинуло на берег острова Тенедоса, где Тен сделался царем. Когда К. впоследствии узнал свою неправоту, он отыскал своего сына, и оба отправились в Троянскую войну на помощь троянцам, но при высадке греков были убиты Ахиллеем, а именно К., который был неуязвим, был задушен ремнем от шлема, после того как он уже убил 1000 человек. Посейдон превратил его в лебедя. Ov. met. 12, 72 слл.;

3. сын Арея и Пелопии, зять Кеика (Κήϋξ), убитый в единоборстве Гераклом при Итоне в Фессалии (см. Hercules, Геркулес, 11). Борьба их описывается в стихотворении Гесиода Άσπίς, Scutum Herculis;

4. сын Арея и Пирены, тоже убитый Гераклом в единоборстве. Когда Арей хотел отомстить за смерть своего сына и вступил в борьбу с Гераклом, Зевс разнял громом борющихся детей своих. Apollod. 2, 5, 11. Арей, по преданию, превратил К. после смерти в лебедя. Он часто смешивается с предыдущим;

5. сын Сфенелея, царь лигуров, друг и родственник Фаетонта, который в то время, как он оплакивал смерть Фаетонта, был превращен Аполлоном в лебедя и принят в число созвездий. Ov. met. 2, 367 слл. Verg. Aen. 10, 189 слл.

II.

Κύκνος,

cygnus, лебедь, посвящен был Аполлону и, по мнению древних, пел перед смертью жалобные песни. Впрочем, это мифическое представление о нем уже в древности разделялось не всеми: одни оспаривали его, другие, напротив, защищали и описывали самый факт подробно. ср. Cic. tusс. 1, 30, 83. С этим качеством является лебедь впервые у Гесиода (Hygin. fab. 154). Cygnus canorus, поющий лебедь, известен также и в нашей естественной истории.

КИКОНЫ

КИКОНЫ - Cicŏnes, Κίκονες, фракийское племя у реки Гебра и по берегу морскому до реки Лисса. Ноm. Il. 2, 846; Ноm. Od. 9, 39; Hdt. 6, 59. 108. 110.

КИЛИК

КИЛИК - Cilix, Κίλιξ, сын Агепора и Телефассы, брат Кадма и Фойника. Подобно братьям своим отправленный отцом для отыскания сестры своей Европы, похищенной Зевсом, он поселился в Киликии, получившей от него свое название. Детьми его называют Фаса и Фебу (Θάσος, Θήβη).

КИЛИКИЯ

КИЛИКИЯ - Cilicia, Κιλικία, юго-восточная прибрежная страна в Малой Азии, к югу от Каппадокии и Ликаонии, отделенная на запад от Памфилии горою Тавром, на востоке от Сирии Аманскими воротами (см. Amanicae pylae, Аманские ворота) и с юга примыкающая к Киликийскому морю и к заливу Исскому. Страна делилась на дольную К., К. πεδιάς, к востоку до реки Лама, длиною в 30 миль, землю чрезвычайно богатую и плодородную, и на суровую К., ή τραχεία К., к западу, длиною около 20 миль. Обе делились опять на более мелкие части. Подобно тому как Аманские ворота служили путем сообщения через Тавр на востоке, так точно открывали путь через него в Каппадокию Киликийкие ворота, πύλαι αί Κιλίκιαι, к северу от Тарса. Мысы, начиная с запада, были следующие: Анемурий, н. Анемур, крайняя южная оконечность, к востоку возле горы Крага, которая выдается в море обрывистою скалой, только с одной стороны соединяющеюся с материком. Посейдий (н. Кизлиман), Афродисиас, Зефирий, Мегарс. Из рек замечательны: Каликадн (см. Calycadnus, Каликадн), Лам (н. Ламо), Кидн (н. Кара-су) у Тарса, образующий у устья лагуну или озеро Регма (Ρη̃γμα), служившее гаванью для Тарса; Пирам (н. Гейхун), текущий в залив Исский или (по Геродоту) в Мариандский (н. залив Скандерун). Киликийцы первоначально, вероятно, принадлежали к сирийскому племени, но при поселении греков удалились в горы, где они продолжали существовать свободными хищническими горцами (Έλευθεροκίλικες). В суровой К. жили племена писидов и исавров, известные дерзкие разбойники, ремеслу которых положен был конец только победами Помпея. Вместе с каппадокийцами и критянами их называли тремя наихудшими каппа (τρια κάππα κάκιστα), вместо них, впрочем, также и карийцев (см. Caria, Кария). Из городов замечательны: Коракесий (н. Алайя), сильная крепость на границе с Памфилией, главный притон морских разбойников; этот город один не покорился Антиоху Великому (Liv. 33, 32); Гамария с превосходными для кораблестроения кедрами, Селинунт (н. Селинди), Антиохия у горы Крага, Анемурий, Келендерис (н. Келендери), сильный портовой город; Селевкия (н. Селевкио), Лам, Корик (н. Курку), на косе, возле мыса того же названия, цветущий торговый город; двадцать стадий к северу от него - корикское ущелье, глубокая дикая долина между скал (миф о Тифоне), где рос самый лучший шафран; Солы, Таре (н. Терсус); Малл; Аназарб, Монсу-Гестия и др. Strab. 14, 668 слл.

КИЛЛА

КИЛЛА - Cilla, Κίλλα, город в Троаде у ручья Киллеаса, близ Адрамитского залива, с храмом Аполлона, уже во времена Страбона в развалинах, н. Челлети. Ноm. Il. 1, 38. Hdt. 1, 149. Strab. 13, 612 сл.

КИЛЛЕНА

КИЛЛЕНА - Cyllēne, Κυλλήνη, см. Achaia, Ахайя, и Arcadia, Аркадия.

КИЛЛЕНИЙ

КИЛЛЕНИЙ - Cyllenĭus, см. Κυλλήνιος, см. Έρμη̃ς, Гермес, 1.

КИЛОН

КИЛОН - Cylon, Κύλων, афинянин из сословия евпатридов, одержал победу на Олимпийских играх в 640 г. до Р. X. (Оl. 35, 1.); был женат на дочери тирана мегарского Феагена. В 612 г. (по другим уже в 620 г.) он стал во главе заговора против остальных евпатридов и, полагаясь на изречение оракула, занял акрополь в самый величайший праздник Зевса. Таким праздником он считал Олимпийские игры, позабыв о том, что афиняне справляют Диасии в честь Зевса Мейлихиа за городом в другое время. Архонт Мегакл, сын Алкмеона, окружил занятый К. кремль, так что осажденные вскоре стали испытывать величайшие недостаток в съестных припасах. Сам К. и брат его успели бежать, а приверженцы, умоляя о пощаде, сели на жертвеннике Афины в акрополе и отошли от него только тогда, когда им обещали пощадить их жизнь. Однако обещание это не было исполнено, и все они были убиты, некоторые даже у алтарей Эриний, куда они бежали. Т. к. этот вероломный поступок (Κυλώνειον α́γος), совершенный с одобрения Мегакл а, составлял тяжкое нарушение религии, то Мегакл и весь его род, т. е. Алкмеониды, считались проклятыми и обреченными на месте богини, εναγει̃ς και αλιτήριοι τη̃ς θεου̃, обстоятельство, которое в следующую затем борьбу партий постоянно снова припоминалось, несмотря на то что при посредстве Епименида Критского совершено было религиозное очищение. Thuc. 1, 126. Hdt. 5, 71. Plut. Sol. 12. Paus. 7, 25, 1.

КИМА

КИМА - Κύμη, главнейший город в Эолиде, в Малой Азии, у Кимейского или Елантского залива, от основателей своих, локров с горы Фрикия, получил прозвище Φρικωνίς. Он обладал хорошею гаванью, в которой прозимовал разбитый флот Ксеркса после сражения при Саламине. Hdt. 8, 130. К. была родиною Гесиода (?) и историка Ефора. В истории город не играет особенной роли. При Тиберии (17 г. от Р. X.) он пострадал от землетрясения. Tac. ann. 2, 47. Из колоний его замечательны: Сида (Σίδη) в Памфилии и Кумы (Сuтае, Κύμη) в Кампании. Этот последний город, расположенный на крутой вершине Гавра, несколько к северу от мыса Мисенского, был основан в 1050 г. вышеназванным городом К., в соединении с Эретрией и Халкидой и был древнейшею и в прежнее время самой цветущей греческой колонией в Италии. Вскоре, благодаря морской торговле, город сделался богатым и значительным и основал сначала Дикеархию в недалеком расстоянии от себя (Δικαιαρχία, позднейшее Puteoli), затем Палеополь и Неаполь (Παλαιόπολις, Νεάπολις) и наконец Занклу (названный впоследствии Мессеной) в Сицилии. С помощью Гиерона Сиракузского он отразил могущественных этрусков в 475 г., после того как еще 50 годами раньше он один с успехом оборонялся против тех же этрусков и умбров. При случае этой обороны овладел в К. высшею властью Аристодем, к которому бежал Тарквиний Гордый. Liv. 2, 21. В 417 г. город был взят кампанцами. (Liv. 4, 44); с 215 г. был он римской муницией, со времен Августа - колонией. Известен город еще кумской Сивиллой. Многие римляне, как, напр., Цицерон, Помпеи и др., имели в этой местности виллы. В войнах с готами город был разрушен. Развалины его находятся между Fusaro и Lago di Patria.

КИМВАЛ

КИМВАЛ - Cymbălum, литавры, прогнутый в виде чаши инструмент, обыкновенно из латуни, очень звонкий, употреблявшийся главным образом на вакханалиях и на праздниках Кибелы. Liv. 39, 8.

КИМВАЛ, ЦИМБАЛ

КИМВАЛ, ЦИМБАЛ - Cymbălum,

литавры, прогнутый в виде чаши инструмент, обыкновенно из латуни, очень звонкий, употреблявшийся главным образом на вакханалиях и на праздниках Кибелы. Liv. 39, 8.

КИМВРЫ

КИМВРЫ - Cimbri, Κίμβροι, народ, который вместе с другими тремя народами: тевтонами, амвронами и тигуринами, в 113 г. до Р. X. и в следующие годы, шесть раз разбивал римские войска и угрожал римскому господству по ту сторону Альп, так что еще в позднейшее время имя их произносилось с ужасом. Насколько известны эти исторические события, настолько неизвестно происхождение этого народа. Имя его упоминается часто: К. вместе с другими восточно-европейскими народами грабят дельфийский храм; Страбон находит их при Северном море и истоках Рейна (7, 291 слл.); Тацит (Tac. Germ. 37), Плиний и Птолемей помещают их между Немецким и Балтийским морями, и от них Ютландский полуостров получил название «Кимврский Херсонес». Римские почти современные писатели постоянно называют К., нападавших в конце 2 в. до Р. X. на Италию, германцами; германское происхождение тевтонов бесспорно, и по всей вероятности, оба народа - К. и тевтоны пришли с севера Германии, из Северной Альбингии, на юг, где соединились с галльскими тигуринами и амвронами того же племени. Плутарх (Маr. 11) говорит: именем Κίμβροι германцы называли разбойников (ληστάς). На этом основании имя К. производили от англосаксонского «сетра», древнего верхненемецкого «chempho», причем однако звук b представляет затруднение. Цейс (Zeuss) относит это имя к англосаксонскому «cimban» т. е. pecten, crista. Принимать их за одно с Cimmerii и с кельтскими К. было бы неправильно. Неизвестен повод, по которому эти народы оставляли свои жилища; вероятнее всего, их побуждала врожденная германцам страсть к переселениям. С просьбою об уступке им земли для поселения они явились в Иллирию и Норик ив 113 г. при Норее победили Кн. Папирия Карбона, раздражившего их своим вероломством. Несмотря на свою победу, К. и тевтоны обратились в Галлию и опустошили ее страшным образом; только бельгийцы отразили неприятелей в открытом поле. Caes. b. g. 2, 4, 7, 77. Оставив свою добычу под надежным прикрытием в Адуатике (ibid. 2, 29), они отправились на юг в римскую Провинцию и возобновили здесь свою просьбу о земле с обещанием помогать римлянам в войне; получив опять отказ, они разбили М. Юния Силана в 109 г. (Vеll. Pat. 2, 12. Flor. 3, 3), а в 107 г. M. Аврелия Скавра, легата консула Л. Кассия, который незадолго перед этим потерпел поражение от тигуринов и был убит. Caes. b. g. 1, 7, 12, 13. В 105 г. (6 октября) они разбили 80-тысячное войско под начальством Кн. Манлия Максима, который вместе с Кв. Сервилием Ценионом напал на союзных с ними тектосагов и на город их Толозу. Не осталось почти ни одного человека, который бы мог принести в Рим страшное известие о и победе неприятелей, которую ускорило несогласие между римскими полководцами. Sall. Iug. 114. Justin. 32, 3. Марий после победоносного возвращения из Африки в четвертый раз к ряду был избран в консулы, а между тем К. отправились в Испанию. Plut. Маr. 14. Отраженные здесь кельтиберами они возвратились опять в Галлию и в то время, как тевтоны и амвроны искали пути через приморские Альпы, они сами устремились на Норик. При Aquae Sextiae в битве, продолжавшейся два дня, амвроны и тевтоны были разбиты и уничтожены Марием в 102 г. Liv. ер. 68. Plut. Маr. 15-21. Кв. Лутаций Катул не считал возможным удержать за собою альпийские проходы против К. и укрепился у реки Athesis (Etsch), но принужден был оставить свой лагерь, и тогда полчища рассеялись по плодородной стране, пока Марий, в пятый раз назначенный консулом, не соединился с проконсулом Катулом и не уничтожил их на равдийских полях при Vercelke в 101 г. Liv. ер. 68. Plut. Маr. 24-27. Plut. Sull. 4. Vell. Pat. Pat, 2, 12. В этом походе К., описываемом древними далеко не полно и, что касается числа убитых, слишком преувеличенно, можно увидеть прецедент к походу Ариовиста и другим подобным походам, которые впоследствии привели Римскую империю к падению.

КИММЕРИЙЦЫ

КИММЕРИЙЦЫ - Cimmerii, Κιμμέριοι, по Гомеру (Ноm. Od. 11, 14 слл.), народ, живущий на крайнем западе; в вечном мраке, т. к. Гелий к ним никогда не проникает. Разуметь под ними народ исторический невозможно. Исторические же К. жили у Меотидского озера (Азовского моря) на Таврическом полуострове и в Сарматии и, будучи теснимы скифами, делали частые вторжения в Азию, так что в 650 г. до Р. X. они ограбили даже город Сарды, пока наконец не были разбиты царем лидийским Алиаттом. Hdt. 1, 15. 4, 11.

КИМОЛ

КИМОЛ - Cimōlus, Κίμωλος, небольшой кикладский остров к северу от Мелоса. В древности славился своими сушеными винными ягодами. Главный вывозной продукт составляла так называемая Κιμωλιά γη̃, мыльная глина, употреблявшаяся валяльщиками для чищения платья, банщиками для бань, а также как целебное средство; н. остров Кимолос, по-итальянски Argentiera. Strab. 10, 484.

КИМОН

КИМОН - Cimon, Κίμων,

1. сын Стесагора, отец Мильтиада, изгнанный из Афин Писистратом, который, впрочем, позволил ему возвратиться, когда тот после двукратной победы, одержанной четверней в Олимпии велел во второй раз провозгласить победителем Писистрата. Третья победа К. на тех же конях побудила сыновей Писистрата убить его тайно. Hdt. 6, 103;

2. внук предыдущего, сын Мильтиада и Гегесипилы, дочери фракийского царя Олора, родился в 504 г. до Р. X. Отец его за неуплаченный государственный долг в 50 талантов умер в опале (см. Άτιμία, Атимия), которая по афинским законам перешла по наследству на сына (впрочем, за это он не был заключен в темницу, как рассказывает Корнелий Непот Cim. 1) и продолжалась до тех пор, пока он через посредство своей сводной сестры Эльпиники не получил требуемой суммы от богатого Каллия. Plut. Cim. 4. Вышеупомянутая Эльпиника, говорят, была в то же время и женой К., - подобный брак между сводными братом и сестрой хотя изредка, но встречался в Афинах (Plut. Them. 32), однако за это порицали К. Персидские войны дали К., пользовавшемуся дурною славою за вольные нравы и недостаток образования, случай исправить свою репутацию. Храбрый потомок древнего рода посвятил конскую узду богине-покровительнице Афинского кремля, взял один из посвященных богине щитов и спустился к морю, чтобы поддержать Фемистокла в его намерении построить флот. Одинаковость в образе мыслей сблизила его с Аристидом (Plut. Cim. 4. 5), вместе с которым он командовал афинским флотом, остававшимся в сборе после Саламинской битвы. Ему в особенности удалось доставить гегемонию афинянам и через покорение крепости Еиона на реке Стримоне, во Фракии (476 г.) утвердить господство их в этих странах. Hdt. 7, 107. Thuc. 1, 98. Plut. dm. 7. Затем покорил он остров Скирос, жители которого, долоны, занимались морским разбоем, и перевез оттуда останки Тесея в Афины. Таким образом, афиняне стали твердой ногой на реке Стримоне (Амфиполь был позже основан) и на одном острове Эгейского моря. Этими подвигами К. до такой степени утвердил свое влияние, что даже в управлении государством занял место рядом с первыми людьми и с успехом выступил как политический противник Фемистокла. В 469 г. отправился он с значительным флотом в Малую Азию, взял много городов в Карий и Ликии и, наконец, разбил в Памфилии на реке Евримедонт гораздо более сильный флот персов и в тот же день сухопутное войско их, а затем еще вспомогательный флот, прибывший из Финикии. Plut. Cim, 13. сл. Thuc. 1, 100. В 468 г. К. окончил освобождение Европы покорением Херсонеса, изгнав оттуда персов и подчинив всю эту местность владычеству афинского народа. Plut. Cim. 14. Он же провел закон, по которому союзники, не поставлявшие никаких кораблей, должны были платить деньги, вследствие чего могущество Афин значительно возросло. Противившиеся этому, как, напр., наксосцы и фасосцы, были весьма строго наказаны. Plut. Cim. 14. Thuc. 1. 100. 101. Впрочем К., который после смерти Аристида изгнал Фемистокла (что, по словам Плутарха Тhет. 24, последовало при его участии), сделался могущественнейшим человеком в Афинах, не избегнул зависти, обвинявшей его в подкупности и представлявшей его противником народной свободы. На первый раз К. был оправдан, вопреки обвинениям Перикла. Plut. Cim. 14. Per. 10. Но когда последний в отсутствие К. отнял через посредство Ефиалта власть и значение у Ареопага и когда вспомогательное войско, доставленное К. спартанцам против мессенцев, было по недоверию отослано ими назад, тогда К. не устоял и был изгнан на 10 лет (в 460 г.). Но когда в 457 г. афиняне потеряли битву при Танагре, он, по совету Перикла (Plut. Cim. 17. Per. 10.), был в следующем затем году возвращен, для того чтобы вести переговоры о мире. Впрочем, лишь в 451 г. ему удалось-заключить перемирие на пять лет (huc. 1, 112; иначе об этом рассказывает Плутарх). Затем без труда успел он достигнуть возобновления войны против персов, т. к. последние опять заняли Кипр и угрожали малоазиатским грекам. Изгнание персов из эллинских городов было вообще целью его политической деятельности. К. выехал с 200 кораблями (Thuc. 1, 112), из которых 60 поспешили на помощь Амиртею в Египет, а остальные осадили Китий на острове Кипр. Во время осады умер старый герой, в 449 до Р. X. В течение тридцати дней, по его собственному приказанию, смерть его скрывали от войска, которое разбило еще киликийско-финикийский флот персов на рейде кипрского города Саламина и сухопутное войско на суше, причем погиб афинский полководец Анаксикрат. Эта победа заключила ряд битв, происходивших начиная с Марафонской. Останки К. были перевезены в Афины. Китайцы также, по приказанию оракула, стали воздавать ему геройские почести. Plut. Cim. 18. 19. Per. 10. Diod. Sic. 12, 3. Thuc. в указ, месте. Nep. Cim. несколько иначе. Между тем как Фукидид и Плутарх рассказывают вышеизложенным образом (Плутарх, впрочем, говорит о мире в 469 г., Cim. 13), Диодор сообщает следующее (13, 3. 4): царь Артаксеркс, побуждаемый счастливыми битвами К. в Малой Азии и на Кипре (К. между тем умер на Кипре), отправил послов в Афины и заключил мир на следующих условиях: все греческие города в Малой Азии будут независимы, персидские наместники могут только на расстоянии трехдневного пути приближаться к морю, и ни один персидский военный корабль не должен перейти за Фаселис (в Ликии) и Кианейские острова (во фракийском Боспоре); афиняне же, с другой стороны, не должны посылать никаких войск в землю царя. Это - тот многооспариваемый К. мир (см. сочинения Ф. К. Дальмана, К. В. Кригера, Е. Миллера и др.), о котором часто упоминают позднейшие аттические ораторы, но который, вероятно, никогда не был заключен, насколько можно судить по позднейшим, не оправдавшим такой мир событиям (Hdt. 6, 42) и по молчанию Фукидида, который ни в каком случае не мог бы обойти подобный важный факт. Статья W. Vischer'a (в его klein. Schriften, т. I).

КИНАДОН

КИНАДОН - Cinădon, Κινάδων, спартанец, составил в союзе с нериэками и илотами заговор с целью переворота в государственном устройстве. Заговор был открыт и заговорщики казнены. Хеn. Hell. 3, 3, 4 слл.

КИНЕГИР

КИНЕГИР - Cynaegīrus, Κυναίγειρος, (Κυνέγειρος), сын Евфориона и, может быть, брат поэта Эсхила. К. пал в Марафонской битве. Неприятели отрубили ему руку, когда он хотел удержать один из кораблей, отчаливавших от берега. Hdt. 6, 114. Весьма преувеличено, кажется, описание храбрости его у Юстина (Justin. 2, 9.).

КИНЕЙ

КИНЕЙ - Cinĕas, Κινέας, родом из Фессадии, человек, одаренный умом и даром слова, посвятил себя в Афинах красноречию, позже поступил на службу к Пирру, царю эпирскому, которому он отсоветовал предпринимать поход в Италию. По его совету Пирр после первой победы предложил мир римлянам (Plut. Pyrrh. 11, 15) и послал самого К. в Рим, где он подарками и обещаниями старался склонить на свою сторону римлян, впрочем напрасно. Также мало удалось ему своею речью прельстить сенат и достигнуть заключения мира. Plut. Pyrrh. 19. Римляне отклонили его требования, особенно относительно свободы италийцев и греческих колоний, и требовали удаления Пирра из Италии. Так рассказывают одни; другие же утверждают, что Пирр без особенных условий желал заключить дружбу с римлянами. Сам К., о котором Пирр говаривал, что он больше городов приобретает своими словами, чем оружием, представлял Пирру сенат римский как собрание царей. Plut. Pyrrh. 19. Justin. 18, 2. Впоследствии еще раз отправился К. в Рим, частью чтобы отвести назад римских пленников, частью чтобы завязать новые переговоры. Умер он, кажется, в то время, когда Пирр предпринял поход в Сицилию. Говорят, он был также писателем. Cic. ad. fam. 9, 25.

КИНЕСИЙ

КИНЕСИЙ - Cinesias, Κινεσίας, см. Dithyrambus, Дифирамб.

КИНЕФ

КИНЕФ - Cynaethus, Κύναιθος, один из древних Гомеридов на острове Хиосе, считался уже в древности автором гимна в честь Аполлона Дельфийского. Жил, по свидетельству Schol. Pind. Nem. II, ок. 500 г. до Р. X., а по предположению Велькера, ок. 750 г. до Р. X.

КИНЕФА

КИНЕФА - Cynaetha, Κύναιθα, см. Arcadia, Аркадия, в конце.

КИНЖАЛ

КИНЖАЛ - Pugĭo (от pungere), колющее оружие (Suet. Caes. 82. Val. Max. 3, 5, 3); у императоров коротенькая шпага, которую они носили в знак своей власти над жизнью и смертью; впоследствии также знак отличия для военных, а именно для praefectus praetorio.

КИНИР

КИНИР - CinСћras, Κινύρας, царь острова Кипр, любимец Аполлона, жрец Афродиты Пафосской, потомки которого, Кинирады, удержали за собой эту должность. О его родословной рассказывают весьма различно: его называют сыном Аполлона и Пафы (Πάφος;) или же Смирны, сыном Фарнаки, Сандака и т. д. Говорят, что он пришел из Ассирии или Киликии в Кипр и основал Пафос. По словам некоторых, он родил Адониса, совокупившись с собственной дочерью Смирною (Миррою) и убил себя, узнав о своем преступлении. Pind. pyth. 2, 15. Tac. hist. 2, 3. Ov. met. 10, 298 слл. Агамемнону дал он в подарок броню. Ноm. Il. 11, 20.

КИНОСАРГ

КИНОСАРГ - Cynosarges, Κυνόσαργες, см. Attica, Аттика, 14.

КИНОСКЕФАЛЫ

КИНОСКЕФАЛЫ - Cynoscephălae, Κυνος κεφαλαί, несколько крутых и скалистых холмов, похожих на собачьи головы, близ Скотуссы в Фессалии, у которых в 365 г. до Р. X., был убит Пелопид наемниками Александра Ферского (Plut. Pelop. 32), а в 197 г. царь македонский Филипп был разбит Фламинином Polib. 18, 3 слл. Liv. 33, 7 слл. Paus. 7, 8, 7.

КИНОССЕМА

КИНОССЕМА - Κυνός ση̃μα, собачья могила,

1. оконечность фракийского Херсонеса у Мадита, названная так потому, что здесь, по преданию, Гекуба была превращена в собаку. Еиr. Нес. 1275. Thuc. 8, 104. Strab. 13, 595;

2. мыс в Карий, напротив острова Кимы, н. Алипо;

3. мнимая могила Аталантовой собаки, убитой калидонским вепрем; ее показывали в Калидоне или близ этого города.

КИНОСУРА

КИНОСУРА - Cynosūra, Κυνόσουρα, см. Attica, Аттика, 19, Laconica, Лаконика, 8 и Sidéra, Созвездия, 2.

КИНУРИЯ

КИНУРИЯ - Cynūria, Κυνουρία, см. Argos, Аргос, 4.

КИОС

КИОС - Cius, Κίος, н. Cio, город Вифиний у залива, названного по его имени, вблизи горы Арганфония, у рек Κίος и 'Ύλας, милетская колония и довольно значительный торговый город, получил впоследствии название Προυσιάς ή επιθαλάσσιος от царя Прусия, который снова выстроил его, после того как разрушен был Филиппом III, царем македонским.

КИПАРИС

КИПАРИС - I.

Cupressus,

также греческим именем cyparissus, вечнозеленое (semper virens, Linn), южное лесное дерево, свободно растущее на Крите, особенно на Идейских горах, не требует почти никакого ухода. «Женский кипарис в виде пирамиды в римских садах прерывал ряды сосен и кедров. (Verg. Georg. 4, 112). Из мужского кипариса, как и из букса, вырезали живые изгороди и изображения ландшафтов, охот, флота». Voss к Verg. Georg. 2, 84. Он поднимается в виде очень высоких пирамид и является самым прочным деревом для построек. Ноm. Od. 17, 340. Verg. Georg. 1, 25. К. был посвящен Плутону и расставлялся перед домами умерших, около костра и могилы (поэтому funebris. Hor. epod. 5, 17. feralis, Verg. Aen. 6, 216. Ov. trist. 3, 14, 21. invisa, Horat. Od. 2, 14, 23), по объяснению Феста, ideo quia huius generis arbor caesa non renascitur.

II.

Cyparissus,

Κυπάρισσος,

1. красивый юноша с острова Кеоса, сын Телефа, любимец Аполлона, или Сильвана, или же Зефира, от тоски по любимому оленю, убитому им нечаянно, превратившийся в кипарис. Ov. met. 10, 120 слл.;

2. город в Фокиде недалеко от Дельф. Ноm. Il. 2, 593.

КИПАРИССИЙ

КИПАРИССИЙ - Cyparissium, Κυπαρίσσιον, мыс Мессении у залива того же имени в Ионическом море, н. Конелло; несколько к северу от него город Кипариссия, н. Аркадия, с храмами Аполлона и Афины; кажется, это тот же город, который называет Гомер Il. 2, 593. Второй город Кипариссия находился в Лаконике у Асопа, н. Ксили.

КИПР

КИПР - Cyprus, ή Κύπρος, в Ветхом Завете Киттим, по имени города Кития, н. Кибрис, один из самых значительных островов Средиземного моря, в углу между Киликией и Сирией, отделяющийся от первой Киликийским проливом (Αυλών). Древние сравнивали его по очертанию с раскинутой воловьей шкурой, поэтому называли они северо-восточную оконечность Дейнарет (н. мыс Андрея), также Βοος ουρά. На севере находится мыс Кроммий (н. Кормахити), на западе - Акамант (н. Св. Епифания), на юге - Куриас (н. Акротири, по-итальянски Саро di Gatta), на юго-востоке - Педалий (н. Саро Greco). За исключением Саламинской равнины на востоке, весь остров горист: с запада на восток проходят по нему горы Олимп (н. Ставро или St. Croce), Аой (Άω̃ος) и Идальский лес, любимое местопребывание Афродиты. Между реками самая значительная река Педией в Саламинской равнине. Древнейшие обитатели были финикийцы, к которым после Троянской войны присоединились греки (Hdt. 7, 90), затем еще египтяне, царь которых Амасис подчинил себе Кипр в 560 г. до Р. X.; затем остров попал под власть персов, от которой напрасно старались освободить его греки (Павсаний и Кимон). Начиная с 410 г. до Р. X. царь саламинский Евагор соединил весь остров в одно государство. Hdt. 5, 104-116. Thuc. 1, 94. 112. После битвы при Иссе Кипр подчинился Александру Великому и находился потом под властью Птолемеев, пока наконец в 57 г. до Р. X. римляне под начальством Катона сделали его преторской провинцией и разделили его на 4 округа: Paphia на западе, Lapethia на севере, Salaminia на востоке, Аmаthusia на юге. Первоначально каждый из 9 главных городов имел своих царей. На северном берегу следующие города: *Арсиноя (Άρσινόη) или Марион, н. Поликрусоко, *Солы (Σόλοι) - портовый горд у небольшой реки, н. Алигора, *Лапеф (Λάπηθος), н. Лапифо, *Керинея (Κερύνεια), н. Гаринес, Хитры (Χύτροι), Карпасия (Καρπασία) близ северо-восточной оконечности. На восточной стороне: Саламин (Σαλαμίς), со времен Константина Великого называвшийся Констанцией, самый большой и значительный город, на реке Недиее, с гаванью, по преданию, основан Тевкром; Голги (Γολγοί). На южном берегу: *Китий (Κίτιον) с соляными копями, родина стоика Зенона и врача Аполлония и место смерти Кимона; *Амафунт (Άμαθου̃ς), Курий (Κούριον). На западном берегу: *Пафос (Πάφος). Остров, посвященный Афродите, был богат всякого рода произведениями и мог в этом отношении выдержать сравнение с любою страною; он обладал всем, что необходимо для полного снаряжения кораблей. Strab. 14, 681 сл.

КИПРИАН

КИПРИАН - Cypriānus, Thascius Caecilius, из Африки, сначала языческий ритор, а в 248 г. от Р. X. епископ карфагенский, умер мучеником при императоре Валериане в 256 или 257 г. Он воспитал себя на сочинениях Тертуллиана, но не впал в его крайности. Сочинения и жизнь Киприана свидетельствуют о его искренней и вдохновенной привязанности к церкви, равно как и о его верности и мудрости в выполнении своего призвания.

КИПСЕЛ

КИПСЕЛ - Cypsĕlus, Κύψελος,

1. сын Айнита, царь аркадский, см. Меrоре, Меропа;

2. из Коринфа, по матери в родстве с Бакхиадами, был сын Этиона (Ήετίων). Так как дельфийский оракул предсказал, что он сделается опасным для своего рода, то мать его Лабда, чтобы спасти его от преследований Бакхидов, держала его спрятанным в ящике (κυψέλη), отчего он и получил свое имя. Когда К. возмужал, он прогнал родственников своей матери и сделался тираном, но управлял весьма кротко, украсил Коринф великолепными зданиями и после 39 лет правления оставил власть сыну своему Периандру, в 658 г. до Р. X. Hdt. 5, 92. Изящной работы кедровый ящик, в котором К. был спрятан, был потомками его посвящен Гере в Олимпии и показывался в ее храме еще во 2 в. от Р. X. Paus. 5, 17-19.

КИР

КИР - Суrus, Κυ̃ρος, по-древнеперсидски Хуруж, по-еврейски Кореш, т. е. солнце (Plut. Alex. 1). Так назывался:

1. старший, основатель Персидской монархии. Из различных преданий о происхождении К. Геродот (1, 95) рассказывает то, которое было наиболее распространено между персами. Вот это предание: царь мидийский Астиаг, испуганный сновидением, предвещавшим, что он будет низвергнут с престола своим внуком, выдает единственную дочь свою Мандану не за мидийца, а за перса, имя которому было Камбис. Случайность сохраняет жизнь их сыну, которого Гарпаг, приближенный Астиага, должен был убить по приказанию своего господина. Его воспитывают пастухи; Астиаг впоследствии узнает в нем своего внука и дарует ему жизнь, но зато жестоко наказывает Гарпага за оплошность, допущенную им при исполнении данного ему приказания. По наущению Гарпага К., когда он возмужал, восстает во главе персов против Астиага и побеждает его, т. к. Гарпаг с мидийским войском переходит на его сторону. Астиаг, правивший 38 лет, попадает в плен, низвергается с престола в 559 г.. но безопасно живет у К. Hdt. 1, 107-130. Ктесий, напротив того, отрицает кровное родство между обоими и говорит, что К. только после победы женился на дочери Астиага 'Άμυτις. Этот рассказ гораздо правдоподобнее. Что же касается до Киропедии Ксенофонта, то это скорее роман и слишком уклоняется от истории. Исторически достоверно то, что К. происходил из княжеского рода, который со времен Фраорта господствовал над персами, находясь в подчинении у мидийских царей. Сын Ахемена был Теисп, сын Теиспа Камбис, отец К. Таким образом, К. был сын вассального царя и, по восточному обычаю, вероятно, в качестве заложника жил при дворе Астиага. Астиаг, может быть, после смети Камбиса не решался отпустить его в Персию. Когда К. (будучи 40 лет от роду) восстал против Астиага и победил его, он, говорят, сохранил ему жизнь и женился на дочери его. К. соединил как можно теснее мидян и персов, затем расширил свое царство покорением Лидии (см. Croesus, Крез), между тем как полководец его Мазарес подчинил малоазиатские города. Сам он пошел на Вавилон, разбил вавилонян в битве и взял город, отведя воду из Евфрата. Hdt. 1, 191. Его намерение было пойти также и на Египет; потому то он, может быть, и позволил евреям возвратиться из изгнания, чтобы привязать их к себе и заслужить их благодарности. Геродот (3, 201. 204. 214) рассказывает, что К. после 29-летнего царствования пал в войне против скифских масагетов, которых он сначала победил посредством военной хитрости. По рассказу же Ктесия, он пошел войною на скифских дербиков, упал в битве со слона и умер на третий день в лагере, после тридцатилетнего правления. В роще Пасаргад находилась могила К., которая под магометанским названием Мечеть Мадр-и-Сулейман (т. е. гробница матери Соломоновой) сохранилась до нашего времени в горной долине Мурхаб. Strab. 15, 730. Arr. 6, 29. Curt. 10, 5, 30;

2. К. Младший, сын царя Дария Нофа, который сделал его наместником Лидии, Великой Фригии и Каппадокии, а также главнокомандующим над всеми войсками низменной страны (Хеn. Hell. 1, 4, 3. Anab. 1, 9, 7). Последняя должность была отнята у Тиссаферна. К. находился в близких отношениях к хитрому спартанцу Лисандру, от которого он, вероятно, ждал поддержки в своих планах, задуманных им после смерти отца, и действительно, по общему мнению, он заслуживал более всех, царствовавших после К. Старшего, носить царский венец. Хеn. Anab. 1, 9, 1. Старания матери его Парисатиды доставить ему царскую власть, как сыну, родившемуся от Дария после его восшествия на престол, и обойти старшего сына Артаксеркса не увенчались успехом. Артаксеркс, вступив на престол в 405 г. до Р. X., по совету Тиссаферна, велел даже арестовать К. и приговорить его к смерти и только благодаря просьбам Парисатиды, отменил этот приговор. Хеn. Anab. 1, 1, 1-3. Plut. Artax. 3. Возвратившись в свою сатрапию, К. стал вооружаться, чтобы отомстить за оскорбление. Под предлогом обезопасить себя со стороны Тиссаферна, он соединился с малоазиатскими городами, велел повсюду набирать для себя греческих наемников, особенно пелопоннесцев, и заключил договоры с отдельными греками о доставлении себе войск. Хеn. Anab. 1, 1, 6. В 401 г., весной, собрал он свое войско у Сард и пошел с ними в Таре, сначала под тем предлогом, чтобы изгнать писидов, затем через Киликийский проход к Евфрату, наконец, перешедши Евфрат, вступил в Месопотамию и дошел до Кунаксы, селения, отстоящего на 500 стадий от Вавилона, где он встретился с Артаксерксом, вполне приготовившимся и ожидавшим его прибытия. У Артаксеркса было 400 000 человек войска, у К. же только около 100 000 азиатцев и 13 000 греков. Хеn. Anab. 1, 2, 9. 7, 10. Plut. Artax. 10. Греки на правом крыле одержали победу, точно так же К. в центре. Он подскакал к Артаксерксу и ранил его, но в то же время пал сам, убитый одним из спутников царя. У трупа была отрублена голова и правая рука, Хеn. Anab. 1, 10, 1. Прекрасная характеристика К. находится у Ксенофонта (Anab. 1, 9). Другие рассказы о его смерти у Плутарха (Plut. Artax. 10, 11). Греки в войске Кира (oί Κύρειοι, το Κύρειον στράτευμα) предприняли после того знаменитое отступление, описанное Ксенофонтом;

3. река в Иберии, н. Кура, берет начало в Коракских горах к югу от Кавказа и течет к востоку в Каспийское море, образуя в нижнем своем течении границу со стороны Албании. Ее притоки: Камбис (н. Гори) с Алазонием (н. Аласан), справа почти равный ей по величине Араке (н. Арас). Strab. 11, 505 сл.;

4. река в Персиде, называвшаяся также Κόριος, н. Пулвар;

5. река в Мидии, н. Шах-Руд.

КИРЕНА

КИРЕНА - Cyrēne, Κυρήνη.

I. Страна: ή Κυρηναϊκή, Cyrenaica, страна на северном берегу Африки, ныне плоская возвышенность Барка (от 500-700 м высоты), называвшаяся со времен Птолемеев также Пентаполем от своих пяти главных городов, занимала все прибрежье от «Филеновых Жертвенников» (Φιλαίνων βωμοί) у большого Сирта (т. е. от границы карфагенской) до реки Палиура (или границ Мармарики); на юге простиралась до Фазанийской пустыни (н. Феццан). Совершенно отлична от соседних стран, К. представляла местность, обильно орошенную и плодоносимую, в которой жатва продолжалась полных 8 месяцев. Главнейшие продукты ее были: пшеница, масло оливковое, вино, финики, овощи, сильфий, мед. Она была также богата лошадьми и лошаками. Впрочем, она часто испытывала опустошительное нашествие саранчи. Греки с острова Феры поселились здесь в 7 в. (631 г. до Р. X.; см. Battos, Батт, и Ваrса, Барка) и основали государство, цветущее в отношении торговли, мореплавания, искусств и ремесел. Оно было присоединено к Персидскому царству Камбисом, но в 321 г. Птолемей Лагов возвратил ему свободу, и с тех пор оно находилось только в некоторой зависимости от Египта. Justin. 13, 16. Liv. 23, 10. С 117 г. в К. царствовала побочная ветвь фамилии Птолемеев. Последний из них, Апион, сделал своими наследниками римлян (с 96 г. до Р. X., Liv. ер. 70), которые сначала объявили Пентаполь свободным, но впоследствии соединили его с Критом в одну провинцию (67 г. до Р. X.). В правлении императора Траяна возмутились евреи, поселившиеся здесь во множестве, перебили до 220 000 киренейцев и римлян и только с трудом были усмирены. С тех пор страна оставалась малонаселенною. По берегу Сирты тянулись песчаные холмы Геракла (оί θι̃νες του̃ Ήρακλέους); к западу от них берет начало река Латон (Λάθων), соединявшаяся, по словам Птолемея, с озером Тритонским (Τριτωνίς), по словам же Страбона, с озером Гесперид. Из народов, живших внутри страны, упоминаются баркиты, араравкелы, асбиты, макатуты и псиллы, ансхисы и насамоны. Главнейшие города с востока на запад следующие (принадлежавшие к Пентаполю обозначены *): Дарнида, *Аполлония, считавшаяся гаванью К. (н. Марса-Суса), Фикунт, *Птолемаида, бывшая прежде только гаванью Барки (н. Доломета), Тавхира, позже Арсиноя (н. Тохира), *Береника, прежде Гесперида, н. Бенхаси. Внутри страны: *Кирена, н. развалины у Крены, главный город страны, основанный выходцами из Феры (631 г.), в прекрасной местности, на плоской возвышенности, имеющей вид четырехугольника, у источника Киры, в 80-ти стадиях от берега. Город был украшен великолепными храмами, между которыми особенно выдавался храм Аполлона; к нему Батт велел провести мощеную дорогу. Акрополь был крепок. Hdt. 4, 158, 164. Strab. 17, 837. К. славилась своими искусными врачами (Hdt. 3, 131) и была родиной философов Аристиппа, Анникериса и Карнеада, поэта Каллимаха и географа Ератосфена. Наконец внутри страны был еще город Барка, на расстоянии 100 стадий от моря, к юго-востоку от Птолемаиды. ср.: Thrige, historia Cyrenes (2-е изд., 1828). Gottschik, Gesch. der Gründung und Blüthe des Hellenischen Staates in Cyrenaika (1858). Ha востоке у берега находился остров Платея, н. Бомба, где первоначально поселились ферейцы, прежде чем они основали К.;

II. Лицо: К., дочь Гипсея, внучка или же дочь Пенея, которую полюбил Аполлон и увез из Фессалии в Ливию, где она родила от него Аристея. По его имени назван город К. в Ливии. Pind. pyth. 9, 5 сл. Apoll. Rh. 2, 500 слл.

КИРЕСХАТА

КИРЕСХАТА - Cyreschăta, Κυρέσχατα или Κυρούπολις, крайняя пограничная крепость Персидской монархии, на реке Яксарте, построенная Киром, разрушенная Александром. Amm. Marc. 23, 6. Arr. 4, 2, 2. 3, 1. Curt. 7, 6, 16.

КИРИОС

КИРИОС - Κύριος, в юридическом смысле называется тот, кто перед судом и в других правовых отношениях заступает лицо, не имеющее лично никаких прав или же имеющее ограниченные права. К. детей был их отец или опекун ('επίτροπος), К. женщины (ср. Hereditas, Наследства право, 3, и Matrimonium, Брак, 3) был ее отец, а после его смерти - опекун; если же она не находилась под опекою, то - ближайшие родственники; если она была замужем, то - муж; после же смерти мужа, если она оставалась в его доме, - сын или же опекун сына; если же она возвращалась к родителям или родственникам, то она опять вступала в прежние отношения, существовавшие до замужества. Если женщина была обижена своим К., она могла искать судебной защиты посредством так называемой γραφη κακώσεως.

КИРКА

КИРКА - Circe, Κίρκη, см. 'Οδυσσεύς, Одиссей, 4.

КИРКА, ЦИРЦЕЯ

КИРКА, ЦИРЦЕЯ - Circe, Κίρκη, см. 'Οδυσσεύς, 4.

КИРРА

КИРРА - Cirra, Κιρρα̃, см. Crisa, Криса.

КИРРЕСТИКА

КИРРЕСТИКА - Cyrrhestĭce, Κυρρηστική, см. Syria, Сирия.

КИРФИС

КИРФИС - Κίρφις, н. Ксеровуни, группа гор в Фокиде, лежащая к югу от Парнаса, как будто от него оторванная, покрытая густым лесом и круто спускающаяся к Коринфскому заливу. Оба горные кряжа (Парнас и К.) отделены друг от друга ущельем в 3 мили длиною, по которому протекает река Плейст. Бока этого ущелья круто спускаются и еще ныне во многих пунктах скалы по обеим сторонам вполне соответствуют друг другу. Strab. 9, 418.

КИССЕЙ

КИССЕЙ - Cisseus, Κισσεύς,

1. царь Фраки, отец Феано, супруги Аптенора, жрицы богини Афины в Трое (Ноm. Il. 11, 223. 6, 297 слл.) или отец Гекабы. Еиr. Нес. 3;

2. воин царя Турна, сын Мелампа, убитый Энеем. Verg. Aen. 10, 317.

КИССИЯ

КИССИЯ - Cissia, Κισσία, большая, плодородная страна в Персидском царстве в провинции Сусиане, по обеим сторонам реки Евлайя (н. Керха), населенная храбрыми кассийцами. Hdt. 6, 119. 3, 91.

КИТ

КИТ - Cētus, Κη̃τος,

1. чудовище, убитое Персеем (см. Perseus, Персей) и Гераклом (см. Hercules, Геркулес, 8);

2. см. Sidera, Созвездия.

КИТИЙ

КИТИЙ - Citium, Κίτιον, см. Cyprus, Кипр.

КИТИНИОН

КИТИНИОН - Cytinium, Κυτίνιον, см. Δωρίς, Дорида.

КИТИССОР

КИТИССОР - Cynissōrus, Κυτίσσωρος, см. Athamas, Афамант.

КИФАРА

КИФАРА - Cithăra, Κιθάρα, см. Musica, Музыка, 8.

КИФЕРА

КИФЕРА - Cythēra, τα Κύθηρα, Киферы, н. Чериго, остров у входа в Лаконский залив, близ мыса Малеи, длиною в 4 мили, шириною свыше 2 миль в самом широком месте, состоит большею частью из голых скал, между которыми, однако, растут маслины, хлопчатки и виноград. Берег богат был пурпуровыми улитками. Остров принадлежал спартанцам и управлялся особым, ежегодно сменявшимся чиновником, который назывался Κυθηροδίκης. Для врага Спарты остров представлял весьма важный пункт; поэтому афиняне заняли его в 455 г. до Р. X. и позже, в Пелопоннесскую войну в 424 г. выдача его составляла первое условие мира. Hdt. 7, 235. Thuc. 4, 53. 118, 5, 18. Финикийцы, введшие здесь, по всей вероятности, культ Афродиты (т. е. Астарты Аскалонской), вскоре должны были уступить свое место аргивянам. Hdt. 1, 82. Город Киферы находился внутри страны, гавань его Скандея была, вероятно, укреплена. Thuc. 4, 54. С 1863 г. остров принадлежит Греческому королевству.

КИФЕРОН

КИФЕРОН - Cithaeron, Κιθαιρών, лесистая гора между Беотией, Аттикой и Мегаридой, см. Attica, Аттика, 1, и Boeotia, Беотия.

КИФН

КИФН - Cythnus, Κύθνος, один из Кикладских островов, к югу от Кеоса, со многими горячими источниками; отсюда нынешнее название его Фермия. Он образуется горным кряжем длиною в 2, 5 мили, от которого на восток и запад тянутся к берегу многочисленные узкие ущелья. Остров доставлял хлеб и вино. Главный город его, того же названия, имел хорошие гавани. Кифносцы сражались у Саламина на стороне еллинов и вступили затем в число союзников афинских. Hdt. 8, 46. Strab. 10, 485.

КЛАВ

КЛАВ - Clavus, широкая или узкая (latus или angustus) пурпуровая полоса, которая на передней стороне туники спускалась от шеи до нижнего рубца (tunica laticlavia и angusticlavia). Первая была отличием сенаторов, а последняя - всадников. Это отличие произошло из tunica palmata чиновников.

КЛАВАРИЙ

КЛАВАРИЙ - Clavarium, см. Dona militaria, Награды военные, 1.

КЛАВДИАН

КЛАВДИАН - Claudiānus, см. Claudii, Клавдии, 28.

КЛАВДИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАД

КЛАД - Thesaurus.

О древних θησαυροί в Микенах и Орхомене, см. Architecti, Архитекторы, 1. Кто находил зарытый в земле К., тот делался его собственником, если это не было на чужой земле; некоторые римские императоры, однако, требовали отдачу найденного в казну или по крайней мере части его. После поисков Нероном кладов (Tac. ann. 16, 1 слл. Suet. Nero. 31) Адриан восстановил древний обычай, что найденный на собственной земле К. никем не может быть отнят, найденный же на чужой земле должно делить между собственником ее и находчиком (Spart. Hadr. 18). Это правило сохранилось, в сущности, и впоследствии.

КЛАДЕЙ

КЛАДЕЙ - Cladaus, Κλάδεος, также Κλάδαος, правый приток Алфея в Элиде, составлявший границу олимпийского святилища с запада, см. Olympia, Олимпия.

Предыдущая страница Следующая страница