Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ")

КЛАЗОМЕНЫ

КЛАЗОМЕНЫ - Clazomĕnae, Κλαζομεναί, один из двенадцати городов ионян в Малой Азии, на южном берегу Гермейского или Смирнского залива, к западу от Смирны, отчасти на острове, известен как родина философа Анаксагора: н. Келисман. Hdt. 1, 142. 2, 178. Thuc. 8, 14. Strab. 14, 645.

КЛАНИС

КЛАНИС - Clanis, также Glanis или Clanius,

1. река в Кампании, н. Xegi Lagni; образует в своем нижнем течении литернское болото и при устье называется Литерном; ср. Campania, Кампания;

2. правый приток Тибра в Этрурии; берет начало близ Кортоны, протекает мимо Клузия и впадает в Тибр неподалеку от Вользиний; н. Chiana Plin. 3, 5.

КЛАРОС

КЛАРОС - Claros, ή Κλάρος, см. Colophon, Колофон.

КЛАРОТЫ

КЛАРОТЫ - Κλαρω̃ται или αφαμιω̃ται (αφαμία=αγρός), крепостные люди критских землевладельцев, см. Helotes, Илоты; и Creta, Крит, 6.

КЛАССИАРИИ

КЛАССИАРИИ - Classiarii, составляли экипаж корабля, куда набирались только беднейшие граждане (capite censi) и вольноотпущенники. В первые времена, вероятно, союзники ставили флотских солдат; потому-то socii navales, classici и стояли по службе ниже легионных солдат (milites), и были иначе вооружаемы. Liv. 27, 17. Вскоре (во время 2-й Пунической войны, ср. Liv. 22, 57) потребовались особые морские солдаты, которые, как К., все еще не были уравнены по службе с легионными солдатами, хотя имели теперь одинаковое с ними вооружение и без затруднения употреблялись иногда и для сухопутной службы (Tac. hist. 1, 87), причем они ревностно старались о принятии в состав легионов. Liv. 32, 23. Suet. Galb. 12.

КЛАССИКИ

КЛАССИКИ - Classici, назывались римские граждане, принадлежавшие к classis, преимущественно к первому классу, как знатнейшие (Gell. 6, 13); кроме того, так назывались флотские или морские солдаты (см. Classiarii, Классиарии); специально этим именем обозначались по канону александрийских грамматиков первостепенные писатели.

КЛАССИКУМ

КЛАССИКУМ - Classicum, назывался сигнал, дававшийся военными музыкальными инструментами к началу комиций по центуриям (comitia centuriata, Varr. l. l. 5, 92) и к началу сражения. Как скоро на палатке полководца (praetorium) развевалось красное знамя (tunica rubra, sagum rubrum, vexillum flammeum) как общий призыв готовиться к предстоящей битве, то музыканты легиона все вместе (Tac. ann. 1, 68. cornua ас tubae concinuere. Veg. 2, 22. tibicines et cornicines pariter canunt) давали сигнал к выступлению в бой (classicum canere; также в непереходном значении classicum canit). Команда к этому могла исходить только от полководца (imperator) и могла исполняться только в его присутствии. Но этот же сигнал раздавался также при смертной казни солдата, совершившего преступление. Впоследствии К. раздавался и при казнях, совершавшихся за городскою чертою Рима. Tac. ann. 2, 32.

КЛАССИС

КЛАССИС - Classis, см. Centuria, Центурия.

КЛАСТИДИУМ

КЛАСТИДИУМ - Clastidium, Κλαστίδιον, муниципальный город ананов в Лигурии, неподалеку от Пада (По), н. Casteggio. Здесь римляне, под предводительством М. Клавдия Марцелла, одержали большую победу над галлами в 222 г. до Р. X. Polib. 2, 34. Liv. 21, 48. 29, 11. 32, 29.

КЛЕАНДР

КЛЕАНДР - Cleander, Κλέανδρος, сначала вождь народной партии в Геле в Сицилии, сделался потом тираном в этом городе. В течении 7 лет удерживал он за собою эту власть и был убит в 498 г. до Р. X. Hdt. 7, 154.

КЛЕАНДРИД

КЛЕАНДРИД - Cleandrĭdas, Κλεανδρίδας, сопровождал в качестве эфора царя Плейстонакта в Аттику в 445 г. до Р. X., но т. к. он, будучи подкуплен Цериклом, оставался в бездействии, то по возвращении своем в Спарту, был предан суду и осужден на смерть. Он бежал, однако, в Фурии и позже принимал участие в борьбе этого города с Луканцами. Thuc. 6, 104. Plut. Per. 22. Его сын был знаменитый полководец Гилипп.

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ - Cleanthes, Κλεάνθης,

1. см. Pictores, Живопись, 1;

2. философ, живший ок. 260 г. до Р. X., родом из Асса в Мисии, вырос в такой нужде, что должен был трудами рук своих добывать себе пропитание, вследствие чего его в насмешку называли Φρεάντλης (водовоз). В течение 20 почти лет он слушал наставления Зенона и был его преемником в управлении стоической школой. К. считал солнце разумным, божественным началом, все в мире сохраняющим и поддерживающим. Впоследствии он вступил в горячий спор со своим учеником Хрисиппом. Жизнь свою кончил, как говорит предание, самоубийством, уморив себя голодом на 80 году жизни. Из произведений К. сохранился у Стобея (ecl. phys. 1, 2, 12) только состоящий из 38 гекзаметров гимн в честь Зевса, отличающийся возвышенностью мыслей, но вместе с тем и некоторою небрежностью. (Греческий текст этого гимна с немецким переводом изд. Mohnike в 1814 г.; принадлежность гимна К. доказывал С. Petersen, 1829).

КЛЕАРИД

КЛЕАРИД - Clearidas, Κλεαρίδας, сражался под начальством Брасида в 423 г. в Македонии против афинян и отсоветовал мир, который спартанцы заключили с афинянами при посредстве Никия. Thuc. 4, 132. 5. 10. 21.

КЛЕАРХ

КЛЕАРХ - Clearchus, Κλέαρχος,

1. командовал во время Пелопоннесской войны несколько раз флотом спартанским. Thuc. 8, 8. 20. Хеn. Hell. 1, 1. После войны, будучи дан полководцем городу Византии против фракийцев, он присвоил себе тиранию (403 г.), забрал имущество многих богатых граждан, и т. к. он не хотел добровольно отказаться от своей власти, то был принужден к этому Спартою в битве и должен был бежать. В это именно время Кир Младший готовился к войне против Артаксеркса. К., принятый дружески Киром, набрал для него греческое наемное войско (Хеn. Anab. 1, 1, 9. 2, 6, 2 слл.), сражался вместе с ним в битве при Кунаксе (401 г.) и вскоре потом погиб от персидского сатрапа Тиссаферна Хеn. Anab. 2, 6, 1;

2. тиран в Гераклее у Понта, пал после одиннадцатилетнего господства от руки тайного убийцы в 364 до Р. X. Хотя он и получил образование в Афинах у Платона и Исократа, однако был склонен к величайшей жестокости. Он основал библиотеку в Гераклее;

3. К. из города Сол (Σόλοι) на острове Кипр, ученик Аристотеля, написал множество сочинений философского и частью исторического содержания, между прочим, сочинение βίοι, т. е. жизнеописания. Сохранились только отрывки его трудов; собр. Müller, fragm. hist, Graec. II, стр. 302 слл.

КЛЕДОНИЙ

КЛЕДОНИЙ - Cledonius, римский грамматик, учил в Константинополе в 5 в. от Р. X. и написал сохранившуюся до нашего времени ars, непрерывный комментарий к Донату, составившийся, может быть, из его школьных уроков. Напечатан у Keil, gramm. lat. V, стр. 9-79.

КЛЕЙМО

КЛЕЙМО - Stigma, на лбу или какой-либо другой части тела. Клеймили отчасти для наказания (напр., по закону Реммия против клеветников, calumniatores, см. Calumnia, Калумния), отчасти для предостережения, напр., беглых рабов (знаком F, что означало fugitivus), a также рабов, осужденных на работы в рудниках. На последних ставили также клеймо на лоб, впоследствии также на руки и уши. По свидетельству Вегеция (Vegetius, 1, 8. 2, 5), в позднейшие времена метили также рекрутов точками на теле до принятия ими присяги на военную службу.

КЛЕОБИС И БИТОН

КЛЕОБИС И БИТОН - Cleobis и Biton, Κλέοβις и Βίτων, сыновья Кидинны, жрицы Геры в Аргосе, прославившиеся своей сыновней любовью к матери. Во время торжественной процессии праздника Геры (Ήραι̃α) они сами влекли колесницу матери на протяжении 45 стадий, т. к. волы, предназначенные для этой цели, не могли быть доставлены вовремя. В благодарность за это мать просила богиню оказать сыновьям ее самую высшую милость. Юноши после жертвоприношения уснули и уже более не проснулись. Hdt. 1, 34. Cic. tusс. 1, 47, 112.

КЛЕОБУЛ

КЛЕОБУЛ - Cleobulus, Κλεόβουλος, тиран в Линде, причислялся к семи мудрецам греческим. Под его именем сохранилось несколько мелких сочинений (эпиграмма и письма); остальные, ему приписывавшиеся мелкие стихотворения и загадки, не дошли до нас.

КЛЕОМБРОТ

КЛЕОМБРОТ - Cleombrŏtus, Κλεόμβροτος, имя многих спартанцев:

1. младший сын царя Анаксандрида (остальные сыновья которого были: Клеомен I, Дорией и Леонид I, защитник Фермопил). Он был короткое время опекуном над сыном брата своего Леонида, Плейстархом. Вскоре после этого он умер, вернувшись с сухопутным войском с Исфма, защита которого до битвы при Саламине была ему поручена. Hdt. 5, 41. 7, 205. 8, 71. 9, 10. Сыновья его были: Павсаний, победитель при Платеях, и Никомед, командовавший в битве при Танагре (в 457 г. до Р. X.) Thuc. 1, 107;

2. К. I, сын царя Павсания, спасшегося от смертной казни бегством (394 г.), преемник брата своего Агесиполиса I, командовал экспедицией, отправленной в 378 г. против Фив после изгнания спартанцев из Кадмеи. Предприятие это кончилось неудачно (Хеn. Hell. 5, 4, 14 слл. Plut. Pelop. 13). Также мало успеха имело второе его предприятие два года спустя. В 371 г., отправившись в поход против Эпаминонда, он 8 июля потерял при Левктрах битву и жизнь, сражаясь против гораздо менее многочисленных сил фиванцев. Хеn. Hell. 6, 1, 1. 3. 4, 2 слл. Plut. Pelop. 20-23. Paus. 9, 13, 4;

3. К. II, был некоторое время наследником своего тестя Леонида, который противился реформам Агиса III и потому был низвергнут (242 г. до Р. X.). Когда же по прошествии двух лет партия Леонида одержала верх, то К. подвергся ожесточенным преследованиям своего тестя и бежал в храм Посейдона. Леонид даровал ему жизнь только по просьбам благородной жены его Хелониды, которая затем последовала за своим мужем в изгнание. Plut. Agis. 11. 16, 17.

КЛЕОМЕН

КЛЕОМЕН - Cleomĕnes, Κλεομένης,

1. К. I, царь спартанский, сын Анаксандрида (см. Cleombrotus, Клеомброт), человек (как говорит О. Миллер, Dorier 1, 173.) необыкновенной смелости и непреодолимой силы духа, мужественный, предприимчивый, умный, по обычаю своего времени мастер говорить коротко и выразительно, впрочем, слишком гордый, как своим происхождением, так и своим личным преимуществом, и по наклонностям своим похожий на своих современников тиранов более, чем подобало царю спартанскому. Первым его предприятием (вероятно, в 519 г. до Р. X.) был поход против Аргоса, в котором он с помощью военной хитрости разбил аргосцев наголову и мог бы занять сам Аргос, если бы не был удержан от этого суеверием. Нdt. 6. 76-82. Несколько лет спустя (510 г. Hdt. 5, 64. 65) руководил он походом против Афин, вследствие которого Писистратиды, по побуждению подкупленного дельфийского оракула, были изгнаны постоянными соперниками своими, Алкмеонидами. Глава Алкмеонидов Клисфен был возвращен, но должен был вскоре уступить место сопернику своему из партии аристократов, Исагору, которому К. хотел передать всю власть. Тогда вспыхнуло восстание в Афинах, принудившее К. и Исагора бежать в Акрополь, откуда они два дня спустя получили позволение свободно отступить (508 г.). Hdt. 5, 70 слл. Желая отомстить за это, К. вскоре двинулся с сильным войском на Элевсин и опустошил страну. Впрочем, протест со стороны коринфян и собственного его по царству товарища Демарата заставил К. отказаться от решительной битвы и отступить (506 г. Hdt. 5, 74). Вследствие подобного же протеста не состоялся также новый поход,. Hdt. 5, 90 слл. Когда милетец Аристагор в 504 г. хотел купить помощь Спарты против персов, К. устоял против соблазна только благодаря детскому предостережению дочери своей Горго. Hdt. 5, 49-51. Вследствие козней Демарата не удалось предполагавшееся наказание эгинян в 492 г. и позже (за то, что они послали персидскому царю землю и воду). Сначала К. удалось отомстить Демарату: пользуясь свидетельством подкупленного им дельфийского оракула, он обвинил Демарата в том, что он в действительности не сын своего отца, и тем содействовал его изгнанию. Место его занял Леотихид, приверженец К. Но позже, когда подкуп оракула был открыт, К. сам был принужден бежать, сначала в Фессалию, затем в Аркадию, где старался возмутить жителей. Наконец, его призвали назад в Спарту; вскоре, однако, он впал в сумасшествие и убил себя страшным образом. Hdt. 6, 63 слл. 73. 74. 75. 84. Ему наследовал брат его Леонид I;

2. К. II, сын Клеомброта I (см. Cleombrotus, Клеомброт, 2) царствовал начиная с 370 г. до Р. X. О его царствовании, продолжавшемся, по свидетельству Диодора (Diod. Sic. 20, 29), 60 лет и 10 месяцев, не приходится сообщить ничего особенного;

3. К. III, сын Леонида IV, вступившего на царство в 235 г. до Р. X., был продолжателем преобразовательных планов Агиса III (см. Agis, Агис, 4). Подобно ему, он глубоко чувствовал недостойное и печальное состояние Спартанского государства и, подобно ему, был воодушевлен мыслью о восстановлении древней славы Спарты. Но вместе с воодушевлением Агиса К. соединял далеко больше нравственной силы, рассудительности, осторожности, бесстрашия и был свободен от той кротости и склонности к пощаде, которая по отзыву самой матери Агиса была причиной гибели ее сына. Полибий, которого никак нельзя подозревать в пристрастии к К., называет его настоящим царем и правителем (5, 39), в частной жизни ловким и обходительным (9, 23), наконец, человеком, который предпочел славную смерть постыдной жизни и который даже на чужбине и до самой своей кончины сохранил к себе любовь своих (4, 39. 18, 36). Что тот же самый писатель (9, 23) называет К. πικρότατος τύραννος и реформу его κατάλυσις τη̃ς πατρίου πολιτείας, это зависит от его политических воззрений. К. обладал возвышенным и благородным образом мыслей своей матери Кратесиклеи, которая с малых лет укрепляла в нем твердость и силу воли. Благородная вдова Агиса, Агиатида, сначала с неохотой вышла за него замуж, но впечатление, какое произвели на него рассказы ее о планах Агиса, сблизило их самым тесным образом. Эфоры были в то время всесильны. Необходимо было их низвергнуть, чтобы доставить царской власти уважение и влияние. Для этой цели К. должен был сначала утвердить свое положение в войске, а этого он мог достигнуть только в войне с ахейцами. Plut. Cleom. 3. Его поведение относительно Ахейского союза, которым заправлял тогда Арат, дало повод к войне. После многих небольших предприятий К. разбил ахейцев наголову при горе Ликее (Plut. Cleom. 4. 5. Arat. 35. 36. Polib. 2, 46. 51) и вскоре после того одержал вторую блестящую победу при Левктрах (в Аркадии Plut. Cleom. 6. Arat. 36. 37). Тогда только, в 226 г., К. открыл и некоторым из своих приближенных планы свои. С их одобрения он сумел, под предлогом похода, удалить своих противников из города, затем с толпой наемных солдат вторгся в город, убил 4 эфоров, изгнал 80 приверженцев партии олигархической и оправдал перед народом свое поведение и свои планы. Своего брата Евклида сделал он соправителем своим; должность эфоров была уничтожена, закон о погашении долгов был проведен и земля была разделена поровну, причем было обращено внимание также на вышеупомянутых 80 человек, изгнанных до полного утверждения нового порядка. Принятием знатных периэков увеличил он число граждан, ввел снова древнеспартанское воспитание, сисситии и тому подобное и с величайшей готовностью подавал сам пример во всем. Plut. Cleom. 8-13. Чтобы доставить уважение новому порядку вещей, он преобразовал войско, вооружив его по образцу македонскому, и с ним продолжал войну против ахейцев, которых он после взятия Мантинеи и Тегеи разбил у Гекатомбея близ Димы. Plut. Cleom. 12-14. Несколько раз начинавшиеся переговоры с союзом кончились ничем, главным образом потому, что Арат, после того как К. взял даже Аргос, обратился к помощи македонского царя Антигона Досонта (224 г.). К. при наступлении Антигона опять потерял Аргос (Plut. Cleom. 15-21); еще более, однако, сокрушила его потеря супруги. И в следующем затем походе счастье было большею частью на стороне Антигона. Клеомен, впрочем только после долгих совещаний со своей матерью Кратесиклеей, решился просить царя Птолемея Эвергета о помощи. Помощь эта, однако, не состоялась, несмотря на то что К. послал в Александрию заложниками мать и детей своих. Зимой в 223/222 г. он собрал войско, напал на Мантинею в Аркадии, разграбил и разрушил город, когда тот не хотел пристать к нему (Plut. Cleom. 23-25. Philop. 5), и предпринял также несколько удачных экспедиций против Аргоса. Но когда Антигон, собрав свои войска из Македонии и Греции, двинулся на Лаконию, К. выстроился против него в проход у Селласии (см. Sellasia, Селасия), к северу от Спарты, но проиграл вполне битву и спасся с немногими всадниками в Спарту, 221 г. до Р. X. (по исчислению Peter'a). Plut. Cleom. 27. 28. Philop. 6. Polib. 2, 65-70. Отсрочка битвы на несколько дней могла бы, конечно, изменить все дело, т. к. Антигон вследствие вторжения иллирийцев должен был поспешно вернуться в Македонию; однако он успел занять Спарту и восстановить должность эфоров. К. между тем через Гифей отправился на корабле в Египет, чтобы привести помощь. Но Птолемей Эвергет вскоре умер, а наследник его Птолемей Филопатор был весь предан страстям и находился в руках любимца своего Сосибия. К. был арестован, бежал из-под стражи, но когда восстание, поднятое им, не было поддержано равнодушными египтянами, вместе со своими сотоварищами лишил себя жизни в 219 г. (или в начале 220 г.), будучи приблизительно 35 лет от роду. Мать и дети К. были казнены, его собственное тело зашито в шкуру и повешено на виселице. Так кончил один из благороднейших царей Спарты; с ним пало окончательно могущество государства. Plut. Cleom. 35 слл. Polib. 5, 35-39. ср.: Gerlach, histor. Studien, II, стр. 145 сл. Droysen, Gesch. der Epigonen II, стр. 74 слл.;

4. К. из Навкратиса в Египте, которому Александр после завоевания Египта поручил взимание податей и наблюдение за постройкой города Александрии. При этом обнаружил он крайнюю жадность и награбил от своих подданных большие богатства. Александр не наказал его, но Птолемей, которому при разделе достался Египет, велел его схватить и казнить, удержав его богатства для себя. Arr. 3, 5. Diod. Sic. 18, 14;

5. сиракузанец, получивший от претора Верреса главное начальство над римским флотом у Сицилии. Cic. Verr. 5, 31, 82 ел.;

6. ваятель, художник, которому принадлежит так называемая Медицейская Венера, см. Sculptores, Скульпторы, 15.

КЛЕОН

КЛЕОН - Cleon, Κλέων, сын Клеэнета (Thuc. 3, 37. 4, 21.), был кожевенный торговец или же владелец кожевенного завода в Афинах, в котором работали его рабы. Он как демагог играл большую роль в течении 7 лет, от 429 до 422 г. до Р. X. Уже до смерти Перикла К. упоминается в числе тех, которые выступили с обвинением против этого мужа и навлекли на него денежный штраф (Plut. Per. 33. 35); но, как вождь народа, выдвинулся он только после смерти Перикла, вместе с торговцем паклей Евкратом и овцеводом Лисиклом. Он был необразован, самолюбив и нагл, но одарен был природным красноречием, впрочем, очень часто лишь заглушал всех силой своего необыкновенно звучного голоса; «это был человек самый буйный между гражданами и в то же время пользовался самым большим доверием у толпы, хотя он сам открыто объявлял, что народ силен в том, чтобы давать дурачить себя новизной речи, и не следовать на деле испытанному, что он раб необычайного и презритель обыкновенного». Цель его была την πόλιν ταράττειν, возбудить народную ненависть против Спарты, чтобы тем свободнее ловить в мутной воде. И в самом деле, ему не только удалось уплатить свои значительные долги, но даже нажить еще большие суммы. В своих планах опирался он особенно на беднейших граждан. Thuc. 3. 36. 5, 7. 16. Plut. Nic. 8. Когда в 427 г. отпавший остров Лесбос и особенно город Митилена были снова завоеваны Пахетом, К. в необузданной речи требовал уничтожения города и умерщвления всех жителей мужского пола, способных носить оружие. И хотя это решение при более спокойном обсуждении было отменено, однако К. успел добиться того, что эта жестокая мера была применена к тысяче аристократов. 3000 афинских клерухов получили на острове земельные участки. Thuc. 3, 37-50. В качестве заведующего государственными доходами он имел достаточно случаев удовлетворить свою жадность, тем более что он поддерживал страсть к процессам и притеснял союзников налогами, между тем как, с другой стороны, увеличением судейского жалованья с 1 обола на 3 он приобрел себе поддержку и расположение народной массы. Напрасно старались приверженцы олигархии, и во главе их Никий, устранить К. и заключить мир со спартанцами; они ничего не могли сделать против его наглости. Напротив того, когда в 425 г. афиняне заключили 120 спартанцев на острове Сфактерии, то по совету К. были поставлены спартанским послам такие условия мира, что о соглашении не могло быть и речи. Афиняне, впрочем, скоро раскаялись в том, что не приняли умеренных предложений спартанцев. Когда К. самоуверенно объявил, что, если бы он был стратегом, то скоро бы кончил осаду, и когда Никий изъявил готовность тотчас отказаться от командования, то народ заставил К. против его желания взять на себя ведение дела. Впрочем, и тогда показал он свою упорную наглость и обещал даже в течение 20 дней взять остров. Он был настолько осторожен, что взял себе в помощники в высшей степени дельного и опытного Демосфена, и превосходные меры, принятые этим полководцем, увенчались блестящим успехом, так что К. мог исполнить свое смелое обещание. Thuc. 4, 17-39. Diod. Sic. 12, 61 слл. Конечно, он присваивал себе честь победы, как будто бы, выражаясь словами Аристофана (Arist. Equit. 55), он испек пирожок своему господину, дряхлому Дему, пирожок, который на самом деле приготовил Демосфен. Афиняне, конечно, после того не хотели и слышать о мире, и К., упоенный приобретенной им славой, отправился в поход против Брасида, удачно воевавшего во Фракии против Никия и Никостра. Но при Амфиполе К. потерял битву и жизнь, в 422 г. Thuc. 5, 1 слл. 6 слл. Diod. Sic. 12, 73 сл. Аристофан в своей комедии «Всадники» изобразил превосходным образом К. и тогдашнее положение дел (после счастливо оконченного предприятия против Сфактерии). Какой страх внушал К., это видно из того обстоятельства, что, хотя он в этой пьесе был выведен не под своим именем, а под видом пафлагонского раба, однако никто не решился изготовить маску его и ни один актер не хотел взять на себя его роль, так что Аристофан сам должен был играть ее, притом без маски, только накрасив лицо свое. Что изображение К., представленное Аристофаном, согласно характеру комедии, преувеличено, этого нельзя не признать. Но и по характеристике Фукидида (3, 37-40) видно, что К. хотя был энергичен и красноречив (turbulentus ille quidem civis, sed tarnen eloquens. Cic. Brut. 7), но не имел ни благородства духа, ни мудрой предусмотрительности, был исполнен страстной ненависти и беспощадности к другим; был враг всего, что только в каком-либо отношении выдавалось над ним, и портил тем народ, что прививал к нему собственное себялюбие и властолюбие, и, чтобы держать его в своих руках, будил его страсти, потакал и удовлетворял им. ср. о нем Grote Geschichte Griech., VI, 480 слл. нем. перевода.

КЛЕОНИМ

КЛЕОНИМ - Cleonymus, Κλεώνυμος, сын Клеомена II, царя спартанского. Его усилия в 310 г. до Р. X. сделаться царем после смерти отца своего не удались, и спартанцы, чтобы удалить человека властолюбивого и корыстолюбивого, поручили ему начальство над отрядом наемников, который должен был отправиться на помощь тарентинцам. К., который с этим предприятием соединял честолюбивые планы (вследствие чего он в 303 г. до Р. X. занял о. Коркиру), имел вообще удачу; когда же тарентинцы заключили мир со своими противниками, он напал на города Нижней Италии, особенно на Фурии. Diod. Sic. 20, 104, Но римляне отразили его нападение. После этого он нападал на прибрежные места Адриатического моря и при этом потерял войско и флот, к северу от реки По (302 г. до Р. X.). В 293 г. до Р. X. воевал он неудачно с Димитрием Полиоркетом; позже достиг некоторого влияния в родном своем городе, но в 272 г. до Р. X. вдруг выступил против него в союзе с Пирром, чтобы отомстить ему за прежнее унижение. Его предприятие не удалось. После этого о нем ничего более не сообщается. Plut. Pyrrh. 26. Demetr. 39. Liv. 10, 2.

КЛЕОНЫ

КЛЕОНЫ - Cleonae, Κλεωναί,

1. см. Argos, Аргос, 5;

2. город на Афинской горе в Халкидике у Сингитского залива. Hdt. 7, 22. Thuc. 4, 109. Strab. 7, 331.

КЛЕОПАТРА

КЛЕОПАТРА - Cleopătra, Κλεοπάτρα,

1. дочь Борея, см. Calais, Калаид;

2. дочь Идаса, см. Meleager, Мелеагр;

3. дочь Троя и Каллиррои;

4. супруга Филиппа Македонского, была вскоре после смерти его убита, по наущению Олимпиады. Plut. Alex. 10;

5. дочь Филиппа и Олимпиады, супруга Александра Эпирского, умершего в 326 г., затем в 322 г. вторично вступившая в брак с правителем государства Пердиккой. После его умерщвления многие македонские полководцы предлагали ей свою руку, но Антигон держал ее под надзором в Сардах и, вероятно, велел ее убить (308 г.), чтобы она не сделалась супругой выбранного ею Птолемея Египетского. Впрочем, он велел ее похоронить с великолепием, чтобы отклонить от себя подозрение. Diod. Sic. 20, 37;

6. дочь Птолемея VI Филометора, покинула мужа своего Александра Баласа, царя сирийского, и вышла замуж за Димитрия, который вытеснил первого (из Сирии); затем, когда Димитрий попал в плен к парфянам, она вышла замуж за брата его Антиоха Сидета. Но когда Димитрий, освободившись из плена, привез с собою жену парфянку, К. из мести велела его убить, после того как он попал в руки нового претендента на престол. Жестокая женщина убила после того своего собственного сына (от Димитрия), Селевка, за то, что он не давал ей присвоить себе власть; но вскоре после того второй сын ее принудил ее выпить чашу с ядом. Inst. 39, 1;

7. дочь Птолемея Авлета и сестра молодого Птолемея XII, которому отец назначил ее в жены и соправительницы. Когда отец ее умер (52 г. до Р. X.), ей было 17 лет от роду. А так как брат ее был еще моложе, то за него управляли страной Ахилла (в присутствии которого позже был убит Помпеи) и другие министры, и прогнали К., обвиненную в честолюбивых замыслах (в 48 г.). Caes. b. civ. 3, 103. После смерти Помпея Цезарь помешал возгореться войне между К. и ее братом и принял на себя решение спора, постановив, что они должны править вместе. Цезарь, который тогда находился в Египте, был совершенно пленен ее необыкновенной красотой. Plut. Caes. 49. Следствием вышеупомянутого решения было объявление войны со стороны молодого Птолемея, который по воле своих министров должен был один править Египтом. Цезарь был осажден в Александрии и поставлен в весьма опасное положение. Caes. b. Alex. 1 - 32. Но т. к. Птолемей пал перед Александром, то К. достигла своей цели, хотя по приказанию победоносного Цезаря она должна была вступить в брак с младшим, еще несовершеннолетним братом своим. Цезарь, запутанный в ее сети, оставался еще долее в Египте и позже велел ей прибыть в Рим (вероятно, в 45 г.), утвердил за ней обладание Египтом и признал сына Цезариона, родившегося от нее, но всем этим возбудил неудовольствие римлян, вследствие чего она после смерти Цезаря должна была бежать. Приверженцев Цезаря поддерживала она также и впоследствии. Cic. ad Att. 14, 20. 2. Dio Cass. 42, 30. Вскоре после того она приобрела расположение Антония и пленила его своими прелестями до такой степени, что он слепо отдался ей, и она после умерщвления брата своего и сестры своей беспрепятственно управляла Египтом. Plut. Ant. 26. Антоний прожил у нее зиму 41 г. Затем она сопровождала его в Сирию и почти не покидала его с тех пор (37 г.). Она была причиной его изнеженности и бездействия, из которого едва вывели его военные приготовления Октавиана. После битвы при Акции, в которой она участвовала с 60-ю кораблями, но из которой отплыла еще раньше решения, она старалась также привлечь к себе Октавиана, но напрасно, и избегла участи служить украшением триумфальной колесницы победителя тем, что сама убила себя, нанеся себе смертельную рану (может быть, через укушение ядовитой змеи), в 30 г. Suet. Oct. 17. Plut. Ant. 25 слл. 78 слл. Vell. Pat. 2, 87. Dio Cass. 51, 5 слл. Eutr. 7, 7. Horat. Od. 1, 37. Cp. Ad. Stahr. Kleopatra, (2-е изд., 1879).

КЛЕОСТРАТ

КЛЕОСТРАТ - Cleostrătus, Κλεόστρατος,

1. беотийский юноша, должен был, по повелению оракула, быть брошен в жертву чудовищному дракону, опустошавшему область фесийскую. Тогда друг его Менестрат надел на него панцирь, снабженный железными крючьями. Зверь проглотил юношу, но после того погиб. Вследствие этого Зевс Тесийский получил прозвание Σαώτης (спаситель);

2. астроном, родом с Тенедоса, ок. 530 г. до Р. X.; изобрел, говорят, знаки Зодиака.

КЛЕОФАНТ

КЛЕОФАНТ - Cleophantus, Κλεόφαντος, см. Pictores, Живопись, 1.

КЛЕОФОН

КЛЕОФОН - Cleŏphon, Κλεοφω̃ν,

1. трагический поэт афинский, жил во времена охлократии, изображал обыденные характеры обыденным языком. Велькер считает его одним и тем же лицом со следующим;

2. влиятельный демагог афинский во времена Пелопоннесской войны, был устранен олигархами, т. к. он постоянно противился заключению мира (404 г. до Р. X.). Hen. Hell. 1, 7, 40. Комики сильно осмеивали его. Из его речей ни одна не сохранилась.

КЛЕПСИДРА

КЛЕПСИДРА - ClepsСћdra, κλεψύδρα, водяные часы, пустой шар (κωδία) с шейкой (αυλός), затыкаемой пробкою (πω̃μα), для наполнения его водой и с несколькими небольшими отверстиями (τρυπήματα), которые образовывали цедилки (ηθμός) и сквозь которые мало-помалу просачивалась вода. Часы эти, как измеритель времени, употреблялись в особенности при судебных заседаниях. Сципион Назика Коркул (см. Cornelii, Корнелии, 14) привез их в Рим, где они во времена Империи были в большом употреблении. см. также Attica, Аттика, 13.

КЛЕРУХИИ

КЛЕРУХИИ - Κληρουχία, colonia,

I. греческие колонии были основаны отчасти по причинам политическим, отчасти для коммерческих целей.

a) По политическим причинам:

1. когда побежденное племя оставляло свою родину, как это в больших размерах случилось после похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских, ионийских и дорийских колоний, которые на этом прибрежье победоносно защищали греческую культуру против варваров, шедших с Востока; из исторических времен могут служить примерами подобных колоний Мессена и Массалия;

2. когда одна политическая партия должна была уступить место другой (Тарент и Сиракузы); или, наконец,

3. когда слишком увеличивалось население (Регий).

Более, однако, обыкновенной причиной выселения было расширение коммерческих связей. Для этой цели выбирались преимущественно прибрежные страны, в которых можно было устроить удобные гавани и открыть мореплавание. Это стремление повело к самым обширным поселениям в прибрежных странах азиатских, на берегах Понта и фракийского Босфора и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении колонии обнаружили еще большую деятельность, чем метрополии их в Элладе. Позже присоединилось к тому еще стремление приобрести сильные стратегические пункты, из которых можно было охранять торговые сообщения. Со времен Александра даже желание обеспечить инвалидов служило побуждением к основанию новых городов. Повод к отправлению в колонии и указание на выбор места давал обыкновенно дельфийский оракул (редко какой-нибудь другой). В руководители выселения, οικιστής или κτίστης, назначался обыкновенно человек, отличавшийся высокими качествами. Отправиться мог всякий, кто только заявлял об этом свое желание, даже иностранцы, впрочем, иногда при вызовах к выселению, которые делались посредством герольдов, определялся известный класс людей. Οικιστής должен был размерить и раздать занятую землю, положить основание городу, если такового раньше не было, и т. п. (Поселенцы, отправляемые в существующие уже города, назывались особенным именем ε́ποικοι, см. Эпойки.) После смерти он пользовался почестями, какие оказывали героям. Метрополией (μητρόπολις) колонии было то государство, которое именно давало так называемого οικιστής и основную часть поселенцев. Обязанности колоний по отношению к метрополиям были лишь такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения как об этом, так и об устройстве колонии. Хотя следует полагать, что колонии сохраняли обычное устройство своих метрополий, однако в политическом отношении они были вполне независимы от них. Это было только исключением, когда они должны были платить подати метрополии или получали оттуда свои высшие должностные лица. Но главное божество и религиозные культы метрополии, равно как и священный огонь из ее пританея, переносились поселенцами в новую родину. Колонии отправляли также посольства (θεωρίαι) с дарами на главные праздники метрополии и чеканили монеты свои с ее гербом. Они представляли гражданам метрополии право почетного места (προεδρία) на общественных зрелищах и при новом выселении испрашивали иногда у нее так называемого οικιστής.

b) От этих колоний отличаются:

1. торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах, напр. в Египте (Hdt. 2, 178), и

2. К., служившие, вероятно, образцом римских колоний.

При учреждении последних действовало право победителя, состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать ее победителям, в виде наследственных владений или участков (κλη̃ροι). В этом смысле могут быть как К. уже рассматриваемы доряне в Пелопоннесе и фессалийцы по отношению к иенестам. Впоследствии это отношение было особенно развито афинянами, начиная с 506 по 388 г. до Р. X., и служило вместе с разоружением союзников (σύμμαχοι) главнейшим средством к распространению афинского могущества. Древнейшим примером подобной колонизации служит Халкида, где гиппоботы были выгнаны из своих владений и земля их разделена была на 4 000 участков (κλη̃ροι) и роздана афинским гражданам (Hdt. 5, 77; позже, однако, отношения в Халкиде изменились). То же самое случилось впоследствии, по побуждению Кимона, на острове Скиросе, а при Перикле - на Лесбосе, в Херсонесе, на Андросе и др. После сражения при Эгоспотомах все К. были потеряны; вскоре, однако, учреждены были новые; в 380 г. опять все уничтожены, вследствие неудовольствия, какое они возбуждали. Однако уже в 356 г. опять встречаются подобные К., т. к. учреждение их было слишком удобным средством для демагогов приобрести себе расположение беднейших классов. Из добровольно являвшихся выбиралось, посредством жребия, определенное число К.; беднейшие снабжались оружием и путевыми деньгами. Они оставались афинскими гражданами и могли во всякое время явиться в Афины и там пользоваться всеми правами граждан; они могли даже иметь постоянное жительство в Афинах и свои участки отдавать в аренду первоначальным владельцам или вообще посторонним лицам. Но, конечно, поселенные К. образовали между собой отдельные общины, находившиеся в теснейшей зависимости от метрополии, которая часто в самой К. имела государственное имущество. Они были обязаны к военной службе и к другим повинностям в Афинах (халкидские К. снабдили экипажем 20 афинских кораблей у Артемисии и Саламина). Несмотря на то что они свободно выбирали себе начальство, они находились под контролем Афин; словом, они служили главным образом для расширения афинского могущества. Дань платили только немногие из них. Высший суд над ними принадлежал Афинам. ср.: Boeckh, Staatshaushaltung, I, стр. 555 слл.;

II. римляне основывали колонии свои не так, как греки, в местах ненаселенных, но посылали их в города уже существовавшие, первоначально для того, чтобы они, в качестве гарнизона новопокоренного города, наблюдали за неприятелем и укрепляли за Римом новое приобретение, а также для того, чтобы они служили базисом для новых завоеваний, как, напр., Венузия. Рядом с этой военной целью выступила вскоре и другая цель, а именно пристроить этим способом, недовольных и бедных граждан и, таким образом, сохранить спокойствие в Риме. Наконец, со времен Суллы стали учреждать военные колонии, для того только, чтобы выслужившимся воинам дать постоянное местопребывание и прочные средства к жизни (что сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по отношению к прежним обитателям). Это учреждение служило главным средством к тому, чтобы распространить во всех странах римскую национальность и утвердить победу за римским языком и господством. Колонии выводились с особенными церемониями, особенными, на этот случай назначенными лицами (Triumviri coloniae deducendae, также Septemviri, даже Vigintiviri) и получали устройство и магистратуру наподобие римских, см. Magistratus municipalis, Магистраты муниципальные. По правам своим, жители колонии были нескольких разрядов:

a) coloniae civium Romanorum,

b) coloniae Latinae, см. Latium, Лациум, 7. Последние совершенно оттеснили на задний план колонии граждан римских. Наконец, были еще

c) coloniae juris Italici, т. е. колонии, находившиеся в провинциях и в виде исключения пользовавшиеся правом, какое имели колонии, находившиеся в Италии, относительно освобождения от податей и т. п., см. lus Italicum, Италийское право. И во времена Империи основывались также coloniae militares. Последней колонией этого рода была Верона, выведенная императором Галлиеном в 265 г. от Р. X.

КЛИДЕМ

КЛИДЕМ - Clidēmus, Κλείδημος, сочинил в 4 в. до Р. X. «Атфиду» (см. Άτθις, Аттида), которая начиналась с древнейших времен и в которой упоминалось еще о симмориях (συμμορίαι), существовавших с ол. 100, 3. Кроме того, упоминаются его сочинения: εξηγητικόν, νόστοι, Πρωτογόνεια. Отрывки собр. Müller, fragm. hist. Graec., I, стр. 359 слл.

КЛИЕНТ

КЛИЕНТ - Cliens, см. Patronus, Патрон.

КЛИМЕН

КЛИМЕН - Clymĕnus, Κλύμενος,

1. прозвище Гадеса. Paus. 2, 35, 5. 7. Ov. fast. 6, 757;

2. сын Кардиса с о. Крита, который, по преданию, в 50 г., после Девкалионова потопа, возобновил Олимпийские игры и построил алтарь своему предку, Гераклу Идейскому. Paus. 5, 8, 1;

3. сын Гелия, отец Фаетопта. Hygin. fab. 154;

4. сын Пресбона, отец Ергина, царь орхоменских минийцев, убитый фиванцами и отомщенный Ергином. Ноm. Od. 3, 452. Раus. 9, 27, 1.

КЛИМЕНА

КЛИМЕНА - Clymĕne, Κλυμένη,

1. дочь Океана и Тефии, супруга Япета (Hesiod. theog. 351, 507 слл. Verg. Aen. 4, 345) или Прометея и мать Геллена и Девкалиона;

2. дочь Нерея и Дориды. Ноm. Il. 18, 47;

3. дочь Ифиса или Миния, супруга Филака, мать Ификла и Алкимеды (Paus. 10, 29, 3. Ноm. Od. И, 326; от Гелия родила Фаетонта, Ov. met. 1, 756. 4, 204);

4. см. Atalante, Аталанта;

5. служанка Елены, которую она сопровождала в Трою. Ноm. Il. 3, 144. После взятия Трои она досталась в добычу Акаманту;

6. см. Catreus, Катрей;

7. мать Гомера.

КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ - Clemens, 1. Romanus, К. Римский, один из отцов апостольской церкви и древнейших епископов римских, по всей вероятности, тот самый, на которого указывает св. апостол Павел (фил. 4, 3) как на σύνεργoς εν Κυρίω; автор послания к коринфянам, которое в те времена пользовалось большим уважением. Он умер в 101 г.;

2. С. Alyxandrinus, К. Александрийский, собственно Titus Flavius Clemens, сначала был язычником, но, не найдя удовлетворения в мирской мудрости и, несмотря на всевозможные путешествия, не утолив жажды к знанию, он, как ученик Пантена, в 189 г. поступил учителем в его катехизическую школу в Александрии, но спустя 12 лет от гонения Септимия Севера должен был бежать в Иерусалим, где основал христианскую школу, а впоследствии прибыл в Антиохию. Он умер, вероятно, между 207 и 220 г. Он написал довольно тяжелым и напыщенным языком сочинение, состоящее из трех частей: προτρεπτικός, где представляет превосходство христианства над греческой философией; παιδαγωγός, где показывает божественное воспитание человечества и развивает превосходное учение о нравственности, и наконец 8 книг στρωματει̃ς или στρώματα (ковры, разноцветные изображения, где ставит и старается решить важнейшие вопросы человеческого познания и опровергает всякое ложное знание (γνω̃σις). Из его христианских гимнов дошел до нас только один. В нем является он и христианским мыслителем, и человеком с благородным теплым чувством. Изд. Victorius (1550), Sylburg (1592), Potter (1715), Klotz (1831, в 4 т.).

КЛИНИЙ

КЛИНИЙ - Clinias, Κλεινίας, отец Алкибиада, обладавший столь большим состоянием, что он на собственный счет снарядил трирему для Персидской войны. Он пал в битве при Коронее.

КЛИО

КЛИО - Сliо, см. Musae, Музы, 3.

КЛИСФЕН

КЛИСФЕН - Clisthĕnes, Κλεισθένης,

1. последний тиран сикионский, потомок Орфагора, принадлежал к племени эгиалейцев, охватывающее собой население, бывшее там раньше дорян. Он переименовал эгиалейцев в архелайцев и в то же время уничтожил привилегии трех дорийских племен - гиллеев, памфилов, диманов и дал им название гиатов, онеатов и хойреатов (производя их от υ̃ς, o́νος и χοι̃ρος, свиньи, осла и поросенка), вероятно, не только в насмешку, но и с тем, чтобы направить их к занятию земледелием (Hdt. 5, 68), наперекор их житейским воззрениям и правилам. Утвердившись в своей власти подавлением контрреволюции, он продолжал свою оппозицию доризму, вследствие чего он естественным образом восстановил против себя Аргос. Он покровительствовал культу Диониса, который чужд был дорянам, и запретил публичные чтения гомеровских рапсодов, потому что Гомер прославляет Аргос и аристократию. Hdt. 5, 67. В криссейской войне он был одним из предводителей (Оl. 47, 3=590 г. до Р. X.) и построил на военную добычу великолепную колоннаду. Он вообще любил блеск и великолепие. Это особенно видно из приема женихов, сватавшихся за его дочерью Агаристой, которая наконец досталась Алкмеониду Мегаклу. Hdt. 6, 126-130. Вскоре, однако, после 50 ол. он, должно быть, был низвергнут. Thuc. 1, 18. ср.: О. Müller, Dorier, 1, 162. II, 60;

2. внук его, сын Мегакла и Агаристы, афинянин К. Оракул Пифии, благодарной за возобновление ее сожженного храма, побудил спартанцев под начальством Клеомена (см. Cleomenes, 1) изгнать Писистратидов (510 г. до Р. X.); Алкмеониды возвратились, и К. примкнул к народной партии, в противоположность Исагору, приверженцу аристократии. Hdt. 5. 66. Чтобы сокрушить власть аристократии, он, с согласия дельфийского оракула, уничтожил 4 древних филы и разделил Аттику географически на 10 фил, названных по имени аттических героев (Έπεχθηΐς, Αιγηΐς, Πανδιονίς, Αεοντίς, Άκαμαντίς, Οίνγι́ς, Κεκρογίς, Ίπποθωντίς Αιαντίς Άντιοχίς), и каждую филу на 10 демов (округов), число которых позже возросло до 174 (см. Δη̃μοι, Демос), Hdt. 5, 62. 6, 123. Число членов совета (βουλευταί) было увеличено до 500 (по 50 из каждой филы), - навкрариев (обществ кораблехозяев) до 50; главною задачею этих последних сделались теперь поставка и снаряжение кораблей, между тем как прежние занятия их перешли к демархам. Далее К. увеличил также число граждан, приняв метэков и иностранцев, и ввел остракизм. Следствием его нововведений было также и то, что должностных лиц стали выбирать из числа искателей посредством жребия бобов (οί απο κυάμου α́ρχοντες), между тем как прежде они выбирались посредством поднятия руки (χειροτονία). Впрочем, Исагору удалось с помощью Клеомена изгнать К. в 508 г., который уступил, чтобы не подвергать город бедствиям войны. Однако насильственная реакция, с которой Клеомен уничтожал новые учреждения как будто в завоеванном городе, раздражила совет и граждан (см. Cleomenes, Клеомен, 1). Hdt. 5, 70 слл. Изгнанные снова вернулись назад, и К. с меньшим затруднением мог докончить свои реформы, из которых некоторые, может быть, только тогда были введены. Демократическое устройство государства возбудило опасение в соседях, против которых К., побуждаемый личным честолюбием, искал помощи у персидского сатрапа в Сардах, заключив с ним союз. Этот союз, возбудивший всеобщее негодование, низвергнул К., который, говорят, народным судом был изгнан из города в 505 г. Монография Dietricrfa (1840).

КЛИТ

КЛИТ - Clitus, Κλει̃τος,

1. см. Eos, Эос, и Melampus, Мелампод;

2. К., по прозванию Черный, полководец Александра Великого, спас жизнь царю в битве при Гранике и был с тех пор одним из любимцев его. Arr. 1, 15. 8. Он командовал с отличием первой илой. После смерти Филоты он вместе с Гефестионом командовал телохранительной стражей; позже получил он сатранию Бактрию. Александр в состоянии опьянения убил его за то, что он резко выразился против подражания восточным обычаям. Arr. 4, 14. Curt. 8, 4. 5. Его сестра Гелланика была кормилицей Александра;

2. К., по прозванию Белый, после смерти Александра Великого отвел назад ветеранов, победил в 322 г. афинян в морской битве у Аморга, получил в 321 г. Лидию, откуда его два года спустя изгнал Антигон. Затем он победил флот последнего у Византии и на следующий день после этого погиб (в 318 г.). Diod. Sic. 18, 15. Curt. 10, 4.

КЛИТАРХ

КЛИТАРХ - Clitarchus, Κλείταρχος,

1. сын Динона, ученик Стильнона Мегарского, сопровождал Александра Великого в походе его на Персию. Он написал слогом напыщенным сочинение περι Άλεξάνδρου ίστορίαι, от которого сохранились довольно многочисленные отрывки до 12-й книги. Plut. Them. 27. Хотя К. и не пользовался славой правдивого историка (Quint. 10, 1, 74), и извращал факты, однако на его сообщениях основано, главным образом, изложение истории Александра у Диодора, Курция и Юстина, а отчасти также у Плутарха. Отрывки собирал Geier (Alexandri historiarum scriptores, 1844); Müller (Scriptorum de reb. Alex, magni fragm., в Дибнеровом издании Арриана). Монографию о нем написал Raun (1868);

2. тиран эретрийский, получивший свою власть от Филиппа Македонского. Афиняне под начальством Фокиона изгнали его и тем докончили освобождение Эвбеи. Demosth. Phit. 3, 125 слл.

КЛИТЕМНЕСТРА

КЛИТЕМНЕСТРА - Clytaemnestra, Κλύταιμνήστρα, см. Agamemnon, Агамемнон, и Orestes, Орест.

КЛИТИЙ

КЛИТИЙ - Clytius, Κλυτίος,

1. гигант;

2. сын Лаомедонта, отец Калетора и Проклей, троянский геронт. Нот, Il. 3, 147. 15, 419. Paus. 10, 14;

3. сын Алкмеона; отец Пирея (Πείραιος) Итакского. Ноm. Od. 16, 327;

4. имя некоторых спутников Энея. Verg. Aen. 9, 774. 10, 129. 11. 666.

КЛИТОМАХ

КЛИТОМАХ - Clitomăchus, Κλειτόμαχος,

1. знаменитый победитель на Пифийских играх, одержал тройную победу в один день: в борьбе, кулачном бою и панкратии;

2. К. из Карфагена, собственно, Гасдрубал, ученик академика Карнеада (около 130 г. до Р. X.), вместе с Хармидом и Эсхином, один из славнейших философов новой академии и весьма плодовитый писатель (ему приписывают 400 сочинений). Цицерон упоминает о сочинении, которое К. написал с целью утешения своих соотечественников после разрушения Карфагена. (Cic. tusс. 3, 22, 54).

КЛИТОР

КЛИТОР - Clitor, Κλείτωρ (также Κλήτωρ и Κλιτόριον), н. деревня Клитурас, во время Ахейского союза хорошо укрепленный город Северной Аркадии, в местности, замкнутой отовсюду горами. Жителей его хвалит Полибий (2, 55) за храбрость и любовь к свободе. Находящийся вблизи источник доставлял столь хорошую воду, что заставлял забывать о вине. Polib. 4, 18, 23. 5. Liv. 39, 35. Ov. met. 15, 321.

КЛИТУМН

КЛИТУМН - Clitumnus, небольшая река в Южной Умбрии, близ Сполета; вытекая из описанного Плинием (ер. 8. 8) кристалловидного источника в кипарисовой роще, она впадает при Мевании с левой стороны в Тинию, левый приток Тибра; н. Clitunno. При истоках ее в древней кипарисовой роще находилось святилище божества того же имени. Verg. Georg. 2, 146.

КЛОАКА

КЛОАКА - Cloācae, см. Roma, Рим, 3.

КЛОДИЙ

КЛОДИЙ - см. Клодия.

КЛОДИЯ

КЛОДИЯ - Clodĭa и Clodius, см. Claudii, Клавдии, 20, 21. 22.

КЛОДИЯ, КЛОДИЙ

КЛОДИЯ, КЛОДИЙ - Clodĭa и Clodius, см. Claudii, 20, 21. 22.

КЛОНИЙ

КЛОНИЙ - Clonius, Κλονίος,

1. сын Алектора, вождь беотийцев под Троей, убитый Агенором. Ноm. Il. 2, 495. 15, 340;

2. сын Приама;

3. имя двух спутников Энея. Verg. Aen. 9, 574. 10, 749.

КЛОТО

КЛОТО - Clotho, Κλωθώ, см. Μοι̃ρα, Мойра, 3.

КЛУВИИ

КЛУВИИ - Cluvii, род, происшедший из Кампании, впоследствии поселился в Риме:

1. Fancula Cluvia доставляла пропитание римлянам, которых Ганнибал держал в плену в Кануе (Liv. 26, 33 сл.);

2. С. Cluvius служил легатом под начальством Эмилия Павла в Македонии в войне против Персея в 168 г. до Р. X. Liv. 44, 40;

3. M. Cluvius заведовал денежными делами Цицерона, которого он перед своею смертью назначил одним из своих наследников. Cic. ad Att. 6, 2, 3. 13, 46, 3;

4. М. Cluvius Rufus, называемый у Тацита (Tac. hist. 4, 43) dives et eloquentia clarus, был в правление Клавдия в 45 г. от Р. X. consul suffectus, при Гальбе - наместником в Испании, потом приверженцем Вителлия, перед которым он успешно защитил себя от обвинения. Tac. hist. 1, 8, 76. Suet. Nero. 21. В позднейшие годы, вероятно, после того, как оставил занятие общественными делами, он написал историю времен от Калигулы до Нерона и событий, случившихся после смерти Нерона. Об этом сочинении неоднократно упоминает Тацит (напр., Tac. hist. 4, 43; Tac. ann. 13, 20. 14, 2). Оно, по-видимому, служило главным источником для Тацита в его historiae, для Светония в истории Гальбы, Отона и Вителлия и для Плутарха в его истории Гальбы и Отона. Plin. ep. 9, 19.

КЛУЕНЦИИ

КЛУЕНЦИИ - Cluentii, 1. Lacius, предводитель италийских союзников против Рима, разбил Суллу при Помпеях, но, в свою очередь, потерпел от него поражение при Ноле, где и сам пал в битве. Eutr. 5, 3. App. b. с. 1, 50. Val. Max. 1, 6, 4;

2. Aulus Cluentius Habitus, сын римского всадника, дочь которого Клуенция, по настоянию своей матери Сассии, была разведена с мужем, чтобы мать имела возможность выйти за него замуж. По умерщвлении своего второго мужа она снова вышла замуж за убийцу, который посредством яда старался устранить своего пасынка, молодого Клуенция. Этот последний расстроил его умысел и подал на своего отчима жалобу в суд: виновный был сослан и умер в изгнании. Впоследствии Клуенций был обвиняем своей матерью в убиении отчима, но благодаря защитительной речи Цицерона был блистательно оправдан. ср. Cic. Cluent. 5, 11. Одноименного сына его защищал потом Цицерон в его споре со Стацием Альбием Оппиаником (Cic. Cluent. 15, 44).

КЛУЗИЙ

КЛУЗИЙ - Ciusuim, Κλούσιον, н. Chiusi, один из 12 городов Этрурии, прежде называвшийся Camers. Город этот лежал на возвышенности при реке Кланисе, вблизи небольшого озера и Клодиевой дороги, которая вела в Рим. Он рано упоминается в римской истории, как столица царя Порсены (поблизости его находился памятник этого царя. Plin. п. h. 36, 13) и потом при вторжении галлов Liv. 2, 9. 5, 36. 10. 25.

КЛУИЛИИ

КЛУИЛИИ - Cloelii, (или Cluilii) патрицианский род, происходивший из Альбы (Liv. 1, 30):

1. С. Cloelius или Cluilius, последний царь Альба-Лонги, умер во время похода против римлян. По имени его еще в позднейшие времена назывался ров, которым он окружил свой лагерь, fossa Cluilia. Его род переселился в Рим. Dion. Hal. 3, 2 сл. Liv. 1, 22. 23. 30;

2. Cloelia, геройская римская девица, бежавшая из плена Порсены, которому она, вместе с другими девицами, была дана в качестве заложницы; она переплыла через Тибр и возвратилась в Рим. Но сенат велел отправить ее обратно, Порсена же из уважения к ее мужеству и возвышенному образу мыслей даровал ей свободу и позволил ей, по собственному выбору, взять с собой несколько других пленниц. Она выбрала самых молодых. Другие приписывают этот подвиг Валерии, дочери Публиколы (Liv. 2, 13. Plut. Popl. 19. Val. Max. 3, 2, 2); некоторые же видят в ней богиню, Venus Cluilia. Serv. in Verg. A. 8. 646;

3. Q. Cloelius Siculus, будучи консулом в 498 г. до Р. X., добровольно подчинился товарищу своему Т. Ларцию, которого он сам возвел в диктаторы. Liv. 2, 21;

4. T. Cloelius Siculus занимал высшие должности в Риме и наконец с отведенной им колонией поселился в Ардеве, в стране рутулов в 442 г. до Р. X. Liv. 4, 11. Diod. Sic. 12, 34;

5. Cloelius Tullus, отправленный послом в Вейн к царю Толумнию, был убит этим последним. Liv. 4, 17. Siod. Sic. 12, 80;

6. Cloelius Gracchus, родом экв, сражался в 458 г. до Р. X. во главе своих соотечественников с посланным против него римским войском, которое он обступил со всех сторон. Но, в свою очередь, окруженный сам Цинциннатом, был выдан эквами римлянам. Liv. 3, 25 сл. 4, 9 сл. Diod Hal. 10, 22 слл.

КЛУПЕЯ

КЛУПЕЯ - Clupĕa, см. Aspis, Аспис.

КЛЮЧНИК

КЛЮЧНИК - Prōmus (от promere, вынимать), эконом, ταμίας, который отпирал кладовые с припасами, cella penaria, и выдавал оттуда запасы, подобно тому, как condus (от condere, сохранять) опять клал их в кладовые; большей частью оба дела исполнял один и тот же раб, procurator peni.

КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕ

КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕ - Periurĭum, ε̉πιορκία (определение этого понятия см. Cic. off. 3, 29), не наказывалось ни в Греции, ни в Риме какими-нибудь гражданскими карами, вследствие нежелания предупредить суд богов. По крайней мере, греки позднейших времен пользовались дурной репутацией вследствие легкомыслия, с которым они давали клятвы и нарушали их; впрочем, афиняне составляли в этом отношении похвальное исключение (Άττικὴ πίστις, Suid.). В Риме клятвопреступление должно было быть искуплено (expiatio). Первые императоры смотрели на ложную клятву, произнесенную перед судом именем гения (genius) императора или per salutem principis, как на оскорбление величества; в прочих же случаях наказание клятвопреступления предоставлялось богам (Tac. ann. 1, 73: deorum injurias dis curae). Императоры христианских времен наказывали за клятвопреступление вообще посредством infamia.

КНАКИОН

КНАКИОН - Κνακιών, ручей к югу от Спарты, н. или так называемый Пантелеймон, или же Магула, более к северу впадающая в Еврот. Plut. Lyc. 6.

КНИД

КНИД - Cnidus, Κνίδος, у римлян также Gnidus, главный город Дорийского союза в Малой Азии, лежал в Карий у мыса Триониа (н. Крио), частью на материке, частью на острове, соединенном с материком посредством плотины. К. был главным местом культа Афродиты (regina Gnidi, Horat. Od. 1, 30, 1.); там была знаменитая ее статуя, изваянная Праксителем. Затем город был известен своими играми в честь Аполлона Триопийского; кроме того, как родина врача Ктесия (см. Ctesias, Ктесий), историков Евдокса и Агафархида. Наконец, он прославился победой Кимона над Писандром в 394 г. Хеn. Hell. 4, 3, 10 слл. Мер. Соп. 4. Hdt. 1, 174. Strab. 14, 656. Сохранились значительные остатки от храмов и театров.

КНОСС

КНОСС - Cnosus, Κνωσόσ, см. Creta, Крит, 4.

КОАКТОРЫ

КОАКТОРЫ - Coactōres, 1. agminis, ουραγοί; так назывались солдаты, замыкавшие отряд в походе; они наблюдали за тем, чтобы ни один солдат не бежал во время похода. Tac. hist. 2, 68;

2. exactionum и также просто К. назывались лица, которые взыскивали долги и принимали уплату ссуд, служители так называемых argentarii при аукционах в atriis auctionariis, получавшие за свои труды определенную часть продажной цены. Отец Горация (Horat. Sat. 1, 6, 86. Suet. Vitell. Ноr.) и Веспасиана (Suet. Vesp. 1) исполняли эту должность; была ли она общественной или частной, неизвестно.

КОВАРСТВО

КОВАРСТВО - см. Хитрость.

КОВИННАРИЙ

КОВИННАРИЙ - Covinnarius, см. Essedum, Боевая колесница.

Предыдущая страница Следующая страница