Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАН"-"ПАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАН"-"ПАР")

ПАНЭТИЙ

ПАНЭТИЙ - Panaetĭus, Παναίτιος,

1. сын Никанора, из Родоса, родился ок. 180 г. до Р. X. Философское образование он получил в Афинах у Диогена Вавилонского и его ученика Антипатра из Тарса. Оттуда он отправился в Рим, где подружился с Лелием и Африканом Младшим; последнего он сопровождал во время его посольства в Азию и Египет к Птолемею Фискону, в 43 г. до Р. X. Будучи учителем, он расширил в Риме философию стоиков и имел много учеников; из них самые известные: К. Фанний, Кв. Муций Сцевола Авгур, Кв. Элий Туберон (Cic. de or. 3, 23. Cic. tusс. 4, 2), Рутилий Руф, (Cic. off. 3, 2), Вигеллий (Cic. de or. 3, 21). Позже он опять возвратился в Афины, где, сделавшись преемником своего учителя Антипатра, стоял во главе стоической школы и имел в числе учеников: Аполлодора из Низы в Карии, Мнесахра, Гекатона из Родоса, Посейдония из Апамеи в Сирии. Он умер в глубокой старости в Афинах, где долго еще после него существовало застольное общество панэтистов. Из его сочинений дошли до нас только некоторые отрывки; он написал: περὶ αι̉ρέσεων, περὶ προνοίας, περὶ ευ̉θυμίας к Туберону (Cic. fin. 4, 9. de dolore). Его главным сочинением считалось: περὶ του̃ καθήκοντος в 3 книгах (Cic. off. 2, 17. 3, 2. Cic. ad Att. 16, 11), которым пользовался Цицерон при составлении первых двух книг de offïciis, т. к. оно было очень доступно по своему популярному изложению. Хотя он придерживался основных идей своей школы, однако во многом отступал и смягчал учение строгой школы и приближался к школе перипатетиков. Даже в пророчества он не верил. Книга об обязанностях была написана для преуспевающих в мудрости. Цицерон везде считал его одним из выдающихся учителей стоиков. Статья о нем van Linden'a (1802);

2. математик, писал περὶ τω̃ν κατὰ γεωμετρίαν καὶ μουσικὴν λόγων καὶ διαστημάτων;

3. начальник триремы, перешедшей на сторону греков накануне сражения при Саламине. Hdt. 7, 82. Plut. Themist. 12;

4. тиран из Леонтин в Сицилии.

ПАНЭТОЛИЙ

ПАНЭТОЛИЙ - Panaetolĭum, см. Aetolia, Этолия.

ПАПИИ

ПАПИИ - Papĭi.

Упоминаются:

1. Brutulus Pap., самнитянин. Он сам себя лишил жизни во вторую самнитскую войну, когда сограждане хотели выдать его римлянам за то, что он нарушал союз с Римом, в 322 г. до Р. X. Liv. 8, 39;

2. С. Pap. Mutilus, самнитский полководец в союзнической войне, потерпевший поражение от Суллы в 89 г. до Р. X.;

3. Papius из Ланувия, отец Т. Анния Милона;

4. какой-то С. Papius, народный трибун 65 г., издавший закон о праве римского гражданства. Cic. off. 3, 11, 47;

5. M. Pap., который, будучи консулом в 9 г. от Р. X., вместе со своим товарищем Помпеем Сабином издал lex Iulia et Papia Poppaea (см. Законы Юлия); позже был сенатором. Tac. атт. 2, 32. Dio Cass. 56, 10.

ПАПИНИАН

ПАПИНИАН - Papiniānus, Aemilius, родившийся около половины 2 в. от Р. X.; благодаря императору Септимию Северу, с которым был очень дружен, он был назначен magister libellorum и praefectus praetorio; занимая последнюю должность, он участвовал в походе в Британнию. П. старался уладить спор между сыновьями Севера, за что Каракалла не только удалил его от двора, но и приказал умертвить в 212 г., на следующий день после убийства Геты, во время всеобщего избиения, и сжечь вместе с другими. Он считался величайшим римским юристом. Спартиан называет его iuris asylum et doctrinae legalis thesaurum, а св. Иероним сравнивает его, как представителя мирского права, с апостолом Павлом, как представителем божеского права. Главные его труды: Quaestiones (общие вопросы, касающиеся судебной практики) в 37 книгах и Responsa (отдельные случаи из судебной практики) в 19 книгах и небольшие сочинения: definitiones, de adulteriis и одно греческое об эдилах, под названием α̉στυνομικòς μονόβιβλος. Его труды, отличавшиеся ясностью, верностью взглядов, особенно художественным изложением, краткостью и точностью, не дошли до нас; сохранились только отрывки во многих местах списков пандектов и в других юридических сочинениях (Vaticana fragm., breviarium Alarici и пр.).

ПАПИНИЙ

ПАПИНИЙ - Papinius, см. Statii, Стации, 7.

ПАПИРИИ

ПАПИРИИ - Papirĭi (Papisii), плебейский род, впоследствии отчасти также патрицианский, делился на много фамилий.

I.

Плебеи, фамилия Carbones, к которой принадлежат:

1. С. Pap. Carbo, который, будучи народным трибуном в 131 г. до Р. X., вместе с К. Гракхом защищал право народа; при этом он вступил в спор сo Сципионом, в убийстве которого, вероятно, или принимал участие, или даже сам убил его. Выбранный в 120 г. в консулы, он пристал к партии оптиматов, но не мог заслужить их доверия. Обвиненный Крассом (см. Licinii, Лицинии, 13) в том, что он участвовал в беспорядках, произведенных Гракхами, он избежал наказания только тем, что лишил себя жизни (Val. Max. 3, 7, 6. рассказывает об этом иначе). Он был довольно красноречивым оратором. Cic. Brut. 25, 96. 43, 159. Cic. de or. 2, 25. Cic. ad. fam. 9, 21, 3. Vell. Pat. 2, 4. Его брат

2. С. Pap. Carbo, во время своего консульства потерпел полное поражение от кимвров и тевтонов при Норее в Норике в 113 г. до Р. X. Tac. Germ. 37. Flor. 3, 3;

3. С. Pap. Carbo Arvina старался отомстить Крассу за обвинение отца (№ 1), но это не удалось ему. В гражданской войне он был убит по приказанию младшего Мария, как приверженец Суллы. По словам Цицерона (Cic. Brut. 62, 221), он был также довольно красноречив;

4. Cn. Pap. Carbo, приверженец Мария, участвовал в сражении под Римом под предводительством Цинны; благодаря влиянию последнего, он достиг консульства в 85 г., а в 84 г. был консулом вместе с Цинной. Оба они намеревались перенести войну с Суллой в Грецию, но сильные бури и смерть Цинны помешали этому. Тогда Карбон, не имевший товарища по консульству, остался зимовать в Аримине (84 г.). Благодаря его влиянию были отвергнуты все предложения Суллы. Когда затем Сулла приближался к Риму, Карбон домогался консульства, но должен был уступить (83 г.) двум незначительным личностям, на сторону которых он впоследствии, однако, перешел. По его предложению все приверженцы Суллы были осуждены на изгнание. После нескольких нерешительных сражений в Средней Италии, которые лишь на короткое время удержали Суллу в его движении вперед, Карбон во время своего 3-го консульства должен был бежать в Африку, где попал в руки Помпея. Помпей приказал его казнить в Лилибее (83 г.), несмотря на то, что Карбон оказал ему когда-то услугу в затруднительных денежных обстоятельствах. Plut. Pomp. 5-10. Cic. Sest. 3. Cic. ad. fam. 9, 21. Flor. 3, 21. App. b. c. 1, 67 - 96.

II.

Патриции.

a) Papirii Crassi:

1. L. Pap. Crassus, консул в 436 г. до P. X., сражался с веентинцами. Liv. 4, 30;

2. M. Pap., был убит при разрушении Рима галлами. Один из галлов дернул его за бороду: разгневанный старик ударил дерзкого слоновым жезлом, а галл убил его. Liv. 5, 41;

3. L. Pap. Crassus, был диктатором в 340 г. до Р. X., консулом в 336 и 330 гг. В 330 г. он водил войска против города Приверна, в стране вольсков Liv. 8, 12. 19; его брат 4) M. Pap. Crassus, был также диктатором в 332 г., во время войн против мятежных галлов.

b) Papirii Cursores:

1. L. Pap. Cursor, цензор в 393 г. Когда умер его товарищ по должности, он не отказался, как следовало, от должности, а выбрал другого на его место. Liv. 5, 31;

2. L. Pap. Cursor, бывший сперва консулом, а потом, в 325 г. до Р. X., во время войны против самнитян, диктатором, поступал так беспощадно с Кв. Фабием, начальником конницы (magister equitum) и его солдатами, что последние нарочно проиграли сражение против неприятелей. Это обстоятельство побудило его обращаться с ними гораздо мягче, и солдаты следовали потом за ним охотно, так что он одержал блистательную победу. Liv. 8, 35. 36. После кавдинского поражения П. получил, в 321 г., консульство, разбил самнитян при Луцерии, завоевал этот город и освободил римских заложников, находившихся в плену. В 320 г. он был опять выбран в консулы и опять разбил самнитян. Liv. 9. 16. Когда много лет спустя (309 г.) самнитяне вновь объявили войну, П. был снова выбран в диктаторы и снова победил самнитян при Лонгуле. Liv. 9, 38. Его строгость вошла почти в поговорку, но и его храбрость была замечательна. Прозвище Cursor получил за поспешность. Aur. Viсt. vir. ill. 31;

3. L. Pap. Cursor, консул в 293 г., победил самнитян в решительной битве при Аквилонии и совершенно обессилил их. П. возвратился в Рим с богатой добычей, которую он отчасти принес в жертву богам, отчасти положил в государственную казну. В 272 г. он совершенно подчинил самнитян и окончил эту столь продолжительную войну. Он же принудил к отступлению гарнизон Пирра, оставленный для защиты Тарента. Liv. 10, 40 слл. Frontin, strat. 3, 3.

c) Papirii Masones:

1. I. G. Pap. Maso, будучи консулом (231 г. до Р. X.), победил корсиканцев и самовольно устроил себе триумф на албанском холме. Val. Max. 3, 6, 5;

2. Papiria, дочь только что упомянутого П. Мазона, жена Эмилия Павла Македонского и мать Сципиона Младшего, который ей оказывал помощь после развода с Павлом. Plut. Aет. Paul. 5.

d) Есть еще и другие Papirii:

1. L. Pap. Mugillanus, достиг в 444 г. до Р. X. необыкновенным путем консульства; в 420 г. был interrex и, занимая эту должность, уладил споры, возникшие между патрициями и трибунами. Liv. 4, 43;

2. M. Pap. Mug., безуспешно сражался в 418 г. до Р. X., в качестве консульского помощника, против эквов;

3. L. Pap. Paetus, человек веселого нрава, не желавший вмешиваться в политику, друг Цицерона. Cic. ad. fam. 9, 15 слл.

ПАПИРУС

ПАПИРУС - PapСћrus, см. Βίβλος, Библ.

ПАПП

ПАПП - Pappus, Πάππος, философ из Александрии, живший во время Феодосия Старшего, 379-392 гг. от Р. X. Он написал χωρογραφία οι̉κουμενική, комментарий к сочинению Птолемея μεγάλη σύνταξις, о реках Лидии и ο̉νειροκριτικά. До нас дошло 8 книг μαθηματικαί συναγωγαί, выписки из многих математических сочинений, важные для истории математики. Отличное издание Hultsch'a (3 т., 1875-1878).

ПАПЫ

ПАПЫ - Papi, 1. M. Aem. Papus, диктатор для созыва комиций в 321 г. до Р. X., или 433 и. с. Liv. 9, 7;

2. Q. Aem. P., консул вместе с К. Фабрицием Люсцинием в 282 г. до Р. X., или 472 u. с.; победил этрусков и бойев; тот и другой со славой сражались опять, как консулы, в 278 г. до Р. X., или 476 u. с., против Пирра. Два года спустя оба они были цензорами;

3. L. Aem. Papus, внук предыдущего, консул в 225 г. до Р. X., или 529 и. с., вместе с Регулом (см. Регул) неоднократно победоносно сражался с галлами и, захватив множество пленных, а свое войско обогатив значительной добычей, получил блестящий триумф (Polib. 2, 23 слл.). Позднее (220 г. до Р. X. или 534 u. с.) он был цензором вместе с Г. Фламинием;

4. L. Aem. P. претор в 205 г. до Р. X. или 549 u. с. (Liv. 28, 38), сражался в Сицилии (Suet. Oct. 2).

ПАРАБАСИС

ПАРАБАСИС - Παράβασις, см. Comoedia, Комедия, 4.

ПАРАБИСТ

ПАРАБИСТ - Παράβυστον, см. Δικαστήριον, Дикастерий.

ПАРАБОЛОН

ПАРАБОЛОН - Παράβολον, см. Iudicium, Судопроизводство, 5.

ПАРАГРАФА

ПАРАГРАФА - Παραγραφή, см. Iudicium, Судопроизводство, 7.

ПАРАДИС

ПАРАДИС - Παράδεισος, paradisus, имя больших парков и зверинцев восточных владетелей, особенно персидских сатрапов; эти парки, окруженные рвами, были богаты зверями для охоты, разными сортами деревьев, между которыми протекали ручьи. Очень часто они упоминаются в Киропедии Ксенофонта.

ПАРАДОКС

ПАРАДОКС - Παράδοξον, называется в стоической философии изречение, которое по своей игривости кажется для простого человека странным, неожиданным, даже противоречащим здравому смыслу, но при ближайшем рассмотрении оказывается верным и основательным. Цицерон написал под заглавием Παράδοξα, что он переводит то через Admirabilia (Cic. fin. 4, 27), то через Mirabilia (acad. 2, 44. Sen. ep. 81. Quint. 9, 2. 23), риторическое изложение шести стоических изречений. Со времен александрийцев Παραδοξα обозначает сочинения особого рода: выписки из древнейших исторических, естественноисторических сочинений о замечательных происшествиях, сгруппированные по содержанию. Такого рода сочинение написал Каллимах. К таким писателям, Παραδοξογράφοι, принадлежали: Антигон, Афеней, Мирсил, Лисимах, Аристотель, Пселл и др. Критические издания парадоксографов Westermann'a (1839) к О. Keller'a (rerum naturalium scriptures Graeci minores, vol. I, 1877).

ПАРАЗИТ

ПАРАЗИТ - Parasītus, παράσιτος, conviva, застольник; первоначально вообще наименование помощников-чиновников, которое произошло, вероятно, от того, что их вместе с чиновниками кормили на общественный счет. Поэтому паразиты являются как помощники или нижние чины жрецов (ср. septemviri epulones, Семеро эпулонов, y римлян); их обязанности были: собирать хлеб с арендаторов принадлежавших храмам полей или получаемый из других мест (хлеб сохранялся, вероятно, в особых житницах, παρασίτια), заботиться о некоторых жертвоприношениях, приготавливать торжественные пиры и пр. Совсем другое значение получило это название в средней и новейшей аттической комедии: тип П. является здесь похожим на тип льстеца, κόλαξ, adulator, древнейшей комедии. Сицилийский П. Алексис (см. Менандр) служил образцом для изображения таких типов; Дифил дошел в этом до совершенства. Curculio Плавта и Formio Теренция суть подражания ему. От П. того и другого рода, которые за хорошее блюдо или пышный обед (см. Cibus, Пища, 2) готовы были служить предметом самых необузданных насмешек и переносить самые возмутительные обиды хозяев или их гостей, нужно отличать шутов и проказников, ridiculi или derisores, меткие замечания и шутки (α̉πομνημονεύματα, α̉ποφθέγματα, γελοι̃α) которых даже записывались.

ПАРАЛ

ПАРАЛ - Πάραλος, 1. см. Paralia, Паралия;

2. береговая полоса в Фессалии, принадлежавшая мелийцам. Жители этой страны назывались Παράλιοι (Thuc. 3, 92);

3. П. ναυ̃ς (на надписях Παραλία), священный корабль (трирема), употреблявшийся при Θεωρίαι (см. Феории) и других экспедициях с религиозной целью. Впоследствии построили еще один такой корабль, который, как и первый, был в распоряжении государственных послов и главнокомандующего на войне. Этот последний по месту стоянки назывался Σαλαμινία, а по своему главному назначению Δηλία или Θεωρίς; первый - Πάραλος, потому что стоял на якоре у Суния. В позднейшее время упоминаются еще Δηλιάς, Άμμωνίς, Άντιγονίς и Δημητριάς. Матросами (πάραλοι и παραλι̃ται) были афинские граждане, и притом завзятые демократы. Thuc. 8, 73.

ПАРАЛИИ

ПАРАЛИИ - Παράλιοι, см.

1. Partes, Партии;

2. см. Πάραλος, Парал, 2.

ПАРАЛИЯ

ПАРАЛИЯ - Paralĭa, Παραλία, округ в Аттике, простиравшийся по берегу моря от Άλαὶ Αι̉ξωνίδες до Прасий. Жители этого округа составляли наряду с Πεδιαι̃οι и Διάκριοι во время Писистрата одну из трех политических партий (см. Partes, Партии). Thuc. 2, 58. 3, 92. ср. Attica, Аттика, 6. 18.

ПАРАНИМФОС

ПАРАНИМФОС - Παράνυμφος, см. Matrimonium, Брак, 4.

ПАРАПОТАМИИ

ПАРАПОТАМИИ - Parapotamĭi, см. Phocis, Фокида, 3.

ПАРАСАНГ

ПАРАСАНГ - Parasanga, см. Mensura, Мера.

ПАРАСКИНИЯ

ПАРАСКИНИЯ - Παρασκήνια, см. Theatrum, Театр, 8.

ПАРАСТАСИС

ПАРАСТАСИС - Παράστασις, см. Iudicium, Судопроизводство, 5; и Διαιτητής, Диэтет.

ПАРАХЕЛОЙТИДА

ПАРАХЕЛОЙТИДА - Paracheloītis, см. Achelous, Ахелой, и Aetolia, Этолия.

ПАРЕБАТ

ПАРЕБАТ - Paraebătes, Παραιβάτης,

1. греческий философ школы младших киренейцев, основанной Антипатром;

2. спартанец, который погиб в Сицилии в борьбе с жителями Эгесты. Hdt. 5, 46.

ПАРЕДРЫ

ПАРЕДРЫ - Πάρεδροι, члены, состоявшие при высших, правительственных учреждениях, напр., при трех высших архонтах, при евфинах.

ПАРЕНГАПТЫ

ПАРЕНГАПТЫ - Παρέγγραπτοι (тайно приписанные), см. Δη̃μοι, Демос.

ПАРЕНТАЛИИ

ПАРЕНТАЛИИ - Parentalĭa, см. Feralia, Фералии.

ПАРЕТАКЕНА

ПАРЕТАКЕНА - Paraetacēne, Παραιτακηνή, по-персидски «гористая страна»; это имя носили многие персидские округа:

1. на границе Персии и Мидии (Strab. 11, 522. 524 и др. Arr. 3. 19, 2. Curt. 5, 13, 2) с главным городом Табы;

2. между Оксом и Иаксартом, заключавший в себе Бактрию и Согдиану. Arr. 4, 21. 22, 1. Curt. 8, 14. 17.

ПАРЕТОНИЙ

ПАРЕТОНИЙ - Paraetonĭum, Παραιτόνιον или Ammonia, η̉ Άμμωνία, укрепленный и значительный город с гаванью в Мармарике, недалеко от египетской границы, 40 стадий в окружности; место почитания Изиды. Впоследствии этот город был разрушен, но опять восстановлен Юстинианом. В 1820 г. Мехмет-Али совершенно разрушил el-Baretone. После битвы при Акции сюда бежали Антоний и Клеопатра. Strab. 17, 799.

ПАРИАДРЕС

ПАРИАДРЕС - Paryădres, Παρυάδρης, горный хребет в Азии; начинается у Фасиса, у Мосхийского хребта, окружает в юго-восточном направлении южную часть Понта и составляет границу Армении и Каппадокии; теперь его обыкновенно называют - Barkhal. Plin. 5, 27, 27 и в других местах. Strab. 11, 497. 527 сл.

ПАРИЙ

ПАРИЙ - Parĭum, Πάριον, город в Мисии у Геллеспонта, между Лампсаком и Адрастеей, со времен Августа римская колония. Замечательно здесь, по словам Страбона, семейство ο̉φιογενει̃ς, члены которого имели сношения со змеями и умели лечить посредством прикосновения от укушения их. Hdt. 5, 117. Хеn. Anab. 7, 2, 7. Strab. 13, 588.

ПАРИЛИИ

ПАРИЛИИ - Parilĭa, см. Palilia, Палилии.

ПАРИС

ПАРИС - Paris, Πάρις, Άλέξανδρος, второй сын Приама и Гекубы. Гекубе снилось до его рождения, что она родила пожар, распространяющий свое пламя по всей Трое. Когда растолковали этот сон в том смысле, что ее сын будет причиной гибели родного города, то Приам передал его пастуху Агелу и приказал снести его на гору Иду и оставить там. Но П. не погиб; его кормила медведица; на пятый день пастух нашел его невредимым, вскормил его вместе со своим ребенком и дал ему имя П. Имя Άλέξανδρος (отразитель мужей) получил он оттого, что, выросши, храбро защищал стада и пастухов. На горе Иде он женился на предвещательнице Эноне, дочери речного бога Кебрена, и жил с ней в уединении весьма счастливо. Когда этот красавец пастух принес в город быка для жертвы, то родители узнали его и оставили у себя. Немного времени спустя он похитил Елену - и дал повод к Троянской войне. Когда на свадьбе Пелея богини Гера, Афина и Афродита заспорили о яблоке Эриды и о своей красоте, то Гермес повел их, по приказанию Зевса, на Гаргар, часть горы Иды, чтобы Парис, который еще пас тогда свои стада, разрешил их спор. Гера обещала ему власть и богатство, Афина мудрость и славу, Афродита самую красивую жену. Он присудил яблоко Афродите. Вследствие этого обстоятельства Гера и Афина сделались непримиримыми врагами Трои. Ноm. Il. 24, 28. Eur. Iphig. Aul. 1289. Eur. Troad. 925. Andr. 284. Hel. 23. При помощи Афродиты П. похитил Елену, самую красивую женщину, жену Менелая, у которого он гостил во время путешествия по Греции, и привез ее из Спарты через Финикию в Трою. Ноm. Il. 6, 290. По позднейшим сказаниям, Елена не была привезена в Трою, а была оставлена у Протея в Египте, а Зевс и Гера дали П. призрак, похожий на Елену. Eur. El. 1280. Hel 33. 243. 584. Hdt. 2, 118. 120. ср. об этом Sengebusch, diss. Ноm. 1, 149 слл. В Троянской войне П. не отличался особенной храбростью; он, конечно, сведущ в военном искусстве и отличный стрелок, но непостоянного характера: то храбрый и отважный, то трус и изнеженный; ему более по сердцу женщины и музыка, чем серьезное дело войны. Гомер восхваляет его красоту. Троянцы ненавидят его, как виновника войны. Ноm. Il. 3, 16 слл. 6, 313 слл. 504 слл. 11, 369. 505. 581. С помощью Аполлона он убил Ахилла (см. Ахилл), но сам был ранен, незадолго до взятия Трои, Филоктетом стрелой Геракла. Soph. Phil. 1426. П. побежал на Иду к оставленной первой своей жене, Эноне, которая напрасно удерживала его от поездки в Спарту. Он надеялся, что Энона его вылечит, т. к. она обещала это, и она одна могла его вылечить, но, рассердившись на него за измену, она отказала ему в помощи и прогнала его. П. отправился в Трою, где и умер. Энона, раскаявшись в своей жестокости, отправилась потом в Трою, но опоздала, вследствие чего повесилась. Елена ему родила: Буника, Корифа, Агава, Идея и дочь Елену. Корифом назывался также сын Эноны. П. изображается безбородым юношей, весьма красивой наружности, в фригийской шапке.

ПАРИСАТИДА

ПАРИСАТИДА - Parysătis, Παρύσατις, сводная сестра и жена Дария Нота, хитрая и властолюбивая женщина, пользовавшаяся при жизни мужа громадным влиянием. Хотя она старалась тщетно по смерти Дария возвести на престол Кира, любимого младшего сына (см. Cyrus, Кир, 2), но все-таки имела сильное влияние на слабого Артаксеркса Мнемона, так что могла, по крайней мере, доставить своему любимому сыну богатые сатрапии и получать прощения после не раз повторявшихся восстаний. По смерти сына она преследовала со свирепостью и хитростью всех, которые были причастны к его смерти. Когда она устранила посредством яда ненавистную ей Статейру, жену Артаксеркса, то должна была на время оставить двор; но скоро она возвратилась и достигла прежнего влияния, исполняя всякие желания царя. Plut. Artax.

ПАРКИ

ПАРКИ - Parcae, см. Μοι̃ρα, Мойра, 4.

ПАРМА

ПАРМА - Parma, 1. город боев в циспаданской Галлии между Плаценцией и Мутиной, сделался в 183 г. до Р. X. римской колонией (Liν. 39, 55); с этих пор, благодаря его положению на Via Aemilia, он начал процветать. Во время мутинской войны город этот немало пострадал. Cic. Phil. 14, 3, 9. Cic. ad. fam. 10, 33. 4. Болотистые окрестности его высушил консул Эмилий Скавр; здесь добывалась отличная шерсть. Strab, 5, 216 сл. П. была родина поэта Кассия Пармского (Cassius Parmensis), см. Cassii, Кассии, 13. Η. Парма;

2. см. Arma, Оружие, I.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД - Parmenĭdes, Παρμενίδης, происходивший из знатного и богатого рода в Элее, процветал ок. 500 г. до Р. X., ученик и друг Ксенофана, а по другим, также слушатель Анаксимандра. Полагают, что он вместе с Зеноном, который был немного моложе его, пришел в Афины, где познакомился с Сократом. В П., диалоге Платона, он представлен беседующим с Сократом, который называет его словами Гомера αι̉δοιός τε 'άμα δεινός τε. Его путешествие в Афины состоялось, по всем признакам, в 458 г., но точного указания об этом, равно как и об остальной его жизни, мы не имеем. Сограждане его высоко почитали; свое благосостояние они приписывают, по большей части, его законам. Его высоконравственная жизнь служила образцом. Лекции о философии он читал поэтически. Отрывки сохранились у Секста Эмпирика и Симплиция: первый отрывок, самый большой, есть аллегорическое введение к поэме περὶ φύσεως, написанное дактилями, полное поэтического вдохновения; остальное, кажется, было проще и без всяких прикрас (Cic. acad. рr. 23, 74 называет стихи minus bonos versus). Он различает двоякого рода знание, знание мышления или истины и знание человеческого мнения. Чувствование и мышление были для него одно и то же; посредством смешивания их он производит припоминание и забвение. Он более всего занимается противоположными понятиями: сущим и не сущим. По его учению, речь и мысль есть сущее, ибо сущее есть, но несуществующего вовсе нет. Кроме сущего, нет ничего; это сущее не рождается, не погибает, оно есть нечто неделимое, само по себе совершенное, не нуждающееся ни в чем другом. Мир внешних явлений непознаваем, и только то мышление, предмет которого составляет сущее, имеет свое основание; то же сущее, которое не может быть предметом мышления, не может быть познаваемо. Мышление и то, к чему относится мысль, есть одно и то же; ибо ты не найдешь мышления без сущего, в котором оно выражается; это сущее есть и будет не что другое, как мысль. 'Τωυ̉τόν ε̉στι νοει̃ν τε καὶ ο'ύνεκέν ε̉στι νόημα. ου̉ γὰρ 'άνευ του̃ ε̉όντος, ε̉ν ω̃́ πεφατισμένον ε̉στίν, ευ̉ρήσεις τò νοει̃ν. ου̉δὲν γὰρ 'ή 'έστίν 'ή 'έσται 'άλλο παρὲξ του̃ ε̉όντος. Зенон и другие элеаты развили эти положения более подробно. Отрывки сочинений П. и остальных элеатов собраны Brandis'oм commentatt. Eleat, p. 1 (1813), S. Karsten (1835) и Mullach'oм (1845).

ПАРМЕНИОН

ПАРМЕНИОН - Parmenĭon, Παρμενίων,

1. происходивший из благородного македонского рода, уже во время Филиппа испытанный полководец, победил в 356 г. иллирийцев, осаждал в 347 г. Галос во Фтиотиде, вел с афинянами переговоры о мире, в 342 г. был послан в Эвбею, чтобы там защищать интересы македонян. В 337 г. вместе с Атталом и Аминтом он был послан в Азию, чтобы освободить греческие города и приготовиться к войне с персами. Justin. 9, 5. Когда Александр прибыл в Азию, П. был начальником пехоты, а его сын Филот - македонской конницы. Он не советовал сражаться при Гранике; завоевал Фригию и в Гордии соединился опять с Александром. Постоянно советуя царю быть осторожным и умеренным, он предостерегал его от врача Филиппа и неоднократно уговаривал принять условия мира, предлагаемые персидским царем. Plut. Alex. 29. 32. При Арбеле, по его совету, напали ночью на неприятеля; в сражении он командовал левым крылом, но, кажется, не исполнил в точности своих обязанностей. Александр хотя и подарил ему роскошный дом Багоя (Βαγώας), но не взял его дальше с собой, оставив его наместником в Экбатане. Plut. Alex. 33. П. порицал гордость и высокомерие своего сына Филота, и как многие знатные македоняне, был, вероятно, недоволен поступками Александра. Когда Филот был убит, Александр не доверял больше отцу и велел своим поверенным и его убить. Plut. Alex. 49. Justin. 12, 5;

2. греческий сочинитель эпиграмм, из Македонии; несколько его эпиграмм находятся в греческой антологии. Он жил, вероятно, при Августе;

3. зодчий, услугами которого пользовался Александр Великий при основании Александрии; ему приписывают постройку Серапея.

ПАРМЕНИСК

ПАРМЕНИСК - Parmeniscus, Παρμενίσκος

1. пифагореец из Метапонта;

2. грамматик и толкователь Гомера, некоторых трагиков и Арата. Он упоминается наряду с Аристофаном и Аристархом и был, по-видимому, современником и учеником последнего.

ПАРМЕНОН

ПАРМЕНОН - Parmĕno, Παρμένων,

1. греческий ямбический писатель; из его стихотворений уцелел отрывок, напечатанный у Meinecke, poet. choliamb., p. 144 слл.;

2. из Родоса, составитель книги о поваренном искусстве μαγειρική διδασκαλία;

3. грамматик, написал сочинение περί διαλέκτων.

ПАРНАС

ПАРНАС - Parnassus, Παρνασσός или Παρνασός, хребет, посвященный Аполлону, Дионису и Музам и называемый поэтами ο̉μφαλòς γη̃ς (Pind. pyth. 4, 74. 6, 3). Под П. в обширном смысле разумеем горы, тянущиеся от Эты через Дориду и Фокиду и кончающиеся под именем Кирфис (н. Sumaliaes над долиной Дистомо) у Коринфского залива между Киррой и Антикиррой. В тесном смысле П. называются лишь две самые высокие вершины (7.500') хребта Τιθορέα (Hdt. 8, 32) на северо-западе и Λυκώρεια или Ύαμπείη (Hdt. 8, 39) на юго-западе с корикийской пещерой, вблизи Дельф. По этим вершинам П. часто называется двухвершинным, двуглавым. Ov. met. 1, 316. 2, 221. В 800 футах выше Дельф и 2.000 футов над уровнем моря находятся скалы Φαιδριάδες, откуда бросали богохульников и святотатцев. Вершины были почти постоянно покрыты снегом, ниже были еловые леса, у подошвы росли лавры, мирты и маслины. П. имел много ущелий и пропастей; в одном из ущелий был дельфийский оракул и кастальский ключ. В глубокой долине между П. и Кирфом протекал Плейст, и здесь была дорога в Давлиду и Стириду. При соединении трех дорог образовалась σχιστὴ ο̉δός, где Эдип убил своего отца Лая. Soph. О. Т. 716. 800. Paus. 9, 2, 3. 10, 5, 2. У всех образованных народов гора эта до сих пор носит древнее название; одна часть ее называется Лиакурой.

ПАРНАССИДЫ

ПАРНАССИДЫ - Παρνασσίδες , см. Musae, Музы.

ПАРНЕС

ПАРНЕС - Parnēs, η̉ и ο̉ Πάρνης (родительный от ηθος), хребет гор в Северной Аттике, до 4.000 футов вышины; он тянется до озера у Рамнунта и составляет продолжение Киферона, особенно богат лесом и зверями. В западной части он представляет проход, легко доступный со стороны Беотии; здесь находятся остатки укрепления. На вершине находилась медная статуя Зевса Парфения и алтарь Зевса (Σημαλέος), по которому, как полагали, можно было узнать предстоящую погоду. Теперь П. называется Озея, Нозея. Strab. 9, 404. Paus. 1, 32, 1. ср. Attica, Аттика, 1.

ПАРНОН

ПАРНОН - Parnōn, Πάρνων, хребет на юге от Парфенийских гор на границе Лаконии с Тиреей и Тегеей, в 6.400 английских футов вышины; н. Малево. Юго-восточный отрог его есть Малийский мыс, пользовавшийся дурной славой.

ПАРОД

ПАРОД - Πάροδος, см. Chorus, Хор, и Theatrum, Театр, 7.

ПАРОДИЯ

ПАРОДИЯ - Parodĭa, Παρωδία, переделка общеизвестных и замечательных стихотворений, состоящая в перемене нескольких слов, отчего является другой смысл; вместо возвышенного выходит нечто обыкновенное и смешное. Для этой цели чаще всего служили песни Гомера. Самым древним примером П., по крайней мере похожим на нее, служит отрывок Асия, написанный элегическим размером (Athen. 3, 125 D). Настоящим основателем П. считается Гиппонакт, у которого отдельные пародии составляют нечто цельное. Βατραχομυαμαχία, приписываемая Гомеру, не имеет ничего сатирического, подобно пародиям Асия и Гиппонакта; она, вероятно, написана в 5 в. до Р. X. Аттическая комедия для этой цели не щадила никакого рода поэзии; у Аристофана встречаем множество пародированных стихов Еврипида, Эсхила, дифирамбографов и др. В римской литературе мало примеров П.

ПАРОП

ПАРОП - Parōpus, Πάρωπος, город в Сицилии к югу от Панорма (н. Парко), где Гамилькар во время 1-й Пунической войны одержал победу над римскими союзниками и убил из них 4.000. Polib. 1, 24, 3.

ПАРОПАМИС

ПАРОПАМИС - Paropamĭsus, Παροπάμισος, индийский Кавказ, главный хребет Внутренней Азии, н. Гинду-Ку (Arr. 5, 3, 3. 5, 3); в нем находятся источники Окса и Инда. Жители его (Παροπαμισάδαι), через область которых проходила большая торговая дорога из Персии в Индию, составляют население нынешнего Кабулистана. Arr. 4, 22, 4. 5, 3, 2. 6, 26, 1.

ПАРОРЕАТЫ

ПАРОРЕАТЫ - Παρωρεα̃ται, древние жители самой южной Элиды, между Алфеем и Недой, прогнанные минийцами, которых в свою очередь вытеснили спартанцы. Hdt. 4, 148. Strab. 8, 336.

ПАРОРЕЯ

ПАРОРЕЯ - Paroreia или -ēа, 1. по Ливию (39, 27, и 42, 51), местечко во Фракии на границе Македонии;

2. селение в южной Аркадии, которое исчезло после основания Мегалополя.

ПАРОС

ПАРОС - Parus, Πάρος, н. Паро, один из больших Цикладских островов между Наксосом и Олиаром, Делосом и Иосом, величиной приблизительно в 5 кв. м, с главным городом того же имени (н. Парикия), с речкой Асопом и горой Мариессой (н. гора Св. Илии); известен своим превосходным белым мрамором (Horat. Od. 1, 19, 6); родина ямбического поэта Архилоха. Horat. ер. 1, 19, 23. Сначала был населен критянами и аркадцами, потом ионянами; быстро возвысился и основал колонии: Фасос (Thuc. 4, 104), Парион и Фарос. Strab. 10, 487. Во время ионийского восстания он находился под гегемонией Наксоса (Hdt. 5, 31), сделался потом опять самостоятельным и с успехом защищался против Мильтиада (Hdt. 6, 133. Nер. Milt. 7). Скоро после этого паросцы стали союзниками афинян и должны были платить ежегодную дань (по оценке 425 г. до Р. X. паросцы платили ежегодно 30 талантов - признак высокого благосостояния) и, таким образом, мало-помалу теряются в истории. Hdt. 8, 112. Остров замечателен тем, что на нем найдена в 1627 г. мраморная плита, которая была куплена англичанином лордом Фомой Аринделем и поставлена в Англии в его саду, пока наконец его внук Генрих Говар в 1667 г. не подарил ее, уже в испорченном виде и с потерянными частями, Оксфордскому университету, где она находится до сих пор. Это chronicum или marmor Parium (Marm. Arundelia, Oxoniensia) представляет теперь мраморную плиту, в 2 фута и 1 дюйм шириною, с левой стороны в 3 фута 7 дюймов, с правой - в 2 фута 11 дюймов вышиной; в 93, отчасти неуцелевших, строках ее на аттическом и местами только на ионическом наречии содержатся главные события политической и литературной истории эллинов, начиная с Кекропса до аттического архонта Диогнета (по Boeckh'y, до времен паросского архонта Астианакта или Эврианакта, 264 г. до Р. X.); она охватывает период времени в 1318 лет, но уцелевший кусок показывает события до 354 г. Опущение разных важнейших дат, имен и событий, напр., похода аргонавтов, Ликурга, Мессенской, Пелопоннесской войн, Пиндара и др., указывает на то, что этот список составлен частным человеком для собственного употребления, особенно для литературных целей. Время определяется здесь не по олимпиадам, а по аттическим царям и архонтам. Историческими источниками служили ему аттические писатели. Несмотря на трудности в определении хронологии, нельзя сомневаться в достоверности сообщаемых здесь данных. Лучшее издание «Паросской хроники» Boeckh'a, Corp. Inscr. Gr., II, p. 293 слл. и Müller'a, Fragm. hist. graec., I, p. 533 слл.

ПАРОССКИЙ КАМЕНЬ

ПАРОССКИЙ КАМЕНЬ - Parĭum chronicon, -um s. marmor, см. Parus, Парос.

ПАРОХОС

ПАРОХОС - Πάροχος, см. Matrimonium, Брак, 4.

ПАРРАСИЙ

ПАРРАСИЙ - Parrhasius, Παρράσιος, один из знаменитейших живописцев Греции, сын Евенора, из Эфеса, современник и соперник Зевксиса. Некоторые считают его современником Фидия, но он процветал, вероятно, после Пелопоннесской войны (400-380 гг. до Р. X.). По свидетельству Плиния (35, 10, 36), он отличался большой разносторонностью познаний и расширил объем искусства живописи; он первый сумел придать картине живость выражения, грацию движения и лица. Удивлялись также, как проницательно замечал он самые тончайшие черты, удивлялись чистой отделке всех частей, аккуратности и правильности очертаний. Что касается анатомии, то она в его произведениях менее обработана. Он был надменен и горд, носил пурпурный плащ, венец и украшенную золотом палку. В состязании с Тиманфом Самосским он был побежден; картина Тиманфа, изображавшая Аякса в борьбе с Одиссеем за оружие Ахилла, одержала верх. По этому поводу П. сказал: «Жаль, что Ахилла опять победил один из недостойных». Известно также его состязание с Зевксисом, нарисованный виноград которого привлекал птиц, П. же ввел в обман самого Зевксиса занавесью, покрывавшей виноград. Древние знали множество драгоценных его работ; во время императоров многие работы его находились, вероятно, и в Риме и служили образцами художникам, старавшимся подражать ему. ср.: Brunn. Geschichte der griech. Künstler., II, стр. 97 слл.

Предыдущая страница Следующая страница