Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")

АЛЬБИНОВАН

АЛЬБИНОВАН - Albinovanus, см. Pedo, Педон.

АЛЬБОМ

АЛЬБОМ - Album, разного рода записи, предназначавшиеся для обнародования, делались на покрытых гипсом досках, которые затем выставлялись в каком-нибудь месте, доступном для публики. Доска такого устройства и назначения называлась А. Особенно известны:

1. album pontificis, доски, на которых написаны были annales maximi, см. Annales, Анналы;

2. album praetoris для преторского эдикта, см. Edictum, Эдикт;

3. album senatorium, список сенаторов;

4. album iudicum, списки присяжных, см. Index, Индекс. Название А. усвоялось и другим спискам, напр. спискам лиц, получавших от казны хлеб, спискам проскриптов и т. п., и вообще всяким публичным объявлениям, напр. уведомлениям об аукционе.

АЛЬБУНЕЯ

АЛЬБУНЕЯ - Albŭnĕa, (Horat. Od. 1, 7, 12. Tib. 2, 5, 69), прорицательница Сивилла, жившая будто бы в темных пещерах в одной роще близ Тибура, на реке Апио, течение которой тут очень бурливо и шумно; вблизи находились серные источники (Albulae aquae, водой которых издавна пользовались для купанья и питья, как целебным средством) и озеро с ядовитыми испарениями (Verg. Aen. 7, 82), а также оракул Фавна Фатидика. Может быть, А. то же, что mater matuta (Liv. 7, 27), богиня утра у италийских приморских племен, или то же, что греческая Ипо Левофея.

АЛЬГИД

АЛЬГИД - Algĭdum, маленькая горная крепость на одной из вершин Алгида, вероятно, близ н. Кава. Liv. 26, 9.

АЛЬГИДСКИЕ ГОРЫ

АЛЬГИДСКИЕ ГОРЫ - Algĭdus mons, горная цепь, тянущаяся от Тускула и Велитр до Пренесты, н. Monte Salamone, M. Ceraso, главный опорный пункт эквов, которые часто отсюда производили свои набеги (Liv. 3, 2. 3. и т. д.); эта холодная (Horat. Od. 1, 21, 6. 3, 23, 9), лесистая (4, 4, 58) местность издревле была местом почитания Дианы (1, 21, 6. сагт. saec. 69).

АЛЬПИН

АЛЬПИН - Alpīnus, поэт, осмеянный Горацием (Horat. Sat. 1, 10, 36) за напыщенность, может быть, тот же, которого Horat. Sat. 2, 5, 41 называет Furius, a схолиасты отождествляют с эпическим и ямбическим поэтом М. Фурием Бибакулом (см. Furii, 17, Фурии).

АЛЬПЫ

АЛЬПЫ - Alpes, ('αι 'Άλπεις, τα 'Άλπεια o́ρη, м. б., от кельтского слова «alb», высокий), высочайший горный хребет Европы, большой дугой тянущийся вокруг верхней Италии от Sinus Ligusticus к северу и восточными отрогами своими соединяющийся с горами греческого полуострова. Отдельные части хребта:

1. Alpes maritimae ('Ά. παραθαλάσσιοι, παράλιοι) (Tac. ann. 15, 32), н. A. Лигурийские или Приморские, начиная от моря до источников Вара (на горе Цема, н. la Caillole) и далее до горы Везула (н. М. Визо);

2. названные по имени Лигурийского царя Коттия A. Cottiae или Cottianae, н. Коттские А., от Ебуродуна до Сегусио или от М. Визо до Мон-Сениса; к этой цепи принадлежит высокая гора Matrona или Janus (н. M. Gennvre). Tac. hist. 1, 61. 4, 68. Eutr. 7, 14;

3. A. Graiae (saltus Graius), н. Грайские Α., от М. Сениса до Augusta praetoria (н. Аоста); к ним принадлежат iugum Cremonis (н. le Cramont) и A. Centronicae (группа малого Сен-Бернара). Liv. 21, 28. 5, 35. Nep. Hann. 3;

4. Alpes Penninae (н. Пеннинские А. вместе с Лепонтинскими), название которых неправильно производили от слова Poenus (Liv. 21, 38); здесь на высочайшей вершине (большой Сен-Бернар) находился храм Юпитера (lupiter Poeninus или Penninus); от этого храма сохранились еще и теперь развалины и надписи; Пеннинские Альпы тянутся до сен-готарского узла. Сам же Сен-Готар, Adula (Άδούλας), причисляется к 5) A. Raeticae (н. Ретические А.), Horat. Od. 4, 4, 17. Отсюда вытекают многие реки, в том числе и Рейн. Tac. Germ. 1. Эти Альпы доходят до нынешнего Ортлеса;

6. A. Tridentinae (Тирольские А.) с истоками реки Athesis (Эчь);

7. А. Noricae (Норические А.) в Норике с вершинами Φλιγαδία (н. Фличь) и Του̃λλον (н. Терглу);

8. A. Carniсае (Карнийские А.) с истоками реки Савы;

9. А. Iuliae или Venetae (Юлийские), через которые проложил путь Юлий Цезарь; к ним примыкают Alpes Pannonicae в Паннонии, находящиеся в связи с Карпатами, которые иногда называются A. Bastarnicae. Южная ветвь Паннонских А. - Alpes Dalmaticae с горой Окра (н. Бирнбаумервальд) и Albii, Albani Montes (н. Албен в Далмации). Сколько-нибудь точные сведения об этом горном хребте римляне приобрели только в позднейшие времена, при походах в Галлию и Испанию и покорении альпийских народов. Подвиг первого перехода через горы приписывали Гераклу. Часто переходили их галльские полчища. Римляне проложили через А. много дорог, из которых кратчайшей считалась та, которая шла через Коттские А. и г. Матрону; этим путем чаще всего и пользовались. Другие дороги вели через Приморские, Пеннинские и Грайские А. В Германию обыкновенно переходили по дороге через Шилюген, к северу от Lacus Larius (L. di Como), или по дороге от Тергесте (Триест) через Карнийские Альпы. Место, где перешел через А. Ганнибал во 2-ю Пуническую войну, до новейшего времени определяется различно, смотря по тому, следуют ли указаниям Полибия (3, 39 слл.), который и сам путешествовал по некоторой части Альпийских гор, или стараются согласить с указаниями Полибия часто неясный рассказ Ливия (21, 31 слл.); в первом случае местом перехода принимается обыкновенно малый Бернар, во втором - Мон-Сенис. ср.: Rauchenstein, d. Zug Hannibals über die Alpen. 1850. Peter в Philologus VII, стр. 167-170.

АЛЬТИНУМ

АЛЬТИНУМ - Altīnum, город в стране венетов в Gallia transpadana, между Патавием и Аквилеей, при впадении Силиса в Адриатическое море, н. селение Altino; это была муниципия, обязанная своим процветанием торговле, т. к. она служила главным складочным местом для торговых сношений между Италией и северными странами; множество вилл, расположенных в окрестностях, придавали городу сходство с Байями (Mart. 4, 25). В 452 г. от Р. X. Аттила совершенно разрушил город, жители бежали на острова Лагун и тем положили основание Венеции.

АЛЬТИС

АЛЬТИС - 'Άλτις, см. Olympia, Олимпия.

АЛЬФЕН

АЛЬФЕН - Alfenus (может быть, правильнее Alfenius) Varus Publius, из Кремоны, сначала был сапожником (Horat. Sat. I, 3, 130 слл.) в своем родном городе, затем отправился в Рим, где сделался учеником знаменитого юриста Сервия Сульпиция Руфа и сам прославился как юрист; был и юридическим писателем (40 Il. digestonim). Катулл посвятил ему свое 30 стихотворение.

АМАЗОНКИ

АМАЗОНКИ - Amazones, Άμαζόνες, мифический воинственный народ женщин, живший главным образом на реке Фермодонте в Каппадокии в городе Фемискире. Оттуда они будто бы пришли в Скифию на берега Меотидского озера и к реке Танаису (Hdt. 4, 110-117). По другому сказанию, они от Меотидского озера переселились на Фермодонт. В своей земле они не терпели присутствия мужчин; но для продолжения своего племени вступали в сношения со своими соседями, гаргареями, жившими у подошвы Кавказа. Мальчиков они или убивали, или отсылали к отцам, а девочек воспитывали, обучая военному искусству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжигали им правую грудь, потому что она мешала в битве; этим позднейшее сказание объясняет название амазонок (α и μαζός). А. делали далекие военные походы, из Скифии до Фракии, от Фермодонта до Сирии и передних стран Малой Азии. Когда они напали в Ликии на царя Иобата, Беллерофонт уничтожил их войско (Il. 6, 186). Во Фригии против них сражался в молодости Приам (Il. 3, 189), позднее же они явились к нему на помощь против греков, с которыми не раз сражались. Говорят, будто они доходили даже до Афин, воюя с Тесеем, который ранее сражался с ними на Фермодонте и увел царицу их Антиону (или Гипполиту). Некоторые исследователи считают А. за чисто мифический народ, другие же предполагают, что сказания об А. и их распространении имели историческую основу в существовании у многих древних народов господства женщин и женской аристократии, т. е. такого взгляда, по которому родовитость передается через матерей, а не через отцов. Где существовали подобные условия, напр. у народов, живших в Скифии до Фермодонта, в Ликии и др. странах, там, по преданию, жили А. или туда предпринимали свои походы. Затем, так как они поклонялись главным образом Арею и Артемиде Таврополе, то им приписывалось и основание тех городов в Малой Азии, в которых существовало служение Артемиде, напр. Эфеса; на том же основании некоторые исследователи считают А. храмовыми служительницами Артемиды и жрицами богини луны. Сказания о войнах А. с греками, особенно с Гераклом и Фесеем, в преданиях о которых выразилась идея распространения греческой культуры, кажется, имеют своим основанием враждебные столкновения греческих колоний у Понта Эвксинского с варварскими народностями. Пластическое искусство часто изображало А. (статуи Фидия, Поликлейта, Кресила) в виде сильных воительниц, большей частью на коне, вооруженных секирой, копьем, щитом в форме полумесяца, луком и колчаном, с поясом, защищающим бедра, и мечом на привязи, надетой через плечо.

АМАЛТЕУМ

АМАЛТЕУМ - Amaltēum, Άμαλθείον, также Amalthēa, усадьба Аттика, которую он украсил платановыми насаждениями; находилась у реки Фиамия в Эпире. Название свое она получила, вероятно, от того, что здесь первоначально было древнее святилище нимфы Амалфеи (см. Amalthea, Амалфея), которое Аттик украсил несколькими рельефами, изображавшими сцены из мифа об Амалфее. Cic. legg. 2, 3, 7. Cic. ad Att. 1, 13, 1. 16, 15. 18. 2, 20, 2. По примеру Аттика и Цицерон устроил нечто подобное в своем Арпине (т. ж. 1, 16, 18. 2, 1, 11).

АМАЛФЕЯ

АМАЛФЕЯ - Amalthēa, Άμάλθεια,

1. имя козы, которая вскормила Зевса на Крите и в награду за то была помещена в число созвездий, см. Ζεύς 5, Зевс. Когда-то она о дерево сломала себе рог, нимфа подняла его, обвила зеленью, наполнила плодами и подала Зевсу; тот подарил этот рог нимфам, своим воспитательницам, и обещал им, что из этого рога явится все, чего бы они ни пожелали. Ov. fast. 5, 120 слл. Это рог изобилия, cornu copiae, имеющий то же значение, что и рог Ахелоя (см. Achelous, Ахелой), символ плодородия и избытка, доставляемых человеку садами, виноградниками и возделанными полями. А. считалась также нимфой, дочерью Мелиссея (Океана, Гелия, царя Гаймония, Олена), дочери которого воспитали Зевса, и ей будто бы принадлежал вышеупомянутый рог. Она подарила его Ахелою, а тот отдал Гераклу в обмен на свой собственный рог, отнятый у Ахелоя Гераклом; Геракл же подарил рог А. наядам или гесперидам, те, наполнив рог цветами и плодами, посвятили богине изобилия. Ov. met. 9, 87;

2. сибилла, по Лактанцию (Inst. 1, 6), тождественная с кумской сибиллой, а по Тибуллу (2, 5, 67) отличная от последней.

АМАН

АМАН - Amānus, Άμανός, высокая, крутая ветвь киликийского (Strab. 11, 535) Тавра, н. Альмадаг; в древности здесь жили хищнические народы; Цицерон, как наместник Киликии, вел с ними войну, за которую получил титул imperator (Cic. ad. fam. 2, 10. 3, 8. 15, 4. Cic. ad Att. 5, 20). Через эти горы вело несколько проходов, см. Amanicae pylae, Аманские ворота.

АМАНСКИЕ ВОРОТА

АМАНСКИЕ ВОРОТА - Amānĭcae pylae, Άμανικαί πύλαι, долина у верхнего конца Иссийского залива (н. залив Скандерун), кругом замкнута горными цепями, носившими общее название Amanus, Άμανός; проход в западной цепи, на запад от Исса, называется поэтому также Pylae Amanicae (Άμανίδες πύλαι); по нему Александр прошел из большой Киликийской равнины в эту долину; восточная цепь, направляющаяся по восточной окраине залива прямо к югу, имеет несколько проходов:

1. самый северный, ведший из равнины через Исс к востоку в Верхнюю Сирию, обыкновенно также называемый А. ворота; этим проходом персидское войско зашло в тыл македонянам;

2. средний, у самого залива, где горы вплоть придвигаются к берегу, у реки Керса между Иссом и позднейшей Александрией, обыкновенно называемый ворота Syriae (точнее у Хеn. Anab. 1, 4 πύλαι τη̃ς Κιλικίας και Συρίας, н. проход Байлан); как составлявший границу между двумя странами, он был укреплен: идет крайне узкими извивами, иногда непроходимыми. По нему, вероятно, прошел Кир-младший, направляясь от Мирианда (см. Хеn. т. ж.);

3. южный, через самую южную часть Амана ведущий на юг к долине Оронта; обыкновенно называется просто ворота Syriae; двумя последними проходами проник на юг Александр, когда персидское войско через северный проход зашло в тыл македонянам; тогда он должен был через Сирийский проход вернуться назад до Исса, так что во время битвы фронт Александрова войска был обращен к северу, а фронт Дариева - к югу. ср.: Mützell к Curt. 3, 20, 13.

АМАНТИЯ

АМАНТИЯ - Amantĭa, город в греческой Иллирии (Caes. b. c. 3, 12. 40), н. Нивица.

АМАРАК

АМАРАК - Amarăcus, αμάρακος, красивый, сильно пахучий цветок, часто употреблявшийся для венков; особенно славился кипрский амарак. Verg. Aen. 1, 693. Plin. 21, 11. 21, 93. Catull. 61, 6. Выжимаемое из амарака масло, oleum или unguentum amaracinum, считалось одним из самых тонких благовоний.

АМАРДЫ

АМАРДЫ - Amardi или Mardi, 'Άμαρδοι, Μάρδοι, воинственный народ в Мидии близ реки того же имени (н. Кизил-Узен) и Каспийского моря. Arr. 3, 22, 1. 24, 1.4, 18, 2. Геродот (1, 125) называет их народом персидского происхождения.

АМАРИНКЕЙ

АМАРИНКЕЙ - Άμαρυγκεύς, сын Онесимаха или Алекгора, царь епеев в Элиде. Авгий сделал его своим соправителем за помощь, оказанную в войне с Гераклом. Сын А. Диор на 12 кораблях привел епеев под Трою и пал там от руки фракийца Пейроя (Il. 2, 622. 4, 518). В состязаниях, устроенных по случаю его похорон, участвовал Нестор (Il. 23, 630).

АМАРИНФ

АМАРИНФ - Amarynthos, Άμάρυνθος, местечко в 7 стадиях от Эретрии на Эвбее, с храмом Артемиды, куда ежегодно в день праздника богини направлялось блестящее торжественное шествие и где выставлялись экземпляры всех важных государственных документов. Strab. 10, 448. Liv. 35, 38. Paus. 1, 31, 5.

АМАСЕН

АМАСЕН - Amasĕnus, н. Амасено, река в Лации, берущая начало в горах вольсков; миновав Приверн, впадает в Уфент и вместе с ним через Понтийские болота вливается в море. Verg. Aen. 7, 685.

АМАСИС

АМАСИС - Amāsis, 'Άμασις, хитрый египтянин низкого происхождения; был доверенным лицом у царя Априя и сопровождал его в походе на Киренаику. Неудача этого предприятия и гибель большей части войска раздражили египтян, и они возмутились против Априя. А., которому поручено было подавить восстание, присоединился к мятежникам и был провозглашен царем; Априй, разбитый при Момемфисе, был взят в плен и по требованию озлобленного народа убит. А. царствовал в 570-526 гг. до Р. X., по мере сил способствуя процветанию государства. Его предшественника упрекали за то, что тот привлекал в Египет иностранцев и покровительствовал торговым сношениям с чужими странами; но таков же, собственно говоря, был и образ действий А.: он позволил грекам селиться в Египте и строить там храмы и даже сам женился на гречанке; но он зато делал щедрые подарки и египетским жрецам и предпринял много храмовых построек (Hdt. 2, 172 слл.). Он вступил в союзе Крезом для войны против Кира; когда Крез был побежден и лишился царства, А. предотвратил вторжение персов в Египет, вероятно, только тем, что согласился платить дань. Но по смерти Кира сын его Камбиз решил завоевать Египет. К этому побуждало его, кроме надежды на захват египетских богатств, еще и личное оскорбление, нанесенное ему А. Однако А. умер ранее, чем Камбиз успел исполнить свое намерение, в 526 г. до Р. X. Hdt. 3, 1. слл.

АМАСИЯ

АМАСИЯ - Άμάσεια, Amasia, н. Амасия, сильно укрепленный город в Понте по обоим берегам реки Ирия, резиденция понтийских царей, родина географа Страбона. Strab. 12, 561.

АМАСТРИДА

АМАСТРИДА - Amastris, также Amestris или Amestrine, 'Άμαστρις,

1. дочь перса Оксиафра, брата Дария Кодоманна, супруга Кратера (Arr. 7, 4). В 322 г. до Р. X. развелась с Кратером и вышла замуж за тирана Дионисия Гераклейского, а по смерти последнего (302 г. до Р. X.) - за Лисимаха Фракийского. После того как Лисимах расторг свой брак с ней, она умно управляла Гераклеей, доставшейся ей в наследство от второго ее супруга; но в 285 г. до Р. X. была убита своими собственными сыновьями;

2. по ее имени назван был большой, изящно отстроенный город на одной косе в Пафлагонии, у Гомера (Il. 2, 853) называемый Сесамом (н. Амасра); после развода с Лисимахом она избрала этот город своей резиденцией, расширила и населила жителями из соседних городов. В его области, особенно около Китора, росло много прекрасных буковых деревьев (Catull. 4. 11 слл.).

АМАТА

АМАТА - Amāta, супруга Латина, мать Лавинии, обещала отдать в замужество дочь свою своему племяннику Турну и потому старалась вызвать войну против Энея. Узнав, что Турн убит, сама лишила себя жизни. Verg. Aen. 12, 600. В жреческом языке римлян это имя означало весталку. Gell, 1, 12, 19.

АМАФУНТ

АМАФУНТ - Amăthūs (untis), Άμαθου̃ς, очень древний город на южном побережье Кипра, один из 9 главных городов острова, с знаменитым храмом Афродиты, которую здесь почитали вместе с Адонисом. Hdt. 5, 105. Ov. am. 3, 15, 15. В окрестностях было много рудников, особенно медных. Ov. met. 10, 220. 530.

АМБАКТЫ

АМБАКТЫ - Ambacti, или германское слово, по-готски andbaht, древневерхненем. ampaht, васалл, слуга, что у Цезаря b. g. 3, 22, кажется, означается и словом soldutii; или кельтское, от аmbi=вокруг и aig=agere; следовательно, - circumactus, т. е., сопутник, слуга. Так назывались люди, по доброй воле ставшие клиентами какого-нибудь знатного и сильного патрона и в качестве дружины сопровождавшие его на войну, где не смели покидать патрона, несмотря ни на какую опасность (Caes. b. g. 6, 15. 7, 40). Из понятия «слуга» развилось понятие «служба», которое в теперешнем немецком Amt осталось единственным.

АМБАР

АМБАР - Horrĕum, (ω̉ρει̃ον, σιτοφυλακει̃ον, α̉ποθήκη), называемое также granarium, Α., прежде всего предназначенный для сбережения хлеба; он строился или над, или под землей (subterranea, vinaria), или опирался на столбы (pensilia или sublimia). Первый род амбаров отличался тем, что хлеб в нем зарывался почти без доступа воздуха и мог долго сохраняться; второй род удалял тягой воздуха зерновую моль (curculio) (Plin. n. h. 18, 30). Со времени Гая Гракха были построены horrea на казенный счет, чтобы снабжать бедных во время дороговизны хлебом, что происходило при императорах в очень больших размерах. Позднее так назывались также магазины как для всех прочих запасов, купеческих товаров (horrea penaria), так и для сбережения других ценных вещей, между прочим также книг; такие horrea были построены на общественный счет для сбережения денег и драгоценностей; за ними имели надзор horrearii. Также и кладовая с запасами пряностей носит название horreum или apotheca. Plin. ep. 2, 17.

АМБАРВАЛЬСКАЯ ЖЕРТВА

АМБАРВАЛЬСКАЯ ЖЕРТВА - Ambarvalis hostia и ambarvale sacrificium, жертвенное животное, жертва, которую римские поселяне весной, обыкновенно в мае месяце, приносили Церере, Марсу и другим сельским божествам, моля об урожае. Поселяне веселой толпой обводили жертвенное животное до его заклания вокруг полей, откуда и произошло это название (Verg. Ecl. 5, 75. G. 1, 338. Tib. 2, 2, 1). ср.: Arvales fratres, Арвальские братья.

АМБАРРЫ

АМБАРРЫ - Ambarri, галльский народ на Араре, к югу от родственных с ними по происхождению эдуев, к западу от аллоброгов. Caes. b. g. 1, 11. 14.

АМБИАНЫ

АМБИАНЫ - Ambiāni, бельгийский народ, живший у моря, выставил против Цезаря 10 тысяч человек, но вскоре должен был покориться. Caes. b. g. 2, 4. 15. 5, 24 и в др. месте. След имени А. сохранился в нынешнем названии главного их города Самаробривы: Amiens.

АМБИБАРИИ

АМБИБАРИИ - Ambibarii, народ, принадлежавший к civitates Aremoricae, в н. Нормандии (Caes. b. g. 7, 75), может быть, то же, что Ambiliati.

АМБИВАРИТЫ

АМБИВАРИТЫ - Ambivarīti, бельгийский народ в Галлии по левому берегу реки Мозы (Маас). Caes. b. g. 4, 9.

АМБИВИЙ

АМБИВИЙ - Ambivius, 1. L. A. Turpio, замечательный актер в Риме во времена Теренция. Хвалят его живую и трогательную игру, сравнивая его с Эзопом и Росцием. Cic. Cat. m. 14. Tac. dial. 20;

2. M. A. писал о поваренном и пекарном искусстве во времена Суллы. Colum. 12, 4, 2.

АМБИЛАРЕТЫ

АМБИЛАРЕТЫ - Ambilarēti, правильнее, по рукописям, Ambivareti (Caes. b. g. 7, 90), вероятно, тот же народ, который Цезарь (7, 75) называет амблуаретами (Ambluareti) и клиентами эдуев; может быть, тождествен с амбаррами (Ambarri).

АМБИЛИАТЫ

АМБИЛИАТЫ - Ambiliāti, маленький кельтский народ в Галлии, вероятно, на реке Сомме (Самара), может быть = Avbarri или = Ambibarii (Caes. b. g. 3, 9).

АМБИОРИКС

АМБИОРИКС - Ambiŏrix, вождь эбуронов, галльского народа в Бельгии. Цезарь освободил их от дани, которую они должны были платить адуатукам. В 54 г. до Р. X., подстрекаемые А. и Кативолком, эбуроны восстали против римлян, находившихся в их стране под предводительством легата Кв. Титурия Сабина, причем римский отряд почти совершенно был истреблен. А. возмутил и другие галльские народы, особенно воинственных первиев. Цезарь, намеревавшийся в это время отправиться в Италию, быстро двинулся к месту восстания и победил галлов. А. он, впрочем, не мог овладеть и должен был ограничиться тем, что в наказание за поведение вождя так ужасно опустошил землю эбуронов, что А. в собственной стране своей не считал себя уже в безопасности. Caes. b. g. 5, 26-51. 6, 5. 8, 24. Впоследствии он, говорят, переправился через Рейн и там нашел себе убежище. Flor. 3, 10, 8.

АМБИТУС

АМБИТУС - Ambĭtus, домогательство какой-нибудь государственной должности; название произошло от того, что в старину кандидаты ходили по форуму или по Марсову полю среди собравшихся граждан, прося каждый о подаче голосов в свою пользу. Varr. l. l. 5, 28. Пока господствовали бедность и простота нравов, в этом деле еще не было тех злоупотреблений, которые появились после того, как в одинаковой мере возросли жажда власти, с одной стороны, и подкупность - с другой. С тех пор словом А. стали обозначать и противозаконные способы домогательства должностей, особенно подкуп, которым кандидаты бесстыднейшим образом пользовались с помощью так называемых sequestri, divisores и interprètes; см. также Sodalitium, Запрещенные общества. Дозволительные способы избирательной борьбы лучше всего описаны у Квинта Цицерона в сочинении commentariolum petitionis, где такими способами являются приобретение друзей (с. 5 - 10) и ласковое, любезное обращение с избирателями, как средство для снискания popularis voluntatis (с. 11 - 13); о недозволительных узнаем из многочисленных упоминаний у Цицерона, Плутарха и др. Первые законы против таких злоупотреблений названы у Ливия (4, 25 и 7, 15. Lucan. 1, 177 слл.; lex Poetelia 358 г. до Р. X.), но они были направлены только против маловажных внешних сторон дела. Важнее был эдикт диктатора Г. Мения против избирательных клубов и союзов 314 г. до Р. X. (Liv. 9, 26: coitiones honorum adipiscendorum causa), но против подкупа лишь в 181 г. до Р. X. издана была lex Cornelia Baebia (Liv. 40, 19), за которой в 166 г. последовала lex Cornelia Fulvia (Liv. ep. 47); с этого времени был учрежден постоянный уголовный суд (quaestio perpétua) для разбора процессов, возникавших по обвинениям в А. Г. Марием, в бытность народным трибуном, издана lex Maria (Cic. legg. 4, 17. Plut. Mar. 4), установлявшая для голосования некоторые условия, которые должны были затруднить производство подкупов, но, несмотря на это, подкупы все более и более распространялись; кажется, что и lex Fabia de numéro sectatorum (Cic. Mur. 34. Rabir. 3) не имела успеха. Настоятельной потребностью вызвана была в 67 г. lex Acilia Calpurnia, по которой виновные подвергались денежному штрафу и лишались навсегда права являться кандидатами на должности. Затем издано было несколько сенатус-консультов против того же зла, и последний из них был возведен Цицероном, в его консульство, на степень закона, это lex Tullia 63 г. (Cic. Mur. 23). Теперь наказание состояло в десятилетнем изгнании. Lex Aufïdia, по которой наказанием назначался высокий денежный штраф, не прошла, a lex Licinia направлена была только против sodalitia (см. это сл.). Lex Pompeia 52 г. устанавливала более суровую судебную процедуру для разбора обвинений в А. (Cic. Brut. 95) и наказанием назначала пожизненное изгнание. Но зло было, по-видимому, неисцелимо; сами законодатели не подчинялись издаваемым ими законам, ut vel caelum ruere, modo magistratum adipiscantur, exoptent (Varro ap. Non.). Такое положение сделало желательным установление монархической власти, при которой для А. оставалось уже мало места. Поэтому Октавиан в lex lulia (18 г. до P. X.; 10 лет спустя этот закон был дополнен и распространен) сделал уже более мягкие определения (Dio Cass. 54, 16) и установил, чтобы каждый кандидат в обеспечение того, что будет воздерживаться от каких бы то ни было видов подкупа, вносил залогом известную денежную сумму (Dio Cass. 55, 5); только за употребление насильственных мер Август назначил изгнание. Когда Тиберий в первый год своего царствования уничтожил избирательные комиции и передал право избрания сенату (Tac. ann. 1, 15), то подкуп, А. в прежнем смысле слова прекратился; однако те же уловки и средства, которые прежде употреблялись перед народными собраниями, были применяемы теперь в курии, так что Траян должен был принять законодательные меры против этого зла. Plin. ep. 6, 19. Но так как значение сената все более и более падало, а больше всего силы имело ходатайство перед императором высших сановников и его любимцев, то и А. теперь называлась купля должностей посредством задаривания императорских друзей и креатур. ср. Rein, Rum. Criminalrecht, стр. 701. Rinkes, de crimine ambitus (1854).

АМБРАКИЯ

АМБРАКИЯ - Ambracia, Άμβρακία, Άμπρακία, н. Арта, значительный город в эпирской области Феспротиде невдалеке от Арахфа, в 80 стадиях к северу от берега залива, называвшегося по имени города Амбракийским: sinus Ambracius (залив Арты); ок. 660 г. был основан коринфянами, впоследствии находился в союзе с Афинами; при Филиппе был занят македонским гарнизоном; при Пирре сделался резиденцией эпирских царей; в 189 г. был взять и разграблен римлянами. Замечателен был по великолепному храму Минервы; имел несколько укреплений: Амбрак, Кранейю и акрополь на горе Περράνθης. Thuc. 2, 80. 3, 113. Liv. 38, 4. 9. Plut. Pyrrh. 6. Aristot. polit. 5, 3. 4.

АМБРИС

АМБРИС - Ambrỹsus, 'Άμβρυσος, 'Άμβρυσσος, 'Άμβρωσος, н. Дистово, город в Фокиде на плодородной равнине, к востоку от города Κίρωις, во время войны против Филиппа фиванцы обнесли город двойной стеной. Там, где от дороги из Панопея в Дельфы, отделяется дорога в Амбрис, находилась σχιστη όδός, называемая также τρίοδος или τρει̃ς κέλευθοι, на которой Эдип убил своего отца Лайя. Paus. 10, 5, 3.

АМБРОНЫ

АМБРОНЫ - Ambrōnes, народ кельтского происхождения, с кимврами и тевтонами ходивший войной на римлян и вместе со своими союзниками разбитый Марием; где собственно жили А., с точностью не определено. Plut. Маr. 19. Strab. 4, 183.

АМБУБАИ

АМБУБАИ - Ambubaiae, слово сирийского происхождения, означает собственно флейтисток; ambubaiae, образуя (Horat. Sat. 1, 2, 1) особые артели - collegia, имевшие свои привилегии и состоявшие под полицейским надзором, целыми толпами являлись в Италию, где на праздниках забавляли публику: играли на флейтах, гуслях, тамбуринах; плясали, прислуживали в гостиницах, занимались и другими, более постыдными промыслами. Juv. 3, 66.

АМБУРБИУМ

АМБУРБИУМ - Amburbium, также amburbiale sacrificium (ср. Ambarvalis hostia, Амбарвальская жертва), религиозное шествие, совершавшееся или ежегодно, или по особому сенатскому распоряжению по поводу какого-нибудь угрожающего городу несчастья, иногда и по поводу радостных событий, как выражение благодарности богам, напр. когда Аннибал покинул окрестности Рима. Шествие двигалось по улицам и вокруг городских стен. Serv. in Verg. E. 3, 77. Lucan. 1, 592 слл. Sil. 12, 752.

АМВРОСИЯ

АМВРОСИЯ - Ambrosia, αμβροσία, из α-μ-βροτός, sc. εδωδή или то же, что αθανασία;

1. пища бессмертия, пища богов, тогда как нектар, νέκταρ, означает напиток богов. Оба эти средства поддерживают бессмертие и вечную юность богов и производят кровь богов, ίχώρ. Il. 5, 340. Нельзя, однако, утверждать с Негельсбахом, что употребление А. и нектара давало богам бессмертие. Последнее составляет такую основную черту божеского существа, без которой оно не может быть и мыслимо. Впрочем, по древнейшим представлениям греков, у богов есть только особый напиток, сладкий нектар, но нет особой пищи. И в гомеровских песнях господствует еще это представление. В Илиаде боги пьют нектар (Il. 1, 585. 598. 4, 3), а А. называют масло, употребляемое богами для намащения тела (Il. 1, 16, 670. 680); вместо нее наз. 23, 186 αμβρόσιον ε́λαιον. В других местах амбросия служит кормом коням богов и богинь; тогда ее приходится представлять себе как род травы. Il. 5, 369. 777. 13, 35. В «Одиссее» о нектаре как о напитке богов вовсе не упоминается, но упоминается, что голуби приносят Зевсу A. (Ноm. Od. 12, 63); здесь под именем А. разумеется вообще все, что служит для питания богов, а потому может разуметься и нектар. Нектар у Гомера есть специальное обозначение напитка богов, и где А. и нектар называются вместе, там слово А., как более общее по своему значению, поставлено рядом со специальным названием для того, чтобы полнее исчерпать понятие. Il. 19, 38. 347. 352. Это постоянное соединение нектара с А., представляющее у Гомера традиционную формулу, дало впоследствии повод к различению между напитком и пищей богов; такое различение однажды встречается в одной из позднейших частей «Одиссеи» (5, 93) и обыкновенно у послегомеровских поэтов, хотя изредка и здесь, согласно древнейшему воззрению, принимается существование только божественного напитка, который называется то нектаром, то А. Sapph. fr. 51. В Alcman fr. 97. В Athen. 2 р. 39 а. Κρη̃ναι αμβρόσιαι, источники Α., небесного напитка, по изображению Еврипида (Hippol. 742) находятся на далеком Западе (откуда и у Гомера голуби приносят Зевсу A. Ноm. Od. 12, 62), в садах Гесперид, вблизи Атласа, возле опочивальни Зевса. Именем пищи богов называли также вещественную земную пищу людей и их напитки. Приятно пахнущие цветы также назывались А., напр. в Коринфе - лилия;

2. одна из Гиад (дочерей Атласа и Плейопы), которые в Додоне были кормилицами Диониса. А., как вакхическая нимфа, является в свите (θίασος) Диониса.

АМЕЙПСИЙ

АМЕЙПСИЙ - Άμειψίας, комик, современник Аристофана, дважды его победивший (ол. 89, 1 и 91, 2): Аристофан относит этого своего соперника к числу комиков, нисходивших в своих произведениях до пошлого шутовства. Сохранилось несколько отрывков из 6 комедий A. Meineke, bist. crit. p. 199. Fragm. com. graec. II, 701. Kock. Com. att. fragm. I, 670 слл.

АМЕРИЯ

АМЕРИЯ - Ameria, или -um, значительная муниция в Умбрии, н. Амелия, родина того Росция, которого защищал Цицерон. На юг от нее, по ту сторону Тибра, находилось Amerinum castrum или castellum.

АМЕТИСТ

АМЕТИСТ - Amethystus, αμέθυστος, драгоценный камень синевато-фиолетового цвета, назван так будто бы от свойства притягивать к себе винные пары и таким образом прогонять хмель (α и μεθύω, Plin. 37, 9, 40); часто употреблялся для гемм с углубленной резьбой. По цвету amethystina или vestes ameth. назывались фиолетовые с пурпуровым отливом одежды (Mart, 1, 97, 7. Juv. 7, 136), принадлежавшие к разряду самых великолепных и дорогих. Также и один легкий, мало опьяняющий сорт винограда назывался у греков αμέθυστος, у римлян inerticula (Plin. 14, 2. 4. Соlum. 3, 2, 24), a αμέθυστα φάρμακα назывались средства, употреблявшиеся для того, чтобы предотвратить опьянение или уничтожить его.

АМИК

АМИК - I.

Amīcus.

Между тем как foedus и societas означают известного рода правовую связь между государствами, А. указывает только связь нравственную, и звание amicus populi Romani (так же, как иногда звания fratres и consanguinei) давалось как почетный титул и отдельным лицам (в связи с гех), и целым народам с целью расположить их к Риму. Так же назывались доверенные советники императоров. ср.: Friedländer, Sittengeschichte Roms I, стр. 102 слл.

II.

AmСћcus,

'Άμυκος (т. е. терзающий),

1. сын Посейдона, искусный кулачный боец, с которым должен был биться каждый прибывающий в его область чужестранец. Когда аргонавты пристали к берегу бебриков в Вифинии, где царствовал А., Полидевк убил его в кулачном бою. Apoll. Rh. 2, 1 слл. Theocr. 22, 44 слл. На фикороновской цисте Полидевк, вероятно, для того, чтобы содрать с А. кожу, привязывает его к дереву;

2. кентавр, убитый лапифами на свадьбе Пейрифоя. Ov. met. 12, 245 слл.;

3. спутник Энея, сын Приама; был убит, сражаясь с Турком. Verg. Aen. 12, 509.

АМИКЛЫ

АМИКЛЫ - Amyclae, Άμύκλαι,

1. древний, уже в Il. 2, 584 упоминаемый город в Пелопоннесе, в 12 стадиях к юго-востоку от Спарты на ручьях Тиасе и Феллии, по древним сказаниям, основанный Амиклом, отцом Гиакинфа. Ахейцы, населявшие А., и после нашествия дорян сохраняли свою независимость; только ок. 750 г. до Р. X., незадолго до 1-й Мессенской войны, город был занят Талеклом, нападение которого удалось, как рассказывали, оттого, что амикейцы, уже неоднократно обманутые слухами о приближении неприятелей, запретили распространять подобные тревожные известия; отсюда пословица: «Amyclis taciturnior». С этих пор значение города состояло в том только, что здесь находились памятники Пелопидов и святилище Аполлона Амикейского (Άμυκλαι̃ον). Thuc. 5, 18. Древний, безыскусственно устроенный идол бога, в 30 локтей высоты, представлял собою медный столб, к которому были приделаны лицо, кисти рук и ступни; на голове был шлем, в руках копье и лук. Идол помещался на украшенном многочисленными статуями или рельефами и имевшем форму трона капище, которое во времена Креза устроил Бафикл Магнесийский. Paus. 3, 18, 9. Спартанские женщины ежегодно ткали для этого бога хитон. Так как Тиндарей, супруг Леды, имел свое местопребывание в А., то и сыновья его называются иногда Amyclaei fratres;

2. город в Лации у Тирренского моря близ Таррацины, в нездоровой местности, где водилось много змей. В римские времена город был покинут; tacitae Amyclae у Verg. Aen. 10, 564 означает, вероятно, это запустение или содержит намек на вышеизложенное сказание.

АМИМОНА

АМИМОНА - Amymōne, Άμυμώνη, см. Δαναός, Данай.

АМИНАНДР

АМИНАНДР - Amynander, Άμύνδρος, царь афаманов, союзник римлян и этолийцев против Филиппа III Македонского. В войну римлян с Антиохом Великим Сирийским, когда Филипп находился на стороне римлян, А. примкнул к Антиоху, но, изгнанный из своего царства Филиппом, должен был бежать в Этолию (191 г.).

Римляне потребовали его выдачи, этолийцы отказались это исполнить ив 189 г. опять водворили его в его царстве. Polib. 16, 27. 18, 19. 22, 8 слл. Liv. 27, 30. 32, 14.35, 47.38, 1 слл.

АМИНТА

АМИНТА - Amyntas, Άμύντας,

1. имя нескольких македонских царей, из которых особенно известен сын Арридея, в 394 г. до Р. X. отнявший престол у царя Павсания и после смерти оставивший (370 г.) от жены своей Эвридики трех сыновей: Александра, Пердикку и Филиппа, впоследствии отца Александра Великого (Justin. 7, 4). По имени своего отца Филипп (Ov. Ib. 295) называется Amynrtades;

2. храбрый полководец Александра Великого, сын Андромена. Curt. 4, 50, 28 (где он назван таксиархом, agminis princeps). 7, 2, 10 слл. и в др. местах. Arr. 3, 27. По его совету Александр, вопреки желанию остальных полководцев, отважился на последний, решительный штурм Тира. Diod. Sic. 17. 45. В 330 г. А. был убит при нападении на один неприятельский укрепленный город. Curt. 1, 2, 10 слл. Arr. 3, 27;

3. македонец, оставивший свое отечество и отправившийся в Азию, где служил Дарию в войне против Александра Великого; после сражения при Иссе с 4 000 греческих наемников бежал в Египет, но там был убит египтянами. Arr. 2, 6, 13;

4. первоначально государственный секретарь у царя Дейотара Галатского; в междоусобную войну, изменив Бруту, перешел на сторону Антония (в 43 г. до Р. X.) и тот сделал его царем. После битвы при Акции А., покинув Антония, передался Октавиану. Умер в 25 г. до Р. X. Plut. Αnt. 61. 63. Dio Cass. 47, 48. 50, 13. Vell. Pat. Past. 2, 84.

Предыдущая страница Следующая страница