Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗАК"-"ЗОФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗАК"-"ЗОФ")

ЗАКОНЫ ЦАРСКИЕ

ЗАКОНЫ ЦАРСКИЕ - Leges regiae, назывались законы, предложенные, как полагают, царями и утвержденные куриями. Таких законов упоминается несколько, а именно:

Законы Ромула:

1. de patria potestate;

2. de expositione infantum, см. Отказ от детей;

3. о браке;

4. об отношениях патронов к клиентам;

5. об оскорблении родителей и матрон.

Законы Нумы Помпилия:

1. о жрецах, жертвоприношениях и т. п.;

2. о весталках;

3. о добыче;

4. о наложницах (pellices);

5. о погребении убитых;

6. о трауре;

7. о межах;

8. об убийстве, см. Parricidium. О законах Тулла Гостилия см. Perduellio. Сервию Туллию также приписываются многие законы, именно об обязательствах и проступках. Все названные законы находились в позднейшем сборнике, известном под названием ius Papirianum. Подлинность их, а также обозначение их именем того или другого царя весьма сомнительны, хотя и следует их признать весьма древними. см. Legum latio, Законы власти.

ЗАКОНЫ ЦЕЗАРЯ

ЗАКОНЫ ЦЕЗАРЯ - см. Законы Юлия.

ЗАКОНЫ ЦИННЫ

ЗАКОНЫ ЦИННЫ - см. Законы Корнелия.

ЗАКОНЫ ЦИЦЕРОНА

ЗАКОНЫ ЦИЦЕРОНА - см. Законы Туллия.

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ - I.

Leges Iuliae (Augusti),

1. de maiestate (см. Величество);

2. de vi, см. Vis (оба эти закона недостоверны);

3. de ambitu (см. Амбитус);

4. de adulteriis (см. Адюльтер);

5. de maritandis ordinibus, в новой редакции 9 г. от Р. X., названный lex Iulia et Papia Poppaea (Suet. Oct. 34. Tac. ann. 3, 25. Dio Cass. 36, 1 слл.), был направлен против безбрачия и ограничивал наследственные права людей, не состоящих в браке и бездетных, кроме того, заключал некоторые постановления о разводе, см. Divortium, Расторжение брака;

6. iudiciaria, о судьях и судах вообще;

7. de vicesima hereditatum, см. Vectigal, Доходы, 3;

8. de peculatu (см. Peculatus);

9. de annona, запрещавший барышничество хлебом и т. п.

II.

Leges Iuliae (Caesaris),

a) закон Ю. Цезаря в 59 г. до Р. X., во время первого его консульства:

1. agrariae, см. Ager publicus:

2. de publicanis, по которому откупщикам государственных доходов в Азии была прощена третья часть откупной суммы по причине митридатской войны. Cic. ad Att. 2, 16. 1, 17 сл.;

3. de actis Pompeii, утверждавший все распоряжения и постановления Помпея в Азии;

4. de rege Alexandrino, по которому Птолемей Авлет был признан царем, а вместе с тем и другом народа римского (socius et amicus populi Romani);

5. de repetundis, см. Repetundarum (crimen);

6. lex curiata de P. Clodio arrogando;

b) в 49 г. до Р. X.:

1. de pecuniis mutuis, сбавил проценты, накопившиеся со времен междоусобной войны, или дозволил вычет уже уплаченных процентов из капитала, а также постановил, чтобы кредиторы принимали имение должников в той цене, какую эти имения имели до войны, и возобновил прежнее постановление, по которому никто не смел держать у себя более 15.000 денаров в звонкой монете. Чтобы содействовать лучшему пользованию капиталами, Цезарь присовокупил впоследствии еще новый закон de modo credendi et possidendi intra Italiam;

2. de civitate Gaditanis danda и

3. de civitate Trfnspadanis danda. Этими законами дано было гадитанцам и транспаданцам обещанное им раньше право гражданства;

c) в 46 г. до Р. X.:

1. frumentaria, см. Largitio, часть этого закона сохранилась на таблицах Гераклейских (tabulae Heracleenses), содержащих также извлечение и из других законов Юлиевых;

2. de provinciis, о сроке власти наместников, который для преторских провинций был определен не более чем на 1 год, для консульских - не более чем на 2 года. Cic. Phil. 1, 8. Dio Cass. 43, 25;

3. см. Sumptus, Законы простоты;

4. iudiciaria, см. Iudex, Судья;

5. de maiestate (см. Величество);

6. de vi, см. Vis;

7. de sacerdotiis (Cic. ad Cic. Brut. 1. 5), сходный с Домициевым законом (lex Domitia) и одинаковый по содержанию с законом Атиевым (1. Atia);

8. de iudiciis privatis, касавшийся ограничения древних легисакций или древнего судопроизводства, см. Formula;

9. municipalis, о городском и полицейском устройстве в муниципиях Италии, колониях и т. д., сохранившийся на Гераклейских таблицах. Кроме полицейских предписаний относительно улиц и площадей, а также о раздаче хлеба, в нем заключаются еще важные постановления о сенате, магистратах и муниципиях;

10. de magistratibus, по которому число преторов было увеличено до 14, а число квесторов - до 40, для того чтобы иметь требуемое количество чиновников для управления провинциями;

d) после смерти Цезаря Антоний опубликовал несколько законов, оставленных будто самим Цезарем, напр., de Siculis, даровавший Сикулам право гражданства, de rege Deiotaro, возвративший царю Дейотару власть в самых широких размерах, de exsulibus, по которому С. Клодий и другие были возвращены из ссылки; им же были обнародованы и другие законы, очевидно подложные.

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ (АВГУСТА),

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ (АВГУСТА), - Leges Iuliae (Augusti),

1) de maiestate (см. это слово); 2) de vi, см. Vis (оба эти закона недостоверны); 3) de ambitu (см. это слово); 4) de adulteriis (см. это слово); 5) de maritandis ordinibus, в новой редакции 9 г. от Р. X., названный lex Iulia et Papia Poppaea (Suet. Oct. 34. Tac. Ann. 3, 25. Dio Cass. 36, 1 слл.), был направлен против безбрачия и ограничивал наследственные права людей, не состоящих в браке и бездетных, кроме того, заключал некоторые постановления о разводе, см. Divortium; 6) iudiciaria, о судьях и судах вообще; 7) de vicesima hereditatum, см. Vectigal, 3; 8) de peculatu (см. это слово); 9) de annona, запрещавший барышничество хлебом и т. п.

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ (ЦЕЗАРЯ)

ЗАКОНЫ ЮЛИЯ (ЦЕЗАРЯ) - Leges Iuliae (Caesaris),

А) закон Ю. Цезаря в 59 г. до Р. X., во время первого его консульства: 1) agrariae, см. Ager publicus: 2) de publicanis, по которому откупщикам государственных доходов в Азии была прощена третья часть откупной суммы по причине митридатской войны. Cic. ad Аtt. 2, 16. 1, 17 сл.; 3) de actis Pompeii, утверждавший все распоряжения и постановления Помпея в Азии; 4) de rege Alexandrino, по которому Птолемей Авлет был признан царем, а вместе с тем и другом народа римского (socius et amicus populi Romani); 5) de repetundis, см. Repetundarum (crimen); 6) lex curiata de P. Clodio arrogando; В) в 49 г. до Р. X.: 1) de pecuniis mutuis, сбавил проценты, накопившиеся со времен междоусобной войны, или дозволил вычет уже уплаченных процентов из капитала, а также постановил, чтобы кредиторы принимали имение должников в той цене, какую эти имения имели до войны, и возобновил прежнее постановление, по которому никто не смел держать у себя более 15.000 денаров в звонкой монете. Чтобы содействовать лучшему пользованию капиталами, Цезарь присовокупил впоследствии еще новый закон de modo credendi et possidendi intra Italiam; 2) de civitate Gaditanis danda и 3) de civitate Trfnspadanis danda. Этими законами дано было гадитанцам и транспаданцам обещанное им раньше право гражданства; С) в 46 г. до Р. X.: 1) frumentaria, см. Largitio, часть этого закона сохранилась на таблицах Гераклейских (tabulae Heracleenses), содержащих также извлечение и из других законов Юлиевых; 2) de provinciis, о сроке власти наместников, который для преторских провинций был определен не более чем на 1 год, для консульских - не более чем на 2 года. Cic. Phil. 1, 8. Dio cass. 43, 25; 3) см. Sumptus; 4) iudiciaria, см. Iudex; 5) de maiestate (см. это слово); 6) de vi, см. Vis; 7) de sacerdotiis (Cic. ad Brut. 1. 5), сходный с Домициевым законом (lex Domitia) и одинаковый по содержанию с законом Атиевым (1. Atia); 8) de iudiciis privatis, касавшийся ограничения древних легисакций или древнего судопроизводства, см. Formula; 9) municipalis, о городском и полицейском устройстве в муниципиях Италии, колониях и т. д., сохранившийся на Гераклейских таблицах. Кроме полицейских предписаний относительно улиц и площадей, а также о раздаче хлеба, в нем заключаются еще важные постановления о сенате, магистратах и муниципиях; 10) de magistratibus, по которому число преторов было увеличено до 14, а число квесторов - до 40, для того чтобы иметь требуемое количество чиновников для управления провинциями; D) после смерти Цезаря Антоний опубликовал несколько законов, оставленных будто самим Цезарем, напр., de Siculis, даровавший Сикулам право гражданства, de rege Deiotaro, возвративший царю Дейотару власть в самых широких размерах, de exsulibus, по которому С. Клодий и другие были возвращены из ссылки; им же были обнародованы и другие законы, очевидно подложные.

ЗАКОН ЭБУЦИЯ

ЗАКОН ЭБУЦИЯ - Lex Aebutia, 1. плебисцит неизвестного времени о том, чтобы, если по какому закону вводилось какое-либо предприятие или какая-либо должность, то не допускался к тому ни сам legis lator, ни его родственник или товарищ. Cic. leg. agr. 2, 8;

2. тоже неизвестного времени, введший так называемый формулярный процесс, см. Formula.

ЗАКОН ЭЛИЯ

ЗАКОН ЭЛИЯ - Lex Aelia, 1. закон об учреждении 2 колоний в 195 г. до Р. X. Liv. 34. 53;

2. Lex Aelia и Fufia, два отдельных, но дополняющих друг друга плебисцита о том, чтобы магистраты и трибуны могли при всех законодательных комициях устраивать spectio (т. е. наблюдение за полетом птиц и другими небесными явлениями) и на основании этого произнести свою obnuntiatio (т. е. помешать комициям, см. Obnuntiatio). Этому ограничению не подлежали выборные комиций (см. Divinatio, Дивинация, 21). Эти законы были направлены против народных трибунов. Cic. de prov. cons. 19. Sest. 15. Cic. Vat. 7. Клодий, по существу, уничтожил действие этих законов.

ЗАКОН ЭЛИЯ СЕНЦИЯ

ЗАКОН ЭЛИЯ СЕНЦИЯ - Lex Aelia Sentia, в 4 г. от Р. X., ограничил слишком неумеренное пользование правом отпущения на волю и дал некоторым из вольноотпущенников низшую ступень свободы, см. Dediticii.

ЗАКОН ЭМИЛИЯ

ЗАКОН ЭМИЛИЯ - Lex Aemilia, 1. ограничил время цензуры в 434 г. до Р. X., см. Censor, Цензор;

2. см. Sumptus, Законы простоты;

3. de libertinorum suffragiis, в 115 г. до P. X., ограничил право либертинов, предоставив им право подавать голоса только в четырех городских трибах, см. Libertinus, Либертин.

ЗАКОН ЭТЕРНИЯ ТАРПЕИ

ЗАКОН ЭТЕРНИЯ ТАРПЕИ - Lex Aternia Tarpēia, de multa, см. Comitia, Комиции.

ЗАКОН ЮЛИЯ

ЗАКОН ЮЛИЯ - Lex Iulia, консула Л. Юлия Цезаря 90 г. до Р. X., давал право гражданства всем латинам и союзникам, не принимавшим участия в междоусобной войне или вскоре отставшим от нее.

ЗАКОН ЮЛИЯ И ПЛАВТИЯ

ЗАКОН ЮЛИЯ И ПЛАВТИЯ - Lex Iulia et Plautia, запрещал владение на основании давности краденными вещами; вероятно, это были два различных закона de vi, см. Rein, röm. Crim.-Recht, стр. 740.

ЗАКОН ЮЛИЯ ПАПИРИЯ

ЗАКОН ЮЛИЯ ПАПИРИЯ - Lex Iulia Papiria, de multis, см. Multa, Мульта.

ЗАКОН ЮЛИЯ ТИЦИЯ

ЗАКОН ЮЛИЯ ТИЦИЯ - Lex Iulia Titia, по которому постановления Атилиева закона (1. Atilia) были применены к провинции, так что наместник назначал опекуна (tutor).

ЗАКОН ЮНИЯ

ЗАКОН ЮНИЯ - Lex Iunia, 1. о процентах и лихоимстве, см. Fenus, Фенус;

2. de repetundis (см. Repetundarum);

3. de peregrinis, 126 г. до Р. X., предложенный М. Юнием Пенном, об изгнании из Рима латинцев и иностранцев, присвоивших себе право римского гражданства. Cic. off. 3, 11.

ЗАКОН ЮНИЯ ВЕЛЛЕЯ

ЗАКОН ЮНИЯ ВЕЛЛЕЯ - Lex Iunia Vellēia, о завещаниях.

ЗАКОН ЮНИЯ ЛИЦИНИЯ

ЗАКОН ЮНИЯ ЛИЦИНИЯ - Lex Iunia Licinia, 62 г. до Р. X., запрещал вносить новые законы на хранение в aerarium или государственное казначейство без свидетелей (Suet. Caes. 28. Oct. 94). Этот закон имел в виду предупредить подлоги. Schol. Bob. Cic. стр. 310. Or. Cic. Phil. 5, 3.

ЗАКОН ЮНИЯ НОРБАНА

ЗАКОН ЮНИЯ НОРБАНА - Lex Iunia Norbana, изданный при Тиберии, учреждал особый класс граждан, так называемый Latini Iuniani (см. Колонисты Юния).

ЗАЛЕВК

ЗАЛЕВК - Zaleucus, Ζάλευκος, законодатель Эпизефирских локров, живший, вероятно, около середины 7 в. до Р. X., о его жизни нам ничего неизвестно; его часто смешивали с другими законодателями, особенно с Харондом. Он, вероятно, первый дал писаные законы, но о них мы имеем мало данных. Законы его направлены были к установлению нравственного порядка в частной жизни, равно как и в общественных отношениях. Он старался установить равномерность в распределении имущества. Вместо произвольных судейских приговоров он установил определенные наказания; установил целый ряд государственных должностей, не изменяя в общем государственного устройства. Diod. Sic. 12, 20. Cic. legg. 2. 6.

ЗАЛОГ

ЗАЛОГ - Pignus и pignŏris capĭo.

Pignus назывался как сам З., так и закладной акт. В старину З. передавался кредитору как собственность, но под условием возвращения (см. Fiducia). Наряду с этим существовала передача З. не как собственности, но только во временно владение кредитора, каковое установление было, вероятно, подражанием древнему ипотечному праву должностных лиц относительно непокорных. Под конец была введена hypotheca (см. Ипотека). От этого отличается древняя legis actio per pignoris capionem, которая первоначально (также на основании закона XII таблиц) принадлежала воину относительно тех, которые были неисправны в лежавшей на них обязанности доставлять все нужное для снаряжения на войну. Так, всадник имел это право относительно тех, которые должны были доставлять все необходимое для казенной лошади (equus publicus). Liv. 1, 43.

ЗАЛОГОВЫЕ ДЕНЬГИ

ЗАЛОГОВЫЕ ДЕНЬГИ - Παρακαταβολή, см. Iudicium, Судопроизводство, 5.

ЗАМА

ЗАМА - Zama, Ζάμα, с эпитетом Regia, укрепленный город Гумидии, на 5 дней пути на юго-восток от Карфагена (Polib. 15, 5. Liv. 30, 29); здесь Сципион разбил Ганнибала в 202 г., 19 октября. Позже З. была резиденцией и сокровищницей царя Юбы. Caes. b. Afr. 91.

ЗАМОЛКСИС

ЗАМОЛКСИС - Zamolxis, Ζάμολξις или Ζάλμοξις, гет (скиф или фракиец), сначала был рабом у Пифагора на Самосе. Получив свободу и составив себе состояние, он возвратился на родину, где старался распространить свое этико-религиозное учение, особенно о бессмертии, и свои политические взгляды. После его смерти его считали демоном. Hdt. 4, 94. Он жил, вероятно, ок. 560 г. Рассказы о его жизни баснословны. Strab. 7, 297. Diod. Sic. 1, 94. Plat. Charmid. 9.

ЗАНАВЕС

ЗАНАВЕС - Aulaeum, см. Theatrum, 16, Театр.

ЗАНАВЕСЬ

ЗАНАВЕСЬ - Πετάσματα, см. Domus, Дом, 4.

ЗАНКЛА

ЗАНКЛА - Zancle, см. Messana, Мессана.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ - Άπόρρητα, 1. назывались в Афинах предметы, вывоз которых за границу был воспрещен, напр. хлеб и все необходимое для снаряжения флота, как то: строевой лес, снасти и т. п.;

2. некоторые бранные слова, напр. ανδροφόνος ρ́ίψασπις, произнесение которых относительно кого бы то ни было и где бы то ни было запрещалось под страхом пени в 500 драхм;

3. тайны мистерий.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ОБЩЕСТВА - Sodalitĭum (sodalicium), собственно, то же самое, что sodalitas, позднее обозначает почти только З. общества, преимущественно вид ambitus, если несколько sodales соединялись для того, чтобы провести известные выборы и распределить между собой трибы так, что каждый sodales должен был ручаться за одну трибу, которую он обещал привлечь на свою сторону. Против этих товариществ подкупа издан был в 55 г. до Р. X. закон Лициния, по которому членам их грозило изгнание (aquae et ignis interdictio). Государство или молча допускало, считая их безвредными или даже полезными обществами, или признавало их путем закона; напротив, опасные общества оно запрещало и распускало, напр., политические собрания и демагогические клубы. Cic. Phil. 1, 9. Несколько таких клубов были закрыты сенатским решением в 68 г. до Р. X., но 10 лет спустя опять восстановлены Клодием и число их увеличено. Cic. Sest. 25. Закон Юлиев определил, чтобы для каждого товарищества требовалось специальное утверждение сенатским решением.

ЗАРАКС

ЗАРАКС - Ζάραξ или Ζάρης, скалистая цепь гор в 3400 футов высотой, в Восточной Лаконии на севере от Эпидавра-Лимеры; н. Колокеро; там же лежал и город того же имени. Paus. 3, 24. Polib. 4, 36.

ЗАРАНГИ

ЗАРАНГИ - Zarangae, см. Drangiana, Дрангиана.

ЗАРЗ

ЗАРЗ - Zarzas, Ζάρζας, ливиец, командовавший отрядом наемников против Гамилькара Барки; он попал в руки последнего и был казнен на кресте. Polib. 1, 84 слл.

ЗАРИАСПА

ЗАРИАСПА - Zariaspa, Ζαριάσπα, город Бактрии на Зариаспе; Страбон (11, 514. 516) и Плиний (6, 16, 18) справедливо считают его идентичным с Бактрой, Арриан же и Птолемей (4. 1, 5. 7, 1. 16, 6) ошибочно отличают. Здесь зимовал Александр в 328-327 гг. и наказал убийцу Дария, Бесса.

ЗАТМЕНИЕ

ЗАТМЕНИЕ - Eclipsis, ε́κλειψις, небесных тел. З. Солнца и Луны, иначе defectus solis, lunae; уже с ранних пор предмет внимательных размышлений у греков. Фалес Милетский первый предсказал известное солнечное 3. (ол. 48, 4=584 г. до Р. X.) и открыл его истинную причину. Точно так же римский военный трибун, позже консул с Марцеллом, Сульпиций Гальба предсказал затмение в день поражения македонского царя Персея. Plin. n. h. 1, 10.

ЗАХВАТ ЛЮДЕЙ

ЗАХВАТ ЛЮДЕЙ - Άνδροληψία, собственно похищение людей. В Афинах существовал такой закон: Έάν τις βιαίω θανάτφ αποθάνη, ύπέρ τούτου τοι̃ς προσήκουσιν ει̃ναι τας ανδροληψίας, ε́ως α́ν η́ δίκς του̃ φόνου ύπόσχωσιν η́ τους αποκτείναντας εκδω̃σι, την δε ανδροληψίαν είναι μέχρι τριω̃ν, πλέον δε μή (Dem. Aristocr. p. 647), т. е.: если афинянин умрет насильственною смертью в каком-нибудь иностранном государстве, то на родственниках убитого лежит священная обязанность мстить за его смерть. Если же государство, где это случилось, отказывается дать удовлетворение или выдать убийцу и, следовательно, некоторым образом берет на себя это преступление, то мститель за убийство имеет право А., может схватить до трех граждан этого государства с тем, чтобы потом предать их афинскому суду. Если по суду А. признавалась незаконною, то сам обвинитель подвергался наказанию.

ЗЕВГИТАНА

ЗЕВГИТАНА - Zeugitāna Regĭo, северная часть римской провинции Африки, орошаемая рекой Баградом; северная часть нынешнего Туниса.

ЗЕВГИТЫ

ЗЕВГИТЫ - Ζευγι̃ται, см. Φυλή, Фила, 6.

ЗЕВГМА

ЗЕВГМА - Zeugma, Ζευ̃γμα, город на Евфрате, основанный у моста, лежащего через реку; в 2000 стадиях к северу от древнейшего прохода у Тапсака; на правом берегу реки, против города Апамеи (у н. Бира): Plin. 5, 24, 21. Strab. 16, 746 слл.

ЗЕВКСИДАМ

ЗЕВКСИДАМ - Zeuxidāmus, Ζευξίδαμος,

1. сын Леотихида, отец спартанского царя Архидама II. Hdt. 6, 71. Thuc. 2, 47;

2. сын Архидама, внук Феопомпа (см. Theopompus, Феопомп, 1), которому он наследовал в 718 г. до Р. X. Paus. 3, 7, 6.

ЗЕВКСИПП

ЗЕВКСИПП - Zeuxippus, Ζεύξιππος, беотиец, приверженец Рима, сражавшийся против Филиппа III Македонского и изгнанный соотечественниками. Римляне потребовали его возвращения; но когда беотийцы сильно воспротивились этому, то римляне должны были отказаться от своего требования. Polib. 32, 2. Liv. 33, 27.

ЗЕВКСИС

ЗЕВКСИС - Zeuxis, Ζευ̃ξις,

1. полководец Антиоха III; сражался против мидийского сатрапа Молона и помешал ему напасть на Селевкию, но позже он был побежден Молоном. Затем он снова сражается на Тигре против Молона. После войны между Сирией и Римом он отправился в Рим в качестве сирийского посланника. Polib. 5, 45 слл. 16, 1. 22, 7;

2. см. Pictores, Живопись, 4.

ЗЕВС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕЛ

ЗЕЛ - Ζη̃λος

божество соперничества, сын титана Палланта и богини Стикс, брат Ники (см. Ника). Союзник Зевса в борьбе с титанами. Является воплощением зависти и соперничества.

ЗЕЛА

ЗЕЛА - Zela, τὰ Ζη̃λα, η̉ Ζήλα, крепость во Внутреннем Понте; Помпей обратил ее в город. Лежала она к юго-востоку от Амасии, на холме (на так называемом валу Семирамиды). Здесь находилось много храмов персидских богов со множеством жрецов. Здесь победил Митридат Триария, Цезарь - Фарнака (veni, vidi, vici); ныне укрепление Цилле. Strab. 12, 559. Plut. Caes. 50.

ЗЕЛИЯ

ЗЕЛИЯ - Zelīa, Ζέλεια, город мизийской Троады, на реке Эзепе, у подошвы Иды. Здесь собрал Дарий Кодоман свои войска против Александра. Ноm. Il. 2, 824. Strab. 12, 587. Arr. 1, 2, 8.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - Agri cultura.

Влияние его на условия античной жизни несомненно. В Греции, судя по словам Фукидида 1, 2, вначале на земледелие мало обращали внимания, вследствие постоянных народных передвижений, и старались получить от земли только то, что нужно было для удовлетворения насущных потребностей, причем преимущество обладания плодородными полосами земли служило поводом ко всякого рода борьбе и раздорам. Тем не менее земледелие является уже на первых порах существенной основой веры в богов (пеласгической мифологии) и религиозного культа, особенно почитания Деметры. В гомеровские времена земледелие было главным занятием греков, да и впоследствии считалось самым естественным для человека и самым честным способом обогащения (Plut. Philop. 4). Земледелие было существенной основой порядка государственной и общественной жизни, и потому наиболее разумные из тиранов усердно заботились о его процветании. Оно было основой прочности и силы особенно олигархических государств, преимущественно Спарты. Обыкновенно, впрочем, у греков в понятие земледелия входило не только хлебопашество, но и садоводство, возделывание маслины, винограда и даже часть скотоводства (овцеводство). Земледелие же составляло в полном смысле слова основу римской жизни; последняя до тех пор и была могучей нравственной силой, пока оно не пало. Его влияние отразилось даже в языке, который, по меткому замечанию Пибура, оттуда заимствовал все своеобразные обозначения благ мирной, тихой жизни. Только после того, как земледелие совершенно пало, явились теоретические изложения его правил (Катон, Варрон, Вергилий и др.), вместе с некоторыми попытками оживить его на практике (ср.: Cic. off. 1, 42. Plin. ep. 3, 19).

ЗЕНОБИЯ

ЗЕНОБИЯ - Zenobĭa, Ζηνοβία,

1. дочь Митридата, царя Армении, вышедшая замуж за своего двоюродного брата Радамиста, который с 34 г. повелевал кавказскими иберами и домогался армянского престола. Радамист совершил много злодеяний над родителями, братьями и сестрами; он должен был бежать от Тиридата, парфянского принца, завладевшего Арменией. Во время бегства З. просила мужа убить ее, чтобы избавить от позорного плена. Муж нанес ей удар мечом и бросил ее в волны Аракса; но пастухи вытащили ее. Затем она досталась Тиридату, который относился к ней с уважением и почтением. Tac. ann. 12, 44 слл. 13, 6 слл.;

2. жена Одената Пальмирского. В половине 3 в. от Р. X. он со славой господствовал, как один из тридцати тиранов, на востоке Римской империи, над персами и арабами. Оденат был низкого происхождения; в юности он развил свою физическую силу в борьбе с дикими зверями. Как предводитель арабов, он, вероятно, сначала сражался против Рима, пока нападения персов под предводительством надменного Сапора не заставили его поближе сойтись с Римом. Великодушный и храбрый Оденат, к которому Сапор относился с гордостью и неуважением, разгневался и повел свои войска на персидского царя и победил его в 261 г. на берегу Евфрата. После этого он принял царский титул, прогнал персов со всех мест на Евфрате, осадил Ктезифон и обезопасил границы государства. В эпоху беспорядков, известную под именем эпохи тридцати тиранов, он получил в благодарность от римского сената императорское достоинство на Востоке; но уже в 267 г. он пал от руки одного из своих близких родственников. По несовершеннолетию сыновей правление перешло к его жене З., женщине замечательной красоты и мужественного характера, принимавшей участие в походах мужа и в управлении государством. Она была, вероятно, арабского происхождения, как и сам Оденат, хотя на монетах она называется римским именем - Септимией. Изнеженный император Галлиен пытался захватить по смерти Одената (256 г.?) его царство и послал с этой целью войско, которое, однако, было разбито и уничтожено З. Treb. Poll. Gall. 13. Клавдий, вступивший на престол по смерти Галлиена, не выступал против З., которая успела в это время расширить свое государство за счет Египта и Передней Азии в битвах с римскими полководцами, так что почти весь Восток был подчинен ей. Но когда на престол вступил Аврелиан, то он отправился в Азию с большим войском, подчинил земли Передней Азии, разбил в нескольких сражениях З. (272 г.), завоевал Антиохию и направился на Пальмиру. У Эмесы произошло кровопролитное сражение; с трудом Аврелиан одержал здесь победу. Zos. 1, 52. Vop. Aurel. 25. З. бежала в Пальмиру, преследуемая римлянами, которые понесли большие потери в песчаных пустынях от неприятельской конницы и зноя. З. рассчитывала на помощь персов и арабов, но напрасно. Осажденная в главном городе, она должна была наконец бежать из него; ее преследовали и взяли в плен, после чего сдалась и Пальмира, в 273 г. Аврелиан наказал советников ее, в их числе философа Лонгина, т. к. З., обвиненная в том, что она была виновницей войны, и потерявшая присутствие духа, в решительную минуту свалила на него всю вину. В Риме ее вели в триумфальном шествии, украшенную золотыми цепями. Впоследствии император подарил ей поместье у Тибура; потомки ее пользовались известностью в позднейшее время. Treb. Poll. trig. tyr. 26. Eutr. 9, 9. З. была женщиной громадных способностей, поразительной красоты, необыкновенной нравственности, рано закаленная во всех опасностях; ее любили, ей удивлялись ее подданные и воины. В сражении она выказывала необыкновенную храбрость; выносила всякие трудности, проходила пешком впереди своего войска иногда несколько миль, была отважной наездницей. Вместе с тем она была очень образованна, понимала и говорила на латинском, греческом, египетском и сирийском языках и знала притом историю Востока. Одни считали ее язычницей, другие христианкой; но на основании древних свидетельств, кажется, она исповедовала иудейскую религию.

ЗЕНОВИЙ

ЗЕНОВИЙ - Zenobĭus, Ζηνόβιος, греческий софист, живший ок. 200 г. до Р. X., сделавший извлечения из собрания пословиц и переведший на греческий язык историю Саллюстия.

ЗЕНОДОТ

ЗЕНОДОТ - Zenodŏtus, Ζηνόδοτος,

1. из Эфеса, ученик Филета, учитель и воспитатель сыновей Птолемея, сына Лага. Птолемей Филадельф, преемник последнего, назначил его старшим библиотекарем большой александрийской библиотеки. Он приобрел себе известность критической обработкой и изданиями песен Гомера; его схолии к Гомеру сохранили для нас немалое число вариантов, и притом хороших. Он писал не последовательные комментарии к Гомеру, но отдельные сочинения (γλω̃σσαι и др.), имеющие отношение к Гомеровскому вопросу. Эпиграммы, находящиеся в греческой антологии под его именем, едва ли написаны им, а скорее З. Малосским (см. 3). ср. Düntzer, de Zenodoti studiis Homericis (1848 г.);

2. александриец, автор многих сочинений о Гомере и Гесиоде;

3. из Малосса киликийского, последователь грамматика Кратета; писал также о Гомере; между прочим, сочинение περὶ τη̃ς Όμηρικη̃ς συνηθείας в 10 книгах;

4. из Трэзена, известен как автор истории Умбрии. Plut. Rom. 14.

ЗЕНОН

ЗЕНОН - I.

Zeno,

босфорский царь, сын Полемона. Во время распри между армянами и парфянами армяне, которых он уже давно расположил к себе принятием их нравов, избрали его царем. Германик утвердил его в этом звании в 18 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 56. Suet. Calig. 1.

II.

Zenon,

Ζήνων, имя различных греческих философов и писателей:

1. из Элеи (Cic. tusс. 2, 22, 52), процветавший ок. 460 г. до Р. Х., ученик Парменида, с которым он ездил в Афины к Солону. Его борьба с тираном Неархом и его предполагаемая гибель не подтверждаются историей. Его последователи назывались Eleatici (ср. Elea, Элея); его сочинения написаны прозой; сохранились незначительные отрывки (собранные Mullach'oм, Eleat. philos. fragmenta., 1845);

2. из Китиона на Кипре, основатель стоической философии, Stoicus (см. Стоики); жил ок. 300 г. до Р. X., в одно время с Эпикуром. Торговые путешествия с отцом рано познакомили его с философскими сочинениями; таким образом явилась в нем любовь к этим занятиям, которая вполне овладела им после кораблекрушения во время путешествия его в Афины. Он слушал сначала циника Кратета, потом Стилпона Мегарийского и Диодора, наконец академиков Полемона и Ксенократа. Через 20 лет он основал свою собственную школу, встреченную с большим одобрением. За свою высокую нравственность он пользовался высоким уважением. Афиняне подарили ему золотой венец; афиняне и кирийцы поставили ему памятник, когда он умер в глубокой старости; он был погребен в Керамейке за счет общественной казны. Довольно многочисленные сочинения его не дошли до нас;

3. из Тарса, ученик и преемник стоика Хрисиппа; его немногие сочинения потеряны;

4. эпикуреец, которого часто и охотно слушали Цицерон и Аттик. Cic. fin. 1, 5, 16;

5. из Родоса, современник Полибия; написал историю своего родного города, которая, по мнению Полибия, была гораздо лучше по форме, чем по содержанию. Отрывки у Müller'a, fragm. hist. Graec., III, p. 174 слл.

ЗЕРКАЛО

ЗЕРКАЛО - Specŭlum, как маленькие ручные зеркала (для дамского туалета, большей частью овальной или круглой формы), так и большие стенные и стоячие зеркала, которые передвигали с места на место. Материалом для них служил постоянно металл, смесь меди и олова.

ЗЕТ

ЗЕТ - I.

Zetes,

Ζήτης, брат Калаида, см. Calais, Калаид.

II.

Zethus,

см. Amphion, Амфион.

ЗЕТ, (I)

ЗЕТ, (I) - Zetes, Ζήτης, брат Калаида, см. Calais.

ЗЕТ, (II)

ЗЕТ, (II) - Zethus, см. Amphion.

ЗЕТЕТЫ

ЗЕТЕТЫ - Ζητηταί, см. Iudicium, Судопроизводство, 2; и Πρόσοδοι Доходы государства, Ι, 13.

ЗЕФИР

ЗЕФИР - ZephСћrus, см. Vendi, Ветры, 3.

ЗЕФИРИЙ

ЗЕФИРИЙ - Zephyrĭum, Ζεφύριον, часто встречающееся название мысов, между которыми самые известные:

1. юго-восточная оконечность Италии в области Bruttii, с превосходной гаванью; н. Бруссане;

2. на северном берегу Крита у Аполлонии; н. Пунта-ди-Тигани;

3. на Кипре у Пафа; н. Пафо;

4. в Киликии, на восток от Сол; вероятно, нынешняя Зафра;

5. в Понте, н. Зафра;

6. в Кирене, н. мыс Дерне.

ЗЕЯ

ЗЕЯ - Zea, см. Attica, Аттика, 15.

ЗИЛАС

ЗИЛАС - Zilas, Ζηΐλας, Ζήλας, старший сын Никомеда I вифинского. Когда отец лишил его наследства в пользу младшего сына, то он бежал в Армению; но возвратился оттуда по смерти отца и получил престол после сильной борьбы. Он был убит (236 г.) на одной пирушке галльскими воинами, которых он думал предать.

ЗИОБЕРИС

ЗИОБЕРИС - Ziobĕris, степная река Северной Парфии, которая сначала течет под землей, затем появляется на поверхности и соединяется с Ридагом; н. Джуджеран. Curt. 6, 4, 4.

ЗИПОЙТ

ЗИПОЙТ - Zipoetes, Ζιποίτης (Ζειπ.), сын одного вифинского владетеля, живший во время Александра Великого. Он пытался воспользоваться слабостью Персидского царства и расширить за его счет свои владения, подчинил себе многие греческие колонии в Пропонтиде, позже, во время борьбы диадохов, счастливо защищался против Лисимаха и Селевка и первый из вифинских владетелей принял титул царя, 326-327 гг. до Р. X. Diod. Sic. 19, 60. Plut. qu. gr. 49;

2. младший сын последнего; он восстал против старшего брата Никодема I (см. выше), сражался сначала счастливо, но, наконец был побежден им и его союзниками, галлами (277 г. до Р. X.). Liv. 38, 16.

ЗИТОС

ЗИТОС - Zythum, Ζυ̃θος, очень крепкий напиток, изобретенный египтянами и похожий на cerevisia (см. Церевизия); он приготавливался из пшеницы или ячменя. Hdt. 2, 77. Plin. 22, 25, 82.

ЗНАМЕНОСЕЦ

ЗНАМЕНОСЕЦ - Signĭfer, держал в правой руке знамя (signum), a в левой копье. Воин, носивший орла, назывался обыкновенно aquilifer, a носивший в более поздние времена знамя когорты - draconarius (см. Signa, Военные приказания). Знаменосец был обязан принимать на хранение половину так называемого донатива (donativum) для солдат своего отряда, как и других доходов, напр., если солдаты продавали маркетантам излишек съестных припасов, он должен был вести этим деньгам счет и опять выдавать их при увольнении солдат в отставку.

ЗОДИАК

ЗОДИАК - Zodiăcus, см. Sidera,Созвездия, 1; и Математическая география в статье Geographia, в конце статьи.

ЗОИЛ

ЗОИЛ - Zoĭlus, Ζωΐλος, греческий ритор из Амфиполя в Македонии, живший, вероятно, во время Птолемея Филадельфа, 285-247 гг. до Р. X. За его мелочные придирки к Гомеру его называли Όμηρομάστιξ, а за его язвительный язык - κύων ρ̉ητορικός.

ЗОЛОТО

ЗОЛОТО - Aurum (ср. Argentum и nummi, Монеты), шло и в сыром, и в обработанном виде, особенно как украшение, на цепочки, запястья, драгоценные вещи, оружие и пр., но также на сосуды и утварь всякого рода. Как монета, оно называлось обыкновенно signatim. A. coronarium, золотой венок, первоначально венок, который в древние времена подносила римскому проконсулу его провинция за одержанную победу; во время триумфа венок этот несли перед колесницей триумфатора; позднее стали заменять венок деньгами, а потом это перешло в подать, налагавшуюся на жителей. Cic. de leg. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Cic. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подобно этому, a. Judaicum называлась ежегодная пошлина, наложенная на сокровища Иерусалимского храма и собиравшаяся с живших в Римской империи евреев.

ЗОЛОТЫЕ ОЖЕРЕЛЬЯ

ЗОЛОТЫЕ ОЖЕРЕЛЬЯ - Torques (у мужчин), которые, как armillae и phalerae (см. Армилла и Фалеры), часто давались в награду храбрым воинам. ср. Dona militaria, Награды военные, 6.

ЗОНА

ЗОНА - I.

Zona,

cingulum, cinctus, пояс, обхватывавший тунику вокруг тела ни шире, ни уже, чем следовало. Не принято было выходить из домa без пояса (discinctus, demissa tunica). Рабы подпоясывались высоко (alte cincti). При тоге пояс никогда не употреблялся.

II.

Ζώνη,

город Фракии в Киконской области, на мысy того же имени, выдающемся в Эгейское море (Hdt. 7, 39); по Меле (2, 2, 8) - это то место, где Орфей приводил своим пением в движение горы и реки.

ЗОНА, (I)

ЗОНА, (I) - Zona,

cingulum, cinctus, пояс, обхватывавший тунику вокруг тела ни шире, ни уже, чем следовало. Не принято было выходить из домa без пояса (discinctus, demissa tunica). Рабы подпоясывались высоко (alte cincti). При тоге пояс никогда не употреблялся.

ЗОНА, (II)

ЗОНА, (II) - Ζώνη,

город Фракии в Киконской области, на мысy того же имени, выдающемся в Эгейское море (Hdt. 7, 39); по Меле (2, 2, 8) - это то место, где Орфей приводил своим пением в движение горы и реки.

ЗОНАРА

ЗОНАРА - Zonāras, Ζωναρα̃ς, Ioannes, жил в 12 в. от Р. X. в Константинополе, занимал высокие должности, а позже постригся в монахи на Афоне. Он составил χρονικόν в 18 книгах, от сотворения мира до своего времени. Т. к. он пользовался для императорского времени потерянными теперь книгами Диона Кассия, кроме того, Полибием, Аппианом и Плутархом и приводил по большей части буквально выписки из этих источников, то имеет для нас значение. Издания М. Pinder'a (1841) и L. Dindorf'a (1868-1875).

ЗОНТИК

ЗОНТИК - I.

Σκιάδειον,

который при выходе аттических женщин носили сзади рабыни, а при торжественных шествиях дочери метэков. Наподобие наших зонтиков, он был снабжен подвижными прутьями для раскрывания. В виде исключения только носили его изнеженные мужчины. Впоследствии женщины вместо зонтика носили плетеный головной покров (θολία), похожий на наши соломенные шляпы. Theocr. 15, 39.

II.

Umbella,

зонтик римских женщин, который, по здешнему обычаю, евнухи носили за молодыми девушками.

ЗОПИР

ЗОПИР - ZopСћrus, Ζώπυρος,

1. знатный перс, сын Мегабиза; благодаря ему был взят отделившийся от персов Вавилон, осажденный войсками Дария. Он изуродовал себя и под видом, будто царь жестоко поступает с ним, перешел к вавилонянам и приобрел там доверие жителей. Кроме различных знаков благодарности, он получил в пожизненное управление город Вавилон (Hdt. 3, 150 слл.), но при третьем восстании вавилонян был убит ими. Hdt. 3, 153 слл.;

2. внук З., который был на стороне отца, Мегабиза, во время его восстания; он бежал в Афины и был убит при одном нападении на карийский город Кавн;

3. физиогномист и современник Сократа, о котором он высказал свое мнение, снисходительно принятое самим Сократом. Cic. tusс. 4, 37. fat. 5.

ЗОРОАСТР

ЗОРОАСТР - Zoroaster, Ζωροάστρης, по-зендски Zarathustra, Zarathust, Zarduscht и т. п., реформатор древнеарийской религии, религии Ормузда. Мнение, будто он жил во время Дария или его отца Гистаспа, составилось у персов во время Сасанидов. Он гораздо старше, старше даже самих книг, называемых Зенд-Авеста. Религия Ормузда, может быть незадолго до Дария Гистаспа, была уже смешана с верой магов, а со времени Александра Великого и с греческим учением; в таком смешении она была распространена на Западе. С этих пор З. считают основателем астрономии и самой высшей магии; ему приписывали много сочинений в этом направлении.

ЗОСИМ

ЗОСИМ - Zosĭmus, Ζώσιμος, историк, живший около 2-й половины 5 в. от Р. X., он написал сочинение в 6 книгах, почти вполне сохранившееся: ι̉στορία νέα или ι̉στορικòν νέας ε̉κδόσεως; в этом сочинении он сообщает в перечне о событиях времени императоров с Августа и до конца 4 в. и более подробно излагает историю 395 - 410 гг. Зосим в своем труде хотел уяснить причину падения Римской империи; как ярый противник христианства, он считает самой главной причиной - падение языческой религии. Впрочем, в своем изложении он основывается на здравой критике, насколько позволяют это его принципы.

ЗОСТЕР

ЗОСТЕР - Ζωστήρ, мыс Аттики, см. Attica, Аттика, 2.

ЗОФОР

ЗОФОР - Ζωφόρος (= ζωοφόρος), так назывался фриз в архитектуре греческих храмов, т. е. та часть, которая отделяет архитрав от карниза. Он покрывал собой то пространство, которое занимали связи в балках крыши; в ионической архитектуре он представлял собой гладкую мраморную поверхность, напротив, в коринфской был украшен различным образом, по большей части всевозможными изображениями зверей, отчего и получил имя «ζωοφόρος», т. е. носящий зверей, см. Columna, Колонна; и Templum, Храм, 2.

Предыдущая страница Следующая страница