Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")

ИИНГА

ИИНГА - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2.

ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА)

ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) - Iynx,

'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2.

ИКАР

ИКАР - Icarus, 'Ίκαρος,

1. см. Daedalus, Дедал. Icarium mare, Ίκάριον πέλαγος, называлась юго-восточная часть Эгейского моря вокруг острова Икароса вдоль берегов Дориды, Карий и Ионии. По мифу, упавший здесь И. дал морю имя. Ноm. Il. 2, 145. Hdt. 6, 95. Horat. Od. 1, 1, 15. Ov. trist. 1, 1, 90;

2. см. Thestor, Фестор, 1;

3. η̉ 'Ίκαρος или Ίκαρία, н. Никария, остров у малоазиатского берега, 80 стадий к западу от Самоса, принадлежащий к Спорадским, около 300 стадий в окружности. Его северный мыс назывался Δράκανον или Δρέπανον, вблизи был городок того же имени, к западу два городка Οι̉νόη и Ίστοί с рейдом и храмом Артемиды, Таврополем. Остров был и есть богат строительным лесом и дровами, а море близ него - рыбой. Миф производит его имя от И., сына Дедала, Thuc. 3, 92. 8, 99. Arr. 7, 20, 5. Strab. 10, 488. 14, 637, 639;

4. остров в Персидском заливе, близ устья Евфрата (120 стадий), богатый лесом и дичью, которая могла убиваться лишь в честь Артемиды. Свое имя он получил от Александра под № 3. Arr. 7, 20, 4.

ИКАРИЙ

ИКАРИЙ - Icarius, Ίκάριος,

1. афинянин, в правление Пандиона получивший от Диониса, которого он ласково принял, виноградную лозу и вино. Когда он, желая распространить виноделие, ездил по стране с мехами, наполненными вином, и пастухи опьянели от напитка, то он был убит их товарищами, которые вообразили, что он их отравил. Убийцы бросили его в колодец или зарыли его под деревом на Гиметте, здесь после долгих поисков его дочь Эригона, сопровождаемая верной собакой Мэрой, нашла его могилу и повесилась над ней на дереве (Эригона - рано рожденная лоза). И. был переселен со своим кубком на небо под именем Боотеса или Арктура, Эригона под именем Девы, а Мэра - Пса. Афиняне же были наказаны по воле Диониса язвой и бешенством девушек, которые вешались, как Эригона. Для отвращения несчастья устроили Эригоне праздник с качелями, Αι̉ώρα, и приносили ей вместе с И. в жертву плоды. По имени И. был назван один из аттических демов;

2. см. Hippocoon, Гиппокоон, 1.

ИКАРИЙСКОЕ МОРЕ

ИКАРИЙСКОЕ МОРЕ - Icarium mare, см. Icarus, Икар, 1.

ИКАРИЯ

ИКАРИЯ - Icaria, см. Icarus, Икар, 2.

ИКЕТ

ИКЕТ - Hicĕtas или Icetas, Ίκέτης:

1. тиран города Леонтин. Сиракузяне призвали его на помощь против Дионисия Младшего, но когда заметили, что он намерен сам завладеть городом, они обратились к коринфянам за помощью. И. был разбит Тимолеонтом при Адраноне, а при второй попытке - пойман и казнен. Plut. Timol. 12;

2. властитель Сиракуз после изгнания Менона начал войну с Агригентом, но по прошествии 9 лет был низвергнут Финионом (Θυνίων) в 280 г. до Р. X. Diod. Sic. 22, 2 слл.;

3. пифагореец из Сиракуз, назывался также Никитой (Νικήτας); Цицерон приписывает ему учение о вращении земли около своей оси (acad. 2, 39).

ИКОНИЙ

ИКОНИЙ - Iconium, Ίκόνιον, столица малоазиатской области Ликаонии (Хеn. Anab. 1, 2, 19), самый восточный город Фригии, населенный и богатый, в прекрасной стране и при озере. Cic. ad. fam. 3, 8. 5, 20. 15, 4. Особенное значение приобретает этот город во времена крестовых походов.

ИКОСТА

ИКОСТА - Εικοστή, Когда афинские союзники, истощенные данью и чрезвычайными военными налогами (см. Άργυρολογει̃ν, Аргирологи), не были более в состоянии правильно выполнять свои обязательства, а как раз в то время афиняне более чем когда-либо нуждались в деньгах, тогда в 413 г. была введена, вместо прямых налогов, портовая пошлина, составлявшая 20-ю часть (εικοστή) ввозимых и вывозимых товаров; ср. Thuc. 7, 28, 4. Но уже в 409 г. налоги стали уплачиваться по-прежнему, следовательно, чрезвычайная пошлина была отменена.

ИКСИОН

ИКСИОН - Ixīon, Ίξίων, сын Флегия или Ареса, царь лапифов и флегиев, отец Пейрифоя (названный поэтому Ixionides. Prop. 2, 1, 38. Ov. met. 8, 566.). Когда Деионей, отец его жены Дии, потребовал от него брачные подарки, И. пригласил его к себе и бросил в наполненную огнем яму. Т. к. никто не хотел очисть его от этого убийства, Зевс очистил его и даже привлек к трапезе богов. Но неблагодарный не перенес, подобно Танталу, счастья, уготованного ему милостью богов, и покусился на любовь Геры. За свое злодеяние И. был наказан в подземном царстве: привязанный руками и ногами к огненному колесу, он безустанно вращался вместе с ним. Pind. pyth. 2, 21 и слл. Ov. met. 4, 461. Вергилий (А. 6, 601) рассказывает о другом наказании И. в мире теней. У Гомера еще находится в числе преступников, наказываемых в аду. С созданной Зевсом облачной фигурой, похожей на Геру (Нефела), И. родил кентавров.

ИКТИН

ИКТИН - Ictīnus, современник Перикла и Фидия, один из знаменитейших зодчих Греции. Его важнейшими сооружениями считаются храм Деметры и Персефоны в Элевсине, храм Аполлона Эпикурия в Фигалии и Парфенон, см. Architecti, Архитекторы, 5 и Phigalia, Фигалия. Paus. 8, 41, 5. Strab. 9, 395 и далее. Vitr. 7. praef. 16.

ИКЦИЙ

ИКЦИЙ - Iccĭus, (в древних рукописях Itius), друг Горация, ревностно занимавшийся философией, но в 24 г. до Р. X. принимавший участие в походе, предпринятом по приказанию Августа египетским наместником Элием Галлом против арабов. Как юморист Гораций в дружеской шутке в 29 песне своей 1-й книги высказывает свое удивление по поводу этого. После неудачного исхода экспедиции мы видим по рекомендательному письму 20 г. до Р. X., ер. 1, 12, что он занимался в Сицилии сельским хозяйством, причем он опять взялся за философию. Жил ли он там как прокуратор Агриппы и был поддерживаем щедростью последнего или же управлял собственным именьицем в маленьком сицилийском городке Акрилле, неизвестно. Виланд изобразил этого человека жадным, низким, скаредным и надменным и дал в лице его поэту друга, которого следовало бы стыдиться. Фр. Якобе, напротив, восстановил честь И., с чем все согласились. Якоб же снова попытался провести совсем другой взгляд на И., как веселого, добродушного карьериста. От этого И. следует отличать М. Икция, претора в Сицилии в 44 г. до Р. X. (Cic. Phil. 3, 10, 26).

ИЛ

ИЛ - Ilus, 'Ίλος,

1. сын Дардана и Батеи, дочери Тевкра; когда он умер бездетным, то его брат Эрихфоний наследовал власть над Дарданией;

2. сын Троя и Калиррои, дочери Скамандра, внук Эрихфония, правнук Дардана, брат Ассарака, Ганимеда и Клеопатры, отец Лаомедонта. Ноm. Il. 20, 231 слл. Когда он однажды победил на состязании во Фригии, тамошний царь дал ему в награду 50 юношей и 50 дев и пегую корову, по приказанию оракула, с условием основать город там, где ляжет корова. Так он основал на так называемом холме фригийской Аты город Илион. Он просил Зевса послать какое-либо знамение и на следующий день нашел перед своим шатром палладий. Apollod. 3, 12, 3. Он прогнал Тантала и его сына Пелопа из Пафлагонии. Гробница его находилась в равнине Илиона, приблизительно посередине между морским лагерем ахеян и Скейскими воротами. Ноm. Il. 1, 166. 173;

3. сын Мермера в феспротской Эфире, от которого Одиссей хотел достать яд для своих стрел. Но он отказал из страха перед богами. Ноm. Od. 1, 259 и далее. 2, 328.

ИЛА

ИЛА - Ile, см. Exercitus, Войско, 8.

ИЛЕРГЕТЫ

ИЛЕРГЕТЫ - Ilergētes, Ίλέργητεσ или Ίλεργη̃ται, Ίλεργέται, племя в тарраконской Испании к северу от Эбро, с городами Celsa, Ilerda, Osca и Salduba или в качестве военной римской колонии, Caesarea Augusta. Они часто упоминаются в истории 2-й Пунической войны; частью они стояли за римлян, частью восставали против них. Liv. 21, 23. 61. 22, 21. 28, 33. 29, 13. 34, 11. Strab. 3, 161.

ИЛЕРДА

ИЛЕРДА - Ilerda, Ίλέρδα, н. Лерида, город на Сикорисе (Сегре) и римская колония в Hispania Tarraconensis, где Юлий Цезарь в начале гражданской войны разбил легатов Помпея. Caes. b. c. 1, 41. 45. 43. ср. Horat. ер. 1, 20, 13, где сказано, что в этом городе, как и в других прибрежных городах Испании, пробудилось стремление к римскому образованию. Lucan. 4, 144. 261.

ИЛИАДА

ИЛИАДА - Ilias, см. Homerus, Гомер.

ИЛИОН

ИЛИОН - Ilium, см. Troia, Троя.

ИЛИОНА

ИЛИОНА - Iliŏne, см. Polydorus, Полидор.

ИЛИСС

ИЛИСС - Ilissus, см. Attica, Аттика, 4.

ИЛИФИЯ

ИЛИФИЯ - Ειλείθυια, Έλείθυια, ионическое Ειλήθυια и Έλευθώ, богиня родов. Гомер называет многих Э., дочерей Зевса и Геры (Il. 1, 269. 19, 119.); в единственном числе Э., имевшая на Крите у Амниса грот, встречается: Ноm. Il. 16, 187. 19, 103. Ноm. Od. 19, 188. Hesiod. theog. 922, где она называется дочерью Зевса и Геры. Также Гера сама, равно как Артемида, в качестве богинь, помогавших при родах, называются Э. Культ Э. был критского происхождения, откуда он вместе с культом Аполлона распространился через Делос в Аттику и далее; она имела храмы и изображения во многих местах. Имя указывает на боли при родах, от ει́λω, ειλέω, другие приводят его связь с корнем ελυθ - приходящая.

ИЛИФИЯ, ЭЛЕЙФИЯ

ИЛИФИЯ, ЭЛЕЙФИЯ - Ειλείθυια, Έλείθυια,

ионическое Ειλήθυια и Έλευθώ, богиня родов. Гомер называет многих Э., дочерей Зевса и Геры (Il. 1, 269. 19, 119.); в единственном числе Э., имевшая на Крите у Амниса грот, встречается: Нот. Il. 16, 187. 19, 103. Od. 19, 188. Hesiod. theog. 922, где она называется дочерью Зевса и Геры. Также Гера сама, равно как Артемида, в качестве богинь, помогавших при родах, называются Э. Культ Э. был критского происхождения, откуда он вместе с культом Аполлона распространился через Делос в Аттику и далее; она имела храмы и изображения во многих местах. Имя указывает на боли при родах, от ειλω, ειλέω, другие приводят его связь с корнем ελυθ - приходящая.

ИЛИЯ

ИЛИЯ - Ilia, см. Rhea Silvia, Рея Сильвия.

ИЛЛИБЕРИДА

ИЛЛИБЕРИДА - Illibĕris, Ίλλιβερίς,

1. город турдулов в Hispania Baetica близ начала реки Сингалиса; н. Эльвира;

2. город при подошве Пиренеев в области сардонов (в Gallia Narbonensis), при реке того же имени (иначе назывался еще Тихие, оттуда н. Так), при дороге из Нарбона в Испанию, прежде значительный, потом упавший и возобновленный Константином Великим под именем Елены; оттуда н. Elne.

ИЛЛИРИЯ

ИЛЛИРИЯ - Illyrĭcum, τò Ίλλυρικόν, у римлян, Ίλλυρίς или Ίλλυρία у греков - охватывал все восточное прибрежье Адриатического моря с ближайшими гористыми местностями.

1. Северная часть составляла собственно римскую провинцию Иллирию (оттуда Illyria Barbara s. Romana), между реками Савой (Savus) и Дриной (Druon). Горы M. Albius (н. Альбы), Bebii и Adrius тянутся вдоль берега внутрь страны. Жители - грубый, родственный с фракийцами многочисленный народ, распадались на 3 главных племени: Iapodes или Iapydes (см. Иапиды), в северной части внутренней страны, Liburni, могущественный народ, известный своей опытностью в мореплавании (оттуда быстрые суда naves Liburnae, см. Либурны), которым наиболее обязан Октавиан победой при Акции. (Horat. Od. 1, 37, 30. epod. 1, 1), в 176 г. до Р. X. покорены римлянами, и Dalmatae или Delmatae, в южной части страны до Дрины, которые лишь после долгой борьбы (уже с Л. Цецилием Метеллом, 119 г.) окончательно были покорены в 23 г. до Р. X. Имя Dalmatia было потом распространено далее (см. Dalmatia, Далмация). Важнейшие города, начиная с севера, следующие: Metullon, столица япидов (иапидов), Arupium, Senia (н. Ценг), Iader (н. Цара), Salona (н. так же), Scodra (н. так же), крепкий, мало доступный город на южной оконечности Лабеатского озера (н. Скодерское озеро). Вдоль берега этой страны лежит много островов, которые все называются либурнскими: Curicta (н. Велия), обе Apsyrtides (н. Керсо и Озеро), Arba (н. Арбе), Issa (н. Лисса), Pharus (н. Лезина), Corcyra Nigra (н. Курцола), Melita (н. Меледа). Они были уже давно заняты частью колониями с греческих островов, частью Дионисием Сиракузским в 380 г. С 250 г. они были подчинены Иллирийскому царству, а до 150 г. мало-помалу переходили под власть римлян. 2) Illyris Graeca охватывала области к югу от Дрины до Эпира и граничила на востоке с Македонией, занимала, значит, большую часть нынешней Албании. Гора Скард составляла границу с Далматией, на востоке лежали Кандавийские горы (н. Ления и горы Эльбассан). Реки Генуе (н. Шкумби), Апс (н. Изуми), Аой (н. Вовуса) впадали все в Адриатическое море. Страна была весьма гориста и более годна для скотоводства, чем для земледелия, но на берегах плодородна. Важнейшими племенами здесь были тавлантии у моря, дассареты более вглубь, парфины также. Уже при Филиппе II присоединенная к Македонии страна вместе с ней перешла под власть римлян, а береговые города Apollonia и Epidamnus (позднее Диррахий) уже с 229 г. до Р. X. были ими подчинены. Кроме этих замечательны: Aulon (н. Валона), к востоку от Акрокеравнского мыса, Oricum (н. Эрихо); внутри страны Lychnidus (н. Охрида) при озере Лихнитид, названном по его имени.

ИЛЛИТУРГИ

ИЛЛИТУРГИ - Illiturgis, Iliturgi, Ίλιτουργίς, значительный город турдулов в Бетической Испании, на крутом утесе на Бетисе, близ нынешнего Андухара. В 210 г. до Р. X. Сципион взял его и разрушил; потом он был возобновлен под именем Forum Iulium. Liv. 28, 19. О его прежнем отношении к римлянам см. Liv. 23, 49. 24, 41. 26, 17.

ИЛОТЫ

ИЛОТЫ - I.

'Έίλωτες, см. Helotes, Илоты.

II.

Helōtes,

'Έλωτες, Είλωτες, Ει̉λω̃ται. При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами одна часть покоренных удержала личную свободу и право владения землею (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей); за это они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном победителями. Они назывались общим названием περίοικοι, живущие вокруг города победоносных пришельцев; в Спарте они удержали название страны Λακεδαιμόνιοι, между тем как дорические победители приняли имя Σπαρτιãται. От этих периэков следует различать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической свободы, но вместе с тем и владения землею, и личной свободы и имели только то преимущество перед настоящими купленными рабами (δου̃λοι), что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не в одних только дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крите крепостные назывались кларотами или афамиотами (κλαρω̃ται, α̉φαμιω̃ται), В Сикионе - коринефорами (κορυνηφόροι), в Аргосе - гимнетами (γυμνήτες или γυμνήσιοι), в Фессалии пенесты находились в подобном положении. В Спарте они называются илотами (εί'λωτες или έλωτες); это название уже в древности производилось от имени города Гелоса (см. Helos, Гелос), жители которого будто бы были порабощены вследствие восстания; другие производят его от болотистых низменностей, 'έλη, но наиболее вероятности имеет предложенное Леннепом (Lennep) и защищенное О. Миллером производство от глагола 'έλω, αι̉ρέω, следовательно, ει̉λωτες = οι̉ ε̉ξ αι̉χμαλώτων δου̃λοι, т. е. военнопленные. Илоты были государственные крепостные, отпускаемые отдельным семействам только на пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, определенную законом, 82 медимны ячменя и известное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Они далее должны были прислуживать своему господину и исполнять военную службу обыкновенно как легковооруженные, 7 человек на 1 спартиата (Нdt. 9, 10, 28), редко как гоплиты (Thuc. 4, 80. 5, 34. 7, 19), наконец, как матросы во флоте. Хеn. Hell. 7, 1, 12. Их положение было, конечно, стесненное, вследствие строгого отделения их от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали дело. Илоты занимали место между свободными людьми и рабами и могли доходить до некоторой зажиточности (Plut. Cleom. 23) да, в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Thuc. 7, 58. 4, 80. 5, 34. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались νεοδαμω̃δεις (см. Неодамодии); право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну, так называемым епевнактам (см. Έπεύνακτοι, Эпейнакты). Μόθακες или Μόθωνες были дети илоток от отцов-спартиатов; они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а вследствие известного рода усыновления, и правом гражданства; из таких мотаков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения, при численном перевесе илотов (до битвы при Левктрах - около 224.000, по О. Миллеру, 56.000, способных носить оружие, при общем числе населения в 400.000 человек) требовали применения постоянной осторожности и предупредительности; этим объясняется уничтожение 2000 илотов (Thuc. 4, 80) и также пресловутая Κρυπτεία (см. Криптии), которая, однако, по словам Платона (legg. 1, р. 633. 6, р. 763), оказывается не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступления на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые скрытые захолустья, чтобы наблюдать за действием постоянно подозреваемых илотов и наказывать тотчас на месте всякую противозаконность. Впрочем, убиение илотов господином не было позволено, а продажа за границу безусловно воспрещалась; отпущение на волю также могло происходить только с согласия правительства.

ИЛЬВА

ИЛЬВА - Ilva, у греков обыкновенно Αι̉θαλία (так же Liv. 37, 13), н. Эльба, остров в Тосканском море, против города Популонии, к которому он принадлежал, с богатыми железными рудниками (Verg. Aen. 10, 174) и прекрасной гаванью на северной стороне, Άργω̃ος λιμὴν (н. Порто-Феррайо), где некогда высадился Язон. Apollod. Rhod. 4, 658. Strab. 5, 223 и далее.

ИЛЬВАТЫ

ИЛЬВАТЫ - Ilvătes, лигурийское племя в нынешнем Монферрате. В союзе с другими галльскими племенами в цизальпинской Галлии они восстали, когда римляне, по окончании 2-й Пунической войны, выступили против Македонии: они взяли Плацентию, разграбили ее и сожгли; взять Кремону им не удалось. Они подчинились последними из восставших галлов. Liv. 31, 10. 32, 31.

ИМАЙ

ИМАЙ - Imāus, τò 'Ίμαον 'όρoς, древние (особенно Птолемей) называли не только горную цепь, простирающуюся на северной границе Индии с запада на восток (н. Гималаи, т. е. снежные горы), но давали этим горам еще направление на север (так что, по-видимому, понимали под ними и Белур-Таг, и Алгинские горы, простирающиеся до Урала) и разделяли этим хребтом Скифию на intra и extra Imaum. На востоке к нему примыкали Эмодские горы (Ήμωδός).

ИМБРАС

ИМБРАС - Imbrăsus, 'Ίμβρασος, прежде Parthenius, маленькая река, истекающая из горы Ампела на острове Самосе, который и назывался сперва по ее имени. Она протекала близ святилища Геры у города Самоса; Гера, по преданию, родилась здесь и поэтому называется Imbrasia. Это прозвище носит также Артемида.

ИМБРОС

ИМБРОС - Imbros, 'Ίμβρος, н. Эмбро. Греческий остров на юго-востоке от Самофраки, к западу от фракийского Херсонеса, с высокими горами и лесами и с плодоносными долинами, знаменитый, как и Самофрака, культом кабиров и Гермеса. Есть доныне руины города того же имени. Ноm. Il. 13, 33. 24, 78. Hdt. 5, 26.

ИМЕНИЕ

ИМЕНИЕ - Villa, дача, предназначавшаяся не только для житья летом, но устроенная таким образом, чтобы летом она была прохладна, а зимой тепла. Сначала эти дачи отличались простотой и незатейливостью, но позже, после знакомства с восточной роскошью, они строились все великолепнее и пышнее. Настоящая villa rustica имела сельскохозяйственное значение: возле входа находилось помещение управляющего (vilicus), на втором этаже жил счетовод. Возле управляющего помещалась прислуга и далее земледельческие орудия. Очень обширная кухня и вместе с тем жилая комната и столовая для прислуги была обращена во двор. Рядом с кухней был курятник, в верхнем этаже или в башнях голубятни (columbaria). Хозяйственный двор (villa fructuaria) находился среди других построек, посредине двора был водоем для скота. Помещение для хранения масла, вина, соломы, сена находились в нижнем этаже, для сухих плодов - в верхнем. В некотором отдалении помещалась пекарня, мельница и гумно. Совершенно были не похожи на эти дачи красивые и удобные загородные дома богачей, окруженные садами из плодовых деревьев, виноградных лоз, маслин, цветов и т. д. Они имели особые помещения для лета и зимы; для той же цели служили укрытые ходы (xysti), предоставлявшие летом тень, зимой тепло. Необходимой принадлежностью этих дач были пруды для рыбы, птичники, а также парки и зверинцы для охотничьих увеселений и пчельники (apiaria). Окрестности украшались с большим искусством, внутри здания устраивались купальни и помещения для игры в мяч (spharisteria), огромные столовые, комнаты, открывавшие великолепные виды, кабинет со всевозможными удобствами. ср. Becke, Gallus, III, стр. 29 слл.

ИММАРАД

ИММАРАД - Immarădus, см. Eumolpus, Евмолп.

ИМПЕРАТОР

ИМПЕРАТОР - Imperātor, 1. начальник, которому lege curiata de imperio давалось imperium, т. е. военная и судебная власть, преимущественно главнокомандующий, пока он был в поле;

2. в тесном смысле титул, дававшийся полководцу солдатами на поле битвы после большой победы (App. b. с. 2, 44. Caes. b. c. 2, 26), он мог приобретаться несколько раз (Tac. ann. 1, 9), но отнимался по возвращении в Рим; он давал право на получение триумфа. Этот обычай был удержан во времена Империи, пока Блез при Тиберии не заключил собой ряд этих императоров (Tac. ann. 3, 74). После того императоры взяли этот титул себе, т. к. их полководцы сражались под их авспициями (Tac. ann. 13, 41);

3. К. Юлий Цезарь получил от сената титул imperator в высшем значении, именно пожизненно и наследственно. Той же чести был удостоен и Август; мало-помалу imperator стал означать то же, что princeps или царь. И принцы императорской милостью получали за отличия против врага императорский титул (imperatorium nomen). Tac. ann. 1, 3. 58. 2, 26. Во время Республики титул imperator ставился позади имени, а при императорах - впереди.

ИМПЕРИЙ

ИМПЕРИЙ - Imperium, называется высшая власть в государстве, принадлежавшая лишь тем сановникам, которым она явно была дана lege curiata de imperio, т. е. во времена царей - rех, во времена Республики - consules, dictator, praetores. Она различна от potestas, той официальной власти, которая была не только у так называемого magistratus cum imperio, но и у других начальников. Imperium могло быть продолжено и за срок должности (proconsules, propraetores) и иногда давалось в чрезвычайных случаях частным лицам. Вначале это было высшее право повелевания на войне и в мире, с правом на жизнь и смерть граждан; но потом, во времена Республики, власть эта различно ограничивалась. В своих последних изменениях она является в конце Республики:

a) как начальство над всем войском с правом жизни и смерти над солдатами, но лишь на войне,

b) гражданская юрисдикция с правом наказывать непокорных multis и тюрьмой. Imperium консулов была maius imperium в сравнении с преторской властью, а преторская сравнительно с консульской i. minus. Imperium начальников провинциальных городов было ограничено пределами провинции (finitum); Imperium же, какое, напр., получил Помпей в войне с морскими разбойниками, называлось infinitum, т. к. оно не ограничивалось отдельной провинцией. И это imperium наместников могло быть пролонгировано, пока lex Iulia (см. Закон Юлия) в 46 г. до Р. X. не запретила этого вовсе для преторских провинций, а для консульских ограничила 2 годами. Cic. Phil. 1, 8. Dio Cass. 43, 25.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ - Τέλη, Τιμήματα, см. Φυλή, Фила, 6.

ИМЯ

ИМЯ - Nomen.

I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Άμφιδρόμια, Амфидромия). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось И. деда или отца; часто И. сына было производимо от И. отца, как patronymicum (Φωκίων Φώκου); нередко И. сына было только сходно с И. отца по одной из своих составных частей (Θεoφράστος Θεοδώρου), или, наконец, И. сына было одного значения с И. отца (Στάχυς Εύκάρπου). Все И. разделялись на ο̉νόματα 'άθεα и θεοφόρα. Последние были или просто И. богов, - такие И. особенно любили давать египтяне, но часто делали то же и греки, напр., Лето, Гермес, Артемида и т. п., - частью И. героев, частью - и это было чаще всего, - И., в состав которых входит И. бога или которые произведены от И. бога, напр., Феодор, Диодор, Феодот, Диодот, Гераклит, Геродот, Артемидор, Исидор, Аполлодор, Диоген, Диофан, Деметрий, Аполлоний и т. п. Часто давали И. по празднику того дня, в который кто-либо родил дитя. 'Όνομα 'άθεα были или простые или сложные И. Из многочисленного класса этих И. охотно брали те, которые по назначению указывали на что-либо хорошее для детей в будущем. Иногда, конечно, эти значения И. согласовывались с будущей судьбой детей, но часто выходили и смешные контрасты (напр., Кратес мог оказаться хилым и слабым). Иногда первоначальное И. по какому-либо случаю заменяли другим; так, Диоген Лаэртский рассказывает, что Платон сначала имел И. Аристокл, И. же Платон получил от широкого лба; Феофраст назывался сначала Тиртам и т. п. Греки обыкновенно давали одно И., к которому для большей определенности присоединялось И. отца. Это называлось πατρόθεν ο̉νομάζειν, ε̉πονομάζειν. Были в употреблении и остроумные прозвища, основанием которых были физические или нравственные недостатки, особенные привычки или поступки. Таким образом произошли названия, взятые от И. животных, цвета волос или лица и т. п.; напр., Άλώπηξ, 'Έλαφος, Ίκτι̃νος, Κάπρος, Κόραξ, Καρκίνος, Πύρρoς, Ξάλθος, Μέλας и т. п. Рабы назывались обыкновенно по месту родины (Σύρος, Παφλαγών, Θράξ), или по наружности (Πυρρίας, Ξανθιάς), или по свойствам (Δρόμων, Ταχών, Παρμένων). Животные также получали И. Кони Ахилла называются у Гомера (Il. 19, 400) Ξάνθoς и Βάλιος (лисица и дергач). Для собачьих кличек Ксенофонт рекомендует (Суп. 7, 5) краткость, чтобы было легко произносить, напр., Ψυχή, Θυμός. Корабли, так же как и у нас, носили И.

II. Римляне обыкновенно носили 3 И., из которых первое praenomen, напр., Marcus, Gaius, Gnaeus, Publius и т. д., давалось сыну обыкновенно на 9-й день после рождения (dies nominalis или lustricus). Другое И. было по gens (nomen gentilicium), напр., Iunius, Cornelius, Aelius, Afranius, Caecilius, Calpurnius, Gabinius, Licinius, Claudius и т. п. Третье И. есть cognomen, показывавшее stirps или familia, которых в родy было много, см. Familia, Фамилия. Так, к gens Cornelia принадлежало много фамилий, напр., плебейские: Dolabellae, Lentuli, Cethegi, Cinnae и патрицианские: Scipiones, Sullae, Maluginenses, Rufini и т. п. Кроме этих 3 И. некоторые имели еще четвертое (agnomen, которое прежде называлось cognomen secundum), напр., Сципионы имели И. Asiaticus, Africanus, Nasica. Это И. служило или для обозначения семейства в тесном смысле, или было титулом за славные подвиги. Усыновленные носили полное И. усыновившего их отца, а И. своего рода присоединялось с окончанием anus, напр., Р. Cornelius Scipio Africanus Aemilianus, P. Licinius Crassus Mucianus Dives и т. п. Часто полное И. сокращалось, так что выпускалось или nomen gentilicium или cognomen, напр., M. Agrippa, С. Marius, С. Mummius и т. п. Во времена Империи И. усложнялись новыми прибавками. Дочери носили родовое И., как Tullia, Cornelia, Livia, и различались прибавкой слов maior или minor или прибавкой числа. Вольноотпущенники удерживали свое прежнее И. как cognomen, a как praenomen и nomen gentilicium служили им И. отпустившего их на волю господина, напр., L. Cornelius Chrysogonus, известный вольноотпущенник Суллы; M. Tullius Tiro и т. п. Те вольноотпущенники, которые получали свободу от городов, получали nomen gentilicium от И. освободившего их города, напр., Р. Pisaurius Achilles (вольноотпущенник города Пизавра в Умбрии). Об И. рабов см. Servi, Сервы. ср. Ellendt, de cognomine et agnomine Romano (1853). При долговых обязательствах nomen вносилось в главную долговую книгу, когда должник переводил свой долг на И. другого лица (transcriptio a persona in personam), принимавшего на себя долг (nomen facere). Этот переход существовавшего обязательства в новое назывался novatio. Bonum nomen означало верного заимодавца (Cic. ad. fam. 5, 6), lenta nomina, nom. mala (Sen. de ben. 5, 52) - нерешительного. В юридическом языке nomen deferre означало принести жалобу, после того как quaesitor дал позволение (nomen recipere). Cic. Verr. 2, 28. 38. При военных наборах nomen dare значило respondere, когда произносилось (citare) чье-нибудь И.

ИМЯ, НОМЕН

ИМЯ, НОМЕН - Nomen.

I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Άμφιδρόμια). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось И. деда или отца; часто И. сына было производимо от И. отца, как patronymicum (Φωκίων Φώκου); нередко И. сына было только сходно с И. отца по одной из своих составных частей (Θεoφράστος Θεοδώρου), или, наконец, И. сына было одного значения с И. отца (Στάχυς Εύκάρπου). Все И. разделялись на ο̉νόματα 'άθεα и θεοφόρα. Последние были или просто И. богов,- такие И. особенно любили давать египтяне, но часто делали то же и греки, напр., Лето, Гермес, Артемида и т. п.,- частью И. героев, частью - и это было чаще всего,- И., в состав которых входит И. бога или которые произведены от И. бога, напр., Феодор, Диодор, Феодот, Диодот, Гераклит, Геродот, Артемидор, Исидор, Аполлодор, Диоген, Диофан, Деметрий, Аполлоний и т. п. Часто давали И. по празднику того дня, в который кто-либо родил дитя. 'Όνομα 'άθεα были или простые или сложные И. Из многочисленного класса этих И. охотно брали те, которые по назначению указывали на что-либо хорошее для детей в будущем. Иногда, конечно, эти значения И. согласовывались с будущей судьбой детей, но часто выходили и смешные контрасты (напр., Кратес мог оказаться хилым и слабым). Иногда первоначальное И. по какому-либо случаю заменяли другим; так, Диоген Лаэртский рассказывает, что Платон сначала имел И. Аристокл, И. же Платон получил от широкого лба; Феофраст назывался сначала Тиртам и т. п. Греки обыкновенно давали одно И., к которому для большей определенности присоединялось И. отца. Это называлось πατρόθεν ο̉νομάζειν, ε̉πονομάζειν. Были в употреблении и остроумные прозвища, основанием которых были физические или нравственные недостатки, особенные привычки или поступки. Таким образом произошли названия, взятые от И. животных, цвета волос или лица и т. п.; напр., Άλώπηξ, 'Έλαφος, Ίκτι̃νος, Κάπρος, Κόραξ, Καρκίνος, Πύρρoς, Ξάλθος, Μέλας и т. п. Рабы назывались обыкновенно по месту родины (Σύρος, Παφλαγών, Θράξ), или по наружности (Πυρρίας, Ξανθιάς), или по свойствам (Δρόμων, Ταχών, Παρμένων). Животные также получали И. Кони Ахилла называются у Гомера (Il. 19, 400) Ξάνθoς и Βάλιος (лисица и дергач). Для собачьих кличек Ксенофонт рекомендует (Суп. 7, 5) краткость, чтобы было легко произносить, напр., Ψυχή, Θυμός. Корабли, так же как и у нас, носили И. II. Римляне обыкновенно носили 3 И., из которых первое praenomen, напр., Marcus, Gaius, Gnaeus, Publius и т. д., давалось сыну обыкновенно на 9-й день после рождения (dies nominalis или lustricus). Другое И. было по gens (nomen gentilicium), напр., Iunius, Cornelius, Aelius, Afranius, Caecilius, Calpurnius, Gabinius, Licinius, Claudius и т. п. Третье И. есть cognomen, показывавшее stirps или familia, которых в родy было много, см. Familia. Так, к gens Cornelia принадлежало много фамилий, напр., плебейские: Dolabellae, Lentuli, Cethegi, Cinnae и патрицианские: Scipiones, Sullae, Maluginenses, Rufini и т. п. Кроме этих 3 И. некоторые имели еще четвертое (agnomen, которое прежде называлось cognomen secundum), напр., Сципионы имели И. Asiaticus, Africanus, Nasica. Это И. служило или для обозначения семейства в тесном смысле, или было титулом за славные подвиги. Усыновленные носили полное И. усыновившего их отца, а И. своего рода присоединялось с окончанием anus, напр., Р. Cornelius Scipio Africanus Aemilianus, P. Licinius Crassus Mucianus Dives и т. п. Часто полное И. сокращалось, так что выпускалось или nomen gentilicium или cognomen, напр., M. Agrippa, С. Marius, С. Mummius и т. п. Во времена Империи И. усложнялись новыми прибавками. Дочери носили родовое И., как Tullia, Cornelia, Livia, и различались прибавкой слов maior или minor или прибавкой числа. Вольноотпущенники удерживали свое прежнее И. как cognomen, a как praenomen и nomen gentilicium служили им И. отпустившего их на волю господина, напр., L. Cornelius Chrysogonus, известный вольноотпущенник Суллы; M. Tullius Tiro и т. п. Те вольноотпущенники, которые получали свободу от городов, получали nomen gentilicium от И. освободившего их города, напр., Р. Pisaurius Achilles (вольноотпущенник города Пизавра в Умбрии). Об И. рабов см. Servi. Ср. Ellendt, de cognomine et agnomine Romano (1853). При долговых обязательствах nomen вносилось в главную долговую книгу, когда должник переводил свой долг на И. другого лица (transcriptio a persona in personam), принимавшего на себя долг (nomen facere). Этот переход существовавшего обязательства в новое назывался novatio. Bonum nomen означало верного заимодавца (Cic. ad fam. 5, 6), lenta nomina, nom. mala (Sen. de ben. 5, 52) - нерешительного. В юридическом языке nomen deferre означало принести жалобу, после того как quaesitor дал позволение (nomen recipere). Cic. Verr. 2, 28. 38. При военных наборах nomen dare значило respondere, когда произносилось (citare) чье-нибудь И.

ИНАР

ИНАР - Inărus, см. Artaxerxes, Артаксеркс, 1.

ИНАРИМА

ИНАРИМА - Inarĭme, см. Aenaria, Энария.

ИНАХ

ИНАХ - Inăchus, 'Ίναχος,

1. древнейший царь Аргоса, собственно, бог одноименной реки, сын Океана и Тефии, который вывел аргивян после Девкалионова потопа из гор на равнину и населил последнюю, отведя ее воды в реку, получившую его имя. Когда Посейдон спорил с Герой за обладание Аргосом, И. решил спор в пользу Геры и принес ей жертву. Он считался первобытным обитателем страны, но позднейшее предание называет его пришлецом из Египта. От него и мелийской нимфы или его сестры Аргеи произошли Фороней, Эгиалей, Ио и Аргос Панопт. Apollod. 2, 1, 1. 3. 4;

2. важнейшая река пелопоннесской области Арголиды, н. Паница, начинается от Лиркея на границе Аркадии, слева принимает Кефисс, а справа протекающий под стенами Артоса Харадр (н. Ксириас) и впадает в Арголидский залив; она часто исчезает в болотах, не достигая моря;

3. правый приток Ахелоя, возникающий в северной части Пинда; при слиянии с Ахелоем он превосходит эту реку величиной;

4. правый приток нижнего Сперхея, н. Вистрица.

ИНГЕВОНЫ

ИНГЕВОНЫ - Ingaevŏnes, или, может быть, вернее Ingvaeones - имя третьего из главнейших германских племен, которое Тацит (Tac. Germ. 2) производит от одного из сыновей Манна, сына Туисконова. Это - германские народы древненижнегерманского диалекта, между Рейном и Одером, вдоль берега Северного и Балтийского морей. К ним принадлежали фризы, хавки, амсиварии, бруктеры, ангриварии (энгры), саксонцы, англы, свардоны, тевтоны.

ИНГУВИУМ

ИНГУВИУМ - Ignvium,

на Tab. Peut. Agubium, н. Губбио, значительный муниципальный город в Умбрии на южном склоне Апеннин, который Цезарь поспешил занять после перехода через Рубикон (b. с. 1, 42). Близ Фламиниевой дороги был храм Юпитера, в развалинах которого один крестьянин в 1444 г. нашел 7 хорошо сохранившихся медных досок с умбрскими надписями, которые и теперь находятся в тамошней ратуше и весьма важны для знания италийских диалектов: через них мы знаем более 1000 умбрских слов. Лучшие изд. Ауфрехта и Кирхгофа (Umbrische Sprachdenkmäler (1849-1851) и Гушке (1859), новейшее изд. Бреаля (Breal) (1875).

ИНД

ИНД - Indus, Ίνδός, (н. Синд), т. е. важнейшая река Индии, река, образующая западную границу Индии intra Gangem со страною парапанисадов, Арахосией и Гедросией. И. начинается на южном склоне индийского Кавказа или Парапаниса (Arr. 5, 4, 1), принимает множество важных рек (по Страбону - 15, по Плинию - 19) и делится за 50 миль до своего впадения в Индийский океан на 2 рукава, образующие дельту (ibid. 6, 18, 2. 20, 1). Западный рукав имел 3 устья: τò Σάγανα στόμα (н. река Питти), τò Σίνδων στ. (н. река Даррауе). τò Χρυσου̃ν στ. (н. река Ритшель), восточный 4: τò Χάριφον στ. (н. Фитти), τò Σάπαρα и τò Λωνιβάρα, нынешние имена которых неизвестны. Акесин (см. Άκεσίνης, Акесин), который с левой принимает все притоки (Гидасп, Гидраот, Гифазис, Зарадр) в так называемом Пенджабе, - важнейший левый приток И., а с правой стороны - Кофен, н. Кабул. Когда Александр перешел И., вода стояла особенно высоко (в августе и сентябре), поэтому ширина реки у Арриана на разных местах различна, в 100, 40, 15 стадий (5, 20. 6, 4). Его вода была холоднее других индийских рек и имела цвет моря. Gurt. 8, 9, 4. Замечательно мнение географов, что истоки Акесина вместе с тем и истоки Нила, что, следовательно, И. в дальнейшем течении соединяется с Нилом. Arr. 6, 1.

ИНДЕКС

ИНДЕКС - Index, назывался в Риме тот, который доносил правительству о совершившихся преступлениях или о заговорщиках, предпринимающих преступление. Такой донос в Греции назывался μήνυσις; следствие производилось везде одинаково. Доносы эти допускались только при крупных преступлениях против государства и общего блага, напр., поджогах, заговорах, измене и т. п. Во времена Республики такие доносы делались только людьми низкого происхождения, особенно рабами, которые получали за это от сената и народа награды - деньги, право гражданства или свободу. Много примеров сообщает Ливий (2, 5. 4, 45. 61. 8, 15. 18. 26, 14). ср.: Cic. Sull. 18. Cat. 3, 4. Во времена Империи обвиняемые в crimen laesae maiestatis были помилованы, если они обещали делать доносы (Tac. ann. 6, 7. 15, 71); indices имели, по-видимому, большое влияние (ibid. 6, 9).

Предыдущая страница Следующая страница