Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")

ФЕРИИ ЛАТИНСКИЕ

ФЕРИИ ЛАТИНСКИЕ - Ferĭae latīnae, древнее торжественное собрание союза латинских городов под гегемонией Альбы-Лонги. По разорении этого города и переселении жителей его в Рим римские цари стали во главе союза и совершали ежегодное союзное жертвоприношение сначала в храме Дианы (Liv. 1, 45) на Авентинской горе, позже - опять на Альбанской горе. Эти feriae latinae удерживались до позднейших времен, даже после неоднократно повторявшихся войн с латинянами и при совершенно изменившемся политическом отношении Рима и Лация, и ежегодно оба консула должны были отправляться на Альбанскую гору для принесения жертвы. На время их отсутствия избирался в Риме praefectus urbi (см. Префект), называвшийся также praefectus feriarum latinarum.

ФЕРКУЛУМ

ФЕРКУЛУМ - Fercŭlum, 1. перемена блюд во время обеда (см. Соеnа), собственно большое блюдо или большой поднос, на котором приносили различные кушанья, и потом - сами кушанья;

2. носилки, напр., для статуй богов при процессиях или для других случаев.

ФЕРМ

ФЕРМ - Thermum, Θέρμον, также ο̉ Θέρμος, столица Этолии, лежавшая на восточном берегу Трихонидского озера, на крутой, трудно доступной части Панэтолия, и потому не имевшая искусственных укреплений. Служила местом союзных собраний. Развалины этого очень красивого и богатого города, разрушенного Филиппом III, находятся близ деревни Petrochori. Polib. 5, 6 слл. Strab. 10, 463.

Termopolĭum (θερμοπώλιον), то же, что popina. Plaut. Trin. 3, 4, 6. Rud. 2, 6, 95 и в других местах.

ФЕРМА

ФЕРМА - Therme, Θέρμη, город в Македонии на северном берегу Фермейского залива (Θερμαι̃ος κόλπος), н. Салоникский залив. Кассандр украсил возведенный на степень столицы город и назвал его именем своей жены, дочери царя Филиппа - Фессалоникой (см. Фессалоника). Hdt. 7, 123. 127. Tac. ann. 5, 10.

ФЕРМОДОНТ

ФЕРМОДОНТ - Thermōdon, Θερμώδων,

1. река в Понте, в области фемискирской; известная из сказаний об амазонках. Она изливалась у города Фемискиры и, несмотря на незначительную длину, была в 3 плефра шириной. Хеn. Anab. 5, 6, 9. 6, 2, 1. Hdt. 9, 27. Verg. Aen. 11, 659;

2. ручей в Беотии, вытекавший из Гипата (н. Siamata) и изливавшийся в Асоп близ Танагры; н. Laris. Hdt. 9, 43. Paus. 9, 19, 3.

ФЕРМОПИЛЫ

ФЕРМОПИЛЫ - ThermopСћlae, Θερμοπύλαι, представлявшие узкий проход, единственный путь из Фессалии в Локриду, между Этой (Ο'ίτη) и морем. Гора, возвышавшаяся с южной стороны теснин (получивших свое название от посвященных Гераклу горячих серных источников. Hdt. 7, 176), называлась Каллидром. Несколько рек (Сперхей, Мелан, Дир, Асоп) протекали через теснины, имевшие в общем 60 шагов в ширину (Liv. 36, 15), в двух местах гораздо меньше, а на самом узком месте (согласно Геродоту, 7, 200) могла проехать только одна телега (α̉μαξιτòς ο̉δός). Близ города Анфелы, где долина снова расширялась, находился храм Амфиктиона и амфиктионской Деметры, а также постройки амфиктионов, устраивавших здесь свои осенние собрания. Для укрепления теснин фессалийцы близ горячих ключей воздвигли стену (Hdt. 7, 176. 225), а спартанцы в некотором отдалении (40 стадий) построили крепость Трахин (Thuc. 3, 92). Другая крепость, согласно Страбону, была Тейхиунт (Τειχιου̃ς), ср. Liv. 36, 16; кроме того, защиту теснин облегчала скользкость почвы. В настоящее время местность имеет совсем другой вид вследствие морских наносов и перемены русла реки Сперхея. Холм, на котором ныне стоит таможня и который отстоит только на 5 минут от горячих ключей, вероятно, и есть то место, где погиб храбрый отряд Леонида и где потом был воздвигнут мраморный лев (Hdt. 7, 226). От 5 надгробных столбов и знаменитой надписи (Hdt. 7, 228) не осталось и следов. ср. план (Strab. 9, 428 слл.) и Vischer, Erinnerungen aus Griechenland, стр. 637 слл.

ФЕРН

ФЕРН - Φερνή, см. Matrimonium, Брак, 3.

ФЕРОН

ФЕРОН - Θήρων, тиран агригентский от 487 до 472 г. до Р. X., разбил в союзе с сиракузским тираном Гелоном карфагенян под начальством Гамилькара. Hdt. 7, 165 слл. Правление его считалось кротким и благотворным. Пиндар воспел Ф. за победу в Олимпии. Diod. Sic. 13. 86.

ФЕРОНИИ РОЩА

ФЕРОНИИ РОЩА - Feroniae lucus, называлась роща богини Феронии (см. Feronia, Ферония) при Капене в Этрурии у горы Соракте, где бывала многолюдная ярмарка. Liv. 1, 30. 26, 11. Verg. Aen. 11, 785. Другая роща Феронии, с источником, находилась, по свидетельству Горация (Horat. Sat. 1; 5, 24), поблизости Анксура.

ФЕРОНИЯ

ФЕРОНИЯ - Feronĭa, древнеиталийская богиня, чтилась при горе Соракте, в земле капенатов, в той части ее, где она граничила с землями латинян и сабинян. Ферония имела там священную рощу и очень богатый храм и получала в жертву первые плоды. Поблизости бывали большие ярмарки. Дионисий Галикарнасский (2, 49) называет ее Άνθηφόρος, Φιλοστέφανος или Περσεφόνη, Персефона. Liv. 26, 11. 2, 4. 33, 26 Strab. 5, 226. Ее сын был Herilus, царь города Пренесте, которому она дала три души, так что Евандр должен был убивать его три раза. Verg. Aen. 8, 561 слл.

ФЕРСАНДР

ФЕРСАНДР - Thersander, Θέρσανδρος,

1. сын Полиника и Аргеи, муж Демонассы, отец Тисамена, один из эпигонов, см. Adrastus, Адраст. Он участвовал в походе под Трою, но на дороге был убит в Миссии Телефом. В Элее в Мисcии ему поставили статую и приносили жертвы как герою. У Вергилия (А. 2, 261) он находился в числе спрятавшихся в деревянного коня. Гомер о нем не упоминает. Род Эмменидов в Акраганте, к которому принадлежал тиран Ферон, считал его своим родоначальником;

2. сын Сисифа, отец Галиарха и Корона;

3. спартанец, сын Агамедида. Paus. 3, 16, 6.

ФЕРСИТ

ФЕРСИТ - см. Терсит.

ФЕРУЛА

ФЕРУЛА - Ferŭla, νάρθηξ, кустарник, который на крепких, ветвистых стеблях с обильною сердцевиною пускает листья в 10 футов и выше, и зонтик желтоватого цвета. Его стебли шли на розги. Horat. Sat. 1, 3, 120.

ФЕРЫ

ФЕРЫ - Pherae, Φεραί, укрепленный город в пеласгийской долине Фессалии, недалеко от того места, где Пелион соединяется с Оссой; он был окружен множеством садов и вилл. Посередине города находился до сих пор еще богатый водой источник Гиперия. Strab. 9, 439. Значение свое Ф. получили особенно с тех пор, как тиран Ясон и его наследники основали тут могущественное царство. Хеn. Hell. 6, 1, 4. 20 слл. Этот Ясон был, вероятно, сын Ликофрона, царствовал с 378 г. до Р. X. и овладел, благодаря своей ловкости и такту, уже в 375 г. большей частью Фессалии, вплоть до Фарсала. В войне между Спартой и Фивами он стоял на стороне фивян, но, опоздавши, не принимал участия в битве при Левктре. Он замышлял распространить свою власть и на Элладу, но насильственная смерть помешала его широким планам (370 г.). Хеn. Hell. 6, 4, 31. Власть его наследовали на короткое время братья его Полидор и Полифрон.

ФЕСМОФОРИИ

ФЕСМОФОРИИ - Θεσμοφόρια, праздник Деметры θωεσμοφόρος, учредительницы земледелия, брака и основывающегося на них гражданского порядка, праздновался во многих местах Греции. В Пелопоннесе он существовал уже в глубокой древности и, по преданию, был занесен туда из Египта дочерьми Даная. Hdt. 2, 171. Это предание, впрочем, неверно: культ Деметры принадлежал древним пеласгам и был распространен в Пелопоннесе до переселения дорян, которые вытеснили его из занятых им местностей. Однако в Аркадии он сохранился, и там продолжали праздноваться Ф. точно так же, как в Трэзене, Пеллене и в окрестностях Аргоса. Далее мы встречаем этот праздник на Эгине, в Эретрии, на Делосе и в колониях Малой Азии, куда он был занесен из Афин. Деметра θεσμοφόρος почиталась также во многих местах Сицилии, праздник ее был преимущественно праздник женщин. В Афинах Θεσμοφόρια продолжались от 9-13 или 10-14 пианенсиона (октябрь-ноябрь). Первый день назывался Στήνια, вследствие обычных в праздники Деметры насмешек; на второй день праздновались Θεσμοφόρια в Галимунте на Колийском мысу, следующие три дня составляли главный праздник в самих Афинах, первый день назывался вследствие возвращения из Галимунта - 'Άνοδος, второй, строго постный день, Νηστεία, третий - Καλλιγένεια; в тот день прославлялась Деметра Καλλιγένεια (мать красивых детей) жертвоприношениями и плясками. Присутствие мужчин на этом празднике воспрещалось и строго наказывалось.

ФЕСПИАД

ФЕСПИАД - Thespiădes, см. Musae, Музы.

ФЕСПИД

ФЕСПИД - Thespis, Θέσπις, современник Солона, из аттического дема Икарии, жил ок. 530 г. до Р. X. и считался изобретателем и основателем трагедии: он присоединил к дифирамбическим песням хора в праздники Диониса рассказы и орхестические представления. Роль рассказчика при хоре (актера), вероятно, исполнял сам Ф. и, таким образом, соединял деятельность поэта, композитора и актера. Свида рассказывает, что Ф. сначала загримировывался, а впоследствии ввел маски из полотна. Сочинений он не оставил никаких. Plut. Sol. 29. Diog. Laert. 3, 56. Athen. 1. p. 22. ср. Тrаgoedia, Трагедия.

ФЕСПИЯ

ФЕСПИЯ - Thespĭa, -ae (Θέσπεια, Ноm. Il. 2, 478 и Hdt. 8, 20. Θέσπια. Paus. 9, 26, 6, впоследствии всегда Θεσπ(ε)ιαί), очень древний и значительный город Беотии, на западе от Фив, с южной стороны Геликона; в нем находился знаменитый храм Эрота со статуей этого бога, сделанной Праксителем. Cic. Verr. 4, 2, 4. 60, 135. Φ. называется местопребыванием Амфиона и Зефа. После того как Ксеркс разрушил город за участие феспийцев в сражении при Фермопилах, он снова был восстановлен; феспийцы сражались также при Платеях. Hdt. 7, 202. 226. 8, 75. 9, 30. В Пелопоннесскую войну между феспийцами была влиятельная афинская партия, усиление которой побудило фивян в 423 г. разрушить стены города (Thuc. 4, 133). После восстановления их Агесилаем в 378 г. (Хеn. Hell. 5, 4, 4) они были снова снесены фивянами, вероятно тотчас после сражения при Левктрах, и жители принуждены были спасаться в горной крепости Керессе; когда и эта крепость была взята фивянами, земли феспийцев также перешли в их руки. Хеn. Hell. 6, 3, 1. Diod. Sic. 15, 46. Восстановлен город был, вероятно, Филиппом Македонским вскоре после сражения при Херонее и под римской властью пользовался также некоторым значением. Strab. 9, 410. Еще во время Павсания (писателя) в Ф. был театр, замечательная агора и многие святилища с великолепными статуями, хотя статуя Эрота, сделанная Праксителем, была перевезена в Рим еще Калигулой и во второй раз Нероном и была заменена копией, сделанной, афинянином Менодором. Кроме Эрота, в Ф. почитались особенно музы. В честь Эрота праздновались Έρωτίδεια; в честь муз Μουσει̃α, праздники с музыкальными состязаниями. Значительные развалины города находятся вблизи Erimokastron.

ФЕСПРОТЫ

ФЕСПРОТЫ - Thesprōti, Θεσπρωτοί, одно из 4 главных племен Эпира, а у Гомера единственный главный народ этой страны. Ф. жили вдоль морского берега, от Керкирейского пролива до Амбракийского залива и в глубь страны до Пинда. Будучи полуварварами, они обитали большей частью в деревнях и селах. В их земле находилась Додона. Впоследствии молоссы вытеснили их из середины страны, и у них осталась только полоса вдоль моря, получившая от их имени свое название. Ф. делились так же, как и другие эпирские народности, на множество отдельных племен с особыми названиями; важнейшие из них были кассопеи. ср. Ноm. Od. 5, 115. Hdt. 8, 47. Thuc. 1, 46. 4, 35. 5, 22.

ФЕССАЛ

ФЕССАЛ - Thessălus, Θεσσαλός,

1. сын Гемона или

2. сын Ясона, по имени которого Фессалия получила свое название.

3. см. Eurypylus, Еврипил, 2;

4. Гераклид, выселившийся вместе с Дориеем и погибший в Сицилии. Hdt. 5, 46;

5. сын Пизистрата. Thuc. 1, 20;

6. сын Кимона, обвинявший Алкивиада за осквернение мистерий. Plut. Alc. 19, 22;

7. сын врача Гиппократа Косского, толкователь сочинений своего отца; он написал 3 книги ι̉ατρικω̃ν;

8. врач из Тралл в Карии, живший при Нероне и участвовавший в основании так называемой методической школы;

9. трагический актер, выступивший в празднествах по случаю бракосочетания Александра Великого. Plut. Alex. 10. 29. Justin. 12, 13. 14.

ФЕССАЛИЯ

ФЕССАЛИЯ - Thessalĭa, Θεσσαλία, Θετταλία, раньше называлась также по отдельным местностям Элладой, Эолидой, Гемонией, Пеласгией, Пирреей. Занимая восточную часть Северной Греции, она граничила на севере с Македонией, на западе с Эпиром, на юге с Этолией, Доридой и страной эпикнемидских локров, на востоке с Эгейским морем. Она состоит из двух, в одном месте прорванных котловин, узкой береговой полосы и из правильной речной долины. Край большей котловины составляют на западе горы Пинд и Лакмон с Тифрестом. Фекейские теснины (н. теснины Дуглианские) служат дорогой в Эпир. На восток от Лакмона тянутся Камбунские горы и доходят до Олимпа; далее Осса и Пелион образуют восточный край котловины. От южных частей Пинда идут Фтиотидские горы и Офрий по направлению к востоку до моря. Меньшая же котловина окружена отрогами Офрия и Пелиона и незначительными возвышенностями Афаманта и Нарфакиона. Большая котловина представляла первоначально озеро, воды которого нашли себе выход через Темпейскую долину (см. Темпейская долина), край же меньшей котловины, по-видимому, был прорван извне, и большая часть ее покрылась водами Пагасейского залива. По направлению к Малийскому заливу, наконец, тянется гора Эта (Ο'ίτη), вдоль северного склона которой течет Сперхей. Приблизясь к самому морю, Эта образует Фермопильские теснины (см. Фермопилы). Кроме Фекайских теснин на западе и Фермопильских на юге, есть еще теснины на севере; одни идут вдоль морского берега и затем по Темпейской долине, другие через вершины Олимпа. И те и другие сходятся при Гоннах. Из рек Ф. замечательны: Пеней с притоками, берущий начало на Лакмоне и изливающийся через Темпейскую долину в Фермейский залив, и Сперхей, текущий с Тифреста в Малийский залив. Из озер замечательны: Βοιβηΐς λίμνη, самое большое озеро Ф., н. озеро Karlas, на юго-востоке Ξυνιὰς λίμνη, н. Nezero, близ северного склона Фтиотидских гор, Νεσσωνίς, н. Karatschair или Mavrolimini, болотистое озеро на правом берегу Пенея. Ф. по качеству своей почвы, особенно в долинах, принадлежит к самым плодородным частям Греции. Уже Гомер называет ее ε̉ριβώλακα Φθίην; обилие воды увеличивает ее плодородие, долина Сперхея - настоящая теплица. Ф. славилась также своими лошадьми и на устроенных Ксерксом в Афетах скачках фессалийские кони победили всех прочих греческих коней. Hdt. 7, 196. Древнейшие жители Ф. в историческое время были пеласги (отсюда 'Άργoς Πελασγικόν); они были вытеснены греческими племенами и удалились в Азию. Hdt. 1, 56. 60 лет спустя после Троянской войны пришли эллинские фессалы (феспротского племени, Hdt. 7, 176), покорили живших там эолов и после подчинения магнетов, перребов, фтиотов (Thuc. 2, 101. 4, 78. 8, 3) образовали большой народный союз. Покоренные туземцы сделались крепостными под названием Πενέσται, от албанского корня «peng», что значит вязать, сковывать (см. Helotes, Илоты). Городские общины с аристократическим характером правления были независимы друг от друга до покорения страны Филиппом, который в 344 г. сделал Ф. македонской провинцией. В 198 г. римляне объявили страну после битвы при Киноскефалах свободной; со 146 г. Ф. составляла часть провинции Македонии, а со времени Александра Севера - самостоятельную провинцию. Ф. делилась на 5 (6) областей:

1. Φθιω̃τις между Малийским и Пагасейским заливами, с округами Долония, Этая, Малис, была населена лапифами, кентаврами (в мифическое время), долонами, пеласгами, мирмидонцами (подданными Ахиллея), энианами и малийцами. Города были: Гал и Итон с храмом Афины, в плодородной Крокионской равнине; Фивы Фтиотидские, значительный город, поблизости которого, вероятно, находилась родина Ахилла - Фтия; Пирас, «пшеничный город»; Птелеи; Ларисса, построенная на горе, называвшаяся η̉ Κρεμαστή, «висячая», в отличие от Лариссы пеласгиотидской, лежавшей на равнине; Ехин; Ламия, известная по Ламийской войне (см. Ламийская война, 324-322 гг. до Р. X.); Антикира; Гераклея (прежде Трахин) в земле малийцев; Гипата, столица энианов, сборный пункт ведьм; Фавмаки, на северном склоне Офрия, получившая свое название от великолепного вида (θαυ̃μα), представляемого внезапно открывшейся глазам путника равниной.

2. Θεσσαλιω̃τις, на северо-запад от прежней области; города ее были: Фарсал, известный победой Цезаря над Помпеем в 48 г. до Р. X., Киерий или Пиерий, прежде Арна; Метрополь, значительный город, на запад от предыдущего; прочие города были незначительны.

3. Πελασγιω̃τις, в котловине около Бэбендского озера, простиралась на северо-запад немного далее Пенея, на юго-восток до Пагасейского залива. В ней находились города: Ларисса, самый большой город страны, местопребывание алевадов; Гиртона; Краннон, замечательный победой Антипатра в 322 г. до Р. X.; Феры, с гаванью Пагасами, местопребывание тирана Ясона (480 г. до Р. X.); Скотусса, вблизи которой находились возвышенности Κυνός κεφαλαί, где Пелопид победил Ясона в 365 г. до Р. X. и Фламиний - Филиппа II в 107 г. до Р. X.

4. Μαγνησία, на северо-востоке от предыдущей, береговая полоса на юге от Темпы, с городами: Мелибоя, близ которой находились рифы Ίπνοί, о которые разбилось много персидских кораблей (Hdt. 7, 188); далее у моря находилась Касфанея и опасная Σηπιὰς α̉κτή; Деметриада, одна из главных крепостей Греции, у Пагасайского залива; Иолк и Афеты.

5. Έστιαιτις или Ίστιαιω̃τις, западная часть Северной Ф. с находившейся на востоке от нее землей перрибоев. В ней находились города: Гомфы, разрушенные Цезарем; Трикка, на северо-восток от предыдущего; Ифома, названная по своему положению κλωμακòεσσα («небольшая, скалистая»), Гонны и Олооссон. На севере находилась так называемая Τρίπολις, состоявшая из городов Азора, Долихи и Пифиона. Strab. 9, 429 слл. Plin. 4, 7, 14. ср. Bursian, Geographie von Griechenland, I, стр. 40 слл.

ФЕССАЛОНИКА

ФЕССАЛОНИКА - Tessalonīca, Θεσσαλονίκη, значительный македонский город в области мигдонийской, основанный Кассандром на месте города Фермы (Hdt. 8, 123), у Фермейского залива, получил свое название в честь жены основателя; был сильно укреплен. Liv. 44, 10. Значение его увеличилось во время римского владычества; вследствие распоряжения на via Egnatia он сделался столицей одной из 4 областей и местопребыванием претора и, имея отличную гавань, скоро получил важное торговое значение. Ф. была средоточием христианской общины, основанной апостолом Павлом, н. Saloniki, по-турецки - Selanik.

ФЕСТ

ФЕСТ - I.

Festus, Sextus Pompeius,

Секст Помпеи. Когда во время Августа многие выражения более древних писателей становились непонятными по причине сильного изменения, которому подвергся тогдашний язык, ученый M. Verrius Flaccus, грамматик и исследователь древностей, пользовавшийся в свое время всеобщим уважением, написал обширное произведение под заглавием: de significatu verborum, в котором он в алфавитном порядке (каждая буква обнимала собою несколько книг) не только объяснял устаревшие слова, но истолковывал также значение древнейших государственных учреждений и религиозных обрядов. Из этого произведения ничем другим не известный грамматик S. Pompeius Festus, вероятно во 2 в. от Р. X., сделал под тем же заглавием извлечение в 20 книгах, которое лучше отвечало потребности того времени, чем обширная книга Веррия, и скоро совершенно вытеснило его сочинение. Извлечение же Ф. было предложено в новом скудном извлечении в царствование Карла Великого священником Павлом (который обыкновенно, не вполне достоверно, называется Diaconus), причем ученые изложения, остававшиеся еще в книге Ф., были совершенно опущены, и остались только краткие объяснения отдельных выражений, большею частью собственными же словами Ф. Вполне и во многих рукописях сохранилось только последнее извлечение; от произведения же Ф. имеем мы только более или менее обширные отрывки, которые сохранились в един ственной, относящейся к 11 в., весьма испорченной рукописи (ныне в Неаполе) и очень важны по множеству превосходных грамматических и антикварных заметок. Изд. Scaliger (1569) и в особенности Otfried Müller (1839).

II.

Phaestus,

Φαιστός,

1. город на южной части острова Крита, в 1,5 мили от Гортины. Strab. 10, 476. 479;

2. город в фессалийской области Фессалиотид. Liv. 36, 13;

3. город озолийских локров при гавани Аполлона Фестия. Plin. 4, 3. 4.

ФЕСТИЙ

ФЕСТИЙ - Thestĭus, Θέστιος, сын Арея или Агенора и Демоники, внук Плеврона, царь этолийский, отец Ификла, Евинна, Плексиппа, Еврипила, Леды, Алфеи, Гипермнестры. Жена его была Левкиппа, Лаофонта, Деидамея, см. Meleager, Мелеагр.

ФЕСТОР

ФЕСТОР - Thestor, Θέστωρ,

1. сын Идмона и Лаофои, отец Калханта, Левкиппы и Феонои. Последнюю похищают морские разбойники и продают карийскому царю Икару, который в нее влюбляется. Ф. отправляется в поиски за своей дочерью, терпит крушение и также продан Икару. Между тем Левкиппа, переодетая юношей, тоже приходит к Карию и за то, что отвергает любовь Феонои, последняя поручает отцу убить Левкиппу. Тогда все узнают друг друга и Икар их отпускает с подарками;

2. троянец, сын Енона, был убит Патроклом. Ноm. Il. 16, 401 слл.

ФЕСТУКА

ФЕСТУКА - Festūca, называлась палка (также virga, vindicta), которую хозяин клал на голову бывшего своего раба при торжественном акте отпущения на волю (см. Маnumissio, Отпущение раба). Plaut, mil. 4, 1, 15. Pers. 5, 88. Позже вместо того отпускаемый на волю получал пощечину.

ФЕСЦЕНИЙ

ФЕСЦЕНИЙ - Fescennium, см. Etruria, Этрурия, 6.

ФЕСЦЕННИНСКИЕ ПЕСНИ

ФЕСЦЕННИНСКИЕ ПЕСНИ - Fescennina carmĭna, см. Satira, Сатира.

ФЕТИДА

ФЕТИДА - Thetis, Θέτις, дочь Нерея и Дориды, жена Пелея, мать Ахилла. Ноm. Il. 1, 538. 18, 35 слл. Вместе со своими сестрами-нереидами она жила в глубине моря у престарелого отца своего и считалась доброй, благодетельной богиней. Она спасла преследуемого Ликургом Диониса и брошенного Зевсом с неба Гефеста. Ноm. Il. 6, 135. Ноm. Od. 24, 75. Когда Гера, Афина и Посейдон восстали против Зевса, она позвала к нему на помощь Эгеона. Ноm. Il. 1, 396 слл. Воспитана Ф. была Герой и против своей воли выдана Зевсом и Герой за смертного Пелея. Ноm. Il. 24, 60. 18, 432. Все боги присутствовали на ее свадьбе. По позднейшим мифам, Зевс и Посейдон сватались за Ф., но т. к. Фемида предсказала, что Ф. родит сына, который превзойдет своего отца (см. Prometheus, Прометей), то они оба отказались от своего сватовства и Зевс выдал ее за смертного. Вследствие этого брака богине пришлось испытать всякие человеческие страсти, судьба ее нежно любимого сына причиняла ей большое горе: она знала, что ему придется умереть во цвете лет, слышала его сетования, скорбела вместе с ним и оплакивала его раннюю смерть. Ноm. Il. 1, 414 слл. 18, 429 слл. 24, 104 слл. см. Achilleus, Ахилл. Ф. чтили в Фарсале, Спарте и Мессении. У позднейших писателей Ф. - синоним моря.

ФЕТЫ

ФЕТЫ - Θη̃τες, см. Φυλή, Фила, 6.

ФЕУНТ

ФЕУНТ - Θειου̃ς, приток Алфея, в Северной Лаконии; н. Киtufarina. Paus. 8, 35, 3.

ФЕХ

ФЕХ - Theches, Θήχης, вершина горы Париадра в Понте, на границе Макронов, на юге от Трапезунда; н. Tekieh. С вершины ее Ксенофонт и возвращавшиеся с ним греки впервые снова увидeли море. Хеn. Anab. 4, 7, 21.

ФЕЦИАЛЫ

ФЕЦИАЛЫ - Fetiāles (Feciales), На обязанности учрежденной Нумою или Анком Марцием и состоявшей из 20, по Plin. 28, 2 из 15 членов коллегии Ф. лежала обязанность объявлять войну и заключать договоры. Они избирались пожизненно из знатнейших семейств и были неприкосновенны. Если какой-либо народ наносит обиду Римскому государству, то 4 Ф. отправлялись обыкновенно в ближайший его пограничный город и требовали удовлетворения (res repetere, clarigatio); если оно не было дано в течении 30 дней, то они возвращались обратно на неприятельскую границу и глава их со словами: bellum iustum indico facioque, бросал копье (hasta ferrata, sanguinea, praeusta) на неприятельскую землю. Liv. 1, 32. 4, 30. Dion. Hal. 2, 72. Когда же по причине большого объема Римского государства производить эту церемонию на границе стало невозможным, то перенесли ее во времена Пирра поближе к храму Беллоны. Ov. fast. 6, 205, Serv. in Verg. A. 9, 53. Также в более поздние времена был возобновлен этот обычай; напр., Октавиан при такой церемонии объявил войну Клеопатре (Dio Cass. 50,4) и Антонин (177 г. от Р. X.) скифам (Dio Cass. 71, 33). При заключении мира pater patratus (каждый раз из среды коллегии к тому назначавшийся Ф.) закалывал свинью каменным ножом (foedus icere, ferire, percutere) и бросал затем нож со словами: si sciens fallo, tum me Diespeter salva urbe arceque bonis eiciat, ut ego hync lapidem. Ф. встречаются также у других италийских народов. Fest. S. v. Feretrius. Иначе Liv. 1, 24: Tu, Iuppier, populum Romanum sic ferito, ut ego hunс porcum hic feriam, Id ubi dixit, porcum saxo silice percussit.

ФЕЯ

ФЕЯ - Phea, Φέα, Φειά, Φειαί, гавань на севере от Ихфийской косы в Элиде при реке Иордан. Ноm. Il. 7, 135. Тhuc. 2, 25. Polib. 4, 9. Strab. 8, 342.

ФИАДЫ

ФИАДЫ - Thyădes, (Thyiădes), см. Dionysus, Дионис, и Thyia, Тийя.

ФИАМ

ФИАМ - Thyămus, Θύαμος, гора в Акарнании, на юге от амфилохского Аргоса. Thuc. 3, 106, н. Spartovuni. Thuc. 3, 106.

ФИАМИД

ФИАМИД - Thyămis, Θύαμις, река в Эпире, изливавшаяся в море, напротив Керкиры, у мыса того же имени; н. Kalamâs. Thuc. 1, 46. Strab. 7, 324. Cic. ad Att. 2, 7.

ФИАС

ФИАС - Θίασος, собственно шествие Вакха, см. Dionysus, Дионис, 9. Так назывались вообще все общества, имевшие общий культ, будь они составлены именно с этой целью или для взаимной поддержки, для общих удовольствий или занятий.

ФИБРЕН

ФИБРЕН - Fibrēnus, речка, протекавшая близ имения Цицерона в Арине (Cic. leg. , 1, 1. 3, 6.) и впадавшая в Лирис; н. Fiume delia Posta или Fibreno.

ФИБРОН

ФИБРОН - Thibron или Thimbron, Θίβρων или Θίμβρων, или Фимброн.

1. спартанец, послан был в начале 399 г. до Р. X. с войском на помощь малоазиатским грекам при возникновении вражды между ними и персами. Хеn. Hell. 3, 1, 4 слл. Приняв к себе на службу около 6.000 уцелевших наемников из войска Кира Младшего, Ф. действовал с некоторым успехом против Тиссаферна, но не выказал особенных военных способностей и не сумел сохранить в своем войске военную дисциплину. Поэтому в конце лета он был заменен Деркиллидом. Там же, 3, 1, 8. Впоследствии, однако, он снова получил начальство над войском в Азии, делал набеги из Эфеса против преданного афинянам перса Струфа, который напал на него и убил его с большей частью его войска. Хеn. Hell. 4, 8, 17 слл. Anab. 7, 8. Diod. Sic. 14 слл.;

2. спартанец, убивший в 324 г. спасавшегося бегством казначея Александра Великого, Гарпала. Овладев его деньгами, он предпринял поход против Кирены и после некоторых неудач одержал победу и принудил город к сдаче. Впоследствии он был разбит Офеллом, взят в плен и распят на кресте. Diod. Sic. 18, 196.

ФИВАНСКАЯ ВОЙНА

ФИВАНСКАЯ ВОЙНА - Thebānum bellum, см. Adrastus, Адраст.

ФИВЫ

ФИВЫ - Thebae, Θη̃βαι,

1. в древнейшее время Θήβη (Ноm. Od. 9, 264. 274), по-беотийски Θει̃βαι, столица Беотии, была расположена среди холмистой, хорошо орошенной, очень плодородной равнины, годной особенно для коневодства. Согласно преданию, город был основан Кадмом на довольно значительной возвышенности и назван Καδμεία; впоследствии был укреплен Амфионом очень высокой стеной, имевшей 7 ворот (Aesch. Sept. 380. Eur. Phoen. 1111), от которых город назывался Θη̃βαι έπτάπυλοι. Названия ворот были: Ώγύγιαι π., 'Ήλεκτραι, на дороге в Платею; Προιτίδες, на дороге в Танагру и Халкиду; Νήϊται, Κρηναι̃αι (Βω̉ρρειαι), 'Ύψισται, Όμολωΐδες, положение которых нельзя определить в точности. В окружности город имел 43 стадия, а со включением предместий (κω̃μαι), изобиловавших великолепными садами, 70 стадий. Положение акрополя в точности неизвестно, по мнению одних, он находился на крайнем юго-западном холме, по мнению же других - на крайнем северо-западном, на котором ныне лежит город Ф. (Thiva), называемый народом также η̉ Φήβα. Через город протекали река Исмен и ручей Дирка, вытекавшие из предгорий Киферона; кроме того, он изобиловал источниками, чем и объясняется обилие садов в его окрестностях. Особенной славой пользовалась Дирка, называемая то источником, то ручьем; ее прозрачная вода употреблялась при празднествах Вакха и считалась способной делать красивыми женщин, пользовавшихся ею, и платья, вымытые в ней. Перед электрийскими воротами находился храм Аполлона Исменийского, а немного далее святилище Амфиарая, в котором давались предсказания посредством сновидений; фивянам, однако, запрещалось спать в храме для получения предсказаний, потому что, когда Амфиарай спросил их, желают ли они иметь его прорицателем или боевым товарищем, они выбрали последнее. Hdt. 8, 134. Φ. два раза были взяты неприятелем: в мифическое время - эпигонами и в 335 г. до Р. X. Александром Великим, который совершенно разрушил город, за исключением храмов и дома Пиндара; Ф. насчитывали в то время 40.000 жителей. ср.: Forchhammer, topographia Thebarum heptapylarum (1854);

2. один из величайших и древнейших городов Египта, а согласно Дилдору (1, 50), древнейший город мира; значительный торговый город и столица Верхнего Египта, называвшаяся впоследствии Диосполем. Уже Гомер (Il. 9, 381) описывает нам могущество «стовратого» города. Окружность его составляла 140 стадий; в нем находились: Мемноний со стоящими перед ним колоссами Мемнона, великолепный храм Аммона (Hdt. 1, 182. 2, 42), величественные гробницы царей и т. д. После перенесения столицы в Мемфис и разграбления Ф. Камбисом они навсегда утратили свое прежнее значение. Strab. 17, 816. На обширнейших развалинах Ф. помещаются ныне 4 местечка (Karnak, Luxor, Gurnu, Medinet, Medinet Ilbu) и несколько деревень;

3. Θη̃βαι Φθιώτιδες, значительный торговый город с гаванью в фессалийской области Фтиотид (Liv. 32, 33), недалеко от Пагасейского залива; впоследствии он потерял часть своего значения вследствие конкуренции Деметриады. В 217 г. до Р. X. Филипп Македонский взял город, продал жителей в рабство, поселил в нем македонян и назвал его Φιλίππου πόλις. Развалины его находятся у деревни Akkitsché. Polib. 5, 99 сл. 18, 2. Liv. 39, 25.

ФИГАЛИЯ

ФИГАЛИЯ - Phigalia, Φιγαλία, -λεια, также Φιάλεια, город на юго-западе Аркадии на границе с Мессениней, расположенный на крутой возвышенности, нависшей над северным берегом реки Неды, в которую впадает ручей Лимакс, протекающий вблизи западной части города, н. Павлица. Хотя Ф. упоминается часто при многих военных предприятиях (Polib. 4, 3. 79. 80 и др.), но своей известностью в настоящее время она особенно обязана храму Аполлона Эпикурия, расположенному в ее области, при Бассах на горе Котиле, на расстоянии двух часов. Храм этот, сооруженный Иктином, современником Фидия и Перикла, Павсаний (8, 41, 8) считает, наряду с храмом Афины в Тегее, за лучший храм в Пелопоннесе и по красоте камня, и по соразмерности постройки. Имя Эпикурия Аполлон получил как освободитель от моровой язвы во время Пелопоннесской войны. Теперь еще стоит 36 колонн храма с перекладинами (архитравами); длина храма (дорического периптера гексастиля с 6x15 колоннами, обращенного фронтоном не на восток, как было это принято, но на север) была по новейшим измерениям в 125 футов, ширина - в 48. Лишь в последнее двадцатипятилетие прошлого столетия эти остатки сделались известными; в 1812 г. через раскопки была открыта значительная часть фриза внутренней части храма (cella), в 100 футов длины, который купило английское правительство. Туземцы называют это место στούς στύλους или κολόνναις. О храме см. главное сочинение der Apollotempel zu Bassä u. s. w. von O. M. Baron von Stackelberg (1826).

ФИГУЛ

ФИГУЛ - Figŭlus, см. Nigidius, Нигидий.

ФИДЕИ КОМИССИУМ

ФИДЕИ КОМИССИУМ - Fidĕi commissum, называлась выраженная в духовном завещании просьба завещателя к наследникам о выдаче частей наследства известным лицам, которые по строгому смыслу закона не могли наследовать ничего или получали только незначительную сумму, напр., перегрины, женщины и др. До Августа это совершенно зависело от совести (fides) наследников и от уважения к умершему (pietas), желают ли они или не желают выполнить последнюю просьбу; со временем Августа Ф. также признаны были законными и наконец совершенно сравнены с дарственными записями (legatum).

ФИДЕНЦИОЛА

ФИДЕНЦИОЛА - см. Фиденция.

ФИДЕНЦИЯ

ФИДЕНЦИЯ - Fidentia или Fidentiŏla, ныне Borgo S. Domino, город цизальпинской Галлии, на пути из Плаценции в Парму. Здесь Сулла в 82 г. до Р. X. победил Карбона. Vell. Pat. 2, 28. Liv. ep. 88.

ФИДЕНЦИЯ, ФИДЕНЦИОЛА

ФИДЕНЦИЯ, ФИДЕНЦИОЛА - Fidentia или Fidentiŏla,

ныне Borgo S. Domino, город цизальпинской Галлии, на пути из Плаценции в Парму. Здесь Сулла в 82 г. до Р. X. победил Карбона. Vell. Pat. 2, 28. Liv. ep. 88.

Fideipromissio (юр.), старинная форма поручительства по гражданским делам, от которой первоначально были исключены перегрины. Вопрос был: idem fide tua promittis?

ФИДЕНЫ

ФИДЕНЫ - Fidēnae, в расстоянии одной мили на северо-восток от Рима, между Тибером и Апиеном на утесе, н. Guibileo. Город первоначально принадлежал к области сабинян, но постоянно примыкал к Вейям, так что римляне были принуждены вести с ним несколько тяжелых войн; они разрушили город в 437 г. до Р. X., после чего он уже не приобрел прежнего своего значения. Liv. 1, 14. 27. 4, 17. 22. 31. В правление императора Тиберия обрушился бывший там плохой деревянный театр, причем погибло 20 000 (Suet. Tib. 40) или 50 000 (Tac. ann. 4, 62) народа.

ФИДЕО КОМИССИУМ

ФИДЕО КОМИССИУМ - Fidĕi commissum,

называлась выраженная в духовном завещании просьба завещателя к наследникам о выдаче частей наследства известным лицам, которые по строгому смыслу закона не могли наследовать ничего или получали только незначительную сумму, напр., перегрины, женщины и др. До Августа это совершенно зависело от совести (fides) наследников и от уважения к умершему (pietas), желают ли они или не желают выполнить последнюю просьбу; со временем Августа Ф. также признаны были законными и наконец совершенно сравнены с дарственными записями (legatum).

Fideiussio (юр.), есть новейшая и общеупотребительная форма поручительства, которая происходит, вероятно, из преторского права. На вопрос: fide tua esse iubes? поручитель отвечает: fide mea esse iubeo, и тем обязывает себя.

ФИДЕС

ФИДЕС - Fides, олицетворение верности в исполнении обещаний и клятв. Ее чествовали весьма священным общественным служением (fides publica), учрежденным, по преданию, Нумою. Liv. 1, 21. Он построил в честь ее храм и учредил торжество, на котором жрицы ее, принося ей курения, закрывали свои руки до концов пальцев. Храм с изображением богини в белом облачении (f. candida, Horat. Od. 1, 35, 21) находился на Капитолии поблизости храма Юпитера (Cic. п. d 2, 23. 61). Ее символы и атрибуты - колосья и плоды, соединенные руки и горлица.

Предыдущая страница Следующая страница