Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 16, "АСК"-"АТЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 16, "АСК"-"АТЕ")

АСКОЛИЯ

АСКОЛИЯ - Άσκώλια, ασκωλίζειν и ασκολιάζειν, сельская игра в Аттике, состоявшая в пляске на скользком, смазанном маслом мехе, сделанном из кожи козла, принесенного в жертву Вакху, см. Dionysus, Дионис, 6, Verg. Georg. 2, 383: atque inter pocula iaeti Mollibus in pratis unctos saluere per utres.

АСКОНИЙ ПЕДИАН

АСКОНИЙ ПЕДИАН - Asconius, или полнее: Q. Asc. Pedianus, знаменитый толкователь Цицерона; родился, вероятно, в Патавии в 3 г. от Р. X. (или несколько раньше); писал свои сочинения при Клавдии или Нероне и умер, кажется, в 88 г. от Р. X.; последние 12 лет жизни он был слеп. Исторические труды его утрачены. Из толкований к речам Цицерона, написанных А. для своих сыновей, в 1416 г. в одной рукописи С. Галленской библиотеки найдены только части, касающиеся 5 речей (против Пизона, за Корнелия, Скавра, Милона и in toga cand.), да и те сильно поврежденные. Сама рукопись, к сожалению, была после потеряна. Комментарии к названным 5 речам отличаются обилием реальных объяснений и хорошим слогом. Но не таковы уже комментарии к divinatio in Caecilium и к речам in Verr. 1-3, найденные в той же самой рукописи; написанные расплывчатым неклассическим языком и состоящие почти только из объяснений грамматических, эти комментарии никак не древнее 4 в. Изд.: Orelli и Baiter (в собрании схолий к Цицерону), А. Kissling и R. Scholl (1875). Кажется, А. писал также комментарии к Саллюстию и Вергилию. Монография Madvig'a (1828, прибавления 1828).

АСКРА

АСКРА - Ascra, Άσκρα, селение в Беотии у подошвы Геликона в 40 стадиях от Феспий, родина Гесиода; по описанию последнего, климат А., зимой очень холодный, а летом знойный, делал пребывание в ней весьма неприятным (op. et. d. 638), однако она изобиловала вином и хлебом. Paus. 9, 29. 38, 4. Ov. ex Pont. 4, 14, 31 слл.

АСКУЛ

АСКУЛ - Asculum (из Ausculum), 'Άσκλον,

1. главный город области Пицена в Средней Италии, впоследствии муниципия; в союзническую войну был разрушен, но потом опять отстроен; н. Ascoli в области Анконы, на горе, мимо которой протекает Труент (Tronto). Caes. b. c. 1, 15. Cic. Sull. 8. Strab. 5, 241. Plin. 3, 13, 18;

2. город в Апулии (н. Ascoli di Satriano) к востоку от Беневента; здесь в 279 г. до Р. X. Пирр заставил римлян отступить и П. Деций-внук принес себя в жертву подземным богам. Plut. Pyrrh. 21.

АСОП

АСОП - Asopus, Άσωπός,

1. река в Пелопоннесе, берет начало у Флиунта, протекает по Сикионской равнине и изливается в Коринфский залив; н. река Св. Георгия;

2. река в Южной Беотии (н. Вуриенис, Вуриенди), берет начало у Платеи, направляется к востоку по так называемой Парасонии, принимает в себя ниже Танагры с левой стороны Фермодонт и впадает в море у Дельфиния в Аттике. Часто упоминается, напр., Ноm. Il. 4, 383. Hdt. 6, 108. 9, 51. Thuc. 4, 96. Во времена независимости Платеи эта река составляла границу между областями Платеи и Фив;

3. речка вблизи Фермопил, прежде впадавшая в море, а теперь, когда береговая линия сильно изменилась вследствие речных наносов, впадающая в Сперхей. Liv. 36, 22;

4. река на Паросе и 5) город в Лаконии на восточной стороне залива с известным храмом Асклепия. Из рек, называвшихся А., две наибольшие и известнейшие, сикионская и беотийская, нашли себе место и в мифологии, и притом в мифологических сказаниях эти две реки часто смешиваются. Речной бог А. называется сыном Океана и Тефеи, мужем Метопы, дочери Ладона; от нее он имел сыновей Пеласга и Йемена и 20 дочерей, имена которых имеют географическое значение. Это по большей части имена городов, лежавших близ сикионского или беотийского А., каковы: Фивы, Танагра, Платеи; сказания о похищении Керкиры и Саламины Посейдоном, Эгины Зевсом (см. Aeacus), имеют своей основой предания о странствованиях греческих племен и основании колоний. Apollod. 3, 12, 6.

АСПАСИЯ

АСПАСИЯ - Aspasia, Άσπασία,

1. дочь Аксиоха, из Милета; поселившись в Афинах, она, по примеру ионянки Фаргелии, редким соединением политической прозорливости, образованности, даровитости и женской грации, привлекала в свой дом замечательнейших людей того времени. Сам Сократ искал ее общества и в одном Платоновском диалоге уверяет Менексена, будто превосходную надгробную речь, которую затем произносит, он слышал из уст А. Перикл, разведясь со своей женой, женился на А., и с этого времени ей приписывали еще большее влияние на общественные дела, чем она имела на самом деле. Аристофан представляет даже, будто она возбудила из-за выгод своего родного Милета войну афинян с самосцами и из мести мегарцам - войну против Спарты. Когда противники Перикла, не смея напасть на него самого, обвинили А. в нечестии (ασέβεια), то Перикл защищал ее, и очарованные его красноречием афиняне оправдали ее. По смерти Перикла она вышла замуж за Лисикла, демагога низкого происхождения; благодаря ей он достиг большого влияния на дела. ср. Jacobs, Venn. Sehr. IV, стр. 349;

2. А. Младшая, дочь Гермотима из Фокеи; настоящее имя ее было Мильто, но любовник ее, Кир Младший, за ее грацию и ум прозвал ее А. Plut. Pericl. 24. Когда Кир пал в битве при Кунаксе в 401 г., А., попав в плен к Артаксерксу Мнемону, сумела очаровать и его. Впоследствии его привязанность к ней послужила поводом к раздору между ним и его сыном Дарием. Артаксеркс расстался с ней, но не уступил сыну, а сделал ее жрицей богини Άναι̃τις. Раздраженный Дарий покусился на жизнь своего отца и был за это казнен. Plut. Artax. 26 слл. Justin. 10, 1.

АСПЕНДОС

АСПЕНДОС - Aspendus, Άσπενδος, город в Памфилии на судоходной реке Евримедонте в 60 стадиях от ее устья; основан был аргивянами, но рано уже перешел в руки соседних варваров. Liv. 37, 23. Хеn. Anab. 1, 2, 12. Arr. 1, 27, 1.

АСПЕР

АСПЕР - Asper, грамматик 6 в. от Р. X.; два его сочинения изд. Keil, grammat Lat. V., p. 530. 547 слл.

АСПИС

АСПИС - Aspis, Άσπίς, город в Бизакии (в Африке) на Аспидском мысе, был основан Агафоклом, взят римлянами в 1-ю Пуническую войну и переименован в Клупею, н. Калибия. Polib. 1, 29. App. Pun. 3.

АСПЛЕДОН

АСПЛЕДОН - Asplēdon, Άσπληδών, Σπληδών, древнее селение орхоменских минийцев в Беотии, лежавшее на севере от Орхомена, на солнечной стороне склона, открытого с южной стороны. Ноm. Il. 2, 510. Paus. 9, 38, 9.

АСПРЕНА, ЛУЦИЙ

АСПРЕНА, ЛУЦИЙ - Asprēnas, Lucius,

зять Квинтилия Вара, предводитель двух легионов в Германии. После сражения с Арминием спасся с немногими другими римлянами. О двух риторах этого имени упоминает ритор Сенека suas. 7, 4. conlrov. 1, 1, 5. 7, 23 и в др. местах.

АСПРЕНА ЛУЦИЙ

АСПРЕНА ЛУЦИЙ - Asprēnas, Lucius, зять Квинтилия Вара, предводитель двух легионов в Германии. После сражения с Арминием спасся с немногими другими римлянами. О двух риторах этого имени упоминает ритор Сенека suas. 7, 4. conlrov. 1, 1, 5. 7, 23 и в др. местах.

АСС

АСС - I.

As,

см. Nummi, 3., Монеты.

II.

Assos,

'Άσσος,

1. левый приток Кефиса в Фокиде, вытекает из восточной части Кнемида. Plut. Sull. 16;

2. укрепленный, красивый город Мисии, основанный, вероятно, эолийцами, на одной скале горы Иды у Адрамиттского залива (н. Бейрам-Калесси). Славился своей пшеницей и камнем, обладавшим свойством быстро поглощать мясо (σαρκοφάγος). В Ассе родился стоик Клеанф. Strab. 15, 735. 13, 610. Plin. n. h. 36, 27.

АССА

АССА - Assa или Assēra, 'Άσσα, 'Άσσηρα, н. Пиргардикия, город в македонской Халкидике на северном берегу Сингитского залива. Hdt. 7, 122.

АССАКЕНЫ

АССАКЕНЫ - Assacēni, Άσσακηνοί, индийское племя к северу от места слияния Кабула и Инда. Arr. 4, 33, 1. 25, 6. 30, 5.

АССАРАК

АССАРАК - Assarăcus, см. Anchises., Анхис.

АССЕР

АССЕР - Asser, машина, имевшая в морском сражении такое же назначение, какое aries при осаде города. Приблизившись к неприятельскому кораблю, бросали в него длинную, окованную с обоих концов железом балку с такой силой, что или поражали ею ряды неприятельских солдат, или пробивали бок корабля. А. назывались, кроме того,

1. кровельные стропилы, на которые накладываются черепицы, и

2. шесты у носилок (lecticae).

АССИРИЯ

АССИРИЯ - Assyria, Άσσυρία (или Άτουρία, собственно Асур, по-древнеперсидски Athurâ, ïо-еврейски Aschur), A. в собственном смысле (в обширном смысле название это означает все Ассирийское государство).

1. В географическом отношении: А. на севере отделялась Нифатскими горами от Армении, на западе и юго-западе Тигром - от Месопотамии и Вавилонии, на юго-востоке граничила с Сусианой, на востоке - с Мидией. Это была длинная, узкая, гористая страна, местами плодородная, но большей частью безлесная, богатая асфальтовыми и нефтяными ключами. Hdt. 1, 192. Arr. 7, 19. Главная горная цепь страны - Загр, н. Загром, тянувшийся вдоль восточной границы, реки - восточные притоки Тигра. Жители, принадлежавшие к сирийскому племени, в культурном отношении стояли гораздо ниже вавилонян, а характером и обычаями походили на персов. Птолемей называет следующие области страны: Аррапахитиду, Калакину, Адиабену, Арбелитиду, Аполлониатиду и Ситтакену. Значительными городами были: древняя столица Нин, в Ветхом Завете Ниневия (Νinkvk), т. е. «победа бога Нина», на Тигре (развалины близ Моссула); Арбела и Гавгамела, известные по сражению между Дарием и Александром (в 331 г.); Артенута; Ктесифонт, сделавшийся впоследствии важнейшим городом и зимней резиденцией парфянских царей. 2) В историческом отношении древнейшая история Ассирийского государства находится в некоторой связи с вавилонской; но трудно определить, было ли оно основано племенем Ассур, потомками одного из сыновей Сима, или же следует считать его колонией Нимврода. С последним предположением согласуется то обстоятельство, что в северных колониях, по-видимому, раньше, чем в Вавилонии, верховная власть из рук жрецов перешла к светским правителям. В таком случае название Нин является олицетворением этой вавилонской колонии. Leo считает Нина, жену его Семирамиду и сына их Ниния (см. Ninus, I, Нин) символическими представителями двух направлений в почитании небесных святил; верховная власть сначала была в руках жрецов Бела в лице сына его Нина, затем наравне с ними стали ею пользоваться жрецы Деркетиды или Деркеты (Dercetis), которые вытеснили мало-помалу первых (Семирамида убивает Нина). Этим же объясняются полные несообразностей мифические сказания о походах Семирамиды. Наконец в лице Ниния власть жрецов ниспровергается и переходит к светским правителям. Далее в истории Ассирийского государства следует пробел в 30 поколений, потом выдвигается имя Сарданапала, а за ним следует опять пробел. Более известной делается история ассирийцев после соприкосновения их с израильтянами. Цари: Фул (774 - 753), Тиглат Пилесар (753-734) и Салманассар (734 - 716) вели удачные войны с израильтянами, и последний, взяв Самарию, уничтожил их государство в 720 г. Но уже Санхериб (714-696) потерял все завоеванное, и хотя Ассаргаддон, или Есаргаддон, удержал на некоторое время государство от распадения, тем не менее при Сарданапале И оно было уничтожено. Культура ассирийцев остановилась на очень низкой степени развития. Это было военно-деспотическое государство, в котором все высшие почести принадлежали военному сословию. Сословие жрецов хотя и продолжало существовать, но не пользовалось большим влиянием. Религия ассирийцев, состоявшая в почитании небесных светил, была похожа на вавилонскую и отличалась от нее только по названиям божеств. ср.: Kruger, Geschichte der Assyrer und Iranier (1856). M. v. Nibuhr, Geschichte Assurs und Babels (1857). M. Duncker, Geschichte des Alterthums, t. II.

АСТА

АСТА - Asta, 1. A. regia, римская колония в бетческой Испании к северу от Гадеса. Strab. 3, 140 сл. Liv. 39, 21;

2. один из важнейших городов Лигурии у места слияния Урбия с Тонаром; н. Асти.

АСТАБОР

АСТАБОР - Astabŏras, Άσταβόρας, река Эфиопии, впадающая в Нил, н. Атбара. Strab. 16, 770.

АСТАК

АСТАК - Astăcus, Άστακός,

1. см. Melanippus, Меланипп;

2. портовый город в западной части Акарнании у Ионического моря; н. Драгаместе. Thuc. 2, 30. 33. Strab. 10, 459;

3. колония мегарян, усиленная афинянами, к югу от Никомедии в Вифинии в юго-восточном углу Астакского залива. Впоследствии она, вероятно, называлась Ольбией и была разрушена Лисимахом (н. развалины близ Измида). Mela. 1, 19, 4. Strab. 12, 563.

АСТАП

АСТАП - Astăpus, 'Άσταπος или Astape, приток или рукав Нила, охватывающий западную часть острова Мерой; н. Багар-эль-Азрек.

АСТАРТА

АСТАРТА - Astarte, сиро-финикийская богиня, которую сравнивали с Афродитой и называли также Άθήναι̃ς или Σεληναίη. Главный ее храм находился в Тире.

АСТЕРИОН

АСТЕРИОН - Asterĭon, см. Europa и Minos, Европа и Минос

АСТЕРИЯ

АСТЕРИЯ - Asteria, Άστερία, дочь Титана Койя и Фойбы, сестры Латоны; спасясь бегством от объятий Зевса, она была превращена в перепелку (o́ρτυξ), бросилась в Эгейское море и была превращена в остров, называвшийся сначала Астерией, потом Ортигией, наконец Делосом (см. Delus, Делос). Apollod. 1, 2, 2. Hesiod. theog. 409.

АСТЕРОП

АСТЕРОП - Asterŏpe, см. Aesacus, Эсак.

АСТИАГ

АСТИАГ - Astyăges, Άστυάγης, последний мидийский царь, сын Киаксара, отец Манданы, бывшей замужем за персом Камбисом, дед Кира, который, свергнув его с престола, основал Персидское государство (в 560 г. до Р. X.). Justin. 1, 4 и слл. ср. Cyrus, Кир.

АСТИАНАКС

АСТИАНАКС - Astyănax, см. Hector, Гектор.

АСТИДАМАНТ

АСТИДАМАНТ - Astydămas, Άστυδάμας, два афинских трагика, отец и сын. Первый, сын Морсима, правнук сестры Эсхила, написал 240 трагедий и одержал 15 побед; в первый раз он выступил в 398 г. до Р. X. и одержал первую победу в 372 г. до Р. X. Сохранились только заглавия немногих его пьес и одна эпиграмма. О его самохвальстве свидетельствует пословица: σαυτόν επαινει̃ς ω́σπερ Άστυδάμας. Сын его также принадлежит к числу трагиков. ср. Nauck, trag. Graec. fragm., стр. 603 слл.

АСТИНОМЫ

АСТИНОМЫ - Άστυνόμοι, 1. боги - хранители городов;

2. должностные лица, наблюдавшие подобно римским эдилам за постройкой домов и порядком на улицах. В Афинах их было 10, 5 для города, 5 для Пирея. В их ведении была внешняя полицейская власть, наблюдение за чистотой улиц, за порядком и благоприличием на них и т. д. Они смотрели за тем, чтобы исполнялись предписания полиции при постройке домов (о постройке дорог и мощении улиц в городе заботились Όδοποιοί). Может быть, они наблюдали также за исполнением законов о роскоши. Во всех процессах, возникавших из нарушения законов, за соблюдением которых они наблюдали, они же имели председательство в суде.

АСТИОХИ

АСТИОХИ - Astyŏche, см. Ascalaphus, Аксалаф.

АСТИПАЛЕЯ

АСТИПАЛЕЯ - Astypalaea, Άστυπάλαια,

1. один из спорадских островов с городом того же имени; составлял границу между Европой и Азией и был колонизован Мегарой. При римлянах он сохранил свою самостоятельность. Он представлял больше удобств для скотоводства, охоты и рыболовства, чем для хлебопашества. Plin. п. h. 4, 12, 23. Strab. 10, 488, н. Астропалия;

2. город на острове Косе;

3. мыс Аттики на северо-западе от Суния; перед ним лежит островок Елайусса. Strab. 9, 398.

АСТИРА

АСТИРА - AstСћra, -ae, τα 'Άστυρα, селение в Мисии, у болота Сапры, на севро-западе от Адрамиттия. Хеn. Hell. 4, 1, 41. Поблизости находилась священная роща Артемиды, получившей отсюда прозвище Άστυρηνή. Strab. 13, 613.

АСТРАБАК

АСТРАБАК - Astrăbacus, Άστράβακος, древний герой Лаконской страны, из рода еврисфенидов, имевший в Спарте свой храм и пользовавшийся божескими почестями. По преданию, сыном его и жены Аристона был Демарат. Ηdt. 6, 69.

АСТРЕЯ

АСТРЕЯ - Astraea, см. Δίκη, Дика.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ - Astrologia (и Astronomia).

В классическое время у римлян учение о звездах называлось astrologia; впоследствии же astrologi по положению звезд предвещали судьбу людей, a astronomi вычисляли движения и отношения небесных светил одного к другому и к земле. Уже в древнейшие времена народы Востока вследствие своего образа жизни и занятий стали заниматься наблюдениями над звездным небом; но сведения о степени их астрономических познаний неточны и неясны. От них и египтяне почерпнули свои первые астрономические познания, которые потом значительно расширили; они первые определили год в 365 дней и 6 часов. Еще большее развитие получила астрономия у учеников их, греков, первым астрономом которых был Фалес (ок. 600 г. до Р. X.). По Плутарху, он выработал следующие положения: Земля составляет средоточие Вселенной, Луна освещается Солнцем, затмения Солнца происходят от прохождения Луны перед Солнцем. По Hdt. 1, 74. Plin. 2, 9, 12, он первый предсказал затмение Солнца. По Плутарху, он признавал и шарообразность Земли, но другие отрицают это. Мнение и учения последующих астрономов иногда удивительно близки к истине, напр., Демокрит (470 г. до Р. X.) утверждал, что Млечный Путь образуется от сияния бесчисленного количества звезд; пифагорейцы учили, что Земля вращается вокруг своей оси, на основании чего Аристарх (270 г. до Р. X.) вывел заключение о годовом движении Земли вокруг Солнца. Но все это были только теоретические выводы и предположения, так как более точные наблюдения неба вследствие недостаточного развития математики и механики были невозможны. Евдокс (ок. 366 г. до Р. X.) первый основал свои исследования на действительном наблюдении над небесным сводом. Т. к. сочинения его не дошли до нас, то мы о результатах его астрономических трудов имеем только случайные сведения; так, напр., по Sen. quaest. nat. 7, 3, он утверждал движение планет. Аристотель снова возвратился на путь умозрений; он утверждает и ясно доказывает шарообразность Земли и звезд. Земля, по его мнению, неподвижно стоит в центре Вселенной. Остроумие его доказательств удивительно, и приходится только сожалеть, что он не основывал их на большем запасе опытов и наблюдений. Мореплаватель Пифей Массилийский (284 г. до Р. X.), возвратившись из своих путешествий на север, принес известие, что там Солнце не заходит в течение 6 месяцев (ср. Plin. 2, 75, 77.); этому, однако, никто не поверил, и особенно Страбон часто его оспаривает. Аристарх Самосский (ок. 270 г. до Р. X.) очень остроумно рассуждал о расстояниях небесных тел. Эратосфен пытался определить расстояния Солнца и Луны от Земли. Настоящим же основателем научной астрономии был Гиппарх (ок. 140 г. до Р. X.), возвратившийся к положению Евдокса, что в астрономии следует основываться на самых тщательных наблюдениях, и указавший, таким образом, этой науке путь для всех последующих времен. По его учению, Солнце совершает кругообразное движение вокруг Земли, но не всегда с одинаковой скоростью. Продолжительность года он определил в 365 дней 5 час. 55 мин. 12 сек. По словам Плиния (2, 9, 12), он определил на 600 лет вперед движение Солнца и Луны, времена полнолуний и новолуний и долготу дней и вычислял положение местностей по долготе и широте. Последним астрономом древности был Птолемей (ок. 130 г. до Р. X.), который привел открытия Гиппарха и собственные исследования в правильную систему. Учение его, так называемая «Птолемеева система мира», имела значение в течение всех средних веков и состояла из следующих главных положений: Земля имеет шарообразную форму и стоит неподвижно в центре шарообразной Вселенной. Солнце, Луна, планеты и остальные звезды движутся вокруг Земли на различных расстояниях. Римляне не имели ни одного выдающегося астронома, вследствие чего Цезарь для исправления календаря пригласил из Александрии Сосигена; зато в последние времена Республики и при императорах в Риме процветала астрология: целые шайки астрологов, халдеев и магов, называвшихся также математиками, стояли на форуме, ходили по домам, вызываясь предсказывать судьбу людей по звездам. О подробностях см. Халдеи.

АСТРОЛОГИЯ И АСТРОНОМИЯ

АСТРОЛОГИЯ И АСТРОНОМИЯ - Astrologia и Astronomia.

В классическое время у римлян учение о звездах называлось astrologia; впоследствии же astrologi по положению звезд предвещали судьбу людей, a astronomi вычисляли движения и отношения небесных светил одного к другому и к земле. Уже в древнейшие времена народы Востока вследствие своего образа жизни и занятий стали заниматься наблюдениями над звездным небом; но сведения о степени их астрономических познаний неточны и неясны. От них и египтяне почерпнули свои первые астрономические познания, которые потом значительно расширили; они первые определили год в 365 дней и 6 часов. Еще большее развитие получила астрономия у учеников их, греков, первым астрономом которых был Фалес (ок. 600 г. до Р. X.). По Плутарху, он выработал следующие положения: Земля составляет средоточие Вселенной, Луна освещается Солнцем, затмения Солнца происходят от прохождения Луны перед Солнцем. По Hdt. 1, 74. Plin. 2, 9, 12, он первый предсказал затмение Солнца. По Плутарху, он признавал и шарообразность Земли, но другие отрицают это. Мнение и учения последующих астрономов иногда удивительно близки к истине, напр., Демокрит (470 г. до Р. X.) утверждал, что Млечный Путь образуется от сияния бесчисленного количества звезд; пифагорейцы учили, что Земля вращается вокруг своей оси, на основании чего Аристарх (270 г. до Р. X.) вывел заключение о годовом движении Земли вокруг Солнца. Но все это были только теоретические выводы и предположения, так как более точные наблюдения неба вследствие недостаточного развития математики и механики были невозможны. Евдокс (ок. 366 г. до Р. X.) первый основал свои исследования на действительном наблюдении над небесным сводом. Т. к. сочинения его не дошли до нас, то мы о результатах его астрономических трудов имеем только случайные сведения; так, напр., по Sen. quaest. nat. 7, 3, он утверждал движение планет. Аристотель снова возвратился на путь умозрений; он утверждает и ясно доказывает шарообразность Земли и звезд. Земля, по его мнению, неподвижно стоит в центре Вселенной. Остроумие его доказательств удивительно, и приходится только сожалеть, что он не основывал их на большем запасе опытов и наблюдений. Мореплаватель Пифей Массилийский (284 г. до Р. X.), возвратившись из своих путешествий на север, принес известие, что там Солнце не заходит в течение 6 месяцев (ср. Plin. 2, 75, 77.); этому, однако, никто не поверил, и особенно Страбон часто его оспаривает. Аристарх Самосский (ок. 270 г. до Р. X.) очень остроумно рассуждал о расстояниях небесных тел. Эратосфен пытался определить расстояния Солнца и Луны от Земли. Настоящим же основателем научной астрономии был Гиппарх (ок. 140 г. до Р. X.), возвратившийся к положению Евдокса, что в астрономии следует основываться на самых тщательных наблюдениях, и указавший, таким образом, этой науке путь для всех последующих времен. По его учению, Солнце совершает кругообразное движение вокруг Земли, но не всегда с одинаковой скоростью. Продолжительность года он определил в 365 дней 5 час. 55 мин. 12 сек. По словам Плиния (2, 9, 12), он определил на 600 лет вперед движение Солнца и Луны, времена полнолуний и новолуний и долготу дней и вычислял положение местностей по долготе и широте. Последним астрономом древности был Птолемей (ок. 130 г. до Р. X.), который привел открытия Гиппарха и собственные исследования в правильную систему. Учение его, так называемая "Птолемеева система мира", имела значение в течение всех средних веков и состояла из следующих главных положений: Земля имеет шарообразную форму и стоит неподвижно в центре шарообразной Вселенной. Солнце, Луна, планеты и остальные звезды движутся вокруг Земли на различных расстояниях. Римляне не имели ни одного выдающегося астронома, вследствие чего Цезарь для исправления календаря пригласил из Александрии Сосигена; зато в последние времена Республики и при императорах в Риме процветала астрология: целые шайки астрологов, халдеев и магов, называвшихся также математиками, стояли на форуме, ходили по домам, вызываясь предсказывать судьбу людей по звездам. О подробностях см. Chaldaei.

АСТРОНОМИЯ

АСТРОНОМИЯ - Astronomia, см. Астрология.

АСТУРА

АСТУРА - Astŭra, 1. правый приток Дурия в тарраконской Испании, н. Эсла;

2. река в Лации, на юго-востоке от Антия (Liv. 8, 13. Plin. п. h. 3. 5, 9), н. Астура или Стура. На одном из ее островов находился город того же имени (н. Toppe д'Астура) с хорошей пристанью, а поблизости - одно из имений Цицерона. Cic. ad. fam. 6, 19. Cic. ad Att. 12, 40. 13, 26.

АСТУРИЯ

АСТУРИЯ - Asturia, Άστουρία, область Северной Испании (западная часть нынешней Астурии и часть Леона), была окружена с востока кантабрами и вакцеями, с юга веттонами, с запада - галлециями, с севера - морем; ее покрывает множество гор, богатых металлами. Дикие Astures насчитывали (Plin. n. h. 3, 3, 4) в 22 племенах 240 000 свободных и делились на северных Transmontani и южных Augustani; столицей их была Asturica Augusta, н. Асторга.

АСФОДЕЛЬ

АСФОДЕЛЬ - Ashŏdĕlus, (-ilus), ασφόδελος, ασφοδελός, растение неприятного, печального вида с цветовым стеблем, похожим на стебель лилии, и с особыми наростами у корня. Эти наросты древними греками, впоследствии только бедными, были употребляемы в пищу. По описанию, которое дается в Одиссее, в подземном царстве по всему Аиду простирается луг, заросший А. и служащий местопребыванием для душ умерших. Ноm. Od. И, 573. В описаниях Аида А. явился, вероятно, потому, что было в обычае сажать это растение на могилах, а этот обычай возник, может быть, из наивного верования, что и умершие нуждаются в пище.

АТА

АТА - Ate, 'Άτη, богиня, олицетворявшая собой ослепление, ведущее к греху и через то к погибели. У Гомера она называется благородной дочерью Зевса. Это была губительная, быстроногая богиня, двигающаяся скорыми, не прикасающимися к земле шагами над головами людей. Даже Зевс подвергся ее действию и однажды под влиянием ее произнес необдуманное слово относительно предстоявшего рождения Геракла, вследствие чего Еврисфей получил предназначавшуюся Гераклу власть в Аргосе. Разгневанный этим Зевс схватил А. за ноги и сбросил с Олимпа; тогда она стала вредить людям. Ноm. Il. 19, 91 слл. Литы (Λιταί, молитвы) медленно идут по ее следам и стараются исправить то, что она повредила. Il. 9, 502. У трагиков А. - судья и мстительница за дурные дела, подобная Немесиде и Эриниям. Soph. Ant. 614. 625. Гесиод (Theog. 230) называет ее дочерью Эриды.

АТАБИРИС

АТАБИРИС - AtabСћris, Atabyrion, Άτάβυρις, Άτάβυρις ο́ρος, гора в юго-западной части острова Родоса со знаменитым храмом Зевса Атабирия. Find. ol. 7, 160. Diod. Sic. 5, 59. В Сицилии, в Акраганте находился также его храм. Иногда гора Фавор в Палестине называлась этим именем.

АТАБУЛ

АТАБУЛ - Atābŭlus, назывался в Апулии горячий, все выжигающий сирокко, дующий в Италии обыкновенно в течение нескольких недель весной и осенью. Horat. Sat.

1, 5, 78. Plin. п. h. 17, 36, 8. Sen. quaest. nat. 5, 17.

АТАКС

АТАКС - Atax, 'Άταξ, (н. Aude), река в нарбонской Галлии; устье реки служило городу Нарбону гаванью. Жители этой местности назывались Atacini, a город Нарбон - Colonia Atacinorum. От имени этой реки поэт П. Терентий Варрон (см. Terentii, 6, Теренции) получил прозвище Atacinus.

АТАЛАНТА

АТАЛАНТА - I.

Atalanta,

Άταλαντη,

1. небольшой остров в Опунтском заливе близ берега; н. Таландонизи. Thuc. 2, 32. 3, 89. 5, 18;

2. островок между Аттикой и Саламином на юго-западе от Пситталеи;

3. македонский город на реке Аксии. Thuc. 2, 100.

II.

Atalanta,

Άταλάντη,

1. дочь Иаса (Иасия, Иасиона) и Климены, аркадянка из Схойнунта, миф о которой находился в связи с Аркадской Артемидой. Будучи брошена своим отцом тотчас после рождения, она была вскормлена медведицей (символом аркадской Артемиды) и воспитана охотниками. Сделавшись потом быстроногой охотницей, она участвовала в охоте на калидонского вепря и т. к. нанесла первую рану ему, то получила от Мелеагра в награду голову и шкуру зверя. По преданию, она принимала также участие в походе аргонавтов. Когда отец ее, узнав, что она его дочь, потребовал, чтобы она вышла замуж, она согласилась выйти за того, кто победит ее в беге, кого же она настигала, того пронзала сзади копьем: таким образом погибло много юношей; наконец она была побеждена Меланионом при помощи Афродиты. Он во время бега бросал подаренные ему богиней золотые яблоки одно за другим, и так как А. их подбирала, то он раньше ее достиг цели. Аталанта сделалась женой Меланиона и матерью Парфенопайя, участвовавшего в 1-й Фиванской войне. Впоследствии Аталанта и Мелонион были превращены во львов. Совершенно такое же почти сказание существует также о

2. беотийской А., дочери Схойнея, сына Афаманта и Фемистоны. Бег происходил в Онхесте, и победителем был Гиппомен. Ov. met. 8, 316. 10, 560 слл.

АТАНАC

АТАНАC - Athānas, Άθάνας, сиракузский историк 4 в. до Р. X., написал в 13 книгах историю времен Диона. Diod. Sic. 15, 94. Plut. Timol. 23. 37.

АТАНАТЫ

АТАНАТЫ - Άθάνατοι, отряд персидской пехоты, состоявший из 10 000 воинов, отличавшихся своей храбростью. Они назывались «бессмертными», потому что убыль их тотчас же пополнялась заранее предназначенными для того кандидатами. Hdt. 7, 83. Curt. 3, 7, 13.

АТАРНЕЙ

АТАРНЕЙ - Atarneus, ó Άταρνεύς, плодородная береговая полоса в Мисии напротив Лесбоса (Hdt. 1, 160), подаренная Киром хиосцам в награду за их предательство. Hdt. 6, 28. 7, 42. 8, 106. Хеn. Anab. 7, 8, 8. Город того же имени (н., вероятно, Дикели-Кэи) был расположен на горе Кан, но скоро исчез. Между ним и Пергамом находились золотые рудники лидийских царей. Strab. 14, 680.

АТЕЙИ

АТЕЙИ - Atēii, 1. К. Атей Капитон, народный трибун 55 г. до Р. X., был противником консулов Помпея и Красса по поводу раздачи ими провинций и наборов, производимых ими для новых войн. Перед парфянским походом он велел схватить Красса; остальные трибуны настояли на освобождении его, тогда А. старался запугать его вымышленными им дурными предзнаменованиями, но за такой обман был наказан. Plut. Crass. 19. Dio Cass. 39, 39. Cic. ad Att. 4, 13, 2. div. 1, 16. Впоследствии он, кажется, склонился на сторону Цезаря, который, однако, не особенно покровительствовал ему;

2. сын его того же имени, родился в 36 г. до Р. X. Основал в Риме знаменитую юридическую школу и был противником Кв. Антистия Лабеона, который в качестве юриста также пользовался громкой славой. Лабеон смело допускал всякие нововведения, А. же считал обычное право основным принципом своей школы. При Августе он был консулом (в 5 г. от Р. X.) и пользовался у него большим почетом. Неизвестно, по убеждению ли или по бесхарактерности он стоял за монархические учреждения и рабски служил Августу и Тиберию. С 13 г. от Р. X. до самой своей смерти (в 22 г.) он был curator aquarum. Отрывки его сочинений собрал Huschke, Jurisprudentia Anteiust. Tac. ann. 1, 76. 79. 3, 70 слл. 75. Gell. 13, 12, 2. Dio Cass. 57, 17;

3. Α., по прозванию Praetextatus, родился в Афинах, жил в Риме, пользовался славой великого ученого и сам называл себя philologus. Он был очень дружен с историком Саллюстием, а по смерти его с Асинием Поллионом; и того и другого он поддерживал в их литературных занятиях своими обширными познаниями. см. Asinius Pollio y Suet. gramm. 10.

АТЕЛЛА

АТЕЛЛА - Atella, 'Άτελλα, город Кампании между Капуей и Неаполем; н. развалины близ Aversa. Сначала он принадлежал Оскам, потом Кампании, впоследствии сделался римской муниципией, наконец колонией. Liv. 22, 61. 26, 16 и ч.

АТЕЛЛАНА

АТЕЛЛАНА - Atellānae fabŭlae, ludi Atellani, особый род театральных представлений, получивших название от кампанского города Ателлы и изображавших первоначально жизнь маленьких городов в смешном виде. После уничтожения самостоятельности Кампании и латинизования страны они были перенесены в Рим и пользовались там большим успехом. Сюжет большей частью брался из сельской жизни в ее отличие от городской и вообще из низших слоев общества. Пьесы эти отличались веселым характером и были переполнены необузданными остротами и забавными шутками. Неизменными лицами в них были: maccus, обжорливый, сладострастный глупец; bucco, широкоуст, бесстыдно назойливый блюдолиз и болтун, pappus, старый, всеми надуваемый скряга, и dossennus, горбатый плут; были и страшилища, напр. Manducus, Pytho, Lamia. План пьес был прост и незатейлив, язык простонародный, совершенно отличный от языка образованных классов. Часто употреблялось даже оскское наречие. А. сначала, без сомнения, представлялись экспромптом, позже же, со времен Суллы, когда Л. Помпоний Бононийский и Кв. Новий придали им художественную форму и сравняли их с другими видами комедии, представления основывались на писаном тексте, хотя и тогда еще давалось довольно много простора импровизации. Актерами в А. были сыновья римских граждан, и это не вело для них к утрате гражданской чести, которой лишались актеры по профессии. Из писателей А. известны: Кв. Новий, Л. Помпоний Бононийский, лучший из них, К. Муммий и др. А. при пристрастии римлян к грубому комизму долго держались на сцене и давались еще при императорах; но мало-помалу их заменили пантомимы. Сначала они давались отдельно, затем, когда Ливий Андроник ввел греко-римскую драму, они составляли конец представления и потому назывались также exodia. От них сохранились почти только одни заглавия, собрание Munk, de fabulis Atellanis (1840) и Ribbeck, scaenicae Roman, poesis fragmenta, II (2-е изд., 1873), стр. 191 слл.

Предыдущая страница Следующая страница