Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")

МИМАЛЛОНЫ

МИМАЛЛОНЫ - Mimallŏnes, см. Dionysus, Дионис, 5.

МИМАС

МИМАС - Mimas, Μίμας,

1. гигант, убитый Ареем или Зевсом, похороненный под oстровом Прохитой у Сицилии;

2. кентавр;

3. сын Эола, царь Эолиды;

4. сын Амика и Феано (Θενώ), родился в одну ночь с Парисом, спутник Энея; убит Мезенцием. Verg. Aen. 10, 702 слл.;

5. Бебрик, убитый Кастором во время похода аргонавтов;

6. отрог хребта Тмола, поныне носящий это название. Он тянется на запад к морю между Смирной и Колофоном, образуя лежащий против острова Хиоса полуостров Ионии, на котором 3 мыса: Корикей (н. Корака), Аргенон (н. Аспрокаво) и Мелена (н. Кара-Бурун). Перешеек этого полуострова, имеющий 7 римских миль в ширину, был прорыт по приказанию Александра Македонского. Ноm. Od. 3, 172. Thuc. 8, 34. Ov. met. 2, 222. Strab. 14, 645.

МИМИЯБМЫ

МИМИЯБМЫ - Mimiambi, Μιμίαμβοι, см. Iambographi, Ямбографы.

МИМНЕРМ

МИМНЕРМ - Mimnermus, Μίμνερμος, греческий элегик из Колофона, процветавший между 630-600 гг. до Р. X., современник Солона, но старше его. Он жил в то время, когда его родина, лишенная свободы медийскими царями, предавалась изнеженной и пышной жизни. Это повлияло на характер его элегий; не подражая предшественникам, он оставляет в стороне политику и воспевает лишь личные интересы и свое душевное настроение в сентиментальном тоне, не зная ничего более возвышенного, чем чувственные удовольствия. Он первый сочинял эротические элегии. Он был влюблен в флейтистку Нанно, но вследствие преклонных лет своих не был, кажется, счастлив в любви, поэтому в нежных, прочувствованных стихах он грустил о краткости юности и о несчастной, отталкивающей и отверженной старости. Именем своей возлюбленной он назвал собрание своих любовных элегий в 2 книгах. Однако он иногда вдохновлялся и воинственным духом, сколько можно судить по элегии, написанной им по случаю битвы жителей Смирны с Гигесом, царем лидийским. Страбон (14, 643) называет его αυ̉λητὴς 'άμα καὶ ποιητὴς ε̉λεγείας. Перелагал ли он на музыку свои элегии и пел ли их под звуки флейты, неизвестно. Сохранилось только несколько отрывков его элегий, пленяющих читателя красотой и природной грацией языка; отрывки собрал Schneidewin в Delectus poët. eleg., N. Bach (1862) и Bergk в poet. lyr. Gr., p. 408 слл. Исследования: Schönemann'a Marx'a (1831).

МИНАГАРА

МИНАГАРА - Minagara, Μινάγαρα, главный город Индо-Скифии, вблизи западного берега Индии intra Gangem, в могущественном и богатом торговом государстве Ларике, в больших размерах сильно промышлявший бумажными тканями. По Арриану и другим, надо полагать, что он лежал недалеко от Камбейского залива (golf of Cambay): Ritter думает, что этот город есть нынешняя Татта при устьях Инда.

МИНАЦИИ

МИНАЦИИ - Minatii, плебейская фамилия; замечателен Decimus Minatius, который в 45 г. до Р. X. обещал Цезарю свое содействие для того, чтобы овладеть испанским городом Аттегуей. Caes. b. Hisp. 19.

МИНД

МИНД - Myndus, Μύνδος, колония города Трэзена, на карийском берегу у Иасийского залива, на северо-запад от Галикарнасса, с крепкими стенами и хоршей гаванью, н. Гюмюшлю-Лиман. Strab. 14, 658. Arr. 1, 20, 5.

МИНДАР

МИНДАР - Mindǎrus, Μίνδαρος, принял в 411 г. до Р. X. после Астиоха начальство над пелопоннесским флотом у Милета. Он отправился с 73 кораблями в Геллеспонт, чтобы соединиться с Фарнабазом. Фрасибул и Фрасилл с частью флота, стоявшего у Самоса, преследовали его и разбили у Абида (Thuc. 8, 85, 104 слл.). Когда же Алкибиад снова стал во главе афинян, Миндар потерпел окончательное поражение на суше и на море у Кизика, в начале весны 401 г.; сам он был убит. Хеn. Hell. 1, 1, 16 слл. Plut. Alcib. 28. Diod. Sic. 13. 38 слл.

МИНДИИ

МИНДИИ - Mindii, 1. M. Mindius, из месцинской фамилии, принятый через усыновление в фамилию Миндиев. Cic. ad. fam. 13, 26;

2. Mindius Marcellus, вероятно, тот самый, который был посредником в примирении Менодора с Августом, ср. Cic. ad. fam. 15, 17. App. b. с. 5, 102.

МИНЕИ

МИНЕИ - Minaei, Μιναι̃οι, одно из могущественнейших племен на западном берегу счастливой Аравии, торговавшее мирpом и ладаном. Главный город - Карна или Карана, может быть, нынешний Карн-эль-Маназил. Strab. 16, 768. Plin. 6, 28, 32.

МИНЕРВА

МИНЕРВА - Minerva, см. Pallas Athena, Афина Паллада, 5-7.

МИНЕРВЫ МЫС

МИНЕРВЫ МЫС - Minervae Promunturium, Άθηνα̃ς 'άκρον, скалистый, далеко вдающийся мыс, немного южнее Суррента, в Кампании, против острова Капреи, теперь Punta della Campanella (или Minerva). Греки считали этот мыс северо-западной границей Энотрии и основали там (по сказаниям - Одиссей) храм Афине. Одно сказание помещает здесь и сирен. Liv. 40, 18. 42, 20.

МИНИИ

МИНИИ - MinСћae, см. Orchomenus, Орхомен.

МИНИЙ

МИНИЙ - I.

Minius,

Μίνιος, н. Minho, значительная река на испанском полуострове; берет начало в Кантабрских горах, течет на запад и впадает в Океан. Страбон (3, 153, который ошибочно считает ее самой большой рекой Лузитании) и Аппиал (6, 72), называют ее Baenis (Βαι̃νις). Название она получила от minium (киноварь), которою изобилуют ее воды. Justin. 44, 3.

II.

MinСћas,

Μινύας, мифический герой - родоначальник миниев, богатый орхоменский царь; генеалогия его неточна. Его называют сыном Хриса, Орхомена, Этеокла, Посейдона, Арея и др., мужем Тритогенеи (дочери Эола), Клитодоры, отцом Орхомена, Пресбона, Афаманта, Диохтона и нескольких дочерей. Дочери его - Алкафоя (Алкифоя), Левкиппа и Арсиппа (Миниады) - продолжали заниматься тканьем, между тем как другие женщины совершали празднества в честь Диониса в горах. Тогда к ним явился Дионис в образе девицы и уговаривал их участвовать в мистериях; когда они не послушались его, он обратился в быка, льва и барса, и из навоев их потекло молоко и нектар. Испуганные этим, они бросили жребий, которой из них принять участие в мистериях: жребий пал на Левкиппу, которая в вакхическом исступлении разорвала сына своего Гиппаса. Сестры бешенствовали до тех пор, пока Гермес не обратил их в летучую мышь, сову и филина. Ant. Lib. 10. Ov. met. 4, 1 слл. 390 слл. Миний, говорят, первый построил казнохранилище, развалины которого сохранились поныне (см. Orchomenus, Орхомен, и Architecti, Архитекторы, 1); его могила была в Орхомене.

МИНИОН

МИНИОН - Minĭo, небольшая река Этрурии, вытекающая у Сутрия и впадающая между Грависками и Центумцелиями в Тирренское море; н. Миньоне. Verg. Aen. 10, 183.

МИНИЦИИ

МИНИЦИИ - Minicii, (или Mincii), фамилия, сделавшаяся известной только в первое столетие Империи. Более замечательны из этой фамилии:

1. С. Min. Fundanus, consul suffectus, в 51 г. от Р. X., в правление императора Клавдия;

2. внук его, L. Min. Fundanus, которого Адриан назначил правителем Азии; он был другом Плиния Младшего (который называет его также Minucius). Plin. ep. 1, 9. 7, 12. Адриан дал ему приказание не преследовать более христиан. Oros. 7, 13.

МИНОС

МИНОС - Minos, Μίνως, древний мифический царь Крита; на него переносят все, что известно из критской истории двух последних столетий, предшествовавших Троянской войне. Он считался основателем дотроянского морского господства критян и учредителем знаменитого древнекритского государственного устройства. По Гомеру, он сын Зевса и Евроны (дочери Фэника), брат Радаманфия, отец Девкалиона и Ариадны, дед Идоменея, кносского царя, доверенный собеседник своего отца Зевса. Ноm. Il. 13, 450. 14, 322. Ноm. Od. 11, 321. 568. 17, 523. 19. 178. Выражение (Ноm. Od. 19, 179) ε̉ννεωρος βασίλευε (девятилетний) позже объясняли тем, будто М. 9 лет или каждые 9 лет приходил в священную пещеру Зевса, где Зевс наставлял его в законодательстве, так что все его законы представлялись велениями бога. Логографы приписывали ему еще одного брата - Сарпедона и называли следующих детей его от Пасифаи: Катрея, Девкалиона, Главка и Андрогея, Акаллу, Ксенодику, Ариадну и Федру; кроме того, он имел много детей и от других жен. Чтобы разделить весь мифологический материал, связанный с именем М., в позднейшее время принимали, что существовали 2 М. - I и II. Μ. Ι был сыном Зевса; усыновил его Астерион, сын Тектами (сына Дорова), переселившийся из Фессалии. М. II был внуком М. I, мужем Пасифаи (дочери Гелия и Персеи), отцом Девкалиона и др. По смерти бездетного Астериона М. желал присвоить себе господство над Критом и уверял, что сами боги определили ему это царство и что в доказательство его слов всякая его молитва будет исполнена. Он просил Посейдона прислать ему из моря быка, чтобы принести его в жертву. Посейдон прислал великолепного быка, и М. получил власть, но быка он отослал в свое стадо, а в жертву принес не такого хорошего. За это Посейдон разгневался, сделал животное свирепым и устроил так, что Пасифая влюбилась в быка. Плодом этой противоестественной любви был Астерион, называвшийся Минотавром (см. Minotaurus, Минотавр). Когда Андрогей (см. Androgeus, Андрогей), сын М., был убит в Афинах, М. из мести предпринял поход на Афины и заставил этот город присылать каждые 9 лет по 7 юношей и 7 девушек на съедение Минотавру, (см. Theseus, Тесей). Во время этого похода он завоевал Мегару (см. Nisus). О морском владычестве (θαλασσοκρατία) M. см. Hdt. 3, 122. Thuc. 1, 4. 8. Древнейшие сказания представляют его справедливейшим и мудрейшим царем, но позднее он является уже несправедливым, жестоким тираном. Это изменение произошло под влиянием аттического сказания о Тесее: поэтому и прозвище ο̉λοόφρων, злой, свирепый ( Ноm. Od. 11, 322 - место, вставленное аттиками). Умер М. в Сицилии (Hdt. 7, 170), в то время когда преследовал Дедала (см. Daedalus, Дедал), от царя Кокала или от дочерей его. Тело его было выдано спутникам и похоронено в Сицилии. Позже могила была, вероятно, разрушена, а останки его перенесены на остров Крит, где ему воздвигли памятник. В подземном мире, по позднейшим сказаниям, он был судьею умерших вместе с Радаманфием и Эаком. В «Одиссее» (11, 567 - позднейшая вставка) он является не судьею, но, как и на земле, δικασπόλος βασιλεύς, так что и в подземном мире, будучи ничтожною тенью, он сохранял царское достоинство.

МИНОТАВР

МИНОТАВР - Minotaurus, Μινώταυρος, критское чудовище с человеческим туловищем и бычьей головой или с туловищем быка и головой человека, плод противоестественной любви Пасифаи и морского быка, посланного Посейдоном, см. Minos, Минос. Миной скрыл это чудовище в кносском лабиринте и кормил его преступниками и юношами и девицами, которые, как подать, были присылаемы из Афин, пока Тесей (см. Theseus, Тесей) не убил это чудовище. Этот М. был, вероятно, тождествен с финикийским Молохом, который изображался с бычьей головой и получал человеческие жертвы. Уничтожение этого культа, перенесенного из Финикии на остров Крит, выразилось в убиении М. Тесеем, представителем греческой культуры.

МИНОЯ

МИНОЯ - Minoa, Μινώα,

1. небольшой остров в Саронском заливе у мегарского берега, с которым он соединен был мостом и таким образом образовывал гавань Нисею. Thuc. 3, 51. 4, 67. см. Megaris, Мегарида;

2. укрепленный город Лаконии в Арголидском заливе, к северо-востоку от Епидавра-Лимеры, при мысе того же имени, н. Монемвасия. Strab. 8, 368;

3. западный город на северном берегу Крита между мысом Дренаном и м. Факоном, н. Канея; другой город того же имени лежал далее на востоке, на самом узком месте острова;

4. город в Сицилии, см. Heraclea, Гераклея, 10.

МИНТА

МИНТА - Minthe, Menthe, Μίνθη, кокитская нимфа, любовница Гадеса, превращенная Деметрой или Персефоной в растение этого имени. Гора М. (н. Альвена), на восток от Пилоса, у подошвы которой был храм Гадеса и роща Деметры, получила название от этой нимфы. Ov. met. 10, 728. Strab. 8, 344.

МИНТУРНЫ

МИНТУРНЫ - Minturnae, Μιντου̃ρναι, город Лациума на границе с Кампанией, на обоих берегах Лириса, недалеко от устья, древнее владение аврунков, которые передали его римлянам; в 297 г. римляне устроили здесь колонию (Liv. 8, 11. 9, 25. 10, 21); благодаря гавани и положению на Аппиевой дороге, эта колония сделалaсь важною и цветущею. В больших болотах, образовавшихся от разливов Лириса - Paludes Minturnenses, y которых находились роща и храм нимфы Марики, скрывался несколько дней Марий. Vell. Pat. 2, 19. Cic. Planc. 10. Plut. Маr. 35 сл. Развалины находятся у нынешнего города Traetto.

МИНУЦИАН

МИНУЦИАН - Minuciānus, 1. друг Плиния Младшего;

2. греческий ритор, живший при императоре Галлиене, ок. 262 г. от Р. X. Уцелел небольшой трактат его о силлогизмах, περὶ ε̉πιχειρημάτων, издан у Walz'a, rhetor. Graec. 9 p. 597 слл.

МИНУЦИИ

МИНУЦИИ - Minucii, древний римский род, делившийся на две ветви - патрицианскую и плебейскую.

a) К патрициям принадлежат:

1. M. Min. Augurinus, консул в 497 и 491 гг. до Р. X., после изгнания Кориолана. Liv. 2, 34;

2. L. Min. Esquilinus Augurinus, консул в 458 г. до Р. X., неудачно сражавшийся против сабинян и эквов (Liv. 3, 25 слл.), которые окружили его. Диктатор Квинкций Цинциннат выручил его, но принудил затем отказаться от должности. Liv. 3, 29. В 450 г. будучи децемвиром, М. снова был послан против сабинян и снова побежден ими. Liv. 3, 42. В 439 г. он обвинял Сп. Мелия в измене и был виновником его смерти (Liv. 4, 13), за что три года спустя его обвинял другой Сп. Мелий (см. Maelii, Мелии), но без успеха. Dion. Hal. 10, 22 слл.;

3. Minucia, весталка, осужденная в 337 г. до Р. X. за прелюбодеяние. Liv. 8, 15;

4. С. Min. Augurinus, будучи народным трибуном (почему его, вероятно, и причисляют к плебейской ветви), привлек к ответственности Сципиона Африканского (может быть, и брата его Луция) за казнокрадство, в котором его подозревали, 187 г. до Р. X. Благодаря посредству Тиберия Семпрония Гракха, личного друга Сципиона (почему и выдали за него знаменитую Корнелию), Сципион был освобожден от наложенного на него штрафа. Gell. 7, 19. ср. Liv. 38, 55-60.

b) К плебейской ветви принадлежат:

1. M. Min. Rufus, в 217 г. magister equitum у Кв. Фабия Кунктатора (Liv. 22, 8. Plut. Fab. 4), человек весьма вспыльчивого и бурного характера, противник мудрой медленности своего начальника, вызывавшей неудовольствие в Риме и заставившей римлян дать Минуцию после сражения, выигранного им в отсутствии Фабия, права, одинаковые с главнокомандующим. Liv. 22, 24. Plut. Fab. 8 слл. Ганнибал заманил неосторожного и пылкого Минуция в сражение, в котором он спасся лишь благодаря подоспевшему на помощь Фабию. Это заставило его опомниться и добровольно подчиниться Фабию. Liv. 22, 28 слл. Polib. 3, 101 слл. Plut. Fab. 11;

2. Q. Min. Rufus, в 197 г. до Р. X. начальствовал над войсками в походе против лигурийцев и бойев, а в 189 и 183 гг. участвовал в посольствах в Азию и Галлию. Liv. 32, 27 слл. 37, 55. Его имя стоит и в SC. de Bacchanalibus (scribendo adfuerunt);

3. M. Min. Rufus, консул 110 г. до Р. X., победивший в этом и следующем году скордисков во Фракии и построивший porticus Minucia. Cic. Phil. 2, 34. Vell. Pat. 2, 8. Flor. 3, 4;

4. Q. Min. Rufus, один из свидетелей против Верреса, с проделками которого он имел случай познакомиться, занимаясь торговыми делами в Сицилии. Cic. Verr. 4, 27. 31;

5. Min. Rufus, командовал в 48 г. до Р. X. флотом Помпея во время войны против Цезаря. Caes. b. c. 3, 7;

6. Q. Min. Thermus, претор в 196 г. до Р. X., удачно сражался во время своего консульства в 193 и следующем году и покорил после упорного сопротивления лигурийцев. Liv. 33, 26. 34, 55. 35, 3. 21. В 189 г., находясь под начальством консула Манлия Вулсона, он пал в войне против галатов в Азии. Liv. 38, 41;

7. M. Min. Thermus, претор в Азии (85 г.); под его начальством Цезарь начал свою военную службу. Suet. Caes. 2;

8. Q. Min. Thermus, народный трибун в 62 г. до Р. X., управлял в 51 и 50 гг. Азией в качестве пропретора. Он был очень дружен с Цицероном и был с ним в переписке (Cic. ad. fam. 13, 53 слл.). В начале междоусобной войны между Цезарем и Помпеем (он был приверженцем последнего, Caes. b. c. 1, 12) он стоял в Ингувии, но должен был уступить город приближающимся цезарианцам (49 г.). Он жил еще в 43 г.;

9. L. Min. Basilus (собственно M. Satrius), сын сестры богатого Гая Минуция Базила, усыновленный последним (Cic. off. 3, 18), служил в Галлии под начальством Цезаря, впоследствии он находился в числе убийц Цезаря (Cic. ad. fam. 6, 15); он был убит своими рабами в 43 г. Arr. b.с. 2, 13. 3, 98;

10. L. Mm. Myrtilus, в 187 г. до Р. X. был выдан карфагенянам за нанесение побоев их послам. Liv. 38, 42;

11. M. Min. Felix, христианский апологет родом из Африки, живший ок. 220 г., адвокат в Риме, автор мастерски написанного диалога Octavius, в котором он остроумно опровергает и совершенно уничтожает обвинения, возведенные на христианство. Это сочинение сохранилось лишь в одной рукописи, которую издавали Balduin (1560), L. Gronov. (1709 и 1743), Oehler (1845), Kayser (1863) и Halm (1867, вместе с соч. Фирмика Матерна, главное издание).

МИНЦИЙ

МИНЦИЙ - Mincius, Μίγκιος, восточный из левых притоков реки По, в транзпаданской Галлии, берет начало в Реции и течет медленно, ввиду дуги (Verg. Georg. 3, 14); образует озеро lacus Benacus (н. Лаго-ди-Гарда); впадает в По ниже Мантуи; н. Mincio. Verg. Ecl. 7, 12. Liv. 24, 10. 32. 30. Strab. 4, 209.

МИОН

МИОН - Myon, Μύων или Μυωνία, город озолийских локров, расположенный на значительной возвышенности, в 30 стадиях на север от Амфиссы, на самом трудном переходе из Этолии в Локриду. Thuc. 3, 101. Там находилась роща с жертвенником θεοὶ μειλίχιοι, которым приносились ночные жертвы. Paus. 10, 38, 8.

МИОННЕС

МИОННЕС - Myonnēsus, Μυόννησος, мыс и город на ионийском берегу, на запад от Лебедоса, у Эфесского залива, напротив маленького острова Асписа (Thuc. 3, 42. Strab. 14, 643). Здесь в 190 г. до Р. X. Антиох был разбит римлянами в морском сражении (Liv. 37, 27); н. Гипсиловунос.

МИРА

МИРА - Myra, τὰ Μύρα, значительный город Ликии, в позднейшее время даже главный город страны. Здесь - собственно в гавани Андриаке, т. к. сам город лежал на 20 стадий от моря - вышел из корабля на берег апостол Павел (Деян. 25, 5); ныне также называется Мири (у турок Дембре). Остались от него громадные развалины зданий, высеченных отчасти в скале горы, особенно также гробницы. Strab. 16, 666.

МИРИАНД

МИРИАНД - Myriandus, Μυρίανδος, город в Сирии (колония финикиян), у Исского залива (Hdt. 4, 38. называют его также ο̉ Μυριανδρικος κόλπος), на расстоянии дневного пути от киликийских горных проходов; значительный торговый город. Arr. 2, 6, 1. Хеn. Anab. 1, 4, 6.

МИРИНА

МИРИНА - Myrĭna, Μυρίνα, укрепленный портовый город на западном берегу Мисии (Liv. 33, 30), принадлежавший к Эолийскому союзу. Hdt. 1, 149. Strab. 12, 550. Во время Тиберия и Траяна (Tac. ann. 2, 47) он был разрушен землетрясением, но вновь восстановлен. Этот город был местом родины писателя эпиграмм Агафиаса, н., вероятно, Сандарлык.

МИРКИН

МИРКИН - Myrcĭnus, Μύρκινος, крепость, построенная Гистиеем на реке Стримоне, к северу от Амфиполя во Фракии; ее завоевали едоняне и сделали своим главным городом, Hdt. 5, 23. 124. Thuc. 4, 107. 5, 6. Попытка Аристагора вновь овладеть ею окончилась его смертью. Hdt. 5, 97. Thuc. 4, 102. После Пелопоннесской войны имя это больше не упоминается.

МИРМИДОНЫ

МИРМИДОНЫ - Myrmidŏnes, Μυρμιδόνες, мирмидоны, по сказанию, пришли с Пелеем в Фессалию с острова Эгины, но вероятнее, наоборот, остров колонизован из Фессалии, т. к. уже Гомер (Il. 2, 681. 16, 65. 19, 278) знает мирмидонов как обитающих в Южной Фессалии. Позднее они более не упоминаются в истории. Это имя, по мнению некоторых, произошло от Мирмидона, сына Зевса и Евримедусы, которую Зевс соблазнил под видом муравья. Другие производят его прямо от нарицательного μύρμηξ, муравей, основываясь на сказании, что после чумы Зевс обратил, по просьбе Эака, муравьев в людей. Apollod. 3, 12, 6. Ov. met. 7, 520.

МИРО

МИРО - Myro, см. Μοιρώ, Мойро.

МИРОН

МИРОН - Myron, см. Sculptores, Скульпторы, 4.

МИРОНИД

МИРОНИД - Myronĭdes, Μυρωνίδης, сын Каллиаса, товарищ Аристида по командованию войском при Платеях как храбрый воин, приобретший себе удивление современников и потомков. Вместе с Толмидом он был представителем средней из трех партий (ок. 460 г. до Р. X.), которая стремилась к сохранению умеренной демократии и желала сделать афинское государство сухопутною военною силою. Будучи 19 лет до этого послом в Спарте, он принимал горячее участие в спорах с дорическими государствами, вследствие которых были приобретены Мегара и Эгина, 458-457 гг. Спустя 62 дня после поражения при Танагре он выиграл сражение при Энофите, 456 г., и опять восстановил в Беотии демократию, кроме Фив и Орхомена, а афинянам доставил преобладающее влияние в Беотии, Локриде и Фокиде (Thuc. 1, 105. 108). Он предпринимал также поход в Фессалию, но должен был возвратиться, не овладев Фарсалом. Diod. Sic. Il, 79-83. Thuc. 1, 111. Вскоре после этого он умер. Arist. Eccles. 320. ср.: Röth, de Myrunide et Tolmida (1841).

МИРРА

МИРРА - Myrrha, 1. см. Adonis, Адонис, и Cinyras, Кинир;

2. μύρ̉ρ̉α, аттическое σμύρνα, сок миррового дерева, который частью вытекает сам (stacte, σταχτή), частью же добывается посредством просверливания дерева и скоро превращается в твердые зернышки. Дерево это растет преимущественно в Аравии, высотою около 5 аршин, с твердым стволом и гладкою корою. По Плинию, было 7 различных видов миррового дерева. Сок его употреблялся как благовонная мазь, как лекарственное средство и, наконец, служил примесью к вину, чтобы отнять у него опьяняющее действие и придать более приятный вкус, μυρ̉ρ̉ίνης οι̉νος, vinum murrhinum.

МИРСИЯ

МИРСИЯ - Myrsĭlus, Μυρσίλος, аттическое Μυρτίλος,

1. греческое имя лидийского царя Кандавла. Hdt. 1, 7;

2. имя историка из Мефимны на Лесбосе, жившего, вероятно, во время первых Птолемеев и написавшего Λεσβιακά и ι̉στορικὰ παράδοξα. Сохранившиеся отрывки собр. Müller, fragm. hist. Graec. IV, p. 455 слл.;

3. один из афинян, клявшихся при заключении Никиева мира. Thuc. 5, 19. 24;

4. митиленский тиран, бывший предметом неоднократных нападок поэта Алкея (см. Alcaeus, Алкей).

МИРТ

МИРТ - I.

Myrtis,

Μυρτίς, лирическая поэтесса из Анфедона в Беотии, которую считают учительницей Коринны и Пиндара. С последним она, говорят, вступала в музыкальное состязание. Имя ее включено в лирический канон александрийцев. Стихотворения ее были, вероятно, на эолийском диалекте с некоторыми особенностями беотийского наречия.

II.

Myrtus,

μύρτος или μυρ̉ρ̉ίνη, миртовое дерево, которое было перенесено из Греции в Италию и было посвящено Афродите. Листья и ветви его употреблялись преимущественно для венков, которыми украшали победителей на играх, а также участников пиров, свадеб и т. п. Из листьев его приготавливалась также мазь, а из ягод выжималось масло темного цвета; приготавливали также из него некрепкое вино (μυρτίτης οι̃́νος). M. приписывалась очистительная сила, а потому и она употреблялась при торжественных очищениях или люстрациях, как символ брака, как украшение посвященных и мертвых и т. п. В Афинах был особый миртовый рынок.

МИРТИЛ

МИРТИЛ - Myrtĭlos, см. Pelops, Пелопс.

МИРТОЙСКОЕ МОРЕ

МИРТОЙСКОЕ МОРЕ - Myrtōum Mare, τò Μυρτω̃ον πέλαγος, так называлась та часть Эгейского моря, которая окружает остров Миртос, лежащий у южной оконечности Эвбеи. Plin. 4, 11, 18. Протяжение его самими древними определялось различно: самое дальнее расстояние его было от Эвбеи до восточного берега Лаконии.

МИС

МИС - Mys, см. Sculptores, Скульпторы, 5.

МИСАГЕН

МИСАГЕН - Misagĕnes, у Val Мах. 5, 1, 1. Musicanes, незаконный сын Масиниссы, командовавший войском, посланным его отцом на помощь римлянам против Персея Македонского. На обратном пути он захворал; во время болезни римляне относились к нему очень заботливо. Liv. 42, 29. 62 слл. 44, 4. 45, 14.

МИСЕН

МИСЕН - Misēnus, Μισηνός, спутник Одиссея (Strab. 1, 26) или провожатый Гектора, потом спутник и трубач или рулевой Энея; от него получил свое название мыс Misenum. Dion. Hal. 1, 53. V erg. A. 6, 122 слл. 234.

МИСЕНСКИЙ МЫС

МИСЕНСКИЙ МЫС - Misēnum, Μισηνόν, мыс в Кампании, южнее Кум, получивший, по преданию, свое название от спутника Энея, здесь похороненного (см. Misеnus, Мисен). Verg. Aen. 6, 234. Strab. 5, 245. Когда Август сделал этот мыс местом стоянки римского флота на Тирренском море, то здесь возник город, которого ныне уже нет, а мыс и до сих пор называется Punta di Miseno. Tac. ann. 4, 5. 6, 50. 15, 51. Tac. hist. 2, 9.

МИСИПСА

МИСИПСА - Micipsa, Μικίψας, старший сын знаменитого Масиниссы. Незадолго до смерти Масиниссы назначил его своим преемником, к чему он рано уже был подготовлен, но по завещанию отца он должен был править государством вместе со своими братьями Гулуссой и Мастанабалом, между которыми он занимал, однако, первое место. App. Рип. 70. 106. Братья жили и правили согласно и верно соблюдали союз с римлянами, хотя во время 3-й Пунической войны с воздержностью и осторожностью оказывали помощь римлянам. После разрушения Карфагена и после смерти братьев, сделавшись единодержавным, М. еще ближе примкнул к Риму (Sаll. Iug. 57) и послал под предводительством своего племянника Югурты войска против Нуманции, в 134 г. до Р. X. (он уже раньше помогал римлянам в Испании против Вириата). Vell. Pat. 2, 4. К этому образу действия его побудила более всего привязанность к Сципионам. Умирая, он назначил своими преемниками своих 2 сыновей и усыновленного племянника Югурту (см. Iugurtha, Югурта) и увещевал их править в мире и согласии. Sall. Iug. 10. Умер он в 118 г. до Р. X. М. получил от своего отца солидное образование и был поклонником греческой науки, вследствие чего он и устроил в Цирте, своей столице, греческую колонию. Его образование и воспитание имели влияние на его правление, которое отличалось мягкостью.

МИССИЛИЯ

МИССИЛИЯ - Missilia, 1. см. Arma, Оружие, II;

2. подарки, которые бросались народу в праздничные дни императорами и высшими сановниками с возвышенных мест (напр., в цирке, театре или с особенных подмостков). В более древний период в праздник флоралий эдилы бросали народу горох, бобы и люпины, Агриппа же бросал марки, по которым выдавали деньги (tessera). Закон часто ограничивал подобную расточительность должностных лиц. Dio Cass. 49, 43. Suet. Cat. 18, 37. Ner. 11.

МИСТАГОГ

МИСТАГОГ - Mystagōgus, и Mystes, см. Mysteria, Мистерии, 3 и Eleusinia, Элевсинский культ.

МИСТАГОГ, МИСТЫ

МИСТАГОГ, МИСТЫ - Mystagōgus, и Mystes, см. Mysteria, 3 и Eleusinia.

МИСТАРИЙ

МИСТАРИЙ - Mistarĭum, сосуд для смешивания вина, из которого, по древнему обычаю, вино разливалось в кубки. Существуют особые названия для таких сосудов: сrаter, sinus, lepasta, galeola.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ - Mysteria, τὰ Μυστήρια, таинственные культы, особенный вид богопочитания, характеристические особенности которого заключались, кроме таинственности и сокровенности обрядов, в возбужденном настроении духа, которое вызывалось уверенностью, что таинства эти сообщают святость и совершенство. Они произошли не из стремления к чужеземным обрядам, но основывались на непритворной вере, что участие в них сообщает действительное блаженство и силу, побеждающую бедствия человеческой жизни. Сами названия этих таинств μυστήρια, 'όργια, τελεταί указывают на их свойства. Μυστήριον, от μύω (закрываю рот, глаза и т. п.), означает в единственном числе тайну, а во множественном числе или таинственное служение или употребляемые при этом таинственные предметы; в слове 'όργια выступает на первый план восторженность настроения, энтузиазм, a τελετή, означая как и 'όργια в общем значении всякое мистическое действие, указывает на внутреннюю святость и совершенство, достигаемые посвящением в эти таинства. Это же значение лежит в основании латинского initia. Действия и обряды, встречающиеся в других культах, как-то: очищение, искупление и покаяние, жертвы, процессии, гимны и т. п., свойственны и М., но здесь они получают особенный характер от возбужденного оргиастического состояния духа и совершаются преимущественно ночью при свете факелов и в сопровождении восторгающей музыки. М. имеют свои мифы (ι̉εροὶ λόγοι), которые отличаются от обыкновенных мифов преобладанием символического и аллегорического элемента и недостатком положительных и ясных образов. Содержание их составляет главным образом история прославляемого божества, его рождение, жизнь, смерть и т. п. Обыкновенно все это представлялось с особенною торжественностью в мимико-драматической форме с восклицаниями, пением, танцами, чудесными явлениями, причем показывались присутствующим священные символы (σύμβολα), знаки присутствия божества (называемые также α̉πόρρητα, μυστήρια, 'όργια ), которым молились, которых благоговейно касались, к которым прикладывались, которых принимали в виде пищи и т. д. К числу таких символов принадлежали: таинственный ларь, факел и особенный напиток (κυκεών) на празднествах Деметры; змеи, кожа, козули, бык на празднествах Диониса; гремушка (sistrum) на празднествах Исиды и т. п. Все эти рассчитанные на возбуждение духа действия и обряды носили названия δεικνύμενα и δρώμενα (это последнее указывало на драматическую форму истории на элевсинских празднествах: похищение Персефоны, поиски Деметрой пропавшей дочери, свадьба Плутона и Персефоны, возвращение Деметры на Олимп) и λεγόμενα. Для участия в М. необходимо было посвящение, которое имело несколько степеней, и посвящаемый постепенно возводился от одной степени к другой, пока не достигал полного посвящения. Обыкновенно различают две степени: предварительное посвящение μύησις и полное созерцание ε̉ποπτεία; обыкновенно же им предшествовало еще в виде низшей степени приготовительное очищение. О трех этих степенях посвящения в элевсинских таинствах см. Eleusinia, Элевсинский культ. Высшая степень посвящения была ε̉ποπτεία, созерцание божества, что считалось действием, сообщающим величайшее блаженство. Не вполне посвященные назывались μύσται, а достигшие полного посвящения ε̉πόπται. Отвлеченного, догматического учения М. не имели и лежавшие в основании культа идеи представлялись, как сказано выше, в символической форме, причем каждый понимал их смотря по степени своего развития. В особенности не следует думать, как это предполагалось прежде, что жрецы М. обладали лучшею и более чистою религиею в сравнении с верованием народа и что они сохраняли и передавали таковую втайне. Участникам празднеств, как во время праздника, так особенно после него, вменялось в обязанность строгое молчание, чтобы таинственность и святость празднества не была осквернена сообщением с мирской жизнью. В некоторых М. принимали участие все, без различия звания, пола и возраста, другие праздновались только женщинами, а некоторые - тесно заключенными союзами. Начала М. надо искать в догомерическое время у пеласгов, в древнем культе таинственных стихийных, а именно подземных сил. Культ этот основывался на мистическом чувстве и воззрении, по которому божество находится в бесконечно далеком расстоянии от человека и как сила, непостижимая уму, не может быть изображена ясно и пластически. Гомеровская и позднейшая эллинская эпоха, когда греки считали себя ближе к своим богам и представляли их себе в ясных формах, не имели почти ничего общего с мистицизмом древних пеласгов. В это время эти культы пеласгов были оттеснены и благодаря своему уединению и обособлению приняли характер таинственного служения. Но когда крайний натурализм греческой религии перестал удовлетворять религиозному чувству, тогда вновь обратились к полузабытой древней таинственной религии подземных сил и стихийных божеств. В прозябании и увядании растительного царства, в жизни и смерти природы мечтательный ум видел символические образы человеческой участи и таинственное указание на вечную смену жизни и смерти. Таким образом, М. получили новое развитие, в котором древние обряды и символы служили выражением вновь возникшей идее бессмертия и возмездия по смерти. Развития это шло тем быстрее, чем больше греки, предавшись под влиянием востока служению природы, искали спасения от этого поклонения перед стихийными силами. Своим новым процветанием М. обязаны преимущественно секте орфиков, которая возникла ок. 600 г. до Р. X. и имела большое влияние на М., перенеся в них свои, заимствованные по большей части с Востока, теологические спекуляции. Под влиянием этой секты были перенесены в Грецию иноземные культы М. и перемешаны М. различных кругов религиозных верований. Туземными греческими М. со времени пеласгов являются М. Деметры, из которых пользовались наибольшею известностью аттические, совершаемые в Элевсине; в них искали утешения и успокоения относительно загробной жизни (см. Eleusinia, Элевсинский культ). Потом самофракийские таинства кабейров, которые, по Геродоту, тоже пеласгического происхождения. После элевсинских, с которыми они, по-видимому, имели большое сходство по внутреннему устройству, эти таинства считались самыми священными в Греции, хотя о них мало известно достоверного (см. Cabiri, Кабиры). Подобно элевсинским таинствам, они отправлялись от имени государства и имели особенно много последователей между греками-мореплавателями азиатского и фракийского берега. М. Критского Зевса были также греческого происхождения, хотя были перемешаны со многими азиатскими элементами. Но о них известно мало. Вероятно, весной праздновалось рождение бога и идейской пещере и на ближайших лугах, а осенью - смерть его на его могиле. Во время праздника рождения вооруженные юноши, изображавшие куретов (см. Curetеs, Куреты), представляли сказание о рождении Зевса в сопровождении дикой пляски и оглушительной музыки. Как особенность этих таинств приводится то, что они совершались под открытым небом (φανερω̃ς), а не тайно (μυστικω̃ς), как другие. Из иноземных М. известнейшая суть таинства в честь Диониса, которые произошли из фракийского или фригийского культа Диониса - Вакха, Загрея, Сабазия и праздновались с диким, неистовым фанатизмом, который впоследствии выродился в изуродование тела и грубый разврат. Более благородные и нравственные люди из греков и римлян держались, впрочем, вдали от этого проявления азиатского фанатизма и упоения чувств. Подобным характером отличались и таинства Кибелы, также азиатского происхождения, которые впоследствии времени принадлежали к числу самых развитых и распространенных. Еще в древние времена эта религия нашла последователей в числе азиатских греков (Hdt. 4, 76), затем проникла в Фивы, в Афины и в другие греческие города, а также и в Рим. Далее известны были таинства Гекаты, Афродиты, Исиды, Мифраса. Из культа фракийского Диониса развелись с примесью различных суеверий так называемые орфийские таинства, которые уже во время Писистрата нашли доступ в Афины. Они имели, кажется, много общего с элевсинским таинствами. Посвященные в эти таинства, которым предписывалось изучение орфийских писаний, строгий аскетизм и соблюдение мистических уставов, составляли, подобно египетскому жречеству и пифагорскому союзу, тесную корпорацию, благодаря чему они надолго сохранили свое обширное влияние. Эти иноземные мистерии проникали в Грецию и Рим по преимуществу в смутные времена общественной жизни, так, в Афины - во время Пелопоннесской войны, в Рим - в средний период Империи. Имея сначала мало последователей, они с течением времени, несмотря на преследования со стороны правительства, все более и более распространялись до такой степени, что грозили затмить местные культы.

МИСТОТЫ

МИСТОТЫ - Μισθωτοί, назывались свободные бедные люди, исполнявшие за плату такого рода поручения, которые обыкновенно лежали на обязанности рабов; подобного рода наемные слуги иногда провожали господ при выходе их из домa.

МИСТЫ

МИСТЫ - см. Мистагог.

МИТИЛЕНА

МИТИЛЕНА - Mytilēne, Μυτιλήνη, правильнее, чем Mitylene, Μιτυλήνη, самый большой и важный город на восточной стороне острова Лесбоса, н. Митилини, с сильными укреплениями со времен Пелопоннесской войны (Thuc. 3, 2), расположенный в прекрасной местности (Cic. leg. agr. 2, 16. Cic. ad. fam. 4, 7. Horat. Od. 1, 7, 1. ер. 1, 11, 17); с древних времен жители М. славились своим образованием, любовью к искусствам и литературе (место родины Питтака, Алкея, Сапфо, Гелланика и др.). За услуги, оказанные предводителем митиленцев Камбису в походе против египтян (Hdt. 3, 13) и Дарию Гистаспу против скифов, Дарий отплатил тем, что сделал Коеса (Κώης) тираном; но вспыхнувшее вскоре ионийское восстание положило конец его господству. После 493 г. до Р. X. Лесбос попал под власть персов и должен был принять участие в походе против Греции, но после поражения персов остров присоединился к афинскому морскому союзу. Когда же зависимость от Афин сделалась слишком тяжелою, митиленцы организовали выход из союза; после продолжительной осады город их был взят Пахесом и жестоко наказан; стены и корабли были уничтожены, а вся область роздана афинским клерухам Thuc. 3, 1-19. 26-30. Diod. Sic. 12, 55. После поражения афинян в Сицилии М. и другие лесбосские города вновь отошли, после чего с переменным счастьем там воевали афиняне и лакедемоняне. Хотя битва при Аргинусах спасла афинский флот Конона, блокировавшийся в митиленской гавани Калликрадитом, но битва при Эгоспотамах сломила могущество Афин. Однако после сражения при Книде афиняне опять достигли власти над М., и, по Анталкидову миру, город этот был присоединен к владениям афинян. Во времена Александра город очень пострадал сначала от занятия персами, а потом македонянами. Arr. 2, 1, 1. 3, 2, 6. Но после всех этих ударов М. скоро оправлялась; римские императоры, особенно Тиберий и Нерва, оказывали этому городу покровительство.

МИТИН

МИТИН - Mutīnus, Mutūnus, см. Priapus, Приап.

МИТРА

МИТРА - I.

Mithras,

Μίθρας, персидский бог, обозначавший, первоначально яркий день и светлый эфир, а потом - солнце. Его призывали при восходе и закате солнца и в полдень. Как все естественное имеет и нравственное значение в персидской религии света, так и М. считается богом добра, сохраняющим вечный порядок мира и борющимся с Девами, духами ночи и зла. В древнейшие времена персидского народа М. не принадлежал к самым важным богам, но мало-помалу, приблизительно со времен Ксеркса I, он, как бог солнца, сделался главным богом персидского культа. В период римского владычества этот культ распространился и на западе, но не в чистом виде, а с примесью многих малоазиатских элементов. Через посредство морских разбойников, пойманных Помпеем, этот культ впервые стал известен в Римском государстве; Траян и Домициан уже формально ввели этот культ в Риме. С этим культом М. в позднейшем его виде были связаны мистерии. В позднейшее время М. изображали юношею в восточном одеянии, приносящим в жертву быка, голову которого он подымает и поражает мечом в затылок. От многочисленных митреев, т. е. святилищ М., сохранились остатки, главным образом вблизи стоянок римских войск.

II.

Mitra,

или calantica, чепчик из плотной материи, в виде мешка спускавшийся на затылке.

МИТРЕН

МИТРЕН - Mithrēnes, см. Mithrines, Митрин.

МИТРИДАТ

МИТРИДАТ - Mithridātes, Μιθριδάτης или Μιτραδάτης, имя персидского происхождения, часто встречающееся на востоке. Так назывался пастух, воспитавший Кира (Hdt. 1, 110); Перс, убивший Кира младшего в сражении при Кунаксе (Plut. Alex. 11); но и один из вернейших друзей Кира (Хеn. Anab. 2, 5, 35), сатрап Ликаонии и Капподокии, который впоследствии помирился с Артаксерксом и возвратился в свою сатрапию. Позже мы встречаем это имя преимущественно в Понте; основателями этого государства считаются - Ариобарзан (363-337 гг. до Р. X.), считавший соим предком одного из 7 персов, убивших Лже-Смердиса, и его сын Μ. Ι (Κτίστης), 337-302 гг., отличавшийся своею храбростью; он был покорен Александром, а убит Антигоном. М. II (302-266 гг.) не поддавался преемникам Александра и расширил свое царство завоеванием части Капподокии. Последующие цари - Ариобарзан?, М. III, М. IV и Фарнак - вели войны с галатами и соседними государствами. В 183 г. Фарнак завоевал город Синопу и сделал его своею столицею. M. V Эвергет (156-121 гг.) помогал римлянам во время 3-й Пунической войны и в войне против Аристоника Пергамского, за что и получил Великую Фригию. Justin. 37, 1. 38, 5. Когда он умер в Синопе, на престол вступил М. VI Великий, Эвпатор (также Дионис), 121-64 гг., заклятый враг римлян. Тринадцатилетним мальчиком его спасли от коварной матери и других родственников в лесистых горах, где он укрепил свое тело опасностями и лишениями и развил свои замечательные душевные способности. Он отличался громадной памятью и замечательною рассудительностью, говорил на 22 языках подчиненных ему народов, был весьма красноречив, писал сочинения по медицине и естественной истории и пр. От азиатских царей он отличался неутомимою живостью и предприимчивостью, но вместе с тем соединял в себе и все пороки восточных деспотов - необузданную похотливость, дикое суеверие, коварство, жестокость и постоянное недоверие, заставлявшее его везде видеть убийство и измену, особенно со стороны его приближенных; поэтому его планы и не удавались большею частью вследствие измены доверенных лиц. Justin. 37, 2. Он возвратился после семилетнего изгнания, жестоко наказал опекунов, мать и других родственников и принялся за честолюбивые предприятия, к которым побуждала его неимоверная ненависть к римлянам, причем был неразборчивым в выборе средств и не щадил людей. Он дал правильную организацию войску и флоту, усмирил непобежденных до тех пор скифов (112-110 гг.), отчасти подчинил, отчасти присоединил посредством союзов народы, жившие у Черного моря до самого Херсонеса Таврического (Justin. 37, 3), путешествовал по Малой Азии для ознакомления со страною и народами (110-108 гг.), привлек на свою сторону Тиграна, царя Великой Армении, тем, что выдал за него свою дочь, завоевал в союзе с Никомедом II Бифинским Пафлагонию, потом и Каппадокию, а по смерти Никомеда Бифинию, 92 г. Римляне не желали войны, но у М. столкновения вышли с римскими правителями Л. Суллою и Л. Кассием; по просьбе прогнанных М. царей римляне послали консуляра Мания Аквилия в качестве посредника в Азию. Неопределенное положение между миром и войной продолжалось до тех пор, пока М. в 89 г. не начал войны (1-я Митридатская война) тем, что прогнал Оппия и Мания Аквилея, желавших водворить изгнанных царей Каппадокии и Бифинии. Без особенного труда М. покорил всю римскую Малую Азию, предал пленных позорной смерти и приказал в один день умертвить всех римлян, живших в Малой Азии (от 80.000 до 150.000 человек), обнаружив при этом столько же коварства, сколько и свирепости. Очистив Азию от римлян и собрав громадные сокровища, он покорил и соседние острова, кроме Родоса, и приглашал греков через полководца своего Архелая принять участие в войне за свободу. На его сторону тотчас же перешли Афины, Ахея, Беотия, Лакония; другие государства колебались. Только теперь, по окончании союзнической войны, римляне принялись серьезно за войну и поручили ведение ее Сулле. Сулла прежде всего осадил Афины и наконец взял их после продолжительной осады (1 марта 86 г.), победил при Херонее и Орхомене царских полководцев Архелая и Дорилая и угрожал уже Азии. Plut. Sull. 14 слл. Когда же и Фимбрия в Азии выступил против М., то царь заключил мир, о котором уже раньше хлопотал Архелай, при личном свидании с Суллою в Дардане, в 84 г. условия мира были следующие: ограничение власти М. Понтом, выдача флота и всех пленных и уплата военной контрибуции в размере 3000 талантов. Plut. Sull. 23. Когда же скоро затем М. снова стал преступать назначенные ему пределы, то легат Л. Мурена, оставленный Суллою с 2 легионами в Азии, возобновил войну, но преемник Мурены Авл Габиний, по приказанию Суллы, заключил мир на прежних условиях (2-я Митридатская война, 82-80 гг.). Во время внутренних беспорядков в Риме М. снова начал приготовления к возобновлению войны и укрепил Босфорское царство, где ему, полугреку, добровольно подчинились греческие колонии. Передал Босфорское царство сыну своему Махару, и, заключив союз с зятем своим Тиграном и с Серторием в Испании, он поднял восстание в Азии между халибами, скифами и таврийцами и в Европе - между сарматами, язигами, фракийцами на Истре и германцами-бастарнами. Приготовившись таким образом, он начал 3-ю Митридатскую войну (74-64 гг.) тем, что занял Пафлагонию и Бифинию, царь которой, Никомед III, завещал свое царство римлянам. Малоазиатцы, теснимые сборщиками податей и ростовщиками, приняли Митридата как своего освободителя. Он разбил при Халкедоне Аврелия Котту, но при осаде Кизика сам был окружен Лукуллом и принужден отступить с большою потерею (73 г.). После многих битв, особенно при Кабире, он был вытеснен из Понта и принужден искать защиты у Тиграна (72 г.); своих жен и дочерей он приказал убить в Фарнакии. Пока были завоеваны крепости, особенно Амис и Гераклея, прошло еще два года. После нескольких обидных требований со стороны Аппия Клавдия Тигран, не желавший сначала помогать М., стал теперь на его сторону. Лукулл, улучшив управление Малой Азии, отправился против Армении, одержал победы при Тиграноцерте и Артаксате и завоевал Нисибис, 69-68 гг. Когда же явно обнаружилось вызванное реформами Лукулла сопротивление солдат, которое служило помехой во всяком предприятии, то М. победил римское войско при Зеле, и, воспользовавшись удобным случаем, снова занял при помощи армянского войска Понт и Каппадокию, 67 г. Преемник отозванного Лукулла, М. Ацилий Глабрион, не мог мериться с ним; тогда по lex Manilia главнокомандующим назначен был Помпей, 66 г. В этом же году Помпей победил Митридата (на реке Лике на том месте, где позже он основал Никополь в память этой победы); М. бежал со своей верной женой Гипсикратеей в Колхиду, а потом, когда Помпей после победы над Тиграном пробрался на Кавказ, - на Таврический полуостров. Но М. все еще строил великие планы; он хотел, после заключения мира с Тиграном, перенести войну в союзе с галлами в Италию, но своею жестокостью отчуждал от себя всех приближенных; даже сын его Фарнак отошел от него; наконец, оставленный своими солдатами, он лишил себя жизни в Пантикапее в 64 г.; сначала он принял яд, который на него не подействовал, а затем бросился с помощью одного из подчиненных вождей на свой меч. Босфорское царство оставалось за Фарнаком до тех пор, пока Цезарь не отнял его и не передал верному М. Пергамскому, в 47 г. ср.: App. Mithr. Plut. Sulla. Frandsen, Gesch. Mithr. des Gr. (1847).

МИТРИДАТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МИТРИДАТСКАЯ ОБЛАСТЬ - Mithridātis Regio, Μιθριδάτου χώρα, область в азиатской Сарматии по сю сторону Волги (Rha), где босфорский царь Митридат нашел себе убежище во время императора Клавдия. Tac. ann. 12, 15 сл. Dio Cass. 60, 8.

МИТРИН

МИТРИН - Mithrīnes или Mithrēnes, Μιθρίνης или Μιθρήνης, персидский предводитель в Сардах, который после битвы при Гранике (334 г. до Р. X.) передал победителю город с царскими сокровищами и за это был сделан наместником Армении. Arr. 1, 17, 3. 3, 16. 5. Curt. 3, 30. 6. 5, 6, 44.

Предыдущая страница Следующая страница