Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")

ТЕМЕЗА

ТЕМЕЗА - Temĕsa или Tempsa, Τεμέση или Τέμψα, (или Темпса), город в Бруттии, лежавший у Теринейского залива (Sinus Terinaeus), один из древнейших авсонских городов в Южной Италии, сделавшийся потом римской колонией. Liv. 34, 45. Ныне развалины у Torre di Lupi. Окрестности его давали хорошее вино. Strab. 6, 251, 255 сл. Cic. Verr. 5, 16. Этот город смешивается иногда с городом Ταμασός на основании одного места у Гомера. Ноm. Od. 1, 184.

ТЕМЕЗА ИЛИ ТЕМПСА

ТЕМЕЗА ИЛИ ТЕМПСА - Temĕsa или Tempsa,

Τεμέση или Τέμψα, город в Бруттии, лежавший у Теринейского залива (Sinus Terinaeus), один из древнейших авсонских городов в Южной Италии, сделавшийся потом римской колонией. Liv. 34, 45. Ныне развалины у Torre di Lupi. Окрестности его давали хорошее вино. Strab. 6, 251, 255 сл. Cic. Verr. 5, 16. Этот город смешивается иногда с городом Ταμασός на основании одного места у Гомера. Od. 1, 184.

ТЕМЕН

ТЕМЕН - Temĕnus, Τήμενος, сын Аристомаха, отец Кейса, Фалка, Агрея и Гирнефо (Ύρνηθώ), один из ираклидов. При вторжении дорян в Пелопоннес ему достался в удел Аргос, где поэтому царствовали потомки его, Темениды. Темениды считались также мифическими основателями Македонского царства. Hdt. 8, 137 сл. Thuc. 2, 99. Могила Темена была в Темене, недалеко от Лерны. ср. Hercules, Геркулес, 16.

ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА

ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА - Temenītis, Τεμενι̃τις, в Сиракузах на юге города, названные от близлежащей рощи. Liv. 25, 9.

ТЕМНОНСКАЯ ГОРА

ТЕМНОНСКАЯ ГОРА - Τη̃μνον 'όρος, гора в Мисии, шедшая по направлению к Фригии и делившая Мисию на две части; н. Демирджи-Даг. В ней находились источники рек Макеста, Мисия, Каика и Эвена. Strab. 13, 616.

ТЕМНОС

ТЕМНОС - Temnus, Τη̃μνος, город Мисии в Малой Азии, на западном берегу реки Герма (не у устья его), разрушенный землетрясением во времена Тиберия. Tac. ann. 2, 47. ср. Hdt. 1, 149. Хеn. Hell. 4, 8, 5. Во времена Плиния его более уже не было.

ТЕМПАНИЙ

ТЕМПАНИЙ - Tempanĭus, Sextus, Секст Темпанский, будучи декурионом всадников, своей решимостью дал перевес римскому оружию в битве с вольсками, которую едва не проиграл консул Семпроний, в 423 г. до Р. X., и в следующем году отличился великодушием, защищая того же Семпрония, когда один из трибунов привлек его к ответственности за дурное ведение дела в битве. Liv. 4, 38 слл.

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА - Tempe, τὰ Τέμπη, в Фессалии, узкое ущелье, длиной в 1,5 часа ходьбы, тянущееся к северо-востоку и образуемое высокими, почти отвесно падающими скалами Олимпа и Оссы. Почти вся ширина ущелья занята рекой Пенеем, за исключением узкой полосы по сторонам реки, и только у обоих концов своих ущелье получает вид более широкой долины. Это ущелье представляет редкое сочетание красоты речной долины с дикостью и грандиозностью скалистых гор. Красноватый цвет почти отвесных, разнообразно расщеленных скал составляет замечательный и прекрасный контраст с зеленью различных трав, кустов и деревьев, растущих в долине. Между тем как склоны Олимпа почти повсюду падают отвесно к реке, на правой стороне ее тянется между нею и склонами Оссы узкая полоса плодородной земли, расширяющаяся по местам в небольшие площадки, покрытые роскошной зеленью и осененные платанами, дубами и лавром. Река течет спокойно, то шире, то уже от стесняющих ее скал. На правом берегу ее в самых узких местах видна прорубленная колея дороги. На правом же берегу в скалистой стене Оссы находится узкое ущелье, представляющее боковой вход в долину. Этот вход, крайне трудный, был защищен крепостью (Liv. 44, 6). На расстоянии четверти часа ходьбы к востоку от него высечена на гладкой скале надпись: L. Cassius Longinus Procos. Tempe munivit (ср. Caes. b. c. 3, 34). В одном из более широких мест дороги стоял в древности алтарь Аполлона. По преданию, долина образовалась вследствие землетрясения, а раньше вся горная котловина Фессалии была покрыта водой. Strab. 9, 430. Поэтому Ксеркс полагал, что фессалийцы умно поступили, тотчас покорившись ему, потому что, как он говорил, ему следовало только преградить Пеней, и тогда бы все они погибли. Hdt. 7, 129. Ныне Т. долина называется Ликостомо (Волчьей пастью). ср.: Kriegk, das thessalische Tempe, 1835. И другие долины, представляющие подобные же красоты, называли Темпами, напр., Heloria Tempe (Ov. fast. 4, 487) у Гелора в Сицилии и долину у Ранты в земле сабинской, по которой текла река Велин. Cic. ad Att. 4, 15.

ТЕМПЕСТАС

ТЕМПЕСТАС - Tempestas, см. Ventus, Ветры.

ТЕМПИРА

ТЕМПИРА - TempСћra, Τέμπυρα, местечко во Фракии, у которого находился весьма трудный проход между Траянополем и Максимианополем, вероятно, тот, который известен под названием Κυρπίλων στενά, по которому Брут и Кассий прошли в Филиппы. Liv. 38, 41. Ov. trist. 1, 10, 22.

ТЕМПСА

ТЕМПСА - Tempsa, см. Temesa, Темеза.

ТЕН

ТЕН - Tenes или Tennes, Τέννης, сын Кикна, царя Колон в Троаде, или Аполлона, брат Гемифеи. По наветам мачехи он вместе с сестрой был брошен отцом своим в море в ящике и был занесен на остров Левкофрис, который он назвал по своему имени Тенедосом и которым он управлял как царь. Кикн (Κύκνος) впоследствии узнал о невиновности своего сына, отправился к нему в Тенедос и был вместе с ним убит Ахиллесом. Т. поклонялись в Тенедосе как герою. Paus. 10, 14, 2.

ТЕНАР

ТЕНАР - Taenărum, Ταίναρον, н. Матапан, мыс Лаконии в Пелопоннесе, на котором находился храм Посейдона (Ποσδεω̃ν Άσφάλειоς) с убежищем и местечко, вероятно называвшееся также Т. Thuc. 1, 128. 133. Nep. Paus. 4. По обеим сторонам мыса находились гавани Ахиллей и Псамаф. По сказанию, Геракл вывел Цербера из ада через пещеру, находившуюся в этом месте. Здесь пристал также Арион на своем дельфине. Hdt. 1, 23. 25.

ТЕНЕДОС

ТЕНЕДОС - Tenĕdos, Τένεδος, н. Тенедо, прежде называвшийся будто бы Левкофирой (см. Tenes, Тен), остров в одной миле от материка Малой Азии у берегов Троады, с городом того же имени (Hdt. 1, 151) и с двумя гаванями, из которых одна называлась Βόρειον. Остров, кажется, уже рано достиг некоторого значения (Strab. 13, 601). Во время Персидских войн он был занят персами (Hdt. 6, 31), в Пелопоннесскую войну держался стороны афинян (Thuc. 2, 2) и оставался им верен, пока наконец по Анталкидову миру опять не попал под власть персов, от которой снова старался освободиться во времена македонские. По своему положению Т. был весьма важной стоянкой для флота. Polib. 16, 34. 27, 6. Liv. 31, 16. 44, 28. Здесь во время войны с Митридатом Лукулл дал значительное морское сражение. Cic. Arch. 9, 121. Mur. 15, 33. Plut. Lucull. 3.

ТЕНЕРИЙСКАЯ РАВНИНА

ТЕНЕРИЙСКАЯ РАВНИНА - Τηνερικòν πεδίον, в Беотии между Фивами и горой Фикионом, названная по имени Тенера, сына Аполлона и нимфы источника Мелии. Paus. 9, 26, 1.

ТЕНЕЯ

ТЕНЕЯ - Tenĕa, Τενέα, город в 60 стадиях к югу от Коринфа по дороге в Микены, с храмом Аполлона. Здесь, по сказанию, Полиб воспитал Эдипа (впрочем, ср. Cic. ad Att. 6, 2, 3). Город этот находился у н. Хилиомоди. Strab. 8, 380.

ТЕНКТЕРЫ

ТЕНКТЕРЫ - Tenchtĕri или Tencteri, Τέγκτεροι, Τέγκτηροι, германское племя, упоминаемое большей частью вместе с усипетами. Будучи теснимы свебами, они вторглись в Галлию, но, прогнанные Цезарем, приняты были сигамбрами и получили оседлость на Рейне, между Руром и Сигом. Они отличались своей конницей. Caes. b. g. 4, 1. 4. 12. 16. Tac. ann. 13, 56. Tac. hist. 4, 21. 77.

ТЕНОС

ТЕНОС - Tenos, Τη̃νος, н. Тино, один из цикладских островов между Андросом и Делосом, величиной в 4 кв. мили, с главным городом того же названия (развалины у 'Άγιος Νικόλαος, Св. Николая), родина женщины-поэта Эринны, сo знаменитым храмом Посейдона, которому здесь особенно поклонялись, т. к. он, по сказанию, очистил остров от змей. По обилию змей остров этот назывался также Офиусса (от 'όφις змея). Во 2-ю Персидскую войну теносцы сражались при Платеях, впоследствии они были данниками афинян (Thuc. 7, 57) и платили ежегодно 3.600 драхм, из чего можно заключить о благосостоянии их. Strab. 10, 487.

ТЕНТИРА

ТЕНТИРА - TentСћra, Τέντυρα, главный город Тентиритского округа в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, с храмами Исиды, Тифона и Авроры (Венеры). Жители его были отличные охотники на крокодилов. Juv. 15, 35. В нынешней Дендере находятся еще великолепные остатки древнего города. В храме Исиды был найден зодиак, хранящийся ныне в Париже. Strab. 17, 814.

ТЕНЬ

ТЕНЬ - Umbra, назывался в шутку гость, не приглашенный к пиру, а приведенный другим гостем, о чем нужно было извещать хозяина заблаговременно. Horat. Sat. 2, 8, 22. ер. 1, 5, 28. Mart. 14, 217.

ТЕОЛОГЕЙОН

ТЕОЛОГЕЙОН - Θεολογει̃ον, см. Theatrum, Театр, 11.

ТЕОРИИ

ТЕОРИИ - см. Феории.

ТЕОРИКОН

ТЕОРИКОН - Θεωρικόν, θεωρικά, назывались деньги, выдававшиеся в Афинах со времен Перикла из государственной казны бедным гражданам для доставления им доступа в театр. Содержание театра в порядке отдавалось на откуп частному лицу (θεατρώνης или α̉ρχιτέκτων), взимавшему известную плату за вход, обыкновенно 2 обола за место. В первое время только бедные получали деньги для зрелищ из казны, потом и богатые не пренебрегали этой подачкой, которая сначала выдавалась только в Дионисовы праздники, а впоследствии и в другие, сопровождавшиеся зрелищами или пирами. Θεωρικόν обыкновенно состояло из 2 оболов, иногда и больше, особенно в праздники, продолжавшиеся несколько дней. Ежегодно выдавалось, как полагают, от 25-30 талантов. Под конец Пелопоннесской войны выдача денег для зрелищ прекратилась, но по восстановлении демократии снова возобновилась и возлагалась на особых казначеев, занимавших некоторое время высший финансовый пост в Афинах (см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι. 3). Демосфен и другие патриоты сильно восставали против подобной траты общественных сумм, в особенности потому, что афинские граждане все более и более уклонялись от военной службы и предоставляли вести войну наемникам, предпочитая самим сидеть дома и предаваться удовольствиям. Но не ранее как перед сражением при Херонее удалось Демосфену избавить военные суммы, из которых брались эти деньги для зрелищ, от подобных затрат.

ТЕОС

ТЕОС - Teos, η̉ Τέως, ионический город на берегу Лидии, на южной стороне полуострова, образуемого горой Мимас. Т. был цветущий город, но вследствие слишком тяжелого персидского гнета жители покинули его и переселились большей частью в Абдеры (Hdt. 1, 168. Strab. 14, 644); впрочем, и после того Т. не вполне потерял свое значение. Близ него соединенный флот римский и родосский одержал победу над Антиохом. Liv. 37, 27 слл. В Т. родились поэт Анакреонт и историк Гекатей. Развалины у Сигадика.

ТЕПИДАРИЙ

ТЕПИДАРИЙ - Tepidarĭum, см. Balneum, Бани.

ТЕРВИНГИ

ТЕРВИНГИ - Thervingi, главное племя вестготов в Дакии. Eutr. 8, 2. Amm. Marc. 31, 3.

ТЕРГЕСТА

ТЕРГЕСТА - Tergeste, Τεργέστη (н. Триест, славянский Терст), местечко, впоследствии город в Истрии, у северо-восточного залива Адриатического моря, у sinus Tergestinus. Римляне, познакомившись во время войн с яподамии с выгодным положением Тергесты, увеличили город, который вскоре сделался важным торговым пунктом. Strab. 5, 215. 7, 314. Mela. 2, 4, 3.

ТЕРЕЙ

ТЕРЕЙ - Tereus, см. Philomele, Филомена.

ТЕРЕНТИНСКИЕ ИГРЫ

ТЕРЕНТИНСКИЕ ИГРЫ - Tarentīni или Terentīni ludi, игры в честь Плутона (Dis) и Просерпины, праздновавшиеся на одном месте Марсова поля в Риме, считавшемся вулканическим (πυροφόρον πεδίον) и называвшемся Tarentum или Теrentum. По преданию, некий сабинец по имени Маний Валесий Тарентин открыл во время заразы в этом месте алтарь вышеназванных богов на 20 футов под землей и, принесши им в жертву черного быка, праздновал три ночи сряду первые Т. игры, устроив в честь этих богов лектистернии (см. Lectisternium, Лектистерний) и конное состязание. По другому преданию, игры эти были введены первым консулом Валерием Попликолой, тоже во время заразы, и затем праздновались еще три раза до времен Августа, так что они повторялись примерно через каждые сто лет и поэтому назывались ludi saeculares. Август возобновил их в 17 г. до Р. X. и посвятил их преимущественно Аполлону и Диане (см. Ludi, Игры, 5).

ТЕРЕНЦИАН МАВР

ТЕРЕНЦИАН МАВР - Terentiānus Maurus, родом из Африки, жил, вероятно, в конце 3 в. от Р. X. Он написал в стихах руководство по метрике, состоящее из 3 книг: de litteris, syllabis, metris. Хотя это сочинение по содержанию несамостоятельно, однако оно показывает большую ловкость Т. в подражании разным метрическим размерам. Изд. D. J. von Lenner (1825) с обстоятельными комментариями Santer'a; С. Lachman'a (1835) и Keil, gramm. Lat. VI, p. 315 слл.

ТЕРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРЕНЦИЛИЙ

ТЕРЕНЦИЛИЙ - Terentilĭus (не Terentillus), С. Ter. Arsa, был народным трибуном в 462 г. до Р. X. и предложил закон, ограничивавший власть консулов и сената и требовавший составления писаных законов. На основании этого закона в 452 г. были избраны децемвиры. Liv. 3, 9. Dion. Hal. 10, 1.

ТЕРЕНЦИЯ

ТЕРЕНЦИЯ - Terentĭa, см. Terentii, Теренции, 11.

ТЕРИАС

ТЕРИАС - Terĭas, Τηρίας, река на восточном берегу Сицилии, на юге от Симефа, протекавшая мимо Леонтин; вероятно, н. Fiume di S. Lionardo. Thuc. 6, 50. 94. Diod. Сic. 14, 14.

ТЕРИЛЛ

ТЕРИЛЛ - Terillus, см. Himera, Гимера.

ТЕРИНА

ТЕРИНА - Теrīna, η̉ Τερίνα, кротонская колония на западном берегу Бруттия, у залива, названного по ее имени Τεριναι̃ος χόλπος (Thuc. 6, 104), носившего также название Гиппонского и Вибонского (н. залив St. Eufemia). Развалины разрушенного Ганнибалом и невосстановленного города на юге от St. Eufemia. ср.: Liv. 8, 24, Strab. 6, 256.

ТЕРМЕРЫ

ТЕРМЕРЫ - Termĕra, τὰ Τέρμερα, дорический город в Карии у мыса Термерия, у Керамского залива. Римляне оставили город свободным. Hdt. 5, 37. Strab. 14, 657.

ТЕРМЕС

ТЕРМЕС - Termes (также Termesus, Τερμησός и Termantia), город ареваков в тарраконской Испании, на западе от Нумантии. Т. к. он был расположен на крутой возвышенности, то римляне несколько раз напрасно старались взять его, наконец в 98 г. до Р. X. заставили жителей за их враждебные отношения к ним поселиться в равнине, н. Ermita de nuestra Senora de Termes. App. 6, 76. 99.

ТЕРМЕСС

ТЕРМЕСС - Termessus, Τερμησσός и Τελμισσός,

1. укрепленный город Писидии на вершинах Тавра, у реки Катарракта близ одного узкого прохода. Вследствие его недоступности Александр прошел мимо города, не сделав на него нападения. Strab. 13, 630 слл. Arr. 1, 27, 5. 28, 1;

2. см. Permessos, Пермесс.

ТЕРМИНУС

ТЕРМИНУС - Termĭnus, римский бог межи и пограничного камня. Межа считалась священной и находилась под особенным покровительством его. Установление межевых камней сопровождалось религиозными церемониями: в выкопанной для камня яме зажигали огонь, над ним закалывали жертвенное животное, так что кровь его текла в яму, бросали туда же ладон и плоды, лили мед и вино, наконец ставили камень, украшенный венком и помазанный маслом. Межевание было введено, по преданию, Нумой, который посвятил межевые камни Юпитеру (I. terminalis), построил Т. храм и учредил праздник терминалий (23 февраля). Владельцы смежных полей собирались в этот день у общего межевого камня, каждый украшал его со своей стороны цветами и приносил в жертву лепешку. Затем устраивали жертвенник, приносили бескровные жертвы - хлеб, мед, вино (впоследствии иногда и ягненка, Hor. epod. 2, 59), и наконец весело пировали все вместе. Ov. fast. 2, 637 слл. Подобные же терминалии устраивались также на древней границе Рима, по дороге к Лавренту, между 5 и 6 мильным камнем. Ov. fast. 2, 677. На капитолии Т. имел священный камень в храме Юпитера. Когда Тарквиний Гордый собирался строить этот храм и на выбранном для него месте надо было эксавгуровать (лишить святости) находившиеся там святилища, авгуры запретили трогать камень Т. Поэтому он был помещен в храме Юпитера и, таким образом, находился под охраной высшего бога. Terminus motus, передвижение и подмена межевого камня уже со времен Нумы наказывались sacratione capitis. Во времена Республики за эти преступления полагался денежный штраф; при Адриане - изгнание, condemnatio ad opus publicum (каторга) и иногда конфискация имущества.

ТЕРМЫ

ТЕРМЫ - Thermae, Θέρμαι, называлось несколько местностей, известных своими горячими ключами:

1. см. Himera, Гимера;

2. см. Selinus, Селинунт;

3. Т. назывались в Риме также обширные бани, развившиеся из греческих гимнасий и похожие на них, общественные бани, которые при императорах устраивались с чрезвычайной роскошью. Самые известные бани Рима были бани Помпея, Агриппы, th. Neroniane, th. Titi, Diocletiani, Caracallae и др. Здесь было соединено все, что могло услаждать жизнь, напр., porticus, (Портик) exedrae (см. Экседра), platanones (тенистые аллеи), sphaeristeria и т. д. Кроме телесных упражнений в этих банях происходили также и умственные занятия, напр., чтения и т. п. (ср.: Becker. Gallus, III, стр. 68 слл.).

ТЕРПАНДР

ТЕРПАНДР - Terpander, Τέρπανδρος, музыкант и поэт, родом из Антиссы на Лесбосе; но главным местом его деятельности была Спарта, куда он был позван по приказанию Дельфийского оракула для улаживания внутренних раздоров и где одержал победу в первом музыкальном состязании, на празднике Аполлона Карнейского, в 676 г. до Р. X. Кроме того, он одержал также 4 победы подряд в музыкальных состязаниях в Дельфах, между 27-33 ол. Т. считается творцом греческой музыки: существовавшим до тех пор в народе напевам он придал художественную обработку и изобрел полную музыкальную систему, которой греки постоянно придерживались, несмотря на широкое развитие их музыки; большое значение при усовершенствовании музыки имела изобретенная Т. семиструнная кифара вместо прежней четырехструнной. Из песен его сохранились только два стиха, подлинность которых, впрочем, оспаривалась уже древними.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА - Terpsichŏre, см. Musae, Музы.

ТЕРРАЦИНА

ТЕРРАЦИНА - Terracīna, см. Tarracina, Таррацина.

ТЕРСИТ

ТЕРСИТ - Thersītes, Θερσίτης («дерзкий», от слова θέρσος = θάρσος), самый безобразный грек под Троей, дерзкий и злой крикун, человек простого звания, которого Одиссей при всеобщем одобрении побил за поношение Агамемнона. Ноm. Il. 2, 212 слл. По позднейшим преданиям, его убил Ахиллес ('έχθιστος Άχιλλη̃ϊ, Ноm. Il. 2, 220) за то, что тот ткнул копьем в глаз убитой Ахиллесом царицы амазонок Пентесилеи и клеветал на Ахиллеса. Сомнительно, чтобы этот Т. был одно лицо с сыном Агрия, братом Ойнея Этолийского.

ТЕРСИТ, ФЕРСИТ

ТЕРСИТ, ФЕРСИТ - Thersītes,

Θερσίτης ("дерзкий", от слова θέρσος = θάρσος), самый безобразный грек под Троей, дерзкий и злой крикун, человек простого звания, которого Одиссей при всеобщем одобрении побил за поношение Агамемнона. Нот. Il. 2, 212 слл. По позднейшим преданиям, его убил Ахиллес ('έχθιστος Άχιλλη̃ϊ, Нот. Il. 2, 220) за то, что тот ткнул копьем в глаз убитой Ахиллесом царицы амазонок Пентесилеи и клеветал на Ахиллеса. Сомнительно, чтобы этот Т. был одно лицо с сыном Агрия, братом Ойнея Этолийского.

ТЕРТУЛЛИАН

ТЕРТУЛЛИАН - Tertulliānus, 1. римский юрист времен Папиниана, составитель нескольких юридических сочинений, отрывки из которых встречаются в пандектах;

2. Q. Septimius Florens Tert., живший приблизительно в 150-230 гг. от Р. X., был первоначально язычником, потом сделался христианином и из христианских писателей первый писал на латинском языке. Язык его многочисленных сочинений, важных отчасти также в антикварном отношении, напоминает так называемый африканский слог, бывший в употреблении в более поздние века. Важнейшие его сочинения: ad nationes, de pallio, de spectaculis и др. Тон и характер этих сочинений везде один и тот же. Они отличаются богатством мыслей и отсутствием красивой формы, страстностью и остроумием, изложение красноречивое, слог сжат и энергичен до неясности. Изд. Semler (1770) и F. Oehler (1853 сл.), большое изд. Leopold'a (1839) и Оеhlеr'а (1854).

ТЕРТУЛЛЫ

ТЕРТУЛЛЫ - Tertulli, 1. Cornutus Tert., друг младшего Плиния, с которым находился в переписке и был в одно время с ним praefectus aerarii и консулом. Plin. ep. 2, 11. 5, 15. 7, 21;

2. Ovidius Tert., пользовался влиянием при Марке Аврелие и Коммоде;

3. Scapula Tert., состоял при Коммоде на государственной службе и в 195 г. от Р. X. сделался консулом при Александре Севере. Это, вероятно, тот же Т., которому покровительствовал Марк Аврелий, несмотря на его преступную связь с императрицей Фавстиной. Capit. M. Ant. 29;

4. римский префект в 350 г. от Р. X., предложил, когда народ бунтовал вследствие голода, принести в жертву своих детей. Amm. Marc. 19, 10.

ТЕСЕЙ

ТЕСЕЙ - Theseus, Θησεύς, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, дочери Пелопида Питфея, мудрого царя трезенского. Место, где он родился, находилось между Трезеном и Гермионой и называлось Генетлий (γενέθλιον). Paus. 2, 32, 9. Воспитал Т. Питфей, Хейрон научил его охоте, руководителем его был Коннид, которому за это афиняне накануне Тесеева праздника приносили в жертву барана. Юношей Т. отправился в Дельфы и принес в жертву Аполлону свои волосы. Когда он возвратился домой, мать повела его к каменной глыбе, под которой Эгей перед своим возвращением из Трезена в Афины положил свой меч и сандалии с поручением прислать к нему сына, когда тот подрастет настолько, что будет в состоянии вынуть из под скалы меч и обувь. Т. поднял скалу и, взяв меч и обувь, отправился с ними в Афины. По дороге ему пришлось испытать разные приключения. Близ Эпидавра он убил сына Гефеста, Перифета, прозванного Коринетом (дубиноносец), за то, что убивал дубиной проходящих путников; Т. взял эту дубину себе. На Истме он одолел сына Полипемона или Посейдона, разбойника Сина (Синна) с прозвищем Питиокамп (сосносгибатель), который разрывал путников, привязывая их к двум соснам, погнутым им. Т. убил его таким же способом. От дочери его Перигуны он имел сына Меланиппа (Ov. met. 7, 400 слл.). Затем он убил кроммионскую свинью Фаю (серую), а на границе Мегары и Аттики, на скиронской скале, Скирона, который грабил проходящих, заставлял их мыть ему ноги и потом ногами сталкивал их в море, где черепаха съедала их трупы. В Элевсине он победил аркадского борца Керкиона, сына Посейдона, сводного брата Триптолема, у Кефиса убил Дамаста или Полипемона, прозванного Прокрустом (вытягиватель) за то, что он вытягивал останавливавшихся у него путников в своей кровати до тех пор, пока они не умирали. В Кефисе Т. был очищен фиталидами (см. Phytalus, Фитал) от пролитой им крови и потом отправился к отцу, у которого в то время находилась убежавшая из Коринфа Медея (см. Argonautae, Аргонавты, 6). Она, узнав Т., уговорила Эгея отравить его во время пира. Но когда Т. вынул взятый им из-под скалы меч, для того чтобы разрезать мясо, отец узнал его, и Медея убежала со своим сыном от Эгея, Медом, в Колхиду, где возвратила власть отцу своему, свергнутому с престола. Эгей представил Т. народу; тогда сыновья Палланта, брата Эгея, подняли восстание, но были побеждены вследствие измены герольда Лея и убиты. Вскоре потом Т. удалось поймать живым марафонского быка, которого он принес в жертву Аполлону Дельфийскому. Когда в это время Минос в третий раз потребовал присылки 7 юношей и 7 девушек, которых афиняне через каждые 9 лет отсылали в виде дани за убийство Андрогея (см. Андрогей) в Крит, где бросали их на съедение Минотавру, Т. вызвался добровольно отправиться в числе прочих жертв и обещал отцу убить Минотавра. В лабиринте он одолел чудовище и вышел из запутанных ходов лабиринта при помощи нити, полученной от Ариадны (= Άριάγνη от α̉γνός), дочери Миноса и Пасифаи. Таким образом он освободил афинян от дани. Затем вместе с Ариадной он отправился в Афины, но она доехала только до Наксоса (Дия); по одному преданию, Дионис силой отнял ее у Т. и сделал своей женой, по другим - она была изменнически покинута во время сна Т. и найдена Дионисом, который сделал ее своей бессмертной супругой; существует также предание, что она сама убила себя на Наксосе. У Гомера (Ноm. Od. 11, 321 слл.) слились две рецензии текста, по одной - она была убита Артемидой на Наксосе, по другой - задержана ею при помощи Диониса, сделавшего ее своей супругой. При возвращении Т. в Афины Эгей вследствие ошибки своего сына убил сам себя (см. Aegeus, Эгеи). T. сделался царем Аттики и уговорил отдельные общины страны признать Афины столицей общего аттического государства. В память этого соединения он учредил панафенейский и синэкийский праздники (Плутарх называет последний метэкийским). Thuc. 2, 15. Он ввел также Истмийские игры и присоединил Мегару к Аттике, участвовал в походе Геракла против амазонок и получил в награду или же увел хитростью царицу амазонок Антиону или Гипполиту. В отмщение за это амазонки пошли войной на Афины, но Антиона способствовала заключению мира; по другому преданию, она была убита возле горячо любимого ею Т. От нее он имел сына Гипполита (см. Ипполит). После смерти Антионы он женился на сестре Ариадны, Федре, и имел от нее сыновей Акаманта и Демафонта. Т. принимал также участие в походе аргонавтов и в калидонской охоте. Замечательна была его дружба с лапифским царем Пейрифоем, который помог ему похитить Елену. Однако диоскуры в отсутствие Т. взяли Афидну, где была спрятана Елена, и взяли в плен мать Т. Эфру (см. Aethra, Эфра). T. же помогал Пейрифою при изгнании кентавров (см. Peirithous, Перифой) и спустился с ним в подземное царство, чтобы похитить для него супругу Аида. Но за такую дерзость Аид велел Эриниям наказать обоих, и они приросли к скалам, на которые сели в подземелии. Впоследствии Геракл освободил обоих или же только одного T. Verg. Aen. 6, 393. 617 (Ноm. Od. 11, 631 стих вставлен после). По возвращении из Аида Т. нашел на своем престоле Петеева сына Менесфея и настроение граждан неблагоприятным для себя. Тогда он отправил детей своих на Эвбею к сыну Халкодонта, Элефенору, проклял на Гаргетте афинян и удалился в Скир, где был сброшен царем Ликомедом со скалы в море, по другому преданию, он сам, споткнувшись, упал в пучину. Сыну его Демафонту удалось возвратить отцовскую власть в Афинах. Впоследствии афиняне почитали Т. как героя; останки его по приказанию Дельфийского оракула были перенесены Кимоном из Скира в Афины и над его могилой выстроен был великолепный храм τò Θήσειον, ок. 465 г. до Р. X. (Thuc. 1. 98. Plut. Thеs. 36). Праздник в честь его, Θήσεια, праздновался 8 пианепсиона, кроме того, Т. и Посейдону был посвящен 8-й день каждого месяца. Т. принадлежит в героям посейдонского цикла мифов, Посейдон назывался его отцом, и Т. было первоначально только прозвище этого бога. Посейдон был национальный бог ионян, а Т. их главным героем, и афиняне старались придать ему такой же блеск, какой доряне придавали своему Гераклу. Поэтому многие приключения Т. представляют копию с подвигов Геракла и, как это бывает при подражаниях, превосходят образец. Впрочем, ионический герой никогда не достигал той славы, какой пользовался у всех греков Геракл. Афиняне считали Т. основателем и учредителем своего государства, само имя его имеет такой смысл (производное от τίθημι). Τ. изображался подобно Гераклу; обыкновенно он представляется безбородым юношей с крепким телосложением, напоминающим Геракла, но с менее развитыми мускулами, указывающими более на ловкость в борьбе: он считался изобретателем палестры. Волосы его не так курчавы, как у Геракла. В более древних изображениях он представлен держащим меч, в позднейших - дубину и львиную шкуру. ср. биографию Т. у Плутарха.

ТЕСМИЯ

ТЕСМИЯ - Θεσμία, θεσμοφόρος, см. Demetera, Деметра, 3.

ТЕСМЫ

ТЕСМЫ - Θεσμοί, (фесмы) см. Draco, Дракон.

ТЕССЕРА

ТЕССЕРА - Tessĕra, 1. hospitalis, см. Hospitum, Гостеприимство;

2. для игры, см. Ludi, Игры, 7;

3. пароль солдат, см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 8;

4. frumentaria или numaria, см. Largitio;

5. theatralis, марка для входа;

6. gladiatoria, не входная марка, а, вероятно, знак победившего гладиатора.

ТЕТИС

ТЕТИС - Tethys, Τηθύς, титанка, дочь Урана и Геи, жена Океана, которому родила океанид и речных богов. Hesiod. theog. 136. 337. У Гомера, рассказывающего, что Гера во время борьбы Зевса с Кроносом была отправлена своей матерью в дом Океана и Т., последняя называется праматерью, а Океан праотцом всех богов. Ноm. Il. 14, 200 слл.

ТЕТИС, ТЕФИЯ

ТЕТИС, ТЕФИЯ - Tethys,

Τηθύς, титанка, дочь Урана и Геи, жена Океана, которому родила океанид и речных богов. Hes. theog. 136. 337. У Гомера, рассказывающего, что Гера во время борьбы Зевса с Кроносом была отправлена своей матерью в дом Океана и Т., последняя называется праматерью, а Океан праотцом всех богов. Нот. Il. 14, 200 слл.

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛОГИЯ - Tetralogĭa, τετραλογία. Со времен Эсхила в Афинах установилось правило, чтобы во время состязаний в праздники Диониса каждый состязающийся поэт представлял 4 драмы. При Эсхиле эти 4 пьесы, представляемые одна за другой, состояли из 3 трагедий и одной сатирической драмы и все вместе назывались Т., τετραλογία. Мы не имеем ни одной полной Т. из какой-либо эпохи аттической трагедии, и только от «Орестеи» Эсхила сохранились три трагедии: «Агамемнон», «Хоефоры», «Евмениды», принадлежавшая же к ним сатирическая драма, «Протей», утеряна.

Из случайных заметок нам известны заглавия следующих Т. Эсхила:

1. «Персидская Т.» («Финей», «Персы», «Главк», «Прометей»),

2. «Ликургея» («Едоняне», «Бассариды», «Юноши», «Ликург»),

3. «Эдиподея» («Лай», «Эдип», «Семеро против Фив», «Сфинкс»).

Одновременно с этой последней давалась Т. поэта Аристия, из которой известны заглавия трех пьес: «Персей», «Тантал», «Борцы», последнее - была сатирическая драма, написанная Пратином и поставленная на сцену сыном его Аристием. Кроме того, упоминается еще Т. Ликургея без обозначения заглавий отдельных ее пьес. О Софокловых дидаскалиях, или постановках пьес на сцене, не существует никаких подобных преданий.

Из Т. Еврипида известны заглавия:

1. «Алкестидской Т.» («Критянки», «Алкмеон в Псофиде», «Телеф», «Алкестида»),

2. «Медийской Т.» («Медея», «Филоктет», «Диктий», «Жнецы»),

3. «Троадской Т.» («Александр», «Паламед», «Троянки», «Сизиф»).

При постановке этой Т, выступил против Еврипида Ксенокл с Т.: «Эдип», «Ликаон», «Вакханки», «Афамант». Еще упоминается о «Пандиониде» Филокла, которая, по-видимому, была тоже Т. вроде эсхиловых, хотя заглавия отдельных пьес неизвестны.

К Т. принадлежит также, судя по заглавию, сочинение трагического поэта Мелета - «Эдиподея». Наконец недавно сделалось известно из одного примечания к «Финикиянкам» Еврипида, что пьеса эта представлялась одновременно с «Эномаем» и «Хрисиппом». Заглавие же четвертой пьесы этой Т. не сохранилось. Точно так же известны только заглавия трагедий, составлявших Т. Еврипида, поставленную уже после его смерти, а именно: «Ифигения в Авлиде», «Алкмеон в Коринфе» и «Вакханки». На основании этих тетралогических представлений, охватывающих все время процветания аттической трагедии, можно почти с полной достоверностью утверждать, что всем трагическим дидаскалиям от Эсхила и вплоть до Еврипида присуща была тетралогическая форма. Это можно доказать и другими обстоятельствами. Впрочем, никто и не сомневался в постоянном существовании этого обычая и только на основании одной заметки Свиды о Софокле: η̃́ρξε του̃ δρα̃μα πρòς δρα̃μα α̉γωνίζεσθαι, α̉λλὰ μη τετραλογίαν, можно бы было предположить, что иногда ставилась одна или несколько отдельных трагедий вместо полной Т. Но достоверность этой заметки очень сомнительна, т. к. слово τετραλογία основано на догадке (в рукописи στρατολογίαν или στρατολογει̃σθαι) и вся заметка, вероятно, по ошибке отнесена к Софоклу. Может быть (т. к. едва ли когда-либо удастся разрешить удовлетворительно этот вопрос), в истории трагедии от Эсхила, ставившего на сцене в первые годы также отдельные трагедии, и до Софокла произошли три постепенные перемены трагических дидаскалий:

a) расширение одной драмы в три больших трагедии, соединенные между собой общностью мифа, к которым присоединялась сатирическая драма; таковы были трилогии и Т. Эсхила;

b) уничтожение внутренней мифической связи трагедий и разделение цельного материала на три независимые одна от другой пьесы, за которыми следовала сатирическая драма или какая-нибудь другая, заменявшая ее. Представление было в обоих случаях одинаковое: все 4 пьесы одной Т. представлялись беспрерывно одна за другой;

c) уничтожение и прекращение порядка дидаскалий, так что отдельные драмы состязавшихся поэтов чередовались между собой (нововведение Софокла).

Обычай представлять три трагедии одного поэта одну за другой развился, вероятно, из расширения одной драмы в трилогию, т. е. в три, имевшие между собой связь, трагедии. Образчиком подобной трилогии служит «Оресфея» Эсхила, состоявшая из «Агамемнона», «Хоефор» и «Евменид». Внутренняя связь сюжета составляет, по-видимому, отличительный признак трилогии и к ней, как прежде к одной трагедии, присоединялась сатирическая драма, которая, составляя веселый конец представления, имела целью загладить мрачное впечатление трагедии, не соответствовавшее обычному веселью дионисовых праздников. Отсюда делается понятным, каким образом Еврипид напал на мысль заменить сатирическую драму «Алкестидой», пьесой с веселой и забавной развязкой, и очень вероятно, что это был не единственный пример подобной Т.

ТЕТРАПОЛИС

ТЕТРАПОЛИС - Tetrapŏlis, Τετράπολις, так называлось несколько союзов городов по числу их членов:

1. в Аттике (Эноя, Пробалинф, Трикориф, Марафон);

2. в Дориде (Ериней, Пинд, Бой, Китиний);

3. в Ликии (Кибира, Эноанда, Бубон, Балбура);

4. в Сирии (Антиохия, Апамея, Лаодикея, Селевкея).

ТЕТРАПОЛИС, ЧЕТЫРЕХГРАДЫ

ТЕТРАПОЛИС, ЧЕТЫРЕХГРАДЫ - Tetrapŏlis,

Τετράπολις, так называлось несколько союзов городов по числу их членов: 1) в Аттике (Эноя, Пробалинф, Трикориф, Марафон); 2) в Дориде (Ериней, Пинд, Бой, Китиний); 3) в Ликии (Кибира, Эноанда, Бубон, Балбура); 4) в Сирии (Антиохия, Апамея, Лаодикея, Селевкея).

ТЕТРИК

ТЕТРИК - Tetrĭcus, один из так называемых тридцати тиранов (см. Triginta Tyranni, Тридцать тиранов), которого в 274 г. от Р. X. в Галлии победил и взял в плен Аврелиан, подчинивший после этого все государство своей власти. Eutr. 9, 13. Trebell. Poll. XXX. tyr. 23 слл.

ТЕТРИКА

ТЕТРИКА - Tetrĭca rupes, гора в стране сабинян, принадлежавшая к Mons Fiscellus, крутая и страшная, богатая дикими козами; может быть, н. S. Giovanni. Verg. Aen. 7, 713.

ТЕТТИИ

ТЕТТИИ - Tettĭi, 1. P. Tettius, наместник в Азии в 79 г. до Р. X. и accensus (см. Акцензы) К. Клавдия Нерона. Cic. Verr. 1, 28;

2. Tett. Damio, принял в 57 г. в свой дом Цицерона, спасавшегося от Клодия. Cic. ad Att. 4, 3, 3.

ТЕФИЯ

ТЕФИЯ - см. Тетис.

ТЕЭТЕТ

ТЕЭТЕТ - Theaetētus, Θεαίτητος,

1. сын Евфория Сунийского, последователь Сократа, известный по названному его именем диалогу Платона и по «Софисту»; раньше он был учеником Феодора в Кирене. Он был очень щедр, хотя недобросовестные опекуны лишили его значительной частя имущества, и храбр на войне;

2. пифагореец, законодатель регинян;

3. автор 5 эпиграмм в греческой антологии.

ТИАНА

ТИАНА - Туănа, τὰ Τύανα, древний город Каппадокии, защищен как своим положением у подножия горы Тавра близ киликийских теснин, так и искусственными укреплениями; месторождение чудодея Аполлония (см. Apollonius, Аполлоний); н. Кис или Килиссе Гиссар. Strab. 12, 537. Plin. 6, 3, 3.

ТИАРА

ТИАРА - Tiāra, τιάρα, мягкая чалма восточных народов из бумажной материи; у царей и жрецов она была крепкая и прямая (recta).

ТИАТИРА

ТИАТИРА - Thyatīra, Θυάτειρα, значительный город в северной части Лидии у реки Лика, известный своими пурпуровыми тканями и образованностью и обходительностью жителей. Здесь возникла одна из первых христианских общин, н. Akhissar. Strab. 13, 625. Liv. 37, 37.

ТИБАРЕНЫ

ТИБАРЕНЫ - Tibarēni, Τιβαρηνοί, мирное, веселое племя, жившее в Понте у реки Фермодонта, соседи мосинэков и халибов, город их был Котиора. Ксенофонт прошел через их плодородную, ровную страну в 3 дня.

ТИБЕРИЙ

ТИБЕРИЙ - Tiberĭus, 1. Tib. Claudius Nero, римский император в 14-37 гг. от Р. X., родился 16 (или 17) ноября 42 г. до P. X. от Т. Клавдия Нерона и Ливии Друсиллы, которая впоследствии вышла за Октавиана; занимал последовательно самые важные должности, в 15 г. до Р. X. вместе с братом Друзом был главнокомандующим против альпийских народов и победил их, за что в 13 г. был сделан консулом. Horat. Od. 4, 4, 16 слл. 14, 34. В 11 г. он должен был против воли развестись со своей женой Випсинией Агриппиной, которая родила ему Друза, и жениться на дочери Августа Юлии, брак с которой не принес ему счастья. Suet. Tib. 7. Еще в 12 г. он был послан против возмутившихся паннонцев, с которыми воевал и в следующие годы, пока они в 9 г. не были кое-как усмирены. Dio Cass. 54, 31 слл. 55, 2. Из Паннонии Т. отправился в Германию к заболевшему брату своему Друзу, привез труп его в Рим, и затем в 8 г. получил главное начальство в Германии, но не совершил там никаких важных дел. В 6 г., может быть для избежания встречи со своей женой, он уже жил на Родосе, где занимался науками и телесными упражнениями и где провел 7 лет, т. к. Август был рассержен на него за самовольное удаление на Родос. Suet. Tib. 10 сл. Лишь во 2 г. от Р. X. ему позволено было возвратиться в Рим, после чего, вследствие смерти всех мужских потомков императорского дома, Август, по настоянию Ливии, усыновил его, в 4 г. от Р. X., за что Т. должен был усыновить своего племянника Германика. Suet. Oct. 65. Vell. Pat. 2, 103. Тотчас после этого он отправился в Германию, перешел через Везер, напал в следующем году на прибрежные страны северного моря с морской стороны, подвинулся вперед до Лабы (Эльбы), а в 5 г. выступил против маркоманского царя Марбода (Tac. ann. 2, 46), но среди этих предприятий в 7 г. был отозван в Паннонию, где вспыхнуло восстание. Усмирив его, он должен был идти на Рейн, чтобы загладить поражение, нанесенное Варру. Однако он очень осторожно подвигался в глубь страны и уже в следующем году передал главное начальство Германику. Tac. ann. 2, 26. 46. Vell. Pat. 2, 101 слл. Dio Cass. 55, 13. После возвращения в Рим Август щедро наградил его за услуги, оказанные государству, и, умирая, оставил ему власть, хотя мало любил его. Tac. ann. 1, 33. Сначала в сенате Т. выражал нежелание принять власть (Tac. ann. 1, 11) и в первые годы своего правления шел по стопам Августа; он удовлетворил войско, требовавшее во многих провинциях сокращения срока службы и увеличения жалованья, выказывал большое уважение к сенату, вел себя очень скромно, переносил обиды с большим терпением и при многих случаях обнаруживал доброту, благосклонность и снисходительность. Tac. ann. 1, 75. 2, 34. 37. 87. В этот период его правления изданы были хорошие законы об общественной безопасности, порядке, нравственности и справедливом суде. Но когда в 26 г. он лишился своего сына и внука, тогда стала обнаруживаться, подавляемая до тех пор, необузданность и дикость его характера. Он удалился от дел, предоставил власть Сеяну и в 26 г. покинул Рим. Tac. ann. 4, 42. Три года спустя умерла Ливия. Сеян побуждал Т. ко многим дурным поступкам, пока тот не освободился от него, но лишь для того, чтобы свободнее предаваться убийствам и распутству. Tac. ann. 4, 3. 5, 3. 6, 1. 40 слл. Suet. Tib. 57. В Рим он более не возвращался и умер на 77 году жизни, 16 марта 37 г. от Р. X. близ Мизена. Tac. ann. 6, 50. Т. был правильного телосложения; отличительные черты его характера были серьезность, скрытность, холодность, себялюбие. Мнение современников для него не имело значения, немного выше ставил он суждение потомства, вследствие чего часто выказывал к людям дерзко-насмешливое презрение или скорее пренебрежение. Ненависть его к людям под конец соединилась со страхом, суеверием и недоверчивостью. В первое время он оказал Риму большие услуги, особенно на войне, позже же предпочитал прибегать к договорам, нежели к оружию. Финансы при нем были приведены в порядок, суд был правилен и беспристрастен, к тому же Т. был бережлив, особенно касательно игр и построек. Получив рано отличное воспитание, он хорошо говорил речи, особенно надгробные, напр., при смерти Августа, но гонялся за старинными формами и выражениями. Упоминают также об исторических трудах и поэтических опытах его. Suet. Tib. 67. Tac. ann. 2, 63. 4, 72. Оправдания T. (какое взял на себя, напр., Ad., Stahr. Tiberius, 2-е изд., 1873) не согласны, по крайней мере, с событиями последних лет его жизни, хотя, может быть, суждения современных ему писателей недостаточно беспристрастны. ср. монографии Wigand'a, Sievers'a, Pasch'a и Freytag'a (1870);

2. Tib. Alexander, сын Александра Лисимаха, получил через своего отца, который был дружен с Клавдием, в Риме высокие почести, был сделан римским всадником и в 46 г. от Р. X. назначен прокуратором Иудеи. Позже, в 63 г., он служил в Азии под начальством Корбулона и от Нерона получил пост наместника в Египте, где в 66 г. строгими мерами подавил восстание в Александрии. После низвержения Вителия он подчинился Веспасиану и в 70 г. был назначен главным начальником в Иудее. Уважаемый императором, он приобрел себе мягкостью и справедливостью почетную память в управляемых провинциях. Tac. hist. 1, 11. 29. 2, 74. 79. Suet. Vesp. 6.

ТИБЕРИН

ТИБЕРИН - Tiberīnus, бог реки Тибра. По преданию, Т. был царь албанский, сын Капета, и утонул в реке Албуле, получившей после этого название Тибр. Его причисляли как indigetem и genium к местным божествам (Ov. met. 14, 614 слл. Liv. 1, 3. Ov. fast. 2, 389. 4, 47) и призывали на помощь под именем divus или sanctus Pater. Verg. Georg. 4, 369. A. 8, 31. Liv. 2, 10. Храм его был на острове Тибра, где ему 8 декабря приносили жертвы. В честь его давались 7 июля игры по ту сторону Тибра, называвшиеся также ludi piscatorii. Ov. fast. 6, 237 слл. Вергилий (А. 8, 31) описывает Т. серьезным стариком в голубоватом одеянии, с тростниковым венком на голове. Лучшее его изображение - это колосс в Museo Pio Clem 1, 39, где он, как победоносец, украшен лавровым венком, в одной руке держит весло, в другой рог изобилия, а рядом помещается волчица с Ромулом и Ремом.

ТИБИСИС

ТИБИСИС - Τίβισις, по Hdt. 4, 49, значительный приток Истра во Фракии, имевший начало на Геме. Может быть, Геродот смешал его с левым притоком Τίβισκος (н. Теmesz).

ТИБИЯ

ТИБИЯ - tibia

свирель, флейта, преимущественно - pluralis, поскольку обычно играли на двух флейтах (см. Музыка).

ТИБР

ТИБР - Tibĕris, ο̉ Τίβερις, главная река Лациума (переменившая свое прежнее название Албула, после того как в ней утонул албанский царь Тиберин. Verg. Aen. 8, 332. Liv. 1, 3) вытекала из Апеннин близ Тиферна, на северо-востоке Этрурии, образовала потом в своем южном течении границу Этрурии и Умбрии, сабинских земель и Лациума. В нее впадало множество рек, с правой стороны Клан, с левой: Тиния и Клитумн, Нар с Велином и Гимеллой, Анион, которые с весны до осени щедро изливали в нее свои мутные воды (поэтому Т. у поэтов называется flavus. Verg. Aen. 7, 31. Horat. Od. 1, 2, 13. 2, 3, 8. Horat. Sat. 2, 1, 8). Начиная от Рима до устья средняя ширина реки была 400 футов при значительной глубине. Почти у самого устья она делилась на 2 рукава и образовала посвященный Венере остров, Insula sacra (еще; н. Isola sacra), о баснословном происхождении которого см. Liv. 2, 5. Нынешнее название реки - Tevere, Tibro, правый, меньший рукав называется Fiumicino.

ТИБУЛЛ

ТИБУЛЛ - Tibullus Albius, Альб, римский элегик, из почтенного семейства всадников, которое, вероятно, во время междоусобиц лишилось большей части своего имущества и владений. Он родился ок. 54 г. до Р. X. и, по-видимому (1, 10), в 42 г. впервые участвовал в походе, где пробыл 10 лет, до 32 г. Около этого времени он заключил дружбу с М. Валерием Мессалой Корвином, который желал взять его в следующем году с собой на войну с Антонием; но т. к. в то же время Т. был занят любовью к Плании, которую воспевал под именем Делии, и приятность сельской жизни тянула его на родину, где надеялся поселиться в еще оставшемся ему, хотя, может быть, и урезанном при раздаче земель, имении близ Педа, то он отклонил предложение влиятельного покровителя (1, 1), но потом все-таки под конец года решился сопровождать его в Аквитанию. В 30 г. он следовал за ним даже в поход на Восток, но постигшая его на пути болезнь заставила его остаться на Керкире (1, 3). Возвратившись после своего выздоровления в Рим, Т. застал свою возлюбленную больной; когда она выздоровела, обнаружилась неверность ее, вскоре подтвержденная выходом замуж за более богатого жениха. Когда Мессала Корвин по возвращении с Востока торжествовал победу над аквитанцами, Т. воспел в благодарственной песне день рождения его (1, 7). Может быть, год спустя (26 г.) вышла в свет первая книга элегий, единственная, которую суждено было выпустить в свет самому поэту. Вторая книга рассказывает нам преимущественно про любовь поэта к воспетой им в нескольких элегиях Немесиде (может быть, тождественной с встречающейся у Горация Гликерой (Horat. Od. 1, 33, 2), любовь к которой еще не остыла, когда в 18 или 19 г. до Р. X. унесла поэта, немного позже Вергилия, слишком ранняя смерть. Третья книга элегий, существующая под его именем, несогласна с характером первых двух книг, объективно воспевающая любовь Лигдама и Нееры, уже в прошлом столетии (с 1786 И. И. Фоссом) была признана подложной, а в недавнее время присвоена Овидию на том основании, что на него как на автора указывают не только содержание и дух этих стихотворений вообще, но особенно совпадение целых стихов со стихами Овидия, сходство известных синтаксических особенностей и, наконец, то обстоятельство, что по указанию в этой 3 книге (5, 17) составитель ее родился в 43 г. до Р. X., несомненном году рождения Овидия, тогда как Т. родился гораздо раньше. Другие по справедливости (ср. W. Teuffel, Studien, 378-381) высказываются против Овидия. Умеренно одаренный поэт всех 6 элегий 3 книги принадлежал к кружку Мессалы, и это было причиной, что стихотворения его были присоединены к элегиям Тибулла. Из стихов четвертой книги 2-7, 13 и 14, по-видимому, принадлежат Тибуллу, 8-12 имеют автором римскую девицу по имени Сульпиция, а так называемый Panaegyricus in Messalam представляет школьное упражнение очень позднего времени. Стихотворения Тибулла указывают на мягкое, нежное, поэтическое сердце, которое, не находя удовлетворения в интересах дня и во всем окружающем поэта, ищет счастья в сельской тиши и в наслаждении чистой, нравственной любовью, и потому стихотворения его переполнены похвалой сельской жизни и ее занятий, общественных и религиозных празднеств. Талант Тибулла - элегический, без всякой примеси сатиры или иронии; при этом поэт обладает богатым внутренним образованием и мастер в применении законов художественной композиции (Особенную заслугу в изучении поэта приобрел L. Dissen). Изд. (часто вместе с Катуллом и Проперцием): Broukhusius (1708), Vulpi (1738 слл.), Heine (4-е изд., 1817), Voss (1811), Bach (1819), Huschke (1819), Lachmann (1829), Dissen (1835, важнейшее изд.), Haupt (3-е изд., 1868), Rossbach (2-е изд., 1866), Luc. Müller (2-е изд., 1875 и 1879), Bährens (1878) и В. Fabricius (1881).

ТИБУЛЛ АЛЬБ

ТИБУЛЛ АЛЬБ - Tibullus Albius,

римский элегик, из почтенного семейства всадников, которое, вероятно, во время междоусобиц лишилось большей части своего имущества и владений. Он родился ок. 54 г. до Р. X. и, по-видимому (1, 10), в 42 г. впервые участвовал в походе, где пробыл 10 лет, до 32 г. Около этого времени он заключил дружбу с М. Валерием Мессалой Корвином, который желал взять его в следующем году с собой на войну с Антонием; но т. к. в то же время Т. был занят любовью к Плании, которую воспевал под именем Делии, и приятность сельской жизни тянула его на родину, где надеялся поселиться в еще оставшемся ему, хотя, может быть, и урезанном при раздаче земель, имении близ Педа, то он отклонил предложение влиятельного покровителя (1, 1), но потом все-таки под конец года решился сопровождать его в Аквитанию. В 30 г. он следовал за ним даже в поход на Восток, но постигшая его на пути болезнь заставила его остаться на Керкире (1, 3). Возвратившись после своего выздоровления в Рим, Т. застал свою возлюбленную больной; когда она выздоровела, обнаружилась неверность ее, вскоре подтвержденная выходом замуж за более богатого жениха. Когда Мессала Корвин по возвращении с Востока торжествовал победу над аквитанцами, Т. воспел в благодарственной песне день рождения его (1, 7). Может быть, год спустя (26 г.) вышла в свет первая книга элегий, единственная, которую суждено было выпустить в свет самому поэту. Вторая книга рассказывает нам преимущественно про любовь поэта к воспетой им в нескольких элегиях Немесиде (может быть, тождественной с встречающейся у Горация Гликерой (Hor. od. 1, 33, 2), любовь к которой еще не остыла, когда в 18 или 19 г. до Р. X. унесла поэта, немного позже Вергилия, слишком ранняя смерть. Третья книга элегий, существующая под его именем, несогласна с характером первых двух книг, объективно воспевающая любовь Лигдама и Нееры, уже в прошлом столетии (с 1786 И. И. Фоссом) была признана подложной, а в недавнее время присвоена Овидию на том основании, что на него как на автора указывают не только содержание и дух этих стихотворений вообще, но особенно совпадение целых стихов со стихами Овидия, сходство известных синтаксических особенностей и, наконец, то обстоятельство, что по указанию в этой 3 книге (5, 17) составитель ее родился в 43 г. до Р. X., несомненном году рождения Овидия, тогда как Т. родился гораздо раньше. Другие по справедливости (ср. W. Teuffel, Studien, 378-381) высказываются против Овидия. Умеренно одаренный поэт всех 6 элегий 3 книги принадлежал к кружку Мессалы, и это было причиной, что стихотворения его были присоединены к элегиям Тибулла. Из стихов четвертой книги 2-7, 13 и 14, по-видимому, принадлежат Тибуллу, 8-12 имеют автором римскую девицу по имени Сульпиция, а так называемый Panaegyricus in Messalam представляет школьное упражнение очень позднего времени. Стихотворения Тибулла указывают на мягкое, нежное, поэтическое сердце, которое, не находя удовлетворения в интересах дня и во всем окружающем поэта, ищет счастья в сельской тиши и в наслаждении чистой, нравственной любовью, и потому стихотворения его переполнены похвалой сельской жизни и ее занятий, общественных и религиозных празднеств. Талант Тибулла - элегический, без всякой примеси сатиры или иронии; при этом поэт обладает богатым внутренним образованием и мастер в применении законов художественной композиции (Особенную заслугу в изучении поэта приобрел L. Dissen). Изд. (часто вместе с Катуллом и Проперцием): Broukhusius (1708), Vulpi (1738 слл.), Heine (4-е изд., 1817), Voss (1811), Bach (1819), Huschke (1819), Lachmann (1829), Dissen (1835, важнейшее изд.), Haupt (3-е изд., 1868), Rossbach (2-е изд., 1866), Luc. Müller (2-е изд., 1875 и 1879), Bährens (1878) и В. Fabricius (1881).

Предыдущая страница Следующая страница