Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")

ДЕВЯТЬ ДОРОГ

ДЕВЯТЬ ДОРОГ - Έννέα οδοί, так называлась местность во Фракии, где после был основал Амфиполь. Hdt. 7. 114. Thuc. 1, 100. 4, 102.

ДЕДАЛ

ДЕДАЛ - Daedălus, Δαίδαλος, (собственно художник), сын Метиона или Паламаона, внук Евналама, правнук царя афинского Ерехфея, современник Тесея и Миноя. Он считался изобретателем статуй, представляющих тело в движении и с открытыми глазами, и различных орудий, напр. топора, пилы, бурава, ватерпаса и др. Он был также искусным зодчим. Племянника и вместе с тем ученика своего, Тала, который изобрел гончарный станок, токарное долото и другие полезные орудия, он убил из зависти к его искусству, вследствие чего должен был бежать из Афин. Он отправился на остров Крит к царю Миною, которому выстроил близ города Кносса лабиринт, подземное здание со многими извилистыми проходами, в которых легко можно было заблудиться, для помещения Минотавра. Кроме многих других художественных произведений он устроил здесь также дочери Миноевой Ариадне место для хороводов, которое затем изображено было Гефестом на щите Ахиллея. Il. 18, 590. Когда Д. дал Ариадне нить, при помощи которой Тесей выбрался из извилин лабиринта, то Миной заключил его в лабиринте вместе с сыном его Икаром; но Д. подкупил стражей и улетел через море на крыльях, искусно сделанных им из перьев. Во время полета Икар слишком высоко поднялся на воздух, так что от жара близкого солнца расплавился воск, которым слеплены были перья: Икар упал в море (Икарское) и утонул. Ov. met. 8, 183 слл. Труп его был унесен волнами на остров близ Самоса (Икарию), где был погребен. Д. прибыл в Нижнюю Италию, в город Кумы и здесь построил храм Аполлону (A. Cumaeus). Verg. Aen. 6, 14 слл. Толкователи, желая объяснить суть мифа, рассказывают, что Д. (или же Икар) изобрел паруса и при помощи их спасся через море от власти и от преследований Миноя. Из Кум Д. прибыл в Сицилию, в город Камик к царю Кокалу; Миной, настигший его здесь, требовал выдачи его от Кокала, но дочери Кокала, полюбившие Д. за его искусство, убили Миноя. Д., по преданию, посетил также и Сардинию. Умер он в Сицилии. По другому сказанию, он возвратился из Крита в Афины вместе с Гесеем. Д. был мифический родоначальник афинского рода Дедалидов, к которому принадлежал и Сократ, и мифический представитель аттическою и критского искусства. см. Sculptores, Скульпторы, 1.

ДЕДАЛИОН

ДЕДАЛИОН - Daedalion, см. Сeух, Кеикс.

ДЕДАЛЫ

ДЕДАЛЫ - I.

Daedăla,

Δαίδαλα,

1. горы на ликийской границе карийского прибрежья, заселенного родосцами и называемого ими Περαία; к югу от этих гор, на берегу Главкова залива, находился город Дедала. Liv. 37, 32;

2. город в Индии (Curt. 8, 10. Justin. 12, 8), положение которого неизвестно.

II.

Δαίδαλα, τα,

празднества в честь Зевса и Геры в Беотии, на которых символически представлялась сцена из брачной жизни этих двух божеств. Статуя Геры, одетая в свадебную одежду и сопровождаемая дружкою, везлась на колеснице в торжественном шествии на вершину горы Киферона, где приносились затем в жертву Зевсу бык, а Гере - корова. Различали большие и малые Д. Малые Д. справлялись платейцами через 7 лет в большой роще при городе Алалкоменах; срубали дуб, указанный птичьим знамением, и вырезывали из его дерева изображение (δαίδαλον) Геры. На больших Д., кототорые праздновались всеми беотийцами через каждые 60 лет, число изготовленных на малых Д. изображений достигало 14-ти, т. е. числа союзных городов, представители которых несли их в порядке, указанном жребием, в общей процессии на гору Киферон, где сжигали их при жертвоприношениях, чем и заключался большой 60-летний период празднеств. Paus. 9, 3.

ДЕДИКАЦИЯ

ДЕДИКАЦИЯ - Dedicatio, торжественное освящение и открытие общественного здания, особенно храма (dedicare aedem deo, но также ded. deum, и пр. Horat. Od. 1, 31. 1 ), которое совершалось или одним из консулов, или лицом, построившим храм по обету, или же двумя нарочно избранными для того представителями народа (duumviri dedicando templo). Они вместе с жрецом, приложив руки к косякам дверей, повторяли вслед за первосвященником произносившуюся им, письменно составленную формулу освящения. В заключение торжества народ приветствовал вновь открытое здание громкими возгласами и поздравлениями.

ДЕИДАМИЯ

ДЕИДАМИЯ - Deidamīa, Δηϊδάμεια, см. Neoptolemus, Неоптолем.

ДЕИФОБ

ДЕИФОБ - Deiphobus, Δηι̃φοβος, сын Приама и Гекубы, друг Энея и Париса, один из первых троянских героев после Гектора (Il. 12, 94. 13. 156). Он вместе с Парисом, по преданию, убил Ахиллеса. Уже у Гомера он является в связи с Еленой; так, напр., он сопровождает ее, идущую посмотреть на деревянного коня, сооруженного греками (Ноm. Od. 4, 276), а на основании этого позднейшее сказание (Eur. Troad. 952) представляет его мужем Елены после смерти Париса. Т. к. Д. постоянно противился выдаче Елены, то ненависть греков направлена была на него почти наравне с Парисом и Гектором. При взятии Трои его дом первый разрушается Одиссеем и Менелаем (Ноm. Od. 8, 517), а потом он сам предается Еленою и терпит жестокое увечье от рук Менелая. Verg. Aen. 6, 494 слл.

ДЕИФОБА

ДЕИФОБА - Deiphoba, Δηϊφόβη, см. Sibylla, Сибилла.

ДЕЙНО

ДЕЙНО - Δεινώ, см. Γοργώ, Горгона.

ДЕЙОК

ДЕЙОК - Deïŏces, Δηϊόκης, был избран в 710 г. до Р. X. судьей или царем мидййским за то, что сумел восстановить в своем отечестве спокойствие и порядок. Он основал столицу Мидии, Экбатану, и ввел такой строгий придворный этикет, что сделался почти совершенно недоступным для своих подданных, Hdt. 1, 16. 73. 96 слл.

ДЕЙОН

ДЕЙОН - Δηΐων, см. Aeolus, Эол.

ДЕЙОНЕЙ

ДЕЙОНЕЙ - Δηϊονεύς, см. Ixion, Иксион.

ДЕЙОТАР

ДЕЙОТАР - Deiotărus, Δηϊόταρος, тетрарх галатийский, ревностный приверженец римлян, самым деятельным образом помогал римским полководцам, воевавшим в Азии с Митридатом. За это он получил от Лукулла и Помпея, пользовавшихся его помощью, немало отличий (в 73 и слл. гг. до Р. X.), а сенат наградил его царским титулом и увеличил его владения. Cic. Deiot. 5, 13. 13, 37. Cic. Phil. 2, 37, 94. Caes. b. Alex. 68. В войне против парфян (в 50 и 51 гг.) он также оказывал поддержку римлянам. Когда возникла борьба между Цезарем и Помпеем, он стал на сторону последнего, принимал участие в битве при Фарсале и после несчастного ее исхода бежал в Азию, чтобы защитить свое царство от нападения Фарнака, сына Митридатова. Caes. b. c. 3, 4. Фарнак отнял было у него все царство, и Д. спасен был только самим Цезарем, которому он покорился и заявил готовность оказать ему денежное вспоможение. Caes. b. Alex. 65 слл. Cic. Deiot. 5, 14. Dio Cass. 42, 46. Цезарь простил его за союз с Помпеем и оставил ему большую часть его царства. Спустя несколько лет (45 г.) Д. был обвинен внуком своим Кастором и врачом Филиппом в покушении на жизнь Цезаря, когда этот, по окончании похода против Фарнака, останавливался во дворце Д. Зачинщиками этого обвинения были, кажется, собственные его родственники, в особенности зять его Брогитар, который за осквернение святилища Кибелы, находившегося в городе Пессинунте, лишен был Д. управления этим городом, жители которого были подкуплены трибуном Клодием, и второй зять его Кастор, отец вышеупомянутого Кастора с прозвищем Саокондарий, из зависти, что соименный Д. старший сын носил также царский титул. Цицерон взял на себя защиту обвиненного и защитил его по крайней мере настолько, что Цезарь прекратил дело. По смерти Цезаря Антоний за большую сумму денег оставил за Д. прежние его владения. Cic. Phil. 11. 37. Вскоре вспыхнула междоусобная война, Д. действовал на стороне Кассия и разбил Долабеллу в 43 г. Cic. Phil. 11. 12. Когда война возобновилась, Д. сначала примкнул к стороне Брута и Кассия, а после битвы при Филиппах соединился с триумвирами. Умер в 40 г. до Р. X. Dio Cass. 48, 33.

ДЕКАДУХИ

ДЕКАДУХИ - Δεκαδου̃χοι, 10 олигархов в Афинах, по одному из каждой филы, которые после поражения тридцати при содействии Лисандра овладели на короткое время правлением с неограниченною властью, пока вследствие договора, заключенного Павсанием, не возвратились приверженцы демократической партии. Д. удалились в Элевсин и остались там до восстановления общего мира через Фрасибулову амнистию. Хеn. Hell. 2, 4, 24. Lys. Eratosth. 54.

ДЕКАТА

ДЕКАТА - Δεκάτη, 1. установленная близ Византии Алкибиадом и другими афинскими полководцами в 411 г. до Р. X. корабельная пошлина для всех не афинских судов, которые шли из Понта (Хеn. Hell. 1, 1, 22), и, вероятно, и для тех, которые входили в него. Таможня (δεκατευτήριον) находилась в Хрисополе, в области халкедонской. Поражение при Эгос-Потамах заставило афинян прекратить взимание этой пошлины. Около 392 г. она опять возобновлена была Фрасибулом и отдана на откуп. Хеn. Hell. 4, 8, 27. По анталкидскому миру она, вероятно, опять прекратилась (в 387 г.). Что она служила для афинян весьма богатым источником доходов - это можно заключить из весьма оживленной торговли, которая велась по этому тракту. Когда упоминается о местах для взимания десятины (δεκατευτήρια), всегда разумеются корабельные пошлины. Впрочем, названия: десятина, откупщики десятины (δεκατώναι), взиматели десятины (δεκατηλόγοι) встречаются и в другом значении. Во-первых, десятина сельских произведений как подать от несвободного владения. Такой десятины требовал тиран от всех своих подданных, такою же десятиною пользовалось Афинское государство от всех принадлежавших ему земельных владений; в особенности такого рода подать взимаема была в пользу храмов, которые вследствие добровольных приношений или насильственного завоевания владели недвижимым имуществом, но предоставляли за десятину пользоваться им частным лицам или общинам. Так, напр., греки дали обет по счастливом окончании войны с персами обложить десятиной (δεκατεύειν) в пользу дельфийского бога все государства, помогавшие неприятелем. Во-вторых, десятина является как απαρχή (доля богов) от того, что достается человеку. Десятина этого рода приносилась богам под видом какого-нибудь посвящаемого им дара. Статуя Афины Защитницы (Πρόμαχος) в афинском кремле была дар (ανάθημα), сооруженный из десятины от добычи, сделанной при Марафоне. Paus. 1, 25, 2. При всякой конфискации имущества и при изыскании денежной пени в Афинах десятая доля принадлежала казне богини Афины, а пятидесятая доля - остальным богам. В казну Афины поступала также десятая часть дани, платившейся союзниками;

2. семейный праздник в Афинах, совершавшийся обыкновенно на десятый день по рождении ребенка. Справлять этот праздник называлось: δεκάτην θύειν или έστια̃ν. Новорожденный получал подарки от родных, и в этот же день обыкновенно ему давали имя. Совершение этого домашнего торжества принималось также за доказательство, что дитя признается отцом.

ДЕКЕЛИЯ

ДЕКЕЛИЯ - Decelēa, Δεκέλεια, см. Attica, Аттика, 17.

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ - Declamare, declamatio, declamator, см. Rhetores, Риторы.

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ - Decrētum, указ, решение, приговор или определение какой-нибудь коллегии (напр., decreta senatus, см. Senatus), должностных лиц (напр., decr. tribunorum, consulum и т. д.), авгуров или судьи (в последнем случае этот термин мог употребляться в одном и том же значении со словом sententia), в позднейшее время также decreta principis, императорские решения спорных вопросов юридической практики.

ДЕКУМА

ДЕКУМА - Decŭma, подразумевается pars, десятина зернового хлеба, которую пользующийся государственными землями (см. Ager publics) должен был вносить в казну. Отсюда подлежащие десятине земли назывались ager decumanus.

ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА

ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА - Decumana porta, см. Castra, Кастра, 4.

ДЕКУМАНЫ

ДЕКУМАНЫ - Decumāni, см. Publicani, Публиканы.

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ

ДЕКУМАТСКИЕ ПОЛЯ - Agri decumātes, «земли, с которых взималась десятая часть доходов» - обозначение, встречающееся только у Тацита Tac. Germ. 29; может быть, это древняя форма вместо decumani. Вероятно, первоначально как по низовьям Рейна (Tac. ann. 13, 54), так еще в большем количестве за Рейном и за Дунаем оставлялись свободные участки для поселения там, в случае надобности, римских легионов. На этих участках появлялись мало-помалу галльские поселенцы, и, таким образом, римские гарнизоны, подвигаясь далее в глубь страны, находили ее уже заселенной. Устроен был оплот (limes germanicus) против нападения ближайших соседних народов германского племени; по протяжению этого оплота, от которого сохранились еще некоторые остатки (так называемые Чертова стена и Pfahlgraben), можно приблизительно определить границу так называемых Д. поля: стоит только провести линию от Регенсбурга до Обернбурга на Майне; по остаткам других валов и рвов ее можно проследить от Лана и Зига, даже до Липпе. Позднее эта новая область была присоединена к провинции. ср.: Hübner, der röm. Grenzwall in Deutschland (Jahrb. des Vereins von Alterthumsfreunden im Rheinlande, 1878, Heft 63). Ukert, Germania, стр. 267 слл.

ДЕКУРИОН

ДЕКУРИОН - Decurio, 1. старшина декурии, напр. римских всадников или коллегии, хотя бы это отделение и заключало в себе более 10-ти лиц.

2. Сенатор муниципального города или колонии, см. Senatus municipalis, 3., см. Dux, Дукс, 4.

ДЕКУРИЯ

ДЕКУРИЯ - Decuria, 1. вообще, отделение в 10 человек. На такие десятки издревле разделялись курии патрициев, римских всадников и сенаторов. Также судьи и большая часть коллегий делились на декурии, причем, однако, не всегда строго соблюдалось число 10. Поэтому decuriare значит просто - распределять;

2. см. Ala, Ала.

ДЕЛИЙ

ДЕЛИЙ - Delium, Δήλιον, небольшой беотийский городок в танагрской области, близ пролива Еврина, с большим храмом Аполлона, в Пелопоннесскую войну афиняне пользовались им как крепостью; в 424 г. до Р. X. они здесь были разбиты беотийцами. Thuc. 4, 90. 100. Strab. 9, 403. Cic. div. 1, 54. Liv. 31, 45. 35, 50.

ДЕЛЛИЙ

ДЕЛЛИЙ - Dellius, Quintus, из сословия римских всадников, по занятию промышленник, negotiator, после многих колебаний в выборе партии сделался приверженцем Антония, который послал его в Египет за Клеопатрой в 41 г. до Р. X. Plut. Anton. 25. Затем он сопровождал Антония (в 36 г.) в походе против парфян и перешел, незадолго до сражения при Актии, на сторону Октавиана, опасаясь мести оскорбленной им Клеопатры (за свое непостоянство в политическом отношении назван он desultor bellorum civilium. Sen. suas. 1). Dio Cass. 50, 13. Он, говорят, написал историю войны против парфян. Strab. 11, 523. Plut. Anton. 59. Может быть, к нему обращается Гораций Od. 2. 3. Vell. Pat. 2. 84.

ДЕЛОС

ДЕЛОС - Delos, Δη̃λος, н. Дили, самый малый из Кикладских островов, но приобретший громкую славу и считавшийся священным, как место рождения Аполлона и Артемиды. У поэтов он называется также Κυνθία, Όρτυγία, Χλαμυδία. Главное возвышение на острове, суровая гранитная скала, называлась Κύνθος, один ручей - Ίνωπός. По преданию, Посейдон, потрясатель земли, ударом трезубца поднял остров на поверхность моря (отсюда имя его Δη̃λος - видимый), но остров неустойчиво плавал по морю до тех пор, пока Аполлон не прикрепил его между островами Миконом и Гиаром. Скоро он сделался для Греции общим торговым центром, рынком для сбыта рабов и складом огромных богатств, которые охранялись только святостью места, т. к. сам город не имел стен; но Менофан, полководец Митридата, ограбил и опустошил его самым варварским образом, между тем как персы пощадили его. Hdt. 6, 96 слл. Cic. de imp. Pomp. 18. Великолепный храм Аполлона находился близ гавани; при нем, через каждые 5 лет, происходили торжественные игры, для присутствования на которых все греческие государства присылали посольства (θεωρίαι, корабль - θεωρίς, члены посольства - θεωροί, глава посольства - αρχιθέωρος). Ионийцы, населявшие остров, прибыли туда под предводительством сыновей Кодра, и в 506 г. до Р. X. число их было увеличено аттическими клерухами. Здесь находилась с 476 г. союзническая казна аттической симмахии (Thuc. 1, 96), здесь происходили собрания ее членов, пока казна не была перенесена в 454 г. в Афины. Plut. Arist. 25. Pericl. 12. Т. к. на острове Д. нельзя было погребать ничего мертвого, то трупы умерших перевозили на соседний остров Ренею ('Ρηνίς Ρήνεια), н. Мегали-Дили. В настоящее время остров представляет печальную пустыню; сами развалины мало-помалу исчезают, т. к. обитатели окрестных островов пользуются ими как строительным материалом. Strab. 10, 485 слл.

ДЕЛЬТА

ДЕЛЬТА - Delta, Δέλτα, см. Aegyptus, Египет, и Nilus, Нил.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЬФИН

ДЕЛЬФИН - Delphinus, δελφίν, δελφίς,

1. некрупный род китов, символ моря и морских богов, вместе с тем представитель мореплавания и морской торговли древних. Быстрота животного, его охота провожать корабли, к которым его приманивала игра корабельщиков на флейте, прыжки его на поверхности моря при приближении бури, как бы предостерегающие моряков о предстоящей опасности, - все это служило предметом и поводом к поэтическим о нем представлениям; он перешел в миф: Меликерт, с которым Ино бросилась в волны, выносится дельфином в Коринф. Подобен тому и рассказ об Арионе (см. Arion, Арион), обетный дар которого показывался в Тенаре уже во времена Геродота (1, 23). Это было, вероятно, изображение Посейдона;

2. см. Sidera, Созвездия;

3. военный снаряд на кораблях, имевший вид дельфина, из свинца и железа, который посредством блоков подымался по реям и с большою силою кидался на неприятельские корабли с целью произвести в них пробоину. Thuc. 7, 41. Arist. Equit. 762. см. также Spina, Спина. Разного рода роскошная утварь, походившая на изображение дельфина, также называлась этим именем.

ДЕЛЬФИНИЙ

ДЕЛЬФИНИЙ - I.

Δελφίνια,

праздник в Афинах в честь Аполлона, укротителя бури и моря, 6-го числа месяца Мунихиона (праздник открытия навигации). Девы, с молильными ветвями в руках, отправлялись в храм Аполлона. Plut. Thes. 18.

II.

Delphinium,

Δελφίνιον,

1. укрепленный город, с прекрасной гаванью, на восточном берегу острова Хиоса. Thuc. 8, 38. 40;

2. портовый город близ Оропа в Аттике, с оракулом Амфиарая. Strab. 9, 403;

3. судилище в Афинах при храме Аполлона, Ά. Δελφίνιος, где судились те, которые утверждали, что совершили убийство на законном основании; см. Έφέται, Эфеты.

ДЕЛЬФЫ

ДЕЛЬФЫ - Delphi, Δελφοί, см. Phocis, Фокида, 2.

ДЕМ

ДЕМ - см. Демос.

ДЕМАГОГИЯ

ДЕМАГОГИЯ - Δημαγωγός, есть, собственно, произведение греческих демократий и, особенно в Афинах, развилась до такой степени, что подрывала общественное благосостояние. В Афинах, как и вообще в городах с демократическим правлением, было принято за правило ограничивать по возможности власть правительственных лиц и подвергать все дела рассмотрению в народных собраниях. И так под покровительством свободы слова (ισηγορία) могла развиться сила, которая, опираясь на личный авторитет и красноречие, управляла легкомысленным народом; это была демагогия. Демагог (встречаются также выражения προστάτης του̃ δη̃μου, του̃ δη̃μου προεστώς) управляет народом без всякой официальной ответственности, силою своей речи. Пока древние обычаи оставались в силе и в народе еще жило уважение к закону, опасность такого положения не обнаруживалась, и под демагогическим правлением Перикла силы Афин достигли высшего апогея жизни греческого народа. Но уже Перикл разрушил последние плотины, сдерживавшие демагогию, и вскоре после его смерти во главе государственного управления явился Клеон, правивший народом благодаря своей отваге и дерзости. Уважение к закону исчезло, возникли партии, и самые дурные страсти черни служили оружием для удовлетворения честолюбия отдельных личностей, преемников Перикла. Фукидид говорит (2, 65): οί δε υ́στερον, ι́σοι αυτοι μα̃λλον προς αλλήλους ο́ντες και ορεγόμενοι του̃ πρω̃τος ε́καστος γίγνεσθαι, ετράποντο καθ' ήδονας τω̃ δήμω τα πράγματα ενδιδόναι.

ДЕМАД

ДЕМАД - Demādes, Δημάδης, афинянин низшего сословия, сын рыбака, своим ораторским талантом приобрел большое значение, правда, не в пользу государства; он был противником Демосфена, против которого он восставал в народных собраниях, и даже, говорят, впоследствии содействовал убиению его. Plut. Demosth. 28. После того как он, благодаря своей откровенности, спас и себя, и своих сограждан, попавших с ним вместе в плен при Херонее (Diod. Sic. 16, 87), он стал действовать совершенно согласно интересам македонского царя и сумел даже удержаться в милости у Александра, так что ему, вместе с Фокионом, удалось отклонить от Афин месть жестоко разгневанного царя. Plut. Demosth. 23. Расточительность и роскошь его подвергали денежным взысканиям и даже атимии. Когда его послали к Антипатру с поручением исходатайствовать у него удаление македонского гарнизона из Мунихии, Антипатр приказал схватить и казнить его (в 318 г. до Р. X.), т. к. перехваченные письма обнаружили, что Демад составил против него заговор. Diod. Sic. 18, 48. Характер Демада лишен нравственных основ, и Плутарх называет его кораблекрушением (ναυαγιον) Афин. Но говорил он даже без приготовления так превосходно, так остроумно и увлекательно, что мог устоять даже против Демосфена. Уже Цицерон и Квинтилиан не знали никаких сочинений Демада. Cic. Brut. 9, 30. Cic. or. 26, 90. Quint. 2, 17, 12. 12, 10, 49. Plut. Demosth. 8. 10. 11. Диссертация о нем Lhardy (1834).

ДЕМАРАТ

ДЕМАРАТ - Demarâtus, Δημάρατος,

1. сын спартанского царя Аристона, противник второго царя Клеомена I, который в союзе с Леотихидом, воспользовавшись темными слухами о незаконности его происхождения, низверг его с престола. Д., осмеянный и поруганный, бежал к персидскому царю Дарию, который, по его совету, назначил своим преемником Ксеркса. Hdt. 7. 3. Когда Ксеркс предпринял свой великий поход в Грецию, Д. сопровождал его, но советы и предостережения не были приняты Ксерксом в уважение. Hdt. 7, 101 слл. Diod. Sic. 11, 6. Потомки Д. еще в 399 г. до Р. X. господствовали над небольшою областью в Эолиде. Хеn. Anab. 7, 8, 17. Неll. 3, 1, 4;

2. Д. Коринфский, бежавший от тирана Кипсела в этрусский город Тарквинии; он - отец Тарквиния Приска. Cic. tusс. 5. 37. r. р. 2, 19. Liv. 1, 34.

ДЕМАРХИ

ДЕМАРХИ - Δήμαρχοι, см. Δη̃μοι, Демос.

ДЕМЕТРА

ДЕМЕТРА - Δημήτηρ, Ceres, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса (Hesiod. theog. 454), в качестве божественной матушки-земли (Δημήτηρ=Γη̃ - μήτηρ) была покровительницей растительного царства и преимущественно хлебных плодов. Это была.; милостивая, благодатная богиня, кормилица людей. У Гомера, воспевающего войну, сражения и дальние морские плавания, Д., как и Дионис, упоминается редко и не находится в числе олимпийских богов. Он упоминает только про миф о Д. и Иасионе (Ноm. Od. 5, 125; ср. Hesiod. theog. 969), по которому они на троекратно вспаханной земле плодоносного острова Крита производят Плута (богатство); но Зевс из ревности убивает Иасиона молнией. Средоточие, на котором вращается миф и культ Д., это - отношение ее к дочери своей Персефоне, похищенной Аидом (см. Proserpina, Прозерпина). Гомер не упоминает об этом мифе, но он знает о происхождении Персефоны от Зевса и Д. (Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217); в гомеровском же гимне (№ 4) в честь Д. этот миф рассказывается подробно. Д. ищет похищенную дочь девять дней; на десятый день она узнает от светлозоркого Гелия, что она похищена Аидом. Удрученная печалью и исполненная гнева на Зевса, с согласия которого произошло похищение ее дочери, она странствует по земле до тех пор, пока не приходит в образе старухи по именем Део (Δηώ=ищущая) в Элевсин, в дом Келея (сына Элевсинова). Супруга Келея, Метанейра, поручает ей попечение о своем маленьком сыне Демофоонте. Богиня захотела сделать его бессмертным; с этой целью она смазывала его амбросией и держала ночью в огне. Когда же Метанейра, застав ее за этим занятием, вскрикнула от ужаса, Д. разгневалась и бросила свое намерение; но Демофоонт все-таки удостоился вечных почестей за то, что покоился на руках богини. Д. открылась богинею, повелела воздвигнуть себе храм у источника Каллихора и научила людей служить себе. На Олимп, однако, она не являлась и сделала землю неплодородною, пока Зевс не успокоил ее гнева, приказав вызвать Персефону из подземного мира. Две трети года дочь с тех пор может оставаться у своей матери на земле (см. Proserpina, Прозерпина). Прежде чем Д. возвратилась со своею дочерью на Олимп, она научила элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолиа и Келея приношению священных жертв и элевсинским таинствам. Элевсин был древнейшим местом почитания Деметры; ее чествовали здесь преимущественно как учительницу земледелия, приучившую этим занятиям людей к оседлости и учредившую гражданский порядок, брак и мирную жизнь. Поэтому она называется Θεσμία, Θεσμοφόρος, законодательницею. О совершавшихся в честь ее элевсинских мистериях см. Eleusinia, Элевсинский культ. Рарийское поле близ Элевсина ежегодно торжественно вспахивалось на память о том, что здесь были посеяны первые хлебные семена. Триптолем, сын Элевсинов (или же Келеев, следовательно, заместивший Демофоонта), имел здесь алтарь и так называемый триптолемов ток; он, по преданию, изобрел плуг и по поручению Д. распространил земледелие и соединенную с ним культуру, разъезжая по земле в колеснице на драконах. И сама Д., странствуя на поисках за своею дочерью, во многих местах научила людей земледелию. В качестве богини земли, выводящей из почвы растения и особенно хлебные посевы (Άνησιδώρα, воссылающая дары, Χλόη, зеленеющая), Д. вместе с тем была и подземною богиней (χθoνία) и потому издревле во многих местах представлялась в брачном союзе с Посейдоном, представителем влажной стихии. Служение Д. в древние времена пеласгов (поэтому Πελασγίς) было распространено по всей Греции, в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегарах, Коринфе, Пелопоннесе и т. д. Из Мегар и Коринфа культ Д. перенесен был в Сицилию, которая по причине плодородной почвы сделалась любимым местопребыванием богини. Здесь в честь Д. и похищенной Аидом дочери ее Персефоны справлялся целый ряд празднеств по названиями: Άνθεσφόρια, Θεογάμια, Άνακαλυπτήρια, Κύρεια, Θεσμοφόρια. Со времени переселения дорян, вследствие перевеса дорийского образования, мирный культ Д., не соответствовавший характеру этого геройского племени, во многих местах Греции потерял свое значение, пока ожившее вновь влияние ионийского племени мало-помалу не распространило уважение к нему повсюду и не перенесло его из Аттики опять в Пелопоннес в обновленной форме. Д. приносились в жертву кроме быков и коров преимущественно свиньи, по причине их плодородия, затем плоды и пчелиные соты. Ей были посвящены также колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. Искусство изображало ее наподобие Геры, только с чертами лица более материнскими, мягкими и кроткими, с венком из колосьев на голове, с мистическим факелом и корзиною плодов (как на помпейской стенной живописи) или с колосьями и маком в руках. В позднейшие времена стали смешивать ее с Геей и Реей-Кибелой. Римляне отождествляли Д. с римской богиней Церерой, Ceres, и чтили ее совершенно по греческому обряду (Cic. Balb. 24). Особенно ее чествовали плебеи, которые в весенний месяц, 11 или 12 апреля, совершали праздник Cerealia. Торжественным шествием отправлялись в цирк, где устраивали конские скачки, продолжавшиеся 8 дней, надевали белые платья, пересылали друг другу венки из цветов и устраивали у себя праздничные угощения. Жертвенным животным служила свинья. Перед жатвою земледелец также проносил богине в жертву свинью (рогса рrаеcidanea) и первые собранные плоды (praemetium). В Риме первый храм в честь Цереры был построен в 496 г. до Р. X. во время голода Авлом Постумием недалеко от Цирка, у подошвы авентинского холма, где жили преимущественно плебеи. В позднейшие времена римляне смешивали Цереру с Теллурой, Tellus.

ДЕМЕТРИАДА

ДЕМЕТРИАДА - Demetrias, Δημητριάς, сильно укрепленный фессалийский город в области Магнесии, в самом углу Пагасейского залива, основанный Димитрием Полиоркетом в 290 г. до Р. X. и долго бывший ключом Греции (πέδαι Έλληνικαί), по своему благоприятному положению важное торговое место и неоднократно - столица македонских царей. Здесь высадился Антиох Великий в свою войну с римлянами. Liv. 32, 37. 35, 31. 39, 21. Polib. 17, 11. Strab. 9, 436.

ДЕМЕТРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМИУРГИ

ДЕМИУРГИ - Δημιουργοί, 1. один из классов, на которые Тесей разделил жителей Аттики, см. Φυλή, Фила;

2. сановники в некоторых государствах, как, напр., в Ахейском союзе, в котором 10 демиургов принадлежали к числу высших должностных лиц. Liv. 32, 22. 38, 30. Polib. 28, 6. 9;

3. см. Opifices, Опифики.

ДЕМОДОК

ДЕМОДОК - Demodŏcus, Δημόδοκος, слепой певец царя Феаков Алкиноя, певший в присутствии Одиссея, гостившего у Алкиноя, на пиру о ссоре Одиссея с Ахиллеем, о любви Афродиты и Арея, деревянном коне греков. Ноm. Od. 8, 44 слл. Впоследствии Д. называли и певца, оставленного Агамемноном при Клитемнестре (Ноm. Od. 3, 267).

ДЕМОКЕД

ДЕМОКЕД - Democēdes, Δημοκήδης, родился в Нижней Италии в г. Кротоне, в молодости прибыл на остров Эгину, где приобрел славу искусного врача, а оттуда в Афины и затем на остров Самос, откуда персидский царь Дарий I вызвал его к своему двору. Излечив больную ногу царя и получив за это богатое вознаграждение, он возвратился на родину, несмотря на заявленное царем желание оставить его при себе в качестве лейб-медика. Д. примкнул к партии аристократов, а когда стал действовать против народа, то должен был бежать и пал от руки демократа Феага, заслужившего таким образом награду, назначенную за голову Демокеда. Д. стоял во главе первой процветавшей в Греции медицинской школы. Hdt. 3, 129 слл. ср. также Medici, Медики.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ - Δημοκρατία, см. Πολιτεία, Правления формы, 10.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ - Democrltus, Δημόκριτος, родился в городе Абдера между 470-460 гг. до Р. X., следовательно, был намного моложе Анаксагора и был еще в живых во времена Сократа. Отец его, рассказывают, был очень богат и угостил Ксеркса у себя в доме во время похода его на Грецию. После смерти отца Д. употребил свое значительное наследство на путешествия в Египет и внутренние страны Востока. Сказания о том, что он будто бы провел там 80 лет, что сам ослепил себя (Cic. fin. 5, 29, 87) и т. п., основаны частью на явном недоразумении (π=5, π'=80), частью на страсти к чудесам. Точно так рассказ о посвящении его в таинства магов основан лишь на ошибочном толковании слов Геродота (8, 120); по другому преданию, он отправляется в Индию к гимнософистам. Возвратившись в свое отечество, он, кажется, вскоре, к сожалению своих сограждан, отказался от всякого участия в общественных делах и посвятил себя занятиям философией и естественными науками. Умер в глубокой старости в 361 г. до Р. X. Д. вместе со своим учителем Левкиппом считался основателем атомистики. Во всем мире, по учению Д., распространена божественная субстанция, состоящая из своеобразных атомов тончайшего свойства (θεία ουσία, κόσμου ψυχή); от них происходят не только отдельные боги, но и души живых существ, которым через вдыхание постоянно сообщаются, в виде пищи, частицы этой распространенной в воздухе субстанции. Cic. de n. d. 1, 43, 120. Д. признавал различие между субстанциями только количественное, а не качественное; о нем и о Левкиппе говорится: στοιχει̃α μεν το πλη̃ρες και το κενον ειναί φασι, λέγοντες το μεν o́ν, το δε μη o́ν, τούτων δε το μεν πλη̃ρες και στερεον το o́ν, το δε κενόν γε και μανον το μη o́ν. Далее он различал представление от бытия; по мнению (νόμω) - теплое, холодное, твердое, сладкое и горькое, но истине (ετεη̃) - только неделимые (атомы) и пустое пространство. Душу он называл шарообразными атомами (ατόμων τα σφαιροειδη̃ ψυχην λέγει) и старался вникнуть в процесс человеческого сознания, а именно пытался объяснить происхождение ощущений. Он объяснял их таким образом, что от предметов отделяются как бы тонкие верхние слои и втекают в глаза и в уши. Сами же предметы находятся в вечном движении по пустому пространству, а потому и существует бесчисленное множество миров, различных по величине (ср.: Cic. acad. pr. 17, 55); в некоторых нет ни солнца, ни луны, в некоторых они больших размеров, чем у нас, а в других их больше числом. Расстояния между мирами не одинаковы и некоторые из них находятся в состоянии роста, а другие убывают; некоторые лишены всех животных, растительности и всякой влаги. Что касается отдельных атомов, то они по качеству - однородны, но по форме - весьма разнообразны; действующей причиной, которая сводит их, нельзя признать сознательное, мыслящее, разумное начало, а лишь слепой случай, всемогущий рок или судьбу (ex bis effectum esse caclum atque terrain, nulla cogente natura, sed concursu quodam fortuilo. Cic. de n. d. 1, 24, 66). С таким материалистическим взглядом, конечно, была несовместима вера во всесохраняющее и всем управляющее провидение. Но естественным образом из этого миросозерцания вытекало представление о существовании отдельных образов, происшедших из божественной субстанции, разного рода призраков (ει́δωλα), благотворных (αγαθοποιά) или вредных (κακοποιά) (animantes imagines, quae vel prodesse nobis soleant, vel nocere. Cic. de n. d. 1, 43, 120), которые во сне и наяву проникают в душу и посредством видимых и внятных проявлений дают знамение о будущем. Целью всякого познания Д. считает спокойствие души (ευθυμία, которую он, впрочем, называет и разными другими именами), однако не то, которое доставляется чувственным довольством, а нравственное, неколебимое страстями (καθ' η́ν γαληνω̃ς και ευσταθω̃ς ή ψυχη διάγει, ύπo μηδενoς ταραττομένη φόβου η́ δεισιδαιμονίας η́ α́λλού τινος πάθους). Отсюда, вероятно, явилось предание, изображающее Демокрита вечно смеющимся (γελασι̃νος), а Гераклита вечно плачущим. Его многочисленные сочинения, в числе которых особо упоминается сочинение под заглавием μικρoς διάκοσμος, касались самых разнообразных отраслей знания: ифики, физики, естественной истории, математики, техники и музыки - и были изложены цветущим, живым, почти поэтическим слогом, не свободным, однако, от абдерских идиотизмов. (Cic. or. 20). Хотя эти сочинения во времена Римской империи и были собраны Фрасиллом и разделены на тетралогии, но они утрачены в довольно ранний период и только скудные отрывки дошли до нас; они собраны Муллахом (Mullach. 1843).

ДЕМОН

ДЕМОН - Daemon, Δαίμων. У Гомера бог называется θεός или δαίμων, с тем только различием, что θεός означает бога самого по себе, в блаженном спокойствии и отдалении от мира человеческого, a δαίμων - бога в его отношении к людям, насколько он влияет благотворно или пагубно на их судьбу, оказывая благодеяние и помощь или наводя страх. Позднее возник особенный класс божественных существ, которых стали называть демонами. Так. напр., Гесиод (оpp. et dd. 122) говорит, что люди золотого века, по окончании своей земной жизни, сделались демонами, добрыми сверхъестественными существами, хранителями людей, и что они, носясь невидимо повсюду на земле, наблюдают за правдой и неправдой и даруют богатство. Однако это место из Гесиода признают за позднейшую вставку, потому что вера в демонов не доходит до столь древних времен. Учение о них лишь у философов получило полное развитие. С того времени как стали и героям воздавать божеские почести, демонам дали место в середине между богами и героями, и по мере того как боги все более и более стали удаляться от смешения с миром, демоны наполняли образовавшуюся между богами и людьми пропасть в качестве посредников, близких людям, способных чувствовать и страдать подобно им и деятельно влияющих на их судьбы. По учению Платона (symp. 202. E.), они, подобно христианским ангелам, приносят на землю веления и дары богов и возносят к богам просьбы и молитвы людей. Из числа философов особенно неоплатоники 1 в. развили учение о демонах; эти представления перешли и в народные верования и там нашли почву для дальнейшего развития в культе героев и в чествовании умерших. Демоны, невидимо окружающие людей и приносящие счастие и несчастие, разделялись по различию своих свойств на добрых и злых, на духов-хранителей и духов-мучителей (αλάστορες), под влиянием которых, как полагали, стоят и отдельные лица и целые роды, города и страны. На основании учения Сократа и Платона образовалось поверье, что у каждого человека есть минуты рождения и руководящий им в нравственном отношении, т. к. демонов разделяли на добрых и злых, то со временем каждому человеку стали приписывать двух демонов, доброго и злого. У римлян du indigetes, как, напр., Ромул, Эней и Латин, равно как и genii были подобными существами. Иудеи и христиане впоследствии объявили всех языческих богов демонами, и притом злыми демонами, бесами.

ДЕМОНАКТ

ДЕМОНАКТ - Demônax, Δημω̃ναξ, родился на острове Кипре, вероятно, в 90 г. от Р. X., жил во время императора Адриана. Д. был последователем учения стоиков, родственного учению циников, по которому независимость от внешних благ, самодовольство (αυτάρκεια) и достигаемое этим спокойствие признаются за цель жизни. Он старался исправлять людей кроткими и добрыми наставлениями, занимался государственными делами и пользовался общим уважением. Достиг он весьма глубокой старости, но чтобы избежать старческих недугов, почти на сотом году жизни обрек себя на голодную смерть. Афиняне почтили его великолепными похоронами, устроенными на государственный счет. Тело его было отнесено к могиле на руках философами. Каменное седалище, на котором он имел обыкновение отдыхать, считалось священным. Друг его, Лукиан, изобразил его в сочинении, названном по его имени; другие писатели о нем не упоминают.

ДЕМОПОЙЕТЫ

ДЕМОПОЙЕТЫ - Δημοποίητοι, назывались люди негражданского происхождения, принятые в число граждан. Греческие государства вообще не допускали внесение чужих в списки своих граждан (о Спарте ср. Hdt. 9; 33. Paus. 3, 11, 6). И в Афинах законы о таком принятии были строги и затруднительны. Democth. Neaer. p. 1375. Лишь заслуги, оказанные народу (άνδραγαθία εις τον δη̃μον) могли давать право на гражданство. Соответственное предложение должно было быть сделано в двух следовавших подряд народных собраниях и во втором - предложенное лицо должно было получить при тайной баллотировке по крайней мере 6 000 голосов; но даже и в этом случае это решение (как вообще все законы) могло быть опротестовано в течение одного года (γραφη παρανόμων). Несмотря на такие меры предосторожности, в позднейшие времена случаи дарования прав гражданства встречались чаще, чем это было согласно с пользою государства. Новые граждане, называвшиеся также θέσει πολι̃ται и κατα ψήφισμα πολι̃ται, приписывались к филе и дему; потомки их принимались во фратрию. Сами они не могли быть избираемы в архонты и не допускались к должности жреца; но дети их, а в известных случаях лишь внуки, пользовались правом полного гражданства.

ДЕМОС

ДЕМОС - Δη̃μοι, подразделения клисфенских фил (см. также Φυλή, Фила, 8). Ввиду более удобного управления Клисфен заменил прежнее разделение страны и народа на 4 филы (эти филы хотя и продолжали существовать, но были лишены всякого политического значения) новою системою, основанием которой послужили издавна существовавшие большие или меньшие селения (δη̃μοι). Посредством разных изменений он довел число этих округов до 100 и из каждого десятка их образовал по одной филе; эти филы не занимали сплошной области, т. к. Д. одной и той же филы разделялись расположенными между ними Д. другой филы. Цель такого устройства была та, чтобы отдельные филы не образовали каждая по себе объединенной гражданской общины, и потому и собрания фил (αγοραί) производились в столице, в Афинах. Число Д. впоследствии увеличилось; ко времени Страбона их было 174 (Strab. 9, 396). Рос (Ross, Deinen von Attica, 1846) приводит 161 имя Д., Лик (Leake, The demos of Attica, перев. на нем. яз. Westermann, 1840) - 199 имен, в числе их некоторые сомнительные. Первоначально это распределение основывалось на недвижимом имуществе таким образом, что каждый принадлежал к тому Д., в котором находилось его имение, а впоследствии, когда эти отношения изменились, могло случиться, что иной владелец имел земли и в чужом Д. Такое владение называлось ε́γκτησις и за него платилась подать (εγκτητικόν) тому Д., в котором оно находилось. Д. получали свои названия частью от городков и местечек, частью от имен живших в них родов, напр., Βουτάδαι; но из этого перехода имени рода на Д. не следует заключать, чтобы каждый происходящий из рода, напр., Бутадов (Έτεοβουτάδαι в различие от Д.) принадлежал к Д. того же имени. Все граждане должны были быть приписаны к какому-нибудь Д., и официально к имени и отчеству лица всегда прибавлялось и обозначение подлежащего Д. (Δημοσθένης Δημοσθένους Παιανιεύς). На 18-м году каждый гражданин вносился в список дема, ληξιαρχικον γραμματει̃ον, спустя два года - в общий список, πίναξ εκκλησιαστικός, и этим приобретал право принимать участие в народных собраниях. Все отдельные члены одного Д. (δημόται) связаны были между собою общими священными обрядами (ίερα δημοτικά); у них были общинные владения, общинные доходы и расходы; в случае нужды они должны были делать денежные взносы (εισφοραί) в государственную казну. Для управления общинными делами у них были свои должностные лица, а именно: начальник Д. (δήμαρχος) и казначей (ταμίας); на обязанности демарха лежало: созывать общинные собрания и руководить ими, вести при участии собрания упомянутые списки граждан, принимать по соглашению на то собрания новых членов и т. п. Особенно важна была компетентность собрания, в данном случае вести расследование о таких личностях, которые незаконным образом попали в число полноправных граждан. В случае возникавшего подозрения, что существуют подобные лица (παρέγγραπτοι), Д., на основании решения народного собрания, получали предписание проверить свои списки. Находившиеся в списке имена прочитывались вслух, а затем происходила баллотировка (διαψήφισις) о каждом лице, гражданское право которого вызывало сомнение. Тот, против кого высказывалось собрание (αποψηφισθείς), вследствие этого приговора выбывал из числа граждан без всяких дальнейших для себя последствий. Но кто подавал против подобного приговора апелляционную жалобу (εφεσις), того в случае осуждения ожидали лишение свободы, конфискация имущества и продажа в рабство. Речь Демосфена против Евбулида написана в защиту одного афинянина, который был исключен из своего Д. вследствие первого и единственного случая одновременно во всех Д. произведенной баллотировки.

ДЕМОС, ДЕМ

ДЕМОС, ДЕМ - Δη̃μοι,

подразделения клисфенских фил (см. также Φυλή, 8). Ввиду более удобного управления Клисфен заменил прежнее разделение страны и народа на 4 филы (эти филы хотя и продолжали существовать, но были лишены всякого политического значения) новою системою, основанием которой послужили издавна существовавшие большие или меньшие селения (δη̃μοι). Посредством разных изменений он довел число этих округов до 100 и из каждого десятка их образовал по одной филе; эти филы не занимали сплошной области, т. к. Д. одной и той же филы разделялись расположенными между ними Д. другой филы. Цель такого устройства была та, чтобы отдельные филы не образовали каждая по себе объединенной гражданской общины, и потому и собрания фил (αγοραί) производились в столице, в Афинах. Число Д. впоследствии увеличилось; ко времени Страбона их было 174 (Strab. 9, 396). Рос (Ross, Deinen von Attica, 1846) приводит 161 имя Д., Лик (Leake, The demos of Attica, перев. на нем. яз. Westermann, 1840) - 199 имен, в числе их некоторые сомнительные. Первоначально это распределение основывалось на недвижимом имуществе таким образом, что каждый принадлежал к тому Д., в котором находилось его имение, а впоследствии, когда эти отношения изменились, могло случиться, что иной владелец имел земли и в чужом Д. Такое владение называлось εγκτησις и за него платилась подать (εγκτητικόν) тому Д., в котором оно находилось. Д. получали свои названия частью от городков и местечек, частью от имен живших в них родов, напр., Βουτάδαι; но из этого перехода имени рода на Д. не следует заключать, чтобы каждый происходящий из рода, напр., Бутадов (Έτεοβουτάδαι в различие от Д.) принадлежал к Д. того же имени. Все граждане должны были быть приписаны к какому-нибудь Д., и официально к имени и отчеству лица всегда прибавлялось и обозначение подлежащего Д. (Δημοσθένης Δημοσθένους Παιανιεύς). На 18-м году каждый гражданин вносился в список дема, ληξιαρχικον γραμματει̃ον, спустя два года - в общий список, πίναξ εκκλησιαστικός, и этим приобретал право принимать участие в народных собраниях. Все отдельные члены одного Д. (δημόται) связаны были между собою общими священными обрядами (ίερα δημοτικά); у них были общинные владения, общинные доходы и расходы; в случае нужды они должны были делать денежные взносы (εισφοραί) в государственную казну. Для управления общинными делами у них были свои должностные лица, а именно: начальник Д. (δήμαρχος) и казначей (ταμίας); на обязанности демарха лежало: созывать общинные собрания и руководить ими, вести при участии собрания упомянутые списки граждан, принимать по соглашению на то собрания новых членов и т. п. Особенно важна была компетентность собрания, в данном случае вести расследование о таких личностях, которые незаконным образом попали в число полноправных граждан. В случае возникавшего подозрения, что существуют подобные лица (παρέγγραπτοι), Д., на основании решения народного собрания, получали предписание проверить свои списки. Находившиеся в списке имена прочитывались вслух, а затем происходила баллотировка (διαψήφισις) о каждом лице, гражданское право которого вызывало сомнение. Тот, против кого высказывалось собрание (αποψηφισθείς), вследствие этого приговора выбывал из числа граждан без всяких дальнейших для себя последствий. Но кто подавал против подобного приговора апелляционную жалобу (εφεσις), того в случае осуждения ожидали лишение свободы, конфискация имущества и продажа в рабство. Речь Демосфена против Евбулида написана в защиту одного афинянина, который был исключен из своего Д. вследствие первого и единственного случая одновременно во всех Д. произведенной баллотировки.

Предыдущая страница Следующая страница