Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")

СЛУЖИТЕЛЬ ХРАМА

СЛУЖИТЕЛЬ ХРАМА - Aedituus (быть может, от aedis rueri), в народном языке более употребительная форма, чем aeditumus: храмовой служитель, который жил вблизи храма или при входе в храм, отворял его, когда нужно, и запирал, а также показывал посетителям. Plant. Cure. 1, 3, 48. Cic. Verr. 2, 4, 44. При общественных зданиях и гробницах также были aeditui. Храмовым aeditui соответствуют греческие νεωκόροι, обязанности которых исполнялись иногда и женщинами, a ίεροφύλακες охраняли, кажется, преимущественно вещи, пожертвованные в храм. Гораций (ер. 2, 1, 230) употребляет слово aedituus иносказательно, называя поэтов, которые должны воспевать подвиги Августа, как бы стражами святыни.

СМЕРДИС

СМЕРДИС - Smerdis, Σμέρδις, у Ктесия Таниоксарка, на персидских надписях Бартья, брат Камбиза, которым из зависти к его телесной силе он был послан назад из Египта и скоро затем, по его же приказанию, когда сновидение возвестило его будущее величие, был убит, вероятно, Прексаспом, любимцем Камбиза. Hdt. 3, 30. Во время отсутствия Камбиза правление захватил мидийский маг, имевший очень большое сходство с убитым С. Из разных имен этого самозванца, сохранившееся у Юстина (1, 9) Комета, подтверждается надписями, называющими его Гуматой. Захватив власть, он удерживал ее за собой еще 7 месяцев, после того как Камбиз умер, возвращаясь из Египта, но потом он был убит семью персидскими вельможами. Hdt. 3, 61 слл.

СМИЛИС

СМИЛИС - Smilis, см. Sculptores, Скульпторы, 1.

СМИНФЕЙ

СМИНФЕЙ - Smintheus, Σμινθεύς, прозвище Аполлона (Ноm. Il. 1, 39). Под этим именем он почитался в Хрисе (где в его храме находилась статуя, изображавшая бога с мышью под ногой, произведение Скопаса) и в других городах и на островах Малой Азии (как, напр., в Тенедосе, Линде на острове Родос, Гамаксите в Эолиде, Крите). Производя это имя от города Сминфы в Троаде или от слова σμίνθος, мышь, которая служила символом пророчества. Истребителем мышей называет Аполлона миф, по которому он некогда избавил от множества мышей троадскую область или одного из своих жрецов; по другому мифу, он получил это прозвище от тевкров, выселившихся из Крита под предводительством Скамандра, которые, пристав к Троаде, утром заметили, что щиты их и тетивы у луков обгрызаны мышами, и тогда именно поняли смысл божеского оракула о поселении там, где землеродные будут беспокоить их. Strab. 13, 604. 605. 613.

СМИРНА

СМИРНА - Smyrna, Σμύρνα,

1. в Лидии, в крайнем углу залива, названного впоследствии по этому городу смирнским, при речке Мелесе, один из самых известных и цветущих городов Малой Азии; была основана в очень раннее время эолянами, преселившимися из Кимы под предводительством Фесея. Принадлежала с давних времен к Эолическому союзу, в 688 г. до Р. X., вследствие измены, С. попала под владение ионян и сделалась тогда 13-м ионическим союзным городом. Hdt. 1, 149. После разрушения лидийским царем Алиаттом она оставалась пустынной более 400 лет, пока после смерти Александра Антигон не выстроил ее снова в 20 стадиях к юго-западу от старого места. Затем, благодаря украшениям при Лисимахе, С. сделалась одним из красивых и великолепных городов и осталась такой и в римское время (в которое она была местом пребывания conventus iuridicus). В 178-180 гг. от Р. X. она сильно пострадала от землетрясения, но была опять восстановлена М. Аврелием Антонионом. С. славилась как место рождения Гомера, статуя которого была выставлена в великолепном здании (Гомерейон). Кроме того, особенно славился храм Кибелы. Strab. 14, 646. Нынешний Исмир еще один из важнейших торговых городов Востока. ср.: Lane. Somyrnaeorum res gestae et antiquitates (1851) и Mylonas, de Smyrnaeorum rebus gestis (1860);

2. см. Cinyras, Кинир.

СМОТРИТЕЛЬ ДОМА

СМОТРИТЕЛЬ ДОМА - Atriensis, (от atrium), подразумевается servus, раб, в ведении которого у римлян находилось atrium, imagines, картины, столовая посуда, одним словом, вся supellex. В прежние времена на его обязанности лежало то, что впоследствии исполняли procurator, dispensator, cellarius, в особенности также денежные дела господина. Он был домоправителем и из всех рабов пользовался наибольшим почетом. В виллах они назывались atrienses rustici. Находившиеся в их распоряжении atriarii исполняли черную домашнюю работу. Plaut. Asin. 2, 4. Plaut. Pseudol. 2, 2, 13 слл.

СОВА

СОВА - Noctŭa, γλαυ̃ξ, особенно почитаемая в Афинах, т. к. она была посвящена Афине Полиас, покровительнице города. С. считалась предвестницей счастья и победы, что выражалось пословицей: γλαυ̃ξ 'ίπταται, noctua volat. T. к. их в Афинах было множество, то существовала пословица: γλαυ̃κ' ει̉ς Άθήνας, нести сову в Афины (делать что-либо излишнее). Изображения С. встречаются на монетах. Римляне считали С. предвестницей несчастья.

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ - Pubertas, в противоположность impubertas, прежде считавшееся с наступлением половой зрелости, но различно определявшееся юристами времен Империи, т. к. прокулианцы считали 14 год жизни переходным, а сабинианцы, напротив, держались старинного определения. Для девиц 13-летний возраст всегда считался началом совершеннолетия.

СОГДИАНА

СОГДИАНА - Sogdiāna, Σογδιανή или Σουγδιανή, по-древнеперсидски Sughuda, Sughda, область, принадлежавшая к североазиатским провинциям Персидского царства между реками Оксусом и Яксартом, нынешняя Бухара, часть которой еще называется Согд, т. е. чистая. Из гор были Оксийские, Comedarum, Montes и в центре Согдийские (н. Карадаг или Аль-Ботом). Из рек кроме Оксуса и Яксарта следует упомянуть Демос или Димос (н. Маргинат) и степную реку Политимет (н. Шераф-Шан). Согдии или согдианы - народ довольно грубый, мало отличавшийся в своих нравах от бактрийцев. Они распадались на несколько народностей: паски, дрибакты, оксидранки, ятийцы, тахоры, мардиены, кандеры, оксианы и т. д. Между городами замечательны: Мараканда (н. Самарканд), Киресхата или Кирополь, Александрия Есхата и Оксиана, Трибактра, Навтака, недалеко от нее город Бранхидов (τò τω̃ν Βραγχιδω̃ν 'άστυ), Габы, Маргиния. Strab. 11, 516 сл. Plin. 6, 16, 18.

СОГИМЕР

СОГИМЕР - Sogimērus, 1. Σεγίμηρος, отец Арминия и участник в борьбе с Варом. Vel. Pat. 2, 118. Dio Cass. 56, 19;

2. брат Сегеста, покорившийся в 15 г. от Р. X. римлянам под начальством Германика. Tac. ann. 1, 71.

СОЗВЕЗДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКК

СОКК - Soccus, первоначально род греческой обуви, легкий и низкий башмак, принятый также впоследствии римлянами, но считавшийся признаком изнеженности. Впоследствии же он сделался предметом необыкновенной роскоши, т. к. его украшали даже драгоценными камнями. Употребление С. было также свойственно комедии, подобно тому как в трагедии употреблялся котурн. Horat. ер. 2, 1, 174. а. р. 80. 90.

СОКРАТ,

СОКРАТ, - Socrătes,

Σωκράτες, 1) афинянин. О внешней жизни этой личности, столь важной для истории культуры и нравов Греции, у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия. Родителями его называют ваятеля Софроникса и Фенарету; родился он в 469 г. до Р. X. Вначале, как говорят, он занимался ремеслом своего отца и изготовил одетых Харит в Акрополе; последнее очень сомнительно. То, что он исполнял дела рабов и занимался неблагородным ремеслом, наверное, клевета. Об его учителях существуют различные рассказы, из которых относительно хода его образования можно с точностью заключить только то, что он усердно пользовался пособиями своего родного города, что он личным знакомством старался учиться у образованных и рассудительных мужей, что он для этой цели не пренебрегал сочинениями философов и поэтов, а в геометрии обладал необыкновенными познаниями. В более поздние годы своей жизни С. является образцом набожности, самообладания, выносливости, постоянства в дружбе и убеждениях, любви к отечеству и твердости характера. Эти внутренние достоинства заставили его современников совершенно забыть о его некрасивой, даже безобразной наружности, над которой он сам шутил с большим юмором. Жил он бедно, но ни в чем не нуждался; вспыльчивость его жены Ксантиппы (сварливость которой обратилась в пословицу), он умел переносить с величайшим равнодушием, хотя и сам он, по рассказам, не всегда был нежным супругом. К политической деятельности он вовсе не чувствовал призвания, но, несмотря на это, все-таки побуждал других посвящать себя государственным занятиям и восставал против их самолюбивого космополитизма, а как гражданин отечества он исполнял свой долг на войне и в мире. Он сражался при Потидее, Делии, Амфиполе, боролся один против неправды в аргинузском процессе, а также против 30 тиранов. Но своей главной задачей он считал воспитание людей, именно нравственное и научное влияние на других. При этом он был в высшей степени бескорыстен и ни с кого не брал платы за учение. Вообще, С. всем своим существом представляет тип истинного грека. Он был умерен, не будучи аскетом; его обхождение с юношами - в нравственном отношении запятнанное только позднейшей клеветой - имеет на себе отпечаток греческой формы любви к мальчикам, и его суждение о более вольном сношении полов согласно с воззрениями эллинов; далее он видит высшую нравственность только в послушании государственным законам и почитает при этом народных богов. Своеобразно было его верование в демоний (δαιμόνιον), внутренний голос, который отклонял его от несправедливости и побуждал к добру. Своего учения и мнений С. сам письменно не излагал, и мы знаем их только из сочинений Платона, Ксенофонта и отчасти Аристотеля; вернее всего, вероятно, изобразил С. Ксенофонт. Принцип Сократовой философии есть стремление к основанному на непосредственном понимании знанию или основное правило, что всякое суждение и деяние должно опираться на правильно составленное понятие о предмете. Содержание его философии ограничивается этикой, а естественной философией и теологическими исследованиями С. занимался настолько, насколько они находятся в связи с этикой. И в этой последней есть только немного основных положений, которые он определяет философски; его самое общее основное положение есть то, что вся добродетель заключается в знании и нравственное невежество есть величайший порок. Очевидно, что С. должен был неоднократно вызывать против себя неудовольствие не только результатами, но еще более методом своего учения, рвением, с которым он посвящал себя испытанию людей и раскрывал ложность мнимого значения. Как рано уже он навлек на себя недоверие весьма значительной партии противников, показывают "Облака" Аристофана, которые были поставлены в первый раз в 424 г. до Р. X. Двадцать четыре года спустя он пал жертвой ненависти противников. Обвиненный поэтом Милетом, как главным обвинителем, государственным мужем Анитом и оратором Ликоном в отречении от государственной религии и введении новых богов, а также в совращении юношества к неповиновению родителям и государственным законам, он был осужден на смерть (339 г.) и, отказавшись воспользоваться случаем к бегству, выпил яд с беспримерным спокойствием и веселостью, которые так прекрасно и трогательно описали Платон и Ксенофонт. Причины его осуждения следует искать в ненависти и преследованиях как софистов, так и демократов, которые должны были бояться его как самого опасного противника своих отчасти неразумных стремлений, хотя главный пункт обвинения был направлен против него как учителя юношества, опасного для религии и нравственности. Степень его вины несколько десятилетий тому назад была предметом полемики (между Форхгаммером и Бендиксеном, 1837-1839), хотя неоспоримых результатов эти ученые не добились. Одно только остается несомненным, что С., следуя внутреннему призванию, стал выше своего времени и далеко опередил своих современников. Благородство его души и чистота его стремлений остаются неприкосновенными, и руководящие основные мысли его оказались непреложными и впоследствии (ср. монографию v. Lasaulx, 1858); 2) С. или Сосикрат, аргивянин, неизвестного времени, автор поездки по Аргосу (περιήγηδις 'Άργους) и сочинения, которое трактует о мифических предметах, πρòς Ει̉δόθεοσ; 3) из Коса, автор сочинения ε̉πικλήσεις θεω̃ν, по меньшей мере в 12 книгах; 4) из Родоса, написал историю римских междоусобных войн. Ср.: Мюллер, fragm. hist. Graec., IV, p. 496 слл.

СОКРАТ

СОКРАТ - Socrătes, Σωκράτες,

1. афинянин. О внешней жизни этой личности, столь важной для истории культуры и нравов Греции, у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия. Родителями его называют ваятеля Софроникса и Фенарету; родился он в 469 г. до Р. X. Вначале, как говорят, он занимался ремеслом своего отца и изготовил одетых Харит в Акрополе; последнее очень сомнительно. То, что он исполнял дела рабов и занимался неблагородным ремеслом, наверное, клевета. Об его учителях существуют различные рассказы, из которых относительно хода его образования можно с точностью заключить только то, что он усердно пользовался пособиями своего родного города, что он личным знакомством старался учиться у образованных и рассудительных мужей, что он для этой цели не пренебрегал сочинениями философов и поэтов, а в геометрии обладал необыкновенными познаниями. В более поздние годы своей жизни С. является образцом набожности, самообладания, выносливости, постоянства в дружбе и убеждениях, любви к отечеству и твердости характера. Эти внутренние достоинства заставили его современников совершенно забыть о его некрасивой, даже безобразной наружности, над которой он сам шутил с большим юмором. Жил он бедно, но ни в чем не нуждался; вспыльчивость его жены Ксантиппы (сварливость которой обратилась в пословицу), он умел переносить с величайшим равнодушием, хотя и сам он, по рассказам, не всегда был нежным супругом. К политической деятельности он вовсе не чувствовал призвания, но, несмотря на это, все-таки побуждал других посвящать себя государственным занятиям и восставал против их самолюбивого космополитизма, а как гражданин отечества он исполнял свой долг на войне и в мире. Он сражался при Потидее, Делии, Амфиполе, боролся один против неправды в аргинузском процессе, а также против 30 тиранов. Но своей главной задачей он считал воспитание людей, именно нравственное и научное влияние на других. При этом он был в высшей степени бескорыстен и ни с кого не брал платы за учение. Вообще, С. всем своим существом представляет тип истинного грека. Он был умерен, не будучи аскетом; его обхождение с юношами - в нравственном отношении запятнанное только позднейшей клеветой - имеет на себе отпечаток греческой формы любви к мальчикам, и его суждение о более вольном сношении полов согласно с воззрениями эллинов; далее он видит высшую нравственность только в послушании государственным законам и почитает при этом народных богов. Своеобразно было его верование в демоний (δαιμόνιον), внутренний голос, который отклонял его от несправедливости и побуждал к добру. Своего учения и мнений С. сам письменно не излагал, и мы знаем их только из сочинений Платона, Ксенофонта и отчасти Аристотеля; вернее всего, вероятно, изобразил С. Ксенофонт. Принцип Сократовой философии есть стремление к основанному на непосредственном понимании знанию или основное правило, что всякое суждение и деяние должно опираться на правильно составленное понятие о предмете. Содержание его философии ограничивается этикой, а естественной философией и теологическими исследованиями С. занимался настолько, насколько они находятся в связи с этикой. И в этой последней есть только немного основных положений, которые он определяет философски; его самое общее основное положение есть то, что вся добродетель заключается в знании и нравственное невежество есть величайший порок. Очевидно, что С. должен был неоднократно вызывать против себя неудовольствие не только результатами, но еще более методом своего учения, рвением, с которым он посвящал себя испытанию людей и раскрывал ложность мнимого значения. Как рано уже он навлек на себя недоверие весьма значительной партии противников, показывают «Облака» Аристофана, которые были поставлены в первый раз в 424 г. до Р. X. Двадцать четыре года спустя он пал жертвой ненависти противников. Обвиненный поэтом Милетом, как главным обвинителем, государственным мужем Анитом и оратором Ликоном в отречении от государственной религии и введении новых богов, а также в совращении юношества к неповиновению родителям и государственным законам, он был осужден на смерть (339 г.) и, отказавшись воспользоваться случаем к бегству, выпил яд с беспримерным спокойствием и веселостью, которые так прекрасно и трогательно описали Платон и Ксенофонт. Причины его осуждения следует искать в ненависти и преследованиях как софистов, так и демократов, которые должны были бояться его как самого опасного противника своих отчасти неразумных стремлений, хотя главный пункт обвинения был направлен против него как учителя юношества, опасного для религии и нравственности. Степень его вины несколько десятилетий тому назад была предметом полемики (между Форхгаммером и Бендиксеном, 1837-1839), хотя неоспоримых результатов эти ученые не добились. Одно только остается несомненным, что С., следуя внутреннему призванию, стал выше своего времени и далеко опередил своих современников. Благородство его души и чистота его стремлений остаются неприкосновенными, и руководящие основные мысли его оказались непреложными и впоследствии (ср. монографию v. Lasaulx, 1858);

2. С. или Сосикрат, аргивянин, неизвестного времени, автор поездки по Аргосу (περιήγηδις 'Άργους) и сочинения, которое трактует о мифических предметах, πρòς Ει̉δόθεοσ;

3. из Коса, автор сочинения ε̉πικλήσεις θεω̃ν, по меньшей мере в 12 книгах;

4. из Родоса, написал историю римских междоусобных войн. ср.: Мюллер, fragm. hist. Graec., IV, p. 496 слл.

СОКРАЩЕНИЯ

СОКРАЩЕНИЯ - Notae, σημει̃α, которыми пользовались при письме греки и римляне.

I. Греческие С. известны нам из надписей и некоторых списков на папирусе. Происхождением они обязаны, кроме стенографической цели, частью действительной потребности, частью случайным обстоятельствам, а разнообразная форма их была уже делом вкуса. Действительной потребностью были знаки для изображения чисел. Древнейшие цифры были так называемые numeri decadici. I означает единицу, следовательно, II - два, III - три, ΙΙΙΙ - четыре; далее употребляли начальные буквы числительных πέντε, δέκα, ε̉κατόν (по древнему правописанию ΗΚΑΤΟΝ), χίλια, μύρια, для изображения этих чисел, так что Π или F равнялось 5, Δ 10, Н 100, X 1000, M 10.000. К Π прибавлялось число единиц до 10, ПГ = 6, ПII = 7, ΠΙΙΙ = 8, ПIIII = 9. Остальные знаки повторялись столько раз, сколько было необходимо для известного числа: ΔΔ = 20, ΔΔΔ = 30, НН = 200, XX = 2000. Если основание числа было 5, как 50, 500, 5000, то знаки 10, 100, 1000 писались в П, так что СОКРАЩЕНИЯ = 50, СОКРАЩЕНИЯ = 500, СОКРАЩЕНИЯ = 5.000. Соединением знаков Ι, Δ, Η, Χ можно было выразить какую угодно сумму. Эти numeri decadici обыкновенно употреблялись на надписях для счета денег. В аттических надписях преобладающий был счет по драхмам, и под знаками Π, Δ, Χ, Μ и сложенными с ними разумеются драхмы; I означает, напротив, не одну драхму, а обол, для изображения же одной драхмы служил знак ├. Талант обозначался через Т, сумма от 2 до 4 выражалась через повторение этого знака: ТТ = 2 талантам и т. д.; при больших суммах составляли монограмму из Т и знаков Π, Δ, Η. Рядом с этими числовыми знаками употребляли для той же цели и 24 буквы алфавита. Эта последняя система употреблялась, конечно, только для небольших чисел или когда что-либо цельное состоит из 24 частей, так «Илиада» и «Одиссея» разделены были александрийскими грамматиками на 24 песни и обозначены буквами. Но и этим способом нашли возможным изображать любую сумму; так, включили в число знаков древнюю дигамму, ╒ для изображения 6, коппу СОКРАЩЕНИЯ для числа 90 и так называемую Σάμπι СОКРАЩЕНИЯ для 900 (последний знак только на папирусных списках). Считали от А до 1= 1 - 10 и потом по десяткам К - Р = 20 - 100 и по сотням Σ - СОКРАЩЕНИЯ = 200 -900, между тем как единицы прибавлялись по порядку от А-Θ. Тысячи опять начинали с А и отличали чертой с левой стороны буквы, напр., 'В = 2000. Остальные С. можно подвести под следующие 4 разряда:

1. собственно С., когда в слове отбрасывали несколько букв по произволу, напр., α̉ρ, α̉ρχ, α̉ρχον, α̉ρχοντ, вместо 'άρχοντος;

2. лигатуры, т. е. такое соединение букв, при котором последняя черта предыдущей буквы служит первой чертой для буквы последующей (употреблялись преимущественно для буквы квадратной формы), напр., в слове ΜΝΗΜΗ так соединяли 5 букв: NΛHVH;

3. сплетение слогов в виде монограммы, причем они ставились не рядом, но шли один над другим или один в другом, что употреблялось преимущественно для букв круглой формы;

4. собственно монограммы, т. е. сплетение нескольких букв слова для обозначения всего слова.

II. У римлян, кроме обыкновенного, существовали еще 4 способа письма:

1. письмо с измененной или мало измененной формой букв, и притом с С.;

2. письмо, в котором при обыкновенной форме букв изменено их значение (шифр);

3. письмо, в котором совершенно изменены формы букв, и притом с С. (notae Tironianae. см. Tullii, Туллии, 12);

4. символическое письмо. При сокращениях писали вместо целого слова одну, две или три начальные буквы, напр., М. вместо Marcus, Ti. вместо Tiberius, Cos. вместо consul. Повторение тех же самых букв означает или множественное число, coss. = consules, или, если повторяется одна буква, столько лиц, сколько раз повторена буква, MMM = Marci tres. Самые обыкновенные С. у римлян были:

a) С. собственного имени (praenomen),

b) родины,

c) происхождения,

d) даты числа,

e) названия гражданских и военных должностей и званий и

a) некоторые аббревиатуры в письмах.

Уже Цицерон употреблял шифрованное письмо (notae) в своих дружеских письмах к Аттику, также Цезарь и Август. Notae Tironianae - это стенографические знаки для скорого записывания произносимой речи. Искусство скорописи (стенография) перешло к римлянам от греков, хотя у греков и римлян оно было самостоятельным. О стенографах (ταχυγράφοι, notarii) в Риме упоминается со времени Августа, хотя сама стенография существовала раньше.

III. Александрийскими грамматиками употреблялись еще различные критические знаки:

1. ο̉βελός, горизонтальная черта -, для обозначения заимствованного места в сочинении, ο̉ περιεστιγμένος: , для обозначения излишнего места в сочинении;

2. α̉στερίσκος *, для обозначения особенно хороших мест в сочинении. Άστερίσκος и ο̉βελός соединялись вместе для обозначения удачных выражений, но находящихся не на своем месте. ср. Anleitung zur griechischen, desgl. zur römischen Paläeographie Wattenbach'a.

СОЛДУРИЙЦЫ

СОЛДУРИЙЦЫ - Soldurīi (по Як. Гримму родственно с немецким «sollen» = obligati, devincti), называет Цезарь (Caes. b. g. 3, 32) избранный отряд из 600 человек, который клялся аквитанскими князьями в верности на жизнь и на смерть (devoti). О подобном обычае у германцев ср. Tac. Germ. 14, у кельтиберов Val. Max. 2, 6, 11.

СОЛИГЕЯ

СОЛИГЕЯ - Solygēa, Σολύγεια, селение на Солигейской горе, в Коринфской области, к югу от Кенхрей, в 60 стадиях от Коринфа у нынешней Галатаки. Thuc. 4, 42 сл.

СОЛИМЫ

СОЛИМЫ - SolСћmi, см. Lycia, Ликия.

СОЛИН

СОЛИН - Solīnus, С. Iulius, вероятно, в начале 4 в. до Р. X., автор сочинения, озаглавленного Polyhistor, представляющего собой нелепо изложенное извлечение из географии, составленной по естественной истории (naturalis historia) Плиния. Изд. Salmasius'a, возобновленное Götz'oм (1777); в новейшее время прекрасно обработано Th. Mommsen'oм (1864).

СОЛИНАТОР

СОЛИНАТОР - Salinātor, см. Livii, Ливии, 6. 7.

СОЛИТАВРИЛИЯ

СОЛИТАВРИЛИЯ - Solitaurilĭa, (Suovet.), см. Sacra, Священнодействия, 4.

СОЛНЦА ИСТОЧНИК

СОЛНЦА ИСТОЧНИК - Solis fons, Ήλίου κρήνη, источник около Аммонийского оазиса в Ливийской пустыне, вода которого была холодней всего в полдень, а в полночь горяча, как кипяток, и так еще до сих пор. ср.: Aesch. Prom. 808 и особенно Hdt. 4, 181. Diod. Sic. 17, 50. Curt. 4, 7.

СОЛНЦА ОЗЕРО

СОЛНЦА ОЗЕРО - Solis lacus, λίμνη Ήελίοιο, называется у Гомера (Ноm. Od. 3, 1) пруд, из которого каждое утро поднимается солнце, начиная свое течение на небе.

СОЛНЦЕ

СОЛНЦЕ - см. Соль.

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ - Solstitĭum, обыкновенно летнее солнцестояние, самый долгий день, после 21 (9) июня, в противоположность зимнему солнцестоянию или кратчайшему дню (bruma) 23 (11) декабря (по Варрону quod sol eo die sistere videbatur). Солнце при своем северном отклонении от экватора достигает той точки, где оно отстоит от последнего дальше всего, и, по-видимому, стоит спокойно; потом оно опять направляется назад, чтобы достигнуть зимнего солнцестояния. Эту-то именно точку видимого стояния обозначает это слово.

СОЛОЕНТ

СОЛОЕНТ - Solŏeis, Σολόεις, далеко выступающий лесистый мыс на западном берегу Мавритании с алтарем Посейдона, вероятно, н. Cap. Cantin. Hdt. 2, 32. 4, 43.

СОЛОН

СОЛОН - Solon, Σόλων, афинский законодатель, сын Ексекестида, из древнего царского рода, родился между 640 и 630 гг. до Р. X. Его образованию и знакомству с практической жизнью содействовали путешествия и раннее участие в общественных делах. Впервые он приобрел себе известность политической ролью, которую он принял на себя при завоевании Саламина (отсюда элегия «Саламин», см. ниже 6) и которая, впрочем, впоследствии разукрашена до сказочного. Затем он стал душой войны против криссейцев, имевшей целью наказать их за давно причиняемые обиды Дельфийскому оракулу, войны, во время которой Афины в первый раз приняли деятельное участие в общих эллинских делах. Но несравненно больше он упрочил свою славу бессмертным творением своих законов. Драконовы карательные законы не были в состоянии восстановить в Афинах продолжительное спокойствие и порядок; грозило, кажется, раздробленнее собранной Фесеем земли, педиеи (жители равнины) требовали олигархии, паралии - смешанного правления, обедневшие и изнемогавшие от долгов гиперакрии совершенного переворота в демократическом духе (ср. Πολιτεία, Правления формы, и Clisthenes, Клисфен, 2). Попытка Килона захватить в свои руки тиранию и грех кровопролития, которое бременем лежало на городе вследствие убийства Алкмеонидами приверженцев Килона, еще более ухудшили положение дел. Это преступление было смыто религиозными установлениями призванного, из Крита Епименида, 596 г. С., высокоуважаемый за свой род, получивший образование во время путешествий по торговым делам муж, снискал к себе всеобщее доверие, благодаря своей гуманности и умеренности, при таких условиях мог бы, вероятно, достигнуть тирании, но он предпочел принять на себя роль законодателя и посредника, как первый архонт 594 г. до Р. X. и в следующих годах. Дело государственного переустройства он начал прежде всего с устранения существующих зол, особенно обращая внимание на обременение долгами бедных и соединенные с этим последствия. Для этой цели служила так называемая σεισάχθεια (см. Φυλή, Фила); кроме того, была объявлена амнистия гражданам, подвергшимся из-за долгов атимии, и ограничено право личного задержания, которые отныне не смели более распространяться на личность должника и его семейство. После этих, отчасти временных, постановлений он приступил к определению прав и обязанностей граждан на основании дохода с земли, так что от поземельного владения зависело политическое влияние по основному правилу: «За вполне отбытую повинность и полное право». Таким образом, он сломил законные преграды древней аристократии, положив в основу нового порядка вещей поземельное владение вместо родового происхождения. Он разделил по имущественному цензу всех граждан на 4 класса (см. Φυλή, Фила, 6); по ним определялись также военные обязанности и род оружия (ср. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 11), но так, что, по весьма вероятному предположению Бека, в низших классах облагалось податью не все имущество, но только часть его принималась в качестве капитала, подлежащего обложению (τίμημα). Между тем как первый класс платил со всего имущества (1 талант), второй платил с 5/6 (3.000 драхм), третий с 5/9 (1.000 драхм), четвертый был свободен от податей. Но этим распределением обуславливались также политические права, так что низший класс совершенно был лишен доступа к должностям, а первому классу было предоставлено исключительное право занимать места архонтов (см. Архэ) и членов совета в Ареопаге (см. Ареопаг). Вследствие этих постановлений лица, пользовавшиеся до сих пор властью, - т. к. они были вместе с тем и самые богатые, - некоторое время сохраняли ее, но преграды были уничтожены, и также низшим сословиям дан был доступ к большей части почетных должностей. Далее, афиняне сделались свободными владельцами своей земли и имущества, не будучи связанными семейными правами, домашняя власть отца была ограничена; равным образом были определены права и обязанности метэков, и даже рабы не были лишены законной защиты. Третья часть законодательства состояла в организации отдельных правительственных учреждений. Произволу отдельных чиновников в судах был положен предел рядом законов, которые касались всех условий общественной и частной жизни (см. 'Άξονες, Аксоны); дозволялось жаловаться и апеллировать в объединяющее всех граждан народное собрание, которое в составе 6.000 выборных (η̉λιαία) производило судоговорение, как последняя инстанция и также высший контроль над чиновниками. Высшим правительственным учреждением был совет (Βουλή, см. Буле), число членов которого было увеличено С. до 400, по 100 от каждой из 4-х ионических фил. Этот совет ежегодно избирался вновь и своими отделениями (пристаниями) представлял постоянное присутственное место. Это законодательство носило в себе зародыш дальнейшего развития и представляло будущему времени свободную, но вместе с тем законную сферу деятельности; однако остается сомнительным вопрос, ввел ли он ради ревизии институт номофетов (см. Номофеты). Но С. не довольствовался только установлением правового порядка, он стремился побуждать в гражданах живое и самостоятельное участие в общественной жизни, соединять сознательную нравственность и благовоспитанность с законностью, а также поощрять умственное образование. На это указывают запрещение оставаться безучастным к внутренним раздорам, постановление о воспитании, которое должно было утверждать людей в благочестии, заботы о том, чтобы Гомеровские поэмы читались в чистом и неиспорченном виде, тогда как напротив представление трагедий Феспида должно было быть запрещено и т. п. Однако политические учреждения С., отчасти именно вследствие их умеренности, не могли на первых порах достигнуть того, чтобы установить и сохранить спокойствие и согласие; чтобы дать время улечься брожению, он отправился в продолжительное путешествие за границу. В отсутствие его снова вспыхнула борьба партий; возвратившись, он застал Писистрата на пути к тирании; полагаясь на свою глубокую старость, он мужественно восставал против него, хотя и тщетно; однако его законы большей частью остались в силе. Он умер в 559 г. до Р. X. в Афинах или, по другим, на острове Кипр, где он с честью для себя оказывал влияние на царя Кипранора. Однако события последнего периода его жизни неизвестны и разукрашены сказаниями, к числу которых, вероятно, принадлежит посещение им царя Креза, который уже вследствие хронологических несообразностей становится невероятным. С. был не только государственный муж, но стоял высоко в общем умственном образовании, за что ему в особенности было присвоено имя мудреца; остроумные анекдоты о его очаровательном обращении с остальными так называемыми мудрецами, правда, не подтверждаются историей. Изречение μηδν 'άγαν было выражением его житейской мудрости (приписываемое также ему γνω̃θι σεαυτόν, по другим, принадлежит Хилону). Наконец, он занимал видное место также как поэт. Он сочинял элегии (как полагают 5.000 стихов), которые хотя и были составлены из отдельных отрывков, все-таки представляли беспрерывный ряд стихов, составные части которых различались по признанным всеми заглавиям. Чаще всего упоминается патриотическая элегия Саламин; сохранилось довольно много отрывков, сочиненных отчасти в элегической форме, отчасти плавными трохаическими тетраметрами и ямбами, состоящих, однако, большей частью в кратких гномах, отчасти политического, отчасти созерцательного, философского направления. В них мы видим просвещенное понимание гуманности, тонкую нравственную умеренность и изобилие опыта, как это проявляется во всем его существе. Изд. Баха (1825) и Бергка, poët. lyr. Graec., p. 416 слл.

СОЛОНКА

СОЛОНКА - Salīnum, concha salis y Горация (Od. 2, 16, 14).

СОЛУНТ

СОЛУНТ - Solūs, Σολου̃ς, Soluntum, укрепленный город на северном берегу Сицилии, на середине между Панормом и Фермами, с хорошей гаванью, на одну милю к востоку от устья Элефтера; н. Castel di Solanto. Thuc. 6, 2. Cic. Verr. 3, 43.

СОЛЫ

СОЛЫ - Soli, Σόλοι,

1. значительный город Киликии, между реками Ламом и Пирамом, очень богатая и цветущая колония аргивян и лидийцев из Родоса. Тигран разрушил С. и переселил жителей в Тигранокерту, но Помпей опять восстановил их и заселил их уцелевшими морскими разбойниками, и с этого времени появилось название Πομπηϊούπολις. Теперь находятся развалины около Мессетлу. С. были родиной стоика Хрисиппа, комика Филемона и математика и астронома Арата. Т. к. жители, обращаясь с туземцами, приучались к дурному наречию, то от них будто бы происходит выражение σολοικισμός, солецизм. Strab. 14, 669 слл. Plut. Pomp. 28. Другие относят это выражение к 2) С., портовому городу в западной части северного берега острова Кипра. Плутарх (Sol. 26) сообщает, что этот город, по совету Солона, был построен туземным царем (ср. Hdt. 5, 113), по другому, это была колония афинян. Ныне развалины Палеокоры близ Левки.

СОЛЬ

СОЛЬ - I.

Salīnae.

1. Древние добывали поваренную С. или из соляных копей (salinae sc. fodinae, также Salifodinae), или из моря, соляных озер или соляных источников. Из жидкости добывалась С. или посредством испарения, особенно при содействии солнечных лучей (α̉λοπήγιον, 'άλς πεπτός), или также посредством вываривания. Plin. 31, 7, 39. Галлы, германцы и испанцы обыкновенно лили воду из соленых источников на горящие костры и давали ей испаряться, вследствие чего добытая С., конечно, делалась черной. Tac. ann. 13, 57. Varr. r. r. 1, 6. Plin. в вышеуказанных местах. Афиняне, которым, благодаря их господству на море, не трудно было ввозить С., имели собственные соляные источники и копи по ту сторону Кефисса, недалеко от морского берега. У римлян Анк Марций заложил первые солеварни в окрестностях Остии. Liv. 1, 33. Plin. 31, 7. Вследствие того что продажа С. составляла монополию лица, заарендовавшего эту отрасль у государства, цена на этот столь необходимый продукт достигла слишком больших размеров. Поэтому сенату удалось, по удалении Порсенны из Рима, привлечь народ на свою сторону, сделавши из продажи С. монополию государства (Liv. 2, 9), благодаря чему цена на все понизилась. В 206 г. до Р. X. был введен соляной налог, не коснувшийся самого Рима. Liv. 29, 37. Соляные залежи в провинциях составляли государственную собственность и, будучи отдаваемы в аренду, приносили казне большой доход. Некоторым отдельным частным лицам разрешалась, правда, разработка и продажа добываемой на их земле С. под условием выплаты государству известной части (вероятно, десятой части) дохода; но они отнюдь не должны были продавать С. дешевле, чем ее продавала казна, дабы не вредить интересам государства;

2. Salinae (Σαλι̃ναι), встречается также как название нескольких городов, находившихся близ соляных источников:

a) город, находившийся на юго-восточном берегу римской Британнии;

b) город светриев в приморских Альпах, в Gallia Narbonensis;

c) местечко на берегу Апулии, между Сипунтом и Афиденой, вблизи Салапинского болота (см. Salapia, Салапия), н. Тоrrа della Salina;

d) в Пицене, при реке Савне (Saunus) (без сомнения, правильнее было бы Салин), н. Salino;

e) в Дании, н. Torde;

f) Salinae Herculeae, при Геркулане, в Кампании.

II.

Sol,

см. 'Ήλιος, Гелиос.

СОЛЬ, САЛИНЫ

СОЛЬ, САЛИНЫ - Salīnae.

1) Древние добывали поваренную С. или из соляных копей (salinae sc. fodinae, также Salifodinae), или из моря, соляных озер или соляных источников. Из жидкости добывалась С. или посредством испарения, особенно при содействии солнечных лучей (α̉λοπήγιον, 'άλς πεπτός), или также посредством вываривания. Plin. 31, 7, 39. Галлы, германцы и испанцы обыкновенно лили воду из соленых источников на горящие костры и давали ей испаряться, вследствие чего добытая С., конечно, делалась черной. Tac. ann. 13, 57. Varr. r. r. 1, 6. Plin. в вышеуказанных местах. Афиняне, которым, благодаря их господству на море, не трудно было ввозить С., имели собственные соляные источники и копи по ту сторону Кефисса, недалеко от морского берега. У римлян Анк Марций заложил первые солеварни в окрестностях Остии. Liv. 1, 33. Plin. 31, 7. Вследствие того что продажа С. составляла монополию лица, заарендовавшего эту отрасль у государства, цена на этот столь необходимый продукт достигла слишком больших размеров. Поэтому сенату удалось, по удалении Порсенны из Рима, привлечь народ на свою сторону, сделавши из продажи С. монополию государства (Liv. 2, 9), благодаря чему цена на все понизилась. В 206 г. до Р. X. был введен соляной налог, не коснувшийся самого Рима. Liv. 29, 37. Соляные залежи в провинциях составляли государственную собственность и, будучи отдаваемы в аренду, приносили казне большой доход. Некоторым отдельным частным лицам разрешалась, правда, разработка и продажа добываемой на их земле С. под условием выплаты государству известной части (вероятно, десятой части) дохода; но они отнюдь не должны были продавать С. дешевле, чем ее продавала казна, дабы не вредить интересам государства; 2) Salinae (Σαλι̃ναι), встречается также как название нескольких городов, находившихся близ соляных источников: а) город, находившийся на юго-восточном берегу римской Британнии; b) город светриев в приморских Альпах, в Gallia Narbonensis; с) местечко на берегу Апулии, между Сипунтом и Афиденой, вблизи Салапинского болота (см. Salapia), н. Тоrrа della Salina; d) в Пицене, при реке Савне (Saunus) (без сомнения, правильнее было бы Салин), н. Salino; e) в Дании, н. Torde; f) Salinae Herculeae, при Геркулане, в Кампании.

СОЛЬ, СОЛНЦЕ

СОЛЬ, СОЛНЦЕ - Sol, см. 'Ήλιος.

Solarĭum, 1) Horologium, солнечные часы. Употребление этих часов в Греции относится ко временам Анаксимандра или Анаксимена (500 г. до Р. X.), но в Риме этот снаряд появился лишь 200 лет спустя. Гномон, или стрелка, стоял перпендикулярно на ровной или имеющей в виде полушария плоскости из мрамора или меди и своей тенью показывала часы, высеченные на этой плоскости. Первоначально им (γνώμων, η̉λιοτρόπιον, σκιαθήρας) измеряли только различную длину полуденной тени или определяли время поворота солнца и равноденствий, но позднее при помощи известных штифтов и тени, которая от них падала, старались делить дни на ровные части. Впрочем, это выражение употреблялось также вообще в смысле показателя времени, как Цицерон (п. d. 2, 34) это делает, употребляя solarium descriptum вместо солнечных часов, solarium ex aqua вместо водяных часов; 2) балкон, терраса на плоской крыше, усаженная кустами и цветами. Для защиты от солнечных лучей сверху иногда приделывали навес, так что свежий воздух проникал только сбоку; 3) поземельная подать, которая платилась с домов, построенных на общественной земле (solum).

СОМНУС

СОМНУС - Somnus, см. 'Ύπνος, Гипнос.

СОН

СОН - 'Όνειρος, Somnĭum, Гомер еще не знает олицетворения С., не знает бога С.; см. Divinatio, Дивинация, 4. Полагали, что местопребывание снов находится на дороге в ад (Ноm. Od. 24, 12), откуда выходят обманчивые сны через двери из слоновой кости, а правдивые - через роговые. Ноm. Od. 19, 562 слл. У Гесиода сны называют детьми ночи (Hesiod. theog. 212); у Еврипида они - сыновья Земли, черные крылатые гении (Нес. 21); Овидий (Ov. met. 11, 633) называет их детьми бога С. и из бесчисленного множества их он приводит имена только трех: Морфея, Икела (Ε'ίκελος) и Фобетора.

СОНТИЙ

СОНТИЙ - Sontĭus, н. Isonzo, река в Венеции, вытекала из карнийских Альп и впадала к востоку от Аквилеи в Тергестинский залив.

СОПАТР

СОПАТР - Sopăter, Σώπατρος,

1. италийский флиакограф, т. е. писатель шуточных драм, жил при Александре Великом и Птолемее Филадельфе. От его драм сохранилось еще несколько заглавий и изящных по слогу отрывков, из которых однако при недостаточном знакомстве с этим родом поэзии можно видеть только то, что в них преобладал ямбический триметр;

2. из Апамеи в Сирии, философ 4 в. от Р. X., ученик Ямблиха, был казнен Константином как приверженец язычества;

3. ритор из Апамеи или Александрии в 6 в. от Р. X., учивший в Афинах. Из его сочинений сохранились еще схолии к στάσεις Гермогена;

4. также из Апамеи, ритор 6-го столетия от Р. X., от которого сохранились некоторые сочинения (перепечатаны у Вальца, Rhet. Graec. т. 4, 5 и 8).

СОПОР

СОПОР - Sopor, олицетворенный сон (ср. 'Ύπνος, Гипнос), брат смерти (Verg. Aen. 6, 278. consanquineus Leti), y Стация (Stat. Theb. 2, 59) ведет коней ночи.

СОРА

СОРА - Sōra, η̉ Σω̃ρα, город вольсков в Лациуме при реке Лирисе, к северу от Арпина, с весьма сильной крепостью. При нынешней С. находятся еще остатки крепких стен. Т. к. она была в союзе с самнитянами, то была завоевана римлянами и превращена в колонию. Когда потом жители перебили римских колонистов (Liv. 7, 28. 9, 23. 10, 1) были посланы новые. Strab. 5, 238.

СОРАКТА

СОРАКТА - Soracte, н. Monte di St. Oreste, гора в Этрурии, к востоку и недалеко от Тибра и в 5 римских милях к северу от Рима. На вершине ее, часто покрытой снегом (Horat. Od. 1, 9 сл.), стоял известный храм Аполлона, которому была посвящена вся гора и в честь которого там праздновались странные и необыкновенные праздники. Verg. Aen. 11, 785.

СОРАН

СОРАН - Sorānus, 1. также Deus Sorranus, от города Соры или от горы Соракты вместо Soracinus, обыкновенно отождествляется с Аполлоном. Verg. Aen. 11, 785. Его жрецы, которые назывались Hirpi Sorani, держа в руках внутренности жертвенных животных, ходили, полагаясь на защиту бога, по горячим углям. Первоначально этот бог был подземный бог Дий (Dis); но он отождествлялся с Аполлоном, потому что оба божества посылают и предупреждают моровые язвы;

2. см. Barea Soranus, Барея Соран.

СОРДИДАТЫ

СОРДИДАТЫ - Sordidāti, люди, одетые в траурное платье как во время частного траура, так и при публичных обвинениях в суде, куда являлся обвиняемый, а также его родственники sordida veste, чтобы возбудить сострадание судей, см. Reus.

СОРДИКА

СОРДИКА - Sordīce, озеро в нарбонской Галлии, образовавшееся от реки Сорда, у подошвы Пиренеев, вероятно, упоминаемое Страбоном (5, 182) озеро, около реки Ruscino, которое было покрыто илистой и земляной корой, толщиной в 2-5 футов, так что из него можно выкапывать рыбу. Liv. 42, 2. H. Etang de Leucate, говорят, представляет то же самое явление.

СОРОН

СОРОН - Σόρων, лес, лежавший в Северной Аркадии около Клитора, богатый вепрями, медведями и черепахами. Paus. 8, 23, 8.

СОС

СОС - Sosus, см. Pictores, Живопись, 9.

СОСИБИЙ

СОСИБИЙ - Sosibĭus, Σωσίβιος, учитель Британика, сына Клавдия, по совету Мессалины подстрекал (в 47 г. от Р. X.) Клавдия против одного знатного римлянина, но вскоре затем, в 50 г., по настоянию Агриппины был убит. Tac. ann. 11, 1. Dio Cass. 60, 32.

СОСИГЕН

СОСИГЕН - Sosigĕnes, Σωσιγένης, из Египта, толкователь сочинения Аристотеля о небе, по приглашению Юлия Цезаря участвовал в исправлении календаря, написал περὶ 'όψεως и περὶ τω̃ν α̉νελιττουσω̃ν. Dio Cass. 43, 26.

СОСИИ

СОСИИ - Sosĭi, 1. С. Sos., претор в 49 г. до Р. X., сражался в 38 г. в Иудее, где он велел казнить Антигона. Позднее, во время междоусобной войны, он перешел на сторону Антония, потерпел поражение на море, спасся после поражения при Акции и получил затем прощение от Октавиана. Dio Cass. 49, 22. Plut. Anton. 34. 65. Vell. Pat. 2, 85;

2. Sosia Galba, подруга Агриппины, была сослана после смерти своего супруга, Г. Силия, за то, что принимала участие в его лихоимствах. Tac. ann. 4, 20;

3. С. Sos. Senecio, консул в царствование Траяна, в 107 г., был в дружественных отношениях с Плинием Младшим и покровительствовал Плутарху, который в знак благодарности посвятил ему некоторые из своих биографий. Plin. ep. 1, 13. 4, 4;

4. Q. Sos. Falco, после смерти Коммода (193 г. от Р. X.) стремился захватить власть в ущерб Пертинаксу, который при этом спас его от смерти. Capit. Pert. 10;

5. кроме того, упоминаются Sosii у Горация (ер. 1, 20, 2. и а. р. 345) как книгопродавцы; ср. Βιβλία, Библиотека, 5.

СОСИЙ

СОСИЙ - Sosias, Σωσίας, из Сиракуз, начальник греческих наемных войск, которые вместе с Киром Младшим участвовали в экспедиции в Верхнюю Азию. Хеn. Anab. 1, 2, 19.

СОСИКРАТ

СОСИКРАТ - Sosicrătes, Σωσικράτης,

1. поэт новейшей аттической комедии; известны только заглавия 2-х его сочинений;

2. из Родоса, приблизительно в 1 столетии от Р. X., написал διαδοχαί философских школ, сочинение, которым неоднократно пользовался Диоген Лаэртский; кроме того, он написал историю римских междоусобных войн;

3. оратор неизвестного времени, из сочинений которого сохранилось несколько отрывков;

4. см. Socrates, Сократ, 2.

СОСИЛ

СОСИЛ - Sosĭlus, Σώσιλος, из Лакедемона, наставник, спутник и историограф Ганнибала, деяния которого он описал в 7-ми книгах, но, по мнению Полибия, не без пристрастия и недостойно для великого полководца. Nep. Наnn. 13. Polib. 3, 20.

СОСИПАТР

СОСИПАТР - Sosipăter, Σωσίπατρος, поэт средней и новейшей аттической комедии. Еще сохранился большой отрывок его комедии Καταψευδόμενος (отпечатан Meineke, com. Graec. fragm., IV, p. 482 слл.); II, p. 1126 слл. малого издания.

СОСИСТРАТ

СОСИСТРАТ - Sosistrătus, Σωσίστρατος,

1. из Эвбеи, приверженец македонского царя Филиппа. Demosth. de cor. p. 324;

2. из Сиракуз, противник Агафокла, глава олигархов после смерти Тимолеонта, после ссылки жил в Агригенте. Diod. Sic. 19, 70;

3. тиран Агригента, вызвал вмешательство карфагенян тем, что хотел вытеснить из Сиракуз также Фэнона (Θοίνων) (ср. Hicetas, Икет). Против них на помощь был призван Пирр, который велел казнить Фенона как изменника, а С. спасся бегством. Plut. Pyrrh. 23.

СОСИФАН

СОСИФАН - Sosiphănes, Σωσιφάνης, из Сиракуз, трагик, принадлежавший к александрийской плеяде, жил; по словам Свиды, в царствование Филиппа или Александра Македонского. Он, говорят, поставил на сцене 73 трагедии и одержал 7 побед. Сохранились еще отрывки, собранные Науком, trag. Graec. fragm., p. 638.

СОСИФЕЙ

СОСИФЕЙ - Sosithĕus, Σωσίθεος, трагик, принадлежавший к александрийской плеяде, родом из Александрии в Троаде, прибыл в Афины, а также в Александрию в Египте, где он стал соперником трагика Гомера. Наибольшая слава его относится к 280 г. до Р. X. Его надгробная надпись, сочиненная Диоскоридом, помещена в антологии, в которой он прославился как восстановитель сатирической драмы. Из одной сатирической драмы Δάφνις 'ή Λυτιέρσης сохранился довольно значительный отрывок. ср.: Nauck, trag. Graec. fragm., p. 639 слл.

СОСПИТА

СОСПИТА - Sospita, см. Σωτήρ, Сотер.

СОСТРА

СОСТРА - Σω̃στρα = Μήνυτρα, см. Вознаграждение.

СОСТРАТ

СОСТРАТ - Sostrătus, Σώστρατος,

1. морской разбойник, который завладел островом Галонесом, принадлежавшим афинянам, но был снова изгнан Филиппом Македонским;

2. сын Аминты Стимфейского, участвовал вместе с Гермолаем в заговоре против Александра Великого;

3. далее под этим именем встречаются некоторые сочинения, хотя личность их авторов остается невыясненной. Самые важные из этих сочинений следующие: περὶ ζώων или περὶ φύσεως ζώων, περὶ 'άρκτων, περὶ βλητω̃ν 'ή δακετω̃ν, μυθικη̃ς ι̉στορίας συναγωγή, κυνηγετικά, Τυρρηνικά, περὶ ποταμω̃ν, Θρακικά.

Предыдущая страница Следующая страница