Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 8, "СКА"-"СЛО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СКА"-"СЛО")

СКАНДИЯ

СКАНДИЯ - Scandĭa, Scandinavĭa, Scatinavia, Σκανδία, так назывался у древних скандинавов полуостров, о котором они, однако, имели смутные понятия; они думали, что там, в северном океане, есть несколько больших островов, принадлежащих к Германии. Птолемей знает 4 Σκανδίαι νη̃σοι, 3 меньших и один побольше, носивший главным образом это название; эти остальные острова были: Нериг (Норвегия?), Берги (Берген в Норвегии?) и Думна (о. Дунноен?). На острове, который побольше, находились горы Sevo (т. е. горная цепь, образующая границу между Швецией и Норвегией, н. Kjölen, южный отрог которого и теперь еще носит название Seve-Ryggen). Жившие там народы были: Χαιδεινοί на западе, Γου̃ται и Δαυκίωνες на юге, Φαυόναι и Φιραι̃σοι на востоке и Λευω̃νοι внутри полуострова. Впрочем, другие позднейшие писатели упоминают о совсем других народах; так, напр., Плиний называет гиллевионов, т. е. обитателей скал, от hella, скала. Под этим островом, без сомнения, должно понимать Швецию, южная островидная конечность которой и теперь еще называется Scania, Scone.

СКАНТИЙСКИЙ ЛЕС

СКАНТИЙСКИЙ ЛЕС - Scantĭa silva, лес в Кампании, где находились aquae Scantinae, возле которых показывалось из земли пламя. Cic. de leg. agr. 1, 1. 3, 4. Plin. 2, 107. 111.

СКАПТА ЮЛА

СКАПТА ЮЛА - Σκαπτὴ 'ύλη, Scaptesula, Lucr., город в Восточной Македонии, между Стримоном и Нестом у Пангейской горы. В этой местности жители близлежащего острова Фасоса имели свои золотые рудники, доставлявшие им 80 талантов ежегодного дохода (Hdt. 6, 46). Впоследствии завладели ими афиняне. Здесь, говорят, историк Фукидид женился и написал свою историю, здесь, по преданию, он был также убит. Plut. Cim. 4.

СКАПУЛЫ

СКАПУЛЫ - Scapŭlae, 1. P. Quinctius Scap., кредитор К. Квинция, принадлежавшего к одному с ним роду. Cic. Quint. 4, 17;

2. Т. Quinctius Scap., возбудил в Испании войну против Цезаря. Cic. ad. fam. 9, 13. После битвы при Мунде он в Кордубе (Кордове) велел рабу убить и сжечь себя. Caes. b. Hisp. 33. ср. Cic. ad Att. 12, 38, 4. 40, 4.

СКАПЦИИ

СКАПЦИИ - Scaptĭi, 1. P. Scapt., склонил римлян в 446 г. до Р. X. самим завладеть спорной областью, которую римские судьи должны были присудить Ардее или Ариции. Liv. 3, 71;

2. M. Scapt., уговорил Цицерона, чтобы он в споре, который имел Брут с жителями Саламина на Кипре, отложил дело, так чтобы решать его пришлось его преемнику. Цицерон хотел произнести приговор против Брута. Cic. ad Att. 5, 21. 6, 1. Но в префектуре, которой он добивался, Цицерон отказал ему.

СКАР

СКАР - Scarus, σκάρος, дорогая, нам не вполне известная рыба, может быть, губан или морской лещ (Horat. Sat. 2, 2, 22. Horat. ер. 2, 50), но, во всяком случае, одно из самых изысканных лакомств у римлян.

СКАРДОН

СКАРДОН - Σκάρδον 'όρoς, гора в Иллирии, на границе Месии и Македонии, служит восточным продолжением Бебийских гор; н. Шар-Даг. Polib. 28, 8.

СКАРДОНА

СКАРДОНА - Scardōna, Σκάρδων, главный город Либурнии в Иллирии на правом берегу Тиция, соединенный с морем посредством озера; еще и ныне называется С. Такое же название носил остров, лежавший у либурнского берега; н. Арбе. Plin. 3, 21, 25. Strab. 7, 315.

СКАРФЕЯ

СКАРФЕЯ - Skarphēa, Σκάρφεια, в каталоге кораблей (Il. 2, 532) Σκάρφη, город эпикнемидских локров, в 10 стадиях от берега, с портом у устья Боагрия, в 427 г. до Р. X. был опустошен землетрясением, но скоро опять восстановлен. У С. сходились дороги, ведущие к Фермопилам. Существуют только немногие остатки от разрушенного наводнением города. Strab. 9, 426. Paus. 7, 15, 3. Liv. 33, 3.

СКЕНА

СКЕНА - Scaena, Σκηνή, см. Theatrum, Театр, 8.

СКЕНИТЫ

СКЕНИТЫ - Scenītae, Σκηνι̃ται, вообще назывались кочевавшие аравийские племена, жившие в палатках в аравийской пустыне; часто упоминаются у Страбона.

СКЕПТИКИ

СКЕПТИКИ - Sceptici, Σκεπτικοί, называются вообще те философы, которые высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью; в частности же это название носили философы александрийского периода, которые были последователями Пиррона Элидского и признавали только субъективные мнения, но не допускали общепринятых истин. Эти позднейшие С., правда, не приминули выставлять как своих предшественников и первых выразителей своего скептического учения Парменида и Зенона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, высказывавших сомнения в истине чувственного познания, но ни эти, ни софисты не могут по праву называться С., т. к. они, хотя признавали чувственные ощущения ложными, но не отказывали в полной истине умственному познанию. На воззрения Пиррона, первого скептика, имели большое влияние учения Демокрита и Анаксарха. Он сам не оставил своего учения в сочинениях, но оно распространялось только его учениками, в числе которых самый известный Тимон из Флиунта. Этот философ был в то же время плодовитый поэт. Ему приписываются 60 трагедий и 30 комедий, кроме того, еще 3 книги силлов (см. Σίλλοι, Силлы), в которых он язвительно насмехается над всеми философами, исключая своего учителя. Философия его и его учителя, к которому он вполне присоединялся в воззрениях, основывалась на двух положениях:

1. что никакое объективно невозможно знание и что поэтому именно

2. истинная мудрость может состоять только в умении руководствоваться в жизни определенными практическими правилами, равнодушно относиться ко всему внешнему.

Из этого воззрения (тождественного с Горациевым nil admirari, ep. 1, 6) должно было произойти непоколебимое душевное спокойствие в жизни, и в нем именно заключается благополучие и счастье. Место собственно пирронейцев во времена Цицерона, кажется, заняли новейшие академики, зато в начале христианского летосчисления опять выступают древнейшие С. Один из первых и известнейших С. был Энесидем; позднее были Зевксипп, Зевксис, Антиох, Менодот, Феод, Геродот, Секст и Сатурний. Секст между ними самый замечательный. Он был врачом, носил прозвище Έμπειρικός по партии, к которой принадлежал, и жил 200-250 гг. от Р. X. Между его сочинениями самые важные книги adversus Mathematicos (против догматиков). И эти младшие С. отрицали возможность объективного знания и в теоретических вопросах не высказывали определенного суждения, но заходили еще далее в оспаривании древнейших и новейших философских учений, преимущественно стоиков, строя свои доводы против возможности точного знания на определенных формулах доказательств (τρόποι).

СКИАФ

СКИАФ - Sciăthus, Σκίαθος, н. Скиафо, остров Эгейского моря, к северу от Эвбеи и недалеко от юго-восточного магнесийского берега Фессалии (Hdt. 7, 179. 183), с городом того же имени. Население свое он, как говорят, получил от пеласгов из Фракии, а потом из Халкидики. В Персидские войны эта местность была театром нескольких морских сражений. Hdt. 7, 179. 8, 7. Потом этот остров примкнул к афинянам, был обложен ежегодным налогом в 200 драхм и оставался в таком положении, пока Афины не лишились гегемонии. В 200 г. до Р. X. город был разрушен македонянами (Liv. 31, 28. 45); во время Митридатских войн он служил притоном морских разбойников. Антоний подарил этот остров афинянам, во владении которых он еще находился при императоре Адриане; но позднее, при Септимии Севере, он, должно быть, опять пользовался самостоятельностью. Ценилось вино острова и особого рода рыба (κεστρεύς), которая там ловилась.

СКИЛАК

СКИЛАК - Scylax, Σκύλαξ, из Карианды в Карии, один из мореходов, которых Дарий Гистасп (251-485 гг. до Р. X.) послал для исследования берегов Азии от устьев Инда до аравийского залива. Hdt. 4, 44. Свида упоминает математика и музыканта того же имени, также из Карианды, и приписывает ему следующие сочинения: περίπλους τω̃ν ε̉ντòς τω̃ν Ήρακλέους στηλω̃ν , τὰ κατὰ τòν Ήρακλείδην τω̃ν Μυλασσω̃ν βασιλέα, γη̃ς περίοδος; α̉ντιγραφὴ πρòς τήν Πολυβίου ι̉στορίαν. Свида смешал здесь разных лиц, считая их за одно, ибо второе и четвертое из упомянутых сочинений принадлежат другому С., позднейшего времени, вероятно, астроному из Галикарнасса, современнику Парнетия (Cic. div. 2, 42), а остальные - какому-то географу. Можно поэтому предполагать, что существовал еще третий С., происходивший также из Карианды и живший до Аристотеля, и что он именно написал плаванье по внутреннему и внешнему морям; этот вопрос становится еще более запутанным вследствие того, что до нас дошло под именем С. Кариандского сочинение: περίπλους τη̃ς οι̉κουμένης. Сочинение это заключает в себе описание поездки, которая, начиная с северного Геркулесова столпа, идет сначала вдоль европейских берегов Средиземного моря, потом через Гелеспонт и Босфор, вокруг Понта Эвксинского и по тому же пути обратно вниз по азиатскому берегу, далее вдоль африканского берега до южного Геркулесова столпа и дальше до Керны; к этому описанию присоединяются еще некоторые указания о величине и расстоянии главнейших островов. О происхождении этого сочинения мнения весьма различны. Не лишено вероятности предположение, что оно в своем нынешнем виде есть географический очерк прибрежных стран, окружающих Средиземное море, составленный в византийское время из разных сочинений для школьного употребления. Изд. Klausen'а (с отрывками Гекатея, 1831) и В. Fabricius'a (2-е изд., 1878), также С. Müller'a, geogr. Graes. min., I, стр. 15 слл.

СКИЛАЦИУМ

СКИЛАЦИУМ - Scylacĭum, Σκυλάκιον, город на восточном берегу области бруттиев, лежащий на 2 холмах на расстоянии 1 часа ходьбы от моря и Скиллейского мыса и, по преданию, основанный афинянами; н. Сквилляче (Squillace). Сначала он принадлежал Кротону, затем был подарен локрянам Дионисием Старшим и, наконец, занят римлянами. От него получил свое имя inus Scylacius (Σκυλλητικòς κόλπος), который вместе с находящимся на западной стороне Гиппониатийским заливом окружал самую узкую часть страны. Strab. 6, 261. Verg. Aen. 3. 553.

СКИЛЛ

СКИЛЛ - Scyllis, см. Sculptores, Скульпторы, 3.

СКИЛЛА

СКИЛЛА - Scylla, Σκύλλα,

1. Дочь Кратаида или Кратайида, страшное лающее чудовище с 12-ю ногами и 6-ю длинными шеями и пастями, каждая пасть с 3-мя рядами страшных зубов. Она лежала в темной пещере, которая находилась в середине скалы, лежащей у моря, с гладкой, недоступной своей вершиной, окруженной темными облаками, восходящей до неба. Напротив, на расстоянии выстрела из лука, была более низкая скала с громадной смоковницей, под которой находилась грозная Харибда; она страшной пастью трижды в день извергала воду и трижды ее проглатывала. Когда корабль Одиссея проплывал между ними и товарищи его, исполненные страха, смотрели на бушующую Харибду, они незаметно с другой стороны слишком близко подъехали к С., которая схватила 6 товарищей и пожрала их. Ноm. Od. 12, 73-126, 235 - 259. В позднейшее время С. и Харибду, местоположение которых Гомер оставляет совсем невыясненным, перенесли в Сицилийский пролив, а именно Сциллу на итальянский берег, называя ее дочерью Форкина или Форбанта и Гекаты Кратайи (Ноm. Od. 12, 125, есть позднейшая вставка), или Ламии, Тритона, Посейдона и т. д. Приписывали ей 3 или 6 голов разных зверей. Она была раньше красивая морская нимфа, но Кирка (Цирцея) или Амфитрита из ревности обезобразили ее, так что сверху она осталась девой, нижняя же часть ее туловища представляла рыбий хвост, опоясанный отвратительными собаками. Ov. met. 13; 732 слл. 905 слл. 14, 40 слл. Представлял ли себе Гомер Харибду, как и С., олицетворенным чудовищем, уже древние не могли себе выяснить. Позднее ее считали за дочь Посейдона и земли, за прожорливую женщину, которая похитила у Геракла скот и за то, пораженная Зевсом молнией, была свергнута в море;

2. см. Nisus, Нис.

СКИЛЛАЙОН

СКИЛЛАЙОН - Scyllaeum, Σκύλλαιον,

1. см. Scylla, Скилла;

2. город на мысе того же имени в Бруттиеме, между Медамой и Регием, где Анаксил Регинский основал укрепленную гавань против морских разбойников; развалины замка видны при н. Шило. Strab. 6, 257;

3. восточный мыс Пелопоннеса, на трезенском берегу, н. Скили, который вместе с Сунием составляет крайние оконечности входа в Саронический залив. Thuc. 5, 53. Strab. 8, 368. 373.

СКИЛЛУНТ

СКИЛЛУНТ - Scillūs, Σκιλλου̃ς, город в элидской области Трифилии, при ручье Селинунте, приток Алфея. Когда писаты под начальством Пирра вели войну против элидян, жители Скиллунта стояли на стороне первых, но были побеждены. Позднее лакедемоняне отторгли Скиллунт от Элиды и поместье, лежащее в городской черте, подарили Ксенофонту, изгнанному из своего отечества. Здесь Ксенофонт провел последние годы своей жизни и выстроил Артемиде святилище, копию в малом виде с Эфесского храма. ср. прелестное описание Ксенофонта. Anab. 5, 3, 7-13. Hell. 6, 5, 2.

СКИЛЛЫ МЫС

СКИЛЛЫ МЫС - Scylla или Scyllaeum Promunturĭum, Σκύλλαιον 'άκρον, высокий, крутой, выдающийся в море утес у бруттийского берега недалеко от города Скиллея (Scyllaeum). С ним гомеровский миф соединяет представление о грозившем кораблям гибелью морском чудовище, Скилле. Ноm. Od. 12. 73 слл. 227, 245. Ov. met. 13. 732. Verg. Aen. 3, 426. При недостаточном развитии мореходства того времени воображение поэта преувеличило эту опасность, о которой теперь быть и речи не может, точно так же, как нельзя ныне сказать что-нибудь о стоящей, по Гомеру (Ноm. Od. 12, 101), от Скиллы на расстоянии выстрела из лука Харибде. Мыс теперь называется Sciglio (Шилио). Strab. 6, 256.

СКИМН

СКИМН - Scymnus, Σκύμνος,

1. из Хиоса, географ неизвестного времени, сочинил περιήγησις, географический очерк, который по трем частям света был разделен, вероятно, на три главных отдела: Ευ̉ρώπη, Άσία и Λιβύη, подразделявшиеся на книги. Без всякого основания приписывается ему еще такой же очерк, но изложенный, по примеру афинянина Аполлодора, в комических ямбах, заключающий в себе описание берегов Европы от Геркулесовых столпов до понтийской Аполлонии. Последнее сочинение посвящено царю Никомеду Вифинскому; по отношению к слогу оно без достоинств, но по содержанию не без значения. Изд. Fabricius (1848), Meineke (вместе с Дионисием 1846) и С. Müller, geogr. Graes. min., I, p. 196 слл;

2. резчик и литейщик, ученик Крития, живший ок. 430 г. до Р. X.

СКИОНА

СКИОНА - Σκιώνη, главнейший город македонского полуострова Паллены на западном берегу, к востоку от мыса Посидиона. Этот город производил свое происхождение от ахейской Пеллены и был основан будто бы несколькими греками, возвратившимися из-под Трои. Город был замечателен торговлей. Thuc. 4, 120. 133. 5, 32. Hdt. 7, 123. 8, 128. Strab. 7, 330.

СКИПЕТР

СКИПЕТР - Sceptrum, σκη̃πτρον (от σκήπτειν опирать, опираться, родственное с соответствующим латинским словом scipio), копьеобразный жезл (отсюда δόρυ), однако без металлического острия (hastra pura, Hasta), украшенный золотыми гвоздями (отсюда χρύσειον), служил знаком царской и полководческой власти, даже по отношению к Зевсу; однако у Гомера с ним выступают, вероятно, как посланные высшей властью даже жрецы, герольды и ораторы, впоследствии также гимназиархи и судьи на состязаниях. К римлянам скипетр перешел, вероятно, прежде всего от этрусков и был знаком царей. От них он перешел к консулам, которые, по крайней мере в древнейшие времена, носили подобный посох (scipio eburneus), отправляясь в курию. Вместо него позднее является как должностной знак sceptrum. Таким посохом, как почетным знаком, награждались также иностранные союзные цари.

СКИРИТИДА

СКИРИТИДА - Scirītis, Σκίρι̃τις, суровая и голая горная страна в Северо-Западной Лаконии, граничит с аркадскими областями Меналией и Паррасией. Воинственные ее жители, скириты, составляли особый, легковооруженный отряд спартанского войска. В сражении этот отряд стоял всегда на левом крыле, в поход шел впереди, а в лагере занимал дальний конец. Но вообще его обыкновенно ставили на самые опасные пункты и пользовались им для первого приступа. Единственное селение Скиритиды, известное нам по имени, было Эон (Эй, Οι̃́ον), в двух часах пути к северу от Селласии. ср. Thuc. 5, 33. 67. 68. Хеn. Hell. 5, 2, 24. 6, 5, 24. 7, 4, 21. Diod. Sic. 15, 32.

СКИРОН

СКИРОН - Sciron, Σκίρων, Σκείρων,

1. см. Theseus, Тесей;

2. сын Пила (Πύλας), правнук Лелега, супруг дочери Пандиона, вследствие чего он оспаривал владычество над Мегарой у сына Пандиона, Ниса. Эак, как посредник, присудил Нису управление, а Скирону начальствование на войне. По другим известиям, он был супругом Харикло, дочери Кихрея, отец Эндеиды. Paus. 1, 39, 5. Plut. Thes. 10.

СКИРОНИД

СКИРОНИД - Scironides, Σκιρωνίδης,

1. афинский полководец в Пелопоннесской войне, сражался в 412 г. до Р. X. в союзе с аргивянами при Милете против пелопоннесцев и милесийцев. Но когда афиняне победоносно дошли до стен Милета, а аргивяне были побиты, он был обвинен Пейсандром и отрешен от должности главнокомандующего. Thuc. 8, 25. 54;

2. Σκιρωνίδες, Σκιράδες πέτραι, Scironia saxa, крутая, спускающаяся к югу восточная часть Геранейского горного хребта, тянущегося вдоль Коринфского перешейка. Там находится пользовавшаяся еще в древности дурной славой Скиронова дорога (η̉ Σκιρωνίς), которая еще теперь называется Какискала - «бедовый проход». Скирон, говорят, сперва проложил дорогу для пешеходов, а Адриан расширил для двух колесниц. По сказанию, скалы образовались из костей убитого Тесеем разбойника Скирона (Ov. met. 2, 145-149), вследствие чего они назывались проклятыми (ε̉ναγει̃ς). С одной из этих скал, круто нависшей Μολουρὶς πέτρα, говорят, бросилась в море со своим сыном Меликертом Ино, преследуемая супругом своим, фиванским царем Афамантом. Hdt. 8, 71. Strab. 9, 391. 393.

СКИРОС

СКИРОС - Scyrus, Σκυ̃ρος, н. Scyro, остров во Фракийском море (части Эгейского), к северо-востоку от Эвбеи, величиной приблизительно в 3 квадратные мили, скалистый, богатый козами и разноцветным мрамором; с городом того же имени и рекой Кефиссом. Древнейшими жителями его считаются пеласги, карийцы, долопы. Thuc. 1, 98. На С., как гласит позднейшее предание, Ахиллес был скрываем в женском платье своей матерью Фетидой, которая хотела спасти его от ожидающей его под Троей участи. Там он с Деидамеей, дочерью своего дяди по матери, Ликомеда, прижил Пирра или Неоптолема. Ноm. Il. 19, 326. Ноm. Od. 11, 508. Другому преданию принадлежит известие о завоевании С. Ахиллесом (Ноm. Il. 9, 688), а аттическое сказание с этим событием связывает имя Тесея. Именно когда Тесей, изгнанный из Афин, прибыл в Скирос и там коварным образом был убит Ликомедом (Plut. Thes. 35), Пелей послал для отмщения Ахиллеса. Который потом, ввиду последовавшего оправдания, женился на Деидамее. Только в 469-468 гг. до Р. X. после завоевания острова прах Tесея, по указанию оракула, был перевезен Кимоном в Афины и погребен в Фесейоне. Plut. Thes. 36. Cim. 8. Thuc. 1, 98. С тех пор С. вместе с Имбросом и Лемносом считался афинским владением, которое осталось за ними и по Анталкидову миру (Хеn. Hell. 4, 8, 15. 5, 1, 31); только в македонское время афиняне утратили С. (Strab. 9, 437), но в 196 г. до Р. X. получили опять обратно от римлян. Liv. 33, 30.

СКИРОФОРИИ

СКИРОФОРИИ - Σκιροφόρια (надо отличать от Σκίρα, части праздника Фесмофорий), праздник Афины Скирады (Σκιράς), праздновавшийся в Афинах в 12 день скирофориона, месяца, названного по этому празднику. Этот праздник получил название от обычая, по которому во время процессии из кремля в местечко Скирон, между Афинами и Элевсином (где будто бы находилось первое в Аттике засеянное поле), жрицы Афины и жрецы Посейдона - Эрехтея и Гелиоса шествовали под большим белым зонтиком (σκίρον). Зонтик служил символом выпрашиваемой у богов для посевов защиты от имевшего скоро наступить солнцепека. Носили при этом также так называемый диоскодий, шкуру барана, принесенного в жертву Зевсу Милостивому (Μειλίχιος) для отклонения божественного гнева, который жаром солнечных лучей может нанести вред полям.

СКИРТ

СКИРТ - Scirtus, Σκίρτος, западный приток Хабора (н. Хабур) в Месопотамии. Он происходил от слияния 25 источников и протекал мимо Эдессы; нынешнее имя Дайсан, равнозначное с древним, заимствовано от прыгающего его течения.

СКИРТОНИЙ

СКИРТОНИЙ - Scirtonium, Σκιρτώνιον, город в Южной Аркадии, один из городов, которые при основании Мегалополя были покинуты жителями. Paus. 8, 27, 4.

СКИТАЛА

СКИТАЛА - Σκυτάλη, которой пользовались, особенно в Спарте, для секретной заграничной переписки; слово это также означает и само известие, и письмо. Каждый государственный чиновник, преимущественно полководец, отправляясь по службе за границу, брал с собой такую палку, между тем как эфоры в городе имели другую, совершенно одинаковую. Находящемуся за границей чиновнику отправлялась депеша следующим образом. На палку плотно и аккуратно наворачивали узкий белый ремень и на ремне в поперечном направлении писали депешу, затем, сняв ремень с палки, посылали его по назначению. Получивший этот ремень наворачивал его одинаковым образом на свою палку и мог таким образом прочесть написанное. Plut. Ages. 10. 15. Nep. Paus. 3.

СКИФИНЫ

СКИФИНЫ - Scythīni, Σκυθινοί, азиатский народ на западной границе Армении, между реками Гарпасом и Апсаром и горой Халибов, через область которых десять тысяч греков прошли под начальством Ксенофонта в 4 дневных перехода. Хеn. Anab. 4, 7, 18. Diod. Sic. 14, 29.

СКИФИЯ

СКИФИЯ - Scythĭa, Σκυθία, знакомство с этой страной и ее жителями до Геродота было крайне недостаточно; но Геродот дает нам в 4-й книге наглядное описание, многие характерные черты которого мы находим в географии русского государства. По Геродоту, границы этой страны следующие: на запад нижнее течение Истра и страна агафирсов (Семиградия), на севере страна невров, андрофагов, меланхленов и неизвестная степь (приблизительно губернии Могилевская, Орловская, Черниговская, Курская), на востоке Танаис и Меотидское море, на юге Понт Эвксинский; таким образом, С. охватывала всю Южную Россию (до Волынской и Подольской губерний, до Молдавии и Валахии; до Крыма и Дона). Позднейшие писатели не дают С. таких определенных границ, но полагают, что скифы жили гораздо далее на север и восток по всей нынешней Сибири. Мела называет часть Древней С. Сарматией, а Птолемей знает только азиатскую С. Топография по Геродоту: Таврические горы лежали на юге; другие горы, без названия, по богатству металлов указывают на Урал. Реки: Истр и притоки: Тиарапт (н. Серет), Арар, Напарис, Ордесс Гиерас, позднее Пората (н. Прут), Тирас (позднее Данастрис, н. Днестр), Гипанис (н. Буг), Борисфен (позднее Данаприс, н. Днепр) с притоком Пантикапом, Гипарикис (н. Донец); пограничной рекой был Танаис (н. Дон) с притоком Гиргисом. Кроме того, Геродот упоминает несколько озер. На берегу Понта он упоминает большой лесной край (Гилея), через который протекает Пантикап, вливаясь в Борисфен. Страна имела холодный климат и продолжительную зиму. Кроме хлеба, произрастала прекрасная, но горьковатая трава; животное царство представляли лошади, быстрые на ходу, но невзрачные, и скот без рогов. Жители назывались прежде Σκύλοτοι, и только греки назвали их Σκύθαι, между тем как у персов название их было саки. Имя скифов, кажется, есть измененное греками название чуди, народа, который еще и теперь существует в Сибири. Они делились (Hdt. 4, 17 слл.) на следующие племена:

1. Καλλιπίδαι, на севере Олбии и устья Гипаниса (н. Буга);

2. Άλαζω̃νες, на север от Каллипид;

3. Σκ. α̉ροτη̃ρες, скифы-хлебопашцы (в Подольской губернии);

4. Σκ. γεωργοί или Βορυσθενι̃ται, по ту сторону Борисфена;

5. Σκ. Νομάδες;

6. Σκ. βασιλήϊοι, самое многочисленное, храброе, могущественное племя скифов, которое смотрело на других как на своих рабов; сверх того, упоминаются еще другие племена, как, напр., аланы и др.

Что касается их нравов и образования, то они были храбры и воинственны, но вместе с тем и грубы: мудрый Анахарсис и царь Скил должны были поплатиться жизнью за попытку ввести греческую образованность. Городов и крепостей у скифов не было (Hdt. 4, 46), передвижными жилищами служили их телеги (α̉μαξόβιοι) - совершенно по обычаю степных народов. Над всеми скифами властвовал один царь (Hdt. 1, 103. 4, 67. 68), которoго окружала многочисленная толпа придворных. Страна разделялась на округа, каждый с особым местом для совещания и святилищем бога войны; религию их составлял грубый политеизм. Скифы, разделившись на 3 скопища, распространились ок. 600 г. до Р. X. в царствование Киаксара Мидийского по Северо-Восточной Европе, где они покорили или прогнали живших у Понта киммерийцев; потом, последовав за ними в Азию (632 г.), заняли большую часть ее. Спустя 28 лет они были опять вытеснены Киаксаром. Чтобы наказать скифов за вторжение в Мидию, Дарий в 514 г. до Р. X. предпринял поход против них, во время которого он хотя и проник далеко в глубь страны, но не мог заставить бежавших скифов сражаться, так что был вынужден возвратиться. С тех пор в продолжение нескольких столетий о них нет никаких известий, так что и знакомство с ними римлян и греков не могло расшириться. Наконец, мы встречаем Митридата Великого в борьбе со скифами, которых он вытеснил с таврического полуострова. Впоследствии, особенно с тех пор, как Траян покорил Дакию, с ними познакомились и римляне. Но тут вдруг исчезло название скифов и уступило место названию сарматов (см. Sarmatia, Сарматия), страну которых подробно описывает Птолемей. Название С. перешло в Азию и охватывает край между азиатской Сарматией на запад (Меотида и Ра), неизвестной страной на севере, Серикой на востоке и Индией на юге (река Окс, горы Имай и Емод). Всю страну Птолемей разделяет на две части: Scythia intra и extra Imaum (Σκ. η̉ ε̉ντòς καὶ η̉ ε̉κτòς Ίμάου), т. е. С. к западу и к востоку от этой горы, которая, по мнению древних, далеко простиралась на север. В числе гор он называет к северо-западу: аланские, риммийские, тапурские, части Урала, на востоке аннибийские и авксакийские (н. Алтай), на юге оксийские и согдийские (н. Ак-и-Карадаг). Из числа рек впадали в Северное море: Паропамис (вероятно, н. Обь), Римн (н. Узен), Даикс (н. Яик или Урал); Яксарт (н. Сырдарья или Сигон) и Окс (н. Амударья или Гигон) впадали в Каспийское море. В С. intra Imaum находились следующие народы: риммы, ариаки, массагеты, саки, аргиппеи, биссагеты; в Скифии extra Imaum, считая с севера на юг: аримаспы, авпакиты, исседоны; «названия, кои ввиду отступающих в этих местностях китайских имен, не допускают никакого отождествления» (Kiepert).

СКИФЫ

СКИФЫ - I.

Σκύθαι,

см. Δου̃λος, Рабство, 6.

II.

Scyphus,

σκύφος, см. Pocula, Бокал.

СКЛАДНАЯ КРОВАТЬ

СКЛАДНАЯ КРОВАТЬ - Σκίμπους

или α̉σκάντης, также κράββατος, более простой род κλίνη (как кровать Сократа), хотя лучше, чем χαμεύνη, см. Lectus, Постель, I.

СКОДРА

СКОДРА - Scodra, Σκόδρα, -αιϊ, н. Скутари, один из наиболее важных городов в римских владениях в Иллирии, на левом берегу Барабаны (н. Бояна), на юго-восточном конце lacus Labeatis. C. была очень укреплена и имела много жителей римского происхождения. Liv. 43, 20. 44, 31. 32.

СКОЙНЕЙ

СКОЙНЕЙ - Σχοινεύς, см. Atalanta, Аталанта.

СКОЙНУНТ

СКОЙНУНТ - Σχοινου̃ς, 1. коринфская гавань в самой узкой части Истма, к северу от Кенхрей, н. порт Каламаки. Strab. 8, 369. 380;

2. местечко в Средней Аркадии, недалеко от Мефидрия. Paus. 8, 35, 10;

3. беотийский город на реке того же имени (вероятно, н. Канавари), назывался также Σχοι̃νος, на восточном берегу озера Гилики. Ноm. Il. 2, 497. Strab. 9, 408.

СКОЛ

СКОЛ - Σκω̃λος, 1. древнее местечко в Беотии на правом берегу Асона, у подошвы Киферона, лежащее на крутой возвышенности; отсюда пословица: ει̉ς Σκω̃λον μήτ' αυ̉τός 'ίμεν, μήτ' 'άλλω 'έπεσθαι. Здесь, по сказанию, Пенфей был растерзан Менадами. Ноm. Il. 2, 47. 496. Strab. 9, 408 слл;

2. местечко в Македонии, близ Олинфа. Thuc., 5, 18. Strab. 9, 408.

СКОЛИИ

СКОЛИИ - Σκόλιον, σκολια̃μέλη, особый род застольных песен у греков. Это имя производится от прилагательного σκολίις, кривой, искривленный, согнутый. Некоторые объясняют это название тем способом пения, которым такие песни пелись на пиршествах. Именно после того, как были спеты обыкновенные песни хором и поочередно кругом, некоторые из общества приглашались импровизировать маленькую песню; эти последние потом через стол передавали друг другу лиру или миртовую или лавровую ветвь, которую держали во время пения в руках, так что лира или ветвь вокруг стола переходила в неправильном порядке. Но название кривой, изогнутой песни, вероятно, происходит от вольностей, которые позволяли себе в мелодии при таких импровизированных стихах. Содержание С. было большей частью простое учение практической жизни, либо серьезного, либо веселого тона, остроумные изречения, воззвания к богам и т. п. В художественной форме С. были впервые разработаны эолическими певцами, поэзия которых близко подходит к этому роду стихотворений. Лучшими сочинителями С. считаются Алкей, Сапфо, Анакреонт, Праксилла. С. Пиндара были сочинены в искусной хоровой форме. Кто были авторы большинства дошедших до нас С., не знали уже древние позднейших времен; эти песни суть произведения минуты в веселом обществе. Преимущественно среди остроумных общежительных афинян развился этот род поэзии. Славятся С. афинянина Каллистрата о Гармодии и Аристогитоне, названные древними Άρμοδίου μέλος. Athen. 15, 695 А. Изд. схолий Ilgen'a (1798), в Delectus Schneidewin'a и у Bergk'a в poet. lyr. Graec., p. 1287 слл.

СКОЛИЙСКАЯ ГОРА

СКОЛИЙСКАЯ ГОРА - Σκόμιον 'όρoς, гора в Македонии, которая тянется с севера на юг по направлению к Гему, к востоку от Скарда; н. Kurbetska-Planina. Thuc. 2, 96.

СКОЛЛИЙ

СКОЛЛИЙ - Σκόλλις, τò Σκόλλιον, горный хребет Северной Элиды, образующий границу со стороны Ахеи, служит продолжением Эриманфа к западу; н. называется Маври и Сантамери. Strab. 8, 341. 387.

СКОПАДЫ

СКОПАДЫ - Σκοπάδαι, фессалийский династический род в Кранноне. Уже ок. 600 г. до Р. X. упоминается Скопад Диакторид в числе женихов Агаристы, дочери Клисфена Сикионского (Hdt. 6, 27); другой С., живший вскоре после 500 г. до Р. X., известен своим богатством и тем, что гостеприимно принял Симонида, который посвятил ему свое стихотворение и чудесным образом был спасен, когда во время пира обрушился потолок залы. Quint. 11, 2, 15. Он привел в порядок подати периэков. Один младший Скопад жил во время Пелопоннесской войны, был в дружественных сношениях с Киром Младшим и предложил Сократу место убежища. Около этого времени, в 405 г. до Р. X., вследствие победы Ликофрона Ферского произошел переворот во внутренних делах страны: народ не повиновался, а влaсть правителей была сломлена. Plut. Cim. 10. Cic. de or. 2, 86. Хеn. Hell. 6, 1, 19.

СКОПАС

СКОПАС - Scopas, Σκόπας, из Пароса, известный ваятель и зодчий, был занят при постройке храма Афины Алеи (Άλέα) в Тегее, а в более поздние годы при постройке мавзолея (см. Halicarnassas, Галикарнас), значит, жил ок. 380 г. до Р. X. К известнейшим его произведениям принадлежат: Аполлон Кифарэд, восторженная вакханка, группа, представляющая поднесение Ахиллесу оружия, скованного Гефестом, и др.; следует ли приписать группу Ниобы ему или Праксителю, уже древние не могли решить. ср.: Urlichs, Skopas Leben u. Werke (1863) и Sculptores, Скульпторы.

СКОПЕЛОС

СКОПЕЛОС - Scopĕlus, Σκόπελος, название нескольких маленьких скалистых островов, напр., недалеко от фессалийского берега у Скиафа, в Пропонтиде, у ионического берега, в Ионическом море между Кефаллонией и Закинфом.

СКОРДИСК

СКОРДИСК - Scordiscus, Σκορδίσκος, Σκυδίσης, Σκοδίσης, гора в каппадокийском Понте, юго-западная ветвь Периадра, который на юге соединяется с Антитавром; Strab. 11, 497. 12, 548.

СКОРДИСКИ

СКОРДИСКИ - Scordisci, Σκορδίσκοι, народ кельтского происхождения, живший в Верхней Паннонии при Муре и Драве; с ним сражались римляне, которыми они были побеждены под предводительством Т. Дидия (см. Т. Didius). Strab. 7, 293. 318.

СКОРПИЙ

СКОРПИЙ - Scorpĭus, см. Sidera, Созвездия, 8.

СКОТИТ

СКОТИТ - Scotītas, Σκοτίτας, лесной округ Лаконии, пограничный с тегейской и фирейской областями; в нем святилище Зевса Скотиты. Paus. 3, 10, 6. Polib. 16, 37.

СКОТУCCA

СКОТУCCA - Scotussa, Σκοτου̃σσα,

1. значительный город фессалийской области Пеласгиотиды, при источниках Онхеста и северо-западных склонах малого Халкидония и недалеко к югу от холмов Киноскефальских. Здесь в 365 г. до Р. X. Пелопид победил Александра Ферского, который пять лет спустя, во время перемирия, сделал нападение на город, причем мужчины были изрублены, а женщины и дети проданы в рабство (Paus. 6, 5, 2. Diod. Sic. 15, 75). Здесь в 197 г. Фламинин одержал большую победу над Филиппом III Македонским. Polib. 18, 3 слл. Plut. Flam. 7. Liv. 36, 4;

2. город в македонской области Синтике при Стримоне.

СКОТЫ

СКОТЫ - Scoti, упоминаются лишь у позднейших писателей наряду с пиктами, как родовое племя каледонцeв в южных частях Шотландии и Ирландии. Атт. Маrc. 27, 8. 26, 4.

СКРИБОНИИ

СКРИБОНИИ - Scribonĭi, род плебейского происхождения:

1. L. Scrib. Libo, был трибуном в 216 г. до Р. X., его считают строителем так называемого puteal Scribonianum. Horat. Sat. 2, 6, 35;

2. С. Scrib. Curio, воздвиг в свою бытность эдилом в 196 г. до Р. X. храм Фавну. Liv. 33, 42;

3. L. Scrib. Libo, бывший народным трибуном в 149 г., настаивал на наказании Сульпиция Гальбы, который не сдержал данного лузитанцам слова. Cic. Brut. 23, 89;

4. С. Scrib. Curio, один из значительнейших ораторов своего времени (Cic. de or. 12, 23, 98); речи его пользовались большой славой;

5. его сын, С. Scrib. Curio, был в 90 г. народным трибуном, служил в войске Суллы и принимал участие в войне против Митридата, в 84 г. до Р. X., занимал затем, в 76 г., должность консула и победил в 70 г. в качестве наместника Македонии фракийцев; в этой войне он проник в глубь страны, так что достиг даже Дуная. Flor. 3, 4. Eutr. 6, 2. ср. Cic. Brut. 60, 217. Во время заговора Каталины он как приверженец оптиматов был на стороне Цицерона, в защиту которого он впоследствии, в 58 г., держал против Клодия речь, когда Цицерону грозила опасность быть изгнанным. Cic. ad Att. 1, 14. Позже он выступил решительным противником Цезаря (Ciс. Cic. Brut. 60, 216. Suet. Caes. 49), но умер уже в 53 г. Cic. ad. fam. 2, 2. Он любил древние, почтенные римские нравы и был также оратором, не преступая, впрочем, черты посредственности. Cic. Brut. 59, 213 Cic. or. 37, 129;

6. Его сын, С. Scrib. Curio, был сперва республиканцем, после же своего трибуната, в 50 г., сделался приверженцем Цезаря, будучи, по мнению некоторых, привлечен на сторону последнего посредством подкупа. Plut. Caes. 29. Suet. Caes. 29. App. b. с. 2, 26. Своим тайным подстрекательством он значительно содействовал началу междоусобной войны Цезаря с Помпеем. Цезарю он служил в Африке, где пал от руки Юбы Нумидийского. Он обладал весьма значительным ораторским талантом (Cic. Brut. 81, 280), но отличался также чрезвычайной расточительностью и невоздержанностью. Plin. 36, 15. Он любил представлять из себя знатного и гениального человека;

7.. L. Scrib. Libo, друг Помпея, за сына которого, Секста, он выдал свою дочь (Cic. ad. fam. 1, 1, 3. Cic. ad Att. 16, 4); сражался в 49 г. в Далмации в качестве главнокомандующего флотом против Цезаря и был в 39 г. посредником в примирении Секста Помпея с триумвирами. App. b. с. 5, 52. В 36 г. он вместе с М. Антонием был консулом. Он был хороший знаток наук и находился в дружбе с Цицероном. Cic. acad. 1, 1, 3;

8. его сестра, Sribonia, вторая супруга Октавиана и мать Юлии, получившая, после рождения последней, развод;

9. L. Scrib. Libo Drusus, был привлечен Тиберием, который видел в нем соперника, к сенатскому суду под предлогом, что он имел сношения с предвещателями и звездогадателями, почему Скрибоний сам себя лишил жизни. Tac. ann. 2, 27. Suet. Tib. 25. Dio Caes. 57, 15;

10. Scribonia, супруга М. Лициния Красса и мать одного Кн. Помпея (см. Pompeii, Помпеи, 16), была вместе с последним убита по приказанию Клавдия (в 47 г. от Р. X.);

11. Scrib. Proculus, римский сенатор, был убит в сенате в правление Калигулы. Suet. Calig. 28;

12. два брата, Scrib. Proculus и Rufus, наместники в Германии, были убиты Нероном в 56 г. от Р. X. Tac. hist. 4, 41;

13. Scrib. Largus (Designatinus), автор удобопонятного и довольно правильно изложенного сочинения de compositione medicamentorum, сопровождал в 43 г. от Р. X. в качестве врача Клавдия во время похода его в Британнию.

СКУЛЬПТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА - Sculptūra, (ваятельное и резное искусство), см. Sculptores, Скульпторы.

СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКУЛЬТЕННА

СКУЛЬТЕННА - Scultenna, Σκουλτάννας, южный приток По, берущий начало в Апеннинах, протекающй мимо Мутины и впадающий к востоку от Серпия в море; н. Панаро Liv. 41, 12. 18. Strab. 5, 218.

СЛАСТИ

СЛАСТИ - Τραγήματα, см. Δου̃λος, Рабство, 9.

СЛОН

СЛОН - Elephantus, Животное это имеет двоякое значение в древней истории: для искусства и для военного дела.

a) Для искусства:

Давно уже, прежде чем узнали самых слонов, слоновая кость (ελέφας, ebur) употреблялась наряду с золотом, electrum и пр. для украшений. Ноm. Od. 4, 73. 8, 404. Paus. 1, 12, 4. Гомер еще не называет животного, но ελέφας является у него неоднократно, как слоновая кость, употреблявшаяся наряду с золотом и серебром для украшения комнат; вероятно, ελέφας и означало первоначально кость и потом уже так было названо животное. Геродот - древнейший из дошедших до нас писателей, который называет этим именем животное. У Гомера слоновая кость употребляется при самых разнообразный предметах: ключ с ручкой из слоновой кости встречается Ноm. Od. 21, 7, украшенное слоновой костью и серебром кресло - ibid. 19, 56, украшенная слоновой костью, золотом и серебром кровать - 23, 200, ножны для меча из полированной слоновой кости - 8, 404. Ни один эллин не является под Троей со слоновой костью, но у троянца Мидона были удила, украшенные слоновою костью. Il. 5, 583. Будучи выполирована, она была ослепительной белизны (Ноm. Od. 18, 196.); по-видимому, также ее окрашивали в пурпурный цвет. Il. 4, 141. Греки получали из Индии (вследствие более чистого цвета эта кость предпочиталась) и из Африки слоновые клыки значительной величины. Посредством раскалывания и распиливания (ελ. πριστός), посредством размягчения, раскалывания и сгибания (Sen. ер. 90), исчезнувшее, но в древности, несомненно, существовавшее искусство, - образовали пластинки от 12 до 20 дюймов ширины. Они обыкновенно в соединении с золотом (χρυσελεφάντινα αγάλματα) употреблялись для отделки сосудов, оружия, дверей и пр., равно как позже для статуй. Отдельные, особенно обнаженные, части изображались из слоновой кости посредством подпиливания, подчищения и отделки и затем соединялись обыкновенно опять-таки вместе с золотом на остове из дерева, глины или металла; но нужно было постоянно заботиться, чтобы слоновая кость не распадалась; сохранению ее действовало вытирание маслом. Уже около 50 ол. (576 г. до Р. X.) упоминается это искусство; величайшие произведения Фидия были такого рода. Также и у римлян слоновая кость служила для разнообразных украшений: sella curulis состояла из нее (Liv. 27, 4. 1, отсюда ebur curule, Ov. fast. 5, 51); статуи, особенно столовая посуда, музыкальные инструменты, как флейты, лиры и т. д. выделывались из нее или, по крайней мере, отделывались ею.

b) Для военного дела.

1. В войнах Александра Великого против Азии впервые появились С. в персидском войске, поставленные в небольшом количестве союзными индийцами. Arr. 3, 8. Из индийского похода Александр отослал 200 слонов в Карманию. Что он сам хотел употреблять их в своем войске, но не намеревался уничтожить главного значения фаланги гоплитов, а наоборот, хотел организовать соединение главных родов македонского и персидского вооружения, с большою вероятностью доказали Rüstow и Köchly. Gesh. des griech. Kriegswesens, стр. 365 слл. Наследники Александра осуществили этот план, и главная сила их войска заключалась в числе слонов. Они получались из Индии, почему за сатрапом этой страны, Евдемом, ухаживали все партии. У Селевка в битве при Ипсе было 400-480 военных слонов. В битве бывал обыкновенно один передовой С. (ó ήγούμενος), убить которого было особенно важно для врагов. Diod. Sic. 18, 33 слл. Вполне вооруженный слон имел на спине башню с 4 стрелками из лука для прикрытия и защиты животного. Управитель слона сидел спиною к башне на его шее. Позже им надевали также панцирь на лоб (frontale) и украшали их, кроме того, воинскими украшениями, напр. султанами (cristae). Liv. 38, 40. По Полиену (4, 3, 6), враги для отвращения грозившей от слонов опасности имели в своем войске свиней, которых они намазывали жидкой смолой, зажигали и пускали на слонов, которые пугались крика и огненного появления свиней и обращались против своего же войска. Поэтому Антигон приказал индийцам держать на будущее вместе со слонами свиней, чтобы они привыкали к ним;

2. для римлян слоны были также крайне затруднительны, т. к. в первой стычке с Пирром, 282 г., лошади их, испугавшись, и вовлекли и пехоту в сумятицу и бегство. Liv. ер. 13, 7. Justin. 18, 1. Plin. 6, 8. Поэтому, когда им удалось захватить нескольких слонов, они стали приучать своих лошадей к их виду; скоро они увидели, что слоны, будучи ранены, поворачивают и производят в своем войске страшное поражение. Liv. 27, 14. Чтобы предупредить это, Гасдрубал издал приказание, чтобы управители слонов немедленно убивали их сами, вонзая острое железо между ушами. Liv. 27, 49. Огонь также пугал их, почему римляне посылали против линии слонов нарочно с этою целью устроенные колесницы (Liv. 13, 38), запряженные лошадьми и занятые солдатами, чтобы осыпать их стрелами и головнями. Трудно было переправлять слонов через моря и реки, и их обманывали тем, что на деревянные доски нарочно для этого устроенного плота накладывали земли. Liv. 21, 28. Polib. 3, 46. Римляне называли сначала слонов луканскими быками (bös Luca), т. к. они увидели их впервые в Лукании и бык был для них до тех пор самым крупным животным. Когда им удалось захватить многих из них, они сами употребляли их на войне, первый раз против Филиппа Македонского (Liv. 31, 36.); но существенной части римского войска они никогда не составляли. Охотнее они пользовались ими для увеселений в цирке. Разные роды боя слонов, которые как лучшая часть venationis приберегались обыкновенно для последнего дня (Cic. ad. fam. 7, 1), напр. против медведей, быков, также вооруженных луком нумидийцев, упоминают Ливий (44, 18) и особенно Плиний (8, 6 сл.); ср. Plut. Pomp. 52. Еще и во время императоров, напр. Коммода (Dio Cass. 72, 10), слоны выводились в цирке. При этом римляне имели очень высокое понятие о способностях и уме этих животных; Цицерон (в указанном месте) приравнивает их почти к людям, а Плиний (8. 1) приписывает им даже religio siderum, solisque et Lunae veneratio. Для выездов впервые употребил их Помпеи, и затем держать слонов осталось преимуществом императоров. Лишь Корнифицию Август разрешил ездить на слонах всякий раз, когда он возвращался с пира (Dio Cass. 49, 71). Heinrich к Ювеналию, стр. 454.

Предыдущая страница Следующая страница