Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")

НАРЦИСС

НАРЦИСС - Narcissus, 1. см. Echo, Эхо;

2. вольноотпущенник и любимец Клавдия. Имея на последнего неограниченное влияние (41-54 гг. от Р. X.), он пользовался своим положением секретаря (ab epistulis) для личного обогащения и притеснения народа и подготовил нападение Мессалины, но вскоре навлек на себя ненависть Агриппины (Tac. ann. 12, 57), которая, задумав умертвить Клавдия, удалила его из Рима, а потом приказала убить (ib. 13, 1). Он, однако, успел уничтожить свою переписку с Клавдием, чтобы открытие ее не могло повредить другим. Dio Cass. 60, 31 слл.;

3. любимец императора Коммода, принимавший участие в его убийстве и лишенный жизни в царствование Септимия Севера. Herod. 1, 17. Sept. Sev. 14.

НАРЦИССА ИСТОЧНИК

НАРЦИССА ИСТОЧНИК - Narcissi fons, Ναρκίσσου πηγή, источник у Донакона, близ Феспий в Беотии, вокруг которого и теперь находится множество нарциссов. Ov. met. 3, 407. Paus. 9. 31, 7.

НАСАМОНЫ

НАСАМОНЫ - Nasamōnes, Νασαμω̃νες, дикий и сильный народ внутри Африки, на юго-восток от Киренаики почти до большого Сирта (Hdt. 2, 32. 4, 172); впоследствии римляне оттеснили их до внутренних областей Мармарики. Их нравы и обычаи подробно описаны Геродотом в указанном выше месте.

НАСИДИИ

НАСИДИИ - Nasidĭi, 1. Н., римский всадник, сторонник Помпея, который в 49 г. был разбит Брутом при Массилии (Caes. b. c. 2, 3 слл.), а впоследствии был противником Антония. Cic. Phil. 7, 8;

2. Кв. Н., сын предыдущего, верный приверженец Помпея Младшего, по смерти которого (35 г. до Р. X.) он примкнул к Антонию и, начальствуя над его флотом, был разбит Агриппою. Dio Cass. 50, 13.

НАСЛЕДСТВА ПРАВО

НАСЛЕДСТВА ПРАВО - Hereditas.

I. Аттическое.

В Афинах право наследства зависело от того, оставил ли умерший завещание или нет. До Солона нельзя было завещать имущество, но оно оставалось во владении рода (γένος). Солоново законодательство устранило это стеснение и на случай, когда не оказывалось законных наследников нисходящего потомства, установило распоряжение имуществом путем завещания; было также предоставлено распорядиться имуществом и в том случае, когда нисходящее потомство было только женское, но таким образом, что наследники должны были жениться на дочерях умершего. Бывало, что наследства передавались посредством усыновления, т. к. дело шло о продолжении рода; усыновление производилось обыкновенно и родственниками, если бездетный не успевал сделать этого ('ίνα μὴ α̉νώνυμος γένηται ο̉ οΐκος). Поэтому усыновленный не мог возвратиться в дом отца, не оставив детей в доме усыновителя. Если усыновленный оставался бездетным, то новое усыновление не дозволялось, а имущество переходило обратно к родственникам по боковой линии. Если завещание не было сделано, так что наследство переходило по праву родства, то соблюдались следующие постановления (главное место: Demosth. Macart, p. 1067, § 51): основное положение состояло в том, что лица мужского пола и нисходящее мужское потомство имели преимущество перед женщинами и нисходящим женскими потомством, если последние не имели с умершим более близкого общего родоначальника. Ближайшее право на наследство имели прямые потомки мужского пола, сыновья, внуки и т. д. При отсутствии мужского потомства право наследования переходило к дочерям, которые в этом случае назывались ε̉πίκληροι. Но т. к. на дочь-наследницу смотрели не только как на самостоятельную наследницу, но и как на лицо, посредством которого можно было перенести право наследования на лиц мужского пола, то ближайший родственник мог изъявить на нее притязания, и настолько сильные, что он мог ее оспаривать даже у мужа, за которого она вышла до получения наследного имущества. Насколько справедливы были такого рода притязания, определялось судебным порядком (см. ниже). Неимущая дочь-наследница имела право требовать законным порядком, чтобы ближайший родственник или женился на ней, или чтобы дал ей, по средствам своим, приданое. Попечение о дочерях-наследницах, даже еще до вступления их в брак, лежало на архонте, который мог сам угрожать взысканием пени за причиненные им обиды или же преследовать обидчика судебным порядком (см. Κάκωσις, Kakosis). Если после умершего оставались сыновья, то дочери (ε̉πίπροικοι) имели только право на получение приданого, которое должен был дать им их κύριος; но в случае разлада или бездетности их это приданое возвращалось этому попечителю. По смерти мужа дочь могла вернуться в дом попечителя или оставаться в доме детей, которым и доставалось приданое, когда они достигали совершеннолетия. Во второй линии, когда не было нисходящего потомства, следовали родственники по боковой линии (συγγενει̃ς), сообразно вышеуказанному основному положению - прежде всего братья, затем их сыновья, внуки и т. д., а затем сестры с их потомством. Если никого не было, кроме дальних родственников, происходящих не от одного отца с умершим, то право наследования шло не далее третьего колена. Незаконные дети (νόθοι) не имели П. наследства. Споры о правах наследования. Если законные наследники были налицо, то наследство не подлежало спору (α̉νεπίδικος) и они немедленно входили во владение. Если же не было таковых и наследство еще ни за кем не было признано, то тот, кто имел на него притязание, хотя бы он был усыновлен завещанием, должен был сделать об этом заявление (λη̃ξις, ε̉πιδικασία του̃ κλήρου) архонту (λαγχάνειν, επιδικάζεδθαι του̃ κλήρου), что можно было сделать во всякое время, кроме месяца Скирофориона - последнего в аттическом году. Заявление это вывешивалось, где следует, прочитывалось в ближайшую κυρία ε̉κκλησία, причем спрашивалось, не оспаривает ли кто-либо притязания и не предъявляет ли своих прав на наследство (α̉μφισβητει̃ν παρακαταβάλλειν - различие между этими обоими выражениями не выяснено). Если таких предъявителей не находилось, архонт решал дело (ε̉πιδικάζειν) в пользу того, кто первый предъявил свои права. Если являлось несколько претендентов, то происходил спор о П. наследования, называвшийся διαδικασία του̃ κλήρου, и решался судебным порядком. За утверждением кого-либо в правах наследства, всякий, кто считал себя вправе, мог оспаривать наследство у получившего это последнее как при жизни его, так и в течение 5 лет после его смерти, что точно так же вело к διαδικασία του̃ κλήρου. Таким же образом велось дело и в том случае, когда являлся претендент на дочь-наследницу, которая была неотделима от имущества.

II. Римское.

Наследство в древнем строгом гражданском праве называлось hereditas, в противоположность позднейшему и более свободному преторскому наследственному праву, см. Bonorum possessio. В завещании мог быть назначен один или несколько наследников (heredis institutio), однако все они считались главными наследниками и получали в силу завещания свои доли наследства. As обозначало наследство как целое, а двенадцать unciae (двенадцатые доли) - части этого целого. Наследник, получавший все имущество умершего, назывался поэтому heres ex asse; сонаследники же, соответственно приходящимся на долю каждого частям наследства, обозначались: heres ex triente, т. е. наследующий третью часть, ex parte dimidia, ex deunce, т. е. наследник 11 частей, ex uncia - наследник 12-й части. Можно было бы легко обойтись без такого дробления имущества, если бы не считалось почетным делом быть внесенным в число наследников. Наследники должны были иметь commercium (см. Коммерция), вследствие чего иностранец не мог быть наследником и мог получать только fidei commissum (см. Фидеи комиссиум). Женщины также не пользовались правом наследования (см. Lex Voconia, Закон Вокония), a юридические лица могли получать только fideicommissa, но при императорах они получили право приобретать и завещанные имущества. Наследники вводились во владение предоставленным им наследством, причем sui (т. е. дети и жена in manu) и necessarii heredes (рабы) не нуждались в исполнении каких-либо формальностей. Но в позднейшие времена претор предоставлял им право, смотря по обстоятельствам, отказаться от отцовского наследства (abstinendi benefïcium). Прочие наследники должны были заявлять о своих правах (adire hereditatem), что производилось посредством cretio (точного изъяснения) или негласно - посредством pro herede gestio. Введенный во владение наследник брал имущество умершего, но вместе с тем должен был взять на себя и долги его и лежащие на имуществе sacra, почему sine sacris hereditas считалось большим счастьем. Hereditas legitima называется наследование по закону, стоящее наряду с наследованием по завещанию. Если римлянин умирал, не сделав завещания, ему наследовали лица, находившиеся под его властью (жена in manu и дети), которые вместе назывались sui. При отсутствии таковых наследовали agnate, a когда и этих не было, gentiles. Во времена императоров agnate всегда устранялись в пользу cognati. Умершему без завещания libertus наследовали точно так же sui, a если их не оказывалось, patronus или его дети, а за ними - gentiles патрона. Лишение наследства называлось ехheredatio. По древнему праву всякий, не желавший ничего оставлять ближайшим родственникам, мог обходить их в своем завещании, но во времена Цицерона обычай и закон требовали, чтобы завещатель указывал тех своих детей, которых он лишал наследства, и чтобы объяснял, на каком основании, в силу каких соображений он это делает. Cic. Саес. 25. Cic. Rosc. Am. 19. О прочих родственниках, лишаемых своей доли наследства, завещателю предоставлялось и не упоминать.

НАСОС

НАСОС - Να̃σος, Νη̃σος,

1. островок эниадов на Ахелое в Акарнании с крепостью, н. τό νησί. Liv. 26, 24. Polib. 9, 39;

2. см. Syracusae, Сиракузы.

НАХАРВАЛЫ

НАХАРВАЛЫ - Naharvali, народ германского племени лигиев в Северо-Восточной Германии на берегах Вистулы (Вислы), в области которых находилась священная роща, в которой жрецы в женской одежде служили богам-близнецам по имени Alces (Тацит сравнивает их с Кастором и Поллуксом. Tac. Germ. 43).

НАЯДА

НАЯДА - Naïas, или Naïs, см. Nymphae, Нимфы, 3.

НЕАНФ

НЕАНФ - Neanthes, Νεάνθης, из Кизика, ритор и историк времен Аттала I, ученик Филиска Милетского, автор многочисленных, ценных и часто упоминаемых древними сочинений исторического содержания, напр., Έλληνικά (6 книг), περί ε̉νδόξων α̉νδρω̃ν, περί τελετω̃ν. Остатки собраны Мюллером fragm. hist. Graec. III, p. 2 слл.

НЕАПОЛЬ

НЕАПОЛЬ - Neapŏlis, Νεάπολις, знаменитейший из многочисленных городов этого имени, находился в Кампании на западном склоне Везувия на реке Себете. Он был основан халкидянами из Кумы на месте уже находившегося поселения Парфенопы. По Ливию (8, 22), город состоял из двух частей, разделенных стеною, но соединенных общим управлением, - Палеополя и Н. (Старый и Новый город). В 327 г. до Р. X. самнитяне, 6.000 солдат, заняли Неаполь, а в 290 г. им овладели римляне, не нарушая, впрочем, его греческого управления (Liv. 35, 16. Tac. ann. 15, 13), пока впоследствии он не стал римской муниципией. Cic. ad. fam. 13, 30. Balb. 14. С этого времени имя Палеополя совершенно исчезает, но греческие нравы долго удерживались в городе, почему Н. был любимым местопребыванием образованных римлян. Во времена Тита он был почти совершенно разрушен землетрясением, но был вновь отстроен в римском вкусе. Здесь умер сверженный с престола Ромул Августул. Вблизи него находились теплые источники, знаменитая вилла Лукулла, в которой умер Тиберий (Suet. Tib. 73), а также вилла Pausilypi (Sanssouci), имя которой еще сохраняется в названии знаменитого грота ди Позиллино между Н. и Поццуоли и где показывают предполагаемую могилу Вергилия. Древний город был, кажется, расположен около гавани теперешнего Н. от местности, в которой теперь находится королевский дворец, до крепости Castell Vecchio. Часть Сиракуз (см. Сиракузы) также называлась Н. В Азии было 9 городов этого имени, в Африке 3.

НЕАРХ

НЕАРХ - Nearchus, Νέαρχος,

1. афинянин, сын Сосинома, бывший в 340 г. до Р. X. послом к царю Филиппу. Dem. de cor., p. 383;

2. сын Андротима из Крита, живший в Амфиполе, один из самых ранних друзей Александра, изгнанный Филиппом из Македонии, но возвращенный Александром тотчас по восшествии на престол. Он сопровождал молодого царя в Азию (Plut. Alex. 10) и был наместником Ликии и соседней с нею области. Потом он участвовал в походе Александра в Индию, в 327 г. до Р. X. Он получил главное начальство над флотом, сооруженным с целью плавания по Инду и затем, по желанию Александра, повел флот обратно от устьев Инда с целью открыть путь к Евфрату в 325 г. (Arr. 6, 21), и собрать сведения о прибрежных странах. Arr. 7, 20. Написанное им об этом путешествии сочинение (παράπλους) Арриан приводит в извлечении; Страбон также пользуется его сведениями, достоверность которых подтверждена новейшими исследованиями. Александр наградил его по-царски за это предприятие и незадолго до своей смерти поручил ему сделать путешествие с целью открытий по берегам Аравии и Африки; но план этот остался невыполненным по причине последовавшей вскоре внезапной смерти Александра. Arr. 7, 19 слл. 25. Plut. Alex. 75. По смерти Александра Н. удержал за собою вероятно главное начальство над флотом, а свое прежнее наместничество добровольно уступил Антигону. Наконец, он является в числе советников Деметрия Младшего. Plut. Eum. 18;

3. пифагорейский философ 3 в. до Р. X., который после взятия Тарента тесно сдружился с Катоном Старшим и был его учителем в философии. Cic. Cat. m. 12, 41. Plut. Cat. maj. 2.

НЕБРОДСКИЕ ГОРЫ

НЕБРОДСКИЕ ГОРЫ - Nebrōdes montes, τὰ Νευρώδη 'όρη, цепь гор, составляющих продолжение Апеннин и идущих по всей Сицилии от востока к западу, н. Мадония. Кроме Этны, которая собственно не принадлежит к этой системе, замечательны вершины на востоке у Мессаны Neptunius mons и на западе Кратас. Strab. 6, 237.

НЕВИИ

НЕВИИ - Naevii, имя одного плебейского рода, который очень рано поселился в Риме. Из Н. замечательны:

1. Сn. Naevius, последователь Ливия Андроника, предшественник Енния и старший современник Плавта. Будучи уроженцем Кампании, он рано пришел в Рим и сделался настолько римлянином, что Цицерон (Cic. de or. 3, 12, 44) считает его слог по чистоте образцом древнеримского языка. Он принимал деятельное участие в 1-й Пунической войне и в 223 г. до Р. X. в первый раз поставил на сцену свою пьесу. Невий по убеждениям был искренним плебеем и, по свидетельству Геллия (3, 3, 15), с большою свободой, наподобие греческих поэтов, нападал на первых лиц государства, Метеллов и Сципионов. Метелл поднял против него обвинение, по которому он был осужден и заключен в темницу. Освобожденный из темницы, благодаря участию народных трибунов, он не оставил своего направления, вследствие чего был изгнан аристократией в ссылку и умер в Утике ок. 199 г. Cic. Brut. 15, 60. Т. к. свое эпическое стихотворение о Пунической войне он написал в преклонных летах, то, вероятно, он умер в глубокой старости и родился, можно думать, между 269-264 гг. Его поэтическая деятельность принадлежала по большей части сцене, хотя в трагедии он не создал ничего замечательного, так что некоторые сомневаются даже в том - писал ли он вообще трагедии. Но некоторые сохранившиеся названия (Andromacha, Iphigenia, Lycurgus), несомненно указывают на трагедию; он же, кажется, впервые ввел praetexta (см. Претекста) в литературу. Тем плодовитее был он как комик. Из его оригинальных римских комедий (fabulae togatae) осталось не много следов. Этими-то комедиями он, кажется, наиболее возбудил против себя ненависть, т. к. в них заключались частые нападки на лица и обстоятельства его времени. Из комедий, написанных по греческим образцам (fabulae palliatae), сохранилось много отрывков и названий. Они писаны по образцам новой греческой комедии, откуда он заимствовал лица и общее содержание, соединяя при этом иногда две комедии в одну (так называемое contaminatio. Ter. Andr. grol. 7). H., однако, не был простым переводчиком: греческому материалу, заимствованному преимущественно у Менандра, он давал римскую окраску. Тон, вульгарность выражения, простонародный юмор и живая разговорная форма его комедий придают Н. большое сходство с Плавтом, хотя он отличается он него определенным политическим направлением. Еще во время Цицерона произведения Н. давались на сцене. Упомянутая уже его поэма о Пунической войне в 7 книгах была написана сатурническим стихом и содержала в первых двух книгах мифическую историю Рима и Карфагена, в остальных - 1-ю Пуническую войну. Благодаря этой поэме Н. является первым эпическим поэтом римлян, т. к. в «Одиссее» Ливия Андроника римским был только язык. ср. о H. Cic. Brut. 19, 71. Cic. de or. 2, 65, 255. 3, 12, 44. Gell. 17, 21. 45; Ribbeck, die röm. Tragödie. S. 44 сл. и монография Клюсманна (1843) и Берхема (1861). Отрывки его драматических произведений собраны у Риббека scaenicae Romanorum poesis fragmenta, a отрывки эпоса изданы И. Фаленом (1854);

2. С. Naevius Crista, был послан в 214 г. до Р. X. претором М. Валерием на помощь городу Аполлонии против македонян и успешно исполнил свою задачу. Liv. 24, 40;

3. M. Naevius, будучи народным трибуном (185 г. до Р. X.), привлек к суду Сципиона Старшего, с которым был во враждебных отношениях;

4. Q. Naevius Matho, Мафо, как претор, управлял Сардинией в 184 г.;

5. С. Naevius, человек малообразованный и низкого происхождения, сумел приобрести расположение выдающихся лиц партии Суллы (Cic. Quinct. 22, 70. 30, 95) и составить значительное состояние. Поводом его ссоры с П. Квинкцием был иск, переведенный на Публия по смерти брата его Гая. В таком же точно положении находился и Квинкций по отношению к Н. После некоторого колебания со стороны Н., оба противника отказались от своих притязаний и Квинкций отправился в Галлию. Вдруг Н. с помощью претора Бурриена опять выступил против него; Квинкций вернулся в Рим, и Невий с помощью претора Долабеллы поставил его в затруднительное положение. Защиту Квинкция взял на себя Цицерон в сохранившейся речи pro Quinctio; исход процесса неизвестен;

6. P. Naevius Turpio как пособник Верреса навлек на себя резкие нападки Цицерона (Verr. 2, 8, 22. 5, 41, 108);

7. Naevius Sertorius Macro, преемник министра Сеяна в 31 г. от Р. X. и любимец Тиберия; но перед смертью Тиберия он присоединился к Калигуле и, исполняя его волю (Tac. ann. 6, 50), говорят, умертвил Тиберия (Suet. Calig. 12. 26. Tac. ann. 6, 38. 46). Впоследствии Калигула изгнал его и принудил к самоубийству. Dio Cass. 58, 9 слл. 24 слл. 59, 10.

НЕВРОБАТЫ

НЕВРОБАТЫ - Neurobătae, νευροβάται, канатные плясуны, обыкновенно рабы, которые показывали свое искусство на тонкой веревке, между тем как funambuli танцевали на толстом канате. Канат назывался catadromus. Suet. Nero. 11. Suet. Galb. 6.

НЕВРЫ

НЕВРЫ - Neuri, Νευροί, народ европейской Сарматии не скифского происхождения (Hdt. 4, 17. 105), который за один человеческий возраст до Дария поселился в земле будинов (в теперешней Галиции и Лодомирии). Н. пользовались славой чародейства, и все они, говорят, обратились в волков. Hdt. 4, 105.

НЕГОЦИАТОР

НЕГОЦИАТОР - Negotiātor, оптовый торговец, банкир, который вел торговые обороты в провинциях, раздавая там за высокие проценты деньги или скупая хлеб. Это были всадники или богатые плебеи; ср. Mercatura, Торговля.

НЕДА

НЕДА - Neda, Νέδα, pекa в Пелопоннесе, берущая начало у Керавзиона, горы, принадлежащей к цепи Ликейских гор. Делая в своем течении на запад много извилин, она образует границу между Мессенией с одной стороны, а Аркадией и Элидой - с другой; н. Буци. Strab. 8, 348.

НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ

НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ - Νόθοι, νόθεια, см. Matrimonium, Брак, 2.

НЕИТСКИЕ ВОРОТА

НЕИТСКИЕ ВОРОТА - Νήϊται πύλαι, см. Thebae, Фивы.

НЕЙТ

НЕЙТ - Neïth, Νηΐθ, Νηΐθη, Νηΰθ, египетская богиня, почитавшаяся особенно в Саисе, которую отожествляли с греческой Афиной. Она изображалась в виде коршуна и жука, чем хотели представить в ней мужское и женское начало. На статуях ее была надпись: «Я - все, что было, есть и будет, и ни один смертный не открывал моей одежды». Plut. Is. 9. Геродот (2, 175) описывает храм ее в Сансе, в котором находились гробницы Озириса и царей из династии Фта (2, 169. 170). Статуи богини имеют голову человека, коршуна или льва. Во всем Египте в ее честь был установлен праздник, во время которого всю ночь горели светильники в плошках, наполненных солью и маслом. Hdt. 2, 62. Судя по этому, можно думать, что она была богиней огня и света, но другие на основании приведенной выше надписи считают ее творческой силою природы, первоначалом Вселенной.

НЕКИОМАНТИИ

НЕКИОМАНТИИ - Νεκυομαντεία, см. Divinatio, Дивинация, 6.

НЕКРОМАНТИЯ

НЕКРОМАНТИЯ - Νεκρομαντεία, см. Divinatio, Дивинация, 6.

НЕКТАНЕБ

НЕКТАНЕБ - Nectanăbis, Νεκτάναβις или Νεκτανεβώς, Ι, царь Египта, наследовавший, при поддержке Хабрия, Акорису, союзнику Евагора, и основавший новую династию, 378-360 г. до Р. X. Diod. Sic. 15, 8 слл. Он успешно отстаивал свою независимость против Фарнабаза и Ификрата. Против его сына и наследника Тахо восстал родственник Н. И с помощью перешедшего на его сторону Агесилая, изгнал как его, 358 г., так и других претендентов, но, будучи счастлив в двух войнах против Артаксеркба III, после третьей сам принужден был бежать в Эфиопию в 341 г. Plut. Ages. 37 слл. Diod. Sic. 16, 40 слл.

НЕКТАР

НЕКТАР - Nectar, см. Ambrosia, Амвросия.

НЕКУСИЯ

НЕКУСИЯ - Νεκύσια

Νεκύσια = Νεμέσεια, см. Genesia, Генесии.

НЕЛЕЙ

НЕЛЕЙ - Neleus, Νελεύς,

1. сын Посейдона и Тиро, дочери Салмонея, брат Пелия. Ноm. Od. 11, 235 слл. Тиро выбросила мальчиков и вышла замуж за Крефея, царя Иолка. Пастух лошадей нашел ее детей и воспитал их. По смерти Крефея они вступили в борьбу между собою за обладание Иолком, вследствие чего Н. с Меламподом и Биантом, а также некоторыми ахейцами, фтиотами и эолянами удалился в Мессению, где дядя его Афарей передал ему Пилос. Здесь он женился на Хлориде, дочери Амфиона, из минейского Орхомена (или Фив) и имел 12 сыновей (между ними были Нестор, Хромий, Периклимен) и дочь Перо. Ноm. Od. 11, 281 слл. Il. 11, 692. Перо сделалась супругой Бианта (см. Melampus, Мелампод). Когда однажды Геракл пришел к Н., чтобы очиститься от убийства Ифита, Н. отказал ему в этом, т. к. он был в дружбе с отцом Ифита, Евритом. За это Геракл пошел впоследствии войною на Пилос и умертвил сыновей Н. за исключением Нестора. Ослабленный этим поражением, Нелей терпел много несправедливостей от эпеев и их царя. Так, между прочим, Авгий похитил у Н. колесницу с четырьмя конями, которую этот послал на состязание в Элиду. За это Нестор угнал стада эпеев и, когда эпеи вторглись в пилосскую область и обложили Фриоессу на Алфее, Нестор разбил их. Ноm. Il. 11, 670 слл. По свидетельству Павсания, Н. восстановил олимпийские игры и умер в Коринфе, где и был погребен на Истме (5, 8, 1. 2, 2, 2). По свидетельству других, он был убит Гераклом вместе с сыновьями;

2. Νηλεύς или Νειλεύς, сын Кодра, последнего афинского царя, потомок предыдущего (потомки Н., выгнанные из Мессении Гераклом, удалились большею частью в Афины), изгнанный братом своим Медоном, удалился из Аттики в Ионию и там основал Милет, Эрифры и другие города. Paus. 7, 2. Strab. 14, 633.

НЕМАВСОС

НЕМАВСОС - Namausus, Νέμαυσος, главный город арекомиков и римская колония в Галлии Narbonensis на дороге, ведущей из Италии в Испанию, на южном склоне Mons Cevenna. Этот город, равно как и 24 принадлежавшие ему местечка, пользовался латинским правом и вследствие этого не находился под управлением римских наместников. Сохранившиеся в теперешнем Ниме остатки амфитеатра, древнего водопровода (н. Pont du Gard), храма, сооруженного Августом в честь его внуков Гая и Луция (так называемый Maison quarrée) и другие свидетельствуют о прежнем величии города. Strab. 4, 186.

НЕМЕСИАН

НЕМЕСИАН - Nemesiānus, Аврелий Олимпий Немезиан, римский поэт из Карфагена, живший в 3 в. от Р. X. Его называют автором многих дидактических стихотворений: Halieutica, Cynegetica и Nautica. Сохранился отрывок в 425 стихов только из Cynegetica (т. к. остатки стихотворения de aucupio приписываются ему ошибочно), изданные Штерном (1832) и М. Гауптом (1838). Halieutica Овидия и 4 эклоги Карпурния несправедливо приписываются ему; но стихотворение Laus Herculis, находящееся между творениями Клавдиана, принадлежит, вероятно, Немезиану.

НЕМЕСИДА

НЕМЕСИДА - Nemĕsis, Νέμεσις. Гомер еще не знает Н. как богини; слово это у него встречается обыкновенно в соединении ου̉ νέμεσις (это не заслуживает упрека, тут нечего порицать). У Гесиода, напротив, Н. является уже богиней, дочерью Ночи (Hesiod. theog. 223). Слово νέμεσις, происходя от νέμειν, уделять, означает собственно воздавание должного; следовательно, Н., как богиня, определяет судьбу каждого человека, посылает ему счастие или несчастие, смотря по заслугам. Поэтому Н., как богиня судьбы, стоит близко к Мойрам, но отличается от них тем, что, в то время как Мойры уже до рождения человека прядут нить его участия без всякого отношения к его качествам, Немезида определяет награду или наказание за дела по внутреннему чувству справедливости. В последующее время, у Пиндара, Геродота и трагиков, Н. является только в роли карающей богини: она карает людей надменных, сламывая их гордость, посылает потери и несчастье тем, кому досталось в удел слишком много счастья, с тем, чтобы восстановить равновесие и чтобы человек не выходил из пределов человеческого жребия. Soph. Phil. 518. El. 792. Eur. Phoen. 183. Or. 1362. Культ Н. существовал во многих местах Греции, но особенно она почиталась в аттическом местечке Рамнунуте, откуда и название ее ΄Ραμνουσία (Rhamnusia virgo, Catull. Q. 68, 77). По Павсанию (1, 33, 2), Фидий сделал статую Рамнунтской Н. из куска паросского мрамора, который гордые персы принесли с собою на Марафон, чтобы сделать из него памятник своей победы. Рамнунтская Н. отожествляется с Адрастеей (Άδράστεια, см. Адрастея), хотя первоначально это были совершенно различные божества. Поводом к сближению послужило, вероятно, название Άδράστεια, происходящее от διδράσκω и означавшее «неизбежная». На древнейших памятниках искусства Н. изображена в виде молодой девушки наподобие Афродиты (Plin. 36, 4, 4); в позднейшее время она изображалась строгой и суровой, с подогнутой к груди рукой, поддерживающей одеяние (знак умеренности), с опущенным взором, держа в руке узду, меч и бич.

НЕМЕТОЦЕННА

НЕМЕТОЦЕННА - Nemetocenna, главный город атребатов, в бельгийской Галлии, позднее назывался Atrebati, поэтому н. Arras в прежнем Artois. Древняя дорога, ведущая в coloni Agrippina, носит и теперь название Chaussée romaine. Caes. b. g. 8, 46.

НЕМЕТЫ

НЕМЕТЫ - Nemētes, Nemētae, Νέμητες, германское племя, перешедшее, вероятно, с Ариовистом в Бельгию, главным городом которого был Noviomagus (Caes. b. g. 1, 51. 2, 25). Оно упоминается в союзе с Vangiones и Tribocci. Tac. Germ. 28. Tac. ann. 12, 27.

НЕМЕЯ

НЕМЕЯ - Nemĕa, Νεμέα,

1. название долины между Клеонами и Флиунтом в Арголиде (1/4 стадии ширины и 1 стадия длины), которая ограничена на западе горами Трикараном, а на юге горою Апесас. Здесь, по сказаниям, Аргос стерег Ио, а Геракл (см. Hercules, Геркулес, 6) убил немейского льва: в 15 стадиях отсюда показывали пещеру этого льва. В роще немейского Зевса, храм которого здесь находился, праздновались Немейские игры (местность эту поэтически изображает во многих местах Пиндар, напр., пет. 2, 4. 5. 3, 18. 6, 45. оl. 9, 87), которые были установлены в честь Архемора (см. Adrastus, Адраст) семью героями, предпринявшими поход против Фив. В историческое время, как национальные игры в честь Зевса, Немейские игры выступают гораздо позже; кажется, что только с 51 ол. (572 г. до Р. X.) началось счисление по немеадам. Славы своей эти игры достигли только 20 олимпиад спустя. Праздник совершался через каждые три года (во 2-й или 1-й и 4-й год олимпиады), то летом (август), то зимою. Игры заключались в музыкальных, гимнастических и наезднических состязаниях (α̉γών μουσικός, α̉. γυμνικός, α̉. ι̉ππικός); состязание в беге, борьбе, пентатлон, панкратион включены в название α̉γ. γυμνικός. Наградою победителя был венок, сплетенный, по одним, из веток оливы, по другим - из петрушки. Во время Немейских игр, так же как и во время Олимпийских, должно было соблюдать строгий мир, что, впрочем, не всегда исполнялось, особенно лекедемонянами;

2. река на границе Сикиона и Коринфа, которая вытекает из южной части немейской долины и изливается в залив Лехеон; н. Куццомали. Liv. 33, 15. Хеn. Hell. 4, 2, 15. Strab. 8, 382.

НЕМОРЕНСКОЕ ОЗЕРО

НЕМОРЕНСКОЕ ОЗЕРО - Nemorensis lacus, см. Aricia, Ариция.

НЕМОСС

НЕМОСС - Nemossus, Νεμωσσός, город арвернов в Аквитании на Элавере, теперешний Клермон. Strab. 4, 191.

НЕНИЯ

НЕНИЯ - Naenĭa, правильнее Nenia, по объяснению Феста (р. 161), есть carmen quod in funere laudandi gratia cantatur ad tibiam; так же объясняет это слово и Цицерон, с ограничением, что nenia пелась только в честь honorati viri (Cic. legg. 2, 24, 62. Quint. 8, 2, 8). В более древнее время, когда умершие погребались в собственных домах, эти хвалебные песни пелись гостями во время поминальной трапезы, но когда погребение начали совершать вне дома, то Н. пелись домашними или родственниками во время погребальной процессии или на месте погребения. Suet. Oct. 100. Остатки этих пений представляют известные надписи на гробницах Сципионов. Если не было родственников, то их пели наемные плакальщицы (praeficae), к которым впоследствии исключительно перешла эта роль. Мало-помалу значение этого слова расширялось (Horat. Od. 2, 1, 38) и оно получило разные побочные значения. Н. также олицетворяли; как богиня плача она имела храм в Риме за Виминальскими воротами. ср. Funus, Похороны, 11.

НЕОБУЛА

НЕОБУЛА - Neobūle, см. Archilochus, Архилох, в статье Iambographi, Ямбографы.

НЕОДАМОДИИ

НЕОДАМОДИИ - Νεοδαμώδεις, суть вольноотпущенные гелоты (отпущенные государством, т. к. частные лица не могли отпускать на волю), получавшие права поступать в военную службу, но едва ли достигавшие полных гражданских прав; ср. Helotes, Илоты. Athen. 6, 102. Thuc. 7, 58.

НЕОКЕСАРИЯ

НЕОКЕСАРИЯ - Neocaesarēa, Νεοκαισάρεια, н. Никсар, построенный в позднейшее время (поэтому до Плиния 6, 3, 3 о нем не упоминается) главный город Понта Полемониака на реке Лике, очень большой и красивый город, известный по бывшему там церковному собору 314 г. от Р. X.

НЕОКЛ

НЕОКЛ - Neŏcles, Νεοκλη̃ς,

1. отец Фемистокла;

2. отец философа Эпикура, который переселился в Самос и там основал школу. Cic. de n. d. 1, 26, 72.

НЕОКОРЫ

НЕОКОРЫ - Νεωκόροι, (стража храма, наблюдатели храма, аеditui), это были лица обоего пола, под присмотром и охраной которых находился храм со всем ему принадлежащим (νεωκόρος ο̉ τòν ναòν κoσμω̃ν καὶ σαρω̃ν по Etym. Magn.). Это был сначала персонал низших служителей храма, которые не были жрецами, хотя и назывались иногда ι̉ερει̃ς и ι̉έρειαι и при известных обстоятельствах могли даже приносить жертвы. В позднейшее время звание это сделалось действительно почетным и предметом для честолюбия. Во времена упадка Римской империи, особенно со времени Адриана и Антонинов, восточные города считали за особенную честь быть νεωκόροι императора, которому они еще при жизни строили храм и воздавали божеские почести. Эта честь νεωκορία увековечена надписями и особенно монетами, которых сохранилось большое количество.

НЕОН

НЕОН - Neōn, Νέων, древний город Фокиды у восточной подошвы горы Тифореи, принадлежащей к Парнасу. При Ксерксе он был разрушен персами (Hdt. 8, 32); позднее был возобновлен под именем Тифореи, но уже на другом месте, и во время священной войны вновь разрушен. Плутарх называет его еще φρούριον (Plut. Sull. 15).

НЕОН ТЕЙХОС

НЕОН ТЕЙХОС - Νέον τει̃χος, 1. эолийский город Мизии на северном берегу реки Герма, Hdt. 1, 149;

2. прибрежное укрепление во Фракии недалеко от Херсонеса. Хеn. Anab. 7, 5, 8.

НЕОПТОЛЕМ

НЕОПТОЛЕМ - Neoptolĕmus, Νεοπτόλεμος (юный воин),

1. сын Ахилла, называемый также Пирром (Πύρ̉ρ̉ός, белокурый) и Дендамии, одной из дочерей Ликомеда, царя долопов на Скиросе, см. Achilleus, Ахилл. Ноm. Od. 11, 492, слл. Он воспитывался у Ликомеда на Скиросе (Il. 19, 326) и по смерти Ахилла был взят Одиссеем под Трою (Ноm. Od. 11, 508), т. к. было предсказано, что без него Троя не может быть взята. В указанном месте «Одиссеи» Улисс рассказывает в подземном царстве тени Ахилла о поведении его сына в совете и на войне и среди похвал выставляет на вид то, что он убил много врагов, и, между прочим, Еврипида Теледида; из числа бывших в деревянном коне он показал себя самым мужественным и воинственным. Он также был послан с Одиссеем в Лемнос, чтобы привести под Трою Филоктета (Soht. Phil.). В день разрушения Трои он умертвил Приама у алтаря Зевса, убив прежде на его глазах сына его Полита. Verg. Aen. 2, 547 слл. В позднейших сагах он изображается вообще жестокосердным, грубым воином; так, он сбрасывает со скалы малютку Астианакта, сына Гектора и Андромахи, на могиле своего отца приносит в жертву Поликсену. Еиr. Нес. 523. При разделе добычи ему досталась Андромаха, от которой у него были дети Молосс, Пиел, Пергам и Амфиал. Относительно его возвращения известия расходятся между собою. По Гомеру (Ноm. Od. 3, 189), он благополучно возвращается с мирмидонцами во Фтию, куда Менелай посылает ему для замужества дочь свою Гермиону, обещанную ему под Троей. Ноm. Od. 4, 5 слл. По другим, он сам идет для свадьбы из Скироса в Спарту. Позднейшие вопреки Гомеру рассказывают, что, отправившись из-под Трои, он, или потому, что заблудился, или потому, что не хотел возвращаться в Фессалию, прибыл в Эпир и здесь поселился. Здесь родился у него от Андромахи сын Молосс, от которого получила название Молоссия, а от уведенной из додонского храма Лапассы, внучки Геркулеса, - восемь детей, из которых дочери были выданы замуж за соседних царей. После он уступил Гелену, сыну Приама, Андромаху и царство в Спире, а сам сухим путем отправился во Фтию, где возвратил царство деду своему Пелею, отнятое у него Акастом. Потом рассказывают, что вскоре после брака с Гермионой он отправился в Дельфы (по одним, чтобы принести Аполлону подарки, по другим, чтобы ограбить храм, т. к. Аполлон был виновником смерти его отца и т. п.) и по приказанию Пифии или по проискам Ореста, у которого он отбил Гермиону (Hermione, см. Гермиона), или, наконец, в споре за жертвенное мясо он был убит подле алтаря жрецами или Махереем. Древние видели в этом возмездие за то, что он убил Приама у алтаря Зевса. Сначала он был погребен под порогом храма, а потом Менелай приказал перенести кости его в сам храм. Дельфийцы почитали его как героя ежегодными жертвами за то, что он защищал их против галлов;

2. преемник Пирра после изгнания его Кассандром в 301 г., вероятно, сын Александра Эпирского, который погиб в Италии в 326 г. и которого отец также назывался Н. Когда Пирр с помощью Птолемея сына Лага возвратился, возбудивший к себе своею жестокостью ненависть Птолемей заключил с ним союз (296 г. до Р. X.), но вскоре был убит Пирром, против жизни которого он сам злоумышлял. Plut. Pyrrh. 4, 5;

3. брат Аминта, убежавший после смерти Филиппа, в которой он был заподозрен, в Персию и погибший при защите Галикарнасса против Александра. Arr. 1, 20.

НЕОФРОН

НЕОФРОН - Neŏphron, Νεόφρων, греческий трагик из Сикиона, от 120 драм которого сохранились только небольшие отрывки (у Nauck'a trag. Graec. fragm. p. 565 слл.). Едва ли справедливо сохранившееся известие, что Еврипидова Медея есть подражание Μήδεια этого незначительного поэта.

НЕПЕТА

НЕПЕТА - Nepĕte, город Этрурии вблизи лесистой горы Цимина, называемый claustra Etruriae (Liv. 6, 9). Он рано перешел на сторону Рима и был сначала римской колонией, а потом муниципией; н. Непи с развалинами древних памятников. Liv. 21, 10. 14. 27, 29. Vell. Pat. 1, 14.

НЕПОТ

НЕПОТ - Nepos, родился вблизи По (Plin. 3, 18: accola Padi), жил долго в Риме, где приобрел себе друзей в лице Цицерона, Аттика, Катулла и др. Год его рождения и смерти неизвестен, но жил он между 94 и 24 гг. до Р. X. Из его многочисленных произведений сохранились только отрывки его аннал. Кроме них он написал Chronica, 5 libri exemplorum, libri de viris illustribus (пo крайней мере в 16 книгах, заключавших в себе биографии знаменитых людей), di historicis и даже эротические стихотворения. Уцелевшая из его произведений de viris illustribus книга de excellentibus ducibus exterarum gentium с жизнеописанием Катона и Аттика не отличается ни историческою критикой, ни стилистическим совершенством, но, за недостатком лучших источников, и она имеет цену. Долго считали автором этой книги известного Эмилия Проба из 4 в. от Р. X., но язык и изложение ее, очевидно, принадлежат лучшему времени, и Эмилий Проб, если верить посвящению имени императора Феодосия, только переписал ее. Новейшие исследователи положительно пытались отвергнуть принадлежность этих биографий Н., но безуспешно, хотя и можно допустить, что первоначальный труд Н. был переработан и сокращен Пробом, за исключением жизнеописания Аттика. Из многочисленных изданий этого сделавшегося школьным классиком автора стоит назвать следующие: Lambin (1569), Staveren (последнее 1820), I. M. Heusinger (1747), Bremi (последнее 1827), Roth (1841), Nipperdey (1849), наконец, Halm (1871).

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - Άσυλία, называлось дарованное государством иностранцам ручательство в безопасности их личности и имущества от посягательств всякого рода.

НЕПТУН

НЕПТУН - Neptūnus, см. Ποσειδω̃ν, Посейдон.

НЕПТУНА ГОРА

НЕПТУНА ГОРА - Neptunius mons, см. Nebrodes, Небродские горы.

НЕРАЦИИ

НЕРАЦИИ - Neratii, плебейский род, достигший известности во время Империи:

1. Nerat. Priscus, очень уважавшийся Траяном и Адрианом, занимал высокие должности в государстве и был известнейшим юристом империи. Spart. Hadr. 4. 18;

2. Ner. Marcellus, доставивший по желанию Плиния (ср. Plin. ep. 3, 8) место трибуна историку Светонию.

НЕРВА

НЕРВА - Nerva, M. Coccejus из Narnia в Умбрии, родился в 32 г. от Р. X. Рано прибыв в Рим, он приобрел расположение Нерона и несколько раз занимал должность консула. Во время правления Домициана жизнь его подверглась опасности, т. к. какой-то предсказатель предсказал Домициану возведение на престол Н. После умерщвления Домицина пророчество это действительно сбылось и Н. сделался его преемником в 96 г. от Р. X. Ряд полезных законов, изданных Н., и особенно облегчение столь тягостного cursus publicus снискали ему расположение римлян. Но его болезненность и мягкий характер были причиной частых для него огорчений, так что он усыновил Траяна и сделал его соправителем. Вскоре после того он и умер, процарствовав менее 2 лет, 27 января 98 г. от Р. X. Dio Cass. 68, 1 слл. Сочинение Giesen'a (1865).

НЕРВИИ

НЕРВИИ - Nervii, Νερούϊοι, воинственное племя белгов в Галлии, на западе от Менаниев, занимавшее место на юге от морского берега до Arduenna Silva, в теперешних Геннегау и Намюр, у которых главным городом был Багакум (Bavay). Caes. b. c. 2, 4. 15. 5, 39. 42. 61. 6, 2. Plut. Caes. 20. Они могли выставить до 50.000 войска, но, несмотря на то, были после отчаянной битвы почти совершенно уничтожены Цезарем. Strab. 4, 191. Plut. Caes. 20.

НЕРЕИДЫ

НЕРЕИДЫ - Nereĭdes, см. Nereus, Нерей.

НЕРЕЙ

НЕРЕЙ - Nereus, Νηρεύς, божественный морской старик (γέρων άλιος, Ноm. Il. 18, 141), по Гесиоду, сын Понта и Геи, отец Нереид, женою которого была Дорида. Со своими дочерьми он служит олицетворением тихого моря. Он живет в Эгейском море, богом которого он был по преимуществу. Как все морские божества, он имеет дар предсказания и способность принимать любой вид. Таким он является особенно в сказаниях о Геркулесе, подобно тому как Протей в «Одиссее», Главк в мифе об аргонавтах. Когда Геркулес отправился за яблоками Гесперид, то он напал на Н., связал его и, хотя тот принимал различные виды, принудил его сказать, как ему проникнуть к Гесперидам. Apollod. 2, 5, 11. ср. Proteus, Протей. На изображениях Н., как и другие морские божества, имеет на глазах, на подбородке и груди листья морских растений вместо волос. Нереиды - прекрасные нимфы моря; Гесиод насчитывает их 50, а Гомер (Il. 18, 37 слл.) - 34, прибавляя, впрочем, что их больше; они живут в глубине моря в серебристом с золотыми украшениями замке старика отца и заняты работой на золотых прялках. Pind. nem. 5, 36; ср. Ov. met. 14, 264. Они благодетельно помогают морякам при плавании по опасным местам - через Скиллу и Харибду, флоту греков, плывущему под Трою (Eur. El. 434); поэтому их особенно чтили в местах стоянок кораблей. Искусство изображает их прекрасными, стройными девушками, то обнаженными, то в одежде, часто окруженными морскими чудовищами, особенно дельфинами, которые носят их на своих спинах, то в вакхическом хоре и т. п. Известнейшие нереиды суть Амфитрита и Фетида.

НЕРИГОС

НЕРИГОС - Nerigos, называет Плиний (4, 16, 30) самый большой из островов Немецкого моря, вероятно, теперешнюю Норвегию (и теперь по-шведски она называется Norrige), южная часть которой могла быть принимаема за остров.

НЕРИИ

НЕРИИ - Nerii, плебейский род, сделавшийся известным в Риме только в последнее время Республики.

1. Cn. Nerius обвинял в подкупе П. Сестия в 56 г. до Р. X.;

2. другой N., которого Гораций (Horat. Sat. 2, 3, 69) называет fenerator.

НЕРИКОН

НЕРИКОН - Nerĭcum, Νήρικον (Ноm. Od. 24, 377) или Νήρικος (Thuc. 3, 7. Strab. 10, 452. 454), город острова Левкады. Впоследствии он опустел, т. к. жители переселились в основанный на восточной части острова город одного имени с островом.

НЕРИТ

НЕРИТ - Nerĭtus, см. Ithaca, Итака.

НЕРОН

НЕРОН - Nero, прозвание Клавдиев:

1. Nero, родился в 6 г. от Р. X., старший сын Германика, муж Юлии, внучки Тиберия. После смерти его отца, павшего вместе с братом его Друзом, он был назначен Тиберием наследником престола, но вскоре навлек на себя его подозрение, т. к. народ оказывал большую привязанность и любовь к молодому принцу. Tac. ann. 4, 8. 15, Suet. Tib. 54. Поэтому Тиберий и всемогущий министр его Сеян по самому ничтожному поводу обвинили его перед сенатом, который изгнал его, и только самоубийством на острове Понтии в 30 г. от Р. X. он спасся от подосланных убийц. Только после смерти Тиберия брат Н., Калигула, перенес останки его в Рим. Dio Cass. 58, 8. 60, 18;

2. Tib. Claudius Nero, римский император, сын Кн. Домиция Агенобарба и Агриппины, внук Германика, родившийся 15 декабря 37 г. от P. X. в Анции. После ранней смерти своего отца он рос под дурным присмотром и окруженный испорченными сообществом до брака своей матери с императором Клавдием в 49 г. от Р. X. Это последнее обстоятельство повело к тому, что Н. был усыновлен императором, который и выдал за него дочь свою Октавию. (Suet. Nero. 5. 6. Tac. ann. 12, 58. 11, 12). Народ оказывал ему, как будущему своему повелителю, большое расположение, закрепить которое старалась Агриппина и сам Н. своими речами в сенате. Поэтому когда Клавдий был убит, Н. с помощью преторианцев и по определению сената вступил на престол (54 г. от Р, X.). Первое время его царствования, когда он был под влиянием своего учителя, философа Сенеки и Бурра, умевших отстранить от него влияние честолюбивой матери, ознаменовалось хорошими мероприятиями, которые свидетельствуют как о доброй воле Н., так еще больше о его мягкости и доброте (Tac. ann. 13, 12. Suet. Nero. 10). Но после того как мать своими угрозами побудила его в 55 г. умертвить его усыновленного брата Британника (Tac. ann. 13, 15), обнаружилась его настоящая натура, склонная ко всякого рода сумасбродствам: он начал предаваться ночным кутежам, сопровождаемым уличными буйствами, любимым времяпрепровождением его сделались зрелища, и наконец любовница его Поппея Сабина побудила его убить свою мать (Tac. ann. 14, 3 слл. Suet. Nero. 34. 39) в 59 г. Когда после этого он возвращался из Неаполя в Рим не совсем спокойный за последствия своего дела, то раболепный народ встретил его с восторгом. После этого он начал безбоязненно предаваться своим страстям и порочным склонностям. Он принимал участие то в общественных играх, то в театральных представлениях, в качестве состязателя в беге на колесницах и актера, причем нередко публично читал или пел свои собственные стихотворения (Tac. ann. 13, 3. Suet. Nero. 21. Sen. quaest. nat. 1, 15. Cp. Tac. ann. 15, 34). Он принудил также многих знатных мужчин и женщин поступить на сцену. Suet. Nero. 11. 25. Tac. ann. 15, 33. Он не устыдился даже, будучи плохим певцом, принять от народа публичную награду за пение. Tac. ann. 16, 4. 16. В то же время он украшал Рим многочисленными зданиями; после смерти Бурра влияние Сенеки на Н. все более и более ослабевало. Прогнав от себя жену свою Октавию, он женился на развратной Сабине, вел бесславную войну против Армении, посвящал почти все свое время гладиаторским играм и наконец поджег Рим, а чтобы отклонить от себя негодование народа за это, обвинил в этом поджоге христиан (Tac. ann. 14, 60. 15, 18. Suet. Nero. 20. 38. ср. Tac. ann. 15, 38-41. 44), на которых и поднялось жестокое гонение. После открытия заговора Пизона он приказал казнить благороднейших людей Рима, между прочим поэта Лукана и своего учителя Сенеку (Suet. Nero. 36. Tac. ann. 15, 48-74); в 66 г. были казнены Фрезея Пет и Барея Соран. Tac. ann. 16, 21-35. Несмотря на повторявшиеся заговоры, Н. делался все беспечнее и наглее; после смерти Сабины он женился на Мессалине, тратил огромные суммы на празднества и пиры, отправился путешествовать по Греции, где публично выступал в роли актера и, насилием собрав у греков много денег, торжественно возвратился в Рим. Но теперь поднялось против него всеобщее недовольство; провинции восстали, а Гальба, провозглашенный императором, пошел с войском на Рим. Тогда Н., ни в чем не видя спасения, сам лишил себя жизни, в 68 г. от Р. X. Т. к. после его смерти являлись многие самозванцы псевдо-Н., то долго держалось мнение, что он еще жив. Plut. Galb. 2. Suet. Nero. 40 слл. Имя его в потомстве заклеймено всеобщим проклятием. ср.: H. Schiller, Geschichte des röm. Kaisereichs unter der Regierung des Nero (1873).

НЕРОНИИ

НЕРОНИИ - Neronia, sc. solemnia, также Neroneum certamen, игры, учрежденные императором Нероном для прославления себя самого. Они состояли в музыкальных состязаниях, в беге и т. п. Suet. Nero. 12.

Предыдущая страница Следующая страница