Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")

СЕНАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНЕКА

СЕНЕКА - Senĕca, 1. Annaeus Seneca (praenomen его неизвестно), ритор из г. Кордубы в Испании (жил приблизительно от 54 г. до Р. X. до 39 г. от Р. X.), слушал в Риме вместе со своим другом Порцием Латроном знаменитейших ораторов и жил еще при Тиберии в Испании, где он и умер. Муж древнеримской строгости и суровости, он, восторгался Цицероном, сохранял при этом трезвость суждения, которая удерживала его от преувеличений риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian'a (1857) и Kiessling'a (1872);

2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть, менее можно оправдать его от обвинения в пристрастии к деньгам. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть; он умер от вскрытия жил и кровотечения, т. к. род смерти был предоставлен на его усмотрение, в 65 г. от Р. X. Tac. ann. 15, 60 слл. Его вторая жена, Помпея Павлина, которая хотела умереть вместе с ним и просила себе также открыть жилы, умерла несколькими годами позднее. Несмотря на свой мужественный, твердый характер, он не смог избежать многочисленных нареканий, поэтому при его оценке нужно поступать крайне осмотрительно. В своих философских взглядах С. следовал преимущественно учению стоиков, с которыми он, однако, порывался, как кажется, соединять эпикурейские взгляды, но отстоял самостоятельность своего суждения, благодаря многим своим столь же умно заимствованным, сколь ясно и резко высказанным мыслям и посылкам. В них ясно выдается его нравственная серьезность и полная самоотречения суровость, с которой он смотрел на обязанности человека. Это дало, очевидно, повод к многочисленным сравнениям с христианством (в новейшее время также написано много статей для его характеристики) и к вымышленной переписке его с апостолом Павлом, хотя во всем существенном здесь скорее противоположность, чем родство. Он написал (не считая многих подложных сочинений) 3 книги de ira, 3 различных утешительных письма (de consolatione) к своей матери Гельвии, к Полибию и к Марцию, далее de providentia, de animi tranquillitate, de constantia sapientis, de dementia ad Neronem Caesarem libri, de brevitate vitae ad Paulinum, de vita beata ad Gallionem, de otio aut secessu sapientis, 7 книг de beneficiis, 124 письма (epistulae ad Lucilium), содержащие легкие беседы о разного рода философских предметах, в которых более всего выделяется его особенность; кроме того, он написал злую сатиру на императора Клавдия в форме пародированной апофеозы (Apocolocyntosis s. ludus de morte Caesaris; обоготворение судом грибов, т. к. Клавдий умер от вкушения отравленных грибов), но она сохранилась только в отрывках и многократно (хотя и несправедливо) оспаривалась принадлежность ее С.; наконец, 7 книг quaestionum naturalium, назначенных молодому Луцилию, единственное дошедшее до нас произведение из области римской физики, без сомнения первое в римской литературе, по крайней мере в таком объеме; в этом сочинении автор положительно обнаруживает больше знания дела и сметливости, чем позднее Плиний Старший. Издания I. F. Gronov'a (1672), Ruhkopf'а (1797-1811). Fickert'a (1842-1845, главное издание), Haase (1852 и в слл.). Новое издание диалогов (философские сочинения) Koch'a и Vahlen'a (1879). De beneficiis de elementia Gertz'a (1877). В стихах мы имеем от С.

a) эпиграммы (9, из которых, кажется, подлинны только 1, 2 и 7); они относятся ко времени его ссылки;

b) 8 трагедий: Hercules furens, Thyestes, Phaedra, Oedipus, Troades (или Hecuba), Medea, Agamemno, Hercules Oetaeus, также 2 сцены из «Фиваиды» (Thebaïs): первая из Эдипа в Колоне, вторая из финикиянок. Кроме 9-го произведения, fab. praetexta, Octavia, принадлежащего, без сомнения, позднейшему времени, в подлинности остальных 8 трагедий сомневаться нельзя. Они являются подражанием греческим образцам и показывают только большой талант придать произведению хорошую форму, плодовитость и жизненность фантазии, также остроту философского наблюдения, но вместе с тем в них звучит риторическая фраза часто даже до неприятного излишества; несмотря на всю растянутость, ему не удается обрисовка характеров. Построение стиха строго правильно и тщательно, но утомляет своей монотонностью. Издания трагедий I. F. Gronov'a (1661, 1681), Shroeder'a (1728), Bothe (1819 и 1822), новейшее издание Peiper'a, Richter'a (1867) и Leo (2 т., 1878 сл.).

СЕНЕКИОН

СЕНЕКИОН - Senecĭo, см. Herennii, Гереннии, 15.

СЕНЕКТУТА

СЕНЕКТУТА - Senectus, олицетворение старческого возраста у римлян, причисляемое к демонам, как дочь ночи и тьмы ('Έρεβος). (Cic. de n. d. 3, 17). У Вергилия (А. 6, 275) она является в преддверии подземного мира с другими родственными существами, которые стоят близко к смерти или ее вызывают.

СЕНОНЫ

СЕНОНЫ - Senŏnes, Σήνωνες и Σένονες, могущественный народ, живший в лугдунской Галлии между страной паризеев на севере (Caes. b. g. 6, 3), карнутов на западе (Caes. b. g. 5, 54. 6, 2), эдуев на юге и лингонов и мандубиев на востоке (Caes. b. g. 7, 68), следовательно, в Иль-де-Франс и Шампани. Их главный город был Agedincum или Civitas Senonum (н. Sens); другие города: Condate (н. Montereau-sur-Yonne), Vellaunodunum (н. Beaune), Melodunum (р.. Melun), Ariaca (н. Arcis-sur-Aube), Corabilium (н. Corbeille), Autissiodorum (н. Auxerre), Aquae Segestae (н. Fontainebleau). Из этих мест часть народа двинулась в 400 г. до Р. X. в Верхнюю Италию (Liv. 5, 35), где они водворились между Равенной и Анконой и основали город Сену. После этого, начиная с 390 г. до Р. X., они вели продолжительную и ожесточенную войну с римлянами. В 283 г. они были окончательно побеждены и почти совсем уничтожены консулом Долабеллой. Polib. 2, 20.

СЕНТЕНЦИЯ

СЕНТЕНЦИЯ - Sententĭa, судейский приговор:

a) в гражданском судопроизводстве sententia произносилась (pronuntiare) всегда устно, хотя ее обыкновенно заранее писали на бумаге. Процесс кончался, и приговор составлял res iudicata, т. е. дело решенное, неизменное, другими словами нельзя было возбудить нового процесса о том же самом деле; только во времена императоров была введена апелляция к высшей инстанции;

b) в уголовном судопроизводстве. В народных судах sententia провозглашалась (renuntiatio) председательствующим магистратом после окончания голосования (см. Iudicium, Судопроизводство, 27). В следственных комиссиях под председательством претора (Quaestiones perpetuae) уже с ранних времен судьи подавали свои голоса письменно, на навощенных дощечках, где они отмечали А. (т. е. absolve), С. (condemno) или N. L. (nоn liquet, дело еще не ясно). При равном количестве голосов обвиняемый признавался невинным, иначе решало большинство, когда же большинство писало N. L., то наступало Ampliatio. Объявление приговора (большей частью в форме: fecisse videtur или non fecisse videtur, Cic. Verr. 2, 38. 41) производилось председательствующим претором или следственным судьей (iudex quaestionis). Апелляция на приговор была невозможна, но in integrum restitutio (см. Реституция) была возможна; только во времена правления императоров вновь введенные инстанции допускали изменение приговора.

СЕНТИНУМ

СЕНТИНУМ - Sentīnum, Σεντι̃νον, укрепленный город в Умбрии, недалеко от реки Эзиса (Aesis), известен большим поражением самнитян и добровольной, геройской смертью молодого П. Деция Муса в 295 г. до Р. X. Во время междоусобной войны был осажден Октавианом; теперь развалины вблизи г. Sassoferrato. Polib. 2, 19. Liv. 10, 27. 30. Strab. 5, 227.

СЕНЦИИ

СЕНЦИИ - Sentĭi.

Заслуживают упоминания:

1. С. Sent., который, будучи претором в Македонии, вел неудачную войну с фракийцами, но впоследствии (в 89 г. до Р. X.) победил их. Cic. Pis. 34, 84;

2. Sent. Saturnius, друг младшего Помпея, который оставался при нем еще после 39 г. до Р. X., когда ему уже позволено было возвратиться в Италию; только в 35 г. он перешел на сторону Антония. App. b. с. 5, 139;

3. С. (или Cn.) Sentius Saturninus, консул 19 г. до Р. X., который в то время, как Август находился на Востоке, проявил необыкновенную строгость против недостойных искателей должностей, против обмана и лихоимства. Он получил около 10 г. до Р. X. в управлении Сирию, которой он управлял довольно долго. В 4 и 5 гг. от Р. X. он принимал участие в походах против германцев под начальством Тиберия. Vell. Pat. 2, 109 слл. Dio Cass. 55, 28;

4. Cn. Sent. Saturninus, бывший легатом в Сирии и действовавший после смерти Германика в 19 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 74 слл;

5. Cn. Sent. Saturninus, который советовал восстановить Республику после смерти Калигулы. Suet. Calig. 10;

6. Sent. Augurinus, друг Плиния Младшего, который сохранил один отрывок из его стихотворений (ер. 4, 27).

СЕПИЙ

СЕПИЙ - Sepĭas, Σηπιάς, мыс в фессалийской области Магнезии, напротив острова Скиафа, известен гибелью персидского флота в 480 г.; н. Hagio Georgio. Hdt. 7, 183. 188. Strab. 9, 443. Эта береговая полоса была посвящена Фетиде и нереидам и, как кажется, получила свое название оттого, что здесь встречаются целые стайки карратиц (σήπιαι).

СЕПИНУМ

СЕПИНУМ - Saepīnum, Σαίπινον или Sepinum, город в Самнии, к северу от Беневента (еще теперь Сепино), близ реки Тамаро. Liv. 10, 44.

СЕПТА

СЕПТА - Septa (в древнейшие времена ovile), так назывался первоначально дощатый забор для собраний комиций, который после окончания собрания всегда разбирался. Цезарь построил на Марсовом поле (campus Маrtius) великолепные septa marmorea для центуриатных и трибутных комиций и рядом с ними diribitorium (см. Diribitor).

СЕПТЕМ АКВЫ

СЕПТЕМ АКВЫ - Septem Aquae, Έπτά 'ύδατα, местечко в Сабинской области, недалеко от города Reate и Rosea Rura. Эти «Семь ключей» уже в самые древние времена были замечательным явлением природы. Cic. ad Att. 4, 15. Dion. Hal. 1, 14.

СЕПТИЗОНИЙ

СЕПТИЗОНИЙ - Septizonĭum, см. Roma, Рим, 19.

СЕПТИМИИ

СЕПТИМИИ - Septimĭi, 1. P. Sept. Scaevola, римский сенатор, осужден в 71 г. до Р. X. за лихоимство. Cic. Verr. 1, 13;

2. С. Sept., занимал в 57 г. до Р. X. должность претора и способствовал возвращению Цицерона из ссылки. Cic. р. red. in sen. 9;

3. L. Sept., служил под начальством Помпея во время войны над морскими разбойниками, а впоследствии остался в Египте, чтобы защитить снова возведенного на престол царя Птолемея Авлета. Caes. b. c. 3, 104. Plut. Pomp. 78;

4. см. Severi, Северы, 3;

5. Sept., друг Горация, (ер. 1, 9. Od. 2, 6), часто несправедливо смешиваемый, Тицием;

6. А. Sept. Serenus, писатель 5 в. от Р. X., сочинил «Идиллию», от которой сохранился лишь один отрывок (см. издание L. Mueller'a «Рутилия Намациана», стр. 44 слл.). Он удачно подражал многим греческим метрам.

СЕПТИМУЛЕЙ

СЕПТИМУЛЕЙ - Septimulēius, Lucius, друг К. Гракха, согласился отрубить голову у трупа Гракха, чтобы получить за это деньги. Претор Муций Сцевола отказал ему в просьбе взять его с собой в Азию, между тем как С. надеялся этим путем избегнуть стыда, который его удручал. Plin. 33, 3. Cic. de or. 2, 67.

СЕПТИТЫ

СЕПТИТЫ - Septitĭ, 1. Q. Sept., владелец поместий в Сицилии, восстал против несправедливых притязаний откупщика податей Апрония, за которого тогда заступился Веррес. Cic. Verr. 3, 14;

2. Sept. Clarus, друг Плиния Младшего, во время правления Адриана был начальником императорских телохранителей, но вскоре затем был отрешен от этой должности, в 121 г. от Р. X. Plin. ep. 7, 28. Spart. Hadr. 11.

СЕРАПЕЙОН

СЕРАПЕЙОН - Serapēum, Σεραπει̃ον, храм Сераписа (Tac. ann. 3, 84), которых было много. Самый знаменитый из всех был в городе Александрии, в Египте. При Птолемеях в нем была помещена богатая библиотека, которая заключала в себе, как передают, от 40-70 тысяч свитков. При взятии Александрии Цезарем она сгорела. Храмы С. находились также в Риме и в различных местах Греции; Павсаний не раз упоминает о них.

СЕРАПИОН

СЕРАПИОН - Serapion, Σεραπίων,

1. греческий трагический поэт, от которого Стобей сохранил некоторые стихи;

2. стоический философ из Гиераполя. Sen. ер. 40, 2;

3. врач из Александрии, основатель эмпирической школы в медицине;

4. географ из Антиохии, жил, вероятно, во времена Эратосфена (см. Cic. ad Att. 6, 1. 2, 4, 1); Плиний заимствовал из него;

5. александрийский ритор во 2 в. от Р. X., Свида перечисляет несколько его риторических сочинений.

СЕРАПИС

СЕРАПИС - Serāpis, см. Sarapis, Сарапис.

СЕРВИИ

СЕРВИИ - Servĭi, 1. Serv. Tullius, шестой римский царь (578-534 гг. до Р. X.), по преданию, сын рабыни, на которого обратили внимание Тарквиний Приск и Танаквилла, после того как однажды ореол света окружил чело спящего ребенка, которого они решили усыновить и из сына рабыни сделали наследником престола; отсюда произошло, вероятно, и имя Servius. Позднее находим другое объяснение его происхождения, именно в речи императора Клавдия, который говорил, будто во время царствования Тарквиния Приска какой-то этруск Мастарна пришел в Рим с толпой своих поселян, может быть, по приглашению этрусской супруги Тарквиния - Танаквиллы и поселился здесь на Делийском холме. Затем он сделался римским царем. Этот царь, вышедший из страны с более развитыми гражданскими учреждениями и более усовершенствованным культом, с одной стороны, является вторым после Нумы основателем и учредителем римского культа построением многочисленных храмов, с другой стороны - истинным виновником учреждения податной системы, просуществовавшей целые века, центурий и триб, за чем тотчас же последовало военное устройство государства, в виде всеобщей воинской повинности, смотря по состоянию различных классов. Главными источниками для государственного устройства С. являются: Div. 1, 42-44. Dion. Hal. 4, 13-28. Cic. r. р. 2, 22. Что касается до различных определений ценза, то писатели в этом сходятся только отчасти, особенно в определении первых четырех классов, точно так же и относительно вооружения этих классов и учреждения 4 городских триб. Мало-помалу С. Туллию стали приписывать все лишь впоследствии разработанные основы римского государственного устройства;

2. Serv. Clodius, римский всадник, отличавшийся обширной ученостью и оставивший после себя значительную библиотеку, которую его ближайший родственник Пет подарил Цицерону. Cic. ad Att. 1, 20, 7. Suet. gramm. 2;

3. Serv. Claudius, может быть, тождественный с № 2, зять Элия Стилона, основал вместе с ним школу грамматиков в Риме, сам же занимался преимущественно римскими поэтами, особенно Плавтом; он составил список его подлинных стихотворений. Gell. 3, 1. Cic. ad. fam. 9, 16. Suet. gramm. 2 и cл;

4. Serv. Maurus Honoratus, ок. 390 г. от Р. X., учитель грамматики и риторики в Риме, автор комментариев к Вергилию, известных полнотой примечаний, относящихся к истории, мифологии и древностям; в этих комментариях вместе с тем сохранились многочисленные отрывки утерянных писателей прежнего периода; в средние века много черпали из его сочинений. Что эти комментарии сохранились не в своей первоначальной форме, на это ясно указывают те места, где цитируется сам Сервий. Лучшие издания: Р. Daniel'я (1600), P. Burman'a (1746); Lion'a (1826) и новое издание Thilo и Hagen'a (1878 слл.).

СЕРВИЛИИ

СЕРВИЛИИ - Servilĭi, древний албанский род (ср. Liv. 1, 30. Plin. 34, 13, 58). К нему принадлежат:

1. P. Servilius Priscus Structus, консул 495 г.; отсрочкой долговых уплат он побудил народ явиться к исполнению военной службы, но не мог приобрести себе значения между римскими партиями (Liv. 2, 21. 27); снова выбранный в консулы на 476 г., он потерпел значительные потери при штурме Яникула, который занимали вейенты (Liv. 2, 51 сл.);

2. Q. Serv. Prise. Structus, в качестве диктатора победил в 435 г. этрусков, завоевал Фидены (отсюда и дано ему прозвище Фиденский (Fidenas) и разбил в 418 г. эквов, когда он был во второй раз диктатором. Liv. 4, 21. 47;

3. С. Serv. Struct. Axilla, был несколько раз, в 419, 418 и 417 гг., военным трибуном с консульской властью. Liv. 4, 45. 47;

4. С. Serv. Struct. Ahala., был защитником прав сената и патрициев; боролся с народными трибунами; известен тем. что убил Сп. Мелия в 439 г. до Р. X. Liv. 4, 57. 5, 9;

5. Q. Serv. Ahala, диктатор в 360 г., победил галлов, которые проникли к самому Риму. Liv. 7, 11;

6. Р. Serv. Geminus, в качестве консула удачно сражался с карфагенянами в Сицилии, в 252 и 248 гг. Zonar. 8, 14;

7. С. Serv. при основании колонии в Верхней Италии в 219 г. попал в плен к боям, у которых он оставался 15 лет. Liv. 21, 15. 30, 19;

8. Cn. Serv. Geminus, консул 217 г., незадолго до поражения при Тразименском озере, он послал помощь консулу Фламинию. Polib. 3, 86. Фабий поручил ему защиту морского берега, после чего сам предпринял удачные набеги со своим флотом. Он пал в 216 г. в сражении при Каннах. Polib. 3, 75. Liv. 21, 15. 57. 22, 31. 49;

9. С. Serv. Geminus, народный трибун в 209 г. (Liv. 27, 21), в качестве консула освободил в 203 г. своего отца из продолжительного плена у боев в Галлии. Liv. 30, 19;

10. M. Serv. Pulex. Geminus, был начальником в 202 г. в Этрурии, сражался в 181 г. против лигурийцев и проявил в этом сражении распорядительность и присутствие духа. Liv. 44, 36. 45, 39;

11. Q. Serv. Caepio, консул 140 г. до Р. X., вместе с К. Лелием мудрым (Sapiens) нарушил союз с лузитанцами и велел предательски убить храброго Вириата. Vel. Max. 9, 6, 4. App. 6, 70 слл;

12. Cn. Serv. Caepio, известен как строгий цензор 125 г. до Р. X;

13. Cn. Serv. Caepio, консул 106 г. до Р. X., издал lex iudicaria (Cic. inv. 1, 49, 92) - закон, по которому должны были выбирать судей поровну из сената и всаднического сословия; в бытность свою наместником Испании он ограбил храм в Толозе (Justin. 32, 3. Cic. de n. d. 3, 30). В 105 г. он был разбит в Галлии кимврами при Роне. Sall Iug. 114. Plut. Lucull. 27. Vell. Pat. 2, 12. Обвиненный в грабежах, он был приговорен к лишению имущества и отправился в ссылку в город Смирну; ср. Cic. tusс. 5, 5, 14. Balb. 11. Val. Max. 4, 7, 3. Gell. 3, 9;

14. Q. Serv. Caepio, противник Сатурнина, несмотря на это, счастливо отделался от обвинения, которое возвели на него по этому поводу. Cic. Brut. 46, 169. Как защитник прав всаднического сословия, он стал в самые враждебные отношения со своим зятем, народным трибуном Ливием, и затем с Эмилием Скавром, в 91 г., так что даже был обвинен в покушении на жизнь Ливия. Cic. pro. dom. 46. Cic. Scaur. 1 слл. Во время союзнической войны, в 90 г. до Р. X., он погиб в засаде, устроенной для него марсийцем Помпедием. Цицерон весьма ценил его (Cic. fin. 2, 2, 8);

15. Q. Serv. Caepio, сын предыдущего, служил во время войны со Спартаком (72 г. до Р. X.) и умер по пути в Азию. Plut. Cat. min. 8;

16. P. Serv. Vatia, противник трибуна Сатурнина, командовал в 78 г. в войне с исаврийцами в Северной Азии, завоевал много городов, покорил Исаврию и получил за свое энергичное и удачное ведение войны прозвище Исаврийского (Isauricus). Затем мы встречаем его сторонником Манилиева закона; он подавал голос за возвращение Цицерона из ссылки и был также расположен к Цезарю в 54 г. Он умер в 44 г. в глубокой старости. Cic. Verr. 1, 21. 5, 26. Cic. Phil. 2, 5. Sest. 62;

17. P. Serv. Isauricus, сын предыдущего, в своем образовании подражал Катону Младшему (Cic. ad Att. 2, 1, 10), в 54 г. был избран претором, в 48 г. товарищем Цезаря по консульству и был также связан с ним тесной дружбой; в 43 г. соединился с Цицероном против Антония, хотя Сервилий был к нему слишком снисходителен. Впрочем, нередко замечалось разногласие между Сервилием и Цицероном, особенно в 43 г., когда он выступал против мира с Антонием, в чем Цицерон с ним не соглашался. Cic. b. с. 3, 21. Vell. Pat. 2, 53. Cic. Phil. 13, 21;

18. P. Serv. Casca, народный трибун в 43 г. до Р. X., участвовал в заговоре против Цезаря, нанес первый удар, за что был ранен стилем, после чего он бежал. Впоследствии участвовал в сражении при Филиппах и, вероятно, там был убит. Plut. Caes. 66. Suet. Caes. 82;

19. С. Serv. Casca, брат предыдущего, участник в заговоре против Цезаря и римский сенатор, лично принимал небольшое участие в его смерти. Plut. Caes. 66;

20. С. Serv. Glaucia, претор в 100 г. до Р. X., хитрый и негодный человек, содействовал вместе с Сатурнином планам Мария, который впоследствии, когда извлек из них всю пользу, покинул их. Он был убит в один день с Сатурнином. Cic. de or. 2, 61. 3, 41, 164. Rab. Posth. 6, 14. Cic. Brut. 62, 224. Catul. 3, 6, 15;

21. P. Serv. Rullus, народный трибун в 63 г., внес аграрный закон, против которого Цицерон говорил три речи;

22. С. Serv., принадлежал к посольству, которое в 195 г. было, как передают, причиной падения Ганнибала. Liv. 33, 47;

23. M. Serv., был консулом в 3 г. от Р. X. и получил в 17 г. от Тиберия большое наследство. Tac. ann. 2, 48.

СЕРВИТУТЫ

СЕРВИТУТЫ - Servitūtes.

С. есть ограничение в свободном пользовании собственностью постольку, поскольку другой имел право подавать протест или требовать личного труда. Собственник не имел, следовательно, права исключительного распоряжения вещью, но был ограничен другим в пользовании ею. Вещь называлась serviens, между тем как если она была свободна от всякой повинности, то называлась res optima или optimo iure; также право вмешательства обозначалось словом servitus.

I. Servitutes praediorum, имущественные и поземельные С., которые тесно связаны с недвижимым имуществом, обладатель которого имел право на другое недвижимое имущество:

a) serv. praediorum urbanorum (недвижимого городского имущества), напр., ius tigni immitendi (право класть балки на стену соседа), proiciendi (право выдвигать верхнюю часть постройки во владения соседа), s. stillicidii и fluminis (право провода воды по собственному желобу на землю соседа, Cic. top. 4), s. luminum и ne luminibus officiatur (право, по которому нельзя было закрывать света и ограничивать вид из окон соседа. Cic. de or. 1, 39);

b) serv. praediorum rusticorum, очень важное для недвижимого имущества, заключающегося в полях, особенно s. viae, actus, itineris, или право на проезжую дорогу (via); право, позволяющее прогонять и проводить скот по землям соседа (actus) и самому ходить по ним (iter). При via необходима была особая дорога, при actus и iter нет. Cic. Саес. 26. Ius aquaeductus, право провода воды и др.

II. Serv. personarum, принадлежали только известному лицу: usus fructus (см. это слово), usus (см. это слово), habitatio, право жить в чужом доме, operae servi или animalis, право пользоваться для своих нужд трудом чужого раба или животного.

СЕРВЫ

СЕРВЫ - Servi, общее название римских рабов; как слуги, они назывались famuli (отсюда familia, принадлежавшая к известному дому), в домашней жизни - pueri; как движимое имущество - mancipium. Рабами делались

I.вследствие рождения от рабыни,

II.вследствие потери прежней свободы,

a) через взятие в плен на войне, потому что пленные продавались от казны sub hasta или sub corona (с венком на голове),

b) через продажу того, кто уклонялся от ценза (Incensus) или воинской повинности,

c) через продажу заимодавцем отданного ему, по приговору суда, должника (addictus), см. Manus iniectio,

d) через приговор к смерти, потому что перед казнью каждый свободный гражданин делался рабом.

Рабство прекращалось отпущением на волю (manumissimo, см. Отпущение раба) по решению государственного суда, напр., в вознаграждение за донесение о преступлении и т. д. Господин, которому принадлежал раб по рождению или который приобретал такового куплей (от торговцев невольниками - mangones), имел над ним право собственности как над вещью (отсюда mancipium) и мог по произволу продать его, истязать, убить, пока Петрониев закон (lex Petronia, см. Закон Петрония) и несколько законоположений Антония Пия, точно так же некоторые SCons. не ограничили произвола рабовладельца, так что он за убийство раба подлежал наказанию. Что приобретал раб, то принадлежало его господину, за исключением сбереженных денег (peculium, см. Пекулий); проступки раба судил первоначально господин (наказаниями служила ссылка в деревню в рабочий дом (ergastulum), работа в толчейных мельницах (pistrinum), удары розгами или ремнями, клеймение, распятие и жестокое истязание; позднее более важные проступки рабов судило исключительно правительство. Следовательно, положение рабов было очень тяжелое, но в позднейшие времена оно стало легче, благодаря смягчению нравов, и цензор наказывал тех, которые дурно обходились с рабами. Рабы получали свое имя часто по меcту рождения, напр., Phryx, Cappadox, Syrus, или от древних героев, как и теперь в Америке, напр., Ахилл, Приам, Поллукс и т. п., назывались часто названиями растений и камней, как Амиант, Сардоникс. Прежде называли некоторых рабов именами владельцев, напр., Gaipor, т. е. Gai puer, Lucipor и т. д. Большая часть рабов были галлы, испанцы, греки, азиаты; особенно дорожили эфиоплянами. В древние времена рабы ели вместе с господами, позднее они получали ежемесячно или ежедневно известный паек хлеба, смокв, олив, вина и уксуса (demensum). Одежда их ничем не отличалась от одежды бедных граждан и состояла из грубой туники темного цвета. Старинная привязанность и верность, которая связывала рабов во многих семействах с их господами, во время возрастающей порчи нравов встречается все реже и реже; рабы были озлоблены против своих господ и производили поэтому часто восстания и мятежи. Если раб убивал своего господина, то, по древнему обычаю (или по консульскому решению), все рабы, которые были во время совершения убийства под одной кровлей с убийцей, наказывались смертью. Tac. ann. 14, 12 сл., ср. Cic. ad. fam. 4, 12. Различные классы рабов. В древнее время число рабов было не велико, в более же позднее время знатные фамилии имели их целыми толпами, greges ancillarum, legiones mancipiorum, так что их разделяли на декурии и были необходимы nomenclatores. В отношении пребывания в городе или на виллах и в поместьях (latifundium), рабы разделялись на городских и сельских (urbani и rustici), по положению и занятиям на 3 класса:

1. Ordinarii были honestiores, отличенные доверием господина, которым поручался надзор над домашним хозяйством, казной и т. д. Они держали при себе vicarios, т. е. собственных рабов, которые помогали им, между ординариями выше всех стоял procurator (управляющий имуществом, имениями), за ним следовал actor (то же самое, что villicus, смотритель и управляющий виллы), dispensator (казначей, см. Dispensator), atriensis, который в древности исполнял должности управляющего имуществом (procurator) и казначея (dispensator), см. Atriensis. Сюда принадлежали также cellarius или заведующий провиантом, negotiators, которые занимались торговыми делами господина в провинции, insularii, которые собирали деньги с домов, отдаваемых внаймы (см. Insula, Инсула), наконец, рабы с образованием научным и художественным, именно те, которые заботились о постройке и украшении дома (fabri, tectores, pictores, caelatores, statuarii, pavimentarii, topiarii, viridarii, aquarii, sculptores и др.), те, которые заведовали библиотекой, художественными произведениями и корреспонденцией своего господина (a bibliotheca, a statuis, literati, anagnostae, amanuenses, notarii, librarii, ab epistulis), воспитатели и дядьки детей (pedagogi) и домашние врачи (medici). Te рабы, которые состояли для увеселения, во всяком случае были ниже первых, напр., музыканты (symphoniaci), гладиаторы, мимики, актеры, акробаты (petauristae, funambuli, schoenobatae) и уродливые moriones (см. Morio) и nani (см. Карлик);

2. vulgares исполняли черные работы как внутри дома, так и вне его, напр., ianitor или ostiarius (см. Янитор), cubicularii (которые докладывали о гостях), многочисленные рабы, которые следовали за господином при его выходах (pedisequi), напр., anteambulones, lecticarii или носильщики, cursores (скороходы), форейторы во время поездок; дома работали имевшие попечение о столе pistores, coqui. fartores, opsonatores, structores, scissores, pocillatores и те, которым вообще был поручен гардероб, также убор господина и уход за ним, как, напр., textores, vestiarii, vestifici, lanificae, a veste, custodes auri, ornatrices, tonsores, ciniflones или cinerarii, unctores, unguentarii, balneatores;

3. Mediastini, кажется, были низшим разрядом вульгаров (vulgares); они мели, чистили и исполняли т. п. работы. К этой же категории могут быть отнесены также pollinctores (см. Поллинктор), libitinarii (см. Либитинарий) и balneatores в общественных банях. ср.: Becker'a, Gallus, II, стр. 99 слл.

СЕРГЕСТ

СЕРГЕСТ - Sergestus, см. Aeneas, Эней.

СЕРГИИ

СЕРГИИ - Sergĭi, патрицианский род:

1. L. Serg. Fidenas, консул в 437 г. до Р. X., победил фиденатов и вейентов. Liv. 4, 17;

2. M. Serg. Fidenas, потерял в 402 г. до Р. X., будучи военным трибуном, римский лагерь, который отбили у него этруски, за что был приговорен вместе со своим товарищем к денежному штрафу. Liv. 5, 8 слл;

3. M. Sergius, в 205 г. до Р. X. был замучен до смерти Племинием в Регии за ссору. Liv. 29, 6;

4. M. Serg. Silus (т. е. курносый), прадед Катилины, отличился во 2-ю Пуническую войну отчаянно смелыми подвигами. Вместо потерянной правой руки он велел сделать себе железную. Plin. 7, 29. В 197 г. он стал претором. Liv. 32, 27;

5. его сын, M. Sergius Silus, служил в качестве начальника конницы при Эмилии Павле в войне с Персеем. Liv. 44, 40;

6. С. Serg. Оrata, человек разгульный, который отличался как любитель пиров и гастроном. Cic. fin. 2, 22, 70;

7. Sergius, брат Катилины, умер от руки брата. Plut. Sull. 32;

8. L. Serg. Catilina, родился в 108 г. до Р. X; еще в юности он вел знакомство с дурными людьми и предавался дикому разврату; во время сулланских проскрипций он был одним из самых свирепых убийц. Sall. Cat. 5. К чему он был способен, он показал умерщвлением своего брата, жены, сына, который, по-видимому, ему служил помехой для заключения нового брака. Он вступил в преступную связь с одной весталкой и, занимая государственные должности, проявлял величайшую жадность. В 77 г. он был выбран квестором, в 69 г. - претором, в 68-66 гг. управлял Африкой, где позволил себе позорные вымогательства, которые навлекли на него обвинение, но он по суду был оправдан. Однако же от своего искательства должности консула он не отказался. Dio Cass. 27, 36. Sall. Cat. 18. Тогда Катилина решил избрать путь насилия. Дикий взгляд, то торопливая, то медленная походка, подозрительно подкарауливающий взор обнаруживали похоти и бессовестность человека, воспитанного в преступлениях и в безнравственных вакханалиях того времени. Он открыто предавался своим животным наклонностям и давным-давно отбросил всякий стыд. Между развращенными римскими юношами он был самый бесстыдный и дерзкий. Около него скоро собрались единомышленники, за спинами которых стояли, вероятно, другие лица, которые отважились поставить на карту свои деньги и содействие, но не мужество и жизнь для того, чтобы произвести государственный переворот. Так образовался заговор, который насчитывал до 400 участников; главой его был Катилина, которого толкнули на эту дорогу как большие люди, так и пылкое честолюбие; привычка к лишениям всякого рода, так что даже его распутная жизнь, по-видимому, не ослабила его тела и ума, тело, приученное с детства к перенесению всяких трудностей, энергия ума, военный талант, близкое знание положения государства делали его способным к выполнению самых ужасных предприятий и вследствие этого еще более опасным для государства. Соучастников для переворота он нашел в лице консулов Антонии Пете и П. Корнелии Сулле, отрешенных от должности еще перед их вступлением на нее вследствие подкупа. Обещание погасить долги привело к нему из всех мест Италии множество несостоятельных юношей, которым терять было нечего, а приобрести было что. Решено было для Суллы и Пета купить голоса для приобретения консульства на 65 г.; тем не менее были выбраны Л. Аврелий Кота и Л. Торкват. Покушение на их жизнь (1 января 65 г.) не удалось, точно так же и во второй раз (5 февраля), потому что Катилина дал знак слишком рано, так что дело открылось. Cic. Cat. m. 1, 6, 15. Тем дело и кончилось, и Катилина даже заставил Клодия отказаться от обвинения его в вымогательстве в Африке с помощью подкупа его противников; он даже обманул Цицерона. В 64 г. он выступил опять кандидатом на консульство, приобретя себе необыкновенными обещаниями новых приверженцев и завязав отношения с ветеранами Суллы в Этрурии. Восстание распространилось до самых отдаленных провинций. Cic. Sull. 24. 29. 30. Sall. Cat. 18. Suet. Caes. 9. Цезарь и Красс поддерживали кандидатуру его и К. Антония; однако были выбраны Антоний и Цицерон, который склонил на свою сторону Антония тем, что уступил ему богатую провинцию Македонию и узнал в то же время через Вульфию, любовницу Кв. Курия, все планы заговорщиков и раскрыл 20 октября все это дело в сенате. Sall. Cat. 23. Тогда сенат предоставил Цицерону неограниченную власть. 21 октября, на новые выборы, на которые Катилина возлагал всю свою надежду и которые были отложены на октябрь 63 г., Цицерон явился против вооруженных мятежников, сам вооруженный, с толпой всадников в латах; меры предосторожности были удвоены, покушение на жизнь Цицерона в день выбора не удалось; благодаря его решительности и бдительности, был отнят у заговорщиков также крепкий город Praeneste, выбранный ими как сборный пункт (1 ноября). Dio Cass. 37, 30. Plut. Cic. 14. Cic. Cat. m. 1, 10, 27. Катилина второй раз потерпел неудачу при выборах (28 октября). Тогда он собрал в ночь с 6 на 7 ноября своих сообщников в доме Порция Леки и распределил им роли. Всадник Корнелий и сенатор Варгунтей взялись убить Цицерона, претор Лентул должен был поджечь Рим и вместе с тем убить главных противников, сам Катилина хотел отправиться в лагерь Л. Манилия, расположенный при Фезулах в Этрурии, но Цицерон узнал обо всем и не пустил к себе в дом убийц. 7 (или 8) ноября сенат собрался в храме Юпитера Статора, где Цицерон держал свою первую речь против Катилины, который явился на собрание и в бранных выражениях возражал на разоблачения Цицерона; однако он был принужден, пораженный представленными против него доказательствами, оставить сенат и Рим и поспешить в ту же ночь уехать в лагерь. В Риме соучастники Катилины бездействовали, безбожные распоряжения, сделанные Катилиной против Цицерона и города, остались невыполненными. Между тем Цицерон в своей второй речи, произнесенной 8 или 9 ноября, подробно изложил положение дела, как оно было: Катилина и Манилий были осуждены на изгнание, консул Антоний послан против них. Лентул отложил исполнение своей задачи на ночь Сатурналий (19-20 декабря); но т. к. он посвятил в тайну заговора бывших случайно в Риме послов аллоброгов, то это было открыто Цицерону патроном этих послов Кв. Фабием Сангой. Когда они отправились в путь с письмами от главных участников заговора и с одним заговорщиком, то они были задержаны у Мульвийского моста и возвращены в Рим. Plut. Cic. 18. Теперь Цицерон имел в руках письменное доказательство. 3 декабря он собрал сенат в храме богини Согласия; Лентул, Цетег, Габиний и Статилий были призваны и изобличены; Лентул тотчас же посажен под стражу. Из уважения к Цицерону сенат назначил благодарственное молебствие; в своей 3-й речи против Катилины, произнесенной вечером, он извещал народ о случившемся. Т. к. опасались насильственного освобождения заключенных, то Цицерон созвал 5 декабря снова сенат: Силан стоял за самое большое наказание; Цезарь, напротив, опровергал право присуждения к смертной казни и стоял за пожизненное заключение с конфискацией имущества; но Цицерон (в своей 4-й речи) и Катон настаивали на смертной казни. Заговорщики (кроме того, и Ценарий) были задушены в эту самую ночь рукой палача при свете факелов в Туллиане. Цицерон, который лично присутствовал при их казни, возвестил собравшемуся на улицах народу о их смерти словами: «Они мертвы!» - и признательный народ, толпившийся на улице, приветствовал криками благодарности спасителя города. Поднявшиеся в различных пунктах Италии восстания легко были подавлены, часть приверженцев отпала от Катилины; с жалкими остатками, состоявшими отчасти из беглых рабов, он пытался бежать в Галлию, но нашел апеннинские проходы занятыми Метеллом Целером; при Пистории он натолкнулся на храброго Петрея, легата консула (6 января 62 г.). Произошло ожесточенное сражение, и когда Катилина увидел, что все потеряно, он бросился в середину врагов и нашел там смерть. ср. Плутарха «Жизнь Цицерона», Саллюстия «О заговоре Катилины», Цицерона «Речи против Катилины»; кроме того, Cic. Sest. 5. Vell. Pat. 2, 35. Dio Cass. 37, 40. Flor. 4, 1. Plut. Cic. 22. App. b. с. 2, 6. Eutr. 6, 15. ср.: Hagen'a Catilina (1854 г.). John, die Enstehugsgeschichte der Cat. Verschwörung (1876).

СЕРДИКА

СЕРДИКА - Serdĭca или Sardĭca, Σερδική (Σαρδική), название города, причислявшегося ранее к Фракии, а с 3 в. от Р. Х. к Нижней Дакии (Dacia inferior), позднее главный город в Верхней Мизии в плодоносной местности, у источников Эска (н. Isker), на военной дороге от Наиза к Филиппополю. Позднее он носил эпитет Ulpia: близ этого города родился император Максимилиан. Разрушенный Аттилой, С. был снова восстановлен под именем Триадицы; теперь развалины близ Софии.

СЕРЕБРО

СЕРЕБРО - Argentum, (α́ργυρoς, ср. αργός - мерцающий, αργα̃ς - белый металл), обозначает серебряную руду в самом обширном смысле (ср. Plin. 33, 6, 95 слл), как в сыром виде, так и в поделках, и в монете. С. в виде необработанной массы называлось rude или infectum, a очищенное от всяких шлаков - pustulatum (от маленьких пузырьков, pustulae, являющихся при плавлении). Suet. Nero. 44. У Плиния для С. как минерала встречается обозначение argenti metalla рядом с более специальными argenti vena, серебряная жила, argenti fodina, серебряный рудник, argenti scoria, серебряный шлак, argenti spuma, серебряная пена. Очень часто argentum без всякого приложения обозначает обработанное С., серебряную посуду, vasa argentea. Horat. ер. 1, 6, 17. 2, 2, 181. Horat. Od. 4, 11, 6. Plant. Pseud. 1, 2, 29. Lucr. 2, 27. Cic. tusс. 5, 21, 62. Иногда прибавляется factum: Cic. Verr. 5, 25, 62. Arg. vetus - серебряная утварь в античном вкусе. Серебряные сосуды были то рига, (Plin. ep. 3, 1. Juv. 9, 141, levia, Juv. 14, 62), т. е. без художественной отделки и украшений, то caelata, aspera, т. е. с выпуклой резьбой; притом художественные украшения могли быть снимаемы с сосудов и потому назывались emblemata (от εμβάλλειν). Cic. Verr. 4, 23, 52. Cic. tusс. 5, 21, 61. Обозначая серебряную монету (введена в 269 г. до Р. X.), argentum употребляется обыкновенно с приложением signatum (Cic. Verr. 5, 25, 62. Liv. 26, 47); чекан, signa или notae, изобразил пару или четверку лошадей, впряженных в колесницу на одной стороне, и голову богини Ромы, а иногда Виктории - на другой. Более древние сестерции имеют обыкновенно на одной стороне голову Минервы в крылатом шлеме и знаки HS, а на другой - конных Диоскуров и надпись ROMA. Отношение С. к золоту и в древности колебалось, и именно между 1:10 и 1:13 у греков и между 1:10 и 1:15 - у римлян. Был и особый бог С., Argentinus, сын Эскулана (Aesculanus), бога меди.

СЕРЕБРЯНАЯ ГОРА

СЕРЕБРЯНАЯ ГОРА - Argentarius mons, см. Apenninus, Апеннины.

СЕРЕН

СЕРЕН - Serēnus, 1. см. Septimii, Септимии, 6;

2. Q. Serеnus Sammonicus, может быть, сын врача, жившего во времена Каракаллы и убитого по его приказанию, автор дидактического стихотворения de medicina praecepta в 1115 гекзаметрах, которое в средние века усердно читалось и комментировалось; хотя оно имеет мало поэтического достоинства, но в метрическом отношении исправно. Изд. Keuchen'a (1706), Ackermann'a (1786);

3. математик из Антиссы (жил, вероятно, в 1 в. от Р. X.), от которого дошли до нас 2 книги о цилиндрических и конических сечениях.

СЕРИФ

СЕРИФ - Serīphus, Σέριφος, н. Serpho или Serphanto, цикладский остров между Кифном и Сифном, приблизительно на 3 часа ходьбы в длину и почти столько же в ширину, с городом и гаванью, производящий мало хлеба, но богатый железом и магнитом. По преданию, сюда пристали в каком-то ящике Даная и Персей, которых оттолкнул от себя Акрисий. Персей превратил затем жителей этого острова в камни с помощью головы горгоны. Pind. pyth. 10, 46 слл. Apollod. 2, 4, 1 слл. Древнейшие обитатели острова были, вероятно, фессалийские эоляне; позднее пришли сюда из Афин ионийские колонисты. Hdt. 8, 48. Во время Персидских войн серифяне вместе с сифнянами и мелийцами отказались платить дань персам. Hdt. 8, 46. Вообще они, благодаря своей незначительности и бедности, были постоянно предметом насмешек. Plut. Them. 18. Cic. Cat. m. 3. Cic. de n. d. 1, 31. Позднее этот остров служил для римлян местом ссылки. Tac. ann. 2, 85. 4, 21. Как о замечательном явлении природы, Аристотель упоминает о немых лягушках, водившихся на этом острове.

СЕРМИЛА

СЕРМИЛА - SermСћle, Σερμύλη, город на перешейке халкидского мыса Сифонии; н. Ормимия. Hdt. 7, 122. Thuc. 1, 65. 5, 18.

СЕРП

СЕРП - см. Коса.

СЕРРАН

СЕРРАН - Serrānus, 1. см. Attilii, Атилии, 7-9;

2. бедный эпический поэт у Ювенала (7, 80).

СЕРРИЙ

СЕРРИЙ - Serrīum, Σέρρειον, фракийский мыс и крепость, напротив острова Самофракии; вероятно, н. Makrya. Hdt. 7. 59. Liv. 31, 16.

СЕРТОРИЙ

СЕРТОРИЙ - Sertorĭus, Quintus, из Нурзии в стране сабинян, сначала законовед и оратор (Plut. Sertor. 2), а позднее посвятил себя, хотя его нежная натура, казалось, была малоспособна к этому, военной службе и положил, в качестве трибуна (Plut. Sertor. 3), начало своей военной славе в сражениях под предводительством Цениона и Мария, против кимвров (102-105 гг.) и в Испании (97 г.). Затем он был выбран квестором (93 г.) в цизальпинскую Галлию и принимал главное участие в союзнической войне. Потерпев неудачу в своих искательствах трибунской власти, он стал во враждебные отношения с партией Суллы, так что вступил в союз Марция и Цинна, планы С. были оставлены без внимания (83 и 82 гг.); тогда он удалился в назначенную ему провинцию Испанию, куда за ним последовали многочисленные приверженцы; здесь он приобрел своим в высшей степени дружеским и справедливым обращением расположение туземцев, которые считали его за нового Ганнибала; собрав войско и флот, он начал войну, которая вследствие осторожности, храбрости и быстроты действий С. была для Рима весьма гибельна. Plut. Sertor. 4 сл. Flor. 3, 21. Vell. Pat. 2, 25. App. b. с. 1, 65 слл. 85 сл. Сначала он должен быть бежать в Африку от отряда Суллы, который проник в Испанию через Пиринеи и разбил одного из помощников С.; в Африке он осадил и завоевал город Тингис, после того как, вследствие многих неудач, он составил уже план овладеть островами Блаженных, лежащими у западных берегов Африки, и насадить там римскую свободу, к чему соблазняло его увлекательное описание этих островов. Однако он возвратился назад в Испанию, принужденный к этому своими приверженцами, также по зову смелых и воинственных лузитанян; он собрал в скором времени из приходящих к нему со всех сторон в большом числе туземцев войско, которое вооружил по римскому образцу, и стал их учить римскому строю (80 г.). Plut. Sertor. 10 слл. Но он хотел побеждать не только с помощью воинских средств; он распространял свое могущество также хитростью и тем, что пользовался суеверием народа (ручной олень сопровождал его и делал ему откровения, как рассказывали удивленные туземцы); сражаясь сначала с незначительным войском против могущественного врага, он завоевал большую часть полуострова и разбил многочисленные римские войска и их полководцев, 80-76 гг. Plut. Sertor. 12 слл. Plut. Pomp. 17. Dio Cass. 36, 8 сл. App. b. с. 1, 97. 107 слл. Чтобы приобрести расположение туземцев и взять у них заложников их верности, он основал в Оске (н. Huesca) учебное заведение для изучения латинского и греческого языка, которое посещалось весьма многими; кроме того, он окружил себя испанскими телохранителями и сенатом из 200 мужей, как и вообще он во всем старался подражать римским учреждениям и выставить таким образом противовес сулланцам. Cic. Brut. 48. Gell. 15, 22. Таким образом, он тотчас же сделался для испанцев римским наместником с той только разницей, что он сумел с помощью любви привязать к себе и Риму провинциалов. Дело зашло так далеко, что сенат решил послать против него молодого Помпея с сильным войском. Но Сулла не дожил до окончания этой войны, и план С. перенести войну в Италию не был приведен в исполнение. В 76 г. началась еще более ожесточенная война, чем прежде; отважному и опытному С. противостояли юноша Помпей и храбрый маститый Метелл. Plut. Sertor. 16 слл. Plut. Pomp. 19. После поражений С. являлся еще более сильным, еще более опытным. После поражения его помощника Геренния при Валенции он сам причинил Помпею большой урон при Лавроне, но зато Метелл одержал победу над легатом С. Гиртулеем при Италике и при Сеговии (75 г.). В кровавой битве между Помпеем и С. при реке Сукроне в первый день одержал верх С; на следующий день, когда Метелл соединился с Помпеем, С., оставленный большей частью испанцев, пришедших в уныние, должен был отступить. Однако вскоре он опять стал во главе сильного войска и одержал победу при Сагунте (Saguntum или Saguntia); при Турии (Гвадалквивир) он одержал неполную победу, т. к. Метелл разбил часть серторианцев, предводительствуемых Перпенной. App. Hisp. 110. Plut. Sertor. 19. Римляне удержали за собой часть Испании, но они сильно страдали от бесконечной войны в горах, которой ограничивался С., начиная с 74 г., при этом он завел сношения с киликийскими пиратами и понтийским царем Митридатом, не желая этим причинить вреда Риму. В Риме уже боялись их приближения с севера к Италии и думали с ужасом о возвращении времен Ганнибала. Plut. Sertor. 8, 23. В Риме очень сильно ощущали последствия этой войны и для скорейшего окончания ее посылали подкрепления войску Помпея. Между тем С. начал опасаться за свою жизнь, т. к. Помпей назначил цену за его голову; открылись мятежи против него, к тому же он, несмотря на такие славные битвы, все более и более терял под собой почву; наконец, вследствие измены одного из своих приближенных людей, перебежчика Периенны, который был подкуплен Помпеем, он пал в 72 г. в Оске от руки убийцы. В нем умер один из самых благородных и самых великих людей, которые только рождались в Риме. Римляне, которым теперь покорилась Испания, едва ли могли быть названы победителями. Plut. Sertor. 25. Plut. Pomp. 20. Vell. Pat. 2, 30. Sall. hist. 3, fr. 43. App. Hisp. 101.

СЕРЫ

СЕРЫ - Seres, см. Serica.

СЕСТ

СЕСТ - Sestus, Σηστός, фракийский город в самом узком месте Геллеспонта, напротив города Абида в Мизии, отстоявший от него, по обыкновенному определению, на 7 стадий (Hdt. 7, 34); обыкновенное место переправы через пролив. Вблизи него Ксеркс построил свой плавучий мост. Здесь же находилось место прославленной поэтами (Мусеем; Ov. her. 18. 19) любви Леандра и Геро. Город населяли афинские колонисты; ср. Hdt. 4, 142. 9, 133. Thuc. 1, 89. 6, 62. Хеn. Hell. 1, 1, 7. Strab. 13, 581. 584. Теперь на этом месте стоит деревня Ялова.

СЕСТЕРЦИЙ

СЕСТЕРЦИЙ - Sestertĭus, см. Nummi, Монеты, II.

СЕСТИИ

СЕСТИИ - Sestĭi, 1. P. Sest. Capitolinus Vaticanus, товарищ Менения Агриппы по консульству, 452 г. до p . Χ. Liv. 3, 21;

2. P. Sest., квестор в 63 г. до Р. X., освободил Кампанию от соучастников Катилины, заставил Антония вступить в битву с Катилиной (Cic. Sest. 4, 9. 5, 12), усердно хлопотал о том, чтобы заставить Цезаря принять участие в споре Цицерона с Клодием (Cic. Sest. 33, 71), и, будучи народным трибуном, полностью перешел на сторону Цицерона; впрочем, он не удовлетворил последнего содержанием своего предложения относительно возвращения его из ссылки. Cic. ad Att. 3, 20. В 56 г., когда Клодий добивался должности эдила, он выступил решительно его противником, за что подвергся сильным истязаниям со стороны приверженцев Клодия. Cic. Sest. 39, 85; ср. 58, 124. Цицерон успешно защищал Сестия от обвинения в насилии, которое возвел вскоре после этого Клодий, и Сестий был оправдан. Cic. ad Qu. fr. 2, 4, 1. В позднейшее время его имя чаще встречается (Cic. ad Att. 11, 7. 13, 2, 2. 14, 1, 2. Cic. ad. fam. 13. 8, 1), особенно в связи с именем Цезаря, вплоть до 44 г.;

3. его сын, L. Sest. (Cic. ad. fam. 13, 8, 1), перешел в 44 г. на сторону убийц Цезаря, служил под начальством Брута в Македонии, но, несмотря на это, был почтен Августом в 23 г. до Р. X. консульской тогой. Dio Cass. 53, 30. 32.

СЕТАБИС

СЕТАБИС - Saetăbis, Σαιταβίς,

1. река в тарраконской Испании на западе от Сукрона, должно быть, теперешний Алкой (Alcoy), по другим, Михарес или Цения;

2. город контестанов в тарраконской Испании, к югу от Сукрона, римская муниципия, известная разведением льна и ткацкими фабриками; н. Jativa. Catull. 12, 14. 20, 44. Strab. 3, 160.

СЕТИЯ

СЕТИЯ - Setĭa, Σητία, Σήτιον. Кроме городов этого же имени в тарраконской и бетической Испании, следует упомянуть город в Лациуме, на юго-востоке от Свессы-Помеции, между этим городом и Приверном. Римляне заставили его отказаться от союза с вольсками, позднее же поместили туда карфагенских пленных. С. вела значительную торговлю вином; теперь Sezza или Sesse с остатками квадратных стен. Liv. 6, 30. 7, 42. 26, 8. 27, 9. 32, 26.

СЕЦЕССИЯ

СЕЦЕССИЯ - Secessĭo, удаление возмутившихся плебеев из города. Первая С., называющаяся in montem sacrum, произошла в 494 г. до Р. X. и подала повод к учреждению народного трибуна, т. к. плебеи соглашались возвратиться в город только под этим условием. Liv. 2, 32 слл. Немалое значение имела также вторая С., в 449 г. до Р. X., в силу которой децемвиры были отрешены от должности. Liv. 3, 50 слл.

СЕЯНЫ

СЕЯНЫ - Seiāni, 1. L. Aelius Sei., сын Сея Страбона, принятый посредством усыновления в семейство Элиев (gens Aelia). Еще юношей он пользовался репутацией безнравственного человека. Tac. ann. 4, 1. Во времена Тиберия С. вскоре достиг безграничного доверия императора. С Друзом, сыном Тиберия, он был послан в Паннонию для подавления вспыхнувшего среди находившихся там легионов мятежа. Tac. ann. 1, 24. Здесь он сделался префектором преторского конвоя (рrаefectus praetorio) и в этом качестве соединил в один лагерь на Виминальском холме рассеянные дотоле когорты почетной стражи. Tac. ann. 4. 2. Однако недовольный и этой властью, он стремился выше и старался привести свои планы в исполнение посредством насилий и коварства. Супругу Друза, Ливию, он соблазнил и заставил ее даже поднести своему мужу яд, в 23 г. от Р. X. (см. Drusi, Друзы, 4.). Tac. ann. 4, 3, 8. Suet. Tib. 62. Сыновей Германика спасла от подобной участи бдительность их матери Агриппины. Тогда Сеян, чтобы свободно и не стесняясь употребить свое собственное влияние, побудил императора оставить Рим и предаваться отдохновению в прелестной местности Капрее (29 г.); он даже домогался брака с вдовой Друза, Ливией, однако Тиберий помешал ему своим вмешательством в это дело, 26 г. Tac. ann. 4, 39-41. В то время как Тиберий предавался на острове Капрее самому позорному разврату, Сеян действовал в Риме в качестве наместника императора: жертвами его интриг сделались Агриппина и ее сыновья Друз и Нерон. Tac. ann. 5, 3. 6, 25. Когда же Сеян стал даже домогаться престола и Тиберий узнал об этом, то последний решился принять против него меры, хотя и действовал сначала осторожно и хитро. Наконец удалось арестовать Сеяна в сенате при помощи Сертория Макрона и затем казнить; подобная участь постигла в 31 г. детей, родственников и многих приверженцев казненного. Характеристику его дает Тацит (Tac. ann. 4, 1 );

2. L. Sei., может быть вольноотпущенник предыдущего, издевался однажды во время какого-то празднества над Тиберием, но не подвергся, после гибели Сеяна, наказанию со стороны императора. Dio Cass. 53, 19.

СИАГРИЙ

СИАГРИЙ - Syagrĭus, сын Эгидия, был после смерти своего отца (в 484 г. от Р. X.) наместником римских владений в Галлии и защищал их с помощью короля франков Хильдериха против короля саллийских франков Хлодвига, который вместе с Рагнархом, королем другой части саллийских франков, напал на него и разбил его при Суасоне, в 486 г. С. бежал к царю вестготов Алариху II, но был им выдан Хлодвигу и убит. С его падением кончилось римское господство в Галлии.

СИБАРИС

СИБАРИС - Sybăris, Σύβαρις, знаменитая греческая колония, основанная ахейцами и трэзенцами в 720 г. до Р. X. и названная по имени источника у города Буры в Ахайе. Она лежала на берегу Лукании, недалеко от границ Брутии, между рекой Кратисом и его притоком Сибарисом (в том месте, где сейчас находится деревня Polinare). Благодаря торговле, особенно с Малой Азией, С. достиг такого могущества (Hdt. 6, 21), что имел под своей властью 25 городов и мог выставить 300.000 человек против Кротона. Число жителей доходило, вероятно, до 100.000. Впрочем, вследствие своего цветущего благосостояния сибариты впали в роскошь и негу, обратившуюся в поговорку. В войне с Кротоном, в 510 г. до Р. X., С. был совершенно разрушен. Diod. Sic. 12, 9. Strab. 6, 263. В 443 г. до Р. X. потомки сибаритов, спасшихся бегством, основали город Фурии (Θούριοι, Θουρία), недалеко от прежнего города. Вместе с ними принимали участие в основании города также афинские переселенцы, к которым присоединился известный историк Геродот. Фурии, получившие от Харонда свое демократическое устройство, вскоре достигли цветущего состояния. Thuc. 7, 33. Во 2-ю Пуническую войну, в 204 г. до Р. X., Ганнибал велел разграбить город и часть жителей переселить в Кротон. После того римляне основали в Фуриях колонию, дав ей название Copiae (это название, впрочем, вскоре было позабыто). Город был укреплен и выдержал осаду Помпея; позже он стал римской муниципией. Как и когда он погиб, неизвестно, так же как и его местоположение. Strab. 6, 263. Монографии: Schiller'a (1838) и Th. Müller'a (1838).

СИБИЛЛА

СИБИЛЛА - Sibylla, Σίβυλλα. Это имя носили боговдохновенные женщины - пророчицы, принадлежавшие разным временам и народам. Известия древних об их числе, имени, родине неопределены и отличаются друг от друга. Платону известна только одна С., Аристотель, Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрoна различали 10 С. По Евстатию, первая С., от которой другие получили название, была дочь Дардана и Незо. По Плутарху, первая С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале вблизи Дельф. Вторая, и самая важная, была Эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама себя называет Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона, и, говорят, жила перед Троянской войной. Она отождествляется с Сардской, Троянской, Самосской, Дельфийской и Кимейской С. и называется также Демо, Деифобой, Демофилой, Амалфеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос, вблизи Колофона, потом в Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминфея в Троаде. Из Кимы и Эрифр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю (Verg. Aen. 6, 10 слл. Ov. met. 14, 104 слл.). Она славилась своей престарелостью (Ov. met. 14, 130 слл. Ov. fast. 4, 875), вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу сивиллиных лет. Ov. fast. 3, 534. От нее будто бы происходит собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили преимущественно в таком месте, где находились прорицалища этого бога; но как только круг деятельности этих оракулов расширился, С. исчезли. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С. были, кроме Кумской, еще Карментида (см. Evander, Эвандр), Querquetulanae virae (virgines) и Мефитида, далее Албунея в Тибуртинской роще (Тибуртинская С.). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), и также с египетской. Еще теперь существуют 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке (χρησμοὶ Σιβυλλιακοί) очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества рассказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.

СИБИЛЛА, СИВИЛЛА

СИБИЛЛА, СИВИЛЛА - Sibylla,

Σίβυλλα. Это имя носили боговдохновенные женщины - пророчицы, принадлежавшие разным временам и народам. Известия древних об их числе, имени, родине неопределены и отличаются друг от друга. Платону известна только одна С., Аристотель, Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрoна различали 10 С. По Евстатию, первая С., от которой другие получили название, была дочь Дардана и Незо. По Плутарху, первая С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале вблизи Дельф. Вторая, и самая важная, была Эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама себя называет Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона, и, говорят, жила перед Троянской войной. Она отождествляется с Сардской, Троянской, Самосской, Дельфийской и Кимейской С. и называется также Демо, Деифобой, Демофилой, Амалфеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос, вблизи Колофона, потом в Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминфея в Троаде. Из Кимы и Эрифр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю (Verg. А. 6, 10 слл. Ov. met. 14, 104 слл.). Она славилась своей престарелостью (Ov. met. 14, 130 слл. fast. 4, 875), вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу сивиллиных лет. Ov. fast. 3, 534. От нее будто бы происходит собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили преимущественно в таком месте, где находились прорицалища этого бога; но как только круг деятельности этих оракулов расширился, С. исчезли. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С. были, кроме Кумской, еще Карментида (см. Evander), Querquetulanae virae (virgines) и Мефитида, далее Албунея в Тибуртинской роще (Тибуртинская С.). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), и также с египетской. Еще теперь существуют 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке (χρησμοὶ Σιβυλλιακοί) очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества рассказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.

СИБИЛЛИНЫ КНИГИ

СИБИЛЛИНЫ КНИГИ - Sibyllini libri, см. Divinatio, Дивинация, 15.

СИБИРТИЙ

СИБИРТИЙ - Sibyrtĭus, Σιβύρτιος, один из полководцев Александра. После смерти последнего он удержал за собой порученные ему провинции, Арахозию и Гедрозию, потом перешел на сторону Евмена, но должен был бежать вследствие участия в тайном заговоре, направленном против последнего, и за это, после смерти Евмена, заслужил глубокую признательность Антигона. Diod. Sic. 19, 68. Arr. 5, 6. 6, 27.

СИБОТА

СИБОТА - Sybŏta, τὰ Σύβοτα, название приморского местечка в Эпире, к югу от устья Фиамиса, а также нескольких островков, лежащих напротив мыса Левкимны на острове Керкире. Там в 432 г. до Р. X. произошла морская битва между керкирцами и коринфянами, послужившая началом Пелопоннесской войны. Thuc. 1, 47. 50. 52. 54. 3, 76. Strab. 7, 324.

СИБУЗАТЫ

СИБУЗАТЫ - Sibuzātes, народ в Аквитании, у подножия Пиринеев. Имя их сохранилось в нынешнем Sobusse или Saubusse у Байонны. Caes. b. g. 3, 27.

СИВИЛЛА

СИВИЛЛА - см. Сибилла.

СИГАМБРА

СИГАМБРА - Sygambri или Sugambri, Σ(ο)ύγαμβροι (т. е. быстрые на словах и на деле, от gambar, strenuus), сильное германское племя, вероятно жившее первоначально на реке Сиге (Siga). По Цезарю (Caes. b. g. 4, 16. 6, 35), они жили ближе всего к Рейну (proximi Rheno), a именно к северу от убиев. Их изображают дикими, воинственными и кровожадными (Horat. Od. 4, 2, 36: feroces 4, 14, 51: caede gaudentes). В 16 г. до Р. X. они разбили римского полководца Лоллия; но когда тот двинулся с новым войском, под главным начальством самого Августа, они отступили в свои леса и, послав заложников, заключили мир. Позже они были переведены на левый берег Рейна. Suet. Oct. 21. Впоследствии они составляли главную часть Франконского союза. По Цезарю (Caes. b. g. 4, 19), у них не было городов, а жили они отдельными дворами и селами.

СИГАМБРЫ

СИГАМБРЫ - Sigambri, см. Sygambri, Сигамбра.

СИГЕЙ

СИГЕЙ - Sigēum Promunturĭum, τò Σίγειον, мыс в Троаде, северо-восточный край всей Азии при входе в Геллеспонт, напротив города Элеунта, лежащего на южном конце Фракийского Херсонеса; н. Иенишер. На этом мысу лежал портовый город того же названия, который был разрушен вскоре после уничтожения Персидского царства. Этот город подал повод к войне между Писистратом и Питтаком (Hdt. 5, 65. 94) и потом служил местом пребывания изгнанных из Афин писистратидов. Он известен еще сигейской надписью на гермообразной колонне без головы. Она была открыта Шерардом (Sherard) в одном селе перед церковью, копия с нее снята лордом Эльгином (Elgin), надпись привезена в Англию. Она написана βουστροφηδόν и считалась предохранительным средством от многих болезней, поэтому многие больные садились и ложились на нее.

СИГИЛЛА

СИГИЛЛА - Sigilla, маленькие статуи и изображения, преимущественно плитки с рельефами (то же, что emblemata, см. Крусты) или резные камни в перстнях и т. п.

СИГИЛЛАРИЯ

СИГИЛЛАРИЯ - Sigillarĭa, римский игрушечный и кукольный праздник, служивший продолжением и окончанием сатурналий, праздновался 21 и 22 декабря. Он был назван по маленьким глиняным человеческим фигурам, которые, говорят, Нума посвятил Сатурну вместо живых детей как символ человеческих жертв. Впоследствии дарили, преимущественно детям, маленькие изображения богов из терракоты, бронзы и позднее даже из серебра и золота. В подарки раздавались также разноцветные восковые свечи, печенья из пшеничной муки, тмина и меда, которым придавали различные формы. Suet. Claud. 5. Эти сигиллы, рядом с которыми встречались разнообразные произведения искусства и роскоши, расставлялись в лавках и продавались отчасти на сигилларийской улице (Suet. Nero. 28), отчасти на сигилларийских рынках на Марсовом поле и Эсквилинской горе. Эти подарки родители дарили своим детям, а знакомые между собой семейства обменивались ими.

СИГИННЫ

СИГИННЫ - Sigynnae, Σιγύνναι или Siginni, Σίγιννοι, народ, местопрeбывание которого нужно искать или в Азии, или в Европе на реке Истр. Геродот рассказывает (5, 9), что они происходили, по их собственному показанию, из Мидии и имели мидийские нравы. У них были маленькие, косматые лошади, годные только для езды на колесах. Женщина, лучше всех умевшая править колесницей, могла сама выбирать себе мужа. Полагают, что в них можно видеть древнейшие следы цыган. Strab. 11. 520.

Предыдущая страница Следующая страница