Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕГ"-"ГЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕГ"-"ГЕЛ")

ГЕГАНИИ

ГЕГАНИИ - Geganĭi, патрицианский род, принадлежал к числу древнейших семейств Рима и, вероятно, происходил из города Альбы. Liv. 1, 30. Встречается

1. Т. Geg. Macerinus, консул 492 г. до Р. X. и 2) его брат I. Geg., который облегчил свирепствовавший в этом году голод покупкою хлеба. Liv. 2, 34. Dion. Hal. 7, 1. 3) M. Geg. Macerinus, консул 447, 443 и 437 г. до Р. X., победил вольсков и занимал учрежденную в 443 г. должность цензора в 445. Liv. 4, 22 cл. 9, 33. 4) L. Geg. был убит в бунте Сатурнина в 100 г. до Р. X. Oros. 5, 17.

ГЕГЕЛОХ

ГЕГЕЛОХ - Hegelŏchus, Ήγέλοχος,

1. греческий актер, произнесший на представлении Еврипидовой драмы Ореста (ст. 279) вместо γαλήν' ο̉ρω̃, я вижу спокойствие: γαλη̃ν ο̉ρω̃, я вижу ласку, вследствие чего все зрители засмеялись;

2. предводитель македонской конницы во время азиатского похода Александра.

ГЕГЕМОНА

ГЕГЕМОНА - Hegemŏne, Ήγεμόνη, см. Χάρις, Хариты.

ГЕГЕМОНИЯ

ГЕГЕМОНИЯ - Ήγεμονία, 1. в отношениях отдельных греческих государств между собою Г. обозначает перевес одного государства над другими и соединенное с этим управление делами союза (латинское principatus). Конечно, это отношение было различно, смотря по особым постановлениям союза и по величине могущества первенствующего государства; но вообще можно указать на следующие свойства Г. Отдельные государства в политическом отношении были независимы; войну и мир от имени союза, решал союзнический совет, в котором все отдельные государства пользовались равным правом голоса. Но первенствующее государство являлось центром общих совещаний, имело начальство в войне, собирало денежные взносы, назначало, какая часть установленных контингентов должна была выступать в каждом случае и посылало к ним также своих главнокомандующих (ξεναγούς), ср. Συμμαχία, Симмахия;

2. на аттическом судебном языке η̃γεμονία του̃ δικαστηρίου, обозначает председательство в суде, которое, смотря по подлежащему случаю, принадлежало различным учреждениям. Подлежащие чиновники принимали жалобу, снаряжали следствие и председательствовали при разбирательстве дела;

3. η̉γεμονία τω̃ν συμμοριω̃ν, см. Λειτουργία, Литургия.

ГЕГЕСАНДР

ГЕГЕСАНДР - Hegesander, Ήγήσανδρος,

1. товарищ Ксенофонта, помогавший ему привести известных 10.000 греков из Внутренней Азии на родину. ср. Хеn. Anab. 6, 1, 5;

2. дельфиец, жил, вероятно, во 2 в. до Р. X., автор сочинения, состоящего по крайней мере из 6 книг, под заглавием υ̉πομνήματα; оно было нечто вроде энциклопедии или сборника, и Афеней много пользовался им. Другое сочинение Г. υ̉πόμνημα α̉νδριάντων καὶ α̉γαλμάτων относилось к истории искусства.

ГЕГЕСИЙ

ГЕГЕСИЙ - Hegesĭas, Ήγησίας,

1. последователь киренейской философской школы, жил в 3 в. до Р. X. в Александрии. Он признавал удовольствие за цвет и цель жизни; но ввиду многих несчастий, которым подвергается человек, он думал, что следует отказаться от надежды на достижение этой цели, и утверждал, что лучше умереть, нежели переносить такую судьбу. Это учение он представил такими яркими красками в своем сочинении α̉ποκαρτερω̃ν, что несколько из его учеников (Hegesiaci) сами покончили с собою. Он же сам получил прозвище Πεισιθάνατος. Cic. tusс. 1, 34;

2. софист и ритор, родом из Магнесии, на реке Сициле, жил ок. 300 г. до Р. X. Цицерон (Cic. Brut. 83. Cic. or. 67) говорит, что он был последователем Харисия, который в свою очередь, называется подражателем Лисия. Гегесий предпочитал в слоге короткие периоды, но, доводя дело до крайности, сделал свой слог рубленым и несвязным (infregit conciditque numeros. Cic. or. 69). Он считается главным начинателем азианского стиля и сильно порицается беспристрастно судящими авторами. Кажется, он написал и историю Александра, не заслуживавшую, однако, доверия (Gell. 9, 4. Plut. Alex. 3).

ГЕГЕСИЛОХ

ГЕГЕСИЛОХ - Hegesilŏchus.

Ήγησίλοχος,

1. после низвержения демократии вместе со своими друзьями учредил на острове Родосе олигархию, пользуясь при этом помощью Мавсолла Карийского, желавшего сделать Родос себе подвластным, в 356 г. до Р. X., но ознаменовал себя всякого рода распутством и невоздержанностью. По смерти Мавсолла родосцы освободились;

2. в 171 г. до Р. X. начальник Родоса и друг римлян. Liv. 42, 45.

ГЕГЕСИН

ГЕГЕСИН - Hegesīnus, Ήγησίνους, из Пергама, ок. 185 г. до Р. X. академический философ, ученик Евандра и учитель Карнеада. Cic. acad. 2, 6, 16. Diog. Laert. 4, 60.

ГЕГЕСИПП

ГЕГЕСИПП - Hegesippus, Ήγήσιππος,

1. афинский государственный деятель и оратор, современник Демосфена, по всей вероятности, автор речи περὶ Άλοννήσου, сохранившейся под именем Демосфена, ср. Schäfer, Demosthenes, т. II, 407 слл.;

2. из Мекиберны в Македонии, написал, между прочим, Παλληνικά и Μιλησιακά. Дионисий (Dion. Hal. 1, 49) причисляет его к замечательным писателям старого времени (άνδρες α̉ρχαι̃οι καὶ λόγου άξιοι). Отрывки изд. Müller, fragm. histor. Graec., IV, 422 слл.;

3. под именем Г. долго ходил латинский перевод или обработка Иосифовой истории иудейской войны; эта книга относится к 4 в. от Р. X. Имя автора искажено из Iosephus.

ГЕГЕСИСТРАТ

ГЕГЕСИСТРАТ - Hegesistrătus, Ήγησίστρατος,

1. сын Писистрата, после изгнания отцом его митиленцев из Сигея получил там верховную власть. Hdt. 5, 94;

2. елеец из рода Теллиадов. Hdt. 9, 37;

3. сын самосца Аристагора, пришедший по поручению своих соотечественников перед морскою битвою при Микале к царю Леотихиду, чтобы просить об освобождении Ионии от персидского ига. Hdt. 9, 90 cл.

ГЕГИЙ

ГЕГИЙ - Hegĭas, см. Sculptores, Скульптуры 3 и Epos, 4.

ГЕДОНИСТЫ

ГЕДОНИСТЫ - Ήδονικοὶ φιλόσοφοι, см. Aristippus, Аристипп.

ГЕДРОСИЯ

ГЕДРОСИЯ - Gedrosia, см. Gadrosia, Гадросия.

ГЕДУИ

ГЕДУИ - Haedui, см. Aedui, Эдуи.

ГЕЗАТЫ

ГЕЗАТЫ - Gaesāti, Γαισάται, Γεσσάται, принадлежали к числу народов, пораженных в галльскую войну римлянами при Кластидие на реке Padus (222 г. до Р. X.), вероятно, названные по свойственному им оружию (gaesum, дротик, см. cл.); их считают галлами, но, может быть, они были германского происхождения. Polib. 2, 22 cл., 33 cл. Plut. Marcell. 3, 6.

ГЕЗУМ

ГЕЗУМ - Gaesum, кельтское слово, бывшее в употреблении и у римлян (Liv. 26, 6. Caes. b. g. 3, 4), обозначает галльское наступательное оружие, по свидетельству Феста, тяжелый дротик (δόρυ ο̉λοσιδηρον). Храбрые воины поэтому у галлов назывались Gaesati (Serv. as Verg. Aen. 8, 662). Это оружие, через посредство этрусков (Liv. 9, 36), перешло и к римлянам, которые вооружили им свои легкие войска. Liv. 8. 8.

ГЕКАБА

ГЕКАБА - Έκάβη, см. Hecuba, Гекуба, под словом Priamus, Приам.

ГЕКАМЕДА

ГЕКАМЕДА - Hecamēde, Έκαμήδη, дочь Арсиноя, с острова Тенедоса, сделавшаяся рабынею Нестора, когда Ахиллей завоевал остров. Ноm. Il. 11, 624. 14, 6.

ГЕКАТА

ГЕКАТА - Hecăte, Έκάτη, дочь Перса или Персея и Астерии, титанка, или дочь Зевса и Деметры или Геры, дочь Тартара и т. д. Гомер о ней не упоминает; но она, кажется, древнее божество, сделавшееся, однако, общепочитаемым лишь в позднейшее время, благодаря орфикам; ими, вероятно, и вставлено место Гесиода (Hesiod. theog. 411-425), где она восхваляется как богиня высокопочтенная перед всеми титанами, которая властвует на небесах, на земле и на море (поэтому τρίμορφος), дарует счастье и победу, мудрость в собраниях и судах, счастливое плавание и охоту, процветание молодежи и рост стадам. Под влиянием орфического учения она сделалась мистическим божеством и в этом виде смешивалась с другими мистическими божествами как-то: Деметрою, Персефоною, Реею Кибелою. Она отождествляется также с Артемидою Κουροτρόφος, которая и сама называлась Г. и подобно ей была богинею луны и властительницею ночи. С Деметрою и Персефоною она находится в отношении в сомнительном месте гомеровского гимна на Деметру; она видит похищение Персефоны, ищет ее вместе с Деметрою, служа ей путеводительницею (ст. 25. 52. 441). Таким путем, начиная с трагиков, она превращается в подземное божество, которое под именем Кратеиды (Κραταιι̃ς) страшно и могущественно правит тенями и вместе с тем в качестве ночной призрачной волшебницы властвует над злыми и вредными демонами, вызывает души умерших из преисподни и страшит людей призраками. Вместе с духами умерших ночью она носится по перекресткам (ε̉νοδία или ει̉νοδία, τριοδι̃τις, trivia) и около могил (τυμβιδία) в сопровождении стигских псов; испуганные собаки своим воем и визгом извещают о ее присутствии. Ведьмы, которые ночью отыскивают травы, получившие волшебную силу от ее лунного света и предпринимают свои зловредные заклинания, находятся под ее покровительством и получают от нее свою сверхъестественную силу. Г. поклонялись частью открытым, а частью тайным служением, преимущественно на Самофраке, Лемносе, Эгине, в Афинах и в других местах. В честь ее воздвигали в домах, перед домом и на перекрестках столбы (ε̉καται̃α), ставили для нее на перекрестках в конце каждого месяца пищу, которая съедалась нищими. В жертву приносились ей собаки, черные овцы-самки, мед. Поэты изображают ее страшным чудовищем, со змеями вместо волос, со змееобразными ногами и с тремя головами, лошадиною, собачьей и львиной (τρικέφαλος, triceps, triformis, tergemina и т. д.). В искусстве она изображается то одноличною, то треличною и треглавою, а именно потому, что ее изображения часто помещались там, где одна дорога разветвляется на две дороги. Ее атрибуты: собаки, змеи, факелы, ключи и кинжалы.

ГЕКАТЕЙ

ГЕКАТЕЙ - Hecataeus, Έκαται̃ος,

1. сын Гегесандра, логограф, принадлежал к знатному милетскому роду (Hdt. 2, 143), родился, вероятно, в 549 г. до Р. X., умер скоро после битвы при Платеях. Еще до начала своей политической деятельности он предпринимал дальние путешествия. Он принимал деятельное участие в делах своего отечества во время восстания против персов, но на его мудрые советы не обращали внимания. Hdt. 5, 36. 125. Г. развил летопись логографов, состоявшую до тех пор в передаче поэтическою прозою песен стихотворцев, и дал этой отрасли литературы другое направление: он начал критически относиться к своему предмету, хотя критика его пока еще состояла только в прагматическом толковании отдельных мифов, и, благодаря своим путешествиям, первый обратил внимание на историю чужих государств; поэтому он считается первым историографом. Он написал два больших сочинения περίοδος γη̃ς и γενεηλογίαι; все другие заглавия, напр., περιήγησις и ι̉στορίαι и т. п., или - неточные обозначения, или же - заглавия отдельных частей. Περίοδος, сочинение в двух книгах, описывало сперва Европу, затем Азию и Ливию; без особого основания уже в древности сомневались в подлинности этого сочинения, признанного Ератосфеном за подлинное. Г. писал на чистом ионическом наречии, просто и без украшения. Остатки собр. Fr. Creuzer (1806) Klausen (1831) и Müller, frag. hist. Graec. I, 1-31;

2. философ и историк из города Абдеры, сопровождал Александра Македонского в его путешествиях и затем находился при дворе Птолемея, сына Лагова. Он, кажется, написал историю северных стран и сочинение об Египте; а приписываемое ему же сочинение περὶ τω̃ν Ίουδαίων βιβλίον, из которого Фотий сообщает много выдержек, многими учеными признается за подложное. Müller, frag. hist. Graec. II, 384 слл;

3. тиран города Кардии, времен Александра Македонского, противник Евмена, который не мог у Александра выхлопотать освобождение своего отечества от власти Г. Впоследствии Г. отправился к Леонпату в качестве посланника, чтобы призвать его в Македонию. Plut. Eum. 3.

ГЕКАТОМБА

ГЕКАТОМБА - Έκατόμβη, см. Sacrifïcia, Жертва.

ГЕКАТОМБА (ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ)

ГЕКАТОМБА (ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ) - Έκατόμβη, см. Sacrifïcia.

ГЕКАТОМПИЛ

ГЕКАТОМПИЛ - HecatompСћlus, Έκατόμπυλος, -ον, город в середине Парфеи, главный город всего края, 1260 стадий на северо-восток от Каспийских ворот, н. Шах-Руд. Древнее туземное название города нам неизвестно; греческое имя он получил от того, что там сходились все дороги из парфянских провинций. Strab. 11, 514.

ГЕКАТОН

ГЕКАТОН - Hecăto, Έκάτων, стоик с острова Родос ученик Панетия, написал περὶ καθηκόντων, по крайней мере 6 книг (Cic. off. 3, 15, 63. 33, 89) и, кажется, пользовался большим почетом у своих современников, а также у потомков. Сенека часто упоминает о нем. Из довольно многочисленных сочинений его, в числе которых упоминаются еще: περὶ α̉γαθω̃ν, π. α̉ρετω̃ν, π. παθω̃ν, π. παραδόξων, περὶ τέλους, ничего не сохранилось. Diog. Laert. 7, 87. 9. 101. 110 и чаще.

ГЕКАТОНХЕЙРЫ

ГЕКАТОНХЕЙРЫ - Έκατόγχειρες, -οι, Centimani, сторукие исполины с 50 головами; их было трое: Эгеон-Бриарей (могучий, волнующий, Ноm. Il. 1, 401; там его отцом назывался Посейдон), Котт и Гиес (Αι̉γαίων - Βριαριεύς, Κόττος, Γύης), сыновья Геи и Урана, враждебно относящиеся к отцу, почему тот их держал в оковах в самой глубине земли. В битве с титанами олимпийские боги их вывели из глубины земли и воспользовались их помощью для низвержения титанов, которые с тех пор сторожились ими в Тартаре. Hesiod. theog. 147. 617. 734. Эти сторукие исполины - олицетворение ужасной силы воды.

ГЕКТЕНЫ

ГЕКТЕНЫ - Hectēnes, Έκτη̃νες, называются в числе древнейших жителей Асопской Беотии, времен Огига; по преданию, они истреблены были чумою. Paus. 9, 5, 1.

ГЕКТОР

ГЕКТОР - Hector, Έκτωρ, старший сын Приама и Гекабы, вождь троянцев в Троянскую войну, пользующийся особым покровительством Аполлона. Ноm. Il. 2, 816. Он - самый главный герой троянцев, крепкого сердца и неустрашимого духа, на которого сам Ахиллей нелегко решается идти (Ноm. Il. 3, 60. 7, 113), человек благороднейшего чувства, нежный супруг и отец, любящий сын и верный друг. Хотя он предчувствует гибель Трои, он все-таки сражается всегда с одинаковым мужеством, опасаясь более позора, нежели смерти и видя в защите отечества высочайшую цель своей жизни (Il. 6, 392 слл.; прекрасный разговор его с женою, когда он отправляется в битву, Il. 12, 243). Его главные подвиги на поле битвы: защита раненого Сарпедона (5, 680 слл.), его поединок с Эантом Теламоновым сыном (7, 1 слл), взятие греческого вала и вторжение в ворота (Il. 12). Затем он поджигает греческие корабли и убивает Патрокла (Il. 16, 822). Скоро после этого он убивается Ахиллеем (см. Achilles, Ахилл; Il. 22, 330). Ахиллей бросает его труп на землю у смертного одра Патрокла и назначает его на съедение собаками; но Афродита сохраняет его от гноя мазями, приготовленными из амбросии, и когда Ахиллей волочит его трижды вокруг могилы Патрокла (по позднейшему преданию, вокруг всего города), Аполлон защищает труп от всякого искажения. Il. 24, 15. По приказанию Зевса Ахиллей отдает труп Приаму, Г. выставляется на дворе дворца, оплакивается и торжественно сжигается; этим кончается Илиада. Супруга Г. - Андромаха, дочь Эетиона, благородная женщина; она родила от него Астианакта или Скамандрия (Ноm. Il. 6, 400 слл.), который при взятии города был брошен со стены, потому что было предвещено, что, оставшись в живых, однажды восстановит Троянское царство, разрушенное греками. Ov. met. 13, 415.

ГЕКУБА

ГЕКУБА - Hecŭba, Έκάβη, см. Priamus, Приам.

ГЕЛА

ГЕЛА - Gela, ˝Γέλα, город на южном берегу Сицилии, на реке того же имени (ныне Fiume Oliva), основанный вместе Антифемом из Линдоса на острове Родосе и Ентимом из Криты (690 или 689 г. до Р. X.) и, следовательно, державшийся дорических обычаев и государственного устройства. Город, сделавшийся в скором времени могущественным, впоследствии был затемнен более могучею колониею Агригентом и разделил судьбу остальных сицилийских городов - подчиняться чужим и доморощенным тиранам. Гелон, Гиерон и Фрасибул произошли из этого города. Во время Страбона город более не обитался. Strab. 6, 272. На север он Г. лежала богатая хлебом равнина, Γελφωον πεδίον; поэтому пород Г. получил прозвище «пшеничный» πυροφόρος, как говорят от Эсхила, который в нем умер и там же был погребен.

ГЕЛАНОР

ГЕЛАНОР - Gelanor, Γελάνωρ, сын Сфенела, потомок Инаха, царствовавший в Аргосе в то время, когда Данай пришел в страну. Когда Данай, также происходящий от Инаха, заявил притязания на владычество в Аргосе и аргивяне собрались для решения дела, то волк напал на стадо рогатого скота, пасшееся при городе, и одолел быка. Агривяне приняли это за знамение богов и решили дело в пользу Даная, который, подобно победоносному волку, до сих пор не жил между ними. По трагедии Ίκέτιδες Эсхила, во время прибытия Даная в Аргосе царствует Пеласг. Он защищает Даная и его дочерей против сыновей Египта, терпит поражение и оставляет страну, а аргивяне выбирают Даная на царство.

ГЕЛДУБА

ГЕЛДУБА - Geldŭba, укрепленное место убиев в Нижней Германии, недалеко от Рейна, близ города Novesium (Neuss), ныне Gellep в Крефельдском округе, стоянка десятого легиона и, как утверждают, одна из крепостей, устроенных на Рейне Друзом. Tac. hist. 4, 26. 32. 35. 58. Plin. 19, 5, 28.

ГЕЛЕН

ГЕЛЕН - Helĕnus, Priamus, Приам.

ГЕЛЕНИЙ АКРОН

ГЕЛЕНИЙ АКРОН - Acro, Helenius, римский грамматик конца 2 в. от Р. X., написал комментарий к некоторым комедиям Теренция и к Горацию, быть может, и к Персию. Подлинного комментария его к Горацию у нас уже нет; носящий его имя сборник схолий, кажется, составлен в 7 в. Изд. Pauly (1858) и Hauthal (1866).

ГЕЛЕОНТЫ

ГЕЛЕОНТЫ - Γελέοντες, см. Φυλή, Фила, 2.

ГЕЛЕПОЛИС

ГЕЛЕПОЛИС - Έλέπολις, название осадной машины, изобретенной Димитрием Полиоркетом и в первый раз приведенной в действие при осаде Родоса. Diod. Sic. 20, 95. Vitr. 10, 22. см. Πολιορκία, Осада, 1.

ГЕЛИАДЫ

ГЕЛИАДЫ - Heliădes, см. Ήλιος, Гелиос.

ГЕЛИЕЯ

ГЕЛИЕЯ - Ήλιαία, η̉λιαστής, η̉λιάζεσθαι, примыкающая, по всей вероятности, к площади, была самым большим афинским судилищем (первоначально название это обозначало вообще собрание, как и слово ε̉κκλησία), по имени которого и коллегия судей вообще называлась Г., а члены - гелиастастами даже в том случае, если они заседали не в Г., а в другом месте. Судебную власть представляли в Афинах 6000 присяжных судей, ежегодно выбираемых из всех граждан, имеющих более 30 лет от роду (δικασταί, η̉λιασταί). О месте, где они сдавали торжественную присягу, см. Άρδηττός, Ардетт. Вероятно, на каждую филу приходилось поровну, т. е. по 600. Жеребьевкой заведовали архонты. Эти 6000, которые соединялись весьма редко в одно заседание, разделены были на 10 отделений, по 500 судей (остальные 1000 человек, без сомнения, служили к дополнению числа судей в случае надобности). Впрочем, число судей не для всех дел было одно и то же; бывало 200, 300 и, вследствие соединения нескольких отделений, 1000 или 1500 судей; к этим круглым числам ради необходимого для голосования нечетного числа прибавлялся еще один судья. После приведения к присяге каждому присяжному выдавалась дощечка с его именем, номером отделения, к которому он принадлежал в подлежащем году, и изображением главы Горгоны (τò Γοργόνειον), городским гербом. Перед каждым заседанием жребием определялось место его; помещения для суда, лежавшие большею частью непосредственно около площади, были отмечены числами и различными цветами. При входе в судилище каждый судья получал жезл с номером и в цветах судилища и марку (σύμβολον), за которую он получал от колакретов вознаграждение, введенное для судей Периклом (1 обол, а со времени Клеона - 3 обола, τριώβολον, η̉λιαστικόν).

ГЕЛИКА

ГЕЛИКА - Helĭce, Έλίκη,

1. древняя столица Ахайи, по преданию основанная Ионом, с храмом Посейдона Геликонского, племенным святилищем ахейцев, при реке Селинунте, в 12 стадиях от устья ее. Ноm. Il. 2, 575. 8, 203. При страшном землетрясении (373 г. до Р. X.), упоминаемом Страбоном, Павсанием (7, 24) и Диодором (15, 24), город ночною порою был поглощен морем и исчез бесследно. И вышгород, лежавший подальше от моря, был разрушен, но вскоре вновь отстроен на развалинах;

2. см. Sidera, Созвездия, 2.

ГЕЛИКОН

ГЕЛИКОН - Helĭcon, Έλικών, известный и часто упоминаемый горный хребет в южной части Беотии, который, несмотря на свою высоту в более чем 1.570 м (вершины, покрытые снегом, питают источники), по своему богатству лесом и ключами, приятными склонами и долинами, был удобным помещением для муз и целителя Аполлона. Тенистые леса простираются вдоль зеленых лугов и пастбищ на косогорьях, которые отличаются плодородием почвы от всех греческих гор; на них не растет ни одного вредного растения, зато много целительных трав. Здесь были посвященные музам ключи Аганиппа и Гиппокрена (близ Аскры), под ними находилась роща муз с произведениями лучших художников. Paus. 9, 29-31. Нынешнее имя - Палео-Вуни или Загора.

ГЕЛИОГАБАЛ

ГЕЛИОГАБАЛ - Heliohabălus, Ήλιογάβαλος, или Elagabalus, римский император, настоящее имя его: Varus Avitus Bassianus, сын Симиамиры или Соэмии, дочери Юлии Месы и через нее близкий родственник Каракаллы. После смерти Каракаллы семейство его по приказанию Макрина оставило Антиохию и переселилось в Емесу в Сирии; здесь Бассиан был посвящен в жрецы солнца. Т. к. его сходство с Каракаллою, высоко почитаемого солдатами, и его красота приводили в изумление стоявшие там войска, то бабушка его вздумала выдать его за сына Каракаллы и побудила воинов, подкупленных богатыми подарками, провозгласить 17-летнего юношу императором (217 г.) под названием Марка Аврелия Антонина. Победив Макрина, Г. дал знать сенату о своей победе, провел первое время своего правления в Никомедии, затем переехал в Рим и здесь, пренебрегая управлением государства, занимался главным образом введением поклонения солнцу и постройкою храмов в честь этого божества. Будучи в высшей степени распутным и сладострастным, он скоро заслужил презрение солдат. Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севера, но, когда раскаялся в этом и стал посягать на Александра Севера, был убит солдатами (222 г.). Его жизнь описал Элий Лампридий. Herodian. 4, 12 слл., 5, 1. слл. Dio Cass. 78, 31 слл. 79, 3.

ГЕЛИОДОР

ГЕЛИОДОР - Heliodōrus, Ήλιόδωρος,

1. названный ο̉ περιηγητής, родом из Афин, составил описание акрополя в 15 книгах, потерянных за исключением немногих фрагментов. Он умер ок. 150 г. до Р. X.;

2. родом из Сирии, ритор в Риме и секретарь императора Адриана, впоследствии наместник в Египте и отец отличного полководца Авидия Кассия, восставшего против Марка Аврелия. Не без вероятности полагают, что он одно и то же лицо с метриком Г., хотя другие принимают этого последнего за того rhetor Graecorum longe doctissimus, который в 37 г. провожал Горация из Рима в Арицию (Horat. Sat. 1, 5, 2; см. Bergh и Ritschi, Opusc. 1, 119);

3. сын Феодосия из города Емесы в Сирии, жил ок. 400 г. от Р. X. и, говорят, был епископом Трикки в Фессалии. В молодости он написал Αι̉θιοπικά, любовный роман в 10 томах, первый в ряду сохранившихся греческих романов и представляющий наилучшее в этом роде относительно хода действия, выдержки характеров и нравственности содержания. Это рассказ о приключениях Хариклеи, дочери эфиопского царя Гидаспа, и фессалийца Феагена, которые оба, соединенные любовью и часто разлучаемые друг от друга, во всех опасностях смерти и соблазна сохраняют свое целомудрие, остаются верными друг другу и наконец награждаются за свою верность перед престолом эфиопского царя и у алтаря, на котором собирались принести Феагена в жертву. Изд. Koraes (1805, 2 т.), I. Bekker (1855) и в сборнике эротиков Herschig (1856).

ГЕЛИОПОЛИС

ГЕЛИОПОЛИС - Heliopŏlis, Ήλίου πόλις,

1. греческий перевод еще ныне употребляемого имени Баальбек, т. е. город Ваала, город в Нижней Сирии (η̉ κοίλη Συρία), у подошвы горы Ливана (поэтому η̉ πρòς τω̃ Λιβάνω), недалеко от источника реки Оронта, главное место поклонения Ваалу, которого греки отождествляли то с Зевсом, то с Гелием. Антонин Пий воздвиг здесь великолепный храм Юпитеру. Величественные развалины города не уступают развалинам Пальмиры;

2. город в Нижнем Египте, в Ветхом Завете Бет-Шемеш, у египтян Он, т. е. город солнца, немного на востоке от Нила, при большом канале, соединявшем реку с Аравийским заливом, место египетского солнечного культа и поклонения священному волу Мневису. Отсюда также произошло сказание о птице Фениксе. Ежегодно праздновались большие торжества. Нdt. 2, 3. 7. 59. Cic. de n. d. 3, 21. Город сильно пострадал от похода Камбиса и, за исключением храмовых зданий, заглох уже во времена Страбона, Strab. 17, 805. Diod. Sic. 1, 84.

ГЕЛИОС

ГЕЛИОС - 'Ήλιος, Ήέλιος, Sol, бог солнца, сын титана Гипериона и Фейи (называется Ύπεριονίδης или Ύπερίων и по преимуществу Титан), брат Селены и Еои (Луны и утренней Зари). Утром он поднимается на востоке из залива Океана (λίμνη., Ноm. Od. 3, 1), чтобы провести по небу на огнедышащих конях блестящую солнечную колесницу, а вечером спускается на запад в Океан и ночью объезжает северную часть земли в челноке, имеющем вид кубка, чтобы возвратиться на восток, где у него великолепный замок. Об этом замке на востоке Гомер еще ничего не знает; также не говорит он ни про колесницу и коней Г., ни про поездку его в челноке. Г. своими лучами проникает всюду и видит все (πανδερκής); поэтому к нему, как к божеству, видящему сокровенное, обращаются при клятвах и торжественных утверждениях. Il. 3, 277. На острове Фрипакии у него было 7 стад коров и 7 стад овец по 50 голов каждое, которые никогда не множились и не уменьшались. (Ноm. Od. 12, 127; см. Όδυσσεύς, Одиссей). Это образное обозначение дней года, состоявшего в древнее время из 50 недель, по 7 дней и 7 ночей каждая. По этому соображению, в местах, где поклонялись Г., обыкновенно содержались в честь его стада белого или рыжего скота. Стада фринакийские пасли дочери Г. и Нееры, Фаефуса (φάος) и Лампетия (λάμπω). Кроме этих он прижил с Персою или Персеидою - Эета (Αι̉ήτης) и Кирку, с Клименою - Фаетонта (φαέθων, эпитет Г., Ноm. Od. 5, 479). Фаетонт, возмужав, пришел к своему отцу и выпросил у него позволение один день править солнечною колесницею. Но т. к. слабая его рука не могла укротить борзых коней, то он стал отклоняться от назначенного пути то вверх, то вниз, так что зажег небо и землю, и Зевс был принужден поразить его молниею, чтобы спасти весь мир от гибели. Фаетонт упал в реку Эридан. Сестры его, Гелиады (Heliades) или Фаетонтиды, оплакивали его и были превращены в ольхи или тополя; из слез их образовался янтарь (ήλεκτρον; Γ. называется η̉λέκτωρ, Il. 6, 513). Ov. met. 2, 1 слл. Со времени Еврипида Г. отождествлялся с Аполлоном, как всевидящий бог солнца со всеведущим богом предсказания; оттого и его другое имя Φοι̃βος. Поклонялись ему во многих местах, в Коринфе, в Аргосе, в Элиде, на острове Родосе, где колоссальное изображение его стояло при въезде в гавань. Посвящены ему были петухи и белые животные, особенно лошади. В искусстве он изображался наподобие Аполлона, только с более полным лицом.

ГЕЛИССОН

ГЕЛИССОН - Hellisson, Έλισσών, название нескольких рек в Греции; преимущественно так называется правый приток Алфея в Аркадии, при котором лежал город Мегалопол (см. Megalopolis, Мегалополь); н. Варвутцена. Paus. 2, 12, 2. 5, 7, 1 и чаще.

ГЕЛЛА

ГЕЛЛА - 'Έλλη, см. Athamas, Афамант.

ГЕЛЛАНИК

ГЕЛЛАНИК - Gellanĭcus, Έλλάνικος, логограф, родился в Митилене на острове Лесбос ок. 480 г. до Р. X., умер, т. к. он упоминает битву при Аргинусах, после 406 г., вероятно, в 395 г., если он действительно дожил до 85 лет. От его сочинений осталось 28 заглавий, но число это, по исследованиям Преллера, значительно сокращается. Они разделяются на три отдела:

1. генеалогические сочинения, как-то: Δευκαλιώνεια, Φορωνίς, Άτλαντιάς, Τρωικά, которые не должны считаться частью Атлантиады;

2. хорографические: Άτθίς до Пелопоннесской войны, Αι̉ολικά или Λεσβικά, Περσικά;

3. хронологические: ι̉έρειαι τη̃ς 'Ήρας, Καρνεονι̃και. Все остальные сочинения подложны. Страбон (10, 451) говорит, что он не заслуживает доверия. Остатки собр. Sturz, 2-е изд. (1826) и Muller, fragm. hist. Graec. I, 45 слл., IV, 629 слл. ср.: Preller, Verm. Aufs., стр. 23-68.

ГЕЛЛЕСПОНТ

ГЕЛЛЕСПОНТ - Hellespontus, Έλλήσποντος, назывался пролив, разделявший фракийский Херсонес от Азии (Троады, Малой Фригии). Он получил, по преданию, свое название от дочери Атаманта и Нефелы, Геллы, на пути в Колхиду свалившейся с златорунного барана и потонувшей в проливе (πορθμòς Άθαμάντιδος 'Έλλας, Aesch. Pers. 69). Ныне этот морской путь, соединяющий Эгейское море с Пропонтидою, называется Дарданеллами, Галлипольским проливом. Самое узкое место, в 7 стадий или 1350 м., находится между Сестом и Абидом, где, по преданию, Леандр переплыл через пролив; в 1810 г. лорд Байрон сделал то же самое. Так же называлось прибрежье Г., преимущественно азиатское (Thuc. 2, 9. Хеn. Hell. 1, 7, 2) и о Έλλεσποντίας - ветер, дующий со стороны Г. Hdt. 7, 188.

ГЕЛЛИИ

ГЕЛЛИИ - Gellĭi, самнитский род; из него происходили:

1. Gellius Statius, предводитель самнитян в 305 г. до Р. X., попал в плен к римлянам. Liv. 9, 44;

2. Gell. Egnatius, один из замечательнейших полководцев самнитян, пал (295 г. до Р. X.) в битве при Сентине (см. Egnatii, Эгнации). Liv. 10, 19 слл. Впоследствии этот род поселился в Риме, вероятно, в период Пунических войн. С этого времени упоминаются: 3) L. Gell. Poplicola, ок. 120 г. до Р. X., консул в 72 г., затем, вероятно, проконсул в Ахайе (Cic. legg. 1, 20), где он старался прекратить споры философов в Афинах; он был другом претора Верреса (Cic. Verr. 1, 48), с отличием участвовал в борьбе против Спартака и победил подначальника его Крикса в сражении при Гаргане в 72 г. (Plut. Crass. 9. Plut. Cat. min. 8.); но впоследствии несколько раз был разбит самим Спартаком. App. b. с. 1, 117. Eutr. 6, 7. Flor. 3, 20, 10. В 70 г., после продолжительного упразднения цензуры, эта должность была возложена на него, и он заведовал ею с большою строгостью. Известно, что Помпей, бывший тогда консулом, подводя к цензорам своего коня, на вопрос, участвовал ли он во всех походах, требуемых законом, ответил следующими словами: «Да, во всех, и притом под моим же предводительством!» Plut. Pomp. 22. Val. Max. 5, 9, 1. Gell. 5, 6. В войне с морскими разбойниками Геллий участвовал в качестве легата. Он высоко ценил Цицерона за то, что он открыл и предупредил заговор Катилины. Cic. Pis. 3. Gell. 5, 6. Поэтому он впоследствии усердно ходатайствовал о возвращении Цицерона из изгнания. Цицерон неоднократно называет его превосходным оратором (Cic. Brut. 47. Cic. ad Att. 12, 21);

4. Gell. Poplicola, брат предыдущего, друг Клодия, жестокий противник Цицерона, уже с молодости предался распутной и необузданной жизни. Cic. Sest. 51. Cic. ad Att. 9, 3, 2;

5. L. Gell. Poplicola, сын Геллия Попликолы, был обвинен в посягательстве на жизнь отца и впоследствии оправдал такое подозрение своими кознями, направленными против жизни М. Брута и Кассия в 43 г. до Р. X. Val. Max. 5, 9, 1. Милованный по просьбе матери, он перешел на сторону Антония и был за то сделан консулом в 36 г. Он участвовал на стороне Антония в битве при Акцие. Dio Cass. 48, 53. Plut. Ant. 65 сл.;

6. Cn. Gellius, современник Л. Цецилия Антипатра, написал очень пространную летопись (annales) с основания Рима, состоявшую по крайней мере из 30 книг. Сохранившиеся отрывки собр. Peter, histor. Rom. reliq., I, стр. 165 слл.;

7. L. Gellius, консул 72 г., цензор 70 г. до Р. X., современник Антония и Красса, довольно замечательный оратор, упоминаемый со славою Цицероном (Cic. Brut. 47, 174);

8. Aulus Gellius, называвшийся прежде ошибочно Agellius, римский писатель 2 в. от Р. X. Точное время его рождения и смерти неизвестно, также нет данных о его семействе. Он получил отличное воспитание и еще в Риме занимался грамматикою у Сульниция Аполлинария (7, 6. 13, 16. 18, 4), а риторикою у Т. Кастриция и пользовался близким знакомством Фронтона и Фаворина (19, 8). Для изучения философии он отправился в Афины (19, 8), где он пользовался наставлениями платоника Кальвизия Тавра (1, 26. 12, 5. 17, 8), которого он часто посещал на дому и сопровождал в небольших путешествиях. Он слушал лекции и у других философов, между прочим у Перегрина Протея (12, 11. 8, 3). Даже Ирод Аттик принял его ласково (1, 2). По возвращении его в Рим преторы поручили ему должность судьи (14, 2. 12, 13), что, однако, не помешало ему продолжать знакомство с замечательными учеными, напр., с философом Фаворином, и заниматься учеными исследованиями. Результатом этих занятий было сохранившееся, за исключением 8-й книги, сочинении Noctium Atticarum libri XX. Странное название сочинения он сам объясняет тем, что он начал писать этот труд во время продолжительных зимних ночей в Аттике. Оно содержит выдержки из всякого рода писателей, греческих и римских (преимущественно древнейших), краткие заметки по разговорам с учеными современниками, относящиеся к языку, древностям и истории словесности. Т. к. он везде является честным и скромным человеком и показывает большую добросовестность в пользовании своими источниками, то содержание его сочинений для нас имеет большое достоинство и представляет богатый материал. Его слог, конечно, страдает всеми недостатками того времени и той школы (Frontoniani), к которой он принадлежал; он чопорен, вледствии того что гонится за старинными выражениями и образует небывалые слова, растянут и напыщен, и только превратный вкус мог восхвалять его как vir elegantissimi eloquii et multae ac facundae scientiae (August, civ. dei 8, 4). Весьма искаженный текст (прежде лучшее изд. Joh. Fried. и Jac. Gronov, 1706) в новейшее время нашел дельного критика, M. Hertz (1853, 2 т.).

Предыдущая страница Следующая страница