Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")

ОРМУЗД

ОРМУЗД - Ormuzd, Ώρομάζης, Ώρομάσδης, по древнеперсидски Агурамазда, главное доброе божество у персов, противоположно Ахриману, творец органической жизни и источник всего доброго и чистого: он - основное начало вечного света, которым он и освещает этот материальный мир тел. Он создал постепенно, в 6 периодов времени, свет и звезды, воду, землю, растения, животных и человека. Во время этого творения враждебная ему деятельность Ахримана вызывала разделение в созданном О. единстве и произвела многообразие индивидуумов. Фервы, духи света, составляют связь в этой еще и теперь продолжающейся борьбе двух противоположных начал, связь, которая объединяет между собою все добрые существа. ср.: Duncker, Geschichte des Alterthums, т. 4.

ОРНЕАТЫ

ОРНЕАТЫ - Ορνεα̃ται, т. е. жители Орней; Фукидид (5, 67) называет их σύμμαχοι, Геродот (8, 73) упоминает их наряду с периэками аргивян (Όρνεα̃τες καὶ περίοικοι); вероятно, это имя служило общим названием для союзников аргивян.

ОРНЕИ

ОРНЕИ - Orněae, Όρνεαί,

1. город в северо-западной Арголиде на границе Флиасии, лежащий у подножия Лиркеонских гор, вблизи нынешнего Палео-Леонти. Остатки стен носят название Сампирго (ср. Forchhammer, Halkyonia, стр. 8). Жители его были кипурийского происхождения. Hdt. 8, 73. Во время Пелопоннесской войны О. был в союзе с Аргосом (Thuc. 5, 67), а позднее, в 352 г., на стороне мегалополитанцев против Спарты. Потом орнфаты были переселены в Аргос. ср. Thuc. 5, 72. 74. 6, 7;

2. по Страбону (8, 376. 382. 13, 587), другой город этого же имени находился между Коринфом и Сикионом, на реке Орнфате.

ОРНЕЙ

ОРНЕЙ - I.

Orněus,

α̃́Ορνεος, кентавр. Ov. met. 12, 302.

II.

Orneus,

Όρνεύς, сын Эрехфея, отец Петея, дед Менесфея, по имени которого был назван город Орнеи. Paus. 2, 25, 5.

ОРНЕЙ (I)

ОРНЕЙ (I) - Orněus, α̃́Ορνεος, кентавр. Ov. met. 12, 302.

ОРНЕЙ (II)

ОРНЕЙ (II) - Orneus,

Όρνεύς, сын Эрехфея, отец Петея, дед Менесфея, по имени которого был назван город Орнеи. Paus. 2, 25, 5.

ОРОБИИ

ОРОБИИ - Orobĭae, Όρόβιαι, или Orŏpe, Όρόπη, город на западном берегу Евбеи, недалеко от Эг, с оракулом селинунтского Аполлона. Город этот был почти разрушен землетрясением и морским приливом в 426 г. до Р. X. Thuc. 3, 89. Strab. 9, 405. Остатки существуют еще и теперь при деревне Ровиес.

ОРОД

ОРОД - Orōdes, см. Parthia, Парфия, II.

ОРОЗИЙ

ОРОЗИЙ - Orosius, Paulus, христианский пресвитер, родившийся в Тарраконе в Испании. Он был современником и ревностным приверженцем Августина, к которому он ездил в Африку в 413 г. По поручению Августина он был в Палестине у Иеронима и оттуда через Африку возвратился в свое отечество. От него осталось и сохранилось до нашего времени сочинение под заглавием Historiarum libri VII adversus paganos, представляющее очерк всемирной истории от Адама до 410 г. от Р. X. В этом сочинении он доказывает, что бедствия того времени и стесненное положение империи не может быть приписываемо отпадению от древней языческой религии и введению христианства, что, напротив того, земля постоянно была местом превратностей и порока, а потому скорби и несчастий, которые до христианства еще в большей степени господствовали на ней. Главными источниками, которыми он пользовался, были: Юстин, реже Ливий и Светоний; слог его неровный и по большей части напыщенный. Ed. pr. I. Schüssler'a (1471), позднейшие: Fabricius (1561), Haverkamp (1738 и 1761). Монографии: Beck (1832), Mörner (1844), E. Mejean (1862).

ОРОЛОГИЙ

ОРОЛОГИЙ - Horologium, см. Solarium.

ОРОНТ

ОРОНТ - Orontes, Όρόντης, персидское имя:

1. перс, казненный, как говорит Ксенофонт (Anab. 1, 6), Киром Младшим за доказанную измену;

2. пасынок Артаксеркса II Мнемона, предводительствовавший войском в войне против Евагора, причем его интриги мешали успеху войны, и он впал в немилость у царя. Diod. Sic. 15, 11;

3. главная река Сирии, берущая начало в Антиливане, недалеко от Гелиополя. Теряясь в некотором пространстве под землею, она вновь выступает на поверхность при Апамее и, приняв Марсий, образует озеро. При Антиохии она переменяет свое прежнее северное направление на юго-западное и как судоходная уже река изливается в Финикийское море на севере от горы Казия; н. Нар-эль-Ази. Strab. 6, 275. 16, 750;

4. цепь гор, начинающихся у южного берега Каспийского моря и тянущихся в юго-восточном направлении между Гирканией, Парфией и Мидией. Теперь это отрасль гор Эльбруса и по-новоперсидски называется Ервенд или Ельвенд.

ОРОНТОБАТ

ОРОНТОБАТ - Orontobătes, Όροντοβάτης, властелин Карии, который долгое время храбро сопротивлялся Александру Великому, пока наконец полководец этого последнего, Птолемей, не принудил его сдаться в 333 г. Arr. 2, 5.

ОРОП

ОРОП - Orōpus, Ώρωπός, укрепленный портовый город на Эврипе на расстоянии 60 стадий от Эретрии на Эвбее; н. деревня Оропо. Thuc. 8, 95. Этот, сначала беотийский, город принадлежал к области Танагры, но рано, вероятно в 506 г., им овладели афиняне (Hdt. 5, 77. 6. 100. Thuc. 2, 23. 3, 91. 4, 96. 7, 28. 8, 60). Он был постоянно предметом спора между беотийцами и афинянами, пока последние окончательно не утвердились в нем. Гавань его называлась Дельфиний; она находилась в устье Асопа и из нее делали переезд в Эвбею. В 1,5-часовом расстоянии на юго-восток от О. находилось главное святилище области, храм Амфиарая и стадий, на котором в честь его происходили гимнастические и музыкальные состязания. Paus. 1, 34, 1. см. Amphiaraus, Амфиарай, в конце статьи.

ОРОСПЕДА

ОРОСПЕДА - Orospĕda (Ortosp), см. Hispania, Испания, 1.

ОРСИЛОХ

ОРСИЛОХ - Orsilŏchus, см. Diocles, Диокл, 1.

ОРТИГИЯ

ОРТИГИЯ - Ortygĭa, см. Delus, Делос, Ephesus, Эфес, Syracusae, Сиракузы.

ОРТИГОКОПИЯ

ОРТИГОКОПИЯ - Όρτυγοκοπία, ο̉ρτυγομανία, ο̉ρτυγοθη̃ραι, ο̉ρτυγοτρόφοι, см. Άλεκτρυόνων α̉γω̃νες, Петушиные бои.

ОРТОНА

ОРТОНА - Ortōna, α̃́Ορτων,

1. портовый город френтанцев в Средней Италии, н. Ortona-a-Mare. Strab. 5, 242;

2. город эквов в Лациуме, н. Оритола. Liv. 2, 43. 3, 30.

ОРУЖИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ - Orpheus, Όρφεύς, мифический герой, певец фракийцев, живших на юге Фракии, в Пиерии у Олимпа, в Фокиде и Беотии вокруг Парнаса и Геликона. Фракийцы были ревностными почитателями Диониса и Муз, и Орфей, сын Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, был у них представителем лирического искусства муз. Сила его песен была так велика, что ими он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей. Aesch. Agam. 1629. Eur. Bacch. 564. Iph. Aul. 1211. Когда жена его во время бегства от Аристея была укушена змеей и умерла, то он сошел в Ад, чтобы возвратить свою любимую супругу, и там своим пением и игрой на цитре так растрогал царицу теней, что она позволила Эвридике следовать за мужем в царство живых, но с условием, чтобы он не оглядывался на нее прежде, чем они достигнут поверхности земли. Но О. оглянулся преждевременно, и Эвридика должна была возвратиться в подземное царство. Verg. Georg. 4, 454 слл. Ov. met. 10, 1 слл. Он сопровождал аргонавтов и своим пением тоже вызывал различные чудеса, служившие в пользу его товарищам. Умер О. от фракийских женщин, которые растерзали его за то, что он отказывался от участия в оргиях, или за то, что после потери своей жены он выражал презрение ко всем женщинам. Голову его и печень они бросили в море, которое и принесло их на остров певцов, Лесбос. Могила его, говорят, была в Пиерии или в Либефре в Македонии. Paus. 9, 30. 7. 9. Гомер не знает О., хотя упоминает о другом древнем фракийском певце Тамирисе (Ноm. Il. 2, 595). О. во многом сходен с Лином (см. Лин). Подобно Лину он был первоначально прекрасным юношей, которого рано постигла смерть, вызвавшая общее сожаление. Впоследствии тот, кого оплакивали в песнях, сам превратился в представлении людей в знаменитого певца. В позднейшее время, особенно после Писистрата, О. принимали за жреца, приносившего очистительные жертвы, так что он являлся личностью, совершенно отличною от певца. Он считался главою и первоначальным основателем мистической секты орфиков (ср. Mysteria, Мистерии, 4. 6), возникшей за 600 лет до Р. X. Основанием этой секты служил мистический культ Диониса - Загрея и последователи ее, занятые особенно спекулятивною теологиею, вели аскетический образ жизни (βίος Όρφικός). Учение их было направлено против гомеровской теологии вообще и против гомеровского представления о состоянии души за гробом в особенности и принадлежало к области пантеистических мировоззрений (см. Nägelsbach, nachhom. Theol. стр. 402 слл.). Секта эта приписывала О. установление множества очистительных обрядов и освящений, разного рода мистические сочинения, оракулы и т. п., одним словом, то, что появилось в этой секте гораздо позднее. Аристотель говорит, что подобного О. не существовало. Cic. de n. d. 1, 38. 107.

ОРФИЯ

ОРФИЯ - Orthĭa, Όρθία, см. Artemis, Артемида.

ОРФР

ОРФР - Orthrus, см. Hercules, Геркулес, 9.

ОРХАМ

ОРХАМ - Orchămus, 'Όρχαμος, царь ахеменийцев, муж Евриномы и отец прекрасной Левкофои, любимой Аполлоном. Отец приказал ее за эту любовь живою закопать в землю, но Аполлон превратил ее в благовонный кустарник. Ov. met. 4, 208 слл.

ОРХЕСТРА

ОРХЕСТРА - Orchestra, см. Theatrum, Театр, 6 сл.

ОРХОМЕН

ОРХОМЕН - Orchomĕnus, Όρχομενός,

Ι.

Личное имя:

1. сын Ликаона, основатель аркадского О. и Мефидриона;

2. сын Афаманта и Фемисто, см. Themisto, Фемисто, 2;

3. сын Зевса или Этеокла и Гесионы, дочери Даная, царь беотийского О., отец Миния;

4. сын Миния, брат Афаманта и Диохфонда, внук предыдущего.

II.

Название городов: ο̉ и η̉ Όρχομενός (по местному говору Έρχоμενός):

1. город в Восточной Аркадии, на севере от Мантинеи, который у Гомера (Il. 2, 605) называется πολύμηελος, у Фукидида (5, 61) Άρκαδικός. Сам город был расположен у склона горы и господствовал не только над ближайшей окрестностью, но влияние его простиралось далеко внутрь Аркадии. Граждане О. храбро сражались против персов при Фермопилах и Платеях. Paus. 8, 12 слл. Hdt. 7, 202. 9, 28. Во времена македонского господства О. примкнул к Ахейскому союзу (Liv. 32, 5), но, кажется, скоро пришел в упадок. На месте старого города возник новый, в котором были замечательные храмы Посейдона и Афродиты. Paus. 8, 13, 6;

2. один из древнейших и знаменитейших городов Беотии, называвшийся Όρχ. Μινύειος по имени древнейших царей Миния и сына его Орхомена. Ноm. Il. 2, 511. Thuc. 4, 76. Strab. 9, 415. Он был главным городом могущественного царства, которое управлялось собственными царями и до времени Троянской войны охватывало области: Коронею, Гилиарт, Лебадию, Херонею, т. е. всю Западную Беотию, но спустя некоторое время было покорено фиванцами и перед началом Троянской войны начало приходить в упадок. Несмотря, однако, на это, О. мог послать под Трою 30 кораблей (Ноm. Il. 2, 511). О. лежал в плодородной долине при впадении Кефисса в Копаиду, но позднее по причине болотистых окрестностей был перенесен на северо-запад к подножию Аконтиона, на одной из высот которого и был основан акрополь. Впоследствии он является беотийским союзным городом (Thuc. 4, 93), пока в 367 или 364 г. фиванцы совершенно не разрушили его, умертвив все мужское население, а женщин и детей продав в рабство. Хотя Филипп II или Александр и возобновили его, но он, собственно, никогда уже не поднимался. Теперь еще существуют развалины сокровищницы Миния (см. описание у Paus. 9, 35) и акрополя близ деревни Скрипу.

ОРЫ

ОРЫ - τΩραι,

три богини порядка в природе, правильно сменяющихся времен года; они, изменяя погоду, способствовали размножению и плодородию растений. У Гомера эти богини погоды находятся в тесной связи с Зевсом, властителем неба; они называются его прислужницами и открывают и закрывают ворота неба. Ноm. Od. 24, 344. Il. 5, 749. Имен их и числа Гомер не называет. У Гесиода (Hesiod. theog. 901) они называются дочерями Зевса и Фемиды и носят следующие имена: Ευ̉νομία (законность), Δίκη (справедливость) и Ει̉ρήνη (мир). Из этих названий видно, что во время Гесиода богини погоды имели уже нравственный смысл; они оберегали и поддерживали порядок и законность как в природе, так и в жизни людей. Богинь этих обыкновенно представляли в числе трех, потому что обыкновенно принимали три времени года: весну, лето и зиму; впоследствии говорили о четырех О.; но в древнейшее время число их ограничивали, вероятно, двумя. В Афинах издревле почитали О. весны Θαλλώ (от глагола θάλλω) и О. лета Καρπώ (от καρπός). Богини эти, способствующие произрастанию и совершенствованию растений, воспитывают также и развивающуюся молодежь и приводят дела людей к счастливому окончанию. Искусство изображало их частью отдельно, частью вместе в виде молодых девушек, украшенных различными произведениями времени года. Они имели святилища в Афинах, Коринфе, Аргосе и в других местах.

ОСАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОВИННОСТЕЙ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОВИННОСТЕЙ - Άτέλεια, освобождение от повинностей, было или полное (ατέλεια άπάντων), или ограниченное, когда освобождали только от некоторых повинностей, напр. от лейтургий, известных пошлин и податей, или от военной службы (ατέλεια στρατίας), от которой освобождены были, между прочим, члены совета. От повинностей освобождать можно было также иностранцев; так, в Афинах пользовался этой привилегией Левкои, правитель босфорский, в награду за ατέλεια, дарованную им афинским хлебным торговцам. Demosth. Lept. p. 466 слл.; ср. т. ж. p. 474 слл. об освобождении фасосцев. При полной ατέλεια освобождали граждан от пошлин, лейтургий, но не от триерархии, метиков освобождали иногда от уплаты метойкия, а иногда и от имущественной подати (εισφορά), от которой ни один гражданин не мог быть освобожден. ср.: F. A. Wolf, Prolegomena к его изд. речи Демосфена против Лептина.

ОСИЗМИИ

ОСИЗМИИ - Osismi, Όσίσμιοι, народ, живший в северо-восточном углу кельтической Галлии (Бретань). Caes. b. g. 2, 34. 3, 9. 7, 75. Strab. 4, 195.

ОСИИ

ОСИИ - Osi, по Тациту (Tac. Germ. 28. 43), народ Германии, живший в лесистой местности дальше квадов, которым он платил дань. Язык и нравы у этого народа были паннонские. Жил он, вероятно, между верхними течениями Одера и Вислы.

ОСИРИС

ОСИРИС - Osīris, α̃́Οσιρις, главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте, О. распространял по всей земле земледелие, вводил улучшение нравов и почитание богов. Но брат его Тифон выступил его противником и даже умертвил его, посадив посредством хитрости в ящик, который он потом забил гвоздями, влил туда расплавленный свинец и бросил в Нил. Ящик был принесен водою в море и там выброшен на берег, где и нашла его Изида. Она предала тело земле, но Тифон ночью откопал его, разделил тело на 14 частей и рассеял их во все стороны. Изида собрала их и вновь похоронила на острове Филах или в Абидосе. О. являлся из подземного царства Гору и учил его, как вести борьбу с Тифоном, который после продолжительной борьбы и был наконец совершенно побежден. Изида есть олицетворение нильской равнины, а О. - оплодотворяющего эту равнину Нила. В более широком значении Изида есть плодоносная земля, а О. - оплодотворяющая ее производительная сила солнца. О. - бог солнца и вместе бог Нила, и борьба его с Тифоном есть борьба солнца с присущею земле производительною силою. Постоянная смена жизни и смерти в природе есть образ течения жизни самого бога. Если на поверхности земли прекратится жизнь, то О. с Изидою живет в подземном царстве и через своего сына производит новую жизнь.

ОСКА

ОСКА - Osca, α̃́Οσκα, значительный город илергетов в тарраконской Испании, н. Уеска в Аррагонии. Plut. Sertor. 14. Strab. 3, 161. Caes. b. c. 1, 60.

ОСКИ

ОСКИ - Osci, см. Italia, Италия, 7.

ОСКИН

ОСКИН - Oscĭnes, см. Divinatio, Дивинация, 19.

ОСЛИНЫЕ ГОРЫ

ОСЛИНЫЕ ГОРЫ - 'Όνεια 'όρη, так называлась цепь гор, достигающая высоты 2.000 футов, которая тянется южнее Истма от Коринфа до Кенхрей. Горы эти имели важное значение, как проход в Пелопоннес и потому были предметом частых битв. Хеn. Hell. 6, 5, 51. 7, 1, 15. 41. Thuc. 4, 42. 44. Polib. 2, 52. Plut. Cleom. 20. Теперь они называются Ексамили.

ОСОБНЯК

ОСОБНЯК - Οι̉κιά, οι̃́κος, см. Domus, Дом.

ОСРОЕНА

ОСРОЕНА - Osroēne, см. Edessa, Эдесса, и Mecopotamia, Месопотамия.

ОССА

ОССА - Ossa, α̃́Οσσα,

1. олицетворение повсюду распространяющейся молвы, поэтому она называется вестницей Зевса (Διòς 'άγγελος, ε̉κ Διός). Ноm. Il. 2, 93. Ноm. Od. 24, 413. 1, 282. У Софокла (Oed. T. 158) она называется дочерью надежды. У римских писателей ей соответствует Fama. Verg. Aen. 4. 173 слл. Ov. met. 9, 138. 12, 39. 15, 853. В Афинах находился ее храм;

2. цепь гор в Фессалии, отделяющаяся от Олимпа Темпейскою долиной и примыкающая на юго-востоке к Пелиону. Самая большая вершина их достигает 6017 футов. Горы эти считались отечеством кентавров. Теперешнее название Киссаво произошло от плюща, растущего во множестве на этих горах. Ноm. Od. 11, 315.

ОСТЕНТ

ОСТЕНТ - Ostentum, см. Divinatio, Дивинация, 13.

ОСТИАРИЙ

ОСТИАРИЙ - Ostiarĭus

и Ostĭum, см. Domus, Дом, 7.

ОСТИЯ

ОСТИЯ - Ostĭa, η̉ Ώστία или τὰ α̃́Ωστια, римский портовый город, находившийся при устье Тибра, в 16 милях от Рима, на левом истоке Тибра. Основанный царем Анком Марцием (Liv. 1, 33), город этот скоро достиг замечательного благосостояния. После разрушения его Марием он вновь был великолепно отстроен и пал, после того как император Клавдий основал на правом рукаве Тибра лучшую гавань Portus Romanus или Augusti (Suet. Claud. 20), так что с этого времени существование его поддерживалось только соляными заводами, построенными Анком. Развалины находятся возле нынешнего городка О., который вследствие морских наносов находится уже на час расстояния от берега. Strab. 5, 219 слл.

ОСТОРИИ

ОСТОРИИ - Ostorĭi, 1. P. Ostorius Scapula, будучи претором, вел в 50 г. от Р. X. счастливую войну в Британнии против Карактата, но в дальнейших походах потерпел значительную неудачу и умер от огорчения по этому поводу. Tac. ann. 12, 31-39. Tac. Agr. 14;

2. M. Ost. Scapula, сын предыдущего. Он служил со славою под начальством своего отца. Он сам лишил себя жизни в 62 г. от Р. X., чтобы избежать смерти от замыслов Нерона. Tac. ann. 12, 31. 16, 14. 15;

3. Ost. Sabinus, поднял обвинение против Бареи Сорана и получил за это квестуру и большую сумму денег. Tac. аnn. 16, 23 слл.

ОСТРАКИЗМ

ОСТРАКИЗМ - Ostracismus, см. Έκκλησία, Экклесия, 8.

ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ

ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ - Μακάρων νη̃σοι, см. Fortunatae insulae, Фортунатские острова.

ОСХОФОРИИ

ОСХОФОРИИ - Ώσχοφόρια, вакхический праздник жатвы, праздновавшийся в Афинах 7-го пианенсиона (октябрь - ноябрь). Plut. Thes. 22. 23. Во время этого праздника 20 взрослых юношей (по два от каждого сословия) наперерыв бежали из храма Диониса в Лимнах в храм Афины Скирас на Фалероне, неся в руках виноградные ветви с гроздями. Каждый из 10 победителей получал в награду чашу, наполненную напитком, составленным из пяти главнейших продуктов года (вина, меда, сыра, муки и оливкового масла - πενταπλόα), и почетное место в следовавшей затем процессии. Праздничное шествие (причем впереди поющего хора шли два мальчика в женской одежде) совершалось от О., площади перед храмом Афины, к храму Диониса, где Фиталиды приносили жертву. Праздник оканчивался жертвенным пиром. Афиняне ставили этот праздник в связь с путешествием Тесея в Крит.

ОТ

ОТ - Otus, см. Aloadae, Алоады.

ОТАЦИЛИИ

ОТАЦИЛИИ - Otacilĭi, 1. M. Otac. Crassus, будучи консулом в 263 г. до Р. X., покорил часть Сицилии, осадил Сиракузы и принудил царя Гиерона к заключению союза с римлянами. Позднейшее его консульство в 246 г., когда Гамилькар Барка осаждал римлян в Сицилии, было менее замечательно. Polib. 1, 16 слл.;

2. брат его T. Ot. Crassus, во время своего консульства покорил в 261 г. некоторые сицилийские города;

3. Т. Ot. Crassus, был претором в 217 г., а в 216 г. - пропретором в Сицилии и в союзе с Гиероном вел несчастную войну с карфагенянами. В следующем году он предпринял поход в Африку, произвел там грабежи и опустошения и уничтожил часть карфагенского флота. Liv. 22, 56. Хотя в следующем году он безуспешно искал консульства (Liv. 24, 7 слл.), благодаря главным образом противодействию Фабия, но зато опять был сделан претором и получил провинцию Сицилию, откуда он опять возобновил походы на африканский берег. Liv. 25, 31. При соискании в 211 г. консульства он снова потерпел неудачу и умер в Сицилии, прежде чем получил известие об этой неудаче. Liv. 26, 22;

4. Ot. Crassus, был приверженцем Помпея и запятнал свое имя убийством попавших в его руки приверженцев Цезаря. Caes. b. c. 3, 28; Наконец, еще 5) L. Ot. Pilitus, вольноотпущенник, бывший учителем Помпея. Он учил в Риме риторике. Составленный им исторический труд утерян. Suet. rhet. 3.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ - Ύπεύθυνος (ответственный). Действительные государственные чиновники (α̉ρχαί) в Афинах были ответственны перед высшим правительством, в противоположность подчиненные (υ̉πηρέται); эта ответственность перед ευ̉θύναι и λογισταί была одним из признаков α̉ρχη̃ς.

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА - Pater patrĭae, почетный титул, который впервые дал сенат Цицерону. Этот титул давался обыкновенно императорам (уже и Цезарю), но некоторые от него отказывались, напр., Тиберий. Suet. Tib. 26. Tac. ann. 1, 72.

ОТЕЦ СЕНАТА

ОТЕЦ СЕНАТА - Pater senātus, не было никогда постоянным почетным титулом; так называться предложил не в меру льстивый сенатор Випстан императору Клавдию, который, однако, отказался от этого титула. Tac. ann. 11, 25.

ОТКАЗ ОТ ДЕТЕЙ

ОТКАЗ ОТ ДЕТЕЙ - Expositio infantum, бросать детей было позволено по ромульскому праву, т. е. по древнему обычаю, но с тем лишь условием, чтобы отец предварительно показывал младенца пяти живущим по соседству родственникам, которые должны были определить, можно ли бросить ребенка на том основании, что он уродлив или слишком слаб. Dion. Hal. 2, 15 (ср. Educatio, Воспитание, 16). То же самое определялось и законом XII таблиц. Cic. legg. 3. 8. Несмотря на это ограничение, отцы действовали часто произвольно и бросали детей и по другим причинам, напр. по причине своей бедности, а правительство не решалось вмешиваться. Теr. Нес. 3, 3, 40. Dio Cass. 41, 1. Plin. ep. 10, 71 сл. Но всегда на это смотрели как на безнравственный и неестественный поступок. Suet. Calig. 5. Законы против того, однако, изданы были лишь во 2 в. от Р. X., а более строго оно стало преследоваться начиная с 374 г. Еще в 5 в. Гиерокл жалуется на то, что постоянно бросают детей, опасаясь что недостанет на их пропитание, а сам он признает последствием брака обязанность воспитывать всех детей или, по крайней мере, большую часть их.

ОТОН

ОТОН - Otho, см. Salvii, Сальвии, 3-6.

ОТПУЩЕНИЕ РАБА

ОТПУЩЕНИЕ РАБА - Manumissio, т. е. е manu missio. Отпущение господином на волю раба производилось или торжественно, именно:

a) vindictâ, основанной на фиктивной жалобе другого лица, Assertor, утверждающего, что отпускаемый на волю не раб, а свободный человек, in libertatem vindicatio, перед магистратом, где господин и отпускал раба (Liv. 41, 9);

b) censu, когда господин поручал внести своего раба, отпускаемого на волю, в ценсорский список, как гражданина (Cic. de or. 1, 40);

c) testamento, когда О. на волю было постановлено завещанием господина; или не торжественно, т. е. раб объявлялся свободным частным образом и именно: inter amicos, в присутствии друзей как свидетелей, или per epistolam, т. е. посредством письменного заявления, или per mensam, когда господин приглашал раба к своему столу, или же на смертном одре. Император Константин ввел О. на волю в церкви перед народом. Торжественная форма отпущения давала рабу вместе с тем и право гражданства, неторжественное - только фактическое пользование свободой (in libertate morabantur. Cic. Мil. 12). Право на О. на волю по отношению к господам было первоначально неограниченно, но затем, вследствие злоупотреблений, явилась необходимость в ограничениях; так, зо время Августа в 4 и 8 г. от Р. X., были изданы lex Aelia Sentia и lex Furia Caninia, требовавшие указания на iusta causa manumissionis и т. п. Другие ограничения указаны также в lex Iunia Norbana (см. Latini Iuniani, Колонисты Юния).

ОТРАВЛЕНИЕ

ОТРАВЛЕНИЕ - Veneficĭum.

Если в Риме случалось отравление (ср. Liv. 8, 18. 39, 41. 40, 43 сл.), то назначалась обыкновенно чрезвычайная quaestio, после же lex Cornelia de sicariis была введена постоянная quaestio de venef. При императорах за продажу яда и лекарств, опасных для жизни или здоровья и за употребление их, наказывали ссылкой или казнью.

ОТРЕЙ

ОТРЕЙ - Otreus, Ότρεύς, фригийский царь, помогавший Приаму в походе против Амазонок. Ноm. Il. 3, 186. hymn. in Ven. 111.

ОТРИАД

ОТРИАД - Othryădes, -as, Όθρυάδης, -ας, храбрый спартанец, который, по рассказу Геродота (1, 82 слл.), в числе других избранных послан был своими соотечественниками для решения спора с аргивянами о кинурийской границе города Фиреи (669 г. до Р. X.) и один уцелел после поединка, в то время как со стороны аргивян уцелели Хром и Алканор. Когда эти последние поспешили домой, чтобы известить о своей победе, О. не оставил места битвы, а удерживал его как победитель. Поэтому на другой день вновь возгорелась битва и решилась в пользу спартанцев, которые в песнях прославляли своих героев во время Гимнопедий.

ОТРИДА

ОТРИДА - Othrys, η̉ α̃́Οθρυς, цепь гор Фтиотиды в Фессалии, покрытых богатою растительностью. Они образуют водораздел между Пенеем и Сперхеем и тянутся к морскому берегу от Тифреста в восточном направлении, от Малийского залива в северном, а северная отрасль их доходит до Фарсальской равнины. Горы эти достигают высоты 3000 футов и в различных частях носят теперь различные названия: Varibovo, Goura, Ierako. Они составляют северную границу нынешнего греческого королевства. Hdt. 7, 129. Verg. Aen. 7, 675.

ОТРИОНЕЙ

ОТРИОНЕЙ - Othryŏneus, Όθρυονεύς, союзник Приама из Кабеса и жених Кассандры, убитый Идоменеем. Ноm. Il. 13, 363.

ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ

ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ - Patrĭa potestas, особого рода древнеитальянским институтом была власть главы дома над детьми, по которой дети находились в пожизненной зависимости от отца. Отец имел власть над жизнью и свободой детей. Этот закон ведет будто бы свое начало от Ромула; с полной строгостью он перешел и в законы XII таблиц. Неестественность закона была несколько смягчена тем, что отец обращался обыкновенно к домашнему суду (iudicium domesticum, см. Iudicium, Судопроизводство, 17). Во времена Империи злоупотребление этой властью (patria potestas) наказывалось, и убийство сына считалось наравне с Parricidium. Выбрасывание новорожденных уродливых детей было очень обыкновенным явлением, только должны были быть привлечены в качестве свидетелей пять соседей. Только со времени императоров за выбрасывание детей угрожал штраф. Нет ни одного случая действительной продажи сына отцом, хотя для формы это иногда употреблялось, чтобы дать сыну свободу (см. Emancipatio, Эмансипация). Abdicatio возникла только при императорах и состояла в изгнании сына из отцовского дома, связанном с делением наследства. Сын не мог ни владеть имуществом, ни приобретать, разве только в том случае, если отец поручал сыну отдельное peculium (см. Пекулий). Императоры запрещали одалживать деньги сыновьям, находившимся под О. В. Patria potestas прекращалась, если самого отца усыновляли; прекращалась также вследствие принятия сына в другой род (gens), вследствие эмансипации или когда отец или сын теряли гражданство, и также если сын был Flamen dialis (Tac. ann. 4, 16) или дочь - весталкой.

ОТЧЕТ

ОТЧЕТ - Έπισημαίνεσθαι, см. Λογισταί, Логисты.

ОТЧИЕ БОГИ

ОТЧИЕ БОГИ - Patrĭi dii, 1. римские боги-покровители, тождественные с пенатами, или же древние божества рода и семьи, от которых производят себя отдельные знатные фамилии, в таком случае они равнялись θεοὶ πατρω̃οι греков (= γενέθλιοι θεοί); но у греков πατ. θεοί означают также божества народа или семейства, приобретенные по наследству от родителей; напр., Аполлон у афинян (см. Γενέθλιος, Генетлии). ср.: Hertzberg, de diis Romanorum patriis, 1840;

2. мстящие божества родителей (Cic. Verr. 2, 1, 3), как paterni dii y Ливия (40, 10).

ОФАГОР

ОФАГОР - Orthagŏras, Όρθαγόρας, сикионянин незнатного происхождения, который в 670 г. до Р. X. сделался тираном в Сикионе, упрочил свою власть умеренностью и благоразумием и передал по наследству своим потомкам. Aristot. polit. 5, 9.

ОФЕЛИОН

ОФЕЛИОН - Ophelĭon, Ώφελίων,

1. комический афинский поэт, принадлежащий, вероятно, к середине аттической комедии. Некоторые заглавия его комедий и отрывки от них уцелели (см. Meineke, fragm. com. Graec., III, p. 380 слл.);

2. писатель, трактовавший о медицинских и естественноисторических вопросах, которым пользовался Плиний;

3. ваятель, сын Аристонида; от него сохранилась одна мраморная статуя, находящаяся теперь в Луврском дворце в Париже;

4. живописец неизвестного времени, который нарисовал Пана и Аеропу.

ОФЕЛЛА

ОФЕЛЛА - Ophellas, Όφέλλας, полководец первого Птолемея. В 322 г. до Р. X. он завоевал Кирену и сделан был там правителем. В последующее время он сделался независимым и в союзе с Агафоклом Сиракузским делал приготовления к войне против Карфагена, но умер до начала военных действий в 308 г.

ОФЕЛЬТ

ОФЕЛЬТ - Opheltes, см. Adrastus, Адраст.

ОФИДА

ОФИДА - Ophis, 'Όφις, река близ Мантинеи в Аркадии, впадающая в Алфей. Хеn. Hell. 5, 2, 4. Paus. 8, 8, 4. 7.

ОФИЛИИ

ОФИЛИИ - Ofilĭi.

Из этого рода более замечательны:

1. А. Of., друг Цезаря, порядочный юрист, живший во время Цицерона (Cic. ad Att. 8, 37);

2. Ofilius, служил под начальством Октавиана в войне против Секста Помпея и отвергал все почетные награды, полагая, что солдата следует награждать только землей и деньгами. App. b. с. 5, 128.

ОФИОН

ОФИОН - Ophion, Όφίων,

1. один из древнейших титанов, который царствовал с женой своей Евриномой еще до Кроноса и Реи. Побежденный этими последними, он был брошен в Тартар или Океан. Apoll. Rh. 1, 503;

2. гигант;

3. отец кентавра Амика, поэтому этот последний и называется Ophionides. Ov. met. 12, 245.

ОФИУХ

ОФИУХ - Όφιου̃χος, см. Sidеra, Созвездия, 7.

ОФИЦИУМ

ОФИЦИУМ - Officium, было общее название для всего служебного персонала императорских чиновников, который назывался также cohors. Отдельные лица этого персонала назывались officiales и имели военное устройство, между тем как чиновники республиканских властей (accensi, apparitores), удержавшиеся до позднейших времен, не имели его. Начала этих военных чиновников следует искать в учреждении при императорах новых должностей, как-то: praefectus praetorio, praef. urbi, praef. vigilum, которые получили военных помощников, и из этого-то развились в 3 в. officia. Константин еще увеличил этот штат, так что многие officia получили princeps, cornicularius, adiutor и т. д. Officia назывались также те обязательные визиты, которые вызывались условиями жизни. Визиты эти были обязательными не только для клиентов, но и для лиц, поставленных выше, от консула до греческого ученого, который искал место учителя в каком-либо знатном доме. Кроме обыкновенной вежливости, officium требовалось также при каждом важном семейном обстоятельстве. Временем для officia были обыкновенно первые два часа утра. Suet. Oct. 77. см. Friedländer. Sittengeschichte Roms, 1, 219 слл.

ОФРИНЕЙОН

ОФРИНЕЙОН - Ophrynēum, Όφρύνειον, маленький город в Мизии в округе Трои, недалеко от Птелейского озера, между Дарданом и Ретеем (Ροίτειον). Находящаяся там роща была посвящена Гераклу. Hdt. 7, 42. 43. Хеn. Anab. 7, 8, 5. Strab. 13, 595. Ныне Френкеви.

ОХ

ОХ - Ochus, 1. 'Όχος, река во Внутренней Азии, течение которой определялось древними различно. Эта неопределенность происходит, вероятно, от того, что слово О. на языке Пельви означает реку вообще, так что оно употреблялось по отношению ко многим рекам. О. Страбона (11, 509 слл.) берет начало в Парапанисе и, протекая через Гирканию, вливается в Каспийское море; это теперешний Теджент или Герируд, который еще и теперь носит два имени. О. Птолемея протекает через Бактрию, ограничивая ее с запада, и вливается в Оксос; это, вероятно, теперешний Мургаб; согласование обоих свидетельств возможно, если предположить, что, по мнению древних, О. (Теджент), соединившись с Маргосом (Мургаб), впадал в Оксос (Джиган) и затем в Каспийское море;

2. τΩχος, греческое имя, в особенности прозвище царя Артаксеркса III, см. Artaxerxes, Артаксеркс, 3.

ОХА

ОХА - Ocha, группа гор в южной части Евбеи, высочайшая вершина которых (н. гора Св. Ильи) достигает 1404 м., с обширными залежами мрамора (Strab. 10, 455). На небольшой площади близ главной возвышенности стоит древний храм Геры, образец древнейшей самой простой архитектуры греческих храмов.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ - Ochlocratia, см. Respublica, Правления формы, 2.

ОХОТА

ОХОТА - Venatĭo.

О. была любимой забавой древних народов и перешла в виде травли в римский цирк и амфитеатр. Для травли также выписывали редких диких зверей из Азии и Африки, напр., слонов, носорогов, львов, а также медведей, кабанов, быков и др., которые и боролись между собой или с людьми (так называемые bestiarii), которые получали известную плату (auctoramentum), если не были приговорены ad bestias. Cic. off. 2, 16. Cic. ad. fam. 7, 1. Помпей устраивал самые чудовищные venationes (500 львов и т. д.), за ним Цезарь, позже Калигула, Гордиан III и Проб. Некоторые императоры запрещали эту забаву, но без успеха. ср.: Friedlaender, Sittengeschichte Roms, II, стр. 218 слл.

ОЦЕЛЛУС ЛУКАН

ОЦЕЛЛУС ЛУКАН - Ocellus Lucanus, 'Όκελλος ο̉ Λευκανός, философ пифагорейской школы, время жизни которого неизвестно. Он написал сочинение περὶ τη̃ς του̃ παντòς φύσεως, в котором главным образом изложил учение о вечности мира. Подлинность дошедшего до нас сочинения этого имени подвержена большому сомнению; должно быть, оно написано в 1 в. до Р. X. Изд. Виццани (1646), Рудольфи (1801), Муллах (1846).

ОЦЕЛУМ

ОЦЕЛУМ - Ocělum, 'Ώκελον, город грайоцелов в грайских Альпах (Caes. b. g. 1, 10) на дороге из Августы Тавринов в транзальпинскую Галлию (Strab. 4, 170), н. (по Наполеону) Usseau.

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА - Supplicĭum.

Так называлась собственно примирительная или очистительная жертва, затем такая же жертва, соединенная с sacratio capitis, т. е. с посвящением головы (преступника) подземным богам, наконец сама казнь, т. к. последняя заняла место sacratio capitis. До времен Тиберия и даже в начале царствования этого императора (Tac. ann. 3, 51) казнь производилась тотчас после произношения судом смертного приговора. Тиберий же, вследствие одного слишком поспешного сенатского приговора, велел сенату издать постановление, чтобы казнь совершалась спустя не менее 10 дней после произнесения приговора (Suet. Tib. 75. Dio Cass. 57, 20. 58, 27). Позже этот срок был продлен до 30 дней (Quint. decl. 313. Calp. Flav. decl. 25). см. Carnifex, Карнифекс, Lictor, Ликтор, Speculator, Спекулятор, и Triumviri capitales, Тресвиры. Казнь совершалась отчасти в самой тюрьме (саrаеr) через удушение, отчасти перед городскими воротами. В последнем случае приглашался глашатай (рrаесо) для того, чтобы во всеуслышание объявить о преступлении и дать сигнал ликтору или палачу. Преступника с покрытой головой сначала секли, затем казнили секирой или мечом или же распинали на кресте. Труп выдавался родственникам только по особому разрешению, обыкновенно же оставлялся на месте непохороненным или бросался в реку Тибр. В походе казнь совершалась перед воротами лагеря, которые назывались porta decumana (см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 10).

ОЧИЩЕНИЕ

ОЧИЩЕНИЕ - Lustratio.

У греков и римлян важную часть религиозного обряда составляли очищения, καθαρμοί, α̉γνισμοί, ι̉λασμοί, τελεταί, piacula, piamenta, cerimoniae, lustrationes. Эти очищения имели основанием своим сознание вины и внутренней нечистоты и убеждение, что только внутренне чистый человек может вступать в сношение с богами. Внешняя чистота служит символом внутренней чистоты. Поэтому кто приближался к богам, должен был прежде всего быть чист; оттого и умывались перед молитвою, обетом и жертвоприношением, а также при вступлении в храм. Ноm. Od. 2, 261. 12, 336. 4, 759. Il. 1, 449. Soph. О. С. 460. Еиr. Ion. 94 слл. При входе в храм для этой цели стояли сосуды с кропильной водой (περιρ̉ρ̉αντήρια). Воду употребляли проточную или морскую, а если нельзя было достать таковой, то заменяли ее горячей водой, смешанной с солью. Еиr. El. 799. Iph. T. 1161. Verg. Aen. 2, 719. 4, 635. Theocr. 24, 94. В виде кропила употребляли часто ветвь, особенно ветвь маслины и лавра; кроме того, приписывали очистительную силу розмарину, можжевельнику, мирту и др. Этого рода деревья употреблялись также и для каждения, т. к. кроме воды главным очистительным средством считался огонь, причем играла роль также и сера. Ov. fasi. 4, 739 сл. Вышеупомянутые очищения основывались на представлении о нечистоте вообще человека по отношению к божеству и его обыденной жизни по отношению к святой. Но, кроме того, были случаи, которые особенно оскверняли человека и служили препятствием его общению с богами и потому требовали особого О. Таковыми считались: пролитие крови или убийство, месячные О. женщин, прикосновение к покойникам, похороны и т. п. Ноm. Od. 10, 481 сл. Verg. Aen. 6, 229. У дверей дома, где находился покойник, ставился сосуд с водою, которою должен был очистить себя всякий, выходящий из дома. После похорон все домочадцы подвергались еще особому О. Часто О. совершалось над целыми городами, народами и войсками, когда за преступление всех или же отдельных лиц боги посылали на них заразу или другие бедствия. Так, напр., после Килонова возмущения Эпименид совершил обряд О. над Афинами; так точно греческое войско под Троей очищает себя во время моровой язвы, посланной Аполлоном в наказание за оскорбление Агамемноном жреца его Хриса (Il. 1, 313). В Афинах перед каждым заседанием народного собрания совершалась люстрация посредством каждения и окропления места заседания кровью жертв, обыкновенно поросят. У греков следует отличать двоякого рода очищения: одни - служившие для умилостивления (ι̉λαστικά), другие - служившие для простого О. (καθαρτικά). Первого рода обряды совершались для умилостивления души убитого и вместе с тем для примирения с собою вообще подземных богов (θεοὶ τρόπαιοι, λύσιοι, καθάρσιοι), между которыми главный был подземный Зевс (Ζεὺς μειλίχιος, φύξιος, καθάρσιος). Убийца собственно должен был бы своею кровью смыть вину земных богов. Взамен этого обычаем установлены были примирительные жертвоприношения, состоявшие в том, что убийца, как бы вместо себя, приносил в жертву животное, особенно барана. Другой способ примирения, искони существовавший, заключался в том, что убийца добровольно отдавался в рабство (как, напр., Геракл, Аполлон, Кадм), от которого он впоследствии мог откупиться деньгами. У Гомера мы находим один только способ примирения убийцы с родственниками убитого, состоявший в том, что убийца платил пеню или денежный штраф (ποινή, Il., 9, 632. 18, 498); о примирительных или очистительных жертвах в этом случае у него не упоминается. Очистительный же обряд над убийцей, посредством которого он опять делался способным вступать в обычные сношения с богами и людьми, состоял в том, что закалывали молодую свинью и кровью, текущей из раны ее, окропляли руки убийцы. Особенную роль играли очищения в мистериях. Начало этих мистических очищений (καθαρμοί, τελεταί) относили особенно к Орфею, потому что так называемая секта орфиков, имевшая большое влияние на развитие мистерий, ввела много подобных обрядов, заимствовав их из чужеземных культов. Мистики употребляли свои очистительные обряды также как средство для лечения, предсказания и колдовства и вообще своим шарлатанством поддерживали суеверие. У римлян во многих праздниках, как-то: Lupercalia, Ambarvalia, Cerealia, O. или lustrationes составляли главную часть празднества. О. новорожденных (lustratio liberorum) - девочек в восьмой день, мальчиков в девятый день происходило для того, чтобы охранить их от колдовства. Оно состояло в том, что детей несли через дом к домашнему алтарю или даже через храм. Дни эти назывались lustrici dies. К общественным О. или люстрациям относилось О. или люстрация флота, lustratio classium. Liv. 36, 42. Перед отплытием флота сооружали алтарь у берега в воде, закалывали на нем жертвенных животных, затем с жертвами объезжали три раза флот, наконец, с молитвами половину жертв бросали в море, а другую сжигали. Подобные обряды совершались и при О. сухопутного войска (lustratio exercitus terrestris или sacrificium lustrale), когда войско отправлялось в поход или в битву, иногда также после битвы. О. целого народа римского (lustratio populi Romani или просто lustrum), учрежденное Сервием Туллием (Liv. 1, 44), совершалось всякий раз после окончания ценза или переписи (condere lustrum) на Марсовом поле и состояло в том, что приносили в жертву свинью, барана и быка (suovetaurilia). В прежние времена этот торжественный обряд совершал царь и консулы, впоследствии один из цензоров, или выбранный первым, или назначенный по жребию. При этом он произносил молитву: ut dii immortales populi Romani res meliores arnplioresque facerent. Впоследствии эта формула заменена была другою: ut res Romanas perpetuo incolumes servarent. Val. Max. 4, 1, 10. Suet. Oct. 97. Liv. 38, 36. T. к. ценз производился каждые пять лет, то lustrum получило значение пятилетия (tempus quinquennale).

Предыдущая страница Следующая страница