Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")

ВОДЯНОЙ ОРГАН

ВОДЯНОЙ ОРГАН - Hydraulus, 'ύδραυλος, organon hydraulicum, гидравлический орган, изобретенный механиком Ктесибием; он имеет семь трубок, частью из бронзы, частью из тростника; воздух приводился в нем в движение водой, и таким образом производились звуки. Во время Нерона изобрели новую конструкцию. Игра производилась при помощи клавиатуры. Cic. tusс. 3, 18, 43. Plin. 6, 23, 26. Описание его дает Vitr. 10, 8.

ВОЕННАЯ ДОБЫЧА

ВОЕННАЯ ДОБЫЧА - Manubiae, или деньги, вырученные от продажи добычи, особенно часть добычи, причитающаяся полководцу, противоположное praeda, сама добыча, состоящая из рабов, скота и различных вещей. По понятию греков с самых древних времен все принадлежащее неприятелю, особенно все вооружение, делалось собственностью победителя; при этом различали - σκυ̃λα - взятое с убитого неприятеля и λάφυρα - с живого; на этом основании у Гомера часто говориться о «кровавом» оружии. В позднейшее время сам полководец разделял добычу, причем никогда не забывали приносить часть добычи богам, вешать в храмы или же украшать ею общественные здания, а иногда строить и новые. (О разделении добычи, взятой в сражениях при Пл*геях, см. Hdt. 9, 80 сл.) Римляне одну часть добычи отдавали в государственную казну, другую полководцу, остальное распределялось между солдатами; доспехи, снятые с неприятеля, назывались spolia.

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ

ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - см. Военные приказания.

ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ

ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ - Signa, 1. сигналы, т. е. военные приказания, которые давались как в походе, так и в сражении и лагере. Они разделялись на signa vocalia, semivocalia и muta. Сигналы гласные и полугласные были слышимые ухом, немые же исключительно глазом. К гласным сигналам относился лозунг (signum), который в сражении устно дается полководцем трибунам и ими передается из уст в уста далее. Пароль (tessera) же, напротив, написанный трибунами на дощечке, объявлялся в лагере указанным в статье Disciplina militaris, Дисциплина военная, 8 способом. Сигналы полугласными давались военными духовыми инструментами (tuba, cornu, bucma). К немым сигналам принадлежало vexillum, знамя, которое прикреплялось на палатке полководца для объявления начала сражения, а также все предварительные уговоры во время сражения, напр., движение руки, снимание головного покрова и т. д; наконец, также род телеграфных сигналов, особенно ночью с помощью огня. Днем давались сигналы отдельным частям войска с помощью бревен, которые прикрепляли к высоким башням и, смотря по условию, то поднимали, то опускали. Наконец, к немым сигналам принадлежат еще

2. военные значки, орлы и знамена. Об орлах ср. Aquila, Орел. В прежние времена значком манипулов служило изображение животного, именно орла, вепря, коня и т. д. (о построении манипул см. Acies, Боевой строй). A со времен Мария орел сделался исключительным знаменем (signum) легиона; однако в более поздние времена Империи некоторые легионы имели свои точно определенные изображения зверей, так, напр., leg. XX Valeria Victrix (стоявший со времен Клавдия в Британнии, а раньше в Паннонии и Германии) имел вепря. Кроме того, манипулы удерживали свои особенные значки, signa, которые состояли обыкновенно из руки или венка, а под ними помещалось изображение богов, позднее также императоров, а при Тиберии - даже временщика Сеяна. Suet. Tib. 48. Tac. ann. 4, 2. Со времен Адриана манипулы совсем были уничтожены, зато когорты получили свои значки, которые обыкновенно изображали дракона, поэтому знаменосца называли также draconarii. В лагере signa вместе с орлом устанавливались рядом с палаткой военачальника (praetorium), знамена же мелких отрядов оставались при отдельных манипулах.

ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ, ВОЕННЫЕ ЗНАКИ

ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ, ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - Signa,

1) сигналы, т. е. военные приказания, которые давались как в походе, так и в сражении и лагере. Они разделялись на signa vocalia, semivocalia и muta. Сигналы гласные и полугласные были слышимые ухом, немые же исключительно глазом. К гласным сигналам относился лозунг (signum), который в сражении устно дается полководцем трибунам и ими передается из уст в уста далее. Пароль (tessera) же, напротив, написанный трибунами на дощечке, объявлялся в лагере указанным в статье Disciplina militaris, 8 способом. Сигналы полугласными давались военными духовыми инструментами (tuba, cornu, bucma). К немым сигналам принадлежало vexillum, знамя, которое прикреплялось на палатке полководца для объявления начала сражения, а также все предварительные уговоры во время сражения, напр., движение руки, снимание головного покрова и т. д; наконец, также род телеграфных сигналов, особенно ночью с помощью огня. Днем давались сигналы отдельным частям войска с помощью бревен, которые прикрепляли к высоким башням и, смотря по условию, то поднимали, то опускали. Наконец, к немым сигналам принадлежат еще 2) военные значки, орлы и знамена. Об орлах ср. Aqulia. В прежние времена значком манипулов служило изображение животного, именно орла, вепря, коня и т. д. (о построении манипул см. Acies). A со времен Мария орел сделался исключительным знаменем (signum) легиона; однако в более поздние времена Империи некоторые легионы имели свои точно определенные изображения зверей, так, напр., leg. XX Valeria Victrix (стоявший со времен Клавдия в Британнии, а раньше в Паннонии и Германии) имел вепря. Кроме того, манипулы удерживали свои особенные значки, signa, которые состояли обыкновенно из руки или венка, а под ними помещалось изображение богов, позднее также императоров, а при Тиберии - даже временщика Сеяна. Suet. Tib. 48. Tac. ann. 4, 2. Со времен Адриана манипулы совсем были уничтожены, зато когорты получили свои значки, которые обыкновенно изображали дракона, поэтому знаменосца называли также draconarii. В лагере signa вместе с орлом устанавливались рядом с палаткой военачальника (praetorium), знамена же мелких отрядов оставались при отдельных манипулах.

ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ

ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ - Tribūnus milĭtum, см. Dux, Дукс, 2.

ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ С КОНСУЛЬСКОЙ ВЛАСТЬЮ

ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ С КОНСУЛЬСКОЙ ВЛАСТЬЮ - Tribūnus milĭtum consulāri potestāte.

В 444 г. до Р. X., вследствие стремления плебеев к консульству, на место консулов были выбраны три военных трибуна с консульской властью (исключая цензуру, которая была от нее отделена, см. Censor, Цензор). Новая должность была доступна также и для плебеев. С этих пор и до времен leges Liciniae Sextiae несколько раз выбирались Т., числом 3, 4, 6, даже 8. Эта разница в числах объясняется тем, что число Т. иногда увеличивалось согласно требованию обстоятельств и что в число их включались также оба цензора. Liv. 4, 6. 5, 1. Власть их, выбор, вступление в должность и сложение ее были тождественны с консульством. Но триумф им был запрещен.

ВОЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВОЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - Exercitia armōrum, различного рода упражнения в оружии и в маршировке. В древние строгие времена у римлян гимнастические упражнения мальчиков и юношей служили приготовлением к предстоящей ими военной службе, но они имели значение лишь общей подготовки и приучения к выносливости. Когда молодые люди с наступлением 17-летнего возраста набирались в войско, их ожидал целый ряд упражнений, имевших целью приучить их к маршировке в такт в строю. Но сколь скоро они поступали в состав легиона настоящими солдатами (milites, ср. Dilectus militum, Набор войска. 2), то начинались специальные упражнения, производившиеся в период Империи в определенные, законом установленные сроки; кроме того, полководцы, смотря по обстоятельствам и по энергии, с которою они вели свои дела, еще от себя устраивали различные упражнения. Главным образом в зимних стоянках, но и вообще в мирное время солдаты выступали под предводительством своих центурионов или под командою простого doctor armörum (получавшего в этом качестве двойной паек, Veg. 1, 13) на учение в маршировке (ср. Ambulatio) и в бегу (cursus) с сохранением порядка. О маневрах вообще ср. Decursio; об остальных, более специальных упражнениях, напр. в нападении на воображаемого неприятеля, palaria, в употреблении больших и меньших метательных орудий, armatura. в прыганий и плавании, saltus, natatio, ср. Disciolina militaris, Дисциплина военная, 5. При всех этих упражнениях были назначаемы награды для отличающихся и наказания для неуспевающих и не радеющих состоявшие в количестве и качестве отпускаемого им пайка. От этих чисто военных учений следует различать употребление целых легионов или отдельных отрядов для производства разных строительных работы, напр. для сооружения дорог, амфитеатров и т. д.

ВОЗЕГ

ВОЗЕГ - Vosĕgus, Vogasus, правильнее, чем Vogesus, н. Вогезы, французское Vosges, горы Галлии в стране секванов и тревиров, продолжение Юры на севере. Caes. b. g. 4, 10.

ВОЗЗВАНИЕ

ВОЗЗВАНИЕ - Provocatio, 1. у греков см. Judicium, Судопроизводство, 8;

2. у римлян во времена царей и Республики provocatio называлось последнее обращение к народу об отмене приговора по уголовному делу, постановленному царем или магистратом. Оно относилось во времена царей до Сервия Туллия (Cic. r. р. 2, 31 ) к куриатным, а с этого времени к центуриатным комициям. После того как патриции, после изгнания царей, признали сословие плебеев действительным членом народа (populus), народ в своей совокупности сделался самодержавным. Это особенно ясно было выражено в lex Valeria, Закон Валерия, в 509 г. до Р. X.: ne quis magistratus civem Romanum adversus provocationem necaret neve verberaret (Liv. 2, 8; 30. Val. Max. 4, 1, 1), возобновлено в 449 г. до Р. X. через lex Valeria Horatia: ne quis ullum magistratum sine provocatione crearet, qui creasset, eum jus fasque esset occidi neve ea caedes capitalis noxae haberetur (Liv. 3, 55) и в том же году повторено Дуилием с небольшим распространением: qui plebem sine tribunis reliquisset quique magistratus sine provocatione creasset, tergo ac capite puniretur. Оба последних плебисцита были вызваны насильственными поступками децимвиров, которые, впрочем, учреждены были с такой целью, чтобы ни трибуны не выбирались, ни provocatio не допускались (см. Decemviri, Децемвиры). Также в понятии диктатуры заключалось, что на распоряжения и решения диктатора не могло быть никакой А. к народу (provocatio ad populum Liv. 2, 18; см. Dictator, Диктатор), хотя на практике впоследствии были исключения. Вследствие leges Porciae, ок. 195 г. до Р. X., право провокации распространено было за пределы городской области. Когда с половины 2 в. до Р. X. quaestiones perpetuae (см. Quaestio perpetua) мало-помалу заступили место народного суда, то уже в самом этом замещении народа заключалось отмена В. к народу, и ни Сулле, ни Цезарю не нужно было отменять В., как это утверждал Göttling (Röm. Staatsverfassung, стр. 464 слл.). Фактически подлежащие узакониванию de provocatione ad populum, равно как и само В. в отдельных случаях, еще продолжали существовать, но Цезаревы leges Iuliae (46 г. до Р. X.) подводили преступление магистрата, не обращавшего внимания на провокацию, под понятие публичного насилия (vis publica), и он установил наказание aquae et ignis inderdictio. О различии провокации от апелляции, т. е. В. к содействию магистрата, чтобы он вступился своим veto, см. Apellatio, Апелляция. При императорах, которые воплотили в своем лице величие народа, provocatio ad populum естественно прекратилось; только император мог до и после произнесения приговора даровать защиту и помилование; поэтому оба выражения provocatio и apellatio с тех пор получили одинаковое значение. Даже в провинциях римский гражданин мог против наместника подавать апелляцию к императору, и в этом случае он должен был лично доставлен в Рим. Здесь решал сам император со своей консисторией, или он поручал дело префекту (prafectus praetorio или urbi) или сенату, как в уголовных, так и гражданских делах.

ВОЗЗВАНИЕ, АПЕЛЛЯЦИЯ

ВОЗЗВАНИЕ, АПЕЛЛЯЦИЯ - Provocatio,

1) у греков см. Judicium, 8; 2) у римлян во времена царей и Республики provocatio называлось последнее обращение к народу об отмене приговора по уголовному делу, постановленному царем или магистратом. Оно относилось во времена царей до Сервия Туллия (Cic. r. р. 2, 31 ) к куриатным, а с этого времени к центуриатным комициям. После того как патриции, после изгнания царей, признали сословие плебеев действительным членом народа (populus), народ в своей совокупности сделался самодержавным. Это особенно ясно было выражено в lex Valeria в 509 г. до Р. X.: ne quis magistratus civem Romanum adversus provocationem necaret neve verberaret (Liv. 2, 8; 30. Val. Max. 4, 1, 1), возобновлено в 449 г. до Р. X. через lex Valeria Horatia: ne quis ullum magistratum sine provocatione crearet, qui creasset, eum jus fasque esset occidi neve ea caedes capitalis noxae haberetur (Liv. 3, 55) и в том же году повторено Дуилием с небольшим распространением: qui plebem sine tribunis reliquisset quique magistratus sine provocatione creasset, tergo ac capite puniretur. Оба последних плебисцита были вызваны насильственными поступками децимвиров, которые, впрочем, учреждены были с такой целью, чтобы ни трибуны не выбирались, ни provocatio не допускались (см. Decemviri). Также в понятии диктатуры заключалось, что на распоряжения и решения диктатора не могло быть никакой А. к народу (provocatio ad populum Liv. 2, 18; см. Dictator), хотя на практике впоследствии были исключения. Вследствие leges Porciae, ок. 195 г. до Р. X., право провокации распространено было за пределы городской области. Когда с половины 2 в. до Р. X. quaestiones perpetuae (см. это слово) мало-помалу заступили место народного суда, то уже в самом этом замещении народа заключалось отмена В. к народу, и ни Сулле, ни Цезарю не нужно было отменять В., как это утверждал Göttling (Röm. Staatsverfassung, стр. 464 слл.). Фактически подлежащие узакониванию de provocatione ad populum, равно как и само В. в отдельных случаях, еще продолжали существовать, но Цезаревы leges Iuliae (46 г. до Р. X.) подводили преступление магистрата, не обращавшего внимания на провокацию, под понятие публичного насилия (vis publica), и он установил наказание aquae et ignis inderdictio. О различии провокации от апелляции, т. е. В. к содействию магистрата, чтобы он вступился своим veto, см. Appelatio. При императорах, которые воплотили в своем лице величие народа, provocatio ad populum естественно прекратилось; только император мог до и после произнесения приговора даровать защиту и помилование; поэтому оба выражения provocatio и appelatio с тех пор получили одинаковое значение. Даже в провинциях римский гражданин мог против наместника подавать апелляцию к императору, и в этом случае он должен был лично доставлен в Рим. Здесь решал сам император со своей консисторией, или он поручал дело префекту (prafectus praetorio или urbi) или сенату, как в уголовных, так и гражданских делах.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - Μήνυτρα, награда, дававшаяся за доставление убежавшего раба, или награда, назначавшаяся от государства за уведомление о тяжком преступлении, как, напр., по случаю процесса о гермокопидах. ср. Index, Индекс.

ВОЙСКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОКАТЫ

ВОКАТЫ - Vocātes, аквитанское племя близ испанской границы, рядом с тарусатами, вероятно, близ Бурдигалы (Бордо). Caes. b. g. 3, 23. 27.

ВОКЕТИЙСКИЕ ГОРЫ

ВОКЕТИЙСКИЕ ГОРЫ - Vocetĭus mons, покрытая лесами гора в бельгийской Галлии, восточный отрог Юры, н. Бэцберг, в Аргау. Tac. hist. 1, 68.

ВОКОНИИ

ВОКОНИИ - Voconĭi.

К ним принадлежали:

1. Voconius, служивший в Митридатскую войну легатом Лукулла и занявший несколько городов Бифинии. Plut. Lucull. 13;

2. Q. Voconius Naso, был, согласно Цицерону, в числе судей, судивших Клуенция (Cic. Cluent. 54).

ВОКОНТИИ

ВОКОНТИИ - Vocontĭi, могущественное племя в нарбонской Галлии (н. южная часть Дофинэ и Прованс); они были в союзе с римлянами и жили по собственным законам. Caes. b. g. 1, 10. Liv. 21, 31. Tac. hist. 1, 66. Strab. 4, 179. 185. 187.

ВОЛАНА

ВОЛАНА - Volāna, селение в Самние (н. Паллана), на правом берегу реки Сагра. Liv. 10, 40.

ВОЛАНДУМ

ВОЛАНДУМ - Volandum, крепость в Малой Армении, на западе от Артаксаты. Tac. ann. 13, 39.

ВОЛАТЕРРЫ

ВОЛАТЕРРЫ - Volaterrae, Ου̉ολατέρραι, город Этрурии в нескольких милях от морского берега, один из самых высокорасположенных гродов Италии; к нему вела очень крутая и трудная дорога. Последнее обстоятельство, а также крепкие и высокие стены города (8 футов толщины и 32 римских фута высоты), сохранившиеся и доныне, дали возможность приверженцам Мария продержаться здесь 2 года. К городу принадлежала обширная область, простиравшаяся вплоть до морского берега, называемого Vada Volaterrana. Впоследствии значение В. упало, прежде же это был самый значительный из 12 городов Этрусского союза и имел 2 часа в окружности. Нынешняя В. занимает едва треть старого города. Strab. 5, 222 сл.

ВОЛКАНАЛ,

ВОЛКАНАЛ, - Volcānal, см. Vulcanus в статье 'Ήφαιστος.

ВОЛКАНАЛ

ВОЛКАНАЛ - Volcānal, см. Vulcanus, Вулкан, в статье 'Ήφαιστος, Гефест.

ВОЛКАНАЛИИ

ВОЛКАНАЛИИ - Volcanalĭa, см. Vulcanus, Вулкан, в статье 'Ήφαιστος, Гефест.

ВОЛКАНУС

ВОЛКАНУС - Volcanus, см. Vulcanus, Вулкан, в статье 'Ήφαιστος, Гефест.

ВОЛКАЦИИ

ВОЛКАЦИИ - Volcatĭi, Vulcatii, 1. друг Верреса, поощрявший его подкупность. Cic. Verr. 2, 24. 58;

2. Volc. Sedigitus, жил ок. 100 г. до Р. X. и оставил поэтический канон, в котором были перечислены сочинители fabularum palliatarum по их достоинству в странном порядке. Gell. 15, 24;

3. L. Volc. Tullus, был консулом с 66 г. до Р. X., лишил Катилину права быть выбранным в консулы и помешал осуществлению первого заговора Катилины. Cic. Cat. m. 1, 6. В борьбе Цезаря и Помпея он хотя и стоял на стороне Цезаря, но играл больше роль примирителя и в событиях не принимал участия. Cic. ad. fam. 4, 4, 11 Cic. ad Att. 7, 3, 3. 9, 19, 2;

4. С. Volc. Tullus служил под начальством Цезаря в Галлии (Caes. b. g. 6, 29) и позже сражался при Диррахье (b. с. 3, 52).

ВОЛУЗИАН

ВОЛУЗИАН - Volusiānus, С. Ceionius Rufius, был полководцем Магнеция (Aur. Vict. Caes. 40, 18) и в 311 г. от Р. X. подавил восстание, которое Александр возбудил в Африке. Консулом он был в том же 311 г. и также в 314 г.

ВОЛУМЕН

ВОЛУМЕН - Volūmen, сверток, состоявший из нескольких приклеенных одна к другой папирусовых полос, которые после окончания письма навертывались на цилиндр и при чтении снова развертывались. Поэтому evolvere volumen означает «читать книгу». Cic. ad Att. 10, 10. ср. Βιβλία, Библиотека, 6.

ВОЛУМНИИ

ВОЛУМНИИ - Volumnĭi, род из Пелусия:

1. Volumnia, жена Кориолана, см. Coriolanus, Кориолан;

2. P. Vol. Amintinus Callus, выказал в борьбе против Гердония большую решительность и отвагу (460 г. до Р. X.);

3. L. Vol. Flamma Violentus, вел удачные войны, будучи консулом в 307 г., в Каламбрии против салентинян, в 296 г. против самнитян. Он же пришел на помощь товарищу своему по консульству, гордому Аппию Цеку, победил вместе с ним врагов и приобрел его уважение. Потом он заставил самнитян очистить Кампанию. Liv. 9, 42 слл. 10, 15 слл. По возвращении своем в Рим он встретил признательность граждан за свои подвиги;

4. P. Vol. Eutrapelus, сторонник триумвира Антония, вел, подобно последнему, веселую жизнь. Цицерон, находившийся с ним в переписке, просил его вступиться за него перед Антонием. Cic. ad Att. 15, 18, 1. Cic. ad. fam. 7, 32. 33. Cic. Phil. 13, 2. Аттик также находился с В. в дружеских отношениях. Nep. Att. 9, 4;

5. P. Vol., близкий друг М. Брута, которого сопровождал во время междоусобных войн и до последних минут его жизни находился на его стороне. Он написал историю междоусобных войн. Plut. Brut. 45. 48.

ВОЛУПИЯ

ВОЛУПИЯ - Volupĭa, богиня римлян, олицетворение удовольствия и веселья, имела в Риме свой храм; этим же именем жрецы называли олицетворенную voluptas. Cic. de n. d. 2, 23.

ВОЛУСИЕН

ВОЛУСИЕН - Volus(i)enus, С. Vol. Quadratus, был в 56 г. военным трибуном у Цезаря, которому остался верен и во время междоусобной войны. В 43 г. он был народным трибуном и приверженцем Антония. Caes. b. g. 3, 5. b. с. 3, 61. Cic. Phil. 14, 7.

ВОЛУСИИ

ВОЛУСИИ - Volusĭi.

Более замечательные члены из этого семейства следующие:

1. Q. Vol., был одним из помощников Цицерона в Киликии, которого он послал оттуда судьей на Кипр. Cic. ad Att. 5, 21, 6. Cic. ad. fam. 5, 10. Это был человек, на которого можно было положиться;

2. L. Vol. Saturninus, consul suffectus в 12 г. до Р. X. и цензор, был очень богат, пользовался всеобщим уважением и умер в 20 г. от Р. X. Tac. ann. 3, 30;

3. сын его L. Vol. Saturninus, будучи хорошим хозяином, значительно увеличил отцовское имущество; умер он в 56 г. от Р. X., занимая должность городского префекта. Он запретил скупать дома в лом с целью барышничества. Tac. ann. 3, 30. 13, 30. Plin. 7, 12;

4. Vol. Proculus, был назначен начальником флота при Мисене, в награду за оказанные Нерону услуги при убийстве его матери. Tac. ann. 15, 51;

5. L. Vol. Maecianus, жил во время Антония Пия, обучал Марка Аврелия и в 175 г. от Р. X. был убит солдатами. Он был замечательный юрист, и следы его сочинений заметны еще в пандектах. Ему приписывали также сочинение de asse et eius partibus. Capit. Ant. P. 12. Ant. Phil. 3.

ВОЛЦЕНТЫ

ВОЛЦЕНТЫ - Volcentes, племя во Внутренней Лукании, город их Ου̃́λκοι, Vulci; н. Валло, между Пестом и Поликастром. Liv. 27, 15.

ВОЛЬКИ

ВОЛЬКИ - I.

Volcae,

Ου̉ωλκαί, Ου̉όλκαι,

I. могущественное кельтское племя в нарбонской Галлии, доходившее до границ Аквитании и до Родана; но некогда оно простиралось и дальше его. Liv. 21, 26. С древних времен В. предпринимали переселения в Германию и Грецию. Они делились на 2 главных ветви:

1. на Tectosages (или -gi), живших у подножия Пиренеев и далее за Нарбон и впоследствии переправившихся в Азию. Столица их была Tolosa (н. Тулуз) на Гарумне, сделавшаяся потом римской колонией;

2. на Arecomici, живших на восток от тектосагов; столицей был Nemausus (Ним), другой город был Нарбон. Caes. b. g. 6, 24. 7, 64. Strab. 4, 186 сл. 203.

II.

Volci,

Ου̉όλκοι, город Этрурии на севере от Тарквиниев, пользовавшийся когда-то значением, н. Пиано-ди-Вульчи на реке Фиора; в тамошнем древнем некрополе встречается много древностей.

ВОЛЬКИ, (I)

ВОЛЬКИ, (I) - Volcae,

Ου̉ωλκαί, Ου̉όλκαι, 1) могущественное кельтское племя в нарбонской Галлии, доходившее до границ Аквитании и до Родана; но некогда оно простиралось и дальше его. Liv. 21, 26. С древних времен В. предпринимали переселения в Германию и Грецию. Они делились на 2 главных ветви: 1) на Tectosages (или -gi), живших у подножия Пиренеев и далее за Нарбон и впоследствии переправившихся в Азию. Столица их была Tolosa (н. Тулуз) на Гарумне, сделавшаяся потом римской колонией; 2) на Arecomici, живших на восток от тектосагов; столицей был Nemausus (Ним), другой город был Нарбон. Caes. b. g. 6, 24. 7, 64. Strab. 4, 186 сл. 203.

ВОЛЬКИ, (II)

ВОЛЬКИ, (II) - Volci,

Ου̉όλκοι, город Этрурии на севере от Тарквиниев, пользовавшийся когда-то значением, н. Пиано-ди-Вульчи на реке Фиора; в тамошнем древнем некрополе встречается много древностей.

ВОЛЬСЕЛЛЫ

ВОЛЬСЕЛЛЫ - Volsellae, небольшие щипчики, которыми tonsor вырывал отдельные волосы на лице (τριχολαβίδες), или те, которыми зубной врач дергал зубы или хирург захватывал края ран.

ВОЛЬСИНИИ

ВОЛЬСИНИИ - Volsinĭi или Vulsinii, Ου̉ολσίνιοι, значительный город Этрусского союза, на южном берегу lacus Volsiniensis (н. Лаго-ди-Больсена с 2 островами). Когда город был взят и разрушен римлянами, жители его основали новый город на северо-западной стороне озера, где ныне лежит Больсена. И тот и другой город пользовались значительным богатством, ср. Liv. 10, 37.

ВОЛЬСКИ

ВОЛЬСКИ - Volsci, Ου̉όλσκοι, Ου̉ολου̃σκοι, древнее италийское племя, жившее по обеим сторонам реки Лириса до Тирренского моря; столица их была Suessa Pometia. После продолжительных и упорных войн они были побеждены римлянами, в 338 г. до Р. X., и с тех пор имя их исчезло из истории. Liv. 1, 53. 2, 9. 22. 3, 22. 4, 59 и во многих других местах. Strab. 5, 228. 231. см. Latium, Лациум, 5.

ВОЛЬСЦИЙ

ВОЛЬСЦИЙ - Volscĭus, V. Volsc. Fictor, обвинял в 461 г. до Р. X. Кезона Квинкция, но впоследствии (459 г.) был запoдозрен в лжесвидетельстве и изгнан из города. Liv. 3, 24. 29. Прозвище Фиктор ему, может быть, было дано патрицийскими историками a crimine in К. Quinctium ficto.

ВОЛЬТУМНА

ВОЛЬТУМНА - Voltumna или по-этрусски Felthina, этрусская богиня союзного храма 12 городов, в котором они собирались для общих совещаний. С этими собраниями были соединены жертвоприношения, игры и ярмарки. Храм этот лежал, вероятно, на Вадимонском озере или на берегу Тибра между Америей, Вольсиниями и Фалериями. Plin. ep. 8, 20. Liv. 4, 23. 61. 5, 17. Strab. 5, 226.

ВОЛЬТУР

ВОЛЬТУР - Voltur, см. Venusia, Венузия.

ВОЛЬТУРН

ВОЛЬТУРН - Volturnus, Ου̉ολτου̃ρνος, значительнейшая река Кампании, вытекающая из Апеннин в Самнии, протекала многочисленными извилинами и соединялась с левой стороны с притоками Calor (Калоре) с Tamarus (Тамаро) и Sabatus (Сабато) и затем изливалась по направлению к западу близ города Volturnum (н. Кастель-ди-Вольтурно) в Тирренское море. Она и ныне называется Вольтурно.

ВОЛЬТУРЦИЙ

ВОЛЬТУРЦИЙ - Volturcĭus, Titus, один из участников в заговоре Катилины, был схвачен на пути с послами аллоброгов и вследствие откровенного сознания и выдачи письма, полученного от Катилины к Лентулу, прощен. Sall. Cat. 44 слл. Cic. Cat. m. 4, 3.

ВОЛЬЦИАНЫ

ВОЛЬЦИАНЫ - Volciāni, племя в тарраконской Испании. Liv. 21, 19.

ВОЛЮТА

ВОЛЮТА - Volūta, часть ионийской колонны, см. Columna, Колонна.

ВОМИТОРИЯ

ВОМИТОРИЯ - Vomitorĭa, назывались в римских театрах и амфитеатрах входы крытых галерей, которые в отдельных ярусах (praecinctiones) шли в известных расстояниях одна от другой к местам для зрителей. Они все были соединены с лестницами, устроенными во внешней стене и выходившими на улицу, так что вся публика могла выходить зараз без всякого замедления и замешательства. Высчитано было, что колоссеум, вмещавший более 80.000 зрителей, имел столько лестниц и выходов, что вся огромная толпа могла выйти из здания в 5 минут.

ВОНОНЫ

ВОНОНЫ - Vonōnes, Ου̉ονώνης,

1. Arsaces XVIII. Vonones I, сын известного парфянского царя Фраата, одержавшего победу над Антонием и пославшего своих сыновей и внуков в 20 г. до Р. X. к Августу в качестве заложников. Когда Фраат был убит своим сыном Фраатаком, а последний и вслед за ним и его наследник были умерщвлены разъяренным народом, парфяне просили прислать им В., который, однако, за свои греко-римские привычки и обстановку и даже за добродетели не понравился народу и должен был уступить место Артабану армянскому. Он умер насильственной смертью в 19 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 58. 68. Suet. Tib. 49;

2. Arsaces XXII. Vonones II, парфянский наместник в Мидии, сделавшийся потом на короткое время царем в 50 г. от Р. X.;

3. Тацит упоминает еще про одного В. (Ann. 11, 8. 12, 10), который жил в Риме в качестве заложника вместе с сыном своим Мегердатом; последний в 50 г. пытался, но безуспешно, свергнуть с престола Арсака Готарза.

ВОПИСК

ВОПИСК - Vopiscus, Flavius Vop. Syracusius, названный так по месту своего рождения, происходил из знаменитого рода. Дед его много лет находился в тесной дружбе с Диоклетианом; по-видимому, и отец его был в близких отношениях с этим императором. В. жил в Риме во времена Максимиана. Городской префект Юний Тибериан предложил ему описать жизнь императора Аврелиана. В. согласился и частью по собственной охоте и любознательности, частью вследствие просьб своих друзей продолжал начатое описание до времен Диоклетиана и своих современников. Таким образом, он написал одно за другим жизнеописания Аврелиана, Тацита, Флориана, Проба, minusculorum quattuor tyrannorum Фирма, Сатурнина, Прокула и Боноза, наконец, Кара, Нумериана и Кариана в 5 книгах, которые и посвятил своим друзьям (напечатано в изд. script. hist. Aug.). Сочинение это было написано в начале 4 в., но уже после отказа Диоклетиана от власти. Хотя В. ссылается на некоторые источники, которыми он пользовался, однако он, по-видимому, мало трудился над собиранием материала. Эта работа дилетанта, который, обладая некоторым вкусом и искусством изложения, пишет без всякой системы, делая длинные, не идущие к делу отступления. Принадлежа к числу почитателей Аполлония Тианского (из чего видно, что он был язычник), В. имел намерение написать его жизнеописание, чего, однако, не исполнил.

ВОРОТА

ВОРОТА - Porta, от portare, нести, потому что по этрусскому обычаю плуг, которым обводили борозду для стен (sulcus primigenius), поднимался и был переносим на руках в тех местах, где должны были стоять В. О В. в Риме см. Roma, Рим, 5. 11.

Portentum,

см. Divinatio, Дивинация, 13.

ВОСК

ВОСК - Cеrа, ср. κηρός, употреблялся у древних,

1. как письменный материал; им натирали деревянные дощечки, на которых потом писали железным грифелем или stilus, отсюда tabulæ ceratæ;

2. для печатей на письмах и под документами, по крайней мере у римлян;

3. для живописи восковыми красками, энкаустики (Plin. 35, И, 41);

4. в ваянии для моделей и постоянных произведений (κηροπλαστική); в особенности нужен был В. для литейщиков, чтобы получить пустые формы. Из В. лепили также плоды поразительного сходства (особенно в Александрии), статуи богов и людей, в особенности умерших, imagines maiorum. Реже употреблялся В. для свечей, а более для мазей и пластырей.

ВОСКОВЫЕ ПОРТРЕТЫ

ВОСКОВЫЕ ПОРТРЕТЫ - Imagĭnes, сделанные из воска изображения предков или восковые маски, висевшие в атрии знатных римлян в маленьких стенных шкафах (armaria Plin. 35, 2) и так соединенные гирляндами, что все вместе образовали родословное дерево. Под ним подписывались tituli, чтобы обозначить имя, сан и деяния умершего. Выбор атрия (prima aedium pars) для шкафов Валерий Максим (5, 8). объясняет так: ut maiorum virtutes posteri non solum legerent, sed etiam imitarentur. Ius imaginum имели только те, предки которых имели курульное достоинство. Polib. 6, 53. Sen. de ben. 3, 28. Plin. 35, 2, 2. При больших погребальных процессиях imagines несли впереди, причем несущие, одетые в исторический костюм, надевали эти восковые маски, представляя предков. Также imagines родственных фамилий брались иногда для большего великолепия pompae funebris.

ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОТИЕН МОНТАН

ВОТИЕН МОНТАН - Votiēnus Montānus, довольно известный ритор времен Тиберия; Тацит упоминает (Tac. ann. 4, 12) о нем с похвалой. ср. Sen. controv. 264. 294. 314. Он, как кажется, родился в Нарбоне, за его обидные речи был послан Тиберием в изгнание и умер в 27 г. от Р. X. на Балеарских островах.

ВСАДНИКИ

ВСАДНИКИ - Equĭtes, в различные времена имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. 1-й период. С Ромула до Гракхов equites были частью римского войска, так что имели чисто военное значение и постоянно сменялись, потому что тот, кто выходил в отставку по окончании срока службы переставал быть eques. Ромул образовал этот разряд войска следующим образом: он велел выбрать по 100 equites из каждой из коренных 3-х триб - рамнов, тициев и люцеров, так что на каждую из 30 курий приходилось по 10 equites. Каждые 100 человек составляли центурию и назывались по имени той трибы, которой они были представителями, каждые 30 человек составляли турму, и каждые 10 человек имели своего декуриона. Общим начальником их был Tribunus Celerum (см. Трибуны конницы). Тулл Гостилий, по обычной традиции, к 300 ромуловых В. прибавил 300 В., в числе 10 турм, из тогдашних жителей Альбы, которые и должны были переселиться в Рим (Liv. 1, 30), но не изменил числа центурий. Это известие можно отнести с гораздо большей вероятностью к допущению центурии люцеров к центуриям рамнов и тициев. Тарквиний Приск удвоил число equites по той же традиции, так что при нем было уже 1200 В. (400 рамнов, именно 200 priores, 200 posteriores и т. д.). Liv. 1, 36. Cic. r. р. 2, 20. Но вероятно, что Тарквиний Приск удвоил лишь число 300 celeres, так что с тех пор было 200 рамнов, 100 priores, 100 posteriores и т. д. Из этих 1200 (вернее, вероятно, 600) equites Сервий Туллий составил, надо думать, 6 центурий (см. Sex suffragia) и прибавил к ним 12 центурий новых или плебейских В., в числе 2400 (вернее, 1200) человек, всего, следовательно, не 3600, а 1800, каковое число долго сохранялось. Со времен Сервия Туллия, для того, кто желал поступить во В., требовался известный ценз, вероятно в 10 раз превышавший минимальный ценз 1-го класса. Все же состоявшие в 18 центуриях и признанные сначала со стороны консулов, потом со стороны цензоров и внесенные в список получали от государства equus publicus, т. е. деньги на покупку боевого коня, называемые aes equestre, в сумме 10 000 ассов (секстантарных), и вдобавок на содержание коня, aes hordearium, в размере 2000 ассов, см. Aes, Медь. Эти суммы относятся, однако, не к древнейшим и первоначальным временам, а к тому времени, когда денежные оклады были нормированы по секстантарному размеру. Все время, пока В. имел equus, он имел право голосования в 18 центуриях и мог удерживать за собой коня и по истечении срока службы, даже в том случае, когда поступал в сенат; так было до тех пор, пока одним плебисцистом, упоминаемым у Цицерона (r. р. 4, 2), не было определено, что В., поступая в сенат, должен возвратить equus publicus и не имеет уже после этого права голоса во всаднических центуриях. Кроме 1800 equites 18 центурий были еще с первых времен Республики, 409 г. до Р. X., equites equo publico, не принадлежавшие к центуриям. Но это учреждение Валерия Попликолы, кажется, пало после того, как вошли в силу equites equo privato. Именно с 403 г. до Р. X. образовалось новое всадничество вследствие того, что во время осады Вейев многие молодые люди, обладавшие всадническим цензом, заявили желание поступить во В. и нести службу на собственных конях. Сенат принял просьбу и с тех пор рядом с В. в собственном смысле, equo publico, существовала особая кавалерия из богатой молодежи, не владевшей ни equus publicus, ни всадническим достоинством, ни правом голоса в 18 центуриях. 2-й период. В., как постоянное сословие римского народа (ordo equester), занимавшее среднее место между сенатом и народом, возникли в 123 г. до Р. X. вследствие lex iudiciaria Гая Семпрония Гракха. Этим законом было установлено, что все имеющие всаднический ценз (400 000 сестерциев = 1 000 000 секстантарных ассов) и известный возраст, имеют право на судейские места. Переписанные в lex граждане заняли судебные должности и назывались iudices. Но скоро всех граждан, обладающих 400 000 сестерциев и призванных или могущих быть призванными к должности судьи, начали называть В., хотя это был титул, не имеющий сам по себе никакого значения. Государственные откупщики, publicani, как самые богатые люди, образовали ядро этого нового сословия (см. Publicani, Публиканы), и между ними и партией сената возникла оживленная борьба, продолжавшаяся до Августа. С его единовластием исчез дух каст, и хотя Август признал в достоинстве В. всех граждан, владеющих 400 000 сестерциев, и утвердил наследственность этого звания, но сословие В. утратило всякое значение и быстрыми шагами пошло к упадку. Оно потеряло и судебные должности, и государственные откупы; золотое кольцо - знак всаднического достоинства - перешло к другим гражданам (см. Annulus, Аннул), исчезло, наконец, и самое имя eques. так что equites назывались только еще те, которые имели equus publicus и состояли в древних всаднических турмах. С целью поднять сословие Август выделил часть его, имеющую сенаторский ценз, и дал ей имя equites illustres и другие отличия; но остальная часть В. пострадала от этого еще более. В военной службе они и без того уже давно не пользовались никаким значением, и с тех пор как Сципион во 2-ю Пуническую войну набрал много конных вспомогательных войск, значение это начало падать окончательно и римские В. совсем исчезли из римского войска. Так называемые equites были капиталисты, государственные откупщики или же занимали в то же время офицерские места. Особенно со времен Августа equites equo publico призывались к высшему роду службы. Из их среды императоры выбирали своих amici, comites, советников, высших чиновников, наместников, всякого рода praefecti и т. д. Император также жаловал титул eques equo publico (причем equus publicus более уже не давали) в награду заслуженным офицерам. Шесть всаднических турм (так разделены были они по примеру старинного деления на Ramnes, Tities и Luceres - priores и posteriores), состоящие под начальством seviri и princeps iuventutis, не имели никакого значения, как корпорация. Иногда, однако, они собирались, для совершения, напр., древних sacra и для recognitio, которую искони производил цензор при цензе каждые пять лет; recognitio состояла в том, что В. подходили поодиночке к цензору, который их подвергал испытанию и одобрял (словами traduc equum) или же отвергал (словами vende equum). Август установил ежегодную recognitio и поставил ее в связь со старинной transvectio. Это торжество, справлявшееся в июльские иды, состояло в том, что В. в парадном одеянии совершали торжественно проезд от храма Марса или Чести (Honos) через форум в Капитолий. Корпус В. собирался также и в дни рождения императоров, при выборе патрона и в других незначительных случаях. Знаки всаднического достоинства были:

1. trabea (см. Трабея),

2. angustus clavus на тунике (см. Tunica, Туника - в ст. Vestimenta, Одежда;

3. annulus aureus (см. Annulus, Аннул), 4) особое место в театре, со времени lex Roscia theatralis, на так называемое quatuordecim sedes. 3-й период. Когда Константин перенес резиденции в Византию, всаднические турмы дали начало городской всаднической корпорации, стоящей по рангу между сенатом и цехами. Они пользовались еще кое-какими привилегиями к были в милости у некоторых императоров. Наконец это учреждение совершенно исчезло. ср.: Zumpt, über die röm. Ritter und den Ritterstand in Rom (1840). Marquardt, histor. equitum Roman, 1, IV (1840).

ВСЕГРЕЧЕСКИЙ

ВСЕГРЕЧЕСКИЙ - см. Панэллениос.

ВТОРОЙ ЭТАЖ

ВТОРОЙ ЭТАЖ - Διη̃ρες, ύπερω̃ον, см. Domus, Дом, 2. 4.

ВУЛГАРЫ

ВУЛГАРЫ - Vulgāres, низкий разряд рабов, см. Servi, Сервы, 6.

ВУЛКАН

ВУЛКАН - Vulcanus, см. 'Ήφαιστος, Гефест.

ВУЛКАНАЛ

ВУЛКАНАЛ - Vulcānal, см. Vulcanus в статье 'Ήφαιστος, Гефест.

ВУЛКАНАЛИИ

ВУЛКАНАЛИИ - Vulcanalĭa, см. Vulcanus в статье 'Ήφαιστος, Гефест.

ВУЛКАЦИИ

ВУЛКАЦИИ - Vulcatĭi, см. Volcatii, Волкации.

ВУЛЬТУР

ВУЛЬТУР - Vultur, см. Venusia, Венузия.

ВУЛЬТУРЦИЙ

ВУЛЬТУРЦИЙ - Vulturcius, см. Volturcius, Вольтурций.

ВЫГОННЫЕ ДЕНЬГИ

ВЫГОННЫЕ ДЕНЬГИ - Scriptūra, см. Pascua, Пастбище.

ВЫЗОВ В СУД

ВЫЗОВ В СУД - Κλη̃σις, κλητεύειν и κλήτορες, см. Iudicium, Судопроизводство, 3.

ВЫКУП ЗА ВОЕННОПЛЕННЫХ

ВЫКУП ЗА ВОЕННОПЛЕННЫХ - Λύτρα.

Выкупные деньги за военнопленных, отличаются от ποινή при кровной мести, обыкновенно назначавшиеся победителем произвольно; при обыкновенных, международных войнах 2-3 мины, позднее 3-5; более знатные лица выкупались за более значительные суммы; напр., Платон был выкуплен за 20 или за 30 мин; часто потребная для выкупа сумма составлялась родственниками или друзьями. Выкуп, по крайней мере в Афинах, был священной обязанностью, если только подлежавший выкупу не желал сделаться собственностью владетеля.

ВЫПИВКА

ВЫПИВКА - Πίνειν, см. Cibus, Пища, 5. 6.

Предыдущая страница Следующая страница