Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАН")

ПАЛЛИАТА

ПАЛЛИАТА - Palliāta se. fabula, (см. Comoedia, Комедия, в конце и Fabula, Фабула). Все сочинители П. принадлежат 6 в. после основания Рима и суть следующие: Ливий Андроник, Энний, Невий, Плавт, Трабея, Атилий, Лициний Имбрекс, Ювенций, Цецилий, Лусций Ланувин и Теренций. Они переводили греческие драмы более или менее свободно, что зависело от поэтического дарования переводчиков и различных требований публики. Чтобы придать своим драмам больше интереса и чтобы заманить публику в театр, они прибавляли от себя грубые шутки или же делали из двух греческих драм одну римскую, что называлось Contaminatio. При этом они не столько обращали внимание на распределение действий и строгую последовательность в изображении характеров, сколько на впечатление, которое может произвести каждое отдельное место драмы. В конце 6 в. публика стала требовать почти буквального перевода греческих драм, на что согласились только посредственные поэты, способнейшие же стали сочинять fabula togata и Atellana. Но уже в начале 7 в. произошла реакция; публика опять стала требовать старых П., которые и держались на римской сцене до времен императоров.

ПАЛЛИУМ

ПАЛЛИУМ - Pallĭum, ι̉μάτιον, φα̃ρος, длинный шерстяной плащ (Quint. 11, 3, 143), обыкновенно белого цвета; его набрасывали как тогу. Носили его по преимуществу философы, во время процветания Греции носить его считалось признаком изнеженности (в Риме им покрывались публичные женщины).

ПАЛЛОР

ПАЛЛОР - Pallor, см. 'Άρης, Арес.

ПАЛОЧКА ДЛЯ ПИСЬМА

ПАЛОЧКА ДЛЯ ПИСЬМА - Σκυτάλη,

которой пользовались, особенно в Спарте, для секретной заграничной переписки; слово это также означает и само известие, и письмо. Каждый государственный чиновник, преимущественно полководец, отправляясь по службе за границу, брал с собой такую палку, между тем как эфоры в городе имели другую, совершенно одинаковую. Находящемуся за границей чиновнику отправлялась депеша следующим образом. На палку плотно и аккуратно наворачивали узкий белый ремень и на ремне в поперечном направлении писали депешу, затем, сняв ремень с палки, посылали его по назначению. Получивший этот ремень наворачивал его одинаковым образом на свою палку и мог таким образом прочесть написанное. Plut. Ages. 10. 15. Nep. Paus. 3.

ПАЛУДАМЕНТ

ПАЛУДАМЕНТ - Paludamentum, см. Vestimenta, Одежда, 10.

ПАЛЬМА

ПАЛЬМА - Palma, φοι̃νιξ, доставляла на Востоке очень распространенную пищу; в древности она служила материалом для письменных принадлежностей и украшала также своими прекрасными ветвями и листьями победителей в состязаниях, почему это слово часто встречается в переносном значении - «победа», «награда за победу». Cic. Rosc. Am. 6, 35. Horat. Od. 1, 1, 5. 4, 2, 17. Verg. Georg. 3, 10.

ПАЛЬМИРА

ПАЛЬМИРА - PalmСћra, Παλμύρα, в Ветхом Завете Фадмор (1. Цар. 9, 18), город пальм, основанный иудейским царем Соломоном, как станция для караванов в сирийской пустыне, между Антиливаном и Евфратом, в оазисе. Во время войны римлян с парфянами она немало пострадала. До римских императоров П. была цветущим торговым городом, т. к. была посредницей между Западом и Востоком; только к 3 в. от Р. X. она достигла наибольшего могущества, именно когда Оденат (261 г.) во время общих смут в тогдашней Римской империи украсил ее и сделал столицей вновь образованного государства, которое после его смерти царицей Зиновией было расширено завоеванием Египта и Малой Азии. Это пальмирское царство просуществовало, однако, недолго: император Аврелиан разрушил его в 273 г.; сам город был разграблен и разрушен и не мог больше возвыситься, хотя и был восстановлен Юстинианом и продолжал существовать как важная пограничная крепость. На месте П. стоит теперь аравийская деревушка Тедмур. Великолепные развалины и остатки храмов, между которыми больше всех был храм Солнца, до сих пор свидетельствуют о богатстве и блеске прежнего города.

ПАМБОТИЙCКОЕ ОЗЕРО

ПАМБОТИЙCКОЕ ОЗЕРО - Pambōtis, Παμβω̃τις λίμνη, озеро внутри Эпира, где будто бы поселился Неоптолем, сын Ахиллеса, со своей фессалийской дружиной; недалеко от Додоны; н. озеро Янинское.

ПАМИС

ПАМИС - Pamīsus, Πάμισος,

1. южный приток Пенея в Фессалии (Hdt. 7, 129), н. Laparda;

2. река в Мессении (см. Мессения);

3. река в Лаконии, изливающаяся у Левктр, служила первоначальной границей между Лаконией и Мессенией; ныне поток Milia. Strab. 8, 361;

4. река в Элиде у Пилоса.

ПАММЕН

ПАММЕН - Pammĕnes, Παμμένης, знатный фиванец, современник Епаминонда, но моложе его; участвовал, кажется, в составлении священного отряда (Plut. Pelop. 18), но в качестве политического деятеля выступил только после сражения при Левктрах, когда его послали в Аркадию с 1000 человек, под защитой которых аркадцы основали Мегалополь. В его доме жил в молодости Филипп Македонский. Plut. Pel. 26. При втором вторжении в Пелопоннес он завоевал Сикионскую гавань; упоминается также об его походе в Фокиду. Из всех выдающихся фиванцев ни один, кроме него, насколько мы знаем, не пережил Мантинейской битвы. Его снова посылали в Мегалополь; а в 352 г. он был послан на помощь сатрапу Артабазу, отделившемуся от персидского царя, победил в двух сражениях царских полководцев и приобрел себе большую славу. Diod. Sic. 14, 34.

ПАМФ

ПАМФ - Pamphos, Παμφω̃ς, древний мифический певец, находится в связи с культом Деметры и Дионисия и упоминается наряду с Орфеем, Лином и Мусеем. Павсаний полагает, что он жил позже Олена, но раньше Гомера. Он жил, вероятно, в Афинах, т. к. свои первые и древнейшие гимны сочинял для афинян. Ему приписывали гимн Деметре, Артемиде, Посейдону, Харитам; он же сочинил надгробную песнь Лину (Οι̉τόλινος).

ПАМФИЛ

ПАМФИЛ - Pamphĭlus, Πάμφιλος,

1. афинский полководец, посланный в 389 г. против Эгины, которая при поддержке Спарты отделилась от Афин. Он осадил Эгину, но флот его был рассеян, и войско только по прошествии 5 месяцев могло освободиться. Хеn. Hell. 5, 1, 1-5. Около этого времени какой-то П. был публично осужден за кражу (Arist. Plut. 174, со схолиями); очень может быть, что это тот же самый П., т. к. при таких обстоятельствах он легко мог быть заподозрен во взяточничестве;

2. ученик Платона и учитель Эпикура. Cic. de n. d. 1, 26, 70;

3. живописец из Амфиполя, ученик Евпомпа, основал свою школу живописи в Сикионе ок. 360 г. до Р. X., целью которой было дать художникам научную, особенно математическую подготовку, художественное чутье и точность в исполнении. Благодаря ему, рисование вошло в число свободных художеств. Plin. 35, 10, 36. Ему приписывали сочинения о живописи и грамматике.

ПАМФИЛИЙСКОЕ МОРЕ

ПАМФИЛИЙСКОЕ МОРЕ - Pamphylĭum mare, Παμφύλιον πέλαγος, так назывался главный залив у берегов Ликии, Дамфилии, Киликии, между Хелидонским или священным мысом на западе и мысом Анемурионом на востоке, ныне залив Адалия. Liv. 27, 23. Strab. 2, 121. 125.

ПАМФИЛИЯ

ПАМФИЛИЯ - Pamphylĭa, η̉ Παμφυλία, прежде Мопсония; так называлась первоначально узкая береговая полоса в Малой Азии между Ликией и Киликией; от первой отделялась хребтом Климаксом, от второй рекой Меланом (Μέλας); северную границу ее составляла Писидия с Тавром, а на юге простиралось Памфилийское море. Главный мыс Левкофей или Левколла, н. Кара-бурун, у города Сиды на востоке. Реки: Катарракт, н. Дуден-су, которая скрывается два раза под землей и быстро впадает в море, к востоку от Атталеи; Кестр, н. Аксу, Эвримедонт, н. Кёпрю-су; Мелан, н. Менавгат-су. Жители, Pamphyli, - ii (Πάμφυλοι, - Παμφύλιοι), представляли собой смесь из первобытных обитателей, киликийцев и греков и до покорения их Антиохом имели участь, одинаковую со своими соседями; позже П. досталась пергамцам и потом вместе с Пергамом - римлянам. Мореплавание и морские разбои были главным их занятием. Города на берегу, начиная с запада, были: Атталея (н. Адалия), Перга на реке Кестре, со знаменитым храмом Артемиды: здесь пристал апостол Павел; Аспенд на крутой горе на реке Евримедонте, с обширными масличными плантациями; Силлейон, на горе, в 40 стадиях от берега, сильно укрепленный город; Сида, эолийская колония и гавань, главное место культа Паллады с олимпийскими играми; Кибира и др. Strab. 14, 667. Mela. 1, 14.

ПАМФИЛЫ

ПАМФИЛЫ - Πάμφυλοι, см. Φυλή, Фила, 9.

ПАН

ПАН - Pan, Πάν, сын Гермеса и дочери Дриопа (Hom. hymn. 19, 34), или Зевса и аркадской нимфы Каллисто, или Зевса (или Гермеса) и Пенелопы, аркадский бог лесов и рощ (его имя происходит, вероятно, от πάω - пасу). Он родился с рогами, козлиными ногами, бородой, кривым носом и волосами по всему телу и с хвостом, так что мать ужаснулась и бросила его, но Гермес снес его на Олимп, и все боги обрадовались такому необыкновенному богу, почему и назвали его П. (это ошибочное производство от πα̃ς, Hom. hymn. 19, 47). Бродя по горам и лесам, он пасет и благословляет стада (Νόμιος) и дичь; он гоняется за дичью (Άγρεύς), дает счастье охотникам, покровительствует пчеловодам, рыболовам; он бродит с нимфами, пляшет с ними и играет им песни на свирели (σύριγξ), им же изобретенной. Но он любит и уединение, поэтому наводит на людей страх (панический) и ужас; своим странным голосом он одолевает неприятелей. Афиняне верили, что они с помощью П. победили врагов при Марафоне, и с тех пор почитали его в нарочно для этого построенной пещере у Акрополя; ежегодно устраивали в честь его торжественное шествие с факелами. Hdt. 6, 105. И около Марафона была ему посвящена пещера; а на Пситталее при Саламине стояли во многих местах статуи этого помощника в битве. Как другие боги лесов, он также имел дар прорицания, чему обучил он и Аполлона. Изобретение им свирели (σύριγξ) подало повод к сказанию, что он преследовал своей любовью нимфу Сирингу до самой реки Ладона в Аркадии, где она превратилась в тростник, из которого он вырезал себе флейту. Ov. met. 1, 691 слл. Он любил и Эхо, от которой родилась Иинкс (вертошейка-птица). Как любитель пения и танцев, он любил Хариту Пейто. Только в позднейшее время превратили аркадского бога пастухов, по непониманию слова πάν, в символ Вселенной, а звук его свирели считали гармонией сфер. Находясь в свите Диониса, он отличался как веселый, шумливый прыгун и неотвязчивый ухаживатель за нимфами. Потом сочинили много Панов и даже Панисков (Πανίσκοι, младшие П.). Ему была посвящена сосна и каменный дуб; в жертву приносили ему коров, козлов, ягнят, молоко, мед и виноградное сусло. По разным местам почитания он носил разные имена; Lycaeus, Tegeaeus, Maenalius. Он имел много святилищ, особенно в Аркадии, потом в Трэзене, Сикионе, Оропе. Римляне отождествляли его со своими божествами Инуем и Фавном (Inuus и Faunus, Фавн).

ПАНАКЕЯ

ПАНАКЕЯ - Punacēa, Πανάκεια, см. Ασκλήπιоς, Асклепий.

ПАНАКТ

ПАНАКТ - Panactum, Πάνακτον, крепость на границе Беотии и Аттики, которая, переходя из рук в руки, досталась наконец Аттике. Thuc. 5, 3. 42. Развалины одной башни находятся еще на холме у деревни Дервено-Сиалеси.

ПАНАФИНЕИ

ПАНАФИНЕИ - Panathenaea, Παναθήναια, самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (Πολιάς). Установление этого праздника, называвшегося раньше Άθήναια, приписывали Эрихфонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название «П.». В память самого соединения был учрежден (только не Тесеем, а, вероятно, уже после Писистрата) особый праздник Συνοίκια или Συνοικέσια, который праздновался в 16-й день Гекатомбеона. При архонте Гиппоклиде в 566 г. до Р. X. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям прибавил еще гимнастические; тогда же было установлено праздновать его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл (в 446 г.) прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 Гекатомбеона. В первый день происходили музыкальные состязания в Одеоне, построенном Периклом (Plut. Per. 13); здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Раньше, по крайней мере одно время, по постановлению Солона читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (λαμπαδηδρομία) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (α̉θλοθέται) всех состязаний, числом 10, избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой, по крайней мере для победителей в гимнастических состязаниях, служил оливковый венок и красивый, большой глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Pind. nem. 10, 34. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (πομπή); эта часть праздника, в отличие от предыдущих, называлась α̉γὼν ε̉ορτή. Оно совершалось в день рождения богини, 28 Гекатомбеона, и состояло в том, что переносили из Керамейка, лежавшего вне города, в Эрехтей (см. Эрехтейон), храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Платье это (πέπλος) шафранного цвета, предназначаемое для древней статуи Паллады Афины, ткали афинские женщины (так называемые Эргастины) каждый раз перед праздником в продолжение последних 9 месяцев и украшали его множеством узоров. Благородные девицы несли на голове корзины с жертвенными сосудами (κανηφόροι), за ними следовали почтенные старики с оливковыми ветвями в руках (θαλλοφόροι, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность, λειτουργία); жены и дочери вольноотпущенников и метэков несли чаши и кувшины для употребления при жертвоприношении (σκαφηφόροι, υ̉δριαφόροι) или же стулья и зонтики для жен и девиц граждан (διφροφόροι, σκιαδηφόροι). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками, демархами, молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях во время этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части панафинейского шествия были изображены потом рельефами на фризе в целле (cella) Парфенона; сохранилось большое количество этих плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (ε̉κατόμβη), и общим угощением (ε̉στίασις). Кроме Великих П. праздновались еще ежегодно Малые П., которые были гораздо короче и проще, без торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то надо подразумевать τὰ μεγάλα. В позднейшее время П. праздновались весной, может быть вследствие римского влияния, и совпадали, таким образом, с римскими Quinquitrus. Были П. и в других местах: в Магнезии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, в Родосе. ср.: Müller, Panathenaica (1837). Р. W. Forchhammer, Panathenäiche Festrede (1841). A. Mommsen, Heortologie, p. 116-205.

ПАНАХАИКОН

ПАНАХАИКОН - Panachaĭcum, Παναχαϊκòν 'όρoς, см. Achaia, Ахайя.

ПАНГЕЙ

ПАНГЕЙ - Pangaeum или -us, см. Macedonia, Македония.

ПАНДАР

ПАНДАР - Pandărus, Πάνδαρος,

1. сын Ликаона, предводительствовал в Троянской войне троянскими ликийцами из Зелеи, лежавшей у подошвы Иды; он славился как ловкий стрелок, и сам Аполлон подарил ему лук. Он ранил Менелая и этим нарушил только что заключенный союз, но в последовавшей затем борьбе погиб от руки Диомеда. Ноm. Il. 2, 824, 4, 88. 5, 290;

2. сын Алканора, он и Битий были братья-близнецы; спутник Энея, убитый Турном. Verg. Aen. 9. 672. 755.

ПАНДАРЕЙ

ПАНДАРЕЙ - Pandarĕus, Πάνδαρεος, сын Меропа, милетиец, украл из храма Зевса на Крите золотую собаку и передал ее Танталу на сохранение; когда Зевс потребовал ее обратно, то он бежал в Афины, а оттуда в Сицилию, где и погиб вместе со своей женой Гармофеей. О его дочери Аедоне см. Аэдона. Гомер рассказывает, что остальные его дочери (Меропа и Клеодора или Камейра и Клития), лишившиеся рано родителей, остались дома. Афродита, Гера, Артемида и Афина сжалились над ними и дали им красоту и ловкость в женском рукоделии. Когда Афродита хотела просить для них у Зевса счастливого брака, то гарпии похитили их и отдали в услужение эриниям. Ноm. Od. 20, 66.

ПАНДАТАРИЯ

ПАНДАТАРИЯ - Pandatarĭa, Πανδαταρία, остров на Тирренском море у берегов Кампании (н. Vandotiena), место заточения женских членов императорского дома. Strab. 5, 233. Suet. Tib. 53, Tac. ann. 1, 53. 14, 63.

ПАНДЕКТЫ

ПАНДЕКТЫ - Pandectae, см. Iuris consulti, E.

ПАНДИОН

ПАНДИОН - Pandīon, Πανδίων,

1. см. Erechtheus, Эрехфей;

2. сын Кекропа и Метиадусы, царь афинский, прогнанный Метионидами в Мегару, где он женился на дочери Пила и получил власть. Дети его: Эгей, Паллант, Нис, Лик, Ойней. Гробница и капище его находились в Мегаре. Его статуя находилась между статуями Эпонимов в Афинах и в Акрополе. Сыновья его, Пандиониды, после его смерти пришли в Афины и прогнали Метионидов; Эгей получил восточное прибрежье Аттики, Паллант - южное, а Нис - мегарскую область. Paus. 1, 5, 3. 10, 10, 1.

ПАНДИОНИДА

ПАНДИОНИДА - Πανδιονίς, см. Φυλή, Фила, 7.

ПАНДОКИЯ

ПАНДОКИЯ - Πανδοχει̃α, см. Καταγώγια, Катагогия.

ПАНДОРА

ПАНДОРА - Pandōra, см. Prometheus, Прометей.

ПАНДОСИЯ

ПАНДОСИЯ - Pandosĭa, Πανδοσία,

1. город Феспротийской области в Эпире, на реке Ахеронт; Филипп Македонский подчинил его власти молосского царя Александра; развалины его у Кастри. Liv. 8, 28. Justin. 12, 2;

2. укрепленный город в Бруцции на границе с Луканией, на реке Ахеронте (Liv. 8, 24); известен по двусмысленному ответу оракула, полученному Александром, царем эпирским. Liv. 8, 24. Эта П. лежала у нынешнего города Cosenza; ее нужно отличать от другого города того же имени, который, по Плутарху (Pyrrh. 26), лежал между Гераклеей и рекой Сирисом, у нынешней Антоны (Anglona).

ПАНДРОСА

ПАНДРОСА - Pandrŏsus, Πάνδροσος, см. Cecrops, Кекропс.

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК - Πανηγυρικòς λόγος, panegyricus, речь изысканного содержания, произносимая с блестящей дикцией, по всем правилам риторического искусства, в торжественном собрании (πανήγυρις), рассчитанная на то, чтобы понравиться множеству слушателей. Quint. 2, 10, 11. Предмет такой речи имел отношение к празднику или к празднующему народу; в речи прославлялись деяния и стремления народа, чтобы этим возбудить в нем патриотизм и соревнование. Впоследствии такие речи относились и к частным лицам, почему они получили характер похвального слова. К таким панегирикам причисляют: Όλυμπιακός и Πυθικός - Горгия, Όλυμπιακός и λόγοι πανηγυρικοί - Лизия, Πανηγυρικός - Исократа, Παναθηναϊκός - Аристида. Этот род красноречия перешел из Греции в Рим. Самое важное сочинение этого рода, имеющее историческое значение, есть Panegyricus Плиния Младшего, в котором он благодарит Траяна за назначение его консулом. Впоследствии речи такого рода нередко носили характер низкопоклонничества, хотя все еще сохраняли прежнюю внешнюю отделку, как это видно в 12 сохранившихся от 3 в. от Р. X. речах, которые суть не что иное, как благодарственные адресa, поднесенные императорам галльскими городами; они были написаны по заказу известными ораторами Галлии, напр., Евмением (см. Эвмений). Издание латинских panegyrici в новейшее время Bährens'a (1874).

ПАНЕГИРИС

ПАНЕГИРИС - PanegСћris, Πανήγυρις, всякое многолюдное собрание по поводу устройства общественного праздника, не принимая во внимание того, празднуется ли он в неопределенное время или периодически, ежегодно, каждое трех - или пятилетие. Главную часть торжества составлял религиозный культ с жертвоприношениями; поэтому такие собрания бывали там, где был главный храм какого-нибудь божества. Такие торжественные собрания преимущественно были соединены со всякой амфиктионией и 4 великими общественными играми. Каждое большое государство имело такие собрания: Афины во время Панафиней, Спарта во время Гиакинфий и Карней. По случаю собраний стекались покупатели и продавцы и устраивали ярмарки.

ПАНИАСИЙ

ПАНИАСИЙ - Panyăsis, Πανύασις, эпик из Галикарнаса (или Самоса), ок. 468 г. до Р. X., дядя историка Геродота; тиран Лигдамис лишил его жизни. Из его стихотворений упоминаются его эпопея Ήράκλεια в 14 книгах и Ίωνικά, написанные элегическим размером; в последнем он воспевает переселение ионян. П. писал в неблагоприятное для эпоса время, почему он пользовался особенным сочувствием своих современников; позднейшие критики зачислили его в «канон» лучших эпиков и ставили его наряду то с Гомером, то с Гесиодом и Антимахом. Он старался соединить все прелести слога Гесиода и Антимаха, но не достиг в этом отношении ни того, ни другого; в выборе и изложении сюжета превзошел Гесиода, в форме Антимаха. Quint. 10, 1, 54. Немногие сохранившиеся отрывки (собр. Tzschirner 1842 и Kinkel, ер. Graec. fragm. I, p. 253 слл.) отличаются благозвучием, грацией, тонкостью и богатством выражений.

ПАНИОНИИ

ПАНИОНИИ - Panionĭa, Πανιώνια, панегирический праздник 12-ти ионических союзных городов на западном берегу Малой Азии у союзного храма Πανιώνιον, близ Микале (Hdt. 1, 148), установленный, по Boeckh'y, за год до первой Олимпиады, в честь геликонского Посейдона. Жрецы, приносившие богу жертвы от союза, выбирались из граждан Приены и назывались βασιλει̃ς. С праздником были соединены также состязания. Strab. 8, 384. Diod. Sic. 15, 49. Кроме великих П. упоминаются и малые, напр., в Смирне. ср. Ionia, Иония.

ПАНКРАТ

ПАНКРАТ - Pancrătes, Παγκράτης,

1. сочинитель эпиграмм в греческой антологии;

2. сочинитель стихотворения Άλιευτικά и элегии Θαλάσσια 'έργα;

3. александрийский поэт, который был принят в александрийский музей за свои стихотворения на Адриана и Антиноя;

4. философ-циник;

5. египетеский чародей (Luc. philopseud. 34), учитель ученика, известного по стихотворению Goethe «der Zauberlehrling».

ПАНКРАТИОН

ПАНКРАТИОН - Παγκράτιον, см. Gymnasium, Гимнасий.

ПАННОНИЯ

ПАННОНИЯ - Pannonĭa, Παννονία, страна, расположенная около нижнего течения Дуная. П. вместе с Нориком и Рецией составляла во время Августа провинцию Иллирию и только со времен Клавдия различалась от двух названных стран и получила более точные границы. На западе отделяли ее M. Cetius от Норика, на реки Savus (Сава) от Иллирика, на востоке Danubius от Дации, на севере та же река от Великой Германии; таким образом, П. заключала в себе восточную часть Австрии, Штирию и часть Крайны, Венгрии, Славонию и Боснию. Линией, проведенной от реки Раб (Arrabo) до Савы, П. делилась на P. superior (западную) и inferior (восточную). Со времен императора Галерия (300 г.) различали 4 провинции; P. prima, P. secunda, Valeria и Savia. Она представляет по большей части равнину, только на северо-западе и юге окруженную большими горами, а посредине прорезанную отрогами Альп, Alpes Pannonicae (Tac. hist. 2, 98. 3, 1). M. Carvancas составлял северную границу с Нориком; M. Cetius (н. Каленберг и Венский лес) на западе, Albii или Albani montes (ныне Альбанские горы) отделяют Хорватию и Боснию от Далмации. Кроме пограничной реки Дуная (Danubius), сюда принадлежат: его притоки Savus (Сава), Dravus (Драва) с их притоками; озеро Pelso или Peiso (Платенское озеро) находится между реками: Дунаем, Рабом, Дравой. П. считалась страной суровой, холодной, каменистой и бесплодной; главный продукт ее составлял лес; о богатстве металлами древние ничего не говорят. Pannonii, паннонцы, иллирийское племя, отличались храбростью, но до покорения их римлянами стояли на низкой степени культуры. Вибий, полководец Августа, окончил начатое им покорение П., но только Тиберий упрочил власть над ней тем, что основал на Дунае множество укреплений, колоний, муниципальных городов и проложил военные дороги во все стороны. Упоминаются следующие племена: Azali, Cytni, Boii, Latovici, Coletiani, Scordisci - в P. superior; Aravisci, Hercuniatae, Andiantes, Iassii, Amantes - в Р. inferior. Более важные города были: Vindobona (Вена), Poetovio (Птуй), Aemona (Любляна), Nauportus (Верхник), Sisca или Segestica (Сисек), Sirmium (развалины у Митровицы в Сирмии), Taurunum (Землин). Cibalae у озера Hiulces, Scarabantia (Эденбург), Savaria (Камник на Ангре), Carnuntum на Дунае (развалины у Гаймбурга), Bregetium или Brigetio тоже на Дунае (развалины напротив Коморна), Aquincum (Старая Буда, Офен), Mursa (Эсек).

ПАНОМФЕЙ

ПАНОМФЕЙ - Panomphaeus, Πανομφαι̃ος см. Ζεύς, Зевс, 3.

ПАНОПЕЙ

ПАНОПЕЙ - Panŏpeus, Πανοπεύς,

1. см. Epeus, Эпей;

2. также Πανοπέαι, древний уже во время Гомера (Ноm. Il. 2, 520. 17, 307. Ноm. Od. 11, 581) и значительный город Фокиды на реке Кефиссе, на самой границе с Беотией, в 20 стадиях на запад от Херонеи; впоследствии он назывался Phanoteus. Strab. 9, 423. Т. к. этот город, как крепость на беотийской границе, имел важное значение, войско Ксеркса подожгло его (Hat. 8, 35); город с его областью упоминается тоже у Фукидида (4, 76. 89); во время Фокидской войны был разорен, но потом опять восстановлен; в 862 г. до Р. X. солдаты Таксила, полководца Митридата, совершенно его разрушили. Plut. Sull. 16. Павсаний (10, 4, 1) на месте его нашел лишь несколько хижин, жители которых присваивали себе права и имя старого города. Сохранились значительные развалины.

ПАНОПОЛЬ

ПАНОПОЛЬ - Panopŏlis, Πανόπολις, весьма древний город в северной части Верхнего Египта, на правом берегу Нила; вероятно, то же, что Хеммис; главный город нома (νομός). В городе жили по преимуществу каменщики и ткачи; здесь был прекрасный храм Персея, здесь же родился поэт Нонн; н. Akhmym. Hdt. 2, 91. 145. Strab. 17, 813.

ПАНОРМ

ПАНОРМ - Panormus, -um или -os, -on, Πάνορμος, имя многих городов, известных по своим гаваням:

1. в западной части северного берега Сицилии, при впадении реки Орефа, основанный финикиянами; весьма древний и значительный город, н. Палермо. Thuc. 6, 2. Polib. 1, 38. Римляне отняли его у карфагенян в 254 г. до. Р. X., освободили от податей и сделали своей колонией;

2. гавань у мыса Риона в Ахее, н. Tekieh. Thuc. 2, 86;

3. главная гавань на восточном берегу Аттики, недалеко от Прасий, н. Port-Raphti;

4. большая и удобная гавань Эпира, на юг от Орика, н. Палеримо. Strab. 7, 324;

5. гавань Эфеса. Hdt. 1, 157;

6. город на Самосе. Liv. 37, 10. Другие города того же имени были на Крите, Халкидике и в Мармарике (в Ливии).

ПАНТАКИЯ

ПАНТАКИЯ - Pantagaĭs, Παντακύας, река на восточном берегу Сицилии, недалеко от Сиракуз; н. Fiume-di-Porcari (?). Thuc. 6, 4. Verg. Aen. 3, 689. Ov. fast. 5, 471.

ПАНТАЛЕОН

ПАНТАЛЕОН - Pantalĕon, Πανταλέων, сделавшись в 644 г. до Р. X. тираном или царем в элейской Пизе, отнял у элейцев право быть распорядителями на Олимпийских играх. Он был надменным и преступным царем. Его сыновья Дамофонт и Пирр продолжали воевать с Элидой, но не могли удержать за собой власть отца. С помощью Спарты Пиза была разрушена и жители ее опять покорены элейцами. Paus. 6, 21. 22.

ПАНТЕЙ

ПАНТЕЙ - Panteus, Παντεύς, спартанец, друг Клеомена II, отличился при взятии Мегалополя, в 221 г. до Р. X.; после сражения при Селласии провожал царя в Египет. После неудачной попытки вызвать жителей Александрии к восстанию он вместе со своими спутниками лишил себя жизни; его примеру последовала его молодая и красивая жена. Plut. Cleom. 23. 37. 38.

ПАНТЕОН

ПАНТЕОН - Panthēon или -eum, см. Roma, Рим, 18.

ПАНТЕЯ

ПАНТЕЯ - Panthēa, см. Άβραδάτας, Абрадат.

ПАНТИКАПЕЙ

ПАНТИКАПЕЙ - Panticapaeum, Παντικάπαιον, милетская колония, основанная ок. 60 ол. на реке Пантикапее (Hdt. 4, 54. 6, 18) на таврическом Херсонесе, при Таврическом проливе (Bosporus Cimmerius) на холме, с акрополем и гаванью. Впоследствии была здесь столица босфорского царства, пока не завладел этим городом Митридат; н. Керчь. Strab. 7, 309. 475 слл.

ПАНТОМИМИКА

ПАНТОМИМИКА - Pantomīmus, Παντόμιμoς, искусство представлять на сцене целую роль или даже целую пьесу посредством танцев, игривых телодвижений и жестов, без слов, вроде наших балетов. Это искусство принадлежит всецело римлянам; образовалось оно мало-помалу из декламирования древнего Canticum, как рассказывает Liv. 7, 2. Т. к. слова этого древнего мима были всем известны, то он не декламировался, а представлялся жестами, отсюда выражение saltare fabulam. Во время Августа искусство это достигло совершенства; Пилад отличался больше всех своими трагическими пантомимами, а Бафилл - комическими. Пантомимы, занявшие место исчезающей трагедии, были в ходу до времен последних императоров; Нерон был даже таким поклонником этого искусства, что сам выступал в пантомимах, Август же и Тиберий ограничили это искусство. Suet. Oct. 45. Ner. 26. Tac. ann. 13, 24. 25. Plin. paneg. 46. Об единичных успехах пантомимиков см. Luc. de salt. 64 слл. 81. Самыми знаменитыми пантомимиками, кроме Пилада и Бафилла, были Hylas во время Августа, P. Mnester во время Калигулы, Paris при Нероне, Latinus при Домициане. Впоследствии появились также женщины-пантомимы (pantomimae). Во время императоров Амброний Силон и Лукан составляли сюжеты для пантомим. «Способ сложения пантомим был такой, что главные моменты выражались рядом соловых арий, сопровождаемых музыкой и пляской (cantica), которые все представлял один пантомим, так что ему приходилось играть несколько ролей сразу; хор декламировал при этом свое Canticum, соответствовавшее игре пантомима. Такое представление едва ли мыслимо без связывающего текста, подобного речитативу наших ораторий; этот текст пел, вероятно, хор» (Фридлендер). ср.: Friedländer, Sittengeschichte Roms, II, p. 430 слл., изд. 3.

ПАНТООС

ПАНТООС - Πάνθοος, см. Panthus, Панф.

ПАНФ

ПАНФ - Panthus, Πάνθοος, Πάνθους, один из старшин Трои, муж Фронтиды, отец Евфорба, Полидаманта, Гиперенора. Ноm. Il. 3, 146. 14, 450. 17, 24. 40. 81. По Verg. Aen. 2, 319, он сын Офриса и жрец Аполлона.

ПАНХЕЯ

ПАНХЕЯ - Panchaea, Παγχαία, по всей вероятности, баснословный остров, против берега Счастливой Аравии, в южном Океане, с прекрасным климатом и богатой растительностью. Этот остров подробно описывает по Евемеру Диодор (5, 41-46). Уже в древности существовали различные мнения о правдивости этого рассказа; Диодор и поэты (напр., Verg. Georg. 2, 139. 4, 379. Ov. met. 10, 309 и пр.) признавали его за действительно существовавший; в новейшее же время касательно его существует разногласие между учеными.

ПАНЦИРЬ

ПАНЦИРЬ - Thorax, латы, см. Arma, Оружие, 2.

ПАНЭЛЛЕНИОС

ПАНЭЛЛЕНИОС - Panhellenĭus, Πανελλήνιος, общеэллинский, эпитет додонского Зевса, культ которого эллины принесли из Фессалии в Эгину. С распространением названия «эллинов» на всех греков и этот эпитет получил более обширное значение. По сказаниям, этот эпитет дан Зевсу потому, что Эак, для отвращения голода, от имени всех греков приносил ему умилостивительную жертву. С тех пор эпитет Πανελλήνιος означал Зевса как общеэллинское божество, называвшееся также просто эллинским. Pind. nem. 5, 10. Hdt. 9, 7. У святилища общеэллинского Зевса, основанного Эаком на острове Эгине (Πανελλήνιον), Paus. 2, 30, 4, праздновали Πανελλήνια.

ПАНЭЛЛЕНИОС, ВСЕГРЕЧЕСКИЙ

ПАНЭЛЛЕНИОС, ВСЕГРЕЧЕСКИЙ - Panhellenĭus,

Πανελλήνιος, общеэллинский, эпитет додонского Зевса, культ которого эллины принесли из Фессалии в Эгину. С распространением названия "эллинов" на всех греков и этот эпитет получил более обширное значение. По сказаниям, этот эпитет дан Зевсу потому, что Эак, для отвращения голода, от имени всех греков приносил ему умилостивительную жертву. С тех пор эпитет Πανελλήνιος означал Зевса как общеэллинское божество, называвшееся также просто эллинским. Pind. пет. 5, 10. Hdt. 9, 7. У святилища общеэллинского Зевса, основанного Эаком на острове Эгине (Πανελλήνιον), Paus. 2, 30, 4, праздновали Πανελλήνια.

ПАНЭН

ПАНЭН - Panaenus, см. Pictores, Живопись, 2.

Предыдущая страница Следующая страница