Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭЛЬ"-"ЭНН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭЛЬ"-"ЭНН")

ЭЛЬПИНИКА

ЭЛЬПИНИКА - Elpinice, Έλπινίκη, см. Cimon, Кимон.

ЭМАНСИПАЦИЯ

ЭМАНСИПАЦИЯ - Emancipatio.

Освобождение сына из-под отцовской власти совершалось, если отец в присутствии властей трижды продавал своего сына для виду третьему лицу (так называемый pater fiduciarius, отец по доверию, который давал обещание, что не удержит у себя сына); основанием к этому служило предписание в законах XII таблиц: si pater fïlium ter venum duit, filius a patre liber esto. После каждой из 3 продаж pater fiduciarius реманципировал сына настоящему отцу (fiducia inter bonos agier, Cic. off. 3, 15), после чего этот формально давал сыну свободу, так что сын не был уже под patria potestas, но делался sui iuris. Лишь в последние времена Империи эти формальности вышли из употребления.

ЭМАТРИОН

ЭМАТРИОН - Emathion, Ήμαθίων, см. Ήώς, Эос.

ЭМАФИЯ

ЭМАФИЯ - Emathia, Ήμαθία, древнее имя Македонии (Ноm. Il. 14, 226), отсюда - одна местность Македонии между реками Гелиакмоном и Аксием, через которую протекал Лудий, древнее местопребывание македонских царей, с городами Бероя, Эги, (позже Эдесса), где был убит Филипп II, Европ, Идомена, Китий, Кирр и др. Упоминается также город того же имени (Liv. 43, 7. 44, 44).

ЭМБАТЕРИОН

ЭМБАТЕРИОН - Έμβατήριον, песнь для марша в анапестах (Tyrt. fragm. 15, 16. Bergk.) и музыка для марша у спартанцев, исполнявшаяся на флейтах высокого тона (αυλοι̃ς εμβατηρίοις); также жертва, приносившаяся, когда садились на корабль.

ЭМБЛЕМА

ЭМБЛЕМА - Emblēma, ε́μβλημα, металлическая рельефная доска, впаивавшаяся оловом в другие металлические сосуды и служившая к их украшению. Более тонкие дощечки и полоски, которые не впаивались, но припаивались, назывались crustae; см. Cic. Verr. 4, 23. Также вкладывавшиеся в мозаичные полы более дорогие камешки называются emblemata vermiculata. Lucil. y Cic. de or. 3, 43, 171. Cic. or. 44, 149. Cic. Brut. 79, 274.

ЭМБОЛИИ

ЭМБОЛИИ - Embolium, εμβόλιον, означает комический intermezzo или балет, наполнявший промежуток времени между двумя драмами; в последнем значении это слово употребляется у Cic. Sest. 54, 166. Мима Galeria Copiola во времена Суллы называется у Плиния (7, 47, 158) emboliaria названием, образованным как exodiarius. О происхождении имени см. Aristot. poet. 18.

ЭМБОЛИМА

ЭМБОЛИМА - Embolĭma, Έμβόλιμα, город в Индии (Arr. 4, 28, 7); Курций (8, 12, 1.) называет его Ecbolima.

ЭМЕСА

ЭМЕСА - Emĕsa, 'Έμεσα, у византийцев Χέμψ, н. Гемес, город в Сирии, на востоке от реки Оронта, позже, главный город провинции Финикии Ливанесии, при Каракалле, римская колония, место рождения Александра Севера. В великолепном храме Солнца император Гелиогабал был главным жрецом. В 273 г. от Р. X. Аврелиан разбил здесь Зиновию.

ЭМИЛИА ВИА

ЭМИЛИА ВИА - Aemilia via, см. Via, Дороги.

ЭМИЛИА ЗАКОН

ЭМИЛИА ЗАКОН - Aemilia lex, см. Lex.

ЭМИЛИАН

ЭМИЛИАН - Aemilianus, по рождению мавританец, наместник провинций Паннонии и Мёсии, в правление императора Галла; разбил вторгавшихся в его наместничество с востока готов и за это был провозглашен своими воинами императором. Он победил и убил Галла, но не устоял против преемника Галлова, Валериана, и был убит изменившими своему вождю солдатами. Eutr. 9, 6. Aur. Vict. epit. 31.

ЭМИЛИИ

ЭМИЛИИ - Aemilii, древний знаменитый патрицианский род в Риме, происходивший будто бы от Мамерка (Маmers=Mars, ср. Mamercus, Мамерк), сына Нимфы и Пифагора, получивший, как рассказывали, за приятность своей речи (δι' αίμυλίαν λόγου) имя Э. Plut. Aет. 2. Num. 8. Liv. 39, 32. По другим сказаниям, род этот происходил от Эмила, сына Аскания, значит, все-таки был одним из древнейших в Риме.

ЭМИЛИЙ ПРОБ

ЭМИЛИЙ ПРОБ - Aemilius Probus, см. Nepos, Непот.

ЭММАУС

ЭММАУС - Emmaūs, Έμμαου̃ς, позже Никополь, н. Амвас, город в Палестине по пути из Ионны в Иерусалим (на расстоянии 22 миль или 176 стадий), был насколько раз завоеван и сожжен. Отличен от этого второй Эммаус, в 60 стадиях от Иерусалима, н. Кубейби, где стоит церковь на том месте, в коем Иисус Христос преломил хлеб. Ev. Luc. 24, 13.

ЭММЕЛИЯ

ЭММЕЛИЯ - Έμμέλεια, называется танец в греческой трагедии. В противоположность к танцу в комедии (κόρδαξ) и сатирической драме (σίκιννις) он был полон достоинства, серьезен и умерен, хотя и не лишен оживления и выразительности. Он состоял, по-видимому, главнейше в соответствовавшей содержанию песни хора жестикуляции руками. Телест, хоревт Эсхила, говорят, особенно хорошо умел передать посредством танцев содержание хорических песен. Как особый род этого танца называют ξιφισμός, или танец с мечами, названный так потому, что хор состоял частью из людей вооруженных, или потому, что движениями руки подражали употреблению меча.

ЭМОДСКИЕ ГОРЫ

ЭМОДСКИЕ ГОРЫ - Emōdi montes, το Ήμωδον ο́ρος или ό Ή., т. е. Hêmôta = снежные горы, н. восточная часть Гималайских гор, начинается на западе у Имая и идет на одной параллели с Мавром в юго-восточном направлении через India extra Gangem вплоть до Серйки. Так по Плинию (6, 17, 21) и Птолемею; по другим так называлось северо-восточное продолжение Паропамиза (н. Белортаг). см. Imaus, Имай.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ - Empedŏcles, Έμπεδοκλη̃ς, философ, происходил из богатой и знатной фамилии в Агригенте, родился около 490 г. до н. э. Его отец Метон участвовал в изгнании тирана Фрасидея 470 г. до н. э.; он сам в 444 г. до н. э. свергнул аристократию. Воодушевленный идеей о свободе, он отказался от предложенной ему царской власти и ввел чисто демократическое устройство. Если не считать поездки в Фурии, он оставался все время в отечестве, но в преклонном возрасте, потеряв расположение народа, он оставил родной город и отправился в Пелопоннес; его врагам удалось воспрепятствовать его возвращению, и, таким образом, он умер на чужбине ок. 430 г. Отличаяся как государственный человек, естествоиспытатель, философ, оратор и врач, Э. считался вместе с тем любимцев богов, при жизни как творитель чудес, после как герой. Любовь его друзей и ненависть врагов покрыли историю его жизни, особенно - смерти рядом басен, в которых трудно разобраться. Он подобен Пифагору, хотя и не имел столь широкого поля для своей деятельности и не основал никакой школы. Он не ограничивался только философскими спекуляциями о природе, но оказал также и политическую деятельность и первый выставил теоретические положения общественного красноречия. Е. оставил лишь поэтические произведения, составляющие переход от мифической космогонии к настоящей спекуляции. Его главное произведение приводится под заглавием περί φύσεως (φυσικά); оно включало 200 стихов в 3 книгах, из коих первая содержала общие законы бытия и учение о совокупности всего, вторая - возникновение отдельных явлений природы, третья - образование и развитие человека и особенно учение о душе. Καθαρμοί (по преданию из 3000 стихов) были своего рода ификой, где, вероятно, содержалось учение о переселении души; кроме того, ему приписывался λόγος ιατρικός, поучительно стихотворение для врачей, равно как трагедии и много политических и исторических сочинений, хотя последнее сомнительно. Е. писал на ионическом диалекте и считался образцом строгого стиля; многочисленные фрагменты свидетельствуют о фантастическом и несколько тяжелом изложении. Фрагменты собрал Sturz (1805), Rarsten (1838), Stein (1852) и Mullach в Fragin, philosoph. graec. (1860). Будучи учеником Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита и др., Е. старался соединить ионическую физику с элеатской метафизикой и Пифагоровым учением о гармонии. В мифическо-поэтическом развитии являются следующие главные пункты: ничто не является и не проходит, возникновение и исчезновение есть только смешение и разделение смешанного. Первоначально были 4 элемента (ρ́ίζώματα), называющиеся мифически: Ζευς αργης, 'Ήρη τε φερέσβιος ηδ' Άϊδωνεύς Νη̃στίς θ' ήδακρυόεσσα, и при этом движущие принципы, φιλία и νει̃κος. Эти 6, называющиеся также душами и богами, первоначально были соединены в σφαι̃ρος (описываемом в мифах как золотой век, в котором Киприда одна царила в мире), который в духовном смысле есть гармония мира, единство всего, истинный бог, в материальном - совокупность элементов, хаос. Силою νει̃κος происходит движение в элементах, они оделяются; но φιλία снова соединяет их в образы. Через постепенное возвышение от дурно соединенных образований до более совершенных организмов возникают животные; высшая ступень есть человек, в коем преобладают огонь и φιλία; душа же, как соединение всех элементов, находится в связи со всем; таким образом, познание и мышление основано на чувствах: νόησις есть αι́σθησις. При этом Е. приходит и к более возвышенной духовной мысли, упоминая τρίτη δύναμις, внутреннее стремление равного к равному, как высший принцип в постоянно меняющейся борьбе противных сил, равно как δίκαιος λόγος συναγωνιζόμενος τη̃ φιλία, называющийся также Μου̃σα. Ифика Е. основана на общем, вечном мировом законе (ανάγκη), распространенном везде в воздухе и в небе; с ним соединяется Пифагорова аскетика и диэтетика, в силу которой запятнанная преступлениями душа должна стремиться к очищению и просветлению, чтобы снова достичь своего прежнего места; к этому служит также ее переселение в животные и растения. Здесь, впрочем, уже трудно в поэтической форме отыскать самую сущность дела. Наряду с душой упоминаются также демоны, оторванные от σφαΐρος и изгнанные, равно как наряду с вышеупомянутыми богами - и боги народной религии. В монографии: Empedocles und die Aegypter, A. Gladich (1858) делает попытку доказать, что Э. просто излагает египетскую мудрость и что все то, что нам, несомненно, передано в мировых воззрениях египтян, равно как произведения их искусства и архитектуры, дошедшие до нас, совершенно согласуются с учением Э. и находят в нем полное объяснение.

ЭМПЕЛОРЫ

ЭМПЕЛОРЫ - Έμπέλωροι, должностные лица в Спарте для наблюдения за рынком, имевшие также и судебную власть.

ЭМПИРИКИ

ЭМПИРИКИ - Empirici, εμπειρικοί, называлась та школа врачей, которая, в противоположность к догматической, основывавшей свое искусство на спекуляции и общих теориях, вступила на указанный Гиппократом путь опытов, но часто в борьбе с противоположной школой прибегала к ненаучным, материалистичным доказательствам. Она существовала приблизительно от 280 г. до Р. X. до 2 в. от Р. X.; основателем ее был Филин с острова Коса, она угасла вместе со знаменитым учителем из ее среды Февдой Лаодикийским.

ЭМПИРОМАНТИЯ

ЭМПИРОМАНТИЯ - Έμπυρομαντεία, см. Divinatio, Дивинация, 12.

ЭМПОРИЙ

ЭМПОРИЙ - I.

Emporium,

εμπόριον, называлось складочное место товаров, но также и всякий приспособленный преимущественно для этого город; место склада оптовых торговцев (ср. 'Έμπορος, Торговец). Самое знаменитое было в Пирее в Афинах, где этим именем называлась часть «большой гавани», назначенная для торговых судов, затем также и места, окружавшие гавань, вместе с магазинами (στοαί), базаром для образчиков, служившим также биржей, см. Δει̃γμα, Образец. В Риме Э. находился на Авентинском холме и был основан эдилами М. Эмилием Лепидом и Л. Эмилием Павлом в 193 г. до Р. X.

II.

Emporīum, Emporĭae,

Έμπορει̃ον и Έμπόριαι, город и гавань индигетов в Hispania Tarraconensis там, где Пиренейские горы граничат со Средиземным морем, н. Ampurias; первоначально фокейская колония из Массилии, позже цветущий римский numicipium, покровительствуемый Цезарем. Strab. 3, 110. Liv. 21, 60. 26, 19.

ЭМПОРИЙ, ЭМПОРЫ

ЭМПОРИЙ, ЭМПОРЫ - Emporīum, Emporĭae,

Έμπορει̃ον и Έμπόριαι, город и гавань индигетов в Hispania Tarraconensis там, где Пиренейские горы граничат со Средиземным морем, н. Ampurias; первоначально фокейская колония из Массилии, позже цветущий римский numicipium, покровительствуемый Цезарем. Strab. 3, 110. Liv. 21, 60. 26, 19.

'Έμπορος

(εμπορία, ср. Mercatura), оптовый торговец, отличается от αυτοπώλης и κάπηλος. Αυτοπώλης продает им самим выработанные товары, как, напр., поселянин, привозящий в город деревенские продукты, ремесленник, продающий свои товары, девушка, продающая свои венки. Κάπηλος есть мелочной торговец, разносчик, лавочник, который перепродает (поэтому также παλιγκάπηλος) скупленные товары, особенно съестные, на площади или в городе в лавках и магазинах (καπηλει̃α). Занятия κάπηλος были в таком презрении, что лишь люди из самых низких сословий посвящали себя им (поэтому αγοραι̃ος означает простого человека). Большим почетом пользовался оптовый торговец, хотя, впрочем, личное занятие этим делом не во все времена считалось приличным. Έμπορία охватывает всю крупную торговлю морем, и следы ее мы видим уже в героические времена (Od. 1, 184. 261, меновая торговля), хотя в это время настоящими посредниками оптовой торговли были финикияне, с которыми с ранних времен соперничали жители Крита. В это время морская торговля была в связи с морским разбоем, не считавшимся еще бесчестным занятием. Thuc. 1, 5. Главным был Коринф, мало-помалу возрастали и другие государства, напр. Эгина, Хиос и Афины; стремление к морю и вдаль высказалось уже в походе аргонавтов и в Троянской войне, и предприятия эти значительно содействовали ему. Как только искусство строить корабли стало развиваться (коринфянин Аминокл построил самосцам первые триеры), греки заняли одно из первых мест в ряду мореходных народов; этим объясняется и перевес береговых народов над жившими внутри страны. Торговле содействовало демократическое государственное устройство, хотя, впрочем, олигархический Коринф, как в средние века Венеция, занимал всегда выдающееся место. Главным торговым пунктом сделались Афины, удержавшие за собой первенствующее значение в этом отношении и после Пелопоннесской войны. Развитие морского могущества естественным образом содействовало и развитию торгового флота. К этому присоединились еще различные государственные учреждения, преследовавшие ту же цель - освобождение мореплавателей от военной службы, постановления о мерах и весе и торговое право, чиновники, торговые договоры с другими государствами (σύμβολα, см. 'Έκκλητοςπόλις). Представителями отдельных государств за границей в торговых делах были πρόξενοι, коих можно сравнить с нашими консулами (ср. πρόξενος под Ξένος). Когда Афины потеряли всякое значение, торговля процветала некоторое время в Родосе. Последствием торговой деятельности и морских сношений были многочисленные греческие колонии, занявшие все берега Средиземного моря; что процветание их в свою очередь влияло на торговлю и в высшей степени содействовало ей, понятно само собой; особенно вследствие того, что колонии способствовали и облегчали сношения с варварами, жившими внутри страны. Таким образом, образовались преимущественно следующие пути для оптовой торговли: 1) восточный, к берегу Малой Азии и внутрь страны, с главным торговым пунктом Эфесом; 2) северо-восточный, от Цикладских островов через Эгейское море во Фракию, Пропонтиду и Понт; главные пункты: Пантикапей, Фанагория, Ольбия; оттуда шли дороги в глубь Скифии; 3) юго-западный и южный, в Кипр, Египет и Кирену и отсюда внутрь Африки; главный пункт - Навкратис; 4) северо-западный, к Ионическому и Адриатическому морям (Епидам); 5) западный до Геркулесовых столбов (Массалия). Предметы оптовой торговли были очень разнообразны, особенно хлеб (из колоний у Босфора киммерийского, Сицилии, Египта), греческие вина, корабельный лес, рабы, домашние животные, металлы и т. д. Удобств современной торговли у древних не было. Владетель груза или сам его сопровождал или посылал уполномоченного, на которого мог положиться. Владельцами корабля были обычно несколько человек, но иногда и одно лицо. Деньги для торговых предприятий, коими занимались преимущенственно иностранцы, давали обыкновенно капиталисты под залог груза с платою до 36 процентов. От этого следует отличать бодмерею, состоявшую в том, что снаряжавший корабль для снаряжения его брал деньги под проценты, далеко превосходившие те, кои были в стране, в обеспечение чего сам корабль вместе с грузом был залогом. Кредитор брал на себя весь страх за корабль и груз; путь туда и обратно, т. к. δάνεισμα давалось обыкновенно αμφοτερόπλουν (т. е. за оба пути, τόκος ναυτικος αμφοτερόπλους), предписывался снарядителю корабля, случаи, когда он мог отступить от этого пути в надежде на больший барыш, были заранее определены, самовольные отступления наказывались большею частью заранее условленным штрафом. Отдача долга следовала при займе в один конец (έτερόπλους) по окончании пути лицам, которых кредитор обыкновенно посылал при займе в оба конца (αμφοτερόπλους), - по возвращении корабля самому кредитору. Если должник не платил, то кредитор имел право на корабль и на груз, как гипотеку, но и на все имущество должника. Если корабль или груз терпел какой-нибудь вред во время пути, то кредитор, как страхователь, принимал на себя убытки и получал за это остатки груза или разбитое судно. Вследствие завоеваний Александра торговые сношения подвергались большим изменениям, и Александрия сделалась главным emporium для мировой торговли, которая под владычеством римлян распространилась на Индию и на внутреннюю часть Африки. Центральным пунктом для собственно греческой торговли сделался Родос. Для порядка торговли в Афинах были νόμοι εμπορικοί (также коллективно: νόμος εμπορικός). Особенно строго был запрещен вывоз строевого леса и хлеба, ввозу же особенно покровительствовали. Но что Солон запретил всякий вывоз кроме оливкового масла,- это ошибка Плутарха (Sol. 24). Тем строже за то были наказания за нарушение законов о торговле. Потребность в хлебе была так велика, что иностранцы, приезжавшие в Афины с хлебом, обязаны были продавать по крайней мере ⅔ в самом городе. Против спекуляторов был направлен закон, запрещающий под страхом смертной казни закупать для своего употребления более 50 четвериков хлеба. Процессы, возникшие из торговых сношений, следовательно, все процессы купцов, поскольку они относились к εμπορία, назывались δίκαι εμπορικαί. Понятно, что и здесь могли быть преступления, подлежавшие уголовному суду (может быть, выражение δίκαι εμπορικαί обнимает и эти случаи). Против таких преступлений практиковалась φάσις; случаи эти судились перед επιμεληταί του̃ εμπορίου или перед фесмофетами. В гражданских процессах фесмофеты были тоже председательствующими. Суд составлялся из сведущих людей, преимущественно из навтодиков. Процессы велись в зимние месяцы от Боедромиона до Мунихиона. Эти δίκαι были εμμηνοι, т. е. между началом процесса и окончательным решением мог пройти только один месяц. Проигравшая сторона должна была тотчас выполнить решение суда под страхом немедленного заключения в тюрьму впредь до уплаты. Хотя вообще все товары в торговле допускались и могли быть всякому продаваемы, однако в интересах финансов случалось иногда, что из каких-нибудь отдельных отраслей торговли делали монополию, равно как и то, что на некоторые предметы налагали запрещение ввоза и вывоза, направленное против враждебных государств.

Emptio venditio,

контракт при покупке, находившийся под конец Республики под защитой actio empti или venditi. Процесс этот начинал или покупщик за неисполнение контракта, или продавщик в случае неуплаты денег за покупку.

Emptor,

1) bonorum, покупщик имущества, поступившего на конкурс, см. Bonorum emptio; 2) familiae, покупщик для виду, который был необходим при составлении завещания или при манципации, см. Testamentum и Mancipatio.

ЭМПОРЫ

ЭМПОРЫ - см. Эмпорий.

ЭМПОСИС

ЭМПОСИС - Έμποσις, по-дорически право иметь недвижимую собственность в чужом государстве (по-аттически ε́γκτησις); см. также Ξένος, Иностранец.

ЭМПУСА

ЭМПУСА - Empūsa, 'Έμπουσα, ночной дух с ослиными ногами, пожирающий детей, которым пугали детей. К Э. причисляются также Λαμία, Μορμολύκη, Μορμώ, которые высасывали кровь у красивых юношей и съедали их мясо. Все эти пугала, к коим принадлежали Акко, Алфито, Горго, называли μορμολυκει̃α.

ЭМФИТЕВСИС

ЭМФИТЕВСИС - Emphyteusis, εμφύτευσις, близкое к собственности арендное владение, аналогичное современной потомственной аренде. Оно развилось лишь в 3 в. от Р. X., а именно в Греции, где императорские земли отдавались в потомственную аренду за ежегодную плату (pensio, reditus, vectical, canon). Agri vectigales времен Республики имели большое сходство с этим позднейшим учреждением.

ЭНАРЕТА

ЭНАРЕТА - Enarĕte, Ένάρετη, см. Aeolus, Эол, 1.

ЭНАРИЯ

ЭНАРИЯ - Aenaria, (другое название - Pithecusa)

остров у берегов Кампании, вулканического происхождения, с теплыми источниками, н. Ischia. Поэты (напр. Verg. Aen. 9, 716) называют его также Inarime, потому что было сказание, будто под ним положен Тифон, логовище которого, по Il. 2, 783, находится είν Άπίμοις.

ЭНАРИЯ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ - PITHECUSA), ПИТЕКУСА

ЭНАРИЯ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ - PITHECUSA), ПИТЕКУСА - Aenaria,

остров у берегов Кампании, вулканического происхождения, с теплыми источниками, н. Ischia. Поэты (напр. Verg. А. 9, 716) называют его также Inarime, потому что было сказание, будто под ним положен Тифон, логовище которого, по Il. 2, 783, находится είν Άπίμοις.

ЭНГИЕСИС

ЭНГИЕСИС - Έγγύησις, см. Matrimonium, Брак, 3, см. Nuptiae, Свадьба, 3.

ЭНГИЙОН

ЭНГИЙОН - Engium, Έγγύϊον, город на севере Сицилии у реки Монала, по сказанию, построенный жителями Крита, но, вероятно, сицилийского происхождения, с храмом «великой матери», н. Ганджи Plut. Marc. 5. Cic. Verr. 3, 43. 4, 44. 5, 72.

ЭНДИМИОН

ЭНДИМИОН - Endymion, красивый спящий юноша, любовник Селены. Сказания о нем указывают отчасти на Элиду, отчасти на Карию. В Элиде он был сыном Аетлия (ср. α́εθλος, состязание) или Зевса и Калики, царем страны, отцом Епея, Этола и Пэона, которых он заставил состязаться в беге в Олимпии, назначив царство Элиды наградою; Епей одержал победу. У Э. было от Селены 50 дочерей: они означают 50 лунных месяцев пентаетериды в промежутке между олимпийскими играми. Могила его находилась в Олимпии. По другому сказанию, он переселился в Карию или был охотником или пастухом в Карий, погруженным в вечный сон в гроте у горы Латма; Селена любит юношу и каждую ночь спускается с неба, чтобы целовать его и отдыхать с ним. По этому мифу, Э. есть олицетворение подкрадывающегося (ενδύω) сна, он покоится на горе забвения (Λάτμος вместо Λάθμος от λάθω, λανθάνω, как Λητώ вместо Ληθώ), ласкаемый Селеной, подругой сна. Это природный миф, возникший вследствие захода месяца за серые скалы Латма. Как Селена сделалась Артемидой, так Э. преобразился в красивого охотника или горного пастуха.

ЭНДОЕЙ

ЭНДОЕЙ - Endoeus, см. Sculptores, Скульпторы, 2.

ЭНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕОН

ЭНЕОН - Oenĕon, Οι̉νεών, город озолийских локров, на восток от Навпакта. Thuc. 3, 96. 102. Strab. 9, 427. 10, 450. В области его находился храм немейского Зевса, в котором, говорят, был убит Гесиод сыновьями Фегея. Thuc. 3, 96.

ЭНЕСИДЕМ

ЭНЕСИДЕМ - Αίνεσίδημος, 1. скептик из Гносса на о. Крите, пытался, как кажется, довольно безуспешно возобновить и далее развить пирроновский скептицизм. Из его главных произведений (λόγοι Πυρρώνειοι, в 8 кн.) мало дошло до нас;

2. отец тирана Ферона Акрагантского.

ЭНИАДЫ

ЭНИАДЫ - Oeniădae, Οι̉νιάδαι, древний приморский город Акарнании вправо от устья Ахелоя, который зимой совершенно окружает город, так что осада делается невозможной. Thuc. 2, 102. Во время Пелопоннесской войны город этот был сначала союзником спартанцев (Thuc. 2, 82. 114), но афиняне принудили его примкнуть к ним (Thuc. 4, 77); под владычеством Афин он и оставался, пока этолийцы, в македонский период, не завоевали его (Diod. Sic. 18, 8. Plut. Alex. 48). Филипп III сильно укрепил этот город, но потом он потерял значение, т. к. лежал не на главной дороге римлян. В его области была цитадель Несос и Насос. Polib. 9, 39. Liv. 26, 25. Сохранились развалины стены и театра.

ЭНИАЛИЙ

ЭНИАЛИЙ - Enyalius, Ένυάλιος, прозвище Арея, у Гомера редко как прилагательное, чаще как существительное (Il. 13, 519. 22, 132 и в других местах). Особое божество этого имени, полагали, упоминалось в присяге эфебов. Теперь запятая между 'Άρης, Арес, и Ένυάλιος вычеркнута. Имя происходит от Ένυώ, олицетворения военной свалки.

ЭНИАНЫ

ЭНИАНЫ - Aeniänes, Αίνια̃νες, племя чисто эллинского происхождения; поселения его встречались в разных местах близ Оссы, у Эты и Офриса (Ноm. Il. 2, 749) и у Сперхея (Hdt. 7, 198); сперва его покорили этолийцы, затем афаманы. Главным городом Э. была 'Ύπάτη (или (τα) 'Ύπατα), лежавшая высоко на северном склоне Эты; значительные остатки города сохранились близ нынешней Неопатры. ср. Φεσσαλία, Фессалия.

ЭНИО

ЭНИО - ЕπСћо, см. Bellona, Беллона, Gorgo, Горгона, и Rhea Cybele, Рея.

ЭНИПЕЙ

ЭНИПЕЙ - Enīpeus, Ένιπεύς,

1. бог реки в Фессалии, возлюбленный Тирои, дочери Салмонея; в его образе Посейдон родил с Тироею близнецов Пелия и Нелея (Ноm. Od. 11, 235 слл.), а с Ифимедией Алоадов. Ov. met. 6, 116;

2. бог реки в Элиде, на которого тоже переносится миф о Тирое. Strab. 8, 356. см. также Elis, Элида, и Peneus, Пеней.

ЭНКАУСТИКА

ЭНКАУСТИКА - Encaustica, Έγκαυστική (τέχνη), часто применявшийся древними как в ремеслах, так и в искусстве и для реставрации картин род живописи, особенность коего состояла в том, что краски плотнее соединялись с плоскостью, на которой рисовали через выжигание. Относительно размеров применения и отдельных частностей нельзя сказать ничего определенного.

ЭНКЕЛАД

ЭНКЕЛАД - Encelădus, Έγκέλαδος, см. Gigantes, Гиганты.

ЭНКОЙМЕСИС

ЭНКОЙМЕСИС - Έγκοίμησις, см. Divinatio, Дивинация, 4.

ЭНКОМИЙ

ЭНКОМИЙ - Encomium, εγκώμιον, первоначально хвалебная песнь, которой сопровождала победителя на Эллинских играх, праздничная процессия или κώμος в отличие от επινίκιον, певшегося хором торжественно в храме; позже всякое хвалебное сочинение, похвальное слово, стихотворение.

ЭННα

ЭННα - Enna или Henna, 'Έννα, Castro Giovanni, укрепленный город сицилийцев в середине острова (ομφαλός Σικελίας) у озера Перга, по дороге, которая вела от Катаны в Агригент, в прелестной плодородной местности; здесь был главным храм Деметры и отсюда, по преданию, Плутон похитил Кору или Персефону. Теперь страна эта пустынна и неплодородна. В войне рабов, предводительствуемых Евном, здесь был главный сборный пункт рабов. Cic. Verr. 3, 18. 83. 4, 48. Liv. 24, 37. Ov. met. 5, 385. Diod. Sic. 5, 3. Strab. 6, 272.

ЭННА

ЭННА - Enna или Henna,

'Έννα, Castro Giovanni, укрепленный город сицилийцев в середине острова (ομφαλός Σικελίας) у озера Перга, по дороге, которая вела от Катаны в Агригент, в прелестной плодородной местности; здесь был главным храм Деметры и отсюда, по преданию, Плутон похитил Кору или Персефону. Теперь страна эта пустынна и неплодородна. В войне рабов, предводительствуемых Евном, здесь был главный сборный пункт рабов. Cic. Verr. 3, 18. 83. 4, 48. Liv. 24, 37. Ον. met. 5, 385. Diod. Sic. 5, 3. Strab. 6, 272.

ЭННАЭТЕРИДА

ЭННАЭТЕРИДА - Ένναετηρίς (девятилетие), (от εννέα и ετος), в греческой хронологии восьмилетний промежуток (поэтому иногда называется также oκταετηρίς), так что с девятым годом начинался новый цикл. Промежуток этот состоял из 2922 дней, он делился на 96 настоящих и 3 вставочных месяца и назывался «большой год» (μέγας ενιαυτός). Вероятно, это древнейший астрономический цикл, по которому считали время в Афинах; наверно, он существовал уже со времени Солона. Если до этого времени существовал другой цикл, то это была триетерида. Основателем Э. считается Клеострат с острова Тенедоса, между Геродотом и аттическим астрономом Метоном (432 г.); ее первое начало следует искать в древних праздничных периодах. Так, в культе Аполлона мы встречаем восьмилетний цикл; Пифийские и Олимпийские игры были первоначально девятилетнего срока. Через деление на две части из Э. образовались пентаерида, а из нее через вторичное деление триетерида. Под тем же именем праздновались каждые 9 лет многие праздники: Σεπτήριον как подражание бою Аполлона с пифийским драконом, Ήρωίς и Χαρίλα, примыкающие к предыдущему, но носящие уже вакхический характер. Плутарх (quaest. gr. 12) описывает их и рассказывает главнейшим образом о происхождении последнего праздника следующее: когда вследствие засухи настал голод, бедная девушка пришла к царю и умоляла его дать ей хлеба; царь в гневе бросил ей в лицо (ее звали Харила) башмак, а она с отчаяния повесилась. Тогда, при возраставшем все голоде, Пифия на заданный ей вопрос ответила, что голод будет до тех пор увеличиваться, пока не будет искуплена вина против Харилы. Гнев богов был затем смягчен большими жертвоприношениями, повторявшимися каждые 9 лет.

ЭННЕАКРУНОС

ЭННЕАКРУНОС - Έννεάκρουνος, см. Attica, Аттика, 4.

ЭННИЙ

ЭННИЙ - Ennius, Quintus, родился в 239 г. до Р. X. в Рудиях, осском городе в Калабрии (отсюда Calabrae Pierides, Hor. od 4, 8, 20). Cic. Brut. 18. Gell. 17, 21. Воспитание в эллинизированной Нижней Италии, вероятно в самом Таренте, рано познакомило его с греческой литературой. Во 2-ю Пуническую войну он был, по-видимому, взят римлянами в военную службу и отправился солдатом в Сардинию, где обратил на себя внимание Катона, когда он, будучи квестором, на обратном пути из Африки посетил в 204 г. остров. Nep. Cat. 1. Катон взял его с собою в Рим, где он остался навсегда. Его знание греческого языка и его произведения, встреченные очень сочуственно, приобрели ему дружбу могущественных людей того времени, из коих особенной его почитал тонко образованный род Сципионов. Cic. Arch. 9. Cic. de or. 2, 68. В 189 г. он сопровождал консула М. Фульвия Нобилиора как свидетель и провозвестник его деяний в его этолийском походе. Cic. tusс. 1, 2. Aur: Vicl. vir. ill. 52, 3. Лишь позже, около 184 г. получил он через сына только что названного М. Фульвия право римского гражданства (Cic. Brut. 20), но и тогда еще жил в стесненном положении. Он умер от ломоты в костях на 70 году от роду, в 169 г. Cic. Brut. 20. Cat. mai. 5. Его поэтическая деятельность охватывала все области поэзии, но слава его была основана главнейше на большом историческом стихотворении Annales, в 18 книгах, в котором была рассказана в хронологическом порядке вся римская история от Энея до времена самого поэта и которое как по содержанию, так и по поэтическому изложению могло заменить римлянам недостававший им национальный эпос. Содержанием первых книг были римские сказания, в следующих были описаны с особенной любовью великие военные подвиги позднейшего времени, свидетелем коих поэт был отчасти сам. Э. в этом произведении впервые заменил употреблявшийся дотоле versus Saturnius гекзаметром и сделал, таким образом, решительный шаг к приноравливанию греческой метрики к латинскому языку. Кроме того, он написал много трагедий, в коих держался греческих образов, преимущественно Еврипида (Медея, Гекуба, Андромаха и др.), может быть, также praetextae (Ambracia и Sabinae). Менее значения имеют его комедии. Далее ему приписывают Saturae (по крайней мере 6 книг), не сатиры в позднейшем значении слова, но, соответственно, в первоначальным смыслом слова (см. Satira, Сатира), смешанные стихотворения самого разнообразного содержания в свободном и несвязном тоне. К сатирам же принадлежали, вероятно, многие приписываемые Э. стихотворения, большею частью переводы или обработки греческих оригиналов: Sota, названное так по versus sotadeus, которым оно написано; Praecepta или Protrepticus; Heduphagetica (неверно Hedypathia), описание лакомств по греческому стихотворению Архестрата; Euhemerus, описание сказаний о греческих богах по Евемеру (см. Euhemerus, Евгемер); Epicharmus, Эпихарм, философского содержания, написанное трохаическим тетраметром, и, наконец, эпиграммы. Принадлежит ли стихотворение Scipio к Saturae, или это эпос в трохаическом тетраметре, или, наконец, трагедия (praetexta), остается неразрешенным вопросом; последнее мнение защищает Roeper (Danzig, 1868). В противоположность к позднейшей поэзии, развившейся по тончайшим правилам греческого искусства, Э. считался представителем национальной римской поэзии. Чего ему недоставало с формальной стороны, то он заменял искусством своей фантазии, обнаружившейся как в творческом образовании языка, так и в чисто поэтических описаниях. Ov. trist. 2. 22. Liter, 1, 118 cл. Поэтому в позднейшие времена, несмотря на устарелую форму, его много читали, объясняли и критиковали в школе. Замечательны в этом отношении слова Квинтилиана (10, 1, 88): Ennium sicut sacros vetustate lucos adoremus, in quibus grandia et antiqua robora non tantani habent speciem quantam religionem. Лучшее собрание фрагментов J. Vahlen (1854); фрагменты его драм: Ribbeck в Scaeniсае Roman, poes. fragm.

ЭННОДИЙ

ЭННОДИЙ - Ennodius, Magnus Felix, 473-521 гг. от Р. X., из Галлии, епископ в Павии, в числе других сочинений написал ценную биографию своего предшественника Епифания, до невозможности напыщенный панергик на Теодориха Великого и письма (9 книг); кроме того, стихотворения (в 2 книгах), обнаруживающее легкое владение формой, но не свободное от метрических ошибок.

ЭННОМ

ЭННОМ - Ennŏmus, 'Έννομος,

1. союзник троянцев в Мизии, знаменитый предсказатель по птичьему полету. Il. 2, 858. 17, 218.;

2. троянец, убитый Одиссеем. Il. 11, 422.

Предыдущая страница Следующая страница