Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")

ДИАСИЯ

ДИАСИЯ - Διάσια, τα, главный праздник в честь Зевса Умилостивителя (Μειλίχιος), празднуемый в Афинах 23 числа месяца Антесфериона (день гнева богов), для искупления народа приношением некровавых жертв на берегу Илисса, близ храма Зевса. Thuc. 1, 126.

ДИАСКЕВАСИС

ДИАСКЕВАСИС - Διασκεύασις, Διασκευασταί, см. Homerus, Гомер, 7.

ДИАТРЕТА

ДИАТРЕТА - Diatrēta, sc. pocula или vasa, сосуды прорезной работы, особенно стеклянные вазы с выточенными фигурами. Подобные вазы часто находят в могилах, и красота их заставляет удивляться искусству древних.

ДИВИНАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИВИЦИАК

ДИВИЦИАК - Divitiăcus, глава одной партии между эдуями в начале Галльской войны, некоторое время должен был уступать брату своему Думноригу, стоявшему во главе национальной партии и соединившемуся с гельветами и с Ариовистом, но затем вновь возвысился, благодаря тесному союзу с Цезарем и римлянами. Победив гельветов, он от имени многих народов просил о поддержке против Ариовиста и участвовал в войне против него, равным образом и в борьбе против бельгов в следующем году. Затем он, кажется, опять потерял свое значение. Caes. b. g. 1, 16 сл. 2, 4. 5. 6, 12. Во время своего пребывания в Риме Д. познакомился с Цицероном, который называет его друидом. Cic. div. 1, 41, 90. Цезарь (Caes. b. g. 2, 4) упоминает о могущественном царе свессиопов того же имени.

ДИВОДУРУМ

ДИВОДУРУМ - Divodūrum, впоследствии Mediomatrici, главный город медиоматриков в бельгийской Галлии на р. Мозеле, в средние века Metis или Mettis, н. Metz. Tac. hist. 1, 63.

ДИГЕНЦИЯ

ДИГЕНЦИЯ - Digentia, ручей в Лации, вытекающий из горы Lucretilis и впадающий в реку Апио; н. Licenza. По словам Горация (ер. 1, 16, 12 и 1, 18, 104), в поместье которого он брал свое начало, вода его чрезвычайно холодна.

ДИГИЦИЙ

ДИГИЦИЙ - Digitĭus, Sextus, служил под начальством П. Сципиона Старшего и за оказанную им при взятии Нового Карфагена (в 210 г. до Р. Х.) храбрость был награжден стенным венком (corona muralis). Liv. 26, 48. Вероятно, он (а по другим - его сын) в 200 г. был претором в Испании и воевал там, но неудачно. Liv. 34, 43. 35, 1 сл. В 190 г. он служил под начальством Л. Сципиона Азиатского, и ему поручено было набрать кораблей. Liv. 37, 4. Впоследствии он был послом в Македонии. Liv. 41, 22.

ДИДАСКАЛИИ

ДИДАСКАЛИИ - Διδασκαλία, называется:

1. обыкновенно общественный памятник, таблица или также письменный документ, дававший известие о представлении драм, комедий или трагедий, причем подробно в нем обозначались и перечислялись авторы, время и место представления, остальные состязавшиеся поэты и успех драм. Таким образом, это были критические репертуары представленных на сцене пьес, краткие драматургии, получившие свое название от слова διδάσκειν, раз. δρα̃μα, docere fabulam, выражения, значившего: поставить на сцену драматическое произведение. Списки эти состояли в Афинах первоначально из таблиц с надписями надлежащего содержания, которые помещались в театре. С этих общественных памятников впоследствии были сняты копии; содержание их было приведено в хронологический порядок и изложено собирателями в особых сочинениях, с замечаниями и объяснениями. Подобные театральные летописи назывались также Д. Аристотель, говорят, первый составил такую летопись. Примеру его последовали александрийские ученые, напр. Дикеарх, Каллимах, Аристофан Византийский, Аристарх и др. Из этих, к сожалению, потерянных сочинений заимствованы скудные указания, сохранившиеся у грамматиков и схолиастов в изложениях содержаний отдельных комедий и трагедий. Подобные списки, напр. список, составленный Аттием, были и у римлян, как видно из помещенных в рукописях перед комедиями Теренция кратких заметок о времени представления, о компонистах кантик (cantica) и об исполнении главных ролей. ср.: Ritschi, Parerga, стр. 263. 325;

2. Д. употребляется в смысле самих пьес, представленных на сцене, ср. Tetralogia, Тетралогия.

ДИДИИ

ДИДИИ - Didii, знатный плебейский род в Риме.

1. T. Didius управлял Македонией (Cic. Pis. 25, 61), вероятно, в звании претора в 114 г. до Р. X. и победил скордисков. Flor. 3, 4. Amm. Marc. 27, 4, 10 (где он, впрочем, называется Marcus). В 98 г. он сделался консулом, а в 97 г. получил в управление Испанию, как консульскую провинцию, и здесь совершенно разбил вакцеев, завоевал несколько принадлежавших им городов (App. Hisp. 99 сл.), а затем неоднократно (и в 93 г.) побеждал кельтиберов и отпраздновал над ними триумф. Plut. Sertor. 3. Он пал в марсской войне в звании легата в 90 г. (а по другим - в 89 г.). Vell. Pat. 2, 16. Ov. fast. 6, 567 сл.;

2. С. Didius, служил под начальством Цезаря в должности легата (в 46 г. до Р. X.) в войне против Помпея Младшего в Испании, счастливо сражался с ним и победил его в морской битве при Гадесе, но при высадке на берег сам был убит лузитанскими солдатами Помпея. Caes. b. Hisp. 37, 40.

ДИДИМ

ДИДИМ - Didymus, Δίδυμος, один из знаменитейших греческих грамматиков, родился в 63 г. до Р. X. За свою обширную литературную деятельность, о которой древние писатели (Athen. 4, р. 139 д. Sen ер. 88) передают баснословные известия, он получил прозвище χαλκέντερος (медноутробный). Ему приписывают 3 500 сочинений; особенно много писал он о Гомере (сюда относится главное его сочинение περι τη̃ς Άριστάρχου διορθώσεως), кроме того, о Пиндаре, Софокле, Аристофане и других поэтах, а также об аттических ораторах. Остатки собр. M. Schmidt (1854).

ДИДИМЫ

ДИДИМЫ - Didyma, τα Δίδυμα, см. Miletus, Милет.

ДИДОНА

ДИДОНА - Dido, Δίδω

или Elisa, Elissa, 'Έλισσα, финикийская царевна и основательница Карфагена. Она была дочерью тирского царя Мутгона (или Бела, или Агенора), сестрой Пигмалиона, наследовавшего тирское царство по смерти своего отца, и вышла замуж за своего дядю Акербаса или Сихея (Verg. Aen. 1, 343), жреца Геркулесова. Когда Пигмалион убил Сихея, чтобы завладеть его сокровищами, Д. бежала со своими богатствами в сопровождении множества тириицев за море и сперва высадилась на берег на острове Кипр, а оттуда, после благополучного плавания, достигла берегов Африки. Здесь она купила у царя Ярбаса столько земли, сколько можно занять бычачьей шкурой, но разрезала шкуру на узкие полоски и обвела ими значительное пространство земли, где и построила замок Бирсу (βύρσα, шкура). Когда город вскоре стал процветать, Ярбас, желая захватить его в свою власть, стал искать руки Д. и угрожал ей в случае отказа войной. Чтобы избежать супружества с варваром, Д., приготовив костер, взошла на него и мечом сама лишила себя жизни. Карфагеняне чтили ее как богиню. Justin. 18, 4-7. Вергилий в «Энеиде» сообразно со своими целями дал другой оборот сказанию о Д. и отнес ее к временам Энея (см. Aeneas, Эней). У него Д. кончает жизнь на костре по той причине, что любимый ею Эней, по определению судьбы и по воле Юпитера, тайно оставляет ее (Аеп. 4). Д. - это первоначально богиня-покровительница карфагенского кремля (финикийская Астарта), преобразовавшаяся в историческое лицо.

ДИЕСПИТЕР

ДИЕСПИТЕР - Diespiter, см. Iupiter, Юпитер, под сл. Ζεύς, Зевс, 9.

ДИИЛЛ

ДИИЛЛ - Diyllus, Δίυλλος, афинянин продолжал всеобщую историю Ефора от 357 до 376 г., а в другом своем сочинении - до 298 г. до Р. X. Müller, fragm. hist. Graec., II, 360 сл.

ДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКА, ДИКЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКАСТЕРИЙ

ДИКАСТЕРИЙ - Δικαστήριον, подобно русскому выражению, «судебная палата», означает и помещение суда, и само присутствие в нем судей. Число судов в Афинах определить нельзя. Кроме ареопага и судов ефетов, которые назначены были исключительно для разбора уголовных дел, существовало еще значительное число гелиастовых судов. Вся совокупность гелиастов называется ήλιαία; это же самое слово означает и главное помещение их суда, про которое, впрочем, неизвестно, на каком месте города оно находилось. Кроме того, были еще помещения для каждого отделения суда гелиастов, напр. красное (φοινικου̃ν), треугольное (τρίγωνον) и т. д., которые по большей части находились поблизости главной площади (αγορά). От этих судебных помещений следует отличать присутственные места первых трех архонтов, где подавались жалобы по делам, относящимся к ведению подлежащего архонта, но где, обыкновенно, не производился суд. Шесть низших архонтов имели свое присутствие в Фесмофесии (Φεσμοθέσιον), но для председательства в отделениях гелиастов отправлялись в их помещения.

ДИКАСТИКОН

ДИКАСТИКОН - Δικαστικόν, μισθoς δικαστικός, также τριώβολον ήλιαστικόν, судейское жалованье в Афинах, введенное Периклом. Сначала оно состояло из одного обола за каждый день судебных заседаний; потом оно было повышено Клеоном от одного обола до трех оболов; предположение о предшествовавшем тому повышении до двух оболов основано на недоразумении. Для покрытия весьма значительных расходов по этой статье (по свидетельству Аристофана, на жалованье судьям ежегодно издерживалось до 150 талантов) на первом месте, вероятно, служили пританеи (τα πρυτανει̃α), значительные пошлины, вносившиеся обоими тяжущимися сторонами при всех почти гражданских и при немногих уголовных делах. Сторона, проигравшая дело, теряла свои деньги и, кроме того, возвращала выигравшей стороне сделанный ею взнос. Жалованье выдавалось колакретами (см. Κωλακρέται, Колакреты) и притом после каждого отдельного заседания суда. Каждый судья, при входе в судилище, получал табличку (σύμβολον), которую он должен был предъявить после заседания для получения следуемой за него платы.

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ - Dicaearchus, Δικαίαρχος, философ-перипатетик, родом из Мессаны, в Сицилии, ученик Аристотеля, вместе с Аристоксеном и Феофрастом большую часть жизни провел в Пелопоннесе и написал Βίος Έλλάδος, в трех книгах, историко-географическое описание Греции в ее естественном, политическом и нравственном отношениях, со вложением мест из сочинений поэтов; от этого труда дошло до нас только два отрывка. Приписываемое Д. сочинение περι μουσικω̃ν αγώνων, в котором помещались собранные им известия о представлениях драм (διδασκαλίαι), составляло, вероятно, только часть вышеупомянутого сочинения. Описание Греции, изложенное ямбическим размером, αναγραφη τη̃ς Έλλάδος, от которого сохранилось 150 плохих стихов (изд., вместе со Скимном Хиосским, Meineke, 1846), вряд ли подлинное и некоторыми учеными приписывается Дионисию, сыну Каллифонта. Философские сочинения Д., о которых с похвалой отзывается Цицерон, все потеряны. Собр. фрагменты Fuhr (1841) и Müller, fragm. hist. Graec. II, 225 слл.

ДИКЕАРХИЯ

ДИКЕАРХИЯ - Dicaearchīa, Δικαιάρχεια, см. Puteoli, Путеолы.

ДИКТА

ДИКТА - Dicte, Δίκτη, см. Creta, Крит, 1.

ДИКТАМН

ДИКТАМН - Dictamnus, Δίκταμνος, см. Creta, Крит, 2.

ДИКТАТОР

ДИКТАТОР - Dictator (редко magister populi, a в древнейшем законе, упомянутом Liv. 7, 3, praetor maximus). Эта чрезвычайная власть в первый раз была установлена спустя 9 лет по изгнании царей (в 501 г. до Р. Х.), а впоследствии чаще назначались диктаторы. К этой мере прибегали как к последнему средству (ultimum consilium Liv. 4, 56. extremum Caes. b. c. 1, 5) не только в опасностях, угрожающих извне (Liv. 8. 12), но и во время внутренних волнений (Liv. 2, 30), почему диктатура была ненавистным для низшего класса народа учреждением (Liv. 2, 18). Впрочем, необходимым условием при назначении Д., равно как и консулов, было прямое поручение им высшей власти (imperium) центуриатскими комициями (Liv. 9, 38. Dion. Hal. 5, 70), чего, конечно, не требовалось в том случае, когда они были назначаемы лишь для исполнения особенных случайных дел, напр. для ежегодного вколачивания гвоздя, отмечавшего год в храме капитолийского Юпитера (dict. clavi figendi causa), для председательства в комициях во время отсутствия консулов (dict. comitiorum habendorum causa), для производства, ценза и в особенности пополнения числа сенаторов, для учреждения публичных игр и исполнения религиозных обрядов (напр., dict. feriarum Latinarum causa), для расследования (quaestiones) особенно важных уголовных дел и т. д. Первоначально, Д. обладал полной, неограниченной царской властью, не допускавшей даже апелляции (Liv. 2, 18: neque provocatio erat, neque ullum usquam nisi in cura parendi auxilium), но с возрастанием могущества плебеев власть его была некоторым образом ограничена. Д. избирался из числа бывших консулов. Находящиеся в должности консулы и другие правительственные лица - за исключением лишь народных трибунов - должны были сложить свои должности, но вступали в них, когда Д. оставлял свое место. Д., призывавшийся в крайней нужде к управлению государством, пользовался вследствие порученного ему imperium не только неограниченными правами главнокомандующего войсками, но также и неограниченной властью верховного судьи. С целью предупредить злоупотребление этой высокой властью - впрочем, примеров такого злоупотребления почти не встречается в римской истории - было определено законом, чтобы диктатура не продолжалась дольше 6-ти месяцев, и обычай требовал, чтобы Д. по исполнении возложенного на него поручения тотчас, и до срока, слагал с себя свою должность. Государственной казной он имел право распоряжаться по своему усмотрению. Знаками отличия диктаторского звания кроме курульского седалища (sella curulis) и обагренной тоги (praetexta) были сначала 12, а впоследствии 24 lictores с fasces и secures. Назначение Д. исходило от сената, который в трудных обстоятельствах решал этот вопрос и поручал консулам (videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat) избрать Д. (dicere, редко creare, facere). Cp. Consul. Об этих предварительных совещаниях сената упоминается в большинстве случаев (напр., Liv. 7, 3. 6, 21. 26. 8, 15 слл. 9, 7), а если в некоторых местах говорится только об избирающем консуле, то о предшествовавшем S. consultum не сказано лишь потому, что это вещь, которая сама собою разумеется. Если tribuni militum cousulari potestate также могли избирать Д., то это основывалось на том, что они замещали консулов; но т. к. буква древнего закона требовала назначения Д. консулом, то в подобных случаях приходилось обращаться к авгурам, для того чтобы они устранили религиозное препятствие (religionem). Liv. 4, 31. Вступив в должность, Д. прежде всего избирал начальника конницы (magister equitum), как ближайшего своего помощника, который в случае необходимости мог заступить его место. Он обязан был к самому строгому повиновению Д., и если один раз случилось, что такое отношение к Д. было нарушено Минуцием Руфом, то причина заключалась в особенных обстоятельствах избрания Фабия Максима, который, за отсутствием консула, имевшего право назначения, был избран народом и вследствие этого только исправлял должность Д. (prodictator, Liv. 22, 8). Для плебеев диктатура сделалась доступной в первый раз в 356 г. до Р. X. Liv. 7, 17. 22. Под конец Республики Д. не избирали в продолжение 120 лет, пока опять Сулла не был сделан Д. reipublicae constituendae. Цезарь также несколько раз принимал на себя диктатуру и наконец за несколько недель до своей смерти сделался бессменным Д., dictator perpetuus (Dio Cass. 44, 8); но Антоний, посредством проведенного им закона (lex), уничтожил эту должность навсегда. Cic. Phil. 1, 1. 13. 5, 4. По этой причине Август отказывался от принятия этого звания, и должность Д. никогда более не была восстановлена. Suet. Oct. 53.

ДИКТАТОР ЛАТИНСКИЙ

ДИКТАТОР ЛАТИНСКИЙ - Dictator Latinus, назывался начальник Латинского союза, занявший место альбанских царей. Но был ли альбанский диктатор всегда вместе с тем и диктатором всего союзного Лация, или первенствующее место занимали поочередно и остальные латинские диктаторы - это остается вопросом нерешенным. Деятельность этого председателя союза проявлялась в управлении союзническими собраниями, в устройстве празднеств (feriae Latinae), в исполнении обязанностей первосвященника и т. п.

ДИКТАТОР МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ДИКТАТОР МУНИЦИПАЛЬНЫЙ - Dictator municipalis, Во многих городах Лация высшие правители (обыкновенно называемые duumviri) носили титул диктаторов. Название это сохранилось со времени отмены царской власти до позднейших времен. Эти муниципальные Д., встречающиеся в Ланувии, Ариции, Цере, Номенте и Фиденах, отнюдь не имели власти римского диктатора, а различались только тем от дуумвиров, что одни, без товарища должны были выполнить те обязанности, которые в других городах лежали на двух лицах, см. Duumviri, Дуумвиры.

ДИКТИНА

ДИКТИНА - Δικτυννα и Δικτύνναιον, см. Britomartis, Бритомартис, и Creta, Крит, 1.

ДИКТИС

ДИКТИС - Dictys, Δικτυς, 1. см. Perseus, Персей;

2. D. Cretensis уроженец критского города Кносса, мнимый спутник Идоменея в Троянской войне и автор дневника (εφημερίς) событий этой воины, написанного будто бы по-финикийски на пальмовых листьях и погребенного вместе с ним в его родине. Там, говорят, он был найден в свинцовой оболочке, в царствование Нерона, когда могила Д. открылась вследствие землетрясения. Полагали доныне, что этот дневник, вероятно, был составлен жившим в то время неким Праксисом или Евпраксидом и представлен императору, что вследствие большого внимания, которое это сочинение обращало на себя, оно было переведено на латинский язык в 4 в. неким Септимием и что оно служило источником позднейшим византийским писателям и средневековым немецким поэтам, бравшимся за сюжеты из древнего мира, пока оно вдруг, в 15 столетии, не исчезло. Однако Дунгер (H. Dunger, Dictys - Septimius, 1878) остроумно доказал, что греческого Д. никогда не существовало, а что этот дневник с самого начала написан на латыни, по всей вероятности, относится к 4 в. от Р. X. и что автор его не кто иной, как тот самый Луций Септимий, который выдает себя за переводчика. Изд. A. Dederich (1832 и 1837) и Meister (1872).

ДИКЭ

ДИКЭ - см. Дика.

ДИМАНЫ

ДИМАНЫ - Dymānes, см. Φυλή, Фила, 9.

ДИМАС

ДИМАС - Dymas, 1. см. Priamus, Приам;

2. см. Αιγίμιος, Эгимий.

ДИМЫ

ДИМЫ - Dyme, Δύμη, Dymae,

1. город на западе Ахеи (см. Achaia, Ахайя), основанный лишь после 750 г. до Р. X. через переселение туда жителей восьми небольших областей; сюда Помпеи переселил киликийских морских разбойников; н. Каравостасис. Starb. 8, 378;

2. город во Фракии у Егнатской дороги и у реки Гебра, н. Фереджик.

ДИНАРА

ДИНАРА - Cinăra, имя одной рано умершей приятельницы Горация, может быть, той самой, которую он воспевал также под именем Лалаги и Глицеры. Horat. Od. 4, 1, 4. 13, 21. еp. 1, 7, 28. 14, 33.

ДИНАРХ

ДИНАРХ - Dinarchus, Δείναρχος, последний и наименее значительный в числе 10 аттических ораторов, записанных в так называемом александрийском каноне, сын Сострата, родился в 361 г. до Р. X. в Коринфе, рано прибыл в Афины, где был учеником и другом Теофраста и Димитрия Фалерийского и жил составлением речей для других. В политическом отношении он был приверженцем Антипатра и Кассандра. В 307 г. был изгнан и переехал в Халкиду на остров Эвбею и лишь в 292 г., благодаря ходатайству Теофраста, получил позволение вернуться из изгнания. Этого 70-летнего полуослепшего старика, которого некто Проксен лишил всего имущества, Полисперхонт после смерти его покровителя Антипатра велел казнить в 290 г. Д. считался подражателем Демосфена, но он не достигал ни силы его, ни ясности, а потому в насмешку был прозван Δημοσθένης 'o κρίθινος. Из его многочисленных (не менее 58) речей сохранились всего три речи: против Демосфена (многие сомневаются в ее подлинности), против Филокла и против Аристогитона. Изд. кроме сборников oratt. Attici: Reiske, Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, - Mätzner (1842) и Blass (1871).

ДИНАСТ

ДИНАСТ - Δυνάστης (δυναστεία), властелин. По древнему понятию, напр. у Геродота, этим словом обозначались небольшие властители в негреческих землях. Аристотель употребляет это слово для обозначения особой формы государственного правления, разнузданной олигархии. Династия есть для него (pol. 4, 5, 1) такая форма олигархии, o́ταν α́ρχη μη ό νόμος, αλλ' οί α́ρχοντες; она относится к законной олигархии так же, как охлократия к демократии и тирания к монархии. Такое понимание слова, кажется, не было впервые установлено Аристотелем, но существовало уже и прежде. Фукидид говорит о фессалийцах: ει μη δυναστεία μα̃λλον η́ ισονομία εχρω̃ντο; а в речи фивян против платейцев (Thuc. 3, 62, 2) ολιγαρχία ισόνομος противополагается δυναστεία ολίγων, которая господствовала во время Персидских войн у беотийцев, причем прибавляется, что эта государственная форма ближе всего стоит к тирании (εγγυτάτω τυράννου). Афенагор (Thuc. 6, 38, 2) сопоставляет τυραννίδας και δυναστείας αδίκους. Таким образом, династия обозначает первоначально противозаконную, насильственную власть немногих, одинаково отличную от τυραννίς, как и от ολιγαρχία ισόνομος. Поэтому следует, напр., и так называемых «тридцать» в Афинах называть не тиранами, но династами. ср. Πολιτεία, Правления формы.

ДИНДИМ

ДИНДИМ - Dindymus, Δίνδυμον,

1. горная вершина на полуострове Пропонтиде, на котором расположен был город Кизик; на ней находился основанный еще аргонавтами храм Кибелы. Apoll. Rh. 1, 985.;

2. горная цепь на границе Фригии и Галатии, к северу от Пессинунта; была также посвящена Кибеле; н. Капудаг.

ДИНДИМЕНА

ДИНДИМЕНА - Δινσυμένη, см. Rhea Cybele, Рея.

ДИНОКРАТ

ДИНОКРАТ - Dinocrătes, Δεινοκράτης, см. Sculptures, Скульпторы, 12.

ДИОГЕН

ДИОГЕН - Diogĕnes, Διογένης, «Зевсом рожденный», часто встречающееся имя в древности; замечательнейшие люди этого имени следующие:

1. Д. Аполлонийский с острова Крита, ó Άπολλωνιάτης, последователь древнейшей, так называемой ионийской философской школы, прозванный ó φυσικός, младший современник Анаксагора, автор утратившегося сочинения περι φύσεως, в котором упоминалось о нападении известного аэролита при Эгоспотамах и которое, стало быть, написано было после 405 г. до Р. X. Д., согласно с Анаксименом, признавал воздух первоначальной стихией (αρχή) и из него производил все явления природы, не исключая человеческой души, приписывая ему жизненную, творческую и умственную силу. Cic. de n. d. 1, 12, 29: аёrе utitur deo. Diog. Laert. 9, 57. Монографию о нем написал Panzerbieter (1830);

2. Д. Вавилонский, 'o Βαβυλώνιος, уроженец города Селевкии на реке Тигре, стоический философ и ученик Хрисиппа, от учения которого он почти ни в чем не уклонялся. Вследствие высокого значения, которое он имел как глава этой школы после Зенона (magnus et gravis Stoicus. Cic. off. 3, 12, 51), он был послан в Рим вместе с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155 г. до Р. X. Это знаменитое посольство подало римлянам первый повод познакомится с греческой философией. Как специалист по диалектике, Д. в этом предмете был учителем Карнеада. Его многочисленные сочинения по различным областям знания все утрачены. Cic. de or. 2, 38, 157. acad. 2, 45, 137. Cic. tusс. 4, 3, 5;

3. Д. Циник, ó Κύων, родился в Синопе на берегу Эвксинского Понта в Пафлагонии в 404 г. до Р. X., самый знаменитый из всех цинических философов, умер в 323 г. Когда отец его Гикесий был изгнан из своего города за подделку монеты, сын вместе с ним бежал в Афины и по настоятельной просьбе был принят Антисфеном (см. Antisthenes, Антисфен) в число учеников. Он не только развил систему своего учителя с величайшей последовательностью, но зашел далеко за ее пределы в практическом приложении ее к жизни. Он до крайности преследовал цель - не иметь потребностей и, хотя именно этим путем желал достичь свободы и независимости, сделался рабом добровольно избранных им испытаний и лишений. Он часто боролся с голодом, употреблял самую дурную пищу, но все-таки не мог переваривать сырого мяса и в случае нужды собирал подаяния. Днем без обуви, без плаща, с длинной бородой, с палкой в руке и сумкой через плечо бродил он по улицам и площадям Афин; ночью спал обыкновенно в портике (στοά) Зевса и заявлял, бывало, что афиняне устроили для него роскошное помещение, а в другое время - в глиняной бочке или, вернее, в глиняной лачужке, которую афиняне в насмешку называли бочкой (πίθος). При случае путешествия в Эгину он был захвачен разбойниками и увезен на остров Крит. Когда он здесь продавался в рабство, его спросили: что же он умеет делать? На это он ответил: «Править людьми» - и велел герольду провозгласить: «Не хочет ли кто-нибудь купить себе господина?» Коринфянин Ксениад купил его и поручил ему воспитывать своих детей. С того времени он летом жил в Коринфе, а зимой в Афинах. В Коринфе однажды Александр Великий встретил его в Кранее, и Д. просил у него только одной милости - не заслонять его от солнца; при этом случае царь, говорят, произнес известные слова: «Ежели бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном» (Cic. tusс. 5, 32, 92). Платон называл его сумасшедшим Сократом (Σοκρ. μαινόμενος). Когда однажды Д., войдя в дом Платона, грязными ногами ступил на дорогой ковер и заметил, что попирает высокомерие, то Платон заметил: «Да - другим высокомерием!» Д. не выработал системы учения и потому вряд ли оставил какие-нибудь сочинения; вся его философия заключалась в образе его жизни. Он чуждался глубоких исследований и не интересовался нравственными отношениями, лежащими в основе государства (он первый называется κοσμοπολίτης) и семьи. Вот почему жизнь его богата лишь анекдотами и остроумными или едкими возражениями; к лучшим ответам принадлежит тот, который он дал одному тирану на вопрос: из какой меди следует выливать статуи? «Из той, - отвечал Д., - из которой были вылиты статуи Гармодия и Аристогейтона». Он умер в Коринфе, как рассказывают, на улице, в глубокой старости. Здесь и на его родине были воздвигнуты в честь его статуи. ср. Göttling, ges. Abhandlungen I, стр. 251 слл.;

4. Д. Лаертийский, уроженец киликийского города Λαέρτη, жил в Афинах как грамматик, вероятно, в правление императора Адриана или несколькими десятками лет позднее. Ему мы обязаны сочинением βίων και γνωμω̃ν τω̃ν εν φιλοσοφία ευδοκιμησάντων в 10 книгах. Хотя это сочинение представляет собой не более как несколько беспорядочную компиляцию и часто страдает от неточности и отсутствия критики, но, если не обращать внимания на лишнее предпочтение, оказываемое Эпикуру, оно довольно беспристрастно, служит главным источником сведений по многим предметам истории древней философии и неоценимо вследствие сообщения в нем многочисленных отрывков сочинений, для нас утраченных. Оно предназначено было, собственно, для ученой римлянки Аррии (см. Arria, Аррии). Текст его, вероятно, значительно испорчен. Комментарии к нему составили Casaubonus и Ménage (собр. в амстердамск. изд. 1692 г., а кроме того, Нübnеr'ом и Jacobitz'oм (1830); изд. Hübner (1828) и Cobet (1850).

ДИОДОР

ДИОДОР - Diodōrus, Διόδωρος,

1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838;

2. Д. Тирский, перипатетик, ученик и преемник Критолая и шестой правитель аристотелевой школы, vacare omni molestia cum honestate - это он считал высшим благом. Cic. fin. 5, 5, 14;

3. Д., по прозванию Сицилийский, ó Σικελιώτης, родом из Агирия на острове Сицилии, современник Юлия Цезаря и Августа. Из его жизни известно только то, что он в продолжении 30-ти лет путешествовал по Европе и Азии с целью ознакомиться с местностями, служившими театром исторических событий, и что он по временам проживал в Риме. Diod. Sic. 1, 4. Он хотел представить историческое знание, насколько оно было достоянием его века, в систематическом обозрении, в виде общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями, которые он находил в Риме, он составил историческую библиотеку, Βιβλιοθήκη ιστορική, в 40 книгах, из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен, 11 - период от Троянских войн до смерти Александра Великого, а остальные 23 - время от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до Р. X.). Сохранились книги 1-5: мифология и история первобытных времен восточных народов и греков и 11-20: история периода от Персидских войн (480 г. до Р. X.) до войн преемников Александра Великого, до сражения при Ипсе (301 г.) и, кроме того, значительные отрывки. Порядок изложения в отделе мифов - этнографический, затем - летописный, а потому события связываются лишь внешним образом без уяснения и разбора их причин. Вместо меткой характеристики действующих лиц и народов он отмечает большею частью только частные черты и известные особенности их. Не обладая поэтическим чувством, он в мифологии является поклонником евгемеризма (ср. Euhemerus, Евгемер), a в истории старается доказать действие промысла (πρόνοια). Достоверность его находится в зависимости от его источников, которыми он пользовался, кажется, без надлежащей критики; самый язык напоминает иногда об их разнородности, а между тем разузнать их можно лишь по догадкам. Писатели, которыми он, по-видимому, наиболее пользовался - следующие: Феопомп, Эфор, Тимей, Ктесий, Клитарх, Дурис и Мегасфен. Для нас сочинение Д. при всех его недостатках для некоторых отделов древней истории, преимущественно истории Сицилии, служит главным источником и имеет большое значение, несмотря на то что в нем иногда произвольно соединяются под одним годом события, далеко отстоящие друг от друга. Слог его прост, определен и ясен, но иногда страдает распространенностью и однообразием и лишен надлежащей живости и свежести. Изд. Wesseling (1746), Dindorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bekker (1853). Исследования об источниках Диодора производили: Collmann, Volquardsen, Raun, Petersdorff и др.

ДИОДОТ

ДИОДОТ - Diodŏtus, Διόδοτος,

1. исторический писатель, родом из Ерифр (Έρυθραί). Его (ныне потерянный) дневник Александра Великого, Έφημερίδες Άλεξάνδρου, служил источником Плутарху и Диодору Сицилийскому. ср.: Müller, scriptor. Alex. Magni стр. 134 слл.;

2. стоик, известный большой ученостью, учитель Цицерона, а именно в диалектике, жил и умер в его доме (59 г. до Р. X.) и потому назначил его наследником своего имущества (100 000 сестерций). Несмотря на то что в старости лишился зрения, он не переставал ревностно заниматься науками. Cic. tusс. 5, 39, 113. Cic. de n. d. 1, 3, 6. Cic. ad Att. 2, 20, 6.

ДИОЙКИЗМ

ДИОЙКИЗМ - Διοικισμος κατα κώμας, встречающееся в числе средств к восстановлению аристократического правления, упразднение больших городских общин и распределение жителей по мелким селениям, как, напр., рассказывает Ксенофонт (Hell. 5, 2, 7) о подобном распоряжении, сделанном спартанцами в Мантинее после заключения Анталкидова мира.

ДИОКЛ

ДИОКЛ - Diŏcles, Διοκλη̃ς,

1. сын Орсилоха, внук Алфея, властитель Фер (Φηραί) в Мессении; сыновья его, Крефон и Орсилох, участвовали в походе против Трои. Ноm. Od. 3, 488. Il. 5, 541;

2. мегарский герой (η́ρως), в честь которого мегарские юноши совершали на празднике Διόκλεια, за то что он в сражении спас любимца - отрока, пожертвовав за него своей жизнею. Plut. Thes. 10;

3. царь Элевсинский (см. Δημήτηρ, Деметра, 2);

4. поэт древней аттической комедии, говорят, уроженец города Флиунта. Сохранились лишь 4 заглавия его комедий;

5. миракузец, бывший в Пелопоннесскую войну виновником варварского обращения с пленными афинянами. Затем он составил свод законов и ввел демократическое правление, причем установил, чтобы должности распределялись по жребию (412 и 413 гг. до Р. X.). После неудачной битвы с карфагенянами (409 г.) он был низвергнут своим противником Гермократом и изгнан, но, кажется, вскоре возвратился из ссылки. Рассказывают, что он сам себя лишил жизни за то, что, вопреки постановленному им самим закону, явился в народное собрание вооруженный мечом. Такое же предание сохранилось о Харонде. Diod. Sic. 13, 19. 33;

6. Д. Каристский, названный по имени своего родного города, Κάρυστος на острове Эвбее, прославился как врач во времена Аристотеля. Plin. 26, 2. Он часто цитируется в сочинениях врачей;

7. ритор времен Августа, часто упоминаемый в риторических сочинениях Сенеки;

8. Д. Пепарефский (с острова Πεπάρηθος), греческий историк, живший не позже 3 в. до Р. X., писал, говорят, о древнейшем периоде римской истории. Plut. Romul. 3, 8. ср. Müller, hist. fragm. Graec. III стр. 74 слл.

ДИОКЛЕТИАН

ДИОКЛЕТИАН - Diocletianus, С. Aurelius Valerius, правил Римской империей от 284 до 305 г. от Р. X. Собственно он назывался, по имени своего родного города Диоклеи в Далмации, Diocles, происходил из простонародия и первоначально, может быть, был вольноотпущенником, а потом поступил на военную службу рядовым и служил при императорах Аврелиане и Пробе. Когда Диокл однажды при Люттихе сидел в гостинице и сводил счет своим ежедневным расходам, стоявшая возле него друидянка сказала: «Тьфу, Диокл, стыдись своей скупости». На его возражение: «Дай мне только сделаться императором - не то будет дело», она ответила: «Будешь императором, когда убьешь вепря» (Aper). С того времени он питал в душе мысль о божественном своем призвании, хотя никогда в продолжение многих лет он не высказывал этой мысли. Он отличался на службе и скоро достиг высокого положения в войске. Vopisc. Numer. 14 слл. При императоре Пробе он назначен был наместником в Мисии. С Максимианом, будущим своим соправителем, который признавал за Диоклом превосходство обдуманности, предусмотрительности и мужества, он тогда еще подружился. По смерти Проба он сопровождал императора Кара на войну с персами, и, когда Кар умер, а слабые сыновья его не могли устоять против Апра, начальника телохранителей, войско 17 сентября 284 г. провозгласило в Халкедоне императором Д., как он сам тогда называл себя. Апра (вепря) он убил собственноручно. Одолев своих врагов и соперников, с которыми обошелся весьма милостиво, и победив багавдов, мятежных крестьян в Галлии, он принял Максимиана в товарищи по управлению империей и назначил его августом в 286 г. для защиты западных границ империи, теснившейся со всех сторон врагами, а сам на востоке принудил персов заключить мир. Дацию он также вновь присоединил к империи. Оба императора в 291 г. приняли еще двух соправителей, Галерия и Констанция, и разделили между собою правление, причем Д., благодаря превосходству своего ума, сохранил за собою верховную власть. Eutr. 9, 22. Aur. Vict. Caes. 39. Он с большою жестокостью подавил в 296 г. волнение в Египте, а Галерий, после первой неудачной экспедиции, вторым походом победил персов и принудил их согласиться па выгодный для римлян мир (Amm. Marc. 14, 11, 10. Eutr. 9, 24), сохранение которого обеспечено было Д. постройкой целого ряда крепостей по восточной границе империи. Для торжественного празднования своего 20-летнего управления империей Д. отправился в Рим, но своею скупостью навлек на себя ненависть народа, а потому поспешил оставить этот город, который вообще ему не приходился по сердцу, чтобы возвратиться в свою обыкновенную резиденцию - Никомедию в Малой Азии (в 304 г.). Тяжкая болезнь, постигшая его дорогою, расслабление тела (а по мнению христианских писателей - и духа), привела его к исполнению давно уже задуманного им намерения - сложить с себя власть. Может быть, он полагал, что, для предотвращения несогласий, каждый из императоров после 20-летнего правления должен отказаться он престола. Он привел в исполнение свое намерение в Никомедии 1 мая 305 г., оставив власть своим старым соправителям и двум вновь назначенным императорам, и удалился на свою родину Далмацию в свою виллу близ города Салоны. Здесь он занимался преимущественно садоводством и устойчиво отклонил сделанное ему впоследствии приглашение снова занять императорский престол. Там он и умер в 313 г. Aur. Vict. ер. 39. Еитеп. paneg. Const. 15. Введенная им система государственного устройства, состоявшая в правлении нескольких, друг другу подчиненных властителей, оказалась удобною лишь до тех пор, пока он сам стоял во главе правительства, и пала пред честолюбием и выдающимся талантом Констанция. С этою организацией стояло в связи и увеличение им числа провинций, а вместе с тем и числа должностных лиц. Этикет и внешняя торжественность, господствовавшие при дворе Д., заимствованы им от персов. Вследствие уменьшения преторианских легионов поставлен был предел самоуправству и произволу преторианцев. Соправители Д. чтили его и после отказа его от престола, зато не почитали и не любили его христианские писатели, которые не могли забыть о произведенных им в 303 и 304 гг., по настоянию Галерия, гонениях на христиан, коих было немало даже в самом дворце между придворными чиновниками. И языческие писатели порицают его скупость и страсть к восточной пышности, хотя он (как после него и Юлиан) старался поднять падающее язычество посредством некоторых учреждений, заимствованных у христиан, и вопреки торжествующему христианству сохранить язычество как господствующую религию, которой он сам служил в качестве верховного жреца. Эта мысль - утвердить престол на религии - и дала повод к гонениям на христиан. ср.: Theod. Preuss, Kaiser Diocletian und seine Zeit (1860). Bernhardt Dioclet. in seinem Verhältniss zu den Christen (1862). Vogel, Kaiser Diocletian (1857).

ДИОКСИПП

ДИОКСИПП - Dioxippus, Διώξιππος,

1. комический писатель афинский, относящийся к периоду новой комедии. Из его комедии 4 или 5 известны по немногим отрывкам и по заглавиям. ср. Meineke, fragm. com. Graec. IV, 541 слл.;

2. Д. Афинский, победитель в кулачном бою на Олимпийских играх, был современником и спутником Александра Великого и одержал победу без помощи оружия над вооруженным македонянином, что возбудило ненависть македонян и было даже причиной его смерти. Diod. Sic. 17, 100. Curt. 9, 9.

ДИОЛК

ДИОЛК - Δίολκος, так назывался широкий волок, соединявший коринфскую гавань Лехей со схойнунтской бухтой (Σχοινου̃ς) Саронского залива; по нему товары и мелкие суда перетаскивались через невысокий хребет Исфма. Strab. 8, 335. 380. Arist. Thesmoph. 648.

ДИОМЕД

ДИОМЕД - Diomēdes, Διομήδης,

1. сын Арея и Кирены, см. Hercules, Геркулес, 9;

2. сын Тидея, один из эпигонов (см. Adrastus, Адраст). По окончании похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника деда своего Адраста принимает участие в Троянской войне в сопровождении своих верных товарищей Сфенела и Евриала (см. Adrastus, Адраст). Ноm. Il. 2, 559 слл. Под Троей он во время отсутствия Ахиллея и в битве, и в совете самых храбрый из всех; одушевляясь неукротимою мужественною отвагою, при помощи Афины не страшится даже вступать в бой с богами. Il. 8, 66 слл. Д. смелым нападением на Гектора дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая перед его конями, заставляет его податься назад. Он первый выступает охотником на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на фракийского царя Реса в его лагере. Il. 10, 220 слл. 470 слл. ср. Il. 11, 310 слл. По сказанию послегомеровскому, он вместе с Одиссеем проник подземным ходом в троянский кремль и, убив стражей, похитил кумир Паллады - Палладий (Verg. Aen. 2, 163), который затем или привезен был им в Аргос, или похищен у него Демофонтом при высадке его в Аттике. По взятии Трои он благополучно возвратился в Аргос. Ноm. Od. 3, 180. О дальнейших его судьбах послегомеровское сказание рассказывает различным образом. Афродита гневалась на него за то, что он ранил ее под Троей (Il. 5, 330. 410), и потому соблазнила жену его Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку Адраста, к прелюбодейству с Гипполитом, или Кометом, или Киллабаром. Поэтому Д., или добровольно, или же изгнанный прелюбодейкою, оставил свое царство и отправился на родину своего отца - в Этолию, где жил еще дед его Ойней, который был изгнан из своего царства братом своим Агрием. Д. убивает сына Агриева Епопея и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает престол Андремону, см. Andraemon, Андремон. (Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку времени между походом эпигонов и Троянскою войною и рассказывают, что Ойней с Д. отправился в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д. уносится бурею и он прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он подает помощь Давну (сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в войне его против жителей Массании и в благодарность за это получает в супружество его дочь Евиппу и господство над Давнией. С этою супругою он приживает двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умирает он в Давний или в Аргосе, куда возвратился, или исчезает на одном из названных по его имени Диомедовых островов в Адриатическом море, где, по преданию, был его надгробный памятник. На восточном берегу Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ, особенно в честь Афины: Веnеventum, Argos Hippium (Argyripa, Arpi), Brundusium и др. Strab. 6, 284. Diomedei campi в Апулии были названы по его имени. В Италии ему поклонялись как полубогу (ήρως) во многих городах, в Аргирипе, Метапонте и т. д.; и в Греции его почитали полубогом. В Аргосе в праздник Афины его щит носился вместе с Палладием в торжественном шествии и изображение его омывалось в реке Инахе. Вообще, здесь он является в тесной связи с культом Афины (она же его и возвела в боги, Pind. Nem. 10, 7), и потому у Гомера он поставлен в более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-нибудь другой из героев. ср. Il. 5;

3. латинский грамматик, см. Grammatici, Грамматики, 6.

ДИОМЕЯ

ДИОМЕЯ - Διόμεια, см. Hercules, Геркулес, 13.

ДИОМОСИЯ

ДИОМОСИЯ - Διωμοσία, αντωμοσία. По афинскому праву при начатии тяжбы обе тяжущиеся стороны, как истец, так и ответчик, должны были подтверждать свои показания клятвою; это называлось διωμοσία и αντωμοσία, выражения, которые у ораторов почти не различаются друг от друга по значению (см. также Iudicium, Судопроизводство, 6).

ДИОН

ДИОН - I.

Dio,

Δίων,

1. благородный сиракузец, родился в 409 г. до Р. X., сын Гиппарина, брат Аристомахи, супруги Дионисия, и муж ее дочери. Еще в юном возрасте, под влиянием Платона, он полюбил занятие философией, но, несмотря на свою откровенность и строгость нравов, был в почете и у Дионисия Старшего. Однако он безуспешно старался благотворно повлиять как на него, так и впоследствии на его сына. Оклеветанный Филистом, он был изгнан в 366 г. и отправился в Грецию, где, пользуясь высоким уважением, жил в обществе философов, пока жестокости Дионисия Младшего и преследование его семейства (его супруга Арета была выдана замуж за Тимократа, а его сын Аретей, или Гиппарин, был увлечен в распутство) не побудили его вместе с братом своим Мегаклом и при помощи Гераклида сделать попытку к освобождению отечества. С 800 наемников он сел на три корабля в Закинфе в 357 г. и был принят в Сиракузах с радостью; однако замок города оставался в руках возвратившегося из Италии Дионисия. Последовала продолжительная борьба. Переговоры с Дионисием и резкое обращение лишили Д. расположения народа. Когда Гераклид оклеветал его в стремлении к тирании, он со своими наемниками отправился к леонтинцам; но, когда выбранные на его место 25 стратегов не были в состоянии защищать город, сиракузяне снова пригласили его к себе на помощь. Не думая о мести, он опять взял на себя обязанности военачальника, предоставив Гераклиду командование флотом. Наконец ему удалось принудить Дионисия к сдаче крепости. Но когда Д. при всей своей простоте и умеренности стал обнаруживать большую строгость и стремиться к тому, чтобы преобразовать необузданную демократию в аристократическую форму правления, то народ опять стал слушаться демагогов. Допущенная Д. казнь Гераклида еще более возбудила против него народ. Этим настроением сиракузян воспользовался афинянин Каллинн; вкравшись хитрым образом в доверие Д., он составил заговор против него, и Д. был убит в своем покое им и его сообщниками в 353 г. Сиракузяне оплакивали его смерть и воздвигли памятник в честь его как восстановителя свободы. Plut. Dion. Nep. Dion. Diod. Sic. 16;

2. Dio Chrysostomus Cocceius (a не Cocceianus), родился в Прусе в Бифинии, около середины 1 в. от Р. X., происходил из знатного семейства, тщательно был воспитан и сначала занимался риторикою, потом посвятил себя философии и сделался последователем учения стоиков. В правление императора Диоклециана он некоторое время жил в Риме, но вскоре был изгнан им оттуда, странствовал по придунайским владениям Римской империи и возвратился в Рим, когда на императорский престол взошел друг его, Кокцей Нерва, у которого, равно как и у преемника его Траяна, он был в большом почете. Побывав в своем родном городе (100 г.), он опять возвратился в Рим, где и умер, неизвестно в котором году. Знаменитые речи его (80 речей), за которые его прозвали Златоустым (Chrysostomus), скорее - рассуждения философского и нравственного содержания, изложенные в весьма изящной форме чистым языком. Они дошли до нас и обнаруживают в авторе счастливого подражателя Платона, Демосфена и Эсхина; он лучший стилист своего времени. Изд. J. J. Reiske (1784-1789), Emperius (1844) L. Dindorf (1857);

3. его внук, Dio Cassius Cocceianus (вернее: Cassius Dio), родился в Никее 155 г. от Р. X., происходил из сенаторского семейства и получил тщательное воспитание. В зрелом возрасте (186-190) он выступил в Риме оратором, сделался сенатором, затем претором (194 г.) и при императоре Макрине управлял Пергамом (218 г.). Впоследствии был два раза консулом, управлял по очереди провинциями: Африкой, Далмацией и Паннонией и, избежав, благодаря заступничеству Александра Севера, ярости преторианцев, недовольных им за строгость дисциплины, провел последние годы своей жизни в Кампании. После второго своего консульства он возвратился на родину и там и умер. По внушению божества, явившегося ему в сновидении, он написал историю правления императора Коммода, принялся затем за свою большую римскую историю (Ρωμαϊκη ίστορία) и нашел силу и мужество продолжать и кончить ее опять же в сновидениях, в которых судьба (Τύχη, см. Тиха) обещала ему бессмертие. 22 года он трудился над этой историей; начиная со сказаний об Энее, она заключала в себе 80 книг, разделенных по декадам, и была составлена таким образом, что современные автору события излагались в ней гораздо подробнее остальных. Dio Cass. 72, 18. От этой истории сохранились книги 37-54, а из других книг более или менее значительные извлечения, сделанные константинопольским монахом Ксифилином в 11 в. Продолжение истории Д. до Константина Великого, конечно, написано позже, вероятно, христианским автором. Слог Д. тщательно выработан, часто красноречив, но иногда и тяжел. Главным делом являются у него военные события, затем придворные известия, а изложение истории государственного развития ему оказывается не по силам. Защитники свободы ему, как царедворцу, ненавистны. Повсюду проявляется суеверная страсть к чудесам. Образцом ему, по-видимому, служил Полибий, которому он подражал в обсуждении событий и их причин, не будучи, однако, в состоянии поравняться с ним; некоторые отделы составлены по образцу Фукидида, а политические рассуждения, содержащиеся во вставленных речах, - по образцу ораторов классического периода. Изд. Fabricius и Reimarus (1750-1752), F. W. Sturz (1824), J. Bekker (1849), L. Dindorf (1863).

II.

Dion или Dium,

το Δι̃ον,

1. мыс на северном берегу острова Крита; н. С. Диа;

2. город у подошвы Олимпа и при Фермейском заливе в македонской области Пиерии (Thuc. 4, 78), названный по храму Зевса, весьма знаменитому во времена Полибия. Polib. 4, 62. Liv. 41, 7. Здесь были воздвигнута в память павших в битве при Гранике воинов вылитые Лисиппом конные статуи, которые впоследствии увезены были в Рим. Arr. 1, 16, 4. н. Малафрия;

3. город на халкидском полуострове Акте. Hdt. 7, 22. Thuc. 4, 109.;

4. город на острове Эвбее при мысе Кенее (Κέναιον). Ноm. Il. 2, 538. Strab. 10, 446.

Предыдущая страница Следующая страница