Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")

КОГОРТА

КОГОРТА - Cohors, первоначально означало только соединение нескольких пехотных войск в одно целое. Polib. 11, 23: τρει̃ς σπείρας του̃το δε καλει̃ται το σύνταγμα τω̃ν πεζω̃ν παρά 'Ρωμαίοις κόορτις. В разделенном на манипулы легионе Полибия 3 манипулы: hastati, principes и triarii - составляли одну К.; таких К. в легионе, следовательно, 10. Когда во 2-ю Пуническую войну (Liv. 29, 24) признано было необходимым усилить консульское войско, то к нему присоединили не легион, а, смотря по надобности, увеличивали число principes и hastati (triarii постоянно оставались в том же числе), отсюда различаются cohortes trecenariae (120 princ., 120 hast., 60 triar.), quadringenariae (170 princ., 170 hast., 60 triar.), quingenariae (220 princ., 220 hast., 60 triar.). Когда со времени Мария вместе с различием в вооружении перестало служить основанием и деление на манипулы, легион разделен был на 10 К., заключавших в себе от 400 до 500 человек. Во времена императоров первая К. каждого легиона состояла из удвоенного числа солдат, почему она называлась cohors milliaria, в противоположность прочим девяти когортам, состоявшим средним числом из 500 человек каждая, coh. quingenariae. Пехота принадлежавших сюда союзников располагалась постоянно сообразно с делением легионных солдат и для отличия от них называлась cohortes alariae. Кроме того, у Цезаря (b. с. 1, 39. 70. 75) упоминаются еще coh. cetratae, названные так от их кожаных щитов (cetra). Cohors praetoria составляла охранную стражу полководца и сначала состояла из ablecti союзников. Sall. Cat. 60. Сверх того, Сципион Африканский набрал для себя под тем же именем охранную стражу из римских всадников, и, наконец, вся ближайшая свита полководца (квестор, легаты, знакомые и друзья или comites, писцы, переводчики, герольды, врачи, ликторы, accensi и т. д.) называлась также cohors praetoria или praetoris. Cic. Verr. 2, 2, 10. Август удержал это название и для спокойствия Италии учредил 9 (Tac. ann. 4, 5; по Dio Cass. 55, 24 не верно: 10) cohortes praetoriae, по 1000 человек в каждой. (Tac. hist. 1, 38, называет их также coh. togatae, потому что они вне службы носили тоги и вооружение каждый раз выдавалось им из цейхгауза, аrmаmentarium). Три из этих когорт постоянно находились в Риме и первоначально располагались по квартирам у граждан (Suet. Oct. 49), остальные размещены были в других окрестных городах Италии, пока Тиберий, по настоянию Сеяна, не отвел им собственный лагерь по обводной стене Рима, castra praetoria. Suet. Tib. 37. Они вместе с equites praetoriani составляли императорскую гвардию (vires et robur exercitus, Tac. hist. 1, 87. 2, 25) и кроме высшего ранга и жалованья имели еще то преимущество, что срок службы их ограничивался 16 годами, тогда как легионные солдаты должны были служить 20 лет. Вителлин уничтожил эту гвардию, потому что она сражалась против него за Отона (ibid. 2, 67. Suet. Vitell. 10); взамен ее он учредил 16 новых cohortes praetoriae (Tac. hist. 2, 93) и 4 coh. urbanae вместо назначенных Августом для полицейской охраны Рима 3 coh. urbanae, которые также принимали участие в войне против Вителлия (ibid. 1, 89). Август предоставил их в распоряжение градоначальника (praefectus urbi). Впоследствии оба эти рода войск слились в одно целое, состоявшее только из 14 когорт и существовавшее до тех пор, пока Константин Великий не уничтожил этой гвардии и не разрушил castra praetoria как постоянное место беспрерывно повторявшихся военных революций.

КОДАНСКИЙ ЗАЛИВ

КОДАНСКИЙ ЗАЛИВ - Codānus sinus, н. Kattegat и Sund. Plin. 4, 13, 27.

КОДЕКС

КОДЕКС - Codex, книга, составленная из нескольких навощенных дощечек (tabellae). Впоследствии получили это название и книги из папируса и пергамента. Небольшие навощенные дощечки назывались codicilli; они часто употребляемы были для дополнений к завещаниям.

КОДР

КОДР - Codrus, Κόδρος, сын Меланфа, потомка Нелея Пилосского. Меланф, по преданию, одержав победу в единоборстве с царем беотийским Ксанфом, получил в Аттике царскую власть, которую он потом передал в наследство сыну своему К. Кодр при вторжении дорян из Пелопоннеса в Аттику пожертвовал собой и тем спас свое отечество, в 1068 г. до Р. X. После его смерти евпатриды воспользовались спором детей его о престоле и уничтожили царскую власть, под тем предлогом, что после К. никто не заслуживает быть царем [ср. Люгебиль К.. Афинск. царь Кодр и отмена царской власти в Афинах, СПб., 1868]. Из сыновей К. Медонт сделался пожизненным архонтом и оставил это звание также своим сыновьям; Нелей и Андрокл вывели колонии в Малую Азию. Hdt. 2, 76. Justin. 2, 6. 7.

КОЖА

КОЖА - Διφθέρα, см. Vestimenta, Одежда, 5.

КОЗЛЯТА

КОЗЛЯТА - Haedi, см. Sidera, Созвездия.

КОЙ

КОЙ - Coeus, Κοι̃ος, см. Titanes.

КОЙН

КОЙН - Coenus, Κοι̃νός, один из отличнейших полководцев Александра, зять Пармениона, сопровождал царя в Индию и умер во время отступления, к которому он сам, на берегу реки Гифасиса, побудил своим решительным советом. Curt. 9, 20. Arr. 4. 16 слл.

КОКАЛ

КОКАЛ - Cocălus, Κώκαλος, см. Daedalus, Дедал.

КОКИТ

КОКИТ - Cocytus, Κοκυτός, см. Acheron и Inferi, Подземный мир.

КОКЦЕИ

КОКЦЕИ - Coccēii, знатный, по всей вероятности, из Умбрии вышедший род:

1. L. Cocceius Nerva, посредник при переговорах между Антонием и Октавианом и друг последнего. Horat. Sat. 1, 5, 28;

2. M. Cocceius Nerva, консул в 22 г. по Р. X. стоял в близких отношениях к Тиберию, но действиям его не сочувствовал до такой степени, что, тяготясь ими, он уморил себя голодом. Tac. ann. 4, 58. 6, 26. Did Cass. 58, 21. В правоведении он был учеником Лабеона и учителем Прокула;

3. сын его, носивший то же имя и у Тацита (Tac. ann. 15, 72.) упоминаемый как praetor disignatus, также считался известным юристом. Он был отцом императора Нервы.

КОЛАКРЕТЫ

КОЛАКРЕТЫ - Κωλακρέται (от κωλη̃),

бедренная кость, и αγείρω, поэтому более древняя форма κωλαγρέτης, первоначально собиратели тех кусков жертвенного животного, которые назначались для приношения богам, распорядители известных народных угощений, а впоследствии финансовые чиновники в Афинах, заведовавшие государственной казной. Со времен Клисфена место их заступили аподекты (αποδέκται); а они удержали только сбор судебных денег (πρυτανει̃α) и расходование оных на общественные обеды в Пританее и впоследствии на судейское жалованье. Деньги получали они, вероятно, через казначея, ταμίας τη̃ς διοικήσεως. Boeckh, Staatshaushaltung, 1, стр. 237 слл.

КОЛДОВСТВО

КОЛДОВСТВО - Fascĭnum и Fascĭnus, означает очарование, колдовство и вместе с тем средство против заколдования. Греки и римляне верили во враждебных и завистливых демонов, которые готовы вредить человеку и отравлять его счастье, в особенности когда в радостной уверенности у него срывается с языка необдуманное слово самохвальства и чувства собственного достоинства. Думали, что и злые, завистливые люди также могут вредить злым глазом, недобрым словом или другими чародействами. Против таких демонических влияний старались оградить себя всевозможными средствами, которые назывались προβασκάνια, fascina. К ним в особенности относится ношение амулетов детьми и взрослыми: на малых детях навешивали изображение божества deus Fascinus, культ которого возложен был на весталок, а полководцы-триумфаторы привязывали это изображение под своею колесницей. Такими амулетами обыкновенно были неблагопристойные фигуры, особенный род перстней, известные слова и имена, начертания которых носили при себе, и т. д. Ограждающая сила против колдовства приписывалась также известным действиям, в особенности выплевыванию; плевали, напр., трижды себе в пазуху, когда хвалили самих себя (Theocr. 6, 39, 20, 11. Tibull. 1, 2, 96); по крайней мере, не забывали в таком случае произнести формулу: praefiscine! или absit invidia verbo! Plaut. Cas. 5, 2, 43. Asin. 2, 4, 84. Латинское слово ставится в связи с βασχαίνω.

КОЛЕСНИЦА

КОЛЕСНИЦА - Currus, 1. arcuatus, колесница, покрытая полотном, которою пользовались главным образом flammes. Liv. 1, 21;

2. С. falcatus, α́ρμα δρεπανηφόρον, боевая колесница, со всех сторон окруженная длинными, острыми серпами, которую запрягали сильными конями и стремительно гнали в отряды неприятелей; обычай, встречающийся главным образом, если не исключительно, на Востоке, подробно описан Курцием (4, 35). Об essedarii y галлов и covinnarii y британцев см. Essedum, Боевая колесница. O currus triumphalis см. Dona militaria, Награды военные, 2; вообще ср. Vehicula, Повозки.

КОЛЛАТИЙ

КОЛЛАТИЙ - Collatĭa, город в 5 римских милях от Рима, в восточном направлении, при реке Anio, место жительства Тарквиния Коллатина, где Секст Тарквиний и его спутники нашли Лукрецию за пряжей; н. Lunghezza. Liv. 1, 38. 57.

КОЛЛАТИН

КОЛЛАТИН - Collatinus, см. Tarquinii, Тарквинии, 3.

КОЛЛЕГИЯ

КОЛЛЕГИЯ - Collegium (до Августа conlegium), соединение нескольких (по крайней мере трех) людей, которые все вместе составляли так называемое юридическое или нравственное лицо. Более обширное значение имеет sodalitas; ordo и corpus - позднейшие имена. В нетехническом смысле говорится: collegium consulum, praetorum, tribunorum и т. д., потому что они хотя по отношению друг к другу товарищи (collegae), но не представляют собою одного лица.

1. Древнейшие римские корпорации имели религиозный характер и учреждались для известных культов, напр., sodales Titii, sodalitas germanorum Lupercorum и др., как вообще всякое общество основывалось на sacris. Подобное назначение имели sodalitates, учрежденные для культа обоготворенных императоров, sodales Augustales, Claudiales, Flaviales и др.;

2. очень древними были также цехи ремесленников, collegia opificum, возросшие до бесчисленного множества;

3. военные корпорации, как, напр., coll. Germanorum, Martensium, veteranorum и др.;

4. общества для торжественного празднования общественных игр Liv. 5, 50;

5. Coll. tenuiorum, общества погребения мертвых, обеспечивавшие для своих сочленов по смерти их приличное погребение;

6. К. в обширнейшем смысле назывались городские общины (civitates, municipia, colonise) и само государство. Внутреннее устройство К. было весьма сходно, напр., в отношении общего имущества, председателей (magistri), основания и закрытия, привилегий и т. д. Большая часть корпораций собиралась в определенные дни для торжественных обедов. Связь между членами не прекращалась и после смерти, т. к. они имели общие кладбища.

КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТИ

КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТИ - 'Ένδεκα, - οι̉, коллегия из одиннадцати чиновников (называемых неофициально иногда ε̉πιμεληταὶ τω̃ν κακούργων и во время Фалерского Димитрия также νομοφύλακες, которых не следует смешивать с прежними, так называемыми νομοφύλακες). Это было важное ведомство в Афинах, имевшее надзор над тюремными помещениями и распоряжавшееся исполнением наказаний, преимущественно смертной казни, почему их и сравнивают с римскими triumviri capitales. Коллегия состояла, собственно, только из 10-ти лиц, назначаемых по жребию из фил, но письмоводитель, принимавший весьма существенное участие в делах, считался одиннадцатым, хотя он не был действительным членом коллегии. Их обязанность была наблюдать, чтобы арестанты находились под надежною стражею, чтобы подсудимые, заключенные в тюрьму для обеспечения явки их в суд, вовремя были представляемы суду и чтобы приговоренные к тюремному заключению не были отпускаемы на волю ни раньше, ни позже назначенного срока и т. п. Если умирал государственный должник, то они, вероятно, обязаны были распорядиться насчет заключения в темницу его сыновей. Далее они должны были следить за законным исполнением смертных приговоров. Их слуги (υ̉πηρέται; ο̉ τω̃ν 'ένδεκα υ̉περέτης Plut. Phaed. p. 116, 3 - слуга, объявляющий Сократу, что пора выпить чашу с ядом) назывались также παραστάται; к их числу принадлежали и палачи (δήμιοι, δημόσιοι). Они также судили преступников, совершивших преступление, наказываемое по закону смертною казнью, и схваченных на месте преступления; в случае признания они тотчас же наказывали их, а в противном случае снаряжали судебное следствие под своим председательством. Сюда относили α̉παγωγή, 'ένδειξις, и ε̉φήγησις τω̃ν κακούργων, т. е. таких преступников, которые действовали обманом и насилием и угрожали общественной безопасности; таковыми считались именно воры, совершившие кражу со взломом (τοιχωρύχοι), похитители одежды (λωποδύται), душепродавцы (α̉νδραποδισταὶ), разбойники (φονει̃ς; о том, что не всякое убийство влекло за собою так называемую α̉παγωγή см. Άπαγωγή, Апагогэ), святотатцы (ὶερoσύλοι), морские разбойники (λησταί), карманные воры (βαλαντιοτόμοι). Далее, они должны были вести списки конфискованных имений, доносить о скрываемых казенных имуществах и передавать их полетам (πωληταί) для продажи, разбирать проистекающие из этого судебные дела и председательствовать в таких процессах.

КОЛЛИНА

КОЛЛИНА - Collīna, см. Tribus, Триба.

КОЛОН

КОЛОН - Κολωνος Άγοραι̃ος

и 'Ίππιος, см. Attica, Аттика, 12, 14.

КОЛОНИСТЫ ЮНИЯ

КОЛОНИСТЫ ЮНИЯ - Latini Iuniāni, класс вольноотпущенных, которые по закону Юниеву (lex Iunia Norbana), при Тиберие получили особые права, похожие на права латинских колоний. Они имели только отчасти право на приобретение имущества (commercium) в Риме и были вообще сравнены с перегринами. Это право получали отпущенные на волю без торжественных обрядов.

КОЛОНИЯ

КОЛОНИЯ - Colonia.

1. Между весьма многими, основанными под этим именем городами в особенности следует назвать Colonia Agrippina или Agrippinensis на Рейне (н. Cëln). Прежде это был город убиев (oppidum Ubiorum, Tac. ann. 1, 36), но в 50 г. от Р. X. по желанию супруги императора Клавдия, Агрипины, которая родилась здесь, он обращен был в римскую колонию и назван по ее имени; получил ius italicum и возвысился до значительной степени процветания. Tac. hist. 1, 57. 4, 55. 56;

2. см. Κληρουχία Β, Клерухии.

КОЛОННА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОНЬЯ

КОЛОНЬЯ - Colonae, Κολω̃ναι или -αί,

1. часто упоминаемый город в Троаде к востоку от Александрии Троадской, н. Чигри. Thuc. 1. 131. Хеn. Hell. 3, 1, 13. Nер. Paus. 3;

2. город в Мисии, выше Лампсака. Arr. 1. 12, 6. Strab. 13, 589.

КОЛОССЫ

КОЛОССЫ - Colossae, Κολοσσαί, на реке Ликос, был, по свидетельству Геродота (7, 30) и Ксенофонта (An. 1, 2, 6), одним из значительнейших городов Фригии, впоследствии, однако, пришел в совершенный упадок, так что память о нем сохранилась только благодаря посланию Апостола Павла, προς Κολασσαει̃ς (в послании он называется Κολασσαί). Strab. 12, 576 сл. Развалины при Хонасе.

КОЛОФОН

КОЛОФОН - Colŏphon (собственно верхушка), Κολοφών, значительный город Ионийского союза в Малой Азии, к северо-западу от Эфеса, у небольшой речки Гакеса (вода которой была холодна как лед), в двух римских милях расстояния от Каистрского залива, у которого находилась гавань его Нотион. Хеn. Hell. 1, 2, 4. Liv. 37, 26. Славился флотом и конницей (отсюда поговорка Κολοφω̃να επιτιθέναι, взять на помощь К., т. е. завершить дело, дать ему решительный исход). К. называют в числе городов, считавшихся родиной Гомера. Он был также родиной поэтов: Мимперма, Гермесианакта и Никандра. Несмотря на то что он несколько раз был завоеван, сначала лидийским царем Гигесом (Hdt. 1, 14), затем персами во время Пелопоннесской войны (Thuc. 3, 24), потом Лисимахом, который переселил жителей его в Эфес, наконец, морскими пиратами (Cic. de imp. Pomp. 12), все-таки он остался довольно значительным городом и получил от римлян льготу от податей. Liv. 38, 39. Из произведений его известна смола колофонская, πίσσα Κολοφωνία resina Coloph., так называемая канифоль. Совершенно близко от него, к западу, находился Кларос (Κλάρος), известный своим храмом Аполлона с оракулом (το Κλάριον). Strab. 14, 642. Tac. ann. 2, 54.

КОЛУМБАРИЙ

КОЛУМБАРИЙ - Columbarium, 1. голубятня;

2. внутренность склепов, которые своими многочисленными нишами (lоculi, lecti, solia) похожи были на голубятни, см. Sepulcrum, Погребение, 6.

КОЛУМЕЛЛА

КОЛУМЕЛЛА - Columella, L. Lunius Moderatus, современник Сенеки, родился в Кадиксе, жил в царствование Нерона; некоторое время в качестве трибуна находился в Сирии и умер, по всей вероятности, в Таренте. Его сочинение о сельском хозяйстве, de re rustica, в 12 книгах (из них 10-я, о садоводстве, в подражание Вергилию изложена гекзаметром) написано ок. 62 г. от Р. X. и посвящено какому-то П. Сильвину; изобилует риторическими украшениями, но вообще написано умно и толково и языком плавным. Кроме того, из 4-х книг его сочинения по сельскому хозяйству, может быть написанного раньше, но потерянного, до нас дошел трактат его о разведении дерев, de arboribus. Изд. в Scriptores rei rusticae, von J. M. Gesner и J. G. Schneider.

КОЛУФ

КОЛУФ - Colūthus, см. Epos, Эпос.

КОЛХИДА

КОЛХИДА - Colchis, Κολχίς, страна (известная уже по сказанию об аргонавтах) к востоку от Понта Эвксинского, между Кавказом, Иберией и Арменией, с реками: 'Άκαμψις (н. Чорук) и Φα̃σις (н. Рион) и городами: Φασις (н. Поти), укрепленной милетской колонией на реке того же имени недалеко от устья, с храмом Фасианской богини Кибелы, и Διοσκουριάς (н. Искурия), также милетской колонией, к северу от Фасиса. Жители страны (Κόλχοι), по свидетельству некоторых писателей, остатки от войска Сесостриса, следовательно, египетского происхождения, славились своим искусством ткать льняные материи. Они распадались на несколько племен (Кораксов, Мосхов, Гениохов и др.) и распространились даже до пределов Трапезунда, где через область их прошли известные 10000 греков. Хеn. Anab. 4, 8. 5. 2. Они находились в весьма слабой связи с Персидским царством (Hdt. 3, 97); впоследствии были покорены Митридатом, а после его падения достались римлянам. Strab. 11, 497 сл. Mela. 2, 3, 6.

КОМ

КОМ - Cornus, Κω̃μος, у греков позднейших времен бог пиршеств (κω̃μοι). Изображался он в виде крылатого юноши, в сообществе Силена, Эротов и пирующих.

КОМАНА

КОМАНА - Comăna, см. Cappadocia, Каппадокия.

КОМЕДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМЕС

КОМЕС - Comes, 1. провожатый высших чиновников в провинциях, впоследствии - императоров;

2. со времени Константина название К. сделалось титулом всех государственных и придворных чиновников, даже и тех, которые не принадлежат к императорской свите. Начальники войск, расположенных в провинциях, также получили это название.

КОМИНИИ

КОМИНИИ - Cominii, плебейского рода,

1. Cominius служил в Испании центурионом в 178 г. до Р. X. и пробрался переодетым в осажденный неприятелями город Карабис, чтобы известить жителей этого города о намерении консула Гракха освободить их. Liv. 41, 3;

2. Publius и Lucius, 2 брата, обвиняли в 66 г. до Р. X. бывшего трибуна Корнелия в оскорблении величества народа, но были принуждены уступить силе и бежать. Когда они впоследствии возобновили обвинение, то Корнелия защищал Цицерон. Цицерон с большой похвалой отзывается о речи П. Коминия (Cic. Brut. 78, 271), а также и Асконий, во время которого она еще существовала.

КОМИЦИИ

КОМИЦИИ - I.

Comitia,

обыкновенные римские народные собрания. Они представляли собою власть или верховные права народа; сенату предоставлялось только предварительное совещание о предмете, подлежавшем обсуждению народа, вместе с решением по всем административным делам; правительственные лица были обязаны исполнять постановления народа и сената.

1. Comitia curiata, названные так от 30 курий древних граждан или патрициев, которые при царях до Сервия Тулия были единственными гражданами, см. Curia, Курия, и Patres, Патриции. Эти комиции избирали царей и вручали им Imperium, постановляли решения по апелляционным делам, и в этом отношении они представляли собой высший суд, наконец, они имели большое влияние во многих обстоятельствах, относившихся к семейному быту членов курий. Так, напр., они составляли духовные завещания и совершали усыновление. Через Сервия Туллия comitia curiata лишились большей части вышеназванных прав и удержали только:

a) решение в упомянутых семейных делах;

b) вручение imperii, на основании lex curiata de imperio;

c) утверждение решений, постановленных в comitia centuriata, но и это право вскоре также было утрачено. В древности в комициях председательствовал царь, потом консулы, преторы или диктаторы. Подача голосов происходила по куриям; к концу Республики представителем 30 курий является собрание 30 ликторов, а с третьим столетием единодержавия исчез последний след этих собраний;

2. Comitia centuriata, названные так по 193 центуриям, на которые Сервий Туллий разделил всех граждан римских - патрициев и плебеев, см. Centuria, Центурия, и Servius Tullius под сл. Servii, Сервии. Сервий Туллий, учредив эти К., возложил на них выбор должностных лиц, законодательство, ведомство апелляционных дел, даже решение относительно наступательной войны. Но упомянутое ведомство расширилось до полного верховного суда во всех уголовных делах (в силу lex Valeria, Закон Валерия, в 509 г. до Р. X. и XII таблиц). Без согласия сената не могло состояться ни одно из определений К., но это согласие все более и более низводилось до пустой формальности. Местом собраний был Campus Martius; председательствовали высшие государственные сановники, также interreges. Им принадлежало право предлагать народу вопрос (regatio): velitis, iubeatis, Quirites, (напр., bellum indici и т. п.), затем начиналось голосование центурий и продолжалось до тех пор, пока не оказывалось большинство голосов, что весьма часто случалось уже после suffragium всадников (18 центурий) и первого класса (80 центурий). В древние времена граждане подавали голоса устно, а позднее - письменно (per tabellas, на дощечках). В законодательных К. писали А., т. е. нет (antiquo) или U. R., т. е. да (uti rogas, т. е. как ты предлагаешь); при выборах писали на дощечках имя кандидата; в судебных К. писали А., т. е. absolve, или С., т. е. condemno, или N. L., т. е. non liquet. Счет голосам производили diribitores (см. Diribitor);

3. Comitia tributa, собрания граждан tributim, созывавшиеся высшими правительственными лицами из патрициев (с 449 г. до Р. X.); они получили свое название от местных триб, на которые Сервий Туллий разделил город и страну, см. Tribus, Триба. Все записанные в трибы граждане имели право посещать эти собрания, т. е. патриции и плебеи, смотря по принадлежности к той или другой трибе, между тем как в comitia centuriata граждане распределялись по цензу. От этих comitia tributa нужно отличать concilia plebis, которые созывались народными трибунами (tribuni plebis), и признавались за собрания плебейского сословия даже тогда, когда на них фактически присутствовали патриции. Concilia plebis первоначально решали только дела плебеев, рано получили они право избирать трибунов и плебейских эдилов (tribuni plebis и aediles plebeii), между тем как законодательная власть этих собраний, т. е. общая обязательность их решений (plebiscita), к которой относились lex Valeria Horatia 449 г. и lex Publia 339 г. до Р. X., была окончательно утверждена только законом lex Hortensia в 287 г. Судебная власть первоначально была присвоена им в силу lex sacrata и plebiscitum Icilium, 429 г. до Р. X., но lex Aternia Tarpeia в 454 г. до Р. X., и законы децемвиров признали ее в известных границах, так что впоследствии все приговоры трибунов и эдилов относительно высоких денежных штрафов должны были подлежать утверждению или отмене concilia plebis. Напротив, comitia tributa имели:

a) право выбора низших должностных лиц, к числу которых относились квесторы, XXVI viri, чрезвычайные praefecti annonae, duumviri navales, triumviri coloniae deducendae и др.;

b) законодательное право, т. к. высшие правительственные лица из патрициев, вместо того чтобы собирать обставленных разными формальностями comitia centuriata, находили более удобным предлагать законы в comitia tributa. Подача голосов как в comitia tributa, так и в concilia plebis происходила по трибам. При выборе жрецов к голосованию призывались только 17 триб, вероятно, по жребию. Cic. leg. agr. 2, 7. Большая перемена в comitia centuriata произошла после того, как число триб возросло до 35: слили центурии с трибами, чтобы придать К. более демократический характер. Граждане каждой трибы размещались по пяти классам, в двух отделениях, seniores и iuniores, так что каждая триба заключала в себе 10 центурий (2 первого класса, 2 второго и т. д.); следовательно, 35 триб заключали 350 центурий, при которых оставались по-прежнему 18 центурий всадников и, вероятно, также 4 центурии ремесленников вместе с centuria capite censorum. При первых императорах К. потеряли свои древние права (Тиберий даже избрание преторов предоставил сенату, Tac. ann. 1, 15), а спустя два столетия они совершенно прекратились, как несовместимые с монархией.

II.

Comitium,

место в Риме между форумом и курией (вероятно, на западе от Basilica Aemilia), назначенное для народных собраний. Там производились также казни и другие тяжкие наказания. Liv. 22, 57. Plin. ep. 4, 11, 10. Tac. Agr. 2.

КОМИЦИИ КАЛАТА

КОМИЦИИ КАЛАТА - Comitia calāta, собрания, торжественно созывавшиеся (calare) жрецами. Здесь происходили:

1. inauguratio flaminum и regis sacrorum;

2. sacrorum detestatio (см. Detestatio sacrorum);

3. составление завещаний. По всей вероятности, comitia calâta были только comitia curiata. Gell. 15, 27.

КОММЕНТАРИИ

КОММЕНТАРИИ - Commentarii

или также commentaria, слово, происходящее от commentari. Этим означается вся духовная деятельность, которая предшествует представлению предмета в письменном изложении, таким образом, у оратора, напр., заготовление материала посредством обдумывания (meditatio) или записывание заметок, начертание плана, изложение и диктовка отдельных частей (Cic. Brut. 87, 301.). Отсюда commentatio означает такого рода деятельность, a commentarium - эскиз речи (Cic. Brut. 164. Cic. de or. 1, 23, 108.). Это выражение стало столь общим, что перенесено было на всякую приготовительную работу, даже на приготовления учителя фехтования. Далее оно стало применяться ко всякому слегка набрасываемому изложению. Записки Цезаря называются К. в противоположность тому, что называется scribere historiam (Cic. Brut. 262). Потом этим именем назывались записки, которые преподаватели составляли для своих лекций (Madvig к Cic. fin., p. 621), как это доказал Dernburg (Halle, 1869) относительно institutiones Гая, и сочинение Квинтилиана institutio oratoria также выработалось из записок. В таком же смысле употребляют греки ύπομνήματα и σχολικα ύπομνήματα (Lehrs de Aristarhi stud. Hom., p. 24). В римской литературе упоминаются commentarii regum (записки о нравах и обязанностях царей), commentarii pontificum, commentarii augurum, censorum, consulum и других должностных лиц; все эти записки относятся к кругу деятельности каждого из названных должностей.

КОММЕРЦИЯ

КОММЕРЦИЯ - Commercium, право приобретать и передавать римскую в строгом смысле этого слова собственность; право это мог иметь только civis romanus. Впоследствии оно давалось как отдельным иностранцам, так и целым общинам. см. Latium, Лациум.

КОММИЙ

КОММИЙ - Commĭus, был Цезарем назначен вождем атреботов и отправлен в Британнию для приведения жителей ее к покорности. Caes. b. g. 4, 24. Попавшись в плен, он был освобожден Цезарем, которого он сопровождал и во втором походе. Из расположения к нему Цезарь даровал атребатам некоторые льготы (ibid. 7, 76). Но когда восстала вся Галлия, К. также выступил с оружием за дела своего отечества и сражался против римлян при Алезии (ibid. 7, 76) и потом в Бельгии, хотя и несчастливо. Попытка Лабиена умертвить его не удалась. В 51 г. он призвал на помощь германцев, но после многих поражений должен был бежать. Впоследствии он покорился и жил в назначенном ему месте, но и оттуда должен был опять бежать в Британнию.

КОММОД

КОММОД - Commŏdus, L. Aelius Aurelius, сын Марка Аврелия от Фавстины, родился в Ланувии 31 августа 161 г. от Р. X. хотя другие считают его сыном Фавстины от гладиатора. Lampr. Сотт. 1. Уже в 166 г. он получил титул цезаря, затем в 172 г. прозвание Германика, вероятно, в то время, когда он сопровождал отца своего в Германию. В 175 г., 14 лет от роду, он был с отцом в походе на восток, против Авидия Кассия. Lampr. Сотт. 2. В 176 г. он сделался императором; в 178 г. женился на Криспине и выступил с отцом в поход против вторгшихся в империю германцев и сарматов. Sio Cass. 71, 22. 33. Capitol. M. Ant. 27. В походе Марк Аврелий внезапно скончался, и К. без затруднения наследовал ему. Стремясь к роскошной жизни в Риме, он заключил с германцами унизительный мир (Dio Cass. 72, 2. Lampr. Сотт. 3) и возвратился в Рим. Здесь он всецело предался своим низким наклонностям и страсти к жестокости и, имея робкий и слабый характер, совершенно подчинился влиянию дурного общества и своих любимцев. Хотя один его любимец, Антерот, был убит, зато другой - Переннис занял его место и тиранствовал над императором и империей до самой смерти (186 г.). Впрочем, Переннис старался поддержать дисциплину в войске и являл себя бескорыстным, т. к. не искал богатств. Его погибель была вызвана его строгостью: он был убит людьми, подосланными из войска, находившегося в Британнии. Преемником его в качестве министра был Клеандр. Dio Cass. 72, 9 сл. Herod. 1, 8. Первоначально Клеандр был вольноотпущенником. Император между тем предавался своей страсти к играм, на которые тратил большие суммы и на которых не стыдился выступать сам в роли гладиатора. Herod. 1, 15. Lampr. Сотт. 8. Такое поведение императора и бесчеловечный произвол Клеандра подорвали в римлянах всякое уважение к К., и за свою чрезмерную жестокость он был убит 31 декабря 192 г., в то время как он только лишь приговорил к смерти назначенных консулов; народ не хотел пощадить даже его трупа. Lampr. Сотт. 17. Dio Cass. 72, 22. ср. Zürcher, Commodus, в Büdingers Untersuchungen zur röm. Kaisergeschichte (1868), I, стр. 223-263.

КОМПЕНСАЦИЯ

КОМПЕНСАЦИЯ - Compensatio, погашение долга посредством однородного взаимного требования. К. при исках bonae fidei происходила сама собою, между тем как при actiones stricti iuris она могла состояться только тогда, когда включена была в формулу процесса.

КОМПИТАЛИИ

КОМПИТАЛИИ - Compitalia, см. Lares, Лары.

КОМПРОМИСС

КОМПРОМИСС - Compromissum, назывался уговор тяжущихся сторон подчиниться решению избираемого ими сообща посредника, под условием денежного штрафа с нарушителя данного слова. ср. Έπιτροπή, Эпитроп.

КОМПСА

КОМПСА - Compsa, Κω̃μψα, н. Conza, город гирпинов в Самнии, при истоках Авфида. Liv. 23, 1. 24, 20. 44.

КОМУМ

КОМУМ - Comum, Κω̃μον, н. Соmо, город в цизальпинской Галлии, при западной оконечности Lacus Larii (Lago di Como), приведенный в цветущее состояние римлянами, особенно Цезарем, который поселил в нем 6 000 колонистов. Он служил вместе с тем форпостом против альпийских народов. Город этот славился своими железными изделиями. Здесь родился Плиний Младший. Strab. 5, 213. Liv. 33, 46. Plin. ep. 1, 13.

КОНВЕНТ

КОНВЕНТ - Conventus, 1. присутствие суда, назначавшееся в больших городах провинции наместником (Caes. b. g. 1, 54. 6, 44 и др.);

2. место, где производился суд, со всем принадлежащим к нему округом (Caes. 6. Alex. 56);

3. общество живущих в провинции римских граждан, которые составляли обыкновенно между собою как бы корпорацию. Cic. Verr. 2, 13. Caes. b. c. 1, 14.

КОНГИЙ

КОНГИЙ - Congius, см. Mensurae, Мера.

КОНДРУЗЫ

КОНДРУЗЫ - Condrūsi, народ германского племени, живший в бельгийской Галлии, на правом берегу Мааса, на северо-восток от Арденского леса, между тревирами, которых они были клиентами, и ебуронами, следовательно, в ахенском округе и провинции Люттихе. Имя их сохранилось в названии местности Condroz между Ниу и Lbttich. Caes. b. g. 2, 4. 4, 6. 6, 32.

КОНИСТРА

КОНИСТРА - Conisterium, Κονιστήριον, κονίστρα, собственно пыльное и песчаное место; так называлась в гимназиях арена, на которой упражнялись борцы. В греческом театре К. означает то место, на котором воздвигалась из досок ορχήστρα, т. е. подмостки для хора, отсюда К. означает также саму орхестру. см. Theatrum, Театр, 6.

КОНКАНЫ

КОНКАНЫ - Concăni, дикое кантабрское племя в северной Испании, с городом Concana. Horat. Od. 3, 4, 34. Mela. 3, 1, 10.

КОНКВИЗИТОРЫ

КОНКВИЗИТОРЫ - Conquisitōres, вербовщики, которые при угрожавшей войне и в опасные времена, как, напр., во 2-ю Пуническую войну, получали поручение от сената или властителей в назначенных им местах отыскать и поставить всех способных к военной службе. От такого набора не освобождала vacatio aetatis. Liv. 23, 32. 25, 5. Caes. b. Alex. 2. Cic. ad Att. 7, 21.

КОНКОРДИЯ

КОНКОРДИЯ - Concordia, римское олицетворение согласия граждан государства между собой. Когда раздор в государстве прекращался, то обыкновенно строили храм К. Первый храм ей дал обет построить диктатор Камилл в 367 г. до Р. X. во время борьбы патрициев и плебеев; по прекращении борьбы храм действительно был построен вблизи форума. Plut. Cam. 42. Об основании других храмов К. см. у Liv. 9, 46. 22, 33. Plut. Gracch. 17. Ливия посвятила К. храм в ознаменование супружеского согласия. Ov. fast, 6, 631. Праздники в ее честь были 16 января и 30 марта (ibid. 1, 639. 3, 881). Она изображалась в виде матроны, держащей в левой руке рог изобилия, а в правой - масличную ветвь или чашу.

КОНКУБИНА

КОНКУБИНА - Concubīna, незамужняя женщина низшего сословия, находившаяся в сожительстве с холостым мужчиной. Такое отношение не было зазорным, но лишено было всех прав, какие имел законный брак. Дети считались незаконнорожденными.

КОННИЦА

КОННИЦА - Equitatus.

У древних варварских народов мы видим вместо К. частью боевые колесницы. Одни лишь персы, бывшие первоначально кочевниками, смотрели на К. как на ядро своего войска, и это перешло к позднейшим парфянам. В Греции в героический период К. также не было, а были боевые колесницы, хотя фессалийцы еще в очень ранние времена известны были как наездники. Hdt. 7, 173. 196. Даже так называемые всадники (ίππείς) у спартанцев, составлявшие отряд в 300 человек (Hdt. 8, 124. Dion. Hal. 2, 13) и бывшие телохранителями царей, сражались всегда пешими; также и скириты, на северо-восток Лаконии, выставляли в качестве особого контингента не К., как несправедливо заключили из Ксенофонта (Cyr. 4, 2, 1), а пехоту Thuc. 5, 67. Хеn. Hell. 5, 4, 52 сл. Лишь во время Пелопоннесской войны упоминается, как нечто необыкновенное, что спартанцы выставили отряд К. Хеn. Hell. 4, 5, 11. r. L. 11, 2. И позднее, когда к каждой море гоплитов присоединялась мора К. под начальством гиппармоста (Хеn. Hell. 6, 4, 10 сл.), конное войско оставалось все-таки незначительным. В несколько лучшем состоянии была К. у афинян, у которых сначала было только 100 всадников; в марафонской битве К. вовсе не было, но зато тотчас же после Персидских войн они начали выставлять 300, а потом и 600 всадников и в начале Пелопоннесской войны увеличили это число до 1 200 (Thuc. 2, 13), из которых 200 вооружены были луками (ίπποτοξόται)· Употребление К. в сражении было весьма ограничено и довольно несущественно, на сомкнутую пехоту она вовсе не нападала, как и вообще она была лишена нынешнего значения удара, натиска; предметом ее нападения была только К. же да обратившаяся в бегство пехота. Местом К. во время сражения были оба крыла, почему и гиппархов было двое. У беотийцев мы находим приближающееся к германскому обычаю соединение К. и легкой пехоты (α́μιπποι) - Филипп и Александр Македонские лучше понимали значение К., почему первый заключал союзы с фессалийцами и не только добывал от них хороших лошадей, но и убеждал различные племена поступать к себе на службу. Они составляли корпус сариссофоров, легкую К. числом около 1 000 человек. Тяжелая К., около 3 000 человек, состояла из македонян и разделялась (вероятно) на 15 ил, а сариссофоры - на 8. Особая 16-я ила составляла царскую конную гвардию, как агема (см. Agema, Агема). Александр увеличил свою К. фессалийцами, а кроме того, и К. греческих союзников. Diod. Sic. 17, 57. Вообще он нуждался в большом количестве К. после разгрома Персидского царства, чтобы иметь возможность энергически преследовать различные разбежавшиеся, но постоянно оказывавшие сопротивление мелкие народы. Для большей легкости передвижения он делил илу на два лоха, а всю К. на две хилиархии; но все это, как и другие позднейшие перемены в устройстве К., было лишь временным. У римлян с самого же начала наряду с пехотой является и К. Уже при Ромуле в римском войске были celeres (Целеры), 300 всадников, разделенные на 3 центурии, но в сражениях они не имели никакого решающего значения, а во все времена сила войска заключалась в пехоте (легион). Если представлялась надобность в большем количестве К., чем было у самих римлян, то это дополнение возлагалось на союзников (в двойном числе против римской К.). Equites alarii (К. союзников) ставились в сражении на крылах войска и тем отличались от equites legionarii (римской К.). О вооружении римской К. ср. Arma, Оружие, II. Надо заметить еще equites cataphracti или loricati (Tac. hist. 1, 79), которые с головы до ног покрыты были, равно как и лошади их, чешуйчатым панцирем из железной жести на кожаной или полотняной подкладке. О подразделениях и начальниках ср. Cileres, Целеры, и Dux, Дукс, 4. Мало-помалу начали действовать К. независимо от легионов, как это было уже в югуртинскую войну. Sall. Iug. 55, 99. Отсюда явление, что сами римляне уже не выставляли более К., как это вполне достоверно, по крайней мере, относительно войн Цезаря (Caes. b. g. 1, 42, 2, 11, 27). После Августа существовали alae quingenariae и miliariae, т. к. уже со времен Мария под alae разумелись не войска союзников во всем их составе, а только К. Gell. 11, 4. Cic. off. 2, 13, 45. Alae quing. разделялись на 16 (ср. Tac. hist. 2, 14), a alae miliariae - на 24 турмы и состояли под начальством praefecti alarum, в трибунском ранге, что, однако, изменено было Клавдием. Suet. Claud. 25. Вооружение их состояло вообще, по Иосифу (b. Iud. 3, 5, 5), из меча на правой стороне и длинного метательного копья hasta, Tac. ann. 14, 37), колчана и 3 длинных стрел, грудных лат и шлема. При Веспасиане соединение К. с пехотой сделалось всеобщим, но уже Цезарь ввел в своем войске этот германский обычай, заставляя сражаться антесигнанов вместе с К. и вперемежку с ней (Caes. b. g. 3, 75, 84), точно так же и Тацит (Tac. ann. 2, 15) упоминает о соединении легкой пехоты с К., вооруженной луками, в войске Германика. Веспасиан образовал легковооруженные, так называемые cohortes equitatae или equestres, 120 всадников и 600 пехотинцев. Jos. b. Iud. 3, 4, 2. Позднее были cohortes equitatae quingenariae и miliariae (120 всадников и 380 пехотинцев, 240 всадников и 760 пехотинцев). Со времен Адриана vexillationes equitum были то же, что прежние alae, и служба в К. equites auxiliarii была столь же почетна, как и служба в легионах. И вооружение К. было совершенно одинаково с вооружением тяжелой пехоты.

КОНОН

КОНОН - Conon, Κόνων,

1. афинский полководец, отличавшийся во время Пелопоннесской войны и уже в 413 г. до Р. X. командовавший флотом. Thuc. 7, 31. В 406 г. принял он команду вместо Алкибиада (hist. 5, 5, 4), но был Калликратидом разбит и окружен при Митилене и спасся благодаря только победе своих соотечественников у Аргинусских островов. Когда спартанцы напали на афинский флот при Эгоспотамах (405 г.), он один своей бдительностью спас отряд свой, состоявший из 8 кораблей, и ушел в Кипр. Хеn. Hell. 2, 1, 28. Nep. Con. 1, 2 сл. Plut. Lys. 14. После взятия Афин оставался он на Кипре 8 лет, завязал оттуда сношения с персидским двором и получил от него флот (396 г.), когда Агесилай вторгся в Переднюю Азию. С этим флотом отправился он в море, но сделал немного, т. к. не был поддержан как следует персидскими сатрапами. Поэтому в 395 г. он сам отправился к персидскому двору, где ему удалось своим откровенным образом действия снискать себе уважение и получить сильную помощь. После того он снова отплыл в море и застиг спартанского адмирала Писандра у Книда, приморского города Карий, напал на него и разбил его совершенно (394 г.). Хеn. Hell. 4, 3. 7 слл. Plut. Ages. 17. Nep. Con. 4. Justin. 6, 3. Этим сокрушено было господство Спарты на море, утвердившееся после падения Афин. Затем К., которого никогда не покидала мысль об освобождении своего родного города, направился с флотом к Пелопоннесу, предварительно освободив греческие острова и города в Малой Азии (393 г.). Он опустошил берега его и после того только поплыл в Афины, где с торжеством был принят своими согражданами. Получив в изобилии деньги от персидского царя, он выстроил вновь стены афинские. Хеn. Hell. 4, 8, 6 слл. Nep. Con. 4. Затем спартанцы вступили в тайные сношения с персидским сатрапом Тирибазом, который велел заточить в Сардах К., посланного к нему афинянами. Хеn. Hell. 4, 8, 16. О дальнейшей его судьбе ничего положительного не известно. Впрочем, более вероятно то, что он не был казнен, а бежал из заточения и умер на острове Кипре в доме своего друга Евагора. Isocr. paneg. 41. Nep. Con. 4;

2. К. Самосский, жил ок. 280 г. до Р. X., занимался много астрономией и математикой и был в дружбе с знаменитым Архимедом. Он дал одному созвездию название Волосы царицы Береники. (см. Berenice, Береника, 2) Catull. 66, 1 слл.;

3. грамматик, живший в Риме во времена Цезаря и Октавиана, написал хорошим аттическим языком 50 рассказов (διηγήσεις), излагающих мифы и саги, особенно об основаниях колоний. Сохранились эти διηγήσεις в извлечении у Фотия. Изд. Teucher (2-е изд., 1802), Westermann в Муthographi (1843), С. Müller, fragm. hist. Gr., v. IV.

КОНСЕКРАЦИЯ

КОНСЕКРАЦИЯ - Consecratio, см. Άποθέωσις, Апофеоз.

КОНСИДИИ

КОНСИДИИ - Considii, 1. Quintus, плебей, в 476 г. до Р. X. трибун, делал предложения относительно аграрного закона и обвинял консула Менения в том, будто он был виновником смерти Фабиев в битве при Кремере. Liv. 2, 52;

2. Q. Cons., друг претора Верреса, но, впрочем, человек весьма добросовестный и независимый, во времена Катилины, когда Рим вследствие крайнего безденежья был в стесненном положении, он не обращался ни к кому из своих кредиторов. Однажды, при малочисленном собрании сената, он выразился в присутствии Цезаря, что сенаторы не явились из страха перед Цезарем. И когда этот спросил, почему же он сам отважился прийти, тот отвечал, что слишком стар, чтобы бояться смерти. Plut. Caes. 14. Cic. ad Att. 2, 24, 4;

3. С. Cons. Longus для искательства консульского звания в 50 г. до Р. X. оставил Африку, поручив управление этой провинцией Лигарию. По возвращении из Рима в 49 г. он нашел Африку в руках другого правителя, поэтому он занял город Гадрумет и держался в нем до 47 г. Caes. b. c. 2, 23. b. Afr. 3, 4. Он оказал сопротивление даже Цезарю, вел войну с ним из Гадрумета и только после победы над Сципионом он оставил это место и ушел со своими сокровищами, но был ограблен сопровождавшими его африканцами и убит. Caes. b. Afr. 33, 43. 86. 93;

4. M. Cons. Nonianus в 52 г. до Р. X. выполнял должность претора и во время междоусобной войны был приверженцем Помпея Cic. ad Att. 8, 11. 13;

5. P. Cons. один из военачальников Цезаря в галльских походах, в которых он отличился. Caes. b. g. 1, 21.

КОНСИЛИУМ

КОНСИЛИУМ - I.

Concilium,

1. всякое собрание вообще;

2. собрания только части римского народа, напр., плебеев в противоположность комициям, см. Comitia, Комиции;

3. собрание народов и городов, находившихся в союзе между собой, а также провинциальных городов, нечто вроде новейших земских собраний. Такие собрания имели латиняне, этруски, самнитяне и т. д. с целью совещания об общих интересах.

II.

Consilium,

1. совет, составленный из сведущих в законах людей, которые помогали постановлявшим приговоры должностным лицам (консулам, преторам и т. д.). то же, что assessores; это учреждение сохранилось и при монархии (Dio Cass. 57, 7. 60, 4);

2. consilium iudicum, отделение всех судей, которые должны были постановлять решения о преступлении. К нему относятся выражения: in consilium ire, cons. dimittere, de cons. sententia и др. Также Centumviri состояли из 4 consiliis или collegiis. К. в тесном смысле означает коллегию из 10 лиц (в Риме) или из 20 (в провинциях), которые помогали должностному лицу при известных занятиях, напр. при манумиссиях и т. п.

КОНСИСТОРИЯ

КОНСИСТОРИЯ - Consistorium, назывался со времени царствования Диоклетиана императорский государственный совет, состоявший из знатнейших людей и обсуждавший с императором законодательные, административные и судебные вопросы. Уже Август исходатайствовал у сената учреждение особого совета, состоявшего из 15 выбираемых по жребию на шестимесячный срок сенаторов, на помощь себе при новом своем законодательстве. Dio Cass. 53, 21. Suet. Oct. 35. В 12 г. от Р. X. этот государственный совет был увеличен до 20 членов, выбиравшихся на год, и председателем назначен был Тиберий. Об обширных полномочиях этого совета см. Dio Cass. 56, 28. Первоначально называлась К. зала, в которой заседали эти советники.

КОНСТАНТ

КОНСТАНТ - Constans, сын Константина Великого и Фавсты, родился ок. 320 г. от Р. X., тринадцати лет от роду он был назначен цезарем и получил после смерти отца Иллирию, Африку и Италию, а после смерти брата своего, Константина II, присоединил к этим владениям большую часть империи. Zos. 2, 39. 42. Aur. Vict. ер. 41. Но, развращенный льстецами и неуважаемый войском за свою страсть к охоте, он был покинут своими же солдатами при восстании Магненция и убит во время бегства в Южной Галлии в 347 г. О его характере см. Amm. Marc. 16, 7.

КОНСТАНТИН

КОНСТАНТИН - Constantinus, 1. С. Flavius Valerius Aurelius Claudius родился 28 февраля 274 г. от Р. X. в городе Наисе, в Мезии или в Дренане близ Никомедии. С юных лет он занят был военною службою, вследствие чего на его научное образование мало обращено было внимания. В то время когда отец его, Констанций, был назначен цезарем (292 г.), он состоял на службе у Диоклетиана и его соправителя (августа) Галерия и участвовал в войне, которую они вели на Востоке; Галерий, однако, боясь Констанция, относился с недоверием к Константину и после отречения Диоклетиана от престола не назначил его цезарем, а удерживал его при своем дворе до тех пор, пока не удалось отцу освободить К. из этого положения. Немедленно после того К. отправился к своему отцу и принял участие в походе против пиктов, которые вторглись в Британнию. Zos. 2, 8. Заболев во время похода, Констанций, с согласия войска, назначил сына своим наследником, хотя К. сначала этому и противился. Eumen. pan. 8, 4. В день смерти отца (25 июля 306 г.) войско провозгласило его императором, между тем как Галерий, затаив свою злобу, признал его только цезарем. Вслед за тем К. разбил германцев на Рейне (Eutr. 40, 3) и обезопасил границы. В войне, возникшей между Галерием и старым Максимианом, который поддерживал своего сына, объявившего себя в Риме императором, умный К. не принимал участия (Aur. Vict. Caes. 40. epit. 40. Zos. 2, 9), несмотря на то что Максимиан выдал за него дочь свою Фавсту, но зорко следил за ходом событий, желая извлечь из него пользу для самого себя. К. поступил строго с тестем своим, бежавшем из Рима, потому что последний замышлял устранить его; при этом он выказывал совершенно безжалостный расчет, не обращая внимания даже на узы родства и имел в виду только свои личные выгоды. Он заставил тестя бежать в Массилию, затем сдаться и принудил его к самоубийству или же велел его повесить. Eutr. 10, 3. Aиr. Vict. Caes. 40. Когда скоро за тем последовала смерть Галерия, К. предпринял войну против остальных соправителей Лициния, Максимиана и Максенция и, таким образом, проложил себе дорогу к единовластию. Сына Максимианова, Максенция, навлекшего на себя общую ненависть по всей Италии, он победил после кровавой войны в Северной Италии, особенно же в сражении при Таврине (Taurinum). Eumen. pan 8, 16. Eutr. 10, 3. Большую пользу принесла ему в этой войне, как говорят, священная хоругвь (labarum) со знаменем креста и монограммой имени Христова (X), установленная им в этом виде, потому что во сне ему явился крест с надписью τούτω νίκα; это знамя, по уверению христиан, во время сражения упало с неба и даровало ему победу, воодушевив его войско, состоявшее частью из христиан (312 г.); Euseb. vit. Const. 1, 27 слл. Еще раз разбил он Максенция близ Рима, на реке Тибре, в которой Максенций и погиб в 312 г. Римляне оказали великие почести победителю при его торжественном въезде в 313 г. После бракосочетания его сестры Констанции с Лиципием (313 г.) и по смерти Максимина, вскоре после того последовавшей, К. на деле уже был правителем всей Римской империи. Однако он стремился вступить в права совершенного и неоспоримого властителя. Eutr. 10, 5. Когда между ним и Лиципием возникли споры, он победил последнего при Цибалисе в Паннонии (8 октября 314 г.), затем при Мардии во Фракии и принудил его уступить ему часть своих владений. Eutr. 10, 5. Zos. 2, 18 слл. Однако после различных войн с германскими народами началась новая война против Лициния. Языческие писатели, будучи всегда против К., обвиняют его и в этом случае в вероломстве, коварстве и властолюбии, между тем как христианские писатели возносят его до небес и смотрят на все его войны как на путь, ведущий к искоренению язычества через конечное торжество христианства. К. выиграл сражение при Адрианополе, и в то же время сын его Крисп разбил флот Лициния (323 г.). Будучи совершенно разбит в сражении при Хрисополе, н. Скутари (18 сентября 324 г.), Лициний покорился и вскоре после того был убит, несмотря на то что ему было дано клятвенное обещание в личной безопасности. Eutr. 10, 6. Aur. Vict. Caes. 41. Zos. 2, 22 слл. К. достиг своей цели: он теперь один владел великою, обширною империей. Несмотря на то что К. воспринял святое крещение лишь только в день смерти, вместе с ним восторжествовало и христианство, особенно после церковного собора в Никее, в котором он сам принимал участие. Но его жестокое и бесчеловечное обращение с ближайшими родственниками осквернило его победу. Он приказал убить своего старшего и талантливого сына Криспа, может быть побужденный к тому своею женою Фавстою, которая ненавидела своего пасынка; точно так же умертвил он сына Лициниева, наконец, поняв несправедливость своего поступка относительно Криспа и когда его мать Елена стала упрекать его в жестокости, он велел задушить парами и Фавсту. Zos. 2, 29. Amm. Marc. 14, 11, 20. Быть может, этот момент его жизни и измученная совесть обратили его в христианство, от которого он ожидал прощения грехов. Одновременно совершил К. шаг, от которого зависело последующее разделение империи, а именно: из Рима, которого он сам не любил, как, с другой стороны, и жители вечного города не были расположены к нему, он перенес столицу империи в прекрасно расположенную Византию, находящуюся на границе двух частей света, назвал город Константинополем и обстроил его великолепными зданиями. Последовавшие затем более спокойные годы были посвящены улучшению внутреннего устройства государства. Zos. 2, 33 слл. Aиr. Vict. Caes. 41. Amm. Marc. 19, 2. 20, 10. Для лучшего обозрения всей империи он разделил в 333 и 335 гг. провинции между своими сыновьями, которых назначили цезарями. В последние годы своей жизни он собирался воссоединить с империей те части на Евфрате, которые были оторваны персами, и уже вооружался к походу против персидского царя Сапора, как вдруг 22 мая 337 г. смерть прекратила его жизнь в его никомедийском летнем дворце. Eutr. 10, 6 слл. Окрещенный будущим своим биографом, епископом Евсевием, и принятый в лоно христианской церкви, он умер и был погребен в Константинополе в соборе Св. Апостолов. Христианская церковь причислила его к лику Святых, так как при его посредстве она одержала победу над язычеством; христианская религия была признана господствующей, и К. защитил ее особенными законами, преимущественно миланским эдиктом в 313 г., которым допускалось безусловно обращение в христианство, между тем как уже годом ранее им вместе с Лиципием издан был эдикт о терпимости всех религий. Euseb. vit. Const. 8, 14. К. в молодости отличался красотой и редким мужеством и получил впоследствии хорошее образование, но был не без недостатков, причиною которых было отчасти его воспитание, отчасти обстоятельства и смуты того времени. Мнения о нем были весьма различны, смотря по христианской или языческой точке зрения писателей. Эпитет Великого заслуживает он не столько за энергию, которая была нужна для возобновления расстроенного государства, как именно вследствие тех затруднений, с которыми пришлось ему бороться и за успешное объединение разрозненных частей государства. Его заслуги ничуть не маловажны. Он обеспечил судопроизводство, защищал подданных от притеснений, покровительствовал наукам и искусствам, учредил училище в финикийском городе Берите и образовал военное устройство, распустив преторианцев, представлявших власть в империи, ввел новый порядок относительно числа и положения полководцев и разделил все войско на две части, из которых одна должна была служить для походов, а другая для сохранения спокойствия внутри страны. Императорский двор он совершенно преобразовал, может быть слишком по образцу восточному. Он удержал установленное Диоклетианом разделение империи на 4 главные части (Восток и Египет, Иллирию со всеми землями до Эгейского моря, Италию с западною Африкою и с землями до Дуная, Галлию с Британнией и Испанией); поставил во главе их четырех наместников и передал им юрисдикцию, полицию и финансовую часть. Эти наместники составляли как бы соединительное звено между подданными и императором. Каждая часть разделялась на меньшие провинции; каждый чиновник имел определенный отличительный знак, содержание и титул. К. также положил новое устройство сбору податей, но ввел при том и новые тяжелые пошлины, именно взнос за получение должностей и другие налоги;

2. К. II, его старший сын, родившийся в 316 г. от Р. X. и уже в следующем году назначенный цезарем, получил превосходное воспитание. Он приобрел славу в войне с сарматами, которые были вынуждены просить мира. После смерти отца он получил Галлию, Британнию и Испанию. Вскоре после этого вступил он в войну со своим братом Константом, которая окончилась для него несчастливо: он был разбит при Аквилее и погиб во время бегства в одной реке. Zos. 2, 21. 41;

3. К. III при господствующем беспорядке в Западно-Римской империи провозгласил себя императором в 497 г. от Р. X. в Галлии, Испании и в своем отечестве Британнии и удержался на некоторое время при помощи германских племен. Zos. 5, 27. 6, 2 слл. После смерти своего сына Константа, за которым Гонорий должен был признать достоинство цезаря, он сражался сперва с Геронтием, а потом с полководцем Констанцием, которые при Арелате разбили как его самого, так и его германские вспомогательные войска. Захваченный в плен, К. был казнен в Риме в 411 г. Oros. 7, 42.

КОНСТАНТИНА

КОНСТАНТИНА - Constantīna, см. Cirta, Цирта.

Предыдущая страница Следующая страница