Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 15, "АРТ"-"АСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 15, "АРТ"-"АСК")

АРТАКСАТА

АРТАКСАТА - Artaxăta, τά, Άρτάξατα, главный город Великой Армении на северном берегу Аракса, построенный армянским царем Артаксием во время пребывания у него Ганнибала. Strab. 11, 528. Plut. Lucull. 31. Хотя город занимал трудно доступную позицию, он несколько раз был взят неприятелями и сожжен (Tac. ann. 6, 39. 12, 50. 13, 39. 41 ив других местах); Тиридат вновь его отстроил и в честь Нерона назвал Неронией (н. развалины Ардашар). Dio Cass. 63, 7.

АРТАКСЕРКС

АРТАКСЕРКС - Artaxerxes, Άρταξέρξης, Άρταξέρξης (по Hdt. 6, 96=то же, что ó μεγας Άρήϊος). Так назывались персидские цари:

1. А. I. Longimanus (Μακρόχειρ, Долгорукий), воцарился в 465 г. до Р. X., после того как был убит Ксеркс, его отец. Diod. Sic. 11, 69. Justin. 3, 1. Ему пришлось бороться со множеством возмущений, устраиваемых то его собственными родственниками, то стремившимися к независимости вельможами, то подвластными Персии народами. Ок. 462 г. до Р. X. восстали египтяне, сначала под предводительством ливийца Инара, а потом Амиртея; им помогали афиняне, и в 449 г. до Р. X. Кимон победил персов в морском сражении у кипрского Саламина. Thuc. I, 104. 112. Не менее опасно было восстание, поднятое по поводу казни взятого в плен Инара сирийским сатрапом Мегабизом; царь мог склонить его к покорности только путем уступок. Умер А. в 425 г. до Р. X., оказав немаловажные услуги своему государству своей бережливостью. Thuc. 4, 50. Diod. Sic. 12, 64;

2. А. II. Μνήμων, сын Дария II Нота, вступил на престол в 405 г. до Р. X. Мать его Парисатида любила его менее, чем младшего своего сына Кира, которого Дарий, умирая, назначил наместником Малой Азии. Между братьями возгорелась борьба за престол, которую описывает Ксенофонт в своем Анабасисе. Кир, кроме туземных, имел наемные греческие войска; но в 401 г. до Р. X. он пал в кровопролитной битве при Кунаксе. Хеn. Anab. 1, 8-10. После того А. должен был воевать со спартанцами, явившимися на помощь ионическим городам. Plut. Art. 3. Тогда уже царь Агесилай лелеял мысль о завоевании Персидского царства, но А., действуя подкупом и возбуждая смуты в Греции, сумел устранить опасность. Внутреннее бессилие государства уже при этом царе, которого нельзя упрекнуть в слабости и бездеятельности, было таково, что ему только после восьмилетней борьбы удалось принудить кипрского тирана Евагора к уплате дани (Diod. Sic. 15, 9); Египет снова восстал и сделался почти независимым; подчинение персидскому царю некоторых других провинций было только номинальное. В недрах самой царской семьи свирепствовали кровопролитные раздоры и убийства, и Дарий, старший сын царя, будучи уже наследником, не мог дождаться смерти отца и искал его гибели, за что был казнен по его приказанию. А. умер в 359 г. до Р. X. в глубокой старости. Plut. Art. 30. Diod. Sic. 15, 93. Sievers, Gesch. Griechenlands, стр. 348 слл.;

3. А. III. 'Ώχος, сын предыдущего, истребивший почти всю свою семью (Justin. 10, 3), с помощью греческих наемников покорил Египет и Финикию и победил сатрапа Артабаза (350 г. до Р. X.). Ему удалось еще раз восстановить во всем государстве авторитет царствующей династии. Но затем он всецело подчинился влиянию египетского евнуха Багоя, а в 338 г. до Р. X. был им отравлен. Diod. Sic. 17, 5;

4. основатель новоперсидского царства и родоначальник династии Сассанидов, сам происходивший из простого звания. Достигнув юношеского возраста, он в 225 г. от Р. X. сверг парфянского царя Артабана, покорил соседние народы (Herodian. 6, 2) и стал потом нападать на римские владения. Александр Север предпринял поход против него и нанес ему значительные поражения, но одолеть не мог. После этого А., впрочем, уже не воевал; умер он в 239 г. от Р. X.

АРТАКСИЙ

АРТАКСИЙ - Artaxias, Άρταξίας, (и Άρτάξης), первый царь Великой Армении, сперва бывший наместником Антиоха Великого (в 190 г. до Р. X.), был побежден римлянами. А. сделался независимым (188 г.) и основал город Артаксаты. Антиох Епифан воевал против него, взял его в плен и заключил в оковы (165 г.). App. Syr. 45. 66. Polib. 26, 6. 31, 15. Имя А. носили все последующие цари Армении, которая более не возвращалась уже под власть сирийских царей.

АРТАФЕРН

АРТАФЕРН - Artaphernes, Άρταφέρνης,

1. брат Дария Гистаспа, наместник в Сардах (Hdt. 5, 25); более известен 2) его сын того же имени, вместе с Датисом бывший предводителем в первом походе персов на Грецию и в Марафонской битве (490). Hdt. 6, 94.

АРТЕИ

АРТЕИ - Artaei, Άρται̃οι; так, по Hdt. 7, 61, называли себя персы; может быть, это нарицательное имя, происходящее от персидского arta «великий» и значившее приблизительно «герои».

АРТЕМИДА

АРТЕМИДА - 'Άρτεμις (от αρτεμής),

Диана, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo, Аполлон), между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими; однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное, другие менее полное выражение в представлениях об А., чем в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, А. посредством своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин (Ноm. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же время она богиня-защитница и спасительница (sώτειρα, Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов (ειλείθυια) и богиня-кормилица (κουροτρόφος), она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам и горам. Ноm. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы - ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы (αγροτέρα) особенно развита в представлениях об А., между тем как соответствующая черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр. отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых, она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным богом. Почитание А. стоит по большей части в связи с почитанием Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена в некоторых местностях, напр. в Бравроне в Аттике, в Спарте, где А. называлась Όρθία (прямо стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами. Такие жертвы были впоследствии отменены; однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник А. у ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической: верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини и ее культ из Тавриды, где подобное А. божество было чествуемо человеческими жертвами. Эфесская А. была первоначально азиатским стихийным божеством: оно было отождествлено с греческой А., потому что и за ним признавали силу, питающую все живущее. А. изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся статуй А. - Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и А.; поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы А. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Verg. Aen. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. Ov. met. 15, 497.

АРТЕМИДОР

АРТЕМИДОР - Artemidorus, Άρτεμίδωρος,

1. грамматик, ученик Аристофана, жил в Александрии ок. 230 г. до Р. X., писал о дорическом диалекте и сделал собрание произведений буколиков;

2. путешественник и географ из Эфеса, жил ок. 100 г. до Р. X., свои путешествия по Черному, Средиземному и Красному морям описал в сочинении Περίπλους или Γεωγραφούμενα в 11 книгах; оно служило источником для Страбона и Плиния, а теперь известно только по отрывкам и извлечению, сделанному Маркианом Гераклейским. ср.: Stiehle в Philol., XI, стр. 193 слл.;

3. эфесец, современник Адриана и Антонинов; по имени родины своей матери, лидийского города Δάλδις назывался о Δαλδιανός; написал Όνειροκριτικά, сочинение, состоящее из 5 книг и имеющее целью подтвердить фактами пророчественное значение снов. Написанное ясным, вообще говоря, чистым, приятным слогом, не без некоторого воодушевления, оно представляет не лишенную интереса картину нравов того времени и дает некоторый материал для мифологии. Изд. Hercher (1864).

АРТЕМИСИОН

АРТЕМИСИОН - Artemisium, Άρτεμίσιον,

1. мыс и прибрежная полоса северной Эвбеи с храмом Артемиды (Просфои); здесь греки впервые сразились на море с персами, приведенными Ксерксом (в 480 г. до Р. X.) Hdt. 8, 9 слл. Plut. Them. 8. Plin. 4, 12, 64. Вероятно, это нынешний мыс Сирохори или Понтикониси;

2. горный хребет, составлявший границу Аркадии и Арголиды, н. Малево; на его вершине стоял храм Артемиды (Ойноатиды), принадлежавший к области Ойнои.

АРТЕМИСИЯ

АРТЕМИСИЯ - Artemisĭa, Άρτεμισία,

1. прославившаяся своим участием в походе Ксеркса владетельница Галикарнасса и некоторых других городов в Карий на малоазиатском берегу; она сама командовала пятью своими кораблями и в сражении при Саламине выказала много храбрости и находчивости. Hdt. 7, 99. 8, 68 слл.;

2. карийская властительница, сестра и жена Мавсола (см. Mausolus, Мавсол); по его смерти почтила его память построением знаменитого Мавсолея, в котором схоронила его прах; этот памятник относили к числу семи чудес древности (см. Halicarnassus, Галикарнас). Cic. tusс. 3, 31. Val. Max. 4, 6, 1. Diod. Sic. 16, 36 слл. После смерти мужа царствовала недолго и умерла в 350 г. до Р. X.

АРТЕМОН

АРТЕМОН - Artĕmon, Άρτέμων, из Магнесии, написал τω̃ν κατ' αρετην γυναιξι πεπραγματευμένων διηγήματα; может быть, это сочинение послужило источником для так называемого Tractatus de mulieribus (y Westermann'a, paradoxogr. p. 213).

АРТОЛАГАНУМ

АРТОЛАГАНУМ - Artōlagănum, αρτολάγανον, печенье из муки, вина, молока, масла, жира и перца; просто laganum называлось печенье из муки и масла, нечто вроде блинов. Athen. 3, 79.

АРУЗИАН

АРУЗИАН - Arusiānus, Messius, ок. 395 г. от Р. X. составил для школьного употребления exempla elocutionum ex Vergilio, Sallustio, Terentio, Cicérone, труд, неправильно приписывавшийся Фронтону. Это алфавитный перечень слов, допускающих различные конструкции, с примерами из упомянутых писателей, по одному на каждое слово. Изд. H. Keil, gramm. Lat., т. VII.

АРУЛЕН

АРУЛЕН - Arulēnus, см. Iunii, II, с. 7., Юнии.

АРУНТИЙ

АРУНТИЙ - Aruntĭus, см. Arruntius, Аррунций.

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ - Archelāus, Άρχέλαος,

1. сын Темена, один из Гераклидов, бежал от своих братьев в Македонию к царю Киссею. Тот, обещав выдать за А. свою дочь и уступить свой престол, не исполнил своих обещаний и хотел погубить своего гостя, наполнив для этой цели яму раскаленными угольями. Но А. успел предупредить Киссея, приказав его самого бросить в эту яму. Впоследствии А. основал город Айги;

2. спартанский царь времен Ликурга. Hdt. 7, 204;

3. сын Пердикки II Македонского; убив своих родственников, стал в 413 г. до Р. X. царем Македонии, покорил в 410 г. отошедший от него город Пидну и в последний период Пелопоннесской войны был другом афинян. Diod. Sic. 13, 49. Покровительством распространению греческих нравов и греческого образования, проложением дорог и основанием городов он оказал большие услуги своему государству. При дворе его жили такие замечательные представители греческой образованности, как Эврипид, Агафон, Хойрил, Зевксис. Он преобразовал и военную часть в Македонии. Умер в 399 г. Thuc. 2, 100. Plat. Alc. min. 7. Diod. Sic. 14, 37;

4. полководец царя Митридата Великого Понтийского, происходивший из Каппадокии; принимал участие во всех войнах Митридата. В 87 г. до Р. X. (667 u. с.) с большим войском отправился в Грецию, при Херонее в течение трех дней выдерживал кровопролитный бой против римлян, затем занял гавань Пирей, в которой безуспешно осаждал его Сулла (App. Mithr. 30 слл. Plut. Sull. 11), в 86 г. до Р. X. добровольно очистил Пирей и при Херонее был наголову разбит Суллой (Plut. Sull. 16-19). После со своим флотом крейсировал вокруг греческих островов, опустошая приморские местности; затем с новым войском дал Сулле сражение при Орхомене в 85 г., но опять был совершенно разбит (App. Mith. 49 слл. Plut. Sull. 20 сл.) и сам едва успел спасти свою жизнь (Plut. Sull. 20 сл.). По поручению своего царя он начал переговоры о мире (в 85 г.). Сулла выказал к нему большое уважение, сам ухаживал за ним во время его болезни и долгое время удерживал его при себе. Митридат, однако, не захотел принять установленных при этих переговорах условий мира; тогда А. уговорил царя лично повидаться с Суллой в Дардане; там и состоялось заключение мира. Plut. Sull. 23 слл. App. Mithr. 56 слл. Т. к. Митридат стал подозревать, что обязан невыгодными условиями мира измене А., последний покинул царя и в 81 г. бежал к римскому полководцу Мурене. App. Mithr. 64. Plut. Lucull. 8. По-видимому, в 74 г. до Р. X. он был еще в живых;

5. сын его, благодаря покровительству Помпея, получил (в 63 г. до Р. X.) жреческую должность в Команах в Понте, семь лет спустя хотел принять участие в войне римлян с парфянами, но вернулся из похода и, выдав себя за сына Митридата Евпатора, женился на Беренике, царице египетской, которая перед тем изгнала из Египта отца своего Птолемея Авлета. Когда римский претор А. Габиний явился в Египет, чтобы снова возвести на престол Птолемея, А. проиграл сражение и был убит. Caes. b. Alex. 66. Cic. Rab. Post. 8;

6. сын предыдущего, наследовавший отцу в должности жреца, возбудил волнения в Каппадокии, за что был оттуда удален Цицероном (Cic. ad. fam. 15, 4). В 47 г. лишен Цезарем и должности жреца. Caes. b. Alex. 66. App. Mithr. 121;

7. сын предыдущего; в 34 г. Антоний сделал его царем Каппадокии, и потому А. помогал Антонию в борьбе против Октавиана, но после сражения при Акции изменил делу своего покровителя. Октавиан оставил А. царем и даже расширил пределы его царства. Dio Cass. 49, 32-51, 2. Напротив, Тиберий ненавидел А. по следующему поводу: Тиберию пришлось раз защищать в Риме А. против одного обвинения; несмотря на то, впоследствии, когда Тиберий был в опале, царь выказал пренебрежение к своему бывшему защитнику. Сделавшись властителем мира, Тиберий вызвал А. в Рим, где тот и умер (в 17 г. от Р. X.) раньше, чем Тиберий мог выполнить свое намерение казнить его. Suet. Tib. 8. 37. Eulr. 7, 11. Tac. ann. 2, 42;

8. сын Ирода, царя иудейского, в 4 г. до Р. X. наследовал отцу, но вскоре уже должен был бороться с недовольством своих беспокойных подданных; поэтому он обратился к Августу, чтобы тот помог ему и признал его права на престол; между тем к Августу с такой же просьбой обратился также брат и соперник А., Антипа. Август решил, однако, дело в пользу А., дав ему половину Иродова царства. А. правил в течение 9 лет, но потом, когда иудеи обвинили его перед императором в жестокости, был отправлен Августом в ссылку в Галлию. Dio Cass. 55, 27.

АРХЕМОР

АРХЕМОР - Archemŏtus, см. Άδραστος, Адраст.

АРХЕПТОЛЕМ

АРХЕПТОЛЕМ - Archeptolemus, Άρχεπτόλεμος, сын Гипподама, как некоторые думают - Гипподама Милетского, знаменитого архитектора, во всяком случае, человек, пользовавшийся правами афинского гражданства и бывший видным представителем олигархической партии.

АРХЕРЕСИИ

АРХЕРЕСИИ - Άρχαιρεσίαι, выборы должностных лиц (αρχαί), в Афинах, а также и собрания веча, на которых эти выборы происходили.

АРХЕСТРАТ

АРХЕСТРАТ - Archestrătus, Άρχέστατος, родом из Гелы, современник Дионисия Младшего, подобно многим нижнеитальянским и сицилийским писателям прославившийся в области литературы высшего поваренного искусства и гастрономии; написал гекзаметрами в легком, шутливом тоне сочинение Ήδυπαθεια, нечто в роде кулинарной географии. Естественно-историческими заметками, заключавшимися во этом сочинении, воспользовался Аристотель в своей ихтиологии; оно же послужило источником для Hedyphagetica Энния.

АРХЕТИП

АРХЕТИП - ArchetСћpus, αρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (αρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. 12, 70. Страсть к архетипам, частью уже во времена Горация (ср. Horat. Sat. 1, 3, 91), была так же распространена, как впоследствии страсть к автографам, и служила поводом к появлению грубейших подделок.

АРХИВ

АРХИВ - I.

Άρχει̃ον,

здание, служащее официальным местопребыванием должностных лиц, особенно архив в Афинах Μητρω̃ον, храм матери богов. Paus. 1, 3, 4.

II.

см. Табулариум.

АРХИГЕТ

АРХИГЕТ - Άρκηγέτης, см. Apollo, 3 и Hercules, 14., Аполлон и Геркулес.

АРХИДАМ

АРХИДАМ - Archidāmus, Άρχίδαμος, имя нескольких спартанских царей:

1. А. I, царствовал во время 2-й Мессенской войны;

2. А. II, царствовал в 468-426 гг. до Р. X. При нем Спарту постигли тяжкие бедствия. В 465 г. до Р. X. город сильно пострадал от землетрясения; в то же время восстали мессенцы, а с ними и илоты: началась так называемая 3-я Мессенская война, восставшие угрожали самой Спарте и потом 10 лет оборонялись в горном укреплении Итоме. Plut. Cim. 16. Thuc. 1, 101 слл. А. советовал спартанцам не начинать Пелопоннесской войны, но не имел успеха и в 431 г. до Р. X. должен был вести в Аттику большое войско, состоявшее из спартанцев и пелопоннесцев. Он же предводительствовал и в следующие три похода, до 428 г. Thuc. 2, 47. 71. 89. 3, 26 слл. Plut. Per. 29. 33. Diod. Sic. 12, 42. По его имени первый период Пелопоннесской войны (431-421 гг. до Р. X.) называют иногда Архидамовой войной;

3. А. III, сын Агесилая, внук А. II, победил (в 367 г. до Р. X.) аркадян и аргивян в так называемой бесслезной битве при Мидее (Хеn. Hell. 7, 1, 28 слл. Diod. Sic. 15, 72. Plut. Ages. 33); в 364 г. до Р. X. был разбит аркадянами; в 362 г. до Р. X. отразил нападение Эпаминонда на Спарту, а в 338 г. до Р. X. (3 августа, в день Херонейской битвы) пал в бою с луканами в Италии, куда пришел, чтобы помочь тарентинцам. Plut. Ages. 3. Diod. Sic. 16, 62 слл. 88;

4. A. IV, внук А. III, воевал с Деметрием Полиоркетом (Plut. Demetr. 35);

5. внук Архидама IV, стал на сторону царя Клеомена в борьбе против эфоров, но был убит (226 г. до Р. X.) тотчас по возвращении своем из изгнания, в которое удалился из страха перед убийцами своего брата, царя Агиса III. Plut. Cleom. 5.

АРХИЙ

АРХИЙ - Archias, Άρχίας,

1. коринфянин из рода Гераклидов; похитив мальчика Актиона, должен был, по указанию оракула, покинуть родной город и сделался основателем Сиракуз. Thuc. 6, 3;

2. фиванец, предавший Кадмею спартанскому полководцу Фойбиду (в 382 г. до Р. X.) и благодаря этой измене, в качестве полемарха, ставший главой партии, расположенной к спартанцам; когда тайно вернулись в Фивы изгнанники, предводимые Пелопидом и Мелоном, А., не поверивший дружескому предупреждению об опасности, подвергся вместе с товарищами во время пира нападению и был убит. Хеn. Hell. 5, 4, 2. 7, 3, 7. Plut. Pel. 5, 7 слл.;

3. Aulus Licinius Α., греческий поэт, родился в Антиохии в Сирии ок. 120 г. до Р. X. В 102 г., будучи уже известным поэтом, прибыл в Рим, где нашел благосклонный прием в знатных домах, особенно у Лукулла, от которого получил потом его родовое имя Licinius. В 93 г. отправился с Лукуллом в Сицилию и при этом случае, благодаря влиянию своего патрона, получил права гражданства в луканском городе Гераклее, а так как последний был civatas foederata, то Архий приобрел вместе с тем и права римского гражданства. Эти права оспаривал у него в 61 г. некто Граций. Цицерон защищал поэта, с которым был в дружеских отношениях, перед братом своим Квинтом, занимавшим тогда должность претора, речью pro Archia poeta и, наверное, достиг оправдательного приговора. Из этой речи видно, что А. еще в молодости воспел кимврскую, а затем митридатскую войну и что в то время он занят был стихотворением, предметом которого были события из времени консульства Цицерона. Из всех этих произведений не сохранилось ничего; в Anthol. Graeca (см. это слово) есть 35 эпиграмм какого-то А.; но сомнительно, чтобы это был тот поэт, о котором мы теперь говорим.

АРХИЛОХ

АРХИЛОХ - Archilochus, см. Iambici., Ямбографы.

АРХИМЕД

АРХИМЕД - Archimēdes, Άρχιμήδης, один из величайших математиков (ó μηχανικός) древности, родился в 287 г. до Р. X. в Сиракузах, в молодости учился у Конона Самосского, а позднее у Евклида в Александрии; жил при дворе родственника своего, царя Гиерона Сиракузского, не занимая, по-видимому, никакой официальной должности. Он нашел отношения между диаметром круга и его окружностью, между объемами шара и цилиндра и в своих сочинениях περί τη̃ς σφαίρας και κυλίνδρου, κύκλον μέτρησις, περι κωνοειδέων και σφαιροειδέων, περι έλίκων (о спиральных линиях: одно из труднейших его сочинений) излагал важнейшие, основные учения об отношениях плоскостей и тел и измерении кривых линий. Отталкиваясь от этих теоретических основоположений, он проложил путь для научной механики, и в частности для гидростатики. Сделанное им во время купания открытие, что всякое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит объем вытесненной телом жидкости, очень обрадовало А. и было, говорят, поводом к известному восклицанию: ευ́ρηκα. Этому открытию тотчас же, как рассказывают, было дано и практическое применение: Гиерон заказал одному мастеру корону из чистого золота, но мастер примешал к золоту серебра; А. с помощью только что открытого закона точно определил состав смеси. Успехи в практике машиностроения вызвали в самом А. необыкновенное одушевление, высказавшееся в его знаменитых словах, обращенных к Гиерону: δός μοι που̃ οτω̃ και τήν γη̃ν κινήσω. Посредством рычага А. спустил на воду большой царский корабль (Athen. 5, 40); он же изобрел составной блок, μηχάνημα πολύσπαστον, бесконечный винт и водяной винт (Архимедова улитка), в котором вода, в силу собственной тяжести, поднимается вверх: последний был применен изобретателем во время пребывания в Египте к осушению залитых Нилом местностей. Древние с похвалой говорят также об Архимедовом планетарии, наглядно показывавшем движение небесных тел. В особенности изобретательский талант А. обнаружился во время осады Сиракуз Марцеллом во 2-ю Пуническую войну; но известие, по которому сиракузский математик зажег римские корабли издали посредством зажигательного стекла, само по себе неправдоподобно и встречается лишь у позднейших писателей. Когда римляне ворвались в Сиракузы (в 212 г.), А., ничего не замечая, весь углубившись в черчение на песке математических фигур, не тронулся с места и вопреки приказаниям Марцелла был убит грубым солдатом, которому великий математик, заметив наконец его, закричал: noli turbare circulos meos. Cic. fin. 5, 19, 50. Verr. 4, 58, 131. Liv. 25, 31. Val. Маx. 8, 7. Plut. Marc. 19. На гробнице А. поставлено было, по его собственному желанию, изображение шара, вписанного в цилиндр; но уже во времена Цицерона гробница была позабыта сиракузцами и поросла диким кустарником (Cic. tusс. 5, 23, 64). Кроме вышеупомянутых, А. написал еще следующие сочинения: о равновесии плоскостей и о центрах их тяжести, επιπέδων ίσορροπικω̃ν η́ κέντρα βαρέων επιπέδων βιβλία β'; квадратура параболы, τετραγωνισμος παραβολη̃ς; число песчинок, ψαμμίτης (здесь доказывается, что если представить себе все мировое пространство наполненным песчинками, то все-таки может быть еще мыслимо число, большее числа этих песчинок); о плавающих телах, περι τω̃ν όχουμένων. Все сочинения написаны были на дорическом наречии; они частью утрачены, частью дошли до нас в позднейших переработках. Изд. Heiberg (1880 слл.).

АРХИН

АРХИН - Archīnus, Άρχι̃νος, афинский оратор и государственный человек, вместе с Фрасибулом боровшийся против тирании тридцати и способствовавший восстановлению демократии. Demosth. Timocr. 742. Aeschin. Ctes. 61.64. 195.

АРХИПП

АРХИПП - Archippus, 'Άρχιππος, жил ок. 410 г. до Р. X., писатель древней и частью средней аттической комедии, упоминается чаще всего как автор комедии Ίχυυ̃ς, сатиры на страсть афинян к рыбным яствам; он же, вероятно, был автором четырех комедий, ошибочно приписывавшихся Аристофану. Отрывки изд. Meineke, fragm. com. Graec., II, 715 слл.: Kock, com. Att. fragm. I, 679 слл.

АРХИТ

АРХИТ - Archytas, Άρχύτας, из Тарента, философ пифагорейской школы, жил между 400 и 365 гг. до Р. X., знаменит и как математик, особенно изобретением аналитического метода и решением некоторых геометрических (удвоение куба) и механических (напр., автомат: летающий голубь, Gell. 10, 12) задач, но он был также замечательным полководцем и государственным человеком. Он не мог быть ни учеником Пифагора, ни учителем Филолая; гораздо вероятнее, что он учился у последнего может быть, в Метапонте (Cic. de or. 3, 34); был другом Платона, который нашел у него защиту от преследований тирана Дионисия, хотя А. же по просьбе последнего уговорил своего друга в третий раз посетить Сиракузы. Plut. Dion. 18. Несмотря на запрещение закона, А. несколько раз (7) подряд был избираем в стратеги родного города; говорят, что он ни разу не был побежден на войне. За свой характер и нравственные достоинства он приобрел величайшее уважение и прозвание ó πρεσβύτερος. Cic. Cat. m. 12, 39. Cic. tusс. 4, 36, 78. r. р. 1, 38. Val. Max. 4, 1. Очень распространено было сказание, что он погиб при кораблекрушении у мыса Матина. Horat. Od. 1, 28. До нас дошли под именем А. только фрагменты (изд. Mullach, fragm. philos. Graecorum, т. 1, 2, 1860 - 1868), да и те частью сомнительны, частью наверное подложны. По одному намеку у Горация (Od. 1, 28, 1) можно думать, что А. занимался также исследованиями, подобными тем, которым посвящен ψαμμίτης Архимеда.

АРХИТЕКТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИТЕКТОРЫ, АРХИТЕКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА - см. Архитекторы.

АРХЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЫ

АРЫ - Arnus, Arno,

главная река Этрурии, берет начало в Апеннинах и впадает в Тирренское море в двух часах пути от Пизы. Strab. 5, 222. Liv. 22, 2. Tac. ann. 1, 79.

АСАНДР

АСАНДР - Asander, 'Άσανδρος,

1. сын Филота; отправился с Александром в Азию и был назначен наместником Лидии (в 334 г. до Р. X.); в 331 г. до Р. X. был послан в Европу для набора новых войск и, вернувшись в Азию по смерти Александра (323 г. до Р. X.), сделался наместником Карий; эту провинцию в 321 г. до Р. X. хотел отнять у него Пердикка. Justin. 13, 4. Arr. 1, 17, 7. 4, 7, 2. Curt. 10, 10. Тогда А. примкнул к Антигону, противнику Пердикки, и старался расширить свои владения, но этим навлек на себя (316 г. до Р. X.) неудовольствие Антигона. Стал затем на сторону противников последнего и в 315 г. до Р. X. воевал с ним, но в 313 г. до Р. X. должен был покориться. Diod. Sic. 19, 62. 68. 75;

2. полководец Фарнака II Босфорского; когда последний был побежден Цезарем, восстал против побежденного царя и приказал его убить; за это Цезарь напал на А., разбил его и лишил власти; но в преклонных уже летах он вновь получил ее от Августа. Dio Cass. 42, 47 слл. Caes. b. Al. 78.

АСБЕСТ

АСБЕСТ - Asbestos, α́σβεστος (несгораемый, разумеется λίθος), зеленовато-беловатый камень, амиант или горный лен; из его волокон уже в древности приготовляли asbestum sc. linum, несгораемое полотно. Пеленами из такого полотна римляне облекали мертвецов перед возложением на костер для того, чтобы прах умершего не смешался с древесной золой. Plin. 19, 1, 4. 37, 10, 54.

АСБОЛ

АСБОЛ - Asbŏlus, 'Άσβολος,

1. кентавр, сражавшийся на свадьбе Пейрифоя с лапифами, а впоследствии распятый Геркулесом;

2. «черная косматая» собака Актеона. Ov. met. 3, 218.

АСЕЛЛИОН, СЕМПРОНИЙ

АСЕЛЛИОН, СЕМПРОНИЙ - Asellio, Sempronius,

римский историк 1 в. до Р. X., написал rerum gestarum libri, число которых доходило по крайней мере до 14. Т. к. он описывал события, quibus gerendis ipse interfuit, то его труд носил, по-видимому, характер мемуаров. Отрывки изд. Peter, bist. Rom. rel., I, стр. 178 слл.

АСЕЛЛИОН СЕМПРОНИЙ

АСЕЛЛИОН СЕМПРОНИЙ - Asellio, Sempronius, римский историк 1 в. до Р. X., написал rerum gestarum libri, число которых доходило по крайней мере до 14. Т. к. он описывал события, quibus gerendis ipse interfuit, то его труд носил, по-видимому, характер мемуаров. Отрывки изд. Peter, bist. Rom. rel., I, стр. 178 слл.

АСЕССОР

АСЕССОР - Assessor.

Так назывались юристы и вообще сведущие лица, к совету (consilium) которых прибегали в важных случаях судебные власти: консулы, преторы, наместники провинций и судьи. Cic. de or. 1, 37. Verr. 2, 29. Quint. 1. 2. 6. Cic. Rosc. Am. 1. Даже императоры, как, напр., Тиберий (Tac. ann. 1, 75. Suet. Tib. 33), не отказывались давать советы преторам в качестве consiliarii, часто для того, чтобы оградить право от посягательств влиятельных лиц. О государственном совете, учрежденном Августом и сохраненном последующими императорами, см. Consistorium, Консистория

АСИЙ

АСИЙ - Asĭus, Самосский, см. Elegia, Элегия.

АСИМБОЛ

АСИМБОЛ - Asymbŏlus, ασύμβολος, называлось лицо, не вносившее своей доли (συμβολή) для устраиваемого на общий счет пикника (см. 'Έρανοι, Эраны) и участвовавшее в нем даром. Ter. Phorm. 2, 2, 25. Лицо это называлось также immunis, Horat. Od. 4, 12, 23. ασυμβόλως δειπνει̃ν.

АСИНА

АСИНА - Asĭne, Άσίνη,

1. город в Мессении при входе в Мессенский (Коронейский, Асинейский) залив в 40 стадиях к северу от мыса Акрита; н. Корон. Hdt. 8, 73. Thuc. 4, 13. Strab. 8, 359;

2. приморский город в Лаконии. Thuc. 4, 54. Хеn. Hell. 7, 1, 25;

3. город дрионов у Арголического залива (Ноm. Il. 2, 560), уже в древние времена был завоеван и разрушен аргивянами.

АСИНАР

АСИНАР - Asinărus, Άσίναρος, река на юге Сицилии; здесь были разбиты афиняне в 415 г. до Р. X. Thuc. 7, 84. Plut. Nic. 27; здесь же сиракузцы ежегодно 7 сентября совершали праздник, называвшийся Asinaria.

АСК-

АСК- - Άσκ-, см. Asc-.

АСКАЛОН

АСКАЛОН - Ascălo, Άσκάλων, город филистимлян в Палестине у Средиземного моря, с древнейшим святилищем Афродиты (Hdt. 1, 105); родина философа Антиоха (см. Antiochus, 17, Антиох); н. Аскалан. Strab. 16, 759.

АСКАНИЙ

АСКАНИЙ - Ascanius, сын Энея и Креусы (Verg. Aen. 2, 666); римляне называли его lulus и считали родоначальником рода Юлиева. По одним сказаниям, он царствовал в Трое; по другим - сопровождал отца в Италию и после его смерти властвовал над латинским городом Alba longa, который сам основал. Liv. 1, 3. ср. Aeneas, Эней. В некоторых рассказах А. называется сыном Лавинии, а поэтому явилось предположение, что было два А., и из них сын Креусы был старшим.

АСКАНИЯ

АСКАНИЯ - Ascania, Άσκανία,

1. город и область на изобиловавшем рыбой асканском озере (н. оз. Исник) у Никеи в Вифинии. Ноm. Il. 2, 863. 15, 793;

2. соляное озеро во Фригии на границе Писидии близ города Анав, где находилось еще и другое озеро; н. Аджитус. Hdt. 7, 30. Arr. 1, 29, 1.

АСКИБУРГИУМ

АСКИБУРГИУМ - Asiburgium, город гугернов в Gallia Belgica, по преданиям основанный Одиссеем; может быть, одно из 50 укреплений Друза (Tac. Germ. 3. Tac. hist. 4, 32); вероятно, это н. Asberg близ Meurs'а, по Mannert'y Essenberg лежащий против Duisrburg.

АСКЛЕПИАД

АСКЛЕПИАД - Asclepiades, см. Anthologia graeca, Греческая антология

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ - Άσκλήπιός, Άσκληπιός, Aesculapius, греческий бог врачевания; по обыкновенному сказанию (Гесиод, Пиндар), сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил своего питомца разным искусством, и особенно искусству врачевания. Эпидавр и Мессения, где матерью А. называли Арсиной, дочь Левкиппа, наравне с Фессалией заявляли права на честь быть родиной бога-целителя. Своим искусством он спас многих людей от смерти и даже многих умерших вновь призвал к жизни. Чтобы мировой порядок не терпел более таких нарушений и чтобы люди, благодаря врачебному искусству совершенно избавившись от страха смерти, не стали пренебрегать помощью богов, Зевс убил А. своей молнией. Мстя за смерть сына, Аполлон убил киклопов, ковавших для Зевса молнии, но за это сам должен был некоторое время служить на земле людям. У Гомера и Пиндара А. прекрасный врач, но не более как герой; напротив, в позднейшие времена его повсюду почитали как бога врачебной науки; его святилища находились особенно в рощах, у целебных ключей и в здоровых, лежащих вне городов местностях. С древних времен главными местами его почитания были: Трикка в Фессалии, Эпидавр, где в честь его каждое пятилетие совершался большой праздник Ασκληπιεία и Пергам. В храмах Асклепия держали змей как символ постоянно обновляющейся жизненной силы и вместе как одно из средств врачевания. Лечение совершалось, между прочим, посредством инкубации: больные ночевали в храме, веря, что бог во сне откроет им, какое лекарство должны они употреблять. Исцеленные вешали в храме дощечки, на которых означались болезни и средства, против них подействовавшие. А. изображали наподобие Зевса с кроткими, спокойными, задумчивыми чертами лица; обыкновенным атрибутом бога-целителя был жезл с обвивающейся вокруг нее змеей; а жертвенным животным - петух. Иногда с А. сопоставляется отрок Телесфор, «приводящий к доброму концу», гений выздоровления, называемый еще Евамерионом, гением благоденствия, и Акесием. Детьми А. называются: врачи Махаон и Подалейрий (Il. 2, 731), Гигиейя, «здоровье» (на изображениях это - цветущая дева; в левой руке обыкновенно она держит чашу, из которой дает пить змее) и, Панакейя (Рапасеа, «всеисцеляющая»); женой А. была Епиона (Ήπιόνη, «унимающая боли»). В Риме почитание A. (Aesclapius) введено в 291 г. до Р. X. Тогда, во время чумы, по приказанию, извлеченному из сивилинских книг, из Эпидавра перевезли в Рим змею, а в ее образ, как верили тогда, и самого Эскулапа и построили ему храм на острове Тибра. Liv. 10, 47. Ov. met. 15, 622-744.

АСКЛЕПИОДОТ

АСКЛЕПИОДОТ - Aslepiodŏtus, Άσκληπιόδοτος, составитель сочинения τακτικα κεφάλαια, представляющего скудно изложение греческо-македонской тактики. Koechly во 2 томе своего издания греческих военных писателей приписывает это сочинение Посейдонию Родосскому, жившему в 1 в. до Р. X.

Предыдущая страница Следующая страница