Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР")

НААРМАЛХ

НААРМАЛХ - Naar malcha, Νααρμάλχας, самый большой из каналов, соединяющих Евфрат и Тигр; греки называли его ο̉ βασίλειος ποταμός, η̉ β. διω̃ρυξ, а римляне regium flumen; то и другое - перевод туземного названия. Теперь он называется также Наар-ель-Мальк. Он уже существовал, кажется, во время Геродота (Hdt. 1, 193). Strab. 16, 747. Polib. 5, 51, 6. Plin. 6, 26, 30.

НАБАЛИЯ

НАБАЛИЯ - Nabalĭa, река в Северной Германии, которую упоминает только Тацит (Tac. hist. 5, 26). Одни принимают ее за реку Иссель или Фехту, другие - за восточный рукав Рейна, у устьев которого находилась крепость, называемая Птолемеем Ναυαλία.

НАБАТЕИ

НАБАТЕИ - Nabataei, Ναβαται̃οι, главное из племен, живших в Αραβια πετραεα, занимали прежнюю область мидианитян, амалекитян, едомитян, а впоследствии распространились даже и по Счастливой Аравии. Главным городом их, а вместе с тем всей Каменистой Аравии был Петра, почти совершенно высеченный из скалы, имевший 2 мили в окружности и находившийся в 11 географических милях на юго-восток от Мертвого моря. Город этот, могущественный и богатый, называется в Ветхом Завете Села или Иокфеель; от него остались грандиозные развалины. Во времена преемников Александра Македонского Н. изображаются сильным и воинственным народом, против которого Деметрий Полиоркет предпринял неудачный поход в 309 г. до Р. X. Plut. Demetr. 7. Благодаря своим многочисленным стадам, весьма плодородной по местам почве своей области, драгоценным кореньям, которые они вывозили из Счастливой Аравии, и обширной торговле, они приобрели богатство и достигли благосостояния. Несмотря на это, они, верные своему народному характеру, не переставали предпринимать разбойнические набеги на соседние земли, причем расширили свою область на юг (Juv. 11, 126. Ov. met. 1, 61), а на восток проникли даже до Евфрата. Несмотря на то что число подвластных им народов было значительно, рабов они имели мало. Религия их, как вообще в Аравии до Магомета, состояла в поклонении небесным светилам. Вожди их, которых древние называют царями, имели довольно ограниченную власть. Первый из них, Аретас I, жил, кажется, во время Антиоха IV и был в дружеских отношениях с Маккавеями, пока один из этих последних, Ионафан, не предпринял похода против Н. За Аретасом следовало много царей того же имени, которые вели частью счастливые войны с последними Маккавеями. Но эти войны наконец привлекли внимание римлян, и Помпей в 65 г. (Plut. Pomp. 41) проник с войском даже до Петры. Поэтому Малх II поддерживал Цезаря в 47 г. (Caes. 6. Afr. 1), а после, наказанный римлянами за спор с парфянами, присоединился к Октавиану. Plut. Ant. 61. Малх и преемник его Обод вели войны против возрастающего могущества царя Ирода, а один из их преемников, чтобы отомстить за свою дочь, которая, будучи женою Ирода, была поругана им, нанес поражение Ироду и союзным с ним римлянам и проник даже в Сирию. Но могущество Н. все более и более падало и наконец было совершенно уничтожено Траяном, полководец которого, Пальма, взял их главный город Петру в 105 г. от Р. X. Strab. 16, 760. 767. 777. 779 сл. и в другом месте. Dio Cass. 68, 14. Eutr. 8, 2.

НАБИС

НАБИС - Nabis, Νάβις, вскоре после того, как Маханид был убит (206 г. до Р. X.) Филопэменом, Н. захватил в свои руки власть в Спарте. Как друг римлян, он был принят в союз с Филиппом Македонским, 205 г. Liv. 29, 12. Он был человеком жадным и жестоким и опирался на наемных солдат, с которыми производил разбойничьи набеги на суше и на море; древнелаконские обычаи он всеми мерами старался искоренить. Когда Филипп вновь начал войну, он уступил Н. Аргос и этим приобрел в нем себе союзника. Liv. 32, 38. Фламиний, после победы над Филиппом и провозглашения независимости Греции, пошел на него войною и, принудив его отказаться от власти над всеми иноземными приобретениями и над лаконскими приморскими городами, оставил ему только господство над Спартой, 195 г. Liv. 34, 22. Plut. Flam. 13. Вскоре после этого Н. напал на союзных с римлянами ахеян. Сначала он одержал морскую победу, но затем был разбит Филопэменом при Гифионе и убит Алексаменом, предводителем этолийцев, 192 г. Polib. 7, 8. 17, 17. Liv. 35, 35.

НАБОНИД

НАБОНИД - Nabonassar, Nabonēdus, Nabopolassar, см. Nebucadnezar, Навуходоносор.

НАБОНИД, НАБОПАЛАСАР

НАБОНИД, НАБОПАЛАСАР - Nabonassar, Nabonēdus, Nabopolassar, см. Nebucadnezar.

НАБОПАЛАСАР

НАБОПАЛАСАР - см. Набонид.

НАБОР ВОЙСКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАВА

НАВА - Nava, н. Nahe, приток Рейна, с которым он сливается у Бингена. Tac. hist. 2, 70.

НАВАРХИ

НАВАРХИ - Ναύαρχοι, морские начальники, назначаемые в Спарте во время войны, т. к. часто царю было невозможно лично давать приказания, когда война велась на многих местах. Рядом с ними назначались, отчасти для надзора, ε̉πιστολει̃ς (помошники) и σύμβουλοι (советники),(Thuc. 8, 39. 3, 79). По закону навархом можно было быть только однажды и притом в течении одного года. В Афинах полководцы были вместе и начальниками флота, не имея, по всей вероятности, титула ναύαρχοι, хотя Plut. Them. 18 и другие называют их этим именем.

НАВИГАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАВКИД

НАВКИД - NaucСћdes, см. Sculptores, Скульпторы, 7.

НАВКЛИД

НАВКЛИД - Nauclidas, Ναυκλείδας, спартанский эфор, который сопровождал Павсания (403 г.) в Аттику, чтобы начать переговоры с Афинами (Хеn. Hell. 2, 4, 36); это, вероятно, тот, который был обвинен Лисандром в расточительности и привлечен к ответственности.

НАВКРАРИЯ

НАВКРАРИЯ - Ναυκραρία, административное деление афинского народа, сменившее прежнее деление по родам, когда это последнее сделалось неудобным для управления. Оно было введено еще до Солона. На каждое племя приходилось по 3 триттии и по 12 навкарий, следовательно, на все государство 48 Н. Каждая должна была поставить корабль (отсюда и название) и двух всадников. Начальники Н., навкрары, по одному на каждую Н., были почти то же, что впоследствии демархи. Во главе Н. стояли πρυτάνεις τω̃ν ναυκράρων, ο'ίπερ 'ένεμον τότε (во время килоновских беспорядков) τὰς Άθήνας. Обязанности судей они исполняли только в особенных случаях. Hdt. 5, 71. Навкрары составляли, вероятно, совет, ведению которого подлежали финансы и военное дело. Совет их в полном составе собирался только в особенно важных случаях, текущие же дела ведали пританы в пританее. Навкрарии существовали и после Клисфена, который, лишив их политического значения, перешедшего к демам, оставил их, как административную власть, и притом по 5-ти на каждую филу, всех 50; впоследствии они и в этом отношении были заменены триерахиями (ср. Λειτουργία, Литургия, 4).

НАВКРАТ

НАВКРАТ - Naucrătes, Ναυκράτης,

1. из Сикиона, отец Дамотима. Thuc. 4, 119;

2. ученик ритора Исократа, имевший риторической состязание с Феопомпом и Феодектом, предметом которого была похвала Мавзола, умершего царя Карии. Cic. de or. 2, 23. Cic. or. 51. Gell. 10, 18.

НАВКРАТИС

НАВКРАТИС - Naucrătis, Ναύκρατις, значительный торговый город Нижнего Египта на больбитийском устье Нила (Naucraticum ostium), основанный милесийцами ок. 550 г. до Р. X. Только здесь греки могли поселяться и вести торговлю. Hdt. 2, 179. Н. был местом рождения Афенея, Филарха и Юлия Поллукса. Strab. 17, 801. Plin. 5, 10, 11. Athen. 13, 596. 15, 676.

НАВЛОХ

НАВЛОХ - Naulŏchus, Ναύλοχος, гавань на северо-восточном берегу Сицилии между Милами и Пелоридой, н. крепость Спадафера. Suet. Oct. 16. App. 5, 116 слл.

НАВМАХИЙ

НАВМАХИЙ - Naumachĭus, Ναυμάχιος,

1. позднейший греческий поэт, от которого у Стобея сохранены отрывки гномического стихотворения, писанного гекзаметром, всего 73 стиха, и озаглавленного γαμικὰ παραγγέλματα, т. к. в нем излагаются преимущественно обязанности женщины. Издано Brunck (poet. gnom.) и Гесфорд (poet. Gr. min.);

2. врач из Эпира, современник Галена.

НАВМАХИЯ

НАВМАХИЯ - Naumachĭa, ναυμαχία, представления морского сражения, служившее со времени Юлия Цезаря предметом развлечения для римлян. Юлий Цезарь приказал вырыть для этого озеро на Campus Martius, потом спустить воду и на вновь засыпанном месте построить храм Марсу. Suet. Caes. 44. Dio Cass. 43, 23. Август также давал народу подобные зрелища. Suet. Oct. 43. Tac. ann. 12, 56. Вырытое для этой цели озеро имело 1200' ширины и 1800' длины. Клавдий назначил для Н. Фуцинское озеро и приказал построить вокруг него места для зрителей. Tac. ib. Нерон избрал для Н. амфитеатр, где, спустив воду, давали потом сухопутное сражение. Dio Cass. 61, 9. Еще в больших размерах давал эти сражения Домициан. Suet. Dom. 4. Вода для этой цели проводилась обыкновенно из Тибра. Назначенные для этого борцы (naumachiarii) были гладиаторы, военнопленные или осужденные на смерть преступники. Впоследствии на этих битвах принимали участие охотники. Само место подобных битв также называлось naumachia. ср.: Фридлендер, История римских нравов, II, стр. 237 слл.

НАВПАКТ

НАВПАКТ - Naupactus, Ναύπακτος, укрепленный портовый город озолийских локров с превосходною гаванью, на северной стороне Коринфского залива, расположенный на крутой скале на восток от мыса Антиррий. Thuc. 1, 103. 3, 102. Liv. 36, 34. Caes. b. c. 3, 35. Полагают, что название этого города произошло от флота, который соорудили здесь Гераклиды перед переселением в Пелопоннес. Значение его особенно возросло, когда афиняне, после того как в нем поселились бежавшие сюда после 3-й Мессенской войны мессенцы, устроили здесь стоянку для кораблей и склад для оружия. Thuc. 2, 69. 91. После битвы при Эгоспотамах город перешел в руки локров, потом ахеян, у которых отнял его Эпаминонд. Филипп Македонский присоединил Н. к Этолии, а под господством римлян он снова перешел к Локриде. Н. Лепанто. Strab. 10, 450.

НАВПАКТИИ

НАВПАКТИИ - Ναυπάκτια, название одного эпического стихотворения неизвестного времени, подобного Эоям Гесиода, которое содержит ряд мифов о знаменитых женщинах. Автор этого стихотворения происходил из Навпакта (Paus. 10, 38, 6). Отрывки собраны и изданы Markscheffel'ем (1840) и Kinkel'eм ср. Graec. fragm., I, стр. 198 слл.

НАВПЛИЙ

НАВПЛИЙ - Nauplĭus, Ναύπλιος,

1. сын Посейдона и Амимоны, знаменитый аргивский моряк, основатель Навплии, отец Пройта и Дамастора;

2. потомок предыдущего в пятом колене и аргонавт, герой, прославившийся как искусством мореплавания, так и пониманием звезд;

3. эвбейский царь, муж Климены (см. Catreus, Катрей), или Филиры, или Гесионы, отец Паламеда. Когда сын его Паламед был под Троей несправедливо осужден на смерть, он в видах мщения послал других своих сыновей к женам сражавшихся под Троей героев, чтобы опечалить их ложными известиями; затем, когда греки возвращались из-под Трои и в бурную ночь проезжали мимо Эвбеи, он зажег костры на кафарейской скале (τὰ Ναυπλίου Ευ̉βοϊκὰ πυρπολήματα, Eur. Hel. 767), отчего греки сбились с пути и потерпели кораблекрушение. Многие из них погибли в волнах, а многих умертвил Н.

НАВПЛИЯ

НАВПЛИЯ - Nauplĭa, Ναυπλία, город в Арголиде, недалеко от Тиринфа у Арголидского залива, с прекрасною гаванью. Сначала он был независимым, потом был покорен аргивянами и во времена Павсания совершенно опустел; еще н. Навплия. Hdt. 6, 76. Strab. 8, 368. Paus. 4, 24, 4. 2, 38, 2.

НАВПОРТ

НАВПОРТ - Nauportus, Ναύπορτος, река в Верхней Паннонии, н. Laybach; на ней лежал город того же имени, принадлежавший таврискам и известный своею торговлею с Аквилеею; н. Oberlaybach. Имя это объясняют тем, что, по сказанию, аргонавты на возвратном пути доплыли сюда на корабле, а здесь, взяв корабль на плечи, перенесли его через Альпы в Адриатическое море. Tac. ann. 1, 20. Strab. 4, 207.

НАВСИКАЯ

НАВСИКАЯ - Nausicăa, Ναυσικάα, прекрасная дочь Алкиноя, царя феаков. Когда она, будучи уже невестой, отправилась с подругами на реку с бельем, недалеко от моря она увидела там Одиссея, который был прибит к этому месту волнами после кораблекрушения, одела его и привела в дом своего отца. Прекрасный герой произвел сильное впечатление на молодую девушку, и сердце ее желало его себе в супруги. Когда Одиссей собирался уже домой, Навсикая подошла к нему и в смущении просила, чтобы он, если он решился уже возвратиться к своим, помнил о той, которая спасла ему жизнь. Ноm. Od. 6, 15 слл. 8, 457 слл. Встреча ее с Одиссеем составляет один из прекраснейших эпизодов Одиссеи и служила также темой для драматической поэзии (Софокл написал «Навсикаю») и пластического искусства.

НАВСИКЛ

НАВСИКЛ - Nausĭcles, Ναυσικλη̃ς, влиятельный предводитель народной партии в Афинах во времена Филиппа Македонского. В 352 г. до Р. X. он предводительствовал войсками, которые афиняне послали фокейцам. Сначала он был сторонником Эсхина, а потом присоединился к партии патриотов и был награжден венком. Dem. de cor. p. 265. Plut. Demosth. 21.

НАВСИФАН

НАВСИФАН - Nausiphănes, Ναυσιφάνης, из Теоса, греческий философ, принадлежавший к школе Демокрита. Диоген Лаэртский называет его учеником Пиррона и скептиков. В числе учеников был, как полагают, и Эпикур. О его учении и сочинениях ничего точно не известно. Cic. de n. d. 1, 26, 73. 33, 93. Diog. Laert. 9, 69. 102. 10, 7. 7. 14.

НАВСИФОЙ

НАВСИФОЙ - Nausithŏus, Ναυσίθοος,

1. сын Посейдона и Перибеи, дочери Евримедонта, царя гигантов, отец Алкиноя и Рексенора, царь феаков, который привел их в Схерию из Гипереи, где их теснили соседние циклопы. Ноm. Od. 6, 4 слл. 7, 56 слл.;

2. сын Одиссея и Калипсо, брат Навсиноя. Hesiod. theog. 1017;

3. кормчий Тесея. Thеs. 17.

НАВТОДИКИ

НАВТОДИКИ - Ναυτοδίκαι, чиновники в Афинах, о которых неизвестно, избирались ли они голосованием или по жребию. Они ведали торговые дела (δίκαι ε̉μπόρων) и процессы ξενίας против тех лиц, которые, происходя от родителей, не имеющих прав гражданства, присваивали себе эти права. Дела первого рода они решали сами, второго же рода процессы они только начинали (т. е. были ει̉σαγωγει̃ς), как свидетельствуют грамматики, и передавали виновных суду гелиастов. Связь этого рода дел обусловливалась тем, что между ведущими морскую торговлю особенно часто было стремление к незаконному присваиванию себе гражданских прав. Во время Демосфена решение этих процессов перешло к фесмофетам.

НАВУХОДОНОСОР

НАВУХОДОНОСОР - Nebucadnēzar, Ναβουχοδονόσορος. Халдеями в Вавилоне с половины 13 в. управляли ассирийские наместники. Набонассар, глава попытки освобождения от этой зависимости, не имеет политического значения. Aera Nabonassari (26 февраля 747 г. до Р. X.) означает введение нового календаря в Вавилонии, которым прежний постоянный лунный год заменен подвижным солнечным. После того как Мидия отошла от Ассирии, Меродах Баладан пытался также освободить Вавилонию, но восстание было подавлено через 5 лет, 704-699 гг. Но Набополассар, правитель Вавилона в 625-604 гг., который имел помощника в лице своего сына Н., в союзе с Киаксаром Мидийским покорил и разрушил Ниневию, в 606 г., и приобрел ассирийскую область по правую сторону Тигра. Н. разбил, в 604 г., при Кархемише (не при Цирцезиуме) Нехо, который, покорив Сирию, проник до Евфрата; во время своего правления (604-561 гг.) он окончательно покорил Сирию. Во время двух предшествующих походов (600 и 597 гг.) он покорил Иерусалим и уничтожил иудейское царство, 586 г. Последние войны против иудеев совпадают, вероятно, с осадой Тира, продолжавшейся 13 лет, причем ему все-таки не удалось принудить к покорности царя Ифобала и жителей этого островного города; тирийцы признали только по договору главенство над собой вавилонского царя. Другие завоевательные походы его против Египта, Иберии и других мест недостоверны и сказочны. Сложив трофеи своих побед в храме Ваала, он обратил внимание на внутренние дела, имея целью поднять благосостояние и торговлю своего царства преимущественно через устройство каналов и других водных сооружений, укрепить и расширить Вавилон, а также украсить его великолепными сооружениями (висячие сады) Нитокриса, которой Геродот (1, 184 - 188) приписывает эти сооружения, была не кто иная, как его супруга Анитиса, дочь мидийского царя Киаксара, правившая государством в продолжение тех лет, когда Н. страдал умственным расстройством. Преемники его были ниже его по своей деятельности. Сын его Евил Меродах, 561-559 гг., был убит шурином своим Нериглиссаром, 559-555 гг., сын которого Лабозоархад был убит заговорщиками, после чего на престол вступил Набонедос (так читается его имя на надписях вместо Геродотова Лабинетос), который был порабощен персами в 538 г.

НАВЦИИ

НАВЦИИ - Nautii, древний патрицианский род, начало которого в позднейшее время вели от одного из спутников Энея, хотя собственно он был этрусского происхождения. Известнейшие члены его:

1. Sp. Naut. Rutilus, один из уполномоченных, посланных сенатом к народу, удалившемуся на Священную гору, после того как он уладил несогласия между самими сенаторами. Будучи консулом в 488 г. до Р. X., он не был в состоянии противодействовать Кориолану. Liv. 2, 39. Dion. Hal. 8, 37;

2. С. Naut. Rutilus, консул в 475 г., воевал против вольсков и эквов. Liv. 2, 53. В 458 г. он снова занимал консульскую должность и предводительствовал войском против эквов и сабинян, из которых последних и разбил при Ерете. Liv. 3, 26 слл.;

3. Sp. Naut., под предводительством консула Папирия Курсора славно сражался в 293 г. против самнитян, которых он обманом привел в ужас. Liv. 10, 40-44.

НАГРАДЫ ВОЕННЫЕ

НАГРАДЫ ВОЕННЫЕ - Dona militaria.

награды военные и отличия были, во-первых, общие и в этом виде состояли в раздаче денег всему войску; величина получаемой каждым отдельным солдатом суммы определялась соразмерно его обыкновенному жалованью. Liv. 39, 5. Особенно во времена Империи это donativum выдавалось не в виде награды за особые заслуги, но в виде подарка при торжественных случаях, относящихся к лицу государя или к членам императорской фамилии, напр. при восшествии на престол, в дни рождения и т. п.; часто эти деньги только обещались, а выполнение обещания откладывалось на неопределенное время. Tac. hist. 4, 19. Suet. Calig. 46. Обыкновенно назначение такой общей награды войску соединялось с раздачей денег народу, congiarium. Tac. ann. 12, 41. Suet. Nero. 7. Особенный род этого donativum было clavarium, собственно, деньги на гвозди, на заготовление или починку солдатской обуви (caligae). Tac. hist. 3, 50; ср. ann. 1, 41. В числе личных наград за храбрость на войне и военные подвиги первое место занимает триумф (triumphus, θρίαμβος) полководца. Во времена Республики он назначался сенатом по просьбе и предложению самого полководца. Необходимыми условиями для получения триумфа первоначально были: самостоятельная команда войсками (imperium) при занятии постоянной должности (suis auspiciis rem gerere, почему П. Корнелий Сципион, будучи избран в чрезвычайные проконсулы, и не мог получить триумфа после победы над карфагенянами в Испании Liv. 28, 38. Val. Max. 2, 8, 5), окончание войны (Liv. 26, 21) и расширение пределов Римского государства. Liv. 39, 29. Dion. Hal. 11, 59. Притом в одном сражении должны были быть убиты по крайней мере 5000 врагов; кто показывал неверное число убитых неприятелей, тот по закону lех Maria Porcia (63 г. до Р. X.) подвергался взысканию; верность показываемого перед сенатом числа должна была быть подтверждена клятвой перед городским квестором (quaestor urbanus). Val. Max. 2, 8, 1. Полководцы, которым разрешался триумф по окончании их проконсульской должности, по определению народного собрания получали Imperium на день триумфа. Liv. 26, 21. 45, 35. Т. к. полководец до триумфа не имел права вступить в город, то для выслушивания его отчета сенат собирался вне города, обыкновенно в храме Беллоны. Liv. 31, 47. В день, назначенный сенатом для триумфа, полководец во главе своего войска и в сопровождении всего города торжественным шествием вступал в город через porta triumphalis и направлялся к Капитолию. Сам он ехал в позолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней (Liv. 5, 23. 10, 7), часто окруженный своими детьми. Liv. 45, 40. Tac. ann. 2, 41. Остальные его родственники и его клиенты шли возле колесницы в белых тогах, а сам триумфатор представлялся в облачении Юпитера (luv. 10, 36) в tunica palmata и toga picta, с лавровый венком на голове. Государственный раб помещался позади него на колеснице, поддерживая над его головой золотую корону и громко напоминая ему, чтобы он не зазнавался в своем счастье. Впереди самого шествия везли на колесницах военную добычу, имена побежденных народов и изображения покоренных стран и городов, затем следовали знатнейшие пленные в оковах, сопровождаемые своими родственниками; они, однако, не входили на Капитолий, но, коль скоро колесница триумфатора достигала форума, тотчас отводились в темницу, где часто немедленно предавались смерти. Cic. Verr. 5, 30. Liv. 26, 12. Dio Cass. 40, 41. За пленными велись жертвенные животные, назначенные для приношения Юпитеру Капитолийскому, а непосредственно перед триумфальной колесницей шли ликторы с fasces laureati; их окружали музыканты (cornicines) и певцы, распевавшие триумфальные песни. За колесницей шло победоносное войско; каждый солдат в лаврах и в блеске заслуженных им наград и знаков отличия (Liv. 45, 38) восклицал: «Ιο triumphe!» A сопровождающие их и бушующие вокруг них толпы народа беспрерывно повторяли этот возглас. Horat. Od. 4, 2, 49. Солдаты также пели похвальные песни в честь своего полководца, прославляя его подвиги, а притом иногда подсмеиваясь над ним. Dion. Hal. 2, 34. 7, 72. Liv. 39, 7. 45, 38. Plut. Aemil. Paul. 34. Suet. Caes. 49. В таком виде торжественное шествие направлялось к Капитолию, где уже заранее собрался сенат в белых одеждах. Здесь триумфатор приносил Юпитеру благодарность и жертвы и слагал свою золотую корону и часть добычи; затем отпускалось войско, получив свою часть добычи; все празднество заключалось торжественным пиром, на который и консулы получали приглашение, но не являлись, чтобы никто из присутствующих не имел высшей власти (Imperium), чем триумфатор. Val. Max. 2. 8, 6. Если сенат, несмотря на искательство полководца, отказывал ему в триумфе, то, бывало, он самовольно праздновал триумф на албанской горе; первый сделал это Папирий в 232 г. до Р. X. (Val. Max. 3. 6, 5); иногда в таком случае с успехом апеллировали к народу, в первый раз в 447 г. до Р. X. Liv. 3, 63 сл. Dion. Hal. 11, 50. В период Империи самим полководцам приходилось отказываться от триумфа, потому что они вели войны всегда под ауспициями императоров, а вследствие того только сам император мог праздновать триумф; но зато они получали в виде знака отличия ornamenta или insignia triumphalia (Dio Cass. 44, 24. 31. Suet. Tib. 9, 17. Tac. ann. 4, 18. 44. 12, 3) причем, однако, часто принимались в расчет не столько подвиги их, сколько расположение к ним императорского двора. Tac. ann. 4, 23. 26. Если не было условий, необходимых для триумфа, а между тем казалось уместным отличить полководца, то во времена Республики ему назначалась ovatio (ελάττων θρίαμβος). Полководец вступал в город пешком (поэтому πεζος θρίαμβος, Dion. Hal. 9, 36) или верхом и был одет лишь в toga praetexta, с миртовым венком на голове. Он приносил в жертву не быка, как делал это триумфатор, но овцу (Gell. 5, 6), почему некоторые производят название овации от слова ovis (Serv. ad, Verg. Aen. 4, 550); другие, напротив, полагают, что оно происходит от возгласа удивления О! О! (Fest. s. v. ovantes). Dion. Hal. 5, 47. Dio Cass. 54, 8. Liv. 3. 10. 26, 21 и чаще. Остальные военные Н. и отличия вполне зависели от военачальника, почему, по постановлению Августа, во времена Империи полководец не мог получать знаков отличия, которыми он сам имел право награждать других. Эти знаки отличия состояли главным образом в венках или коронах; названия их, кроме упомянутых уже coronae triumphales из лавра, а при позднейших императорах - из золота (Рlin. 23, 3, 4) и coronae ovales из мирты, следующие:

a) corona civica (Gell. 5, 6) из дубовых листьев, за спасение гражданина, а потому с надписью: ob civem servatum. Liv. 10, 46. Tac. ann. 3, 21;

b) corona muralis из золота, давалась тому, кто первым взошел на стену осаждаемого города; оттого она и представляла собой зубцы стены. Liv. 26, 46. Похожа на нее была

c) corona castrensis или vallaris, также золотая, назначавшаяся тому, кто первым взобрался на вал неприятельского лагеря;

d) corona navalis, с золотыми изображениями носов кораблей, давалась тому, кто первым вступил на неприятельский корабль (Plin. 7, 39, 115. Dio Cass. 49, 14); она называлась также rostrata corona (Verg. Aen. 8, 684. Plin. 16, 4). Наконец,

e) corona obsidionalis, даровавшаяся не полководцем своим солдатам, а ему самому от имени осажденного города, который он спас от опасности. Она была из травы (graminea). Liv. 7, 37. Plin. 22, 3.

Другие менее высокие награды были: копье (hasta) или кубок для пехоты, а для конницы - наградные медальоны (phalerae), которые, впрочем, иногда раздавались для украшения лошадей (Liv. 32, 52). Оба знака отличия давались тем, которые особенно содействовали одержанию победы, ср. Verg. Aen. 6, 760. Sall. Iug. 85. Далее armillae, браслеты, torques и catellae ожерелья (Tac. ann. 2, 9. 3, 11), состоявшие из скрученных цепей с серебряными и золотыми нитями; первые были покороче и иногда украшены драгоценными камнями, а последние спускали ниже на грудь; наконец, cornicula, серебряные украшения шлема. Давались в награду также небольшие знамена, vexilla caerulea, морским командам (Suet. Oct. 25) и vexilla purpurea - пехоте. Наконец, в виде награды некоторым удваивался получаемый ими паек, вследствие чего награжденные таким образом солдаты назывались duplicarii или duplarii. Liv. 2, 58 сл. 7, 37.

НАДГРОБИЯ

НАДГРОБИЯ - Ναΐδια, также η̉ρω̃α, род надгробных памятников в форме небольших храмов. Кроме них имелись и обыкновенные земляные курганы (χώματα, κολω̃ναι, τύμβοι), и στη̃λαι, т. e. вертикально поставленные каменные плиты, имевшие остроконечный или закругленный фронтон (ε̉πίθημα); потом собственно колонны (κίονες) и горизонтальные могильные плиты (τράπεζαι). Пышность надгробных памятников в Афинах была столь велика, что явилась даже необходимость ограничить ее посредством закона. На этих памятниках, кроме имени умершего, надписывались нередко сведения о его жизни, поучение оставшимся в живых, а также проклятия тому, кто осквернит памятник. Гробницы принадлежали семье, и никто из посторонних не мог быть погребен в них.

НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ

НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ - Mercennarii, μισθωτοί или μισθοφόροι, назывались вообще все служащие за плату, поденщики, сельские работники, пастухи. Ранее, когда еще было мало рабов, поденщиков нанимали в деревнях за известную долю в плодах, позднее, вследствие чрезмерного увеличения количества рабов число нуждавшихся в хлебе работников возросло до опасных размеров. Plut. Tib. Gracch. 8. Законы, обязывавшие употреблять известное число свободных людей на пашнях (со времени Цезаря третью часть пастухов, Suet. Caes. 42), были забыты. ср.: Drumann, Arbeiter und Communisten in Griechenland und Rom (1860). Bо время междоусобных войн эти бесхлебные и бездольные люди служили обильным источником для вожаков партий. Поэтому mercennarii специально назывались наемники на войне, mercede militantes, conducticiae catervae; см. о том же Exercitus, Войско, 5. 12.

НАЗИКА

НАЗИКА - Nasīca, см. Cornelii, Корнелии, 14-16.

НАИС

НАИС - Naïsus, Ναϊσός, город в Верхней Мезии, на восточном притоке Марга, н. Нисса на реке Ниссава, место рождения Константина Великого. Он часто здесь жил и способствовал украшению города. После опустошения города Аттилой он вновь был восстановлен.

НАКАЗАНИЕ РАБОВ

НАКАЗАНИЕ РАБОВ - Servĭtus роеnае, было Н., которому подвергались люди низкого происхождения (personae humiles), введенное во время Империи; свое название оно получило от связанного с ним ограничения прав гражданства (maxima capitis deminutio), собственно же оно состояло в приговоре к общественным работам (opus publicum), а именно:

1. condemnatio ad metalla, т. е. к работе в рудниках, каменоломнях, серных копях;

2. в приговоре к участию в публичных играх или же в гладиаторских боях или же ad bestias, т. е. к борьбе со зверями;

3. самое легкое наказание было condemnatio ad opus publicum (в собственном смысле) для помощи в работах при рудниках и постройках.

НАКСОС

НАКСОС - Naxos, Νάξος,

1. самый большой из цикладских островов (5 кв. миль), в поэзии называемый Dia и Strongyle (круглый), на восток от Пароса и, так же как и этот остров, состоит большею частью из белого мрамора. Плодородие почвы острова было настолько велико, что его называли μικρὰ Σικελία; но особенно он славился своим превосходным вином, вследствие чего здесь по преимуществу были распространены сказания о Дионисе; отсюда же этот бог увел оставленную Тесеем Ариадну. Обитателями острова были в историческое время, после фракийцев, карийцев и критян, выселившиеся из Аттики ионяне. Hdt. 8, 46. Наибольшего могущества и процветания остров достиг во время тирании Лигдамида, поставленного Писистратом, который покорил Наксос ок. 536 и 535 г. Hdt. 1, 64. Предприятие персов, призванных олигархами в 501 г. на помощь, не удалось (Hdt. 5, 30-34), за что разгневанные персы опустошили остров огнем и мечом в 490 г. Hdt. 6, 96. В это время сильно пострадал этот столь цветущий остров, который кроме многих военных кораблей мог выставить до 8.000 гоплитов и о котором Геродот (5, 28) говорит: η̉ Νάξος ευ̉δαιμονίη) τω̃ν νη̃σων προέφερε. В Саламинском сражении участвовали 4 корабля наксосцев на стороне греков, хотя и были предназначены в состав персидского флота. Hdt. 8, 46. Позднее, когда Н., как член афинского морского союза, сопротивлялся насильственному образу действий афинян, после долгой осады он был покорен в 466 г. и на нем было поселено значительное число афинских клерухов. Thuc. 1, 98. 137. Plut. Per. 11. Diod. Sic. 11, 88. С этого времени Н. теряет свое значение. В 376 г. Хабрий одержал у Н. блестящую победу над спартанским флотом и принудил жителей его, которые в 378 г. не приступили к афинскому морскому союзу, вновь примкнуть к афинянам. Во времена Филиппа и Александра Македонских Н. принадлежал македонянам, а во времена наследников Александра принадлежал владетелям Египта, затем Антоний передал его родосцам, из-под власти которых его освободили римляне. App. b. с. 5, 7. С этого времени он сходит со сцены древней истории. Город Н., носивший это имя в древности, как и теперь, лежал на северо-западном берегу острова. см. исследования Grüter'a (1833), Engel'я (1835) и E. Curtius'a (1846);

2. первое греческое поселение на о. Сицилии, на юг от горы Тавра, основанное в 735 г. халкидянами. Thuc. 6, 3. Скоро уже отсюда были высылаемы колонисты в Леонтины, Катану и, может быть, в Занклу. После непродолжительной власти Гиеронима из Гелы (Hdt. 7, 154) поселение это сражалось на стороне афинян во время первого их сицилийского предприятия (Thuc. 4, 25), но в 403 г. было покорено Дионисием и разрушено. В 358 г. остатки жителей были собраны Андромахом и поселены вблизи прежнего города на горе Тавре. Этот новый город носил название Тавроменион, т. е. Таормина. Diod. Sic. 14, 15. 87.

НАЛОГ НА ИНОСТРАНЦЕВ

НАЛОГ НА ИНОСТРАНЦЕВ - Ξενικὰ τελει̃ν, см. Ξένος, Иностранец, 1.

НАЛОЖНИЦА

НАЛОЖНИЦА - Παλλακή, см. Matrimonium, Брак, 2.

НАМАЦИАН

НАМАЦИАН - Namatiānus, Claudius Rutilius, римский поэт позднейшего времени, родом из Галлии. В Риме он занимал должности mаgister officiorum и praefectus urbi. Во время нападения готов на Италию он возвратился в 416 г. от Р. X. в Галлию, и составил описание в стихах своего морского путешествия из Рима в Галлию (de reditu suo), от которого сохранились первая книга и начало второй. Это стихотворение, озаглавливаемое также Itinerarium, написано в довольно гладкой форме и содержит некоторые удачные описания, но особенной цены не имеет.

НАМНЕТЫ

НАМНЕТЫ - Namnētae, -es, Ναμνη̃ται, кельтское племя Галлии на северном берегу Лигера, на котором лежал главный город Condivincum (н. Нант). Они были союзниками венетов. Caes. b. g. 3, 9. Strab. 4, 190. 198.

НАННО

НАННО - Nanno, см. Mimnermus, Мимнерм.

НАНОЖНИКИ

НАНОЖНИКИ - Осrěае, κνημι̃δες, сделанные из кожи и небольших металлических пластинок или же из тонких и гибких медных или цинковых пластинок, обтянутых с внутренней стороны кожей, которыми покрывали ногу, застегивая их пряжками на икрах. Обыкновенно ими защищали только ту ногу, которая во время битвы выставляется вперед, именно hastati и principes (Veg. 1, 20) правую, а сражающиеся метательным копьем - левую. Нижние ремни или пряжки, которыми пристегивались Н. внизу косточек, назывались у греков ε̉πισφύρια. Греки делали Н. иногда из благородных металлов, почему ахейцы постоянно называются у Гомера ε̉ϋκνήμιδες. ср. Arma Оружие, 3. 9.

НАНТУАТЫ

НАНТУАТЫ - Nantuātae, Ναντουα̃ται, альпийский народ кельтского происхождения, живший на границе провинции (в теперешнем Валлисе). Caes. b. g. 3, 1. По Цезарю (Caes. b. g. 4, 10), через их область протекает Рейн (может быть, Родан?), что несогласно с первым указанием. Вообще у него заметна неточность в описании течения этой реки.

НАПАТА

НАПАТА - Napăta, Νάπατα, столица эфиопского царского царства к северу от Мероё на Ниле. Римляне под предводительством Петропия дошли до этого города и разграбили его. Положение его с точностью нельзя определить. Strab. 17, 820.

НАПЕИ

НАПЕИ - Napaeae, Ναπαι̃αι, см. Nymphae, Нимфы, 4.

НАР

НАР - Nar, Νάρ, н. Нера, левый приток Тибра, который, начинаясь на умбро-ниценской границе у M. Fiscellus, принимает реки Велин (н. Велико) и Толен (н. Турано) и между Гортою и Окрикулом вливается в Тибр. От присутствия частиц серы вода его имеет белесоватый цвет. Strab. 5, 227. Verg. Aen. 7, 517. Cic. ad Att. 4, 15. Tac. ann. 1, 79. 3, 9.

НАРАГГАРА

НАРАГГАРА - Naraggăra, Ναράγαρα, значительный город Нумидии, недалеко от Замы, известен происходившим там свиданием Ганнибала со Сципионом перед битвой у Замы. Liv. 30, 29.

НАРБОН

НАРБОН - Narbo, η̉ Ναρβών, н. Нарбонна, цветущий торговый город Волков Тектосагов (Volcae, Вольки, Tactosages) в Gallia Narbonensis, на реке Атаксе. В 118 г. до Р. X. он сделался римскою колонией под именем Martius, a потом главным городом провинции. Cic. Font. 1. Cic. Brut. 46. Vell. Pat. 1, 15, 5. 2, 8, 1. Caes. b. g. 3. 20. 8, 7.

НАРБОНСКАЯ ГАЛЛИЯ

НАРБОНСКАЯ ГАЛЛИЯ - Narbonensis Gallia, см. Gallia, Галлия.

НАРДОВОЕ МАСЛО

НАРДОВОЕ МАСЛО - Nardĭnum, или мазь, приготовлявшиеся из растущего в Индии растения nardus; масло это дорого ценилось в Риме.

НАРИКА

НАРИКА - NarСћce, Ναρύκη, Να̃ρυξ, Ναρύκιον, город опунтских локров, по сказанию, место рождения Аякса (Эанта); позднее назван Φαρύγαι. Diod. Sic. 14, 82. 16, 38. Strab. 9, 425.

НАРИСТЫ

НАРИСТЫ - Naristi, (Tac. Germ. 41. 42), правильнее Varisci, (Птолемей Ου̉αριστοί),

храброе германское племя свиевского происхождения, жившее между маркоманнами и гермундурами, в области Фихтельгебирге и Оберпфальца (поэтому средневековое Фохтлянд, охватывавшее также Фихтельгебирге, называлось provincia Varisiorum). Часть этого народа (3000 человек) перешла при М. Аврелии Антонине на юг, в римскую область. Со времени Маркоманнской войны имя этого народа совершенно исчезает. Dio Cass. 71, 21.

НАРНИЯ

НАРНИЯ - Narnia, город на южном берегу Нара в Умбрии, расположенный на крутой скале на Фламинской дороге (via Flaminia), н. Нарни. Римляне основали его в 290 г. до Р. X. на месте древнего Невкина. Liv. 10, 9. 27, 40. Tac. ann. 3, 9. 10. Tac. hist. 3, 50.

НАРОДНАЯ ПЕСНЬ

НАРОДНАЯ ПЕСНЬ - Populi versus.

У греков H. песнь имела второстепенное значение частью потому, что художественная поэзия у них была народная, частью же потому, что поэтические элементы в народе вследствие художественного таланта греков легко переходили в область искусства. В стародавнее время простой сельской жизни возникли короткие песни религиозного содержания, в которых выражались просто и бесхитростно чувства, вызванные различными явлениями природы. В них преобладал печальный, меланхоличный характер. Такова была Песнь Лина, Οι̉τόλινος (т. е. смерть Лина) или Αι̉λινος (т. е. ах, Лин! по восклицаниям Α'ί Λίνε в начале и в конце). У Гомера (Il. 18, 569) эту песню поют при собирании винограда. В ней оплакивалась смерть красивого юноши божественного происхождения, который во цвете лет был растерзан бешеными собаками. (Впоследствии из этого Лина cделали мифического певца, см. Linus, Лин.) Лин олицетворяет собою природу, которая погибает ежегодно в цветущую пору, во время величайших жаров, когда восходит Сирии (Песья звезда). Подобных жалобных песен, оплакивавших также какого-нибудь безвременно погибшего божественного мальчика или юношу, в Греции, а особенно в Малой Азии, было немало, как, напр., Иалем, Скефр в Тегее, Литиерг (последняя пелась у фригийцев во время жатвы), Борм у мариандинян на Черном море; к ним же принадлежат также Адонисова песня и египетский Манер. С этими песнями родственны были погребальные песни (θρη̃νοι), относившиеся к действительно существовавшим лицам. Ноm. Il. 24, 720. Совсем иного рода были древние религиозные песни, которые или выражали чувства благодарности, надежды, доверия, как, напр., пеаны, посвященные Аполлону (Ноm. Il. 1, 473. 22, 392. hymn, in Apoll. Pyth. 336), или же представляли эпический рассказ о жизни и действиях какого-нибудь бога. Из последних развились художественные гимны. Между религиозными песнями позднейшего времени особенно известны песни в честь Диониса. К религиозным песнями принадлежали отчасти также гименеи. Ноm. Il. 18, 493. У греков, любивших пение, было с давних времен также много светских песен, плясовых (см. 'Άνθεμα, Анфема), детских, особенно песен о ласточке, и колыбельных. Существовали также песни, которые пели при молотьбе хлеба, при выдавливании винограда, песни гребцов, нищих (см. Ει̉ρεσιώνη, Эйресиона, в статье Pyanepsia, Пианепсии). Собрание отрывков подобных песен см. Schneidewin, Delectus poesis Gr. eleg. iamb. melicae., II и Bergk, poetae lyr. Gr., стр. 1297 слл. K H. песням принадлежали еще схолии или застольные песни, буколическая песнь, в ее первоначальном виде (см. Theocritus, Феокрит). Хотя римляне вообще не любили пения, но и у них были Н. песни, не достигшие, впрочем, художественного развития, потому что образованные считали подобное непосредственное излияние чувств грубым и неприличным. Из солдатских, крестьянских, матросских и нищенских песен, о которых упоминают писатели, до нас дошли самые незначительные отрывки. Большинство песен имело форму попеременного пения, вроде той песни к далекой возлюбленной, которую пели наперерыв пьяный моряк и погонщик ослов. Horat. Sat. 1, 5, 14.

НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ

НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ - Tumultus (от tumeo), то же самое, что seditio; первоначально так называлась внезапная военная опасность или необъявленная война (α̉κήρυκτος πόλεμος) в противоположность bellum. Набранные в такую войну солдаты назывались milites tumultuarii; для нее все способные к войне по данному знаку (выставленным на Капитолии знаменам) должны были взяться за оружие.

НАРОНА

НАРОНА - Narōna, город в Далмации, в 20 милях от истока реки Наро, значительный торговый пункт на дороге от Салоны в Диррахий. Cic. ad. fam. 5, 9. 10.

НАРТЕКС

НАРТЕКС - Νάρθηξ, 1. ferula (см. Ферула), высокое зонтичное растение (род тростника), которое росло преимущественно в Греции, на Кипре и Сицилии, также в Апулии; ствол его узловат и наполнен сердцевиной, в нем-то, по сказанию, Прометей унес с неба огонь. Hesiod. theog. 567. Стебель этот носили участники празднеств Вакха; он служил также палкой, которою наказывали;

2. ларчик для мази, лекарств и румян (νάρθηξ и ναρθήκιον). Такой дорогой ларчик персидского царя Дария достался как военная добыча Александру, который хранил в нем творения Гомера, пересмотренные Аристотелем (η̉ ε̉κ του̃ νάρθηκας 'έκδοσις). Plut. Alex. 8.

НАРФАКИОН

НАРФАКИОН - Narthakĭum, Ναρθάκιον, имя горы и расположенного у ее подошвы города в Фессалии, на юг от Фарсала и реки Анидана. Имя это упоминается в битвах 394 г. до Р. X. между возвратившимся из Азии царем Агесилаем и фессалийцами, которые были подстрекаемы фиванцами. Хеn. Hell. 4, 3, 9. ср. Ages. 2, 5. Plut. Ages. 16. Strab. 9, 431.

Предыдущая страница Следующая страница