Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАР"-"ПАХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАР"-"ПАХ")

ПАРРАСИЯ

ПАРРАСИЯ - Parrhasĭa, Παρρασία, у Гомера (Il. 2, 608) город, позже область Южной Аркадии с 8 городами (из них главный Ликосура). Thuc. 5, 33. Хеn. Hell. 7, 1, 28. Strab. 8, 388. Pavs. 8, 27, 4. Паррасийцам, порабощенным мантинейцами, лакедемоняне возвратили самостоятельность. Thuc. 5, 33.

ПАРТЕНОПА

ПАРТЕНОПА - Parthenŏpe, см. Sirеnes, Сирены, и Neapolis, Неаполь.

ПАРТЕНОПЕЙ

ПАРТЕНОПЕЙ - Parthenopaeus, Παρθενοπαι̃ος, один из 7, воевавших против Фив, убитый под Фивами Асфодиком или Амфидиком или Периклименом. Он был сын Ареса или Мейланиона, или Мелеагра и Аталанты, или, по древнейшим сказаниям, Талая и Лисимахи, следовательно, брат Адраста. От нимфы Климены он имел сына Промаха, отправившегося с эпигонами против Фив (или Стратолая, Фесимена, Тлесимена).

ПАРТИИ

ПАРТИИ - Partes, I.

в Афинах.

Расстройство афинских политических отношений, следствием которого были законы Дракона, угрожало в особенности прежнему образу правления и политическому единству. П. группировались поместно, т. к. интересы жителей по различию местностей были различны. Отсюда три П.: Педиеи (из плодоносной равнины πεδιάς, ср. о местностях Аттики - Attica, Аттика, 6), придерживавшиеся олигархического правления, Паралии (παραλία, береговая полоса между Афинами и Сунием), умеренная П., и Диакрии или Гиперакрии (гористая страна, большая часть восточного берега), домогавшиеся демократического правления. Как только было усмирено восстание Килона, которое лишь на некоторое время дало другое направление страстям, борьба между партиями вновь возгоралась, и с такой силой, что государство было в опасности. Граждане поручили спасение отечества Солону. После отъезда Солона возникла опять борьба, воспользовавшись которой Писистрат, опиравшийся на П. демократов, завладел властью. Благодаря его твердому правлению, вражда между П. стихла и политическое единство восстановилось.

II.

В Риме первоначально не было П.; патриции были и populus и государство; клиенты и плебеи несли, конечно, государственные обязанности, но не имели никаких политических прав. Даже тогда, когда Сервий Туллий дал последним право гражданства, патриции молча покорились этому, но не признавали за ними этого права. Но скоро началась борьба между П.; патриции старались удержать за собой сколь возможно большие привилегии, а плебеи уничтожить эти привилегии и восстановить равноправие. После некоторых уступок, которых плебеи добились от патрициев, leges Sestiae сравняли в 365 г. до Р. X. права патрициев с правами плебеев, вследствие чего исчезли некоторые привилегии последних, от которых они весьма неохотно отказались. Начиная с этого времени стало возникать классное дворянство (nobilitas, см. Nobiles, Нобиль), но вместе с тем все более увеличивался пролетариат до угрожающих государству размеров, зажиточное же среднее сословие (крестьяне) мало-помалу исчезало. Когда Гракхи тщетно пытались уравновесить враждующие между собой П. богачей и бедняков восстановлением крестьянского сословия и оптиматы постыдным образом воспользовались плодами своей победы, то и неимущий пролетариат не остался без вождя. Однако демократическая П. Мария и Цинны должна была уступить Сулле, защитнику аристократии (optimates). Вскоре после этого Цезарь возобновил борьбу П. и победил последние силы аристократии, предводительствуемой Помпеем. Тогда-то началась борьба между обеими П. республиканцев, с одной, и приверженцами монархии, с другой стороны. Последние считали монархию единственным средством избавиться от бедствий междоусобных войн. Октавиан и Антоний не были более вождями политических П.; они боролись каждый за свои личные интересы. Октавиан ввел наконец монархический образ правления, и, хотя отдельные мужи проявляли республиканские стремления, все-таки, после того как монархия окончательно укрепилась за Юлиево-Клавдиевым родом, стремления П. проявлялись только при выборе между разными претендентами на престол. О П. Цирка см. Factiones, Фактионы.

ПАРФЕНИИ

ПАРФЕНИИ - Parthenĭae, Παρθενίαι, см. Messeniaca bella, Мессенские войны, и Phalanthus, Фалант.

ПАРФЕНИЙ

ПАРФЕНИЙ - I.

Parthenĭa,

см. Lyrici, Лирики, 5.

II.

Parthenĭum,

Παρθένιον,

1. часто встречающееся имя городов; особенно следует заметить город на севере Мисии, к югу от Пергама, по дороге в Аполлонию. Хеn. Anab. 7, 8, 15. 21;

2. хребет гор на границе Арголиды и Аркадии (н. Rhoïnos); здесь показывали святилище Пана, который вскоре после Марафонского сражения явился воинскому послу Филиппиду. Hdt. 6, 105.

III.

Parthenius,

Παρθένιος,

1. замечательная река Пафлагонии (н. Бартан-су); берет начало на Олгассисе, составляет границу с Вифинией; к западу от Амастриса впадает в море. Hdt. 2, 104. Хеn. Anab. 5, 6, 9. 6, 2, 1. Strab. 12, 543;

2. сын Гераклида и Евдоры из Никеи в Вифинии; взятый в плен во время Митридатской войны, он пришел в Рим, получил свободу и жил некоторое время в Неаполе, где обучался греческому языку Вергилий, потом в Риме, где приобрел благосклонность молодого Тиберия (Suet. Tib. 70) и подружился с элегиком Корнелием Галлом. Свида считает его ε̉λεγειοποιòς καὶ μέτρων διαφόρων ποιητής; заглавия его сочинений указывают на элегии. Так, Άρήτης ε̉πικήδειον (Арета была его жена), в 3 книгах, ε̉πικήδειον ει̉ς Αυ̉ξίθεμιν, ει̉ς Άρχελαι̃δα, Άφροδίτη, Βίας, Δη̃λος, Κριναγόρας, Λευκάδιαι, Άνθίππη, 'Ίφικλος, Ήρακλη̃ς, Προπεμπτικόν и одно стихотоврение, которое Вергилий, вероятно, имел под рукой при составлении Moretum. Пользовался ли Овидий при составлении μεταμορφώσεις П., остается неизвестным. Но, однако, до нас дошло сочинение - Έρωτικά (или περὶ ε̉ρωτικω̃ν παθημάτων), которое заключает в себе 36 прозаических рассказов о влюбленных, имевших несчастный конец. (Издание Неуnе, 1798, Passow'a, 1824, A. Westermann в его Mythogr., 1843, и A. Meineke в его Analecta Alaxandrina, 1843). Он хотел этими рассказами доставить Корнелию Галлу материал для эпических повестей и элегий. Т. к. П. в большей части своих рассказов ссылается добросовестно на достоверные источники и на сочинения, которыми он пользовался, то он дает наидрагоценный вклад для знакомства с александрийскими поэтами и грамматиками и дает также много ценных фрагментов. Сообразно с характером тех александрийцев, к позднейшим представителям которых он принадлежал, он ищет старых мифов, которые дают ему случай блеснуть своей ученостью;

3. этим именем называет Свида одного грамматика, ученика Дионисия Александрийского, жившего в 1 в. от Р. X. Афеней часто ссылается на его сочинение περὶ τω̃ν παρὰ τοι̃ς ποιηται̃ς λέξεων ζητούμενα;

4. этим именем Свида называет одного эпического поэта из Хиоса, даже называет его преемником Гомера и говорит, что он имел прозвище «Хаос», данное ему, вероятно, вследствие запутанности и неясности в изложении;

5. придворный Домициана, пользовавшийся большим расположением императора, но тем не менее принявший участие в заговоре, который и был причиной смерти императора. Suet. Dom. 16 сл. Он способствовал вступлению на престол Нервы и был убит при восстании солдат против этого императора. Eutr. 8, 1.

ПАРФЕНИЙ, (I)

ПАРФЕНИЙ, (I) - Parthenĭa, см. Lyrici, 5.

ПАРФЕНИЙ, (II)

ПАРФЕНИЙ, (II) - Parthenĭum,

Παρθένιον, 1) часто встречающееся имя городов; особенно следует заметить город на севере Мисии, к югу от Пергама, по дороге в Аполлонию. Хеп. Апаb. 7, 8, 15. 21; 2) хребет гор на границе Арголиды и Аркадии (н. Rhoïnos); здесь показывали святилище Пана, который вскоре после Марафонского сражения явился воинскому послу Филиппиду. Hdt. 6, 105.

ПАРФЕНИЙ, (III)

ПАРФЕНИЙ, (III) - Parthenius,

Παρθένιος, 1) замечательная река Пафлагонии (н. Бартан-су); берет начало на Олгассисе, составляет границу с Вифинией; к западу от Амастриса впадает в море. Hdt. 2, 104. Хеп. Anab. 5, 6, 9. 6, 2, 1. Strab. 12, 543; 2) сын Гераклида и Евдоры из Никеи в Вифинии; взятый в плен во время Митридатской войны, он пришел в Рим, получил свободу и жил некоторое время в Неаполе, где обучался греческому языку Вергилий, потом в Риме, где приобрел благосклонность молодого Тиберия (Suet. Tib. 70) и подружился с элегиком Корнелием Галлом. Свида считает его ε̉λεγειοποιòς καὶ μέτρων διαφόρων ποιητής; заглавия его сочинений указывают на элегии. Так, Άρήτης ε̉πικήδειον (Арета была его жена), в 3 книгах, ε̉πικήδειον ει̉ς Αυ̉ξίθεμιν, ει̉ς Άρχελαι̃δα, Άφροδίτη, Βίας, Δη̃λος, Κριναγόρας, Λευκάδιαι, Άνθίππη, 'Ίφικλος, Ήρακλη̃ς, Προπεμπτικόν и одно стихотоврение, которое Вергилий, вероятно, имел под рукой при составлении Moretum. Пользовался ли Овидий при составлении μεταμορφώσεις П., остается неизвестным. Но, однако, до нас дошло сочинение - Έρωτικά (или περὶ ε̉ρωτικω̃ν παθημάτων), которое заключает в себе 36 прозаических рассказов о влюбленных, имевших несчастный конец. (Издание Неуnе, 1798, Passow'a, 1824, A. Westermann в его Mythogr., 1843, и A. Meineke в его Analecta Alaxandrina, 1843). Он хотел этими рассказами доставить Корнелию Галлу материал для эпических повестей и элегий. Т. к. П. в большей части своих рассказов ссылается добросовестно на достоверные источники и на сочинения, которыми он пользовался, то он дает наидрагоценный вклад для знакомства с александрийскими поэтами и грамматиками и дает также много ценных фрагментов. Сообразно с характером тех александрийцев, к позднейшим представителям которых он принадлежал, он ищет старых мифов, которые дают ему случай блеснуть своей ученостью; 3) этим именем называет Свида одного грамматика, ученика Дионисия Александрийского, жившего в 1 в. от Р. X. Афеней часто ссылается на его сочинение περὶ τω̃ν παρὰ τοι̃ς ποιηται̃ς λέξεων ζητούμενα; 4) этим именем Свида называет одного эпического поэта из Хиоса, даже называет его преемником Гомера и говорит, что он имел прозвище "Хаос", данное ему, вероятно, вследствие запутанности и неясности в изложении; 5) придворный Домициана, пользовавшийся большим расположением императора, но тем не менее принявший участие в заговоре, который и был причиной смерти императора. Suet. Dom. 16 сл. Он способствовал вступлению на престол Нервы и был убит при восстании солдат против этого императора. Eutr. 8, 1.

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН - Parthĕnon, ο̉ Παρθενών, см. Attica, Аттика, 10. и Architecti, Архитекторы, 5.

ПАРФЕНОС

ПАРФЕНОС - Parthĕnos, Παρθένος, см. Παλλάς Άθήνη, Афина Паллада, 1.

ПАРФЕНЫ

ПАРФЕНЫ - Parthēni, см. Parthini, Парфины.

ПАРФИНЫ

ПАРФИНЫ - Parthīni, Παρθινοί и Partheni, Παρθηνοί, иллирийский народ в области Диррахия. Liv. 29, 12. 33, 34. 44, 30. Cic. Pis. 40. Polib. 2, 11, 11.

ПАРФИЯ

ПАРФИЯ - Parthĭa, Parthi.

I.

География.

Парфяне, Πάρθοι или Παρθυαι̃οι, неизвестного, вероятно, туранского происхождения, следовательно, не родственные с арийскими персами, жили в стране, лежащей к югу от берегов Каспийского моря; позже, во время своего высшего процветания и силы, они расширили свои пределы до Евфрата. П., Παρθυαία, Παρθυηνή, Παρθία, по-древнеперсидски Parthuva, на севере граничила с Гирканией, на востоке с Маргианой и Арианой, на юге с Мидией, от которой позже к ней перешли области Комисена (Chumis) и Хоарена (Chwar); главным образом она занимала нынешний Хорасан. На севере простирался хребет Коронских гор, на границе с Мидией - Каспийские горы, на границе с Арианой - Масдор. Позже парфяне расширили свое царство на восток и запад, так что занимали все области между Евфратом и горными странами по Инду. Первоначальное отечество парфян в северных частях было сурово и холодно, а в южных плодородно и с приятным климатом. Т. к. орошение было плохое, то они мало занимались земледелием, а больше скотоводством: славились лошади парфян. Страна их делилась на 5 главных частей: Комисена, П., Хоарена, Паравтикена и Табикена. Парфяне были народ кочевой и сохраняли этот образ жизни и в позднейшие времена. В то же время во всех войнах они выказали себя сильными и храбрыми всадниками и отлично владели стрелами и копьями. Они дразнили неприятеля, заманивали его в засаду, старались его утомить и тогда уже уничтожали. Они менее были способны вести правильные сражения, т. к. у них не было обученной пехоты. Положение их земли между Каспийским и Персидским морями и вблизи рек Тигра, Евфрата и Аракса дозволяло им вести значительную торговлю; они торговали не только продуктами своей страны, но и Индии и Передней Азии. Через их землю пролегал торговый путь с запада на восток. Plin. 6, 28. 12, 17. 34, 14. В позднейшее время они имели царей, которым, как и древнеперсидским царям, воздавались почти божеские почести; но, несмотря на их громкие названия, власть их была значительно ограничена высшим сословием и отчасти простым народом. Первое лицо из высшего сословия носило имя Сурены, но это, кажется, не было собственным именем его. Tac. ann. 6, 42. Кроме высшего сословия были еще крепостные или рабы, которые призывались к оружию во время войн и с которыми обращались с патриархальной снисходительностью. Plut. Demetr. 20. Suet. Calig. 5. Justin. 42, 1, 3. Религия их была религией природы: они почитали звезды, солнце; священнослужители их назывались магами. После покорения соседних земель цари парфян предпочитали иметь постоянные местопребывания, которые выбирались по большей части в восточных провинциях: Раги, Экбатана, Селевкия и соединенный с последней Ктезифонт были их столицами, которые они переменяли по временам года. Это напоминает подобный же обычай персидских царей. Со времен македонских царей парфяне имели случай познакомиться с греческим образованием и культурой; в семействах их владетелей не пренебрегали греческим языком и сочинениями. Простой народ не изменил своих грубых кочевых нравов, непостоянного образа жизни, склонности к насилиям и войне, умеренности и простоты в жизни.

II.

История.

В древние времена парфяне были под властью ассирийцев, вместе с которыми они попали под власть мидян, а затем персов. Когда же могущество персов было сломлено Александром, они подчинились Александру. Justin. 12, 3, 1. Plut. Alex. 45. Arr. 6, 27. Когда вскоре после его смерти распалось основанное им государство, то они во время Диадохов были сначала на стороне Евмена, потом Антиоха. С основанием Сирийско-Македонского царства они подпади под власть Селевка, который основал в их земле города. Когда же при Антиохе Теосе началось разложение государства, парфяне отделились и основали собственное государство; царем их сделался Арсак, родоначальник династии Арсакидов, 256 г. до Р. X., который производил свой род от древнеперсидских царей. Арсак укрепил свое юное государство союзами с соседями, постройкой крепостей и городов и завоеваниями расширил пределы его. В этом ему помогала каста магов, солнечный культ которых не мог сблизиться с греческим почитанием богов. Арсак умер в 253 г. Преемником его был брат его, Арсак II Тиридат, который счастливо отражал нападения сирийских царей; он умер в 216 г. Между его преемниками особенно выдается Арсак VI Митридат I (144-136). Он расширил границы своего царства во все стороны, а особенно к Ефрату, так что его царство простиралось на восток до Инда. Он успешно отражал нападения сирийского царя Деметрия. Т. к. внутри государство было непрочно, то он перенес в П. чужеземное устройство и держался греческих обычаев. В свое короткое царствование он показал себя не только храбрым, но и снисходительным и умным царем. Сын его Арсак VII Фраат II счастливо сражался с сирийцами ок. 130 г.; к этому же времени нужно отнести и войны его с Арменией и Бактрией, которые продолжались и при его преемниках и привели к расширению государства при Арсаке IX Митридате II Великом. Justin. 38, 3. Во время внутренних усобиц при следующих царях индо-скифские народы завладели частью восточной П.; в то же время парфяне вошли в сношения с римлянами, которые привели скоро к ожесточенным войнам, Арсак XII Фраат III заявлял притязания на земли до Евфрата. Арсак XIV Ородес победоносно сражался против Красса, войско которого он уничтожил при Каррах (см. Licinii, Лицинии, 16); это событие навело ужас на Рим и причинило горе римлянам на долгое время. ср. Ov. fast. 6, 480. Horat. Od. 3, 5, 4. Verg. Aen. 6, 606. Только Вентидий в 38 г. отомстил за этот позор блестящей победой. Cic. ad. fam. 2, 10, 17. Caes. b. c. 3, 31. Suet. Caes. 44. Justin. 42, 4. 5. Но скоро затем Антоний потерпел поражение в сражении против Фраата IV (в 36 г. до Р. X.); наконец только Август принудил последнего возвратить отнятые знамена (в 20 г.). При преемниках Фраата происходили постоянные восстания и возмущения, причиной которых был гнев народа на них за их пороки и преступления и за связь с Римом. Артабан III поддерживал связь с римскими императорами и подружился даже с Германиком, который был послан в Азию по случаю споров из-за Армении; но скоро он стал во враждебные отношения к императору Тиберию и был принужден бежать на восток, когда начались новые смятения среди парфян, разделившихся на партии. С помощью варваров он снова получил престол; умер он в 44 г. от Р. X. Следующие цари управляли без славы и счастья; их то низвергали, то снова возводили на престол. То парфяне добивались благосклонности римских императоров, которые поддерживали права бежавших принцев парфян, то снова разгорались войны между римлянами и парфянами, особенно между Нероном и Вологесом I; наконец заключен был мир, который продолжался до времен Веспасиана. Tac. hist. 2, 82. aim. 16, 23. Но при сыновьях Веспасиана дружественные отношения были нарушены, и при следующих императорах Хосрой I (ок. 115 г. от Р. X.) начал войну против Траяна из-за Армении, но вел ее несчастливо и должен был увидеть свою столицу Ктесифонт в руках римлян. Один из его преемников, Вологес III, начал войну против Марка Аврелия; в начале этой войны он имел успех, но потом был побежден Кассием, полководцем Марка Аврелия. Точно так же защищался и Септимий Север от парфян, которые ок. 208 г. поддерживали Песценния Нигра (Pescenius Niger), претендента на престол, и завоевал Ктесифонт. При Каракалле война продолжалась ко вреду парфян, государство которых, очевидно, уже отжило и в 219 г. было сильно потрясено Артаксерксом I, основателем новоперсидского царства, а затем (в 226 г.) совершенно покорено. ср.: Schneiderwirth, die Parther oder neupersisches Reich unter den Arsaciden nach griechisch - römischen Quellen (1874).

ПАСАРГАДАИ

ПАСАРГАДАИ - Πασαργάδαι, назывались, по Геродоту (1, 125), персы знатнейшего рода, к которому принадлежала и фамилия Ахеменидов.

ПАСАРГАДЫ

ПАСАРГАДЫ - Pasargădae, Πασαργάδα, -αι, т. е. лагерь (по другим - сокровищница) персов. Так назывался главный город персов на реке Кире, к юго-востоку (а по другим, к северу) от Персеполя, в пустынной Персии, на границе Кармании. Здесь, среди прекрасного парка, находилась гробница Кира, который основал этот город в память победы над Астиагом. Arr. 3, 18, 10. 6, 29, 1. 7, 1, 1. Curt. 5, 6, 10. Strab. 15, 730.

ПАСИКРАТ

ПАСИКРАТ - Pasicrătes, Πασικράτης, властелин Сол на Кипре, подчинившийся Александру Великому. Он соревновался с Никокреонтом Саламинским в торжественном приеме царя, возвращавшегося из Египта в Финикию. Plut. Alex. 29.

ПАСИОН

ПАСИОН - Pasĭon, Πασίων, часто встречающийся у ораторов метэк и меняльщик, славившийся своей испытанной и известной всей Греции честностью. За щедрость на пользу государства он получил права гражданства; умер в 370 г. до Р. X.

ПАСИТЕЛИД

ПАСИТЕЛИД - Pasitelĭdes, Πασιτελίδης, сын Гегесандра, спартанский полководец в Пелопоннесской войне, взятый в плен афинянами при осаде Тороны, где он был гармостом. Thuc. 4, 132. 5, 3.

ПАСИТЕЛЬ

ПАСИТЕЛЬ - Pasitĕles, см. Sculptores, Скульпторы, 16.

ПАСИТИГР

ПАСИТИГР - Pasitīgris, см. Tigris, Тигр.

ПАСИФАЯ

ПАСИФАЯ - Pasiphăё, Πασιφάη,

1. см. Minos, Минос;

2. лаконская богиня-прорицательница в Фаламах, в храме которой вопрошающие получали предсказания в сновидениях. Cic. div. 1, 43. Она считалась дочерью Атланта или же тождественной с Кассандрой или Дафной, дочерью Амикла. Plut. Agis 9.

ПАСИФЕЯ

ПАСИФЕЯ - Pasithĕa, Πασιθέα,

1. одна из Харит. Ноm. Il. 14, 269. Catull. 63, 43;

2. дочь Нерея и Дориды. Hesiod. theog. 247.

ПАСКВИЛЬ

ПАСКВИЛЬ - Liber famosus, то же самое что carmen famosum, см. Iniuria.

ПАССАРОН

ПАССАРОН - Passăron, Πασσαρών, древний главный город Эпира, где короновались эпирские цари, в области Молоссиде; положение его не определено точно. В 169 г. до Р. X. он подпал под власть римлян. Liv. 40, 26. 32. Plut. Pyrrh. 5.

ПАССИEНЫ

ПАССИEНЫ - Passiēni, 1. Pass. Crispus, сын ритора Пассиена, друг Сенеки и родственник Нерона (Quint. 6, 3, 74), муж Домиции, одной из теток императора, с которой он развелся, чтобы вступить в брак с Агриппиной, вышедшей за него, вероятно, из-за богатств его, но скоро после свадьбы убившей его. Tac. ann. 6, 20. Quint. 10, 1, 24;

2. отец вышеупомянутого. Сенека (controv. 2, 13, 17. 3 praef. 14 и в других местах) прославляет его как человека остроумного и владевшего замечательным даром красноречия;

3. Pass. Rufus, консул в 4 г. до Р. X. и впоследствии, вероятно, проконсул в Африке во 2 г. от Р. X. Vell. Pat. 2, 116;

4. Pass. Paulus, потомок Проперция, элегик; Плиний (ер. 6, 15) отзывается о нем с похвалой.

ПАСТАС

ПАСТАС - Παστάς, см. Matrimonium, Брак, 5.

ПАСТБИЩЕ

ПАСТБИЩЕ - Pascŭa (loca), или луга. П., принадлежавшие государству в Италии и в провинциях (pascua publica), отдавались в аренду откупщикам (publicani). Доход, который получался от скотоводов (pecuarii), назывался scriptura, отсюда - ager scripturarius.

ПАТАВИЙ

ПАТАВИЙ - Patavĭum, Παταούϊον, старинный город венетов, основанный, по сказаниям, Антенором; он лежал на Малом Медоаке, Medoacus minor (н. Брента), на пути из Мутины в Альтин; н. Падуя. Liv. 1, 1. Strab. 5, 213. Область его простиралась до моря; он мог выставить в поле 20.000 человек и разбить сильного неприятеля. Liv. 10, 2. Даже во времена римского владычества он был замечателен. Пострадал впоследствии много от лангобардов, король которых Агилольф разрушил его. П. - место рождения историка Тита Ливия.

ПАТАЛА

ПАТАЛА - Patăla, см. Pattalene, Патталена.

ПАТАРА

ПАТАРА - Patăra, τὰ Πάταρα, замечательный приморский город Ликии, лежавший на одной из южных оконечностей страны, в 60 стадиях к востоку от устья Ксанфа; знаменит особенно культом и оракулом Аполлона Патарского (Παταρεύς). Liv. 37, 15. 17. Strab. 14, 666. Arr. 1, 24, 1. Horat. Od. 3, 4, 64.

ПАТЕКИ

ПАТЕКИ - Παταικοί, финикийские божества, маленькие изображения которых находились или на борту (Hor. 3, 37), или на кормовой части финикийских кораблей.

ПАТЕРА

ПАТЕРА - Patĕra, см. Pocula, Бокал.

ПАТЕРКУЛУС

ПАТЕРКУЛУС - Patercŭlus, см. Velleii, Веллеи, 4.

ПАТЕРН

ПАТЕРН - Paternus, Tarruntenus, секретарь императора M. Аврелия; с отличием воевал против маркоманнов (в 170 г. от Р. X.), которых совершенно разбил в 170 и 179 гг. Коммод, который приписал ему убийство своего любимца Антера, отнял у него команду над преторианцами и скоро после этого приказал его убить. Он был также известен как юрист. Dio Cass. 72, 5. Lamprid. Comm. 4.

ПАТЕР ФАМИЛИАС

ПАТЕР ФАМИЛИАС - Pater familĭas,

собственно "отец дома", который стоял во главе этого маленького домашнего государства и пользовался патриархальной властью. В более тесном юридическом смысле П. Ф. назывался всякий, который был sui iuris, чем он делался вследствие смерти отца или формального освобождения от его власти (emancipatio) или вследствие выбора в жрецы Юпитера (flamen dialis). П. Φ. мог и не иметь детей (quamvis filium non habeat).

ПАТИБУЛУМ

ПАТИБУЛУМ - Patibŭlum, 1. поперечник креста и сам крест;

2. колода, furca, (Tac. ann. 14, 33); и, наконец, 3) виселица (со времен Константина); ср. Crux, Распятие, и Furca, Фурка.

ПАТИНА

ПАТИНА - Patĭna, см. Vasa, Ваза, 4.

ПАТИСК

ПАТИСК - Patiscus, римский всадник, был в сношениях с Цицероном и другом его Целием и жил, как негоциант, в 51 г. в Киликии, откуда прислал Куриону 10 пантер для публичных игр. Позже он пристал к убийцам Цезаря и был у Кассия начальником одной части флота. Cic. ad. fam. 2, 11, 2. 8, 9, 3. 12, 13, 4.

ПАТМОС

ПАТМОС - Patmus, Πάτμος, один из Спорадских островов, лежащий к югу от Самоса и недалеко от азиатского берега, с городом и гаванью на восточной стороне, н. Патино. Здесь до сих пор показывают пещеру, где будто апостол Иоанн имел откровение, изложенное в Апокалипсисе. Strab. 10, 488. Plin. 4, 12, 23.

ПАТРИЦИИ

ПАТРИЦИИ - Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П. - потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П.

1. До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia, Курия и Gens, Генс). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas, Цивитас);

2. с С. Туллия до Константина Великого П. - истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae, Законы Лициния Сестия), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia, Закон Огульния). Только должность interrex'a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex, Судья). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia, Комиции); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex'a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (Ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

ПАТРИЦИИ. (I)

ПАТРИЦИИ. (I) - Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П.- потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П. 1) До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia и Gens). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas); 2) с С. Туллия до Константина Великого П.- истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia). Только должность interrex'a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex'a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

ПАТРИЦИИ, (II)

ПАТРИЦИИ, (II) - Patricĭi, см. Patres.

ПАТРОКЛ

ПАТРОКЛ - I.

Patrŏcles,

Πατροκλη̃ς, друг царя Селевка I и начальник его флота на Каспийском море. Благодаря занимаемой должности он хорошо познакомился с положением земель, принадлежавших Сирии, почему и в состоянии был написать замечательные сочинения о Средней Азии. Plut. Demetr. 47. Strab. 2, 68 слл.

II.

Patrŏclus

(или Patrōclus), Πάτροκλος, см. Achilles, Ахилл.

ПАТРОКЛ, (I)

ПАТРОКЛ, (I) - Patrŏcles,

Πατροκλη̃ς, друг царя Селевка I и начальник его флота на Каспийском море. Благодаря занимаемой должности он хорошо познакомился с положением земель, принадлежавших Сирии, почему и в состоянии был написать замечательные сочинения о Средней Азии. Plut. Demetr. 47. Strab. 2, 68 слл.

ПАТРОКЛ, (II)

ПАТРОКЛ, (II) - Patrŏclus (или Patrōclus), Πάτροκλος, см. Achilles.

ПАТРОН

ПАТРОН - Patrōnus, защитник,

I. относительно клиентов. Кроме полноправных граждан (patricii) в Риме находились еще клиенты (от cluere, κλύειν, т. е. послушные), которые произошли от древнеиталийских туземцев, побежденных более сильными поселенцами. Из свободных собственников они обратились в подвластных клиентов, или захребетников, как это, кажется, вообще было в обычае в Древней Италии; в Риме же эти отношения приняли особый, религиозный характер. Клиент обязан был

1. браться за оружие вместе с П. и за него (в самые древние времена);

2. помогать П. в случае надобности деньгами, особенно при наделении дочери приданым, при расходах на общественные потребности, при выкупе П. из плена и т. п. П., со своей стороны, должен был защищать клиента и давать ему совет, когда он в этом нуждался, напр., перед судом. Запрещалось тем и другим быть свидетелями друг против друга и жаловаться друг на друга; нарушение этих священных отношений наказывалось sacratione capitis. Co времени С. Туллия и клиенты были гражданами, как и плебеи (вновь переселившиеся латиняне), но они долгое время держали более сторону своих патрицианских покровителей, чем новых сограждан, до тех пор, пока позже эти отношения не ослабли; с этих пор клиенты считаются плебеями. Наконец, клиенты были не что иное, как бедные и простые люди, в противоположность богатым; они составляли придворный штат П., свидетельствовали ему по утрам свое почтение (salutare), сопровождали его на форум или на campus Martius и получали за это деньги и стол (sportula). Так было и при императорах. Иные были отношения между отпускающими на волю и вольноотпущенниками (libertus), см. Libertinus, Либертин. ср.: Fridländer, Sittengeschichte Roms, I, стр. 207 слл.

II. Покровительство (patronatus) корпорациям, общинам и целой стране образовалось по аналогии с только что упомянутыми отношениями отдельных личностей. Покоренные города и провинции отдавались под покровительство знатных фамилий в Риме; для последних это составляло почет, для первых же было весьма полезно. Так, Марцеллы были П. Сицилии, как упоминает об этом несколько раз Цицерон (Verr.); Цицерон был П. Капуи и т. п. Во времена Империи патронат над городами, коллегиями (collegia), обществами (sodalitates) и т. п. был вещью очень обыкновенной.

III. П., заступник на суде истца или обвиняемого: в этом значении это слово часто встречается у Цицерона и Квинтилиана; см. Advocatus, Адвокат.

ПАТРЫ

ПАТРЫ - Patrae, Πάτραι, -ει̃ς (н. Патрас), один из 12 ахейских городов, который в древнее время представлял собой опору для пелопоннесцев в их предприятиях на этолийском берегу. Thuc. 2, 83. 5, 53. Plut. Alcib. 15. Около того времени, как Пирр пошел на Италию, жители этого города заключили с 3 другими городами Тритеей, Фарами и Димой договор против македонского владычества. Этот договор послужил основанием для позднейшего Ахейского союза. Когда же во время войны ахейцев против Рима было уничтожено Метеллом все население города во время отступления после поражения при Скарфее, то оставшиеся большей частью покинули город и рассеялись по окрестным городам. Polib. 40, 3. 6. Но положение П., как пристани и как места, лежащего на дороге и сухопутных войск, и кораблей, обеспечивало за городом некоторое многолюдство. Pol 4, 6. 5, 2. 3. 28. Liv. 36, 21. Во время Августа город снова возвысился, как Colonia Augusta Aroë Patrensis, до значительного процветания, благодаря заботам императора.

ПАТТАЛЕНА

ПАТТАЛЕНА - Pattalēne, Πατταληνή, Πάτταλα, было названием дельты, образуемой двумя крайними рукавами Инда в его устье, и именем города, лежавшего при ней. Жители назывались Πατταλει̃ς. Имя это обозначает по-индийски подземный мир, а в переносном смысле - низменное место, Arr. 5, 4, 1. 6, 17, 2. 18, 3. 20, 1. 17, 5. Strab. 15, 691. 701.

ПАТУМ

ПАТУМ - Patūmus, Πάτουμος, у Геродота (2, 159), город в Аравии, вблизи египетской границы; у этого города Нехо приказал прорыть канал от Нила к Аравийскому заливу; вероятно, ветхозаветный Пифом.

ПАУЛЛЫ

ПАУЛЛЫ - Paulli, 1. M. Aemilius Paullus, консул в 225 г. до Р. X., вместе с товарищем своим, Сервием Нобилиором, переправился в Африку, чтобы спасти остатки войска Регула, и разбил карфагенский флот у Гермейского мыса. Polib. 1, 36. Eutr. 2, 22. Zon. 8, 14;

2. L. Aemil. Paullus, консул в 219 г. до Р. X. или 535 u. с., получил триумф за победу над иллирийцами; во второе свое консульство, 216=538, пал в битве при Каннах, которую начал против его воли его товарищ, плебей Г. Теренций Варрон (см. Terentii, Теренции, 1). Liv. 22, 35. 44 слл. Horat. Od. 1, 12, 38;

3. L. Aem. P. Macedonicus, сын предыдущего, отличавшийся в юности древнеримскими добродетелями, при своей первой кандидатуре на должность эдила (192 г. до Р. X. или 562 u. с.) одержал верх над 12-ю соискателями, затем сделался претором, получил провинцию Hispania ulterior, a в 182=572 был консулом. Затем он покорил занимавшихся морскими разбоями лигурийцев и получил за это триумф. Хотя уже в преклонном возрасте (ок. 60 лет), но тем не менее с величайшей энергией предпринял он в свое второе консульство поход против македонского царя Персея и победил его в кровопролитной битве при Пидне 22 июня 168=586 (Liv. 44, 40 слл.). Персей, так как его лагерь был захвачен, а войско уничтожено, должен был бежать из Македонии. Победитель обошел Грецию, приводя в порядок ее внутренние отношения посредством хороших законов и государственных учреждений, выказал строгость к приверженцам врага, но старался смягчить произведенное ею впечатление устройством великолепных празднеств (Liv. 45, 29 слл.). По свидетельству Vell. Pat. 1, 9, богатая добыча, собранная Эмилием, ценилась в 200 миллионов сестерций. Триумф Эмилия был омрачен частью недовольством его солдат, о которых он мало позаботился при разделе добычи, частью семейными несчастьями: один из его сыновей умер за 5 дней до триумфа, а другой 3 дня спустя после триумфа. Два других сына еще раньше перешли посредством усыновления в gentes Cornelia и Fabia. Он сделался еще в 164 г. цензором, но тяжко заболел и умер в 160 г. до Р. X., оставив незначительное состояние (Plut. Aemil. Paul. 10). При играх по поводу его погребения были поставлены пьесы Теренция: Hecyra и Adelphi.

ПАУПЕРТАТА

ПАУПЕРТАТА - Paupertas, см. Penia, Пения.

ПАФЛАГОНИЯ

ПАФЛАГОНИЯ - Paphlagonĭa, η̉ Παφλαγονία, страна на восток от Вифинии, от которой ее отделяет река Парфений (н. Бартан); на юге же хребет Орминион отделяет ее от Галатии, на востоке Галис (н. Кизиль-Ирмак) от Понта. Северная равнина ее по плодородию не уступает другим странам Малой Азии; южная же часть гориста. От Галиса на юго-восток к Орминиону тянется хребет Олгасис (н. Алкас-Даг). Из отрогов олгасинского хребта известны: Скоробас, составлявший во время Митридата границу между Понтийским царством и Вифинией, и по берегу моря Китор (н. Кидрос), у города того же названия. Мысы: Карамбис (н. Kerembeh) и Сириас или Лепте (н. Индже-Бурун), самый далекий выступ Малой Азии в Понте. Кроме вышеупомянутых рек страна имеет еще несколько незначительных береговых речек: Сесам или Амастрис-Охосбан, Залек. Внутри страны протекает знаменитый приток Галиса, Амний (н. Гёк-Ирмак), у которого Митридат в 89 г. до Р. X. победил Никомеда Вифинского и Помпей основал город, получивший его имя (Pompeiopolis). Жители П., Παφλαγόνες, упоминаемые уже у Гомера (Il. 11, 851), принадлежали к сирийскому племени (Hdt. 2, 104) и были известны за хороших воинов, особенно как всадники; впрочем, они были глупы, грубы и суеверны. Сначала они были самостоятельны, а потом покорены Крезом (Hdt. 1, 28) и вместе с его царством перешли под власть персов и были причислены к 3-й сатрапии. Впоследствии они снова сделались самостоятельными (Хеn. Anab. 5, 6, 3. 9, 2) и удерживали за собой эту свободу и во время походов Александра Великого, который не трогал Пафлагонии; впрочем, короткое время она была в зависимости от Евмена. Justin. 37, 1. Наконец страной завладел Митридат, но скоро должен был уступить часть ее своему соседу Никомеду Вифинскому. Во время господства римлян князья были данниками, а с 1 в. П. составляла часть провинции Галатии. Города по берегу моря, начиная с запада: Сесам или Амастрис (н. Амасре), Ерифины, Кромна, Китор (н. Кидр), Эгиал, Кимолис, Стефане (н. Истафан), Потам, Синопа, богатый портовый город и родина царя Митридата VI и философа Диогена, Каруса (Герзе); внутри страны, разделявшейся на 9 округов, были города: Помпейополь и Гангра, позднее Германикополь (Кианкари). Strab, 12, 544 слл. 562 слл.

ПАФОС

ПАФОС - Paphus, Πάφος, два города на западном берегу Кипра, один вблизи другого, Παλαίπαφος и Πάφος νέα; прозаиками последний, а поэтами первый называются просто Πάφος. Старый П. лежал в 10 стадиях от берега, на холме вблизи мыса Зефирия, при устье реки Бокара (где нынешняя Куклия); новый П. - на 3 часа пути внутрь страны, а по Страбону (14, 683) - лишь в 60 стадиях (у нынешнего Баффа). Старый П. был колонией финикиян и излюбленным местопребыванием Афродиты, которая вышла здесь из моря и весьма почиталась. Ноm. Od. 8, 362. Horat. Od. 1, 30, 1. 3, 28, 14. При храме ее, главный жрец которого имел духовную власть над всем островом, был также оракул. Tac. hist. 2, 3. Этот город часто страдал от землетрясений и во времена Августа был даже разрушен, но опять восстановлен; однако новое имя его Augusta, Σέβαστή, не могло уничтожить старого. Новый П., процветавший торговлей, имел тоже много храмов. Развалины того и другого города, особенно храмов, существуют до сих пор.

ПАХ

ПАХ - Paches, Πάχης, афинский полководец, осенью 428 г. до Р. X. был отправлен для действий против отделившейся Митилены, осадил город и в 427 г. принудил сдаться на волю победителей. Затем он совершил поход к берегам Азии для противодействия спартанскому флоту и хитростью овладел Нотием. Возвратясь на Лесбос, отправил множество пленных митиленцев в Афины; данное ему приказание казнить всех митиленцев было отменено. Thuc. 3, 28-50. Привлеченный впоследствии к ответственности за свои действия, он сам на суде лишил себя жизни. Plut. Niс. 6. Arist. 26.

ПАХИН

ПАХИН - PachСћnum или -us, Πάχυνος, юго-восточный мыс Сицилии, вместе с Пелором и Лилибеем определяющий треугольную форму острова (Ov. met. 13, 725); н. Сар Passaro. Прилежащая бухта представляла хорошую гавань, Portus Pachyni (Cic. Verr. 5, 34), н. Porto di Palo.

Предыдущая страница Следующая страница