Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "С" (часть 12, "СТР"-"СЦИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 12, "СТР"-"СЦИ")

СТРИГИЛЬ

СТРИГИЛЬ - Στλεγγίς, strigilis, скребница, с помощью которой после борьбы очищали тело от масла и пыли, а также в бане от грязи. Это был инструмент, сделанный из металла, кости или тростника, нижняя часть которого была выдолблена, наподобие ложки, а верхняя служила рукояткой.

СТРИМОН

СТРИМОН - Strymon, Στρυμών, н. Struma, по-турецки Карасу, до времен Филиппа пограничная река Македонии на Востоке, вытекает из Скомбра у Панталии (Thuc. 2, 96), проходит через Прасийское или Керкинитское озеро и впадает на юге от Амфиполя в залив, названный по ее имени Стримонским (н. залив Рендинский). Эта река часто упоминается древними, потому что на ней лежал Амфиполь.

СТРОИТЕЛЬ СТЕН

СТРОИТЕЛЬ СТЕН - Τειχοποιός, название чиновника, ведавшего ремонтом городской стены. Demosth. 18, 55.

СТРОНГИЛА

СТРОНГИЛА - StrongСћle, Στρογγύλη,

1. см. Aeolia, Эолия;

2. древнее название о. Наксоса. Diod. Sic. 5, 50.

СТРОНГИЛИОН

СТРОНГИЛИОН - StrongСћlio, Στρογγυλίων, скульптор и литейщик из Афин, сделавший бронзового троянского коня (так называемого δούριος 'ίππος), стоявшего у входа в Акрополь (о котором говорит Павсаний 1, 32, 10). Пьедестал этого памятника с надписью найден в 1840 г. Время его процветания относится, вероятно, к 91 ол. Из группы муз на Геликоне 3 музы сделаны С., остальные Олимпиосфеном и Кефисодотом, каждым по 3. Paus. 9, 30, 1. ср. 1, 40, 2. Павсаний приписывает ему особую ловкость в изображении быков и лошадей. Он принадлежал, таким образом, к последователям Мирона. см. Sculptores, Скульпторы, 4.

СТРОФАДЫ

СТРОФАДЫ - Strophădes, Στροφάδες, также называвшиеся Πλωταί (плавучие), н. Стривали, 2 острова, небольших, но богатых виноградниками, в Ионическом море, на 6 миль южнее Закинфа, принадлежавшие мессенским кипарисийцам. Название свое они получили оттого, что Калаис и Зет, сыновья Борея, преследуемые Гарпиями, там повернули назад (στρέφω). Verg. Aen. 3, 210 слл. Strab. 8, 359. Apollod. 1, 9, 21.

СТРОФИЙ

СТРОФИЙ - Strophĭus, Στρόφιος,

1. отец Скамандрия. Ноm. Il. 5, 49;

2. см. Orestes, Орест.

СТУЛЬЯ

СТУЛЬЯ - Sella, общее название для всякого рода С., разнообразие которых относительно вещества и формы было, как показывает античная стенная живопись, бесконечно; часто они были очень драгоценны, как, напр., троноподобные solia и удобные cathedrae; кресла для 2 человек, bisellium, служившая часто знаком общественного отличия и почетными седалищами, тогда как низкий δίφρος имел перекрещивающиеся (складные С.) или вертикальные ножки.

СТУПНЯ

СТУПНЯ - Pes, см. Mensura, Мера.

СТУПНЯ (МЕРА)

СТУПНЯ (МЕРА) - Pes, см. Mensura.

СТУРА

СТУРА - Stura, два притока Пада (По), один слева, другой справа; последний впадает в главную реку вместе с Танаром. Plin. 3, 16, 20.

СУБЛАКВЕУМ

СУБЛАКВЕУМ - Sublaquĕum, город эквов на реке Аниене, н. Субиако, где находилась прекрасная вилла Клавдия и Нерона. Tac. ann. 14, 22.

СУБРИИ

СУБРИИ - Subrĭi.

К ним относятся:

1. Subrius Flavius, трибун в императорской охранной страже, был одним из главных участников в заговоре Пизона против Нерона и отличился на суде свободой речи, в 65 г. от Р. X. Tac. ann 15, 49, 67. Dio Cass. 62, 24;

2. Subr. Dexter, также трибун в охранной страже и приверженец Гальбы, старался удержать солдат в повиновении Гальбе, но без успеха. Tac. hist. 1, 31.

СУБУКУЛА

СУБУКУЛА - Subucŭla, нижняя туника женщин, tunica interior, см. Vestis, Одежда, 8.

СУБУРА

СУБУРА - Subūra, низменность, находящаяся в Риме, между Целийским и Есквилинским холмами, по которой проходила бойкая улица со множеством таверн. ср. Roma, Рим, 3.

СУДЕБНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - Αγων τιμητός и ατίμητος, (подлежащий и не подлежащий судебному определению).

При изучении права какого-либо народа обращают на себя внимание особенно две стороны: одна - это материальное право, сущность которого в том, что отношения отдельного лица к другому лицу и к целому государству точнейшим образом определяются законами и наперед уже назначаются наказания и за все нарушения тех границ, которые поставлены отдельному лицу государством; затем другая сторона - это судебный процесс, т. е., во-первых, совершаемое судьей расследование, состоялось ли в известном случае то или другое правонарушение, и, во-вторых, применение наказания к данному частному случаю. Первая из этих сторон в аттическом праве не получила такого развития, как вторая. Материальное право имело много пробелов. Для многих преступных деяний в законах не оказывалось достаточных определений. Этот пробел должна была восполнять судебная власть, и притом так, что судьи не только решали, виновен или нет подсудимый, но они же, в случае виновности, по собственному соображению назначали на каждый особенный случай и наказание (τίμημα). Поэтому все процессы распадались на αγώνες τιμητοί и ατίμητοι. При последних наказание было заранее точно определено законом, при первых недостаточность определений закона должна была быть восполнена судебным решением. Это делалось таким образом: после того как судьи постановили приговор относительно факта преступления, наступало, в случае если подсудимый был признан виновным, новое процессуальное действие. Обвинитель предлагал назначить виновному такое-то наказание, т. е. некоторым образом оценивал преступление (τιμα̃σθαί τινί τίνος, официальное выражение). Обвиняемый затем имел право противопоставить этой оценке свою оценку (αντιτιμα̃σθαι), т. е. предложить другую степень наказания для своего преступления. После этого судьи выбирали одну из этих оценок; неизвестно, имели ли они право, не приняв ни той, ни другой оценки, избрать среднюю между ними. Известный пример такого αγων τιμητός процесс Сократа. Обвинители предлагают смертную казнь; Сократ, настаивая сперва, что заслуживает награды, а не наказания, наконец, чтобы удовлетворить требованиям обычая, назначает для преступления, в котором был обвинен, оценку, но оценку крайне низкую. Судьи, раздраженные пренебрежением, с которым он относится к делу, принимают предложение обвинителей. ср.: Meier und Schoemann, att. Prozess. 171 слл. 724.

СУДЕТЫ

СУДЕТЫ - Sudēta, Sudeti montes,

τὰ Σούδητα 'όρη, горы Германии, самая западная часть теперешних Судет с Рудными и Лужицкими горами; см. Germania, Германия.

СУДОПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЬЯ

СУДЬЯ - Iudex.

I. В общем смысле:

1. обозначает должностное лицо как в древнейшую пору Римской республики (когда даже консулы назывались iudices), так и в императорскую эпоху, когда стали различать iudices civiles и militares. Другие подразделения в этот позднейший период были: iudices maiores, medii и minores, затем iud. ordinarii и sacri;

2. важнее значение частного лица, на которое возлагалось расследование и решение гражданского или уголовного процесса. И. в собственном смысле является судьей и в уголовных, и в гражданских делах.

a) Iudex как уголовный судья. До введения quaestiones не было никаких специальных судей. Сенат в каждом отдельном случае своим senatus consultum поручал трибунам пригласить народ к судебному разбирательству и назначению председателя (Liv. 4, 51). Но с тех пор как в 149 г. до Р. X. по lex Calpurnia repetundarum (Cic. Brut. 27) введена была первая quaestio perpetua, список судей (album iudicum), годных для избирания в quaestiones, составлялся ежегодно не по жребию, а по усмотрению претора, praetor urbanus, дававшего клятвенное обязательство действовать честно при выборе судей. Они назывались по Рейну (römisches Privatrecht) selecti iudices, другие, ввиду неопределенности указаний (Sen. de ben. 3. 7. Cic. Cluent. 43. Verr. 2, 13), не отваживаются решать вопрос об этом термине. По Плинию (h. п. 33, 2 decuriae pluribus discretae nominibus fuere, tribunorum aeris et selectorum en iudicum), selecti упоминаются еще и отдельно, рядом с iudices; кажется, они обозначали особую судейскую декурию (каждая из декурий всегда состояла из одного сословия), т. е. декурию всадников (iudices - декурия сенаторов). До Гракхов iudices были только сенаторы, но с этой поры началась долгая борьба сословий из-за судейского достоинства. Гай Семпроний Гракх отнял суды у сенаторов и поручил их тем, которые владели 400.000 сестерций (эта сумма была до этого времени судейским цензом). Tac. ann. 12, 60. Vell. Pat. 2, 6 (но иначе у Liv. ер. 60 и Plut. С. Gracch 5.). Кв. Сервилий Ценион своею les Servilia (106 г. до Р. X.) хотел возвратить сенаторам отчасти их древнее право; сенаторы и всадники должны были сообща отправлять судейские обязанности. Рейн полагает, что, по lex Servil., судьями должны быть только сенаторы (Tac. ann. 12, 60. aut rursum Serviliae leges senatui iudicia redderent). Моммзен (Zeitschr. f. d. Alterth. - Wissensch., 1843, № 102 и слл.) предлагает средний путь, а именно он предполагает, что lex Servil, была того же содержания как и lex Друза, о которой мы будем говорить ниже. Zumpt (de legibus iudiciisque repet стр. 28 и слл.) предполагает, что другая lex Servilia Сервилия Главция в том же году возвратила суды всадникам. Такой закон, хотя и неизвестный нам, стоит вне сомнения, потому что М. Ливий Друз в 91 г. до Р. X. застал снова всадников в качестве судей и косвенным путем хотел вернуть судейские обязанности сенату, так что прежде 300 всадников должны были быть приняты в сенат (App. b. с. 1, 35, по-видимому, иначе Vell. Pat. 2, 13). Но этот закон был отменен в том же году. Точно так же недолго существовала lex Plautia M. Плавция Сильвана 89 г. до Р. X., которая предоставила избрание судей также и народу, причем последний выбирал из каждой трибы по 15 судей (сенаторов, всадников, плебеев). Скоро обязанности судей опять перешли исключительно к одним всадникам (Cic. Verr. 1, 13. Vell. Pat. 2, 32); как и когда это случилось, источники не говорят. Наконец Сулла своею iudiciaria 81 г. до Р. X. назначил судьями исключительно сенаторов. Подкупность этих сенаторских судей вызвала в 70 г. до Р. X. lex Aurеlia Л. Аврелия Котты, по которой должно было учредить 3 судейские декурии из сенаторов, всадников и эрарных трибунов. Гай Юлий Цезарь снова исключил последних (Suet. Caes. 41, Dio Cass. 43, 25) в 46 г. до P. X., и затем два года спустя Гай Антоний учредил вместо них декурию из центурионов и солдат, но это в 43 г. было снова уничтожено сенатом. Август к 3 прежним судейским декуриям присоединил 4-ю (Suet. Caes. 32. ex inferiore censu, quae ducenariorum vocaretur, 200.000 сестерций, т. е. ducenta sestertia), назначение которых состояло в обсуждении незначительных дел. Калигула прибавил еще 5-ю декурию. О возрасте, необходимом для судьи, главным источником служит Suet. Oct. 32, где правильный счет заставляет переменить стоящее в рукописи число XXX на XXV. Стало быть, прежде судья должен был иметь не менее 30 лет, Август определил вступать в эту должность на 25 году. Эта служба продолжалась 1 год, во все то время, когда судьи не выбирались исключительно из сенаторов. Dio Cass. 54, 18. Число всех iudices в разные времена было неодинаково. Lex Plautia определила 525 судей для всех quaestiones, между тем как lex Servilia (Glaucia) для одной quaestio repetundarum установила 450; Помпей в 52 г. до Р. X. определил для своих quaestiones 360 судей. Август довел число судей до 4000 и установил для облегчения судейских обязанностей, чтобы каждая из 4 декурий поочередно была свободна от занятий в течение одного года, и сверх того назначил двухмесячные каникулы для судов, отмененные однако Гальбой (Suet. Oct. 32. Suet. Galb. 34). Из общего списка (album) выбирались по жребию судьи для каждой quaestio, a из числа судей каждой quaestio выбирались судьи при каждом отдельном процессе (editio iudicum, iudices editicii, Cic. Planc. 15-17). Но такой прием употреблялся реже, а обыкновенно происходило избрание по жребию (sortitio и subsortitio, когда стороны отказывались от некоторых судей). За лихоимство судьям исстари грозила смертная казнь (Gell. 20, 1), но позднее наказание было смягчено, см. lex Sempronia, Закон Семпрония, Livia, Закон Ливия, Cornelia, Закон Корнелия.

b) Iudex, как гражданский судья. Уже в древнейшее время магистраты обыкновенно поручали разбор и следствие в процессах частным лицам, которые должны были придерживаться полученных от них инструкций. Это учреждение, так называемое iudicis datio, обратилось в правило и продолжалось до тех пор, пока существовал так называемый ordo iudiciorum privatorum. Впоследствии возник особый экстраординарный прием, по которому магистрат сам производил следствие и решал дело; с 3 в. от Р. X. это был единственный способ судебного разбирательства. Сначала судьями были, конечно, сенаторы (Polib. 6, 17), затем брали судей и из других сословий, даже иногда - а со времен Августа обязательно - из album. Магистрат в каждом отдельном случае мог назначить судьею (constituere, collocare) лишь того, которым были довольны обе стороны, и обыкновенно позволял предлагать истцу (iudicem ferre). Назначенный судьею имел право взять себе советников (assessores, consiliarii), см. Assessor, Асессор. Судью полагалось приводить к присяге. Неспособными к судейскому званию считались глухие, немые, помешанные, infames и т. д. Были и другие причины для освобождения от судейских обязанностей, напр., преклонные лета и т. д.

II. Iudex pedaneus, χαμαιδικαστής, термин из императорской эпохи для обозначения помощника или младшего судьи, которому магистрат поручал исследование гражданских дел.

III. Iudex quaestionis, председатель quaestio perpetua, который не был магистратом, см. Quaesitor, Квезитор и Quaestio perpetuae. Некоторые несправедливо думали, что iudex quaest. был подчиненным помощником председательствующего претора и в его отсутствие заступал его место. Везде, где упоминается о iudd. quaest., они являются председателями суда без подчинения претору, но при всем том они не были магистратами. Т. к. quaestiones было больше, чем преторов, то многие quaest. получали себе в председатели одного iudd. quaest., который в каждом процессе давал особую присягу и мог быть обвинен даже во время служебного года. Cic. Cluent. 33 и слл. 53, ср. еще Verr. 1, 61.

СУЕССА

СУЕССА - Suessa, 1. S. Aurunca, н. Сесса, город Лациума между Минтурнами и Теаном, в прелестной местности (так называемая Vescinus ager), y западного склона Массика, - родина поэта Луцилия, римская колония, позже муниципий. Cic. Phil. 13, 8. Liv. 8, 15. 9, 28. Vell. Pat. 1, 14;

2. S. Pometia (Σούεσσα Πωμετίων), город вольсков в Лациуме, был уже при Тарквинии Гордом завоеван римлянами, а позже еще раз взят и разрушен консулом Сервилием. Liv. 1, 41, 53. 2, 25. Tac. hist. 3, 72. Strab. 6, 231. От него, говорят, получили свое название Помптинские болота.

СУЕССЕТАНЫ

СУЕССЕТАНЫ - Suessetāni, упоминаются Ливием (25, 34. 28, 24. 34, 20. 39, 42) вместе с седетанами в числе племен, населявших Тарраконскую Испанию. Они жили, вероятно, недалеко от восточного берега Испании.

СУЕССУЛА

СУЕССУЛА - Suessŭla, город в Самниуме, на склоне горы Тифаты, сейчас Maddaloni, известен сражением в 1-й Самнитской войне, в 342 г. до Р. X. Liv. 8, 14. 23, 14. Strab. 5, 249.

СУЗА

СУЗА - Susa, τὰ Σου̃σα (н. развалины Сус), главный город персидской провинции Сусианы, упоминаемый уже Эсхилом (Pers. 117), в области Киссии, между реками Хоастом и Евлаем; по причине своего теплого климата служил зимней резиденцией персидских царей. Имя свое получил от лилий (сусан), растущих во множестве в его окрестностях. Город был построен прямоугольником, с окрестностью в 120 стадий, не имел стен, но имел укрепленный кремль (τὰ Μεμνόνια, Hdt. 5, 53), в котором находился дворец и главная сокровищница царей. По показанию некоторых, весь город был построен только из кирпича и асфальта. В С. Александр и его полководцы праздновали свой брак с персиянками. Strab. 15, 728. С 1850 г. раскопки обнаружили много развалин.

СУЗИАНА

СУЗИАНА - Susiāna, η̉ Σουσιανή, Σουσίς, Σουσιάς, раньше называвшаяся Киссией (н. Хусистан), провинция Персидского царства, представляла обширную равнину, соединенную с Вавилонией, но отделенную от других смежных стран высокими горами. Она граничила к востоку с Персией, к югу с внутренним углом Персидского залива, к западу с Месопотамией и Ассирией (рекой Тигром и горами), к северу с Мидией. В южной полосе этой страны господствовала жара более сильная и удушливая, чем в остальных прибрежных землях Персидского залива, т. к. она была открыта для жарких южных и западных ветров. В северной же полосе климат был умереннее, а в горах даже холодный и суровый. За исключением болотистого прибрежья, страна была плодородная и доставляла много хлеба и вина; кроме того, в ней было много нефтяных источников. Северный горный кряж назывался Харбан и Камбалид (части нынешнего Эльвенда), находившийся на восточной границе Парахоатрас, в котором был проход, известный под названием Σουσιάδες πέτραι или πύλαι, ныне проход Келах Сефид у верхнего Таба. Все реки впадают в Персидский залив: Ороатис (н. Зора), Евлай (н. Карун) и Хоасп (н. Керках), притоки Тиграна, образующего западную границу. Жители, сузинцы, Σουσιανοί, Σούσιοι, принадлежали к сирийскому племени; в равнинах они были мирными землевладельцами, в горах дикие и хищные горцы, которые даже с персидских царей брали выкуп, когда они ехали из Суз в Персеполь. Из племен и областей известны следующие: уксии в Уксиане в восточных горах, мессабаты на севере в Мессабатене, коссейцы на северо-западе в Коссее, элимейцы, киссийцы; кроме того, округа или области Харакены и Мелитена. Главными городами были: Сузы (см. Суза), Селевкия, Азара, Агинис, Бадака. Strab. 15, 727 слл.

СУКРОН

СУКРОН - Sucro, Σούκρων, река в Тарраконской Испании, берущая начало в горах Идубеды в стране келтиберов и впадающая в Сукронский залив на восточном направлении к югу от Валенции; н. Юкар. На этой реке, в земле едетанов, находился город того же названия, вероятно, нынешняя Куллера. Strab. 3, 158. Plut. Sertor. 19. Plut. Pomp. 19. Liv. 28, 24.

СУЛЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЛЬМОН

СУЛЬМОН - Sulmo, Σούλμων,

1. город пелигнов в земле сабинян, с холодными горными ручьями (Ov. fast. 4, 81: gelidus S.). После разрушения Суллой город был опять восстановлен как колония. Здесь родился поэт Овидий (Ov. trist. 4, 10, 3 сл. Ov. am. 3, 15, 11. ср. Caes. b. c. 1, 18. Liv. 26, 11); н. Сульмона;

2. город в Лациуме в земле вольсков на реке Уфенте, не существовавший уже во времена Плиния. Plin. 3, 5, 9. Verg. Aen. 10, 516.

СУЛЬПИЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУММАН

СУММАН - Summānus, римское божество, сабинского или латинского происхождения. Сущность этого бога для самих римлян была загадочна. Его обыкновенно считали богом ночных молний и зарниц и отождествляли с Плутоном. Вероятно, первоначально он представлял особое качество Юпитера, а потом уже преобразился в самостоятельное божество. Храм его был у большого цирка, Circus maximus, и был возобновлен во времена Пирра. Ov. fast. 6, 731. Liv. 32, 29.

СУНДУК

СУНДУК - Arca, 1. большой металлический или, по крайней мере, обитый железом (ferrata, Juv. 11, 26) денежный сундук в противоложность к менее объемистым loculi, crumena, sacculus. В Помпеях во многих атриях найдены остатки таких сундуков. Они так были укреплены, что не могли быть сдвинуты с места. Употребление этих касс было так распространено, что всякая уплата чистыми деньгами обозначалась выражением ex arca solvere. Раб, который в богатых семьях заведовал кассой, назывался arcarius;

2. гроб (capulus, solium и loculus). Гроба делались из дерева, иногда из камня и нередко стоили очень дорого;

3. тесная темница, яма. Cic. Мil. 22.

СУНИОН

СУНИОН - Sunĭum, Σούνιον, см. Attica, Аттика, 18.

СУПЕРЫ

СУПЕРЫ - Supĕri (dii), высшие боги, иногда с включением подземных богов (Lucan. 6, 748), обыкновенно, однако, боги небесные, в противоположность к богам подземным или земным (inferi и terrestres). Ov. met. 14, 729. Ov. trist. 4, 4, 19. Verg. Aen. 7, 312.

СУППАР

СУППАР - Suppărus, называлась верхняя туника (ех terior), в отличие от нижней (subucula).

СУРЕНА

СУРЕНА - Surēna, Σουρήνας, назывался у парфян самый высший сановник после царя, который при вступлении царя на престол возлагал на него диадему. Tac. ann. 6, 42. Звание это соответствует примерно званию великого визиря у турок.

СУРРЕНТ

СУРРЕНТ - Surrentum, Σύρρεντον, н. Соренто, древний город Кампании на выдающейся косе мыса Минервы, Promunturium Minervae, отделяющего Путеоланский залив от Пестанского; город лежал у первого залива. Окрестные холмы, Surrentini colles, давали превосходное вино. Liv. 22, 61. Plin. 3, 5, 9. 14, 6, 8. Ov. met. 15, 710. Horat. ер. 1, 17, 52. Horat. Sat. 2, 4, 55. Strab. 5, 243. 247.

СУСАРИОН

СУСАРИОН - Susarĭon, Σουσαρίων, сын Филина из местечка Триподиска в Мегариде, переселился в Аттику и первый в Афинах положил начало комедии (ок. 570 г. до Р. X.). Его комедии были, вероятно, не что иное, как подражание импровизированным фарсам или шуткам, которые были в ходу в Мегарах во время сбора винограда; впрочем, они были написаны в стихах и вообще представляли более искусную форму. Кроме того, культ Диониса в Аттике представлял много данных для развития комедии.

СУТРИУМ

СУТРИУМ - Sutrĭum, Σούτριον, город Этрурии на восточной стороне Циминского горного леса, с 383 г. до Р. X. римская колония, н. Сутри с остатками древних. Liv. 6, 3. 9, 32. 35. 10, 14. 27, 9. Plut. Cam. 35. Strab. 5, 226.

СУФФЕТ

СУФФЕТ - Suffetes, см. Carthago, Карфаген.

СФАКТЕРИЯ

СФАКТЕРИЯ - Sphakterĭa, Σφακτηρία или Σφαγία, н. Сфагия, узкий, длиной в 15 стадий лесистый остров у входа в Пилосский рейд, простирающийся с севера на юг. Известен осадой 420 спартанцев, в 425 г. (Thuc. 4, 8. слл.). ср. Messenia, Мессения, и Pylus.

СФЕНДАЛА

СФЕНДАЛА - Sphendăla, Σφενδάλη, аттический пограничный город со стороны Беотии между Декелеей и Танагрой, на северном склоне Парнефа (Πάρνης) Hdt. 9, 15. Lycurg. Leocr. 24.

СФЕНДОНИТЫ

СФЕНДОНИТЫ - Σφενδονη̃ται, см. Funditores, Фундиторы, и Arma, Оружие.

СФЕНЕБЕЯ

СФЕНЕБЕЯ - Stheneboea, Σθενέβοια, дочь Иобата, у трагиков занявшая место Антеи в сказании о Беллерофонте (см. Беллерофонт). Из любви к этому герою она лишает себя жизни. Поэтому Беллерфонт называется Stheneboius hеros.

СФЕНЕЛ

СФЕНЕЛ - Sthenĕlus, Σθένελος,

1. см. Perseus, Персей; и Heracles, Геракл, 2;

2. см. Adrastus, Адраст, и Diomedes, Диомед;

3. сын Андрогея, внук Миноса, брат Алкея, которого Геракл, отправляясь против амазонок, взял с собой из Пароса и которого он сделал царем Фасоса вместе с его братом. Apollod. 2, 5, 9;

4. сын Актора, спутник Геракла во время его похода на амазонок, был погребен в Пафлагонии, где он явился аргонавтам. Apollod. Rhod. 2, 911;

5. отец Кикна (Κύκνος), превращенного потом в лебедя. Ov. met. 2, 367;

6. сын Мелана (Μέλας), брат Ойнея, убитый Тидеем за то, что он со своими братьями восстал против Ойнея;

7. трагический поэт в Афинах, часто осмеиваемый Аристофаном (Arist. Vesp. 13, 13) и другими комиками. Аристотель (poet. 22) называет его поэзию ταπεινή. Сочинял ли он еще что-либо другое, кроме трагедий, неизвестно. Athen. 9, 367 b.

СФЕННИС

СФЕННИС - Sthennis, Σθέννις, ваятель (литейщик) из Олинфа, современник Лисиппа и Леохара. Plin. 34, 8, 19. Paus. 6, 16, 7. 17, 3. Самым лучшим произведением его считалась статуя Автолика (вероятно, изваянная им вместе с Леохаром), которую Лукулл привез из Синопа в Рим. Plut. Lucull. 23. Strab. 12, 546.

СФЕНО

СФЕНО - Stheino

или Stheno, см. Gorgo, Горгона.

СФЕРИСТЕРИТЫ

СФЕРИСТЕРИТЫ - Σφαιριστήριον, σφαιρίστρα, sphaeristerium, помещение или комната для игры в мяч или для других гимнастических игр, прежде всего в гимназиях, преимущественно позднейших времен, см. Gymnasium, Гимнасий. В таких помещениях, однако, не могло быть недостатка и в общественных банях, и в домах и виллах богачей.

СФЕРИСТИКА

СФЕРИСТИКА - Σφαιριστική, см. Ludi, Игры, 9.

СФЕТТ

СФЕТТ - Σφηττός, древнее, недалеко от берега лежащее местечко на юге Аттики, по которому сфетская дорога шла из Афин в Суний, с храмом Асклепия, приблизительно на месте н. Кератии. Paus. 2, 30, 9.

СФИНКС

СФИНКС - Sphinx, Σφίγξ, Φίξ, τ. е. душительница, чудовище, представляющее крылатое туловище львицы с головой и грудью девы (с хвостом змеи, собачьим телом и т. п.), которое обитало на скале возле Фив и причиняло большое несчастье городу. Оно задавало загадку: «Что имеет голос, утром о 4-х ногах, в полдень о 2-х, а вечером о 3-х?» (человек), и убивало каждого, кто не разгадывал ее. Фиванцы назначили в награду за разгадку владычество над городом и руку вдовствующей царицы Иокасты. Эдип разрешил эту загадку и этим принудил С. сброситься со скалы, см. Oedipus, Эдип. С. происходила от Химеры и Орфра (Hesiod. theog. 326) или от Тифона и Ехидны и, говорят, явилась из Эфиопии; она была послана гневавшейся на Лая Герой или Аресом за убийство Кадмом Аресова дракона. Первоначально она, кажется, обозначала губящую моровую язву, которая так часто постигала Фивскую страну. Египетская С., которая служила образцом для греческой, представляла львиное туловище без крыльев с верхними частями человека. Эти С., уставленные рядами, украшали вход в храмы.

СФОДРИЙ

СФОДРИЙ - Σφοδρίας, 1. спартанский полководец, который в 378 г. от Р. X. занял Феспии и отсюда, хотя и тщетно, пытался напасть на Пирей. Хеn. Hell. 5, 4, 20. Plut. Реlop. 14. Ages. 24;

2. циник, написавший τέχνη ε̉ρωτική.

СХЕДИОС

СХЕДИОС - Σχέδιος, 1. сын Ифита Панопейского, царь и предводитель фокейцев под Троей (Ноm. Il. 2, 517), убитый Гектором (Ноm. Il. 17, 306 слл.). Его останки были перевезены в Антикиру в Фокиде;

2. сын Перимеда, фокеец, убитый Гектором. Ноm. Il. 15, 515.

СХЕРИЯ

СХЕРИЯ - Scherĭa, Σχερία, страна феаков, лежавшая к северу от Итаки, близ Феспротии, принимается единогласно древними за Керкиру. Thuc. 1, 25. 3, 70. При попытке привести в соглашение данные Гомера относительно этого острова с позднейшей географией встречаем непреодолимые трудности. По Гомеру, этот остров имел только один город и две хорошие гавани. Он также был плодороден. Особенно выдавался своими прекрасными и лучшего сорта плодовыми деревьями сад царя Алкиноя. Этот остров и его жителей, феаков, посетил Одиссей во время своих странствований. Феаки были любимы богами и одарены всеми благами жизни; они отличались, как и их корабли, живостью, поворотливостью и ловкостью и хорошо знали искусство пляски и гимнастики. По преданию, они прежде жили в Гиперии, близ циклопов; но т. к. они подвергались нападениям со стороны своих соседей, любивших насилие, то богоравный Навсифой, сын Посейдона, привел их на остров Схерию, где он основал город, построил богам храмы и распределил землю между своими людьми. После смерти Навсифоя царствовал его сын, мудрый Алкиной; в то же время волны выбросили на берег острова нагого Одиссея, потерпевшего после долгого странствования кораблекрушение. Правитель острова, как гласит повествование, живет в великолепном доме, в котором обыкновенно собираются на пир знатнейшие из феаков. Его двор отличался роскошью, описание которой свидетельствует о том, что поэт имел в виду разбогатевший от морской торговли народ. Занятием феаков служит единственно мореходство: они плавают быстрее всех, ибо предпочтительно перед всеми другими людьми пользуются благоволением Посейдона. Образ правления этого небольшого изолированного государства носит характер аристократический. Алкиной представляет собой царя, у которого знатнейшие лица составляют совет, но только так, что являются друзьями царя, охотно соглашаются с его мнениями и любят проводить у него время в веселых пирах. Одиссей испытывает на себе высшую степень их гостеприимства. После того как он удостоился самого ласкового и заботливого обхождения, его наконец благополучно переправляют на феакийском корабле в отечество. Культ феаков, по-видимому, вполне похож на культ эллинов: Зевс, Посейдон, Афина и Гермес считаются у них божествами, достойными великого уважения, и эллинские мифы не чужды и им. Наряду с мореплаванием они выдаются также многосторонней промышленной деятельностью, особенно тем, что сами приготавливают необходимые для мореходства предметы. Их жены отличались опытностью в женских работах, как, напр., в прядении, в ткачестве, в приготовлении прекрасных одежд. Это - главные черты поэтического описания, по которым можно видеть в феаках веселый, любящий наслаждения, но умеренный в последних и склонный ко всему прекрасному и приятному народ. ср. Ноm. Od. 6. 7. 8. «Причиной перенесения этого идеального государства на Керкиру могло служить отчасти плодородие страны, отчасти же древняя слава ее жителей, как отличных мореходов» (Bursian).

СХИСТИЙСКАЯ ДОРОГА

СХИСТИЙСКАЯ ДОРОГА - Σχιστὴ ο̉δός, дорога, ведущая через склон Парнаса из Дельф в Давлиду, далее на север, названная так потому, что она начиналась в разделенном на две части ущелье и затем на расстоянии 2 миль к востоку от Дельф образовала еще два расходящиеся врозь от главной дороги пути (почему τρει̃ς κέλευθοι, н. τὰ Στένη). Из них один вел в Давлиду, другой через Амбрис в Лебадею и Стириду в Беотии. По этому пути афиняне посылали ежегодно свои дары Дельфийскому оракулу. Гробница убитого в том месте Эдипом Лая находилась между тремя дорогами. Сам перекресток называется теперь τò σταυροδρόμι τη̃ς Μπαρδάνας. Soph. О. Т. 733. 1411. Eur. Phoen. 38. Paus. 10, 5. 3. ср. Phocis, Фокида.

СХОЛИЯ

СХОЛИЯ - Scholium, σχόλιον, называется в латинских и греческих рукописях критическое или объяснительное замечание на полях, которое было взято из более объемистых сочинений и вызвано необходимостью справки в нем пишущего, почему и могло подвергаться другими владельцами рукописи расширению и изменению. Впервые это слово упоминается у Цицерона (Cic. ad Att. 16, 7); само же употребление этих примечаний началось с Дидима вo времена Августа и тем более распространялось в последующих столетиях, чем менее занимались объемистыми критическими и объяснительными сочинениями александрийских ученых, руководясь лишь избранными из них С. Составление С. существовало уже в 15 в. Составители существующих еще С., особенно греческих, почти неизвестны и их составление принадлежит позднейшим векам христианства и византийскому периоду. Самые важные и значительные схолии это схолии к Гомеру, Гесиоду, Пиндару, Софоклу, Аристофану, Аполлонию Родосскому, Арату, Никандру и Феокриту; из римских замечательны С. к Плавту, Теренцию, Горацию, Персию и Ювеналу. Самые важные латинские С.: Донат (к Теренцию), Порфирион (к Горацию), Проб и Сервий (к Вергилию). Менее важны С. к Эсхилу, Еврипиду, к греческой антологии, к Каллимаху, Платону, Фукидиду, Демосфену и Эсхину. Распределение составных частей С. по их сравнительному достоинству и времени происхождения составляет важную задачу критики.

СЦЕВА

СЦЕВА - Scaeva, 1. римский центурион, защищавший во время междоусобной войны с большой храбростью крепость при Диррахии и отличившийся уже раньше при Цезаре в сражении в Британнии. Caes. b. c. 3, 53. Luсап. 6, 144. Plut. Caes. 16;

2. мот, отравивший свою старую мать. Horat. Sat. 2, 1, 53 слл.

СЦЕВОЛА

СЦЕВОЛА - Scaevŏla, см. Mucii, Муции, 3-8. 10.

СЦЕНА

СЦЕНА - Scena, см. Theatrum, Театр.

СЦИПИОН

СЦИПИОН - Scipiōnes, см. Cornelii, Корнелии, 5-16.

Предыдущая страница Следующая страница