Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАК"-"ИЗМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАК"-"ИЗМ")

ИАКХ

ИАКХ - Iacchus, см. Dionysus, Дионис, 5 и Eleusinia, Элевсинский культ.

ИАЛЕМ

ИАЛЕМ - Ialĕmus, см. Hymen,

ИАЛИС

ИАЛИС - IalСћsus, Ίαλυσός и Ίάλυσoς по-ионийски Ίηλυσός или Ίηλυσσός,

1. один из трех городов на острове Родос и один из 6 городов Дорического союза, на северо-западной оконечности острова, с крепостью Орихомой, упоминаемой уже Гомером (Il. 2. 656). Впоследствии он потерял значение вследствие усиления города Родоса, так что Плиний смешал его с последним; н. развалины близ Филеримоса. Hdt. 1. 144. Strab. 14, 654. 655;

2. сын Керкафа, брат Линда и Камира, с которыми он разделил Родос, основатель Иалиса на Родосе. Pind. ol. 7, 74. Cic. de n. d. 3. 21, 54, Cic. Verr. 4, 60, 135.

ИАЛМЕН

ИАЛМЕН - Ialmĕnus, см. Ascalaphus, Аксалаф.

ИАМ

ИАМ - Iămus, Ίαμός, сын Аполлона и Евадны, дочери Посейдона и Питаны, знаменитый пророк и родоначальник Иамидов, рода пророков и жрецов в Олимпии. Мать родила его в Аркадии близ Алфея, в темной роще и оставила среди цветущих фиалок; оттуда его имя. Он был воспитан Эпитом, царем аркадским, в Фесане, и в юношеском возрасте, по указанию Аполлона, отправился в Олимпию, где пророчествовал по голосам птиц и горящим шкурам приносимых в жертву животных. Рind. оl. 6, 28 и слл.

ИАПЕТ

ИАПЕТ - Iapetus, Ίαπετός, сын Урана и Гэи, титан. От брака с Азией или Клименой, океанинами, у него родились Прометей, Епиметей, Атлант и Менойтий. Hesiod. theog. 507 и далее. Между тем, как прочие титаны олицетворяют дикие, беспорядочные силы внешней природы, сыновья Я. суть слепые, неподчиняющиеся никакому высшему закону, природные силы человеческой души; в них олицетворены состояние и свойства человеческой души. Именно Атлант и Менойтий - представляют известные свойства темперамента, а Прометей и Епиметей - свойства человеческой силы разума, Атлант - «сильный носитель»: его свойства - выдержка, старательность и терпение. Надменный Менойтий, которого Зевс за его дерзкое самомнение низверг в Эреб, обозначает бурное мужество, дерзостную гордость, гнев и страстность. Прометей, «провидящий» - олицетворяет человеческий рассудок и силу разума, возмущающуюся против небесных сил. Епиметей, «задним умом крепкий» - человеческие близорукость и неразумие. В наказание за участие в восстании против Зевса Я. низвержен в Тартар. Ноm. Il. 8, 479. Его причисляют также к гигантам и называют сыном Тартара и Геи.

ИАПЕТ, ЯПЕТ

ИАПЕТ, ЯПЕТ - Iapetus,

Ίαπετός, сын Урана и Гэи, титан. От брака с Азией или Клименой, океанинами, у него родились Прометей, Епиметей, Атлант и Менойтий. Hesiod. theog. 507 и далее. Между тем, как прочие титаны олицетворяют дикие, беспорядочные силы внешней природы, сыновья Я. суть слепые, неподчиняющиеся никакому высшему закону, природные силы человеческой души; в них олицетворены состояние и свойства человеческой души. Именно Атлант и Менойтий - представляют известные свойства темперамента, а Прометей и Епиметей - свойства человеческой силы разума, Атлант - "сильный носитель": его свойства - выдержка, старательность и терпение. Надменный Менойтий, которого Зевс за его дерзкое самомнение низверг в Эреб, обозначает бурное мужество, дерзостную гордость, гнев и страстность. Прометей, "провидящий" - олицетворяет человеческий рассудок и силу разума, возмущающуюся против небесных сил. Епиметей, "задним умом крепкий" - человеческие близорукость и неразумие. В наказание за участие в восстании против Зевса Я. низвержен в Тартар. Нот. Il. 8, 479. Его причисляют также к гигантам и называют сыном Тартара и Геи.

ИАПИДЫ

ИАПИДЫ - IapСћdes или Iapŏdes, Ίάποδες, племя в римской Иллирии, в самом северном участке внутренней части страны, на границе нынешней Кроатии. Это было смешанное иллиро-кельтское племя, которое носило кельтское орудие и татуировалось. В 128 г. до Р. X. они были побеждены римлянами, но лишь при Августе вполне присоединены к Либурнии. Liv. 43, 5 ер. 59. Verg. Georg. 3, 475. Strab. 4, 207. 7, 313 слл.

ИАПИДЫ, ЯПИДЫ

ИАПИДЫ, ЯПИДЫ - IapСћdes или Iapŏdes,

Ίάποδες, племя в римской Иллирии, в самом северном участке внутренней части страны, на границе нынешней Кроатии. Это было смешанное иллиро-кельтское племя, которое носило кельтское орудие и татуировалось. В 128 г. до Р. X. они были побеждены римлянами, но лишь при Августе вполне присоединены к Либурнии. Liv. 43, 5 ер. 59. Verg. G. 3, 475. Strab. 4, 207. 7, 313 слл.

ИАРБ

ИАРБ - I.

Hiarbas,

см. Ίάρβας.

царь Нумидийский, родственник Югурты, после падения которого он получил часть его государства. В борьбе Суллы с приверженцами Мария он (в 82 г. до Р. X.) стоял на стороне последних. Впоследствии, когда марианцы в Африке были побеждены Помпеем, И. должен был сдаться и был убит. Soll. Iug. 111. Aur: Vict. vir. ill. 77. Plut. Pomp. 12.

II.

Iarbas,

сын Юпитера Аммона и царь одного ливийского народа. В его царствование Дидона прибыла в Ливию. Он сватался за нее, но получил отказ. Verg. Aen. 4, 196 и дал., Justin. 18, 6. ср. Dido, Дидона.

ИАС

ИАС - Iăsus, 'Ίασος, имя, часто встречаемое в аргивских преданиях:

1. сын Форонея, брат Пеласга и Агенора;

2. сын Аргоса и Евадны, отец Агенора, дед Аргоса Панопта;

3. сын Аргоса Панопта, отец Ио, назывался также сыном Триона, внуком Форбанта;

4. сын Ио. Кроме этих аргивских героев известны еще 5) сын Ликурга, муж Климены, дочери Миния, отец Аталанты;

6. отец Амфиона, царя минийцев. Ноm. Od. 11, 283;

7. предводитель афинян под Троей. Ноm. Il. 15, 332;

8. царь Кипра. Hdt. Ноm. Od. 17, 443.

ИАСИОН

ИАСИОН - Iasĭon, Ίασίων или Iasius, Ίάσιος (Hesiod. theog. 969), сын Зевса и Электры, дочери Атланта, или сын Корифа и Электры, брат Дардана, любимец Деметры (Ноm. Od. 5, 125). см. Plutus, Плутос. С Дарданом он отправился из Италии (или из Крита, или из Аркадии) на остров Самофраку, где Зевс посвятил его в мистерии Деметры; он странствовал будто бы и в Сицилии и распространил мистерии Деметры. Его считают духом плодотворной земли и имя его производят от 'ίημι.

ИАСОС

ИАСОС - Iāsus, 'Ίασος или 'Ίασσος, город в Карии при заливе того же имени, на маленьком острове, очень близком к берегу, всего 10 стадий в окружности, но очень богатом своей рыбной ловлей. Город был основан аргивянами, расширен милесийцами. Находившаяся вблизи статуя Весты никогда не орошалась дождем. Thuc. 8, 23, 29. Polib. 16, 12. 17, 2. 3. Liv. 33, 30. Arr. 1, 19, 10. Ныне Азын Калесси.

ИБЕР

ИБЕР - Ibērus, 'Ίβηρος, Эбро, одна из 6 главных рек Испании, начинается в Кантабрских горах близ Юлиобриги и течет в юго-восточном направлении по большой равнине, шириной в 260 миль; судоходна от города Варии (н. Вареи); ниже Дертозы впадает в море дельтой. По ней Испания делилась на Испанию по эту и по ту сторону Ибера, вследствие чего ее часто полагали слишком далеко к югу и даже воображали, что впадает в Океан. Ее притоки слева - Gallicus (Галлего), Sicoris (Сегре) с Cinga; справа Salo (Халон).

ИБЕРА

ИБЕРА - Ibēra, город к западу от реки Ибера, Эбро, вблизи моря, самая важная местность в этой стране во 2-ю Пуническую войну по Liv. 23, 28. Больше этот город нигде не упоминается. Здесь Гасдрубал был разбит обоими братьями Сципионами в 216 г. до Р. X.

ИБЕРИЯ

ИБЕРИЯ - Iberĭa, Ίβηρία,

1. см. Hispania, Испания;

2. у византийцев она называлась Георгией, теперь также или Грузией; плодородная равнина на кавказском перешейке, граничащая на западе с Колхидой (Мосхийские горы), на севере с Кавказом, на востоке с Албанией (река Алазоний), на юге с Арменией. В эту страну было только 4 доступа:

a) из Колхиды мимо крепости Сарапаны,

b) из Армении через реку Кир (римская дорога),

c) из Албании через реку Алазоний,

d) через Кавказские ворота из Сарматии. Главной рекой страны был Кир (Кура). Народ, иберийцы или иберы, занимались большей частью хлебопашеством и принадлежали к иранскому племени; они делились на 4 касты: благородных, жрецов и судей, воинов и земледельцев и, наконец, τò τω̃ν λαω̃ν γένος, которое называется также βασιλικοὶ δου̃λοι. Из городов замечательны: Гармозика, т. е. крепость Ормузда, столица, близ Кира и южного прохода. Нынешняя столица Тифлис упоминается с 5 в. от Р. X. Со времен Траяна страна номинально принадлежала римлянам, но с царствования Юлиана вновь сделалась подвластна персам. Strab. 11, 499 и слл. Plin. 6, 10, 11.

ИВИК

ИВИК - IbСћcus, 'Ίβυκος, из Регия в Нижней Италии, лирический греческий поэт, живший ок. 63 ол. (528 г. до Р. X.). Он вел странническую жизнь и провел много времени в Самосе при дворе тирана Поликрата. Известен рассказ, что он на пути к Истмийским играм был убит разбойниками и смерть его была открыта журавлями (пословица αι̉ Ίβύκου γέρανοιί). Из его стихотворений, собранных в 7 книгах, уцелели лишь отрывки (собраны Шнейдевином, 1833 и Бергком, poet. lyr. Graec., III, p. 235 слл.). Это были частью лирические стихотворения с мифическим содержанием, частью эротические песни. В первых он был последователем Стесихора из Гимеры по сюжету, стилю и языку; самостоятельнее был он в эротических стихотворениях, которыми он особенно прославился и в которых обнаруживал редкий пыл страсти.

ИГНОМИНИЯ

ИГНОМИНИЯ - Ignominia, от in и nomen, т. е. malum nomen, так называлось в тесном смысле уменьшение или полная потеря existimationis. Первоначально существовало только фактическое бесчестие, когда кто-нибудь запятнывал себя грубыми и непочтительными публичными действиями. Отсюда произошли разные виды бесчестия, о которых существовали особые постановления в законах:

1. полная потеря гражданской чести бывала при потере свободы или права гражданства, т. е. при каждой Capitis deminutio maxima или media;

2. ущерб чести (см. Infamia),

a) посредственно, вследствие некоторых не капитальных взысканий, как напр., удаление или телесное наказание,

b) непосредственно, вследствие известных преступлений, по произнесении приговора; так, напр., XII таблиц обозначали известных преступников как improbi или Intestabiles; напротив, ignominia наступала тогда, когда цензор объявлял гражданина недостойным его звания, изгоняя его из трибы (tribu movere), из всаднических центурий или из сената, или когда претор произносил ignominiam ex edicto (см. Infamia). Некоторые ремесла сопряжены были с известного рода ignominia (turpers, humiles, viles personae).

ИГРА В ШАШКИ

ИГРА В ШАШКИ - Πεσσεία или πεττεία, см. Ludi, Игры, 7.

ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГУВИЙ

ИГУВИЙ - Iguvium, на Tab. Peut. Agubium, н. Губбио, значительный муниципальный город в Умбрии на южном склоне Апеннин, который Цезарь поспешил занять после перехода через Рубикон (b. с. 1, 42). Близ Фламиниевой дороги был храм Юпитера, в развалинах которого один крестьянин в 1444 г. нашел 7 хорошо сохранившихся медных досок с умбрскими надписями, которые и теперь находятся в тамошней ратуше и весьма важны для знания италийских диалектов: через них мы знаем более 1000 умбрских слов. Лучшие изд. Ауфрехта и Кирхгофа (Umbrische Sprachdenkmäler (1849-1851) и Гушке (1859), новейшее изд. Бреаля (Breal) (1875).

ИГУВИНСКИЕ ТАБЛИЦЫ

ИГУВИНСКИЕ ТАБЛИЦЫ - Eugubīnae tabulae, см. Iguvium, Игувий.

ИДА

ИДА - I.

Īda,

η̉ 'Ίδη, 'Ίδα

1. горный хребет, начинающийся в Мисии и простирающийся через Фригию, к северу от Адрамитского залива; и н. Ида, с двумя главными вершинами по имени Γάργαρον и Κότυλος (Кацдаг). Горы эти во времена Гомера были богаты лесом и ручьями (πολυπι̃δαξ);

2. горы в центре острова Крита, круто обрывающиеся на юг и юго-запад; их высочайшая вершина, н. Псилорити, возвышается до 7200' и большей частью покрыта снегом.

II.

Idus,

см. Annus, Год, II.

ИДАЛИОН

ИДАЛИОН - Idalĭon, τò Ίδάλιον 'όρoς, гора в восточной части Кипра, на высоте которой был храм Афродиты, которая отсюда имела прозвище Idalia. Кажется, там был и город Идалия или Идалий. Verg. 4. 1, 681. 10, 86. Strab. 14. 682. Близ этого города недавно найдена медная доска с надписью на своеобразном диалекте, близком к аркадскому (так называемый киприотический диалект); буквы также похожи на греческие. Над разбором и переводом надписи трудились особенно Брандис, Мор, Шмидт, Декер и Сигизмунд.

ИДАС

ИДАС - Idas, 'Ίδας,

1. идейский дактиль у элейцев;

2. один из гостей на свадьбе Персея, убитый Финеем. Ov. met. 5, 90;

3. один из спутников Диомеда, превращенных разгневанной Афродитой в птиц;

4. сын Афарея или Посейдона и Арены, из города Арены в Мессении, брат Линкея и Пейса (Apollod. 3, 10, 3), муж Марпессы, дочери Эвена. Когда Аполлон сватался за Марпессу, И. увез ее на крылатой колеснице, подаренной ему Посейдоном. Эвен и Аполлон преследовали его, и т. к. Эвен не мог его настичь, то бросился в реку, названную его именем; Аполлон же догнал его в Мессене. Сильный И. отважился на бой с богом, но Зевс рознял сражающихся и предоставил деве выбор. Она выбрала И., так как боялась, что Аполлон ее покинет. Она родила от И. Клеопатру или Алкиону, жену Мелеагра (Apollod. 1, 7, 8, 9. Ноm. Il. 9, 556 и далее). Оба брата, И. и зоркий Линкей, который мог видеть сквозь землю и камни, названные по имени отца Афареидами, мессенские братья-герои, подобно лакедемонским Диоскурам, принимали участие в походе аргонавтов; всего знаменитее их битва с Диоскурами, с которыми они росли, как двоюродные братья (Афарей был брат Тиндарея). Они поссорились из-за дележа стада, угнанного ими сообща из Аркадии; при этом И. убил Кастора, а Полидевк Линкея; но Зевс убил И. молнией. Apollod. 3, 11, 2. Pind. nem. 10, 60 и далее. По другому преданию, поводом к битве были дочери Левкиппа, брата Тиндарея и Афарея, - Гилаира и Феба (Левкиппиды), которые, обрученные с Афареидами, были похищены Диоскурами (Theocr, 22, 136 и др.). Место битвы показывалось или в Мессении, у гробницы Афарея, или в Спарте (Eur. Hel. 1466). Могила Афареидов показывалась в Спарте. Paus. 3, 13, 13, 5, 16, 1;

5. два героя Фиванской войны, один из Онхеста в Беотии, другой из Тенара. Stat. Theb. 6, 553 и далее.

ИДЕЙ

ИДЕЙ - Idaeus, Ίδαι̃ος,

1. сын Дардана и Хрисы, который со своим отцом отправился из Пелопоннеса через остров Самофраку во Фригию и, оставив отца в Троаде, поселился близ Геллеспонта, на Идейских горах, названных по его имени. Здесь он ввел таинственное служение фригийской матери богов. Dion. Hal. 1, 61;

2. герольд троян. Ноm. Il. 3, 248. 7, 276. 24, 325;

3. сын Дарета, жреца Гефеста в Трое. Ноm. Il. 5, 11.

ИДЕЙСКАЯ МАТЕРЬ

ИДЕЙСКАЯ МАТЕРЬ - Idaea Mater, см. Rhea Cybele, Рея.

ИДИЛЛИЙ

ИДИЛЛИЙ - Idyllium, см. Theocritus, Феокрит.

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ - Ειδύλλιον, см. Theocritus, Феокрит.

ИДИСИАВИЗ

ИДИСИАВИЗ - Idisiavīso или Idisiavisus, так называлась долина, где Германик разбил Арминия (Tac. ann. 3, 16. in campum, cui Idisiaviso nomen). По описанию Тацита можно предположить, что И. лежал выше Миндена, вблизи Porta Westphalica. По Я. Гримму, имя это означает луг валкирий, поле дев.

ИДМОН

ИДМОН - Idmon, 'Ίδμων,

1. сын Аполлона и Астерии, дочери Корона, пророк, который участвовал в походе аргонавтов, хотя предвидел, что он принесет ему смерть. Он умер в стране мариандинов в Бифинии от болезни (или от вепря, или от змеи). Мегаряне и беотийцы, которыми, говорят, основана Гераклея, построили, по повелению Аполлона, город вокруг могилы пророка и чтили его как хранителя города;

2. отец Арахны.

ИДОМЕНЕЙ

ИДОМЕНЕЙ - Idomĕneus, Ίδομενεύς, сын Девкалиона Критского, внук Миноя и Пасифаи, критский князь. Ноm. Il. 13, 449, II д. Ноm. Od. 19, 772 и далее. Он был в числе женихов Елены и впоследствии отплыл к Илиону в сопровождении Мериона, своего сводного брата; там он был одним храбрейших гeроев и был особенно почитаем Агамемноном. Ноm. Il. 4, 257 слл. По разрушении Трои он благополучно возвратился домой. Ноm. Od. 3, 191. По позднейшим преданиям, он, возвращаясь, попал в бурю и обещал Посейдону отдать ему в жертву за свое спасение то, что он встретит прежде всего при высадке. Ему прежде всего повстречался его сын, а когда он принес его в жертву, то возникла язва, и он был изгнан из страны. Он удалился в салентинскую область в Калибрии, где выстроил храм Афине, а позднее в Колофон, где он поселился при храме кларийского Аполлона. Там он, говорят, погребен на горе Керкафе. Критяне же показывали его могилу в Кноссе, где ему и Мериону воздавались почести как героям.

ИДОФЕЯ

ИДОФЕЯ - Idothĕa, см. Proteus, Протей.

ИДУМЕЯ

ИДУМЕЯ - Idumaea, Edom, страна идумеев, Ίδουμαι̃οι, к югу от Палестины, граничила на севере с областью моавитян, на западе с долиной Арабах и занимала гористую страну Сеирских гор, длиной в 11 миль, шириной в 3-4 мили.

ИЕРИХОН

ИЕРИХОН - Ierĭcho, Hiericus, Ίεριχώ, ныне Риха, священный город Палестины, 150 стадий к северу-востоку от Иерусалима, к западу от Иордана, в великолепной местности, особенно знаменитой в древности бальзамом, который рассылался отсюда. Здесь была школа пророков.

ИЕРОДУЛЫ

ИЕРОДУЛЫ - Ίερόδουλοι, 'άνδρες ι̉εροί, ι̉εραί γυναι̃κες и παρθένοι ι̉εραί. Этим названием первоначально обозначались девы, служившие дельфийскому храму; в самом обширном смысле - все лица, имевшие отношения к храмовой службе божеству, следовательно, и жрецы; обыкновенно же разумеют специально класс людей, прислуживавших в храме и при богослужении. Они были отчасти рабы, отчасти и свободные люди обоего пола, которые посвящались на служение богу или по собственному желанию, или по чужой воле. Добровольное послушничество (ι̉εροδουλεία) у греков завелось, вероятно, под влиянием Востока; туда же относятся и ι̉ερόδουλοι ε̉ται̃ραι Афродиты в Коринфе и на горе Эрике. В Азии иеродулия была в высшей степени развита; часто при одном святилище имелось от трех до шести тысяч И., которые, разделенные на разные классы, исполняли музыку и пение при жертвоприношениях, занимались земледелием и скотоводством на землях, принадлежащих храму, носили воду, кололи дрова и т. п. При некоторых храмах, в особенности Афродиты, женщины-послушницы в пользу святилища предавались разврату.

ИЕРОМАНТИЯ

ИЕРОМАНТИЯ - Ίερομαντεία или Ίεροσκοπία, см. Divinatio, Дивинация, 12.

ИЕРОМЕНИЯ

ИЕРОМЕНИЯ - Ίερομηνία, священное месячное время. Смотря по празднику, И. ограничивалась одним или несколькими днями или же распространялась на целый месяц. В продолжение ее все промышленные дела прекращались и нельзя было заниматься ничем, что могло бы нарушить общее спокойствие и праздничное настроение умов. Для более значительных праздников обыкновенно объявлялся священный мир (см. Έκεχειρία, Экехерия).

ИЕРОМНЕМОНЫ

ИЕРОМНЕМОНЫ - Ίερομνήμονες, см. Άμφικτύονες, Амфиктионы.

ИЕРОНИМ

ИЕРОНИМ - HieronСћmos, Ίερώνυμος,

1. из Кардии, современник Александра Великого. По смерти Александра он был ранен в сражении с Антигоном и попал в плен, но Антигон пощадил его и назначил надзирателем над работами для добывания асфальта на Мертвом море. Diod. Sic. 19, 100. После смерти Антигона он был переведен Димитрием в качестве полемарха в город Феспии, пережил не только его, но и Селевка, и Пирра и умер при дворе Антигона Гопаты. Diod. Sic. 18, 42;

2. И. с острова Родоса, ученик Аристотеля. Кроме сочинения περὶ μέθης, особенно часто упоминаются его Ύπομνήματα. Также и Цицерон упоминает его по поводу принципа, что отсутствие боли - величайшее благо (Cic. fin. 2, 3, 8. 5, 5, 14. tusс. 2. 6, 15. 30, 84 и чаще). Отрывки собрал Müller, fragm. hist, graec., II, 450 cл.;

3. И. из Сиракуз, сын Гелона, внук Гиерона II, после смерти которого oн сделался властителем Сиракуз. Своей роскошью и жестокостью он вскоре возбудил общую ненависть и был убит по заговору своих войск во втором году своего царствования. Во 2-й Пунической войне он стоял на стороне карфагенян против римлян. Polib. 7, 1 cл. Liv. 24, 4 слл. Sil. It. 14, 79 слл.;

4. И. из Стридона в Далмации, св. отец (331-420), в 386 г. удалился в вифлеемский монастырь и нашел в тишине его возможность заняться обширной литературной деятельностью. В числе его трудов следует заметить перевод Библии, послуживший основанием для так называемой вульгаты, и перевод летописи Евсевия, при составлении которого он имел еще перед собой сочинение Светония de viris illustribus. Он сам написал сочинение de viris illustribus в 392 г., которое касается только христиан (изд. Herding, 1879). Начиная с Эразма (1516) особенные заслуги оказали изданию его сочинений бенедиктины (1693) и Валярси (Vallarsi, 1734-1742, в 11 т. in folio).

ИЕРОПОЙИ

ИЕРОПОЙИ - Ίεροποιοί, афинское ведомство, которому подлежало справление религиозных празднеств и приготовление жертвоприношений, но и управление хозяйственными делами храмов и надзор за хранением в них денег и драгоценностей. 3 (или 10) ι̉εροποιοί τω̃ν σεμνω̃ν θεω̃ν (т. е. евменид) ежегодно определялись ареопагом; способ назначения других таких должностных лиц неизвестен. Коллегия 10-ти таких чиновников, назначаемых ежегодно по жребию, должна была приготовлять приказанные оракулом и пятилетние (πενταετήρια) жертвоприношения.

ИЕРОФАНТЫ

ИЕРОФАНТЫ - Hierophantes, см. Eleusinia, Элевсинский культ, 6.

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ - HierosolСћma, τὰ Ίεροσόλυμα или просто Σόλυμα, по-еврейски Ieruschalajim, сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Первоначально здесь стоял Иебус, главный город иебуситов, вероятно, на возвышенности Сионе (впоследствии южной части города), на север от долины Гиннома; город был завоеван Давидом ок. 1050 г. до Р. X. и сделан им столицей. Соломон присоединил еще возвышенность Морию (Moriah), лежащую на северо-востоке, и на ней построил храм (разрушенный вавилонянами в 588 г. до Р. X., после плена вновь выстроенный, впоследствии превращенный Иродом Великим в великолепное здание); обе части он окружил общей стеной. При царях Искии, Иофаме и Манассе, к городу прибавились находящаяся на востоке от Сиона вершина Офель и на севере Нижгород и охранены второй стороной. После разрушения в 588 г. до Р. X. город был вновь отстроен в 458 г. до Р. X. возвратившимися под начальством Есры из плена иудеями в прежних размерах с двойной стеной, с башнями и с 12 воротами. Под владычеством македоно-сирийских царей (Антиох, Епифан), 161 г. до Р. X. на вершине, лежащей на севере от горы, где находится храм, был выстроен замок для гарнизона, Акра; впоследствии это название распространено было на всю часть города. При Маккавеях затем на Мории, на северо-западе от храма выстроен был храмовый замок, Барис, названный впоследствии в честь Антония Антониею; на север и запад от города, на плоскогорье между долиной ручья Кедрона (Иосафатом) и долиной Гигоном образовалось предместье Везефа (равное по величине остальному городу), которое в 45 г. от Р. X. Иродом Агриппой было окружено особой третьей стеной. В 70 г. по Р. X. город (его называет Плиний 5, 15 longe clarissimam urbem orientis, non Iudaeae modo) был разрушен Титом, затем в 136 г. вновь отстроен Адрианом под названием Aelia Capitolina, но не в прежнем объеме. Царский дворец находится на горе Сионе, городская дума в долине сырников (Τυροποιω̃ν φάραγξ) между Сионом, Морией и Офелем (Όφλάς), на западе от храма; пруд Вифезда лежал на севере от Антонии. По преданию, Голгофа лежала внутри города (в углу нового города, образуемого первой и второй стенами, на Кальварийской горе), настоящее место, вероятно, было за городом на дороге в Иерихон (на северо-востоке от Иерусалима), Гефсимана и гора Елеонская (масличная) лежат в 5 стадиях на востоке от города и отделены от него долиной ручья Кедрона. Об осаде города Титом см. Tac. hist. 2, 3. 9. 12. 5, 1 слл. Dio Cass. 56, 4 слл. Oros. 7, 9. Jos. b. Iud.

ИЗГНАНИЕ

ИЗГНАНИЕ - Φυγή, как и φεύγειν, означает собственно изгнание или высылку за границу, а затем в аттическом юридическом языке всякую жалобу, т. к. обвиненный имел право во всяком уголовном процессе уклониться от окончательного решения, отправившись в добровольное изгнание. Обвинитель назывался ο̉ διώκων.

ИЗМЕНА

ИЗМЕНА - Προδοσία, означает такое преступление, когда кто-нибудь передает иноземному врагу государство или какую-нибудь часть его, напр., укрепление, корабль и т. д. Но иногда словом προδοσία означается также преступление, состоящее в ниспровержении государственного строя (κατάλυσις του̃ δήμου и τυραννίς), а равно и покушение на него. О судебном преследовании измены см. Ει̉σαγγελία, Эйсангелия. Наказания: смерть, воспрещение быть похороненным в Аттике, разрушение дома, конфискация имущества, письменное объявление имени и интриг изменников, бесчестье, которое переходило также на потомков. Судьи: тесмофеты.

ИЗМЕНА ОТЕЧЕСТВУ

ИЗМЕНА ОТЕЧЕСТВУ - Proditĭo, не только измена отечеству в собственном смысле, но вообще всякое действие, опасное для государства; впоследствии перенесенное на личность государя, преступление против величества. Также некоторые военные проступки подходили под это понятие, см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 9. 10.

Предыдущая страница Следующая страница