Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЕ"-"ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЕ"-"ЦЕР")

ЦАЕЗИЙ

ЦАЕЗИЙ - Caesius, см. Bassus, Басс.

ЦАРЬ

ЦАРЬ - Rex.

I. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: ει̃́ς κοίρανος 'έστω, ει̃́ς βασιλεύς, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии (Ноm. Il. 2, 204). С этим связано божественное начало царской власти (и само происхождение Ц. от богов) (Нот, Il. 9, 38), переходившей от отца к сыну или ближайшему родственнику (Ноm. Il. 20, 178. Ноm. Od. 1, 386) по праву первородства; если не было сыновей или родственников мужского пола, то власть переходила и в руки женщин. (Paus. 2, 18, 6). Раздел же отцовского наследства между сыновьями случался редко. Ц. носили в знак своего сана скипетр (σκη̃πτρον, Ноm. Il. 2, 11 слл.), имели ограниченную общественным мнением и обычаями власть и отличались столько же внешними почестями и саном, сколько телесными и душевными преимуществами от своих подданных (Paus. 7, 2, 1), доставлявших им средства к приличной их сану жизни, отчасти недвижимыми имуществами, τέμενος (Ноm. Od. 6, 293), отчасти особенными дарами, почетными подарками, δω̃ρα (Ноm. Il. 8, 162. 12, 311. Ноm. Od. 4, 66). Ц. был в то же время верховным жрецом, судьей и полководцем. При нем состояли советниками уважаемые мужи его народа. Ноm. Il. 3, 149. Ноm. Od. 2, 14. Ц. и его придворные (также часто называемые βασιλη̃ες, γέροντες) составляли главную часть государства, тогда как самому народу часто предоставлялись только незначительные права, см. Πολιτεία, Правления формы.

II. В Риме Ц., царствовавшие в первый период по основании города, избирались первоначально из рода Титиев и Рамнов, к которым потом прибавились еще Луцеры. От смерти прежнего до избрания нового Ц. государством правили interreges, избираемые из числа сенаторов. Избранный сенатом должен был быть утвержден в куриатских комициях. Cic. r. р. 2, 12, 17. Dion. Hal. 2, 58. Затем авгур должен был при наблюдении знамений (Liv. 1, 18. Plut. Num. 7) посвятить новоизбранного, так что он являлся признанным богами. После этого ему передавалась в новых куриатских комициях военная власть, imperium. Ц. предлагал законы и был исполнителем решений сената и народного собрания, председательствовал в сенате и в народном собрании, предводительствовал войском на войне и заключал в соединении с сенатом мир. В незначительных случаях он судил, не спрашивая народа, и председательствовал в суде. В числе других сходных сторон царской власти у римлян и у греков достойно внимания согласие относительно принадлежащей им власти верховного жреца, которая и в Риме приводила Ц. в соприкосновение с богами и всем культом. Liv. 1, 20. 2, 2. Перед Ц. шли двенадцать ликторов со связками прутьев и с топорами, в знак их царского достоинства (Cic. r. р. 2, 17); к этому прибавлялись sella curulis и toga praetexta, тогда как корона и скипетр сначала не принадлежали им. Доходы Ц. получались с назначенных государственных земель; кроме того, они имели частную собственность.

ЦАРЬ, РЕКС

ЦАРЬ, РЕКС - Rex.

I) Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: ει̃́ς κοίρανος 'έστω, ει̃́ς βασιλεύς, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии (Нот. Il. 2, 204). С этим связано божественное начало царской власти (и само происхождение Ц. от богов) (Нот, Il. 9, 38), переходившей от отца к сыну или ближайшему родственнику (Нот. Il. 20, 178. Od. 1, 386) по праву первородства; если не было сыновей или родственников мужского пола, то власть переходила и в руки женщин. (Paus. 2, 18, 6). Раздел же отцовского наследства между сыновьями случался редко. Ц. носили в знак своего сана скипетр (σκη̃πτρον, Нот. Il. 2, 11 слл.), имели ограниченную общественным мнением и обычаями власть и отличались столько же внешними почестями и саном, сколько телесными и душевными преимуществами от своих подданных (Paus. 7, 2, 1), доставлявших им средства к приличной их сану жизни, отчасти недвижимыми имуществами, τέμενος (Od. 6, 293), отчасти особенными дарами, почетными подарками, δω̃ρα (Нот. Il. 8, 162. 12, 311. Od. 4, 66). Ц. был в то же время верховным жрецом, судьей и полководцем. При нем состояли советниками уважаемые мужи его народа. Нот. Il. 3, 149. Od. 2, 14. Ц. и его придворные (также часто называемые βασιλη̃ες, γέροντες) составляли главную часть государства, тогда как самому народу часто предоставлялись только незначительные права, сл. Πολιτεία. II) В Риме Ц., царствовавшие в первый период по основании города, избирались первоначально из рода Титиев и Рамнов, к которым потом прибавились еще Луцеры. От смерти прежнего до избрания нового Ц. государством правили interreges, избираемые из числа сенаторов. Избранный сенатом должен был быть утвержден в куриатских комициях. Cic. r. р. 2, 12, 17. Dion. Hal. 2, 58. Затем авгур должен был при наблюдении знамений (Liv. 1, 18. Plut. Num. 7) посвятить новоизбранного, так что он являлся признанным богами. После этого ему передавалась в новых куриатских комициях военная власть, imperium. Ц. предлагал законы и был исполнителем решений сената и народного собрания, председательствовал в сенате и в народном собрании, предводительствовал войском на войне и заключал в соединении с сенатом мир. В незначительных случаях он судил, не спрашивая народа, и председательствовал в суде. В числе других сходных сторон царской власти у римлян и у греков достойно внимания согласие относительно принадлежащей им власти верховного жреца, которая и в Риме приводила Ц. в соприкосновение с богами и всем культом. Liv. 1, 20. 2, 2. Перед Ц. шли двенадцать ликторов со связками прутьев и с топорами, в знак их царского достоинства (Cic. r. р. 2, 17); к этому прибавлялись sella curulis и toga praetexta, тогда как корона и скипетр сначала не принадлежали им. Доходы Ц. получались с назначенных государственных земель; кроме того, они имели частную собственность.

Rex convivĭi, см. Convivium.

Rex nemorensis, см. Artemis.

ЦЕВЕНСКИЕ ГОРЫ

ЦЕВЕНСКИЕ ГОРЫ - Cevenna (Cebenna) mons, το Κέμμενον ο́ρός, горы в юго-западной части Галлии, на запад от Родана, простирающиеся в длину на 2000 стадий в северо-восточном направлении до Lugdunum; на юго-западе соприкасаются с Пиренеями; они составляли границу между арвернами и гельвиями; равно как между Gallia Narbonensis и Aquitania и содержали в себе богатые золотые рудники; н. les Cevennes. Caes. b. g. 7, 8. 56. Strab. 4, 176 сл. 185 сл.

ЦЕДИЦИЙ МАРК

ЦЕДИЦИЙ МАРК - Caedicius, M., плебейский центурион; после разрушения Рима галлами он сделался предводителем бежавших в Вейи граждан и первый подал мысль о призвании Камилла (Liv. 5, 46.). По другим свидетельствам, он сообщил Камиллу о назначении его в диктаторы.

ЦЕЗАРЕЯ

ЦЕЗАРЕЯ - Caesarēa, Καισαρεία; этим именем назывались многие города:

1. в Каппадокии прежняя Мазака и резиденция тамошних царей, в 18 г. от Р. X. Тиберием сделанная главным городом провинции и в честь его названная К. При Веленте К. оставалась главным городом Cappadociae primae. Plin. 6, 3. Eutr. 7, 6;

2. в Палестине прежний город Στράτωνος πύργος, на границе Галилеи и Самарии, в 13 г. до Р. X. увеличенный Иродом I и в честь Августа названный К. Впоследствии он был местопребыванием римских наместников и метрополией провинции. Здесь Веспасиан провозглашен был императором. Tac. hist. 2, 79. Он был родиной историка Прокопия и отца церкви Евсевия;

3. главный город Мавритании, названный так Юбой II и Клавдием возведенный в колонию. При императоре Валент он был разрушен маврами, но при Юстиниане он опять сделался многолюдным городом. Strab. 17, 831. Procop. b. Vand. 2, 5.

ЦЕЗАРЕЯ, КЕСАРИЯ

ЦЕЗАРЕЯ, КЕСАРИЯ - Caesarēa,

Καισαρεία; этим именем назывались многие города: 1) в Каппадокии прежняя Мазака и резиденция тамошних царей, в 18 г. от Р. X. Тиберием сделанная главным городом провинции и в честь его названная К. При Веленте К. оставалась главным городом Cappadociae primae. Plin. 6, 3. Eutr. 7, 6; 2) в Палестине прежний город Στράτωνος πύργος, на границе Галилеи и Самарии, в 13 г. до Р. X. увеличенный Иродом I и в честь Августа названный К. Впоследствии он был местопребыванием римских наместников и метрополией провинции. Здесь Веспасиан провозглашен был императором. Tac. hist. 2, 79. Он был родиной историка Прокопия и отца церкви Евсевия; 3) главный город Мавритании, названный так Юбой II и Клавдием возведенный в колонию. При императоре Валент он был разрушен маврами, но при Юстиниане он опять сделался многолюдным городом. Strab. 17, 831. Procop. b. Vand. 2, 5.

ЦЕЗАРИОН

ЦЕЗАРИОН - Caesarĭon, Καισαρίων, сын Клеопатры, родился в 47 г., он получил это имя, вместо первоначального своего имени Птолемей, с соизволения Цезаря. Suet. Caes. 52. Plut. Caes. 42. По своим отношениям к Клеопатре, Антоний оказывал ему свое покровительство, назначил его соправителем Египта и объявил его в сенате сыном Цезаря, к великой досаде Октавиана, который, после сражения при Акции, велел умертвить Ц. Plut. Ant. 54. 81. 82.

ЦЕЗАРЬ

ЦЕЗАРЬ - Caesar.

Между тем как название римских императоров именем Augustus, первоначально почетное и возвышавшее их над обыкновенными человеческими отношениями, уже при первом носителе его обратилось в действительное имя, потом по праву наследства передавалось каждому преемнику и наконец со времени Вителлия присваивалось каждому императору в виде постоянного титула, название Ц. исходило из фамилии и означало:

1. всякого принца императорской крови, как по происхождению, так и по усыновлению имевшего виды на престол (Gaius, Lucius, Tiberius, Drusus, Germanicus, Britannicus, Nero и по прекращении настоящей фамилии Цезарей: Piso, Titus, Domitianus, Traianus и т. д.). Только Pertinax отказал в титуле Ц. своему сыну до его совершеннолетия, в тех видах, чтобы он не испортился, ослепленный блеском имени и соединенных с ним надежд, почему он и воспитывал его не при дворе, а у своего отца. Dio Cass. 73, 7. Позднее этот титул означал 2) самого императора. Ibid. 46, 47. Август имел в своих руках верховную власть действительно под именем Ц., как наследник могущества усыновившего его отца; также Тиберий отказывался от всяких других имен, довольствуясь одним только именем Ц., как он сам себя называл (ibid. 57, 7). Когда Отон восстал против Гальбы Ц. (Suet. Oth. 11), он намеренно старался внешним образом заявить свое ближайшее право на престол, приняв имя Нерона, и благосклонно относился к восклицаниям народа, приветствовавшего его под именем Нерона (Suet. Oth. 7. Tac. hist. 1, 78), потому что этим именем он, по-видимому, возобновлял пресекшуюся фамилию Ц. ср., однако, Dio Cass. 64, 8. Также Вителлий впоследствии называл себя не Цезарем, а Германиком, как он назвал также и своего сына. И действительно, это имя для римлян звучало приятно, так как в народе еще жила память о сыне Друза, Германике, о котором говорили, что при более продолжительной жизни он восстановил бы свободу; вместе с тем это имя указывало также на родство с домом Августа. Но когда власть уже не принадлежала Вителлию, он, по суеверию своему, искал теперь поддержки в принятии титула Ц. (Tac. hist. 3, 58); однако от того судьба не стала к нему благосклоннее. Солдаты на Востоке, которые не называли ни Отона Нероном, ни Вителлия Германиком и не признавали никого другого императором, как только того, кто назывался также Ц., приветствовали своего Веспасиана тотчас именем Ц. (Tac. hist. 2, 80), и сенат скоро утвердил это решение солдат. Теперь собственное происхождение этого имени было забыто, и за ним осталось то значение, что каждый император, как по происхождению (Dio Cass. 53, 18), так и вообще по прирожденному величию, заслуживает быть наследником и обладателем могущества Юлия Цезаря.

ЦЕЗАРЬ ЮЛИЙ

ЦЕЗАРЬ ЮЛИЙ - Caesar, С. Iulius, см. Iulii, Юлии, 8.

ЦЕЗБЦИЙ

ЦЕЗБЦИЙ - Caesetius, L. Caes. Flavius, в 44 г. до Р. X. народный трибун; он снял со статуи Цезаря царский венец и привлекал к ответственности тех, кои провозгласили Цезаря царем, за что Цезарь велел удалить его из сената. Plut. Caes. 61. Dio Cass. 44, 9 слл.

ЦЕЗЕЙСКИЙ ЛЕС

ЦЕЗЕЙСКИЙ ЛЕС - Caesia silva, горный лес между реками Липпе и Исселем, н. Weselerwald или Haeserwald. Другие помещают его в области Coesfeld'a. Tac. ann. 1, 50. Упоминаемый там limes a Tiberio coeptus некоторые желают видеть близ города Dorsten и saltus obscuri в Гардских горах Haardt, между реками Липпе и Руром.

ЦЕЗЕННИЙ

ЦЕЗЕННИЙ - Caesennius, 1. Caes. Lento, участвовал под предводительством Цезаря в битве при Мунде (в 45 г. до Р. X.) и убил бежавшего Гнея Помпея. Впоследствии он перешел на сторону Антония. Cic. Phil. 13. 6. 9. Flor. 4, 2;

2. С. Caesennius Paetus, полководец Нерона, при Домиции Корбулоне, в войне с парфянским царем Вологезом, был побежден последним при попытке его освободить осажденную парфянами столицу Армении Тиграноцерту и должен был заключить унизительный мир, за что Нерон, по возвращении его, преследовал его презрением. Tac. ann. 15, 8. 17. Dio Cass. 62, 21 слл. Он умер проконсулом в Сирии, в царствование Веспасиана.

ЦЕЛЕРЫ

ЦЕЛЕРЫ - Celeres, имя различно объясняемое, вероятнее же всего, происходящее от celer, скорый. Так называлось 300 всадников, которых Ромул, по преданию, выбрал для собственной охраны из 30 курий в составе трех центурий. Эти центурии всадников составляли конные контингенты трех племен: Ramnes, Tities и Luceres. Впоследствии число их было удвоено Тарквинием Гордым, и они обозначались так: centuriae Ramnensium, Titiensium, Lucerensium priorim et posteriorum. Предводитель их, tribunus celerum, по отношению к царю имел подобное положение как magister equitum по отношению к диктатору. Впоследствии отдельными отрядами усиленной Сервием Туллием конницы предводительствовали seviri.

ЦЕЛИИ

ЦЕЛИИ - Coelii, (Caelii), плебейский род, от которого происходили следующие лица:

1. L. Caelius; в звании легата он сражался против Персея (170 г. до Р. X.) и потерпел поражение при Ускаме. Liv. 43, 21;

2. С. Caelius Caldus, народный трибун, в 107 г. до Р. X. предложил закон, чтобы и по делам о государственной измене голоса подавались посредством дощечек (Cic. legg. 3, 16, 36); закон этот был направлен против врага его Попилия по поводу постыдного договора его с тигуринами Oros. 5, 15. Спустя 13 лет он был консулом (Cic. Mur. 8. Q. Cic. pet. cons. 3, 11); потом отправился в Испанию; в 83 г. сражался против Суллы и Помпея и был разбит последним. Plut. Pomp. 7;

3. внук его С. Caelius Caldus, по удалении Цицерона из Киликии, получил в 50 г. в звании претора управление тамошним наместничеством. Cic. ad. fam. 2, 19;

4. M. Caelius Rufus, родившийся, вероятно, в Путеолах в 82 г., учился красноречию у Цицерона и в 66 г. подружился с Катилиной, но не принимал участия в его заговоре. Спустя несколько лет он путешествовал в Африку и в 59 г. искал должности квестора. Потом, вследствие возбужденного им против Семирония Атратипа процесса по поводу его происков при выборах, он сам подвергся обвинению со стороны сына Семирония; но Цицерон с успехом защитил его от этого, равно как и от другого обвинения. Cic. Cael. 2, 3 слл. 19, 44. Cic. ad Att. 4, 13. Cic. ad Qu. fr. 2, 13. Затем он домогался должности трибуна в 52 г. и, получив ее, настоял в угоду Цезарю на том, чтобы этот последний, не выходя из своей провинции, мог вторично искать консульства. По истечении срока должности трибуна он добился изгнания товарища своего Кв. Помпея Руфа, замешанного в насильственных действиях Клодия. Val. Max. 4, 2, 7. Cic. ad. fam. 8, 1, 4. Услуги, оказанные ему Цицероном, послужили поводом к переписке между ними. Когда вспыхнула междоусобная война, он оставил партию оптиматов и примкнул к Цезарю, к которому и отправился в Равенну. Caes. b. c. 1, 5. Dio Cass. 41, 3. Он сопровождал Цезаря в его походе в Испанию в 49 г. и получил от него должность претора, но не городского; эта более влиятельная должность досталась Требонию. Это оскорбило Ц. до такой степени, что он произвел возмущение. Сенат употребил против него свою власть и отрешил его от должности. Cic. ad. fam. 8, 17. Ц. должен был бежать и старался поднять восстание в Нижней Италии, сперва в союзе с Милоном, а по смерти его один, но при Фуриях был убит в 48 г. Quint. 6, 3, 25. Caes. b. c. 3, 20 сл. Dio Cass. 42, 22 слл. Письма его к Цицерону, имеющие важное значение для истории его времени, находятся в собрании писем Цицерона ad familiares книги 8; а от речей его, которые Цицерон хвалит за исполненный достоинства язык (Cic. Brut. 79) и которые отличаются известной строгостью стиля по образцу старинного времени (Tac. dial. 21, 25.), сохранились только небольшие отрывки. Quint. 10, 1, 115;

5. M. Caelius Vinicianus сначала был приверженцем Помпея, которому он в 53 г. старался помочь в достижении звания диктатора, а потом перешел на сторону Цезаря и под его начальством сражался против Фарнака. Caes. b. Alex. 77;

6. Caelius Antipater см. Antipater, Антипатр, 5;

7. Caelius Aurelianus, см. Aurelianus, Аврелиан, 2.

ЦЕЛЬСЫ

ЦЕЛЬСЫ - Celsi, 1. Celsus, друг Горация, из города Albinova, упоминается у Горация как cornes и scriba Тиберия и как автор лирических стихотворений (Horat. ер. 1, 3, 24. 8, 1);

2. Aulus Cornelius Celsus написал во время Тиберия большое энциклопедическое сочинение о сельском хозяйстве, медицине и военном деле; до нас дошла только часть от 6-13 книги, заключающая в себе трактат о врачебной науке. Эти 87 книг de medicina, единственное дошедшее до нас медицинское сочинение из лучших времен римской литературы, излагают по Гиппократу и Асклепиаду всю медицину; написаны умно и простым, чистым языком («mеdicorum Cicero»). Лучшее издание Daremberg (Lpz., 1859);

3. P. Iuventius Celsus и соименный ему сын его, оба юристы, жили - первый при Веспасиане, а последний при Адриане. Сын, кроме имени отца называвшийся также T. Aufidius Hoenius Severianus, в 95 г. принимал участие в заговоре против Доминициан; в 106 или 107 г. был претором, два раза был консулом, последний раз в 129 г. Из его сочинений упоминаются Digestorum libri XXXIX, из которых в дигестах встречается 142 места, кроме того, commentarii, epistolae и quaestiones;

4. Celsus, живший ок. 150 г. от Р. X., последователь Эпикура и друг Лукиана, который посвятил ему своего Άλέξανδρος. Он написал сочинение (αληθης λόγος), в котором старался представить христианство в смешном виде и побудить правительство к насильственным мерам против него. Сочинение это написано не без саркастического остроумия, но не отличается глубиною мысли и не обнаруживает истинного понимания христианства. Мы знаем его только из возражения Оригена (contra Celsum) в 8 книгах.

ЦЕНЗОР

ЦЕНЗОР - Censor и census (τίμησις см. Πρόςοδοι, Доходы государства, 11, 12. и Solon, 3). Римский Ц. есть учреждение Сервия Туллия, имевшее целью урегулирование податей и военной службы (см. Centuria, Центурия). По свидетельству Дионисия (Dion. Hal. 4, 15), «все римляне должны были записываться в списки и под присягой оценивать свое имущество на деньги, причем каждый писал, кто был его отец; они должны были показать свой возраст, равно как жен и детей, кроме того, указать, в каком месте города или в каком селении они жили». Подлежало налогу и поэтому должно было показываться только то, чем они владели ex iure Quiritium, т. е., напр., поместья, за исключением Ager publicus и недвижимых имений в провинциях. Такое обложение должно было повторяться через каждые пять лет и каждый раз заключаться очистительною жертвой (lustrum). В начале Республики заведование цензом перешло к консулам, как преемникам царей. Но когда в 443 г. до Р. X. плебеи добились участия в верховной государственной власти в лице tribuni militum consulari potestate, то патриции старались, через присвоение цензуры своему сословию, сохранить за собою еще одно преимущество, по свидетельству Ливия (4, 8) и др., на том основании, «будто консулы вовсе не имели времени для отправления ценза». Впрочем, в 350 г. до Р. X. и эта должность сделалась доступною для плебеев. Первоначальный 5-летний срок службы двух цензоров в 434 г., по предложению Эмилия Мамерка, был ограничен 18 месяцами. Этот короткий срок их службы имел неизбежным последствием то, что первоначальная главная обязанность их по обложению имущества отступила на задний план перед занятием политическими делами. Уже вторые цензоры устроили особое помещение для отправления своей должности и стремились к расширению своих служебных прав, хотя уже при самом учреждении цензуры их свободному суждению предоставлен был весьма широкий простор (Liv. 4. 8. Varr. ling. lat. 5, 14, 81. censor, ad cujus censionem, id est arbitrium, censeretur populus). Мало-помалу они достигли, на основании постепенно издаваемых законов, присмотра за нравами граждан вообще (censura morum), потом контроля над сенатом (lectio), a вскоре и над сословием всадников, надзора над общественными зданиями, равно как и вообще над государственною собственностью, наконец, даже наблюдения за соразмерностью податей. Все эти присвоенные им постепенно обязанности и права и именно политическая деятельность цензоров по lectio senatus сделались мало-помалу главным делом их звания, когда, с одной стороны, вследствие несметной добычи Эмилия Павла в 167 г. до Р. X., государственные налоги на римских граждан были отменены, с другой - военная служба сделалась, по мысли Мария, обязательной для всех, даже неимущих граждан, и, таким образом, первоначальная цель учреждения ценза (подати и военная служба) потеряла свое значение. Поэтому Сулла уничтожил должность цензоров, а наблюдение за постройками и контроль над финансами возложил на консулов и преторов; сенат должен был пополнять себя сам. Однако спустя несколько лет после смерти Суллы, в 70 г. до Р. X. цензура была восстановлена, вероятно, с целью ввести в сенат, составленный под влиянием Суллы, демократический элемент. Цезарь опять уничтожил эту должность. Взамен нее он в 46 г. до Р. X. был избран praefectus morum на три года, а потом в 44 г. на всю жизнь. Август, как praefectus morum, соединил в своем лице всю власть цензоров, разделяя ее иногда с товарищем по должности (Agrippa), даже с более обширным полномочием, какое имела она во времена Республики. Обо всем этом он сам говорит в своем Monum. Ancyr. (см. объяснения Цумпта и Моммзена). В таком виде оставалось это дело и в последующее время, с небольшими изъятиями при Клавдии и Веспасиане. Круг служебной деятельности Ц. во время Республики:

1. при оценке имущества (censum agere) каждый гражданин должен был верность своих показаний подтвердить клятвою (ex animi sententia). Была ли при этом употребляема еще неизвестная нам формула клятвы, как полагает Цумпт на основании Gell. 4, 20. 22, 21, или приведенных там слов было достаточно, как утверждает Беккер, это остается нерешенным. Ц. не были обязаны проверять верность показаний каждого отдельного гражданина, хотя и имели на то право, причем должны были налагать на виновных денежный штраф. Cic. r. р. 2, 35. Они принимали (accipere censum) самооценку граждан (deferre censum) и приказывали младшим чиновникам вносить ее в списки (tabulae censoriae). Все дело обозначалось словом censeге как со стороны граждан, так и со стороны Ц.; относительно первых, впрочем, встречается и censeri. По окончательном приведении в известность числа граждан и их имуществ происходило деление граждан, и Ц. составлялись списки всадников и граждан по классам сообразно с их имуществами (см. Centuria, Центурия). Составление списка сенаторов (lectio senatus) сохранили за собою Ц. только в силу Iex Ovinia, закона, изданного вскоре после leges Liciniae. T. к. при этом они должны были обращать внимание не на одно только имущество, а также делать и нравственную оценку лиц, то к должности Ц. присоединялась

2. обязанность судьи нравов. Ц. ведали и карали некоторые преступления, преимущественно тех, которые не подлежали решению судьи, напр. дурное воспитание детей, небрежное ведение хозяйства, беспорядочный образ жизни, безбрачие, жестокое обращение с рабами и клиентами, неуважение к родителям и вообще недостойное поведение правительственных лиц, клятвопреступление и т. д. Наказание называлось не poena, a ignominia и nota, потому что оно состояло в лишении чести. Оно заключалось, смотря по общественному положению виновного, в исключении из сената (senatu movere) или из сословия всадников (equum adimere) или в понижении в трибе (tribu movere), т. е. кто-нибудь из tribus rustica переводился в менее почетную urbana или в исключение из всех триб вообще (tribubus omnibus movere); в таком случае виновный становился aerarius, с чем могло сопрягаться более тяжкое обложение податью (напр., Aemilius Mamercus, Liv. 4, 24). Сюда принадлежит также право Ц. издавать запрещения против роскоши в видах поддержания древнеримских нравов (edicta cens.);

3. финансовая деятельность Ц. Т. к. посредством ценза они весьма близко знакомились с податями, платимыми гражданами (см. Tributum, Трибутум), и вообще должны были обладать практическим знанием финансового дела, то на них лежали еще другие, относящиеся сюда, обязанности:

a) отдача на откуп общественных земель, государственных доходов и поземельных податей, а следовательно, и рудников, таможенных пошлин, торговли солью и т. д. (см. Vectigal, Доходы);

b) надзор за сооружением и содержанием общественных зданий и заведений, как, напр., храмов, мостов, клоак, водопроводов, стен, улиц, памятников и пр. Исполнение этих opéra publica Ц. поручали тем, которые требовали за них наименьшую плату (см. Locatio, Контракт по найму, 2);

c) условия в цене и наблюдение за всеми оплачиваемыми казною вещами и поставками, напр. за вооружением войск, перевозкой их и т. д. Все цензорские бумаги и счеты назывались tabulae censorum. В колониях и муниципиях заведовали цензом особые Ц., которые посылали свои списки в Рим; даже в провинциях существовали для этого дела особые чиновники. В заключение римского ценза совершался великий lustrum или всеобщее примирение народа, сопровождавшееся торжественными жертвоприношениями.

ЦЕНЗОРИН

ЦЕНЗОРИН - Censorīnus, 1. грамматик, живший в 3 в. от Р. X., кроме потерянных грамматических сочинений (напр., de accentibus) написал еще сохранившееся до нашего времени сочинение de die natali (238 г.), в котором он сообщает некоторые отчасти неизвестные нам из других источников исторические заметки, заимствованные главным образом из Pratum Светония, и рассуждает о влиянии светил небесных и духов на рождение человека. Эта книга была праздничным подарком ко дню рождения его богатого покровителя К. Цереллия и этим можно объяснить напыщенный риторический слог сочинения. Изд. О. Jahn (1845) и Hultsch (1867);

2. Один из так называемых 30 тиранов во времена Галлиена. После непродолжительного правления он был убит солдатами за свою строгость. Treb. Poil. trig. tyr. 33.

ЦЕНИНА

ЦЕНИНА - Caenīna, древний сабинский город в Лации, на пути в Тибур; он под предводительством царя своего Акрона вел войну с Римом, но был покорен и присоединен к Риму. Liv. 1, 9 сл. От Акрона Ромул добыл spolia opima. Prop. 5, 10, 1 слл.

ЦЕНОМАНЫ

ЦЕНОМАНЫ - Cenomāni, Κενομανοί, сильное кельтское племя, принадлежавшее к главному племени Aulerci, в цизальпинской Галлии; оно простиралось к северу до Реции, к северо-востоку до племени Euganei, к востоку до Венеции, к югу до реки По, города их: Brixia, Cremona, Bedriacum, Mantua, Verona. Polib. 2, 17. Strab. 5, 216.

ЦЕНТЕНИЙ

ЦЕНТЕНИЙ - Centenius, 1. Gaius в звании пропретора в 217 г. до Р. X. после сражения при Тразименском озере потерпел со своей конницей поражение от Ганнибала в одном ущелье. Liν. 22, 8. Polib. 3, 87;

2. Marcus в 212 г. был разбит Ганнибалом в Лукании и сам пал в сражении. Liv. 25, 19.

ЦЕНТИМАНЫ

ЦЕНТИМАНЫ - Centimăni, см. Έκατόγχειρες, Гекатонхейры.

ЦЕНТОНЫ

ЦЕНТОНЫ - Centōnes, шерстяные тюфяки, которые в войне, именно при осадах, были накладываемы на деревянные постройки (башни, навесы) для ослабления ударов метательных орудий; их также спускали со стен против действия ударов стенобитных машин (таранов). Т. к. это слово первоначально означало платье, сшитое из лоскутков, то этим именем называли также стихотворения, составленные из слов и стихов других поэтических произведений. У греков были Hоmеrocentones; в Риме для таких произведений пользовались преимущественно сочинениями Вергилия, как, напр., Авзоний в cento nuptialis, другие писатели латинской антологии, Проба Фалтония или Фалкония в библейской истории и другие, которые языческие стихи употребляли для христианских предметов.

ЦЕНТРОНЫ

ЦЕНТРОНЫ - I.

Centrōnes,

народ в Gallia Provincia с главным городом Darantasia, н. Centron в Савойи. Caes. b. g. 1, 10.

II.

Centrōnes,

бельгийский народ, живший близ нынешнего Courtray или Brügge в Западной Фландрии. Caes. b. g. 5, 39. В рукописях встречается также название Centrones.

ЦЕНТУМВИРЫ

ЦЕНТУМВИРЫ - Centumvĭri, может быть, очень древняя, а может быть, только в позднейшее время учрежденная коллегия судей, в противоположность отдельным судьям, особо на каждый случай назначаемым. Решению этой коллегии подлежали гражданские дела, касавшиеся римской собственности (Cic. de or. 138), преимущественно споры относительно прав наследства; но она стояла очень близко к уголовному суду, потому что производила суд во имя народа и судьи набирались из триб (105 судей, по три из каждой трибы, а триб было 35; впоследствии было 180 судей, которые делились на несколько сенатов). Председательство в них принадлежало бывшим квесторам, со времен Августа децемвирам, а главное наблюдение за ними имели преторы. Символом для этого суда служило копье, hasta. Форма делопроизводства древней legis actio sacramento оставалась за судом Ц., даже после того, как lex Aebutia отменил legis actiones.

ЦЕНТУРИПИНЫ

ЦЕНТУРИПИНЫ - Centuripīni, Κεντόριπα, древний город сикулов внутри Сицилии, при реке Σύμοαθος, к юго-западу от Этны, н. Centorbi, значительный по хлебопашеству и процветавший под управлением римлян. Cic. Verr. 3, 45. 4, 23. 5, 25. Centuripa, вместо названия жителей, сомнительно. ср. Leontini, Леонтины.

ЦЕНТУРИЯ

ЦЕНТУРИЯ - Centuria и Classis, Сервий Тулий, желая поставить как подати и военную службу, так и участие каждого в делах государства (в комициях) в зависимость от имущества граждан, по примеру Солона разделил их на 5 классов, по имуществу заключавших в себе 170 centuriae equitum, которым предшествовали 18 centuriae peditum и к которым причислялись еще 4 Ц. ремесленников, всего, следовательно, 192 Ц., к которым впоследствии времени при комициях присоединена была 193-я Ц., образовавшаяся из всех capite censi. Только эти capite censi или proletarii не составляли шестого класса в собственном значении этого слова. Первоначально Ц., сотня, как показывает само имя, состояла из 100 человек, и притом до Сервия Туллия на Ц. делились только всадники. Но при этом царе Ц. означала совокупность неопределенного числа, из которого можно было образовать военную Ц. (в 100 человек). Таким образом, первый класс, следовавший за 18 cent, equit., охватывал 80 Ц. граждан, которые должны были иметь по крайней мере по 100 000 ассов. Второй, третий и четвертый заключали в себе каждый по 20 Ц., с цензом в 75 000, 50 000 и 25 000 ассов. Пятый класс состоял из 30 Ц., члены которых имели по меньшей мере по 12 500 ассов (по другим показаниям 11 000, а вероятно, 10 000). Между первым и вторым классами занимали место 2 cent, fabrum (оружейные мастера, плотники и инженеры), равно как и между 4 и 5 классами - 2 Ц. (cornicinum и tubicinum, музыкантов, без которых нельзя было обойтись войску - а именно как на войско мы должны смотреть на римский народ в центуриатских комициях (procincta classis). Все эти пять классов назывались assidui или locupletes, т. е. зажиточными, в противоположность proletarii или capite censi, которые составляли только одну Ц. с целью голосования. Впоследствии времени, при некотором различии в состоянии, более достаточные из capite censi или proletarii допускались к службе в легионах, вследствие чего имя proletarii утвердилось за служащими в легионе, а имя capite censi осталось за теми, которые, как и прежде, исключены были из легиона. Centuriae peditum, из которых каждая имела центуриона (centurio) или предводителя, состояли наполовину из seniores и на половину из iuniores, причем разграничительную черту составлял 45-летний возраст. Iuniores отправлялись на войну, а seniores служили только для защиты города. Centuriae equitum состояли из трех древних удвоенных Ц. Ramnes, Tities и Luceres (см. Celeres, Целеры), которые, по отношению их к комициям, назывались sex suffragia, и из 12-ти вновь образованных Сервием Тулием Ц. из богатейших граждан. Все члены их были iuniores. В comitia centuriata каждая Ц. имела один голос (suffragium), так что всех вообще было 193 suffragia.

ЦЕПАРИЙ

ЦЕПАРИЙ - Caeparius, участник в заговоре Каталины (Cic. Cat. m. 3, 6, 14); он взбунтовал рабов в Апулии; впоследствии был взят в плен и казнен в темнице. Sall. Cat. 47, 55.

ЦЕРВИДИЙ

ЦЕРВИДИЙ - Cervidius, Q. Cervidius Scaevola, отличнейший юрист, живший во 2 в. от Р. X., учитель знаменитого Пациниана. Главное его сочинение - Digestorum libri XL, кроме того, Responsorum libri VI, Quaestionum libri XX u др., которыми часто пользовались при составлении пандектов.

ЦЕРВЫ

ЦЕРВЫ - Cervi, вилообразные, названные так по сходству с оленьими рогами, горизонтальные палисады с далеко выдающимися оконечностями, рогатки (Caes. b. g. 7, 72), которые состояли даже из целых стволов.

ЦЕРЕ

ЦЕРЕ - Caere, у греков 'Άγυλλα, построенный будто бы пеласгами, один из 12 древних этрусских союзных городов, цветущий и сильный; у Вергилия - столица Мезенция. Долгое время он был в дружбе и религиозном общении с Римом (отсюда, вероятно, произошло выражение caerimoniae); во время галльского нашествия он принял у себя бежавших жрецов и весталок (Liv. 5, 40, 50) и получил за это права гражданства; впоследствии, впрочем, вступил во вражду с Римом, потерял половину своей области (ibid. 7, 19 сл.) и собственный суд, поступил под власть префекта и при Сулле сделался военной колонией; н. деревня Cervetri, с интересными древними могилами.

ЦЕРЕАЛИИ

ЦЕРЕАЛИИ - Cerealia, см. Δημήτηρ, Деметра.

ЦЕРЕАЛИС

ЦЕРЕАЛИС - Cerealis, 1. Anicius. Consul designatus при Нероне в 65 г. от Р. X.; он льстил ему по открытии заговора Пизона, но вскоре сам лишил себя жизни, когда возбудили подозрение к нему в Нероне;

2. см. Petillii, Петилии, 2.

ЦЕРЕАЛЬНЫЕ ЭДИЛЫ

ЦЕРЕАЛЬНЫЕ ЭДИЛЫ - Aediles cereales, два Э., учрежденные Цезарем в 44 г. до Р. X.; на их обязанности исключительно лежали cura annonae и устройство цереальских игр. Suet. Caes. 41. Dio Cass. 43, 51. Круг их ведения был весьма стеснен впоследствии учреждением особой praefecturae annonae.

ЦЕРЕВИЗИЯ

ЦЕРЕВИЗИЯ - Cerevisia, галльский напиток, варившийся из ячменя или пшеницы; у римлян был он в пренебрежении. Он был в употреблении также у германцев. Тацит (Tac. Germ. 23) описывает его так: итог ex hordeo frumento in quandam similitudinen vini corruptus, что относится к брожению. Греки и римляне не любили этого напитка.

ЦЕРЕРА

ЦЕРЕРА - Ceres, см. Δημήτηρ, Деметра.

ЦЕРИТЫ

ЦЕРИТЫ - Caerĭtes, назывались все римские граждане, не имевшие jus suffragii. Название это происходит от города Caere, жители которого первоначально связаны были с Римом через hospitium publicum, но после отпадения их от Рима (Liv. 7. 20), в наказание, поставлены были в состояние зависимости и получили римских префектов. Потом так назывались и все другие, которые были cives sine suffragio. В теснейшем смысле Ц. назывались затем жившие вне Рима полуграждане, которым ценз производился в Риме и которые не имели права голоса. В более обширном смысле Ц. назывались и те граждане, которые в наказание зачисляемы были цензорами в класс эрариев (см. Aerarii, Эрарии). Для всех таких граждан существовал особый отдел цензорских списков под названием tabulae Caeritium. Gell. 16, 10. Strab. 5, 2. Schol. ad Hor. ep. 1, 6, 63.

Предыдущая страница Следующая страница