Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")

ФЕМИСКИРА

ФЕМИСКИРА - ThemiscСћra, Θεμίσκυρα, равнина в Понте, изобиловавшая водой и пастбищами, между реками Иридом и Фермодонтом, с городом того же имени (столицей амазонок), лежавшим у устья Фермодонта. Во времена Августа город более не существовал. Aesch. Prom. 722. Hdt. 4, 86. Strab. 12, 547.

ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ - Themistĭus, Θεμίστιος, сын философа Евгения Пафлагонского, ритор и философ во 2-й половине 4 в. от Р. X.; жил при императорах Константине, Юлиане и их преемниках, ценивших его за красноречие, которое доставило ему прозвище Εύφραδής, современник же его Грегорий называл его βασιλεὺς λόγων. Как учитель и писатель, Ф. занимался красноречием и философией. Из 36 речей его, известных еще Фотию, до нас дошли 34, одна из них сохранилась только в латинском переводе. Содержание их было большей частью панегирическое и посвящено памяти различных императоров, но в них говорится также о дружбе, земледелии и других предметах. Изд. W. Dindorf (1832). Из философских его сочинений мы имеем 4 комментария к Аристотелю в парафрасической форме (изд. Spengel, 1866).

ФЕМИСТО

ФЕМИСТО - Themisto, Θεμιστώ,

1. нереида Hesiod. theog. 261;

2. дочь Гипсея, вторая жена Адаманта, мать Орхомена, Сфингия, Левкона, Ерифрия, Схойнея и Птоя. Афамант женился на ней, считая свою первую жену Ину умершей; когда же он узнал, что Ино жива и заблудилась в ущельях Парнасса во время празднеств в честь Вакха, он велел привести ее тайно в свой дом. Ф., узнав об этом, решила убить детей Ины и для этого приказала Ине, которую считала рабыней, одеть своих детей в белое платье, а детей Ины в черное. Ино же сделала наоборот, и Ф. убила ночью своих собственных детей, когда же открыла свою ошибку, убила и себя.

ФЕМИСТОГЕН

ФЕМИСТОГЕН - Themistogĕnes, Θεμιστογένγς, сиракузянин; ему приписывают описание похода Кира Младшего в глубь Азии. Хеn. Hell. 3, 1, 2. Plut. de glor. Ath. 345 сл. Tzetz. Chil. 7, 937. Одни полагают, что это псевдоним Ксенофонта, другие же, что Ф. принимал участие в составлении анабазиса Ксенофонта.

ФЕМИСТОКЛ

ФЕМИСТОКЛ - Themistŏcles, Θεμιστοκλη̃ς, сын Неокла, из аттического дема Фреаррий. По отцу он принадлежал к роду ликомидов, мать же его была иностранка, родом из Карии или Фракии, и потому Ф. не был полноправным гражданином. Это пятно на его происхождении имело большое влияние на впечатлительного мальчика; он старался достигнуть всего собственными силами и рано стал выказывать богатые способности. Достигнув зрелого возраста, он примкнул к партии, поставившей себе задачей вести войну с Персией. Для этой войны афинянам нужны были гавань и флот, и потому Ф., будучи архонтом в 493 г., основал портовый город Пирей; но лишь Персидские войны дали ему случай удовлетворить свое честолюбие. Стремление его было направлено к достижению славы для себя и могущества для отечества, но т. к. он не стеснялся выбором средств при осуществлении своих планов (о его характере см. Thuc. 1, 138), то вскоре стал в натянутые отношения с вождем консервативной партии, Аристидом, который и был изгнан в 483 г. посредством остракизма. После сражения при Марафоне Ф. понял, что это только начало продолжительной борьбы с Персией и что могущество афинян будет зависеть от их флота. Поэтому под предлогом предстоящей войны с Эгиной он настоял, несмотря на сопротивление Аристида, на том, чтобы из доходов от лаврийских рудников строились корабли, и благодаря этому афинский флот вскоре увеличился до 200 триер. Hdt. 7, 144. Thuc. 1, 14. Plut. Them. 4. 11. В 481 г. Ф. при помощи тегейца Хейлея побудил собравшихся на Коринфском перешейке греков заключить союз под главенством Спарты. Скоро потом, когда приближался Ксеркс, Ф. был поставлен во главе афинских сил и получил возможность выказать на деле свои способности. Больше всего он заботился о том, чтобы сохранить единогласие между греческими государствами, и старался истолковывать неблагоприятные, а впоследствии двусмысленные изречения оракулов в том смысле, что спасения можно ожидать только от флота (Hdt. 7, 141 слл.). Однако афиняне не слушались его советов и послали его вместе со спартанцем Евенетом для занятия темпнейских теснин. Но вскоре греческие войска вследствие предостережений Александра Македонского и из страха, что неприятель обойдет их и с суши и с моря, должны были оставить теснины; тогда Ф. во главе афинских триер присоединился к флоту Еврибиада при Артемисии. Hdt. 8, 1 слл. Plut. Them. 7 сл. Nер. Them. 3. Флот этот значительно пострадал от бури, потом, ободренный Ф., дал неприятелю сражение, оставшееся нерешительным, и когда получил известие об уничтожении греков при Фермопилах, отступил через Эврин к Саламину. Во время отступления Ф. старался хитростью сделать безвредными ионян, находившихся в персидском флоте. Затем, высадившись в Фалере, он побудил афинян оставить город. Hdt. 8, 40 слл. Когда это было сделано и афинский акрополь был занят персами, начальники греческого флота не соглашались более оставаться при Саламине, а хотели отступить к Пелопоннесу. Ф. же, будучи твердо убежден, что только здесь можно одержать победу, старался всеми силами удержать греков от отступления, действовал увещеваниями, угрозами, подкупом 30 талантами, полученными от эвбейцев. Еврибиад согласился остаться, коринфянин же Адеймант упорно настаивал на отступлении, которое, вероятно, и было бы приведено в исполнение; но во время последнего совещания явился Аристид и объявил, что греки со всех сторон окружены персами, которые поддались хитрости Ф. (Сикинн). Plut. Arist. 8. Them. 11 сл. Из Фалерской гавани персы напали более чем с 1000 кораблями на греческий флот в 375 кораблей, выстроившийся в узком месте между материком и Саламином, но были разбиты и потеряли множество кораблей и людей, 20 сентября 480 г. до Р. X. Ф. советовал преследовать персов, а когда это было отвергнуто, послал, руководствуясь, вероятно, мудрыми соображениями, Ксерксу известие о намерениях греков. Hdt. 8, 83 сл. Plut. Them. 16. Justin. 2, 13. После победы над персами, хотя Ф. досталась только вторая награда, однако вся Греция прославляла эго своим спасителем; но вскоре потом, после похода его против Цикладских островов, принявших сторону персов, он был обвинен в вымогательствах и притеснениях и на его место, вероятно вследствие опасения, которое внушало афинянам занятое им положение, полководцем был назначен Ксантипп. Занимаясь внутренними делами государства, Ф. вместе с Аристидом и Абронихом отправился для переговоров в Спарту, желавшую помешать возведению афинских стен, и сумел затянуть переговоры до тех пор, пока стены не были почти достроены. Thuc. 1, 89 слл. По его совету также был достроен и укреплен Пирей, в 477 г. Thuc. 1, 93. Фриних в своих «Финикиянках» (476 г.) прославил дела Ф., и когда он, вероятно в 472 г., явился на Олимпийские игры, взоры всех были обращены на него. Но мало-помалу популярность Ф. стала падать; он сумел спасти отечество в тяжелые времена, но не был способен управлять им в мирное время, потому что не ценил законного порядка и не был безукоризнен в своих действиях: его упрекали в неразборчивости употребляемых средств, жажде к деньгам и самохвальству (Plut. Arist. 24). Все это и главным образом ненависть к нему спартанцев были причиной того, что он вскоре был обвинен в преданности персам (вероятно, это было обвинение Леобота, Plut. Them. 13), и хотя был тогда оправдан, но в 471 г. по настоянию противников посредством остракизма был изгнан из отечества. Thuc. 1, 137. Во время пребывания его в Аргосе, по смерти Павсания, его обвинили в тайном соглашении с ним, велели ему явиться в Спарту на общий суд греков и заочно признали его виновным. Он, однако, убежал в Керкиру, оттуда к молосскому царю Адмету и через Пидну и Наксос в Эфес. Друзья спасли ему значительную часть имущества; тем не менее 80-100 талантов было отобрано в казну. Plut. Them. 25. Из Эфеса Φ. отправил письмо к только что воцарившемуся Артаксерксу (495 г.) и, указывая на свои заслуги перед персами, предлагал свою помощь при покорении Греции, за что и был осыпан милостями царя, назначившего ему год на изучение персидского языка и обычаев; но Ф. раньше этого срока умер в Магнезии (ок. 461 г.), вероятно, естественной смертью, 65 лет от роду. Thuc. 1, 135 слл. Останки его были тайно перевезены в Аттику и похоронены у Алкимского мыса. Монографии Finck'a (1849) и Bauer'a (1881).

ФЕМОНОЯ

ФЕМОНОЯ - Phemonŏë, Φημονόη, дочь Аполлона и первая его жрица в Дельфах, изобретшая, по преданию, гекзаметр; поэтому имя ее служило вообще для обозначения предсказательницы.

ФЕНЕЙ

ФЕНЕЙ - Phenĕus, Φενεός, город в северо-восточной части Аркадии, на юг от Килленских гор, в дикой, богатой водами местности, которая часто была опустошаема наводнениями, образовавшими впоследствии озеро, которое существует до настоящего времени. Ноm. Il. 2, 605. Он лежал вблизи нынешней Фонии. Ноm. Il. 605. Strab. 8, 389. Paus. 8, 14.

ФЕНЕСТЕЛЛА

ФЕНЕСТЕЛЛА - Fenestella, римский историк, умер на 70 году от роду в 19 г. от Р. X., жил при Августе и Тиберии. Он написал «Анналы», которые охватывают время от периода царей до падения Республики и часто упоминаются римскими писателями. Он всюду обращает особое внимание на правовые и культурно-исторические отношения и потому именно часто приводится грамматиками, напр., уже Асконием. Монографию написал Mercklin (1844), Poeth (1849). Книга de magistratibus et sacerdotiis Romanorum, изданная под именем Л. Фенестеллы - подделка итальянца Flocchi (Floccus, умер в 1452 г.).

ФЕНИКС

ФЕНИКС - Phoenix, Φοίνιξ,

1. мифический представитель финикиян, отец Европы (Ноm. Il. 14, 321); по другим, брат Европы, сын Агенора и Аргионы или Телефассы, давший свое имя (финикиянин) одному народу в Африке, когда его послали за сестрою, которая была похищена. Детьми его, по преданию, были: Пейр, Астинала (Астиналея), Европа, Фэника (Φοινίκη), Адонис;

2. см. Achilles, Ахилл, и Amyntor, Аминтор;

3. см. Iambographi, Ямбографы;

4. баснословная священная птица египтян, прилетавшая, по Геродоту (2, 73), всякие 500 лет, когда умирал ее отец, из своего отечества Аравии в Гелиополь в Египте, чтобы похоронить там в храме Гелиоса труп своего отца, положенный в яйцо из благовонной аравийской смолы. Она изображалась в образе орла с красными и золотыми перьями. Тацит (Tac. ann. 6, 28) рассказывает, что, когда приближается конец ее жизни, она свивает в Аравии гнездо; из последнего выходит молодой Ф., который, когда подрастает, сжигает своего отца на жертвеннике и затем хоронит. По другим, Ф. сжигал себя самого, достигши зрелого возраста (500, 1461, 7006 лет), на костре из пряных кореньев и выходил из своего пепла помолодевшим. Его считали также за земную птицу, думая, что он имеет свое гнездо из пряных кореньев у источников Нила, что происходит из лучей и блестит как золото и т. п. Plin. 10, 2. Ov. met. 15, 393. см. также Lactantius, Лактанций.

ФЕНИКУНТ

ФЕНИКУНТ - Phoenĭcūs, gen.-untis, Φοινικου̃ς, часто встречающееся имя городов и гаваней:

1. город в Ликии у подошвы Олимпа, разрушенный Сервилием как притон морских разбойников. Cic. Verr. 2, 1, 21;

2. гавань в Лидии (в Ионии) у подошвы горы Миманта, вероятно, теперешнее Чесме. Thuc. 8, 35. Liv. 37, 45;

3. гавань в Мессении на запад от мыса Акрита. Paus. 4, 32, 12;

4. бухта и гавань на восточном берегу острова Киферы, н. бухта Авлемонская. Хеn. Hell. 4, 8, 7.

ФЕНИКУССА

ФЕНИКУССА - Phoenicūsa (-ssa), см. Aeolia, Эолия.

ФЕННИЙ РУФ

ФЕННИЙ РУФ - Fennius (Faenius) Rufus, praefectus annonae при Нероне, муж редкого бескорыстия и большой честности, был позже начальником охраны. Tac. ann. 24, 51. Будучи в немилости у Тигеллина и опасаясь за свою жизнь, он присоединился в 65 г. от Р. X. к заговору Пизона (Tac. ann. 15, 50), выдал по открытии заговора своих товарищей, и, из малодушия, ради спасения своей жизни, даже Сенеку; Нерон же, несмотря на то, приказал его казнить. Tac. ann. 15. 66. слл.

ФЕНОН

ФЕНОН - Phaenops, Φαι̃νοψ, сын Асия из Абида, друг Гектора, отец Форкиса, Ксанфа и Фоона. Ноm. Il. 17, 582. 312. 5, 152.

ФЕНУС

ФЕНУС - Fenus, (от feo, как τόκος от τίκτω), есть, так сказать, плод данного взаем капитала, процент, получаемый заимодавцем. Usura, по существу дела, - то же самое, означает вознаграждение, получаемое должником за пользование вещью. Varr. l. l. 5, 183. Уже в период царей заимодавец обыкновенно с должником заключал условие насчет процентов; они были довольно высоки, так что уже тогда бедные жаловались на тягость процентной платы. К высоте процентов присоединялось другое зло, именно та жестокость, которая лежала в обыкновенной форме займа, так называемый Nexum. Толпами томились бедные плебеи в долговых тюрьмах (ergastulum) богатых патрициев, ежегодные войны губили благосостояние первых, и только последние извлекали выгоду из одержанных побед, именно в силу того, что плебеи не могли добиться права пользоваться завоеванным Ager publicus. Много раз происходили восстания и выселения, не раз делались предложения прекратить зло, но патриции постоянно умели направлять дело так, что принимались только преходящие меры, напр., освобождение заключенных должников, отсрочки в платеже процентов и т. п. Lir. 2, 23-33. Так мало-помалу слово fenus получило значение лихоимных процентов. Только XII таблиц оказали некоторую помощь, установив по крайней мере норму для указанных процентов и дозволяя брать не более как fenus unciarium, т. е. двенадцатую часть капитала или 8,2 % за десятимесячный год, следовательно, за двенадцатимесячный - 10 %. Tac. ann. 6, 16. После того как закон lex Licinia Sextia доставил некоторые облегчения путем вычетов из капитала излишне уплаченных процентов, закон lex Duilia Menenia восстановил в 356 г. до Р. X. унциальные указные проценты XII таблиц и угрожал поставщикам тяжелою денежною пенею. Liv. 7, 16. Несмотря на то, жалобы не прекращались, и указные проценты были уменьшены наполовину, fenus semiunciarium (Liv. 7, 27), наконец, lex Genucia в 341 г. до Р. Χ. совершенно воспретил ссуду на проценты (vetita versura, Tac.). Liv. 7, 42. App. b. с. 1, 54. Встречаем мы, однако, после того безмерный произвол и частые наказания за лихоимство, которое обратилось в промысел. Не было недостатка также в ограничительных и запретительных законах, напр, lex Marcia Sempronia (Liv. 35, 7. 41), Iunia, Valeria и др. Между тем, вследствии сношений с Грецией и Азией, в Рим вошли в употребление новые указные проценты, usura centesima, т. е. 1 % в месяц, следовательно, в год 12 %. Этот процент удержался и оставался признанной нормою до позднейших времен, хотя ростовщик весьма часто брал более и вымогал вдвое или еще более. ср., напр., Cic. ad Att. 5, 21. 6, 1. 2. 3, где мы узнаем, что римляне занимались постыдным ростовщичеством также в провинциях, хотя lex Gabinia имел в виду именно ограждение провинциалов от римских ростовщиков. При императорах также слышались старые жалобы на ростовщиков (Tac. ann. 6, 17) и никакие запрещения не в состоянии были совершенно искоренить злоупотребления. Юстиниан уменьшил указные проценты на 6 %. В древнее время ростовщичеством занимались почти исключительно патриции, позже такое занятие считалось недостойным звания сенатора и предоставлялось образовавшемуся между тем сословию, equites, преимущественно же государственным откупщикам (pyblicani), промышленникам (negotiatores), a также банкирам и менялам (argentarii). Многие другие богатые люди также были feneratores. Проценты уплачивались ежемесячно в календы. Дозволявшийся ранее анатокизм, т. е. сведение в конце года капитала и недоимок в новый капитал, немало способствовал к умножению богатств упомянутых feneratores. Главное место: Tac. ann. 6, 16. 17.

ФЕОГНИД

ФЕОГНИД - Theognis, Θέογνις, элегический поэт, живший ок. 540-500 гг. до Р. X, был родом из аттической Мегары и принадлежал к богатой дорической знати этого города, которая около этого времени, при демократическом перевороте, утратила свое политическое влияние и богатство. Ф. гордый аристократ, также потерпел убытки от этой революции, чем и объясняются его горькие жалобы на испорченность и несправедливость противников. Ему приписывается дошедший до нас сборник двустиший, состоящий из 1389 стихов. Но между ними попадаются также стихи Солона, Тиртея, Мимнерма и др.; плохие же стихи эротического содержания, начиная с 1231 стиха, принадлежат, вероятно, позднейшему времени. Весь сборник состоит из отрывков без всякой внутренней связи, хотя кое-где встречаются краткие, полные элегии. Ф., как и другие элегики до него, в своих элегиях постоянно имел в виду действительную жизнь того времени, из многочисленных изречений в его стихотворениях уже рано стали составлять сборники для употребления в школах. Эти сборники, составленные, без сомнения в известном порядке, утрачены, дошедший же до нас сборник относится, вероятно, к позднейшему времени и составлен без всякого порядка, по цитатам, встречавшимся у других писателей. Большинство из стихотворений Ф. были увещевательные элегии к знатному мегарскому юноше по имени Кирну, сыну Полинаида; в существующем сборнике встречаются также отрывки из элегий другого рода, особенно из застольных элегий. Изд. Camerarius (1551), Sylburg (1591), Bekker (1815 и 1827), Welcker (1826, главное изд.), Orelli (1840), Bergk (в poet. lyr. Graec.), Ziegler (1868), (2-е изд., 1880) Sitzler (1880) Nietzsche, zur Geschichte der Theognischen Spruchsammlung, Rhein. Mus. Bd. 22, стр. 161 слл.

ФЕОДЕКТ

ФЕОДЕКТ - Theodectes, Θεοδέκτης,

1. ликиец из Фаселиды, ученик Исократа, Платона и Аристотеля, жил в начале 4 в. до Р. X. Сначала он посвятил себя изучению греческой риторики, потом трагической поэзии и получил награду в состязании, устроенном Артемисией в честь Мавсола. Ф. умер в Афинах и на площади его родного города ему была воздвигнута статуя. Из сочинений его упоминаются: Σωκράτους α̉πολογία, νόμος, риторика и 50 трагедий, от которых сохранились одни заглавия и несколько отрывков. Собрание поэтических отрывков Nauck, trag. Graec. fragm., p. 622 слл.;

2. сын его, также ритор.

ФЕОДОР

ФЕОДОР - Theodōrus, Θεόδωρος,

1. см. Sculptores, Скульпторы, 3;

2. Φ. Младший, Самосский, говорят, изготовил кольцо Поликрата и чашу, посланную Крезом в подарок в Дельфы. Hdt. 3, 41. 1, 51;

3. ритор из Гадары в Палестине, учитель Тиберия во время его изгнания на Родосе. У Свиды упоминается о нескольких его сочинениях, но он больше занимался обучением и основал собственную школу, Θεοδώρειοι. Quint. 11, 2. 3, 1, 18. Sen. contr. 2, 9. Монография Piderit'a (1842).

ФЕОДОРА

ФЕОДОРА - Theodōra, см. Iustinianus, Юстиниан.

ФЕОДОСИЙ

ФЕОДОСИЙ - Theodosĭus, 1. Flavius, родом из Испании, был послан Валентинианом I в 367 г. в Британнию для прекращения возникших там смут. Его сопровождал сын его, впоследствии император Ф. Тотчас после высадки на берег Флавий разбил бриттов, взял Лондиний (Лондон), восстановил упавшую дисциплину, затем двинулся на север, оттеснил скоттов в их горы и исправил возведенные еще в прежние времена против них укрепления. Amm. Marc. 28, 6. 29, 5. Затем он усмирил восстание паннонийца Валентиниана и, благословляемый бриттами, возвратился в Рим. Zos. 4, 12. В 370 г. он победил отряд алеманов и в 372 г. отплыл в Африку, где мавры, вследствие жестокостей наместника Романа, подняли восстание. Там он разбил предводителя восставших Фирма и заставил его смириться. Но вскоре Фирм снова возмутился и принудил Флавия принять более строгие меры против горцев. Отыскивая их в их неприступных жилищах, Флавий взял Фирма в плен и казнил его. Amm. Marc. 29, 16 сл. Вскоре потом та же участь постигла самого Флавия, которого Грациан по смерти Валентиниана, вследствие обвинений клеветников, велел казнить в 376 г.;

2. сын его, Φ. Ι Великий, римский император в 379-395 гг., родился в 346 г. в Кауке, в испанской провинции Галеции, с ранних лет сопровождал своего отца в его походах в Британнию и Африку и научился у него военному делу. После внезапной смерти отца он прожил несколько времени в сельском уединении, пока в 378 г. Грациан не послал его во Фракию против готов и не вручил ему 19 января 379 г. власть над западными провинциями. Ф. разбил готов, восстановил порядок, издал многочисленные законы и занемог от перенесенных на войне трудов. Во время болезни он принял крещение и издал строгий приказ против арианцев. В 380 г. он снова должен был усмирять беспокойных готов и затем отправился в Константинополь. Потом разбил полчища одной варварской орды на Дунае и поселил готов во Фракии. В 383 г. старший сын его, Аркадий, 6 лет, получил титул Augustus и Ф. назначил ему руководителями Фемистия и Арсения. В это время он издал много полезных законов. Религиозные раздоры на западе помешали Ф. наказать Максима за свержение Грациана, и ему удалось только сохранить посредством переговоров сыну его, Валентиниану II, Италию и некоторые другие провинции. В продолжение всего этого времени (особенно в 384 г.) он все более и более ограничивал язычество, несмотря на просьбы ритора Либания и Симмаха. В 386 г. у Ф. родился второй сын, Гонорий, но вскоре он лишился дочери Пульхерии и жены Флациллы, умной женщины, имевшей большое влияние на своего иногда раздражительного мужа и пользовавшейся вследствие своей благотворительности всеобщей любовью. В том же году он одержал решительную победу над готами на Дунае и побудил часть побежденных к оседлости. В 387 г. было подавлено восстание городов Александрии и Антиохии, с которыми рассерженный Ф. обошелся сначала строго, но потом сделался снисходительнее. После этого разгорелась война с Максимом, который перешел Альпы и покорил Италию и Африку. Ф. нанес ему несколько поражений, взял его в плен в Аквилее и казнил 27 августа 388 г. Победу свою он ознаменовал всеобщим прощением и благородным обхождением с родственниками побежденного. Западную часть государства он возвратил молодому Валентиниану, сам оставаясь правителем вследствие его малолетства. В 389 г. Ф. отправился в Рим, где совершенно уничтожил язычество вопреки заступничеству Симмаха и принял здесь явившееся к нему персидское посольство. Зиму он провел в Милане. В 390 г. он велел жестоко наказать жителей Фессалоник за убийство тамошнего начальника, и хотя отменил свое распоряжение, но слишком поздно, и поэтому подвергся церковному покаянию. Возвратившись в 391 г. в Константинополь, он возобновил борьбу с арианцами и язычниками. Когда затем Валентиниан был убит 15 мая 392 г. франком Арбогастом, посадившим на престол Евгения, Ф. с лучшими полководцами, Геном, Стилихоном и др., пошел против них в 393 г. и разбил их 6 сентября 394 г. близ Аквилеи. Этой победой он воспользовался для окончательного искоренения вновь ожившего язычества (в этом же году прекратился счет Олимпиадам), передал управление западной частью государства сыну своему Гонорию под руководством Стилихона и вскоре потом умер, 17 января 395 г. Ф. обладал величественной наружностью, приятными манерами, значительными познаниями, большими военными способностями, но не всегда старался укрощать свой вспыльчивый нрав. Как законодатель, он оказать большие услуги своему совершенно неустроенному государству. ср.: Güldenpenning und Ifland, d. Kaiser Theodosius d. Gr. (1878);

3. Ф. II, внук предыдущего, сын Аркадия, родился в 400 г., уже в 408 г., по смерти отца, получил власть над восточной частью государства, под опекой Анфемия; последний, в 408 г. отразил нападение гуннов, вступил с Персией в мирные сношения, послал помощь стесненному Гонорию и в делах государства допускал влияние знаменитого епископа Сипесия. Впоследствии большое значение приобрела сестра императора, умная, благочестивая и ученая Пульхерия (414 г.), взявшая на себя воспитание брата; но, несмотря на все старания, она не могла ни наделить умом, ни приучить к самостоятельности мальчика, воспитанного в строгой набожности, формализме и в соблюдении внешнего приличия, ни снабдить его способностями правителя. При Ф. были искоренены последние остатки язычества. В 421 г. он женился на дочери философа Леонтия, Афенаиде, получившей при крещении имя Элии Евдоксии. В том же году Ф. победил персов, а в 422 г. заключил с ними мир. С 430 г. внутреннее спокойствие государства нарушалось церковными распрями, к этому присоединились неудачные бои с вандалами в Африке, пожары в Константинополе (433 г.), несколько восстаний язычников и евреев в Палестине и Сирии. В 437 г. Ф. выдал свою дочь Евдоксию за Валентиниана III, сына Констанция и Плацидии, сестры Гонория, в 438 г. было обнародовано с большой торжественностью собрание законов, помещенных в Codex Theodosianus. При конце своего правления Ф. развелся с женой, которая умерла в Палестине, в 460 г. Частые церковные распри, вторжения соседей, особенно гуннов, и другие бедствия отравляли последние годы жизни императора. Он умер в 450 г.

ФЕОДОСИЯ

ФЕОДОСИЯ - Theodosĭa, Θεοδοσία, цветущая милетская колония в европейской Сарматии на юго-восточном берегу таврического Херсонеса (Крыма). Она находилась близ нынешней Феодосии. Strab. 7, 309.

ФЕОДОТ

ФЕОДОТ - Theodŏtus, Θεόδοτος,

1. один из учеников Сократа;

2. военачальник царя Лисимаха, предавший город Сарды царю Седевку;

3. начальник флота у царя Антигона, проигравший морское сражение Поликрату, начальнику флота у царя Птолемея (315 г. до Р. X.);

4. этолийский полководец Птолемея IV, воевавший против Антиоха III;

5. греческий ритор и учитель Птолемея Авлета; он дал совет убить спасавшегося в Египте Помпея и поднес Цезарю его голову. С трудом он спасся от гнева Цезаря и наконец попал в руки Брута, который велел его казнить, в 43 г. до Р. X. Plut. Pomp. 77. 80. Cic. Brut. 33. Caes. 48;

6. пифагореец, который, говорят, откусил себе язык, чтобы не выдать своих товарищей-заговорщиков.

ФЕОКЛИМЕН

ФЕОКЛИМЕН - Theoclymĕnus, Θεοκλύμενος,

1. сын Полифейда, предсказатель из Гипересии в Аргосе, будучи изгнан за убийство, он пришел в Пилос к Телемаху, который взял его с собой в Итаку. Пенелопе он предсказал прибытие Одиссея, а ее женихам гибель. Ноm. Od. 15, 526 слл. 507 слл. 17, 151 слл. 20, 350 и слл.;

2. см. Proteus, Протей.

ФЕОКРИТ

ФЕОКРИТ - Theocrĭtus, Θεόκριτος, буколический поэт, родом из Сиракуз, жил ок. 252 г. до Р. X. Обстоятельства его жизни малоизвестны; проживал то в Александрии, где за свою ученость и образованность пользовался покровительством Птолемея Филадельфа, то в Сиракузах во время Гиерона II. Ф. считается основателем буколического рода поэзии; он придал ей особую художественную форму, давшую ей право на отдельное место в литературе. С незапамятных времен сицилийские пастухи составляли безыскусственные буколические стихи для попеременного или состязательного пения. Судьба Дафна, идеала пастухов, его любовь и смерть служили главным содержанием таких стихов; поэтому этот пастушеский герой иногда называется изобретателем буколической поэзии. Ф., сохраняя некоторые особенности безыскусственной пастушеской песни, напр., симметрическую форму состязательного пения и интеркалярные стихи, описывал простую жизнь пастухов своей родины в стихотворениях, получивших название Ει̉δύλλια (картинки), потому что они в виде маленьких картинок представляли сцены из пастушеского быта. Но он не ограничивался исключительно пастушеской жизнью, а изображал также сцены и характеры из низших слоев народа, рыбаков, крестьян и простых горожан. Эти маленькие картинки полны драматического движения и жизни, личности нарисованы естественно, метко, типично - это люди, имеющие плоть и кровь, чувствующие, говорящие и действующие согласно степени их образования и правам того времени. Идиллии Ф. представляют простое, естественное и наглядное изображение яркими красками действительной жизни, отличаются поэтическим изложением, полны веселого юмора и иногда нарисованы крепкими штрихами, но без всякой грубости и пошлости. Поэт везде обнаруживает свойственное сицилийским грекам дарование тонкого наблюдателя и искусного подражателя, поэтический вкус и понимание красот природы. Язык его произведений выразителен, прост и ясен и представляет верное подражание народной речи. Диалект - смешанный; основанием его служит язык родины Ф., дорическое наречие в Сицилии, облагороженное употреблением форм из других диалектов. Недавно найденное последнее стихотворение из 33 стихов написано на эолическом наречии. Ф. приписываются, кроме 22 эпиграмм и отрывка Βερενίκη, еще 30 стихотворений различного содержания, известных под общим названием «Идиллий», подлинность которых, однако, некоторыми оспаривается. Ф. в буколической поэзии достиг высшего совершенства; он был не только основателем ее, но почти единственным представителем между греками. Предшественником его считался Стесихор, который, как говорят, сочинял μέλη βουκολικά, в которых воспевал Дафна и его страдания, но более в эпическо-лирической форме. Учеником и подражателем Ф. был современник его Бион из Смирны, который последние годы своей жизни провел в Сиракузах. Из его сочинений сохранились: одна большая поэма Έπιτάφιος Άδώνιδος и несколько мелких, отчасти отрывочных, стихотворений. Учеником Биона считается Мосх Сиракузский, современник Биона и Ф., но моложе их. Кроме небольших стихотворений его до нас дошли Έπιτάφιος Βίωνος и две идиллии с эпическим характером. Но ни Бион, ни Мосх не были буколиками вроде Ф.; стихи их, представляя слабое подражание его произведениям с чисто внешней стороны, лишены драматизма, простоты и естественности. Они чувствительны, сентиментальны, изящны до излишества. Лучше всего им удаются небольшие вещицы эротического содержания. Изд. Reiske (1765 и сл.), Valckenaer (с Бионом и Мосхом, 1799 и 1810), Heindorf (вместе с Б. и М., 1810), Kiessling (1819), Wüstemann (1830), I. A. Iacobs (1824), Meineke (вместе с Б. и М., 3-е изд., 1856), Ziegler (2-е изд., 1867), Ahrens (вместе с Б. и М., 1855-1859, критическое главное изд.; текст 2-го изд., 1856), Fritzsche (2-е изд., 1869; Крит. изд., 1870). Wordsworth (1777). Изд. Биона и Мосха: Hermann (1849), Ziegler (1868), Lexicon Theocriteum ed. Rumpel (1879).

ФЕОКСЕНИИ

ФЕОКСЕНИИ - Θεοξένια, так назывался праздник, в который чествуемый бог, как полагали, угощал остальных богов, и мнение, будто это название означало праздник в честь чужих богов, культ которых был принят, неверно. Такие праздники бывали в Пеллене ахейской, в Паросе, Агригенте, Дельфах и преимущественно в честь Аполлона; в Паросе и Агригенте в честь диоскуров, покровителей гостеприимства (φιλοξείνων). К жертвенным пирам приглашались также знаменитые иностранцы, так, напр., в Дельфы Пиндар и его потомки.

ФЕОМНЕСТ

ФЕОМНЕСТ - Theomnestus, Θεόμνηστος,

1. академик, которого слушал еще М. Брут в 43 г. до Р. X. Plut. Brut. 24;

2. литейщик из Сард, изготовивший статую борца Агела и вообще, по-видимому, изображавший атлетов, вооруженных, охотников и т. п. Paus. 6, 15, 2. Plin. 34, 91;

3. живописец, современник Апеллеса, упоминаемый Плинием (35, 10, 36).

ФЕОН

ФЕОН - Theon, Θέων, так называлось до 14 софистов, риторов, математиков и т. д. Самые замечательные были:

1. Aelius Theon, платоник из Александрии, писал комментарии к Ксенофонту, Исократу и Демосфену. Не вполне сохранилась его τέχνη περὶ προγυμνασμάτων (изд. Walz и Spengel в Rhet. Graec. и Finckh, 1834. ср.: Giese, de Theone grammatico eiusque reliquiis, 1867);

2. математик из Смирны, живший в середине 2 в. от Р. X. и написавший περὶ τω̃ν κατὰ μαθηματικὴν χρησίμων ει̉ς τὴν του̃ Πλάτωνος α̉νάγνωσιν;

3. современник Нанна, живший ок. 365 г. от Р. X., член александрийского музея, математик и астроном, написал несколько математических сочинений и некоторое число стихотворений в греческой антологии;

4. Ф., очень язвительный человек, имя которого сделалось нарицательным; о нем упоминает Гораций (ер. 1, 18, 82);

5. см. Pictores, Живопись, 8.

ФЕОНОЙ

ФЕОНОЙ - Theonŏë, см. Proteus, Протей, и Thestor, Фестор.

ФЕОПОМП

ФЕОПОМП - Theopompus, Θεόπομπος,

1. царь спартанский, при котором началась 1-я Мессенская война (743-724 гг. до Р. X.), им же оконченная. Paus. 3, 3, 2. Ему приписывают учреждение должности эфоров. Aristot. polit. 5, 9. Cic. legg. 3, 7, 16;

2. историк, сын Дамасистрата Хиосского, родился ок. 380 г. до Р. X., мальчиком прибыл в Эфес и оттуда в Афины, где под руководством Исократа изучал ораторское искусство. Во многих городах он с успехом выступал в суде в качестве защитника, но особенно отличился на устроенном Артемисией ораторском состязании в честь супруга своего Мавсола, где одержал победу над Феодектом Фаселидским и др. Gell. 10, 18. 6. Впоследствии он посвятил себя истории и истратил большую часть своего имущества на исторические исследования. Некоторое время он жил опять в Хиосе, но вследствие своего аристократического образа мыслей и резких выходок против своих противников снова должен был удалиться, он отправился в Египет к Птолемею, но был принят им не очень благосклонно. О дальнейшей судьбе Ф. в точности ничего не известно. Как историка его упрекали главным образом в склонности к порицанию, мешавшей ему видеть истину, в стремлении смешивать исторические факты с мифами и в частом отступлении от главного предмета повествования. (Nep. Alcib. 11. Plut. Lys. 30). Слог его, по мнению некоторых критиков древности, маловыразителен и не соответствует важности предмета, по мнению же других, напротив, - ясен, выразителен и возвышен. Из исторических сочинений Έλληνικαὶ ι̉στορίαι или Έλληνικά, Φιλιππικά, охватывавших не только историю Филиппа, но и историю всей Греции времен Филиппа, и из многочисленных речей остались только отрывки. Диодор Сицилийский и Трог Помпей часто пользовались его сочинениями (Моногр. напр., Pflugk, 1827. Собр. отрывков Wichers, 1829 и Müller, fragm hist. Graec., т. I);

3. поэт аттической комедии, современник Аристофана. Из 24 драм его сохранились только 20 заглавий и несколько отрывков (Meineke, com. Graec. II, 2, 792 слл. и Kock. com. Att. fragm., 1, p. 733 слл.).

ФЕОРИИ

ФЕОРИИ - Θεωρίαι, торжественные посольства, отправлявшиеся из какой-нибудь местности к соплеменникам, жившим в другой стране, и имевшие первоначально целью, посредством участия в племенных празднествах, поддерживать память об общем происхождении. Дело посольства было принести богу жертвы от имени своего государства, а также спрашивать оракул. Нередко такое посольство сопровождали посторонние лица, называемые также θεωροί и присоединявшиеся к нему или просто из желания принять участие в празднестве, или же с другими какими-нибудь целями, политическими или торговыми; они находились под некоторым надзором главы посольства (α̉ρχιθέωρος), который должен был заботиться о соблюдении достоинства между членами Ф. на торжестве. Самую большую известность приобрела аттическая θεωρία, отправляемая на Делос. Снаряжение Ф., особенно делосской, принадлежало в Афинах к числу очередных литургий, Λειτουργία, Литургия, Ι (ε̉γκύκλιοι).

ФЕОРИИ, ТЕОРИИ

ФЕОРИИ, ТЕОРИИ - Θεωρίαι,

торжественные посольства, отправлявшиеся из какой-нибудь местности к соплеменникам, жившим в другой стране, и имевшие первоначально целью, посредством участия в племенных празднествах, поддерживать память об общем происхождении. Дело посольства было принести богу жертвы от имени своего государства, а также спрашивать оракул. Нередко такое посольство сопровождали посторонние лица, называемые также θεωροί и присоединявшиеся к нему или просто из желания принять участие в празднестве, или же с другими какими-нибудь целями, политическими или торговыми; они находились под некоторым надзором главы посольства (α̉ρχιθέωρος), который должен был заботиться о соблюдении достоинства между членами Ф. на торжестве. Самую большую известность приобрела аттическая θεωρία, отправляемая на Делос. Снаряжение Ф., особенно делосской, принадлежало в Афинах к числу очередных литургий, Λειτουργία, Ι (ε̉γκύκλιοι).

ФЕОФАН

ФЕОФАН - Theophănes, Θεοφάνης, Φ. митиленский, современник Помпея, сопровождал его в походах и был награжден римлянами правом гражданства, а своими соотечественниками высшими почестями, за то что помог им достигнуть свободы. Он описал дела Помпея. Caes. b. c. 3, 18. Cic. Arch. 10. Tac. ann. 6; 18. Plut. Pomp. 42.

ФЕОФИЛ

ФЕОФИЛ - Theophĭlus, Θεόφιλος,

1. поэт средней аттической комедии, из 8 пьес которого сохранились отрывки (собр. Meineke fragm. com. Graec., III, p. 626 слл. и р. 816 слл. меньшего издания);

2. автор сочинений о сельском хозяйстве. Varr. r. r. 1, 1, 9;

3. ученый юрист, участвовавший в составлении Institutionum; сохранившаяся греческая парафраза их составлена по его чтениям;

4. врач, современник Галена.

ФЕОФРАСТ

ФЕОФРАСТ - Theophrastus, Θεόφραστος, перипатетик, родом из Эфеса на Лесбосе. Настоящее его имя Тиртам (Tyrtamus, Τύρταμος). Сначала он был учеником Платона, затем учеником и другом Аристотеля, который назначал его опекуном своего сына и наследником своей богатой библиотеки. В 306 г. Ф. должен был оставить Афины, но уже в следующем году возвратился и, будучи верным последователем своего учителя, учил аристотелевой философии до самой своей смерти; он умер 85 лет от роду, в 287 г., любимый всеми, знавшими его. Из многочисленных его сочинений сохранились:

1. η̉θικοί χαρακτη̃ρες, изображение характеров в 20 главах, которые без всякого основания считались переработкой другого сочинения (изд. Schneider, 1799, Ast, 1816, Dübner, новое изд., 1866, Foss, 1858, E. Petersen 1860);

2. περὶ φυτω̃ν ι̉στορίας, ботаника в 10 книгах (изд. Schneider, 1819);

3. α'ίτια φυτικά, ο происхождении растений в 8 книгах, из которых сохранились только 6 первых;

4. περὶ λίθων, минералогия, может быть, извлечение из более полного сочинения;

5. περὶ πυρός в 2 книгах, но сохранилась только одна из них (изд. Wimmer, 1842). Из прочих многочисленных сочинений известны только одни заглавия. Полное изд. Schneider (1818 слл.), F. Wimmer, 1854 слл. И в собрании сочинений Didot (1866). Как Аристотель был основателем зоологии, так Ф. был основателем ботаники.

ФЕР

ФЕР - I.

Theras,

Θήρας, сын Автесионта, внук Тисамена, правнук Ферсандра. Отец его, по приказанию оракула, отправился из Фив к дорянам в Лакедемон; Ф. же повел лакедемонян и минийцев на остров Феру, называвшийся до того Каллиста. Hdt. 4, 147. Paus. 3, 1, 7. 15, 6.

II.

Θη̃ρες,

см. Centauri, Кентавры.

III.

Pheres, Φέρης,

1. см. Aeolus, Эол, 1;

2. см. Argonautae, Аргонавты.

ФЕР,

ФЕР, - Θη̃ρες, см. Centauri.

ФЕР, (I)

ФЕР, (I) - Φη̃ρες, см. Centauri.

ФЕР, (II)

ФЕР, (II) - Pheres, Φέρης, 1) см. Aeolus, 1; 2) см. Argonautae.

Φερνή, см. Matrimonium, 3.

ФЕРА

ФЕРА - Thera, Θήρα, н. Santorini (т. е. Св. Ирина), прежде Καλλίστη (см. Theras, Фер), цикладский остров на юге от Иоса с площадью в 3,5 кв. мили и представляет собственно не что иное, как восточный край кратера, и состоит из черных скал застывшей лавы. Море в тех местах чрезвычайно глубоко. 8-100-футовые скалы отвесно поднимаются из него. По мнению древних, остров поднялся из моря. В 237 г. до Р. X. часть его опять была залита водой и от него отделился островок Ферасия (н. того же имени), 40 лет спустя поднялся новый остров Гиера (н. Palaio-Kaimeni); два других острова (Mikra-Kaimeni и Neo-Kaimeni) образовались в 1573 и 1707 гг. Главные поселения на острове были Ф. и Эя (Ο'ία), и главное производство его - отличное вино. Ферейцы основали Кирену в Ливии. Hdt. 4, 147. 153. Strab. 10, 484.

ФЕРАЛИИ

ФЕРАЛИИ - Feralia или Parentalia, (или Паренталии), праздник, который в Риме 21 февраля справляли по умершим. Верили, что в этот день дозволялось душам умерших витать на земле, и приносили умершим родственникам искупительные жертвы и чествовали их могилы. Ov. fast. 2, 567. На следующий за Ф. день находящиеся в живых родственники сходились на веселое дружеское пиршество в праздник Харистий (Caristia или Charistia). Ov. fast, 2, 615. Когда различают Parentalia и Feralia, то разумеют под П. Sacra privata, которые совершались в день смерти или погребения известных лиц.

ФЕРАМЕН

ФЕРАМЕН - Theramĕnes, Θηραμένης, приемный сын Гагнона Стинрийского, родом из Кеоса, получил образование под руководством философов, особенно Продика, и выдавался политическим умом и красноречием (Thuc. 8, 68), но, не обладая сильным характером и не отличаясь твердостью убеждений, он в погоне за властью и влиянием приставал к разным партиям, не примыкая прочно ни к одной из них. Непостоянный и бесхарактерный, он всегда готов был бросать друзей и присоединяться к противникам, так что уже современники прозвали его Κόθορνος (род сапога, который можно было надевать на какую угодно ногу). Хеn. Hell. 2, 3 слл. Arist. Nub. 361. В первый раз он участвовал в общественных делах в 111 г. при свержении демократии, но скоро перессорился с другими членами новоизбранной олигархии, примкнул к народной партии и даже выступил обвинителем против олигархов. Принадлежа к умеренной народной партии, он некоторое время был самым влиятельным лицом в Афинах, занимал высокие должности и в сражении при Аргинусах был в числе стратегов, но когда настроение народа обратилось против последних за то, что они не спасли погибавших в сражении, Ф. выступил обвинителем против своих товарищей и был виновником смертного приговора и казни их. Хеn. Hell. 1, 6. 7. Когда после сражения при Эгоспотаме Лисандр осадил Афины, Ф. вызвался выхлопотать у него выгодные условия мира и был послан уполномоченным к Лисандру для переговоров. Но он не сдержал своего обещания и, умышленно затягивая переговоры, до того усилил бедственное положение осажденных, что они должны были принять всякие условия мира. Затем вместе с Лисандром он устроил внутренние дела города и сделался одним из тридцати тиранов, но вскоре должен был уступить свое первенствующее влияние людям более энергичным. Хеn. Hell. 2, 2. 3. Не будучи жестокого характера, он скоро стал громко и упорно порицать насилия и казни, но ему не удалось побороть непреклонного и решительного Крития, который, напрасно стараясь привлечь Ф. на свою сторону, объявил его в собрании опаснейшим врагом существующего порядка вещей и предложил казнить его. Ф. защищался очень красноречиво, софистически, прикрашивая свои дела; сенат высказался в его пользу, но Критий велел вооруженной молодежи стащить его с находившегося в собрании (βουλή) жертвенника, у которого Ф. искал спасения, бросить его в темницу и там казнить. Веселость и бодрость, с которыми Ф. выпил чашу с ядом, не могут примирить с его жизнью, но сделали то, что в последующие века многие вопреки мнению его современников превозносили его как хорошего гражданина и истинного мудреца. ср. Хеn. Hell. 2, 3, 11 слл. Cic. tusс. 1, 40. 42.

ФЕРАПНЫ

ФЕРАПНЫ - Therapnae, Θεράπναι,

1. город в Беотии между Фивами и Асопом. Еиr. Вассh. 1029. Strab. 9, 409;

2. селение на левом берегу Еврота, недалеко от Спарты; там были погребены Менелай и Елена и находилось святилище Диоскуров. Hdt. 6, 61. Po. 5, 18 слл. Paus. 3, 14, 9. 19, 4.

ФЕРАПОНТЫ

ФЕРАПОНТЫ - Θεράποντες, см. Πολιτει̃αι, Правления формы, 3.

ФЕРАСИЯ

ФЕРАСИЯ - Therasĭa, см. Thera, Фера.

ФЕРЕКИД

ФЕРЕКИД - PherecСћdes, Φερεκύδης,

1. философ, сын Бабия, с острова Сироса, известный поэтому под именем ο̉ Σύριος, современник царя Алиатта и семи греческих мудрецов (по Цицерону, tusс. 1, 16, 38, современник Сервия Туллия). По преданию, он не имел никакого определенного учителя, но сам образовал себя, изучая финикийские сочинения; он даже был учителем Пифагора. Дальнейшие известия об его жизни переходят уже в область баснословного. Ф. называют в числе первых прозаических писателей, и он первым из греков писал об естествоведении и богословии, περὶ φύσεως καὶ θεω̃ν;

2. историк с острова Лероса у Карии, жил, вероятно, в Афинах в качестве гражданина, поэтому называется обыкновенно «афинянином»; жил он приблизительно до 400 г. до Р. X. Его главное сочинение, содержавшее 10 книг, приводится под названиями: ι̉στορίαι, θεογονία, γενεαλογία, αυ̉τόχθονες, α̉ρχαιολογία Άττική. Лишь от этого сочинения сохранились отрывки, собранные Sturz'oм (1824) и Мüllеr'ом, р. 70 слл.; из других же приписываемых ему произведений не осталось ни одного.

ФЕРЕКРАТ

ФЕРЕКРАТ - Pherecrătes, Φερεκράτης, поэт древней аттической комедии, первоначально актер, жил раньше Аристофана и позже Кратета и Кратина; это был остроумный и отличавшийся изяществом стиля поэт, главная сила которого заключалась в изобретении фабулы и в правильном распределении материала. Ему приписывают от 16-18 комедий, от которых осталось лишь несколько отрывков. Язык его был чист и изящен; Афеней называет его α̉ττικώτατος. По его имени назван также один размер (metrum Pherecrateum), который он или изобрел, или, по крайней мере, часто применял. Отрывки собрал Meinecke, com. Graec. fragm., т. II (т. I, стр. 87 слл. сокращенного издания) и Kock, com. Att. fragm., т. I, стр. 145 слл.

ФЕРЕНИК

ФЕРЕНИК - Pherenīcus, Φερένικος, сын Кефисодота из Фив, оказывал гостеприимство многим афинянам, бежавшим туда во время владычества 30 тиранов, и был вознагражден за это, когда должен был сам вследствие спартанской олигархии покинуть родной город. Когда эта тирания была низвергнута, он ожидал на границе, чтобы тотчас поспешить на помощь. Plut. Реlop. 8.

ФЕРЕНТАРИИ

ФЕРЕНТАРИИ - Ferentarii, раньше то же самое, что и rorarii (ср. Acies, Боевой строй), и позже (Sall. Cat. 60), даже еще при императорах (Tac. ann. 12, 35), без сомнения, род легковооруженных, которые, подобно застрельщикам (iaculatores quos antea farentarios nominabant. Vcg. 3, 14) подготовляли и начинали битву, по Варрону (l. l. 6, 3, 92) - конница, по Вегецию (1, 20) - пехота, упоминаемая наряду с пращниками (funditores).

ФЕРЕНТИНА

ФЕРЕНТИНА - Ferentīna, латинское божество неизвестного значения, может быть, подобное Диане. Ей была посвящена роща у подошвы Альбанской горы (lucus Ferentinae), где латиняне обыкновенно сходились на собрания. Liv. 1, 50. 52.

ФЕРЕНТИНУМ

ФЕРЕНТИНУМ - Ferentīnum, 1. город в Этрурии, место рождение императора Отона, н. развалины Ferento. Suet. Oth. 1. Strab. 5, 226;

2. город герников в Лации, разоренный во 2-ю Пуническую войну и потом колонизированный, н. Farentino. В ближней роще у ручья Ф. (см. Ferentina, Ферентина) латиняне имели свои совещания. Liv. 1, 50. 2, 30. 4, 51. 9, 43. 10, 34 и чаще.

ФЕРЕТРИУС

ФЕРЕТРИУС - Feretrius, см. Iupiter, Юпитер, под Ζευς, Зевс, 9.

ФЕРИИ

ФЕРИИ - Ferĭae, Римляне делили дни года на dies festi, которые посвящены были на служение божеству, и dies profesti, в которые занимались обыкновенным общественным или частным делом. Dies festi назывались также Ф., в особенности когда они продолжались несколько дней сряду. Их подразделяли на feriae publiсае и privatae; последние справлялись отдельными лицами или семействами, напр., по случаю дня рождения, поминок по умершим (fer. denicales) и т. д. Feriae publicae был legitimae, регулярные праздничные дни, и conceptivae, которые назначались либо ежегодно в определенные или произвольные дни (потому indictivae), либо по экстренным случаям. Feriae imperativae назначались в особенных счастливых или несчастливых случаях. Такие feriae imperativae были f. novemdiales. Liv. 1. 31. Римский праздничный календарь на целый год приведен в ясность Моммзеном обработкой сохранившихся fasti в С. I. L. 1. p. 293-412.

Предыдущая страница Следующая страница