Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")

ИРИС

ИРИС - Iris, 1. ο̉ 'Ίρις, река в Понте, течет с Антитавра, начинаясь у Comana Pontica, сначала в западном, а затем в северо-восточном направлении и наконец, приняв в себя справа Лик, изливается в Понт, к востоку от Амиса; н. Kasalmak, а в устье Yeschil-Irmak. Хеn. Anab. 5. 6, 9. 6, 2, 1;

2. η̉ 'Ίρις, дочь Фавманта и Электры (Hesiod. theog. 265), олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Она - ποδήνεμος, ταχει̃α, α̉ελλόπους (Ноm. Il. 15, 170), златокрылая (χρυσόπτερος) девушка; быстрая, словно буря, переносит И. поручения богов на землю, в море и в подземный мир. Ноm. Il. 24, 78. Hesiod. theog. 784 и cл. Verg. Aen. 9, 803. Главным образом ее посылают Зевс и Гера; у позднейших поэтов она преимущественно посланница и в то же время служительница Геры. В «Одиссее», где посланником богов является Гермес, нет упоминания об И. Но между И. и Гермесом находится большое различие: последний не только исполнитель и посланник богов, но также ловкий и умный бог, приводящий дела к благополучному концу, между тем как И. преимущественно играет роль исполнительницы чужих поручений, но это не мешает ей давать иногда советы и даже самолично оказывать кому-нибудь помощь. Ноm. Il. 23, 198 и cл. 15, 201. Между статуями не попадается изображения этой легкой, нежной богини; но на вазах и рельефах онa является в виде легкой, крылатой фигуры с кружкою в руке, в которой она приносит воду облакам.

ИСАВРИЯ

ИСАВРИЯ - Isauria, Ίσαυρία, небольшая, малоизвестная область Малой Азии, граничила на востоке с Лаконией, на севере с Ликаонией и Φρυγία παρόρειος, на западе с Писидией и на юге с суровой Киликией. Только ее северная часть, менее других занятая Тавром, была до некоторой степени известна древним. Исаврийцы были грубый разбойничий народ, постоянно беспокоивший соседние земли и принимавший живое участие в морских разбоях киликийцев. Сервилий (прозванный Исаврским) победил их в 75 г. до Р. X., точно так же Помпей сокрушил могущество морских разбойников; тем не менее они постоянно уклонялись от подчинения римлянам, которые окружили страну сильными укреплениями. Позднее они соединились с киликийцами и, составив с ними одни народ, предпринимали смелые набеги. Несмотря на горный характер, страна имела хорошие виноградники. Между городами замечательны: Lystra и значительный, укрепленный, главный город страны Isaura, к востоку от Трогитского озера, он был два раза разрушен (Пердиккою и Сервилием) и восстановлен Аминтом; ныне в развалинах. Strab. 12, 568.

ИСАГОГИ

ИСАГОГИ - Εισαγωγει̃ς, общее название ведущих процесс должностных лиц. Сюда принадлежат преимущественно архонты, главною обязанностью которых был предварительный разбор дела и которым вручалась большая часть судебных тяжб (ср. Άρχή, Архэ - 'Άρχοντες). Но и остальные должностные лица, напр. логисты, стратеги, имели судебную власть относительно преступлений в их служебной сфере, так, стратеги - во всех военных преступления. Особенно следует упомянуть, как должностных лиц, ведущих процесс, так называемых 11 мужей (см. 'Ένδεκα, Коллегия одиннадцати), суду коих принадлежала απαγωγή, ε́νδειξις и εφήγησις τω̃ν κακούργων (см. Κακούργοι, Какурги) и юрисдикция коих была, следовательно, очень обширна. Вообще ср. Iudicium, Судопроизводство, A.

ИСАГОР

ИСАГОР - Isagŏras, Ίσαγόρας, афинский аристократ, спорил с Клисфеном о первенстве; теснимый последним, на стороне которого был народ, И. получил помощь от спартанцев, стремившихся поддерживать аристократию. С помощью Клеомена И. изгнал Клисфена с 700 семействами и учредил совет из 300 членов своей партии. Но спартанцы, осажденные в акрополе недовольными афинянами, уже спустя 3 дня должны были по договору удалиться вместе с И., а приверженцы И. были умерщвлены, 508 г. Дальнейшие попытки навязать афинянам И. в качестве тирана не удались. Hdt. 5, 66-72. Thuc. 1, 126.

ИСАРА

ИСАРА - Isăra, ο̉ 'Ίσαρ,

1. быстрый приток Роны с левой стороны, вытекает с Альп и изливается в главную реку у Валенции. Здесь в 121 г. до Р. X. К. Фабий Максим Аллоброг (см. Fabii, Фабии, 22) одержал победу над аллоброгами и арвернами; н. Isère;

2. правый приток Секваны в Галлии, н. Oise.

ИСЕЙ

ИСЕЙ - Isaeus, Ίσαι̃ος,

1. пятый в ряду 10 аттических ораторов, родился в Халкиде, но был афинским гражданином, жил в 1-й половине 4 в. до н. э. (первая из сохранившихся речей написана им в 391 г. до н. э., последняя - в 353 г.). В политических событиях он, кажется, не принимал никакого участия. И. пользовался уроками Лисия и Исократа, затем писал речи для других, особенно в частных тяжбах (δικανικαί), и устроил ораторскую школу. Его учеником был Демосфен, который несколько лет пользовался одними его уроками. Из 64 речей, которые известны были во время Плутарха, 14 считались подложными; сохранилось лишь 11, и все они относятся к делам о наследствах. Характер его речи очень похож на характер речи Лисия, по чистоте, ясности и тщательности, но он обнаруживает более выработанную форму и своим остроумием, силою и сжатостью вознаграждает за недостаток естественности и легкости изложения. Напечатано в Sammlungen griechischer Redner von Reiske, I. Bekker, Baiter и Sauppe; отдельно изданы G. F. Schömann (1831), текст под рецензией С. Scheibe (1860);

2. софист из Ассирии, в преклонном возрасте прибыл в Рим и жил при Траяне. Плиний (epist. 2, 3) и Ювенал (3, 74) упоминают о нем с признательностью. Его жизнь рассказана Филостратом (vit. Sophist, 1, 20).

ИСИДА

ИСИДА - Isis, τIσις, египетская богиня, которая за пределами Египта нашла большой круг поклонников. Ее значение, культ и миф о ней подверглись разнообразным изменениям вследствие азиатского и греческого влияния. Сначала она представлялась египтянину олицетворением Нильской области, оплодотворяемой Осирисом, нильским богом. Осирис - ее супруг, убитый Тифоном и оплакиваемый И., которая ищет его: это Нильская страна, жаждущая благодатной влаги. Благодаря иноземному влиянию Осирис стал богом солнца, а И. богиней рогатой луны, а так как луна у древних считалась животворящею силою, которая рождает и питает растения, животных и людей, то И. стала богиней, ниспосылающей жизнь и плодородие, и наконец, наравне с греческой Деметрой, Персефоной и Гекатой, была включена в число божеств подземного мира; она стала царицей последнего и судьею мертвых; в ее руках ключ от подземного мира. Как царица преисподни, И. шлет на землю грезы и призраки и действует на человеческий мир то благодатно, то гибельно; она исцеляет больных, помогает при родах, но с другой стороны, она наказывает слепотой и другими телесными недостатками. Таким образом, круг ее деятельности совпал с деятельностью Деметры, Персефоны, Артемиды, Афины, Геры, Гекаты, Немесиды, Тихи и др., с которыми она часто смешивалась. Со времен Александрийской эпохи она сделалась также богинею моря, которая, как говорили, изобрела парус, повелевала ветрами и спасала от бурь. Как Деметра она вошла в число божеств нравственного порядка и стала законодательницей (θεσμοφόρος) и покровительницей брака; она учреждает и охраняет государства, она также устанавливает религию и именно мистерии, в которых она сама была предметом поклонения. Таким образом, простая богиня Нильской долины мало-помалу получила всеобъемлющее значение, стала божеством, власть которого охватывает небо и землю. Вот почему позднейшие философы истолковывали ее как основную сущность мира, лежащую в основе как всех единичных людей, так и в жизни богов. «Я, - говорит И. у Апулея (met. 11, 5, р. 241), - мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле подвластны небо, море и подземный мир, я та, единую сущность которой чтит весь мир под многими образами, под изменяющимися именами и в различных значениях: древнейший народ фригийцев чтит меня под именем пессинунтской матери богов, автохтоны Аттики - кекропической Минервы, киприйцы - пафосской Венеры, критяне - Дианы Диктинны, сикулы - стигийской Прозерпины, жители Элевсины - древней богини Цереры, другие - Юноны, Беллоны, Рамнусии, Aethiopes Arique priscaque doctrina pollentes Aegyptii caerimoniis me propriis percolentes appellant vero nomine reginam Isidem» (cp. Hdt. 2. 42). Уже во времена Геродота культ богини вышел за пределы Египта, он проник, напр., в Кирену. Со времени Александра Великого служение ей распространилось во всех землях, населенных греками. В Рим проникло оно, говорят, во времена Суллы и, изгоняемое несколько раз отсюда, достигло в эпоху императоров всеобщего значения во всем государстве. Ее культ состоял в очищениях, религиозных процессиях, в таинственных обрядах, нередко злоупотреблявших чувственными наслаждениями. Греки и римляне совершали обыкновенно, когда море снова становилось доступным для плавания, торжественную процессию и 5 марта (navigium Isidis) приносили в жертву Исиде корабль. Сюда относится известие (Tac. Germ. 9) о дунайских свевах: Isidi sacrificant, причем естественно нужно предположить какое-нибудь германское божество, имени которого мы не знаем. Гримм предполагает, что это Гольда или Берхта. Ее жрецы распадались на различные классы и степени и были подчинены строгому образу жизни; они имели тонзуру и носили полотняные одежды. Hdt. 2, 36. 37. Греческое искусство изображало И. наподобие Геры; ее атрибуты - змея, рог изобилия, колосья, лотос, месяц и рога, наконец, систр (музыкальный инструмент).

ИСИДОР

ИСИДОР - Isidōrus, епископ испалийский (севильский), Hispalensis, в 7 в.; мы упоминаем о нем здесь, имея в виду последнее из его многочисленных сочинений, это - Originum или Etymologiarum Libri XX, в котором он, пользуясь хорошими источниками, напр., Светонием, представил нам сумму всех своих знаний. Первые четыре книги трактуют о Septem artes liberales, другие четыре представляют энциклопедию. Изд. Arevalo (1797 и сл.) и Otto (1833); риторическая часть также и у Halm'a в rhet. latin., p. 505 и сл.

ИСКИ

ИСКИ - Συνθηκω̃ν παραβάσεως δίκη, см. Δίκη, Дика.

ИСКИ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ

ИСКИ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ - Έξαιρέσεως или Άφαιρέσεως δίκη, (на раба) см. Δίκη, Дика.

ИСМАР

ИСМАР - Ismărus, 'Ίσμαρος, город во Фракии, на горе того же имени, уже у Гомера (Ноm. Od. 9, 40. 198) называется городом киконов и славится своим крепким вином; н. Ismahan. Verg. Ecl. 6, 30. G. 2, 37.

ИСМЕН

ИСМЕН - Ismēnus, Ίσμηνός, также Ismenius, Ίσμήνιος, река в Беотии, вытекающая из источника Мелии, к югу от Фив, на Исменском холме (на котором стоял храм Аполлона с оракулом, Hdt. 1, 52); она протекает через Фивы, соединяется с источником Дирке и изливается в озеро Гилику; н. Ai Janni. ср. Thebae, Фивы.

ИСМЕНА

ИСМЕНА - Ismēne, см. Oedipus, Эдип.

ИСМЕНИЙ

ИСМЕНИЙ - I.

Ismenĭas,

Ίσμηνίας,

1. богатый фиванец, долгое время стоявший во главе демократической партии своего отечественного города. Он принял деятельное участие в восстановлении демократии в Афинах в 403 г. Когда Агесилай теснил персов, И. вместе с другими демагогами, подкупленными, говорят, Тифравстом, способствовал возбуждению Коринфской войны (Хеn. Hell. 3, 5, 1. 2, 35); но против этого подкупа говорит то уважение, которым он пользовался постоянно. В войне он был отличным полководцев; он завоевал Гераклею и победил фокейцев при Нарике, в Локреде (ibid. 3, 5). В 383 г. он в одно время с главой аристократической партии, Леонтиадом, был полемархом, так что обе партии, кажется, имели одинаковую силу. Но после того как Фойбид со своими спартанцами занял Кадмею, И. был схвачен и полемархом назначен другой. Он был обвинен в сношениях с персами и в возбуждении коринфской войны; несмотря на его оправдания, он был осужден и казнен, как человек коварный и беспокойный (ibid. 5, 2, 25-36. Plut. Pelop. 5);

2. И., живший позднее, вероятно, сын вышеназванного, принадлежал к числу фиванцев, бежавших в 383 - 379 гг. в Афины, и был товарищем Пелопида во время его плена в Ферах в 368 г. и в его посольстве к персидскому царю, 367 г. Plut. Art. 22. Diod. Sic. 15, 71.

II.

Ismanĭus,

Ίσμήνις,

1. эпитет Аполлона у фивян, святилище которого стояло на реке Исмене за воротами Фив. Hdt. 5, 59;

2. сын Аполлона и Мелии, от которого, говорят, получила свое название река Исмен.

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ - Isocrătes, Ίσοκράτης, знаменитый афинский оратор. Он был сын зажиточного афинянина Феодора, который имел фабрику музыкальных инструментов. И. родился в 463 г. Отец дал ему приличное воспитание. Кроме софистов Тисия, Продика, Протагора и Горгия он слушал также Сократа и возбудил в кружке последнего большие надежды. Вследствие робости и физической слабости, он никогда не выступал со своими речами публично, но старался приносить пользу, обучая других ораторскому искусству, чем и приобрел себе значительное состояние. По одному указанию, говорят, у него было 100 учеников, из которых каждый платил ему 1000 драхм. Затем он находился в сношениях с иностранными государями (напр., с Филиппом Македонским, с Никоклом и Евагором Кипрским), которые обращались к нему за советом. Он приготавливал для них речи и получал от них вознаграждение по-царски. Вследствие общего несчастия своего родного города в конце Пелопоннесской войны, И. также пострадал, потому что его отец потерял все свое состояние. После правления «тридцати» он в ближайшее затем время писал в Афинах судебные речи, но позднее, ок. 392 г., отправился на Хиос и начал там второй период своей деятельности. Это λόγοι ε̉πιδεικτικοί и συμβουλευτικοί. Заслужив на Хиосе славу учителя, И. в 388 г. вернулся опять в Афины. Уклоняясь от государственных должностей и ораторской кафедры, он тем не менее в качестве учителя посредством уроков и частных бесед имел значительное, хотя и косвенное влияние на дела. При этом он особенно подчеркивал искусство изложения, в применении к высоким и достойным сюжетам: кто хочет приготовлять речи, тот должен заниматься великими и достойными мыслями и приучить себя к обсуждению их. Его великая слава скоро привлекла к нему много учеников, даже иностранцев, которые оставались у него от 3 до 4 лет; таковы ораторы Исей, Ликург и Гиперид, историки Феопомп и Ефор и многие другие; его учеником был также сын Конона, знаменитый впоследствии полководец Тимофей, который своими успехами в борьбе с союзниками обязан был той мягкости и справедливости, которой научил его И. Другой друг И., кипрский князь Никокл, дал ему, говорят, 20 талантов за одну речь. Как далеко простиралось влияние И., можно видеть из знаменитого места у Цицерона (Cic. Brut. 8, ср. также Cic. de or. 2, 22). В отчаянии по поводу несчастного исхода битвы при Херонее, И. в 338 г. покончил жизнь самоубийством. Он писал речи не для произнесения их в народном собрании, но для чтения. Говорят, он составил 60 речей, из которых сохранилась 21, большею частью похвальные. Самая знаменитая из них Πανηγυρικός, написанная в 380 г., представляет род праздничной речи с блестящим изложением; в ней проникнутый патриотизмом И. пересчитывает заслуги Афин для Эллады, имея целью доказать, что этому городу принадлежит гегемония. Похвальную речь в честь Афин и Аттики представляет также Παναθηναϊκός (339 г.); в Άρειοπαγιτικός (355 г.) рекомендуется восстановление Солоновых учреждений, измененных Клисфеном, как средство для возрождения Афин. И. писал совершенно простым, но чисто аттическим языком. Он употреблял величайшее старание на техническую сторону изложения, на ее усовершенствование, чем и приобрел себе славу искусного ритора. Целью его стремлений было противопоставление соответственных частей предложения, в чем он обнаруживает большое разнообразие. Древние упоминают, что он ввел κύκλος, т. е. периодическое округление (Cic. or. 53. 177). Основные положения, которым он следовал в своей учительской практике, И. развил в особой τέχνη, на которую нередко ссылаются древние риторы. Издания: в собраниях греческих ораторов Bekker'a, Dobson'a и Baiter u. Sauppe; отдельные изд. Н. Wolf (1570), Korais (1807), Benseler (2-е изд., 1867); изд. избранных сочинений И. Rauchenstein (4-е изд., 1874) и О. Schneider (2 т., 2-е изд., 1874 и cл.).

ИСОНОМИЯ

ИСОНОМИЯ - Ίσονομία и Ίσοπολιτεία, см. Civitas, Цивитас, 9.

ИСОТЕЛ

ИСОТЕЛ - Ίσοτελής, см. Ξένος, Иностранец.

ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ - Hispania, Ίσπανία, первоначально Ίβηρία, у поэтов, кроме того, Έσπερία, Hesperia, занимала в древности весь Пиренейский полуостров; с севера Пиренеи отделяют ее от Галлии; на северо-западе она омывается Аквитанским заливом, на западе Атлантическим океаном, на юге Геркулесовым проливом и Средиземным морем. Кроме Пиренеев на севере из горных хребтов замечательны: на северном берегу в области васконов, кантабров и астурийцев Saltus Vasconum и Vindius. От этой цепи отделяется в юго-восточном направлении вдоль правого берега Ибера Idubeda (Ίδουβέδα), н. Сиерра-де-Ока, С.-де-Лоренсо и С.-де-Альбарасин, с различными отрогами: отрог Orospeda или Ortospeda (Όρτόσπεδα), н. Сиерра-дель-Мундо и С.-де-Алькараз начинается с середины Идубеды, сначала дикий и голый, потом покрытый лесом хребет; он простирается по Испании Бетической до источников Бетиса; этот отрог в южной части называется Mons Argentarius. Вдоль южного берега Бетики простирается хребет Solorius (н. Сиерра-Невада), к которому с запада примыкает хребет Illipula (Лас-Альпухаррас), тянущийся до мыса Calpe. Между реками Бетисом и Анасом лежит Mons Marianus (н. Сиерра-Морена), крутая и богатая рудниками цепь, восточный отрог которой, Saltus Castulonensis (С.-де-Касорле), примыкает к цепи Ортоспеда. В Лузитании между реками Durius и Tagus тянется в северо-западном направлении Mons Herminius (н. С.-де-ла-Эстрелья). Главнейшие мысы на Средиземном море, начиная с северо-востока, следующие: Руrеnе (н. Кабо-Креус) с храмом Афродиты; Tenebrium или Dianium (Кабо-Нао) напротив Пифиусских островов; Saturni prom. (y Птолемея Σκομβρασία 'άκρα, н. Кабо-де-Палос) на восток от Нового Карфагена; prom. Charidemi y залива Урси (н. Кабо-де-Гата); Calpe (н. Гибралтар) в Гадитанском проливе; несколько западнее отсюда lunonis Prom. (н. Кабо-Трафалгар); Prom Cuneus (н. Санта-Мария), южная оконечность лузитанского клина (cuneus) между рекой Анасом и prom. Sacrum (Кабо-сан-Винсенсио); Prom. Barbarium (Кабо-Эспичель) и Prom. Magnum (Кабо-ла-Рока), по обеим сторонам устьев реки Tagus; Prom. Nerium или Celticum (Кабо-Финистерре), северо-западная оконечность; Соru или Trileucum Prom. (Κώρου 'άκρον τò καὶ Τρίλευκον, н. Кабо-Ортегаль), северная оконечность. Из большого количества рек (древние насчитывают их более 60) замечательны на восточном берегу: Alba, Rubricatus (Льобрегат), Iberus или Hiberus со своими притоками (см. Эбро) Turia (Гвадалавиар), Sucro (Хукар), Tader (Сегура); на юго-западном и западном берегу: Bactis (Гвадалквивир), Urium (Тинто), Anas (Гвадиана), Callipus (Садао) в Лузитании, Tagus (Тахо), Munda (Мондего), Vacua (Boyra), Durius (Дуэро) со своими притоками, Minius (Миньо) или Baenis, Tamaris (Тамбре); на северном берегу: Novia, Melsus (Нарсеа), Nerva (Puo-де-Ордунья). И. считалась очень плодородной, особенно в своей южной половине; средние ее полосы были в этом отношении неодинаковы; северные же части большей частью суровы и менее плодовиты. Ее продукты, особенно горного производства, обеспечивали стране благосостояние при посредстве значительной торговли, особенно с Римом. Жители иберы 'Ίβηρες (Iberes или Iberi) были неизвестного нам происхождения; древние считали их за коренных жителей Испании. К ним переселились кельты, жившие по ту сторону Пиренеев; к этим последним принадлежали почти все народы северного берега: кантабры, артабры, галлецийцы (Gallaeci) и во внутренней горной местности: вакцеи, пелендоны, ареваки, бероны и лузоны, а также в юго-восточной части, в так называемом Cuneus, кельтики (они же, вероятно, и кинеты или кинесийцы, о которых упоминает Геродот (2, 33. 4, 49) как о жителях самого дальнего запада), соседи кельтов, которые после слияния с ними получили название Celtiberi, -es (Κελτίβηρες). У подошвы Пиренеев, напротив, в стране нынешних басков до нашего времени сохранилось в чистоте иберийское население. По берегам лежало много частью финикийских (и карфагенских), частью греческих колоний; гораздо позже были основаны римские колонии, зато влияние последних на развитие страны было значительнее. До 238 г. до Р. X., когда карфагеняне старались вознаградить себя в И. за потерю Сицилии и Сардинии, имеются только темные известия о финикийских колониях Ταρτησσός и Γάδειρα (Gades, Гадес). B 229 г. был основан Новый Карфаген; он мало-помалу подчинил себе южную часть полуострова. Когда Ганнибал, нарушая договор, заключенный с римлянами в 228 г., разрушил Сагунт и перешел через Ибер, началась 2-я Пуническая война, после которой римляне (с 206 г.) остались владетелями южной части И.; остальные, до тех пор свободные, области были покорены окончательно только после 200 г.; кельтиберов покорил Тиберий Гракх в 180-178 гг. Лузитанцы отчасти подчинились после падения Нуманции в 133 г., а север подпал власти римлян только с 61 г. (Юлий Цезарь); астуры и кантабры были покорены только в 22 г. до Р. X. полководцем Августа Випсанием Агриппой. Первоначально И. разделялась на Hispania citerior и ulterior, т. е. И. по сию и по ту сторону Ибера. Август расширил провинцию H. citerior, называвшуюся также Tarraconensis по главному городу Tarraco, так что она охватывала северную и восточную часть страны. Граница следовала по течению реки Durius до города Septimanea (н. Симанкас), затем шла в южном направлении до реки Anas, отсюда направлялась к востоку мимо Saltus Castulonensis и примыкала к морю у Нового Карфагена. Hispania ulterior распадалась на 2 провинции, разделенные одна от другой рекой Anas: северную - Lusitania и южную - Baetica, названную так по реке Baetis. Кроме того, страна по числу высших судебных инстанций была разделена на 14 соnventus iuridici. Главные народы в Lusitania: Lusitani - между реками Tagus и Durius; Vettones на востоке от хребта Saltus Herminius; на юге от реки Tagus - Celtici. Главнейшие города: Balsa, н. Тавира; римский муниципий на южном берегу, Myrtilis, н. Мертола, на реке Anas, Fax Julia, н. Беха, на запад от реки Anas, римская колония и местопребывание так называемого conventus iuridicus; Salacia, н. Алькасар-ду-Саль на реке Callipus; Augusta Emerita, н. Мерида, римская колония на p. Anas, в которой Август поселил ветеранов (отсюда и название), один из важнейших городов И., местопребывание высшего суда; Ebora, н. Эвора; Norba Caesarea на реке Tagus, н. Алькантара; Olisipo, н. Лисбоа (= Лиссабон), на реке Tagus, недалеко от ее устья; Salmantica, н. Саламанка. Главные народы в Baetica были: Turdetani по обеим сторонам реки Baetis; Turduli на восточном берегу реки Baetis и на реке Singulis; Bastuli на южном берегу; к ним на востоке примыкали Bastetani; между реками Anas и хребтом Marianus на северо-востоке в области Baeturia - бетийские кельты. Между 175 (по Страбону даже 200) городами этой густонаселенной страны главнейшие были следующие: Astigi, Gades (см. Гадес), Саrteia, Malaca, (см. Малака), Illiturgis, (см. Иллитурги), Munda, (см. Мунда), Hispalis, Italica, (см. Корфиний), Corduba, (см. Кордуба), Baecula (см. Байкула). И. Tarraconensis (она больше, чем обе предыдущие провинции, вместе взятые) населяли следующие народы на восточном берегу: Bastetani, Contestani с городами Carthago Nova и Santabis; Edetani или Sedetani с городами Valentia, Saguntum, Etovissa, Salduba или Caesaraugusta; Ilercaones по обеим сторонам нижнего течение реки Iberus с городом Dertosa; Cessetani с городом Tarraco (Таррагона), главным городом всей провинции; Lacetani около реки Rubricatus с городом Barcino (н. Барселона) при устье реки. Внутри страны у Пиренеев - Ausetani, Cerretani, Ilergetes с городами Osca и Ilerda (н. Уеска и Лерида); Bascones с городами Calagurris (взятый приступом в Серторианскую войну в 71 г. до Р. X., родина Квинтиллиана, н. Калаорра) и Pompaelo (н. Памплона); Varduli и Antrigones с городом Flaviobriga (может быть, н. Португалете или Бильбао); Cantabri с городами Juliobriga, Concanum и Blendium; Astures от северного берега вниз до реки Durius с городами Legio VII Gemina (Леон), Asturica Augusta (Асторга); Gallaeci на северо-западе в области Gallaecia и Artabri с городами Brigantium, Lucus Augusti, Bracara (н. Брага). На юге от астуров в центральной области жили Vaccaei с городами Pallantia и Septimanea; далее на юго-восток занимавшие середину страны Кельтиберы, которые разделяются на кельтиберов в более тесном смысле на юге, ареваков на северо-западе, пелендонов и беронов на востоке с городами Clunia, Numantia (н. Гаррай), Segontia, Bilbilis, родина Марциала, Segobriga, Contrebia. Соседями кельтиберов на юго-западе были Carpetani между реками Tagus и Anas, с г. Toletum (н. Толедо); наконец, Oretani, жившие на границе Бетики. Strab. 3, 177 и cл. Ptol. 2, 4 и cл. Plin. 3, 1 и cл. 4, 20 и cл. Mela. 2, 6. 3, 1.

ИСС

ИСС - Issus, Ίσσός или Issi, Ίσσοί (Хеn. Anab. 1, 2, 24. 4, 1), город в Киликии, на названном его именем Иссийском заливе (н. Скандерунский залив), еще во времена Александра Великого цветущий и богатый город. Позднее, вследствие близости Александрии, И. значительно утратил свое былое значение. Тут в 333 г. Александр Великий разбил Дария. Strab. 14, 676. Arr. 2, 7-11. Diod. Sic. 17, 33 и cл.

ИССА

ИССА - Issa, н. Лисса, остров в Адриатическом море, у берега Далмации, населенный отличными моряками, корабли которых, lembi Issaei, пользовались особенною славой. Caes. b. c. 3, 9. Liv. 31, 45. 32, 21 и в других местах. Strab. 4, 315. 317.

ИССЕДОН

ИССЕДОН - Issedŏnes, Ίσσηδόνες, у римлян Essedones, далеко распространенный народ Скифии extra Imaum, поселения которого доходили до Серики. Геродот (1, 201. 4, 13. 25. 26) помещает их к востоку от массагетов, до реки Ойхарда. Упоминается два их города, И. в Скифии и в Серике.

ИСТЕВОНЫ

ИСТЕВОНЫ - Istaevŏnes или Istvaeŏnes, третий из народов, происходивших от сыновей Манна, родоначальника германских племен (Tac. Ger. 2). Яков Гримм отдает предпочтение форме Iscaevones, имея в виду происхождение первого человека от ясневого дерева, Esche; другие производят слово от Istu. По Плинию (4, 99), под этим именем известны были народы, обитавшие на Рейне.

ИСТЕР

ИСТЕР - Ister, см. Danuvius, Данувий.

ИСТМ

ИСТМ - Isthmus, см. Corinthia, Коринфия, 1.

ИСТМИИ

ИСТМИИ - Isthmia, τὰ 'Ίσθμια. Между большими праздничными играми греков после Олимпийских наибольшее значение принадлежало Истмийским играм, которые праздновались на Коринфском перешейке (Истме), у храма истмийского Посейдона, невдалеке от сосновой рощи, посвященной этому богу (Ποσειδώνιον τέμενος). Истмийские игры происходили по прошествии каждых двух лет, в середине лета на рубеже между 4 и 1, равно как между 2 и 3 годами олимпиады, так что они падали то на первый, то на последний месяц олимпийского года, потому что летосчисление отдельных греческих государств не было везде одинаково, а каждая местность имела свой календарь. Промежуток времени, отделявший один истмийский праздник от другого и носивший название истмиады, представлял собою триетериду. Две триетериды равнялись одной олимпиаде. Предание говорит, что Истмийские игры были учреждены в качестве похоронных игр в честь Меликерта, сына Ино, между тем как Плутарх (Thes. 25) называет учредителем их Тесея, который будто бы установил этот праздник в благодарность за победу над Синисом. Елейцы не допускались на эти игры, зато афиняне пользовались почетным правом проедрии (председательства); афиняне в свою очередь награждали денежною суммою в 100 драхм тех из своих сограждан, которые оказывались победителями на истмийских состязаниях. Выгодное положение и богатство Коринфа, который был распорядителем игр, сообщало им особенный блеск. Этот блеск, особенно усилившийся после Персидских войн, разумеется, несколько поблек во время Пелопоннесской войны, но ко времени Ахайского союза и даже после разрушения Коринфа он снова усилился (заведование играми только на некоторое время перешло к Сикиону, а затем распорядителем сделался опять Коринф, уже оправившийся от своих бедствий); римские императоры обращали на Истмийские игры особенное внимание. Истмийские игры, как и все другие, состояли из 3 главных частей: из гимнастических, конных и музыкальных состязаний. Бег взапуски в стадии и в особом ристалище, носившем название δόλιχος (пространство, имевшее 7 стадий длины), единоборство и кулачный бой, панкратий и пентафл составляли гимнастические состязания (см. Gymnasium, Гимнасий); бег на колесницах, запряженных четверкой лошадей, и верховые скачки входили в состав конных ристаний; музыкальное состязание, состоявшее из чтения стихов и игры на музыкальных инструментах, примкнуло к Истмийским играм, вероятно, в позднейшее время. Характерною чертою всех четырех главных игр было главным образом то обстоятельство, что победитель не получал никакой материальной награды (как у Гомера), кроме почетного венка. На Истмийских играх этот венок долгое время делался из сельдерея (Pind. nem. 4, 88, ol. 13, 31), так было еще во времена Тимолеонта, 335 г. до Р. X. (Plut. Tim. 26); только много лет спустя после разрушения Коринфа он был заменен сосновым венком, η̉ πίτυς. Во время игр никто не мог украсить себя победным венком; кто поступал иначе, как это сделал раз Диоген Синопский, тот получал выговор от судей. Кроме венка победителю, как и в других играх, вручалась пальмовая ветка; тут же публично увенчивали и прославляли заслуженных мужей и даже целые государства; здесь также, ввиду скорого ознакомления, вырезались на столбах договоры греческих государств. Thuc. 5, 18. Однажды, в 198 г. до Р. X., в момент открытия праздника, римский полководец Т. Квинций Фламинин через глашатая провозгласил автономию (Plut. Flam. 12. Liv. 33, 32); то же сделал впоследствии Нерон (Suet. Nero. 22. 24). Провозглашаемый на Истмийских играх божий мир (Ίσθμικαί σπονδαί) не соблюдался так сторого, как это было в Олимпии, причиной чего было, несомненно, местоположение.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ - Historia, ι̉στορία, собственно, разведывание или историческое исследование, затем историческое повествование.

I. И. У греков только незадолго до Персидских войн вследствие интереса к судьбам прошлого возникла охота записывать сказание древности. Здесь прежде всего следует упомянуть о так называемых логографах, λογογράφοι (Thuc. 1, 21), которые были преемниками поэтов-мифографов и нередко только заменяли поэтическую оболочку прозаической. Самым ранним между ними был Кадм из Милета; к несколько позднейшим временам принадлежали: Гекатей, Харон из Лампсака, Гелланик из Митилены, Акусилай из Аргоса и др. Но скоро всех их затмил отец И., Геродот, который, как ι̉στοριογράφος, собрал около одного пункта - национальной войны эллинов против персов - все данные, собранные им в путешествиях и сообщенные ему другими лицами. Фукидид, напротив, как συγγραφεύς, описал И. пережитых им самим внутренних войн эллинов, которую он начал в изгнании и не успел дополнить. Он является в то же время творцом прагматизма и тщательной характеристики. Продолжением его труда было сочинение Ксенофонта: Έλληνικά; он же описал в «Анабасисе» просто и наглядно поход, в котором он по большей части сам был предводителем, а в «Кирупедии» дал изображение образцового царя. Исторические книги Ктесия, который долго жил при дворе в Сусах, давали понятие о более древней И. Азии; Эфор пытался начертать всеобщую И., но, подобно Филисту и Феопомпу, остался позади своих великих учителей. В александрийский период Неарх и Онесикрит в описаниях походов Александра Великого не сохранили надлежащего беспристрастия; Тимей из Сицилии писал несколько напыщенным стилем, но оказал важные услуги хронологии; вавилонскую И. написал жрец Ваала Берос в честь рода Селевкидов; египетскую И. начертал Манефон. Отрывки греческих историков собрали Карл и Федор Мюллер: fragmenta historicorum Graecorum (5 т., 1841 г. и сл.).

II. У римлян первым по времени историком является Q. Fabius Pictor (во время 2-й Пунической войны); он, как и L. Cincius Alimentus, писал по-гречески. Более важным историческим трудом и первым на латинском языке были Origines Катона; кроме того, являются авторами сухих и плохо изложенных произведений L. Calpurnius Piso и M. Cassius Hemina. Более ценным является стремление Полибия, хорошо знакомого с римской жизнью (около середины 2 в.), изобразить с общеисторической и прагматической точки зрения время от 2-й Пунической войны до покорения Греции. Его преемники были уже настоящими историками, а не сочинителями сухих летописей; между ними замечательны L. Coelius Antipater, историк 2-й Пунической войны (annales) и Valerius Antias, современник Суллы; затем L. Cornelius Sisenna описал союзную и гражданскую войны изысканным, тяжелым языком и далеко не беспристрастно, а Сулла описал свою жизнь на греческом языке. С. Iulius Caesar также описал свои собственные походы, хотя не вполне беспристрастно, но в прекрасной форме, подражать которой не сумели его продолжатели. Высоко стоит по своему стремлению к истине и беспристрастию, по искусной обрисовке характеров и оригинальности языка С. Sallustius Crispus (bellum Iugurthinum и Catilinarium; его Historiae, к сожалению, дошли до нас только в отрывках). Cornelius Nepos, o котором трудно судить по дошедшим до нас произведениям, следовал греческим образцам, за исключением жизнеописаний Катона и Аттика. T. Livius желал почтить род Юлиев своим обширным историческим трудом в 142 книги. При первых императорах действительная современная И. излагалась только в так называемых acta diurna; описывать настоящее время считалось опасным, поэтому полем для трудолюбия историков была И. прошедшего. Velleius Paterculus пытался представить очерк римской И. без особенной самостоятельности в критике; Valerius Maximus собрал всевозможные данные и группировал их с нравственной точки зрения; Curtius Rufus сочинил И. Александра Македонского в преимущественно риторической форме. Выше всех стоит по нравственной строгости, блестящему изложению и искусству изображения аффектов Cornelius Tacitus, одаренный пророческим взглядом на будущность своего народа и на значение неприязненных римлянам германских племен; он одинаково превосходен в биографическом, описательном и чисто историческом роде произведений. Менее ценны в художественном отношении, но важны, как сборники данных, написанные по-гречески труды Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Диона Кассия, Аппиана и особенно Плутарха. Немного позднее жили писавшие по-гречески Арриан и римляне Suetonius, Florus, Iustinus, Aurelius, Victor, Eutropius, для отдельных периодов важны: Ammianus Marcellinus и шесть авторов, писавших И. императоров. Сохранившиеся отрывки римских историков собрал A. Krause (1833), Roth (Anhang zu Gerlachs Ausgabe des Sallust, 1852) и лучше всех Peter (1 т., 1870). ср. вообще Ulrici, Charakteristik der antiken Historiographie (1833). Creuzer, die historische Kunst der Griechen (2. Auflage. 1845). Gerlach, die Geschichtschreiber der Römer (1855),

ИСТРИЯ

ИСТРИЯ - Istrĭa или Histria, Ίστρία, западная большая часть полуострова на северной оконечности Адриатического моря, окруженная водами Тергестинского и Фланатского заливов. Реки Timavus, Formio и Arsia орошали эту область, прорезанную невысокими горами, жители которой, истрийцы или гистрийцы, грубый и дикий иллирийский народ, в 177 г. до Р. X. были покорены римлянами. Liv. 41, 15 и cл. Важнейшие города были Tergeste или Tergestum, н. Триест, Pola, ныне того же имени, Parentium, н. Паренцо. Strab. 5, 209. 215. Mel. 2, 3, 12. 4, 4.

ИТАКА

ИТАКА - Ithăca, Ίθάκη, н. Фиаки, небольшой (в 3 кв. мили величиной), но знаменитый остров Одиссея на восток от Кефаллении или Самы, у Гомера называется самым западным из островов (Ноm. Od. 9, 25). Горный хребет прорезывает весь остров, простирающийся в направлении к северо-северо-западу (Ноm. Od. 4, 605. 13, 195); северная вершина называется Νήριτον (ныне Ильи или Аной, Ноm. Od. 9, 22. 14, 371), южная - Νήϊον (н. Стефано, Ноm. Od. 1, 186. 3, 81); к ее крутым скалам вполне подходят гомеровские эпитеты αι̉γίλιψ и κραναή. Эти голые ныне вершины, по словам Гомера, были покрыты лесом (Νήιον ει̉νοσίφυλλον, Il. 2, 632. Ноm. Od. 1, 186. 9, 22 и в другом месте). По его же словам, страна была обильна водою (Ноm. Od. 13, 245). В ее небольших долинах и по склонам гор росло много хлеба, винограда, смокв и олив (Ноm. Od. 24, 245 и cл.), равным образом процветало скотоводство (Ноm. Od. 4, 606. 13, 246. 404. 14, 107). На северной стороне И. лежала скала Корак, там же возле источника Арефусы расстилалась Форкинская бухта (Ноm. Od. 13, 102 и слл. 351). Гавань Ρει̃θρον. (Ноm. Od. 1, 186), н. Порто-Мало, сильно врезывающаяся в берег с северо-востока, суживает остров посередине (это, конечно, и есть Λιμὴν πολυβενθής, Ноm. Od. 16, 324 - 352). У Рейтра, у подошвы Неия лежал город И. (Ноm. Od. 3, 81, 2, 397. 16, 331), н. Аэто при Вафи, нынешнем главном пункте острова. Впрочем, город лежал высоко над уровнем моря (Cic. de or. 1, 44. Ithacam in asperrimis saxulis tanquam nidulum affixam) в наиболее узкой части острова. Описания местности в различных частях «Одиссеи» взаимно противоречат друг другу, а тем более нынешнему положение И. Очевидно, поэт никогда не видел этого острова, а просто выдумал различные подробности о его характере. Тем не менее новейшие исследователи (Gell, Rühle v. Lilienstern, Schreiber и даже Fr. Thiersch, см. его биографию, т. 2, стр. 333) все еще хотят отыскать все сказанное Гомером. Но против их попыток высказался Неrcher (Hermes, т. 1, стр. 263-280), на основании личных наблюдений.

ИТАЛ

ИТАЛ - Itălus, см. Electra, Электра, 5.

ИТАЛИЙСКАЯ ВОЙНА

ИТАЛИЙСКАЯ ВОЙНА - Italicum bellum, см. Маrsicum bellum, Марсийская война.

ИТАЛИЙСКОЕ ПРАВО

ИТАЛИЙСКОЕ ПРАВО - Ius Italicum, охватывает права, которые получали в виде исключения некоторые провинциальные города, равные правам италийских городов, именно:

1. libertas, т. е. право свободного устройства и самоуправления,

2. immunitas, т. е. освобождение от подушной и поземельной подати, которой подлежали остальные провинциальные города,

3. поступление земли под ius Quiritium, так что могли быть применяемы формы римского права вроде Usucapio, Mancipatio и др. Только колонии получали ius Italicum, и, кажется, это право возникло именно при Августе, когда он посредством колоний ветеранов привлек в провинциальные колонии изгнанных италиков и не хотел сузить их права. Когда свободное устройство и освобождение от податей италийских городов прекратилось, ius Italicium все еще продолжало существовать в провинциях; главное преимущество его состояло в податной льготе.

ИТАЛИК

ИТАЛИК - Italicus, см. Silii, Силии, 8.

ИТАЛИКА

ИТАЛИКА - Italica, 1. город в области турдетанов в Hispania Baetica, основанный во 2-ю Пуническую войну Сципионом и населенный ветеранами, несколько к северу от Гиспалиса на Бетисе. Со времен Августа был муниципией, впоследствии получил название Colonia victrix Ulpia. Значительные развалины у Сантипонсе свидетельствуют о величии города. И. была родиной императоров Траяна и Адриана и, может быть, также поэта Силия И. (см. Silii, Силии, 8). Caes. b. c. 2, 20. Alex. 53. Strab. 3, 141;

2. см. Corfinium, Пелигны.

ИТАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАН

ИТАН - Itănus, 'Ίτανος, город на восточном берегу острова Крита, несколько к югу от мыса Салмония. Он имел, по словам Геродота (4, 151), пурпуровые красильни и владел значительной областью.

ИТИЙСКАЯ ГАВАНЬ

ИТИЙСКАЯ ГАВАНЬ - Itĭus portus, τò 'Ίτιον, портовый город галльского племени моринов; здесь Цезарь собрал свои войска перед вторым походом в Британию (Caes. b. c. 5, 2. 5, 8), по Наполеону III - нынешняя Булонь, по Гёлеру - Кале, по Геллеру и Киперту - Виссан; порт этого последнего города, впрочем, теперь окончательно обмелел.

ИТОМА

ИТОМА - Ithōme, Ίθώμη,

1. гора внутри Мессении на правом берегу реки Балиры (в 2500 футов вышиною), названная Димитрием Фаросским вторым после Коринфа рогом (κέρας) Пелопоннеса (Polib. 7, 11. Strab. 8, 361). На вершине находилось святилище Зевса Итомата, местного бога Мессении, без храма и статуи. Культ этого божества состоял в жертвоприношениях и музыкальных состязаниях. В то же время плоская вершина горы, обнесенная крепкими стенами, служила замком и главною крепостью страны. В 1-ю Мессенскую войну (743-724 г. до Р. X.) И. в течение 10 лет была геройски защищаема Аристодемом против спартанцев, которые овладели ею, но скоро она была снова укреплена и позднее считается акрополем лежавшего у ее подошвы города Мессены. У южной подошвы горы в 369 г. Эпаминонд построил крепкую Мессену, сделавшуюся главным городом страны. Ее замечательные и значительные развалины существуют и поныне. Ныне гора И. называется Вуркано. Thuc. 1, 103. Paus. 3, 26. 4, 5. ср. прекрасное описание Vischer'a в его Erinnerungen und Eindrücke aus Griechenland, стр. 442 и слл.;

2. крепкий город в западной Фессалии, на крутой скале, жители которого впоследствии соединились с городом Метрополией. Strab. 9, 437.

ИУДЕЯ

ИУДЕЯ - Iudaea, Ίουδαία, так во времена римского владычества называлась самая южная и самая важная из четырех частей Палестины, лежавшая по сю сторону Иордана. И. граничила на севере с Самарией, на востоке доходила до Иордана, на юге (от приморского города Рафии до Кадес-Барнеа, внутри страны) соприкасалась с каменистой Аравией, на западе ее омывало море, у которого жили филистимляне. Таким образом, Иудея занимала землю колен Иудина и Симеонова, а также часть земли колена Данова и Вениаминова.

ИФИАНАССА

ИФИАНАССА - Iphianassa, Ίφιάνασσα,

1. дочь Пройта (см. Прэт);

2. дочь Агамемнона у Гомера (Il. 9, 145. 287). Позднейшие поэты принимают рядом с нею Ифигению тоже как дочь Агамемнона.

ИФИГЕНИЯ

ИФИГЕНИЯ - Iphigenīa, Ίφιγένεια, дочь Агамемнона и Клитемнестры; ее называют также дочерью Агамемнона и Астиномы, дочери Хриса, или дочерью Тесея и Елены, которую Клитемнестра воспитывала как свою собственную дочь. Когда безветрие, ниспосланное Артемидой, разгневанной на Агамемнона или Менелая, не позволяло грекам, стоявшим в гавани Авлиды, пуститься в поход на Трою, прорицатель Калхант объявил, что И. должна быть принесена в жертву богине. Просьбы Менелая убедили Агамемнона послать за дочерью под предлогом обручения ее с Ахиллеем и принести ее в жертву. Но в самый момент заклания Артемида поставила на место И. лань, а ее на облаке унесла в Тавриду, чтобы сделать там своею жрицею. Там она в течение долгого времени совершала обряды жестокого культа Артемиды Таврической, до самого прибытия ее брата Ореста (см. Орест), приехавшего на берег Тавриды с целью унести в Грецию статую Артемиды. И. бежала с ним и вернулась в Грецию. Eur. Iphig. Aul. и Таur. Sophoc. Electra. 565. Pind. pyth. 11, 23. Ov. met. 12, 27 и cл. Во многих местах Греции, напр., в Гермионе, Артемида носила прозвище И., и таврийцы утверждали, что И. есть почитаемая ими богиня; по Гесиоду, она не умерла, но была превращена Артемидой в Гекату. Hdt. 4, 103. Вот почему полагают, что И. первоначально представляла особый вид Артемиды и совпадала с так называемой Артемидой Таврической (см. 'Άρτεμις, Артемида). В Бравроне, в Аттике, где совершалось поклонение последней, говорят, умерла и похоронена И.; здесь также она имела свой культ. Ее святилище и гробницу показывали также в Мегаре. По другому преданию, Артемида одарила ее бессмертием, и И., под именем Орсилохии, живет на Левке в супружестве с Ахиллеем.

ИФИКЛ

ИФИКЛ - Iphicles, Ίφικλη̃ς, -ος, -εύς,

1. сын Амфитриона и Алкмены, сводный брат Геракла (см. Hercules, Геркулес, 3 и 4), отец Иолая. Он принимал участие в калидонской охоте и во многих походах Геракла (против Лаомедонта, Авгия, Гиппокоонта) и пал в битве с сыновьями Гиппокоонта или был ранен в борьбе с молионидами и умер в Фенее, в Аркадии, где и почитался как герой;

2. сын Фестия, калидонский охотник и аргонавт;

3. сын Филаки, внук Деиона или сын Кеофала, из Филаке, в Фессалии, быстрый скороход (Ноm. Il. 23, 636), отец Подарка и Протесилая. Он был богат прекрасными быками, которых Мелампод получил в награду за свой пророческий дар и привел к Нелею в Пилос. Ноm. Il. 2, 705. 13, 698. Ноm. Od. 11, 288 cл. Он участвовал в походе аргонавтов.

ИФИКРАТ

ИФИКРАТ - Iphicrătes, Ίφικράτης, афинский полководец, из низшего сословия (отец его, говорят, был кожевником), будучи 20 лет от роду получил в коринфской войне главное командование наемными войсками, с которыми и был разбит спартанцами в коринфской гавани Лехее (393 г.); с того времени он начал трудиться над организациею наемников, все более входивших в употребление. Он вооружил их небольшим, круглым щитом (πέλτη, откуда и самое название πελτασταί), дал им копье, наполовину длиннее, и меч, вдвое больший против прежнего, вместо металлического панциря ввел полотняный и даже обувь сделал более удобною. Nep. Iph. 1. Diod. Sic. 15, 44. Justin. 6, 5. Вводя строгую дисциплину и развивая силу солдат эволюциями (ε̉ξελιγμοί, τακτικαὶ διέξοδοι), он создал военную силу, не уступающую спартанской фаланге. Diod. Sic. 15, 44. Nep. Iph. 2. И. делал вторжения в область флиасийцев, сикионийцев, аркадян, но высшей славы достиг, лишь уничтожив море спартанских гоплитов, составлявших гарнизон Лехея и проникших с амиклейцами до самого Сикиона (392 г.). Хеn. Hell. 4, 5, 11 и cл. Plut. Ages. 22. Вскоре затем за противодействие притязаниям аргивян в Коринфе он был отставлен. В 390 г. И. отправился во Фракию с целью восстановить там значение афинян, победил Анаксибия, спартанского гармоста в Абиде (Хеn. Hell. 8, 31 и cл.), но борьба с Анталкидом и его мир вырвали из рук И. достигнутые им благоприятные результаты. В последующие годы он, кажется, делал походы на фракийцев, восстановил власть Севта, воевал с Котисом (387-384), но заключил с ним союз и женился на его дочери. Когда персы задумали возвратить себе Египет, афиняне, по просьбе Артаксеркса, дружбы которого они искали тогда, послали И. во главе греческого наемного войска, но он, рассорившись с Фарнабазом из-за осады Мемфиса, вернулся в Афины, после того как персидское войско погибло от разлития Нила, 374. Nep. Iph. 2. Diod. Sic. 15, 29. Polyaen. 3, 9, 56. В Афинах он способствовал отставке Тимофея и сам послан был с флотом на помощь Керкире, которую осаждали спартанцы под предводительством Мнасиппа. Впрочем, ко времени его прибытия керкирейцы уже собственными силами разбили спартанцев, тем не менее ему удалось задержать корабли, посланные тираном Дионисием на помощь спартанцам, и причинить им вред своими нападениями. Хеn. Hell. 6, 2, 27 и cл. Т. к. он еще со времени своих нападок на Тимофея возбудил против себя неудовольствие знати, то после мира 371 г. он был обвинен Гармодием, вероятно, за поставленную ему статую; И. произнес в свою защиту блестящую речь, которую, однако, некоторые приписывали Лисию; но и ему, без сомнения, она доставила славу оратора. В 369 г. афиняне послали его на помощь Спарте против Фив; но он вел дело не энергично и позволил Эпаминонду беспрепятственно вернуться из Пелопоннеса (Хеn. Hell. 6, 5, 51). С 368 г. мы в течение многих лет находим его во Фракии, он должен был покорить Амфиполь, но не достиг никаких значительных успехов; даже то влияние, которое он доставил афинянам в Македонии, поддерживая Эвридику, вдову Аминта, было непродолжительно. В 358 г. вспыхнула война союзников; во 2-й год войны афиняне поручили главное начальствование Харету, Тимофею и И. Nep. Iph. 3. Diod. Sic. 16, 21. Они встретились с врагами у Самоса, и Харет дал безрассудное повеление начать битву, несмотря на поднявшуюся в то время бурю. И. и Тимофей, более рассудительные, отказались исполнить его желание и за то были обвинены в измене. Смелость И. спасла их от осуждения на смерть, взамен которой на них наложен был денежный штраф. Вероятно, И. отправился во Фракию, где и пребывал до самой смерти, которую также следует отнести к 353 г. см. Rehdantz, Vitae Iphicratis, Chabriae, Timothei (1845).

ИФИМЕДИЯ

ИФИМЕДИЯ - Iphimedēa, Ίφιμέδεια, дочь Триона, мать Алоадов.

ИФИС

ИФИС - Iphis, τΙφις,

1. царь аргосский, сын Алекора, внук Анаксагора, отец Етеокла, участвовавшего в походе семерых против Фив, и Евадны, жены Капанея; ему последовал Сфенел, сын Капанея;

2. сын Сфенела, брат Еврисфея, аргонавт, павший в битве с Эетом;

3. юноша из Саламина, на Кипре, который вследствие равнодушия к нему любимой им девушки Анаксареты, из рода Тевкра, повесился на ее дверях. Когда Анаксарета увидела из своего окна труп юноши, она была превращена Афродитою в камень. Ov. met. 14, 700 и сл.

ИФИТ

ИФИТ - Iphĭtus, 'Ίφιτος,

1. см. Hercules, Геркулес, 11;

2. сын Навбола, отец Схедия и Епистрофа, из Фокиды, равно как № 1 аргонавт. Ноm. Il. 2, 518, 17, 306;

3. сын Гемона, или Праксонида, или Ифита, потомок Оксила, из Элиды. Он вместе с Ликургом Спартанским возобновил Олимпийские игры. Paus. 5, 4, 5.

ИХТИОФАГИ

ИХТИОФАГИ - Ichthyophăgi, Ίχθυοφάγοι. Так назывались у древних разные приморские племена южных морей, о которых, при вообще весьма недостаточных сведениях, знали или предполагали, что они питались преимущественно рыбой. Более известные из них:

1. жившие на крайнем востоке; между экватором и Сиамским заливом, Sinus magnus (Ptolem.);

2. на берегу Гедросии у Эритрейского моря (Arr. 6, 28, 5), где и теперь есть народы, ведущие подобную жизнь;

3. на северо-восточном берегу Счастливой Аравии у Персидского залива;

4. в африканской местности Троглодитике у Аравийского залива выше Египта и Эфиопии, стоявшие на весьма низкой степени культуры (Hdt. 2, 9. 20. 23);

5. на западной стороне Африки к югу от реки Маситола, н. Гамбии.

ИХТИС

ИХТИС - Ichthys, см. Elis, Элида.

ИЦЕНЫ

ИЦЕНЫ - Icĕni или Simeni, Σιμενοί, могущественное племя на восточном берегу Британнии, с городами Camboritum (Кембридж), Caretorium (Бреттенгем) и Venta (Кестер). Они были храбры и стойки, но, несмотря на свою преданность римлянам, подвергались притеснениям со стороны последних, так что восстали по призыву своей царицы Боадицеи (см. Боудикка). Tac. ann. 12, 31. 14, 31. Tac. Agr. 16.

ИЦИЛИИ

ИЦИЛИИ - Icilii, плебейский род, долгое время энергично защищавший права и интересы народа (Liv. 4, 54):

1. Spurius Icilius, один из посланников народа к сенату при удалении на Священную гору (493 до Р. X.); будучи народным трибуном, издал закон, по которому определялось право трибуна непосредственно обращаться к народу при тяжелом наказании для нарушителя закона (по другим, этот закон позднейшего происхождения). Dion. Hal. 9, 43. Сделавшись впоследствии эдилом, он, по приказу трибунов, должен был арестовать Кориолана, чему патриции насильственно воспротивились. Liv. 2, 28. Dion. Hal. 7, 26. Plut. Coriol. 17;

2. C. Icil. Ruga, в 493 г. избран во вновь учрежденный трибунат. Его сын

3. L. Icil. Ruga, трибун в 456 г. до Р. X., доставил трибунам право быть призываемыми в сенат, а плебеям право поселения на Авентинском холме. Dion. Hal. 10, 31 и далее. Вновь избранный на следующий год, он сперва боролся с консулами по причине их насилия при наборе, а потом с патрициями по поводу аграрного закона. Dion. Hal. 10, 35 и дал. В 449 г. он, как жених Виргинии, защищал свою невесту против Аппия Клавдия (Liv. 3, 44 и далее) и после ее смерти возбудил весь народ к восстанию против децемвиров, занял с помощью войска, высланного в поход против сабинян и привлеченного им на свою сторону, Священную гору и вел переговоры народа с сенатом. Liv. 3, 53. После примирения он привлек к ответственности Аппия Клавдия и обеспечил законом амнистию участникам восстания;

4. I. Icil., может быть, сын предыдущего, трибун в 412 г. до Р. X., предложил аграрный закон, но потерпел неудачу. 3 года спустя он с двумя другими И. вновь был трибуном и провел закон, чтобы плебеи из 4 квесторов трех выбирали из своего сословия. В следующем году (408 г.) он приобрел также для плебеев право принимать участие в выборе военных трибунов. Liv. 4, 55.

Предыдущая страница Следующая страница