Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГИР"-"ГОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГИР"-"ГОР")

ГИРТОНА

ГИРТОНА - Gyrtōne, Γυρτώνη, впоследствии Γυρτών, город в фессалийской области Пеласгиотиде, ниже Лариссы на реке Пенее, упоминается уже Гомером (Il. 2, 738). Thuc. 2. 22. Polib. 14, 5. Liv. 36, 10, 42, 54. Strab. 7, 329. 9, 443. Жители страны прежде назывались флигийцами. Свидетельства древних о ее местоположении весьма неопределенны.

ГИРТУЛЕЙ

ГИРТУЛЕЙ - Hirtuleius, вероятно, квестор в 86 г. до Р. X. (Cic. Font. 1. 2), введший двойной расчет (tabulae dodrantariae и quadrantariae) по отношению к проведенному в этом же году консулом Валерием закону об облегчении долгов. Может быть, это одно и то же лицо с квестором Л. Гиртулеем, который под начальством Сертория блистательно сражался в Испании и в 79 г. победил Домиция, а в 78 г. Мамилия. Точно так же в 76 г. он разбил войско Помпея, но в 75 г. пал в кровопролитном сражении под Италикой на реке Бэтис. Oros. 5, 23.

ГИСИИ

ГИСИИ - Hysiae, Ύσίαι,

1. город в Арголиде (см. Argolis, Арголида, 5) на границе области Кинурии, где аргивяне были разбиты спартанцами. В Пелопоннесскую войну в 417 г. до Р. X. город был разрушен лакедемонянами (Thuc. 5, 83). Возобновленный аргивянами, во время Павсания он был в развалинах. Paus. 2, 24, 7. Strab. 8, 376. Доныне сохранились руины акрополя;

2. местечко в Беотии, рядом с полем битвы при Платеи. Hdt. 9, 15. 25. Thuc. 3, 24. Уже Павсаний видел это местечко в развалинах.

ГИСКОН

ГИСКОН - Gisco, Γίσκων, Γέσκων, имя нескольких карфагенских полководцев:

1. сын Гамилькара, бежавший после неудачного сражения при Гимере в Селинунте;

2. сын Ганнона, отличился в борьбе с Тимолеонтом как полководец, 340 г. до Р. X. Plut. Timol. 34;

3. командовал в 241 г. до Р. X. в Лилибее и переправил наемников небольшими отрядами в Африку, причем карфагеняне медлили уплатой жалованья, пока не собралось все войско. По желанию наемников Г. явился в их лагерь для заключения договора, но, по распоряжению одного из их предводителей, Спендия, был арестован и впоследствии умерщвлен при больших истязаниях, чтобы сделать невозможным мир с карфагенянами. Polib. 1, 66-80.

ГИСПАЛИС

ГИСПАЛИС - Hispălis, 'Ίσπαλις, н. Севилья, знаменитый торговый город в Бетийской Испании (Baetica) на реке Бетисе, который в 500 стадиях от своего устья был еще удобным для морских кораблей; после городов Кордубы и Гадеса это был важнейший город провинции и местопребывание так называемого conventus iuridicus. От Цезаря он получил название: colonia Iulia Romula или Romulensium. Caes. b. c. 2, 18. 20. b. Hisp. 27. 35. 42. и др. Strab. 3, 141. Сохранились только немногие остатки древнего города.

ГИСТАСП

ГИСТАСП - Hystaspes, Ύστάσπης, по-древнеперсидски Виштаспа, влиятельный перс, отец Дария I, человек большого ума и образования, приобретенного им в путешествии в Индию от тамошних браминов и сообщенного им магам. Amm. Marc. 23, 6.

ГИСТИЕЙ

ГИСТИЕЙ - Histiaeus, Ίστιαι̃ος, тиран города Милета во время персидского владычества, каких было много в Ионии ок. 500 г. Т. к. интересы царя и тиранов совпадали, то Г. из личных расчетов воспротивился предложению Мильтиада разрушить мост на Дунае после перехода Дария в страну скифов, чтобы погубить войско царя и достигнуть освобождения азиатских греков. Hdt. 4, 137. 138. Nep. Milt. 3. Он получил за это и награду - полосу земли на реке Стримоне; но позже, будучи заподозрен царем в измене, он под почетным предлогом был отозван в Сусы. Hat, 5, И, 23 и cл. Когда Аристагор готовил восстание, Г., недовольный своим положением, втайне поощрял его (Hdt. 5, 35). Он был послан Дарием усмирить восстание (Hdt. 5, 105 и cл.), но, принятый с недоверием сатрапом Артаферном, бежал к морю, был пойман хиосцами, освободился вновь и сделал попытку проникнуть в Милет; когда милесийцы его не приняли, он отправился на митиленских кораблях в г. Византию (Hdt. 6, 1-5.); здесь он занимался морским разбоем, но был пойман Гарпагом и по повелению Артаферна казнен в Сардах.

ГИСТИЭЯ

ГИСТИЭЯ - Histiaea, см. Hestiaeotis, Гестиэотида.

ГИФАСИС,

ГИФАСИС, - Hyphăsis,

Ύφασις или Ύπανις, н. Вьяза или Беджа, самый восточный из левых притоков Инда, протекающих в индийском Пенджабе, впадает в Акесин. Аrr. 5, 5, 5. 4, 2. 6, 14, 4.

ГИФАСИС

ГИФАСИС - Hyphăsis, Ύφασις или Ύπανις, н. Вьяза или Беджа, самый восточный из левых притоков Инда, протекающих в индийском Пенджабе, впадает в Акесин. Arr. 5, 5, 5. 4, 2. 6, 14, 4.

ГИФИОН

ГИФИОН - Gythium, Γύθιον, Γυθειον, н. Палеополь близ Марафониси, портовый город в Лаконии при Гифейском заливе (части Лаконского залива), на чрезвычайно удобном месте (Polib. 5, 19, 7), на речке Гифее. Этот город со своими вырытыми бассейнами, арсеналами и кремлем служил портом для города Спарты. Здесь во время Персидских войн лакедемонский флот имел свою стоянку (Plut. Themist. 20. Arist. 20. Cic. off. 3, 11); в 455 г. до Р. X. афинянин Толмид там уничтожил корабли лакедемонян, после битвы при Левктрах (371 г.) страна была опустошена Эпаминондом (Хеn. Hell. 6, 5, 24), в 195 г. римляне заняли город (Liv. 34, 29), после чего Г. был причислен к городам елевферолаконов и принадлежал к Ахейскому союзу, пока существовал этот союз. Август вновь отстроил город; он сделался главным складочным местом для торговли Лаконии. К этому периоду позднего процветания относятся существующие доныне значительные развалины.

ГЛАБРИОН

ГЛАБРИОН - Glabrĭo, см. Acilii, Ацилии.

ГЛАВК

ГЛАВК - Glaucus, Γλαυ̃κoς,

1. пророчествующий морской бог, имеющий обыкновенно прозвище πόντιος и играющий в сказании об аргонавтах почти ту же роль, какую Протей в «Одиссее» и Нерей в сказаниях о Геракле. Первоначально это был бог моряков и рыбаков в Анфедоне в Беотии; отсюда он попал полубогом в сказания об аргонавтах. Он был строителем и кормчим корабля Арго, сделался после битвы аргонавтов с тирренцами морским демоном и пророчил Ясону. Жители Анфедона рассказывал, что Г. был некогда рыбаком и водолазом, который, бросивши однажды полумертвых рыб на какую-то траву и увидевши, что они ожили от этого, вкусил этой травы и вдруг почувствовал потребность броситься в море, после чего Океан и Тефия сделали его божеством. Это было существо, подобное Меликерту. Делос также назывался его родиной; там, говорили, он пророчествовал вместе с Нереидами и научил Аполлона пророчеству. Отцом его называется Копей, или Полиб, или Посейдон, или Анфедон. Его представляли в виде старца с туловищем, переходящим в рыбий хвост, с длинной, косматой бородой и такими же волосами. ср.: Gaedechens, Glaucus der Meergott (1860);

2. коринфянин, сын Сисифа и Меропы, произвел с Евримедой Беллерофонта. Ноm. Il. 6, 152 слл. Он был растерзан своими взбесившимися конями при случае похоронных игр в честь Пелия в Иолке и считался на Истме божеством, пугающим лошадей на бегах (Ταράξιππος). Он имел близкое отношение к Посейдону, который также называется отцом Беллерофонта, и вероятно, по существу, тождествен с упомянутым выше Г. То, что в Беотии было соединено в боге-рыбаке Г., то, по-видимому, было разделено на Истме, так что божественное свойство олицетворялось в Меликерте, а человечество - в герое Г. Правнук этого Г. был 3) Г., сын ликийского царя Гипполоха, сына Беллерофонтова. Это один из храбрейших союзников Приама под Троей, гость Диомеда. Ноm. Il. 2, 876. 6, 119 слл. 12, 309 слл. 387. 14, 426. 16, 490 слл. Он был убит Эантом;

4. сын Миноя и Пасифаи, ребенком, преследуя мышь, упал в сосуд с медом и потонул в нем. Отец его от куретов получил заявление, что в его стадах есть корова, которая от четырех до четырех часов становится белой, красной и черной; кто сделает самое подходящее к ней сравнение, тот найдет пропавшего ребенка. Когда туземные кудесники не могли дать удовлетворительного ответа, Полиид Аргосский или Коринфский, вещун и жрец Диониса, правнук Меламна, разрешил загадку, сравнив корову с созревающей медленно куманикой (или тутовой ягодой). Мальчика нашли, и Полиид был заключен вмести с трупом для того, чтобы оживить его. К трупу приблизилась змея, но была убита прорицателем; тогда подползла другая змея и оживила убитую, наложив на нее какую-то траву. Полиид оживил и Г. посредством той же травы и научил его искусству предсказания. Но когда он собирался возвратиться в Аргос, он приказал Г. плюнуть ему в рот, после чего Г. снова позабыл искусство гадания. Apollod. 3, 3, 1. 2. Вместо Полиида называется и Асклепий. Таинственное знание может передаваться и отниматься посредством слюны, касающейся языка. Uhland, соч. т. 6, стр. 223;

5. замечательный ваятель с острова Хиоса, между ол. 22 и 45, изобрел, по преданию, спаивание меди и лучшие способы закаливания и смягчения ее посредством огня и воды. Одно из его творений Алиатт Лидийский посвятил в Дельфы. Hdt. 1, 25. Paus. 10, 16, 1.

ГЛАВКА

ГЛАВКА - I.

Glauce,

1. см. Argonautae, Аргонавты, 6;

2. см. Telamon Теламон, под cл. Aeacus, Эак.

II.

Γλαυ̃ξ,

см. Noctua, Сова.

ГЛАВКИЙ

ГЛАВКИЙ - Glaucĭas, Γλαυκίας

1. ученый врач и один из древнейших толкователей Гиппократа;

2. литейщик медью, из Эгины, ок. 500 г. до Р. X., производил главным образом статуи победителей на Олимпийских играх, напр., Гелона и Феагена Сикионского. Paus. 6, 9, 2. 10, 1 и чаще.

ГЛАВКИЯ

ГЛАВКИЯ - Glaucĭa, см. Servilii, Сервилии, 20.

ГЛАДИАТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛАДИУС

ГЛАДИУС - Gladius, 1. солдатский меч, см. Arma Оружие, 10;

2. меч, которым казнили преступников, стал употребляться вместо древней секиры при всех казнях, но прежде собственно им казнили только солдат, см. Securis. К преступлениям, наказываемым обезглавлением, принадлежали: посягательство на верховную власть (crimen maiestatis), тайное убийство и т. п. Ius gladii, т. е. право жизни и смерти над солдатами, императоры давали наместникам в императорских провинциях. Наместники в сенаторских провинциях не обладали этим правом.

ГЛАНС

ГЛАНС - Glans, см. Funditores, Фундиторы.

ГЛАШАТАЙ

ГЛАШАТАЙ - Κήρυξ, герольд, уже у Гомера имеет особенное значение и в силу важности его обязанности считается неприкосновенным. Как посредник между различными государствами, он стоял под защитой международного права (ср. Hdt. 7, 133 слл.). Спартанцы бросили в колодезь вестника персидского царя, требовавшего у них покорности. Но потом они почувствовали угрызения совести, и двое из их сограждан добровольно просили отдать их персидскому царю в возмездие за совершенное злодеяние. Царь однако отослал их назад (см. Bulis, Булис, 2). Из-за убиения герольда (Plut. Pers. 30) возникла непримиримая вражда между Афинами и Мегарами. Герольды, всегда свободные люди; выполняли общественные и частные обязанности: они были послами вождей, в героическое время они пеклись о столе, разливали вино, прислуживали гостям, приводили певцов, запрягали колесницу и т. д. Их общественные обязанности относились к собраниям, судопроизводству, религиозным процессиям в большие праздники, к жертвоприношениям, они участвовали при объявлении войны и при заключении мира. В качестве глашатаев в Афинах, где только незначительные люди посвящали себя этой службе, они подвергались некоторому экзамену, состоявшему, вероятно, главным образом в испытании силы голоса, и содержались за счет государства. Их жезл из лавра или маслины, обвитый двумя змеями, назывался κηρυκεΐον, как послы мира, они носили оливковую ветвь, перевитую шерстяными повязками. У римлян этот посох назывался caduceus (из καρύκιον). Носивший его назывался то caduceator, то ргаесо, legatus или orator; этим римляне отличали посланников мира от военных герольдов или fetiales (см. Фециалы).

ГЛИКЕРА

ГЛИКЕРА - Glycĕra, Γλυκέρα,

1. бедная девушка из Сикиона, замечательной красоты, занимавшаяся плетением венков. Известная в древности картина Павсания, который любил ее, представляла ее цветочницей - στεφανοπλόκος. Ρ lin. 35, 122;

2. вероятно, выдуманное имя любовницы Горация (Od. 1, 19, 5. 30, 3. 3, 19, 28). Так же называется и любовница Тибулла (Horat. Od. 1, 33, 2).

ГЛИКОН

ГЛИКОН - Glycon, Γλύκων,

1. греческий лирик, по имени которого назван известный размер стихов;

2. ваятель из Афин, автор колоссального изображения фарнезского Геркулеса; оно, по-видимому, было привезено в Рим в правление императора Каракаллы и найдено в его термах;

3. ритор с прозвищем Спиридион (Quint. 6, 1, 14), упоминаемый часто Сенекой Старшим.

ГЛОССА

ГЛОССА - Glossa, γλω̃σσα, уже в древние времена обозначает наречие, диалект (διάλεκτος); впоследствии обозначали этим словом, в частности - отдельные слова, свойственные известному наречию, провинциализмы, иностранные выражения или менее употребительные слова старинного языка. В Греции, в особенности в Афинах, рано стали заниматься собиранием и объяснением таких необщепонятных слов, и между тем как прежде само слово называлось γλω̃σσα, впоследствии этот термин стал обозначать толкование слова. В македоно-римский период грамматики стали обращать свое внимание и на такие слова, которые со временем получили другое значение. При этом имелось в виду главным образом преподавание и стилистическое образование. Таким путем слово Г. получило более широкое значение и обозначало вообще выражения, толкующиеся для названной цели. Они собирались в глоссарии, составлявшиеся так называемыми глоссографами. Сперва это делалось в Греции и в сочинениях Гесихия, Свиды, Поллукса, в Ethymologicum magnum и др. сохранились многочисленные следы этой деятельности. В Риме непонятность старинных сочинений уже рано заставила заняться объяснением отдельных устарелых выражений, которые были собраны и расположены в алфавитном порядке сперва Веррием, а затем - Нонием. Много глоссографов занялось в особенности объяснением слов, встречающихся у Плавта. Из таких богатых сборников составилось множество глоссариев, которые относятся к средним векам и сохранились в весьма различных рукописях. Некоторые из них изданы. Весьма желательно, чтобы этот богатый материал был собран и разобран; начал это дело с успехом G. Löwe, Prodromus corporis glossariorum latinorum (1876). T. к. подобные краткие объяснения, приписанные на полях, вписывались несведущими писцами в самый текст автора, то выражения glossa, glossema получили значение чужой вставки. Когда в 11 в. в Италии, а именно в Болонье, с почина Ирнерия (Irnerius) вновь стало процветать изучение римского права, то стали прибавлять к юридическим книгам Юстиниана примечания, касающиеся и языка, и самого дела, и эти примечания назывались Glossae interlineares или Gl. marginales, смотря по тому, были ли они вписаны между строк или приписаны на полях.

ГНАТИЯ

ГНАТИЯ - Gnatia, см. Egnatia, Эгнация.

ГНИД

ГНИД - Gnidus, см. Cnidus, Книд.

ГНИФОН

ГНИФОН - Gnipho, M. Antonius из Галлии, знаменитый ритор в Риме в первой половине 1 в. до Р. X. В числе его учеников называются в особенности Цицерон и Атей Филолог (см. Atei, Атейи, 1). Главное его сочинение имело заглавие: de latino sermone. Suet. gramm. 7. Quint, 1, 6, 23.

ГНОМИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ГНОМИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - Γνώμη.

Г. поэзия в первобытной своей силе и свежести - произведение эллинской жизни. В народе, у которого таким блестящим образом мысль и ее выражение соединялись в одно целое, непременно должно было высоко цениться меткое и содержательное изречение, sententia, γνώμη, представляющее в самом совершенном виде равновесие между содержанием и формой. Ни один из греческих поэтов не чужд такого выражения мыслей, и величайшие из них, напр., Софокл, Пиндар и др. без особого умысла сделали богатый вклад в Г. поэзию. Те, которые специально занимались ей, применяли гному в виде совета и наставления к практической жизни и выражали ей результаты своих многосторонних наблюдений и опытов. Т. к. в древнейшие времена право и обычай, закон и наставление еще мало отличались друг от друга, то древнейшие законоположения и обычные права являются по большей части в виде гном, поэтическая форма которых облегчала молодым людям утвердить их в своей памяти. «Достоинство всех этих изречений состоит не в особенной мудрости, но в твердом духе, сознающем свои собственные основы, не посредством размышления (Reflexion), а вследствие внезапного откровения. Если смотреть с этой точки зрения, то становится понятным то удивление, почти, можно сказать, тот радостный испуг, который производили в умах современников изречения вроде: "Узнавай себя", "Повинуйся Богу", потому что эти изречения выражали ясно и энергично то, что всякий сознавал в своей душе» (К. О. Müller, Dorier, 2, 391). Гномы также вырезались на столбах в общественных местах, как, напр., на термах в Афинах. Размер стиха, более всего употребительный в гномах, был гексаметр или дистих. По характеру своему, в смысле искусства, Г. поэзия составляет часть элегической поэзии (см. Elegia, Элегия) и стоит рядом с политической поэзией. Наряду с Солоном, Ксенофаном, Архилохом и Мимнермом, бесспорно, выдается как мастер этого рода поэзии Феогнис; подобен ему Фокилид, между тем как Эзоп, Симонид и Евен переходят уже к более ограниченной форме эпиграммы, в пределах которой в позднейшее время высказалась еще большая творческая сила, хотя это были произведения более искусства, нежели жизни. Когда появилась дидактическая поэзия, для гномы уже не оставалось места. У римлян гнома является искусственным произведением; сохранился сборник двустиший (disticha) такого рода в 4 книгах под именем Диониса Катона. Изд. Hauthal (1869).

ГНОМОН

ГНОМОН - Gnomon, см. Solarium.

ГНОРИМЫ

ГНОРИМЫ - Γνώριμοι, знатные, одно из многочисленных названий вельмож и благородных; противополагаются им δη̃μος, κακοί, δειλοί, πονηροί. Другие выражения были: ε̉πιφανει̃ς выдающиеся, χαρίεντες, для обозначения более утонченного образования высших сословий, также ε̉πιεικει̃ς, далее πλούσιοι, παχει̃ς, εύποροι, καλοὶ κα̉γαθοί, достойные, порядочные, выражение, которое, подобно английскому gentleman, обозначает не одну лишь разницу сословия; далее άριστοι и βέλτιστοι, выражения, обозначающие почти исключительно только политическое состояние, а не нравственное достоинство; наконец, выражения, обозначающие преимущество или власть υ̉πείροχοι и δυνατοί.

ГОБРИЙ

ГОБРИЙ - GobrСћas, Γωβρύας

1. перс, который, вместе с шестью другими лицами, низверг с престола Лже-Смердиса (Gumata); он схватил мага и боролся с ним, а Дарий, подоспевший ему на помощь, привел в действие кинжал и убил обманщика, однако, лишь после того, как Г. неоднократно просил его произвести удар, не обращая внимания на то, что может поразить его самого вместо Лже-Смердиса. Г. женился на дочери Дария и под его предводительством воевал со скифами за Дунаем. Сын его был известный Мардоний. Hdt. 3, 70 слл. 4, 132 cл. т. 7, 2. 5. Justin. 1, 9;

2. полководец Артаксеркса Mнемона. Xеn. Anab. 1, 7, 12.

ГОД

ГОД - Annus, I. Разделение года у греков и римлян.

a) У греков, которые первоначально, подобно римлянам, имели лунные месяцы, первым днем месяца был тот, вечером которого всходила новая луна; он назывался νουμηνία и был посвящен Аполлону. Началом суток, как и у всех народов, деливших время по круговращениям луны, считался вечер. Т. к. от одного новолуния до другого проходило 29 дней и приблизительно 13 часов, то 30-дневные месяцы (πλήρεις) чередовались с 29-дневными (κοτλοι). Далее, чтобы сравнять лунный год с солнечным, со времен Солона, в течение «большого года» (μέγας ενιαυτός), состоявшего из 99 месяцев, вставляли несколько раз, а именно в каждый 3, 6 и 8-й года, один прибавочный месяц (μην εμβολιματος) в 30 дней, так что обыкновенный год состоял из 354 дней, а високосный (со вставным месяцем) из 384. Но такой високосный год был 7½ днями длиннее, чем следовало, поэтому приходилось время от времени пропускать вставочный месяц. Во времена Перикла астроном Метон установил 19-летний цикл (εννεακαιδεκαετηρίς). Впрочем, календари отдельных греческих государств были столь же отличны один от другого, как и религиозные торжества. Аттический год начинался с первого новолуния после летнего солнечного поворота (тогда как спартанский начинался с осеннего равноденствия, а эолийский с зимнего солнечного поворота); отсюда происходит следующий порядок аттических месяцев:

1. Έκατομβαιών, 2-я половина июля и 1-я половина августа;

2. Μεταγειτνιών, 2-я половина августа и 1-я сентября;

3. Βοηδρομιών, 2-я половина сентября и 1-я октября;

4. Πυανεψιών, 2-я половина октября и 1-я ноября;

5. Μαιμακτηριών, 2-я половина ноября и 1-я декабря;

6. Ποσειδεών, 2-я половина декабря и 1-я января;

7. Γαμηλιών, 2-я половина января и 1-я февраля;

8. Άνθεστηριών, 2-я половина февраля и 1-я марта;

9. Έλαφηβολιών, 2-я половина марта и 1-я апреля;

10. Μουνιχιών, 2-я половина апреля и 1-я мая;

11. Θαργηλιών, 2-я половина мая и 1-я июня;

12. Σκιροφοριών, 2-я половина июня и 1-я июля. Вставной месяц назывался вторым Посейдеоном и вставлялся в половине года.

Каждый месяц подразделялся, в свою очередь, на три декады:

1. ίσταμένου или αρχομένου,

2. επί δέκα или μεσου̃ντος и

3. φθίνοντος, παυομένου, λήγοντος или απιότος.

ср.: К. F. Hermann, über driech. Monatskunde (1844). Bergk, Beiträge zur griech. Monatskunde (1845). [Латышев. О некоторых эолич. и дорич. календарях (1883).]

b) У римлян, по преданию, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса - Martius; второй - Aprilis от раскрывания (aperire) почек на растениях; третий - Maius, в честь Майи, матери Меркурия; четвертый - Iunius, в честь Юноны, а прочие по месту в году: Quintilis, Sextilis, September, October, November, December. Позднее Quintilis в честь Юлия Цезаря был назван Iulius, a Sextilis в честь Августа - Augustus. Начало месяца определялось новолунием; особый чиновник (впоследствии pontifex maximus) обязан был из особенного, нарочно для этого построенного на Капитолийском холме здания (curia Calabra) объявлять о наступлении новолуния (kalare, оттуда Kalendae). День в середине месяца (приблизительно полнолуние) назывался Idus (от этрусского iduare - делить; ср. dividere). Смотря по различной длине месяцев, Иды впоследствии приходились в некоторых месяцах (март, май, июль, октябрь) на 15 день, в других на 13-й. Nonae (novem) назывался 9-й день перед Идами (считая и день Нон, и день Ид). Прочие дни обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед Календами, или перед Нонами, или перед Идами. Вместо die ante Kalendas говорили ante diem Kalendas. По преданию, Нума Помпилий присоединил месяцы Ianuarius (от бога Януса) и Februarius, который получил свое имя от всеобщей великой искупительной жертвы (Februalia), приносившейся в конце каждого года (Februarius был сперва последним месяцем). Таким образом возник лунный год из 355 дней. Чтобы сравнять его с солнечным, Нума постановил через каждые два года между 23 и 24 февраля вставлять еще один месяц, mensis intecalaris (-ius) или Mercedonis (Mercid.). Но, по всей вероятности, так называемый десятимесячный год Ромула относится только к исчислению сроков перемирия по десяти истинным обращениям луны, а римский праздничный календарь искони состоял из 12 месяцев (с марта по февраль). Приписываемый Нуме способ уравнения лунного года с солнечным был далеко неудовлетворителен, он остался таким и после некоторых улучшений, введенных децемвирами (451 г. до Р. X.). По закону Мания Ацилия Глабриона (191 г. до Р. X.) понтифики были уполномочены вставлять добавочный месяц по собственному усмотрению. Но т. к. вследствие небрежности во времясчислении явился величайший беспорядок и все месяцы потеряли свое естественное положение в году, то Юлий Цезарь, как pontifex maximus, поручил александрийскому математику Сосигену (в 46 г. до Р. X.) устроить улучшенный календарь; для введения последнего в указанном году (annus confusionis ultimus) понадобилось, кроме вставленного уже в феврале обычного добавочного месяца, вставить еще 67 дней между ноябрем и декабрем. С этих пор календарный год начинался с первого января (т. е. с того дня, в который в 153 г. до Р. X. консулы вступали в свою должность); теперь в каждом четвертом году, когда февраль состоял из 29 дней, 24-й и 25-й дни этого месяца назывались sextus Kalendas Martias и год назывался Bisextilis. Каждый месяц древние римляне делили на части по базарным или судебным дням (nundinae от novem dies), в которые они из деревень приходили в город; при императорах стали делить на недели (hebdomades). Обзор времен целого года назывался Kalendarium; но этим же именем обозначалась и долговая книга, т. к. должники платили проценты в дни Календ.

II. Летосчисление.

В хронологии древнейшей греческой истории важен год взятия Трои, т. е., соответственно вычислениям Эратосфена и Аполлодора, 1184 г. до Р. X.; считая годы вперед или назад от этой эры, определяли даты событий. Счисление по олимпиадам (эра - 1-я ол.= 776 г. до Р. X., см. Olympias, Олимпиада, 2) сделалось у историков главным приемом хронологического определения (прежде всего у историка Тимея) только в 3 в. до Р. X., но вместе с тем сохранился обычай считать по афинским архонтам-эпонимам и по первым спартанским эфорам. У римлян официальным летосчислением было счисление по консулам; оно удерживалось и при императорах до Юстиниана (до 541 г.). Рядом с этим вошло во всеобщее употребление у писателей со времени Августа счисление ab urbe condita; Варрон, которому и мы по большей части следуем, считает за год основания Рима год, соответствующий 753 г. до Р. X., а по Катону год основания Рима равен 751 г. до Р. X. Имена консулов сохранились в Fasti Capitolini и в F. Consulares (см. Fasti, Фасты). B 4 в. до Р. X. вошел в употребление цикл индиктов (indictionum), имевший свое основание в податном устройстве Римской империи и начинавшийся с 1 сентября 312 г. Затем вошло в употребление и удерживается до сих пор счисление по годам от Рождества Христова, причем принимается за эру тот год, который вычислил для этого события Dionysius Exiguus (умер в 556 г.) ср.: Zumpt, das Geburtsjahr Christi (1869). см. таблицы, приложенные в конце книги.

ГОЛОС И ПРАВО ГОЛОСА

ГОЛОС И ПРАВО ГОЛОСА - Suffragĭum.

О подаче голосов в комициях см. Comitia, Комиции, Septa, Септа.

ГОЛОСОВАНИЕ КАМНЯМИ

ГОЛОСОВАНИЕ КАМНЯМИ - Ψηφίζεσιθαι, в противоположность голосованию через поднятие рук (см. Χειροτονία, Хиротония, и Έκκλησία, Экклесия, 5), означает голосование камешками (ψη̃φοι), которые бросались в голосовую урну (υ̉δρία). По случаю суда над полководцами после сражения при Аргинусских островах упоминаются две урны, одна для оправдательных, другая для обвинительных голосов. Хеn. Hell. 1, 7, 9. Но это не могло быть постоянно так, потому что голосование не было тайным. Голосование через ψη̃φοι особенно применялось в тех случаях, когда требовалось обеспечить свободу его тайной и когда решение зависело от точного числа голосов, как при даровании привилегий, напр., предoставление прав гражданства, предложение переговорить с народом за бесчестного ('άτιμος) и т. д. Именно для действительности такого законопроекта требовалось по меньшей мере число 6000 голосов. Но большей частью употреблялся более удобный и быстрый способ голосования через поднятие рук, напр., при выборе начальников, которые не назначались по жребию. Впрочем, древние не точны в употреблении обоих этих выражений: часто ψηφίζεσθαι употреблялось в значении χειροτονει̃ν, обозначая вообще каждый род голосования. С винительным падежом того, что решают, соединяется только ψηφίζεσθαι, напр., βοήθειαν. Если говорить о подаче голосов в суде, то употребляется только ψηφίζεσθαι, о выборах - только χειροτονει̃ν.

ГОЛШ

ГОЛШ - Golgi, Γολγοί, город, основанный сикионцем Гольгом на острове Кипр (на востоке), с храмом, посвященным Афродите. Theocr. 15, 100. Catull. 36, 14. 64, 96. Paus. 8, 5, 2. Ныне, по всей вероятности, город Кукла.

ГОМАРИОН

ГОМАРИОН - Homarĭon, Όμάριον или Άμάριον; так называлась священная роща, расположенная на востоке от ахейского города Эгиона (Α'ίγιον); она была посвящена Зевсу Όμάριος (=Όμαγύριος); в ней находился алтарь Гестии; здесь, обыкновенно, происходило собрание членов Ахейского союза. Polib. 5, 33. Strab. 8, 385. 387.

ГОМЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОМОЛА

ГОМОЛА - Homŏle, Όμόλη или Όμόλιον, самая северная часть фессалийского полуострова Магнесии, плодородное, обильное водой предгорье Оссы (см. Осса), вблизи Темнейской долины с городом того же имени. Strab. 9, 443. Paus. 9, 8, 6. Liv. 42. 38.

ГОМФЫ

ГОМФЫ - Gomphi, Γόμφοι, фессалийская пограничная крепость, на пределах Эпира (в Гестиеотиде), самый западный город страны, на юго-западе от города Трикки, разрушен Цезарем, но затем снова выстроен (Саes. b. с. 3, 80. Liv. 31, 41. 32, 14 и чаще), н. Палеа-Епископи.

ГОНН

ГОНН - Connus, Gonni, Γόννος, -οι, н. Ликостомон, важная крепость при западном входе в долину Темпе, на правом берегу Пенея, город перребов в фессалийской области Пеласгиотиде. Город, от которого сохранились значительные остатки стен, кроме входа в долину Темпе заграждал еще вторую дорогу, ведущую через восточные предгория Олимпа в Македонию. После войн между македонянами и римлянами это место более не упоминается. Hdt. 7, 128. 173. Polib. 17, 23. 18, 10. Liv. 36, 10. 42, 53. 54.

ГОНОР

ГОНОР - Honor, Honos, олицетворение чести, стоит в тесной связи с Virtus, олицетворением воинственной храбрости. Марцелл построил в честь обоих божеств храм за Каненскими воротами, исполняя обет, данный им в сражении при Кластидии на реке По (222 г. до Р. X.). Но так как верховные жрецы объявили, что оба божества не могут иметь вместе один храм, то рядом с первым был построен еще второй. Liv. 27. 25. Общий храм оба божества получили от Мария после победы над кимврами.

ГОНОРАР

ГОНОРАР - Honorarium, τιμή или μισθός, подарок, который уже во время республики провинциалы подносили римским чиновникам. Сперва он состоял из произведений природы; при императорах он заключался в деньгах, платимых провинциалами, которые достигали какой-нибудь должности, в особенности должности декуриона (decurionatus). Эта пошлина поступала в общественную казну. ср. Plin. ep. 10, 113. 114. Также и греческие ораторы, как поверенные, получали за свои труды Г. от своих клиентов; то же делалось и у римлян. Этому обычаю попыталась воспротивиться lех Cincia в 204 г. до Р. X., ne quis ob causam orandam donum munusve caperet. Но она вскоре была забыта, и, напр., Клодий и Курион брали хорошие вознаграждения. Август восстановил значение закона Цинция, Dio Cass. 54, 18. Клавдий (Tac. ann. 11, 5. 7) сделал ограничение и определил как maximum вознаграждения сумму usque ad dena sestertia. Нерон опять уничтожил это определение и возобновил закон Цинция (Tac. ann. 13, 15); однако впоследствии он вернулся к maximum'y Клавдия. (Suet. Nero. 17). В правление императора Траяна, софистически соединяя lex Cincia с обычаем, постановили, что стороны наперед должны поклясться, что они ничего не давали своему адвокату и ничего не обещали ему, ни сами, ни через других лиц (nihil se ob advocationem cuiquam dedisse, promisisse, cavisse), но по окончании процесса адвокат имел право требовать honorarium decem milium (Plin. ep. 5, 21). Точно так же в Афинах и в Риме учителям искусств и наук платили honorarium (pretium disciplinae, см. Ludi, Игры). Врачи, особенно в Греции, получали наряду с государственным жалованьем (δημοσιεύοντες ι̉ατροί, им противополагаются ι̉διωτεύοντες, частные врачи) вознаграждение от пользуемых пациентов, σω̃στρον. см. Medici, Медики.

ГОНОРИЙ

ГОНОРИЙ - Honorius, Flavius, сын Феодосия I, родился в 384 г. от Р. X., в 393 г. получил титул Августа и после смерти своего отца в 395 г. сделался императором Западной Римской империи под опекой вандала Стилихона. Последний поддерживал своей силой и энергией расшатанное государство, но нисколько не способствовал духовному развитию несовершеннолетнего императора, который до самой смерти оставался игрушкой своих любимцев. Стилихон в течение своей долгой жизни охранял государство от вторжений германских племен под предводительством Алариха и (в 406 г.) Радагайса, которого он разбил при Флоренции. Но когда Г., хотя и женатый на дочери Стилихона, приказал умертвить своего тестя, тогда государство в 408-410 гг. подверглось нападениям германских племен, которые отнимали одну провинцию за другой и основывали в них новые государства. Наконец, Г. должен был выдать за своего победоносного полководца Констанция свою сестру Плацидию, бывшую ранее в браке с царем вестготов Атаульфом (417 г.), и принять его в соправители (421 г.). Он умер в августе 423 г.

ГОПЛЕТЫ

ГОПЛЕТЫ - Όπλητες, см. Φυλή, Фила, 2.

ГОПЛИТЫ

ГОПЛИТЫ - Όπλι̃ται, пешие воины с тяжелым вооружением в войсках греков; в героическое время они были лишь неважной дружиной какого-нибудь знатного человека, правителя. После переселения дорян способ ведения войны изменился, так что Г. не только сделались важнейшей частью войска, но даже составляли само войско, и все остальные, как, напр., конница (ср. Equitatus, Конница), илоты и т. д. сами по себе не имели никакого значения. Соединенное в сомкнутую фалангу войско сражалось теперь во всей массе в противоположность одиночным боям героического времени. Разделение войска Г. см. Exercitus, Войско, и Phalanx, Фаланга. Вооружение Г. было приспособлено только к рукопашному бою, так что им приходилось или проломить неприятельские ряды, или умереть. Копье было употребляемо только для удара, не для метания; оно было величиной от 7 до 9 футов и при простой защите от нападающего врага покоилось в боковой нарезке большого овального щита (α̉σπίς), который носили на перевязи, управляя им при помощи рукоятки (πόρπαξ). Гоплит носил, кроме того, также меч, в качествe наступательного оружия, а для защиты медный панцирь, шлем и набедренники - все это вместе весило около 70 фунтов. В сражении он должен был все это носить сам, в походе он разделял эту ношу с одним из своих рабов (ср. Exercitus, Войско), так что ему самому приходилось носить только около 40 фунтов. В македонском войске Г. назывались Φαλαγγι̃ται, фалангитами; это были свободные, но не благородные македоняне. Их вооружение состояло из круглого щита в 2 фута в диаметре и от 10 до 12 фунтов весом, кожаного панциря с медной обивкой, круглой войлочной шляпы и набедренников, кроме того, короткого меча и македонского копья (σάρισσα) длиной в 15-16 футов.

ГОР

ГОР - Horus, Orus, τΩρος, египетский бог, которого Геродот (2, 144. 156) называет сыном Озириса (см, это слово) и Изиды, братом Артемиды (египетской Бубастиды) и отождествляет с Аполлоном. Мифы о нем, как и толкование их древними, очень разнообразны и несходны. Греки и также большая часть новейших толкователей объясняют его как особенное явление солнечного бога. От него отличают младшего Горуса, Horus Harpocrates, культ которого перешел к позднейшим грекам и римлянам. Он считается за рожденного позже, слабого сына Озириса и служит представителем зимнего солнца, между тем как старший Horus рассматривается как летнее солнце. Но он считался также изображением растительной силы и был отождествляем поэтами с Ирианом. Его изображали слабым ребенком, прикладывающим палец ко рту. Поэтому с ним соединяли значение таинственного и делали его богом молчания. В этом значении встречается он обыкновенно у римлян (Ov. met. 9, 692. Varr. l. l. 4, p. 17), отсюда выражение: facere, reddere aliquem Harpocratem (заставить кого замолчать, Catull. 74. 4). Как бог тайны и молчания он делается также богом семейной жизни.

ГОРАПОЛЛОН

ГОРАПОЛЛОН - Ώραπόλλων, имя, принадлежащее времени слияния египетской и эллинской национальностей и приписываемое Свидой двум писателям, из которых один, родом из Фенебетиса в Египте, жил при Феодосии, а другой, называемый просто египтянином, во время императора Зенона. Может быть, с этим Г. тождествен тот (родом из города Никополя), который написал сочинение о иероглифах, переведенное на греческий язык Филиппом в 4 в. от Р. X. Перевод этот не подстрочен; тут даже прибавлено то, чего не могло стоять в оригинале. Нередко встречаются в переводе грубые ошибки. Объяснение иероглифа большею частью делается так, что сперва указывается значение, затем знак, после чего следует длинное или краткое объяснение связи между смыслом и изображением. Издано Leemans'ом (1835).

ГОРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРГИД

ГОРГИД - Gorgĭdas, Γοργίδας, фиванец, отправлял некогда должность гиппарха (начальника конницы), а затем, после занятия Кадмеи, не преследовался фиванскими олигархами, хотя он был в связи с изгнанниками. Plut. gen. Socr. 5. Вместе с Эпаминондом он собрал и выучил отряд юношей (Plut. Pelop. 14. 18), который впервые заявил о себе после изгнания олигархов, отличился в 375 г. до Р. X. в битве при Тегире и затем Пелопидом был преобразован в священный отряд. Г. был беотархом в 378 г. (Polyaen. 2, 5, 2); более о нем не упоминается.

Предыдущая страница Следующая страница